"Украинский демократ и евроинтегратор заканчивается там, где начинается вопрос о геях", — такой перефраз украинского классика напрашивался на последнем перед каникулами согласительном совете в Верховной Раде 1 июля, когда обсуждалась повестка последней парламентской недели. Как и ожидалось, иррациональный страх перед "табу" одержал победу над здравомыслием: депутаты и власти, и оппозиции отложили на осень, а может и вовсе отложили завершение выполнения первой фазы Плана действий по визовой либерализации — документа, предоставленного Украине Европейским Союзом почти три года назад с целью отмены виз, но так и не реализованного полностью.

Как известно, План действий по визовой либерализации (ПДВЛ) содержит исчерпывающий перечень критериев, необходимых для отмены виз для краткосрочных (до 90 дней) поездок в страны Шенгенской зоны. Перечень этот — стандартный, и в последние пять лет неоднократно предъявлялся разным странам Востока и Юга "неЕэСовской" Европы, заявлявшим о желании избавиться от тяжелой рутины визового режима (в случае стран бывшей Югославии и Албании документ именовался "дорожная карта"). И хотя некоторая "национальная специфика" в критериях, предоставляемых разным странам, имеет место, все же общие требования к законодательным реформам — идентичны.

Иначе и не могло бы быть, ведь тогда любая страна, столкнувшаяся с завышенными требованиями, могла бы обвинить ЕС в двойных стандартах. При этом любое снижение планки для избранных обесценило бы усилия "примерных учеников", выполнивших полную программу, и подорвало бы доверие ко всему процессу поступательной отмены виз в Европе на основе прозрачных критериев, который с переменным успехом, но все же пока движется к своей конечной цели.

Поэтому ЕС был достаточно щепетилен и не выдвигал дополнительных условий постсоветским странам Восточной Европы, сформировавших "вторую волну" (первой волной были Западные Балканы в 2008—2010 гг.) процесса визовой либерализации. Несколько изменился лишь алгоритм оценивания — если в случае Балкан ЕС одновременно анализировал содержание нормативно-правовых реформ и качество их имплементации, то в дальнейшем было принято решение разделить весь процесс на две фазы: сначала оценивается содержание принятых законов и подзаконных актов, а потом — их имплементация.

Когда Украина получила ПДВЛ в ноябре 2010 г., президент Янукович публично пообещал выполнить его за полгода. Эксперты уже тогда говорили о неоправданности таких ожиданий, прогнозировали год-два, но… три года на только лишь первую фазу при отсутствии воли сделать последние шаги — это уже явный перебор.

8 июля профессиональная общественная инициатива "Европа без барьеров" провела очередное публичное обсуждение положения дел с визовой либерализацией и констатировала следующее. Больших проблем остается две: во-первых, учреждение в Украине реально действующего антикоррупционного органа (на данном этапе — принятие закона о создании такого органа) и, во-вторых, усиление антидискриминационного законодательства в соответствии с поданным правительством законопроектом 2342 — о предотвращении и противодействии дискриминации.

Мониторинговое исследование "Европы без барьеров", поддержанное Международным фондом "Відродження", выявило и другие недоработки, включая известную проблему биометрических паспортов, которых в Украине по-прежнему нет, и неудовлетворительное качество закона о едином демографическом реестре, и менее известные проблемы, как отсутствие подписи под необходимыми соглашениями с Европейским бюро юстиции Eurojust и полицейским ведомством Europol.

Коррупция остается стержнем имиджа Украины, и принятых в мае изменений в антикоррупционное законодательство недостаточно. Нет консенсуса по поводу создания независимого органа, уполномоченного проводить антикоррупционные расследования. Существующий с 2010 г. Национальный антикоррупционный комитет является фиктивным органом: его заседания не проводятся более полутора лет, и о каком-либо его влиянии на государственную политику говорить не приходится. Без законодательных решений в этой сфере закрыть "антикоррупционную" часть ПДВЛ не удастся.

А главная проблема сейчас — в антидискриминационном законе. Поданным Кабмином законопроектом 2342 в трудовое законодательство вводится норма о недопустимости дискриминации граждан при приеме на работу и получении профессионального образования по признаку сексуальной ориентации. Это уточнение уже действующей нормы, принципиально не меняющей правовые рамки, однако расширяющей их до цивилизованного минимума.

В основу законодательной новеллы положена Директива ЕС 2000/78, устанавливающая общие рамки недопущения дискриминации в сфере трудоустройства и профобучения. Никаких других общих норм в этой связи нет и не предвидится, соответственно, нет ни малейших оснований трактовать данный законопроект в контексте "однополых браков" и "гей-парадов".

Аналогичный закон непросто проходил несколько лет назад в Сербии, и совсем недавно — в Молдове. В обществах с посттоталитарными травмами нетрудно переключить внимание с реальных проблем на "иных" граждан, в данном случае — на геев и угрозу "гомодиктатуры", на правозащитников, защищающих права меньшинств. Благо есть и деньги и активисты, рассылающие письма с угрозами и смс-сообщения с проклятиями в адрес несогласных. Негативную позицию традиционно занимает церковь, особенно там, где сильны позиции Московского патриархата.

Депутаты, в том числе лидеры фракций, озабочены возможными рейтинговыми рисками — их почта завалена письмами "трудящихся" против антидискриминационного закона, никем из протестующих не читанного (иначе бы не было истерии вокруг якобы планируемой легализации однополых браков и усыновления детей однополыми парами).

Отсюда — даже политические силы, активно разыгрывающие "европейскую карту" и призывающие консолидировать силы вокруг принятия "евроинтеграционных законов", не высказываются прямо в поддержку законопроекта 2342. На уже упомянутом согласительном совете 1 июля лидер "Батьківщини" Арсений Яценюк не поддержал включение проекта 2342 в повестку дня, заявив, что его фракция "определится после того, как законопроект будет поддержан Партией Регионов", а Виталий Кличко и вовсе промолчал. Из присутствовавших лишь глава профильного комитета Григорий Немыря однозначно высказался за рассмотрение законопроекта, сославшись на принятое 18 июня комитетом решение (с участием представителей всех фракций и в присутствии общественности) поддержать законопроект.

Правительство, направив документ в парламент, заняло выжидательную позицию (за исключением непосредственно причастных к его разработке и согласованию с экспертами ЕС, Минюста и МИДа). Глава фракции правящей партии Александр Ефремов публично высказывается против.

При этом очевидно, что принятие законопроекта 2342 возможно только при достижении минимального согласия трех фракций: ПР, "Батьківщини" и УДАРа. Причем все три фракции должны дать от 2/3 до 3/4 своих голосов. Наличие в Партии Регионов устойчивой "фракции Путина—Кирилла", которая ни при каких обстоятельствах не проголосует, практически исключает возможность консолидированной поддержки партией власти данного законопроекта, даже если будет отмашка Януковича. Группа воинствующих "моралистов" имеется и в "Батьківщині". Диаметральные идейные противоположности — КПУ и "Свобода" — в который раз сойдутся и в едином порыве не дадут ни одного голоса.

Президент молчит, из его окружения поступают сигналы, что ему в целом все равно, проект 2342 ему не нравится, и он ищет "красивое" оправдание провала ПДВЛ. Таким сценарием оправдания якобы должно послужить обращение в Конституционный суд с последующим предсказуемым решением о достаточности конституционных гарантий недискриминации. То есть будет сказано, что дальнейшие законодательные шаги нецелесообразны, поскольку у нас и так все гарантировано. Уже достоверно известно, что ЕС официально скажет по этому поводу: "украинская сторона не продемонстрировала достаточного прогресса…".

Значимость момента последней пленарной недели состояла в том, что в случае закрытия самых важных "пробелов" в ближайшее время украинская сторона могла подать свой очередной отчет в сроки, позволяющие ЕС его рассмотреть и вынести решение о выполнении критериев первой фазы ПДВЛ до Вильнюсского саммита Восточного партнерства 28—29 ноября. В таком случае в Вильнюсе могло бы быть объявлено о переходе Украины во вторую фазу, что придало бы саммиту позитивную символичность и содержательность (особенно учитывая, что подписание там же Соглашения об ассоциации остается под большим вопросом). Безусловно, поскольку формальных "дедлайнов" в процессе выполнения ПДВЛ нет, то можно в который раз перенести отчет на следующий год. Однако все это лишь обесценит предстоящий саммит и усилит ощущение усталости от неоправданно долгого топтания на месте. Кстати, неудача с ПДВЛ уже усиливает скепсис в ЕС относительно предстоящей ассоциации с Украиной. В Брюсселе считают, что если даже такая ощутимая выгода как безвизовый режим не способна мобилизовать Киев на относительно небольшое количество не таких уж дорогих и болезненных реформ в рамках ПДВЛ, то что уж говорить о Соглашении об ассоциации, предполагающее куда более глубокие реформы с менее очевидным "вознаграждением" за их успех.

А пока в украинском парламенте теряют время, безвозвратно утрачено еще недавно очевидное лидерство Украины в регионе на пути к безвизовому режиму с ЕС. В июне Еврокомиссия опубликовала очередной доклад о готовности Молдовы к визовой либерализации, из которой следует, что в течение нескольких следующих месяцев Кишинев, получивший ПДВЛ на месяц позже Киева, может справиться со всеми остающимися критериями второй фазы (к которой Молдова перешла еще в прошлом году, впервые обогнав Украину).

Как результат, возможно, уже в этом году Еврокомиссия сможет рекомендовать Совету ЕС принять решение об отмене виз для граждан Молдовы. После стандартной процедуры подготовки страны-члены в Совете ЕС квалифицированным большинством не позднее второй половины 2014 г. примут решение, и уже в конце 2014 г. — начале 2015 г. граждане Молдовы первыми смогут оценить свободу безвизового передвижения на пространстве "от Лиссабона до Владивостока". И вскоре к ним присоединятся, вероятно, граждане Грузии, Армении и Турции.

А мы в том же 2015 г. отпразднуем пятилетие ПДВЛ и вернемся к привычным размышлениям о нашей "высокой морали" за шенгенским забором?

С высоких трибун время от времени объявляют о закрытии скандально известной программы «Доступное жилье» — такие заявления звучат то в октябре 2012-го, то в апреле 2013-го, то в июне... Народ реагирует в Интернете комментариями вроде: «Я так и знал», «Давно понятно было» и т.п. Впрочем, потом эти заявления не подтверждаются официально, и вместо объявлений о закрытии старых программ анонсируется создание новых.

Старые программы переходят в вялотекущую стадию, а власти иногда предпринимают слабые телодвижения, дабы показать, что все они теоретически жизнеспособны, просто «внесены некоторые изменения в структуру их реализации».

При этом нельзя сказать, что государственные программы жилищного строительства в Украине вообще не нужны. На квартирном учете состоит больше миллиона семей, претендующих минимум на восемь миллионов квадратных метров жилья. Реально нуждающихся в жилье, надо полагать, намного больше — просто многие и не утруждают себя постановкой на жилищный учет ввиду полной бесперспективности этого занятия. И при этом чиновники гордо рапортуют о том, как за год сдали сотню-полторы квартир?

Потенциальные претенденты на жилье путаются, сколько вообще таких программ, зачем их столько и чем они друг от друга отличаются. Есть, например, программы 30/70 или 50/50 — предоставление соответственно 30% или 50% государственной поддержки на постройку или приобретение жилья, есть президентская ипотека под 3% годовых — это программы с бюджетной поддержкой. А есть еще отдельный проект «Доступное жилье» Государственного агентства по инвестициям с привлечением спонсорских средств. Это помимо молодежного строительства, молодежного кредита...

Всего, говорят, таких программ семь, хотя сами чиновники путаются. И это неспроста — имея такую путаницу с количеством и содержанием программ под общим названием, легче скрывать провал каждой из них.

Некоторые из них и были задуманы как заведомо провальные. Взять, например, программу 50/50. На участие в ней могут претендовать только врачи муниципальных лечебниц, учителя государственных школ, работники социальных и коммунальных служб. А деньги за квартиру следует внести еще до начала строительства. Учителя и дворники так и побегут становиться в очередь с туго набитыми кошельками, как раз тот случай!

Основная черта всех этих программ — вопиющее несоответствие количества нуждающихся в жилье и тех, кто смог воспользоваться этими программами. Например, программа молодежного жилищного кредитования с 2002 года ввела в эксплуатацию лишь 12% жилья от запланированного. По данным Госфининспекции, в 2010 — 2012 годах в Киеве и области льготные кредиты в рамках программы выделялись аж четырем семьям ежегодно. При этом почти 2 тысячи семей выбыли из программы по возрасту, так и не дождавшись льготного кредита. И это понятно: с 2009 года не финансировалось возмещение процентов по кредитам, в результате застройщики были вынуждены выплачивать их полностью, а претенденты на жилье, прослышав об этом, перестали заключать договоры с фондом.

Но дело тут не только в хроническом недофинансировании. Счетная палата прямо обвиняла Фонд содействия молодежному жилищному строительству в неэффективном использовании средств: часть объектов застройщики так и не завершили, а многие из-за непрозрачности ценообразования оказались намного дороже, чем планировалось.

Возникли справедливые подозрения в разворовывании бюджетных денег: только в Киеве 50 миллионов гривен, из которых 40 миллионов — государственных средств, перекочевали в карманы жуликов, которые называли себя застройщиками, но и не думали что-то строить. Какая сумма из украденного вернулась в карманы чиновников Ипотечного фонда за содействие — история умалчивает, поскольку к ответственности никого не привлекли: ответственность за нецелевое использование средств не предусмотрена ни одним из учредительных документов фонда...

Это, кстати, общая беда всех программ «доступного жилья»: хоть программы и государственные, но застройщики-то частные, а механизм их выбора, мягко говоря, не вполне понятен. Почему-то государственные строительные компании с многолетним опытом работы и заслуженным авторитетом, как правило, остаются «за бортом», зато явным приоритетом пользуются сомнительные «фирмочки», зачастую созданные за пару дней до получения разрешения на строительство и исчезающие бесследно сразу после получения денег. И пусть не уверяют, будто это результат наивности и недосмотра чиновников, отвечающих за реализацию программы, — тут явно нечто похуже.

Впрочем, причиной провала являются не только жулики, но и вполне официальное недофинансирование. Так, по задумке, разницу между льготной ставкой кредита и ставкой коммерческих банков должно было компенсировать Государственное ипотечное учреждение. Но в июне Кабинет министров (во второй уже раз) уменьшил уставной капитал Государственного ипотечного учреждения, на этот раз — на 20,6%, до 755,7 миллиона гривен. В прошлый раз, год назад, было уменьшение в 2,3 раза, до 951,8 миллиона с начальных 2,2 миллиарда. Соответственно — и результаты: на 27 мая ведомство рефинансировало аж 200 ипотечных кредитов на 41,5 миллиона (для сравнения, за 2012 год — около 1,2 тысяч).

Что же касается обещанной с шумом и треском программы льготной аренды жилья, то ее вообще не могут запустить. Недаром первый заместитель председателя профильного комитета Верховной Рады Геннадий Зубко («Батьківщина») заявил, что программа удешевления ипотеки существует лишь на бумаге.

Что же касается программы 30/70, то в июне текущего года поступила информация: в ряде областей (Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Кировоградская, Луганская, Николаевская, Полтавская, Тернопольская) до сих пор не приступили к ее реализации! А в остальных регионах средств хватает от силы на 700 семей, из них за первое полугодие реально участвовали в программе аж 215.

Есть еще социальная инициатива по удешевлению стоимости ипотечных кредитов «Доступное жилье». Но она... пока не пользуется спросом среди населения. За все время реализации программы, с мая 2012-го, ею интересовались десятки тысяч граждан, а реально оформили ипотечные кредиты лишь 336 человек. Откуда такой разрыв?

Как явствует из названия, суть программы — в том, что государство возмещает часть процентов по банковским кредитам на приобретение жилья, участнику программы остается оплатить 3% годовых. Хорошо? Конечно... Если бы не куча всяких малоприятных нюансов.

Так, компенсация осуществляется по нормативам жилплощади на человека, между тем, квартиры сейчас, как известно, строят просторные. Получается, за «лишние» квадратные метры (сверх норматива) получатель жилья должен платить «на всю катушку».

Кроме того, предполагается, что ставка по кредиту должна составлять 16%, из них 13% компенсирует государство, 3% — заемщик. Но ведь реально ставка по кредитам достигает 23%, на чей счет записать разницу? И при этом ежемесячные платежи не должны превышать половины бюджета семьи, иначе кредит вообще не дадут...

Еще одна закавыка: уровень доверия банков к государству настолько низок, что участвовать в названных программах могут только те из них, которые напрямую зависят от государства, потому не могут сказать твердое «нет»: «Ощадбанк» и «Укргазбанк». Причины боязни остальных банков понять нетрудно: она заложена в самой системе оформления льготного кредита при поддержке государства.

Хотя эта самая поддержка обещана, но никак не подкреплена. Ведь заключается такой договор в банке и по полной кредитной ставке, документ, гарантирующий возмещение кредитной ставки от имени государства, заемщику не выдается.

Соответственно государство, в бюджете которого сквозняки гуляют, в любой момент может отказаться от своих обещаний. В таком случае участник программы, не имея на руках никаких гарантий государства, не может предъявить к нему претензий, а остается один на один с банком. Он оказывается перед необходимостью платить полностью проценты по кредиту, они оказываются «неподъемными» и у банка вместо доходов оказывается в активе куча несостоятельных должников, с которых и взято-то нечего. Банкам это нужно?

И в случае, если вам посчастливилось стать участником программы (а вероятность этого не больше, чем вероятность падения метеорита в вашем дворе), вам все равно предстоит сразу внести не менее 25% стоимости жилья, на которое вы рассчитываете. Сумма получается немалая.

Но самое неприятное: приобрести в рамках какой-то из программ уже готовое жилье реально лишь в том случае, если вы крестник или племянник влиятельного чиновника. В противном случае, даже если застройщик окажется надежным, то дом строится не один год, все это время молодая семья должна где-то жить и, помимо платежей по кредиту, выплачивать еще и стоимость аренды. А в таком случае ежемесячные платежи становятся неподъемными для людей не только с низкими, но и со средними доходами. Не говоря уже о молодежи, которой, как правило, платят мало. Где ей взять такие деньги?

Правда, Николай Азаров в октябре прошлого года в очередной раз насмешил горьким смехом всю страну: предложил молодым людям ради приобретения жилья работать на двух работах (когда и по одной-то не на каждого найдется!). Правда, при этом не уточнил, на скольких работах заработал свои миллионы его же родной сын. А вообще складывается впечатление, что премьер-министр или полностью утратил все связи с реальностью и живет в каком-то ностальгическом неосоветском мире, или же просто издевается над гражданами вверенной ему страны.

В любом из этих случаев понятно — при столь «проФФесиональном» подходе никакая программа работать не может и не будет, и вообще предназначена не для этого, а лишь чтобы демонстрировать заботу о нуждах народа, не прилагая для этого серьезных усилий.

Первое расследование о деятельности консорциума "ЕДАПС" мгновенно столкнулось со стеной. Стеной государственной коррупции, сотнями чиновников, повязанных грабежом государственных средств и денег простых граждан.Сокращение числа платных документов, ликвидация голограмм, акцизные марки — решение многих острых проблем коррупции находилось вокруг "ЕДАПСа".

Когда три года назад мы подготовили в ZN.UA первое расследование о деятельности консорциума "ЕДАПС", мгновенно столкнулись со стеной. Стеной государственной коррупции, сотнями чиновников, повязанных грабежом государственных средств и денег простых граждан. Мы ввязались в войну, не думая, что эту махину удастся сдвинуть.

Но приход в Кабмин Михаила Бродского, ответственного за дерегуляцию, позволил вынести проблему коммерческого коррупционного спрута, опутавшего основы государства, на уровень правительства, и "пробить" необходимые решения.

Сокращение числа платных документов, ликвидация голограмм, акцизные марки - решение многих острых проблем коррупции находилось вокруг "ЕДАПСа". В этой трехлетней публичной войне, где нашим аргументам противостояли лживые пресс-релизы и "джинса", продажные судьи и абсурдные суды, были свои победы и поражения. Трудно представить, что весь этот колоссальный воз работы мы выполнили на личном энтузиазме и просто злости на наглых беспредельных воров, открыто грабящих всю страну. Это действительно так. Однажды нам озвучили предложение назвать сумму, за которую мы прекратим писать по паспортной теме. Наверное, это странно звучит в наше время, но мы отказали "спонсорам", нашедшим тогда общий язык с чиновниками и судьями.

Тем неожиданней для нас, что руководители государства наконец-то осознали весь абсурд и нелепость ситуации, и здравый смысл все-таки победил. Весомую роль сыграли общественное мнение и резонанс, которые коллеги-журналисты других СМИ помогли нам создать. Сегодня весь процесс производства загранпаспортов перешел в руки государства. На минувшей неделе впервые за восемь лет загранпаспорта начал производить полиграфкомбинат "Украина". Это значит, что реальные уголовные преступники отстранены от контроля за личными данными украинцев, и авторские права на государственные символы Украины уже не будут источником доходов аферистов. Проведена важная государственная реформа, результатами которой воспользуется не только эта власть, но и та, что придет после нее. О деталях рассказывает директор государственного предприятия полиграфкомбинат "Украина" Максим СТЕПАНОВ.

- Максим, можно ли в Украине производить паспорта без участия консорциума "ЕДАПС"?

-Много лет создавался миф, что создание современных загранпаспортов с поликарбонатной страницей - это безумно сложная технология, неподвластная простым смертным, а только избранным людям из "ЕДАПСа". Сегодня миф о незаменимости "ЕДАПСа" рухнул. Впервые полный цикл производства заграничных паспортов налажен на государственном полиграфкомбинате "Украина". Включая производство поликарбонатной страницы. Отгрузка загранпаспортов производства "Украины" началась 15 июля. К 19 июля мы выйдем на график поставок до 10 тыс. загранпаспортов в сутки, и их дефицит будет преодолен. Наши мощности позволяют нам планировать выпуск до 20 тыс. загранпаспортов в сутки, в том случае, если будет соответствующая заявка от Миграционной службы. Общий объем заказа загранпаспортов Миграционной службой - 747 тыс. бланков. Нужно было закупить все оборудование, построить необходимые помещения под это оборудование с определенными климатическими режимами, санитарными нормами, которые должны обязательно соблюдаться при изготовлении поликарбонатной страницы и любых документов на пластиковой основе. Все это мы сделали практически меньше, чем за год. Если брать со дня начала поисков и переговоров до начала серийного выпуска - год. Контракты на поставку заключены в июне, а сейчас мы имеем уже выходящую продукцию. Стоимость проекта производства государственных документов - 96 млн грн.

- Удалось ли разорвать циничную схему взаимодействия "ЕДАПСа" и государственного предприятия "Центр персонализации данных МВД", непосредственно печатающего данные в паспорте? Ведь Центр размещен на территории частного консорциума "ЕДАПС", и директор Центра был известен своей лояльностью консорциуму. Включение в состав консорциума госпредприятия по персонализации данных превращало "ЕДАПС" в монополиста не только производства бланков, но и всего процесса изготовления загранпаспорта. В результате регулярно возникали ситуации, когда "ЕДАПС" путем остановки поставок загранпаспортов мог диктовать условия правительству, и власти откровенно боялись его трогать.

- Схема под названием "поставка загранпаспортов государству", действовавшая в нашей стране с 2005 г., разрушена. Госпредприятие "Центр персонализации данных МВД" каким-то чудным образом стало членом консорциума "ЕДАПС". Как происходили взаимоотношения МВД и консорциума - я не знаю. Что мы изменили? Сейчас есть поставщик бланков - это госпредприятие. Мы разделили процесс изготовления паспортов на два самостоятельных процесса, которые в "ЕДАПСе" были одним целым. Мы разорвали цепь, создающую основные коррупционные риски. Мы защитили интересы государства и граждан от шантажа со стороны производителя загранпаспортов. Что было раньше? В государстве не существовало запаса бланков паспортов. И если у "ЕДАПСа" возникали какие-то затруднения - паспорта сразу же прекращали изготовлять. Выходит, частный консорциум получал рычаг давления на государство, поскольку был не просто поставщиком продукции, а фактически взял на себя функции предоставления государственной услуги - выдачи загранпаспорта гражданам. И от "ЕДАПСа" зависело, в каком режиме эта услуга оказывается. Это все равно, как если бы вы хотели заправить машину, а вам на АЗС заправили бы не полный бак или сколько вы хотите, а только так, чтобы вы могли доехать до следующей заправки. Возможности для маневра отсутствовали, и граждане всегда были заложниками ситуации. Вспомним, сколько раз при разных правительствах консорциум прекращал отгрузку загранпаспортов. Теперь мы планируем создать месячный запас бланков загранпаспортов - 50-100 тыс. штук. Бланки - отдельно, персонализация, когда этот бланк уже становится паспортом, - тоже отдельно. Этот шаг, по идее, должен значительно ускорить процесс выдачи гражданам загранпаспортов: теперь с момента поступления заявки на выдачу загранпаспорта не надо ждать, пока этот загранпаспорт отпечатают - он уже изготовлен, и на него достаточно просто нанести данные. Это принципиальный вопрос, влияющий на очереди и себестоимость продукта. Почему никогда нет дефицита на общегражданский паспорт, выпускаемый также полиграфкомбинатом "Украина"? Каждый год 600-700 тыс. человек получают гражданские паспорта. Миграционная служба в рабочем режиме заказывает у нас бланки, мы поставляем. Затем эти бланки поставляются в регионы, где происходит процесс персонализации. То же самое мы хотим, чтобы было и с заграничным паспортом.

- Как же вам удалось договориться с "Центром персонализации", входившем в структуру "ЕДАПСа"? Ведь руководители "ЕДАПСа" всегда влияли на это назначение? С директором заключен пятилетний контракт. Не будет ли саботажа работы?

- Руководство Миграционной службы поменяло этого директора. Возможно, он ушел сам. С новым руководителем "Центра персонализации данных" Максимом Соколюком у "Украины" нормальные рабочие отношения. Надеюсь, что удастся решить и проблему размещения Центра на территории частного консорциума. Хотелось бы, чтобы он размещался в каком-нибудь другом месте.

- Ряд руководящих сотрудников полиграфкомбината "Украина" были связаны родственными связями с руководителями консорциума "ЕДАПС". С саботажем вы не столкнулись?

- Такие вопросы даже не рассматривались. Исключительно в производственной сфере работают люди, пришедшие на комбинат задолго до создания "ЕДАПСа". Да и вообще, наш комбинат - уникальный. У нас есть люди, работающие со дня его основания. Есть целые династии на полиграфкомбинате "Украина". Поэтому на предприятии саботажа не было.

- Сколько стоит сегодня для государства закупка загранпаспортов на полиграфкомбинате "Украина"?

- Мы продаем Миграционной службе загранпаспорт по цене 82 грн 80 коп., включая НДС и доставку.

- По данным на 2010 г. "ЕДАПС" продавал по 125 грн. Как объяснить такое резкое снижение цены? Нет ли здесь предмета для расследования правоохранительных органов, почему МВД закупало загранпаспорт по цене в полтора раза дороже, чем сейчас?

-Не владею информацией, поскольку все контракты МВД с "ЕДАПСом" были закрытыми, и у меня не было к ним доступа.

- Результатом постоянных искусственных сбоев с поставками загранпаспортов стало создание в Миграционной службе действующих по сей день коррупционных схем по ускорению прохождения очереди на получение загранпаспорта. В маленьком, плохо приспособленном для приема граждан помещении на улице Саксаганского в Киеве, чтобы получить паспорт по минимальной цене, надо не просто отстоять в очереди месяц, надо еще и много часов простоять в очереди на оформление и выдачу. А можно заплатить посреднику в карман 250-300 долл. и оформить все без очередей за три дня. Допустимо ли теперь, когда дефицит загранпаспортов исчезнет, существование этой коррупционной схемы, дискредитирующей в глазах граждан усилия государства по разоблачению "ЕДАПСа"? Не позорит ли державу закупка паспорта по 10 долл. и продажа своим гражданам - по 250, пусть даже с учетом срочности? Почему общегражданские паспорта выдают без коррупции и очередей, а выдачу загранпаспортов Миграционная служба продолжает осуществлять по коррупционной схеме?

- Давайте не будем клеить ярлыки. Государство добилось системного решения по ликвидации крупнейшей коррупционной схемы. Продемонстрирована политическая воля. Думаю, если сумели решить проблему производства, то будет системное решение и по выдаче. Сейчас есть все технические возможности резко сократить сроки выдачи загранпаспортов. Никто не говорит, что происходящее сейчас - это хорошо. Другое дело, есть ли путь и желание, чтобы это ликвидировать. Сегодня государство показало: да - путь существует. Миграционная служба разберется, ведь раньше ей было очень тяжело планировать. Она получала готовый паспорт. Цену, условия и все остальное ей диктовал "ЕДАПС". Начиная с этого понедельника, эти две услуги разбиты. Сейчас мы ажиотаж собьем, очередь ликвидируем, и дальше уже пойдет нормальная работа.

- Почему у власти возникла политическая воля разломать схему "ЕДАПСа"?

- Все началось с поручения президента - первое появилось 29 ноября 2011 г. Потом были еще поручения, имевшие контрольные функции, чтобы все эти поручения были выполнены. В целом со стороны государственных органов всегда оказывалась поддержка. Но необходимо было найти ресурсы на наше техническое перевооружение - это порядка 96 млн грн. Была генеральная линия. А все остальное - это тяжести нашего бытия в Украине. Обычные бюрократические процедуры, волокиты.

- А то, что В.Грицак - главный лоббист "ЕДАПСа" в настоящее время является зампредседателя Миграционной службы, не создавало каких-либо сложностей? Миграционная служба провела тендер на закупку биометрических паспортов, и "ЕДАПС" этот тендер выиграл. У вас с Грицаком, как с государственным служащим, не было конфликтов?

- Процедуру закупки биометрических паспортов, по мнению наших юристов, они провели с нарушением законодательства. После этого мы обратились в Антимонопольный комитет. Он принял нашу жалобу к рассмотрению, приостановил процедуру. Затем Миграционная служба отменила эти торги и сделала новые, вследствие которых госпредприятие стало обладателем этого контракта. С г-ном Грицаком я не общаюсь, поскольку не вижу предмета нашего с ним общения. Со всеми остальными руководителями Миграционной службы - у меня полное взаимопонимание.

- Вам делались предложения, типа: сколько вы хотите за то, чтобы у вас ничего не получилось с производством поликарбонатной страницы?

- Нет. Я никогда не давал повода для поступления таких предложений.

- А с вами общался г-н Сидоренко, владелец "ЕДАПСа"?

- Мы с ним общались по телефону - исключительно по производственным вопросам. Когда в декабре 2011 г. я пришел работать на комбинат "Украина", между консорциумом "ЕДАПС" и полиграфкомбинатом возникала масса вопросов, которые необходимо было решать, по выполнению тех или иных контрактных обязательств как со стороны комбината, так и со стороны консорциума.

- Кто предложил вам стать директором полиграфкомбината?

- В свое время такое предложение мне сделал министр финансов Федор Ярошенко.

- Когда вас поставили директором комбината, вам сказали, что вы идете туда, чтобы устранить "ЕДАПС"?

- Никто не ставил вопрос о "ЕДАПСе". Вопрос состоял в том, что государство должно монопольно производить целый ряд документов строгой отчетности. Потому что каждый раз сталкивались с тем, что производитель оказывает неадекватное влияние на государственную политику в этой сфере. Ведь проблема - не в самом "ЕДАПСе" как производственном предприятии. Нужно признать, что "ЕДАПС" обладает технологиями, у него вполне пристойные многие технические решения. Это хорошая организация с неплохим потенциалом. Вопрос был в отношении власти к этому процессу. Кто-то во власти захотел - и их сделали монополистами. В моем понимании, как гражданина, - это из ряда вон выходящее событие. Вдруг захотели - и в определенном режиме, отдельные люди приняли заявку на патент, промышленный образец загранпаспорта Украины, запатентовали всю символику государства и начали перечислять себе за это деньги! Так что вопрос больше к власти, допустившей это, начиная с 2005 г. С точки зрения бизнесмена, если власть им это позволяла - они это делали.

- Ваше отношение к запатентованным "ЕДАПСом" государственным символам. Пока была система авторских свидетельств, защищающих паспорт, права "ЕДАПСа" невозможно было с юридической точки зрения подвинуть с рынка. Поскольку только он располагал этим конкурентным преимуществом. Как теперь вы производите паспорт с точки зрения авторских прав "ЕДАПСа"? Продолжаете платить г-ну Сидоренко за использование изображения герба Украины и прочих элементов государственной символики в загранпаспорте?

- Это вообще исключено. Я ведь не сумасшедший, чтобы за герб Украины перечислять кому-то деньги! Потому что какой-то чиновник предоставил частной структуре и частным лицам, проживающим за границей, такое право и авторское свидетельство.

- Это правовая коллизия. Владелец "ЕДАПСа" Сидоренко на вас может подать в суд.

- Пусть подает. У него всегда есть такое право. Я не возражаю. Однако проблемы скорее возникнут не у полиграфкомбината, а у того, кто выдал такое нелепое авторское свидетельство. Поэтому всерьез обсуждать вопрос о том, что кто-то запатентовал вещи, связанные с государственной символикой, я не готов. Само обсуждение этой темы глуповато выглядит. Есть незыблемые вещи. Конечно, есть внешний вид документа, который должен быть именно таким. Да, мы живем в современном обществе, в котором на изображения выдаются патенты. Но владельцем государственной символики может быть только государство - в лице министерств либо других центральных органов власти. Подчеркиваю - не государственное предприятие, а тем более не частное лицо. Только государство.

- Т.е. вы никому не собираетесь перечислять деньги за патенты? Ни "ЕДАПСу", ни другим лицам, которые, возможно, захотят предъявить свои авторские права на символику документов?

- Платить за авторские свидетельства на символику паспортов Украины не будем никому. По мнению моих юристов, мы находимся абсолютно в правовом поле.

- Успеет ли полиграфкомбинат до декабря - до саммита Украина-ЕС наладить производство биометрических паспортов?

- Хотим. Очень.

- Какова будет стоимость биометрического паспорта?

- Не готов пока сказать.

- Г-н Грицак заявлял, что стоимость паспорта будет составлять 350 грн.

- Думаю, что дешевле. Но сказать сколько - сейчас действительно не готов. Нужно провести ряд мероприятий. Очень многое зависит, какую информацию заносить на чип биометрического паспорта. От этого будет зависеть его цена. Можно, например, сразу закупить чипы самого большого объема - 80 кБ.

- Разве влияет на цену то, что записано на носителе? Там же будет записана не библиотека Конгресса США, а определенный набор ограниченных данных. Если объем информации измеряется килобайтами, для чипа это все равно.

- Мы должны понимать, что будем туда заносить. Нужно заносить минимальные данные: фотографию, подпись, другие данные. А еще дополнительно - отпечатки пальцев, сетчатку глаза и т.д. Для этого необходимо соответствующее оборудование, которым надо оснастить все предприятия, регистрационные пункты в областях. Потребуются также соответствующие защитные механизмы, программное обеспечение. На сегодняшний день нет системы защиты этого паспорта. А она, кстати, стоит денег. У нас сегодня есть проекты дизайна паспорта, и есть уже ряд наработок. Нужна также другая паспортная бумага, другие защитные элементы, расположенные на самом паспорте. Все это влияет в конечном итоге на цену. Стоимость не будет дороже 350 грн. Но конкретную цену я назвать пока не готов. Ведь есть наша цена, а есть еще и расходы Миграционной службы, которая должна будет их понести, чтобы ввести в эту систему. Во всяком случае, цена, сформированная на этот паспорт, будет абсолютно прозрачной.

- Есть ли планы расширения деятельности полиграфкомбината? Вы заберете у "ЕДАПСа" производство всех видов документов, среди которых -и производство банковских карточек? Ведь тогда Сидоренко можно будет сворачивать лавочку…

- Мы как государственное предприятие должны быть конкурентоспособны на рынке. Нам, естественно, очень интересен рынок банковских карточек. Изначально все работы по созданию новой производственной линии мы делали с учетом требований платежных систем Visa и MasterCard, потому что у них достаточно жесткие требования, прежде всего, к безопасности, существующей в цехе по производству этих документов. К примеру, у них есть требование, что возле туалета должны висеть как минимум две камеры, фиксирующие вход-выход сотрудников. Или требования к серверу, к сейфу, где лежит уже готовая продукция - там стены должны быть сделаны из железобетона толщиной не менее 15 см. Сам сейф не должен соприкасаться с внешними стенами. И только при выполнении этих требований платежные системы тебя сертифицируют, чтобы ты мог производить эти карты. К 1 августа мы планируем завершить производственную линию, чтобы приступить к процедуре сертификации по стандартам платежных систем. Поэтому государство также станет участником рынка производства банковских карт. В 2012 г. мы заплатили 135 млн грн налогов, а в 2011-м - всего 57,5 млн. В 2011-м средняя зарплата на предприятии составляла 5500 грн., а в 2012-м - уже 6500 грн. И я намерен и в дальнейшем повышать все наши финансовые показатели и уровень зарплат за счет выхода на новые рынки.

- Сможет ли "Украина" забрать все контракты "ЕДАПСа" с госучреждениями по производству документов строгой отчетности?

- Верховная Рада Украины на последней сессии приняла закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты "Про повернення контролю держави на виготовлення державних документів суворої звітності". Смысл этого закона в том, чтобы производство всех документов, о которых сегодня идет речь в законе о Едином государственном реестре, и всех документов, которыми оформляется выдача административных услуг, передать в печать на полиграфкомбинат "Украина". Данный закон подписан главой Верховной Рады и передан на подпись президенту. Надеюсь, президент подпишет этот закон. Я следил за его внесением и голосованием. Наши оппозиционные фракции, борющиеся, по их словам, за светлое будущее, все как один либо не голосовали, либо голосовали против. Была придумана масса отговорок и причин, почему не голосовали "за". Якобы передача полиграфкомбината из-под контроля Минфина под контроль Нацбанка делается для того, чтобы взять под контроль печать бюллетеней и выпускать "левые" бюллетени… Это же на грани шизофрении.

- А как организован контроль за производством бюллетеней?

- Произвести "левые" бюллетени на полиграфкомбинате "Украина" невозможно. Система безопасности режима и контроля отчетности, установленная на полиграфкомбинате, - такого же плана, как на банкнотной фабрике Национального банка. Это все равно, что бесконтрольно печатать деньги и выносить их в сумках. В процессе производства бюллетеней и любой другой продукции на полиграфкомбинате "Украина" непосредственно принимают участие производственники в количестве около 400 чел. с полным контролем, пересчетом продукции, листов. И если какой-либо лист в машине порвался, по всем нашим инструкциям нужно склеить его скотчем, чтобы видно было, что он полностью соответствует тому, каким был. После окончания работы ни одной бумажки в цеху не остается. Печатник все должен сдать под роспись. Помимо компьютерной системы, все пересчитывается и под роспись сдается кладовщику. Утром приходит кладовщик и выдает все это заново. На каждом этапе происходит пересчет. Так что произвести "левые" боллетени вообще невозможно.

- Не будем больше о невозможном. Будем говорить фактами. К примеру, глава Минсдоха Клименко каждый день утверждает: у нас невозможно производить нелегальный спирт, невозможно работать через конверт-центры, невозможна контрабанда. А на практике его подчиненные продолжают все это "крышевать".

- У нас абсолютно все журналисты берут деньги за статьи.

- Забавно. А кому и сколько вы заплатили за это и предыдущие интервью в нашей газете? Да и оправдывать коррупцию госслужащих и грабеж госбюджета ссылкой на журналистов…

- Нет. Я этим провокационным заявлением хотел сказать, что нельзя огульно всех мерить под одну гребенку. Потому что все наши чиновники, милиционеры, госслужащие не прилетели с Марса, а выросли в нашем обществе, вместе с нами. Существуют какие-то проблемы, которые либо решаются, либо не решаются.

- То, что они выросли в нашем обществе, не освобождает чиновников от уголовной ответственности.

- О депутатских претензиях я скажу так: на последних выборах была создана комиссия из трех народных депутатов - в том числе от оппозиции там был Виктор Уколов. Они пришли к началу производства бюллетеней. Я им показал абсолютно весь процесс, начиная с отдела дизайна и заканчивая изготовлением упаковки бюллетеней. Естественно, у них был доступ к любому помещению. Они все это посмотрели, сказали, что все это их устраивает - и больше я их не видел. Они убедились, что производство "левых" бюллетеней невозможно. Мы до такой степени открыты, особенно в период производства бюллетеней, что готовы принимать любое количество представителей каждой фракции, причем, каждый день и каждую ночь, с целью контроля производства бюллетеней на любом этапе, если у них есть такое желание. А все остальное - безосновательные обвинения.

Пока есть политика, будут и политические провокаторы. «k:» представляют вторую пятерку ТОП-10 провокаторов политического сезона

Олийнык и мораль

Строящий успешную карьеру «говорящей головы» в Партии регионов перебежчик из БЮТ Владимир Олийнык надумал заняться общественной моралью. К счастью, пока неудачно

В 2007-м в украинском политическом лексиконе еще не было слова «тушка», поэтому пресс-службе БЮТ приходилось использовать другие дефиниции, объясняя нежелание некоторых товарищей «обнулять списки» для легитимизации решения о досрочных парламентских выборах: «Требуя на коленях место в проходной части списка Партии регионов, Владимир Олийнык и ему подобные политические существа, для которых нет ничего святого ни в вопросах морали, ни в чести и человеческом достоинстве, сегодня готовы разодраться на куски, чтоб только попасть в следующий парламент». Действительно, в том году экс-мэр Черкасс, участник «каневской четверки», член совета «Форума национального спасения», доверенное лицо кандидата в президенты Виктора Ющенко, народный депутат от БЮТ сделал крутой разворот в сторону «регионалов». Усилия Олийныка были оценены в виде №185 в партийном списке на выборах-2007, так что депутатские корочки он получил только в марте 2010-го, когда однопартийцы двинули в исполнительную власть после победы Виктора Януковича.

С того времени Олийнык закрепился среди «говорящих голов» партии, стал неизменным участником политических ток-шоу. Его специализация — подведение «правовой базы» в нужном для партии русле по широчайшему кругу вопросов. Юлия Тимошенко сидит в тюрьме — законно, депутатов Павла Балогу и Александра Домбровского лишили мандатов — законно, выборы в Киеве не проводятся — законно… А вот переизбрать членов ЦИК в соответствии с представительством политических сил в парламенте седьмого созыва — нет оснований. «Я придерживаюсь идеологии того, чтобы максимально отойти от партийных принципов, если мы хотим получить объективный инструмент. То есть, чтобы ЦИК был объективным государственным органом и чтобы не был так называемым клубом по политическим интересам», — на полном серьезе высказался «регионал».

Что же до незаконного, то Олийныку особенно не нравится незаконный контент, размещенный на сайтах адресного пространства украинского сегмента Интернета. До такой степени, что он подал в прошлом месяце законопроект, обязывающий провайдеров блокировать доступ к ресурсам, пропагандирующим межнациональную вражду, жестокость, нарушающим права и свободы граждан в течение суток после соответствующего решения суда по требованию СБУ или МВД. Эксперты были глубоко шокированы: по предложенному механизму защиты общественной морали можно было бы уничтожить любой интернет-ресурс. Шум поднялся такой, что Олийнык проект отозвал. Но — для доработки. «Отказываться от наведения порядка в Интернете не стоит. Единственное — этот механизм должен быть таким, чтобы он не привел к обратному, что уже вообще не будет Интернета. Этого мы не допустим никогда», — уверяет этот тонкий ценитель свободы слова.

Медведчуку нет дела до украинского выбора

Чтобы навязать свой личный выбор обществу и власти, бывший политик уже более года создает себе образ общественного деятеля в виртуальном пространстве

13 марта прошлого года в Интернете раздался стук: «Здравствуйте! Я — Виктор Медведчук». Кому надо, те услышали: чиновники, политики, журналисты. Конечно, первым  делом все задались вопросом «зачем?» (в переводе на литературный язык). «Мое появление в социальных сетях — это не дань моде. Это понимание того, что нельзя молчать. И еще это осознанная потребность в диалоге о главном — о том, какой должна быть наша страна и что каждый из нас может для этого сделать», — сообщил экс-глава Администрации Президента.

С тех пор он ни на шаг не продвинулся к удовлетворению задекларированной потребности. У него есть движение «Украинский выбор», есть перманентная наружная реклама и сайт этого движения, а диалога нет. Миллионы украинцев видели билборды со слоганом «Страной управляешь ты!», и, наверное, не все воспринимали это как злую шутку. Наверное, у многих все же возникала иллюзия, что «Украинский выбор» служит площадкой для дискуссий, что там можно поделиться сомнениями, выслушать разные мнения и сделать взвешенный выбор. Но любой, кто зайдет на этот сайт, сейчас, как и год назад, не найдет там столкновения полярных точек зрения, а увидит господство одной позиции — Медведчука.

Виктор Владимирович и его «Украинский выбор» имеют ответы почти на все ключевые вопросы. Форма правления — парламентско-президентская. Государственное устройство — федеративное. Русский язык — второй государственный. Интеграция — в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. А после народного бунта во Врадиевке Медведчук решил, что пришло время ставить под сомнение дальнейшее существование самой Украины. «Мы не обманем процесс формирования гражданского общества, вопрос стоит лишь в том, какую форму примет народная самоорганизация, — написал он 9 июля. — Она может стать импульсом для преобразования и развития нашей страны. А может и противопоставить себя власти, оппозиции и самому государству, отправив их всех на свалку истории. Впрочем, по поводу первых двух я не сомневаюсь, что они в любом случае туда отправятся». Быть или не быть украинскому государству, Медведчук, надо полагать, еще не определился.

Что же до выбора, то не так уж легко осуществить в сознании всего общества подмену понятий: «страной управляешь ты» — это интеграция в Россию, «страной управляет Янукович» — это интеграция в Евросоюз. Интересно, благодарен ли Виктор Федорович Виктору Владимировичу.

Какой из Ляшко радикал

Самый эпатажный парламентарий намерен бороться с оппозиционными кандидатами на выборах мэра Киева и президента Украины

На парламентских выборах 2006 года Олег Ляшко был включен в список БЮТ, имея имидж жертвы политических репрессий и борца с коррупцией. Однако уже в сентябре того же года он проявил склонность к девиантному поведению. В разгар коалициады он заявил о наличии у него доказательств о даче взятки лидеру Соцпартии Александру Морозу за вхождение СПУ в коалицию с Партией регионов, по этому случаю была создана временная следственная комиссия Верховной Рады. Когда комиссия собралась, Ляшко предоставил диктофонную мини-кассету, но отказался вставить ее в диктофон и включить прослушивание записи. Изучив кассету, комиссия пришла к выводу, что пленка повреждена и прослушиванию не подлежит, и вернула кассету депутату. Позже в своем отчете комиссия указала, что никаких доказательств так и не получила и что действия Ляшко имели характер политической провокации. Суд по иску Мороза признал распространенные Ляшко сведения недостоверными и обязал его их опровергнуть.

Несмотря на ущерб репутации БЮТ, нанесенный Ляшко, на выборах 2007 года последний был снова включен в список блока. В октябре 2010-го фракция БЮТ исключила депутата Ляшко из своего состава. В августе следующего года Олег Ляшко обзавелся собственной Радикальной партией, а на выборах 2012-го был избран в парламент в одном из округов Черниговской области.

Раздел «Лидер» партийного сайта содержит четыре странички: «Отец», «Благодетель», «Политик» и «Президент». Именно так: не «Кандидат на пост Президента», а «Президент». Киевлянам предстоит лицезреть плакаты радикального лидера и на выборах мэра. Причем на партийном сайте Ляшко уже успел назвать распространение версии о том, что он будет техническим кандидатом власти, происками конкурентов.

Тем не менее действия этого политика подозрительно часто выгодны именно власти. У политтехнологов есть термин — «канализировать» идею, то есть, образно говоря, опошлить ее, «спустить в канализацию». И когда Ляшко, к примеру, неожиданно присоединяется к протесту чернобыльцев против сокращения выплат и даже пытается едва ли не возглавить акцию, очков протестантам это не добавляет. Серьезные люди стараются максимально дистанцироваться от инициатив, в которых он участвует.

В целом стремление Ляшко выглядеть оппозиционнее, чем фракции оппозиции, выглядит нелепо. Например, 4 июля он поздравил Арсения Яценюка с новой «тушкой». Однако в тот же день сам проголосовал за четыре закона и шесть постановлений, которым отказали в поддержке «Батькивщина», «Свобода» и УДАР, но которые были поддержаны фракциями ПР и КПУ.

«Мама и бабушка» Богословская

Есть люди, которые даже о любви говорят словами, исполненными ненависти. А Инна Богословская умеет учить правде фразами, порожденными ее фантазиями

Уже около восьми лет она «специализируется» на Юлии Тимошенко, а после прошлогодних парламентских выборов — еще и на «Свободе». То, чем занимается Богословская, даже отдаленно не похоже на критику, дискуссию, полемику. Уж, казалось бы, Савика Шустера ничем не удивишь, но и он бывает в шоке от своей традиционной гостьи. Например, на «Шустер Live» 29 марта «свободовец» Андрей Мохник упомянул о «коррупционной схеме добычи сланцевого газа». Савику стало интересно: «А почему она коррупционная?». Мохник изложил свою точку зрения, после чего Богословская говорит: «Вы знаете, Гитлер был прекрасным оратором». Шустер: «Подождите. Только не Гитлер. Ну не надо Гитлера». Богословская: «Ну почему это?». Шустер: «Ну при чем тут Гитлер?!». Богословская: «Савик, да при том, что это неофашизм». Конечно, после этого всем уже стало не до сланцевого газа.

Еще Богословская специализируется на журналистах. Однажды, опять на «Шустер Live», она произнесла монолог, пообещав «говорить реально как мама и бабушка». Кульминацией стали слова: «Я не знаю, что делать с журналистами, 99 процентов работы которых это заказуха и джинса. Я не знаю, что делать с молодняком, который не хочет читать книги, но сидит по двенадцать часов на порнографии, в сайтах». После финальной фразы «мир сходит с ума, кто-то должен стать нормальным человеком», «мама и бабушка» расплакалась.

Неудивительно, что она довела себя до состояния аффекта, поставив в один ряд журналистов и порнографию. В прошлом году 6 июня на день журналиста Богословская в своем блоге на «Украинской правде» обратилась к журналистам с призывом возвращаться к профессии. Свое состояние в этот день она выразила словами: «Категорически настаиваю: наша страна излучает ПОЗИТИВ! И настоящий Журналист по зову профессии и человеческого достоинства просто обязан это состояние транслировать!». И сама подала пример, как надо писать о ситуации в Украине: «Масса отремонтированных дорог, постриженная трава на чистых обочинах, ухоженные чистые коровы с огромным выменем, побеленные деревья и покрашенные дома. Ни одного брошенного или невозделанного поля…» И наконец: «И выглядит эта страна, и люди в ней, красивыми и довольными. И живут наши 46 млн. человек в красивых городах и селах, которые они любят. И одеты украинцы совсем по-европейски, едят продукты, многие из которых вкуснее и натуральнее иностранных, учатся в хороших детсадах и школах, лечатся с применением современного оборудования, создают семьи и рожают детей, слушают и смотрят все, что хотят, говорят, что угодно. И уж точно не чувствуют себя угнетенными диктатурой». Учить «правде» фразами, порожденными фантазиями, — это особое искусство.

Невиртуозный виртуал Гриценко

Провокации действием ниже офицерского достоинства экс-министра обороны. Другое дело — троллить своих соратников в персональном блоге

До погружения Анатолия Гриценко в чистую политику его деятельность имела в основном положительный характер. За время работы в «мозговых центрах» за ним закрепилась репутация серьезного аналитика, а службу полковника Гриценко на посту министра обороны украинская армия до сих пор вспоминает с приятной ностальгией. Все изменилось в тот момент, когда Анатолий Степанович решил делать карьеру политического лидера. Проверка медными трубами собственных амбиций оказалась сложнее военной стратегии и тактики. Переоценка лидерских талантов сыграла с Гриценко злую шутку — сегодня сподвижники готовы подвергнуть его остракизму, а оппоненты и вовсе норовят выставить его шутом гороховым.

Да, Гриценко никогда не позволяет себе провоцировать ни словом, ни делом какую-либо аудиторию. Более того, будучи завсегдатаем всевозможных ток-шоу, отставной министр обороны ведет себя подчеркнуто вежливо и сурово, как подобает человеку, знакомому с понятием офицерской чести не понаслышке. Но, когда Анатолий Степанович остается с компьютером наедине, с ним начинает твориться что-то неладное — вся желчь провокационного свойства обильно изливается в его персональный блог.

Прицельный огонь этих «блогометаний» направлен на коллег по «Батькивщине», в крайнем случае на других оппозиционных деятелей. Оделись соратники в вышиванки — получите виртуальное фе на ровном месте. Завелись «тушки» в родной фракции — нате весь список (абсолютно субъективный, конечно) потенциальных предателей и несущих за это ответственность. И, конечно же, совсем не похож на предателя перебежчик Олег Канивец — единственный, кроме самого Гриценко, представитель партии «Гражданская позиция» в парламенте. Разбирают твое поведение на закрытом заседании фракции — извольте, уважаемая публика, ознакомиться с ходом прений онлайн. А еще Гриценко «готов положить мандат — но только вместе с Яценюком!». Как раз о такой солидарной готовности теми же словами сообщали ранее выходившие из фракции «тушки»…

Сильно задело Гриценко заявление Яценюка о том, что его речи пишут на Банковой: «Не терплю, когда врут!». Если это и не так, похоже, Гриценко искренне не понимает, что публичные провокации против коллег по фракции наносят объективный вред оппозиционному движению.

Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути.

Стена попадется — об стену тяпают; Богу молиться — об пол тяпают...

М.Салтыков-Щедрин "История одного города"

9 июля в Крыму наблюдалось необычное движение по поводу прибытия "всей региональной рати" на празднование 63-й годовщины президента Виктора Януковича. Можно не сомневаться, что никто из них не напомнил гаранту о другой годовщине, пришедшейся на начало июля. Год назад, 4 июля 2012 г., Верховная Рада голосами регионалов, а также коммунистов и литвиновцев спрятала от граждан и даже самой власти все закупки, проводимые государственными и коммунальными предприятиями за собственные средства. Это миллиарды гривен, отданных практически в бесконтрольное распоряжение их менеджеров.

Год назад регионалы уверенно заявляли, что, мол, собственные средства госпредприятий не являются государственными или бюджетными, а посему предприятия вольны распоряжаться ими, как захотят. Более того, тендерные процедуры (вместе с обязательным обнародованием информации) не дают им нормально конкурировать с частным сектором. Или даже позволяют иностранным конкурентам получать даром некую важную коммерческую тайну.

Они с порога отметали возражения оппонентов, включая представителей ЕС, о том, что такой шаг приведет к расцвету коррупции.

Деньги любят точный счет и оценку. Попробуем выяснить, кто же оказался прав.

Журналистский проект "Наші гроші" сравнил на основе данных "Вестника государственных закупок" объемы госзакупок в первом полугодии 2012-го (307,7 млрд грн) и 2013-го (131,9 млрд грн). Разница составила более 160 млрд грн! Согласно результатам исследования, практически перестали публиковать тендерную информацию такие гиганты, как Одесский припортовый, "Турбоатом", "Киевгорстрой" и угледобывающие предприятия.

Эта сумма не может считаться следствием принятия лишь одного злополучного закона. Во-первых, прошлым летом те же регионалы вывели из-под тендерных процедур закупки естественных монополий, превышающие 5–10 млн грн.

Во-вторых, в текущем году весь объем госзакупок значительно уменьшился. По данным Госстата, если в первом квартале 2012 г. запланированный на год объем закупок составлял 570 млрд грн (вместе с тендерами, которые собирались проводить без процедур), то в первом квартале этого года — лишь 311 млрд грн.

Минэкономразвития недавно опубликовало отчет о функционировании системы госзакупок в первом квартале 2013 г. Согласно его данным, количество объявлений о проведении закупок в течение отчетного периода уменьшилось на 43% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Такое падение специалисты министерства объясняют именно влиянием закона: "Уменьшение количества объявлений связано с изменениями в закон о госзакупках, в соответствии с которыми они (закупки) проводятся предприятиями лишь в случае их осуществления за государственные средства"!

Более точную оценку потерь можно получить с помощью данных Госстата. С 2010 г. его тендерная статистика указывает стоимость всех закупок, проведенных заказчиками без применения тендерных процедур (см. табл.).

Годовщина тендерного головотяпства

Если в первых кварталах 2011-го и 2012-го средняя доля беспроцедурных закупок составила около 13%, то в первом квартале 2013 г. — едва ли не в четыре раз больше: почти половину! Если бы этот показатель оставался неизменным, то стоимость всех беспроцедурных закупок госпредприятий составила бы около 4 млрд грн.

Таким образом, вследствие всех прошлогодних законодательных изменений в первом квартале года текущего минимум около 10 млрд тендерных гривен госпредприятий оказались в тени — вне контроля общественности.

Впрочем, нужно помнить, что это приблизительная оценка. Хотя бы потому, что система сбора тендерной статистики Госстата несовершенна. Так, согласно недавно обнародованным результатам анализа Центра политических студий и аналитики, Госстат "потерял" около 80 млрд грн в своей сводной тендерной статистике за прошлый год...

Кроме того, полученный показатель не учитывает закупки предприятий, в которых госдоля превышает 50%, ибо в их случае сказывается влияние слишком многих факторов.

Способствовали ли изменения закона росту коррупции на госпредприятиях? Получить ответ на этот вопрос позволяет апрельское письмо СБУ в Кабмин с красноречивым названием "О криминализации сферы государственных закупок". Оно оказалось в распоряжении ZN.UA и было опубликовано на сайте газеты в начале уходящей недели.

Глава СБУ оценил размер убытков от коррупционных сделок в этой сфере в 10–15% расходной части госбюджета ежегодно (от 35 до 52,5 млрд грн). И недвусмысленно связал их с выведением в тень закупок предприятий за собственные средства. С конкретными примерами злоупотреблений. Его обеспокоенность понятна. Не только граждане, но и органы власти потеряли доступ к информации обо всем массиве этих закупок.

В феврале этого года лидеры трех оппозиционных фракций в Раде зарегистрировали законопроект №2207, который обязывает госпредприятия публиковать отчет о каждой закупке за собственные средства. Казалось бы, он является непроходным из-за позиции регионалов и их сателлитов.

Однако весной Инна Богословская в прямом эфире заявила, что фракция Партии регионов готова его поддержать. На практике единодушного голосования регионалов и оппозиции так и не состоялось. Видимо, сработало отсутствие среди авторов законопроекта хотя бы одного нардепа-регионала. Кроме того, насколько известно автору, специальная рабочая группа во главе с И.Богословской намеревалась разработать комплексные изменения в закон с учетом и норм проекта №2207.

Примечательно, что в опубликованной ZN.UA переписке СБУ, Кабмина, а также АМКУ, МВД, Минэкономразвития и Минфина глава СБУ фактически предлагает поддержать положения законопроекта оппозиционеров — "для устранения предпосылок злоупотреблений". Представители всех ведомств, кроме Минфина, достаточно ясно выразили свою поддержку этой идеи.

Интересно, что летом прошлого года Минэкономразвития тоже предлагало предусмотреть "норму относительно необходимости обнародования информации о закупках, которые будут осуществляться госпредприятиями за собственные средства" (см. " HYPERLINK "http://gazeta.zn.ua/ECONOMICS/viktor_fedorovich_poslidovniy.html" Виктор Федорович Послідовний", ZN.UA №26 от 3 августа 2012 г.).

Что ж, появилась надежда, что, вернувшись осенью из отпусков, оппозиционеры и регионалы таки договорятся и обеспечат хотя бы минимальную открытость этих закупок.

...А президенту-имениннику не позавидуешь. В 2011 г. он отверг законопроект о выведении в тень тендеров госпредприятий. Мол, это противоречит стандартам ЕС. Через год его поддержал (близились выборы, нужен был "кэш"?). А теперь бояре и челядь рекомендуют все отыграть назад. Ну как тут не вспомнить "Историю одного города"? С жителями-головотяпами и градоначальником города Глупова Дементием Брудастым, у которого вместо головы был органчик всего лишь с двумя мелодиями: "Не потерплю!" и "Разорю!"...

Президент требует репрессий. Чтобы головы летели вместе с погонами. Выступая перед принимающими присягу судьями, он потребовал еще «кадровых решений» в связи с событиями во Врадиевке. Так что можно не сомневаться – сегодняшними отставками дело не ограничится.

С одной стороны – вроде бы все логично. Резонансное преступление на личном контроле главы государства – тут увольнением начальника провинциального райотдела вопрос не закроешь. Раз уж на всю страну шум – бери выше.

Брать выше действительно есть смысл. Потому что в Николаевской области не произошло жуткое преступление. Убийства, насилие, вымогательство и рейдерство там процветали на протяжении длительного времени. Взять хотя бы налет рейдеров (вооруженный, между прочим) на агрофирму Корнацого. Или скандал на выборах – когда бойцы «Беркута» отбирали у людей гарантированное Конституцией право выбора. По чьему приказу они действовали?

Обо всем этом наверняка знал начальник областной милиции. Не мог не знать – или грош ему цена, как профессионалу. Значит, либо он вообще некомпетентен и гнать его в три шеи, либо он покрывал преступные действия подчиненных. То есть – тем паче гнать. Как-то трудно поверить, что совершенно не в курсе был прокурор области. Уж про выборы и налет на агрофирму точно знал. Реакции ноль. То есть – тоже можно сделать выводы.

Странным образом из всех этих неприятностей выходит чистым и сохраняет губернаторское кресло Николай Круглов. Ведь это его заместитель Травянко был кандидатом, ради победы которого «Беркут» вел бои с местным населением. Да и за криминогенной обстановкой он тоже должен посматривать. Пока об увольнении губернатора Янукович не говорит, сосредоточившись на правоохранителях. А говорить надо – если в области бардак и беспредел, значит ее глава не умеет или не хочет работать. Тут Янукович прав – кадровые решения нужны масштабные. Но если быть справедливым – Янукович тоже виновен.

Если посмотреть на происходящее шире – кто назначил губернатора? Кто назначил министра, у которого в ведомстве работают насильники и убийцы? Кто предложил кандидатуру Генерального прокурора, чье ведомство давно сосредоточилось на бизнесе и политических преследованиях, совершенно забыв про основную свою задачу? Это все – президент. Так что в искреннюю озабоченность главы государства я верю, но я не верю, что его беспокоит криминалитет в погонах или бездействие губернатора. В конце концов – на президентские денежные потоки никто не посягал, под Межигорье с плакатами не выходил, а остальное его не слишком беспокоит. И все-таки он требует самых суровых мер. Почему?

Ответ простой. Янукович очень напуган. Его страх, поселившийся в душе в далеком 2004 году, никуда не пропал. Виктор Янукович очень боится людей. Но в последнее время он успешно успокаивал себя тем, что все под контролем, страна в кулаке, враги разобщены и напуганы – никто не рыпнется. Его покой хранят верные орлы Захарченко, за рисование высочайшего трафарета на стенах дают сроки, так что можно успокоиться. И тут – такое.

Где-то в провинции возмущенный властью народ выходит на улицы. Это не мирная акция, с уведомлением органов власти за сутки и возможностью запретить ее через суд. Это настоящий бунт, народ идет громить райотдел, а охранники власти в ужасе закрываются в подвале. И Янукович отчетливо понимает, что он остался совершенно беззащитен. Если эта толпа, увеличиваясь в размерах, пойдет на Киев, ему конец. Они снесут первый заслон охранителей, а дальше охранять будет некому – разбегутся. Янукович вдруг понял, что его действительно спасет только чудо, а надежды на охрану и соратников не оправдались.

Теперь именно страх руководит президентом. Чтобы погасить бунт и успокоить людей он готов принести в жертву кого угодно. И Захарченко действительно стоило сохранить лицо и уйти, а может даже убежать – с его «семейными гарантиями» покончено. Другое дело, что репрессиями среди охранителей Янукович не ограничится.

Думаю, он будет мстить бунтовщикам. Не сразу, чтобы не спровоцировать новый бунт. Позже. Но заплатить людей за свой страх он обязательно заставит. Правда, безопасность ему это не вернет. И покой тоже. Потому что никакие ротации в исполнительной власти и правоохранительной системе, никакие массовые аресты во Врадиевке не решают проблему Януковича. Главный его враг, как и раньше, остается рядом и строит козни…