Статьи
В обществе вполне обоснованно доминирует мнение, что таможенная система глубоко поражена коррупцией. Важно осознавать, что суть коррупции на таможне — не только в действиях отдельных сотрудников-взяточников или даже в самой системе таможенных органов ГФС. Проблема гораздо шире.
И заключается эта проблема в том, что с таможенной системой также связана деятельность многих других государственных органов и целых направлений регуляторной сферы. Это и правоохранительная система, и инфраструктура, и различные виды государственного контроля — фитосанитарного, радиологического, экологического и т.д., то есть все службы, имеющие отношение к перемещению тех или иных товаров через границу. Деятельность этих смежных органов власти часто (также небезосновательно) ассоциируется в обществе с коррупцией.
Более того, порой и сам таможенник находится под давлением силовиков, чиновников, криминалитета, которые в той или иной степени оказывают на него давление. Очевидно, что именно добропорядочные работники таможни должны больше страдать от такой ситуации, поскольку коррумпированные лица всегда найдут способ адаптироваться.
Понятно, что точечные меры здесь не сработают. Борьба с коррупцией на таможне должна сочетаться с общим отстаиванием правопорядка в рамках этого института власти и всей таможенной системы.
Перезагрузка системы внутренней безопасности ГФС
Первый практический вопрос, который встает перед правительственным офисом таможенной реформы: с чего начинать таможенную реформу и как ее осуществить, чтобы структурированная система стала качественно иной, но при этом изменения устояли и бесперебойно работали. Всестороннее изучение ситуации приводит к выводу, что прежде всего необходимо полностью перезагрузить службу внутренней безопасности Государственной фискальной службы.
Реформа начнется с перезагрузки таможенного направления деятельности службы внутренней безопасности. Естественно, что институтом, призванным решить эту задачу борьбы с коррупцией в таможенных органах и во всей системе ГФС, должна быть именно ее служба внутренней безопасности. Не вызывает сомнений, что при эффективной внутренней работе по обеспечению правопорядка проблема коррупции была бы значительно менее ощутимой, а борьба с ней — более заметной.
Этот вывод только выглядит очевидным и простым — реализовать его на практике чрезвычайно сложно. Но это единственный способ обеспечить будущую таможенную реформу и действительно изменить стандарты работы таможни, сделав их понятными и прозрачными. И команда, взявшаяся за реформу, это осознает.
Уже разработана концепция новой службы, в которой учтены советы международных специалистов с мировым опытом. Цель — создание внутри Государственной фискальной службы новой параллельной вертикали, которая будет осуществлять антикоррупционный контроль ее работы, регулярно предоставляя отчеты руководству ГФС и Министерству финансов, сотрудничая с НАБУ и другими антикоррупционными органами.
В новую структуру должны войти специалисты в сфере правозащитной деятельности, следственной работы, информационных технологий и специалисты-психологи. При этом особое внимание будет уделено их профессиональным навыкам и разработке четких процедур их работы.
Новая система — новые люди
Была избрана модель для реформирования внутренней безопасности, предполагающая формирование нового управления с новой страницы и массовый прием на работу новых сотрудников. Конкурсный набор в эту структуру, в том числе на руководящие должности, будет объявлен до конца этого года, а начнет работать новая служба в первые месяцы 2017-го. Отбор кандидатов будет прозрачным и публичным, а кадровые решения будут приниматься на основании профессиональных навыков кандидатов и их добропорядочности. На всех этапах этого процесса будут привлечены ведущие международные специалисты в сфере организации служб внутреннего контроля.
Таким образом, в системе внутренней безопасности ГФС будут работать новые, тщательно проверенные сотрудники, имеющие надлежащую подготовку и полноценные полномочия для проверки сотрудников таможенных органов, причастных к коррупции и другим неправомерным действиям. В конце концов, работники на каждом уровне должны понять, что коррупция будет иметь последствия.
Модели подготовки и продвижения по службе в новой службе внутренней безопасности станут базой для создания и внедрения новых стандартов и культуры поведения, поддерживающих профессиональную этику и предотвращающих коррупционную деятельность.
Процедуры
В то же время понятно, что новый персонал и структура — это хоть и хорошо, но мало. В конце концов, мощная система может поглотить ее, а «агенты перемен» постепенно превратятся в тех, с кем они должны бороться, или уйдут с работы.
Поэтому в основе деятельности новой службы будут более подробно выписаны процедуры надзора и контроля, которые запустят механизмы и заставят службу самоочищаться. Проще говоря, служащим таможенной системы должно быть выгоднее и проще соблюдать этические нормы, чем игнорировать их, а антикоррупционная аналитика и привлечение к ответственности будут более системными.
Внутри структуры нужно разработать и опубликовать документ, в котором будет четко указано, каким будет наказание за коррупцию и неэтичное поведение — от выговоров и временного отстранения от исполнения обязанностей до штрафов и увольнения. Все эти санкции должны отвечать тяжести совершенного правонарушения и одинаково применяться ко всем работникам, независимо от их ранга, должности или преимущества в профессиональной вертикали. При этом нарушения, их доказательства и примененные меры должны документироваться и публиковаться.
Каждый сотрудник должен знать, что за неэтичное поведение наступит наказание, и что эта система регламентирована, прозрачна и действует. Прежде всего, реформированный аппарат внутренней безопасности должен мгновенно начинать расследование случаев коррупции и демонстративно отчитываться о результатах. А граждане и бизнес должны получить в распоряжение надежный и безопасный механизм, благодаря которому можно было бы сообщать о фактах взяточничества, умышленных проволочек и т.п.
Еще одним важным направлением деятельности новой службы внутренней безопасности будет выявление фактов коррупции в смежных органах власти, имеющих отношение к таможенной системе. В таком случае новая служба будет сотрудничать с другими правоохранительными органами и инициировать соответствующие расследования.
Не следует забывать и об основе любых органов власти — самих работниках таможни, готовых работать в соответствии с законом. На таможне есть много настоящих специалистов, которые гордятся своей работой и готовы принять антикоррупционную модель. Такие работники должны быть обеспечены надежным каналом, по которому можно было бы сообщать о фактах коррупции, ставших известными им при выполнении работы, без опасения ее потерять.
Также внутренняя безопасность должна защищать таможенников от противоправного давления, к которому часто прибегают те, кто нарушает закон. Юристы из системы внутренней безопасности будут выступать защитниками таможенного инспектора в судах по спорам о профессиональной ответственности, а также обеспечивать правовую поддержку во время контакта таможенных инспекторов с другими правоохранительными органами и чиновниками и при контакте с лицами, обвиняемыми в нарушениях таможенных правил. Именно отстаивание правопорядка будет основной задачей новой службы.
Дальнейшие шаги: что и как будет сделано
Реформа системы внутренней безопасности всей ГФС в целом и таможни в частности требует пересмотра деятельности всех работников этой службы без исключения. Вместо уволенных или отказавшихся от проверки нужно будет набрать новый штат. Это должно происходить в порядке, подобном набору патрульной полиции и в антикоррупционные органы, с высоким акцентом на требования к профессиональным качествам новых сотрудников.
В системе внутренней безопасности будет разработана система отчетов, к которой не будут иметь доступ посторонние лица. Также будут разработаны протоколы, определяющие основания возбуждения дела или проверки, а также алгоритмы, по которым работники службы внутренней безопасности должны будут реагировать на сообщения о коррупции.
Такой набор мер, применяемых практически одновременно и массово на всей территории страны, даст возможность очистить систему. Также реформа внутренней безопасности позволит заложить фундамент новых стандартов работы сотрудников украинской таможни, созданных в ходе таможенной реформы, которая будет утверждена в ноябре 2016 г.
- Информация о материале
Надія Тимофєєва, депутат Харківської міськради та директор комунального підприємства «Комбінат дитячого харчування» міста Харкова в 2012-2013 роках придбала ТРИ люксові автівки.
В листопаді 2012 року Тимоєва придбала новий Mercedes-Benz GLK 220 CDI з об’ємом двигуна 2,14 літри (вартість на той час такої автівки складала 55-60 тис.доларів). Також у грудні 2012 році було придбано нову Audi Q3 2.0 TDI з об’ємом двигуна 2 літри (вартість на той час такої автівки складала 45-50 тисяч доларів). А, в лютому 2013 року Тимофєєва купила новий Volkswagen CC з об’ємом двигуна 1,8 літри (вартість на той час такої автівки складала 35-40 тисяч доларів).
Ось так, за три місяці Надія Тимофєєва поповнила свій автопарк на 145 тисяч доларів, при цьому працюючи на той час вже три роки директором комунального підприємства.
Надія Тимофєєва з 20 листопада 2009 року є керівником комунального підприємства «Комбінат дитячого харчування» міста Харкова, яке якраз і заснували в той же день. Раніше була власницею та керівником ТОВ «Надія-92».
Зараз Надія Тимофєєва є власницею та керівником ПП «Грин+» та власницею ПФ «Надія-92». Саме ПФ «Надія-92» володіє ресторанно-готельним комплексом з назвою «Надія».
КП «Комбінат дитячого харчування» м.Харкова 3 жовтня 2016 року за результатами тендеру замовило ТОВ «Надія-92» молока на 9,97 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
До кінця 2017 року поставлять 2,03 млн пакетиків молока по 0,18 л жирністю 2,6%. Одна штука коштує 4,90 грн., відтак ціна літра становить 27,22 грн.
За даними «ВДЗ», лише в Харкові купують фасоване у маленькі пакетики молоко. Наприклад, відділ освіти Лозівської міськради Харківської області 3 жовтня купив молоко жирністю 3,2% у 2,5 рази дешевше – по 10,5 грн./л. Того ж дня відділ освіти Амур-Нижньодніпровської районної у місті Дніпропетровську ради замовив молоко жирністю 2,5-3,2% по 13,98 грн./л., тобто вдвічі дешевше.
Зараз ТОВ «Надія-92» записане на Уляну Олексенко, директором є Валентина Авак’ян.
Усього з 2008 року ТОВ «Надія-92» виграла торгів у КП «Комбінат дитячого харчування» на 107 мільйонів гривень.
До речі, на ТОВ «Надія-92» записана ще автівка Ssang Yong Korando 2013 року випуску з об’ємом двигуна 2 літри.
- Информация о материале
Электронная декларация народного депутата, бывшего командира добровольческого батальона «Айдар» Сергей Мельничука, в которой он указал, что владеет триллионом гривен наличными, вызвала ажиотаж в сети. И хотя в депутатской группе «Воля народа», в которую входит Мельничук, предположили, что народный депутат просто неудачно пошутил, вся эта ситуация свидетельствует о том, что некоторые депутаты вообще решили посмеяться над обществом. Ничем другим появление в электронных декларация триллионов, мощей святых и дорогих часов, подаренных Святым Николаем, нельзя.
Народный депутат, бывший командир добровольческого батальона «Айдар» из сил АТО Сергей Мельничук подал электронную декларацию, в которой указал, что владеет триллионом гривен наличными... Ну что ж, с давних веков война была одним из наилучших способов обогащения. Хороший воин просто обязан был вернуться из победного похода, будучи отягощенным золотом, серебром, коврами, шелком; погоняя перед собой табуны дойных кобылиц и отряды рабов. И если мерить этими мерками, то декларацию господина Мельничука впору было бы считать вполне обоснованной... воевал ведь...
Но. Триллион гривен - это несуразная цифра. Это больше чем два годовых бюджета Украины. Хранилище, способное уместить триллион гривен наличными, должно представлять собой башню высотой в 40 этажей и все эти этажи будут заняты стопками денег. Поэтому триллион гривен от Мельничука - это, конечно же, шутка. Да и в депутатской группе «Воля народа», куда входит Сергей Мельничук, тоже предположили, что депутат просто неудачно пошутил. Впрочем, сам депутат пока ситуацию не комментирует.
Но и кроме несуразных сумм, в электронных декларациях наших политиков есть на что посмотреть. Так, народный депутат «Блока Петра Порошенко» Анатолий Матвиенко указал, что владеет храмом Успения Пресвятой Богородицы в селе Бырловка возле города Бершадь (Винницкая область). А народный депутат фракции «Радикальной партии Ляшко» Андрей Лозовой задекларировал крест со святыми мощами XIII века. Еще один известный нардеп Владимир Парасюк вообще проявил чудеса изобретательности. Поясняя, откуда у него взялись часы почти за 8 тыс грн, он заявил, что их ему принес Святой Николай. «Но точно я сказать не могу, потому что я спал», - добавил депутат.
К слову, идею Парасюка могут взять на вооружение и другие его коллеги, не желающие указывать происхождение дорогих аксессуаров, автомобилей и недвижимости. Всегда можно ведь сказать, что квартиру в центре Киева послал Господь после многих молитв, а Mercedes последней модели пригнал ночью под окно этой же квартиры Святой Николай. А швейцарский хронометр за пару десятков тысяч долларов положил под елочку Дед Мороз. А откуда оно взялось - сказать нельзя. Спал ведь...
Однако все это похоже не просто на неудачную шутку, а на грубую насмешку. Вот он - отличный повод для нового Майдана. Массово выйти на центральную площадь и спросить у представителей новой власти, почему пока в стране идет война, а люди едва сводят концы с концами, у ряда депутатов находятся солидные суммы кэшем. К примеру, народный депутат от БПП Руслан Демчак внес в декларацию 133 млн грн наличными, а депутат от все той же «Воли народа» Олесь Довгий - $1,5 млн. И это мы не еще не видели декларацию президента Петра Порошенко (по состоянию на 17:00 30 октября она так и не была опубликована). Если Сергей Мельничук указал в своей декларации триллион, то главе государства сам Бог велел указать еще большую сумму. Менее чем на квинтиллион и шутить не стоит. Президент и олигарх все-таки. А неспешность, с которой президент формирует свою декларацию, при этом легко можно будет объяснить трудностями подсчетов. Квинтиллион - это цифра с 18 нулями. Попробуй, подсчитай...
Впрочем, Майдан, наверное будет не в Украине, а в Брюсселе и Вашингтоне. Увидев декларации наших политиков, европейские и американские налогоплательщики поймут, куда на самом деле делись выданные Украине кредиты и неизбежно выйдут на улицы под лозунгом «Хватит кормить хохлов».
- Информация о материале
Цієї теми слід було торкнутися ще давно. Але все якось руки не доходили – то я писала про величезну комерційну аферу видавництв та шкільних адміністрацій, то пояснювала, яким чином вчителям роздають «години» за рахунок варіативної складової, то вкотре доводила, що проводити півроку, готуючись до ДПА в 4 класі, – означає потрапити під гіпноз вчительки.
А тим часом то тут, то там спалахували дрібні скандали.
Останній, якщо я вірно пригадую, стосувався «Букварика харьковского первоклассника». Його видано росийською мовою, і на кожній сторінці якого – Геннадій Кернес (навіть на сторінці, присвяченій визволенню Харкова від фашистів під час Другої світової війни).
Там є багато цікавого й обурливого – але найголовніше те, що цю книжку дарували першачкам всього Харкова в школі на 1 вересня. Батьки підняли скандал, мовляв, що це за підручники такі. Але це не підручник. Це – додатковий посібник, ще й виданий за кошти Харківської держадміністрації. А в нашій системі освіти книжки такого типу можуть бути будь-якими.
І вчергове лікнеп. Отже: книжки, які можуть офіційно розповсюджуватися в школах, можуть бути двох типів.
Перший – це підручники, на них є гриф «Рекомендовано МОН», вони мають бути однакові для всіх шкіл усієї країни.
Другий, так звані додаткові посібники – вони мають гриф «Схвалено до використання» – і видавати його мають право всі ці незліченні інститути, комісії, наукові ради та інші структури, яких без лічби розвелося в системі МОН.
Добре. Йдемо далі.
Мета друку додаткових підручників буває різною. Найпоширеніша схема – це ініціатива видавництва, яке хоче заробити (багато), продаючи, скажімо, збірку математичних завдань, і для цього запрошує автора, який цю збірку складає, б хоче заробити також (порівняно небагато).
Часто автор є й упорядником підручника з математики – в цьому випадку підручник отримує необхідного схвального листа миттєво. Тут все зрозуміло, за винятком того, чому батьки мають потім ті підручники купувати (ну, бо вчителька звеліла), а діти – витрачати час на виконання додаткових завдань.
Але існує й інший тип додаткових посібників. Їхніми ініціаторами виступають не видавництва, а різного штибу «зацікавлені особи». Вони стають благодійниками і видають ці книжки за свій кошт. Вони ж знаходять авторів – бажано з тих установ, що видають схвальні листи.
Ця схема бездоганна в сенсі того, що в такий нехитрий спосіб у школу можна занести все що завгодно.
Без перебільшення, я думаю, що навіть листування Гітлера з Ріббентропом отримало б гриф. Бо цих посібників ніхто ніколи не читає, їх підмахують, не дивлячись, особливо якщо автори свої, а гроші – благодійні.
Отже, що ми маємо.
Ми маємо мільйони українських школярів як жадану і дуже вразливу аудиторію.
Ми маємо осіб, які з різних причин жадають безперешкодно донести до цієї аудиторії якісь свої сенси.
І, нарешті, ми маємо наукові інститути, і перш за все Інститут модернізації змісту освіти (ІМЗО), який за визначенням покликаний бути фільтром на шляху сумнівної інформації, що може потрапити до школи. А насправді ці інститути слугують для неї шлюзом.
А тепер перейдемо до посібника, який і спричинив написання цього тексту – тих самих «Сімейних цінностей», і ретельно роздивимось його грифи та дозволи.
Перше. Так, тут усі свої – цей посібник схвалено до використання у загальноосвітніх навчальних закладах Науково-методичною комісією з проблем виховання дітей та учнівської молоді Науково-методичної ради с питань освіти МОН. Кажучи коротко і зрозуміло – схвалено листом Інституту інноваційних технологій та змісту освіти.
Друге. Це благодійний проект. «Підготовка і видання посібника здійснена за підтримки Міжнародної громадської організації «Рада сімей України» та Міжнародної благодійної організації «Благодійний фонд Костянтина Кондакова». Зауважу, що коли вбиваєш в Google це прізвище, вже третім варіантом випадає «Костянтин Кондаков аферист». Але менше з тим.
Третє. Цей посібник, як і всі інші, має наукових рецензентів – цілих двох.
Хочу зробити дуже популярними цих осіб: це два доктори наук – В. Г. Панок та Т. В. Кравченко. У нормальному світі їх треба було б позбавити наукового ступеню за схвальну рецензію цього посібника (чому – я намагатимусь пояснити нижче), але в світі, де аркушами наукових дисертацій вільно пересуваються лептони, цього годі сподіватися.
Нарешті, хочу зазначити, що двоє з трьох упорядників цього посібника працюють в тому ж ІМЗО (зручно, еге ж?) І вже в прикінцевих оголошеннях хочу скромно нагадати прізвище заступника міністра Павла Хобзея, який цілим спеціальним листом зненацька рекомендував саме цей посібник для впровадження в школах у якості факультативу.
Алярм, панове. На цьому виважена частина тексту закінчується, бо ми переходимо до аналізу вмісту підручника.
І тут, нажаль, будуть емоційні оцінки. Бо я сприймаю появу цієї книжки в класі так, ніби до моєї десятирічної доньки в поважному, на перший погляд, безпечному місці, якому я довіряю, – раптово підійшли якісь люди, котрих туди чомусь пустили, і наговорили дитині на вухо непристойностей. Не дивно, що я розлючена – адже так воно і є.
Отже. Я відкрила посібник, щоб пересвідчитися, чи дійсно там є всі ці жахливо-непристойні для сучасного суспільства цитати, які наведено в новині на УП.
Але почала читати і, відверто кажучи, захопилася. З далеких часів легендарної газети «Спід інфо» (хто її застав, той мене зрозуміє) не бачила такого щільного скупчення інформаційного шлаку в одному тексті.
Все, що валяється скрізь і є або псевдонаукою, або спаплюженими шматками вульгаризованої психології, або просто відвертою дурнею, – упорядники дбайливо підняли з підлоги й у захваті потягли до рота. І намагаються запхати це у рота нашим дітям.
Вони не оминули нічого.
Згадали міфічних аріїв, які є протоукраїнцями (це десь другий рівень історичної дурні; перший – це те, що трипільську культуру створили представники інопланетної цивілізації).
Нагадали про дбайливі родові стосунки київських князів (просто перед очима в цей момент пішов рядок з підручника історії про Ярополка Окаяного, та й багато ще про кого, не оминаючи Володимира та Ярослава).
Після цього нам повідомили, що «Сучасні дослідники схиляються до висновку, що Любов – це енергія Всесвіту» (я вже мрію побачити цих дослідників, щоб ретельно розпитати їх про методи їхніх досліджень).
І, нарешті, перейшли до улюбленого: концепції «ведичних дружин» – це нижчий рівень мережевих текстів для жіночої аудиторії; навіть паперові жіночі видання, зазвичай, цим гидують.
«Для чоловіка важливим є статус глави сім'ї, побутовий тил, внутрішньосімейний розподіл праці, доступність сексу. Жінці важливо відчувати себе захищеною, бути господинею в своєму домі, народити дитину» (стор. 31).
Що це в біса таке?!.. Тобто, жінці доступність сексу неважлива взагалі?
Окремо ридаю над важливістю статусу для чоловіка і розподілом праці. Ще раз: що це в біса таке?! Ви при своєму розумі?!
У чарівний спосіб лайно про «ведичних дружин» – це коли треба розвивати свою жіночність, і тоді чоловік одразу принесе тобі мільйон, – органічно поєднується із залізобетонним позитивізмом рівня Карнеги.
Причому авторів несамовито хитає від християнства до романтичного комунізму найпримітивнішого штибу. Буквально, на одній сторінці читаємо:
«Я створюю свою сім'ю, щоб навчитися віддавати більше, ніж отримувати, примножуючи любов на Землі» (стор. 32). Це другий з дев'яти мотив створення шлюбу (не питайте, вам не треба).
А ось і третій: «Я створюю свою сім'ю, щоб через любов до своєї половинки навчитися любити всіх, примножуючи щастя і радість на Землі» (стор. 33).
Від посмішки вже риплять зуби та зводить щелепи. Але автори все ніяк не вгамуються.
Аж раптом їх, нарешті, перемикає: «Жінці важливо виконати своє природне призначення – спочатку розкрити глибинні жіночі якості і створити простір, в якому чоловік розкриє свої найкращі чоловічі якості» (стор.35).
Ведичні дружини, хай їм грець, не вистачає тільки гороскопу та питання: яке ти дерево?
Обожнюю читати таке: у «ведичних» жінок зазвичай безліч обов'язків у житті – вони повинні і те, і се, все й не запам'ятаєш.
Чоловіки в цьому ведичному світі зазвичай просто «мають стати такими, як треба». Якщо ж не стали – о, це жінка погано старалася. Безпрограшна лотерея. Для чоловіків.
Але я щось відволіклася... Йдемо далі.
Вочевидь, автори вирішили, що ведичних дружин вже досить, – але в них ще повно дурного в голові, щоб розрадити нещасних дітей, які змушені усе це читати.
Ось, прошу дуже – кристальної прозорості утопічний позитивізм не дуже добре освічених революціонерів: «Людина народжується не для страждань» (стор. 37).
І далі: «До відомого вислову Горького про те, що «людина народжена для щастя, як птаха до польоту» (прим. авт. – так, саме птаха, так у тексті, я нічого не чіпала) багато хто ставиться скептично» (стор. 37). І дарма, ведуть автори далі, побіжно згадуючи принцип самореалізації і навіть комунікативний принцип – видно, що автори знають багато слів. Як на мене – аж надто багато.
Та-а-ак, ми ні про що не забули?
Ну, ми – може й так. А упорядники – нізащо. Це є просто енциклопедія суспільних забобонів, кожному знайдеться своє місце в певний час.
Ось, прошу: «Сьогодні ми маємо товариство «мужніх жінок» і «жіночних чоловіків» із серйозними наслідками в усіх сферах життя. Це і зниження статусу інституту сім'ї, і все більший розвиток гомосексуальних відносин, і складнощі у вихованні дітей, і збільшення захворюваності, злочинності» (стр. 44).
Так, про це не забули, йдемо далі.
Щоб ще такого корисного написати? О, можна про темпераменти – ну, 4 типи: «Учення про темперамент виникло у Стародавній Греції» (учення!) Мабуть, з останньої сторінки «Сільських вістей передрукували», так, знаєте, цікаво і корисно.
Ага, а ось про цінності – ну, що найважливіше, а що не дуже. І тут наводиться цікавий приклад. «Наприклад, жінка хоче мати автомобіль. «Авто – це моя мрія! Хочу, щоб у мене була можливість виїжджати за місто на природу та оздоровлювати дитину». Звісно, нащо їй ще може знадобитися авто?
«На перший погляд – цілком природне бажання жінки оздоровити дитину. Але в цьому випадку автомобіль ставиться на перше місце, і система цінностей явно порушується. Якщо ж на перше місце поставити себе та чоловіка, а не машину, то він зробить усе, аби забезпечити дружину автомобілем. Це природне вирішення проблеми» (стор. 54).
Природне, чуєте? Завважу, це знов до нас повернулися ведичні дружини – втім, вони й не відходили далеко, так, вештались тут весь час поряд.
У вас ще не йде кров з очей від того, що ви це читаєте?
Слухайте, а можна, я не буду більше читати?..
Там 284 сторінки, і на мене чекають такі розділи, як «Поняття про маскулінність та фемінність» та «Культура статевих взаємин», яких я в цій редакції можу не пережити. Якщо вам цікаво – ви й читайте. Лінк є у новині УП.
І знаєте, що найсумніше в усьому цьому?
Що більшість коментаторів поділяють усі ці неможливі тези – і про ведичних дружин, і про комуністичне щастя, і про статус голови сім'ї й призначення жінки – і рівно в такій послідовності. Бо ця незбагненна каша з Карнегі, псевдоісторії, первісного сексизму та слова «комунікативний» – вона в голові не тільки упорядників, а й більшості нашого суспільства.
І дідько би з ними усіма, жеріть свою кашу самі – але не треба намагатися нагодувати нею дітей.
- Информация о материале
Как известно, во время экономических и особенно финансовых кризисов все больше людей начинают действовать непорядочно. Если взять Украину, то наши майданы рождают как множество героев или просто пассионарных украинцев, так и мошенников, которые концентрируются в органах государственной власти и финансовых структурах. Скажу больше — я разделяю мнение выдающихся американских экономистов Д.Акерлофа и Р.Шилера, что именно неосмотрительное, непорядочное, а в случае Украины — мошенническое поведение людей во власти и финансах и порождает эти кризисы!
Находясь на должности заместителя председателя Национального банка Украины с 2005-го по 2009 г., а с 2009 г. и до прихода к власти В.Януковича в 2010 г. — на должности заместителя министра финансов, я видел, на что способны топ-руководители украинской власти ради еще большей власти и денег! Например, еще в 2008 г. было принято решение опустить курс гривни до 14 грн/долл., чтобы снять с должности и дискредитировать своего единомышленника, но потенциально политического соперника! Или предоставить 5 млрд грн рефинансирования банку олигарха под залог, который не стоит листа бумаги, на которой он написан, или требовать за высокие должности от 10 до 50 млн долл., или брать за возврат депозитов проблемных банков 50% отката, или раздать льготы олигархам и посылать к ним государственных служащих с просьбой оплатить служебные командировки, поскольку в бюджете нет денег...
Следовательно, наказание виновных является необходимым и, возможно, самым главным антикризисным элементом финансово-экономической политики государства! Именно поэтому даже МВФ требует это реально сделать уже сегодня. Ведь украинская власть не сделала этого ни в 2004–2005 гг., ни в 2008–2009-х, ни в 2013–2015-х, хотя именно в это время финансовое мошенничество расцветало! Если говорить прямо, то именно власть поощряет мошенников разного масштаба к краже частных и государственных (по сути, народных) активов банков и других финансовых организаций, например корпоративного негосударственного пенсионного фонда НБУ. Как известно, из этого фонда в 2013–2014 гг. его руководство путем примитивных мошеннических финансовых операций украло 900 млн грн.Никто не наказан! Именно поэтому кризис продолжается…
Не хотел бы дальше углубляться в эту проблему, как это сделал народный депутат Сергей Тарута, моя задача как экономиста совершенно иная — объяснить прежде всего руководству страны и гражданскому обществу, что делать в первую очередь для восстановления роста ВВП и доходов украинцев. Я глубоко убежден, чтопосле мошеннических схем и «абсолютно легальных» финансовых махинаций сворачивание кредитования занимает второе место по разрушительному влиянию на украинскую экономику и общество. Очень полезно для членов правительства и руководства НБУ открыть для себя и понять парадокс сбережения Кейнса: сокращение кредитования ведет к сокращению инвестиций и потребления и, таким образом, к еще большему сокращению кредитования…
Уже почти три года украинские банки уменьшают объемы кредитования бизнеса и населения как в абсолютных цифрах, так и относительно ВВП. Так, за три года доля кредитов относительно ВВП упала с 47 до 39% (на начало 2016-го). Подобная тенденция очень угрожающа для развития Украины, ведь, кроме кредитного ресурса, теоретически существуют только три источника ресурсов для роста. Первый — собственные ресурсы бизнеса, но они также уменьшаются в последние три года. Второй источник — инвестиции, привлекаемые на национальном рынке капитала. К сожалению, даже в лучшие времена этот ресурс был близок к нулю, а сейчас он отрицательный. Третий — чистые прямые иностранные инвестиции, которые также за последние три года приблизились к нулю.
Следовательно, кредитный ресурс в Украине является главным, если не единственным ресурсом для экономического роста, причем эмпирический опыт показывает, что он должен расти более высокими темпами, чем ВВП. Например, если правительство хочет, чтобы ВВП Украины в 2017 г. вырос на 3%, то коммерческие банки должны увеличить кредитование бизнеса и людей по крайней мере на 6–7%, а лучше — на 15–20%. Возникает вопрос, как это сделать?
Сделать это непросто, но возможно. Для обоснования этого приведу мою оценку работы банковской системы в двух аспектах. Первый: как банковская система выполняет свои функции. Второй: какой вклад вносят Национальный и коммерческие банки в социально-экономическое развитие Украины.
Только тогда, когда НБУ с помощью своих инструментов монетарной политики настроит банковскую систему выполнять ее главные функции по крайней мере на тройку, она (банковская система) будет нейтральна к экономическому росту!
А что на практике? Как видно из табл. 2, в 2015 г. банковская система очень негативно влияла на экономический рост. В 2016 г. ситуация немного улучшилась, но негативное влияние осталось. В 2017 г. приходится все еще ожидать незначительного негативного влияния банковской системы на ВВП, если не ускорить реформы...
Что нужно сделать Верховной Раде, НБУ и правительству для того, чтобы достичь по крайней мере нейтрального влияния банковской системы на рост ВВП в 2017 г. и положительного влияния в дальнейшем?
Во-первых, понять, особенно новому правительству Украины, что в современных условиях во всем мире именно центральные банки являются главными государственными учреждениями, ответственными за экономический рост. Правильная политика НБУ уже через месяц может привести к позитивным изменениям в экономике! Кстати, правильные решения правительства дают результаты минимум через год. Поэтому необходимо сделать НБУ ответственным за экономический рост. Главной целью НБУ должен стать экономический рост при условии сохранения ценовой (инфляция не более 5%) и финансовой (банки и другие финансовые учреждения массово не падают) стабильности. НБУ и правительство за десять лет должны обеспечить ежегодный рост кредитования на уровне не менее 15–20% в год с адекватными ставками для бизнеса и людей (инфляция плюс 4–5%). Создаются новые рабочие места, растет ВВП, уменьшается инфляция — хорошо работает НБУ. Если все падает, то он работает плохо.
Предлагаю следующие первоочередные очень простые и оперативные действия НБУ для ускорения экономического роста в 2017–2018 гг.:
1. Отказаться от политики монетарного сужения и перейти к политике кредитной и монетарной экспансии при условии ценового таргетирования (2016 г. — 12%, 2017-й — 8, 2018-й — 4%). Надо накачивать экономику Украины деньгами под завязку, только угроза инфляции должна тормозить этот процесс...
2. Уменьшить учетную ставку сначала до 13%, а в конце года — до уровня целевого показателя инфляции на конец года (около 12%) с коридором для кредитных операций НБУ (инфляция +1,5%) и депозитных операций (инфляция -1,5%). Это приведет к удешевлению гривневых кредитов бизнеса до уровня 14–15% уже в начале 2017 г. и уменьшению инфляции, а также увеличению прибыли бизнеса и налоговых поступлений в бюджет.
3. Снять все административные ограничения по операциям с валютой, включая обязательную продажу валютной выручки. Такие меры будут стимулировать возврат валюты в банковскую систему и значительно уменьшат теневой валютный рынок.
4. Разрешить банкам кредитовать в валюте не только экспорт, но и импорт, и другие операции предприятий при условии адекватного хеджирования валютных рисков. Система хеджирования валютных рисков должна быть немедленно внедрена НБУ. Такие меры позволят 50–60 млрд долл., сейчас находящихся вне банковской системы, вернуть в банки и использовать как кредитный ресурс со ставками 8–9% в валюте.
5. Прекратить практику форсированного банкротства коммерческих банков. Подобная политика ведет к падению ВВП и бегству капитала из страны.
6. Прекратить дискредитацию малых и средних коммерческих банков. Позволить банкам (выполняющим все нормативы) довести капитал до 300 млн грн до конца 2019 г. Эта мера даст возможность увеличить инвестиции в банковскую систему, а банкам — выполнять их главные функции: проводить платежи, сохранять депозиты и предоставлять кредиты, а не заниматься, как сейчас, планами и мероприятиями по бегству с банковского рынка Украины, готовясь к принудительному банкротству. Облегчить инвестиции в капитал банков. Отменить бюрократические преграды для рекапитализации банков, особенно проблемных.
7. Увеличить сумму застрахованных депозитов до 300 тыс. грн и включить в систему гарантирования депозитов юридических лиц (особенно это важно для предпринимателей и малого бизнеса).
8. Создать прозрачный рынок проблемных активов с возможностью их секьюритизации.
Конечно, для выполнения пунктов 7 и 8 необходима помощь парламента, но первые шесть пунктов правление НБУ может реализовать за один день! Такое решение может обеспечить 2–3% дополнительного роста ВВП. Чтобы расти еще быстрее, надо принять более сложные институциональные меры.
Учитывая то, что уже треть банков находится в состоянии ликвидации, начну с этой процедуры. Главное — надо назначать команды временных администраций проблемных банков и их ликвидаторов не только Фондом гарантирования вкладов, но и наиболее крупными кредиторами таких банков, желающих вернуть проблемные активы банка и спасти свои деньги, которые бюрократы и финансовые мошенники пытаются украсть! Следовательно, каждый банк, потерявший капитал ниже нормативного уровня или ставший неплатежеспособным, должен получить новый наблюдательный совет из представителей обманутых людей и предприятий, а также государства в лице фонда пропорционально их портфелю депозитов, остатков средств и неоплаченных платежей в госбюджет и социальные фонды и предоставленных государственных кредитов (включая кредиты рефинансирования НБУ и затраты на компенсацию вкладов населения). Этот наблюдательный совет и должен сформировать команду банкиров и юристов, которые будут или спасать банк (с целью его дальнейшей продажи), или возвращать проблемные активы владельцам напрямую без посредников (на практике — бюрократов). Только такие меры могут прекратить «банкопад» и разворовывание банковских активов. Более того, неработающие активы (а это преимущественно кредиты) в руках легальных частных собственников начнут работать. Тогда мы увидим обратную тенденцию — не списание кредитов, а их возврат!
Совсем иначе должна выглядеть процедура для проблемных крупных банков, активы которых превышают 5% от общего показателя банковской системы страны. Такие учреждения опасно ликвидировать (есть угроза, что остановится вся банковская система), их лучше национализировать, нуллифицировав акционерный капитал старых владельцев. Дальше государство становится владельцем этих банков, инвестировав в их капитал, конечно, за счет госбюджета. У Украины есть весьма негативный опыт такой национализации в 2008–2009 гг., когда национализировали даже не только крупные, но и средние банки «Киев» и «Родовид». Почти 10 млрд грн украли, а банки стали банкротами. Как известно, государство является наихудшим владельцем, особенно когда его каркас базируется на системе «смотрящих», цель деятельности которых — максимизировать свои доходы и доходы тех, кто их назначил, за счет уничтожения государственной собственности.
К сожалению, сейчас существует опасность необходимости национализации крупного банка. Как нужно действовать? Во-первых, договориться с позиции силы с владельцами. Во-вторых, на конкурсных началах выбрать команду менеджеров, способных руководить крупным банком. Это должны быть настоящие банкиры с большим опытом практической оперативной работы, включая менеджеров национализированного банка. В-третьих, цель деятельности новой команды менеджеров — увеличить капитализацию банка, через год (максимум два) продать его и в случае получения инвестиционной прибыли (когда цена продажи банка превысит инвестиции государства в капитал) получить 10% бонусов, а остальное отдать старым акционерам банка!
Как дальше ускорить рост кредитования в условиях, когда банковская система просто едва выживает, а внутренних ресурсов нет ни у людей, ни у предприятий? Есть еще один источник ресурсов — внешние инвестиции и кредиты, и их нужно конвертировать в рост ВВП.Правительство и НБУ должны принять за правило направлять на межбанковский валютный рынок не менее 20–30% валюты, привлеченной правительством от всех доноров и прежде всего — от Всемирного банка. Это должны быть инвестиционные расходы государственного бюджета. Применение этого правила не только увеличит предложение долларов на рынке, что будет способствовать усилению гривни, но и сгенерирует экономический рост. Конечно, не стоит тешить себя иллюзиями, что инвестиционные расходы из бюджета очень эффективны, мультипликатор бюджета в лучшем случае равен единице (это означает, что инвестиционные расходы из бюджета дополнительно на одну гривню ведут к увеличению ВВП на одну гривню). Частный сектор обычно работает намного эффективнее.
Второе предложение базируется на собственном опыте. В 1993–1996 гг., когда я работал в ЕБРР на должности исполнительного директора, по моей инициативе удалось открыть первую для Украины кредитную линию на 300 млн евро для малого и среднего бизнеса. Это, собственно, была первая валюта, зашедшая на наш рынок через украинскую банковскую систему для малого и среднего бизнеса Украины. К сожалению, сейчас мы, по сути, вернулись в 90-е годы прошлого века.Поэтому задача для правительства — открыть под государственные гарантии несколько таких кредитных линий для украинской банковской системы, которая без внешних ресурсов еще долго будет находиться на грани выживания. Для этого Нацбанку следует возродить группу управления проектами при НБУ для открытия 4–5 кредитных линий от международных финансовых организаций (под госгарантии правительства Украины) коммерческим банкам для кредитования малого и среднего бизнеса под низкие проценты. Объем каждой кредитной линии приблизительно 0,5 млрд долл., суммарно около 2–2,5 млрд.
Для экономического роста в 10% и больше надо провести еще более сложные институциональные изменения, а именно:
1. Создать Банк развития для финансирования инфраструктурных проектов, долгосрочного кредитования приоритетных отраслей производства и проектов малого и среднего бизнеса через кредитные линии украинским коммерческим банкам. Начальный капитал такого банка — 2 млрд долл. К сожалению, тотальная коррупция в финансовом секторе дает основания международным финансовым организациям не поддерживать этот проект.
3. Создать Корпорацию по страхованию и поддержке экспорта на базе Укрэксимбанка. Укрэксимбанк и Ощадный банк должны быть приватизированы в течение 2017–2018 гг., поскольку, несмотря на периодические всплески прибыльности, они являются хронически убыточными финансовыми институтами, на поддержку которых государство должно тратить десятки миллиардов гривен!
4. Основать Новую фондовую биржу со 100-процентным государственным капиталом под полным патронатом, например, Варшавской или Франкфуртской фондовой биржи, которая реально сможет привлечь капитал для украинских компаний. Все остальные биржи должны быть закрыты как имитационные по сути, фиктивные — это в лучшем случае. К сожалению, большинство из них являются инструментом для мошеннических финансовых схем.
Какой вывод? Мы живем в уникальной стране, где простые правильные решения неосуществимы... Так жить мы будем еще долго, пока философы не станут королями, а «короли» не пойдут выращивать капусту.
- Информация о материале
Комунальне підприємство «Харківський метрополітен» 25 жовтня уклало угоду з ФОП Бородавка Ігор Юрійович щодо оренди модульних топкових вартістю 5,065 млн. грн.
Про це стало відомо зі звіту про укладання договору та проведення аукціону, який розміщений на порталі системи електронних закупівель «Прозорро».
Підрядник повинен надати в оренду комплекс з трьох модульних топочних на період з 2016 до 2019 року. Майно планують орендувати протягом опалювального сезону.
Розмір оренди за кожний повний місяць роботи складе 281,38 тис. грн.
Цікаво, що балансова вартість топочних, яка вказана у договорі, становить 2,5 млн. грн., тобто вдвічі дешевше ніж загальна сума оренди топочних за три роки.
І дійсно подібні топочні «під ключ» коштують близько 800 тис. грн. кожна. Підприємства, які продають модульні топочні завіряють, що термін окупності їх складає три роки. Тож метрополітен замість купівлі топочних, вдвічі більше заплатить за їх оренду. Ось таке ефективне керівництво «підземки».
Єдиним конкурентом переможця на аукціоні було ТОВ «Стайл-Термо», засновниками якого є Олена Бельська та Олександр Дегтярьов.
Цікаво, що ФОП Бородавка Ігор Юрійович в листопаді 2015 році придбало у міськради приміщення площею 329,2 кв.м. у будівлі за адресою: вул. Кооперативна,22 по 1874,27 грн. за 1 квадратний метр.
Крім того, за цією адресою Бородавка має у сумісній власності приміщення разом з Іваном Кравцовим. Останній є засновником декількох фірм ¬- ТОВ «Старсен», ТОВ «Інвест-тур», ТОВ «Турнікет-М» та ПВФ «Ніка», які є постійними фаворитами на виконання підрядів Харківського метрополітену.
До Івана Кравцова, у 2012 році єдиним власником ТОВ «Старсен» був Олександр Стаматін, син генерального директора КП «Харківський метрополітен» В’ячеслава Стаматіна та заступника Харківського міського голови Марини Стаматіної, яка також є бізнес-партнером Геннадія Кернеса.
Крім цього, В’ячеслав Стаматін до 2011 року був засновником ПВФ «Ніка», яку переписав на Івана Кравцова.
- Информация о материале
Страница 333 из 1561
