Действия добровольческих батальонов в ходе Антитеррористической операции являются предметом серьезных общественных дискуссий. Их действия окружает беспрецедентная публичность. Добровольческие батальоны много критикуют: почему пиарятся, почему обсуждают действия командования, почему связаны с политикой, почему не вступают в армию, почему мало дисциплины, зачем требуют себе танки и артиллерию, зачем они вообще нужны? Причем вижу, к сожалению, большое непонимание роли, значения и задач добровольческих батальонов у многих руководителей страны. Для адекватной оценки обстановки и оперативного планирования необходимо иметь четкое представление о силах и возможностях добровольческих батальонов.

Терминология

Прежде всего, надо определиться с дефинициями. В Украине существует четыре вида добровольческих воинских частей, формируемых преимущественно из добровольцев:

— батальоны Территориальной обороны (БТРО);

— батальоны специального назначения МВД;

— резервные батальоны Национальной гвардии:

— добровольческий корпус "Правый сектор".

В чем отличия между ними?

Батальоны Территориальной обороны

БТРО подчиняются Министерству обороны. Их создание предусмотрено действующим мобилизационным планом. Комплектование БТРО осуществляется военкоматами по планам, утвержденным мобилизационным управлением Генштаба. Офицеров БТРО назначает Генштаб, а в тех случаях, когда какие-либо структуры власти рекомендуют офицеров из числа местных добровольцев, военные комиссариаты стараются идти навстречу.

Один из наиболее известных батальонов — "Айдар" — является 24-м батальоном Территориальной обороны Луганской области и подчиняется Минобороны, а не МВД. "Айдар" является исключением из правил — он создавался без участия военного комиссариата Луганской области, мобилизационным пунктом батальона является сам его командир.

БТРО в военное время предназначены для охраны стратегических объектов и коммуникаций. Их численность по старому штату составляла 426 человек, оснащенных исключительно легким пехотным вооружением.

В БТРО значительная часть личного состава состоит не из добровольцев, а из мобилизованных граждан. Дело в том, что БТРО формируется по приказу Генштаба, и к определенной дате — очень короткому сроку, военный комиссариат заполняет все вакансии. Если на учете есть добровольцы, которые подходят по военно-учетной специальности — их берут, а остальной состав призывается. К сожалению, мобилизационная структура в Украине за последние годы была почти полностью разрушена. Поэтому нередко происходят ошибки — и квалифицированные военнослужащие запаса не получают повестку даже после того, как сами обращаются в военкомат. А те, кто категорически боится призыва, мобилизуются. Это приводит к тому, что боевые качества подразделений одного и того же батальона неоднородны. В одной части кто-то жалуется и просит забрать домой, кто-то может нарушать дисциплину, а кто-то воюет героически и профессионально. Это характерно и для регулярных частей вооруженных сил. Однако ряд БТРО полностью состоят из мотивированных добровольцев — это, прежде всего, 20-й батальон Днепропетровской области, 11-й батальон из Киева, 24-й батальон Луганской области "Айдар". Боевые качества многих БТРО высоко ценит армейское командование. БТРО созданы в каждой области в зависимости от ее мобилизационного потенциала. Подписаны приказы на создание 31 БТРО.

Резервные батальоны Нацгвардии

Создано три резервных батальона Нацгвардии. Подписан приказ на создание четвертого батальона.

"Донбасс" — батальон Нацгвардии, командующий НГУ — генерал Полторак.

Все батальоны Нацгвардии полностью укомплектованы добровольцами, включая офицерский состав, который определяют и представляют сами командиры батальонов.

Батальоны Нацгвардии изначально создавались для поддержания общественного порядка в зоне Антитеррористической операции. Они изначально оснащались исключительно легким пехотным вооружением. Уже в ходе самой АТО их штат был усилен тяжелым пехотным вооружением, вплоть до зенитных установок ЗУ-23. Однако батальоны не имеют штатной бронетехники и артиллерии, хотя в результате боев, помощи МВД и волонтеров отдельные образцы бронетехники и минометов на вооружение добровольцев Нацгвардии поступили. Штатная численность батальона Нацгвардии в настоящий момент — 460 человек.

Добровольческие батальоны и роты специального назначения МВД

Добровольческие батальоны и роты МВД подчиняются управлениям внутренних дел разных областей. "Азов" — это батальон милиции УВД Киевской области, "Днепр" — батальон милиции УВД Днепропетровской области. Это структуры по поддержанию общественного порядка и для патрульно-постовой службы. По штату они оснащаются исключительно легким стрелковым оружием, даже без гранатометов. Им передаются отдельные образцы боевой техники и тяжелого пехотного вооружения, но это происходит не системно, а в инициативном порядке. В настоящее время есть приказы о создании 33 добровольческих батальонов и рот милиции специального назначения. Штатная численность их боевого состава — от 30 до 400 человек.

"Правый сектор"

Это единственное в своем роде добровольческое вооруженное формирование, которое признано государством как неофициальная воинская часть, но при этом не входит в структуру управления какой-либо государственной структуры. Однако отряды "ПС" находятся в оперативном подчинении командования АТО. Эти отряды не имеют никакой штатной структуры, и состав их в основном переменный, поскольку туда едут воевать люди, которые не могут поступить на военную службу на длительное время. Численность постоянного состава "ПС" — около батальона, они воюют на одном из участков фронта.

Цели создания добровольческих батальонов Нацгвардии

Для выполнения задач поддержания общественного порядка в Донбассе было создано два батальона добровольцев Национальной гвардии, которые были полностью сформированы из активистов Майдана. Однако мобилизационный ресурс тех, кто был немедленно готов бросить все и уехать на войну, был невелик. Обеспеченность и оснащение добровольцев были на очень низком уровне.

Но эти два батальона вместе с отрядом спецназа МВД "Омега" были единственными частями, которые были немедленно переброшены в район Славянска для блокады террористической базы.

Именно первые два батальона Нацгвардии выполнили огромный и неоценимый объем фронтовой работы, пока страна возрождала армейские части, которые перебрасывались на фронт отдельными подразделениями. Ничего другого просто не было. Батальон "Донбасс" в составе Нацгвардии был создан, поскольку спецбатальон милиции Донецкой области руководство УВД само сформировать не смогло. Именно поэтому для донецких патриотов Украины "Донбасс" стал главным мобилизационным пунктом.

Цели создания добровольческих батальонов МВД

В марте-мае 2014 года в результате развала системы управления государством и тяжелого экономического и политического кризиса операция российских спецслужб по организации вооруженных террористических акций в Украине поставила под угрозу способность государства обеспечить правопорядок.

Большинство сотрудников милиции не проявляло готовности выполнять приказы, связанные с каким-то личным риском для жизни. Те, кто пытался записаться на службу в милицию, не могли быстро пройти сложную бюрократическую процедуру трудоустройства.

А стабилизировать ситуацию надо было немедленно и в большинстве регионов. Кроме того, нельзя было быстро заменить кадровый состав МВД гражданскими лицами, а массовое увольнение сотрудников милиции могло только увеличить количество сторонников сепаратистов. Добровольцы МВД, как правило, хотели навести порядок и защищать интересы Украины в своем населенном пункте. Запись в армию, как известно, не дает права заниматься правоохранительной деятельностью. И не все могут себе позволить добровольно записаться и уехать на службу из своего города.

Инициативу создания полностью добровольческих формирований МВД выдвинула Днепропетровская облгосадминистрация. Решение министра внутренних дел А.Авакова о создании добровольческих частей при каждом УВД было единственным возможным способом создать в распоряжении начальников УВД автономные и независимые от мнений других сотрудников милиции подразделения по охране общественного порядка — отряды, полностью состоящие из мотивированных и патриотичных сотрудников, способных выполнять конкретные задачи, в том числе связанные с риском для жизни.

Именно создание таких отрядов позволило стабилизировать ситуацию в большинстве областей Украины и позволяет контролировать борьбу с террористическими группами на Юго-Востоке Украины. Кроме того, важно отметить, что благодаря взаимодействию добровольцев с милицией значительно улучшились связи МВД с обществом.

Некоторые добровольческие батальоны МВД ничуть не уступают по уровню дисциплины и боевым качествам регулярным армейским подразделениям.

Почему батальоны много пиарятся?

Добровольческие батальоны не могут не пиариться и не привлекать внимание средств массовой информации. Украина ведет народную войну, и пиар — это единственная возможность привлечь в свою часть военных специалистов и материальные ресурсы снабжения. Меня очень удивляют обвинения многих руководителей в излишнем пиаре добровольцев. Я хочу сообщить, что даже некоторые армейские части на 60–70% зависят в вопросах снабжения от народной поддержки и находятся на фактическом обеспечении волонтеров. Что уж говорить о внештатных частях, добровольческих батальонах, созданных в военное время, — они получают от государства только оружие. Некоторые части МВД и Нацгвардии также получали средства индивидуальной защиты, некоторые виды транспорта. Тем более что в добровольческих частях много профессиональных политиков, для которых освещение их личного участия в войне — это вопрос профессиональной карьеры. Да, у такого пиара есть много минусов. Но это закономерный процесс, который может отрегулировать только время.

Боевое применение добровольческих батальонов — скандалы и проблемы

Наибольшая часть обвинений со стороны ряда критиков, причем высокопоставленных, в адрес добровольческих формирований связана с тем, что некоторые отряды не всегда демонстрируют дисциплину в бою. Они мало связаны субординацией.

Да, во многом это правда. Но не считаю эти обвинения справедливыми. Что собой представляют добровольческие батальоны МВД, Нацгвардии и Территориальной обороны? Это, по сути, импровизированные общественные организации патриотов. Ведь в Украине давно забыты военные сборы, и резервные части никогда не развертывались. Особенно остро это сказалось на командном составе. Существует острая нехватка сержантского и младшего офицерского состава. А ведь это костяк любой воинской части.

Это очень правильно — предъявлять к добровольцам высокие боевые требования. Но ведь нельзя игнорировать реальные боевые качества подразделений. Можно критиковать, но не обвинять. Военнослужащие, даже самые мотивированные, не имея должного уровня индивидуальной и групповой тактической подготовки, боевой слаженности, в первых боевых столкновениях в составе неопытных подразделений ведут себя по-разному. Так бывает на войне. Это надо исправлять путем совершенствования боевой подготовки, это не исправить приказами: "Держитесь!"

Если бы государство предоставило профессиональный офицерский состав — тогда ситуация была бы иной. Но готовых кадров у нас не хватает даже в самой армии — они закаляются в этой войне.

Главной проблемой боевого применения добровольческих батальонов является недостаток боевой подготовки — прежде всего отсутствие слаженности как в своем подразделении, так и с другими частям и родами войск, слабое взаимодействие с артиллерией и бронетехникой. Эти проблемы сложно устранить прямо на месте, на линии фронта. Большинство быстро учится, но кое-кто не успевает.

Требования добровольческих батальонов выдать им тяжелое вооружение — бронетехнику и артиллерию — связано с изменением характера боевых действий. Когда принималось решение об отправке добровольческих батальонов, боевые действия носили характер полицейской операции. В тех условиях основной формой боевых действий были операции малых групп, проведение зачисток, охрана блок-постов, диверсионные акции. Но начиная с июля обстановка резко изменилась.

В условиях массового применения с начала июля квалифицированными российскими военными специалистами артиллерии и минометов, тяжелого пехотного вооружения и бронетехники стало очевидно, что уровень вооружения и боевой подготовки добровольческих частей не отвечает характеру боевых действий на линии фронта.

Да, некоторые командиры нескольких добровольческих частей не смогли в ряде боевых столкновений самостоятельно организовать взаимодействие с приданной бронетехникой и артиллерией. Но у меня рука не поднимается осуждать далеких от военного дела людей, которые два-три месяца назад записались в милицию и ходили в патрули, а им приходится идти в атаку под прикрытием огневого вала и танков на противника, оборудовавшего укрепрайон и поддержанного бронетехникой, гаубицами, минометами и тяжелыми РСЗО. Тем более что случаи замешательства проявляли неоднократно и некоторые регулярные армейские части. Это отсутствие опыта. У людей не было ни училища, ни полигона. Война — это их университет. И не все с первого и даже со второго раза сдают свой экзамен.

Может быть, просто стоит планировать операции исходя из реальных возможностей войск? А не из тех соображений, что любой приказ надо выполнять любой ценой.

Если бы командование АТО вовремя почувствовало изменение характера боевых действий и вовремя скорректировало стратегию боевого применения добровольческих частей, многие кризисы удалось бы предотвратить. Части, сформированные для охраны тыла, зачисток и диверсий, не могут рассматриваться как штурмовые. Это абсурд. Добровольческие батальоны должны входить либо в состав постоянных слаженных армейских боевых групп, с которыми постоянно нарабатывается взаимодействие, либо должны получить полный комплект вооружения — танки и артиллерию, насколько хватает расчетов и экипажей, отработать слаженность хотя бы в небольшой срок и выполнять самостоятельные боевые задачи. Я лично в самых высоких кабинетах отстаиваю первый путь — постоянные автономные смешанные боевые группы ВСУ и добровольческих частей. Но понимаю, что в этой обстановке на фронте он сейчас невозможен. Поэтому для тех частей добровольцев, которые находятся на переднем крае, абсолютно необходима ускоренная передача тяжелого вооружения всех типов.

С 10 августа в Украину вторглись отдельные подразделения регулярных вооруженных сил РФ. 24 августа российское вторжение стало широкомасштабным. Необходимо изменение не только стратегии операции в Донбассе, но и тактики боевого применения наличных частей.

Могут ли добровольцы поднять бунт?

Страх некоторых действующих руководителей я считаю одним из самых глубоких и ошибочных заблуждений. Свергнуть власть может только народ. Наоборот, в море хаоса именно организованные и патриотичные части добровольцев являются наиболее дисциплинированной основой власти.

Мне жаль, что Верховный Главнокомандующий не понимает необходимости поддержки и личного контакта с командирами добровольческих частей. Это, мягко говоря, недальновидность. В то время как ближайшие соратники президента Юрий Стець, Юрий Луценко, Юрий Косюк убеждают Петра Порошенко в необходимости видеть в добровольческих частях не угрозу, а опору, руководитель страны не проводит личных встреч с командирами батальонов.

Этот страх, который формируют какие-то неадекватные советники Петра Алексеевича, иррационален. Это страх перед неуправляемым. Да, батальоны политизированы. Да, батальоны пишут в "Фейсбук", если их окружают или накрывают "Ураганами". Но ведь это не армия. Так зачем же к ним относиться как к регулярной армии? Давайте их довооружим и дообучим — и тогда будем ставить им армейские задачи. Давайте им менять некомпетентных командиров на компетентных. И будем спрашивать жестче.

Я вижу в этом неартикулированном конфликте только корпоративную ревность некоторых недалеких руководителей Минобороны, которые формируют президенту одностороннюю информацию о состоянии дел в Нацгвардии и в батальонах МВД.

Хотел бы заверить и по возможности продемонстрировать Верховному Главнокомандующему, что бойцов всех добровольческих частей, добровольцев, которые служат в регулярных частях МО, СБУ и МВД, объединяет прежде всего любовь к Родине и необходимость отражения российской агрессии. Батальоны не формируются по принципу партийной, ведомственной лояльности.

Один из близких друзей Петра Порошенко, выдающийся иностранный государственный деятель, хорошо знакомый с ситуацией в Украине, сказал мне: "Выдача добровольцам танков и гаубиц не имеет никакого значения с точки зрениявозможности осуществления государственного переворота. Переворот делают люди с пистолетами. А перевернуть можно только ту власть, которую не поддерживает большинство народа. Ваш враг — Путин. Любой конфликт или взаимное недоверие внутри вашего фронта идут на помощь Путину. Не создавайте себе проблемы — бросайте в бой все, что у вас есть, не жалейте железа. Политика в Украине начнется только после победы. И того, кто эту победу принесет, никто не осудит, и никто не посмеет перевернуть. Мобилизуйтесь и побеждайте".

Согласен.

«Броуновские» метания нынешних вожаков Партии регионов (от предложения распустить эту банду к чертям собачьим до решения идти на выборы) закончились очередным извращением: созданием «индустриальной» партии на фоне добиваемой при их молчаливом участии индустрии их вотчины.

Ринат Ахметов и его приплеты-клевреты Борис Колесников и Вадим Новинский всегда славились тем, что с трудом отличали бизнес от политики. Апофеозом этой неразборчивости стало создание новой партии «Индустриальная Украина», руководящие органы которой они щедро нафаршировали топ-менеджерами своих несчастных предприятий.

Не сумев довести до логического конца схему с избранием на должность руководителя фракции Партии регионов Вадима Новинского, поименновая выше бизнес-троица в какой-то момент (видимо поняв, что переизбрание нынешней Рады неотвратимо) потеряла всякий интерес к креслу, которое и поныне греет зад Александра Ефремова.

Вместо этого их вниманием овладел бойкий Нестор Шуфрич, всю весну носившийся с идеей создания достойной замены ПР. Рабочее название проекта - Партия труда - к моменту регистрации было изменено на Индустриальную партию и, в конце концов, мутировало в «Индустриальную Украину». На данный момент руководящие органы партии состоят сплошь из руководителей предприятий Ахметова, Колесникова и Новинского, но не исключено, что в день «Ч» к ним могут подтянуться всякие разные «красные директора» типа Ефима Звягильского, Валентина Ландика или Георгия Скударя.

Как увольнялась сталь

Главой «Индустриальной Украины» стал генеральный директор металлургического комбината «Запорожсталь» Ростислав Шурма – топ-менеджер Рината Ахметова и по совместительству сын бывшего соратника Шуфрича по СДПУ (о) Игоря Шурмы.

С политической кухней юный Ростик познакомился в далеком 2002, когда учась в Могилянке почти год выполнял функции помощника заместителя спикера Рады Александра Зинченко. Однако, 17 июня 2003 года последний написал заявление о выходе из СДПУ (о) и политическая карьера Шурмы-младшего оборвалась так толком и не начавшись – 19-летнему дарованию пришлось на целых два года уехать работать в Москву. И вот теперь спустя десятилетие жизнь снова вывела Шурму-младшего на депутатскую стезю, правда, теперь уже в качестве представителя клана не Медведчука, а Ахметова (хотя не стоит забывать, что Шурма-старший уже много лет отирается в тени другого экс-эсдека Михаила Добкина - протеже Ахметова на последних президентских выборах, которые Допа успешно провалил и куда-то сгинул).

Под стать ему и остальные участники политпроекта. Например, уже побывавший в 2002-2006 годах нардепом, гендиректор мариупольской «Азовстали» Энвер Цкитишвили. Если в прошлый раз он шел в парламент, как успешный антикризисный менеджер Алчевского меткомбината, то в этот раз у него за спиной болтается совсем другой багаж. Например, в 2009 году он по заданию «Метинвеста» уволил более 5 тысяч человек на Макеевском металлургическом заводе. Причем выплатив им довольно смешное выходное пособие - на такую толпу меньше 18 млн долларов. Кстати, сумму компенсации беднягам рассчитывал Ростислав Шурма, который на тот момент был финансовым директором ММЗ.

С сокращениями на Макеевском метзаводе связана одна довольно смешная и одновременно грустная история, многое объясняющая в том, что сегодня творится в Донбассе. В день, когда Цкитишвили должен был сообщить представителям трудового коллектива завода о грядущих массовых сокращениях охрана комплекса «Люкс», в котором традиционно обитает Ахметов (а сейчас сидит батальон «Восток») была в несколько раз усилена. Существовала вероятность, что несколько тысяч возмущенных работяг быстро преодолеют 6 километров по трассе, соединяющей Макеевку и Донецк, и окажутся под окнами резиденции «Уважаемого». Каково же было удивление Цкитишвили, когда по итогам его выступления в ДК Макеевского меткомбината ему был задан только один вопрос каким-то мастером, да и то по второстепенной теме. И все. На этом ожидавшийся «Люксом» бунт макеевских сталеваров можно было считать закрытыми.

Именно подобные «истории успеха» сформировали не только у Цкитишвили (которого в 2010 году отправили на повышение - руководить «Азовсталью»), но и у всего донецкого клана отношение к народу избирателям, как к бессловесному быдлу. Их ошибкой было экстраполировать подобное отношение на более широкие круги населения. В Мариуполе в 2012 года это обернулось экологическими манифестациями. В Киеве 2013 года - Майданом.

(Кстати, если бы Гиркин-Стрелков был лучше знаком с этой спецификой Донбасса, он не развешивал бы в соцсетях сопли по поводу того, что местные не хотят воевать. Узнав о том, что несколько сотен представителей трудового коллектива, которых только что лишили работы, фактически не дав выходного пособия, даже не попытались навешать люлей хотя бы находящемуся на расстоянии вытянутой руки гендиректору, раненный в голову реконструктор был бы избавлен от множества иллюзий. В частности, что такой народ действительно нельзя поставить на колени. Ведь тот уже лежит).

Учитывая, что руководящие органы «Индустриальной Украины» состоят сплошь из руководителей крупных предприятий, в основу идеологии новой партии положено как раз подобное специфическое отношение к жителям Донбасса. Ведь недаром самая эффективная в этом крае избирательная технология - это начальник цеха (либо мастер), проверяющий прямо на твоем рабочем месте, как ты, падла, проголосовал. Этакий обмен права избирать на возможность еще какое-то время получать зарплату.

Партия на черный день

«Индустриальная Украина» зарегистрирована 13 июня и, очевидно, что она не сможет официально принять участие в нынешних досрочных выборах в Раду, но вполне может выступать в качестве координатора избирательного процесса в мажоритарных округах, по которым будут избираться директора местных активов Ахметова, Колесникова и Новинского. К тому же нынешние выборы - это хорошая возможность засветить «Индустриальную Украину» с прицелом на будущие парламентские выборы.

В зависимости от изменения политической ситуации новая партия может либо играть роль фарм-клуба для ПР, либо же в случае необходимости (а в том, что она возникнет в случае провала «Регионов» на октябрьских выборах, мало кто сомневается) стать ее полноценной заменой в обозримом будущем. Тем более, что, рисуя далеко идущие исторические параллели с недавним прошлым (2005-2006 годы), Шуфрич убеждает троицу олигархов: нынешние проблемы «донецких» не вечные и в перспективе ближайших 2-3 лет у них есть хорошая возможность снова вернуться во власть. А для этого нужен, какой-никакой резерв из уже засвеченных в публичном поле фигур.

Тем паче, что у того же Ахметова уже есть богатый опыт отправки своих подопечных по бизнес-деятельности (Прасолов, Белый, Шишацкий, Вилкул) и криминальных соратников (Кий, Чертков, Аркаллаев) на перековку в парламент. Конечно, здесь не обходилось без накладок. Некоторые обиженные персонажи при первой возможности перебежали под крыло «Семьи» Януковича, но в целом результат оправдал ожидания: «блатные» не сдали, а Саша Вилкул – «просто красава».

В идеале партия, с многообещающим названием, отсылающим к необходимости защиты интересов украинской промышленности, - это не только место для выращивания будущих вице-премьеров, но и инструмент для лоббирования широких бизнес-интересов концессионеров данного политического проекта. Учитывая, что количество лояльных им чиновников в органах власти стремительно тает (свежий пример - ликвидация Национальной комиссии госрегулирования электроэнергетики во главе с чересчур озабоченным интересами ДТЭКа Кальченко), а нездоровая потребность Ахметова и его младших партнеров кушать из бюджета большой ложкой осталась, проблему подобной булимии приходится решать за счет поиска все новых и новых кусков. Пусть на вид они и выглядят не совсем свежими.

Например, Борис Колесников прямо в эти дни бьется над проблемой обеспечения своего свиноводческого бизнеса («АПК-инвест») льготами в связи с проведением в Донбассе АТО. Предложеннный его младшим бизнес-партнером Денисом Омельяновичем законопроект предлагает реструктуризировать кредиты агрокомпаний, ввести мораторий на обращение взыскания на имущество и установить запрет на проведение налоговиками плановых и внеплановых проверок и начисления штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов.

Стоит отметить, что желание Колесникова переложить на государство ответственность за выплату процентов по взятым у банков кредитов, носит вялотекущий характер. Так, например, еще в 2010 году (когда никакого АТО еще не было и в помине – предпосылки для его проведения еще необходимо было создать похожими на задницы головами Януковича, Ахметова и их многочисленной челяди) «Обком» писал о том, как Борис Викторович нагнул правительство Азарова направить 49 млн гривень на выплату процентов по кредитам «АПК-инвест».

Очевидно, что если в будущем протаскивание подобных инициатив через коридоры власти станет парафией не отдельных депутатов, как было до сих пор, а целой партии, «болеющей душой за будущее украинской индустрии», процесс лоббирования хотелок Колесникова и остальных олигархов пойдет гораздо веселее. А идей у них как присосаться к госбюджету поистине море.

Наконец, в свете грядущего раскулачивания Ахметова и его гоп-компании руководителям принадлежащих им ключевых активов вовсе не помешает депутатская неприкосновенность. Фактически в будущих корпоративных войнах – это дополнительная линия обороны.

Но на самом деле «Индустриальная Украина», в первую очередь, это огромный риск. Прежде всего, для троицы ее отцов-основателей. Риск того, что Ахметов, Колесников и Новинский так и не поняли, что же произошло с ПР, что творится сейчас в стране и каким должно быть их место в нынешней политической системе, чтобы они смогли сохранить остатки бизнеса и влияния. Если бы они это поняли, то никогда бы не ввязались в проект партии без идеологии, чей потолок - помочь провести нескольких нардепов по «мажоритарке» и при этом заработать множество проблем.

Говорят, где-то банки работают исключительно для клиента. Они деньги его хранят как зеницу ока, кредиты дают под такие проценты, которые в нашей державе кажутся трижды смешными и все прочие услуги оказывают на таком уровне, что в наших условиях представляется не иначе как сказкой. Сказкой – по той простой причине, что помимо всяких разительных отличий в смысле качества обслуживания у нас можно увидеть и такую жажду наживы, с которой банальный грабеж покажется мягким обходительным обращением.

С начала этого года на мой телефон стал кто-то звонить с неизвестного мне киевского номера (044) 393-04-96. Сам по себе факт даже не удивительный – мало ли кому понадобится разговор со мной. Но звонивший явно не ставил целью общение, поскольку звонков всегда раздавалась максимум пара и все. Попытки ответить на вызов ни к чему не привели – звонивший быстро бросал трубку. Зато после каждого такого звонка мне приходило СМС-сообщение.

«Ваше кредитное дело на контроле в Секторе досудебного сбора ПАО «Банк Русский стандарт». Неустойка (штрафы) уже начислены. В случае неоплаты задолженности в размере 30 грн. До 11.02.2014, Банк вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор. Оплатите долг и оставайтесь лояльным коиентом.» - писал мне отправитель. «Выезд согласован. Начальником Отдела досудебного взыскания будут подписаны протокол на взыскание и рапорт на выезд сотрудников, должник будет помещен в маршрутный лист выездной комиссии в 15:00 сегодня, 18.03.2014. Проведен предварительный опрос родственников и соседей на предмет платежеспособности/благонадежности, собрана информация с места работы. Материалы будут добавлены в дело. ПАО БРС» - бодро извещал меня банк «Русский стандарт». И так происходило постоянно, каждые два-три дня раздавался звонок, затем - сообщение с угрозами.


Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

 

 

Один звонок по номеру, с которого мне так своеобразно пытались дозвониться показал, что номер этот принадлежит все тому же банку «Русский стандарт» и расположен в приемной. Если я буду в состоянии сказать, с кем я хотя бы поговорить, меня тут же соединили бы. Но звонящий не оставлял мне шанса ответить и потому просить соединить неизвестно с кем я не стал.

Банк негодовал и его можно было бы понять. Но была одна проблема - я никогда ни по какому поводу не посещал это заведение. По этой простой причине я не вступал с банком ни в какие формальные или неформальные отношения. Я не брал у «Русского стандарта» деньги взаймы, я не доверял ему свои собственные сбережения под видом депозита, я не поручался за честность и платежеспособность кого-либо из клиентов, я вообще не имел с банком никаких дел. Вот так. Абсолютно никаких. Соответственно, я элементарно не мог задолжать «Русскому стандарту» ни единой копейки, равно как и банк – мне. Да и клиентом такого банка я уж точно никогда не стану. Тем более, клиентом лояльным. Но тем не менее банк нагло требовал у меня деньги, угрожая изъятием имущества. Причем, как это следует из содержания его сообщений, не только моего, но и всей семьи.

Срочно звонить, бежать в банк и что-то там доказывать я не стал. Хотя бы потому, что я вполне могу поручиться, что ни разу не заключал какие-либо договоры с «Русским стандартом», находясь в состоянии, когда душа витает где-то в небесах отдельно от тела. Впрочем, со всеми остальными юридическими и физическими лицами мое тело отдельно от души также ничего не заключало. А раз так – то и причин беспокоиться нет. Тем более, что в нашей державе все еще действуют законы. И их выполнения при желании можно добиться – даже если банк «Русский стандарт» удумал забрать у вас имущество лишь по причине катастрофической нехватки собственных активов.

Это я имею ввиду их угрозы насчет выезда какой-то комиссии, подписи мифического начальника отдела взысканий, опроса соседей, родственников и сотрудников, а также составления каких-то мифических дел. Ибо насколько мне известно, изъятие имущества у нас допускается только по решению суда. Одного желания какой-то комиссии, начальника какого-то отдела, даже если они имеют отношение к банку «Русский стандарт» явно недостаточно. Но тогда в чем смысл этих угроз? Зачем банковские клерки так упорно наяривают на телефонах? И откуда у них мои данные – допустить, что они звонили и писали СМС абы кому наугад я до сих пор не могу? А раз у сотрудников банка «Русский стандарт» появились мои персональные данные, возникает еще несколько вопросов. Во-первых, где, каким образом и на каком основании банк их приобрел? Во-вторых, каким способом, в каких условиях и на каком основании банк «Русский стандарт» их хранит? В-третьих, каким образом и на каком основании банк «Русский стандарт» их использует? И раз визита сотрудников банка ко мне домой по понятным причинам дожидаться не стоило, я решил сам нанести визит. Заодно и узнаю, где находится офис банка «Русский стандарт».

Все свои вопросы я аккуратно изложил в заявлении на имя председателя правления банка и впервые переступил порог банковского офиса. Присутствовавшая там девушка в приеме не отказала. Но выяснилось, что сотрудники банка понятия не имеют о существования элементарных правил делопроизводства. Например, сотрудница оказалась расписаться на копии заявления, которую я принес с собой. Сказала, что их порядок велит ей снять копию на ксероксе и уж на ней поставить автограф, печать и дату приема. Ладно, в конце концов результат от этого не меняется. Зато потом выяснилась одна замечательная вещь – в банке вообще никто понятия не имеет ни о порядке и правилах делопроизводства, ни о действующем законодательстве, регламентирующем порядок ответы на обращения граждан. В смысле – в течение месяца банк не счел нужным прислать хоть какой-нибудь ответ.

Ладно, раз банк не желает отвечать на мое заявление – есть же и Национальный банк Украины, которому уж точно ответят. И который гарантированно ответит заявителю – хотя бы потому, что о существовании украинских законов знает. И заявление пошло в областное управление НБУ. Там волокитить дело не стали. Я получил ответ в установленные сроки и был вполне удовлетворен. Нацбанк обратился в «Русский стандарт», а те ответили – мол, в своей базе клиентов моего телефона они не нашли, данных для проведения служебного расследования им не хватило, зато стало понятно, что мои персональные данные в банке не обрабатываются. Поэтому отвечать мне не сочли нужным.

Стоп-стоп-стоп… А как же быть с назойливыми звонками и СМС – подумал я. И решил задать тот же вопрос пресс-службе банка, благо руководитель оказалась готова принять запрос обычной электропочтой. Так я и поступил – и получил поистине замечательный ответ.

«Действительно, в связи с возникновением технических ошибок, могут быть ситуации, когда смс-сообщения либо звонки поступают на телефонный номер человека, который не брал кредит в банке либо не является поручителем заемщика. В случае если такое происходит, просим звонить в Контакт-центр Банка, который работает круглосуточно по телефонам: 0-800-300-880 (звонки бесплатны на территории Украины); 583 (звонки бесплатны с мобильных телефонов, 2 грн - плата за соединение (с НДС, без учета сбора в ПФ); 0-44 390-95-95. Либо связываться он-лайн посредством Skype: адрес rsb_ua или кнопка автоматического вызова <Call> на сайте Банка: http://www.rsb.ua. Изложенная информация оперативно будет передана в работу для проведения внутреннего расследования и решения вопроса.» - ответили мне в пресс-службе.

Иными словами, банковские сотрудники могут месяцами названивать человеку, который не имеет понятия даже о существования банка «Русский стандарт» - и все по ошибке. Банковские клерки звонят, сами не понимая куда, а попадают на мой телефон. И так восемь раз подряд? Они запускают СМС-сообщение в белый свет как в копеечку и оно приходит, опять же, на мой телефон. Следуя этой логике, все в нашем мире случайность. Например, если американских марсоход Curiosity вдруг найдет среди песков красной планеты обертку от «Киндер-сюрприза» и детский ботинок с клеймом днепропетровской обувной фабрики – это тоже будет случайность. Вы же не станете утверждать в этом случае, что туда действительно слетал ребенок и немного там порезвился? Если на Луне обнаружится стол со вчерашними объедками и пустой коньячной бутылкой – это тоже случайность. Точно такая же, как если бы я позвонил в банк «Русский стандарт», чтобы выяснить, какой такой долг у них за мной числится и оставил им две гривны за соединение.

Как часто такие случайности происходят – я имею ввиду «случайные» звонки и СМС людям, которые не являются клиентами банка? Даже самый простой опрос друзей и знакомых уже дал результат. Среди известных мне людей шесть человек в течение последнего года подвергались телефонным атакам «Русского стандарта». Поиск на специализированных сайтах, где люди высказывают свои претензии к банкам даст поистине гигантское количество результатов. Зайдите хотя бы на banki.ua. Мало? Зайдите на Минфинили на Prostobankir.com.ua. Аналогичных жалоб масса, равно как и всяких других. Кстати, по поводу ответов на запросы – и тут нашлись люди, утверждающие, что им банк не отвечает ни на какие обращения. Даже на требование клиента предоставить выписку по движению средств на его собственном счете. Но вернемся к угрозам по телефону. Ибо когда становятся понятны масштабы обзвона «Русским стандартом» граждан Украины, которые не являются клиентами банка, появляется закономерный вопрос о причинах этого явления. Особенно с учетом того, что этим целенаправленно занимаются сотрудники банка – вместо выполнения своих прямых обязанностей. На это уходит уйма рабочего времени – и все впустую. Какой же работодатель будет мириться с гигантскими непроизводственными расходами рабочего времени. Да и вообще становится непонятно –банковскими делами сотрудники вообще занимаются?

Ответом может быть только предположение о том, что такие телефонные атаки и есть частью производственной деятельности банка «Русский стандарт». Конечно, не стоит ожидать, что каждый человек, кому пришло сообщение от чрезмерно предприимчивых банкиров немедленно бросится отдавать им несуществующий долг. Но и утверждать, что такое вообще невозможно я бы тоже не стал. Зато в ответе руководителя пресс-службы банка содержится указание на разгадку. А именно: 2 грн. – плата за соединение. Это вроде бы и немного, но тут как в старом анекдоте по Достоевскому: 10 бабок – уже один рубль. Не являешься клиентом банка? Все равно позвони, оставь пару гривен. Ты, неклиент, не обеднеешь. А банку уже приятно. Пару миллионов таких неклиентов – и сумма «за соединение» становится вполне ощутимой. А коль скоро стал понятен смысл этой аферы, остается вопрос как с ней бороться.

Все, написанное ниже, подготовлено по рекомендациям адвокатом, не первый день защищающих законные права и интересы клиентов. Для начала зафиксируйте сам факт звонков и получения СМС-сообщений. Если рядом есть лица, имеющие возможность выступить свидетелями – смело привлекайте их к делу. Продемонстрируйте им список входящих вызовов в вашем телефоне. Лучше, если сможете продемонстрировать непосредственно вызов. Сделайте скриншоты полученных от «Русского стандарта» СМС-сообщений. Опять же, продемонстрируйте их свидетелям. Займитесь сбором документов, подтверждающих причинение вам ущерба. Например, если вы, прочитав сообщения банка переволновались и вынуждены были поправлять здоровье с помощью лечебных процедур и/или лекарств – сохраните чеки об оплате. То же самое – если переволновался кто-то из ваших родственников. Если вы – предприниматель и у контрагент отказался с вами в дальнейшем сотрудничать – сохраните договора и сообщения об их расторжении, г де указано, что вас посчитали ненадежным партнером, поскольку вы не рассчитываетесь с банком по кредиту. Возможно у вас по этой же причине возникли неприятности на работе. Собирайте все документы. А когда убедитесь, что собрали их все – отправляйтесь к толковому адвокату, который поможет вам составить исковое заявление. И – смело в суд, желательно вместе с тем же адвокатом, который отстоит ваши права в соре с непомерно алчным банком. Кстати, не забудьте включить в сумму иска судебные расходы – государственную пошлину, гонорар адвоката и все прочее, что понадобится в споре с «Русским стандартом» или другим подобным банком.

Возможно, когда появятся первые выигранные иски, банк поумерит свои аппетиты и передумает зарабатывать на всех подряд, невзирая на отсутствие договорных отношений. Тем более, что такой заработок вполне может быть квалифицирован как банальное мошенничество. А это уже совсем другая история.

Восемь кварталов подряд падения ВВП и усложняющиеся экономические условия не могли не сказаться на качестве кредитных портфелей банков. По данным НБУ, доля просроченной кредитной задолженности в Украине за июль 2014 года выросла до 9,9% от суммы предоставленных кредитов. Однако, реальные данные намного хуже. По оценкам экспертов, доля проблемных кредитов в системе достигла 40%.

Банкиры рапортуют, что ситуация под контролем, однако готовят плацдарм для защиты своих интересов в судах. «Ситуация интересная, новые портфели (посткризисные — Авт.) – нормальные», — уточняет начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. Это результат ужесточения кредитных стандартов, считает он. Однако, как следствие банки практически лишились заемщиков.

Объем проблемных кредитов остается внушительными. Количество заявок на реструктуризацию кредитов, которое сейчас получают фининституты, банкиры не раскрывают. Однако констатируют, что такие имеются. Не всегда готовые идти на компромиссы с заемщиком, банки готовятся отстаивать свои интересы в судах и лоббируют ревизию законодательства с целью еще больше защитить свои интересы.

А с законодательством в Украине всегда были проблемы. Еще в июне депутаты в первом чтении и в целом приняли законопроект, который вводит мораторий на отчуждение имущества, находящегося в залоге по валютным кредитам. Отчуждению теперь, согласно документу, не подлежат квартиры площадью до 140 кв. м, дома — до 250 кв. м, в которых прописан заемщик или поручитель или же в случае если эта недвижимость является основным местом жительства.

Это решение многие банкиры назвали популизмом. «Да, банки обязаны понимать проблемы своих клиентов, но при этом важен правильный баланс. Что-то должно взять на себя государство в виде социальной помощи, где-то должен клиент взять на себя нагрузку, а что-то должен взять на себя банк. Однако переложив все проблемы на банк, можно сделать ситуацию еще хуже», — сетует глава ПУМБа Сергей Черненко.

Но не все так плохо. Еще в начале декабря прошлого года банкиров порадовал Верховный суд. Он пришел к выводу, что физлица-предприниматели продолжают нести ответственность по долгам всем своим имуществом даже после закрытия их бизнеса. Ранее частные предприниматели нередко использовали механизм ликвидации физлица для вывода имущество из-под залога. Это было возможно в результате разной трактовки судами подобных действий. Это решение стало существенным преимуществом банков в борьбе с недобросовестными заемщиками, считают банкиры.

Однако новая рекомендация ВСУ не решит всех проблем защиты прав кредиторов. «Права кредиторов в Украине защищены недостаточно. По крайней мере, меньше, чем права должников», — уверяет начальник управления по работе с проблемной задолженностью «Банка Национальный кредит» Андрей Вдовиченко.

Изменения в законодательстве в пользу защиты кредиторов не всегда приводят к решению проблем. Так, за последние несколько лет были приняты решений судов нависшей инстанции, которые противоречили друг другу. «Позиции высших судебных инстанций, на которые ориентируются все остальные суды, то усложняют, то, наоборот, облегчают жизнь и кредиторам, и должникам», — рассказывает юрист ЮФ «Астерс» Анна Кожемяченко.

Непрогнозируемые украинские суды

Столь значительные суммы проблемной задолженности на балансе банки связывают с невозможность быстрого урегулирования претензий к заемщикам в судебном процессе. Кроме того, непредсказуемая судебная практика не дает возможности прогнозировать результаты работы Legal Collection.

Так, к примеру, объем невозвратных кредитов в портфеле Проминвестбанка, которым владеют россияне, достигает $1 млрд. В официальном заявлении главы российского Внешэкономбанка Владимира Дмитриева сказано, что должники в состоянии рассчитаться по займам, но с помощью различных ухищрений пытаются избежать выполнения обязательств по возврату кредитов.

Как показывает практика, на поведение должника существенным образом влияет степень обеспечения его обязательства, а также изменение цены заложенного имущества. Если цена такого имущества становится существенно меньше суммы долга, у заемщика полностью теряется мотивация его выплачивать.

В результате банкиры идут в суды. По словам председателя правления «Райффайзен Банка Аваль» Владимира Лавренчука, сейчас у банка в судах находятся более 18 тыс. дел. Более 10 тыс. судебных разбирательств и в банке «Финансы и Кредит». Подобная ситуация в большинстве крупных банков. В судах рассматриваются дела по примерно половине проблемных кредитов, говорит Вдовиченко. Тенденция к увеличению количества таких споров на протяжении года была характерна как для потребительского, так и для корпоративного кредитования.

В данной ситуации основной проблемой для кредиторов остается продолжительность рассмотрения судами соответствующих дел, особенно в судах общей юрисдикции. «Обыкновенное дело против недобросовестного заемщика об обращении взыскания на залог может рассматриваться не один год», — делится опытом ведущий юрисконсульт отдела судовой защиты интересов ПАО «Банк Кипра» Дмитрий Травянко.

Зачастую должник используют все возможности процессуального законодательства для затягивания срока рассмотрения дела. К таким методам относится подача различных ходатайств об отложении судебных разбирательств, истребование документов, назначение экспертиз, а также обжалование всевозможных решений в рамках судебного дела, рассказывает старший юрист Sayenko Kharenko Антон Жданов.

Иногда сами должники пытаются признать недействительными кредитный договор и договоры обеспечения, с соответствующими попытками приостановления рассмотрения дела о взыскании задолженности.

Потери на финише

Но это лишь полбеды. Отдельный пласт проблем может возникнуть и тогда, когда фактически судебные решения о взыскании задолженности уже получены — на стадии принудительного взыскания долга. «Исполнить судебное решение о взыскании денег бывает гораздо сложнее, чем его получить», — говорит Кожемяченко.

Взыскание задолженности эффективно только при небольших суммах задолженности у заемщика, уточняет руководитель направления «Legal Collection» ПриватБанка Максим Шевченко. Если же сумма задолженности велика, то органы Государственной исполнительной службы практически не могут организовать взыскание на более серьезные по цене объекты, например, на недвижимость.

При этом, когда у органов ГИС получается реализовать такие объекты, то цена их реализации всегда занижена, а 25% выручки от реализации уходит на оплату действий ГИС и торгующей организации. «Кредитору на погашение кредита остается 30-60% стоимости реализованного имущества», — сетует Шевченко.

Следовательно, реализация предметов залога через исполнительное производство рассматривается кредитором как крайняя мера. Кроме этого, кредитор зачастую может стать жертвой бездействия, или, наоборот, злоупотребления со стороны органов исполнительной службы и торгующих организаций.

Банкиры требуют изменений

В связи со сложившейся практикой банки хотят законодательно укрепить свои права. «В частности, изменениями в законы «Об ипотеке» и «О залоге» необходимо решить вопрос согласования выбора торгующей организации при реализации залогового имущества», — высказывает инициативу начальник юридического управления ОТП Банка Олег Коробкин.

На текущий момент выбор торгующей организации определяет ГИС путем проведения тендера. В случае выбора торгующей организации банком, повысится контроль над проведением исполнительных действий, произойдет ускорение согласования цены реализации, проведения описей и арестов, уверены в ОТП Банке.

Также необходимы изменения в закон «Об исполнительном производстве». Банки хотят сами определять процент переоценки имущества, в случае нереализации при проведении публичных торгов.

Кроме того, банкиры недовольны затратами по исполнительному производству, а также суммами исполнительного сбора. Сумма исполнительного сбора установлена в размере 10%, а также в пользу ГИС взыскиваются затраты по исполнительному производству. В случае уменьшения суммы исполнительного сбора до 3-5% и отмены затрат на проведения действий за счет банка увеличатся фактические погашения.

Необходимо усилить ответственность за бездействие или допущенные нарушения со стороны государственного исполнителя, а также освободить от НДС операций принятия предмета ипотеки в собственность банка и дальнейшую его продажу, констатируют в ПУМБе.

По мнению руководства Проминвестбанка, шагом навстречу кредиторам может стать признание недействительным договора, заключенного должником с третьим лицом, если такой документ противоречит ранее заключенному соглашению с банком. При банкротстве должника банкиры хотят уровнять права залоговых и незалоговых кредиторов. Это позволит исключить большую часть схем, используемых недобросовестными заемщиками.

По пути в Европу

В Европе права кредиторов защищены лучше, чем в Украине, уверяют банкиры. В арсенале законодательства стран ЕС имеется более эффективная система исполнительного производства. Так, например, в Черногории и Хорватии реализован институт судебных приставов, которые без решения суда вправе осуществлять принудительное взыскание средств с должников банка. Для инициации такого процесса достаточно заявления кредитора, кредитного договора, а также доказательной базы в отношении факта нарушения обязательств заемщика. Взысканием задолженности с должника занимаются соответствующие приставы, которые наделены достаточными полномочиями для выполнения своих функций в сжатые сроки, и стоимость услуг которых четко определена, рассказывает Олег Коробкин.

В Венгрии успешно работает система электронных торгов залогового имущества, которая позволяет выявить максимум покупателей на объект, понять его технические характеристики и беспрепятственно участвовать в торгах. В целом, в странах ЕС прослеживается тренд ухода от оформления документов в бумажном виде, и максимально используются возможности электронного документооборота, что значительно экономит средства и время на реализацию прав и интересов кредиторов и потребителей финансовых услуг.

Кроме того, в Европе кредитор имеет право на получение данных от государства по финансовому состоянию должника и по идентификации личности, а также государственные гарантии защиты от негативных воздействий рынка при выдаче кредита с минимальными процентными ставками.

Взгляд с другой стороны

Однако банкиры слишком многого хотят, считает старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. Юрист указывает на то, что заемщик бывает более уязвим, чем банк. Основная проблема кредиторов — это нежелание идти навстречу должникам и терять прибыль. Не все финучреждения предлагают адекватные условия по реструктуризации задолженности. Это, в свою очередь, приводит к тому, что взыскать задолженность становится не возможно. «Вся проблема в жадности банкиров. Сделай они в свое время шаг навстречу заемщикам, и такого бы проблемного портфеля не было», — полагает Ростислав Кравец.

Теперь мы точно знаем, почему российские начальники запретили тысячам подведомственных силовиков греться на турецких и тайских пляжах. Исключительно для того, чтобы побудить их провести заслуженный отпуск, прорываясь с боями к азовскому побережью в Донецкой области. Понятное дело, не могли наши военные отправиться в такой веселый отпуск, не захватив таких естественных для пляжного отдыха танков, бронетранспортеров и самоходных гаубиц. Ведь только что «премьер» придуманной в Кремле Донецкой республики Александр Захарченко дал замечательное объяснение последних побед сепаратистов: в их рядах воюют российские военные, проводя таким образом свои летние отпуска.

Объяснение, рассчитанное на полных идиотов, скажите вы. Ну а чем оно хуже российских официальных «разъяснений» о том, что захваченные на украинской территории в двадцати километрах от границы российские десантники «заблудились»? Так или иначе, множатся доказательства того, что от секретной операции поддержки сепаратистов Москва перешла к прямому вводу своих подразделений на территорию соседнего государства. Российские журналисты из «Коммерсанта» и «Новой газеты» зафиксировали появление «вежливых людей» в стандартной униформе с белыми повязками и в балаклавах. Британские эксперты, изучая спутниковые фотографии колонн военной техники, зафиксировали новейшие модификации танков Т-72, которых нет на вооружении украинской армии. Репортеры «Нью-Йорк Таймс» сообщают о том, что российская бронетехника и пехота пересекли границу.

Очевидно, по мере продолжения операции эти факты будут множиться. Заявления российских властей могут обмануть лишь особо настроенную часть российского населения. Для всего мира ясно, что в Европе началась война. Вопрос в том, какие цели поставлены российским войскам (видимо, пока что речь идет о тактических группах 76-й воздушно-штурмовой и 98-й воздушно-десантной дивизий). Не исключено, что прорыв к Азовскому морю имел целью остановить наступление украинских войск под Луганском и Донецком. После выполнения этой задачи войска будут возвращены в Россию. Однако не исключено, что, отказавшись от захвата Донецкой и Луганской областей полностью, Москва решила создать некий подконтрольный сепаратистам «пояс» вдоль российско-украинской границы — от Луганска до черноморского побережья. Это дало бы возможность беспрепятственно осуществлять поддержку сепаратистов. Отметим, что такое решение характерно для Кремля. Начать захват границы после того, как Владимир Путин согласился в Минске на переговоры между российскими и украинскими пограничными службами и генеральными штабами, дабы обеспечить закрытие границы, контролируемой сепаратистами.

Впрочем, возможно, силы сепаратистов при участии российской регулярной армии попытаются захватить территории Донецкой и Луганской областей, заставить Киев отказаться от попыток военного подавления мятежа на Юго-Востоке. В результате эти области окончательно превратятся в самопровозглашенные республики, наподобие Приднестровья или Абхазии. Но тогда появится трудно решаемая задача создания «новой» границы. Очевидно, что у России в этом случае может просто не хватить «вежливых людей». В настоящее время для осуществления своих авантюр Кремль располагает ограниченным количеством войск, состоящих из нескольких элитных соединений. Костяк их составляют неплохо обученные, дисциплинированные контрактники. Однако при расширении операции волей-неволей в дело придется вводить солдат срочной службы, что неизбежно увеличит потери и определенно не улучшит отношения с местным населением. Уже сейчас очевидно, что российское общество, готовое одобрить любое вторжение, весьма болезненно относится к гибели военнослужащих. Пока речь идет о единицах погибших, все это можно засекретить, а родственников запугать. Но ситуация будет выглядеть совершенно иначе, если российских солдат будут посылать в постоянный отпуск на самоучрежденной границе. Украинские военные уже ведут речь о подготовке к партизанским действиям…

У истоков одобренной правительством реформы децентрализации наработки, в том числе ихарьковских правоведов. Возможно поэтому для «первой столицы» Украины большая самостоятельность сулит исключительно позитивные перспективы, конечно, если местная власть сможет эффективно использовать полученные полномочия.

Ручное управление

В результате проведенной децентрализации местным территориальным громадам передадут не только полномочия по решению насущных проблем, но и финансовые средства.

Слобожанщина одна из областей Украины, для которых финансовая самостоятельность однозначно в плюс. В прошлом году за первое полугодие харьковчане показали лучшее бюджетное сальдо среди всех регионов - в бюджет поступило почти 7 млрд. грн. чистыми.

«Для Харькова процесс децентрализации выглядит более оптимистично – так как это достаточно мощный экономический центр, вклад которого в бюджет страны превышал средства, получаемые из Киева в виде дотаций и субвенций», - говорит политолог Юлия Биденко.

Конечно, финансовый кризис внес свои поправки, однако, благодаря децентрализации у региона есть все возможности для того, чтобы быть прибыльным и динамично развивающимся. Благодаря реформе в регионе будет оставаться больше заработанных денег, и этими средствами харьковские власти смогут распоряжаться самостоятельно.

«Что такое децентрализация? Это, прежде всего, большая свобода в экономических действиях. Ресурсов будет оставаться больше. Особенно (в этом, - ред.) заинтересованы регионы-доноры. Чтобы то, что они производят, в большей пропорции оставалось у них. Чтобы хотя бы не быть «просителями с протянутой рукой» в Киеве» - говорит харьковский политолог Игорь Полищук.

Децентрализация позволит самостоятельно определять, как тратить собственные доходы, например, с налогов, продаж или аренды городского имущества. Это даст возможность планировать развитие городов и районов области.

Культурные разноречия

После событий Майдана и возникновения Антимайдана на Харьковщине произошла сильная поляризация общества. Многие люди стали более нетерпимы и агрессивны к своим оппонентам. Харьковские Майдан и Антимайдан пытались договариваться, делать общие конференции, круглые столы, однако в итоге, это закончилось палками и пробитыми головами.

Сейчас в Харькове происходит стабилизация ситуации, что делает культурное общение снова возможным. Однако, есть много острых углов, которые можно решить благодаря реформе децентрализации.

Один из важнейших для харьковчан вопросов – языковой. В области, где большинство людей говорят на русском, децентрализация дает возможность закончить политические спекуляции на эту тему. Кроме того, самостоятельная гуманитарная политика позволит решать какие памятники строить, какие достопримечательности ремонтировать, какие архитектурные ансамбли оставлять. Большинство вопросов гуманитарного и культурного характера будут решаться также на местах с учетом местных ментальных традиций и предпочтений.

Конечно, однозначно утверждать, что децентрализация приведет к снятию напряженности нельзя. Ведь в основе всего - человеческий фактор.

«Объективно уровень напряжения должен спадать, если будут эффективные ТОП-менеджеры. Но никто не гарантирует, что децентрализация автоматически приведет к снятию напряжения. Это очень упрощенный подход. Децентрализация - это повышение уровня ответственности местных политиков, причем в десятки раз», - говорит политолог Игорь Полищук.

Смогу ли харьковские власти выстроить нужный политический и экономический баланс будет зависеть как от них самих, так и от эффективности реформы. Проверить это представители нынешней власти собираются уже в 2015 году - к этому моменту подготовительный этап реформы - с соответствующими изменениями государственных документов - должен быть окончен. Тогда же стартует непосредственное реформирование на новой законодательной базе. Первые результаты реформаторы смогут оценить уже на выборах в местные советы.