Статьи
16 июля в Фастове Киевской области оппозиционные активисты прорвались в милицейское отделение. Они требовали показать комнату для пыток, которая, по их словам, есть в РУВД. Поздно вечером 12 июля другая акция состоялась возле Святошинского районного отделения милиции в Киеве. Участники протеста подрались с бойцами «Беркута», требуя наказать милиционера, который ударил активистку. Во время ожесточённой стычки был сломан забор вокруг здания, пострадали люди с обеих сторон.
Произвольная система
Украинская правоохранительная система нуждается в кардинальных переменах. Об этом свидетельствует общественное возмущение действиями милиционеров, это признают и в Министерстве внутренних дел. Однако попытки реформировать отечественную милицию ни к чему не привели. Произвол, применение насилия и пыток, коррупция и отсутствие общественного контроля ведут к тому, что милиция не пользуется авторитетом у всех слоёв населения. По данным исследования Института социологии НАН Украины, лишь 1% граждан полностью доверяет милиции. При этом финансирование МВД каждый год увеличивается: если в 2012 году ведомству выделили 14,5 млрд грн., то в 2013-м — уже более 15 млрд грн. Но для успешной реформы нужно ещё больше денег, утверждают милицейские чиновники — не менее миллиарда каждый год дополнительно.
А пока, вступая в контакт с сотрудниками правоохранительных органов, украинские граждане рискуют стать жертвами милицейского произвола. В 2012 году в прокуратуру поступило более 114 тысяч жалоб на действия милиции. Расследования велись только по 1750, из них лишь 320 закончились возбуждением уголовных дел. На пытки в украинской милиции много раз обращал внимание Европейский суд по правам человека. По данным директора организации «Международная амнистия» в Украине Татьяны Мазур, в стране до сих пор нет независимого органа для расследования жалоб на действия работников милиции. Как и раньше, заявления о пытках эффективно не расследуются, а те, кто настаивает на рассмотрении своих жалоб, рискуют увязнуть в многолетних судебных тяжбах.
По старинке
Слабые попытки усилить контроль над действиями милиции предпринимались с 2005-го по 2010 годы — регулярно работал Общественный совет при МВД, который прекратил своё существование в марте 2010-го, когда Анатолий Могилёв сменил Юрия Луценко на посту главы МВД.
Экс-министр МВД, а сейчас оппозиционер Юрий Луценко уверяет, что пытался изменить порочную милицейскую систему. Но успеха не достиг. «На тот момент не было парламентского большинства», — оправдывается политик. Большой проблемой Луценко считает старую советскую законодательную базу. По его данным, из более 50 законов, внесённых тогда в парламент от имени МВД, прошёл только один — Закон «О дорожном движении». «Результат: за два года на 7 тысяч мы уменьшили количество жертв на украинских дорогах», — хвастает экс-министр.
Впрочем, разрушать действующую систему никто не собирался, утверждает Луценко. Кроме того, даже новые законы о милиции не гарантировали успеха. «Всё это упёрлось бы в старую прокуратуру, суды и систему государственной власти», — рассуждает оппозиционер. Ему вторит глава украинского отделения «Международной амнистии»: Мазур уверена, что изменить ситуацию к лучшему в украинской милиции невозможно преобразованием одного только МВД — необходимо реформировать прокуратуру и создать независимый орган, который бы эффективно и оперативно расследовал заявления о милицейском произволе. «Именно безнаказанность приводит к грубым нарушениям прав человека, ведь зная о том, что смогут уйти от ответственности, милиционеры совершают преступления, — отмечает Мазур. — Прокуратура, которая сейчас отвечает за расследования преступлений «стражей порядка», выполняет свои функции неэффективно из-за круговой поруки и тесного сотрудничества с милицией».
Плохая статистика
Одним из главных источников проблем является порочная система отчётности в правоохранительной системе. «Карьера милиционера, судьи и прокурора зависит от статистики. Как только падает процент раскрываемости преступлений, идёт предписание прокурора о наказании, вплоть до снятия с должности», — поясняет Луценко.
Будучи министром внутренних дел, Анатолий Могилёв году тоже признавал, что критерии оценки работы правоохранителей являются главной причиной пыток. «Милиционеров поощряют раскрывать большое количество преступлений любыми методами», — заявил он тогда. При этом Могилёв сравнивал Украину, где от милиции ожидают раскрытия преступлений на уровне 60–70%, с Польшей, в которой этот показатель составлял 40%.
Планы по реформированию ведомства есть и у нынешнего руководства МВД. Однако изменение системы статистики в них не входит. По данным замминистра внутренних дел Сергея Черных, к 2015 году украинская милиция будет переименована в полицию, а личный состав пройдёт переаттестацию. Кроме того, по словам Черных, полиция должна состоять из криминальной, финансовой, транспортной, специальной полиции и полиции общественной безопасности. На втором этапе реформирования планируется создать Государственное бюро расследований и реформировать внутренние войска.
К слову, похожий сценарий реализовали российские власти — в 2011 году там тоже реформировали милицию, переименовав её в полицию и проведя переаттестацию сотрудников. Но число нареканий на работу ведомства не уменьшилось.
Между тем пока оппозиция штурмует столичные райотделы милиции, в мятежную Врадиевку возвращается милицейский произвол. По данным николаевского издания «Новости-N», участников акций протеста у райотдела милиции начали массово вызывать на допросы в прокуратуру. По словам одного из организаторов акций Анатолия Бурлака, людям говорят о том, что они были зафиксированы на видео во время митингов у милицейского отделения. При этом, как пишет издание, никаких повесток не вручают, а списки участников акций занимают две страницы.
Пять примеров реформы правоохранительных органов за рубежом
Польша: общественный контроль
Самые радикальные перемены польская полиция пережила в начале 90-х годов. К власти в стране пришли вчерашние оппозиционеры и диссиденты. Министром внутренних дел стал Кшиштоф Козловский, который до этого подвергался преследованиям со стороны органов госбезопасности, был осуждён и сидел в тюрьме. В течение пяти лет после реформы с 1990-го по 1995 год обновилось 60% состава полиции. С тех пор набор новых людей в польскую полицию происходит на конкурсной основе. На одно место может претендовать несколько десятков желающих. Служба надзора за деятельностью полиции подчиняется напрямую главе ведомства и занимается раскрытием преступлений среди правоохранителей. В стране действуют механизмы общественного контроля. Например, свои законодательные инициативы польское МВД согласовывает с правозащитными организациями. Правозащитники имеют право зайти в любой полицейский участок, чтобы проверить условия и обращение с людьми в камерах предварительного заключения. Результат налицо: если в 1987 году уровень доверия поляков к полиции составлял 23%, то к 2009-му вырос до 72%.
Грузия: с чистого листа
Первым шагом реформы стало увольнение руководства всех силовых структур страны. Основной упор был сделан на перемены в дорожной инспекции, сотрудники которой имели репутацию самых коррумпированных из-за массовых поборов на дорогах. Вторым этапом реформы стало принятие в 2004 году закона «О патрульной милиции» и увольнение 30 тыс. полицейских. Взамен были набраны и обучены «с чистого листа» новые люди. Штат был обновлён на 88%, а общая численность сотрудников МВД сократилась с 85 тыс. до 26 тыс. По словам руководителя департамента МВД Грузии Шота Утиашвили, в 2005-м за взятки были посажены за решётку 200 сотрудников полиции, в 2006-м — ещё больше. Только после этого количество полицейских, арестованных за взятки, стало сокращаться. Ещё один шаг — повышение зарплат всем сотрудникам полиции. Заработная плата выросла в 10–15 раз: при средней зарплате в Грузии в $200 участковый инспектор зарабатывает $400–500 в месяц, патрульный — $600–1000. Кардинальные изменения претерпела и кадровая политика: система отбора сотрудников МВД состоит из многочисленных тестов. Правда, с приходом новой власти успех реформ был поставлен под сомнение в связи с информацией о пытках со стороны грузинских полицейских.
Шотландия: экономия прежде всего
Реформа полиции в Шотландии — одна из самых молниеносных в истории. Специальный закон о реформе принят летом 2012-го, а основные его положения реализованы уже к апрелю нынешнего года. Толчком к переменам послужил бюджетный дефицит — денег на финансирование полиции в прежнем объёме не хватало. По словам главы полиции Шотландии Вика Эмери, бюджет на 2013 год необходимо было сократить на $100 млн (при общем бюджете в $1,5 млрд). «Мы не рассматриваем полицию в качестве бизнеса. Однако хотели бы позаимствовать принципы и этику, применяемые в бизнесе», — сказал Эмери. Если раньше шотландские силы правопорядка состояли из восьми различных подразделений, то теперь все они объединены в рамках одной структуры. Это позволило избежать дублирования функций. Использование полицейского автопарка из 3500 автомобилей стало более рациональным, поскольку координируется из одного центра. Часть освободившейся недвижимости полицейских управлений была выставлена на продажу. Реформа дала видимые результаты: уровень преступности в Шотландии за последний год снизился на 13%, до минимального уровня за последние 39 лет.
Эстония: зарплаты выше среднего
В советское время преступность в Эстонии была ниже, чем в среднем по СССР. Но и здесь в начале 90-х появились рэкет, бандитизм и коррупция в правоохранительных органах. Ситуация зашла далеко: к 1994 году по уровню умышленных убийств Эстония опережала Россию. Косметические реформы эффекта не дали, и властям пришлось менять внутреннюю структуру ведомства. Образцом послужила финская модель «невоенизированной полиции»: организация, оказывающая гражданам услуги. Значительную часть личного состава уволили. Если в 1991-м в Эстонии было 7000 полицейских, то к началу 2000-х годов — 3500. Самое серьёзное сокращение работников полиции состоялось в 1999 году, когда после российского дефолта эстонская экономика испытывала проблемы. Чтобы сохранить уровень зарплат, власти уволили больше тысячи полицейских. Сейчас самая низкая зарплата полицейского примерно такая же, как средняя зарплата по стране. В первый год работы констебль получает около $850 ежемесячно, заработная плата комиссара — $1000. В 2010 году под одной крышей были объединены департаменты полиции, пограничной службы и миграции. После завершения реформы уровень убийств в Эстонии снизился в 3,5 раза, а доверие к полиции выросло: в 2000 году полиции доверяло 36% граждан, в 2012-м — 90%.
Литва: босые, но вежливые
Власти Литвы пытаются перезагрузить национальную правоохранительную систему вот уже два десятилетия подряд. В конце 1990 года в республике был принят закон о полиции. Инициаторы реформ хотели, чтобы полиция превратилась в уважаемый общественный институт. Отчасти это удалось: литовские полицейские вежливы и обязательно представляются, прежде чем обратиться. Если они услышат русскую или польскую речь, то и обращаются по-русски или по-польски. Системы, по которой полицейский должен раскрыть какое-то количество преступлений, в Литве нет. Поэтому за «галочками», как в России или Украине, полицейские не гонятся, и это снижает коррупцию в рядах стражей порядка. Жалованье полицейского в сельской и городской местностях одинаковое. Большое внимание уделяется физической подготовке — в Литве нет пузатых полицейских. Реформа считается удачной: уровень преступности стабилизировался, сократилось число ДТП, условия труда полицейских улучшились. Но экономический кризис обострил ситуацию.
В 2011 году в некоторых районах полицейские в связи с нехваткой денег пересели с автомобилей на велосипеды. Урезание зарплат вынудило правоохранителей прибегнуть к непривычным методам борьбы за свои права: сотрудники полиции босиком выходили на акции протеста под лозунгом ««Босой сотрудник — люди в опасности». Основные требования — возвращение зарплат и отмена увеличения рабочей недели, которую довели с 40 до 48 часов.
- Информация о материале
Говорят, что о команде всегда судят по ее лидерам. Это правильно и логично. Кто руководит, тот и определяет лицо партии и ее действия. Вот и давайте посмотрим на новомодное якобы «непартийное» образование под названием «Украинский выбор». О лидере этой силы общеукраинского масштаба известно многим. И кто у Медведчука отец – в годы оккупации Владимир Медведчук работал в оккупационной администрации и отвечал за обеспечение Третьего Рейха рабочей силой с Украины. На этом неприглядном (а может для сторонников «Украинского выбора» и вполне прилично фоне) как-то весело выглядят потуги Медведчука и его компании пиариться на всем, что связано с Советским Союзом, Великой Отечественной войной и прочее. Например, желание впрыгнуть летом в такую модную российскую штуку как байк-шоу в Севастополе (но об этом позже).
Желая загладить вину отца перед Родиной молодой Витя сначала работал внештатником милиции на почтовом отделении, а став студентом был активным участником ДНД. Тут уже Витя со товарищи распоясался, избил двух школьников, отсидел год в СИЗО и вышел на свободу «в связи с изменением обстановки» (ст. 7 УПК), то есть по нереабилитирующим обстоятельствам. Но прошлое Медведчука – это вопрос истории, желающим ознакомиться рекомендуем книгу Дмитрия Чобота «Нарцисс».
А мы перейдем к Харьковским апостолам «Украинского выбора». Вот Андрей Лесик. Депутат горсовета, честный и непримиримый борец за народ. Правда постоянно меняет свои взгляды. При помаранчевой власти любил одеть вышиванку и просился в «Батькивщину». Не успел. По списку тигипковской «Сильной Украины» прошел с другом Саттаровым в харьковский горсовет и тут же из партии вышел. Сейчас лидер местного «Украинского выбора». Вроде как пару раз проводил какие-то протестные акции. Правда эти акции больше отдают самопиаром. Одна акция по сланцевому газу, одна по землеотводам. Главное, чтобы сняли по телевизору. Тут как раз и помощь подоспела – дружок Виталий Саттаров, директор телекомпании «Фаворит». На фоне такого распиаренного борца со всем – любая неприятность впрок. Облили автомобиль кислотой – это коррупционеры и приспешники Шелла меня хотят запугать. Но соседи и близкие люди говорят другое – жена Ира умаяллась обвинять мужа в постоянных изменах и попортила машину. А он спустя некоторое время решил супругу и мать своих троих детей «повоспитывать», да так хорошо, что она сняла побои и написала заявление в Ленинский райотдел милиции. Но следователь Чумика оказался человеком чутким к нуждам и лишениям небедных депутатов городского совета, поэтому об уголовном деле, тем более о его расследовании никому ничего неизвестно. Кроме следователя и господина-пана Лесика.
Поэтому Андрей Лесик и далее будет бороться за харьковчан, а также за Таможенный союз, русский язык и развал Украины на отдельные субъекты – Спобожанщину, Новороссию и т.д. Правда и тут не без приколов. Так, провел 10 июня в Харьков-Паласе «Украинский выбор» конференцию, где уважаемые гости из России учили хохлов глупых как жить дальше. А потом один из организаторов – небезызвестный журналист Константин Долгов криком исходит в интернете и при всех встречах: отдайте мои 1500 долларов за конференцию, а то русская идея – это хорошо, но деньги почему-то дают не лидеры «Украинского выбора» - Лесик и Саттаров, а я, честный журналист Константин Долгов. Но деньги не отдали, а из «Украинского выбора» выгнали. Идеолог «УВ» из Киева, но с харьковской пропиской – Елена Маркосян так и сказала – ну что поделать – болезнь роста. (Очень уж растет и крепнет «Украинский выбор», а рейтинг – просто закачаешься). На что Константин Долгов обиделся и теперь его ресурс — интернет-издание «Глагол» вовсю «мочит» вчерашних друзей.
Но «выбор» работает дальше. Оказалось, что они креативны и модны. А Саттаров – это еще и Харьковское отделение московского байк-клуба «Ночные волки», президент которого «Хирург», он же Александр Залдостанов – личность небезызвестная. Сам «Хирург» не скрывает, что его байк-движение пользуется не только моральной, но и иной (финансовой, административной и прочей) поддержкой Кремля и лично Владимира Владимировича. Именно поэтому «Ночные волки» могут себе позволить забрать мотоциклы у другого подмосковского клуба и избить других байкеров, а что, с нами ВВП, нам все можно. Потому зеленоградский клуб «Три дороги» - вне закона. Ведь раньше они были в составе «Ночных волков», а потом решили жить сами. Ан нет – поехали волки «расшивать» неверных да нарвались на отпор. Ушли как «волки позорные».
Кстати о «волках позорных». Харьковские «ночные волки» очень любят похвастаться своими делами, благо друг Саттаров по ящику на своем канале «Фаворит» покажет. А потом выясняется – что, мероприятия по празднованию Дня Победы на «Высоте маршала Конева» проводили не «Ночные волки», а совсем другие люди. Это друг Саттаров попиарил своих «волков». Правда и в стае Харьковских «ночных волков» разброд и шатание – Рубер обвиняет Слона во всех мыслимых грехах, а киевский «волк» Верещагин – вообще враг народа. Ну да это уже их проблема.
А вот рок-фестиваль в Севастополе – «Эпилог» - это уже наша проблема. Сам Залдостанов «Хирург» считает границу Украиной и Россией – трагедией, а разделение Украины и России на два государства – происками вражьих сил, ну а Севастополь – самым русским городом мира и т.д. Будем надеяться, что мотоколонна «Ночных волков» в Украине не будет как в Зеленограде наводить порядки и разбираться с неверными, а вообще – по поводу «Украинского выбора», «Хирурга» и ежегодного русско-фашистского шоу в Севастополе – вопрос много, доколе в конце концов.
- Информация о материале
Садисты, взяточники и коррупционеры. Такой образ милиции старательно культивируется в украинском обществе. И хотя этот поверхностный набросок далёк от реальности, недавние события во Врадиевке, где «оборотни» в погонах зверски изнасиловали и пытались убить молодую женщину, добавили грубый кровавый штрих к портрету инфернального монстра.
Только человек с запущенной формой паранойи может верить в то, что в милицию специально идут, чтобы грабить и калечить своих сограждан. Многие из молодых пацанов, поступающих в школы милиции, действительно хотят ловить преступников и защищать невиновных. Но циничная правоохранительная система выстроена так, чтобы ломать наивные юношеские мечты. Перед любым, попавшим в неё, стоит простой выбор: оставаться честным или жить безбедно. Выбирающих первое крайне мало по вполне понятным причинам. Безбожно набивать свои карманы тоже не получится, если, конечно, ты не находишься на верхних звеньях милицейской пищевой цепочки. Поэтому большая часть выбирает золотую середину.
Даже мне, заклятому противнику конспирологии, всё больше кажется, что наши «элиты» нарочно это подстроили. Хотя, приписывать нашим «вождям» хитроумные заговоры – это явная переоценка их интеллектуальных способностей.
Нищеброды
Милицейская служба в Украине непрестижна. С одной стороны – весьма скромные зарплаты. С другой – всеобщее недоверие к органам МВД. Недоверие из-за коррупции, пыток и злоупотреблений. Злоупотребление и коррупция – следствие нищеты.
Американский сержант полиции за годы безукоризненной службы может заработать на собственное жилье, бунгало у моря или озера, и недорогую яхту – чтобы рыбачить на старости лет. Или открыть свой небольшой бизнес – не лоток на базаре, а ресторанчик или бар. При этом, выйдя на пенсию всё тем же сержантом. Дослужится до лейтенанта там крайне сложно – это уровень начальника РОВД по нашим меркам. Капитаны в США возглавляют полицию крупных городов, а о генералах полиции я даже и не слышал.
Украинский сержант милиции за годы безупречной службы может дослужиться до подполковника (а то и выше). Но если служба его была безупречной в прямом смысле слова (взятки не брал, дела под заказ не открывал и не закрывал), его сбережений и пенсии хватит разве что на старую хату в глухом селе, да ещё картошку сажать придётся, чтобы не жить впроголодь.
- У нас одну рубашку выдают на полгода, китель на три, брюки на два с половиной года, - рассказал журналистам на условиях анонимности майор МВД из Киева. - А при задержании преступников через заборы лазить приходится, злоумышленники сопротивляются. Порвал штаны и китель, приходишь к руководителю: так и так, при задержании порвались. А он говорит: «Где я тебе возьму? На складе нет, зашивай!» Потом приходит проверка и упрекает: «Почему в латаных штанах? Выговор тебе!» Приходится за свои покупать при зарплате в 3 тыс. грн.
У милиционера есть два пути улучшить стандарты своей жизни: уйти в частный сектор или злоупотреблять. И поскольку в наши суровые времена на «гражданке» с рабочими местами тяжко, то остаётся…
Психологический портрет
Поскольку милицейская служба непрестижна, встретить в её рядах одарённую молодежь крайне трудно. Всё чаще там попадаются индивидуумы не только, скажем так, трудной судьбы, но и странной ментальной конституции.
Об этом говорилось в статье, которую больше года назад я редактировал в журнале «Український тиждень».
- Кто сейчас приходит в МВД? – рассказывает один офицер. - Ребята после срочной службы в ВСУ. А кто попадает в армию? Те, у кого не хватило денег откупиться, или те, у кого не хватило мозгов в голове, чтобы поступить в вуз. Кандидатам на службу в милицию позволяют пересдавать психологические тесты до тех пор, пока они их не пройдут, потому большой недобор. Такой контингент не знает элементарного, и по своему психотипу вообще не может быть милиционером.
Юрий Ирхин, начальник кафедры прикладной педагогики по работе с персоналом Национальной академии внутренних дел уверен, что в МВД, как и в большинстве правоохранительных структур, на фоне работы со специфическим контингентом особенно ощутима профессиональная деформация. Одних работников это делает асами своей работы. Другие, наоборот, становятся циничными и жестокими, у них исчезают любые человеческие эмоции.
- Это очень опасно, ведь следующим шагом может стать преступление, - отмечает Ирхин.
Социальный психолог Владимир Селиванов считает, что милиция - это структура, в которой власть и сила являются стержневыми ценностями. Поэтому служба в органах привлекательна для субъектов с ярко выраженным стремлением к власти.
- Для людей признание их силы - одна из ключевых социальных потребностей, - объясняет он. - Такую потребность часто понимают как уважение. А уважения и признания силы можно достичь двумя способами. Первый – самому становиться сильнее, опытнее, важным для общества. Второй – унижать других, подтверждая таким образом свою силу. Очевидно, что первый способ более сложный, он требует постоянного развития личных качеств. В организации, построенной на ценностях власти и силы, должна быть строгая система ценностей и правил. Если человек с оружием игнорирует её, и при этом его потребности в уважении не удовлетворены, он может направить свою энергию в неконтролируемое русло. И поэтому превышение служебных полномочий ради того, чтобы доказать «кто здесь главный», не редкость.
Перегибы на местах
Как-то старший лейтенант милиции, мой знакомый, за рюмкой чая спросил: «Знаешь, что делать, если ты идешь, к примеру, по скверу, тебе дико приспичило, но рядом – патруль?» «Нет», - говорю. «Иди к патрулю и спроси, где отлить можно. Тогда тебя не тронут, потому что получается, что ты отливаешь в общественном месте по крайней нужде и с разрешения представителя власти». Тогда я лишь посмеялся, но где-то через неделю вечером на бульваре Давыдова в Киеве убедился, что это действует.
Лично у меня за всю сознательную жизнь была лишь пара неприятных ситуаций с милицией. Конечно, наличие журналистского удостоверения очень помогает. Но главное: 1) я выгляжу как законопослушный гражданин; 2) поступаю как законопослушный гражданин; 3) живу в Киеве.
Чем дальше вы отдаляетесь от столицы, тем больше вы рискуете столкнуться с перегибами на местах. В более-менее крупных городах (с населением не менее 30-50 тыс.), как правило, ресурсы и власть (в том числе и влияние на правоохранительные органы) распределены между выходцами из более чем десятка семей. Распределены неравномерно, поэтому там существует хотя бы скрытая конкуренция между местными элитами. Оступишься – тебя «сольют». Проще говоря, наявны факторы, сдерживающие беспредел.
В населённых пунктах поменьше, как посёлок городского типа Врадиевка Николаевской области, всё запущено. Из-за демографических факторов (грубо говоря, немногие селяне могут позволить себе высшее образование) там местная элита формируется из одной, максимум двух семей. Райадминистрация, РОВД, прокуратура, местный суд – сплошные братья, кузены, тётушки, дядюшки, зятья, тёщи, крёстные… То есть, высшая каста состоит фактически из одной родни. Положение дел цементируется, если кто-то из этой касты подымается по властной вертикали до уровня области, а то и столицы. Как это было и во Врадиевском районе.
В этой феодальной системе субъекты с деформированной психикой и недореализованными социальными потребностями чувствуют себя особенно комфортно. И зайти они могут весьма далеко, делая жизнь простых обитателей «угодий» несносной. Не исключено, что на счету Евгения Дрыжака и Ко – целая серия изнасилований и убийств.
Положение дел в удельном княжестве Врадиевка изменило стечение обстоятельств. Пьяные садисты думали, что добили Ирину Крашкову. Но молодая женщина выжила и нашла в себе силы с проломленным черепом добраться до соседнего села. В районной больнице нет нейрохируга, и поэтому девушку в бессознательном состоянии доставили в Николаев. У тамошних журналистов хороший инсайд в Управлении охраны здоровья. У дверей палаты Крашковой уже дежурили камеры и диктофоны. Придя в себя, Ирина не побоялась всё рассказать. Видео пошло в Интернет. Делом заинтересовалась центральная пресса. Ну, и пошло-поехало.
А сама по себе Врадиевка не уникальна. Таких «врадиевок» много. Просто там местные «дрыжаки» если и заходят так далеко, то добивают жертв наверняка без лишних свидетелей.
Много ненависти
И всё же, «дрыжаков» на самом деле меньше, чем принято считать (хотя, и несколько больше, чем хотелось бы). Но ненависть к «мусорам» повсеместна.
Её истоки понятны. Несильно углубляясь в социопсихологию, это можно объяснить так: у нас традиционно если не ненавидят, то недолюбливают всех представителей власти, при этом, повинуясь социальным инстинктам, стараются во власть попасть.
Однако всеобщее негативное отношение ко всем без исключения милиционерам таит в себе опасность. Опасность эта заключается в том, что люди, на которых возложена обязанность защищать законные права каждого из членов общества, выделяются в отдельную социальную группу, которую все члены общества, в неё не входящие, открыто ненавидят. Ненависть по большей части инстинктивна, и поэтому иррациональна. Простому менту, ни в чём подсудном не замешанном, она непонятна. Поэтому, сталкиваясь с этой ненавистью, он ненавидит в ответ.
Я не исключаю, что это заметили некоторые провластные полит- и медиа- «технологи». И предполагаю, что противостояние по линии «менты и мы» будет раскручиваться в преддверии 2015 года. Зачем?
Помните 2004-й, когда многие региональные подразделения МВД чуть ли не в открытую перешли на сторону протестующих? Помните, как простые «убоповцы», вопреки прямому запрету генералов, «паковали» боевиков, готовящих провокации в интересах власти? А тогда ведь с «майданов» кричали не «Менты – козлы!», а «Милиция с народом!», и забрасывали спецназ не «коктейлем Молотова», а цветами.
- Информация о материале
Каждый третий литр бензина в Украине – фальсификат. Об этом журналистам рассказал президент Киевского автомобильного клуба Максим Головин в ходе пресс-конференции. Как передает корреспондент Новости Украины – From-UA, в мероприятии также приняли участие эксперт рынка нефтепродуктов консалтинговой компании UPECO и главный редактор еженедельника «Нефтерынок» Александр Сиренко, глава движения «Я ненавижу Укравтодор» Андрей Черников и независимый эксперт Валентин Землянский.
На пресс-конференции были объявлены результаты проверки проб бензина, проведенного «УкрНДНЦ химмотологии и сертификации горюче-смазочных материалов и технических жидкостей», которые были взяты 30 мая специалистами научно-исследовательского центра совместно с Киевским клубом автомобилистов.
Результат оказался удручающим – качество украинского бензина значительно хуже европейского. Как минимум 30% продаваемого в нашей стране бензина не соответствует ни старым отечественным стандартам, ни нормам Евро-4 и Евро-5. При этом тестировались марки Shell, КЛО, БРСМ-Нафта, ABIAC плюс, Газовик, ТНК, Талисман, Народная, ОККО, WOG.
Кроме того, данные результаты в сравнении с ранее проведенными экспертизами подтвердили, что, несмотря на постоянный рост цен на бензин, качество топлива в стране становится только хуже.
Так, анализ показал, что октановое число и детонационная стойкость горючего не соответствует заявленным показателям в 3 образцах из 10. Также не соответствует стандартам и фракционное содержание – 4 из 10, а разрыв между начальной и конечной температурами кипения бензина оказался высоким – 4 из 10. И, наконец, абсолютно все образцы топлива провалили тест на цвет – настоящий бензин бесцветен, в то время как специалисты нашли топливо коричневого цвета.
Большую часть исследованных проб можно отнести к бензинам из низкооктановых компонентов, октановое число которых было повышено путем добавления разрешенных антидетонационных присадок в концентрациях, превышающих допустимые нормы или с добавлением неразрешимых антидетонационных присадок (тетраэтилсвинца).
В связи с этим помощник директора научного центра Ирина Шкильнюк подчеркнула: «Для того, чтобы полностью говорить о качестве топлива, необходимо больше времени и больше показателей изучать. Тогда мы можем четко говорить о том, что топливо требует замены или улучшения его качества. Но уровень бензина А-95 получен химическими путями, не заводскими, с добавлением неких присадок».
По словам Александра Сиренко Госпотребинспекции, не хватает мобильности и быстрого реагирования на случаи «бодяжничества», ведь у самих операторов есть мини-лаборатории, которые мониторят качество горючего, в том числе и у конкурентов. Но этот мониторинг внутренний, непубличный, а госслужба не имеет такого количества лабораторий, к тому же она не спешит публиковать недочеты операторов.
Как уверен специалист, следует ужесточить контроль на границе, а количество проверок топлива на АЗС должно увеличиться минимум в 5 раз – нефтепродукты на заправках очень несвежие, и водители жалуются на его качество.
«Складывается впечатление, что сами операторы, которые имеют свои лаборатории, заинтересованы в таком непрозрачном рынке. Практически каждая крупная сеть имеет свое лоббирование в госорганах. Неужели нельзя пролоббировать увеличение финансирования Госпотребинспекции, чтобы понять, какого качества у нас топливо на заправке – 2001 или 2007 года?» - говорит эксперт компании UPECO.
Стоит отметить, что в конце мая с.г. автомобилисты начали сбор подписей с требованием к премьер-министру Николаю Азарову не повышать акцизы на нефтепродукты, а также усилить госконтроль за качеством импортного топлива. Было собрано 5000 подписей, премьер пообещал всесторонне изучить вопрос целесообразности увеличения акцизов и дал поручение Министерству доходов и сборов обеспечить надлежащий контроль за качеством импортируемых в страну нефтепродуктов.
«Мы уже обратились с соответствующим запросом в МДСУ, чтобы выяснить, как министерство собирается выполнять поручение, - заявляет глава автолюбителей Максим Головин. – Также мы проведем повторный анализ топлива через месяц после начала таких проверок – чтобы узнать, произошли ли какие-то качественные изменения на рынке топлива в результате действий правительства».
«Минфин в прошлом году оценил теневой рынок нефтепродуктов в 20%. Мы рассчитываем, что в результате ужесточения контроля за качеством доля контрафакта на рынке уменьшится. В результате мы получим ответы на вопросы, что ввозится в Украину, сколько акцизов уплачивается за импортируемое топливо, как ввезенный для минимизации налогов суррогат превращается в ЕВРО-95 и почему во время поездок по Европе расход такого же бензина на 25-30% меньше», - прокомментировал Андрей Черников.
Однако специалисты приветствуют решение Азарова пересмотреть повышение акцизов на топливо.
Главред «Нефтерынка» Сиренко объяснил, почему некоторым удобно работать с бензином и почему нужно требовать понижения акцизов.
«Легче всего забодяжить бензин, и акциз у него больше. Если у дизтоплива 46 евро, то у бензина 198. Мы берем какой-то компонент бензина без акциза, добавляем в него присадки и получаем в итоге бензин по той цене, которая у всех. А разницу между акцизами – себе в карман», - рассказал Александр Сиренко.
Иными словами, чем выше цена топлива – тем больше стимулов заниматься кустарным производством. Например, согласись Кабмин на акциз в 396 евро за тонну бензина – прибыль бодяжника составила бы минимум 4200 грн на тонне.
Между тем независимый эксперт Валентин Землянский видит угрозу отхода половины рынка в тень и потери бюджетных денег при увеличении акциза на бензин.
«Если посчитать, что в 2012 году было уплачено 12 млрд грн акциза, то недостающие 22-25% - это как минимум 4 млрд грн. Но если ввести принцип «контроля и учета», то и повышать ничего не придется, все разрешится само собой. Если же пойти «от противного» и поднять акциз, то в тень уйдет половина рынка и бюджет недосчитается гораздо больших сумм», - считает специалист.
Землянский уверен, что для улучшения ситуации требуется «выделить 50-70 млн грн на проверку АЗС, наработать юридическую ответственность, изменить нормативную базу и установить проверки без предупреждений».
Собравшиеся на пресс-конференции сошлись во мнении, что в Украине существует потребность в скорейшем переходе на европейский уровень контроля за качеством нефтепродуктов, потому что в практике ЕС нет понятия «бодяга», поскольку контроль в Европе идет беспрерывно от границы (или производителя) до АЗС. Автомобилисты хотят изменить сегодняшнюю катастрофическую ситуацию путем привлечения общественности к действиям автоклуба и совместно с экспертами призывают власти Украины - в частности, таможню, МВД и СБУ - пресечь поступление контрафакта в страну.
- Информация о материале
В начале июня Кабинет министров поручил Министерству доходов и сборов обеспечить контроль за качеством импортируемых в страну нефтепродуктов. Формальным поводом для такой инициативы стало засилье отечественного рынка фальсификатом. Но у этой медали есть и другая сторона: за первый квартал текущего года поступления акцизного налога с бензинов и дизельного топлива в госбюджет уменьшились на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как потребление горючего в стране снизилось лишь на 7%. Разница между этими двумя цифрами (23%) — не что иное, как контрабанда. В абсолютных цифрах это означает, что казна недосчиталась 1 млрд. грн.
Видимо, подчиненные ведомства Александра Клименко решили, что, если курировать контроль за качеством нефтепродуктов на границе, то автоматически можно взять таким образом в свои руки все каналы поступающего в страну горючего, включая нелегальные. Иными словами, проверка качества топлива на границе превратится в банальный контроль соответствия декларируемых таможенных кодов реальным кодам товаров.
Ряд отраслевых экспертов уже озвучили свою интерпретацию планов Миндоходов, согласно которой конечной целью передачи функций оператора контроля за качеством нефтепродуктов министерству Клименко является задержка товара на границе. Что позволит создать дополнительный рычаг влияния на трейдеров со стороны структур, стремящихся к монополизации рынка оптовой торговли горючим.
Но самое интересное, что в потоке информационного шума вокруг контроля за качеством горючего утонуло важное событие — 5 июня Кабмин принял распоряжение №382-р, которым санкционировал приватизацию ГП «Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА». Из правительственного документа следует, что этот институт включен в список предприятий, подлежащих реализации в 2014 году.
Мало кто знает, что оперируя институтом «МАСМА», можно фактически совершать революции на рынке. Это предприятие от имени государства обеспечивает формирование и реализацию технической политики в сфере стандартизации, сертификации, а также подтверждения соответствия и управления качеством. Что означает: ни один вид горюче-смазочных материалов (и присадок к ним) в Украине не получит добро на реализацию без разрешительного документа этого предприятия. Значимость подобных полномочий хорошо осознают отечественные розничные торговцы, для которых в прошлом году была аннулирована государственная регистрация технических условий (ТУ) на брендовые марки топлива. Таким образом, самые ходовые бензины вмиг оказались вне закона, и, чтобы защитить право их продажи, трейдеры уже год околачиваются в судах разных инстанций.
Не менее приятно для нового собственника «МАСМА» будет также то, что согласно приказу Госпотребстандарта Украины №51 от 19 июня 1992 года этот институт является единственным органом в Украине, наделенным правом разрабатывать, рассматривать, согласовывать и готовить к государственной регистрации нормативные документы на продукцию нефтепереработки и нефтехимии. Это означает, что без визы «МАСМЫ» в стране не появляется ни одно новое ТУ, ГСТУ, или ГОСТ, на нефтепродукты.
Вычислить будущего покупателя института пока нереально. Зато уже появились косвенные признаки того, что глаз на это предприятие положил крупный капитал. Свидетельством может служить смена главы «МАСМА», произошедшая месяц назад, когда место Сергея Свистуна занял Алексей Пшеничка. Формальным поводом для увольнения Свистуна стал многотысячный долг института по заработной плате, из-за чего против Сергея Васильевича было даже возбуждено уголовное дело. Другой вопрос, что экс-топ-менеджера сложно обвинить в том, что государство практически не финансирует кампании по контролю за качеством нефтепродуктов, к которым мог бы привлекаться «МАСМА».
У нового главы института намного больше шансов найти выход из кризисной ситуации. Как-никак за плечами Алексея Пшенички пост зампредседателя Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция), которая и отвечает за проведение плановых ревизий отечественных автозаправочных комплексов. Правда, свои функции НИИ уже скоро будет осуществлять в статусе частного предприятия. Алексея Пшеничку этот факт не пугает в первую очередь потому, что в «МАСМА» он был делегирован ближайшим окружением Президента Украины. В частности, по данным «k:», Алексей Васильевич является правой рукой Юрия Ященко, который в свою очередь слывет креатурой Виктора Януковича еще с 90-х годов, когда они вместе работали в Донецкой облгосадминистрации.
Подтвердить тесные отношения между Пшеничкой и Ященко довольно легко: в разные годы этот тандем владел целой группой предприятий, среди которых ЧП «Инновационные энергетические системы» и ЧП «Инновационные программы». Эти предприятия были основаны в начале 2000-х годов, а в 2010 году Министерство угольной промышленности с подачи Виктора Януковича возглавил Юрий Ященко, замом которого и стал впоследствии Алексей Пшеничка.
С формальной точки зрения после того как «МАСМА» перейдет в частные руки, ничего не изменится, ведь институт уже сегодня подконтролен Минэнерго, глава которого Эдуард Ставицкий слывет ставленником команды главы государства. Другой вопрос, что как раз прямое подчинение Минэнерго связывает «МАСМА» по рукам, ведь любое агрессивное действие со стороны предприятия будет вызывать претензии к министерству. А после того как институт станет частным, появится повод самоустраниться от деятельности предприятия. Кстати, о поглощениях. Недавно Министерство энергетики решило задействовать «МАСМА» в разработке программы тестирования топлива на автозаправочных комплексах. Заявленной целью программы является усиление контроля качества продающихся в розницу нефтепродуктов. Но де-факто под этим предлогом легко остановить деятельность любой сети АЗС.
- Информация о материале
Невзирая на регулярные заявления высокопоставленных чиновников о позитивной динамике отечественной экономики, промышленность продолжает упорно сокращаться. В мае было зафиксировано рекордное с 2009 г. падение объемов производства. Остается загадкой: как с такими "прогнозами" можно управлять экономическим развитием государства?..
Официальная статистика динамики отечественного промпроизводства, недавно обнародованная Госстатом, в который раз "подвела" украинское правительство. Ведь и премьер Николай Азаров, и другие правительственные чиновники неоднократно высказывались о том, что благодаря предпринятым ими мерам во многих секторах отечественной экономики наметилась стабильность. Так, в преддверии прошлого года правительство полагало, что промышленность вплотную приблизилась к настоящему производственному рывку. "Среднегодовые темпы промпроизводства в 2012 г. прогнозируются на уровне 7—8%, в 2013—2015 гг. — 9—10%", — уверено заявил премьер-министр, анонсируя принятие Кабмином инвестиционной программы, которая, собственно, и закладывала механизмы, стимулирующие базовые отрасли.
Основной акцент делался на приросте в химической и нефтехимической промышленности, а также в машиностроении, которое вообще должно было улучшить показатели на 23%.
При этом, когда в 2012 г. все пошло совсем не по правительственному сценарию (по итогам года промпроизводство сократилось на 1,8%), Николай Азаров лично настаивал на том, что нынешний год будет более перспективным для отечественной экономики. "Я убежден, что в 2013 г. нам удастся обеспечить рост ВВП на уровне 3%", — отметил в феврале премьер во время встречи с председателем европейского департамента МВФ Кристофером Джарвисом в рамках визита миссии МВФ в Украину. И обнадеживающе добавил, что данная цифра — еще не предел, рост может быть даже еще большим. Премьера ничуть не смущало, что эксперты из Всемирного банка, ЕБРР и МВФ в своих прогнозах были гораздо пессимистичнее относительно роста ВВП в Украине.
Этот же показатель роста он еще раз озвучил уже мае 2013 г. в ходе встречи с вице-президентом группы по вопросам внешней политики Европейского парламента, членом Прогрессивного альянса социалистов и демократов Либором Роучеком.
По последним статистическим данным ситуация в экономике складывается совсем не так, как заявлял глава правительства. Скрыть реальное положение дел в базовых секторах экономики не под силу даже такому госоргану как Государственная служба статистики.
Согласно статистическим данным, за пять месяцев нынешнего года спад в промышленности составил 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только в прошлом месяце украинская промышленность обвалилась на 9,3% по сравнению с маем 2012 г. и на 5,6% — по отношению к апрелю 2013 г.
Впрочем, эти цифры будут выглядеть куда более пугающе, если учесть такой технический фактор как низкая база сравнения. Ведь 2012-й трудно назвать удачным для украинской промышленности. В последний раз незначительный рост (+2% к аналогичному периоду) был зафиксирован как раз в мае прошлого года. Это были данные по работе промышленности также за пять месяцев. С тех пор наблюдалось систематическое падение, на фоне которого майская статистика выглядит как стремительный обвал. Худшие результаты наблюдались лишь в кризисном 2009 г.
По иронии больше всего страдают как раз те отрасли, которым правительство ранее приписывало производственный бум. Больше всего "просели" машиностроительный сектор, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность — минус 14%, 18,4% и 18,2% соответственно по отношению к пяти месяцам прошлого года. Хотя чиновники уж очень надеялись на эффект от реализации конкретных стимулирующих мер, которые либо так и не были внедрены, либо не дали должного результата.
Абсолютным лидером падения по итогам пяти месяцев стало автомобилестроение — 18,9% за соответствующий период. Спасательный круг в виде спецпошлин на импорт малолитражных автомобилей пока не остановил стремительного сворачивания отрасли. На момент введения спецпошлин автопром находился в столь критичном состоянии, что, как отмечает президент Ассоциации "Укравтопром" Ефим Хазан, "восстановление производства займет достаточно длительное время, поэтому в этом году влияние специальных мер будет незначительным". При этом только в мае, по сравнению с апрелем нынешнего года, производство автомобилей и прочих транспортных средств, по данным Госстата, сократилось на 13,8%.
"В сравнении с маем прошлого года снижение производства наблюдалось практически во всех отраслях, кроме добычи железной руды (+2,7%), продемонстрировавшей рост благодаря запуску дополнительных производственных мощностей в начале года", — констатирует главный экономист Dragon Capital Елена Белан. По ее мнению, падение было вызвано длительными майскими праздниками и продолжительными каникулами ряда промпредприятий. Впрочем, еще раз отметим, что как раз таки в мае прошлого года промышленность в последний раз показала рост. Вряд ли календарный эффект в виде одного лишнего выходного мог так обвалить производство.
"Негативное влияние на динамику промпроизводства продолжал оказывать слабый внешний спрос. В частности, в металлургии, где эффект рабочих дней не должен влиять из-за непрерывного производственного цикла, снижение объемов производства в годовом исчислении составило 11%", — добавляет Е.Белан.
Есть проблемы спроса и на внутреннем рынке. Аналитики "Украинского кредитно-рейтингового агентства" (UCRA) полагают, что снижение промпроизводства происходит из-за вялого кредитования реального сектора экономики со стороны государства. "Участие Национального банка в финансировании экономики остается ограниченным: за пять месяцев 2013 г. объем рефинансирования банков по всем инструментам составил 14,5 млрд грн. Такие тенденции могут свидетельствовать об усилении факторов, ограничивающих потенциал роста экономики", — отмечается в сообщении агентства.
"Результаты мая заставляют нас говорить о том, что ситуация в реальном секторе только ухудшается", — подчеркивает руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.
Впрочем, и такое положение дел в украинской промышленности, по мнению аналитиков, еще не предел. На самом деле сегодня отсутствуют объективные факторы, которые вселяли бы надежду на восстановление промышленности в краткосрочной перспективе. Как отмечает Е.Белан, шансы на рост объемов производства предвещают лишь такие технические факторы как низкая база сравнения и отсутствие негативного календарного эффекта.
"Даже если с июня промышленность начнет расти, что маловероятно, то по результатам года мы можем ожидать спад промышленности минимум на 1,5%", — прогнозирует А.Паращий.
Аналитики UCRA полагают, что способствовать восстановлению промышленности в нынешних условиях может активизация госкредитования. Они не исключают, что для поднятия экономики НБУ может использовать механизмы кредитной эмиссии. Однако "использование денежной эмиссии с целью поддержания экономического роста является затруднительным, поскольку это связано с повышением инфляционных и девальвационных рисков экономики и требует надлежащего контроля над использованием денежных средств банками и реальным сектором", констатируют в UCRA.
Есть надежда и на то, что спецпошлины таки сделают свой вклад в процесс восстановления автопрома, что повлечет за собой хотя бы незначительный рост объемов производства не только в машиностроении, но и смежных отраслях, например в металлургии.
На фоне вышесказанного заявление Николая Азарова в конце ноября 2012 г. во время приветствия творческого коллектива информационного агентства "Интерфакс-Украина" с 20-летием основания о том, что "у нас есть свое видение, как будет развиваться экономика Украины в следующем (т.е. в 2013-м. — Ред.) году", навевает грусть. Ведь создается впечатление, что ситуация в промышленности абсолютно неподконтрольна ни самому премьеру, ни профильным министрам.
Кроме того, похоже, чиновники не принимают во внимание и тот факт, что основной акцент в оптимистическом прогнозе по росту ВВП делался на трех главных аспектах: приросте в агропромышленном комплексе, росте цен на металлургическую продукцию на мировых рынках и активизации внутреннего производства путем запуска инвестиционных проектов, предусмотренных госпрограммой активизации развития экономики на 2013—2014 гг.
Если ситуация в агропромышленном комплексе еще обнадеживает, то два последние аспекта точно огорчают. Поэтому можно констатировать, что нынешний обвал промпроизводства был предсказуем. Что было сделано для того, чтобы сгладить ситуацию, остается под вопросом.
При этом правительство до сих пор продолжает уповать на реализацию именно госпрограммы активизации развития экономики на 2013—2014 гг., которая якобы простимулирует развитие промышленности и экономики в целом. Первый вице-премьер Сергей Арбузов уверенно заявил на первой международной бизнес-конференции ABC: Ukraine & Partners, что данный документ не только обеспечит временное повышение экономической активности, но и станет началом структурных изменений. Однако реализация госпрограммы, старт которой предполагался с начала нынешнего года, постоянно откладывается. Все это может свидетельствовать лишь о том, что государство никак не может запустить механизмы, на которые так рассчитывает падающая промышленность. А потому все прогнозы и обещания со стороны чиновников о каких-либо перспективах существенного роста выглядят пустой болтовней.
- Информация о материале
Страница 945 из 1561
