Премьер-министр Николай Азаров вряд ли кривил душой, заявляя в прошлую субботу, что на сегодняшний день у Украины нет острой необходимости в денежных средствах Международного валютного фонда. Бюджетные показатели первых пяти месяцев нынешнего года выглядят намного презентабельнее своих прошлогодних аналогов.

И все же такая необходимость вскоре может возникнуть. Во-первых, потому что уже практически неизбежный рост закупочных цен на газ негативно скажется не только на бюджетном, но и на платежном балансе страны. Во-вторых, потому что принципиальных структурных изменений в украинской экономике за последние полтора года не произошло — она (а значит, и бюджетные поступления) продолжает практически всецело зависеть от динамики мировых сырьевых и энергетических рынков. В-третьих, потому что без возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом украинскому государству заемные ресурсы будут обходиться значительно дороже как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Но в данном контексте речь идет вовсе не о деньгах МВФ (было бы действительно хорошо, если бы без очередного транша удалось обойтись). Неумолимо истекают последние месяцы, если не недели, в течение которых у нынешней украинской власти остается реальный шанс и возможности провести необходимые непопулярные структурные реформы.

Текущие балансы

Состояние как бюджетного, так и платежного баланса действительно пока не вызывает особых опасений.
Как сообщил Национальный банк, в мае сохранялся приток валюты в страну от от нерезидентов, в результате чего сальдо валютных интервенций Нацбанка составило «плюс» 127,2 млн. долл. Правда, из-за необходимости выделить валюту для очередных закупок газа НАК «Нафтогаз Украины» валовые золотовалютные резервы Нацбанка немного сократились по сравнению с предыдущими рекордными показателями (с 38,4 до 37,9 млрд. долл.). Согласно данным Минфина, по состоянию на 1 июня с.г. остатки на консолидированном счете Госказначейства достигли в мае трехлетнего максимума (17,5 млрд. грн.), увеличившись за прошлый месяц в 1,8 раза. При этом валютные запасы правительства тоже остаются весьма приличными — около 2,25 млрд. долл.
По итогам пяти месяцев с начала года, доходы бюджета составили 119 млрд. грн. (41,7% плана на весь год — 285,1 млрд.), почти на 27% превысив аналогичный прошлогодний показатель.
В результате, по словам премьер-министра, дефицит государственного бюджета составил в январе—мае чуть более 1%, а по итогам года ожидается дефицит менее 3% ВВП.
Также в Минфине похвастались, что возврат НДС за этот период составил 16,7 млрд. грн, что в 2,6 раза больше прошлогодних аналогов. Привилегией автоматического возврата НДС в мае воспользовались 82 предприятия, получившие сообща 1,2 млрд. грн. (34% от сумм, запланированных к возмещению в прошлом месяце).
В принципе, Минфин сейчас не испытывает особенных долговых проблем и может пользоваться роскошью сравнительно дешевых заимствований на внутреннем рынке. Из-за проблем с выдачей новых кредитов банковские учреждения достаточно охотно покупают выпускаемые правительством среднесрочные ОВГЗ с доходностью 9—11% годовых.
За первые четыре месяца с начала года госдолг (прямой и гарантированный) вырос более чем на 31 млрд. грн. и на 1 мая составлял 463,3 млрд. грн. По подсчетам экс-министра финансов Виктора Пинзеника, по состоянию на май каждый украинец должен уже более 10 тыс. грн., не учитывая процентов по кредитам.
Кстати, расходы на обслуживание госдолга за пять месяцев этого года составили 7,7 млрд. грн., погашение — 20,7 млрд. грн. При этом за тот же период было заимствовано 37,6 млрд. грн. (в т.ч. по внутреннему — 24,9 млрд. грн, по внешнему — 12,7 млрд. грн.).
В целом по году, как ранее сообщал премьер-министр Николай Азаров, в 2011 году Украине необходимо отдать 88 млрд. грн. долгов.
При этом пик выплат, по его же словам, предположительно придется на июль 2011 года, когда правительство должно будет вернуть кредиторам около 19 млрд. грн. «Это больше, чем годовые расходы на всю систему образования в Украине. Никогда еще наше государство не было должно такую астрономическую сумму. И львиная ее доля — это одалживание в 2009 году под почти 30% годовых», — акцентировал внимание на серьезности положения Николай Янович, традиционно обвиняя в сложившемся положении дел предшественников.
Впоследствии на рынке появилась и более подробная, обновленная информация. Согласно данным из проспекта эмиссии еврооблигаций Украины, опубликованного агентством «Интерфакс-Украина» в феврале нынешнего года, правительству Украины в 2011—2014 годах предстоит направить на выплаты по государственному долгу почти 30 млрд. долл. Причем наибольшая нагрузка за эти четыре года, согласно графику выполнения правительственных обязательств, приходится на нынешний год — 10,06 млрд. долл.
По оценкам аналитиков Goldman Sachs, расходы украинского правительства на погашение и обслуживание госдолга до конца нынешнего года составят еще около 45,5 млрд. грн. (32 млрд. — внутренних и 13,5 млрд. — внешних). Приблизительно в такую же сумму (44 млрд. грн., или около 5,5 млрд. долл.) они оценивают потребности в рыночных заимствованиях правительства даже при условии 100-процентного выполнения бюджета в нынешнем году. И это — без учета 2-миллиардного долга российскому ВТБ, который, как известно, был успешно пролонгирован еще на полгода. По прогнозам Goldman Sachs, хотя большую часть этой суммы правительство попытается покрыть за счет внутренних заимствований, от 1 до 2 млрд. долл. придется занимать за рубежом. Аналитики считают, что приемлемые условия сделки могут быть получены только в случае четкого подтверждения приверженности дальнейшей реализации уже запланированных реформ. А это, по их мнению, станет заметно только в случае возобновления программы МВФ.

Риски и угрозы

И пока из-за благоприятной внешней конъюнктуры экономика Украины растет темпами, близкими к нынешним (около 5%), стабильности госфинансов особенно ничего не угрожает. На самом деле одной из главных угроз для Украины в нынешней ситуации становится не дефолт, а риски раскручивания нового инфляционного витка. Фактически, быстрое обесценивание покупательной способности гривни — это не только дополнительный налог, от которого страдают в первую очередь слои населения с самыми низкими доходами, но и своеобразный дефолт государства по выпускаемым им в обращение денежным знакам.
О серьезности инфляционной угрозы прямо говорится в «нечаянно» просочившемся в СМИ письме главы НБУ Сергея Арбузова премьер-министру Николаю Азарову. Его содержание было подробно описано в предыдущем номере ZN.UA, поэтому останавливаться на нем еще раз мы не намерены. Отдельно заметим, что содержание подобных писем должно не случайно, а вполне целенаправленно попадать на глаза широкой общественности. В Великобритании, например, публикация открытых обращений Банка Англии к тамошнему министерству финансов — вполне нормальное явление.
Согласно данным Госкомстата, в мае инфляция в Украине благодаря замедлению роста цен на продовольствие и некоторое снижение мировых цен на нефть замедлилась до 0,8% по сравнению с 1,3% в апреле. Однако ее годовые темпы, наоборот, ускорились, подскочив до уровня 11% (в прошлом мае наблюдалась дефляция — снижение индекса потребительских цен на 0,6 п.п.), что сделало предупреждения НБУ об угрозе повышенного роста цен вполне осязаемым. А значит, стали реальными и риски ужесточения денежно-кредитной политики НБУ, последствия которого могут оказаться очень болезненными как для экономики, так и бюджета. До поры до времени более высокая, нежели запланировано на нынешний год (8,9%), инфляция вполне устраивала правительство и Минфин, помогая наполнять бюджет. (Кстати, доходы госказны опережают запланированные показатели всего на 2—3% — именно на столько текущая инфляция опережает заложенную в бюджетном законе).
Но если Национальный банк все-таки осуществит свои угрозы, закрутив денежно-кредитные клапаны, то для правительства станет более проблематичным не только выполнение плана поступлений в бюджет, но и осуществление заимствований на внутреннем рынке —банковские ресурсы станут значительно дефицитнее и дороже.
Самое обидное, что неизбежное охлаждение экономической активности и фактическое убиение только-только наметившегося роста кредитования может и не возыметь надлежащего воздействия на цены. Которые растут, как известно, по причине инфляции затрат, а не спроса (именно последний находится в компетенции НБУ).
Кстати, недавно правительство значительно повысило собственный прогноз по инфляции цен производителей (до 17,9% против ранее прогнозируемых 11,3%). Оценки внешнеторгового дефицита были ухудшены с 3,4 до 4,9 млрд. долл. По мнению аналитиков ING, данные изменения правительственных прогнозов отражают нынешнюю растущую динамику цен энергоносителей и сырья на мировых рынках, что влияет как на уровень цен производителей, так и на объемы импорта.
В то же время в самой ING прогнозируют, что индекс цен производителей в нынешнем году достигнет 21,2%, а объем дефицита торгового баланса — 5,4 млрд. долл.
Поскольку вслед за ценами производителей с лагом в шесть месяцев практически неизбежно растут и потребительские цены, инфляционная угроза действительно требует самого пристального внимания властей. И политика макроэкономической стабилизации, на которую направлена программа МВФ, — лучшее тому подспорье. Видимо, от программы фонда украинским властям таки никуда не деться.

Необходимые шаги

Итак, среди наиболее сложных мер, которые украинским властям придется имплементировать в ближайшие несколько недель, — пенсионная реформа и повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго, которого не избежать, судя по бесполезности переговоров с Москвой.
Прогнозы иностранных экспертов в отношении цен на нефть пока не вызывают особого оптимизма — стоимость барелля нефти марки Brent ожидается на уровне 120 долл. на конец нынешнего и 140 долл. — следующего года.
Так что и газ, вероятнее всего не будет стоить Украине дешево. Дополнительные валютные расходы на его закупку в размере 2 млрд. долл. — неприятный, но не смертельный урон для стабильности национальных финансов. А вот необходимые дополнительные дотации в размере 10—15 млрд. грн., которые, по оценкам экспертов, в нынешнем году понадобятся «Нафтогазу», в бюджете нынешнего года пока не предусмотрены.
Поэтому на сюрпризе в виде как минимум полуторакратного повышения тарифов, который, скорее всего, в сезон летних отпусков ожидает украинцев, «приятные» новости в нынешнем году вряд ли закончатся.
И все же рискнем предположить, что волна общественного негодования и новое падение рейтингов власти — это далеко не главное обстоятельство, тормозящее этот процесс. Дело в том, что значительные повышения энергетических тарифов сделает для украинцев значительно более актуальным вопрос: «А почему и за что, собственно, мы так много платим?». А значит, возникнет так называемый социальный заказ на большую прозрачность не только самих тарифов, но и всей газово-энергетической сферы. В которой, как известно, в Украине делаются самые большие и шальные состояния. Не потому ли главными глашатаями от правительства, выступавшими против повышения тарифов для населения, оказались вице-премьер Андрей Клюев и министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Есть, видимо, очень много вопросов, по которым точки зрения этих господ не сходятся. Но в этом они пока оказывались на редкость единодушны.
Что касается пенсионной реформы, то хотя вице-премьер Тигипко и сообщил, что нынешний ее вариант прошел предварительную экспертизу и получил одобрение у иностранных доноров, судя по отзывам экспертов, это все еще не тот прорывной документ, который бы качественно изменил ситуацию с пенсионным обеспечением в нашей стране. Да и дебаты (а по ходу — и политические торги) по этому вопросу предстоят еще очень и очень жаркие.
Но неумолимо приближается и дедлайн, за которым находится точка невозврата, после которой проводить реальные реформы будет поздно. В таком случае Украину ожидает так называемый дефолт макрополитики — невыполнение обязательств по реализации ключевых реформ, без которых невозможна не только модернизация экономики, но и ее банальная стабилизация. Поскольку менее чем за 12 месяцев до предстоящих парламентских выборов восстановить электоральные симпатии будет очень сложно. Поэтому если шанс, который еще остается, нынешним летом все-таки будет упущен, дальнейшие события в Украине будут все больше напоминать белорусский или другой похожий сценарий. И пусть никого не обманывает такой зыбкий рост мировой экономики. Который, судя по многим тревожным сигналам, может прекратиться в любой момент. Не лучше ли подготовиться?

В качестве ответа на отчёт НАТО об угрозе «хактивизима» группировка Anonymous опубликовала открытое письмо (сайт сейчас под DDoS-атакой, так что см. кэш Google). Публикуем перевод этого документа.
Приветствуем вас, члены НАТО. Мы — Anonymous.
 В своей недавней публикации вы представили Anonymous как угрозу «государству и народу». Вы также заявили, что секретность якобы является «неизбежным злом» и что прозрачность — не всегда правильный способ развития.

Anonymous хотели бы напомнить, что государство и народ, в отличие от так называемых «демократических» организаций, отличаются друг от друга и часто имеют противоположные цели и желания. Позиция Anonymous заключается в том, что когда возникает конфликт между интересами государства и интересами народа, то воля народа должна иметь больший приоритет.
Единственная угроза, которую прозрачность несёт для государства — это угроза снизить возможность делать то, с чем народ не согласен, без демократических последствий и ответственности за своё поведение. В вашем же отчёте приводится прекрасный пример — атака Anonymous на компанию HBGary. Действия HBGary могли преследовать цель извлечь выгоду в области безопасности или военную выгоду, это неважно (сотрудники HBGary пытались с помощью социальной инженерии и обманными методами установить личности участников Anonymous, чтобы затем продать эту информацию и повысить свою репутацию на рынке систем безопасности; кроме того, HBGary по заказу Bank of America готовила фальсифицированные документы для Wikileaks, чтобы скомпрометировать подлинные утечки до их публикации в открытом доступе; за всё это компания HBGary была жестоко наказана хакерами — прим. пер.) — главное, что их действия были незаконными и достойными порицания. Anonymous не приемлет, чтобы правительство и/или военные ставили себя выше закона и использовали фальшивое клише «национальной безопасности» для оправдания незаконных и обманных действий. Если правительство должно нарушить правила, оно также должно быть готово к демократическим последствиям своих действий на следующих выборах. Мы не приемлем нынешнего положения вещей, когда у государства есть две версии событий: одна секретная, а другая для публики. Враньё и секретность полностью подрывают концепцию самоуправления. Как люди могут решить кому отдавать свои голоса, если они не получают полной информации, какой курс проводит тот или иной политик на самом деле?
После выборов правительство считают «представителем» нации. По сути, это означает, что действия государства являются не действиями отдельных людей в правительстве, а действиями от имени каждого гражданина страны. Неприемлемой является ситуация, когда люди зачастую не имеют никакого представления, что делается от их лица — за закрытыми дверями.
Anonymous и Wikileaks — разные организации. Wikileaks никак не способствует и даже не просит о каких-либо действиях Anonymous. Однако, Anonymous и Wikileaks объединяет одно общее качество: они не представляют никакой угрозы ни для какой организации до тех пор, пока организация не делает что-нибудь неправильное, пытаясь скрыть это.
Мы не хотим угрожать чьему-то образу жизни. Мы не хотим навязывать кому-либо свою волю. Мы не хотим терроризировать ни один народ.
Мы только хотим забрать власть у заинтересованных лиц, облечённых полномочиями, и отдать её народу — кому, в условиях демократии, она и должна принадлежать.
Государство принимает законы. Это не даёт ему права нарушать их. Если государство не делает ничего тайного или незаконного, то ему нечего бояться разоблачений Wikileaks и нечего стыдиться, как это было в случае со скандальными документами, утёкшими из локальной сети HBGary. Эти скандалы являются результатом не разоблачения со стороны Anonymous или Wikileaks, они являются результатом СОДЕРЖАНИЯ этих самых утечек. И ответственность за данный контент может лежать исключительно на тех, кто принял данные решения. Они, как любое коррумпированное лицо, наивно верили, что могут стоять выше закона и что их не поймают.
Многие государственные чиновники и коммерческие компании беспокоятся о том, как они могут уберечься от подобных утечек в будущем. Им дают разные советы, от повышения безопасности до снижения уровней допуска к документам, от ужесточения наказания информаторов до цензуры прессы.
Наше послание простое. Не врите людям — и вам не придётся беспокоиться, что ложь всплывёт. Не давайте взяток — и не придётся беспокоиться, что ваша коррупция станет достоянием гласности. Не нарушайте правил — и у вас не возникнет проблем.
Не пытайтесь исправить свою двуличность, пряча одно из лиц. Вместо этого, попробуйте жить с одним лицом — честным, открытым и демократичным.
Вы знаете, что запугиваете нас не потому что мы угрожаем обществу. Вы запугиваете нас, потому что мы угрожаем установленной иерархии. За последние несколько лет Anonymous доказали, что наличие руководства не является необходимым условием для достижения поставленных целей — возможно, по-настоящему вас пугает в нашей деятельности доказательство вашей собственной ненужности в эпоху, когда общество уже выросло и перестало нуждаться в вашей поддержке. Ваш настоящий кошмар вовсе не в группе активистов, а в факте, что вы сами и все ваши принципы, в новую эпоху и благодаря совершенству технологий, являются избыточными условиями.
И последнее, не допускайте ошибку, бросая вызов Anonymous. Не допускайте ошибку, пытаясь отрубить голову безглавой змее. Если вы отсечёте одну голову гидре, то на её месте вырастет десять новых. Если вы поймаете одного из нас, то десять новых активистов присоединятся к нам исключительно из злости на вашу попытку подавить инакомыслие.
Ваш единственный шанс победить движение, которое связывает всех нас, — это принять его. Это больше не ваш мир. Это наш мир — народный мир.
Мы Anonymous.
Нас легион.
Мы не прощаем.
Мы не забываем.
 Ждите нас…

Прослушать аудиозапись обращения в переводе на русский язык можно здесь.

Конституционный Суд разрешил исполнительной службе беспрепятственно заходить в квартиры должников с момента возбуждения имущественного спора. Таким образом, государство хочет упростить процедуру взыскания мелких долгов: коммуналки, штрафов, налогов и сборов. Однако правозащитники убеждены, что данная норма распространится и на банковские кредиты.

Судейские лазейки

До недавнего времени разрешение на принудительное проникновение в жилье должника суды принимали по своему усмотрению. Одни судьи давали такой доступ по первой просьбе истца. Другие отказывали, руководствуясь презумпцией невиновности и положением Конституции о неприкосновенности любого имущества. Дескать, пока задолженность не доказана в судебном порядке, вламываться в чужое жилище не может никто, даже государственный исполнитель. Естественно, такая возможность была хорошей коррупционной лазейкой — появлялась возможность «договориться» с судьей любой из заинтересованных сторон. Должник мог «попросить» не давать разрешения на вход в квартиру, равно как истец мог договориться о предоставлении такой возможности.
Однако теперь самодеятельность судов упразднена. Конституционный Суд Украины (КСУ) издал разъяснение, в котором черным по белому сказано: государственному исполнителю разрешено проникать в жилье ответчика на любом этапе рассмотрения имущественного спора.
Проще говоря, это значит, что любой гражданин Украины, на котором «висит» задолженность и начато судебное разбирательство, уже завтра может ждать у своих дверей представителя исполнительной службы. Даже до признания долга в судебном порядке. Никакие отговорки и ссылки на Конституцию приниматься не будут. Потому что ее норма о неприкосновенности жилья не распространяется на случаи, когда общественные интересы требуют правомерного ограничения прав человека, в частности для защиты прав и законных интересов других членов общества. Так сказано в разъяснении КСУ.
С учетом всех задолженностей, которые сегодня есть у украинских граждан, вердикт КСУ может вызвать эффект домино. Только по оплате услуг ЖКХ после неоднократного повышения коммунальных тарифов общий долг населения в стране превышает 13 млрд грн. Кредитная задолженность заемщиков перед банками на порядок выше. По данным НБУ, объем проблемных банковских кредитов населения - около 30 млрд грн, хотя по экспертным оценкам, эта цифра в разы больше. Так что Государственной исполнительной службы работы хватит.

За коммунальные долги квартирой ответишь

Впрочем, банкиры свое участие в принудительных посещениях квартир заемщиков отрицают. «Разъяснение КСУ было дано в интересах государства, — считает советник президента Ассоциации украинских банков (АУБ) Алексей Кущ. - Это логика государственного управления, направленная на администрирование небольших долгов, вызванных коммунальными и налоговыми неплатежами».
По мнению эксперта, наиболее интенсивно новацией будут пользоваться все-таки коммунальщики. Он напоминает, что сначала чиновники подняли тарифы, потом депутаты приняли новую редакцию Закона «Об исполнительном производстве», расширяющую полномочия исполнительной службы. Теперь Конституционный Суд устранил процессуальную коллизию с нормами основного закона. Эксперты предупреждают: действенный механизм взыскания долгов со злостных неплательщиков создан, и теперь никакое очередное повышение тарифов уже не станет причиной для роста коммунальных долгов.
«Для банковских учреждений эта мера не играет практически никакой роли, - говорит Кущ. - Гораздо более действенной нормой против злостных неплательщиков было бы решение Министерства юстиции о возможности в интересах банка перерегистрировать в БТИ право собственности на залог без заключения с должником специального договора об урегулировании спора. А посылать государственных исполнителей к заемщикам, задолжавшим крупные суммы, - процесс малоэффективный и экономически нецелесообразный».

Спрятаться от кредиторов

С ним соглашается менеджер проектов долгового агентства «Пристав» Ирина Бутко: «Практика показывает, что банки чаще всего не доводят дело до суда и до описи имущества государственными исполнителями. Одно дело, когда долг составляет 5 тыс. грн, и совсем другое - когда квартира до кризиса стоила $150 тыс., а теперь всего $50 тыс. Поэтому банки предпочитают вопросы по крупным долгам решать полюбовно, соглашаясь на реструктуризацию либо договариваясь о добровольной продаже залогового имущества».
Правда, предпочитать и предпринимать - совсем разные вещи. Некоторые коллекторы предполагают, что банки все же будут использовать возможность проникать в квартиру должника и описывать его имущество на основании решения суда. Просто для того, чтобы оказать на неплательщика психологическое давление и ускорить возврат долгов.
Видимо, предчувствуя подобную тенденцию, особо предприимчивые украинцы уже начали готовиться к худшему. «В последнее время среди должников все чаще наблюдается практика изменения формы собственности залогового имущества, - говорит заместитель председателя Фонда «Взаимопомощь» Игорь Степанов. - Поэтому госисполнители, описывая имущество заемщика, часто обнаруживают, что квартира в найме, мебель в аренде, а бытовая техника в лизинге».
Это вполне оправданная реакция, считает правозащитник: «Отслеживая изменения нынешнего законодательства, можно сделать вывод, что идет полномасштабное наступление на права украинских граждан, - негодует Степанов. - На всех фронтах, особенно на экономическом. Сначала предпринимателям ставят палки в колеса налоговики, а затем их же выселяют из квартир за кредитные, коммунальные или налоговые долги. Исполнительная служба при этом особо не церемонится. Неудивительно, что люди начинают защищаться всеми доступными средствами, хоть и не всегда правовыми».

Катерина Муравьева, старший юрист юридической компании JURIMEX:

- Когда мы говорим об имущественных исках, нельзя подразумевать только иски о взыскании задолженности по услугам ЖКХ или перед банками по кредитным договорам. Это и другие иски - возврат денежных средств, полученных взаймы, или стоимость проданного имущества. При этом споры о взыскании задолженности зачастую бесперспективны из-за отсутствия средств или имущества у должника на момент исполнения решения суда. Особенно, если этим должником выступает физическое лицо.
Учитывая, что должники имеют достаточно возможностей для злоупотребления своими правами (что приводит к нарушению прав иных лиц), вполне логично, что Конституционный Суд Украины дал официальное толкование в пользу проникновения государственных исполнителей в жилье. В качестве обеспечения иска это дает возможность наложить арест на имущество.
В то же время необходимо помнить: данная норма предоставляет право проникать в жилье лишь госисполнителям. Удовлетворение требований об обеспечении иска требует достаточной аргументации и тем более требует таковой представление исполнителя. Оно должно быть аргументированным, не привести к грубому нарушению прав иных лиц. Конечно, с учетом проблем нашей судебной системы нельзя исключать вероятность вынесения незаконных определений судов.

ИзображениеУ нас нынче модно быть собственником. А еще модно порассуждать о том, что право собственности священно. И о том, что собственность надо защищать – как в дешевых западных боевиках – с оружием в руках. А уж если в Украине – это все работает, но на манер Виктора Лозинского. Особенно когда в собственность берут то, чем пользуются все живущие поблизости. Тогда вокруг озер, лесов и полей появляется вооруженная охрана. Хорошо, если ее функции ограничиваются только предупреждениями нарушителям границ собственности новоявленного помещика. А порой охранникам отдается приказ  стрелять на поражение.

Нечто подобное произошло в Боровском районе Харьковской области 29 мая. Семья Заик и Владимир Рубежанский отправились отдыхать на речку. А когда возвращались, решили, что будет удобнее, если Владимир Рубежанский отвезет отца Алексея Заики Владимира домой на мотоцикле. Семья отправилась пешком, а когда дошла, Алексею позвонил Рубежанский и попросил срочно подойти на дамбу пруда, по которой они проезжали.

Когда Алексей пришел на место, увидел упавший мотоцикл, поднимающегося с земли отца, голова у него была в крови. Владимир Рубежанский выглядел не лучше. А неподалеку стоял арендатор пруда Валерий Шевченко и орал, мол, сейчас покажет людям, кто они есть. Затем достал из машины пистолет и стал стрелять по ногам Владимира Рубежанского. Этого ему показалось мало, тогда он подбежал к поднявшемуся на ноги Владимиру Заике и стал бить его пистолетом по голове. Затем ударил Рубежанского. После предупреждений – мол, будете ходить по моей дамбе – убью – уехал.

Владимиру Заике досталось больше всех, и сын повез его в местную больницу. Там сделали рентген и успокоив, что ничего страшного нет, просто трещина надбровной кости, положили его в стационар. Но сомнения в квалификации медиков не давали Алексею Заике покоя. Ибо любой мало-мальски врач знает, что у человека нет надбровной кости, есть лобовая. Сомнения усилились через несколько дней – отцу становилось все хуже, а медики наотрез отказывались выдать направление в областную больницу, где условия и возможности лечения несравнимо лучше.

Тем временем милиционеры приезжали на место происшествия, подобрали гильзу, но пистолет изъять и не подумали. Потерпевшего не освидетельствовали. Лишь почти через неделю наведался эксперт, который вместе с участковым случайно проезжал мимо.

Через десять дней Алексей Заика все же добился выписки отца и повез его в Харьков. Правда, и тут не обошлось без препятствий – зав. отделением никак не мог найти рентгеновские снимки и пытался объяснить Алексею, что он их украл. Но, в конце концов, рентген был сделан повторно, и Владимира Заика все-таки удалось привезти в областную клиническую больницу.

Харьковские врачи, просмотрев снимки, ужаснулись. Владимира срочно отправили на операционный стол – оказалось, что Шевченко выбил ему пистолетом кусок лобной кости, который провалился внутрь черепа. Еще день – и Владимир в лучшем случае лишился бы глаза. Хотя и вероятность заражения крови, которое могло начаться прямо в сосудах головного мозга, была совсем немаленькой. И уж тем более удивились медики бездействию своих коллег в Боровой, которые не удосужились даже поставить очевидный диагноз, не говоря уже об адекватном лечении.

Хорошая новость для планокуров, которые еще не переехали в Амстердам: комиссия ООН по борьбе с распространением наркотиков констатировала неудачу в этой борьбе и посоветовала правительствам легализовать марихуану. В комиссию входят бывший генсек ООН Кофи Аннан, бывшие президенты Мексики, Колумбии (да, можно было догадаться) и Бразилии, экс-премьер Греции, перуанский писатель Варгас Льоса.

Эксперты комиссии призвали США отказаться от жестких форм борьбы с распространением наркотиков и основывать свои действия на основе гуманизма и соблюдения прав человека. То есть, фактически, апеллировали к святому. Остается только решить, имеет ли человек право стать наркоманом, и насколько это с его стороны гуманно по отношению к себе и членам своей семьи.

Что касается наших прав, то они, как известно, регулируются законодательством. И в них ни в коем случае не входит право самому решать, что вредно, а что полезно для здоровья. В случае Украины и вакцинация принудительна, и медосмотры обязательны, и ни-ни не только наркотики, но даже казино и игральные автоматы. Граждане находятся в полной физической и моральной безопасности (только здоровья им это почему-то не прибавляет). Если уж разрешать легкие наркотики, то есть смысл снять и другие здравоохранительные запреты - вот сторонники естественного отбора порадуются. Или же наоборот – мы вдруг обнаружим себя в процветающем гражданском обществе, где каждый гордо несет ответственность за свои жизнь и здоровье. Вообразили? Ну ладно, ладно, вернемся к тому, что порадуются сторонники естественного отбора.

Причем забота граждан о своем здоровье бывает даже вреднее наркотиков. Сейчас в России прокуратура разбирается с историей матери, которая несколько дней смотрела, как умирает ее ребенок, но не везла его к врачу. Консультировалась по телефону с гомеопатом и спрашивала советов в жж-сообществе для сознательных родителей (которые осознают, что главная мечта всех медиков – убить как можно большее количество своих пациентов). Мол, дочка синеет, не дать ли ей еще календулы? Девочка умерла. Мать теперь ходит на телепередачи, где рассказывает, что хотела как лучше. Это сознательный (!) родитель. Другие такие позволили светилу народной медицины опускать их новорожденную дочь в холодное море, в железной клетке и привязанную к железному кресту. Пока ребенок не умер от пневмонии. Даже не знаю, что хуже: доверить свое здоровье государству или дать свободу действий таким людям. Может, правда стоит легализовать легкие наркотики – чтобы было одним законным методом бегства от реальности больше?

К слову, мои коллеги сразу высказали догадку, что ООН предлагает легализовать марихуану с целью затуманить человечеству мозги. Нужно же как-то отвлекать наше внимание от того, что созданная для поддержания мира организация занимается, по сути, раздачей индульгенций на бомбежки мирного населения. Рассчитывают, хитрецы, что после косяка-другого люди поверят в мир во всем мире и прочее глобальное потепление. Кроме того, как известно, борьба с мировым злом имеет прямое отношение к наркотикам – к примеру, в Афганистане вместе с войной начался рост производства героина. Причем очень существенный.

Списание долгов открыло коммунальной сфере окно в реформу. Следующим этапом будет создание единого алгоритма начисления тарифов и выработка плана модернизации жилищного хозяйства. Этим займется рабочая группа под руководством первого вице-премьера и с участием мэров разных городов. Впервые под реформу ЖКХ выделяются немалые деньги: в бюджете на 2012 год на эти цели будет заложено 5 млрд. грн. Еще 24 млрд. грн. – это списанные долги. Такого внимания власти коммуналка не имела со времен установления независимости…

Отопительный сезон 2010-2011 годов стал рекордным по объемам задолженности за потребленный газ. По данным компании «Газ Украины», долги предприятий тепловой энергетики только за «голубое топливо» достигли 8,1 млрд. грн. Примечательно, что по состоянию на 1 января текущего года долг (за 1999-2010 гг.) составлял лишь 7,68 млрд. грн. То есть за холодные месяцы 2011-го он вырос еще на 420 млн. грн. В то же время «свежие» долги ЖКХ за электроэнергию перед энергорынком составляют 2,7-2,8 млрд. грн.

Но это только часть общей задолженности, причем незначительная. За 20 лет независимости сформировался целый клубок взаимных неисполненных обязательств. ЖКХ должны тепловикам и водоканалам, те должны энергетикам, энергетики – поставщикам топлива. Где-то в конце этой цепочки – «Нефтегаз», доведенный общими усилиями нескольких правительств до многолетнего убыточного состояния, и долги коммунальщиков друг другу. В целом выходит Гордиев узел, который легче разрубить, чем распутать.

"Мы не можем найти такие огромные средства, а это в пределах 30 млрд. грн., для того чтобы погасить задолженность из госбюджета, – пояснил позицию власти первый вице-премьер Андрей Клюев. – Один из путей улучшения финансового состояния предприятий ЖКХ и ТЭК, это, как вы знаете, закон о списании долгов, который был проголосован».

Конечно, можно было и не списывать. Тянуть дальше. Но, добавляет Клюев, на суммы долгов каждый день насчитываются пеня и штрафы, и эти суммы постоянно увеличиваются. Помимо этого, ни в одном тарифе на всех предприятиях ЖКХ и ТЭК нет даже статьи, по которой эти долги, накопившиеся за последние 20 лет, можно было бы погашать. То есть фактически это мертвые долги.

Решение «рубить Гордиев узел» тут же вызвало шквал критики с разных сторон. Аналитики всех калибров заговорили о том, что «списание долгов – не экономический подход». И что в мире он не применяется.

Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Списание безнадежных долгов как раз один из самых применяемых в мировой финансовой практике инструментов. Сейчас этот вопрос активно дискутируется в отношении члена Евросоюза Греции. В прежние времена был очень популярен в отношении стран Латинской Америки и Африки. Не так давно, лет 6 назад, «большая восьмерка» постановила списать 11 беднейшим странам свыше миллиарда долларов внешних долгов, половину из которых простили американцы.

Кто-то посмеется, что, мол, сравнили кое-что с пальцем, а Гондурас (кстати, один из реципиентов этой программы) с украинским ЖКХ. Но шутки шутками, а по степени безнадежности взыскания долгов наша коммунальная сфера давно переплюнула и Гондурас, и Буркина Фасо, и другие «передовые государства». Что у тех ничего нет, кроме фиников, фисташек и национальных парков, так и с нашего ЖКХ взять, по сути, нечего. Кроме ржавых труб и вечно бухих сантехников. Сфера дошла не просто до ручки, а закопалась глубоко внутрь неразрешенных проблем и тихо догнивала.

Впрочем, списание долгов – это не только международный инструмент. В той или иной форме долги списывали и американцы – своим корпорациям, пострадавшим в условиях кризиса, и россияне – для оздоровления стратегически важных предприятий.

Не так давно Министерство финансов России списало долг, который, по разным оценкам, составляет от $239 до $500 млн., корпорации РСК "МиГ". Обязательства возникли в 1997 году в связи с кредитом на реализацию контракта по поставке истребителей МиГ-29К Индии. Потом с этим проектом что-то не сложилось. И вот долг списали. Для развития авиастроения.

Кстати, и долги ЖКХ в России также списывались. Не так масштабно, как у нас. Но по аналогичной методике. Еще в 2006 году они рассматривали закон "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса и о внесении изменения в статью 8 федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса", который предполагал списание почти 255 млрд. руб. долгов. Но в итоге вышли на списание только 11,5 млрд. руб. безнадежной задолженности. Остальные попытались реструктурировать по разным схемам. Но увязли в этой реструктуризации, в конце концов убедившись, что шкурка выделки не стоила …

Отечественный подход к началу реформирования ЖКХ – более решительный. Украинские коммунальщики входят в эпоху перемен, не отягощенные заботами о долговых хвостах. Вмэрло, так вмэрло. Как минимум, ссылаться на долги – как причину всех бед – уже не получится. Правда, властям не мешало бы еще раз четко и ясно сказать, что этот подарок делается в первый и последний раз. Больше никаких списаний не будет. И дисциплина расчетов должны быть железная, с соответствующими санкциями за ее нарушения. Ведь если дать хоть малейший намек на послабление в будущем, денег не дождешься…

Вторым этапом реформы (после очистки активов от долгов) будет изменение тарифной политики. Вопрос введения единого тарифа и прекращения местной самодеятельности с ценами на коммунальные услуги ставился еще в прошлом году. Но реализуется – только сейчас, буквально в эти дни.

Глава рабочей группы по реформам в ЖКХ, первый вице-премьер Андрей Клюев пообещал, что единый тариф жители Украины увидят в своих платежках к началу нового отопительного сезона. По его словам, методика расчетов уже существует. К концу июня начнет работу специальное госучреждение, которое и станет регулировать эти тарифы – Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг. Для выравнивания платы по всей стране на воду в госбюджете будет предусмотрено до миллиарда гривен компенсации водоканалам.

Более точные цифры появятся после того, как комиссия Клюева рассмотрит соответствующие алгоритмы тарифообразования. Ожидается, что группа должна выдать на гора первые наработки стратегии через 10 дней. Начнут, судя по всему, с унификации цен на тепло и воду по регионам или хотя бы с ограничения ценового разброса до приемлемых показателей.

Народный депутат, член фракции Партии регионов Ирина Горина в комментарии журналистам заявила, что правительство сначала ликвидирует разницу в 3-5 раз в тарифах между регионами: тех, где цены зашкаливают, заставят сократить накладные расходы, уменьшить потери в тепло- и водосетях. Затем тарифы сведут к одному знаменателю, чтобы они отличались не более чем на 30%.

Тем, кому везет с дешевизной цен, повышать не будут. Тем, кто платит по максимуму, снизят. В целом равнять тарифы будут по экономически обоснованной «золотой середине».

После расчистки тарифных завалов начнется модернизация. По подсчетам Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, реформирование ЖКХ позволит направить на реконструкцию и переоборудование систем тепло-, водоснабжения около 1,5-2 млрд. грн. прибыли предприятий отрасли (без привлечения средств бюджета). Еще $400 млн. планируется привлечь через кредитные линии. И 5 млрд. грн. – заложат в бюджет будущего года.

От населения требуется лишь несколько граммов терпения и регулярность в оплате услуг ЖКХ. Кстати, народ, похоже, это понимает. С тех пор, как о реформе коммунального сектора заговорили всерьез, энтузиазм по части квартплаты заметно вырос.

Так, в апреле 2011 года задолженность населения Украины по оплате жилищно-коммунальных услуг уменьшилась на 5,3% по сравнению с мартом и к началу мая составила 11,97 млрд. грн. Всего в январе-апреле украинцы уплатили за жилкомуслуги 15,6 млрд. грн., или 95,9% начисленных за этот период сумм. И это несмотря на то, что средние начисления по квитанциям на одного владельца лицевого счета с учетом электроэнергии (из расчета 150 кВт-ч) в апреле-2011 увеличились на 33,5% по сравнению с апрелем-2010 и составили 340,8 грн.