«Банкир — это человек, одалживающий вам зонтик, когда ярко светит солнце, и отбирающий его в тот самый момент, когда начинается дождь».

Марк Твен

Как ни парадоксально это звучит (принимая во внимание существенные различия в уровне развития), но сегодня наиболее острой проблемой и нашей, и западной банковской системы является необходимость заставить коммерческие банки кредитовать экономику.

Центробанки стран Западной Европы, США и Японии просто извелись, придумывая различные схемы «количественного смягчения» своей монетарной политики ради того, чтобы подтолкнуть коммерческие банки к активизации кредитной деятельности. Эта задача настолько важна, что порой кажется, будто некоторые регуляторы уже готовы на практике воплотить в жизнь образное выражение М.Фридмана о разбрасывании денег с вертолета. Во всяком случае, ни беспрецедентно низкие ставки рефинансирования, ни отрицательные ставки по резервным депозитам коммерческих банков (которые они держат в центробанке), ни расширение перечня ценных бумаг, принимаемых центробанками в качестве обеспечения (за счет ипотечных и корпоративных ЦБ), не смогли существенно оживить кредитование и уверенно вывести экономику из стагнации: хотя процесс вроде бы и идет, но очень медленно и неуверенно.

Разделяй и…

Мы к таким изыскам пока, видимо, не готовы (см. ZN.UA №38–39 от 22 октября 2016 г.) и больше уповаем на административное принуждение или силу призывов к банкирам уменьшить свои аппетиты и предоставлять кредиты хотя бы вдвое дешевле. При этом голосов, призывающих еще вдвое снизить ставки по депозитам, не слышно. Что вполне логично с учетом потерь вкладчиков в обанкротившихся в последнее время банках. На самом деле ситуация настолько сложная, что, как говорится, простыми призывами не обойтись. Как и административными мерами: ибо можно пригнать лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить, особенно если вода токсична. А в нашем случае токсичны банковские активы, то есть выданные ими кредиты. Не то чтобы все, но значительная их часть.

Что делать в такой ситуации? Как обычно, что делать, знает тот, кто виноват. И вот уже активно внедряется в жизнь проект передачи токсичных активов — то есть в свое время неразумно (чтобы не сказать незаконно) выданных кредитов, что в большинстве случаев является результатом вопиющего непрофессионализма банковских работников (как-то даже не хочется называть их банкирами). Простой пример — повсеместно распространенная система скоринга, то есть система оценки кредитоспособности (кредитных рисков) лица, основанная на численных статистических методах. Проще говоря, банк не желает тратить время и усилия на изучение кредитоспособности каждого конкретного клиента, а полагается на статистическую вероятность того, что он окажется кредитоспособным (поскольку по результату опроса попадает в соответствующую репрезентативную группу).

И как здесь не вспомнить известную максиму о том, что есть ложь, большая ложь и статистика. Как утверждают практикующие банкиры, статистика-то как раз показывает, что минимизация затрат на верификацию оправдывает дополнительное резервирование под потерянные кредиты. То есть в конечном итоге банки все равно нарастили прибыль за счет повышенных процентов (тяжесть которых для заемщика компенсируется легкостью и быстротой получения кредита) и большого количества заемщиков. Вот только игнорируют то, что число оказавшихся в кредитной мышеловке неплатежеспособных заемщиков, достигнув критической массы, подрывает основы самой банковской системы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на реакцию валютных должников, коим грозит выселение из заложенных в банк квартир и кои сами грозят банковской системе новым майданом.

То есть действительным результатом банковской «упрощенки» стал обоюдоострый кризис доверия. Если в банках об этом не знали, то их следует закрыть (отозвать лицензию), а если знали — значит, должны судить за мошенничество. Ну не молоко же выдавать за вредность работы с непонятливыми клиентами? Аналогичная ситуация и с другими рисками, игнорирование которых и вызвало интоксикацию банковской системы, — резким падением курса гривни, снижением цен на недвижимость, ухудшением условий привлечения межбанковских и зарубежных кредитов и т.п. Все эти риски можно и должно было предусмотреть и нивелировать. К сожалению, массовое увлечение банками превратило некогда уважаемую профессию в заполнение анкеток, с которыми легко справляются вчерашние студенты. С соответствующим результатом. А ведь банковская сфера — в условиях современной экономики, основанной на кредитных деньгах, — это ведущая отрасль экономики. В том смысле, что она прокладывает дорогу на рынок отраслям реальной экономики.

Но если банки — всего лишь посредники, то закономерно возникает вопрос о том, на какой порядок использования этих денег уполномочили банки законные владельцы денежного капитала. Так как эта тема еще несколько лет назад уже становилась предметом детального анализа на страницах ZN.UA (№3 от 29 января 2010 г.), здесь я не буду останавливаться на ней подробнее. Замечу только, что на сегодняшний день удалось в некотором смысле «восстановить статус-кво» (как в таких случаях выражался незабвенный Остап Бендер). И идея «огораживания» (ring-fencing), то есть отделения своеобразной китайской стеной розничных (депозитно-кредитных) и инвестиционных операций банков, сейчас преобладает среди экспертов не только в англосаксонских, но и в континентальных банковских системах (например при обсуждении модели банковского союза ЕС).

У нас же если речь шла о фактическом инвестировании, то оно приобретало форму кредитования связанных предприятий, когда деньги вкладчиков растворялись в капитале собственников банков и исчезали в офшорах. Решать эту проблему все же пришлось, но сделано все было по известному шаблону: нет банка — нет проблемы.

Предполагается, что теперь на очищенном поле можно будет начать все с начала. Но если так, то, может, есть смысл все-таки обратиться к однажды уже проверенному и вновь востребованному рецепту — отделению — во избежание конфликта интересов двух принципиально различных видов финансовой деятельности (депозитно-кредитных и инвестиционных операций). К сожалению, подобное видение проблемы отсутствует в планах как регулятора (Нацбанка), так и экспертного сообщества. Притом что в качестве одной из основных проблем обычно указывается невыполнение банковской системой функций главного кредитора для стратегической структурной перестройки экономики, то есть именно той задачи, которую должны выполнять инвестиционные институты, привлекающие долгосрочные и венчурные ресурсы финансирования. В некоторой мере это вполне закономерно: настоящая инвестиционная деятельность находится у нас в маргинальном состоянии (иногда говорят «зачаточном», но это, с нашей точки зрения, не совсем верно, поскольку существующий механизм фондового рынка не может считаться даже «зародышем» — это, скорее, аномалия, которая подлежит ликвидации, после чего процесс «рынкогенезиса» следует начать заново).

Все бы хорошо, но похоже, что на сегодняшний день существует опасность перегиба в реформировании банковской системы. Ведь у руля Национального банка находятся именно инвестиционные банкиры, которым не знакомо классическое банковское дело. В связи с этим некоторые эксперты выражают опасения, что ими будет предложен закон об инвестиционном банкинге, и все рисковые операции уйдут из коммерческих банков из-за нормативов регулятора. Токсичные же активы останутся как хорошая коррупционная кормушка перераспределения активов среди олигархов. Так что, создавая стену меж коммерческими и инвестиционными банками, следует все хорошо взвешивать, чтобы не вышло, как… на российско-украинской границе.

А это означает, что текущие проблемы банковской системы связаны не столько со смешиванием кредитно-депозитной и инвестиционной деятельности, сколько с использованием «карманных банков» для финансирования бизнеса их владельцев (концентрации рисков), вовлечения банков в спекулятивные операции, нелегальный вывоз капитала за границу, отмывание грязных денег и вообще — в обострение кассовой войны. Тем не менее следует понимать, что ошибки при закладке фундамента сегодня неминуемо приведут к падению всего здания завтра. В то же время разделение функций не просто снизит риски вкладчиков, но и не оставит инвестиционным банкам иного выхода, как заняться инвестиционной деятельностью (одновременно защитив их от недобросовестной конкуренции со стороны коммерческих банков). Именно на этом пути мне видится возможность создания столь давно желанного Государственного банка развития.

Тяжеленные чемоданы без ручек

Кроме того, четкое разделение функций между обычными коммерческими и специализированными банками может, наконец, решить и другие давние проблемы. В частности, переход к специализированной модели может разрешить «извечный спор славян» о необходимом для экономики количестве банков и размерах их капиталов. Ведь, как известно, рост количества банков не обязательно ведет к усилению конкуренции, а конкуренция не всегда способствует снижению стоимости кредита для заемщиков. Особенно если это монополистическая конкуренция банков-гигантов. Специализация (не только инвестиционная, но и, например, кооперационная или коммунальная) может привести к господству принципа «банки всякие нужны, банки всякие важны» — каждый на своем месте.

А поскольку специализированными могут быть не только инвестиционные банки, то такой подход может сделать Ощадбанк действительно сберегательным, то есть не вовлеченным в непосредственное кредитование субъектов хозяйственной деятельности, а предоставляющим свои ресурсы (собранные у населения) лишь для кредитования коммерческих банков (кредитоспособность которых подтверждена Нацбанком) и правительства. На чем, собственно, и основана полная гарантия сохранности вкладов населения в Ощадбанке, которую по совету западных экспертов намереваются отменить вместо того, чтобы создать надежный механизм защиты интересов вкладчиков.

Другим бенефициаром может стать Экспортно-импортный банк, точнее, его законные клиенты — экспортеры высокотехнологичной продукции и импортеры критически необходимых товаров (так называемого критического импорта), перечень которых должен определяться не высотой процентов, которые они способны «отбить», и даже не близостью к руководству банка и наблюдателям за ним (что сейчас считается главным принципом «неестественного отбора»), а соответствующими пунктами государственной программы экономического развития. Определенный (и очень долгожданный) шаг в этом направлении сделан принятием под елку закона о создании кредитно-экспортного агентства (№2142а). Впрочем, учитывая предыдущий опыт «кредитно-банковского строительства», все еще остаются опасения, что в действительности все может оказаться не так, как в реальности. В данном случае имеется в виду, прежде всего, опасность того, что Эксимбанк останется универсальным орудием…

Вообще-то содержание госбанков (именно содержание, поскольку на практике они везде не столько приносят прибыль в бюджет, сколько требуют от него постоянных вливаний) — весьма дорогостоящее и, как говаривал незабвенный Варфоломей Коробейников, «очень сложное дело, только состоятельному человеку под силу». Меж тем у нас почему-то число госбанков не сокращается, но растет. До последнего случая с Приватбанком это произошло, напомним, после спасения обанкротившихся банков в 2008–2009 гг. Правда, теперь Нацбанк констатирует, что «решение о национализации трех банков во время кризиса 2008/2009 гг. — пример неэффективных государственных решений в сфере работы с неплатежеспособными банками», поскольку «фискальные расходы на их спасение в несколько раз превысили возможные убытки государства от своевременной ликвидации этих учреждений». В этом контексте, конечно, положительной оценки заслуживает ликвидация банков «Киев» и «Родовид» и продажа китайскому инвестору (товарной бирже Bohai Commodity Exchange) пресловутого УБРР. Сложнее с Укргазбанком, который предполагается то ли приватизировать в течение пары лет, то ли просто присоединить к Ощадбанку (и приватизировать его уже в пакете). В последнем случае ситуация усложняется тем, что планируемая частичная приватизация Ощадбанка, по сути, противоречит самой концепции сберегательных банков.

Более того, «внезапная» национализация Приватбанка подняла еще один важный вопрос (в числе иных, о которых неоднократно и подробно писало ZN.UA). А именно: если команда государственных менеджеров не только вознамерилась, но и реально способна поставить на ноги крупнейший банк страны, то почему государство не может сделать то же самое с двумя госбанками (Ощадным и Экспортно-импортным, которым на роду написано быть именно государственными, а не частными)?! Или у нас министр финансов является только по четным либертарианцем, а по нечетным он государственник-дирижист? В случае с «Ощадным» несколько успокаивает (если к этой проблеме вообще возможно относиться спокойно) тот факт, что реально найти инвестора на банк, у которого висит (пусть и на внебалансовом счете) огромная задолженность перед населением еще за исчезнувшие вклады Сбербанка СССР, довольно затруднительно. Минфин, конечно, мог бы решить эту проблему, но предпочел взять на себя долги владельцев Приватбанка, а не «маленьких украинцев» (хотя суммы вполне сопоставимы). А мог бы по принципу два в одном выплатить теперь этот «исторический долг» акциями нового госбанка, обеспечив их котировку и реальное обращение на фондовой бирже. Вот вам и «народный» сберегательный банк.

Кстати о Приватбанке. Хорошо, однако (без всякой иронии), что в этот раз делается попытка спасти проблемный банк не только за бюджетные средства, а по «гибридной схеме», которая предполагает совмещение вариантов финансирования поддержки за счет «инсайдеров» банка, то есть его владельцев и кредиторов с традиционным вариантом поддержки за счет налогоплательщиков. В европейской практике эти варианты носят название внутренней (bail-in) или внешней санации (bail-out). В данном случае под bail-in попали еврооблигации, выпущенные «Приватом», которые подлежат принудительному зачислению в капитал банка. (Я бы рекомендовал еще и прежних менеджеров обанкротившихся банков вносить в черный список с запретом на профессию — в порядке контроля над соблюдением квалификационных требований Нацбанка).

Правда, пока как-то не ясен вопрос о том, превратятся ли держатели «приватовских» облигаций в совладельцев банка, или государство выкупит у них эти права? Будем надеяться, что эта операция не станет очередной «успешной новацией» (в ряду таких «успехов», как предоставление международным кредиторам «права восстановления стоимости» по еврооблигациям Украины в случае нашего экономического роста или убедительное «обоснование» дефолта по «облигациям Януковича», не убедившее даже МВФ) со всеми «ликвидными» последствиями. И вообще, учитывая бросающуюся в глаза юридическую небрежность и сомнительную прозрачность всей операции, не хотелось бы, чтобы «Титаник» нашей банковской системы напоролся на нечто напоминающее айсберг, который смутно различается за напущенным пропагандистским туманом. Как говорится, «мартовские (в нашем случае декабрьские) иды уже наступили, но еще не закончились». И в качестве традиционной жертвы Юпитеру принесен отнюдь не ягненок. Так что show must go on (и хочется надеяться, что не по нашему bail-in звонит колокол собора святого Павла на входе в лондонский Сити, в суд которого уже потянулась очередь держателей облигаций «Привата»).

На европейском пути

Что касается европейского опыта: Национальный банк в своей все еще разрабатываемой Концепции банковской реформы Украины до 2020 г. (похоже, что именно до этого года он и будет ее разрабатывать) предусматривает (оцените красоту бюрократического новояза): «Встановлення основи для розвитку диверсифікованої фінансової системи та вдосконалення інституціональної та фінансової інфраструктури згідно з найкращими практиками Європейського Союзу».

Так о чем же нам говорят эти самые практики?

Серьезность охватившего Европейский Союз комплексного финансового кризиса сделала понятным, что для решения экономических проблем уязвимых стран зоны евро необходимо, во-первых, финансовое донорство мощных экономических стран, прежде всего Германии и Франции, и, во-вторых, глубокое переформатирование институтов ЕС и усиление централизации экономической политики. Исходя из этого, еще в 2012 г. европейские лидеры договорились о создании банковского союза, который должен разорвать порочный круг связи между слабыми банками и слабыми правительствами. Создание такого союза предусмотрено осуществить в три этапа: на первом создается совместный супермеханизм финансового надзора; на втором — единый механизм санации банков (Single Resolution Mechanism, SRM) и на третьем — общая схема гарантирования депозитов (в сумме до 100 тыс. евро). Решение этих этапных задач в принципе предусматривает проведение широкой банковской реформы.

Если перейти к вопросам банковской евроинтеграции, то вряд ли будет ошибочным утверждение, что определяющей в этом вопросе является Директива Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 г. по открытию и дальнейшему осуществлению деятельности кредитных учреждений. Она, помимо прочего:

— запрещает любое дискриминационное отношение к учреждениям и услугам, основанное на национальной принадлежности или том факте, что предприятие не является основанным в государстве-члене, где предоставляются услуги;

— ставит задачу ликвидации препятствующих различий между законодательствами государств-членов относительно правил, регулирующих деятельность кредитных учреждений;

— устанавливает равные финансовые требования для кредитных учреждений и общие основные нормы относительно собственного капитала кредитных учреждений;

— предполагает согласованность мер по либерализации банковских услуг с мерами по либерализации движения капиталов;

— устанавливает, что лицензии на осуществление деятельности кредитными учреждениями, предоставляемые национальными уполномоченными органами, имеют свое применение в пределах всего Сообщества, а не только одной страны, как это было раньше.

Таким образом, перед украинской банковской системой (если серьезно относиться к перспективе евроинтеграции) стоят довольно серьезные задачи.

Прежде всего, это касается коренных изменений концепции развития национальной банковской системы, которая должна отойти от классической (немецкой) модели универсальных банков и включить в свой состав элементы системы специализированных банков (англосаксонской модели), такие, как четкое разделение между депозитно-кредитными и инвестиционными банковскими учреждениями (или соответствующими типами операций универсальных банков). Кроме того, нормативно-правовые документы в области банковского дела должны определять статус системообразующих (системно-важных) банковских учреждений, к которым предъявляются отдельные (повышенные) требования достаточности капитала и других индикаторов банковского надзора. Параллельно необходимо ускорить полную имплементацию требований «Базель-2» (стандарты Базельского комитета банковского надзора) и переход к обеспечению соответствия украинских банков требованиям «Базель-3».

Достижение этой цели требует, среди прочего, тесного взаимодействия с таким регулятивным органом ЕС, как Европейское агентство надзора, ЕАН (European Supervisory Authority, ESA), перед которым ставится задача мониторинга деятельности национальных органов финансового надзора (банковского, страхового и фондового рынков) с целью унификации требований в соответствии с нормами европейского права.

Впрочем, для того чтобы четко определить все сферы, которые могут быть предметом обсуждения в рамках консультаций с ЕЦБ, ЕАН и другими европейскими институтами, структурные подразделения Нацбанка должны были бы подготовить (и, учитывая немногословность наших «центральных» во всех отношениях банкиров, остается только надеться, что они так и сделали) перечень конкретных проблем и план-график технического сотрудничества между банками. Учитывая опыт Польши и стран Балтии, можно предположить, что к таким проблемам относятся:

— юридически-правовые (приведение финансового законодательства в соответствие с директивами ЕС);

— кредитно-денежная политика (определение проблем, связанных с таргетированием инфляции и валютного курса, обеспечением минимальных резервов, мониторинг и контроль над операциями с ценными бумагами, обеспечение безопасности кредитных операций, а также ликвидность банковского сектора);

— финансовая и банковская статистика (сотрудничество в процессе обновления перечня финансовых учреждений, модернизация системы финансовой и банковской статистики, а также сбор и обработка информации о процентных ставках);

— платежные системы (правила и условия участия в работе системы TARGET, безопасность платежных систем в контексте использования электронных платежных инструментов и развития систем использования электронных денег);

— бухгалтерский учет и отчетность (принципы группировки экономических событий в таблице счетов, разработанных ЕЦБ, принципы составления бюджетов для операций центрального банка);

— эмиссия наличных денежных знаков, в том числе изъятие из обращения фальшивых купюр и монет (сотрудничество в процессе создания Системы мониторинга за фальшивыми купюрами и монетами, а также Центра анализа фальшивых купюр и монет, доступ к базе данных о поддельных купюрах и монетах);

— информационные технологии и телекоммуникационные системы (двусторонняя линия связи между НБУ и ЕЦБ, участие в разработке технических характеристик, необходимых для будущего присоединения украинской системы межбанковских платежей в системе TARGET).

Обязательно хотелось бы подчеркнуть, что адаптация европейских норм и стандартов способствовала бы выходу украинских банков на мировой рынок (до сих пор это в некоторой мере удалось только Приватбанку, но что будет с его европейскими «дочками» после вероятной национализации — большой вопрос), без чего вряд ли можно будет воспринимать украинскую банковскую систему как часть глобального банковского сообщества.

Как видим, задачи достойные того, чтобы их назвать действительно реформами. Важно только не забывать, что банковская система существует для того, чтобы обслуживать реальную экономику, а не наоборот. И что эффективной банковскую систему, в конечном итоге, делают не институты, а доверие к ним. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Суд оштрафував на 12,7 тис грн. прокурора Харківської місцевої прокуратури Сергія Гаркавця, який запропонував директору ПП «Металстиль» надати йому 150 тис грн. неправомірної вигоди на вплив на співробітників Денржпраці, ДФС та інших контролюючих органів. Про це свідчить вирок Московського районного суду м. Харкова від 18 січня.

Суд встановив, що у липні минулого року Гаркавець зустрівся з директором приватного підприємства «Металстиль», на якому проводилось розслідування нещасного випадку з майстром цеху.

Під час зустрічі прокурор повідомив, що за 150 тис грн. може вплинути на співробітників ГУ Держпраці в Харківській області, Державної фіскальної служби України в Харківській області та інших контролюючих органів, які не будуть перешкоджати підприємницькій діяльності і створять сприятливі умови на підприємстві.

Після цієї пропозиції Гаркавець запропонував директору фірми надати адресну матеріальну допомогу чотирьом інвалідам на загальну суму 150 тис грн., перерахувавши кошти на рахунки громадської організації інвалідів м. Харкова «Надія».

Суд кваліфікував дії прокурора як надання пропозиції в наданні неправомірної вигоди за здійснення впливу на особу, яка виконує функції держави (ч. 2 ст. 369-2 КК України).

Гаркавець уклав угоду з прокурором про визнання винуватості і отримав покарання у вигляді штрафу у розмірі 12,7 тис грн.

Директором та засновником ПП «Металстиль» є Юрій Суслін. Основний вид діяльності підприємства «виробництво будівельних металевих конструкцій і частин конструкцій».

Перекрытия трасс к столице привлекли внимание общественности к законопроекту №5567. Его авторы – 95 народных депутатов - уверены, что их инициатива сможет наконец сделать автомобиль доступным каждому. Эксперты же считают, что это не более чем попытка легализовать сомнительный теневой бизнес.

По данным, которые приводят авторы законопроекта, в прошлом году автомобили с иностранной регистрацией пересекли украинскую границу почти 1,5 млн раз. Согласно действующему законодательству, ввезти такое авто может нерезидент или через услуги иностранных компаний. При этом движение большинства таких авто по Украине не контролируется правоохранительными и таможенными органами Украины. Резидент Украины может ввезти такой автомобиль в режиме транзита. Такой ввоз осуществляется на период 5-10 дней с нарушением ст. 95 Таможенного кодекса Украины, которая касается ввоза товаров и транспорта коммерческого назначения, а не транспорта для личного пользования.

Сложившаяся ситуация, по словам депутатов, способствует достаточно большому количество коррупционных схем на таможенных пунктах пропуска. Они связаны с избеганием штрафов за нарушение гражданами сроков транзита, ввозом в Украину автомобилей, которые не регистрируются в МРЭО, а также избеганием очередей непосредственно на пунктах пропуска.

В связи с этим авторы законопроекта предлагают внести изменения в Налоговый кодекс Украины, а именно ввести термин «временный ввоз гражданами-резидентами транспортных средств для личного пользования», а также предусмотреть «внедрение условного частичного освобождения от налогообложения таможенными платежами транспортных средств личного пользования и установление справедливой платы за их временный ввоз в Украину гражданами-резидентами».

Другими словами, для транспортных средств, возрастом семь и больше лет, предлагают вместо таможенной пошлины ввести ежемесячный платеж за авто на период до одного года с возможностью продления до 60 дней при условии оплаты продленных месяцев. При этом один человек может «временно ввезти» один автомобиль, но допускается возможность продлевать временный ввоз раз в год. То есть, «кататься», если верить документу, можно многие годы.

Платить надо за каждый месяц пребывания в нашей стране: на протяжении 2018 года - 0,2% (то есть 2,4% таможенной пошлины в год), 2019 - 0,25%, 2020 и дальше – по 0,3% суммы таможенных платежей, которые нужно было бы заплатить в случае выпуска этих транспортных средств личного пользования в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанных на дату их временного ввоза.

Картина дня

Желание не платить налоги некоторыми гражданами Украины, как уже отмечалось, было эффектно продемонстрировано на въездных магистралях к Киеву. Однако, эксперты считают, что лоббируемые, прежде всего, депутатами приграничных областей новации (внефракционными Виктором Балогой из Закарпатья и Владимиром Парасюком с Львовской области) скажутся на экономике страны только негативно.

Напомним, в настоящий момент авто с иностранными номерами эксплуатируются по двум схемам – по доверенности от хозяина (при этом человек должен каждые пять дней пересекать границу с Украиной) и оформленные на юрлицо-нерезидента. По доверенностям, которые позволяют находится на территории страны до пяти дней, ездят в основном жители приграничных областей. В столице же и других городах Украины такие автомобили (чаще всего с польскими или прибалтийскими номерами) эксплуатируют как бы «сотрудники» иностранных фирм.

В целом, по данным экспертов, на сегодняшний день на территории Украины находится более 500 тыс. машин, ввезенных нерезидентами, и около 25 тыс. – резидентами в режиме транзита. Причем в приграничных областях в некоторых малых населенных пунктах доля автомобилей с иностранной регистрацией превышает половину от общего количества.

Благими делами…

«Обе схемы по своей сути начинаются с обмана, что это временный ввоз. Хотя конечная цель – постоянная эксплуатация на территории Украины. И предлагаемый законопроект сделает этот обман правилом», — убежден директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик.

Специалист считает, что законопроект №5567 и аналогичные ему носят популистский характер.

«Основной вопрос - зачем автовладельцу растаможивать автомобили (платить налоги государству), если можно будет ездить на авто с иностранными номерами без ограничения во времени пребывания на территории Украины? Зачем кто-то будет покупать автомобиль с уплатой налогов, если можно будет это делать без уплаты?», - задает риторический вопрос Боровик.

По его словам, для потребителя автомобиль с иностранными номерами дешевле растаможенного на 35-40%, ведь с него не уплачивается НДС (20%), пошлины (до 10%), плата за первую постановку на учет (3-5%), а также акциз, пусть и льготный.

«Например, автомобиль Mercedes S-класса возрастом один год человек купит в ЕС за 100 тыс. евро как якобы подержанный. Зачем ему платить 40 тыс. евро налогов? Он привезет авто на европейских номерах и будет эксплуатировать… И это касается всех автомобилей, стоимостью от 1 тыс. до 100 тыс. евро и больше. В итоге, поступления в бюджет от импорта авто обнулятся», - считает Боровик.

Директор Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко законопроект №5567 отказывается называть даже популизмом.

«Никто ведь не предлагает снизить все налоги и облегчить жизнь всем категориям населения. Это попытка легализовать сомнительный теневой бизнес. За каждую такую машину фирмы-»верблюды» (перевозят через границу автомобили с иностранными номерами и продают на территории Украины) берут от 1 тыс., а чаще 1,5-2 тыс. евро. Как вы это представляете, купить машину в ЕС и поставить ее на иностранную регистрацию? Какой немец или швед, продав свою машину, согласится оставить ее на своей (личной или фирмы) регистрации и платить за ваши огрехи вождения?», - спрашивает Назаренко.

Представим неприятную ситуацию, что произошло ДТП с автомобилем с таким номером, и водитель скрылся. Вам придется вступать в судебный спор с владельцем этого транспортного средства – нерезидентом Украины. В итоге, шансы добиться материальной компенсации убытков будут минимальны.

К тому же, по предположению экспертов, новый законопроект может еще больше девальвировать гривну, ведь сотни миллионов евро или долларов США уйдут в страны Евросоюза на покупку подержанных автомобилей.

«Сейчас в месяц завозится 5 тыс. легковых и около 2 тыс. коммерческих б/у машин. Причем каждый месяц эта цифра растет. И мы уже видим очередной виток девальвации», - отмечает Боровик.

По данным ассоциации «Укравтопрома», в декабре 2016 года 39% первичной регистрации автомобилей пришлось на завезенные и растаможенные иномарки с пробегом. Всего в декабре завезли 5603 подержанных автомобилей – на 55% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Из них 4170 - легковых. Это в три раза больше, чем годом ранее.

И еще один важный момент – экология. «В недавних акциях протеста в основном принимали участие владельцы машин, возрастом от 10 лет и старше. Законопроект противоречит действующим в стране экологическим требованиям Евро-5. Автомобили, которые к нам массово завозят под иностранными номерами – 2000-2005 годов выпуска (Евро-2, Евро-3). В итоге, автомобильный парк страны может увеличится на несколько миллионов старых неэкономичных автомобилей», - комментирует Боровик.

Но самое главное, напоминают эксперты, покупка машин с пробегом и так стала доступнее после принятия закона о снижении акцизного сбора на б/у автомобили. И все желающие купить авто в ЕС могут это сделать без уплаты нескольких тысяч евро акциза, как это было ранее.

«В данной ситуации мы видим людей, которые вообще не хотят платить никакие налоги. Если смотреть на такие инициативы («уберем все налоги», «легализуем контрабанду», «раздадим всем все бесплатно») шире, за пределы автомобильного рынка, то подобные шаги, в худшем случае, - путь к уничтожению государственности. В лучшем – как это уже много раз было – когда кого-то освобождают от налогов, государство собирает их с «других людей» и «в других местах». И многократный рост цен на коммуналку – один из показательных прецедентов», - отмечает Боровик.

Один из многочисленных авторов законопроекта, народный депутат Борислав Розенблат также признает, что текст документа несовершенен. Тем не менее, депутат считает, что он крайне важен в нынешних условиях.

«Самое главное в этом законопроекте то, что он озвучивает уже существующую проблему, ведь таких машин с иностранными номерами у наших граждан уже много, их десятки тысяч. Ну а в целом он направлен на то, чтобы каждому нашему гражданину было доступна покупка автомобиля», - подчеркнул Розенблат.

Нардеп также надеется, что после первого чтения в текст войдут нормы, ужесточающие требования к экологии ввозимого авто. «Я предлагал включить норму о Евро-5 уже в этот вариант, но пока решили ограничиться «рамочным» текстом. Уверен, что такие ограничения по экологии, хотя бы на уровне двигателя Евро-4, будут в итоге внесены», - говорит Розенблат.

Вопрос ответственности за совершенное ДТП на автомобиле с иностранной регистрацией, считает он, также должен быть тщательнее выписан. «Вопросов, безусловно, много, и надо искать пути их решения. Впрочем, у меня большие сомнения, что законопроект будет принят в первом чтении. Слишком большое сопротивление этому мы видим», - резюмировал нардеп

В новом году в Украине с новой силой зазвучали разговоры о возможном мире. Аргументация отечественных миротворцев хорошо известна: война – зло, и чтобы ее прекратить, годятся любые средства, в том числе тягостные компромиссы и уступки противнику. Можно не сомневаться, что на протяжении 2017-го мы еще не раз услышим нечто подобное.

Что ж, война и впрямь несомненное зло. Это тяжелая болезнь, калечащая нашу психику, разрушающая моральные ориентиры, заставляющая ненавидеть и убивать. Но если страна была втянута в войну, и заражение уже произошло, его нельзя прекратить по чьей-то команде. Как и всякая болезнь, война развивается по своим естественным законам.

От болезни можно умереть – как южная Конфедерация в 1865-м или милитаристская Япония в 1945-м. Это сокрушительный военный разгром и оккупация страны, когда воля общества к сопротивлению полностью сломлена, и сил ненавидеть и бороться больше не остается.

От болезни можно вылечиться – когда война заканчивается с ощущением победы, и удовлетворенное общество возвращается к нормальной мирной жизни. Это путь США, Великобритании и других западных стран-победительниц после Второй мировой. Ощущение победы бывает иллюзорным – как во Франции, якобы разгромившей гитлеровскую Германию, – но оно необходимо для избавления от военных травм и настоящего выздоровления.

А еще можно устранить внешние симптомы болезни и сделать вид, будто больной здоров.

Именно так выглядит унизительный «мир», навязанный воюющей стране, когда значительная часть общества по-прежнему готова сражаться. «Мир» с привкусом предательства и украденной победы. Реального излечения от войны в этом случае не происходит – болезнь просто принимает другую форму. Ненависть и нетерпимость, вызванные войной, никуда не исчезают: лишившись внешнего выхода, они начинают разрушать страну изнутри.

Классическим примером служит Веймарская Германия, для которой Версальский мир обернулся сущим кошмаром, войной всех против всех. Рассуждения о вероломном ударе в спину и яростные поиски внутреннего врага, Капповский путч в Берлине и Пивной путч в Мюнхене, коммунистические восстания в Руре и Гамбурге, убийство министра Эрцбергера и убийство министра Ратенау, политический взлет отставного ефрейтора, регулярные уличные побоища между красными и коричневыми…

И похожих прецедентов в истории множество: от французов, принявшихся бить друг друга после позорного мира с пруссаками; до крошечного Сальвадора, вынужденного пойти на мировую с соседним Гондурасом и вскоре провалившегося в пекло массовых волнений и гражданской войны.

Увы, в случае унизительного «мира» на российских условиях подобный сценарий наверняка ждет и Украину. Вся порожденная войной агрессия выплеснется внутрь страны; вся неизрасходованная ненависть к врагу обрушится на самих украинцев. И было бы наивно думать, что прежде всего ее жертвами станут отечественные симпатики Путина. Отнюдь!

Дело в том, что современное информационное общество способно превратить людей с противоположной позицией в невидимок. Именно такими невидимками стали для нас пророссийские сограждане – сколько бы их ни проживало в Украине.

Они давно забанены патриотичными пользователями соцсетей, общаются лишь друг с другом, читают свои собственные ресурсы – словом, обитают в параллельной вселенной, не пересекающейся с нашей, что сводит вероятность столкновений практически на нет. Н

Напротив, приверженцы независимой Украины, отечественные либералы и националисты, находятся в одном информационном поле. Поэтому малейшее несовпадение во взглядах сразу бросается в глаза, и конфликты в патриотическом лагере вспыхивают с завидной легкостью.

Десятки глумливых постов о Небесной сотне, размещенных на фейсбуке, не вызовут никакого общественного резонанса: скорее всего, их не увидит никто, кроме ватных единомышленников автора. Зато один пост либерального киевского поэта с критикой проспекта Бандеры порождает в соцсетях настоящую истерику.

Раздоры между сторонниками Евромайдана уже никого не удивляют, и у человека с проукраинской позицией больше шансов нарваться на обвинение в украинофобии, чем у реального украинофоба.

Многие убеждают себя, что очищение собственных рядов от недостаточно патриотичных патриотов – это залог будущей победы над Кремлем. Но в действительности это заменитель побед над Кремлем, психологический компенсатор.

Зараженное войной общество выплескивает агрессию на тех, кто находится рядом, – в отличие от недосягаемой пока Москвы. Гораздо легче обрушиться на вчерашних соратников по Майдану, говорящих на другом языке или по-другому оценивающих историю, нежели одолеть Путина и Шойгу. Чем меньше победных реляций с фронта, тем отчетливее проявляется эта тенденция. И единственное, что можно ей противопоставить, – это упорная борьба с внешним противником. Борьба, дающая надежду на победу и полноценное исцеление от войны.

Отказавшись от дальнейшего сопротивления врагу, Украина пожертвует не только Крымом или движением на Запад, но и остатками внутренней консолидации. Уже сейчас уровень нетерпимости активных украинцев друг к другу достаточно высок – хотя никакой сдачи наших позиций пока не последовало. А если нам будет навязан искусственный «мир», эта нетерпимость возрастет многократно, превратившись в разрушительную бурю.

Весь воинственный пыл, не перегоревший в украино-российском противостоянии, обратится против недавних единомышленников. Именно среди них начнутся поиски национал-предателей, подрывных элементов, врагов народа, виновников поражения и унижения. Именно на них будут вымещать горечь капитуляции перед Кремлем. Именно им достанется все то, что ранее было адресовано Аксенову и Захарченко, российским силовикам и донецким боевикам.

Неизвестно, как далеко может завести ненависть, не получившая естественного выхода и загнанная внутрь страны. Но если в воюющей Украине российские фантазии о фашистах и хунте остаются предметом злых шуток, то в «умиротворенной» Украине они вполне способны материализоваться. И цена ложного излечения от войны намного превысит цену самой войны.

Одно из самых больших зол, которое мы впустили в свою жизнь вместе с гибридной войной России, — дезориентация. Стирающая грань между состоянием войны и мира и нашим представлением о них в координатах «свой/чужой».

К классическому набору «переодеваний» и «ихтамнету», известных еще со времен Трои, добавились киберспецоперации, «выключающие» не только конкретных людей и их группы, но и целые системы государственного управления. Но в любых войнах ищут уязвимые места противника — будь то люди или программы. Коррумпированная и клановая Украина в этом плане уязвима со многих сторон, одна из которых — игнорирование видимых преимуществ и недооценка скрытых возможностей. Чтобы собрать их в кулак против внешнего врага, важно не зацикливаться на том, созданы они благодаря или вопреки нашей воле; упали под ноги из-за разини-противника или были лабораторно выпестованы; разработаны контрразведкой или придуманы по случаю шуточным флешмобом в соцсети. Увы, люди, принимающие решения, прежде всего смотрят на точку встроенности в схему или цвет условного партбилета. И именно эти действия добавляют к волне разрушений новый толчок — размывание границ правового коридора, который спасает в случае, когда «не знаешь как поступить — поступай по закону».

В России если цель поставлена, могут быть только одни «соревнования»: кто дальше, выше и, главное, быстрее рядом стоящего прыгнет к достижению цели, поставленной Путиным или любым другим начальником помельче. Да, отчасти это можно объяснить и авторитарностью правления, и имперскостью мышления. И под результат подверстывают все, включая молниеносное законодательное обеспечение (вспомните «конституционность» аннексии Крыма).

В нашем же случае мы наблюдаем ремейк 90-х: мальчики сменили адидасы на Brioni, но смысл тренированных телодвижений тот же. Наверху воюют не за Родину. Тех, кто за нее воюет по-честному и на разных фронтах, к принятию решений подпускают не ближе, чем на расстояние выстрела. А барьером-оправданием выступает не всегда соответствующий реалиям закон.

Очередная волна обвинений власти сегодня связана с распоряжением Кабмина по утверждению «Плана мероприятий, направленных на реализацию некоторых принципов государственной внутренней политики по отдельным районам Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия» (далее — План мероприятий). Документ, нигде публично не обсуждавшийся (первый минус), вызвал бурю возмущений и обвинений — вплоть до госизмены. При этом ни одна из сторон политического скандала не обременяет себя усилиями для диалога (минус второй), вынося разбор ситуации на уровень примитивного партийной склоки. Сознательная часть общества, между тем, ждет ответа на вопрос: а что документ означает в свете достижения главной цели — освобождения Донбасса, а затем и Крыма, окончания войны путем победы и восстановления границ суверенной Украины?

Нож в спину. Вид спереди

Зампредседателя ВР Украины Оксана Сыроид принятие КМУ Плана мероприятий назвала «ножом в спину» украинскому народу и выполнением российского сценария интеграции в Украину незаконных «ДНР/ЛНР», при полном игнорировании решения Верховной Рады о признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями. При этом Оксана Сыроид отмечает, что в документах Кабмина уже давно нет «упоминания не то что о войне, даже об АТО нет упоминания, — речь идет о вооруженном конфликте на востоке Украины, который неизвестно откуда появился». Фракция партии «Самопоміч» обвиняет правительство в госизмене и требует расследования законности принятия Распоряжения.

Разработка Плана мероприятий принадлежит Министерству по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (далее — МинВОТ). Министр Вадим Черныш в серии интервью после его принятия отсылает всех оппонентов к международному законодательству и практике международных судов, а также действующих гуманитарных программ ООН, где применяются все употребляемые в кабминовских и министерских документах спорные термины. В последнем случае: вместо оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, определенных Постановлением ВРУ, — неподконтрольные правительству территории или территории, над которыми РФ осуществляет эффективный контроль. Под термином «эффективный контроль» международные институции понимают, в частности, фактическое управление территорией, осуществленное другим государством, не признающим факт своего вмешательства.

МинВОТ публикует на своем сайте инфографику, призванную пояснить непосвященным гражданам и мотивированным оппонентам, что нет разницы в степени ответственности агрессора, назови ее оккупированной или такой, где Россия имеет эффективный контроль. Международный суд ООН, говорит министр Вадим Черныш, уже наработал практику решений по таким вооруженным конфликтам — от прецедента Никарагуа до Югославии, а потому, по его словам, важно в официальных украинских документах использовать именно такую терминологию и определения. Министр убежден. Что это позволит получить искомое решение судов и помощь международных институтов в восстановлении Донбасса.

Последнее автоматически рождает версию: не ради ли «распила» сотен миллионов долларов международной помощи Кабмин утвердил План мероприятий для жителей оккупированных (де факто) территорий, который предполагает предоставление услуг и помощи, вызывающих сарказм и горькую иронию. Как то: предоставление жителям неподконтрольных территорий психологических, социально-медицинских, юридических, информационных услуг и услуг по трудоустройству. Обещание права на свободный доступ к образованию, организацию и проведение культурных мероприятий — выставок, презентаций, концертов, спектаклей, спортивных состязаний. В преамбуле Распоряжения КМУ, конечно, обозначено, что все эти мероприятия будут осуществляться «в условиях предупреждения, недопущения каких-либо действий, направленных на легитимизацию незаконных вооруженных формирований или террористических организаций». Но представить круглые столы по толерантности на оккупированных территориях, согласитесь, почти невозможно. Вот собрались вы на выставку детского рисунка за мир — а тут приходит «Гиви».

Министр Черныш утверждает следующее: во-первых, все мероприятия будут проводиться только на контролируемой территории (люди с ОРДЛО будут туда приезжать). Во-вторых, финансирование всего перечня мероприятий ведется по Плану гуманитарного реагирования ООН, ни копейки бюджетных денег в нем нет, а потому администрирование программы ООН осуществляют они сами. На 2017 год предусмотрено 214 млн долл. США, в партнерах — более 200 неправительственных организаций, в основном местных. То есть чиновников к этим деньгам не допускают.

Попутно напомним украинским налогоплательщикам, как расходуются бюджетные деньги на «восстановление Донбасса». В виде субвенций на контролируемые территории вернулись 3,8 млрд гривен. Но, по данным МинВОТ, в Донецкой области за полгода освоили всего 5% средств, а в Луганской области — 14%.

Контролируемые на неподконтрольной

Большое недоумение со стороны критиков в Плане мероприятий вызвали пункты о предоставлении неких льгот (не в плане налогообложения, а в процедуре отчетности) для предприятий на НКТ, названных контролируемыми. Представить себе что-либо в «ДНР/ЛНР» неподконтрольное оккупантам или их местным посипакам, конечно, трудно. Тем не менее, в документе есть упоминание о двух госкомпаниях — «Укрзалізниця» и «Укренерго» — а названия частных мы выяснили в интервью с министром Вадимом Чернышом.

— Вадим Олегович, каким образом правительство контролирует госкомпании в оккупированном Донбассе?

— «Укрзалізниця» диспетчеризируется из Киева, поскольку есть объекты, до сих пор работающие в единой энергосистеме. «Укрзалізниця», по нашему мнению, и энергосистема, и предприятия, которые работают, как раз и показывают отличие НКТ (неконтролируемых территорий) Донбасса от того, что есть в Автономной республике Крым. Это необходимо, если мы хотим, чтобы эти предприятия продолжали работать, экспортировать. А они не могут продать продукцию без подтверждения Украиной сертификатом происхождения, это украинский товар. Сертификат так просто не получишь.

— А сколько там предприятий-экспортеров?

— Я сейчас все не перечислю, но есть. Это предприятия «Метинвестхолдинга» и корпорации ИСД.

(Министерство предоставило ZN.UA перечень предприятий без уточнения объемов поставок продукции на экспорт:

«Метинвестхолдинг» (6 874 человека).

ПАО «Енакиевский металлургический завод» — металлопродукция непрерывнолитой заготовки, уголки, швеллеры, балки, профили для судо- и машиностроения, прокат арматурный для строительства;

СП ОАО «Метален — сталь»;

ЗАО «Макеевский металлургический завод» — чугун, сталь и ферросплавы.

«Индустриальный союз Донбасса» (7238 человек).

Страны-импортеры — Беларусь, Болгария, Венгрия, Германия, Египет, Колумбия, Литва, ОАЭ, Польша, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Словакия, Турция, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония.

ПАО «Алчевсккокс» — кокс доменный, кокс доменный из трамбованной шихты, орешек коксовый, коксовая мелочь, а также сопроводительная продукция — бензол сырой каменноугольный, смола каменноугольная, кислота серная, аммония сульфат коксохимического производства;

ПАО «Экоэнергия»;

ПАО «Алчевский металлургический комбинат» — металлургическая и коксовая продукция.)

— Вы говорите, что мы контролируем подачу электроэнергии на неконтролируемую территорию. Я согласна с тем, что в этом есть и плюс — это нити, которые ее удерживают и делают зависимой от Украины. Но эту электроэнергию используют не только наши граждане, но и российские военные подразделения, и армейские корпуса террористических организаций «ДНР-ЛНР».

— Я об этом не знаю. Если вы думаете, что там лампочка у кого-то в казарме горит, — возможно, но я это не могу проверить. Но речь идет и о том, что контролируемые территории зависят от неконтролируемых. Энергосистема построена таким образом, что она связывает эти территории, делает их взаимозависимыми. Нет здесь никакой проблемы. Электроэнергия, производимая на неподконтрольных территориях, идет в населенные пункты, располагающиеся на подконтрольной. Линии идут. Они не выбирают линию столкновения, ЛЭП пересекают линию соприкосновения много раз. То есть мы взаимосвязаны.

— Это понятно. Хотя в крымском случае довольно быстро нашли возможность эту зависимость перекольцевать. Как объяснить гражданам на остальной территории Украины, что здесь нет измены? Что мы не обеспечиваем таким образом энергоресурсами тех, кто убивает наших людей?

— Мы их не обеспечиваем. Их обеспечивает Российская Федерация, а не Украина.

— Назовите цифры.

— Я что вам, управление разведки?

— Вы можете сказать, какая генерация идет из РФ?

— В Луганской области самый проблемный вопрос в том, что Луганская ТЭС расположена на линии соприкосновения. От нее питается вся контролируемая правительством Украины территория Луганской области. Это единственный источник электроэнергии. Она расположена на линии соприкосновения в Счастье. Буквально за несколько сот метров — уже неконтролируемая территория. Постоянно обстреливается, есть повреждения, а в случае обострения боевых действий на том участке есть очень большая угроза, что электростанция может быть повреждена. Если так случится, не дай Бог, то без света останутся как территории, расположенные на подконтрольной части Украины, так и объекты на неподконтрольной. Уголь для этой станции находится на неподконтрольной территории. То есть если ты не привезешь угля с неподконтрольной части, то на подконтрольной не будет света. И наоборот — если ты перекроешь свет на неподконтрольной территории, тебе перекроют поставку угля. И так же по всей линии с газоснабжением, водоснабжением и так далее.

— То есть цена принципиального решения: если не давать электроэнергию, чтобы ею не пользовались оккупанты, то без этих ресурсов останутся и подконтрольные территории.

— Вы правильно поняли, но я думаю, что оккупантов, как вы называете, или незаконные вооруженные формирования обеспечивает на самом деле Российская Федерация. Одним из признаков эффективного контроля агрессора является военный компонент, но есть также и социальный, финансовый, экономический. Это и есть признак того, что РФ эффективно контролирует эти территории. Потому что она не только военную технику дает — в конце концов, деньги на оплату также поступают. Поэтому если водоснабжение осуществляется для полумиллиона человек, а ее пьют в казарме какие-то сепаратисты, что нам теперь — полмиллиона оставить без воды?

— Отдельная тема — «Укрзалiзниця». Как вы ее контролируете, если по ней поставляется российская бронетехника, вооружение, цистерны с топливом. и люди, обслуживающие железную дорогу и станции, получают в «Укрзалізнице» зарплату?

— Сегодня г-н Бальчун сообщил цифры: обеспечение энергетической безопасности Украины осуществляется путем перевозки энергетического угля с неподконтрольных территорий. 17 тысяч человек были переведены и работают на украинскую компанию «Укрзалізниця». Это означает, что эти люди обеспечивают функционирование в режиме, при котором диспетчеризация происходит с территории, контролируемой Украиной, оплата всех платежей предприятиями, которыми пользуется «Укрзалізниця» на неподконтрольной территории, осуществляется в расчетном центре на подконтрольной территории, люди получают зарплату непосредственно с контролируемой территории. О том, что там ездят какие-то (российские. — Ред.) поезда, я могу просто сказать, и даже можно в Интернете информацию найти: вы знаете, что часть дороги проходила по территории Луганской области, которая выходит с территории РФ и вновь возвращается в Россию. И раньше россияне ее использовали. Железнодорожные войска РФ в 2014 году построили отдельную ветку, которая обеспечивает подвоз военных грузов, оружия и так далее. Есть рельсы, есть железнодорожные войска РФ, которые проводят эти грузы туда, куда им нужно — это не украинцы делают. Наличие колеи не означает, что это украинская железная дорога.

— В сводках украинской разведки по поводу эшелонов из России с бронетехникой, боеприпасами, и даже «Градами» фигурируют станции Дебальцево и Иловайск. Кто их контролирует? Там работают сотрудники «Укрзалізниці»?

— Там есть люди, которые не работают на украинскую железную дорогу. В «Укрзалізниці» было 26 тыс. человек, сейчас 17 тыс. Вы можете поговорить об этом с «Укрзалізницей». Но еще раз повторю: диспетчеризация осуществляется с территории, контролируемой государством. Неужели вы думаете, что наш диспетчерский центр пропускает с неконтролируемой части украинской границы какие-то поезда или автомобили?

Московские прятки

Я расскажу, как приходят российские эшелоны с вооружением и топливом. Официально разведчики об этом не говорят, они только сообщают нам даты и содержимое военных эшелонов, очень точно. Неофициально это выглядит так: перед прибытием эшелона на станцию заходят российские военные железнодорожники без опознавательных знаков, выгоняют оттуда сотрудников «Укрзалізниці», выключают все датчики, принимают состав, охраняют его, осуществляют выгрузку и тут же отправляют платформы обратно.

То есть, власти Украины — как военные, так и гражданские закрывают глаза на это вторжение. Цена этой договоренности на слепоту и обездвижение должностных лиц неизвестна, но, наверное, находится где-то в коридорах контрабанды, которая продолжает процветать на линии соприкосновения.

Недавно узнала, что у любимой детской игры есть еще и такая — московская разновидность. Это когда водящий игру не просто считает до 10, пока все спрячутся, а с помощью дощечки (прыгая на нее) разбрасывает палочки. А пока собирает — остальные прячутся.

Полгода назад ZN.UA публиковало интервью с министром Вадимом Чернышом о Концепции госпрограммы Возобновления и развития мира в восточных регионах Украины. Саму госпрограмму еще не приняли. Упомянутый План мероприятий к ней отношения не имеет — это лишь шаг навстречу пожеланиям западных партнеров. Они ведь лучше нашей власти знают, что нам нужнее...

Если в «шапке» названия Плана мероприятий сменить географию — с районов Донбасса на АР Крым и Севастополь, мы получим почти полный перечень требований, которые уже третий год выставляют власти крымские организации — правозащитные, медийные и прочие…

Да, Крым имеет законодательно закрепленный и соответствующий международным критериям статус оккупированных территорий. Но это никак не помогает защитить права украинских граждан, их имущество и бизнес. Коррумпированная власть защитила свой большой бизнес — для него придумали СЭЗ «Крым», а простых смертных наградили статусом нерезидентов (лоббировался недобросовестными банками, «простившими» своим клиентам их вклады). Поэтому в Крыму компании олигархов Ахметова, Фирташа, Косюка и бизнесов калибром помельче платят налоги только оккупантам. В Донбассе есть «прогресс» — они платят налоги в украинскую казну и могут реализовать продукцию только с разрешения правительства (красная лампочка коррупциоемкости).

В эти дни, когда российская репрессивная махина в Крыму докатилась до адвокатов и правозащитников — последних храбрецов, защищающих украинских и крымскотатарских политических узников, поднялась очередная общественная волна требований допустить на полуостров международные правозащитные организации.

В Донбассе они есть. Их мандат необходимо отстаивать и расширять. Надо ценить и использовать все те возможности, которые есть у государства и международного сообщества. И с этой исходной позиции двигаться к освобождению территорий.

Відділ освіти Великобурлуцької райдержадміністрації Харківської області 19 січня за результатами тендеру уклав угоду з ТОВ «Укртранссервіс-Груп» про постачання природного газу на 2,21 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».

На поточний рік замовили 320 тис куб. м газу по 6 900 грн. за тисячу кубометрів.

Це на 18% дешевше за січневий тариф «Нафтогазу», який становить 8 375 грн. за тисячу кубометрів.

Дорожчим конкурентом було ТОВ «Харківгаз Збут». Фірма скаржилась замовнику, що «Укртранссервіс-Груп» не подав ліцензію на постачання природного газу, але запізнилась зі скаргою.

Переможець замість ліцензії приніс довідку про її ненадання. Воно було обґрунтоване тим, що вимога про наявність ліцензії не є обов’язковою за статтею 20 Закону України «Про ліцензування видів господарської діяльності».

Пропозиція ТОВ «Енергія України» була на 70 копійок дешевшою, але згодом воно відмовилось від підписання договору. Власником цієї фірми є австрійська компанія «Іефай Холдинг», а директором із червня 2016 року – Наталія Клейно, співзасновниця ТОВ «Машино-будівельний завод «Кант».

Харківський «Укртранссервіс-Груп» зі статутним капіталом 5 тис грн. був створений у липні 2015 року. Він належить екс-голові Дергачівської райдержадміністрації Миколі Веретейнікову та його екс-заступниці на цій посаді Катерині Каратаєвій. Веретейніков був призначений головою РДА у травні 2014 року виконуючим обов’язки президента Олександром Турчиновим («Народний фронт»).

Веретейніков володіє ТОВ «Моноліт» разом з екс-нардепом від «Батьківщини» Віталієм Даніловим, помічником якого він був під час 6 скликання парламенту. Данілов є бізнес-партнером нардепа від «Народного фронту» Ігоря Котвіцького (ТОВ «Сахалінське»), який у свою чергу є одним партнером міністра МВС Арсена Авакова. Також Данілов за часів Януковича очолив харківську організацію «Батьківщини» після того, як її тодішній голова був змушений тікати від кримінальної справи до Італії.

На місцевих виборах 2015 року Каратаєва йшла у Харківську облраду від ВО «Батьківщина».

«Укртранссервіс-Груп» почав вигравати торги у серпні 2016 року й відтоді отримав підрядів щодо постачання газу на 47,55 млн грн.