Статьи
Артем Сытник сообщил: в НАБУ создается спецподразделение, которое будет заниматься оборонным сектором. Эту новость радостно восприняли далеко не все эксперты.
«Это очень важно в условиях войны и в условиях значительного финансирования Министерства обороны. Дело в отношении «Львовского бронетанкового завода» было одним из первых, которые нарабатываются сейчас совместно детективами и прокурорами. Сейчас на подходе еще ряд других уголовных производств, но это все равно только начало. Меня, как директора, работа в этом направлении не совсем удовлетворяет. Поэтому мною было принято решение после доизбрания детективов НАБУ, что этим займется отдельный сектор детективов. И целая команда будет нарабатывать материалы в дальнейшем», - отметил директор Антикоррупционного бюро.
Казалось бы, такому рвению борцов с коррупцией надо только радоваться. Тем более, что вокруг Минобороны и других силовых структур постоянно возникают скандалы, связанные с сомнительными закупками. Вот только то, что сразу пришло на память: во время проведения планового аудита в 24-й отдельной механизированной бригаде выявили нарушения, которые привели к убыткам на сумму почти 5 млн гривен. Это только в одной бригаде! Есть еще очень громкое дело о завладении средствами в особо крупных размерах во время закупок касок и бронежилетов в 2014-2015 гг. для нужд ВСУ. Дело расследовала военная прокуратура и оно уже передано в суд. Подозреваемым, правда, инкриминируют не коррупцию, а служебную халатность и халатное отношение к военной службе. Статьи, за которые можно получить меньшие сроки, нежели по коррупционным обвинениям.
Но ряд экспертов опасаются, что от участия НАБУ в расследовании злоупотреблений в силовых ведомствах, особенно в Минобороне, будет больше вреда, чем пользы. И что такими делами должна заниматься только военная прокуратура. По их мнению, вокруг Антикоррупционного бюро слишком много пиара, что мешает качественной работе НАБУ и создает вокруг него лишний шум. Собственно, само заявление Сытника о создании спецподразделения тому подтверждение. Это - самый яркий месседж директора Бюро во время его брифинга в четверг. О других делах ничего нового он не сказал: та же риторика о плохих судах и противодействии со стороны коррупционеров.
Следственные органы, особенно занимающиеся борьбой с коррупцией, многое выигрывают от того, что об их успехах узнают уже тогда, когда идут задержания подозреваемых или этих подозреваемых судят. У нас, к сожалению, как сами руководители НАБУ и САП, так и их шумный табор поддержки из числа депутатов, и прочих разнокалиберных телезвезд, подменяют результат обещаниями и обвинениями. Это можно списать на особенности роста, но в случае с делами, касающимися силовых структур, излишнее внимание только навредит. Гибридная война никуда не делась, потому громкие разоблачения тут же подхватит и интерпретирует российская пропаганда. Как делала это уже десятки раз, когда сами украинские чиновники и политики давали ей пищу.
Проще говоря, уголовные дела против коррупционеров в Минобороны и других силовых министерствах и ведомствах должны, во-первых, расследоваться тихо и общество надо информировать об их конечном результате, а не бла-бла-бла, как это уже стало традицией у наших антикоррупционеров, и, во-вторых, в максимальной координации всех - детективов Бюро, следователей прокуратуры и МВД, и, если необходимо, сотрудников СБУ. В противном случае мы опять станем свидетелями межведомственных конфликтов, как это уже было ровно год назад, когда в центре Киева крепко поспорили сотрудники НАБУ и Генпрокуратуры, в результате чего вторые задержали первых, получив при этом легкие телесные повреждения.
Еще одна опасность, о которой говорят, - политизация процесса. К примеру, директора «Львовского бронетанкового завода» Романа Тымкива, задержанного по делу о покупке старых двигателей для танков вместо новых, хотели взять на поруки народные депутаты. Из-под стражи он все же вышел, но под залог. Другого фигуранта этого дела, начальника Центрального бронетанкового управления ВСУ Юрия Мельника, выпустили под личное поручительство двух нардепов из «Народного фронта». А в прессе пошла волна, что это дело не имеет перспектив, поскольку двигатели служат бесперебойно, а у военных чинов был вариант - либо не делать ничего, либо купить подержанные моторы, но выполнить задачу. Дескать, НАБУ просто решило попиариться.
Что-то подобное можно услышать и о деле, возбужденном Бюро из-за злоупотреблений во время сооружения так называемой «стены Яценюка». Там также есть задержанные, но не факт, что завтра их не возьмут на поруки. А НАБУ, если результаты расследований не пойдут в суд или же там провалятся, обязательно обвинят в выполнении политического заказа с целью необоснованными подозрениями подорвать обороноспособность страны.
- Информация о материале
Ведомство, исполняющее функцию министерства в телекоме (Госспецсвязи), разработало законопроект об обязательной регистрации абонентов мобильной связи. Оно предлагает сохранить за клиентами сотовых операторов право заключать договор в письменной или любой другой форме. Но собирается при этом обязать телеком-компании собирать персональные данные всех без исключения пользователей.
Законопроект появился на сайте Госспецсвязи 19 июля. Помимо этого, Госспецсвязи в этом же документе предлагает возродить практику ведения базы уникальных идентификаторов IMEI-кодов, сообщает ЛIГАБiзнесIнформ.
Напомним, что система контроля серого импорта мобильных телефонов по IMEI начала функционировать в Украине в 2009 году. А в 2014 году депутат из фракции Удар Ярослав Гинка внес в закон поправки, согласно которым Укрчастотнадзор лишился такой функции. Регистрировать IMEI стало необязательно. Что касается проектов, направленных на «паспортизацию» абонентов, то подобные попытки Госспецсвязи уже предпринимала. Последняя была в 2015 году.
Какой лейтмотив?
Как пишет в пояснительной записке к законопроекту Госспецсвязи, отсутствие системы регистрации абонентов и уникальных кодов мобильных устройств усложняет проведение мероприятий по нацбезопасности «в условиях кибернетических угроз».
В записке есть и фразы, логика в которых прослеживается с трудом. Вот яркий пример: «Кроме того, требует внимания ситуация с использованием разнообразного конечного оборудования (айфоны, айпады, коммуникаторы, смартфоны, мобильные телефоны и так далее) на фоне растущего спектра предоставления услуг на базе телекоммуникаций, так как неконтролируемое количество конечного оборудования в обороте содействует распространению «мобильного мошенничества» и других кибернетических преступлений».
Регулятор не со всем согласен
По задумке Госспецсвязи, у других ведомств с момента принятия закона будет только три месяца на адаптацию своих нормативных актов.
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи вчера на очередном заседании одобрила законопроект Госспецсвязи, но со значительными замечаниями.
В частности, регулятор предлагает увеличить переходный период и растянуть его на полгода. За это время абоненты, которые сейчас получают услуги обезличенно, должны будут предоставить свои личные данные операторам.
НКРСИ со своей стороны готовится к нововведениям. Она разработала порядок регистрации абонентов без заключения договора в письменной форме, то есть prepaid-абонентов. Подать личные данные можно будет и в электронной форме.
Вторую часть законопроекта (по регистрации IMEI-кодов) НКРСИ посчитала очень сырой. И надеется на то, что администрация связи ее доработает.
Операторы просят больше времени
О том, что предложенный законопроект далек от совершенства, говорят и представители мобильных операторов. «Закон написан непрофессионально. Мы с ним не согласны!» - написал президент компании Киевстар Петр Чернышов.
Vodafone Ukraine дает более развернутый комментарий. «Мы поддерживаем предложенные изменения и готовы реализовать электронную регистрацию абонентов при условии, что будут соблюдены интересы наших клиентов. Самый главный риск - это то, что часть абонентов, которые НЕ успеют зарегистрироваться, могут остаться, согласно законопроекту, без услуг связи», - рассказывает пресс-секретарь Vodafone Ukraine Виктория Павловская.
По ее словам, в истории телекоммуникаций уже есть подобные прецеденты. Так, несколько лет назад около 10% мобильных абонентов Казахстана остались без услуг связи вследствие введения обязательной регистрации. Подобная ситуация - правда, в меньшем масштабе - была и в Польше.
Поэтому, как говорит Павловская, учитывая размер абонентской базы компании (20,9 млн сим-карт), реалистичный срок полной регистрации всех абонентов с учетом размера базы - два года. «Через год мы сможем регистрировать всех новых абонентов», - резюмирует она.
- Информация о материале
Принцип канала Discovery о животных — поймать-показать-отпустить — прекрасно прижился и в ходе расследования правоохранительными органами резонансных преступлений в сфере обороны и оборонно-промышленного комплекса нашей страны.
Даже президент П.Порошенко не поспевает за быстрыми оперработниками, следователями и судьями, которые за несколько дней умудряются продемонстрировать телешоу с арестом, вручением подозрения, заключением под стражу и торжественным выходом фигуранта из мест временного содержания. Как это было с директором одного из бронетанковых заводов.
Не успевает гарант объявить, что кого-то отстранили от должности, кого-то посадили, кого-то привлекли к ответственности, как этот кто-то снова при должности и продолжает неустанно трудиться на ниве «освоения» государственных средств и имущества.
Никак до Верховного главнокомандующего не доходит, что большинство злоупотреблений и преступлений в этой сфере давно уже приобрели системный характер, и призывами наказать виновных эти явления не преодолеть.
Еще больше вопросов возникло бы у Петра Алексеевича, если бы он знал реальную картину происходящего в ходе выполнения оборонного заказа и вообще в оборонной промышленности страны. Учитывая, что президент не всегда получает такую информацию, еженедельник ему и общественности без удовольствия, ее предоставляет.
В тексте статьи я ссылаюсь на письма генерального прокурора и руководителя «Укроборонпрома«, не посчитавших необходимым их загрифовать, а посему редакция, руководствуясь своей точкой зрения, исключила некоторые сведения, представляющие потенциальную угрозу безопасности страны.
Открытие 1: Все сходится, кроме баланса…
Генеральная прокуратура вдруг обнаружила колоссальную прореху в оборонном бюджете страны. Оказывается, что на конец прошлого года дебиторская задолженность предприятий-поставщиков перед Минобороны увеличилась втрое — на 2,4 млрд грн и таким образом достигла рекордной суммы — более 6,1 млрд грн. Что составляет 11% годового финансирования. При этом просроченная задолженность достигла 755 млн грн бюджетных средств. У предприятий концерна «Укроборонпром» такая задолженность перед Минобороны составила 1,6 млрд грн, а просроченная задолженность — 335 млн грн. Именно такие цифры фигурировали в письме генпрокурора Ю.Луценко премьер-министру В.Гройсману, направленном им в середине июля т.г. в Кабинет министров за №10/2/1-20618-17.
Не могу с уверенностью утверждать, что руководителю правительства удалось с этим посланием ознакомиться, а иначе и он бы сделал для себя много открытий: как бездарно транжирятся государственные средства, как проводится стопроцентное авансирование контрактов, и как Минобороны безосновательно продлевает сроки исполнения договоров, что позволяет предприятиям-должникам, пользующимся в своих интересах бюджетными средствами, избегать штрафных санкций.
Яркий пример — закупка в конце 2014 г. предприятием «Укринмаш» при стопроцентном авансировании Минобороны беспилотных авиационных комплексов SpyArrow на сумму 24,9 млн грн. Представьте себе, что поставка этих изделий произошла лишь через полтора года! При этом характеристики поставленных изделий еще и не полностью соответствуют требованиям военного ведомства. Были ли сложности с покупкой за рубежом беспилотников? Вероятно, были. Зачем же тогда брать аванс на их покупку, понимая, что их не удастся закупить сразу? Кстати, прокуроры могли разобраться, где «крутились» эти средства, и кто и сколько заработал на этом?
Это же предприятие в 2015 г. почти восемь месяцев не перечисляло иностранному поставщику средства, полученные в качестве аванса на покупку станций помех TRC-274, что вследствие роста курса иностранной валюты привело к чрезмерному расходованию бюджета на 100 млн грн.
По информации Генпрокуратуры, на титул чемпиона по безосновательной пролонгации договоров в рамках оборонного заказа может претендовать Служба безопасности Украины. По некоторым государственным контрактам обнаружилось до девяти дополнительных соглашений на пролонгацию. При этом никакой претензионной работы по данным вопросам самой Службой не ведется.
Естественно, что такое «легкое поведение» оборонных заказчиков при использовании бюджетных средств создает благоприятную среду для злоупотреблений должностных лиц субъектов хозяйствования, исполняющих оборонный заказ. Масштабы этих злоупотреблений измеряются не только потерей средств налогоплательщиков, но и потенциальными потерями жизней военнослужащих.
Военные прокуроры, инкриминируя злоупотребление служебным положением должностным лицам ГП «Киевский бронетанковый завод», считают, что в результате их действий создана реальная угроза жизни и здоровью военнослужащих. Эти «кулибины» использовали для изготовления корпусов бронетранспортеров сталь с низкой пулестойкостью, которая не была предусмотрена конструкторской документацией.
А что случилось с закупленными за бюджетные средства бронемашинами «Тритон» производства «Кузни на Рыбальском»? Неужели поломались? И почему так разнятся (до 30%) цены на эти изделия для Минобороны и пограничников? Нет, этот вопрос Ю.Луценко не адресовал главе правительства. Это задел для изучения проблемы в будущем.
Идем дальше?
ГП ХКБМ им. Морозова изготовило по заказу Минобороны бронетранспортеры на сумму 219 млн грн, в ходе эксплуатации которых в августе 2016 г. возникли технические дефекты такого рода, что пришлось отказаться от ее использования в зоне проведения АТО.
А иначе и не могло быть! Ведь в концерне «Укроборонпром» создан механизм отбора т.н. «квалифицированных» поставщиков продукции оборонного назначения, в том числе и запчастей для бронетехники. Эта схема подробно описана мною в статье «Укроборонпром. All inclusive». Кстати, одного из участников этого механизма — директора ООО «ВП Патриот» суд уже признал виновным по ст. 205 УК (фиктивное предпринимательство). Это «патриотическое» ООО в 2015—2016 гг. совершило виртуальных поставок запчастей для ремонта бронетехники на 27 млн грн, которые впоследствии были конвертированы в наличные средства. Просто кому-то был очень нужен миллион долларов…
Из письма Луценко Гройсману следует, что только в т.г. по нарушениям в использовании бюджетных средств в оборонной сфере открыто 139 уголовных производств, а сумма уже установленного ущерба составила 242,4 млн грн. Однако вопрос: сколько из этих дел станут заявками следователей ГПУ на откат, а сколько все же дойдут до суда? Ответ вряд ли известен самому генпрокурору. В предыдущих моих статьях упоминались эпизоды с хищениями и выводом в тень сотен миллионов гривен. Да вот о посадках преступников как-то и не слышно…
Открытие 2: «Укроборонпром» vs Минобороны...
Кардинально противоположного мнения по поводу эффективности использования бюджетных средств придерживается «Укроборонпром», а во всех бедах его руководитель Р.Романов винит Минобороны, заявляя, что никак не может наладить эффективное взаимодействие с этим оборонным заказчиком. Со всеми заказчиками точки соприкосновения найдены, а вот действия некоторых должностных лиц Минобороны, цитирую: «не содействуют обеспечению выполнения принятых руководством страны решений, наращиванию научно-технического и технологического потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса». Эти слова Р.Романова процитированы из его письма на имя президента от 27.06.2017 г. (текст в редакции).
«Укроборонпром» считает, что Минобороны непрозрачно формирует государственный оборонный заказ, государственные программы развития вооружений и реформирования ОПК фактически не финансируются, ни «одной гривни», из запланированных в бюджете 785 млн грн на подготовку производства, предприятия концерна не получили.
Мало того, «Укроборонпром» «обиделся» на то, что он не получает уже два года информацию по основным показателям оборонного заказа страны, несмотря на многочисленные решения по этому поводу СНБО, а также на то, что Минобороны не ставит П.Порошенко в известность, когда вносит изменения в оборонный заказ.
А еще Минобороны виновато в сокращении заказа для предприятий концерна, что угрожает функционированию отечественного ОПК и негативно влияет на реальный сектор экономики страны.
В достаточно внушительном перечне бед «Укроборонпрома» есть одна любопытная деталь, на которую необходимо обратить внимание.
По мнению Р.Романова, Минобороны под различными предлогами уклоняется от закупок вооружений и военной техники, выдвигая дополнительные требования по проведению испытаний. Оказывается, функционеры концерна требуют, чтобы Министерством обороны во время испытания бронестойкости БТР-3 не использовались боеприпасы с усиленными энергетическими характеристиками. А кто в таком случае будет просить потенциального противника не применять против нашей бронетехники подобные боеприпасы? Не очень беспокоится Р.Романов о безопасности жизни наших военных. Вероятнее всего, он не знает, что по этому эпизоду уже ведется расследование в отношении руководителей ГП «Киевский бронетанковый завод», которые вопреки технологической документации использовали сталь с более низкими характеристиками.
Венчает этот достаточно «яркий» перечень претензий «Укроборонпрома» заявление Р.Романова о том, что реализовать намеченные президентом и СНБО проекты по обеспечению войск современными вооружениями в этом году в полном объеме будет невозможно. Ну а вот это открытие только для самого Р.Романова…
Открытие 3: не надо путать свою шерсть с государственной…
Как ни странно, но у Минобороны и «Укроборонпрома», несмотря на позиционную борьбу в сфере оборонного заказа, нашлась точка соприкосновения — наплевательское отношение к вопросам интеллектуальной собственности.
Еще раз акцентирую внимание на том, что эта интеллектуальная собственность создавалась на средства государственного бюджета. На это были потрачены людские, материальные и интеллектуальные ресурсы.
До сих пор ни Минобороны, ни предприятия оборонки не занимаются вопросами правового урегулирования прав на интеллектуальную собственность, созданную за средства, выделенные из бюджета на реализацию оборонного заказа.
Должностные лица Минобороны считают, что законодательство в этой сфере не позволяет зарегистрировать такие права на орган исполнительной власти. А Генеральная прокуратура пошла еще дальше, отметив, что Кабинет министров содействует потере этих активов, не пользуясь своим правом законодательной инициативы.
По фактам незаконного использования интеллектуальной собственности, полученной в ходе выполнения научно-исследовательских работ в рамках оборонного заказа, прокуратурой уже ведутся уголовные производства. Надеюсь, в скором времени следователям удастся установить ущерб, нанесенный государству должностными лицами ГП «Научно-исследовательский институт «Шторм», которые присвоили документацию на промышленный образец изделия для комплекса противовоздушной обороны С-300. Небезынтересно также будет узнать, чем завершится расследование по неправомерному использованию ГП «Фотоприбор» без разрешения Минобороны конструкторской документации на комплектующие изделия для танков «Оплот», поставляемых армии Таиланда.
Минобороны в течение почти пяти лет не может оформить права неинтеллектуальной собственности на изделие «Квитнык» — 152-мм снаряд с лазерной головкой самонаведения. Это обстоятельство не мешает ГК «Укрспецэкспорт» зарабатывать на экспортных поставках данных снарядов и технической документации в Польшу.
Невозможно даже себе представить, какие потери понесло государство в этой сфере, если еще в 2008 г., по оценкам экспертов, стоимость незарегистрированных нематериальных активов на оборонных предприятиях страны составляла 15—18 млрд грн, а в космическом комплексе — 20—25 млрд грн.
При таком халатном отношении к государственной собственности нет ничего удивительного в том, что права на технологии для станции «Кольчуга» принадлежат конкретным физическим лицам. Как и на техническую и технологическую документацию для авиационных двигателей, броневую сталь, гранатометы и бронетранспортеры некоторых типов.
Открытие 4: а госгарантии не гарантируют…
Кредитование предприятий для производства и ремонта вооружений и военной техники было объявлено власть предержащими чуть ли не как громадная победа в этой сфере.
В 2016 г. правительство предусмотрело по этой программе госгарантий на сумму 4,15 млрд грн. В 2017 г. таких госгарантий предполагается выдать на сумму 7 млрд грн.
Однако работники Генеральной прокуратуры считают эти операции рисковыми, поскольку может произойти не только увеличение затрат бюджетных средств на сумму 2,3 млрд грн, но и значительный рост дебиторской задолженности Минобороны, которому предприятия оборонки, работающие под госгарантии, и так задолжали уже более 500 млн грн.
Многомиллиардный пирог госгарантий никак не может укусить «Укроборонпром», который пожаловался в конце июня с.г. в личном обращении президенту, что Минобороны никак не хочет финансировать под госгарантии подписанный в 2016 г. контракт на изготовление БТР-4Е.
Р.Романов считает, что из-за действий Минобороны, которое сокращает из года в год консолидированный заказ для предприятий «Укроборонпрома», из оборонного заказа вообще могут быть исключены закупки некоторых образцов вооружений, в том числе и БТР-4, БТР-3, машин «Дозор-Б», беспилотников «Спектатор», станций «Сектор», минометов «Молот». На сегодня подписана лишь незначительная часть договоров на поставку этой продукции.
Открытие последнее — резюмирующее…
Сколько еще нужно раскрыть фактов бесконтрольного и неэффективного использования бюджетных средств, незаконного использования государственной собственности, схем по расхищению и вывода в тень финансовых ресурсов, чтобы понять, что основная причина этих явлений — отсутствие эффективной системы управления в этой сфере и паршивый, как это ни прискорбно, менеджмент.
Понятно, что вертикаль безответственности начинается отнюдь не на уровне руководителей предприятий и оборонных заказчиков. Почему бы господам из президентской администрации не провести небольшой анализ и не выяснить: а что из указов и поручений президента по вопросам оборонно-промышленного комплекса исполнено? Естественно, не закрыто отписками, а действительно реализовано в виде конкретных управленческих решений, в виде принятых Верховной Радой законов и нормативно-правовых актов правительства, поставленных в войска новейших образцов вооружений и боевой техники? Реальная картина очень сильно будет отличаться от информационного шума разного рода пресс-служб…
- Информация о материале
Харківський суд дав дозвіл на арешт грошових коштів, які хотіли перевести на адресу «Фонда помощи Новоросии»
Як передає Depo.Харків, про це йдеться в ухвалі Київського районного суду Харкова від 3 серпня.
Суд розглянув клопотання слідчого про арешт тимчасово вилученого майна в рамках розслідування провадження за ч. 1 ст. 110-2 Кримінального кодексу (фінансування дій, вчинених з метою насильницької зміни чи повалення конституційного ладу або захоплення державної влади, зміни меж території або державного кордону України).
Згідно матеріалів справи, 1 серпня у приміщенні відділення № 16 банку «ПриватБанк» на вулиці Академіка Проскури, 3-В у Харкові у громадянина вилучили 40 тис. рублів.
За відомостями слідчого, Управління СБ України в Харківській області проводить досудове слідство, під час якого встановлено, що харківське комунальне підприємство «Міськелектротранссервіс» є замовником робіт у ТОВ «Генпрофбуд». У свою чергу ТОВ «Генпрофбуд» уклало угоду субпідряду на будівництво об'єктів інфраструктури Харкова з ТОВ «Контингент 79» (зареєстроване в Києві, фактично функціонує в Лисичанську Луганської області).
Слідчий зазначив, що отримані внаслідок виконання вказаних будівельних робіт грошові кошти директор ТОВ «Контингент 79» у подальшому обертав на користь «народної міліції ДНР», яка знаходиться на непідконтрольній Україні території «ДНР».
У зв'язку з цим у діях посадових осіб ТОВ «Контингент 79» вбачаються ознаки фінансування дій, направлених на насильницьку зміну, повалення конституційного ладу або захоплення державної влади, зміну межи території або державного кордону України.
Під час досудового слідства були отримані дані щодо перерахування службовими особами ТОВ «Контингент 79» грошових коштів на розрахунковий рахунок, який обслуговується «Гуманитарными волонтерами Новоросии» на адресу «Фонд помощи Новоросии».
Зокрема, вилучені у відділенні «ПриватБанку» 40 тис. рублів громадянин переводив на розрахунковий рахунок, який обслуговується «Гуманитарными волонтерами Новоросии» на адресу «Фонд помощи Новоросии».
Суд ухвалив задовольнити клопотання слідчого та накласти арешт на вилучене майно.
- Информация о материале
Президент России Владимир Путин показал Америке нечто съеживающееся, после чего констатировал, что набор у него, может быть, и есть, а вот объем, мягко говоря, небольшой.
Владимир Путин, президент РФ, интервью «Россия 1»:
«Я посчитал, что пора нам показать, что мы тоже уже без ответа ничего оставлять не будем. Что касается других возможных мер или того, много это или мало, ну... это вполне чувствительно, потому что тыщу с лишним сотрудников - и дипломатов, и технических работников работало в... ну, до сих пор пока еще работает в эти дни в России, 755 должны будут прекратить свою деятельность. Это чувствительно. Вопрос в том, что нужно или не нужно нам делать еще, какой набор у нас есть... Возможности большие, а, в силу различных обстоятельств, объем небольшой».
Франц Клинцевич, первый зампред комитета СФ по обороне, РИА «Новости», «Парламентская газета», РФ:
«Это только начало. Терпение России было длительным. К сожалению, наше терпение и некая толерантность в реальных отношениях воспринимается партнёрами как слабость. И это первая мера, которая показывает, что мы не слабые. Мы долгое время терпели, но этот процесс закончился. Будут и другие, более жёсткие меры... В этом комплексе мер могут быть достаточно неожиданные вещи. Поэтому, ребята, с Россией надо дружить, с Россией надо разговаривать и договариваться. Нагнуть Россию или, тем более, поставить на колени невозможно — не гнётся! Не гнётся ни эта страна, ни этот народ».
Гвоздь бы сделать из негнущегося сенатора Франца Клинцевича, но он, к сожалению, слишком толстый, и забить его не получится даже в смазанный салом танковый люк, из которого трое когда-то тащили Рогозина. Поэтому, когда сенатор Франц Клинцевич играет ядерными мускулами, он обычно ограничивается тем, что грозно надевает на себя десантный берет и становится похож на повара, способного порой на достаточно неожиданные вещи.
Владимиру Владимировичу Путину, напротив, живот нисколько не мешает, поэтому Владимир Владимирович Путин прекрасно гнется в любую сторону, особенно когда, по меткому определению Клинцевича, у него заканчивается «процесс терпения», и надо показать народу особенную твердость. Долгих семь месяцев российский президент копил силы для последнего удара по крышке американского гроба, изматывая противника неопределенностью, подкрадываясь к нему сзади и внезапно убегая, многозначительно гоняя танки по Москве и корабли по Санкт-Петербургу, давя тракторами сыр и утят, целуя мощи адмирала Ушакова и даже распуская зловещие слухи, будто бы у него дома есть самая главная моща маршала Жукова, из-за которой Алина однажды была вынуждена запереться от своего маленького друга в стиральной машине и не выходить оттуда до самого утра, - что уж было говорить об Америке! Не будь новых санкций, Америка, вне всякого сомнения, сдалась бы Путину еще до того, как он сунул недрогнувший язык под ребра адмиралу Ушакову, но случилось то, что случилось, и Владимир Владимирович посчитал, что пора, наконец, показать.
Разумеется, Владимиру Владимировичу было что показать, хотя объем, действительно, прямо скажем, оказался небольшой, во всяком случае, на словах выглядело куда как толще. Другой бы на его месте показывать постеснялся, но Путин и так столь долго и старательно оттягивал конец Трампа, что после пресловутого голосования в американском Сенате это стало смотреться совсем уж толерантно. Фактически, у загнанного в угол Владимира Владимировича был только один выход - прыгнуть и покусать Америку так мощно, чтобы та не смогла бы уже опомниться никогда. Недостаток объема и толщины «набора» решено было компенсировать количеством: в ответ на высылку из США 35 российских дипломатов Россия решила выслать в двадцать раз больше американских, таким образом, одним махом не только ответив на новогоднюю провокацию Обамы и новые санкции, но и заранее расквитавшись за будущую бомбардировку Воронежа.
Получилось очень по-русски, и не то чтобы Владимир Владимирович долго запрягал в Гаагу, а потом быстро туда поехал, а просто традиционно душевно и крайне загадочно, особенно в плане подсчетов. Так, сначала по телевизору сообщили об изгнании из православного рая 745 американских дипломатов, что их будет уже 755, тут же легко перевалил за «тыщу» и вряд ли бы остановился на достигнутом, если бы русский народ не начал исподволь интересоваться, откуда в России вообще взялось так много легально засланных казачков Трампа.
Тот же вопрос, впрочем, не давал покоя и бывшему послу Макфолу, который заявил, что даже 755 американских дипломатов, не говоря уже о том, чтобы прибавить к ним 450 остающихся, в России нет и никогда не было. Макфолу объяснили, что имеются в виду не только дипломаты, но и вспомогательный персонал. Макфол сказал, что столько американского вспомогательного персонала тоже нет. На это пресс-секретарь Путина Песков возразил, что вспомогательный персонал - это не только американцы, но и русские, принятые на месте.
Количество американских дипломатов, изгоняемых Путиным в рамках «показа ответа», стремительно уменьшалось с каждым часом. Количество же граждан России, желающих быть «принятыми на месте» на работу к американцам и высланными в США вместе со своими консульствами в рамках контрсанкций, напротив, резко возросло. Но рано радовались предатели - уже на следующий день после того, как Владимир Владимирович показал (по крайней мере, ведущему Соловьеву), тема массовой депортации понаехавших пиндосов сошла на нет и сменилась толерантным термином «прекращение работы»: вспомогательный персонал уже никто не высылал, да и с дипломатами, собственно говоря, тоже не спешили - дали срок до 1 сентября и возможность самим решать, кто уедет, а может быть и не уедет, а если уедет, то дипломат ли он и американец ли, да это в сущности и неважно, потому что ужасная цифра уже названа, Путин показал, и для русских людей это было, вне всякого сомнения, чувствительно.
С Америкой, правда, все выглядит не так однозначно, а может и вовсе даже наоборот, - госсекретарь Тиллерсон и вице-президент Пенс, во всяком случае, уже так сильно жаждут улучшения отношений с Россией, что неприкрыто стебутся. Но это же только начало, сенатор Клинцевич обещает «неожиданные вещи». Путин, к примеру, может принять зеркальные меры, встав перед зеркалом голый с линейкой и мощной лупой. Вице-премьер Рогозин, сочинивший на днях стихотворение то ли про румын, то ли про молдаван «Подковерных отчаянных схваток герои, Рыцари мрачные с бумажным кинжалом На русских артистов набросились роем, Грозя оккупантам отравленным жалом» напишет иронический памфлет про Конгресс и Маккейна: «Старый противный Маккейн, Козел ненормальный больной ублюдок, За санкции проголосовал против России, Петух проклятый, придурок дурак, В Конгрессе сидят ненормальные суки, И все делают назло России вот так!» Шойгу построит в парке «Патриот» макет Белого дома и взорвет в нем юнармейца с поясом шахида.
Да мало ли способов. Сам Владимир Владимирович в свойственной ему иносказательной манере уже намекнул Америке, что если та будет и дальше себя плохо вести, то он откажется от совместной борьбы с терроризмом, совместной борьбы с кибертерроризмом и даже совместного освоения Венеры, и уж тогда Штатам придет окончательный конец. Однако Владимир Владимирович не сторонник чувствительных мер, потому что все меры, которые ему были под силу, он уже давно применил и практически на всех попалился. Возможности у российского президента, конечно, большие, зато все остальное, «в силу различных обстоятельств», маленькое. И с каждым днем оно не только меньше, но и короче.
- Информация о материале
Журналистика – это всегда переговоры. Умение объяснять стране страну. Война определяет контур идентичности с фундаментальными вопросами, но даже те, кто дают на них одинаковые ответы – все равно разные и хотят разного. Разговор – это лишь еще одна попытка что-то понять про тех, кто находится внутри этого контура. В тот момент, когда переговоры заканчиваются, швы расходятся.
Проблема в том, что Украина изменилась за три года, а языка описания для новой реальности не появилось. В результате включается логика военного времени – мы начинаем подозревать соседа по окопу в предательстве. И вместо попытки поговорить – делим на сорта. Любой ярлык – это словарный боезапас для победы над компромиссом. Они рождаются из смысловой бедности. Из описательного дефицита. Из готовности сакрализовать отличия в ущерб общему.
До войны весь украинский разрыв проходил по условной линии «пророссийские» VS «проукраинские». А после аннексии Крыма и вторжения на Донбасс ситуация поменялась.
Пророссийский лагерь маргинализировался. Большая часть его избирателей осталась на оккупированных территориях. Его повестка ушла на дно вместе с Майданом и войной. Рассказывать про Таможенный союз и ОДКБ больше некому и не для кого. Публичные спикеры либо сбежали, либо остались на периферии дискуссии.
Проукраинский лагерь, оставшись на рынке ценностного в одиночестве, начал дробиться. Началось расслоение на тех, кого по классификации Ивана Яковины условно можно окрестить леволибералами и праволибералами.
Леволибералы хотят гражданских свобод и демократии. Диалога и децентрализации. Они не признают за государством права регулировать общественную жизнь. Они верят в рынок идей и способность каждого делать рациональный выбор в условиях конкуренции. С подозрением относятся к любым рассуждениям о «сильной руке» и опасаются, что «чрезвычайщина», введенная в условиях войны, может пережить саму войну. Для них государство – это левиафан, которого нужно держать на строгой диете, чтобы его аппетиты не росли.
По другую сторону баррикад – те, кто хотят мобилизации общества. Те, кто считают, что горидевы узлы надо рубить, а не развязывать. Те, кто уверены, что общества бывают инфантильными, а осознанность выбора – удел взрослых. Те, кто убеждены, что повестка военного времени отличается от повестки времени мирного. И что рецепты Украина должна брать не у Дании и Германии, а у Южной Кореи или Израиля.
У каждого лагеря свой набор символов и штандартов. Одни верят в рынок, другие – в регулирование. Для одних ценности всегда важнее государственного интереса. С точки зрения других, в определенные моменты истории ценности могут потесниться ради выживания государства как такого. Одни верят в то, что политическую нацию нужно взращивать дисциплиной. Другие с этим готовы спорить.
Главная проблема именно в том, что коммуникации между лагерями практически нет. Нет даже словаря для описания оппонента. Напротив – включается привычный рефлекс, выработанный за довоенные годы. Когда любой сторонник Украины привык к тому, что не соглашаться с ним может лишь адепт Кремля – явный или латентный. И потому любое расхождение во взглядах рождает обвинения в «проплаченности» или сговоре.
Еще три года назад Украина и Россия напоминали сиамских близнецов: даже после восьмикратного падения совместной торговли РФ остается крупнейшим торговым партнером Киева. Неудивительно, что в биографии почти каждого можно найти компромиссы, неудобные фотографии или компрометирующие строчки в резюме. В ситуации, когда в Украине хватает людей, афиллированных с Кремлем и его повесткой, это рождает атмосферу тотальной подозрительности. Тем более, что каждый пророссийский проект сегодня с готовностью мимикрирует под «оппозиционность».
Проблема в том, что Россия вполне может инвестировать в оба лагеря. Леволибералы удобны тем, что их повестка в условиях войны ведет к разрыхлению общественного, к доминанте частного интереса над коллективным. Правые удобны тем, что их можно использовать для оспаривания государственной монополии Киева на насилие. И дело не только в России – в эти лагеря готовы инвестировать и любые другие игроки, решающие свои собственные шкурные интересы.
Но все это не отменяет главного. А именно: украинский лагерь утратил монолитность. Ту самую, что была характерна для него двадцать три постсоветских года. Ту самую, которая рождалась в борьбе с теми, кто видел Украину российской колонией.
Война отменила старые дискуссии и родила новые. Переговоры с теми, кто видел Украину российской – закончились. Теперь придется вести их с теми, у кого для Украины есть разные рецепты. И в этой новой реальности придется учиться выживать.
Но другой реальности у истории для нас нет.
- Информация о материале
Страница 190 из 1561
