Теперь каждый желающий может получить от госорганов, местных властей и прочих субъектов, живущих на бюджетные деньги, любую информацию, кроме конфиденциальной. Соответствующие нормы предусмотрены в Законе «О доступе к публичной информации», который вступил в силу 9 мая 2011 года.

Лоббируемый оппозицией закон в итоге был поддержан провластными депутатами. И даже президент Виктор Янукович начал его выполнять чуть ли не первым. Еще в канун вступления закона в силу, 5 мая, он подписал два указа: № 547/2011 и № 548/2011. Первым президент обязал все органы госвласти создать условия для выполнения положений закона, вторым — утвердил процедуру доступа к публичной информации АП и других подконтрольных ему ведомств.

Закон призван предоставить как бизнесу, так и гражданам информацию от госорганов, которую ранее могли получить лишь приближенные, либо же за нее приходилось платить. Это относится и к информации о распределении и расходовании бюджетных средств, финансировании различных программ, и о тендерных закупках, о планах застройки административных единиц, распределении земельных участков и пр. Ранее у бюрократов существовала масса отговорок для отфутболивания граждан. «Не секрет, что на практике получить от органов власти даже информацию, непосредственно затрагивающую жизненные интересы граждан, остается непростой задачей. Существовавшая до последнего времени правовая база в данной сфере не соответствовала ни потребностям граждан и организаций, ни современному уровню развития информационных отношений, ни международным стандартам», — говорит адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры» Алексей Гришко. Теперь же, даже за неполное предоставление такой информации, согласно закону, чиновники должны нести административную ответственность. Правда, юристы и эксперты сомневаются в том, что закон заработает в полную силу уже в ближайшем будущем. Для этого необходимо внести изменения во множество нормативно-правовых актов, которые противоречат новым правилам. Кроме того, необходимо наработать практику применения закона госорганами, а также судебную практику по обжалованию отказов в предоставлении такой информации. Как скоро это случится — зависит от того, насколько активно граждане будут пользоваться вновь предоставленными правами и насколько они будут отстаивать эти права в судах.

Что и как можно требовать

Согласно закону, публичной является информация, которая была получена или создана в процессе исполнения субъектами властных полномочий (госорганами, органами местного самоуправления) своих законных обязанностей или которая находится в их распоряжении. Публичными отныне также считаются данные и других распорядителей такой информации. Ими признаны юрлица, которые финансируются из государственного или местных бюджетов. Речь идет об информации, связанной с использованием бюджетных средств. Но не только. Публичной должна стать информация, находящаяся в распоряжении субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке, природных монополий, об условиях поставок товаров, услуг и цен на них. Также публичной определена информация о качестве продуктов питания и предметов быта, об авариях и катастрофах, другие данные, «представляющие общественный интерес». Кроме того, теперь можно получить не только информацию, непосредственно касающуюся того, кто ее просит, но и любую другую, дозволенную законом. При этом не нужно обосновывать причины, по которым такая информация запрашивается.

Для получения публичной информации необходимо оформить соответствующий запрос (не путать с обращением граждан, согласно Закону «Об обращении граждан»). Он может направляться в письменной форме по почте, по факсу, телефону или электронной почте. При этом, хотя письменный запрос подается в произвольной форме, для упрощения процедуры его составления и обработки госорганы должны разработать типовую форму. Вместе с тем запрос обязательно должен содержать имя (название) того, кто обращается, почтовый или электронный адрес, номер телефона, если такой имеется, описание информации, которая запрашивается, подпись и дату, если запрос подается в письменном виде.

Революционной можно было бы назвать норму закона, согласно которой срок рассмотрения запроса составляет не 30, как ранее, а всего 5 рабочих дней с момента его получения. Более того, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, относительно состояния окружающей среды, качества продуктов питания и предметов обихода, чрезвычайных происшествий, которые угрожают безопасности граждан, ответ должен быть предоставлен в течение двух суток. Правда, если запрос касается большого объема информации или требует обработки большой базы данных, упомянутые сроки могут быть продолжены до 20 рабочих дней. Скорее всего, чиновники будут настаивать именно на таком сроке предоставления информации. Госслужащие всегда смогут сослаться на то, что поиск необходимых сведений требует времени. Кроме того, закон предусматривает возможность отсрочки в удовлетворении запроса на неограниченное время, если информация не может быть предоставлена в предусмотренные законом сроки в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Эта норма также может быть использована чиновниками, которые могут усмотреть в тех или иных событиях форс-мажор.

Согласно закону, информация на запрос предоставляется бесплатно. Однако если для ответа нужно изготовить более 10 копий документов, за копии сверх нормы придется заплатить. Предельную стоимость такой оплаты должен утвердить Кабмин.

Как будут отказывать

Закон определяет четыре исчерпывающих случая, при которых распорядитель может отказать в удовлетворении запроса. Если он не обладает такой информацией, если эта информация имеет ограниченный доступ, если проситель не оплатил затраты на копирование или распечатку документов, если в запросе отсутствуют предусмотренные законом данные. Отказ должен быть письменным и с обоснованием мотивов.

Вероятно, чаще всего чиновники будут отказывать, ссылаясь на то, что запрашиваемая информация имеет ограниченный доступ. Согласно закону, к таковой относится конфиденциальная, тайная (государственная, банковская, профессиональная и др. тайна), а также служебная информация. «Именно под таким предлогом может быть отказано в предоставлении ведомостей», — говорит Алексей Гришко. При этом, согласно закону, доступ к подобной информации может быть ограничен исключительно в интересах нацбезопасности, предупреждения правонарушений и преступлений, защиты репутации или прав людей. «Трудности с применением закона на практике в первую очередь возникнут в сфере определений, можно или нельзя относить ту или иную информацию к разделу «для служебного пользования», к конфиденциальной информации», — отмечает партнер международной юридической группы AstapovLawyers Олег Мальский. По его словам, до тех пор, пока не будет наработана судебная практика, отнесение той или иной информации к категории, имеющей ограниченный доступ, будет осуществляться по субъективным критериям конкретного государственного служащего.

Впрочем, закон определяет и перечень данных, которые никак не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом. В частности, это информация о распоряжении бюджетными средствами, о владении, пользовании, распоряжении государственным, коммунальным имуществом, об условиях получения этих средств или имущества и др. Но, по словам Олега Мальского, если это имущество принадлежит лично чиновнику, а не государству или местной общине, то такая информация, скорее всего, получит гриф «не для разглашения». Кроме того, в данной норме есть оговорка — запрет на «засекречивание» информации не распространяется на случаи, когда обнародование такой информации может нанести вред интересам национальной безопасности, обороны, расследованию или предотвращению преступления. «Под данный гриф можно подвести информацию касательно использования государственного имущества государственными чиновниками, потому что теоретически она может быть связана с каким-либо расследованием», — говорит Олег Мальский.

Стоит также отметить, что, согласно закону, ограничению доступа подлежит именно информация, а не документ. «Поэтому из документа, который содержит информацию с ограниченным доступом, орган власти обязан предоставить доступную информацию, а не отказывать в удовлетворении запроса», — отмечает Алексей Гришко.

Как будут наказывать

Законом установлена ответственность за такие нарушения, как непредоставление ответа или информации на запрос, безосновательный отказ в удовлетворении запроса, предоставление недостоверной или неточной информации, несвоевременное ее предоставление, умышленное сокрытие информации и др. При этом нарушителям грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 425–850 грн. Стоит отметить, что закон также предлагает определить, что нарушители-госслужащие подлежат санкциям, предусмотренным ст. 212–26 КоАП, которая относится к разделу коррупционных админправонарушений. Однако введение в действие данной статьи было предусмотрено в антикоррупционном законе, который должен был вступить в силу с 1 января 2011 года, но был отменен. А президентский Закон «Об основах предупреждения и противодействия коррупции», который принят взамен упраздненного и вскоре должен вступить в силу, соответствующих изменений в КоАП не вносит. Разница в том, что ранее предполагалось квалифицировать нарушения чиновников в сфере доступа к публичной информации как коррупционные действия, а потому их должны были не только штрафовать, но и увольнять с работы. Теперь же такие действия чиновника можно трактовать как обычное админнарушение, за которое лицо будет оштрафовано, но не уволено. Тем не менее, если гражданин, которому неправомерно отказали в предоставлении публичной информации, сможет доказать, что действия или бездействие чиновника были мотивированы желанием незаконно получить материальные блага, такого чиновника должны привлечь к ответственности за коррупционные деяния.

Дорогу осилит идущий

Согласно закону, автор запроса может обжаловать решения, действия или бездеятельность распорядителей информации у руководителя соответствующего органа или в суде. При этом обжалование в суде осуществляется в порядке административного судопроизводства. Однако очевидно, что отстоять свое право на информацию будет непросто. «Сегодня главный вопрос заключается в неготовности украинского государственного аппарата работать в режиме открытой информации», — говорит глава правления Центра социологических и политологических исследований Сергей Таран. Очевидно, что в такой ситуации органы власти, особенно на местах, будут стараться либо отказать в предоставлении информации, либо уйти от ответа по существу. При этом можно прогнозировать, что жалобы на чиновников, которые отказываются предоставить информацию, поданные руководителю органа, в основном будут оставаться без удовлетворения. Не просто будет отстоять свое право и в суде. Очевидно, что суды будут переполнены соответствующими исками, поэтому дожидаться рассмотрения дела придется, возможно, не один месяц. Практика рассмотрения административными судами социальных дел показывает, что решения можно ждать и несколько лет. Вряд ли необходимая сегодня информация будет столь же актуальна через годы. Однако опускать руки не стоит, имеет смысл засучить рукава и максимально пользоваться своими правами. «Если механизмом по запросу данных никто не будет пользоваться, соответственно, не будет развиваться практика предоставления достоверной и точной информации. Если граждане и бизнес не будут оспаривать некорректно предоставленную информацию либо засекречивание информации, данная информация всегда будет засекречиваться», — убежден Олег Мальский.

Вслед за Хлебинвестбудом правительство Азарова готовится к созданию еще одной государственной монополии. Теперь уже игорной.

Именно такая концепция «развития» игорного бизнеса в Украине предусмотрена проектом закона «Об азартных играх» №8401, разработанным экс-замминистра финансов Татьяной Ефименко и отцами-основателями Тендерной палаты – Антоном Яценко и Сергеем Осыкой.

Документ получился настолько «выдающимся» и «революционным», что Минфин, прежде публично анонсировавший свою работу над ним, в последний момент решил отойти в сторону и отдать все лавры инноватора Сергею Осыке, который и внес проект закона на рассмотрение ВРУ от своего имени.

Такой поворот событий только на первый взгляд может выглядеть неожиданным. Ведь в противном случае Татьяне Ефименко лично и Минфину в целом пришлось бы отвечать на ряд крайне неудобных вопросов. Например, почему столь восхваляемое ею словацкое игорное законодательство, которое, по ее же словам, легло в основу украинского закона, в ходе адаптации под отечественные реалии мутировало настолько, что стало во всех основных положения прямо противоречить оригиналу (см. таблицу внизу текста)?

Или почему закон, вопреки всем существующим антикоррупционным правилам и практикам, создает орган, который совмещает в себе функции регулятора, контролера и рыночного игрока? Как понимать такое воистину революционное положение, согласно которому получение государственной лицензии на ведение игорной деятельности вовсе не означает права ее вести?

Ну и наконец, почему при прочтении закона создается устойчивое впечатление, что его истинная цель вовсе не декларируемые пополнение бюджета и защита населения, а создание по модели Тендерной палаты коррупционноемких должностей во главе госмонополии.

История вопроса

Впервые предложение ввести в Украине государственную игорную монополию было оформлено в законопроекте Антоном Яценко еще в декабре 2009 года. Тогда он предлагал ограничиться лишь монополизацией лотерей, но потерпел фиаско, в чем обвинил своих однопартийцев: Сергея Терехина, Сергея Соболева и Виктора Уколова, якобы являющихся совладельцами УНЛ. В ответ Терехин заявил, что демарш Яценко – банальная месть за провал голосования по одному из положений проекта закона «О государственных закупках», лоббировавшихся все теми же Осыкой и Яценко.

Однако идея не умерла, через год воскресла в новом качестве, но уже как базовый элемент законопроекта, подготовленного Министерством финансов под руководством экс-замминистра Татьяны Ефименко. В то время Минфин активно «пиарил» свою работу над игорным законодательством, используя для этого услуги коммуникационной группы ESG. Кстати, именно тогда и было заявлено, что подготовленный законопроект якобы основан на словацком законодательстве, которое является одним из наиболее прогрессивных во всей Европе. Однако словацкое законодательство не предусматривает государственной монополии, а наоборот создает высоко конкурентный рынок игорных услуг.

Хотя Сергей Григорьевич и заявляет, что лично разработал игорный законопроект и лишь использовал «какие-то мысли» из текста Минфина, простое компьютерное сравнение несенного им текста и текста, представленного на сайте Министерства финансов, опровергает его слова. Либо между народным депутатом и Татьяной Ефименко существует глубокая астральная связь, либо же мы должны признать, что этот документ – плод их совместного творчества под идейным руководством Антона Яценко, что теперь пытается скрыть и Осыка, и Минфин.

Хозяин горы

Как уже упоминалось, основной идеей законопроекта №8401 является монополизация игорного бизнеса в Украине. Причем речь идет не только о монополии на проведение лотерей, букмейкерство и содержание виртуальных казино, но и о скрытой монополизации деятельности по содержанию обычных казино, т.е. всех видов игорного бизнеса.

Достигается эта цель путем создания Национального оператора азартных игр, сокращенно НОАИ, который по мысли авторов законопроекта получает право: организовывать и проводить все виды азартных игр (Статья 1, определение понятия НОАИ), участвовать в контроле деятельности коммерческих операторов (Статьи 17, 46), утверждать правила работы игорных заведений и проведения лотерей (Статьи 20, 25, 32, 34), сертифицировать и продавать игорное оборудование и программное обеспечение(Статья 20), а главное, устанавливать объем проведения азартных игр коммерческим оператором путем заключения договора между НОАИ и самим оператором (Статьи 1, 4, 20, 21).

В законе прямо указывается, что получение оператором государственной лицензии на ведение игорного бизнеса не дает ему права его вести (!) без заключения договора с НОАИ (Статьи 1, 4, 20, 21, 49).

Фактически это означает, что выдача документов, разрешающих ведение игорного бизнеса, т.е. по определению лицензий, передается в ведение НОАИ. При этом в законе нет никаких указаний на то, при каких условиях НОАИ должен заключить соответствующий договор, т.е. его руководство получает возможность определять счастливчиков на собственное усмотрение, которое на практике может определяться чем угодно, в том числе, долей в бизнесе или величиной взятки.

Вспоминая об опыте Тендерной палаты трудно не заподозрить, что НОАИ учредит ряд фирм, оказывающих коммерческим операторам весьма дорогие, но абсолютно ненужные услуги или продающих ПО и оборудование по завышенной цене. При этом покупка таких услуг и товаров будет обязательным условием заключения договора с НОАИ, который, кстати, может быть в любой момент расторгнут самим НОАИ.

Наверное, излишне говорить, что словацким игровикам такой порядок регулирования не мог привидеться даже в страшном сне. В их случае перечень требований к лицензиату зафиксирован в самом законе (Разделы 16-21), и чиновникам дается 10 дней после получения заявления на предоставление мотивированного отказа (Раздел 21 пункт (9)), указывающего на несоответствия требованиям закона, выдача лицензии происходит в течение 15-60 дней в зависимости от вида игорного бизнеса. Более того, соискатель лицензии имеет право исправить указанные в отказе несоответствия, после чего лицензия предоставляется ему в автоматическом порядке.

Платить не надо, дайте порулить

Если у кого-то еще остались сомнения относительно реальных целей и бенефициаров данного законопроекта, то они должны полностью развеяться после внимательного изучения статьи 20 «Национальный организатор азартных игр».

В частности, мы узнаем, что творческий коллектив Яценко-Ефименко-Осыки предлагает полностью передать контроль над государственным игорным монополистом в руки наблюдательного совета, глава и члены которого будут работать на безвозмездной основе, назначаться КМУ на 5 лет без права смещения с должности в течение всего срока полномочий.

Видимо, разработчики законопроекта и руководство КМУ уже имеют на примете с десяток благородных государственных мужей и их отпрысков, готовых бесплатно управлять игорным монстром на благо общества и государства. При этом необходимо отметить, что, учитывая круг их полномочий и предполагаемый объем деятельности НОАИ, работы у них будет более чем достаточно.

Заметим также, что ту же самую управленческую конструкцию можно описать и по-другому. А именно, как назначение «смотрящих», которым не нужно платить официальную зарплату, т.к. они назначены для того, чтобы контролировать и расщеплять коррупционные потоки в карманы нужных людей.

Кстати, еще один забавный нюанс. Статья 8 переходных положений законопроекта определяет, что «единым главным распорядителем средств, которые поступили в Госбюджет от организации и проведения азартных игр», является специальный правительственный орган – подразделение Минфина, отвечающее за выдачу лицензий и контроль в сфере проведения азартных игр. Так что даже те денежки, которые все же просочатся в бюджет, уже имеют своих неформальных хозяев.

Однорукие бандиты вместо выплат и налогов

Заканчивая анализ законопроекта №8401, нельзя не сказать о том, чего в нем нет. Прежде всего, в нем отсутствует запрет на установку и эксплуатацию игорных автоматов, созданных на основе лотерей. Также не определен минимальный размер призового фонда лотерей, напомним, что до сих пор он составлял 50% от собранных средств, и, наконец, отсутствуют специальные режимы налогообложения игорной деятельности.

Так, законом запрещены лишь те автоматы, которые сами определяют выигрыш игрока (Статьи 1, 10, 11). Если же тот же самый автомат для определения выигрыша обращается к центральному лотерейному серверу и, например, экспонирует на экране электронный лотерейный билет, то он уже полностью законен. После запрета игорного бизнеса в России такие лотерейные «однорукие бандиты» получили там широкое распространение и на деле доказали свой высокий коммерческий и антисоциальный потенциал.

Фактически это означает, что НОАИ, имея монополию на проведение лотерей, может по примеру северного соседа в любой момент разместить по всей стране тысячи и сотни тысяч таких лотерейных автоматов и преспокойно выкачивать миллионы и миллиарды гривен из карманов незадачливых игроманов и социально незащищенных слоев украинского общества.

Специальные режимы налогообложения игорного бизнеса предусмотрены не только словацким законодательством, но и альтернативными проектами украинских парламентариев. Так, в Словакии ставка налога колеблется в размере от 15% до 20% от выручки оператора (Раздел 37), украинский народный депутат Олег Царев предлагает собирать 12,5% от выручки лотерей, что выглядит разумным, если учесть, что 50% должно быть направлено на выплату призов.

Такой подход позволяет гарантировать поступления в бюджет, т.к. трюки с завышением расходов для сокращения прибыли теряют всякий смысл и, одновременно, лишают чиновников и налоговиков возможности что-то вымогать у предпринимателей из-за чрезвычайной простоты начисления налога и его администрирования.

Бардак навсегда

Создание монополии вместо конкуренции, контроль бизнеса вместо сбора налогов, лазейки для введения игровых автоматов и махинаций с призовым фондом лотерей - все это свидетельствует о том, что закон Яценко-Ефименко-Осыки является ярким примером создания коррупционных наделов для своих вместо рынка для всех и налогов для бюджета.

В результате, возглавивший НОАИ чиновник, сможет извлекать коррупционную ренту для личного кормления и поддержки сюзерена. А значит, нынешняя уродливая модель власти, разрушающая страну изнутри, получит еще одну площадку для своего воспроизводства – игорное поле с тендерным дизайном.

 

Предмет регулирования

Проект ЗУ № 8401, Украина

TheActNo. 171/2005 Coll. On Gambling Games, Словакия

Лицензия

Не даёт право на ведение указанных в ней видов деятельности без заключения договора с НОАИ

Дает право вести указанные виды деятельности. никаких дополнительных документов и разрешений не требуется

Критерии. которым должен соответствовать апликанг. для получения лицензии

Утверждаются постановлением правительства после вступления закона в силу (могут меняться и дополняться)

Определены законом, могут быть изменены только путем внесения изменений в сам закон.

Получение лицензии

Орган государственного регулирования имеет право принять решение про выдачу или отказ в выдаче лицензии, либо же оставить заявление на получение лицензии без рассмотрения. Решение про выдачу или об отказе в выдаче лицензии орган государственного регулирования принимает в тридцатидневный срок.

Орган государственного регулирования обязан выдать лицензию при условии соответствия апликанта требованиям закона, либо в течение 10 дней предоставить список допущенных ошибок и не соответствий поданных документов требованиям закона. После исправления недочётов и ошибок орган государственного регулирования выдаёт лицензию в обязательном порядке.

Государственный субъект рынка

Национальный организатор азартных игр - юридическое лицо с 100% государственного капитала.

Национальная лотерейная компания - юридическое лицо со 100% государственного капитала.

1 Правительство может учредить только одно такое юрлицо.

1. Правительство может учредить несколько таких юрлиц.

2. Определяет объем игорной деятельности коммерческих операторов. Утверждает правила работы всех игорных заведений Участвует в проверках коммерческих операторов.

2. Не имеет полномочий по контролю или регулированию деятельности коммерческих операторов.

3. Является монополистом в сфере проведения лотерей виртуальных казино и букмекерской деятельности.

3. Не является монополистом в какой либо сфере игорной деятельности. Имеет право проводить только государственные лотереи, коммерческие операторы имеют право проводить коммерческие лотереи

4. Сертифицирует и продает ПО и оборудование для игровой деятельности.

4. Занимается исключительно игорной деятельностью.

Специальные игровые зоны

В законопроекте определён перечень специальных игровых зон, где могут располагаться игровые заведения.

Отсутствуют

Организация казино

Оператору проведения азартных игр в казино запрещено организовывать больше одного казино

Для индивидуальной лицензии на ведение игорного бизнеса в казино нет ограничения на количество организованных казино.

Ограничения на использование игровых автоматов.

Обычные игровые автоматы запрещены. Лотерейные игровые автоматы не запрещены, специальные ограничения на использование лотерейных игровых автоматов отсутствуют.

Игровые автоматы разрешены, но условия их размещения и использования жестко ограничены.

Специальные режимы налогообложения предприятий игорной сферы

Отсутствуют

Для каждого вида игорной деятельности определен специальный налог, средняя ставка оставляет 15- 20% от оборота.

«Караул устал и хочет спать» — именно так, согласно популярной легенде, толково объяснил всероссийскому Учредительному собранию причины его разгона матрос Железняков. Украинские депутаты с поиском повода, чтобы подольше посидеть в привычных креслах, тоже не заморачиваются. Один из ярких представителей нынешнего большинства еще прошлой осенью сообщил: что, мол, и рады бы покинуть насиженные места, но устал… народ. Не от депутатов устал, а от выборов. Голосуешь-голосуешь, а все без толку. А ведь до участка путь неблизкий, и еще голову поломать нужно, за кого именно бросить бюллетень… Словом, поспешили законодатели на помощь утомленному народу и продлили свои собственные полномочия до октября 2012 года (хотя избирались в общем-то на четыре года, то есть до 2011-го). Только аппетит, как говорится, приходит во время еды. Не прошло и полугода, как кое-кому показалось, что и срок до осени 2012-го, как бы сказать поделикатнее… до обидного мал. И стоит продлить его… ну, скажем, до 2015-го.

Избирателям, на усталость которых, вполне возможно, будут ссылаться и на этот раз, о планах пролонгации сообщил вице-спикер Николай Томенко. С возмущением, разумеется. Поскольку сам он, по его словам, категорически против переноса выборов. Спикер Владимир Литвин, правда, настроен не столь решительно. И практически сразу же намекнул, что лично он не прочь отодвинуть хотя бы начало избирательной кампании. В интересах страны, конечно. Куда ж без них. Правда, если быть последовательным, то стоит признать: идея остаться в кресле исключительно «народа ради» принадлежит не Литвину. Он ее всего лишь творчески развил. Интересами страны объясняли нежелание нынешних депутатов расходиться еще в далеком 2008-м. Хотя указ о роспуске тогдашним президентом Ющенко уже был подписан. Против были сторонники премьера Тимошенко — то есть нынешние оппозиционеры. И они — при поддержке ныне сменившего политическую ориентацию Андрея Портнова — добились-таки своего. Зато теперь те, кто едва не лишился мандатов после года депутатства, готовятся подепутатствовать целых восемь. Некоторые на словах действительно против. Но сдать мандат в индивидуальном порядке — в сроки, которые сами оппозиционеры считают конституционными, — из возмущенных узурпацией не пообещал пока никто.

Кстати, восемь лет тоже не предел. В истории были случаи, когда полномочия продлевали и на больший срок. Британский парламент, собравшийся в 1640 году, вообще принял закон, согласно которому он мог быть распущен только по своему собственному решению. И король этот закон подписал. На свою голову. Поскольку Карл Первый лишился головы в буквальном смысле — по постановлению этого самого парламента, вошедшего в историю под названием Долгого. А заседал парламент действительно долго. Ибо пережил не только короля Карла, но и Оливера Кромвеля, пытавшегося его сначала очистить от оппозиционеров, а потом и попросту разогнать. Депутаты согласились на самороспуск только в 1660-м, то есть через двадцать (!) лет.

Правда, об идее превратить в долгий парламент Верховную Раду шестого созыва вслух пока говорят только недовольные (хотя бы на словах) оппозиционеры. Регионалы публично от подобных планов решительно открещиваются. Ярослав Сухой назвал новость от Томенко провокацией, а Юрий Мирошниченко заявил, что Конституция просто «не разрешает переносить выборы». Впрочем, полгода назад Мирошниченко столь же компетентно признавался, что и продлевать на пять лет полномочия депутатов, избранных на четыре, не совсем законно, но их все же продлили. Да и Конституцию — при желании — поменять можно. Именно над этим, в общем-то, и работают люди, уже традиционно «утрясающие» в Раде воп­росы, в решении которых заинтересован президент. Это подтверждают как источники в среде тех, кто «утрясает», так и тех, кого «утрясают».

Идея якобы заключается в том, чтобы внести в Основной Закон норму об одновременном проведении парламентских и президентских выборов. Объяснение привычное: в интересах страны и для экономии бюджетных денег (об этом, между прочим, и Кучма говорил, и Ющенко). А поскольку президент избран на пять лет, то и полномочия Рады продлеваются еще на три года — для этого, дескать, достаточно одной строчки в переходных положениях. Голоса в поддержку подобной манипуляции (если не говорить — узурпации) можно найти не только среди регионалов, а в первую очередь среди тех, кто не имеет больших шансов попасть в следующий состав парламента, — литвиновцев, перебежчиков из рядов оппозиции, нунсовцев и даже бютовских «заднескамеечников». Их заинтересованность в продолжении банкета действительно очевидна. Зато совсем не очевиден интерес в таком сценарии самой Банковой. Ей-то зачем продлевать полномочия в общем не слишком надежных парламентариев, если гораздо удобнее сформировать более ручную Раду по новому избирательному закону, уже подготовленному Минюстом? Не говоря о том, что распыление сил административно-финансового пула на обеспечение нужного результата парламентских выборов не позволяет в нужной степени сосредоточиться на решении главной задачи — переизбрании Януковича на второй срок.

Поэтому и возникают подозрения, что на самом деле игра ведется более сложная. И совмещение сроков очередных выборов в 2015-м требуется не для отмены выборов в 2012-м, а для того, чтобы избрать следующую Раду на неполный срок. А уже в 2015 г. закрепить успех окончательно. Для этого якобы вторым этапом — после внесения изменений в Конституцию — подкорректируют законодательство, позволив, скажем, вариант досрочного прекращения полномочий Рады после сложения 150 мандатов. Если помните, именно этой лазейкой воспользовались нашеукраинцы и бютовцы в 2006-м. После чего лавочку решили закрыть. Зато теперь, по столь же конъюнктурным соображениям, могут и открыть. Для поправок к закону при этом, в отличие от Конституции, голоса тушек уже не будут нужны в таком количестве. Да и голосовать за них смогут не только регионалы, но и, скажем, коммунисты. Недаром Петр Симоненко уже поспешил заявить, что выборы должны сос­тояться и в 2012-м, и в 2015-м (по собственной инициативе, заметьте, никто его об этом не спрашивал). В таком варианте, впрочем, голосование можно даже приблизить. Учитывая, что рейтинги власти снижаются, сценарий не лишен логики. В конце концов Сергей Левочкин, в отличие, скажем, от Анд­рея Клюева, еще зимой считался сторонником выборов as soon as possible.

 С другой стороны, для ускорения выборов ни к чему вообще городить конституционный огород, рисковать провалом всего плана и повышать ставки. Зато слухи о продлении полномочий парламента — весьма своевременное дополнение для агитации против «и без того засидевшихся» в своих креслах депутатов. И неплохой способ канализировать общественное недовольство в безопасное для власти русло. Если уж для этого вице-премьерами готовы жертвовать, то депутатов, «способных только за кадык друг друга хватать», тем более не жалко. И уж совсем необязательно, кстати, видеть в этом проявление некоего внутреннего антагонизма в лагере бело-синих. Андрею Петровичу ведь нужно не только триста голосов собирать для поправок к Конституции, но и возвращение к смешанной избирательной системе про­­давливать, и расписывать мажоритарные округа между «своими» и «примк­нувшими», число которых продолжает расти. Интрига с пролонгацией (в которой тушки, как уже говорилось, заинтересованы по определению) эту работу — как минимум — облегчает. А народное недовольство интригой — пусть даже довольно глухое — делает участников переговоров намного податливее. Если артачиться, то можно не успеть договориться до того момента, когда караул от исполнительной власти в очередной раз устанет. А в том, что народ от депутатов действительно утомился, нынешние «народные избранники» знают не хуже нас с вами.

"Утечка" письма, в котором председатель правления Национального банка Украины Сергей Арбузов возлагает ответственность за ухудшающуюся макроэкономическую ситуацию в стране и провал переговоров с МВФ на премьер-министра Николая Азарова - не просто ошибка чиновников, предоставивших СМИ скандальный документ. И уж точно не проявление мировой практики, о которой говорил глава Нацбанка, пытаясь объяснить появление своего письма.

Этот документ - стремление "семьи" действующего президента снять с себя ответственность за происходящее в глазах Виктора Януковича и донести до президента свою озабоченность ухудшающейся ситуацией. Арбузов - единственный представитель этой мощной группировки, занимающий должность, подразумевающую возможность публичной критики правительства. Письмо Арбузова - реабилитационный документ на ближайшее будущее: когда ситуация в стране ухудшится настолько, что это станет заметно даже за стеной Межигорья, самые близкие к Виктору Федоровичу люди принесут ему этот документ с печальными словами: папа, мы ж их предупреждали! И еще письмо Арбузова - это "черная метка", отправленная Азарову. Премьер должен понять, кого назначили ответственным за грядущий крах.
Заседание Кабмина, на котором Янукович выступал с уничижительной критикой правительства, а Азаров требовал отставок "президентских" губернаторов, стало своеобразным Рубиконом - в руководстве Партии Регионов начались неизбежные конфликты в предчувствии неизбежных экономических проблем. Президент против назначенного им премьер-министра. Почетный председатель Партии Регионов против действующего председателя. Премьер-министр против губернаторов - выдвиженцев собственного президента и партии. Председатель Нацбанка против премьера. И это только начало!
Невидимые трещины проходят сейчас по стройным региональным рядам. Еще вчера было ясно - все дружно обвиняем во всех смертных грехах оппозицию и ждем посадки Юлии Тимошенко. Сегодня враг вдруг оказался внутри нас, а информацию о всеобщем благоденствии, усердно распространяемую Николаем Яновичем, не сегодня-завтра опровергнет Виктор Федорович. Или не опровергнет? Или... В какой кабинет бежать, к кому прислониться? И кто поверит, что в этой ситуации тревожного ожидания чисток и раскулачивания одних и обогащения других, следующих, кто-то будет заниматься реформами или - смешно сказать - переговорами с МВФ?

Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы—
О, солнце, судия, народ.

 О. Мандельштам

Апокриф наиновейшей истории гласит, что когда в Египте все закончилось – Мубаррак вызвал любимого сына Гамаля и отхлестал его по лицу со словами: «Это все – из-за твоей жадности, урод». Интересно, какие слова выберет Виктор Федорович Янукович для своего дембельского послания Саше и Юре? А спич этот уже можно и нужно готовить.

Мы когда-то уже рассуждали о глубинной, диалектической схожести Ющенко и Януковича. Через год Януковича у власти о какой-либо серьезной перспективе говорить уже бессмысленно, как не имело смысла говорить о перспективе после первого ющенковского года. Януковичу даже хуже, если Ющенко 4 лишних года держали в кресле США – в основном по соображениям престижа (не ющенковского, конечно), дабы сей эксперимент не выглядел совсем уж позорно, то за Януковича, по большому счету, и подписаться некому.
Но, как учит нас марксизм-ленинизм, диалектическое единство проявляется и в противоположностях: если Ющенко погубили лень и патологическая недееспособность, то Виктора Федоровича – узконаправленная гиперактивность.
За год с лишним Янукович сделал ряд грубейших крупномасштабных ошибок, которые не только не оставляют ему никакой политической перспективы, но и минимизируют возможность досидеть до конца каденции. 2012 год, с очень большой вероятностью, Президент Янукович не переживет (в политическом смысле).
Во-первых, Янукович не сумел, или не захотел сдержать аппетиты соратников. И те, естественно, попытались за год скушать то, что полагалось вдумчиво, основательно, вкусно осваивать лет десять. В результате за год страна оказалась разграблена и полностью обескровлена.
Во-вторых, Янукович допустил или же содействовал гигантскому процессу передела собственности, причем в наиболее диких – рейдерских и рэкетирских формах. Более того, пацаны в запале вышли на международный уровень рейдерства, попытавшись наехать на корпорации мирового уровня.
В-третьих, Янукович не использовал свой главный козырь – поддержку технократов. Не дав Азарову сформировать дееспособное правительство, рассадив «министров» на выполнение «пожеланий» Саши, Юры и Димы, рассовав енакиевско-макеевскую гопоту повсюду, где только гривна пробегала – Янукович разрушил то, что должно было быть главной его опорой – систему управления государством. Ибо, как уже начинает показывать суровая действительность, управление государством не сводиться к функции отъема денег у всего, что еще шевелиться. Проводить какую-либо политику, появись вдруг желание, в какой-либо сфере – Янукович уже не может. Нечем. Последней точкой в этом плане стал погром аппарата Кабинета Министров, последнего дееспособного аппарата в стране. Теперь Секретариат Кабмина, особенно по интеллектуальному потенциалу, ничем не отличается от, скажем, Макеевского горсовета.
В-четвертых, Янукович не использовал тех политических козырей, которые предоставили ему оранжевые.
В чем, собственно, состояла коллизия? Общество устало от психологического дискомфорта, распространяемого «оранжево-сердечными», устало жить в атмосфере перманентного скандала и готово было воспринять приход власти пускай немножко экзотичной, но суровой, организованной и справедливой. Дождались… Но хотя бы один пункт из предвыборной агитации Януковича исполнен безусловно – достали каждого.
Даже легендарную и бестолковую «оранжевую» коррупцию с толком использовать не смогли, в первую очередь – из-за бестолковости «макеевских» исполнителей. Все грандиозные дела превратили в дурнопахнущую бодягу, связываться с которой побрезгует даже Печерский суд.
В-пятых, Янукович не использовал шанс, представившийся ему в международном раскладе. А шанс был действительно, но его весьма квалифицированно уничтожил Хорошковский, от имени Януковича оскорбивший лично канцлера Германии. Сейчас все, кому не лень, пользуют Януковича в политических играх, что он искренне считает вовлечением в мировую политику, типа внутритандемных войн на стороне Медведева. Но тактика заканчивается и в сухом остатке останется разве что Путин в качестве личного врага.
Но самое главное – осуществляется политика навязать Украине мировозренческую, управленческую, поведенческую матрицу Донбасской рабовладельческой республики, где трижды ограбленные, полностью бесправные рабы имеют возможность выразить благодарность добрым хозяевам на трибунах «Донбасс-Арены». Даже близкие аналоги – бандитская республика Хашима Тачи стремительно теряет всякие признаки суверенности, а территория, управляемая Кокойты, никогда таковых и не имела.
И что получилось на выходе, в результате воздействия и взаимоусиления этих процессов.
1. Социально-экономическая катастрофа. За год цены на основные продовольственные товары выросли на 120-140%, из них экономически обоснованы 20-35%. Коммунальные тарифы выросли в 4-5 раз – в зависимости от фантазии и жадности местных смотрящих. В результате – более 70% населения оказались отброшенными за грань бедности.
Слагаемых социально-экономической катастрофы несколько:
• таможенный налог Юры и Саши, взвинтивший цены на весь импорт вдвое, а то и втрое;
• коррупционный налог в виде Евро- 2012, добавивший еще 10-15%;
• финансовый коррупционный налог Арбузова- Саши, не только парализовавший финансовую систему страны, но и приведший к росту товарной инфляции;
• деятельность на рынке нефтепродуктов групп «Приват» и «Ливелла», добавивших 15-20% к росту цен;
• резкое возрастание силового коррупционного налога;
• бесконтрольная деятельность местных органов власти – гопота занимается единственным, чем умеет заниматься – отъемом денег у населения. Вот и получилось, что цены на продовольственные товары в Украине в 2,2 раза выше, чем в Германии.
2. Создана среда, враждебная для экономики. Ухудшение нормативной базы, удвоение, а то и утроение коррупционного налога, узаконивание на обычаевом уровне рейдерства и рэкета, содействие им со стороны правоохранительных органов и судебной системы – все это привело к тому, что заниматься любой экономической деятельностью в Украине становится не только не выгодно, но и опасно. Результаты налицо: мы отслеживаем ситуацию по трем юридическим фирмам – за три месяца они зарегистрировали 4 субъекта экономической деятельности, сняли с регистрации – 307.
3. Близкий к критическому рост социально-политической напряженности. Уже дошло до того, что Копатько боится докладывать реальные цифры общественной поддержки Президента и власти в целом. Примечательно, что от новой власти больше всего пострадал Юго-Восток. И если в Донбасской рабовладельческой республике стерпят все, а Одесса разрешает себе морочить голову триумфальным шествием русского фашизма, то в Харькове и в Днепропетровске ситуация становится действительно угрожающей. Особенно занимательно то, что количество радикалов в обществе уже в два раза превышает «майданные» показатели. Практически нет социальных, экономических, социокультурных групп, которые не пострадали бы в той или иной мере.
4. Резко ухудшилась внешнеполитическая ситуация. Все страны, имеющие политический интерес к Украине, не скрывают того, что уже считают Януковича временной и случайной фигурой и не связывают с ним больше никаких серьезных, даже среднесрочных, планов. Вся политика на период временного нахождения Виктора Федоровича у власти сводится к тому, чтобы не дать ему натворить каких-то особых, нарушающих баланс, глупостей.
Более того, планы серьезных игроков начинают строиться, как на опорном камне, именно на акте всенародного, спонтанного, неформального волеизъявления, которое, собственно, и поставит мат Януковичу. Вся внешнеполитическая коллизия начинает сводиться к тому, кто и как сумеет обратить себе в стратегическую пользу Вторую украинскую революцию.
Между тем – еще год назад, помимо открытых дверей в Европу, Януковичу был предоставлен целый ряд шансов. Мы, конечно же, не о московских предложениях, сводившихся к формуле «По-братски отдай жену дяде и будь ему за это по-братски благодарен, а не то – газовой удавкой задушим». Китай – это был очень серьезный шанс. В опоре на Китай можно было начать новую индустриализацию Украины. Если бы с китайской помощью, в любой форме на Юго-Востоке было бы запущено десяток предприятий – Янукович мог спокойно претендовать на пожизненное президентство. Но – профукано, из-за трусости, некомпетентности и недееспособности.
5. Разразился тяжелейший управленческий кризис. Причины две:
• макеевизация управленческих структур, массовое назначение гопоты на управленческие должности, по масштабам на порядок превосходящее даже пришествие Большой Хоружевки.
• создание неофициальной параллельной структуры госуправления, подменяющей собой Кабмин и имеющей, в отличии от правительства, реальные полномочия в сфере экономики.
Кнопки еще нажимаются. Но последствий от нажатия кнопок -- все меньше и меньше. Будто страна, и, особенно, ее управленческий класс объявили итальянскую забастовку собственному Президенту.
Почему так случилось? Ведь у Януковича были остатки технократической элиты, могущие восстановить разумную управляемость. Была поддержка значительной части общества и непротивление другой, уставшей от оранжево-сердечных кумиров, наконец, была внешнеполитическая поддержка и карт-бланш на любые действия, необходимые для стабилизации страны и восстановление управляемости.
Помимо причин очевидных и естественных – таких как командный дух реваншизма, стойкий инстинкт мародерства, доминанта племенных инстинктов над компетентностью и дееспособностью – обнаружились проблемы с логикой.
Посудите сами – предельно ослабляется правительство, отстраняется от влияния на экономические процессы, раскалывается на неуправляемые группировки – а затем требуется от этого же «правительства» каких-то реформ.
Или же – полгода обществу массированно вбивается в мозги, что вся власть теперь у Президента, Президент все решает и за все отвечает, а потом удивляются, почему общество возлагает полную ответственность за социально-экономическую ситуацию именно на Президента, а не на правительство, как ожидалось.
Или – на Нацбанк назначается ПТУшник, чей профессиональный потолок – обменный ларек и то только в Донбассе – и удивляются, почему украинскую финансовую систему практически отсекли от мировой и европейским банкам прямо запрещено кредитование украинских финансовых организаций. Банковское сообщество крайне консервативно, все знают друг друга десятилетиями, и знают все друг о друге. Естественно, что оно сразу же отвергло такого экзота.
Ключевая проблема в том, что Президент, не умея и не желая работать с госаппаратом, выстроил три параллельных центра принятия решений.
Первый – это семейный круг. Здесь сосредоточена вся внутриэкономическая политика и вся кадровая политика. Результаты налицо.
Второй – олигархический кружок. Тоже все понятно – почему олигарху А дали украсть больше чем олигарху К, а олигарха И любят больше, чем олигарха П – такой вот уровень государственной политики.
Наконец третий – собственно стратегического планирования. И, как нам кажется, больше всего проблем идет именно оттуда. Ведают этим делом два человека – Левенец и Шувалов. Отсутствие менеджерского опыта у их руководителей привело к тому, что не поинтересовались хотя бы производственной биографией этих кадров на предмет эффективности и результативности.
Вот, Ю.А. Левенец. В 2002 году – провалил избирательную компанию партии В.П. Горбулина, превратив деда во всеукраинское политическое посмешище. В 2004 году – подвел под уголовное преследование и вывел на грань ареста Медведчука и братьев Клюевых, которых спасла только жадность бабы Веры и Кати Чумаченко-Ющенко. В 2009 – развалил избирательную кампанию Юлии Тимошенко, сломав штабную региональную структуру.
Самая креативная идея, рожденная когда-либо Юрием Анатольевичем заключается в формуле: «прикажем губернаторам и они все сделают».
Лоха клиента покоряет с помощью цветных картинок и диаграмм в пухлых докладах содержащих единственную – вышеупомянутую мысль.
И. Шувалов уже лет 10 борется с Западной Украиной. Раньше главной креативной фишкой был Русский культурный центр во Львове, где неизвестные с периодичностью раз в три месяца регулярно били окна. Теперь напряжение творческого гения родило другой креатив – осквернение еврейских кладбищ, наверное, потомственный антисемитизм взыграл. Друг и единомышленник покойного отморозка Макса Бешеного. Склонен к организации диких авантюр типа 9 мая во Львове.
Вот эти ребятки в качестве поводырей и ведут Виктора Федоровича по тернистому политическому пути.
При таком уровне информационно-политического обеспечения, стратегического планирования, совершенно естественны не только результаты, но очевидны и перспективы…
Ах, да. У Виктора Федоровича есть еще и силовики. Которые все порешают, всех построят и вообще – преторианская гвардия. Не все так просто с преторианцами – их настиг кризис жанра.
Сначала Хорошковский морочил голову Януковичу «покушениями». Но кировоградские и ивано-франковские гастроли были такого уровня подготовки и представления, что эту сюжетную линию закрыли. Затем был период беспощадной борьбы с врагами Президента. Дел налепили много, довести налепленное до суда – невозможно, как из этого дерьма выбираться – неизвестно.
А самое интересное – никто сейчас не может понять не только, что там у «преторианцев» происходит, но и кто ими управляет. Складывается впечатление, что, если «преторианцы» что-то и играют, в чем-то участвуют, так это в реализации легендарного плана «Б» В.Путина.
О дееспособности МВД вообще лучше молчать. Менты настолько включились в процесс общенационального рейдерства и рэкета, что любой попытавшийся отвлечь их от этого занятия рискует жизнью. Особо умиляет единение братков и ментов в этом процессе, причем братки непосредственно грязной работой заниматься уже брезгуют, в основном раздают руководящие указания.
Таким образом, к осени в Украине складывается ситуация, которую принято называть революционной. Уже сейчас две трети населения отброшены за грань выживания. Осенью сей праздник жизни продлится…
И на этом фоне разворачивается грандиозный шабаш донецкого ворья: акушерка назначает на ответственные должности в СНБО собственную прислугу (помните, что инкриминируется Луценко?), Министерством Обороны правит 30-летняя проститутка – любовница вечно пьяного и вечно невменяемого министра, шлепающая его факсимиле куда попало, сын Азарова за 400млн. $ покупает рынок в Москве и т.д., и т.п.
Но не все хорошо и в группировке правящих мародеров. Умные начинают понимать, что все может закончиться очень быстро и очень плохо и начинают искать пути отползания. Жадным уже не хватает – после тотального ограбления населения корыто как-то не прирастает и не умножается, поскольку производительная часть общества больше не видит смысла работать «на дядю».
Превращенная в инструмент мародерства система госуправления восстановлению не подлежит.
Насколько мы понимаем, антикризисная стратегия власти построена на трех китах:
1. Сдача правительства.
2. Кратковременное оздоровление экономической ситуации за счет распродажи последнего национального ресурса – земли.
3. Продолжение разжигания холодной гражданской войны.
Со сменой правительства все, казалось бы, очень просто. Меняем Азарова на Кинаха (Яценюка, Еханурова и т.д. – нужное подчеркнуть). Но!
Во-первых, никакой разрядки политической напряженности это не даст. Год из «Интера» и прочих сливных бачков лилось, что власть в стране есть и эта власть – Президент Янукович. Поэтому общество твердо уверено, что цены в магазинах и цифры в платежках – это от Януковича.
Во-вторых, Правительство для чего формируется? Правильно, для обслуживания запросов Саши и Юры, расширения воровского проекта Евро-2012, крышевания криминальных схем «Привата» и «Ливелы», взимания 100% коррупционного налога со всего импорта, 50% откатов с НДС и т.д. Если формировать нормальное правительство – эти аферы надо отменить, наступить на горло собственной песни.
В-третьих – это правительство революционных времен. Не будет у него полномочий – оно даже не сможет стать полноценным мальчиком для битья. А кто же ему эти полномочия даст?
Земельная афера – вообще отдельная песня. Замысел ее состоит в том, что правильные пацаны, собравшие к этому времени все деньги страны, должны скупить всю землю, а затем быстренько перепродать ее разным китайцам, арабам и т.д. Родиться подобное могло в очень воспаленном и очень донецком мозгу, не подозревающем о существовании очень большого мира и разных людей в нем. Мировой тренд – жесткая борьба с ресурсным национализмом. Перегруппировка сил привела к тому, что теперь никакому «Газпрому» больше никогда не разрешат шантажировать Европу. Каддафи получает в первую очередь за то, что попытался повторить газпромовский шантаж зимы 2009 года. Новый поворот глобальной политики состоит в обеспечении всем равного доступа к сырьевым ресурсам планеты. Но украинская земля уже давно занесена в списки ресурсов глобальной значимости и любая афера вокруг нее не только бесперспективна, но и опасна.
Кроме того – это же Украина, с особым, тысячелетним отношением к земле. Это Путин может продать Дальний Восток Китаю и никто в России даже не почешется. А вот поднять мужика с вилами в Украине просто – надо только землю тронуть… Не исключено, что во второй украинской революции мобилизационный потенциал ее обеспечит именно земельный вопрос.
Так что с этим проектом ничего не получится. Денег не будет. Будут хлопоты. Пустые и очень болезненные.
Наконец, фишка третья – холодная гражданская война, долженствующая отвлечь внимание Юго-Востока от цен, тарифов и изменить систему координат. О том, что эта дурь не работает, понятно уже всем, кроме Администрации Президента. Тщательно взращиваемая ненависть к «бандерам», оказывается, не компенсирует отсутствие колбасы. А уместность всех этих процедур в разъяренном и озлобленном обществе сильно напоминает тушение пожара с помощью ведра бензина.
И можно было бы спокойно на все это реагировать, как на акт коллективного самоубийственного умопомрачения регионалов, а как иначе назвать целенаправленное превращение в собственных врагов половины страны. Так же спокойно можно было бы реагировать и на львовское 9 Мая – ну, помяли малость одни кремлевские шестерки других таких же, да за кремлевские деньги, да под управлением «шуваловых». Ну, потешились малость на собственных каналах, порезвились клоуны. Проект Заявления по львовским событиям валялся в Госдуме уже 3 мая. Но европейские СМИ в этом шабаше участвовать отказались, международный скандал организовать не получилось. В общем, как обычно, казалось бы, бюджетик освоили. Не все так просто.
Вы обратили внимание, что самый главный любитель Украины почему-то промолчал, предоставив возможность в этот раз брызгать слюной местоблюстителю?
Все обсуждают некий план «Б» Путина касательно Януковича, не особо вникая и понимая, в чем он заключается.
А заключается он в подготовке Второй украинской революции по киргизскому образцу, организации горячей гражданской войны. Начавшись как мощный социально-экономический протест против власти, революция должна, по замыслу московских стратегов, трансформироваться в межрегиональное противостояние, в результате чего Украина развалится, и большая ее часть немедленно попросится в бывший «великий и могучий». Именно для этого вербуются и организовываются боевики (вы будете смеяться, но первый отряд нацистских штурмовиков, организованный в 1926 году в Гельзенкирхене, назывался “Heimat” – «Родина», а движение носило название “Am Wacht” – «Дозор»), именно поэтому все сливные бачки от РТР до «Интера» уже год вдохновенно вещают об утерянном рае на земле под названием СССР.
А «донецких» играют втемную, объясняя им, что подливание бензина в костер – лучший способ тушения пожара.
Впрочем, и здесь существуют нюансы. Все ведь происходит отнюдь не в безвоздушном пространстве. Сплетничают, что накануне львовской аферы кто-то из наблюдателей позвонил куда-то наверх и предупредил, что весь этот праздник жизни продолжается только до первого трупа, а затем начнутся оргвыводы. С перепугу все на ходу стали сворачивать, из-за чего провокация получилась какая-то жиденькая, явно не соразмерная бюджету.
Еще и вопрос – это Путин всерьез или блефует, пугая Запад: если что не так – я вам новый СССР покажу – страшный и ужасный.
Дело в том, что «приблатненный чекист» сейчас крайне озабочен сохранением нацареванного. 60 ярдов все-таки, обозы на полмира растянулись. Но для сохранения барахла – необходимо сохранить власть. А с этим возникли проблемы…
Вот и в Вашингтон на ковер вызывают, и разговор там предстоит не очень приятный, и следует ожидать предложения, от которого невозможно отказаться. А может случиться и как со Стросс-Каном, особенно после показаний Бута да неких расследований по делам “Troyka” и “Winterthur”. Владимир Владимирович все пытается быть одновременно и Сталиным, и Абрамовичем. А так не бывает, окружающие не понимают. Так что вполне можно попытаться блефануть, попугать Запад возрождением СССР.
Но даже, если Владимир Владимирович всерьез кашу заварит – Запад и США, безусловно, вмешаются. Но, опять возвращаясь к Мубарраку – Украину защищать будут, Януковича – нет.
В путинском плане «Б» Вторая украинская революция получает единственное, чего ей не хватало – мощное организационное начало. В связи с чем и эта революция обречена на успех. Только победители в ней будут совсем другие.

То, что наш разговор не вызывает интереса ни у самих реформаторов, ни профессионалов в области соцобеспечения и пенсионной защиты, наверное, объяснимо. Так же как и то, что ни в одном из откликов даже с иронией не упомянуты наши доблестные профсоюзы, озабоченные, как всегда, одним - как бы и невинность соблюсти, и капитал приобрести.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Если общество, каждый из нас, не займет внутренней определенной и ясной позиции по животрепещущим вопросам пенсионной реформы - никогда и ничего не изменится.

Один из авторов комментариев, поддерживая прочитанное, увидел опасность «заговорить проблему». Резонное наблюдение. Чем шумнее, абстрактнее, академичнее будет дискуссия о количестве уровней системы, о конкретных параметрах нового законодательства, тем выше вероятность того, что за общими благоглупостями будет похоронено изначально необходимое и жесткое подведение итогов работы системы действующей.

Если ликвидационный баланс не будет посчитан до копейки, не будет исчислена и признана сумма госдолга, заранее можно поставить крест на любой реформе. Извините уж за повтор.

Конкретный вопрос: как это реализовать на практике?

...представляете, пенсионер или просто участник Пенсионного фонда получает официальный документ, в котором исчислены обязательства перед ними государства в лице ПФ, и при этом все расчеты осуществлены только и исключительно на основании закона, а не подзаконных актов, инструкций и методичек?

...все мы понимаем, что сегодня это реально невозможно. Персонал ПФ реально не несет никакой ответственности за свои вольности в расчетах, которые его работники творят ежедневно на своих рабочих местах. Я не хочу осуждать весь многотысячный коллектив органов пенсионного обеспечения, обвинять их и, тем более, требовать от них гражданского мужества и просто человеческой порядочности. Но и сочувствие и симпатии человек, который на своем рабочем месте делает заведомо заниженный и противозаконный расчет в угоду своему начальству, ради сохранения своего места и связанных с ним благ - в том числе пенсий, может рассчитывать на понимание его жизненных обстоятельств, но не на уважение.

Заранее отвечая тем, кто напишет об огульном охаивании многотысячного коллектива, и пренебрежительном отношении к их важной и нужной работе, отвечаю: готов публично встать на колени и извиниться при одном условии, если мне покажут заявление, докладную записку, служебную записку сотрудника ПФ, отказавшегося выполнять незаконные инструкции, или просто негласные и необнародуемые ориентировки.

Господь готов был сохранить Содом и Гоморру, если бы среди их обитателей нашлись хоть несколько праведников. Ни у меня, ни у общественного мнения нет права карать и миловать, насылать огонь и камни с неба на нечестивцев. Но...

В течении многих лет огромной группой лиц, связанной служебными взаимоотношениями совершается системное преступление - явно по предварительному сговору, явно с материальной заинтересованностью в виде продолжения работы в системе, носящая откровенно антиобщественный характер, наносящая существенный ущерб правам и свободам граждан, осуществляемая с признаками организованной группы, с координацией и разделением функций.

Я не юрист, пусть они скажут - просто ли это мошенничество или злоупотребление служебным положением, или превышение служебных обязанностей, но это системное, длящееся преступление - и государство является его заказчиком.

С трудом верится в то, что для раскрытия его кто-то рассекретит стенограммы Кабмина или других правительственных учреждений, И привлечет к ответственности заказчиков, организаторов, и исполнителей.

В это поверить невозможно, хотя бы потому, что если вы обратитесь за защитой своих прав на исчисление пенсий в соответствии с законом, например, в прокуратуру, то вас пошлют... Куда? Сами знаете. На три буквы. В суд.

Будем реалистами. Ни одной украинской политической силе, ни одному правительству, ни одному генеральному прокурору в ближайшем будущем подобная концептуальность и принципиальность не грозят. В конце концов, как писал Антуан де Сент-Экзюпери, если мы требуем от генералов, чтобы они порхали как бабочки, а они этого не делают, виноваты в этом не генералы, а мы, - с каждого надо требовать то, что он может дать...

Совершенно очевидно, никакими улучшениями, повышениями квалификации сотрудников ПФ и публичными заклинаниями, которые перед выборами будут особенно страстными и горячими, вопрос не решится. Нужна четкая и жесткая технология администрирования этого процесса, изначально основанная на прозрачном и законном процессе исчисления, который, может быть, проконтролирован и оспорен любым участником пенсионного процесса.

Обращусь к пенсионерам: остался ли у вас документ-расчет, по которому рассчитана ваша пенсия? Указано ли в нем полно и ясно все основания для ее исчисления с вашей стороны, и ссылки только исключительно на закон, определяющие начисления той или иной суммы?

Скажите, является ли этот рассчет действительно документом, и какую ответственность лично и прямо несет перед вами и законом человек, который составил его небрежно, или заведомо, злоумышленно не учел ваши законные права? Не в теории, а реально, существует ли такая ответственность?

Можно иначе сформулировать абзац: кто сегодня персонально несет ответственность из сотрудников ПФ, когда люди добиваются пересчетов через суд? Кто возмещает судебные издержки, расходы на юридическую помощь, моральный ущерб?

Смею предположить, что еще никто из сотрудников ПФ потери граждан, возникшие в связи с неправомочными действиями чиновников из своего кармана не возместил.

Правда, какое гуманное государство? Или это еще одно свидетельство наличия в этих действиях целенаправленного и преступного умысла на уровне государства в целом? Только, пожалуйста, на основании этих строк не стоит делать вывод о направленности этих публикаций против власти. То, что подобная практика сложилась не сегодня, и не вчера - очевидно. Но именно это преступление, наверное, так и не будет поставленно в вину Юлии Владимировне, дабы не создавать прецедента и не принимать обязательства эту практику изменить. Хотя среди всех прегрешений бывшего Кабмина правовое хамство, правовой нигилизм нужно поставить первым.

Предложение: исчисление пенсий должно производиться обезличено государственным инспектором или аудитором, несущим полную ответственность за правильность и достоверность произведеного рассчета. В случае несогласия с рассчетом, субъект имеет право письменно изложить свое несогласие, а при негативном ответе обратиться к независимому лицензированному аудитору, который произведет свой альтернативный расчет.

Государственный инспектор или государственный аудитор получив мотивированное заключение лицензированного независимого аудитора может

  • согласиться с ним и компенсировать субъекту начисления расходы на аудит;
  • не согласиться с аудиторским заключением и оспорить его в суде;
  • при положительном решении суда в пользу независимого аудита, государственный инспектор или аудитор должен помимо расходов на аудит, компенсировать судебные издержки субъекта и независимого аудитора;
  • споры о расчете не должны откладывать начисление пенсий до окончательного решения в размере, изначально начисленном госинспектором/госаудитором;
  • окончательное судебное решение является основанием для перерасчета пенсии с момента обращения за ней, также за счет лица, допустившего ошибку.

Не менее интересен вопрос независимости и последовательности судов, но тут хотя бы есть Европейский суд по правам человека, который иногда позволяет с отечественным беспределом как-то совладать.

Кстати, законодательно должна быть давно прописана норма об ответственности должностным лиц за материальный ущерб, моральный вред, и юридические расходы, причиненные неправомочными и, или, ошибочными действиями должностного лица.

Наказание в виде выговора, замечания, предупреждения, даже понижения в должности давайте оставим в прошлом. Полное возмещение ущерба и увольнение с госслужбы без права на получение пенсий госслужащего – безальтернативная мера.

Жестоко? Тогда жалейте их, а не себя. Следует отметить, что при таком подходе администрирование пенсий значительно упростится. Аппарат может быть очень серьезно сокращен, а на должности госинспекторов и аудиторов пойдут только те, кто действительно является профессионалом и готов работать по закону, а не по круговой поруке.

Государственный инспектор/аудитор, реально рискующий своим положением и деньгами, превратится в фигуру реально независимую, будет зарабатывать реальные деньги от количества и качества осуществляемых расчетов, а его начальство должно потерять всякие возможности влиять на его работу.

Госчиновник в этой ситуации должен будет только организовать работу высококвалифицированных и ответственных людей. Но их реальная ответственность освободит их от унизительной необходимости ради сохранения своего места врать в глаза другим.

Естественно, этот набросок некоторых подходов, всего лишь набросок, - формы могут быть и другими. Например, независимый аудит расчета пенсий могут осуществлять правовые инспекции профсоюзов (зря, что ли, мы о них вспомнили в начале), издержки общепонятны - рептильный характер наших профсоюзов, их повышенная чуткость к дуновениям с Печерских холмов.

Повторю: формы обеспечения прозрачности и законности исчисления пенсий могут быть различными и обсуждаемы. Но если этот механизм не будет создан и создан немедленно, ни о каком реальном и достоверном исчислении суммы госдолга перед пенсионерами в целом и перед каждым в отдельности никогда не станет известно.

Соответственно, вариант той самой «китайской ничьей», о которой говорилось ранее станет главным содержанием этих бессмысленных фрикций по вносу/выносу реформы в зал парламента.

Так вот, само по себе предложение создать открытый правовой публичный и ответственный механизм исчисления сейчас и немедленно, при условии его успешного внедрения через год- полтора создаст кадровую, методологическую, судебную базу, на основе которой гораздо более сложная работа по осуществлению ликвидационного баланса фонда в целом и каждого его участника по взаимоотношениям с каждым его участником, уже может быть реально осуществлена.

Не пытаясь требовать от разработчиков реформы каких-то гениальных открытий, давайте пока предложим одно реальное, безусловно выполнимое условие - обеспечение законности, прозрачности, демократичности расчетов.

Без четкого механизма осуществление общественного индивидуального контроля, без жесткой материальной ответственности за каждое принимаемое решение, любые разговоры о реформа - дымовая завеса, если не циничный фарс.

Если бы в стране за 20 лет реально сложился финансовый рынок, рынок финансов и рынок финансовых услуг, сама жизнь уже бы давно вынудила людей жестко и однозначно положить конец этому всему.

По мне, лучше это сделать самим - ибо где гарантия, что следующая власть не захочет собрать электорат такой простой и ясной ценой – наведением порядка хотя бы в этом отдельном сегмента госуправления и финансов, и публичным судом над заказчиками, организаторами и исполнителями обворовывания тысяч, если не миллионов, людей. А то ведь сумма может потянуть больше, чем штраф Стокгольмского суда. И какая-нибудь уже почти похороненная политическая чупакабра оживет...