Статьи
Трясясь по корявым киевским дорогам на торжественную пьянку по случаю первой годовщины «Харьковских соглашений» по ЧФ, невольно начинаешь вспоминать благодать германскую.
Ведь когда мчишься по немецкому автобану, то первая мысль, которая приходит в голову, - что это не дорога, а просто какая-то взлётно-посадочная полоса! Широкая, ухоженная, прямая… Загляденье!..
Но сразу же за ней традиционно возникает и вторая, – какие же это *** построили такие дороги в Украине?!..
По второму вопросу у меня, в отличие от Н.В. Гоголя, пока ясного ответа нет. А вот что касается первого, то тут кое-какая информация имеется.
Когда к концу Второй мировой войны союзники окончательно раздолбали немецкие аэродромы, то часть автобанов, действительно, использовалась для взлёта и посадки самолётов Люфтваффе. Безупречное качество дорог это позволяло.
Именно такая судьба постигла и участок дороги возле города Рамштайн-Мизенбах на территории нынешней федеральной земли Рейнланд-Пфальц, примерно в десяти километрах от города Кайзерслаутерн. Когда эту территорию захватили наступающие американские войска, они продолжили «традицию» Люфтваффе, использовав для себя импровизированную немецкую ВПП. Дорога была расположена идеально и к 1953-му году американские и французские инженеры на этом месте построили уже полноценную авиабазу.
Теперь авиабаза Рамштайн является крупнейшим опорным пунктом американских ВВС за пределами территории США. На базе дислоцировано около 40 000 военнослужащих и 4 000 гражданских специалиста. Кроме того, авиабаза может использоваться и в качестве эвакуационного пункта, так как неподалёку от неё, рядом с городом Ландштуль, находится крупнейшая американская больница за пределами США.
Что бы вам было легче представить себе размеры Рамштайна, можете сравнить её с базой Черноморского Флота Российской Федерации в Крыму. Ведь это такое же место базирования иностранных войск, как в Германии, только расположено оно на территории Украины. В Крыму даже трудоустроено примерно столько же местных жителей, как у немцев - 30 тысяч. Правда, финансовые поступления от базирования россиян составляют всего порядка 17% городского бюджета Севастополя, в то время, как немецкий местный бюджет фактически сложен из американских денег, но это сейчас не важно. Так что, сами понимаете, объект немаленький. И обходится он американцам в хорошую копеечку.
При этом интересно, что США изначально арендуют у Германии лишь территорию для базы, все объекты инфраструктуры создавались ими самостоятельно, за счет бюджета Соединенных Штатов. Более того, США постоянно совершенствуют её, и тоже, естественно, за свой счет. А ведь речь идёт о сотнях миллионов долларов!
Но это – средства, выделяемые американским бюджетом только на усовершенствование инфраструктуры. За аренду фактически одной только земли (об аренде объектов речь, как вы поняли, не идет), за воду и электроэнергию для авиабазы в Рамштайне Вашингтон платит Берлину, по оценкам университета в Трире, кстати, родины К. Маркса, порядка 1,5 миллиардов евро в год! 1,5 миллиарда евро только за аренду!.. Представляете?.. Сумасшедшие деньги!.. Это вам не какие-то жалкие 100 миллионов и газ…
Это я к тому, что и нам без хороших дорог тоже никак нельзя. Конечно, были бы у нас такие дороги, как у немцев, и мы бы хорошо жили, не велика хитрость. Но пока дорог таких у нас нет.
В принципе, можно было бы, конечно, собраться с оставшимися силами и построить где-нибудь, допустим, под «городом русской славы» Севастополем, относительно ровный кусок шоссе для иностранной авиации. Сдали бы этот кусок НАТО или тупым америкосам под взлётную полосу… Ну, вы меня понимаете!.. Рабочие места, толстый бюджет, новейшие технологии… Рамштайн отдыхает! А Крым и Севастополь процветают! Уважать бы себя, как немцы, может, начали. А не так, как сейчас…
В общем, беда нам с этими дорогами, просто беда!.. Хотя, как справедливо заметил ещё умнейший Николай Васильевич Гоголь, такая беда в наших краях обычно одна не ходит. Обычно у нас ходят, как говорится, две беды.
И вот с этим уже, похоже, ничего не поделаешь…
- Информация о материале
На последнем заседании совета регионов Виктор Янукович в который раз подчеркнул, что региональная политика будет одной из приоритетных для власти. Но уже на следующий день тот же президент подписал указ, согласно которому Министерство по вопросам региональной политики, строительства и ЖКХ утратило как название, так и функции, касающиеся региональной политики. Таким образом превратившись по сути в бывший Госкомстрой.
На самом деле случайностей нет. Все отвечает советским традициям создания государства, когда реальные действия власти непременно прикрывались громким информационным отвлекающим сопровождением. Можно это рассматривать как победу Минэкономики в банальной междоусобице за контроль над финансовыми потоками субвенций в местные бюджеты. Но положение об этом министерстве еще не утверждено, и никто не даст гарантий, что региональное направление ему таки поручат.
Одно понятно — комплексной работы над формированием методологии учета пространственного измерения государственной политики в ближайшие годы не будет, — эта материя слишком сложна для политиков, привыкших к простым и отработанным технологиям. Особенно актуальным, когда страна втягивается в активную стадию предвыборной риторики.
Слово «децентрализация» высокопоставленные чиновники начали употреблять чаще. Похоже, они сообразили, что этот несуразный термин ласкает слух европейских наблюдателей. Хотя каждый вкладывает в него свой смысл. Европейцы понимают под «децентрализацией» передачу реальной власти, то есть полномочий в сфере общественных отношений, касающихся повседневной жизни граждан и четко отмежеванных от полномочий органов государственной власти, — органам местного самоуправления. С собственными исполнительными органами соответствующих местных советов. С финансами, объем которых регулируется решениями этих же органов самоуправления. С материальной базой, формирующей понятие «коммунальная собственность». С правом местного нормотворчества, которое четко ограничено специальными законами. С определенными и подробно выписанными процедурами контроля за органами самоуправления со стороны представителей государственной власти. И, наконец, с судебной защитой прав органов местного самоуправления.
Украинская власть обычно использует этот термин, когда навязывает органам самоуправления сугубо государственные функции, которые не интересны государственным чиновникам как социально уязвимые или не дающие возможности оседлать денежные потоки. За контроль над решением земельных вопросов перед большим «дерибаном» соревнуются Минюст и Госкомзем, хотя это естественная компетенция местного самоуправления. А вот сугубо государственные функции, такие как ведение реестра избирателей или выполнения государственных программ социальной защиты, спускаются органам местного самоуправления. И как правило, без адекватной денежной компенсации. Главное — чтобы за промахи государственной политики отвечал городской голова. Сам факт участившегося декларирования намерений реформировать местное самоуправление настораживает. В традициях советского лукавства усиленное внимание к какой-то сфере обычно заканчивается для нее печально.
Итак, краткий перечень «побед» государства над самоуправлением за последний год. В хронологической последовательности. Отныне регулирование тарифов на коммунальные услуги будет осуществляться в центре. То, что это нонсенс, уже начинает признавать и правительство. Ведь тарифы на тепло, вывоз мусора или содержание домов, в принципе, не могут быть одинаковыми, поскольку они разные по составляющим и себестоимости. Логично было бы ввести эффективную систему контроля за расчетом и установлением тарифов в соответствии с единой методологией (формулой) расчета, но это слишком прозрачно и хлопотно, — местные депутаты часто имеют свой интерес в этом якобы планово убыточном бизнесе.
Однако заслугу за ликвидацию самоуправления в Киеве нельзя приписать исключительно нынешней власти, — оно (самоуправление) было обречено сразу после принятия закона, наделявшего киевского городского голову практически неограниченными и неконтролируемыми полномочиями. Конечно, этот костюм власти шился под Омельченко, который не надеялся, что его примерит Черновецкий. Передача же реальной власти назначенному президентом председателю КГГА (что уже сделала команда Януковича, разделив полномочия мэра и главы администрации) может оказаться эффективным способом для нормализации состояния коммунального хозяйства. Однако в дальновидной перспективе созданная система управления городом — неустойчивая. Если уж устанавливать прямое президентское управление, что фактически и введено в Киеве, — то честнее было бы вообще ликвидировать институт городского головы, который пока не имеет никаких полномочий и выборы которого превратятся в фарс.
Но самым большим ударом по местному самоуправлению стало принятие Налогового кодекса. Ликвидирован рыночный сбор, который во многих городах составлял важную часть собственных доходов. Слабые перспективы остаются и для единого налога после ограничений в сфере его применения. Можно было бы ожидать, что хотя бы вилки ставок будут увеличены, однако законодатель побоялся это сделать. Проблемы местного самоуправления не приоритетны для правительства, чтобы заниматься интеллектуальными разработками в сфере местного налогообложения. Свидетельство этого — гротескный налог на недвижимость, из-под применения которого выводится более 95% недвижимости. Хотя определенный частный интерес во введении этого налога просматривается, — реестр недвижимости, на создание которого Минюст просит кругленькую сумму, как ожидается, передадут на администрирование кипрскому офшору, который исправно будет взимать роялти. Как это теперь наблюдается с реестром имущественных отягощений.
Очередным свидетельством дальнейшей централизации финансов стала ликвидация транспортного налога под предлогом замены его акцизом на топливо. Ведь сбор с владельцев транспортных средств шел в местные бюджеты, а акциз — в государственный. Правительство обещало выделить субвенцию, которая бы компенсировала потери, и выделило — 712 млн. грн. вместо 1,5 млрд. потерь от ликвидации транспортного сбора. И за этими средствами нужно идти с протянутой рукой в центр. Кое кому удается. Например, Симферополь выцарапал более 300 млн. грн. на ремонт улиц. Конечно, Крым — благодатное место для отдыха и собирания электорального урожая, но зачем власти так откровенно демонстрировать коррупционные наклонности?
Большие надежды возлагались на предоставление права органам местного самоуправления регулировать ставки с налога на землю. Это решило бы ряд проблем, и не только финансовых. Ведь смехотворно низкие ставки побуждают местную власть практически установить мораторий на продажу земли, имеющую коммерческую ценность. Значительно выгоднее сдавать ее в аренду. Об этом свидетельствует и статистика. Если в 2004 году треть поступлений в структуре платы за землю составляла арендная плата, а остальное — налог на землю, то в 2009-м показатели инверсно поменялись. Регулятивный эффект от изменений ставок налога на землю тоже много значит: привязка базы к рыночной стоимости земли побуждает местную власть осуществлять мероприятия по повышению ее потребительской стоимости — это зонирование, грамотное архитектурное планирование, детальная разработка правил застройки и тому подобное. И наконец, право местного совета регулировать ставки налога на землю позволило бы вырабатывать местную политику партий. Ведь сейчас разницы между партиями на местном уровне не заметно. Разве что в гуманитарных вопросах: например, применять государственный язык в работе властных структур или игнорировать Конституцию, как это делают в Одессе.
В борьбе с местным самоуправлением используется и периодическая «разведка боем» уязвимости его оборонительных позиций. То выплывет законопроект о передаче права распоряжаться всеми землями государственным администрациям. Этакое предупреждение местным депутатам — спешите, ребята, с «прихватизацией» земельки, поскольку скоро этой возможности не будет, а мы вас просеем на лояльность сквозь прокурорское сито. Кстати, пробный камень уже брошен.
В Крыму право распоряжаться землями за пределами населенных пунктов передано от райсоветов в Совет министров АРК: после снятия моратория на продажу земли ее перераспределение должно находиться под недремлющим «донецким оком» — к райсоветам в этом случае доверия нет.
Слухи об отмене перевыборов городского головы в случае выражения советом недоверия предыдущему и о передаче его полномочий секретарю совета находят свое подтверждение в реальных действиях: после объявления вотума недоверия городскому голове города Черновцы Верховная Рада Украины отказалась голосовать за проведение досрочных выборов головы и совета. Обязанности мэра будет выполнять секретарь совета. Проверят реакцию общины Черновцов — а там и всю страну поставят в неконституционную позу. Киев, в котором обострилось противостояние между командой Попова и Черновецкого, может оказаться первым в очереди.
А угрозу практически ликвидации системы планирования в застройке поселений через принятие сугубо лоббистского Закона «О градостроительстве» отвело только вето президента. Хотя и вступивший в силу вариант закона парализует деятельность местного самоуправления, поскольку не сопровождается переходным периодом его внедрения и финансовой поддержкой формирования планировочной документации. Слабость местного самоуправления, парализованного тотальной партизацией, ощущает не только правительство, но и другие государственные институты, стремящиеся «застолбить ничейную территорию». Например, Счетная палата, потерпевшая фиаско в борьбе за право контроля доходной части Государственного бюджета, в данный момент усиленно пытается контролировать местные бюджеты со всеми вытекающими из этого дивидендами — штатами, материальными благами, ужесточением статусности в иерархии власти.
В целом специфическая историческая среда формирования нынешней властной политической элиты дает мало оснований ожидать проведения настоящей реформы территориальной организации власти. Нормы организации общества ею рассматриваются через призму обеспечения собственных частных интересов. Конструкции балансов и противовесов воспринимаются как что-то ненужное, если не угрожающее, для ее (элиты) существования. Самоуправление в этом плане вообще воспринимается как недоразумение, которое только мешает концентрации власти. Ведь децентрализация власти предусматривает потерю монополии на власть со стороны государства. То есть властью придется делиться. А это чуждо самой природе нынешних власть имущих. В политической сфере курс взят на однопартийность. Система управления копирует схему времен КПСС как в центре, так и на местах.
Однако окончательная ликвидация местного самоуправления пока отложена. Центральной власти необходимы козлы отпущения, на которых можно было бы повесить ответственность за непопулярные, точнее, непрофессиональные действия этой власти. Например, осуществление оптимизации сети социальных учреждений. Главное — затянуть бюджетную петлю на шее местных властей, и она сама примет решение о закрытии школ, тонко уловив при этом космополитические тенденции руководства Минобразования.
Нынешней власти — в конце концов, как и большинству ее предшественников, — катастрофически не хватает профессионалов для проведения реформ. Конечно, их мало во всех странах. Однако не в советских традициях поручать руководство процессом каких-либо преобразований — то ли в экономике, в социальной сфере, то ли в управлении — «чужакам», а «свои», завязаны на тотальной поруке, на самопожертвование генетически не способны. Может, кто-то думает, что в партийных недрах были выпестованы профессиональные реформаторы, и вот теперь они выдадут результаты, сами оставаясь в тени, чтобы, случайно кто-то из недругов не причинил вреда драгоценным самородкам. Вынужден разочаровать: в публичной сфере невозможно отшлифовать идею, не вынося ее на всеобщее обсуждение. Налоговый кодекс — яркий пример примитивизма и низкого уровня квалификации его разработчиков. Нормы законопроектов, которые бы реально работали, необходимо отшлифовывать в открытых дискуссиях, постепенно расширяя круг сторонников и идентифицируя реальные интересы противников.
Власть потеряла время, необходимое для подготовки реформ. Поэтому они будут заменены их имитацией. Симптомы этого уже появляются. Административная реформа сводится к перетряхиванию аппарата. Создание системы управления региональным развитием по европейскому образцу, как декларировал президент, на самом деле превращается в «усовершенствование управления». Реформирование местного самоуправления тоже рекламируется, но без конкретных очертаний. В бюджетной сфере долгосрочное бюджетирование подменивают планированием, обещая до 2013 года наконец разработать его методику, которую, было бы желание, можно написать за неделю, переведя соответствующие документы с английского, французского или польского языков.
Единственное, о чем власть даже боится вспоминать — проведение территориальной реформы. И не только из-за «синдрома Безсмертного». Здесь имитация не сработает — любые теоретические разработки должны ложиться на конкретную территорию с конкретными картографическими материалами, пакетом нормативных актов и управленческих решений. А это противоречит природе украинского чиновника, которому нравится процесс, а не измеримый, четко идентифицированный ощутимый результат, однозначно демонстрирующий уровень его профессионализма. Между тем несовершенство пространственной организации власти особенно ярко проявилось уже в ходе попытки распространить так называемую административную реформу на территориальный уровень. Механистическое сокращение аппарата, требуемое администрацией президента, может обернуться полным коллапсом власти на районном уровне, особенно в небольших районах. Ведь попытка объединить выполнение определенных функций в одном подразделении наталкивается на нехватку сотрудников соответствующей квалификации, готовых работать за мизерную зарплату. Да и разработки очертаний госпитальных округов как основы организации реформированной системы здравоохранения, снова-таки, нуждаются в укрупнении районов и включении в них городов областного значения. И о школьных округах без создания общин как базового уровня самоуправления тоже говорить всерьез не стоит. Однако, учитывая политический календарь, в администрации президента решили отложить проведение территориальной реформы до 2015 года, а дальше — как в притче об осле, которого обещали научить говорить за десять лет.
Опыт показывает, что реальные реформы власть зачастую вынуждена проводить только под давлением внешних факторов. Однако в отношении реформы организации власти на территории — перспектива слабая. На внутренние влияния сейчас можно не обращать внимания: оппозиция деморализована, админресурс вышколен и закален в избирательных карательных операциях. Надежда на ассоциации местного самоуправления после сплошной партизации местных советов и городских голов органов самоуправления — эфемерная. МВФ — единственный реальный фактор, на который пока обращает внимание правительство, — мало интересует внутренняя организация административной системы в Украине. Совет Европы уже более чем полтора десятилетия констатирует несоответствие состояния самоуправления в Украине Европейской хартии местного самоуправления, которую Украина ратифицировала, как и большинство международных документов, в спешке и на основе неадекватного перевода. Европейский Союз Украину рассматривает только как рынок сбыта. Российское руководство вообще не заинтересовано во внедрении в Украине европейской системы самоуправления и управления территориями, поскольку это угрожает вывести ее из фарватера российской политики. Да и отечественные засвеченные политики мало интересуются вопросами, которые не обещают быстрого электорального успеха.
Поэтому единственное, что остается, — пропагандировать идеологию местного самоуправления силами неправительственных организаций, без оглядки на политическую перспективу и без амбиций быть признанным. Исповедуя девиз, который столетия назад вдохновлял Лесю Украинку, — Contra Spem Spero.
- Информация о материале
Президент снова призвал к борьбе с коррупцией в чиновничьей среде. Первый президент Украины Леонид Кравчук даже усмотрел в президентском послании к Верховной Раде первую в истории страны попытку покончить с той системой управления, которая за два десятилетия независимости привела нас на грань политического, экономического и социального краха.
И все же борьба с коррупцией — это не перечисление чиновников, задержанных за взятки в своих рабочих кабинетах. И даже не упреки в адрес граждан, которые вынуждены эти взятки давать. Это действительно системные изменения, связанные прежде всего с созданием в обществе реальной конкуренции, обеспечивающие возможность появления настоящего среднего класса. Можно ли сказать, что сегодня в стране этого среднего класса нет? Он как раз есть, но основу его составляют те самые чиновники, которые ежемесячно, ежегодно, ежечасно улучшают свое благосостояние за счет создания невыносимых условий для жизни своим соотечественникам. И еще те, кто работает, обеспечивая потребности этих чиновников. Ну хорошо, еще определенная часть предпринимателей, вынужденных давать деньги, чтобы открыть и поддерживать на плаву свой бизнес. Ведь вряд ли кто-то может привести пример честного и быстрого открытия бизнеса.
Я нередко упоминаю шведскую компанию IKEA. Эта фирма, специализирующаяся как раз на производстве недорогой сборной мебели для среднего класса, категорически отказывается от взяток чиновникам в странах, где она начинает бизнес. В России ей пришлось пройти сквозь все круги бюрократического ада и чиновничьего противодействия, а один из ее ведущих менеджеров был уволен после того, как отчаялся договориться с чиновниками с помощью цивилизованных правил и решился «дать на лапу». В Украине никакой шведской мебельной фирмы нет и быть не может. Мы прекрасно это знаем. И еще мы знаем, что нами управляют нечестные, лживые люди. Люди, которые считают нас полными идиотами. Люди, живущие в роскошных поместьях, которые мы можем увидеть только с помощью аэрофотосъемки. Люди, проводящие вечера в фешенебельных ресторанах, — тут они не стесняются, сидят за стеклами, как в витринах алчности, на виду у всего Киева. Люди, которые обучают своих детей в самых дорогих учебных заведениях западных стран, а сами лечатся в самых благоустроенных клиниках. При этом только немногие из них — бизнесмены или хотя бы бывшие бизнесмены. Большая часть — профессиональные чиновники, у них и денег никаких нет: вся собственность традиционно записана даже не на членов семьи, а на подставных лиц, закреплена на какие-нибудь благотворительные фонды, которые традиционно благотворят миллиардеров и миллионеров, а вовсе не каких-нибудь обездоленных. Именно потому эти люди так держатся за свои должности и кресла — единственный понятный им источник дохода.
Президент хочет изменить эту печальную реальность? Но тогда нужно начинать с первой семьи государства — президентской и с первого клана государства — донецкого. Сверху должны раздаваться не обвинения в саботаже, а жесткое и точное заявление: мы больше не занимаемся бизнесом. Мы сами. И мы не позволим никому использовать власть или родство с властью для неуемного обогащения. Мы перестаем бороться с отставными оппозиционерами и начинаем серьезнейшую чистку в собственных рядах. Мы отправляем в отставку бездарных чиновников с советским и постсоветским прошлым и приглашаем к сотрудничеству молодых людей с западными дипломами, которые хотят работать ради страны. И президент защитит усилия этих людей своим собственным авторитетом, даже если реформы приведут к окончательному падению его рейтинга и концу политической карьеры. Потому что он работает ради будущего людей, избравших его главой государства. Работает не на словах, а по делу.
Только после этого население страны поверит в серьезность президентских намерений. Только после этого чиновники будут воспринимать президентское выступление не как попытку оправдать неудачи первого года правления Виктора Януковича, а желание коренным образом изменить правила игры в этой стране. Только после этого коррупция перестанет быть матерью украинского порядка.
- Информация о материале
Эту историю мне рассказал один знакомый журналюга – проныра из тех, кто любит загадочно улыбнуться и рассказать, «как было на самом деле». И, хотя его истории порой кажутся неимоверными, в них всегда присутствует логика. Причем куда более очевидная, чем та, что преподносится нам средствами массовой информации в виде новостей и фактов.
Есть такой народный депутат – Павел Климец. Большинство украинских граждан вряд ли когда-то слышали это имя. Он особо не выступает с парламентской трибуны, не дает брифинги в пресс-центре Верховной Рады. Зато почетного президента группы компаний «Олимп» всегда можно увидеть во всевозможных рейтингах самых богатых людей Украины. За лихой нрав и всестороннюю развитость, знающие люди говорят о нем: «И швец, и жнец, и всем Климец».
Вот только в последнее время у него нарисовались серьезные проблемы: махинациями с акцизными марками заинтересовались компетентные органы, а налаженным и успешным бизнесом – серьезные люди, ставшие еще более серьезными с приходом новой власти. Вдобавок ко всему, пытаясь решить внезапно возникшие проблемы, он, будучи членом фракции Партии регионов, наделал ошибок вроде неуклюжих попыток финансирования некоторых оппозиционных сил, включая «Батькивщину». Короче, все как в том фильме – богатые тоже плачут.
И вот, всерьез поистрепавшись (что легко можно заметить по последнему рейтингу журнала «Фокус»), но ничего не поимев взамен, наш бизнесмен решил подойти к проблеме с другой стороны. Благо, таким умением Климец обладает, в чем как-то сам признался в одном из интервью: дескать, великие вещи часто начинаются с мелочей вроде чашки кофе, выпитой с утра, или статьи, прочитанной в вечерней газете.
А в газетах в последнее время, наряду с Японией и ее ядерной угрозой, много писалось о революционной волне, накрывшей Ближний Восток. Тут-то нашего водочных дел мастера и осенило…
Дело в том, что Павел Климец уже достаточно давно имеет вполне конкретный интерес в тех краях. Еще пару лет назад он открыл офис в Дубае в рамках проекта «деловой центр Украина – Ближний Восток». Кроме того, в качестве депутата, он состоит в группе по межпарламентским связям с Объединенными Арабскими Эмиратами. Официально данный центр создан для вполне мирных целей: продвижения товаров и услуг, изучения взаимных перспектив по инвестициям, недвижимости, юридическому сопровождению сделок и т.д. Чем он занимается на самом деле, доподлинно неизвестно, хотя догадаться не очень трудно, учитывая сорокоградусную специфику бизнеса нашего героя.
Собственно, эта структура в итоге и легла в основу плана спасения. Глядя как день за днем развиваются события в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене наш водочный барон вспомнил слова Юлия Цезаря о том, что лучше быть первым человеком в деревне, чем сто вторым в государстве, и решил прикупить себе… небольшую страну. На волне революционных настроений. Пока еще капитал позволяет. К тому же, налаживая двусторонние и межпарламентские связи с Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией, он уже давно заприметил уютный островок в Персидском заливе с забавным названием Мамляка аль-Бахрейн. По площади – в десять раз меньше Черновицкой области, по численности населения – не больше Львова. Температура даже зимой не опускается ниже 16 градусов. Богатые месторождения нефти и газа. И просто оффшор. Настоящий рай на земле.
Знакомый дипломат за рюмкой горькой поведал, что в стране существуют противоречия между суннитами, которые стоят у руля, и шиитами, составляющими большую часть населения, что безработица в стране достигла отметки в 15%, и что украинское дипломатическое представительство в этих краях испытывает исключительный дефицит кадров, что наводило на вполне определенные мысли…
Во второй половине января, после того как в Тунисе прогремела «жасминовая революция» Павел Климец якобы несколько раз посетил Аравийский полуостров по делам своего центра «Украина – Ближний Восток». Какие такие неотложные дела потребовали его личного вмешательства – неизвестно даже моему пытливому другу-журналисту, однако он рассказал со ссылкой на информацию из ближайшего окружения бизнесмена, что тот ездил исключительно по собственной инициативе, без проведения каких-либо протокольных встреч в рамках сотрудничества.
А в феврале в Бахрейне начались многотысячные акции протеста мусульман-шиитов, которые вдруг стали требовать введения республиканского правления, осуществления экономических реформ, и усиления своего влияния. То есть того, что здесь никогда не было, с момента зарождения цивилизации в III тыс. до н.э. Насилие, сопровождавшее эти выступления, стали полной неожиданностью для местных властей. Так, министр иностранных дел Бахрейна Халид бин Ахмад бин Мухаммад аль-Халифа заявил, что оснований для насилия нет, так как проведение митингов и любых других акций протеста законами королевства не воспрещается. Уж не украинский ли алкоголь вскружил голову повстанцам?
Впрочем, не водкой единой. По данным из самого близкого окружения Климца, тот наряду с водкой не гнушается и оружием. В конце концов, не все ли равно, как убивать людей – из бутылки или из пулемета. Цель у всей этой контрабанды одна – максимально дестабилизировать ситуацию в некогда мирной и процветающей стране. В случае, если победит оппозиция, всегда можно будет напомнить, кого нужно благодарить за посильную помощь. Если же власть удержит ситуацию под контролем, используя слезоточивый газ, танки и вертолеты, то ей будет нужна поддержка, в том числе и извне. В том числе от таких «уважаемых» в регионе бизнесменов.
Результатом этих манипуляций должна стать лояльность со стороны руководства Бахрейна, каким бы оно ни было, с тем, чтобы в дальнейшем сюда можно было полностью перенести весь бизнес, и, как говорят, жить-поживать да добра наживать подальше от цепких рук родного право правосудия.
- Информация о материале
Законотворчество — один из самых эффективных способов упрочения власти. Про помощи закона можно отвлечь, запутать, запугать, наградить, купить, продать, расстроить планы противника и обустроить собственное гнездо. Излюбленным занятием отечественных правящих партий является бесконечное переписывание законов «под себя». В длинном перечне правовых актов, пребывающих в состоянии перманентного «ремонта», есть два, стоящих особняком. Совершенствовать их отечественные властители, как правило, берутся тогда, когда возникает острая потребность упрочить пошатнувшееся владычество. Речь идет о законе о выборах народных депутатов и об Основном Законе.
Заметное падение популярности режима должно придать законотворческой активности власти новый импульс. Недавний опрос Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова продемонстрировал: уже почти половина (49%, если быть точными) граждан не поддерживают деятельность Виктора Януковича и лишь10,6% полностью одобряют его действия. Согласно апрельским замерам того же УЦЭПИ, за три последних месяца сразу на 5% упал рейтинг Партии регионов. На сегодняшний день, согласно данным «разумковцев», ПР на будущих парламентских выборах готовы поддержать только 15,7% опрошенных (22,1% тех, кто твердо определился с участием в голосовании). Столь же красноречивыми являются материалы исследований Киевского международного института социологии. В марте 2010-го «парламентский» рейтинг регионалов составлял 36,4%, в июне того же года — 38%, в октябре — уже 28,5%, в феврале года нынешнего — 16,8%. Тенденция налицо.
Посему нет ничего удивительного в том, что слухи о возможном переносе будущих парламентских выборов с 2012-го аж на 2015-й становятся все более настойчивыми. Впрочем, пока это — всего лишь слухи. Тревожным является только то обстоятельство, что разговоры на эту тему все чаще ведутся именно на Банковой.
Будет ли подобный план (если он действительно существует) приведен в действие и как именно сие будет обставлено, неясно. Шутка ли: продлить депутатскую каденцию до 8 лет (что соответствует двум срокам по действующей Конституции). Впрочем, мы живем в стране, где не боятся смелых правовых новелл. Доказательства тому — легендарные решения Конституционного о «третьем сроке» Леонида Кучмы, о принципах формирования парламентской коалиции и об отмене политреформы-2004.Так что для правоведов этого государства невозможного мало. И если депутатский корпус, к примеру, сподобится внести какие-нибудь загадочные изменения в Конституцию, боюсь, КС может оказаться чутким к подобному новаторству. Полагаю также, что набрать триста желающих продлить свой депутатский век в нынешнем созыве труда не составит.
Но эта версия — из разряда конспирологических. Даже если тайный план и существует, то власть лишь в начале пути к намеченной цели. Работа над избирательным законодательством и подготовка к изменениям Конституции могут быть как составляющими этого плана, так и самодостаточными процессами.
Интерес Виктора Федоровича к фундаментальному законотворчеству проснулся в конце прошлого года, когда кредит доверия населения стал таять на глазах. 2 ноября 2010-го появился указ «О рабочей группе по вопросам совершенствования законодательства о выборах». 21 февраля 2011-го увидел свет еще один — «О поддержке инициативы о создании Конституционной ассамблеи». Недостатка в формальных поводах не было. Во-первых, власть обещала серьезные реформы в политико-правовой сфере. Во-вторых, она не могла пройти мимо пожеланий Венецианской комиссии. Напомним, что ВК призывала Киев сделать избирательное законодательство более демократичным и не переписывать правила выборов аккурат перед кампанией (как это у нас обычно и происходило). Кроме того, после отмены политреформы «венецианцы» выразили надежду, что модернизация Конституции будет продолжена.
Власть принялась за работу. С одной стороны, необходимо было соблюсти внешние приличия и продемонстрировать Западу, что мы чутки к его просьбам. С другой — заложить фундамент будущего укрепления власти.
Рожден, чтоб сказку сделать пылью
Источником власти, по Конституции, в Украине является народ. Сказочно красивая норма. И сказочно несбыточная. Выборы, согласно тому же Основному Закону, являются формой народовластия. В своем недавнем послании к Верховной Раде Виктор Федорович сетовал, что власти у народа недостаточно. И поставил задачу: «превращение граждан во влиятельный субъект трансформаций, формирование в обществе осознания подотчетности власти и возможности влиять на нее».
Замечательно. А главное — последовательно. Поскольку еще в 2007-м премьер Янукович в статье, опубликованной в нашем еженедельнике, остро критиковал закрытые партийные табели и призывал перейти к открытым региональным спискам или хотя бы вернуться к смешанной избирательной модели.
Изменение в статусе не прошло для Виктора Федоровича даром. Об открытых списках речь уже не идет. Решили остановиться на «хотя бы». Согласно рабочему варианту проекта закона о выборах, который оказался в распоряжении ZN.UA, будущая парламентская гонка пройдет по комбинированным правилам. Половина депутатов попадет в Верховную Раду, пройдя сито мажоритарных округов, другая половина будет избрана все по тем же закрытым партийным спискам.
С полным текстом проекта читатели смогут ознакомиться здесь. Но мы считаем своим долгом поделиться с вами некоторыми замечаниями.
Для начала оговоримся: приведенный документ является рабочей версией. Упомянутая нами рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о выборах на пяти заседаниях согласовала несколько десятков проблемных вопросов. Ее наработки легли в основу проекта, позавчера подготовленного Министерством юстиции. 28 апреля документ предстоит рассмотреть участникам рабочей группы (в состав которой в декабре были включены и представители оппозиции). После возможной корректировки проект отправится в АП, а оттуда — в Раду. В каком виде — вопрос. Примечательно, что 15 апреля первый заместитель министра юстиции Украины Инна Емельянова заявила: «Рабочая группа создана президентом, именно он будет субъектом права на законодательную инициативу… Рабочая группа просто представила, каковы пути решения той или иной проблемы, а право выбора будет за президентом».
Так что те юристы, которые уже успели обрадоваться относительной демократичности законопроекта, возможно, несколько поспешили. Хотя не исключено, что гаранта все устроит.
О большинстве новелл модернизированной версии избирательного закона мы уже писали. Обобщим. Итак, новые выборы пройдут по смешанной системе. Партийные списки носят закрытый характер, очередность кандидатов в табели будет определяться съездами. Блоки к выборам допускаться не будут. «Порог» увеличен до 5%. «Мажоритарщики» могут выдвигаться как партиями, так и самостоятельно. Выдвиженец политсилы не обязательно должен быть ее членом. Одному лицу запрещено баллотироваться одновременно в нескольких округах и фигурировать в разных списках. Нельзя одновременно выдвигаться в одномандатном округе и быть кандидатом от партии в многомандатном. Округа «нарезаются», исходя из приблизительно равного числа избирателей. Внедряется постоянная система территориальных избирательных округов, а также избирательных участков. Уточнение списков избирателей в день голосования допускается только по решению суда. (Хотя, например законодательством ЕС запрещается внесение изменений в реестры и списки избирателей в день голосования.) Решение о результатах выборов в мажоритарных округах принимает окружная комиссия. Наблюдатели от политических партий и общественных организаций уравнены в правах и наделены правом требовать копии протоколов. Для работы избиркомов необходим кворум — не менее половины, но решения принимаются простым большинством. Исключение существует только для решений, принимаемых в день голосования. Если на заседании присутствует менее 2/3 членов комиссии, решение принимается не менее чем 2/3 от числа присутствующих. Уточнены понятия «предвыборная агитация» и «предвыборная реклама».
В целом все выглядит сносно. Впрочем, есть нюансы. Голосование на дому осуществляется на основании заявления избирателя, без предоставления необходимой медицинской справки. Как известно, подобная норма оставляет достаточный простор для злоупотреблений. Правда, согласно редакции закона, для выездного голосования требуется не только письменная просьба гражданина, но и соответствующее решение комиссии, что теоретически снижает масштаб возможных махинаций. Сохранена норма, по которой неудачникам выборов не возвращается денежный залог. Как едко подметил депутат Ключковский, в этом случае избирательный залог превращается в избирательный налог.
Для партий, имеющих парламентское представительство, сохранены преференции: их ставленники должны обязательно входить в состав избиркомов. Но по-прежнему не ясно, как быть с теми политическими организациями, которые на выборах-2007 сформировали блоки. Скажем, по сути развалившийся НУНС был создан 9 партиями. Означает ли это, что всем девяти будет гарантировано представительство в комиссиях? Сомнительно. В силу объективных соображений: тогда не хватит места всем остальным субъектам процесса. И в силу соображений субъективных. К примеру, регионалы, создавшие фракцию самостоятельно (и в отличие от «наших самбистов», ее сохранившие), смогут рассчитывать лишь на одного выдвиженца. И что, власть себя обидит? Не верю. Следовательно, будет отсев. Но кто его будет проводить и как? Понять это из текста проекта невозможно.
Далее. Предвыборная агитация с использованием средств массовой информации всех форм собственности проводится с соблюдением принципа равных условий. Медиа, предоставившие площадь (эфир) одному, лишены прав отказать другому. Демократично по отношению к соискателям депутатского звания, но не слишком корректно по отношению к частным СМИ, несколько смахивает на вмешательство в редакционную политику. Более того: медиа запрещено бесплатно распространять любую информацию, могущую побудить избирателя голосовать за или против того или иного кандидата (партии). За нарушение могут лишить лицензии или остановить выход издания. В Европе подобные ограничения не приветствуются, поскольку воспринимаются как посягательство на свободу слова.
Еще одна любопытная деталь: в законе отмечено, что «количественный состав Верховной Рады Украины определяется Конституцией». Из чего следует, что в перспективе депкорпус может и «похудеть»…
А теперь о главной бомбе, заложенной в проект. Ранее обнаружение неточностей в регистрационных документах приводило к тому, что кандидатам возвращали пакет для «работы над ошибками». На заседании рабочей группы предлагался более демократический подход: документы не возвращают, регистрацию не откладывают, неточности устраняют. Но в проекте предусмотрен еще более дискриминационный подход: в случае отсутствия либо ненадлежащего оформления документов ЦИК отказывает в регистрации кандидатов.
Более простого и более эффективного способа отсева «лишних» нельзя и придумать. Высокий «барьер», помноженный на административный ресурс, довершит дело.
Рождены, чтоб сказку сделать болью?
В истории с модернизацией закона о выборах все более или менее ясно. С одной стороны наблюдалось желание хотя бы частично угодить Западу, с другой, — читалось стремление создать задел для успеха на грядущих выборах (когда бы они в конечном итоге не состоялись).
А вот в деле о Конституционной ассамблее не все так просто. Здесь также прослеживается намерение подыграть Венецианской комиссии, возжелавшей продолжения конституционной реформы. Не стоит сомневаться и в том, что Янукович не прочь «забетонировать» свою власть при помощи Основного закона. Но, судя по всему, четкого плана «строительных работ» у него пока нет. Он еще не решил, чего именно он хочет от новой Конституции. Не до того было. Поэтому создание Конституционной ассамблеи он одобрил по двум причинам. Во-первых, чтобы перехватить инициативу у оппозиции, отдельные представители которой идею созыва КА пропагандировали давно и настойчиво. Во-вторых, чтобы иметь готовое средство к моменту, когда вызреет окончательная цель.
С подачи Леонида Кравчука и с благословления Виктора Януковича была создана научно-экспертная группа по подготовке Конституционной ассамблеи. В ее состав вошел 21 человек во главе с Кравчуком , преимущественно ректоры профильных академических вузов и заслуженные «паркетные» юристы. Один из членов «НЭГру», директор Института государства и права имени Корецкого Юрий Шемшученко, человек авторитетный и опытный, возглавил специально созданную группу научных консультантов. Именно эти люди и будут на начальном этапе развивать данный проект. В группу, кроме сотрудников Института Корецкого, вошел ряд известных юристов, в частности, судья КС в отставке Павел Евграфов, экс-вице-спикер Виктрр Мусияка и глава ЦИК Владимир Шаповал. Координатором группы является член ученого совета Института государства и права Алексей Ющик. Подбор кадров вселяет некоторый оптимизм: в группу вошли люди, для которых конституционный процесс — творчество, а не ремесло. Но их планы, вполне очевидно могут не совпадать с планами Банковой. И прекрасные начинания могут нежданно (или, наоборот, прогнозируемо) обернуться головной болью.
Состоялось уже два заседания группы, которые были посвящены отработке общих подходов. Определено, что будущая Конституционная ассамблея будет самоуправляемой временной организацией, независимой от властных органов, цель которой — выработка рекомендаций относительно будущего реформирования Конституции. Марина Ставнийчук, почтившая своим присутствием второе заседание группы, выразила робкое пожелание, чтобы концепция будущих изменений Основного закона была согласована с Януковичем. Но понята не была. Предполагается, что Ассамблея приступит к работе осенью, и в соответствующем президентском указе будет лишь:
— сообщено о начале ее работы;
— указано, на какой орган возлагается материально-техническое обеспечение;
— предписано всем органам оказывать ассамблее оказывать всяческое содействие.
Кто войдет в состав будущей ассамблеи? К сожалению, большинство ответственных за принятие решения лиц не поддержали идею прямых выборов участников ассамблеи. Но при этом группа консультантов выступила решительно против того, чтобы члены КА назначались по представлению группы Кравчука. Предварительно согласовано, что в состав ассамблеи войдет 100 человек. Ориентировочно, 35 членов будут избраны на форумах и конференциях Съезда судей, Союза адвокатов, Ассоциации правоведов и других профильных юридических организаций. Еще 15 должны делегировать организации, занимающиеся самоуправлением, в частности, Ассоциация городов. Оставшиеся квоты должны быть заполнены делегатами от общественных, правозащитных, профсоюзных, ветеранских организаций. Предусмотрено и представительство для политических партий. В КА попадут выдвиженцы тех организаций, которые по итогам последних выборов набрали не менее 0,5%. Организаторы рассчитывают, что не менее половины участников ассамблеи составят профессиональные юристы, это должно сделать работу более продуктивной. Собираться КА должна примерно раз в три месяца, в остальное время ее члены будет трудиться в группах (их собираются сформировать 8-10), каждая из которых будет отрабатывать определенное направление будущей концептуальной реформы. Старт работы намечен на сентябрь нынешнего года. Законченный вид будущие изменения должны принять не позже февраля 2013-го.
Не исключено проведение консультативного референдума или специализированных соцопросов, которые должны определить отношение населения к будущим новшествам, в частности к вероятной форме правления. Но подобную идею разделяют не все. Некоторые участники процесса считают, что целесообразнее сосредоточиться на проведении круглых столов, конференций и семинаров, с максимально широким спектром участников.
Спорят о том, идет ли речь о новой редакции Конституции или об изменениях к действующей. О том, будет ли новая реформа внедряться парламентом и референдумом, или же придется созывать специальное Учредительное Собрание. Не вызывает сомнения только одно: фундаментальные I, III и XIII разделы Конституции претерпят изменения, следовательно, плебисцита не избежать.
Что думает по этому поводу Виктор Федорович? Скоро узнаем. «Нэгры» во главе с Кравчуком должны обсуждать судьбы Ассамблеи и Конституции 26 апреля, в годовщину Чернобыля. Плохой знак, однако…
- Информация о материале
Что может ожидать страну, в которой рейтинг власти стремительно падает, а рейтинг оппозиции не растёт? Страну, расколотую пополам по этническому, лингвистическому, конфессиональному принципу? Страну, которая на любых выборах делится примерно поровну, по принципу: «А за этих негодяев я никогда не проголосую. Выберу меньшее зло»?
К тому же страну нищую, не первый год живущую в долг, явно неспособную эти долги отдать, да ещё и уничтожающую свой собственный бизнес: мелкий и средний – грабительской налоговой политикой, крупный и остатки недобитого прочего – безумными соглашениями о вступлении в ВТО и по организации Зоны свободной торговли с ЕС, загоняющими украинскую промышленность, сельское хозяйство и торговлю в такие условия, что лучше сразу застрелиться и не длить мучения?
Вопрос риторический. Не надо обладать сколько-нибудь существенным политическим талантом для того, чтобы совершенно ответственно заявить, что у такого государства есть лишь три выхода:
- революция, с полной сменой элиты;
- распад по этнополитическим границам, с возложением вины за неудачи предшествующих десятилетий на тех, кто остался в иной (не наше й) половине, что даст элите определённую отсрочку и возможность частично обновиться и, модернизировав внешнюю и экономическую политику, избежать развития ситуации по революционному сценарию (не факт, правда, что этот шанс будет использован);
- введение внешнего управления, когда обанкротившаяся национальная элита сохраняет номинальное главенство, а принципиальные решения принимаются за неё представителями иной международной или государственной структуры.
В современной Украине ситуация пока развивается по смешанному сценарию: распада и внешнего управления, однако в обществе всё сильнее зреют революционные настроения. Никто не знает когда полыхнёт и полыхнёт ли вообще, но это может произойти в любой момент и по любому поводу.
Несмотря на мантры чиновников и штатных патриотов о недопустимости даже упоминания всем известного факта серьёзнейших различий между галичанами и малороссами, наличие которых ставит под сомнение тезис о наличии некоей «единой украинской нации», уже каждодневные публичные попытки «сшить Украину» подтверждают наличие раскола. Нельзя сшивать не разорванное. Да и постоянно звучащая уст политиков-галичан фраза: «Це не буде сприйнято в Галичині», – свидетельствует, что в западных областях «не сприймають» практически все гуманитарные, политические, исторические, конфессиональные и культурные самоидентификаторы Великой Украины. Любое современное правительство, какую бы социальную политику оно ни проводило, может быть популярно лишь в одной половине Украины и лишь в зависимости от его гуманитарной (в широком смысле, включая внешнюю) политики.
О введении внешнего управления Украина уже лет пятнадцать просит Евросоюз, а в последнее время, окончательно дойдя до ручки и не встречая от европейцев ответа на свою навязчиво-продажную «любовь», украинские политики перестали даже злобно огрызаться на предложения России войти в Таможенный союз, создать СП «Газпрома» и «Нафтогаза» и подобные им.
Переориентации на Восток пока не произошло и в МИДе всё также работают 500 «оранжевых» дипломатов, публично отказавшихся в 2004 году подчиняться законной власти и поддержавших ющенковский мятеж. Кстати, эти «смельчаки» уже давно зачистили в Интернете ими же туда сброшенные списки, но страна знает своих «героев», списки эти уцелели, и мы их можем опубликовать, чтобы каждый «борец со стюардессами» помнил, чем он занимался в 2004 году и боялся.
Тем не менее, правительство и президент пытаются работать через голову традиционно саботирующего любые договорённости с Россией внешнеполитического ведомства. Украина перестала напрочь исключать для себя восточный внешнеполитический вектор, но, к сожалению, разворачивается слишком медленно и неуклюже, а народ и экономика, равно как и потенциальные внешнеполитические партнёры, не могут ждать вечно – протестные настроения нарастают.
Для Украины, как и для большинства постсоветских стран, рост протестных настроений вдвойне опасен в виду слабой легитимности власти в глазах населения. И проблема здесь не в постоянном переписывании Конституции и избирательного законодательства под потребности каждой следующей власти (хотя, наверное, и в этом тоже). Наиболее серьёзной проблемой любой украинской власти является то, что это власть олигархов, то есть людей сверхбогатых и просто богатых.
В богатстве нет ничего зазорного. Наоборот, человек, сумевший законным образом разбогатеть, внушает уважение. Но только особо талантливые украинские парни могут считать, что страна и мир населены сплошными идиотами, верящими, что простой советский комсомолец, кооператор или заведующий плодоовощной базой абсолютно честным путём и исключительно благодаря собственным талантам в два-три года стал долларовым миллионером или миллиардером. Тем более забавно, когда немалые состояния декларируют украинские чиновники, за всю свою трудовую карьеру ни на день не покидавшие госслужбу. В России их собратья хоть входят в наблюдательные советы государственных предприятий и банков, где и получают зарплату, позволяющую легализовывать миллионные доходы. Можно спорить о том насколько это корректно, по отношению к избирателю, но формально закон не нарушен.
Украинская же власть оказывается в ситуации, когда население точно знает, что «вначале они украли наши деньги, а теперь на них же и избираются нами управлять». Пока в стране более-менее стабильная экономическая ситуация и население может удовлетворять свои потребности за счёт опережающего роста доходов и раздачи доступных кредитов, полулегитимной власти ничего не угрожает. За бутылкой пива или за чашкой чая народ рассуждает сколь грязная штука власть и радуется, что он к этой власти не причастен, занимается каким-то полезным делом, обладает пристойным доходом, содержит семью, растит детей.
Но как только уровень жизни начинает резко падать отношение к «этим бандитам» становится хуже, чем было в 1917 году к помещикам и капиталистам. Те воспринимались как законно правящий класс в несправедливой системе, а эти, как узурпаторы, не способные создать никакую систему.
В этих условиях правящий класс Украины (имею в виду и действующую власть, и оппозицию) проявляет удивительную близорукость, пытаясь внутри страны грызться за остатки (кожу и кости) некогда жирной туши, а на внешней арене стремясь получить поддержку за красивые глаза и заматывая любой вопрос в бесконечных переговорах, «новых» проектах» и бесчисленных вновь изобретённых условиях и хотелках, избежать какого бы то ни было патроната, любой опеки.
Но и внешний мир (Европа, Россия, США) не хочет больше бесконечно содержать обанкротившихся украинских властителей просто потому, что они «сделали европейский выбор» или «не будут вступать в НАТО». Россия готова оказать финансово-экономическую помощь в обмен на политическую лояльность и право контроля над транзитными путями. Русские банально просят обнаглевших «братьев» слезть с трубы и довольствоваться тем, что уже наворовали, а также разными скидками и специальными режимами.
Европейцы готовы оказать морально-политическую помощь – подписать любую милую сердцу украинской власти бумажку, но при условии конкретных финансово-экономических уступок.
Украинская власть, как обычно, ничего не считала. Политики и обслуживающие их эксперты находятся в плену идеологических догм. Не зная, что делать и не имея возможности разорваться между умными и красивыми, власть вновь занимает выжидательную позицию, руководствуясь принципом «якось воно буде».
Однако занимать такую позицию можно, уверенно стоя на ногах, на твёрдой земле. В море же, полном акул надо плыть к ближайшей лодке, не рассуждая долго о том, какая из них современнее и на чьих матросах красивее форма.
Тем не менее, украинская элита, совсем как классический буриданов осёл, замерла между двумя кучами овса и стремительно приближается к голодной смерти. Горький, произведения которого злая советская власть безуспешно пыталась заставить прочесть в школьные годы будущих властителей Украины, конечно утверждал: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!», но его призывы к безумству, как раз революцию-то и готовили. И подготовили. В результате до сих пор не можем «кухарок» от государственного штурвала отогнать. Ещё один заход на подобную безумную траекторию и у нас любой Шариков за академика сойдёт.
Одно плохо: всякого рода социальные неприятности случаются так неожиданно, что большинство обеспеченных людей просто не успевают удрать. В 1917 году, даже вся большая царская семья (не только жена и дети царствовавшего монарха, но и его дядья, тётки, племянники и племянницы), за редким исключением так навсегда и осталась, если уж не на родной земле, то в ней. Убить могли просто за то, что одет чисто или за лицо умное. Последняя опасность нашей «элите» может и не грозит, но хорошо одеваться они точно любят.
Будем делать ставки на то, сколько осталось или просто подождём-увидим?
- Информация о материале
Страница 1365 из 1561
