При ситуации, когда производитель, находясь подключенным к сети сбыта – продает товар по цене, которая в десятки раз выше цены, по которой он может купить этот же товар здесь же – будет банальное воровство. Всегда. Причем в очень простой форме.

С 2003 года в Украине действуют т. н. «зеленые тарифы» на произведенную электрическую энергию. Согласно преамбуле Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии» под таковыми подразумеваются восстанавливаемые источники энергии, среди которых солнечная, ветряная, геотермальная энергия волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, газа органических отходов, газа канализационно-очистительных станций, биогазов и вторичные энергетические ресурсы, к которым относится доменный и коксовый газ, газ метан дегазации угольных шахт, превращение сбрасываемого энергопотенциала технологических процессов.

Интересный нюанс: перечень альтернативных (возобновляемых) источников энергии достаточно конкретен и не имеет (не допускает) расширенного толкования. Вместе с тем, в Украине еще с 1998 года действует Закон «Об отходах» (направленный на уменьшение и предотвращение негативного воздействия на экологию и человека от распространения отходов (мусора). Согласно определению терминов, данном в ст. 1 Закона, предусмотрена утилизация отходов – то есть, их использование как вторичных материальных или энергетических ресурсов.

Ст. 5 этого же Закона устанавливает одним из основных принципов государственной политики обеспечение бережного использования материально-сырьевых ресурсов и энергетических ресурсов, а п. г) ч. 2 ст. 5 этого же Закона «Об отходах» основным направлением государственной политики в сфере обращения с отходами определяет содействие максимально возможной утилизации отходов путем прямого повторного или альтернативного использования ресурсно-ценных отходов.

То есть, Закон «Об отходах» 1998 года более чем прозрачно «намекает» на необходимости утилизации и использования отходов (мусора) в качестве энергоносителя (по всем прямым и косвенным признаками относя отходы к возобновляемому источнику энергии).

А Закон «Об альтернативных источниках энергии» (принятый пять лет спустя) – отходы в целом и принципы их использования как бы «забыл», нивелировал (оставив в качестве источника альтернативной энергии разве только газ органических отходов (в Законе «Об альтернативных источниках энергии» даже термин «отходы» используется лишь один раз в упомянутом нами словосочетании в разделе «определение терминов»).

Возможно, именно по этой причине – исключение из перечня альтернативных источников энергии такого перечня (ресурса) как отходы (мусора) и забвения этого перспективнейшего направления «двойного КПД» (утилизация отходов и производство энергии) – «мусорная энергетика» осталась «за бортом» и не является сферой интересов политиков, предпринимателей, экологов, энергетиков.

Впрочем, это будет темой отдельных исследований.

Украина же пошла по пути развития (точнее, создания и поддержания видимости развития) «классических» направлений альтернативной энергетики – прежде всего солнечной и ветровой.

Одним из путей поддержания «зеленых» производителей стала льготная тарифная политика государства по отношению к «зеленым» и установление приоритета получения ими средств в качестве оплаты за произведенную электроэнергию.

При среднем утрированном уровне тарифа на электроэнергию (для потребителей) в объеме 1-2 гривны за 1 кВт*час (в зависимости от категории (класса) потребителя и объема потребления) некоторым «зеленым» производителям Национальная комиссия, осуществляющая государственного регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, установила размер тарифа на уровне 12-13 гривен за 1 кВт* час (постановление от 29.09.2016 № 1677, позиции по производителям 24, 25, 31, 36, 37, 57, 82-91), и это без НДСа (а с ним и все 15 гривен за 1 кВт*час). В некоторые периоды НКРЕКП «давала» за 1 кВт*час «зеленой» энергии свыше 50 гривен (постановление от 06.08.2015 № 2140, позиция 72 для Березовской ГЕС ООО «Компания Гидроэнерго») – без НДС (с НДСом – все 60 гривен).

То есть, сей специфичный производитель продает товар, который на рынке можно приобрести по цене в десять (и более) раз ниже, нежели он продается…

Ситуация абсурдная и противоречит всем законам логики и экономики. И объясняется только какими-то бредовыми псевдоумозаключениями «за зеленой энергетикой - будущее» и «так хочет Европа и мировое сообщество».

За почти полуторадесятилетнюю историю развития и внедрения зеленой энергетики в Украине – она находится на уровне каменного века. Косвенно это можно доказать сразу по нескольким параметрам: когда Российская Федерация аннексировала АР Крым, в которой была масса распиаренных солнечных станций, то после ограничения энергоподачи со стороны Украины высказывались все возможнейшие способы стабилизации энергоснабжения полуострова, от «энергомоста» по дну Керченского пролива до дизельных генераторов и ввода атомных подводных лодок, которые, встав в портах – производили бы электроэнергию для потребностей крымчан. Но ни слова не говорилось о развитии «зеленых» мощностей. Даже у пропогандистов РФ хватило мозгов не «пиарить» заведомо «мертворожденные» проекты.

Дальше – больше. Летом 2016 года заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Светелик призывал украинцев экономить электроэнергию, мотивируя это тем, что в сети наблюдается ее дефицит. Это летом, на пике «зеленого» производства, когда наидлиннейший световой день, нет необходимости в обогревательных приборах, освещении и пр…

В этот же период времени (пору года) страна «третьего» мира – Чили раздавала электроэнергию … бесплатно всем желающим по причине ее избытка именно в силу превышения производства над потреблением благодаря усилиям тех же «зеленых» производителей.

А в Германии цены на электроэнергию благодаря доле «зеленых» вообще стали … отрицательными… Немцы доплачивали потребителям за то, что те активно включали кондиционеры и прочие электроприборы, чтобы выровнять баланс производства и потребления…

Напомним, эти события происходили в одно и то же время, однако имели совершенно диаметральное наполнение – энергетический голод в Украине (несмотря на хваленых «зеленых», с которыми носились на всех уровнях, восхваляя за их «спасительность» и «эксклюзивность») и энергетическое изобилие в бедной Чили и далеко не южной Германии…

Театр абсурда какой-то… Произойти такое позорище могло только по одной причине – воровство, недальновидность, нежелание вникать в проблему и непрофессионализм отечественных энергочиновников (зачастую обыкновенных проходимцев).

Но вернемся к сути.

Откровенно утверждаем, что при ситуации, когда производитель, находясь подключенным к сети сбыта – продает товар по цене, которая в десятки раз выше цены, по которой он может купить этот же товар здесь же – будет банальное воровство. Всегда. При любых раскладах.

Причем в очень простой форме.

Достаточно объявить себя альтернативным производителем, жаждущим помочь энергетике и развить высокие технологии… После чего достаточно повесить на крышу или фасад дома или поставить на территории промзоны вентиляторы или некие девайсы, назвав их «солнечные панели», и подключить последние к сети, поставив счетчик произведенного товара (электроэнергии). Который будет показывать, что с этого самого прибора (генератора «зеленой» энергии солнца/ветра/эфира/ионосферы) в сеть было отпущено некоторое количество электроэнергии. Скажем так, 100 кВт часов. По цене – 10 гривен за 1 кВт/час (это так, скромно). И за показанные на счетчике 100 кВт часов производителю будет уплачено 1000 гривен.

При этом вне внимания публики останется тот факт, что загадочный креативный прибор, производящий электроэнергию из Солнца или даже Луны – пустышка и не имеет в своем составе ничего, кроме как силового кабеля на другой конец прибора, где этот кабель подключается к сети и потребляет электроэнергию по цене в 1 гривну за 1 кВт час.

Итого, 100 кВт часов купили по 1 гривне, заплатив 100 гривен, и тут же «продали» обратно в сеть уже по цене 1000 гривен. Экономическая выгода – 900 гривен. Если не сильно «наглеть» и иногда «делиться» с проверяющими органами, которые могут внезапно пожаловать и попробовать проверить схему подключения – то можно очень безбедно жить, «гоняя» по счетчикам один и тот же объем и делая видимость активной торговли электроэнергией…

Кто не верит – может убедится в правильности наших доводов благодаря официальной позиции Отделения физико-технических проблем энергетики НАН Украины и Департамента электроэнергетического комплекса Министерства энергетики и угольной промышленности:

vorov-zeleny-01 3b221vorov-zeleny-02 4364dvorov-zeleny-03 93376В ответах употреблены вежливые и обтекаемые формы «ни одна система не гарантирует» и «с технической точки зрения вполне возможно». Это и понятно, потому что более категоричные формы высказываний – это прямое признание воровства. Лично мы в силу жизненного опыта имеем все полномочия и смелость утверждать, что в наших реалиях существует простое правило – если воровать возможно – то воровать будут. Не поспоришь. Тем более, что достоверность этого тезиса подтверждается на практике приведенным выше примером – наличием дефицита электроэнергии при просто-таки «безумном» пиаре «альтернативщиков» и предоставлением их, как спасителей энергетики и светочами энергонезависимости. Ага, как же…

Потому, ситуация на самом деле простая. Основная и единая беда сферы энергетики Украины – дисбаланс тарифов и цен. Дисбаланс сумасшедший, неоправданный, безумный, вредительский. Правило простое – если на одном и том же рынке в пределах физической близости существуют и оборачиваются товары (услуги, ресурсы), цены на которые контролируются государством и которые существенно разнятся – дешевый товар будут продавать как дорогой, воруя «дельту».

Так всегда было, есть и будет. К сожалению. Примеров тарифного беспредела и дисбаланса в энергетике – масса. И мы вернемся еще не один раз к анализу ситуации, «по полочкам» разложив и рассмотрев всесторонне и причины этих дисбалансов и перекосов, и их последствия.

Выход – на принципах профессионализма и трезвости рассуждений избавляться от дешевого популизма, иллюзий, шаблонов и стереотипов и обеспечивать прежде всего равенство прав и возможностей, равенство (но не уравниловку). Тогда и развитие отрасли будет осуществляться на рыночных засадах и при условии выравнивания цен и тарифов на один и тот же товар – смысла и возможности воровать просто не будет.

А до тех пор – мы опять будем при кажущемся изобилии «зеленых» производителей и сопутствующего этим дармоедам дефицита их товара – наблюдать с недоумением за нашими соседями, удивляясь, как же это им удалось и энергетику развить, и балансы соблюсти, и воровства избежать…

Уже второй год в Верховной Раде лоббируют законопроект о «спецконфискации» – для возвращения в государственный бюджет средств, украденных окружением Виктора Януковича.

Значительная часть средств была выведена из государственных банков с помощью сомнительных операций с облигациями внутреннего государственного займа.

Решением Печерского суда сейчас арестовано около 650 млн долларов на счетах компаний-нерезидентов, которые могут быть связаны с «преступной властью». Общая номинальная стоимость ОВГЗ, приобретенных в пользу этой группы компаний — 981 млн.

Задумывалось принятие эпохального законопроекта по одной причине – если возвращать средства в бюджет по нынешнему КПК, то к ответственности придется привлекать не только «семейных деятелей».

И этому нашлись подтверждения.

В распоряжении ЭП оказались документы, указывающие на то, что «семье» выводить деньги из госбанков помогали структуры, аффилированные с днепропетровской биржевой группой «Перспектива», а также инвестиционная компания ICU, которая уже несколько лет обслуживает Петра Порошенко.

Один из совладельцев компании – Макар Пасенюк – является финансовым советником Порошенка. Недавно ЭП уже писала об участии Пасенюка в переговорах по покупке «112 канала» для главы государства. Также инвесткомпания сопровождала сделку по передаче в «слепой траст» бизнеса Петра Порошенка.

Документы свидетельствуют о том, что сделки в которых учувствовали упомянутые компании, имели признаки фиктивности. Это подтверждают трое опрошенных ЭП участников фондового рынка.

По данням ЭП, несколько недель назад об этих сделках узнали и в Генеральной прокуратуре.

Расследование такого дела несет в себе колоссальные репутационные риски для президента и для ICU. Значительные потери может понести и биржевая группа «Перспектива», представителей которой могут сделать «крайними». Неприятна эта ситуация и для ОТП-банка, засветившегося в нескольких эпизодах.

На кону также деловая репутация главы НБУ Валерии Гонтаревой, которая руководила компанией ICU в то время, когда из госбанков выводились средства с помощью сомнительных сделок.

Главные фигуранты

«Ощадбанк», Укргазбанк, Укрэксимбанк – государственные банки, из которых выводились средства с помощью нерыночных сделок с ОВГЗ в пользу «семейных компаний».

ICU, ОТП, «Фондовый актив» – профессиональные участники фондового рынка, которые были задействованы в выведении средств из госбанков в 2012 году.

Биржа «Перспектива» – фондовая биржа, основанная днепропетровским бизнесменом Сергеем Антоновым. С 2012 года – лидер рынка по объемам торгов с ОВГЗ.

ЗНВКІФ «Бонд», ТОВ «Центральний брокер» - профучастники фондового рынка, которые были задействованы в выведении средств из госбанков в 2014 году. Аффилированы с биржевой группой «Перспектива».

Qhenox Limited – кипрская компания, связанная с окружением Януковича, в пользу которой выводились средства в 2014 году.

Как все начиналось

В 2012 году настало «звездное» время для днепропетровской фондовой биржи «Перспектива», и связанных с ней компаний. Она впервые обогнала традиционного лидера рынка — биржу ПФТС.

Биржа неожиданно стала устанавливать рекорды по торгам с облигациями внутреннего госзайма. Способствовал этому, в первую очередь, переход на биржу государственных банков. Именно они были основными игроками на рынке ОВГЗ.

sergey antonovСергей Антонов, основатель фондовой биржи «Перспектива»

stockworld.com.ua

«Коммерсант» тогда писал, что госбанки якобы перешли торговать на «Перспективу» по команде «сверху». За госбанками последовали другие банки и торговцы.

На первый план тогда начала выходить и компания ICU. За 2012-2014 годы она вышла на первые позиции по объемам торгов среди торговцев.

Именно в этот период, согласно имеющимся в распоряжении ЭП документам, началась большая выкачка денег из госбанков с помощью нерыночных сделок с ОВГЗ в пользу «семейных» компаний.

Третий лишний

В июне 2014 года тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк впервые сообщил о том, что на счетах компаний, связанных с режимом Януковича, арестовано около 1,5 млрд долларов.

По его словам, финансовая разведка Украины (вероятно, он имел в виду Госфинмониторинг, ЭП) выявила 42 компании-нерезидента, зарегистрированных на Кипре, в Панаме, Великобритании, Белизе, Сейшелах, которые напрямую связаны с «преступной властью». Часть этих средств была выведена из госбанков с помощью сделок с ОВГЗ.

«Отдельно хочу отметить, что значительная часть этих средств через оффшорные компании направлялась на приобретение облигаций внутреннего госзайма Украины и еще Украина на украденные ими деньги платила до 19% годовых дохода», — рассказывал тогда Яценюк.

После того как Валерия Гонтарева в 2015 году возглавила НБУ, в СМИ стала появляться информации о возможном причастии к схемам «семьи» компании ICU, которой тогда руководила глава НБУ.

icu stecenkoСлева от Валерии Гонтаревой сособственник, управляющий директор группы ICU, Константин Стеценко. Отвечает за торговые операции.

В распоряжение ЭП попали документы, которые подробно описываются упомянутые экс-премьером схемы. Они содержат подробный анализ всех сделок

Происхождение документов определить тяжело. Опрошенные участники рынка говорят, что делался этот анализ в то время когда НБУ возглавлял Степан Кубив. Сразу после революции в госбанках проводили диагностику, вероятнее всего эти экспресс-анализы – часть результатов диагностики госбанков.

Итак, как это происходило?

Госбанк заключал контракт на продажу ОВГЗ, а другой госбанк, как правило, через день-два покупал такое же количество ОВГЗ. Между собой они не заключали никаких контрактов, а привлекали посредников, в частности ОТП, ICU и некую компанию-торговца «Фондовый актив».

Эти компании проводили между собой ряд сделок. Проводя сделки между собой, они искусственно завышали стоимость ценных бумаг перед их дальнейшей продажей другому банку. Разница, по которой госбанки покупали и продавали ЦБ, оседала у посредников, в основном у компании «Фондовый актив».

Исходя из документов, только с 7 июня 2012 года по 13 июля 2012 из «Ощадбанка» и «Укргазбанка» таким образом было выведено 120-180 млн грн.

Основателем компании «Фондовый актив», на счетах которой оседали средства, фигурирует некая Наталья Кашпорова. Опрошенные ЭП участники рынка затруднились ответить, что это за человек и кто реально стоит за этой компанией.

В аналитических записках, которые попали в распоряжение ЭП, компанию связывают с биржевой группой «Перспектива»

Чем еще примечательна компания «Фондовый актив»?

Помимо участия в схемах по выведению средств из госбанков, она была также миноритарным собственником банка «Авангард», который ранее принадлежал, в том числе главе НБУ Валерии Гонтаревой. Сейчас банк контролируется управляющим активами Петра Порошенко Макаром Пасенюком и еще одним совладельцем ICU Константином Стеценко.

vlasnist avangardИнформацию, которая фигурировала раньше в СМИ по поводу участия ICU в выведении средств из госбанков, глава НБУ Валерия Гонтарева называла «инсинуациями».

Несколько недель назад на официальном сайте НБУ появилось ее официальное заявление , где Гонтарева объясняет свою роль и роль брокера ICU в сделках по покупке ОВГЗ для компаний-нерезидентов.

citaty glavanbuВ заявлении Гонтаревой, которая на тот момент руководила и частично владела компанией ICU, подчеркивается, что ее компания выступала брокером в сделках госбанков, начиная только с 2013 года.

В то же время, как видно из документов, Ощадбанк начал привлекать посредников, в том числе и ICU, еще в 2012 году. И именно для упомянутых технических операций, которые имели признаки манипулирования ценами.

ЭП на правах анонимности опросила нескольких торговцев ОВГЗ: как они оценивают такие операции? Все были единодушны во мнении.

«Там реальный фрод (мошенничество, ЭП), они же стоят между банками и выводят деньги», — говорит один из опрошенных торговцев.

«Все очень просто и банально. Покупка и продажа по нерыночным ценам, и еще манипуляция ценами со стороны профучастников (имеются ввиду ICU, Фондовый актив, ОТП, ЭП)», — удивляется топорности схемы другой инвестбанкир.

Дембельский аккорд «семьи»

Помимо эпизодов, которые происходили в 2012 году, в распоряжении ЭП есть также аналитические записки, которые свидетельствуют о выведении средств из государственных банков в 2014 году.

События происходили в разгар Революции Достоинства – с 9 января по 18 февраля 2014 года. И темпы выведения средств в этот период были более интенсивными, чем в эпизоде 2012 года.

Суммарные потери государственных банков в тот период составили более 520 млн грн.

В результате «экспресс-анализа», который оказался в распоряжении ЭП, было выявлено девять характерных эпизодов, которые касались выведения средств из госбанков.

В данном случае почти все компании, которые помогали «семье» выводить средства, были аффилированы с биржевой группой «Перспектива», основным владельцем которой является днепропетровский бизнесмен Сергей Антонов.

Тут есть уже упомянутая ранее компания «Фондовый актив» и ряд других посредников: ЗНВКІФ «Бонд», ТОВ «Центральний брокер». Средства выводились в пользу ЗНВКІФ «Бонд» и кипрской компании Qhenox Limited.

Народный депутат, член комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Павел Ризаненко отмечает, что эти эпизоды — это только часть украденных у госбанков средств, которые заморожены как «деньги Януковича».

«Учитывая, что соучастниками являются ICU и многие люди в госбанках, которые работают и сегодня, сейчас будут проталкивать закон о спецконфискации. Чтобы никто из этих людей не сел и «деньги Януковича» пошли в бюджет. Если же забирать эти деньги согласно действующему КПК, нужно осудить не только Януковича или, скорее, каких-то его зиц-председателей, но и соучастников, среди которых люди из ICU и ОТП, «Перспективы», Ощада, Укрэксима и Укргазбанка. Большинство из них на должности и в бизнесе» – говорит нардеп.

Это подтверждают и юристы, к которым ЭП обратилась с аналогичным вопросом: позволяет ли нынешний КПК вернуть украденные средства в бюджет?

«Конечно позволяет, но для этого надо провести расследование, подготовить дело для передачи в суд и получить приговор суда, которым и будет одновременно принято решение о конфискации», — говорит один из юристов на правах анонимности.

В то же время, по его словам механизм спецконфискации дает возможность прямо конфисковать эти средства без должного расследования и судебного разбирательства. »Уголовное дело можно будет потом спустить на тормозах, когда общественный интерес к нему утихнет, и о нем забудут», — добавляет юрист.

Наши дни…

После Революции Достоинства, вышеперечисленные компании не перестали существовать и не понесли наказания. Более того, некоторые из компаний, которые фигурировали в аналитических записках, были замечены в громких сделках.

Например компания «Фондовый актив» в ноябре 2014 года приобрела в ходе приватизационного аукциона на Восточно-Европейской фондовой бирже 25% госпакета акций «Винницаоблэнерго». А в начале 2015 года эти акции попали в портфель к ICU.

«Конечным покупателем 24,99% акций является их закрытый недиверсифицированный паевой инвестиционный фонд «Инвестиционный капитал – Фонд акций», которым управляет КУА «Инвестиционный Капитал Украина», – заявили тогда ЭП в прес-службе компании.

Также компании из орбиты «Перспективы» засветились в скандале вокруг выведенных денег из БГ Банка, который связывали с семьей экс-генпрокурора Виктора Пшонки.

Тогда уже при новой власти БГ Банк продал два пакета ОВГЗ номиналом 4,7 млн долларов за 8,3 тыс. грн структурам «Перспективы». В конечном итоге эти бумаги также оказались в портфеле ICU.

Если раньше эти компании работали в интересах «семьи» Януковича, то после революции они никуда не делись, а просто стали обслуживать новых ситуативных клиентов.

Ранее нардеп от Самопомощи – Павел Костенко – заявлял, что с помощью спекуляций с гособлигациями «бизнес-партнеры главы НБУ Валерии Гонтаревой за день зарабатывают более 80 млн грн».

Тогда он заявлял, что для подтверждения коррупционного сговора между структурами близкими к нынешней главе НБУ и госбанками необходимо открыть полную информацию по осуществления биржевых торгов.

Сейчас он выступает ответчиком по иску от ICU относительно распространения недостоверной информации о профессиональной деятельности ICU и нанесения ущерба ее репутации.

Опрошенные собеседники ЭП на рынке говорят, что в заявления Костенко есть доля правды.

«Проблема не в каких-то людях или компаниях, проблема в том, что это происходит системно на протяжении многих лет, и никто с этим ничего не собирается делать» – говорит один из опрошенных участников рынка.

Подтвердить это можно будет только в случае полноценного расследования правоохранительными органами.

По данным ЭП, информация об этих эпизодах несколько недель назад попала в ГПУ. Помимо этого, на прошлой неделе на имя главы НКЦБФР был сделан запрос от народного депутата Павла Ризаненко, в котором он просит Комиссию проверить законность этих сделок.

ЭП обращалась за комментариями к участникам сделок, но большинство запросов были проигнорированы.

«Выражая глубокое уважение к вашей деятельности, вынуждены ответить, что информация о биржевых сделках не является публичной и носит характер коммерческой тайны. ОТП Банк как торговец ценными бумагами подотчетен НБУ и НКЦПФР.

Вся информация о заключенных сделках на ежедневной основе предоставляется госрегулятору. Нарушений в деятельности ОТП Банка не выявлено», – ответили в пресс-службе ОТП банка.

В НБУ также дали отписку:

«Поскольку Национальный банк Украины не является регулятором рынка ценных бумаг и не является уполномоченным определять ни соответствие сделок принципам добросовестного инвестирования, ни владельцев компаний, которые не являются банковскими учреждениями, советуем обратиться к Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, и непосредственно в компанию ICU».

Хотя ЭП обращалась лично к Валерии Гонтаревой с просьбой ответить на вопрос, соответствуют ли операции с ценными бумагами ее бывшей компании принципам добросовестного инвестирования.

В ICU на вопросы ЭП не ответили, а в НКЦБФР документы зашли только на прошлой неделе. После депутатского запроса регулятор будет обязан разобраться в законности этих сделок и предать информацию в правоохранительные органы.

Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен.

Этой точки надо достичь.

Ф.Кафка

Ныне мы находимся в своеобразной переломной точке относительно не только конфликта на востоке Украины, но и многих международных процессов, которые, среди прочего, влияют и на логику развития событий украинской ситуации.

Мы со всей очевидностью приближаемся к своеобразной точке бифуркации — некоего нового состояния, за которым, возможно, откроется новый горизонт решений. Во многом это зависит от того, как международные участники пройдут этот переломный момент, какие выводы для себя сделают и сформируют ли новые стратегии для изменившейся ситуации. Однако, судя по всему, найти решения по конфликту на Донбассе без прохождения этой невидимой точки невозможно — ее прохождение будет означать выход за пределы текущей логики, а значит — возможность искать и предлагать решения, компромиссы, варианты. Фактически после прохождения этой точки своеобразная «спираль действий и ожиданий» начнет стремительно раскручиваться. Любопытно, что в процессе прохождения этой точки находится не столько Украина, сколько остальные участники миротворческого процесса — США, Германия, Франция и Россия.

И именно поэтому нам требуется активнее изучать эту новую реальность. Несмотря на то, что отдельные украинские эксперты и бывшие политики настаивают, что реалии глобального уровня не влияют на произошедшее в Крыму и на Донбассе, мыслить в такой парадигме — очевидный тупик. Без анализа и понимания происходящих изменений на международном уровне нам не удастся в полной мере найти решения конфликта на востоке страны и понять мотивации вовлеченных в процесс участников.

Думать иначе — значит обречь себя на поведение известных слепых мудрецов из древней индийской сказки, изучавших слона по частям и на ощупь. Появляющиеся из такой логики «стратегии» (стратегии в кавычках, поскольку при таком подходе они являются скорее «стратегическим вредительством», а не решением) прогнозируемо отказываются работать или работают совершенно иначе, чем это было задумано.

Последняя встреча «нормандской четверки», заявления ее участников и попытка вернуть минский процесс в конструктивное русло — все это говорит о намерении еще раз, накануне 2017 года, вдохнуть новую жизнь в «Минск-2». Причем попытка накануне серьезных трансформаций. Европа, Россия и Украина, по сути, последний раз пытаются войти в одну и ту же воду дважды. Не исключено, что это может и удаться. Но вряд ли «надежда» — эффективный спутник государственного планирования. А вот анализ текущего состояния, прогноз развития и подготовка к различным вариантам развития ситуации — вполне.

А это значит, что Украине следует лучше понять своих союзников и оппонентов, дабы не допустить «растворения» национальных интересов Украины в волнах чужих целей и ожиданий. И в новой реальности, которая может стремительно наступить в 2017 году.

Франция и Германия: в ожидании «гранд-стратегии»

Неуверенность разрушила столько возможностей…

Эрих Мария Ремарк

Логика действий лидеров Франции и Германии относительно ситуации в Украине и путей ее решения на данном этапе подчинена явным образом двум обстоятельствам — ситуативному и стратегическому.

Ситуативное связано с грядущими выборами в этих странах (в 2017 году в Германии пройдут парламентские выборы, во Франции — президентские) и крайне непростым политическим положением нынешних руководителей Франции и Германии.

Исходя из текущих рейтингов, переизбрание Ф.Олланда на должность президента — событие весьма маловероятное. А значит, основные политические бои развернутся между другими кандидатами. В том числе — между Н.Саркози (абсолютно открыто и последовательно поддерживающим идею отмены санкций и восстановления отношений с Россией), Аланом Жюпе (настроенным значительно критичнее к России и ее деятельности) и другими потенциальными кандидатами. Однако кто бы в итоге ни стал президентом — внешняя политика Франции явно будет скорректирована, а новый президент вряд ли захочет втягиваться в минский процесс без четкого понимания, чем и когда он закончится.

Несколько иная ситуация в Германии, где, несмотря на расхождения взглядов ключевых партий на мигрантский кризис, альтернативы Ангеле Меркель как канцлеру похоже, особой нет. Но это не означает, что если ее мандат будет подтвержден, ее отношение к Украине останется таким же. Тем более что новый Бундестаг вполне может пополниться депутатами, выступающими в поддержку восстановления отношений с Россией (та же партия «Альтернатива для Германии»). То есть даже при сохранении А.Меркель своего поста она может быть вынуждена корректировать свои внутри- и внешнеполитические приоритеты в соответствии со вновь сложившимися политическими реалиями.

Стратегическое же обстоятельство обусловлено проявлением двуединого внутреннего кризиса, наблюдаемого у Запада. С одной стороны, это постепенное осознание невозможности доверять России как полноценному субъекту мировой политики, с другой — осознание неэффективности «политики умиротворения», к которой Запад в той или иной форме тяготел в своих отношениях с Россией. «В США и Европе вопрос о том, что делать с Россией, далеко не решен, — пишет влиятельная британская газета The Guardian (25.10.2016), — что Путин, вероятно, будет и далее использовать в своих интересах».

Это не только непосредственно влияет на позиции основных европейских стран по украинскому вопросу, но и не способствует общеевропейскому единству. Показательна ситуация с неготовностью Европы ввести против России дополнительные санкции за бомбардировки Алеппо в Сирии — даже несмотря на вроде бы настойчивое желание добиться этого со стороны Франции, Германии и Великобритании. Однако позиция премьер-министра Италии (при негласной поддержке целого ряда других европейских стран) стала достаточным основанием для отказа от этой идеи. Это говорит о том, что до выборов в Германии и Франции (а также, очевидно, в США) «умеренные» европейские государства (де-факто — ставящие на развитие сотрудничества с РФ, если действия РФ напрямую не угрожают их странам) будут пытаться изменить общую политическую линию ЕС. Впрочем, это касается интересов не только «умеренных». Например, финансовые институты Британии, несмотря на всю жесткую риторику британского руководства, все еще «сквозь пальцы» смотрят на происхождение денег их российских клиентов, по сути превращая Британию в большую «прачечную» для российских олигархов.

Последняя встреча «нормандской четверки» достаточно ясно показала влияние всех этих обстоятельств на общий процесс: у Запада на данный момент нет геостратегических «красных линий», очерчивающих возможные пределы уступок по сферам влияния России. В результате Запад (а особенно Европа) все более скатывается на оперативно-тактический уровень политико-дипломатических переговоров и политико-административных проектов. То есть на уровень, где Россия традиционно сильнее.

Появление внятной стратегии у Европы (прежде всего у Франции и Германии) до проведения выборов — сомнительно. Пока Европа не пройдет этот путь до конца и не выйдет из этого цикла, трудно рассчитывать на то, что кто-либо из европейских лидеров будет действительно серьезно обдумывать стратегию своего поведения по отношению к России (и не только к ней). Не стоит обольщаться, что нынешняя политика Европы (со всеми санкциями, выражениями возмущения, разговорами о новой усиленной миссии ОБСЕ), — это часть некой «гранд-стратегии» Европы. Если объективно посмотреть на текущую ситуацию, нетрудно заметить, что это были лишь попытки осторожно сдерживать ситуацию, не предпринимая резких шагов.

На самом деле к формированию стратегии никто еще даже не приступал. Сегодня европейские аналитические центры лишь на стадии осмысления новой реальности и выработки отдельных рекомендаций руководствам стран, как следует вести себя в новых условиях. Для Украины ситуация даже несколько проще (как бы цинично это ни прозвучало): состояние войны с Россией обусловливает необходимость решения вопросов физического выживания страны, что и определяет основной лейтмотив нашей «большой стратегии».

Европейцы же с трудом меняют свое отношение к ситуации. Впрочем, в ритме, традиционном для европейской бюрократии, принимающей решения долго, но которую потом сложно сбить с утвержденного курса. И вот это самое принятие «нового курса Европы» (которое, вполне вероятно, произойдет уже в следующем году) и станет новой реальностью за точкой бифуркации.

Отсюда и серьезная потенциальная угроза — если вновь избранные руководители Франции и Германии не сделают выводов из ситуации и будут думать, что эту новую реальность они уже приняли и адаптировались к ней. Подобный образ мышления может быть следствием лишь одного обстоятельства — неуверенности. Неуверенности в том, что если начать предпринимать какие-то действия — не станет ли хуже? Неуверенности в том, стоит ли признавать новую реальность? Неуверенности в том, смогут ли они ответить на эти новые вызовы и угрозы? Именно эта неуверенность — худший враг Европы и лучший союзник России. Предельно честно об этой проблеме Запада говорит британский политолог Э.Лукас: «Мы — я имею в виду Запад — сталкиваемся с проблемами в отношениях с ним (В.Путиным. — В.Г.), зачастую ему проигрываем не потому, что мы объективно слабы, а потому что мы слабовольны…»

Россия: экономика — ничто, величие — всё

Нормы выдачи снова были сокращены для всех, кроме собак и свиней. Уравниловка, объяснил Визгун, противоречит принципам анимализма.

Дж.Оруэлл. «Скотный двор»

Цели и стратегии России в затеянном ею глобальном (против Европы и США) и локальном (против Украины) противостоянии уже неоднократно были описаны. Однако текущий момент вносит определенные уточнения в этот процесс, и прежде всего — ввиду базовых несоответствий между политическими желаниями российского правящего класса и реалиями экономического состояния России.

Как правильно отмечают многие обозреватели и эксперты, для России приоритетом является безопасность и величие (как фактор высокой легитимности власти), а не экономика. Для России статус «региональной сверхдержавы» (с соответствующей геополитической «эксклюзивностью»), дополненный «уважением» (как минимум условным) своих глобальных амбиций, реализующихся в усилении присутствия на Ближнем и Среднем Востоке, является более важным фактором, чем те «абстрактные» 40% россиян, которым, согласно результатам исследования Высшей школы экономики РФ, не хватает денег на одежду и еду. Это порождает и иррациональный (в понимании европейских государств, но понятный в логике античеловеческого и антисоциального российского государства) феномен: сопутствующий ущерб от экономических санкций вызывает у российских чиновников скорее кураж, чем сожаление.

При этом Россия явно ищет некий аналог «Хельсинского заключительного акта 2.0». По невысказанному мнению российского «ястребиного» истеблишмента, это явно решило бы все проблемные ситуации и обозначило новые правила игры.

Проблема в том, что кроме желаний России, для подобного нет оснований. И меньше всего их с учетом ситуации в российской экономике — ее состояние и долгосрочные тренды развития следует принимать в расчет более внимательно. Сегодня капитализация всего рынка акций меньше, чем у Amazon. На фоне санкций продолжает падать доля российского ВВП в общемировом балансе — к 2020 году ожидается, что она будет составлять 2,6%. С потерей же экономической и финансовой значимости в мировом масштабе у России остаются лишь возможности грозно «бряцать оружием».

Это приводит и к падению прямых инвестиций в Россию — в 2015 году на фоне общемирового роста в России этот показатель сократился на 92%. Минэкономразвития РФ констатирует, что реальные доходы россиян выйдут на уровень 2013 года только в 2021 году. И эти оценки еще оптимистичны.

На все это накладываются постоянные увеличения расходов на весь сектор безопасности, а также расширение базы социальных выплат. Последнее российская власть пытается хоть как-то компенсировать замораживанием выплат, задержками пенсий и другими методами, но вряд ли это сильно поможет — в стратегической перспективе Россия (впрочем, у нас эти проблемы схожи) это «стареющая страна». Сложно не согласиться с Э.Лукасом, который говорит, что в историю правление Путина войдет как «ужасный период, когда Россия пришла к внешней изоляции и внутренней отсталости». А возможно — и хуже: Лорен Гудрич из Startfor отмечает, что в истории России почти все лидеры, находившиеся на стыке сначала экономического роста, а потом ухудшающейся экономической и политической ситуации, быстро превращались из «спасителей нации» в ее палачей. Иван Грозный, Иосиф Сталин — лишь наиболее заметные фигуры в этом ряду. И Путин имеет все шансы запомниться как человек, вернувший России ужасы опричнины. Судя по тому, что ко вновь устанавливаемым памятникам Сталину добавляются памятники Ивану Грозному, сам Путин ощущает эту перспективу очень хорошо.

Изменить ситуацию (или хотя бы частично замедлить ее развитие) может решение санкционной проблемы и восстановления если не доверительных (об этом в долгосрочной перспективе говорить не приходится), то хотя бы экономически рациональных отношений с Западом — очевидный тактический приоритет российского руководства. А сделать это без решения украинского кризиса — невозможно.

Проблемы экономического и политического развития России ставят перед нами и другой вопрос: каково будущее России при сохранении текущих тенденций? Чего можно ожидать от нашего «стратегического противника» на средне- и долгосрочную перспективу? Какой модели государства (а значит и действий этого государства) следует ожидать?

Контуры этого государства, начавшего «модернизацию в прошлое» (при заявленных целях «развития» — возврат к моделям «прошлого») становятся все отчетливее. И контуры эти крайне тревожны.

Политическая модель явным образом движется в сторону не просто дальнейшего авторитаризма, но квазимонархической формы правления а-ля «СССР», но на самом деле в его худшей реализации — ибо даже там существовали сдерживания и противовесы в лице Политбюро ЦК КПСС, а «новая-старая» модель России подобное явно не предусматривает. Появление «дорогого Леонида Ильича» с другими инициалами — вопрос очень близкой перспективы.

На этом фоне обеспокоенность вызывает и чекистско-церковный альянс, все агрессивнее набирающий силу в России. Церковь все активнее вмешивается в дела государства, обретает собственные военизированные подразделения, а сама религиозная составляющая все ближе к некоему радикальному православному фундаментализму (что иллюстрирует деятельность разнообразных «казачьих» подразделений в Донбассе). Однако особенности российских политических традиций явным образом приведут к появлению не столько «православного ядерного аятоллы Кирилла» сколько «православного ядерного аятоллы Путина».

Интересно, готов ли будет Запад иметь дело с таким «партнером», и как долго он будет ожидать аналога 4 ноября

1979 года, но теперь — в Москве? А перспектива этого весьма отчетливая и угрожающая. И готов ли Запад «умиротворять» и «искать компромиссы» с потенциальными религиозными фундаменталистами, у которых в распоряжении второй по мощности ядерный арсенал в мире и которые уже сейчас демонстрируют полное пренебрежение к международному праву?

При этом Россия активно готовит население к «неизбежной» войне с «агрессивным блоком НАТО», разворачивая в своих медиа воинственную риторику на качественно новом уровне. Но если в предыдущие годы это касалось только медиа-накачки населения, то сегодня все чаще пропаганда начинает проявляться «на земле» — уточняются продуктовые нормы на случай войны, проводится масштабная проверка системы убежищ, возобновляются занятия по гражданской обороне. Если эскалация напряжения не остановится (даже если это делается для простого запугивания), то момент, когда она случайно выйдет из-под контроля и начнет влиять на их инициаторов, — лишь вопрос времени.

Украина: будущее «Минска-2»

В первый миг испуга нам лезет в голову всякий вздор, но стоит немного подумать — и все становится на свои места.

Ф.Кафка, «Замок»

Минские соглашения остаются камнем преткновения для всех сторон. При этом сложно отрицать, что ситуация для Украины в момент их принятия могла сложиться куда хуже. Принятые в условиях тяжелых переговоров ради необходимости остановить горячую фазу гибридной войны, ныне они оказываются для всех «чемоданом без ручки». Политическая риторика всех участников о безальтернативности «Минска-2» для процесса мирного урегулирования стратегически не столько способствует ему, сколько сдерживает, поскольку загоняет ситуацию в узкий коридор решений, одинаково не устраивающих всех. Тем более что нельзя закрывать глаза на очевидное: минские соглашения не просто несовершенны (это было понятно еще в момент их подписания), но и не отображают весьма изменчивую международную ситуацию.

Сейчас, когда наши западные партнеры все сильнее заняты внутренними проблемами, «Минск-2» вместо «решения» превращается в «проблему». Собственно как мы и предсказывали: Донбасс для всех его участников стал «черной дырой», которая не отпускает любого, кто в нее попадает.

Однако найти выход из «минского тупика» можно. Но для этого нужно пройти этот путь до конца. Трансформации соглашений, смена подхода к их сути и логике не состоится до тех пор, пока все возможности диалога не будут исчерпаны. Президент Украины предложил одно из направлений — Дорожная карта, с четкими и понятными сроками и ответственными за ее выполнение. Будет ли эта инициатива успешна? Рационально она логична и выполнима. Но будет ли она успешна с нашими нынешними партнерами за минским столом? Но в любом случае идти по этому пути нужно. В политическом смысле дойти до тупика «Минска-2» означает вовсе не упереться в стену — это означает увидеть, что за ней тоже есть пространство для решений. Но чтобы идти к новым возможностям политического урегулирования, требуется все же пройти этот путь до конца.

В любом случае дальновидно было бы готовиться к тому, что с 2017 года многие обстоятельства политического урегулирования конфликта на востоке Украины могут измениться, а значит — мы нуждаемся в адекватном подготовительном этапе к этому процессу.

Безусловно, нам нужны заготовки на случай согласия сторон пересмотреть (скорее — уточнить) «Минск-2» и выйти на новый формат договоренностей. Необязательно это будет выглядеть радикально, но подготовиться к такому развитию событий нужно.

Прежде всего — переосмыслив минские соглашения и поняв, в какой форме они для нас станут приемлемыми. В текущей их редакции они, во-первых, явным образом (особенно в пунктах 4, 9 и 11) ведут к нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины, что противоречит не только национальным интересам Украины, но и Декларации глав государств «нормандской четверки» от 12 февраля 2015 года. И, во-вторых, о чем уже неоднократно говорила украинская сторона, проведение выборов до восстановления контроля над границей бессмысленно.

Однако, даже не выходя из логики «Минска-2», часть его положений может быть модернизирована, чтобы документ стал реальнее в части его фактического, а не теоретического выполнения. Например, нам нужно прямо зафиксировать в обновленном соглашении порядок проведения выборов и установления контроля над границей (сначала контроль — потом выборы). Также для практической реализации пунктов о порядке местного самоуправления сторонам нужно не требовать от Украины переписать свою Конституцию, а обсуждать суть Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в ОРДЛО». То же самое касательно амнистии: абсурдные попытки «руководителей» «ДНР/ЛНР» (а де-факто — России) вытребовать полную амнистию — бессмысленны, поскольку противоречат всей международной практике. И, конечно, стоит рассматривать возможность расширения числа участников переговоров за счет США, ЕС, стран — подписантов Будапештского меморандума. Впрочем, шансы на такое расширение весьма призрачны: сейчас ни Россия, ни Берлин с Парижем этого явно не хотят. Но как поведут себя эти страны после выборов — вопрос неоднозначный.

Кроме этого, нам требуется большая подготовка стратегического уровня, без которой все наши желания и требования так и останутся лишь наработками на листах бумаги, без шанса попасть за стол больших переговоров.

И хотя стоит согласиться с тем, что стратегически ситуация «играет» на Украину, но важно уточнить: играет не абстрактно, но лишь при активной деятельности самой Украины. И деятельность эта выражается в простой, но от этого не менее безжалостной истине: «Помоги себе сам». Залог нашей победы (впрочем, вряд ли слово «победа» будет уместно в данной ситуации — гибридные конфликты ставят вопрос не о победе, а о подтверждении субъектности государства и его стойкости: политической, экономической, военной, информационной) — модернизация и стабилизация внутриполитических и, что даже важнее, — внутриэкономических процессов. Да и для нас вопрос чаще стоит в категории не «выиграть», но —»не проиграть» (что не одно и тоже).

Слабое государство — «красная тряпка» для агрессора, поскольку оно неспособно решать свои внутренние проблемы и дать отпор угрозам внешним. А значит, агрессор не может себе отказать в удовольствии реализовать свои реваншистские планы за счет такой страны. Тем более, что сегодня мы находимся на пересечении сразу трех кризисов: финансово-экономического, государственно-политического и геополитического. Однако без решения первых двух надежды на решение третьего — немного.

Поэтому стратегическое решение «Минска-2» находится даже не в руках Путина, Меркель, Олланда или у иных внешних участников — оно в наших руках. Но только если мы сможем обеспечить свое стабильное развитие и свою боеспособность. А боеспособная армия нам нужна не только для решения сегодняшних проблем — как отметил начальник генштаба Сухопутных войск США М.Милли, «войны между государствами вряд ли останутся лишь в учебниках истории». А значит — нам нужно быть постоянно готовыми существовать в этой гоббсиановской реальности.

И в этом новом мире наша модель системы национальной безопасности должна стать гибче. Гибридные угрозы априори являются средой динамичной, и реагировать на них путем исключительно традиционным почти невозможно. Следует понимать, что скорость реагирования на постоянную импровизацию и необыкновенную организационную адаптивность противника становится критически важным показателем способности государства к эффективному ответу на агрессию.

Разведка и контрразведка — наши очевидные приоритеты развития на данном этапе. Этот тезис повторяется часто, но в реальности процесс идет крайне медленно. При этом надо понимать, что в пределах текущего законодательства именно разведывательные и контрразведывательные органы обладают едва ли не самой большой свободой действий, а значит — потенциально являются наиболее адаптивными государственными структурами, способными реагировать на актуальные угрозы быстро и с наименьшим формализмом. Это тот фрагмент сектора безопасности и обороны, на котором мы должны сейчас особенно сосредоточиться.

Обновленная цель модернизации системы национальной безопасности — это, конечно, обеспечение стойкости. Причем стойкости не только государства как системы государственных органов и политики, ими реализуемой, но стойкости самого общества к гибридным угрозам. Ведь именно общество теперь становится и объектом атаки, и субъектом ответа на нее. Общество может как поспособствовать деятельности агрессора, так и оказать ему жесточайшее сопротивление.

Последнее говорит и о необходимости переосмыслить в рамках новой идеологии функционирования системы национальной безопасности роль и место в ней негосударственных участников. Эти структуры и сегодня делают немало важного для помощи государству. Но модель сотрудничества все еще не складывается. Между тем именно негосударственные участники позволяют сделать достаточно консервативную систему национальной безопасности более гибкой и адаптивной, поскольку не сдерживаются формальными бюрократическими правилами и предписаниями. Кстати говоря, во многом за счет этого действует и Россия — используя частные военные компании и другие негосударственные структуры.

Как заключение

Приближение геополитической точки бифуркации — важный момент не только для крупных государств, но и для Украины. От того, как Европа, США и Россия ее пройдут, будет зависеть новая конструкция миропорядка. А значит — это непосредственно повлияет и на Украину.

Украина оказывается непосредственно втянутой в это переустройство. Такие проблемы, как война на востоке Украины, реваншистская Россия, сирийский конфликт, мигрантские кризисы, сложные процессы в ЕС — все это и формирует новый миропорядок. Ключевой вопрос в том, будем ли мы при этом фоном этого процесса или же одним из субъектов?

Если мы хотим не просто принимать как данность решения о нашей судьбе (а равно пассивно ожидать момента, пока Европа окажется в состоянии не просто осознать полноценно угрозу, исходящую от России, но и начать формировать свою «гранд-стратегию»), а активно влиять на этот процесс, не просто предлагать, но и продавливать решения, соответствующие интересам не других стран (как союзников, так и недругов), а нашим национальным интересам, то наш путь только один — формирование сильного государства с адаптивной системой национальной безопасности. Именно это залог нашей безопасности, а не любые внешние договоренности. И именно это залог эффективного продвижения по пути «Минска-2», который явно потребует существенной трансформации, чтобы стать не просто набором фраз на бумаге, но реальной картой мирного урегулирования.

Поліція підозрює посадовців КП «Харківська дирекція будівництва метрополітену» у змові з керівництвом ТОВ «Тіаре» та ТОВ «Експресбуд» про закупівлю обладнання по завищеним цінам.

Про це стало відомо з ухвал Київського районного суду м. Харкова, куди слідчий звернувся з клопотаннями в рамках кримінального провадження №42016220000000158 від 09.02.2016 року.

Слідство встановило, що минулого вересня «Харківська дирекція будівництва метрополітену» уклала угоду з ТОВ «Тіаре» на закупівлю чотирьох осьових вентиляторів на загальну суму 6,10 млн грн. Згідно даних Універсальної біржі «Україна», ціна на вентилятори була сильно завищена – ринкова вартість складала 86 400 грн./шт., що було у 18 разів дешевше від тендерної ціни.

Вентилятори на територію України ввезло ТОВ «Север транзит», яке потім продало їх ТОВ «А.І.К.» по 76 962 грн./шт. Після доукомплектування товар було продано «Тіаре» по 1,08 млн грн. за штуку.

Слідство також встановило, що в листопаді минулого року уклало угоду з ТОВ «Експресбуд» щодо поставки установок для кондиціювання повітря на суму 3,37 млн грн. Ця фірма мала спільного директора з «Тіар», і за даними біржі «Україна», вартість кондиціонерів була завищена у порівнянні з середньо ринковими цінами. Саме обладнання для постачання метробудівцям фірма купила у ТОВ «Ве кон» за 1,98 млн грн.

В лютому до прокуратури Харківської області з заявою звернувся народний депутат щодо угоди з «Експресбудом», після чого було розпочате кримінальне провадження. Але після цього КП за результатами тендеру уклало ще одну угоду з фірмою про закупівлю помп та насосів на суму 0,96 млн грн. Слідство підозрює, що в даному випадку закупівельні ціни також були завищені. Тому слідчий звернувся до суду з проханнями отримати доступ до документів КП «Харківська дерекція будівництва метрополітену» щодо угод з фірмами «Експрес буд» та «Тіаре», а також до фінансово-господарської документації всіх фігурантів справи. Суд ці клопотання задовольнив.

Співзасновником та директором ТОВ «Експрес буд» є киянин Василь Кравченко, він раніше був засновником директором ТОВ «Тіаре». Зараз ця фірма змінила назву на ТОВ «Альт груп», з вересня її керівником та власником є громадянка Грузії Ніка Гапріндашвілі.

Нагадаємо, в серпні поліція відкрила кримінальне провадження за підозрою посадовців КП «Харківська дирекція будівництва метрополітену» та ПАТ СБМУ «Тунельбуд» у змові для привласнення державних коштів, виділених на будівництво ділянки метро вартістю 324,55 млн грн.

Система е-декларирования открыла обществу интересную закономерность: украинские политики и чиновники предпочитают хранить свои немалые сбережения не на банковский счетах, а в наличных средствах. Так, рекордсменом по количеству наличных денег пока что оказался внефракционный народный депутат Вячеслав Константиновский, который задекларировал 14,7 млн долларов в кэше и одолженные у бывшего министра угольной промышленности Украины Виктора Тополова 5 млн долларов. Народный депутат от БПП Руслан Демчак внес в декларацию 133 млн гривен наличных, а одиозный депутат от «Воли народа» Олесь Довгий - 1,5 млн долларов. Является ли такая тенденция сигналом для недоверия банковской системе?

Олег Устенко, экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:

Это крайне негативный сигнал, который украинская политическая элита посылает обществу. Показательно то, что деньги не хранятся на банковских счетах. Это значит, достаточного уровня доверия к украинской банковской системе со стороны тех, кто должен фактически быть пропагандистами банковской системы Украины, нет. А второе, на что обращено мое внимание, это то, что у многих деньги хранятся в иностранной валюте, не в гривне. Это крайне негативный сигнал обществу, потому что опять-таки получается, что украинские политические элиты, похоже, не доверяют собственной денежной единице – гривне, пропагандированием которой они должны заниматься. И не просто пропагандированием, экономическая политика, которую они разрабатывают, должна быть направлена на возрождение доверия к банковскому сектору страны, она должна быть направлена на возрождение доверия к украинской гривне, она должна быть направлена на курсовую стабилизацию, на более низкий уровень инфляции. Но, похоже, они сами не верят в то, что делают. И это очень негативный сигнал, который сейчас получают украинцы.

Я уже не говорю по поводу крайне негативного сигнала, который послан обществу после проведения электронного декларирования, о том, что в то время, когда огромное количество людей и семей с трудом сводят концы с концами, оказывается есть те, кто имеют десятки объектов недвижимости, находясь на госслужбе, правдами – неправдами объясненные, тем не менее, моральный аспект вопроса все равно остается открытым. Это крайне негативно и похоже что-то, что вскрылось после электронного декларирования, больше напоминает ситуацию в Латинской Америке, когда есть серьезное расслоение общества, и что те, кто находится в политике, похоже, используют политику для прежде всего решения собственных проблем.

Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital:

То, что политики предпочитают хранить деньги в кэше – никак не связано с недоверием к банкам. Все, что хранится в банках – прозрачно и открыто. То, что хранится в кэше, может быть, как в нем, так и в оффшорах, и еще где-то. Более того, они могут завышать свои кэшевые средства для того, чтобы потом не было вопросов, когда они покупают что-то крупное.

Так что это лишь связано с их нежеланием. Они прекрасно знают, в каких банках можно хранить, а в каких – нет. То, что у них такой кэш, не является следствием недоверия к банковской системе.

Эрик Найман, финансовый аналитик, управляющий партнер Capital Times:

Это показательно. Получается, даже власть имущие не доверяют банковской системе. Но не думаю, что это сигнал для людей снимать все деньги со счетов, все-таки 200 тысяч гарантия есть от Фонда гарантирования, а основная масса людей и так имеет на счетах меньше 200 тысяч гривен. Но доверие к банковской системе пока еще не вернулось и не скоро вернется. И пока это оправдано.

Згідно з прийнятим розпорядженням уряду № 732-р оголошено конкурс на зайняття вакантних посад державних секретарів ряду міністерств: Міністерства аграрної політики та продовольства України; Міністерства внутрішніх справ України; Міністерства економічного розвитку і торгівлі України та ще 5-ти міністерств.

Відповідно до нового закону України про державну службу, до кінця поточного року має бути оголошено конкурси та призначено на посади держсекретарів переможців таких конкурсів у всіх 18-ти міністерствах в Україні.

Також, закон відносить посади державних секретарів до найвищої категорії «А» серед посад державної служби – а відтак конкурс на такі посади має проводити новостворена Комісія вищого корпусу державної служби.

Із початку вересня Комісія вже провела ряд конкурсів на посади голів ОДА та РДА, ряду державних служб та агентств. Серед них були і резонансні – наприклад, голови Миколаївської ОДА, і ті, що відбулися неочікуване тихо – наприклад, голів Держлікслужби чи Держлісагентства.

Відповідно до задуму, посади державних секретарів відносяться до посад так званих «реформаторських кадрів», а основним завданням новопризначених держсекретарів, крім іншого, буде забезпечення реформування апаратів міністерств з метою підвищення прозорості та ефективності їх роботи.

План таких реформ розроблено та ухвалено урядом ще 24 вересня 2016 року у вигляді Стратегії реформування державного управління України на 2016-2020 роки.

Для успішного виконання цього завдання на посади держсекретарів мають бути призначені (за результатами конкурсів, звичайно) професійні та досвідчені менеджери.

Очевидно, що на існуючу зарплату держсекретарів на рівні трохи більше 12 тис гривень на місяць (з преміями та доплатами – 15-17), таких менеджерів підібрати важко. Хоча умовний пенсіонер чи умовна «кухарка» вважають, що й 5 тисяч гривень зарплати для керівника апарату міністерства, – то багато.

Тому Уряд нещодавно схвалив постанову, що передбачає додаткові надбавки за інтенсивність праці та за виконання особливо важливої роботи в розмірі, не менше 50% від посадового окладу кожна.

Таким чином, наразі заробітна плата державного секретаря міністерства має бути на рівні 35-37 тисяч гривень на місяць.

В Україні вже був негативний досвід діяльності інституту державних секретарів, який було введено указом тодішнього президента Леоніда Кучми в 2001, році і ним же скасовано в 2003-му. Експерти та журналісти тоді розглядали такі «новели» Кучми, як спробу конституційного заколоту.

І були почасти праві: справа в тому, що Конституцією 1996 року президент був позбавлений великої частини своїх повноважень щодо впливу на виконавчу гілку влади. На той час Кучма стрімко втрачав свій авторитет та вплив на парламент і уряд – і, таким чином, державні секретарі були такими собі офіційними «смотрящими» президента в міністерствах, а не просто керівниками апаратів. Що, до речі, породило двовладдя в міністерствах з масою негативних наслідків.

Тож правильніше говорити, що в 2001-2003 роках Кучма вперше ввів інститут «смотрящих», а не державних секретарів в європейському розумінні.

За президентства Януковича «смотрящие» у новому форматі перебрали на себе фактичний контроль за всіма грошовими потоками держави.

І нинішня влада не спішить відмовлятись від такої «корисної» для себе інституції.

Достатньо згадати хоча б скандал зі «смотрящими» від НФ та БПП на Одеському припортовому, який не так давно вщух. Або законопроект №4370-1 Герасимова-Ковальчука, що досі стоїть в порядку денному ВР, яким система обласних та районних державних адміністрацій практично виводиться під безпосереднє управління АП.

На відміну від досвіду 2001-2003 років, ідеологія нового закону про державну службу визначає державного секретаря міністерства, як такого собі «виконавчого директора», тоді як міністр та його заступники формують політичне керівництво.

Тобто за аналогією з акціонерними компаніями, міністр і заступники є «наглядовою радою» міністерства, яка формує «політику» в сфері відповідальності та організовує її виконання. Державний секретар зобов'язаний забезпечити виконання розпоряджень та доручень міністра, а також виконання чинних галузевих та міжвідомчих програм та стратегій.

До речі, в Польщі функції держсекретаря виконує керівник апарату міністерства. Його посада називається – «генеральний директор міністерства».

Таким чином, реалізується один із принципів реформи державної служби – розділення політичних посад (міністри та їх заступники) та адміністративних (державні секретарі та державні службовці апаратів міністерств та інших органів державної влади).

Міністри та їх заступники призначаються парламентською коаліцією у Верховній Раді, тобто є політичними призначенцями.

Держсекретарі та інші держслужбовці можуть потрапити на посаду тільки за результатами відкритих конкурсів, і їм заборонено будь-яким чином демонструвати свої політичні погляди на державній службі. Більше того – державним секретарям взагалі заборонено бути членами політичних партій.

Також, держсекретар має забезпечити спадкоємність та послідовність роботи міністерства при доволі частих змінах уряду, що є практикою в Україні.

Якось один із бувших міністрів Польщі мені сказав наступне: останні років 10-12 в Польщі призначаються доволі слабкі прем'єри та часто й слабкі міністри. Але сильна державна служба і професійний інститут «генеральних директорів міністерств», які сформовані в результаті успішної адмінреформи 10-15 років тому, практично компенсують «слабкість» політичного керівництва урядом. А сильні політики тільки підсилюють сильну систему публічної (державної) служби.

Зараз в експертному середовищі триває дискусія – чи має державний секретар бути наділений лідерськими властивостями, чи все-таки він має бути перш за все менеджером? І чи поєднуються такі властивості в одній людині?

Зразу відповідь на друге запитання: так, поєднуються.

Лідер може бути хорошим менеджером, і навпаки – менеджер може розвинути в собі лідерські якості.

Але, щодо керівництва міністерств та власне інших державних органів, є певні нюанси.

Якщо менеджмент визначити, як ефективне досягнення корпоративних цілей шляхом планування, організації, підбору персоналу, керівництва та контролю за розподілом ресурсів – то держсекретар повинен звичайно бути більше менеджером, ніж лідером. І кваліфікаційні вимоги до таких посад повинні формуватися відповідним чином.

Для глибшого розуміння термінів, методик відбору якостей для формулювання кваліфікаційних вимог, раджу кожному почитати книгу Ricard L. Daft «The Leadership Experience», в російському перекладі – «Уроки лидерства».

Як менеджери, так і лідери визначають напрямок діяльності організації. Однак тут є деякі відмінності.

Менеджери розробляють детальні плани і вказують терміни робіт, спрямованих на досягнення специфічних цілей, а потім розподіляють ресурси, щоб виконати прийняті плани. Лідери створюють образ майбутнього і розробляють стратегії по ініціації змін, необхідних для втілення в життя перспективної концепції. Менеджери концентрують увагу на підсумкових короткострокових результатах, лідери – на майбутніх довгострокових результатах.

Таким чином, саме міністр має бути більше лідером, ніж менеджером. А державний секретар – перш за все менеджером.

Якщо навпаки – будуть конфлікти.

І наостаннє. Чи будуть державні секретарі тією «чарівною пігулкою», яка зробить нашу держану службу ефективною для країни та престижною для службовців?

Відповідь – ні.

Тому що система влади настільки консервативна, що перехід від традицій призначення «своїх» на ключові посади, адже в корупційному середовищі довіряють тільки своїм, до призначення переважно за діловими та моральними якостями – займе не менше 3-5 років.

І це за умови, що реформа рухатиметься, а не залишиться на папері, як це було неодноразово.

Експерти прогнозують, що інститут державних секретарів як самостійна та авторитетна інституція сформується тільки після другої-третьої зміни уряду. Зараз, міністри намагатимуться «протягнути» на посади державних секретарів чинних заступників міністрів, які тимчасово виконують їх функції, або «своїх» людей. Які, звичайно, стануть «чужими» для наступних міністрів, які прийдуть на зміну чинним і так далі.

А пам'ятаємо, що в Україні в середньому уряди змінюються кожні 1,5-2 роки...

В більшості міністерств, таким чином, виникнуть протиріччя між новими міністрами та їх заступниками та діючими державними секретарями – «хто в домі господар»?

Не всі держсекретарі витримають такий конфлікт, хоча закон про держслужбу містить гарні запобіжники щодо можливого кадрового свавілля міністрів.

Витримають – найпрофесійніші та найстійкіші.

І таким чином, через 2-3 ітерації зі змінами урядів державні секретарі мають зайняти належне місце в реформованій системі виконавчої влади України. За європейськими правилами та стандартами.