«Укрзалізниця» удерживает статус наиболее коррупционной госкомпании. Скандалы с закупками материально-технических ресурсов вспыхивают чуть ли не ежедневно. Изменить ситуацию пока не в состоянии ни система ProZorro, ни смена менеджмента. Все это напоминает мучительное внедрение электронного декларирования доходов чиновников, которые пытались и пытаются «сбить» эту реформу.

Самой яркой иллюстрацией «железнодорожного» саботажа являются закупки дизельного топлива. Разговоры о внедрении формульного или автоматического подхода к ценообразованию ведутся третий год, из которых последний год — при ныне уже экс-главе «Укрзалізниці» Балчуне. Реформу саботирует менеджмент госкомпании, который лишится рычагов воздействия на поставщиков, а значит, коррупционных доходов. Только видимые переплаты УЗ на закупках топлива за последний год составили 163 млн грн. Есть все предпосылки считать, что не заработает формула и в этом году.

Человеческий или коррупционный фактор. Именно для борьбы с ним была создана система ProZorro. Она действительно сузила возможности сговора поставщиков и функционеров государственных компаний, но не пресекла их полностью. Очень быстро были найдены лазейки и слабые места, в результате чего система государственных закупок начинает снова погружаться в хаос. Во всяком случае, так происходит с «Укрзалізницею».

Руки против ProZorro

В 2016–2017 гг. закупки дизельного топлива «железкой» наглядно показали работу коррупционного механизма в новых условиях. ZN.UA подробно рассказывало, как в феврале 2016-го компания «Вог Аэро Джет» выиграла тендер на поставку 100 тыс. т дизельного топлива, предложив цены на 10% ниже среднерыночных оптовых цен. Однако буквально за несколько дней после подписания договора стоимость была трижды пересмотрена и стала выше рыночной (закон о госзакупках позволяет пересматривать цены в пределах 10% в случае изменения конъюнктуры, но количество таких пересмотров законом не ограничено).

На днях НАБУ добилось отмены одного из тех допсоглашений о пересмотре цены. Как выяснилось, суммарную стоимость контракта повысили на 92 млн грн.

Еще один пересмотр цены увеличил сумму убытков железнодорожного перевозчика до 115 млн грн. Тогда Центр обеспечения производства «Укрзалізниці» (ЦОП) возглавлял Даниил Мизин, который по стечению обстоятельств ретировался с должности после завершения контракта с «Вог» летом 2016 г. Но дело его живет: в рамках разбирательств с тем легендарным тендером уже новый менеджмент ЦОП во главе с Виталием Цвигуном этой весной представил в суде справку Днепропетровского НДИ судебных экспертиз о повышении (внимание!) розничных цен на 2 коп./л.

«Эти две копейки за литр (то есть 22 грн за тонну) не объясняют, почему 29 марта по соглашению с «Вог» цена поднялась на 1500 грн/т», — пишет интернет-издание «Наші гроші».

Впервые апробированная «Вог» технология успеха — минимальная цена на тендере с последующим пересмотром по норме закона о 10% — стала трендом, остающимся в моде по сей день. Разумеется, без содействия менеджмента ЦОП рассчитывать на успех не стоит. Это было хорошо продемонстрировано в конце 2016-го — начале 2017 г.

Сначала в ноябре на арене впервые появилась «Трейд Коммодити»: ЦОП повысил для нее цену на 9,9% на следующий же день после подписания договора на поставку 20 тыс. т. дизтоплива (запомним эту оперативность).

Самым дерзким и циничным стал декабрьский тендер на закупку 65 тыс. т. «Вог» снова применил свою технологию, предложив классическую скидку в 10% от рынка. Но по такой цене поставщик не поставил ни тонны. Сразу после нового года «Вог» потребовал сначала повысить контрактную цену на размер увеличенного акциза и… еще на 10%. При этом оснований для этого повышения не было никаких — цены на рынке выросли только за счет акциза. Но ЦОП это не смутило. В результате «Вог» получил рыночную цену, «Укрзалізниця» — топливо, правда, за это ей пришлось переплатить около 100 млн грн по сравнению с первоначальными условиями. По данному эпизоду НАБУ проводит расследование.

Ключевую роль в январской афере сыграло госпредприятие «Держзовнішінформ» (ДЗІ). Эта «лавка» из орбиты Минэкономразвития выдает справки об уровне рыночных цен. Характерно, что никто не наделял ДЗІ статусом официального источника ценовой информации. Однако в ЦОПе ориентируются исключительно на ДЗІ, хотя в профессиональной среде участников рынка эту информацию никто не использует, да и не публикует ДЗІ свои «котировки».

Эта госконтора и ранее фигурировала в скандалах, связанных с неадекватностью выдаваемых ценовых ориентиров, на основании которых государственные компании и ведомства, например, Минобороны, вынуждены переплачивать за топливо и прочие товары. Но в январе «Держзовнішінформ» погорел основательно: в один день госфирма выдала две ценовые справки, цены в которых разнились на 10%.

Любой покупатель «выбивает» из поставщика наименьшую цену, но только не ЦОП «железки»: сфальсифицированных справок хватило, чтобы Виталий Цвигун ходатайствовал перед тендерным комитетом о необходимости повышения цен по требованию «Вог» на 100 млн грн. Комитет ходатайство поддержал. Спустя несколько дней свой пост незаметно оставила его глава Ирина Гордеева.

Еще один эпичный тендер, показавший ущербность закупок в УЗ, состоялся в феврале. Рекордный объем — 125 тыс. т — выиграла фирма «Трейд Коммодити» (ТК), которую через бизнесмена Андрея Адамовского связывают с верхушкой фракции БПП. Предложив самую низкую цену, в марте и апреле поставщик поработал в легкий минус (около 10 млн грн) относительно рыночных цен, отгрузив чуть менее 50 тыс. т. Но в мае мировые цены начали падать, а в июне опт уже был ниже контрактной цены «Трейд Коммодити» почти на 10% — 20700 грн/т против 22278.

Казалось бы, пора говорить с поставщиком о снижении цены, тем более вспомним чудеса оперативности, с которой ЦОП поднял цену для «Трейд Коммодити» в ноябре 2016 г. По подсчетам «Консалтинговой группы А-95», если бы ЦОП настоял на снижении цен в период минимальных июньских цен, мог бы сэкономить для «Укрзалізниці» более 110 млн грн.

«Мы шесть раз обращались к «Трейд Коммодити» и получили ответы, что поставщик не имеет возможности снизить цену», — написал в сети Facebook Виталий Цвигун. Рвение, с которым ЦОП в свое время повышал цены для поставщиков, на этапе их снижения куда-то подевалось… Почему? Возможно, потому, что в мае—июле на 80 тыс. т «Трейд Коммодити» заработал 73 млн грн «сверхприбыли»? (см. рис. 1)

stopkran ceny table2 967cd

«Ты будешь наказан»

Может сложиться мнение, что «Укрзалізниця» и ЦОП очень клиентоориентированные организации. Это не совсем так. Того, кто слепо уверовал в силу ProZorro и прочие реформы, ждет… наказание.

Первый показательный случай произошел с ООО «ТД «Сокар Украина», которое впервые выиграло лот на поставку 14 тыс. т дизельного топлива в августе 2016 г., обойдя тогдашнего фаворита «Укрзалізниці» «Вог». По словам источников в азербайджанской компании, тогда против нее стали работать не только конкуренты, но и сам менеджмент УЗ.

Договор заключается до конца года, но ЦОП потребовал немедленно выгрузить все 14 тыс. т — немалый объем, который «на колесах» и в запасах никто не держит. «Сокару» пришлось мобилизовать все свои возможности, чтобы не оказаться под санкциями. Когда топливо «приехало», выяснилось, что для его перевозки у «Укрзалізниці»… нет вагонов.

Самой же показательной порки удостоился поставщик из группы ОККО, который имел неосторожность выиграть тендер на 10 тыс. т в начале декабря 2016 г.

Выше отмечалось, что ЦОП проиндексировал возросший акциз «Вогу», а ОККО в том же отказал. Когда поставщик запротестовал и отказался поставлять топливо в убыток, «железнодорожники» выставили штрафные санкции на 25 млн грн. ОККОвцы пошли в суд и заставили ЦОП проиндексировать акциз, но структура Виталия Цвигуна отказалась закупать это топливо по 21672 грн/т, хотя в июне-июле выкупило у «Трейд Коммодити» 50 тыс. т по 22278 грн/т (см. рис. 2 ).

stopkran ceny table2 967cd

Мало того, филиал г-на Цвигуна подал апелляцию на судебное решение, хотя и проиграл ее. За это время цены на рынке снова поднялись выше 22000 грн/т, и, вполне вероятно, поставщик потребует повышения цены до рыночного уровня. Это значит, что «воспитательный» процесс не окончен.

ЦОП против формулы

Раз и навсегда ликвидировать коррупцию при закупках дизельного топлива могло бы внедрение формульного принципа ценообразования. Цена определяется автоматически, не нужны справки ДЗІ, фактор цвигунов и прочих был бы нейтрализован.

На словах «железнодорожники» поддерживают эту идею, но на деле все обстоит иначе. Формулу, которую «намалюет» за 15 минут любой трейдер, внедряют уже три года…

События нынешнего года наглядно показывают сопротивление системы. Первый тендер по формуле уже бывший глава «Укрзалізниці» Войцех Балчун анонсировал в начале 2017 г. Основные принципы были проговорены с поставщиками. По неизвестным причинам, к мегатендеру на 125 тыс. т, покрывающему более трети годовой потребности перевозчика, почему-то в заявленный срок не успели. Конкурс объявили в апреле. Но выяснилось, что очевидные противоречия в тендерной документации ЦОП не устранил, в связи с чем они были обжалованы поставщиками в АМКУ. А когда АМКУ прогнозировано обязал ЦОП внести эти изменения, выяснилось, что их почему-то опять не внесли. Поэтому трейдеры были вынуждены вновь обращаться в АМКУ, чтобы обязать внести эти изменения.

«Восемьдесят дней продолжается закупка дизельного топлива. А потом будет: «поезда не ездят», «дизеля осталось на три дня», «АМКУ блокирует закупки», — написала в Facebook член коллегии АМКУ Агия Загребельская.

К тому все и идет. В августе, когда «формулу» таки утрясли и объявили прием заявок, участники тендера подали четыре жалобы в АМКУ и тем самым вновь заблокировали тендер.

«Готовится очередной договорной спектакль, мы не хотим быть в нем декорациями», — объясняет свою позицию один из трейдеров, пожелавший остаться неназванным.

У разработанной формулы действительно есть несколько недоработок, которые сохраняют возможности менеджмента ЦОП оказывать коррупционное давление на поставщиков. Например, расчет цены производится автоматически, но нет такого же понятного и четкого графика поставок.

«Если ты не договариваешься с ЦОП, тебе будут давать нереальные разнарядки, чтобы в итоге расторгнуть договор. Потребление топлива на железной дороге равномерное и прогнозируемое, почему заранее не сделать всем понятный четкий график отгрузок?» — интересуется крупный поставщик топлива.

«Формульный» тендер противоречит интересам менеджмента ЦОПа, и этим объясняются волокита и саботаж с внедрением нового подхода. Похоже, в этом году его мы снова не увидим. Формульный тендер заблокирован, и ЦОП под предлогом нехватки топлива может объявить «классический» конкурс, технология которого с «Вог», «Трейд Коммодити» и ДЗІ отработана до совершенства. Учитывая, что необходимые 90 тыс. т во многом закрывают потребности «Укрзалізниці» на этот год, формула в лучшем случае переносится на год следующий.

Повышает вероятность описанного сценария уход Балчуна и наступающий период «безвластия». Это заморозит нынешний порядок вещей и людей в «Укрзалізниці».

Для реформы же надо немного — заставить рынок поверить в необратимость реформы системы закупок, что невозможно с нынешним кадровым составом ЦОП.

Новая абсолютно прозрачная формула дорабатывается в течение двух часов за круглым столом с поставщиками и спецами «Укрзалізниці». Как для старого, так и для нового менеджмента государственной железнодорожной компании реформа закупки топлива может стать самой быстрой победой.

По данным Балчуна, чистая прибыль «Укрзалізниці» за первое полугодие 2017-го составила 122,5 млн грн. А только на закупках у «Вог Аэро Джет» и «Трейд Коммодити» в этом году «железка» переплатила минимум 163 млн грн.

Только за счет дизеля финансовый результат можно было бы удвоить! Странно, почему никто в «Укрзалізниці» этого не замечает?

КП «Центр поводження з тваринами» уклав угоду з ТОВ «Технодорсервіс» щодо придбання вуличних ліхтарів загальною вартістю 142,9 тис. грн.

Звіт про укладення договору опублікований на веб-порталі Уповноваженого органу з питань закупівель «Прозорро».

Так, «Центр поводження з тваринами» придбав 13 вуличних ліхтарів фактично по 11 тис. грн. кожний.

При цьому комунальне підприємство уклало угоду без проведення відкритих торгів. Варто відзначити, що копія угоди не завантажена у систему «Прозорро» й не відомо які саме ліхтарі були придбані.

Крім того, ТОВ «Технодорсервіс» не спеціалізується на продажу вуличних ліхтарів, а займається ремонтом доріг.

У системі «Прозорро» вдосталь угод щодо придбання вуличних ліхтарів. І у всіх випадках їх вартість нижче, ніж у харківського КП.

Так, у Полтаві місцеве «Міськсвітло» купує ліхтарі по 6270 грн./шт.

У Дніпропетровській області 25 шт. вуличних світильників з супутнім обладнанням купують по 8000 тис. грн.

А у Києві військова частина купує взагалі менш ніж по 1000 грн./шт.

Як бачимо харківське КП, ігноруючи аукціони, вважає непотрібним економити кошти податківців.

Нагадаємо, що раніше КП «Центр поводження з тваринами» ради уклав угоду з ПРАТ РТМК «Тоніс-Центр» (7-канал) щодо надання рекламних та маркетингових послуг ОСББ на 149,9 тисяч гривень.

ТОВ «Технодорсервіс» належить мешканцю Артемівська Юрію Гончаренко та харків’янину Елі Лівшицу.

Останній є відомим бізнесменом, який працює не тільки в Україні, а й у Росії та США. Крім того, він спонсором декількох єврейських благодійних ініциатив.

Российско-грузинская война девять лет назад отнюдь не была воспринята в Украине как угроза ее собственной национальной безопасности. Президент Виктор Ющенко, который пытался поддержать своего грузинского коллегу Михаила Саакашвили, оказался в собственной стране в самой настоящей политической изоляции. Украинцы не могли поверить, что Кремль, который без особых колебаний – да еще и в дни Олимпийских игр – перешел все мыслимые и немыслимые «красные линии» по отношению к Грузии, может также перейти их по отношению к Украине.

Спустя шесть лет история повторилась, и теперь мы проводим прямые параллели между нападением России на Грузию и нападением России на Украину. Но эти прямые параллели точно также могут дезориентировать нас, как и нежелание считаться с реальностью угрозы девять лет назад. Мы по-прежнему не хотим разбираться в причинах, нас интересуют только последствия. Нужно понимать, что конфликт в Грузии был запущен Кремлем еще до краха Советского Союза. Грузия – наряду со странами Балтии и Молдовой – была среди тех советских республик, где сторонники независимости преобладали над сторонниками сохранения в составе СССР. В Москве хотели продемонстрировать «отступникам», что получение ими независимости не станет праздником.

В случае с Грузией курс был изначально взят на разжигание этнического конфликта. Этому способствовало и упрямое непонимание лидерами национального движения Грузии современных реалий. В Тбилиси решили последовать балтийскому примеру и не провозгласить, а восстановить независимость. Но в конституции уничтоженной большевиками Грузинской демократической республики, конечно же, не было никакой автономии для Абхазии и Южной Осетии. Так что Москве было не очень сложно поддержать сепаратистов в Сухуми и Цхинвали. При этом нужно понимать, что конфликт, внешне оформленный как дискуссия о сохранении Грузии в СССР, на самом деле с первого же дня принял этнические формы: абхазы и осетины против грузин. И уже этим он значительно отличался от будущего конфликта вокруг Донбасса или Крыма или даже от разожженного тогда же конфликта в Приднестровье.

Первый президент Абхазии Владислав Ардзинба, с которым я неоднократно общался на первом этапе конфликта, не скрывал от меня своего видения ситуации. Абхазам, по мнению Ардзинбы, нужно было воспользоваться российской-грузинским конфликтом для утверждения собственной государственности. Никакого другого шанса для народа, который составляет меньшинство в собственной автономии, никогда больше не предоставится. Для меня это была дикая, средневековая логика. Но с годами я понял, что в средневековье жил не один Ардзинба. В средневековье продолжал существовать весь регион, одним из поджигателем ситуации в котором он был. В этом смысле Кавказ очень напоминает мне Западные Балканы.

Средневековье – это ведь не количество небоскребов, правильно или неправильно прописанных законов и стеклянных отделений полиции. Это даже не наличие и отсутствие коррупции. Это прежде всего система мышления и восприятия мира. Украина – патриархальная страна, из-за этого у нас очень много проблем. Но по сравнению с Грузией Украина – образец современности. Грузинскому обществу до сих пор не удалось не только создать современную политическую нацию, проект формирования которой стартовал в Украине практически только после Майдана. Грузинское государство даже нельзя назвать состоявшимся национальным проектом, можно говорить разве что о более или менее успешном преодолении племенного мышления по пути к национальному. То, что это преодоление состоялось, можно будет понять по одному очень простому признаку: грузины в массе своей перестанут гордиться Сталиным и начнут его стыдиться. Не будет памятника Сталину в Гори, проспекта Сталина, музея Сталина. Сталин – враг Грузии, страшный и подлый. Отсутствие понимания этого простого факта у многих людей, гордящихся своим этническим родством с чудовищем и есть показатель того, как трудно даётся Грузии путешествие в современность.

Следующий момент – восстановление территориальной целостности Грузии стало главным вопросом ее политики и общественного восприятия успеха лидера. Именно это восприятие не в последнюю очередь позволило свергнуть первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа – общество уже не ждало от него возврата отколовшихся территорий. То, что грузины с энтузиазмом восприняли возвращение к власти бывшего первого секретаря ЦК Компартии Грузии Эдуарда Шеварднадзе – при том, что буквально за несколько месяцев до этого возвращения он считался в Грузии символом кремлевского диктата и коллаборационизма – тоже можно объяснить надеждой, что Шеварднадзе, бывший член политбюро ЦК КПСС, договорится с московскими друзьями о возврате территорий. И тут сказалась недооценка ситуации не только грузинами, но и самим многоопытным Эдуардом Амвросиевичем. Шеварднадзе был уверен, что договорится – он уверял меня в этом за несколько недель до возвращения в Тбилиси. Шеварднадзе совершенно не хотел понимать, что в Кремле и на Лубянке его просто ненавидят – за перестройку, за «сдачу» Германии, за громкую отставку перед путчем. Он не понимал, что Ельцин – это не демократия и уважение к соседям, а грабеж и КГБ. И что в Кремле дадут ему возможность вернуться в Тбилиси – потому что Гамсахурдиа ненавидят еще больше – но не дадут возможности вернуть Абхазию и Осетию.

Поражение в абхазской войне стало для Шеварднадзе началом конца. Если бы он победил, ему простили бы и неумение управлять в новых условиях, и разруху, и кумовство. Но он проиграл – потому что не понял, что Кремль не отдаёт территорий, оказавшихся под российским покровительством. С момента этого поражения Шеварднадзе проплавил Грузией более десяти лет – что, впрочем, свидетельствует о его умении выживать. Но это были годы, отмеченные тремя покушениями на главу государства, мятежами и нестабильностью. Москва не могла простить бывшему члену политбюро поворота на Запад, совершенного вскоре после абхазского провала, находилась в постоянном поиске альтернативы.

В конце концов, дело окончилось «революцией роз»: после встречи со спешно приехавшим из Москвы министром иностранных дел России Игорем Ивановым Шеварднадзе ушел в отставку, а власть перешла к поддержанному и Кремлем, и Белым домом триумвирату. И тут следует понять, что в Кремле совершили ошибку, недооценив влияние и эго Михаила Саакашвили. Если бы свержение Шеварднадзе произошло бы за год или два до «революции роз», если бы преемницей Шеварднадзе стала бы Нино Бурджанадзе, возможно, в Кремле получили бы ту Грузию, которую хотели бы – не слишком пророссийскую (все же Абхазию и Бурджанадзе бы не отдали бы), но и не прозападную.

А так получилось, что Кремль своими руками привел к власти руководство, ориентирующееся на Запад даже в большей мере, чем Шеварднадзе. При этом в Москве совершили еще одну, решающую ошибку для укрепления власти этого руководства. Кремль отдал новым властям Аджарию. На момент свержения Шеварднадзе эта автономная республика находилась в составе Грузии разве что формально. Клан Абашидзе превратил ее в собственную вотчину, а Шеварднадзе, во-первых, был слишком слаб, чтобы этому противостоять, а во-вторых, удовлетворялся поддержкой Абашидзе в общегрузинском противостоянии. Отдавая Аджарию, в Москве убивали двух зайцев: повышали авторитет нового грузинского руководства, ничем, по сути, не жертвуя – и ослабляли внешнеполитические позиции клана московского мэра Юрия Лужкова. Аджария была связана именно с этим кланом – как Севастополь или до определённого момента Черногория, а Лужков в 2003 году все еще воспринимался в Кремле как нежелательный конкурент.

Но в Москве не поняли, что возвращение Аджарии станет триумфом не властей Грузии вообще, а личным успехом Саакашвили. И что после этого успеха новый президент сможет действовать не оглядываясь на прошлые обязательства. Единственная проблема, которая была связана с этим триумфом – так это то, что рано или поздно освободителю Аджарии придется вспомнить об Абхазии или лучше для начала о Южной Осетии, так как ее интеграция представлялась куда более простой задачей. Нельзя сказать, что Саакашвили не учёл ошибок Шеварднадзе. Он не начал с Абхазии, возвращение которой гарантировало большую войну. Он был осторожнее, искал пути возвращения Южной Осетии – но в результате в 2008 году получил практически такую же войну, какую получил бы при попытках вернуть Абхазию. Я не хочу сейчас вдаваться в вечную дискуссию о том, кто начал первым. В любом случае нужно помнить, что «первой» начала Москва – когда содействовала расчленению Грузии и изгнанию с территорий Абхазии и Южной Осетии грузинского населения (в случае с Абхазией составлявшего большинство жителей).

Важно другое – сыграв на собственном «миротворческом» вмешательстве в этнический конфликт и обвинив Саакашвили в обстреле Цхинвали, Кремль нашел понимание на Западе и развязал себе руки для «спецопераций» в ближайшем будущем. Это то, чего украинцы девять лет назад не поняли. А теперь – несколько слов о возможностях урегулирования конфликтов. Да, очень важно чтобы ради этого урегулирования Россия отказалась от своей роли дестабилизатора ситуации на Донбассе и на Кавказе. Но если в нашем случае этого совершенно достаточно, то в случае с Кавказом – вряд ли. Для такого урегулирования в этом неспокойном регионе важен настоящий – не декоративный, а настоящий – переход от племенного к политическому мышлению. В России сделали все возможное, чтобы задержать этот переход. Грузин и абхазов, грузин и осетин, армян и азербайджанцев разделили войны, этнические чистки, взаимная ненависть. Именно поэтому в ближайшие годы, если не десятилетия, Кавказ все еще будет пребывать в далеком прошлом, в том самом средневековье, в которое его загоняет Москва и в котором так комфортно пребывать многим жителям этого красивого неспокойного мира. Но это не отменяет необходимости правильной постановки цели – примирения народов Кавказа, их взаимного уважения, создания современных государств, в которых гражданство определялось бы не этничностью или верой, а политическим акцептированием.

И с этой точки зрения меня всегда будут поражать и умилять те, кто утверждает, что Украине нужно учиться у Грузии.Нет, друзья мои. Ещё многие годы, если не десятилетия Грузии придётся учиться современности у Украины. Поэтому так важно, чтобы у нас все получилось.

У парламенті за спікерства Андрія Парубія вирішили кардинально змінити систему роботи народних обранців. Спочатку планувалося реформувати регламент і комітети, зараз у залі засідань ВР хочуть провести технічне переоснащення. Головною фішкою стане ідентифікація народних депутатів за відбитком пальців та ID-картками. На це, згідно з даними Prozzoro, держава витратить 6,91 млн. У тендері перемогла ТОВ «АМРІТА КОМПЛЕКСНІ РІШЕННЯ», яка вже до 20 грудня поточного року має розробити проектно-кошторисну документацію об'єкта будівництва.

Щоправда, до цієї компанії у громадськості є певні зауваження. Так, її директор – Євген Рімек – був помічником нардепа 4 скликання від «За Єдину Україну» Олександра Шевченка, який за часів Януковича працював директором аграрно-промислового комплексу Київської ОДА. Є питання і до власника даної компанії Сергія Краковецького. Таке прізвище фігурувало у фірмах-»прокладках» за часів Януковича…

Але головна проблема навіть не в цьому. Існують серйозні підозри, що вся ця історія зі спробою радикально змінити роботу Верховної Ради завершиться провалом через критичне ставлення до пропонованих реформ з боку депутатського корпусу. Неодноразово раніше черговий голова Верховної Ради оголошував початок боротьби з прогулами та кнопкодавством. Мабуть, чи не найактивніше цією темою займався Арсеній Яценюк, який у 2008 році вводив у дію систему «Рада-3». Тоді вигадали цікаві ноу-хау: поки спікер сидів, можна було голосувати, але як тільки голова ВР підіймався – система блокувалася, а також пропонувалися сенсорні кнопки, які не давали змогу нардепам бігати залою й натискати кнопки за себе і того хлопця. На цю систему витратили близько 8 млн гривень, та вона так і не запрацювала через відвертий саботаж депутатів. Пізніше в Партії регіонів навіть намагалися ініціювати розслідування щодо розтрати Яценюком коштів на нову систему. Але до реальних перевірок справа не дійшла.

Можна не сумніватися, що і зараз проти технологічних нововведень виступить багато народних обранців, які звикли до гри на «піаніно» (до речі, один з нардепів колись справді додумався принести до Ради конструкцію з молоточків від піаніно, що дозволяло одночасно голосувати за сімох нардепів).

Як це не дивно, але позиція противників модернізації Ради збігається з думкою більшості українського населення, яке не дуже розуміє, навіщо тратити стільки грошей на народних обранців, які не ходять на засідання парламенту або ж просто не голосують. Про що мова, коли за підрахунками Комітету виборців України, упродовж 6 сесії нинішнього скликання чотири депутати взагалі жодного разу не бували на засіданнях парламенту. А кожен десятий представник законодавчої гілки влади цього року примудрився пропустити 90% парламентських засідань.

«Это была самая сложная и важная миссия в моей бизнесовой жизни», — написал в Фейсбуке уже экс-руководитель Укрзализныци Войцех Балчун. 9 августа он написал заявление об отставке, немедленно принятое Кабмином

Уход Балчуна подвёл итог затяжной войне между ним и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном, в ведении которого находились украинские железные дороги. Конфликт начался ещё во время назначения Балчуна в апреле 2016-го, а в острую стадию перешёл в январе этого года, когда Кабмин своим решением вывел Укрзализныцю из подчинения Мининфраструктуры. Тогда на заседании Кабмина Омелян выступил с острой критикой в адрес главы госкомпании, обвинив его в отсутствии реформ и миллиардной коррупции. На сторону поляка встал премьер Владимир Гройсман, но противостояние между Омеляном и Балчуном становилось всё острее. В итоге спустя несколько месяцев Омеляну всё же удалось убедить главу правительства поддержать уход Балчуна. Последней каплей могло стать решение Окружного админсуда Киева, который вернул Укрзализныцю в подчинение Мининфраструтуры.

Новые направления и вагоны-трансформеры

Уже через полгода после назначения Балчуна Укрзализныця существенно нарастила количество внутренних направлений: с декабря 2016 начали курсировать 24 пары новых внутренних поездов, среди которых Харьков — Винница, Запорожье — Львов, Сумы — Новгород-Северский. Предметом особой гордости нового руководителя стал пассажирский состав с вагонами-трансформерами, запущенный в январе этого года по маршруту Киев — Ивано-Франковск. Особенность поезда — новые вагоны, мебель в которых трансформируется из сидячих кресел в кровати и наоборот.

Появились и новые международные поезда: Киев —Львов — Перемышль, Киев — Хельм, Львов — Краков. После введения безвиза Балчун обещал запустить составы также в Румынию, Венгрию и Словакию, а до конца 2017 года — поезд Киев — Вена.

Впрочем, если направление Киев — Львов — Перемышль пользуется чрезвычайной популярностью, то другой широко разрекламированный маршрут Киев — Варна стал скорее поводом для шуток: ведь при стоимости билета в 2840 гривен, в пути придётся провести 38 часов. В целом железнодорожные маршруты протяжённостью более 1000 км эксперты считают бесперспективными в условиях конкуренции с авиатранспортом.

Финансовая неопределённость

Финансовые показатели работы компании противоречивы. Подводя итоги 2016 года, Балчун сообщал о 303 миллионах гривен прибыли. Однако аудит Укразализныци, проведённый международной консалтинговой компанией Ernst&Young, показал совершенно иную картину: 7,3 миллиарда гривен убытков по международным стандартам финансовой отчётности. Прояснить финансовые итоги руководства Балчуна мог бы отчёт, подготовить который топ-менеджера призывал премьер-министр Владимир Гройсман. На данный момент такой документ не опубликован, однако на своей странице в Facebook Балчун написал, что «за 6 месяцев 2017 года по международным стандартам финансовой отчётности чистая прибыль составила 122,5 млн грн, что на 3,9 млрд грн больше, чем за аналогичный период 2016 года» (видимо, произошла опечатка и речь идет о 3,9 млн грн. ˜— Фокус). Также, по его словам, удалось достичь заметных успехов в улучшении кредитной политики УЗ, погасив финансовые обязательства на сумму 8,7 млрд гривен и уменьшив на 15%, или 6,6 млрд гривен, кредитный портфель.

Коррупционные обвинения

4 августа генпрокурор Юрий Луценко обратился к премьеру Гройсману с письмом, в котором обстоятельно изложил факты коррупционных схем в Укрзализныце. Глава ГПУ указал, что на данный момент прокуратура и другие органы расследуют уже около 90 уголовных производств против чиновников УЗ. Обвинения в адрес менеджмента Укрзализнфыци выдвигали и другие силовые структуры, например НАБУ, которое указывало, что УЗ не проявляет никакого интереса к антикоррупционным расследованиям и не стремится отстаивать свою правоту в судах, что приводит к миллионным убыткам для бюджета. СБУ, в свою очередь, заявляло о наличии в сфере ж/д перевозок неких «смотрящих», которые работали в пользу неназванных российских бизнесменов. Среди других обвинений в адрес Балчуна — завышение цен при закупке туалетов для поездов, тендерные махинации в пользу народных депутатов братьев Дубневичей, хаос с земельными объектами, принадлежащими компании и т. д. Балчун и другие топ-менеджеры УЗ опровергали все обвинения в свой адрес.

Совмещать приятное с полезным

Зарплата польского специалиста вызвала шквал эмоций в украинском обществе: после обнародования его контракта в июне прошлого года стало известно, что Балчун будет получать 463 тысячи гривен в месяц. Для сравнения: месячная зарплата президента Украины на тот момент составляла около 30 тысяч гривен. Что касается зарплат рядовых сотрудников Укрзализныци, то после повышения тарифных ставок на 25 % с марта этого года месячная тарифная ставка, к примеру, рабочего первого разряда основной деятельности выросла на 505 гривен и составляет 2526 гривен. Согласно объявлению о наборе персонала в вагонное депо станции Киев-Пассажирский, аккумуляторщику обещают зарплату 4540–5800 гривен, мойщику подвижного состава — 5000, однако сами железнодорожники говорят, что это «грязные» зарплаты без вычета налогов.

Впрочем, несмотря на космическую, по украинским меркам, заработную плату, Войцех Балчун, как и полагается творческой личности, оказался сторонником свободного рабочего графика. В январе этого года СМИ сообщали, что глава госкомпании улетел на новогодние каникулы в Майами, а уже в марте, если верить расписанию рок-группы CHEMIA, в которой выступает Балчун, отправился в концертное турне по родной Польше. Сам топ-менеджер уверял, что занимается музыкой исключительно в свободное от основной работы время.

«Кусючие» одеяла и железнодорожный секс

В марте этого года Войцех Балчун позабавил соцсети своим постом про «кусачие одеяла» в поездах, которые вместе с перьевыми подушками глава Укрзализныци пообещал отправить в историю. «Рассчитываем, что наш пассажир в ближайшей перспективе забудет о скомканных, тяжёлых, с комом ваты матрасах и сомнительного вида подушках. «Кусючие» одеяла уступят место новым, из современных, комфортных, экологических материалов. Отказываемся также от летнего и зимнего вариантов одеял и переходим на всесезонный формат», — написал он в Facebook. Кроме того, Балчун объявил войну и знакомым всем с советских времён «вафельным» полотенцам, решив заменить их на махровые. В скольких поездах уже произошла замена «кусючих» одеял на комфортные и современные, сказать сложно, но Балчун изначально отметил, что на это уйдёт «не один день».

А в июне украинские СМИ «взорвала» статья в официальном журнале Укрзализныци «The Express. Магистраль» под названием «Любовь в дороге», в которой пассажирам советуют, как лучше заниматься сексом в купе, дабы раскачивание поезда не прервало «акт любви». В частности, журнал порекомендовал попросить у проводника ремни, которыми можно прикрепиться к полке и к потолку. Статья также рассказывала о специальных вагонах, в которых можно реализовать «самые смелые фантазии». Впрочем, пресс-служба железной дороги наличие таких вагонов опровергла, а статью назвала авторской шуткой.

Фокус попросил бывшего замминистра инфраструктуры Украины Александра Каву подвести краткие итоги работы Войцеха Балчуна в УЗ.

Если говорить о главных достижениях Балчуна, то в первую очередь это тот факт, что впервые за 20 лет Укразализныця начала развивать сеть пассажирских перевозок. Если раньше маршруты только сокращались, то за этот год появилось значительное количество новых, удобных для пассажиров направлений. Например, поезд Киев — Измаил позволил 650 тысячам украинцев, которые проживают в Южной Бессарабии, получить ежедневное прямое сообщение со столицей. Также появился поезд Киев — Солотвино, благодаря которому 600 жителей восточного Закарпатья (Виноградово, Берегово, Хуст) получили возможность напрямую ездить в Киев, так же как и киевляне и жители других регионов — возможность комфортно доехать до курортных зон восточного Закарпатья. Открылись новые маршруты поездов «Интерсити» и «Интерсити+»: Киев — Николаев, Киев — Херсон, Киев — Кривой Рог, Киев — Кировоград.

Кроме того, впервые с 2008 года УЗ начала закупать новые пассажирские вагоны для ночных перевозок.

Не удалось изменить взаимоотношения между государством и Укрзализницей и добиться дотаций на перевозку пассажиров для покрытия убытков от тарифов, которые ниже себестоимости (именно такая практика принята в Европе). Не удалось получить поддержку правительства для закупки необходимого количества новых пассажирских вагонов, а это в странах ЕС также делается, как правило, за счёт госбюджета. Суммарный объём дотаций железным дорогам там достигает 55 миллиардов евро, у нас же такого понятия, как дотации из госбюджета для УЗ, не существует.

Также не удалось изменить систему тарифообразования на грузовые перевозки: тарифы утверждает не УЗ, а Кабмин, а компания, таким образом, продолжает дотировать украинских олигархов.

Протест — один из важных каналов связи между властью и гражданами. Государственный инструмент для обеспечения реализации этого протеста — органы правопорядка. К сожалению, свобода мирных собраний, даже после Революции Достоинства, остается деликатной темой для украинского общества. Об этом свидетельствуют и примеры последних массовых акций: непропорциональные действия правоохранителей в Днепре, где 9 мая органы правопорядка превысили служебные полномочия, применив чрезмерную физическую силу и слезоточивый газ; Марш равенства в Киеве; резкие протесты под Верховной Радой, сопровождавшие конец политического сезона.

Практически параллельно с этими событиями из Министерства внутренних дел зазвучали заявления об изменении стратегии полиции во время массовых мероприятий. Речь идет, в частности, о приоритете введения тактики переговоров и отходе от силовых методов. Подчеркивают это в течение последних трех месяцев глава Нацполиции Сергей Князев и первый заместитель министра внутренних дел Сергей Яровой, отвечающий в ведомстве за общественную безопасность. Изменение риторики полицейского руководства вдохновляет, ведь необходимость пересмотреть методы работы полиции на мирных собраниях назревала давно. Однако соответствуют ли упомянутые стратегии реальным практикам рядовых полицейских и почему только теперь об этом начали говорить в МВД?

Сила есть... Как наша милиция нас берегла

Унаследовав еще от советской милиции наработанные шаблоны в работе с общественно-политическими движениями, украинские правоохранители не спешили менять свою тактику на протестах. К 2014-му ключевой силой милиции в сфере общественной безопасности был «Беркут». Он действовал методами активного силового вмешательства, полученными в наследство от позднесоветского ОМОНа. Трудно назвать «защитой общественного порядка» непропорциональность действий его сотрудников и применение силы даже там, где участники акции были настроены мирно. Грубыми действиями «Беркута», в частности, закончился митинг против произвола милиции — Врадиевский марш в 2013 году. К сожалению, очевидная зависимость: силовые методы приводят лишь к эскалации конфликта и увеличению числа несогласных с действиями власти, — украинских правоохранителей ничему не научила.

В то же время западные исследователи выделяют несколько институциональных факторов, усиливающих вероятность применения насилия полицией.

К ним относят, в частности, отсутствие персональной идентификации полицейского. Неузнаваемый полицейский скорее применит силу, чем идентифицированный. Пример Майдана свидетельствует, что анонимность приводит к безнаказанности, поскольку потом трудно выяснить, кто применял насилие, а кто — нет. Кроме того, серьезной проблемой является излишняя милитаризация полиции. Организованные на военный лад отряды полиции более склонны к агрессивным действиям. Это связано прежде всего с иерархической природой формирований и слепым подчинением приказам.

В соответствии с международными стандартами деятельности полиции во время акций протеста, применять силу можно только в крайнем случае, когда другие средства не дали результата. Полиция, которая поэтапно уходит от указанных недостатков и продвигается в сторону тактики переговоров с протестующими, соблюдая пропорциональные средства, — будет более эффективной в обеспечении общественного порядка.

Уход от старых шаблонов и силовых методов

В 2014—2015 гг. о каких-то изменениях говорить было еще трудно. О том, что стратегия действий правоохранительных органов и система обучения личного состава МВД на тот момент никаких изменений не претерпели, свидетельствуют события под Верховной Радой 31 августа 2015 г., когда в результате противостояния погибли четыре бойца Нацгвардии.

Заявления о необходимости реформирования системы безопасности во время проведения массовых мероприятий впервые зазвучали только в этом году. Их катализатором можно назвать печально известные события в городе Днепре 9 мая. Именно после них, в июне—июле первый заместитель министра внутренних дел Сергей Яровой несколько раз говорил, что время, когда украинские правоохранители только силой «разруливали» ситуацию, закончилось, и теперь порядок во время массовых мероприятий должен обеспечиваться без чрезмерного применения силы. «Уходите от старых шаблонов и силовых методов», — звучит во время заседания полицейского руководства. В середине июля на сайте ведомства появляется новость под заголовком «МВД изменило тактику правоохранителей на массовых мероприятиях». Основной акцент: полицейские должны «говорить и объяснять [протестующим] необходимость соблюдения порядка, предупреждать об ответственности, о возможности провокаций». Отмечу, что ранее использование старых практик не ставилось руководством под сомнение.

Похоже, украинская полиция начинает переосмысливать методы работы с протестующими. В свое время такую эволюцию прошли полиции стран Западной Европы и Северной Америки. Они еще в 1980—1990-х поняли, что активное силовое вмешательство заканчивается большими потерями как среди протестующих, так и среди личного состава. Началось внедрение тактики переговоров и минимизации силы, основной принцип которой заключается в том, чтобы избегать физического принуждения настолько, насколько это возможно. Полиция ищет возможности для переговоров, появляется понимание, что действия полицейских непосредственно влияют на рост протестов. Соответственно, стратегия, направленная на ослабление напряжения, вероятно, позволит избежать насилия с обеих сторон.

Еще один характерный метод такой тактики — активный сбор информации. Полиция выстраивает свою стратегию в соответствии с типом протеста, анализирует, какие силы будут участвовать в мероприятии и выступят по другую сторону баррикад контрсобрания. «Мы изменили тактику подготовки, серьезно занимаемся мониторингом ситуации, анализом и планированием каждого мероприятия. Собираем информацию из всех возможных источников... Только тогда, когда мы знаем об участниках и цели акции, определяем численность и состав полицейского контингента», — цитата г-на Ярового о реформировании системы безопасности на массовых мероприятиях.

Как начать диалог полиции и протестующих?

Важная новация, которую начала внедрять полиция в работе с протестующими, — «антиконфликтные группы». Это так называемая полиция диалога, на которую возлагаются задачи: содействовать проведению массовых мероприятий, защищать право граждан на свободу мирных собраний, поддерживать постоянный диалог с участниками, предотвращать возможную конфронтацию и способствовать деэскалации. Группа полицейских должна урегулировать конфликты несиловыми методами и «все эмоции брать на себя», — как описал это Сергей Яровой. Вот только пока что обученных работников — всего 120 на десяток крупнейших городов Украины, в Киеве — их только 10. К примеру, на Марше равенства нынешнего года «полиция диалога» растворились среди многочисленной акции. По данным группы общественного наблюдения «Озон», на акциях под Верховной Радой о снятии депутатской неприкосновенности участники антиконфликтной группы не были замечены вообще.

Эффективность урегулирования конфликтов путем переговоров доказывает один из последних протестов в поддержку Саакашвили под Администрацией президента: протестующие попытались прорвать кордон полицейских и нацгвардейцев на улице Банковой. Конфронтацию удалось остановить когда правоохранители пошли на компромисс и пропустили инициативную группу для переговоров. Однако эту тактику применили обычные полицейские, почему-то «полицию диалога» к митингу не привлекали.

Чтобы инициатива не осталась фасадной, ее нужно развивать как количественно, так и качественно, делая ставку в дальнейшем именно на тактику переговоров — урегулирование конфликта диалогом, а не дубинками.

Полицейский корпус до сих пор остается анонимным

Анонимность правоохранителей — проблема, которую так и не удалось решить после Революции Достоинства, несмотря на соответствующие требования нового Закона «О Национальной полиции». До сих пор немало правоохранителей не имеют индивидуальных опознавательных знаков (жетонов, нашивок и т. п.), поэтому их нельзя идентифицировать в случае нарушений с их стороны. В ходе всех без исключения последних массовых акций некоторые правоохранители прикрепляли жетоны к поясам или прятали их за бронежилетами.

Полицейские оправдываются: мол, не носят опознавательных знаков, так как их срывают протестующие. Действительно, за потерю жетона предусмотрена дисциплинарная ответственность. Очевидно, руководство полиции должно уделить вопросу идентификации должное внимание: логика рядового служащего должна срабатывать на то, что санкции будут налагаться, если он не прикрепит жетон, а не когда он, вопреки требованиям закона, спрячет его в карман.

Однако наличие нагрудных знаков с индивидуальным номером еще не означает узнаваемость работника полиции, ведь техническая сторона жетонов оставляет желать лучшего: номера читаются плохо, а на фото практически неразборчивы. Между тем идентификация — это не только жетоны: если полицейского невозможно идентифицировать по внешним признакам, он обязан предъявить человеку документ, удостоверяющий его полномочия. Это невозможно сделать без повышения культуры общения полиции с гражданами. Без надлежащей подотчетности благие намерения реформировать систему безопасности на мирных собраниях могут сойти на нет, ведь порой достаточно малейшей искры, чтобы вспыхнул конфликт.

Марш равенства. Как полиция меняла стратегию

Марш равенства — акция, имеющая как своих сторонников, так и ярых противников. Это делает мероприятие достойным особого внимания и подготовки, ведь органы правопорядка обязаны дать возможность высказать свою позицию обоим лагерям. До сих пор правоохранители не справлялись с поставленной задачей. В 2012-м из соображений безопасности шествие отменили, а в 2014-м милиция не смогла организовать охрану мероприятия. Нападениями и серьезными травмированиями самих сотрудников МВД сопровождался Марш в 2013 и 2015 гг.

Первые признаки изменения тактики появились в 2016-м, когда Национальную полицию возглавляла Хатия Деконаидзе, в том числе и из-за пристального внимания к этой проблеме со стороны международного сообщества. И хотя руководитель ведомства в этом году сменился, определенную преемственность и поддержку выбранного курса продемонстрировал Андрей Крищенко, начальник управления полиции в Киеве, уже во второй раз координировавший полицию на мирных собраниях в столице.

В 2016—2017 гг. Марш равенства проходил в центре Киева. Стратегия, отработанная в прошлом году, в этом году позволила правоохранителям действовать более слаженно и скоординированно, а следовательно — справиться с возложенными на них обязанностями по охране общественного порядка на этом мероприятии. Жертв или травмированных во время проведения самого Марша не было ни со стороны демонстрантов, ни со стороны тех, кто вышел выразить свое негодование. Полицейские тоже не пострадали: руководство отчиталось о «мелких царапинах» у двух сотрудников.

Примененную полицией тактику можно определить как Free Speech Zone (территория свободы слова), когда правоохранители создают безопасное пространство для выражения настроений отдельной группы людей. Впоследствии эту стратегию использовали во время празднования Крещения Руси на Владимирской горке. Улицы, по которым двигались колонны демонстрантов, были перекрыты Национальной полицией и Нацгвардией. Устанавливались фильтрационные кордоны с металлорамками, действовали пропускные пункты.

Такие меры охраны общественного порядка были заранее согласованы с организаторами. Собственно, полиция, контактирующая с протестующими, еще до начала мероприятия получает большое преимущество. Предварительный диалог организаторов и полиции создает определенные меры предосторожности: когда вы совместно с полицейскими договариваетесь о движении колонны, размещении туалетов, местах нахождения питьевой воды, медицинских пунктов, — это снижает вероятность применения насилия с обеих сторон, а следовательно, повышает шансы на то, что все пройдет спокойно. Для руководства полиции это возможность продумать до деталей свою тактику, чтобы гарантировать безопасность как протестующим и своему персоналу, так и возможным участникам контрпротестов.

Тактика правоохранителей во время Марша равенства — свидетельство того, что украинская полиция может действовать не по шаблонам, унаследованным от советской милиции, а создавать свои практики в соответствии с требованиями времени.

Закрепит ли полиция результат?

Между тем качественная работа стражей порядка на одном мероприятии не означает, что Национальная полиция Украины всегда обеспечивает право на мирные собрания на соответствующем уровне. Опыт показывает: полицейские действуют должным образом, только когда есть соответствующие указания и координация со стороны руководства, а без них — используют старые неэффективные методы.

Едва ли не самым сложным заданием для правоохранителей при обеспечении общественного порядка остается пропорциональность применения полицейских мер. Это касается и тех случаев, когда мирное собрание перестает быть мирным, а его участники начинают прибегать к нескрываемому насилию.

К сожалению, чаще всего полиция либо действует слишком активно, вмешиваясь и применяя силу, либо выбирает тактику невмешательства. Именно невмешательство — тренд последних трех лет, приводящий к росту насилия в условиях бездействия полиции. Последним показательным примером этой тактики были уже упоминавшиеся события 9 мая в Днепре, когда полиция умышленно проигнорировала насилие группы молодчиков в отношении участников собрания.

Напряжение будет оставаться до тех пор, пока полиция не станет эффективным и беспристрастным арбитром между общественно-политическими движениями Украины, прибегающими к протестам, демонстрациям и пикетам. На полицию возложена миссия действовать непредвзято и соразмерно в каждом из этих случаев.

Действительно ли изменение риторики чиновников будет означать коренную перестройку полицейских практик, покажет время. Но пока не создана надежная система предотвращения конфликтов, нет оснований уверенно говорить, что случаи грубых действий полиции во время протестов не повторятся.