Статьи
Современная Украина стала походить на Советский Союз с его двойными стандартами: власти говорили, что жизнь становилась лучше и веселей, а рядовые граждане не вылезали из очередей, охотясь за элементарными продуктами и вещами.
На Украине зарплаты безнадежно отстают. Правительство и Госкомстат Украины сообщают, что инфляция по итогам 2010 года составила 9,8%, при этом средняя зарплата в стране за тот же период выросла на 11%.
При этом, сравнив стоимость месячной продуктовой корзины образца апреля 2010-го, рассчитанной по структуре потребления среднего киевлянина, с апрельской корзиной этого года, журналисты убедились, что цены на основные продукты в целом выросли на 28,5%.
Если к продуктовой корзине добавить стоимость среднемесячного расхода бензина для одного автомобиля и стоимость коммунальных услуг для трехкомнатной квартиры — то, что и составляет базовые расходы среднего украинца — получится, что в целом жизнь в стране стала дороже почти на 31%.
Когда остановится рост цен или начнется пропорциональное увеличение доходов населения, аналитики судить не берутся. Правда, что касается роста цен на продукты питания, премьер-министр Николай Азаров недавно предложил населению оригинальный способ выхода из сложившегося положения. Он призвал украинцев браться за лопату и самим себе выращивать еду.
Глава правительства старается объяснить всем желающим, что нынешний ценовой скачок — явление временное. И как только в стране заработают реформы, все изменится к лучшему. Правда, то, что происходит сегодня, эксперты называть реформами не хотят. По мнению аналитиков, это, скорее всего, ручное управление, направленное на решение текущих проблем.
Ко всему нынешние результаты работы правительства бьют по одной из самых перспективных прослоек украинского общества — малому бизнесу. К примеру, в США или Польше эта категория предпринимателей дает до 50% ВВП, а на Украине — около 10%, и дальше эта доля, скорее всего, будет уменьшаться.
Как сообщалось, ежемесячный доход украинца, по данным Госкомстата Украины, составляет, в пересчете на доллары США, менее $200.
- Информация о материале
Сокращение затрат на оплату труда – вот один из приоритетов новых владельцев «Укртелекома». Менеджмент бывшей госкомпании начал резать кадры еще до передачи прав собственности.
Много платят
Высокие затраты на оплату труда – одна из главных проблем «Укртелекома». По крайней мере, так считает управляющий партнер австрийской компании EPIC Питер Гольдшайдер. Именно эта компания заключила с Фондом госимущества договор на покупку 92,79% акций «Укртелекома» в марте.
Зарплаты занимали 45% в общей структуре затрат в 2010 году, тогда как, по словам Гольдшайдера в западноевропейских телеком-компаниях доля зарплат не превышает 25%. Фонд оплаты труда предприятия превысил 2,3 млрд грн в прошлом году.
Учитывая озвученные новыми собственниками нормы, можно сделать выводы, что они попытаются уменьшить его минимум на 1 млрд грн. Сделать это без сокращения сотрудников оператора, которых на конец 2010 года в компании было около 76 тыс., невозможно.
Как резать
По условиям приватизации, новый собственник минимум полгода должен поддерживать численность штата на уровне, сложившимся в день подписания договора. Еще три года после покупки он будет лишен возможности сокращать рабочие места по собственной инициативе.
В случае же расторжения договоров с сотрудниками по согласию сторон компании придется выплачивать им солидное выходное пособие. Так, работник, проработавший в «Укртелекоме» до 5 лет, должен получить в качестве компенсации не меньше полугодового оклада, от 5 до 10 лет – не меньше годового, от 10 до 20 лет – минимум 2 годовых оклада, а более 20 лет – минимум 3. По оценкам экспертов, компании предстоит сократить от 20% до 40% персонала. А это значит, что на выплату выходных пособий новому собственнику придется направить не менее 1 млрд грн.
Сейчас в "Укртелекоме" условия для увольняющихся гораздо хуже. Согласно последним изменениям в Коллективный договор, принятым в конце прошлого года, сотрудники со стажем до 10 лет при увольнении по согласию сторон получают 3 должностных оклада, со стажем от 10 до 20 лет – 4, а со стажем более 20 лет – 6. Такой порядок будет действовать до передачи EPIC права собственности на акции "Укртелекома" предположительно в конце мая. За это время компания пытается уволить как можно больше работников, чтобы сэкономить деньги будущих владельцев.
Первые скандалы
В начале 2010 года в различных региональных филиалах и подразделениях "Укртелекома" была объявлена реструктуризация – в компании начали сокращать целые отделы. Об этом стало известно благодаря сотрудникам, которые начали искать совета на различных юридических форумах. Руководство предлагало им уволиться по согласию сторон на условиях Колдоговора или грозилось сократить нормы и продолжительность рабочей недели. Практически одинаковые сообщения поступали из Одесской, Херсонской, Днепропетровской области.
В апреле сотрудники Центра управления телекоммуникационными сетями «Укртелекома» написали письмо Фонд госимущества и Федерацию профсоюзов Украины, где обрисовали ситуацию. "Нам предлагают или уволится или написать заявление о переводе на 8-часовую рабочую неделю с 1 июня. Причем предлагают весьма настойчиво, давят на людей», – говорит один из авторов письма Владимир Дичко. Он проработал в компании 15 лет, и до пенсии ему осталось два года. «Все слышали о большой компенсации после приватизации, но говорят, что мы ее не дождемся», – продолжает он.
Только за первый квартал 2011 года штат "Укртелекома", по данным EPIC, сократился на 4,4 тыс. человек. Это две трети от количества сокращенных за весь 2010 год. За оставшиеся полтора месяца навряд ли удастся выполнить все планы новых собственников по сокращению затрат на персонал, но достичь определенной экономии вполне возможно – ведь по словам сотрудников увольняются сейчас в первую очередь старожилы оператора.
EPIC отрицает причастность к увольнениям, ведь формально она еще не управляет оператором. Но осуществляет это нынешний менеджмент «Укртелекома» во главе с председателем правления Георгием Дзеконом, которого Питер Гольдшайдер пообещал оставить у руля. По его словам, он много лет знаком с руководителем «Укртелекома» и доверяет ему. «Пока компания государственная, у менеджмента просто связаны руки»,– отметил Гольдшайдер.
СПРАВКА
Уровень зарплат в ОАО «Укртелеком» в Киеве
Администратор сетей ip/mpls. - 6000-8000 грн.
Администратор Windows Server 2003, 2008. - 4500 грн.
Специалист внедрения автоматизированных систем. - 5400 грн.
Специалист внедрения систем защиты IT - 5400 грн.
Системный администратор контакт-центра. - 5000 грн.
Администратор задач. - 3500-4000 грн.
Гардеробщик. - 1300 грн.
Сменный администратор поддержки магистральных систем. - 4000 грн.
Администратор active directory и exchange. - 4000-5000 грн.
Администратор контакт-центра на базе alcatel omnitouch 4400. - 5000 грн.
Источник: http://job.ukr.net по состоянию на 21 апреля 2011
- Информация о материале
Будьте осторожнее с желаниями, они могут исполниться — предупреждал своих читателей Вильям Ваймарк Джекобс. Правда, большинство украинских политиков с английской литературой знакомы в лучшем случае по сборникам афоризмов. Но среди советников президента есть и те, кто мог бы — при желании — процитировать эту фразу в оригинале (тем более что для некоторых из них английский — родной). Изящно выдав ее, скажем, за старую восточную поговорку. Только следовать мудрому совету классика полгода назад они, видимо, рекомендовать не решились. А смысл? Стремление Виктора Януковича вернуть себе полномочия Леонида Кучмы, которыми ему так и не дали воспользоваться в 2004-ом, было столь откровенным, что соратники могли подозревать: президент просто не прислушался бы к советчикам. Зато теперь, вдоволь насладившись реваншем, Виктор Федорович имеет прекрасную возможность убедиться, какой именно подарок преподнесли ему конституционные судьи, одним махом вернув в действие Конституцию 1996 года.
Разумеется, суд избавил президента от страха превратиться в «английскую королеву», которая, как известно, «правит, но не управляет». Кошмара, который так мучил его предшественника. Правда, в отличие от Ющенко, Янукович и так очень быстро получил и лояльное парламентское большинство, и послушное правительство, которые даже помыслить не могли о превращении в альтернативный центр власти. Так что опасность была скорее гипотетической. Но теперь страной нужно действительно не править, а управлять. А с управляемостью в новой-старой модели, как оказалось, не все так просто.
За оранжевую пятилетку как-то забылось, что при всей монополизации власти в эпоху Кучмы в стране действительно существовало два правительства, одно из которых называлось кабинетом министров и обычно играло роль козла отпущения, а другое — администрацией главы государства, в которой, по словам недоброжелателей, Леонид Данилович и работал президентом. Впрочем, при всем кажущемся всесилии своих канцеляристов руководил этой двойственной моделью все же Кучма. Может, потому что имел за плечами многолетнюю школу работы на «Южмаше» и был натурой деятельной.
Четвертый президент Украины — человек другого склада. Трудоголиком его точно не назовешь. Даже в бытность лидером оппозиции Янукович поражал оппонентов увлеченностью «загородными» хобби. Не удивительно, что «кучминская» модель при новом хозяине заработала вполоборота. Если не на холостом ходу. Администрация, разумеется, не против казаться всесильной, но из реальных инструментов влияния на ситуацию в стране (не путать со зданием на улице Банковой) в ее распоряжении разве что кулуарные интриги. Потому и горизонт действий ограничивается интересами непосредственного окружения президента.
И из Кабинета министров полноценного крайнего сделать тоже не получается. Хотя бы потому, что правительство больше напоминает совет директоров крупной корпорации, и вице-президентами в нем работают олигархи-распорядители Партии регионов, задеть каждого из которых нельзя без риска нарушить баланс между этими заклятыми друзьями (возможно, поэтому Кучма подобного «совместительства» как раз избегал). В то же время и рабочим органом такое правительство можно назвать с заметной натяжкой — Николай Азаров вынужден играть роль не железного канцлера, а какого-то непонятного модератора, согласовывающего интересы подчиненных едва ли не с помощью «челночной» дипломатии.
Президент, конечно, мог до определенного времени закрывать на это глаза. И просто наслаждаться реваншем за 2004-й. Но беспомощность власти, похоже, начала раздражать и его. Особенно на фоне регулярных отчетов о снижении рейтингов. И Партии регионов, и президента. Отсюда и откровенные реплики в адрес подчиненных, и публичные предупреждения о том, что «терпение может лопнуть». Правда, при этом Янукович никак не объясняет, а что, собственно, нужно сделать, чтобы государственная машина заработала.
Громогласно объявленная административная реформа пока сводится к переназначениям старых чиновников на новые должности. И в этом виде только усугубляет проблему. Вице-премьеры стали еще и министрами, но стали ли их действия более скоординированными, а работа правительства слаженнее? Добавило ли это управленческих возможностей премьеру? Структуру администрации сделали стройнее, ослабив личных конкурентов Сергея Левочкина, но стала ли президентская канцелярия производить что-то, кроме бумаг? Где обещанная стратегия модернизации? Или она сводится к ритуальному повторению слова «МакКензи»?
Только слова — это не реформы. И даже буквальное выполнение рекомендаций международных финансовых организаций — не модернизация. А рекомендации украинские чиновники не только буквально, но и просто выполняют с бо-ольшим скрипом. Год пребывания у власти бело-синих наглядно показал: к власти они пришли не для того, чтобы выполнять какой-то «план реформ». У них и перед выборами не было никакого плана, а после них — тем более не удосужились написать. Зачем, если мы и так победили? — с непосредственностью, присущей только отечественным «государственным деятелям», признаются в частных беседах сами регионалы. Цель пребывания у власти — сама власть. В максимально возможных объемах. На максимально возможный срок. Это лейтмотив действий абсолютного большинства украинских политиков. И чиновников. Поэтому работа вхолостую —не аномалия, а нормальное состояние отечественной государственной машины. Она именно так функционирует. Как бы этому ни удивлялся президент.
Разумеется, у Януковича всегда есть в запасе вариант под условным названием «всех с пляжа». А если не всех, то хотя бы правительство. Поступить так президенту советовали даже оппозиционеры. Что уж говорить о тех, кому советовать положено по статусу. Напоминали о том, как Кучма пообещал, что «страна увидит нового президента», — и сменил абсолютно лояльного Пустовойтенко на «молодого реформатора» Ющенко. Правда, и Кучма рискнул только в начале второго срока. Когда были ожидания соответствующие. А увольнение Азарова — это скорее возможность назначить того самого «крайнего». Причем на этот раз даже сам Николай Янович, похоже, был не против. Во всяком случае, предупредил о грядущей отставке свое окружение. И даже запасной аэродром подготовил. Куда скромнее, кстати, должности главы Нацбанка, которую ему якобы обещали в прошлом году.
Только не отпустил Янукович. Не использовал даже такой блестящий информационный повод, как выступление с посланием перед Верховной Радой. Посвященные, правда, шептались, что отставку отложили на месяц, и после майских праздников точно уволят. Но оказалось, что отбой прозвучал надолго. И не только в отношении Азарова. Весь экономический блок не собираются трогать по меньшей мере до сентября. Неприкасаемыми остаются и вице-премьеры — как минимум Андрей Клюев, Борис Колесников и Юрий Бойко.
Сергей Тигипко, правда, публично объявил, что уйдет в отставку сам — если не начнется пенсионная реформа. Но к этому заявлению и на Грушевского, и на Банковой отнеслись скептически. Мол, Сергею Леонидовичу и самому выгоднее оставаться в правительстве, а набивать себе цену он может разве что у своего электората — и так не столь многочисленного, как этого хотелось бы лидеру «Сильной Украины». Регионалы, мол, торговаться с ним уж точно не будут. Чтобы хлопать дверью, разыгрывая карту «я хотел, но мне не дали», нужно по меньшей мере быть уверенным, что избиратели хотят именно того, что не дали сделать несостоявшемуся реформатору. А чем козырять Тигипко — неповышенным пенсионным возрастом?
К тому же у Сергея Леонидовича может теплиться надежда, что в случае смены руководителя правительства именно он окажется самым подходящим на роль «моложавого реформатора». Остальные — даже если еще недавно очень хотели в премьерское кресло — вроде бы должны понимать, что это скорее роль камикадзе. Вот только определился ли сам Янукович с тем, кого он хотел бы сам видеть сменщиком Азарова? Похоже, что нет. А на нет, как говорится, и суда нет.
С другой стороны, обычно правительство отправляют в отставку тогда, когда проведены самые болезненные меры, необходимые для осуществления реформ. Чтобы ответственность за ухудшение жизни взяли на себя отставники, а плодами их деятельности воспользовались те, кто останется при власти (в нашем случае — президент). Но в том-то и дело, что никакие глубинные, качественные реформы за год так и не были начаты. А «ухудшение жизни уже сегодня» — это не цена модернизации, а скорее итог бездействия власти. И критическая — с точки зрения общественного доверия — точка на самом деле все еще впереди. Выбрасывать самый крупный козырь в этих условиях просто опрометчиво. Нужно жертвовать кем-то менее значимым.
Исходя из этого, если кого-то после праздников и уволят, то, скорее всего, Дмитрия Табачника. Он уже сконцентрировал на себе достаточно негатива. А отношения с Россией, которая якобы благоволит к министру образования, заметно охладели. Почему б не продемонстрировать снисходительность к студентам и национал-демократической публике? В случае отставки Табачника на его место могут назначить кого-то из лояльных ректоров вузов (нелояльных, впрочем, практически не осталось) или незабвенного Василия Кременя, в свое время побывавшего в кресле министра при таких разных премьерах, как Ющенко и Янукович. В отличие от 2005 года, вряд ли кто-то по этому поводу выйдет с пикетом на Банковую.
А для утешения тех, кто симпатизирует главной оппонентке Табачника в рядах самих регионалов, другой министерский портфель могут отдать… Анне Герман. Заодно вытеснив ее окончательно с Банковой. Подходящим креслом для Герман называют должность министра культуры. За увольнением для этой цели Михаила Кулиняка дело, дескать, не станет, главное, чтобы Анна Николаевна согласилась. В чем даже инициаторы этой комбинации не уверены. В конце концов Минкульт никогда не считался местом ни слишком хлебным, ни слишком престижным.
Отставка, которая может остаться практически незамеченной, — увольнение Виктора Тихонова. Не то, что проблемы ЖКХ украинцев не волнуют, просто их решение мало кто связывает с деятельностью профильного министра. Да и не запомнился Тихонов на этом посту ничем сколь-нибудь резонансным.
Вполне возможны также замена руководителей МОЗа и Минобороны. Илья Емец — наглядное подтверждение тому, что блестящий врач не обязательно должен быть хорошим руководителем ведомства. Правда, с кандидатурой нового министра может возникнуть заминка. Поскольку назначения Татьяны Бахтеевой хотят, мягко говоря, далеко не все. Александр Кузьмук во главе военного ведомства (в который уже раз) — тоже вариант, мягко говоря, на любителя, ведь кадровые изменения должны демонстрировать работу над ошибками, а тут, как мы помним, череда ошибок при работе. Но Михаила Ежеля в кресле, поговаривают, удерживает не только неопределенность со сменщиком, но и незавершенность истории с Балаклавской бухтой — в ней без подписи министра никак не обойтись.
Впрочем, даже те, кто настойчиво рекомендуют провести хотя бы косметические перестановки, понимают, что речь идет главным образом о демонстрации. Имитации деятельности. Способной даже политически озабоченную публику заинтересовать разве что в случае увольнения Табачника. Об остальных, пожалуй, и не вспомнят. Ибо от смены табличек на министерских кабинетах никто на самом деле не ожидает никаких принципиальных перемен. Никто перемены, в общем-то, и не обещает. Это вам не избирательная кампания. Но, самое главное, никто в верхах перемен и не хочет. Во всяком случае, таких, которые бы задели интересы самих властей предержащих. Покой (чтобы не говорить — застой) остается их главным желанием. Которого никто и не думает опасаться.
Стоит ли удивляться, что вся активность на Печерских холмах сводится к нехитрому принципу «нам бы день простоять, да ночь продержаться». До майских праздников. До осени. До выборов. Но именно «продержаться». А там, дескать, видно будет. Подобно незадачливым пассажирам воздушного шара, которые пытаются удержаться в воздухе, выбрасывая время от времени за борт мешки с балластом. Если сделать это вовремя — баллон может даже подняться. Ненамного. И ненадолго. Но надолго и не нужно. Правда, шар при этом никуда не движется. А воздух остывает. И гораздо быстрее, чем этого хочется пассажирам…
- Информация о материале
Предметами купли-продажи у нас становится все. Отечественные бизнесмены проявляют чудеса смекалки, изобретая способы заработка на том, что, казалось бы, никому даром не нужно. И даже на отсутствии товаров или услуг. А теперь, судя по рассказам представителей фирм-посредников, помогающих ВУЗам с набором иностранцев, предметом бизнеса стали иностранные абитуриенты и студенты. То есть, фирмы, организующие набор иностранцев, понятное дело, занимались этим вовсе не из альтруизма. Но теперь набором иностранных абитуриентов для медицинского университета будет заниматься только одно предприятие.
До сих пор набором иностранцев для ХНМУ занимались около трех десятков фирм. Но на минувшей неделе в ХНМУ состоялось совещание, на котором было объявлено, что все 700 приглашений на учебу получает ООО «Полимед». Понятное дело, такая новость никак не обрадовала остальных посредников и некоторые из них уже готовят жалобы, обвиняя ректора медуниверситета в коррупции. Насколько это так, судить не берусь, но замечу, что к «Полимеду» имеет самое непосредственное отношение помощник ректора по экономике Владимир Скляров.
Еще в 2003 году Владимир Скляров выступил учредителем общественной организации «Больничная касса «Центральная». А в 2007-м эта самая касса стала учредителем ООО «Научно-образовательный комплекс «Полимед», руководителем которого стал Владимир Скляров. Впрочем, основным видом деятельности этого предприятия была вовсе не учеба, а розничная торговля медикаментами. Но в 2008 году вид деятельности сменился на прочие коммерческие услуги. Затем сменился директор – прежний стал помощником ректора медуниверситета. А также появились тесные деловые связи с украино-индийским ООО «Боб тред интернационал».
ООО «Боб тред интернационал» было создано бывшим студентом медицинского университета Сингхом Хардипом. За 16 лет существования там менялись руководители, соучредители. Сам Синг Хардип параллельно трудился во всевозможных строительных и жилищно-эксплуатационных организациях, впрочем, так или иначе связанных с медуниверситетом. А затем решил заняться посредничеством по набору иностранцев в собственную альма-матер. А поскольку связями во всем мире он не обладал, то через него приглашения стали получать индийские и арабские абитуриенты. И теперь, по словам самих иностранных студентов-арабов, у него офис прямо в общежитии, где он свободно распоряжается четырьмя этажами. Там он поселяет-выселяет иностранных студентов по собственному усмотрению, да не бесплатно. За проживание нужно платить ежемесячно по 500 долларов – говорят студенты, но на одно место может быть поселено и несколько человек За то, что ООО «Боб тред интернационал» передаст приглашение на учебу в ХНМУ надо отдать 400-1000 долларов – говорят другие посредники-контрактеры. Весьма доходный бизнес у Хардипа Сингха и его компаньона Каушика Сачина.
В прошлом году ООО «Боб тред интернационал» получило 513 приглашений, а в действительности по ним поступили 229 студентов. Куда делись остальные абитуриенты – никто не знает. В нынешнем году все 700 приглашений будут отданы ООО «Научно-образовательный комплекс «Полимед», которое, по словам других посредников-контрактеров, отдаст их ООО «Боб тред интернационал». И тут появляется вопрос – сколько из этих 700 будущих студентов действительно будут изучать медицину. И самое главное – куда деваются остальные. Понятно, что некоторые сами едут сюда только за тем, чтобы двигаться дальше, в Европу. А страны Евросоюза отнюдь не горят желанием увеличить свое население таким образом. Иначе говоря, все это называется транзит нелегалов. Но утверждать, что именно Сингх – один из его организаторов пока что невозможно. Однако существует и другое, не менее вероятное предположение, особенно с учетом революций на Ближнем Востоке. А именно – выходцы оттуда оказывают посильную помощь своим единомышленникам, находясь здесь. Возможно, существует еще несколько не менее вероятных причин для арабских абитуриентов попасть сюда. Но в любом случае их не заметно в большом количестве на Барабашовском базаре. Хотя только один медуниверситет их ввозит теперь по 700 человек в год.
А самое любопытное – какое отношение ко всему этому имеет ректор ХНМУ Владимир Лесовой? Или его помощник по экономике работает абсолютно самостоятельно?
- Информация о материале
7 апреля Верховная Рада приняла несколько законов, призванных упростить предпринимательскую деятельность. Так, в целом приняты изменения в закон № 7176 «О разрешительной системе.
Они предусматривают выдачу, аннулирование, переоформление и пр. разрешительных документов исключительно через разрешительные центры. Также в целом принят законопроект № 7516, которым отменяется свидетельство о госрегистрации юридических и физических лиц-предпринимателей. Его заменит выписка из единого госреестра. Кроме того, в первом чтении принят проект закона № 8294, направленный на упрощение регистрации бизнеса. Этим документом предусмотрено создание уставного фонда для юрлиц в размерах, необходимых для бизнеса, сокращен срок регистрации юрлица с трех до двух дней, упрощаются требования относительно нотариального оформления некоторых документов и др. А в принятом за основу законопроекте № 8295 предлагается упростить процедуру закрытия бизнеса. В частности, предусмотрено сокращение сроков проведения проверок субъектов хозяйствования, которые ликвидируются.
Нововведения, очевидно, должны смягчить негативные последствия от вступления в силу с нового года Налогового кодекса и закона о едином социальном взносе, которые привели к сокращению количества желающих вести свой бизнес. Ситуация усугубилась после вступления в силу с 1 апреля III раздела Кодекса. Это не может не отразиться на отчислениях бизнеса в госбюджет, Пенсионный и социальные фонды. В то же время забуксовала пенсионная реформа, с помощью которой правительство надеялось поправить ситуацию с дефицитом ПФ. «Я даже не исключаю, что в процессе доработки мы придем к тому, что нынешний законопроект (о пенсионной реформе. — Прим. ред.) будет отозван, а вместо него будет подан другой», — отметил глава фракции ПР Александр Ефремов. И МВФ, похоже, уже не в силах заставить власти закончить крайне непопулярную в обществе реформу. «Сейчас мы можем себе позволить вести совсем другие переговоры с МВФ, может, даже, хотя это крайне невыгодно для нашей страны, и отказаться (от очередного транша кредита МВФ. — Прим. ред.)», — сказал премьер Николай Азаров.
Каждому — по труду
Однако проблема дефицита ПФ сама собой не рассосется. Поэтому правительство намерено подойти к решению вопроса с другой стороны — объявить войну теневым зарплатам. Но, как и следовало ожидать, действовать решено было быстро и административными методами. Минтруда и соцполитики разработало три законопроекта, усиливающие контроль над оплатой труда и увеличивающие санкции за нарушения в данной сфере. Так, в Законе «Об оплате труда» предлагается закрепить кроме минимальной зарплаты еще и гарантированную, ниже которой не может быть ставка сотрудников того или иного уровня в разных отраслях. Законопроект определяет это понятие как минимальный размер заработной платы работников соответствующих профессионально квалификационных групп, работающих на предприятиях внебюджетной сферы и у физлиц.
Размер гарантированной зарплаты устанавливается Кабмином (а не законом о бюджете, как это предусмотрено для минимальной зарплаты) по восьми профессионально-квалификационным группам в расчете на месяц (час). Он определяется в зависимости от сложности, ответственности исполняемых работ и квалификации работника. Вице-премьер Сергей Тигипко объяснил: «Мы предложили утвердить восемь категорий, начиная с работающих граждан с низкой профессиональной квалификацией или ее отсутствием и заканчивая руководителями. Для каждой из них установят специальный коэффициент, который будет умножаться на минимальную зарплату». В частности, сегодня обсуждаются такие коэффициенты: для руководителей предприятий — 3–5 (2880–4800 грн), для главных бухгалтеров — 2,5 (2400 грн), работников — 1,5 (1440 грн). По словам Сергея Тигипко, сейчас в стране более 120 тыс. руководителей предприятий официально получают зарплату в минимальном размере, и дальше так продолжаться не может.
Зарплатный инспектор
Кроме того, правительство планирует повысить статус и полномочия контролирующего органа в системе оплаты труда. Таковым теперь будет Государственная инспекция Украины по вопросам труда. Причем положение о данном институте уже утверждено указом президента № 386/2011 от 06.04.2011. Согласно документу, инспекция является правопреемником прав и обязанностей Госдепартамента надзора за соблюдением законодательства о труде Минтруда и соцполитики. Только новый институт получил уже статус центрального органа исполнительной власти, подчиненного непосредственно Кабмину через вице-премьер-министра — министра соцполитики. А вот увеличить его полномочия президентским указом не получится. Поэтому Минтруда предлагает дополнить КЗоТ ст. 259–1 и тем самым расширить права должностных лиц Госинспекции по вопросам труда. В частности, согласно соответствующему законопроекту, контролеры получат право беспрепятственно, без предварительного оповещения, в любое время посещать все помещения предприятий и рабочие места сотрудников. Инспекторы получат доступ к любым документам юрлиц и предпринимателей, смогут задавать вопросы руководителям предприятий, выносить им обязательные к исполнению предписания, составлять админпротоколы и даже требовать у сотрудников паспорта, проводить кино-, фото-, аудиофиксацию проверок и прочее.
Также функциями по проверке субъектов хозяйствования на предмет нарушений законодательства о труде предлагается наделить налоговую, КРУ и даже органы лицензирования. Отметим, ранее правительство возлагало основные надежды по выявлению теневых зарплат именно на ГНАУ. Широкие полномочия налоговиков по проверке выплаты юрлицами зарплат своим работникам были заложены в проекте Налогового кодекса, который прошел первое чтение. К счастью, в дальнейшем эти нормы были изъяты из кодекса. Но фискалы не оставляют надежд расширить свои полномочия и сегодня. По словам главы ГНАУ Виталия Захарченко, с начала года налоговики «отработали» почти 5 тыс. предприятий, руководители которых насчитывают своим работникам заработную плату в незначительных размерах. Кроме того, вследствие «индивидуальной разъяснительной работы по детенизации заработной платы» 12,5 тыс. предприятий повысили уровень оплаты труда. По данным ГНАУ, материалы по 6,6 тыс. предприятий, где заработная плата выплачивалась ниже законодательно установленной минимальной, направлены в органы прокуратуры. Более того, туда же поступили материалы и сведения по 682 предприятиям, которые имели долговременную задолженность по выплате заработной платы на сумму 242,6 млн грн.
Сядут все
Вновь созданный орган не сможет эффективно бороться с нелегальными зарплатами без усиления ответственности предпринимателей за нарушения трудового законодательства. Так решили в Минтруда и разработали отдельный законопроект об ответственности предприятий, учреждений, организаций, а также физлиц-предпринимателей в сфере труда. Документом, в частности, предлагается за уклонение от официального оформления работников карать работодателей штрафом в размере 2 тыс. н. м. д. г. (34 тыс. грн). За несвоевременную или неполную выплату зарплаты юрлицам выпишут штраф в 150 н. м. д. г. (2250 грн) за каждого работника. В случае выплаты работнику зарплаты меньшей, чем минимальная, работодателю придется заплатить штраф в 700 н. м. д. г. (11 900 грн) за каждого такого работника. При этом в законопроекте не установлен исчерпывающий перечень нарушений, за которые предполагается административная ответственность, и предусмотрено, что «другие нарушения требований законодательства о труде» приведут к наложению на предпринимателя штрафа в размере 30–100 н. м. д. г. (510–1700 грн). Посему, можно предположить, что любой визит контролера уже обойдется субъекту хоздеятельности минимум в 510 грн. Рассматривать дела о трудовых правонарушениях будет Госинспекция по вопросам труда или прокуратура. При этом, невзирая на огромные полномочия данного органа, проект закона не предполагает установить никакой ответственности за нарушения для самих инспекторов.
Но и таких санкций правительству, по-видимому, мало. Поэтому разработан еще один проект закона, который вносит изменения в КоАП и ККУ. Так, за нарушение сроков выплаты зарплат и «другие нарушения требований законодательства о труде» предлагается повысить админответственность с 510–1700 грн до 850–4250 грн. За нарушение требований законодательства и других нормативных актов об охране труда предусмотрен штраф для сотрудников — 85–425 грн (сейчас 34–85 грн), для должностных лиц — 340–850 грн (сейчас 85–170 грн). Также предложено увеличить штраф за неисполнение требований инспекторов по труду или препятствование их деятельности с 850–2550 грн до 1700–3400 грн. При этом даже отказ работника от дачи пояснений трудовым контролерам повлечет за собой штраф от 170 до 340 грн. За грубое нарушение законодательства о труде, например, отсутствие оформления трудовых отношений с работником, законопроектом предлагается установить уголовную ответственность в виде штрафа в 3400–17 000 грн или ареста на полгода с запретом занимать определенные должности на три года. А за уклонение от уплаты единого социального взноса предусмотрен штраф в размере от 8500 до 17 000 грн. Более того, сегодня обсуждается возможность ввести уголовную ответственность за нелегальные зарплаты в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Ужесточение уголовной ответственности за конверты поддерживает и вице-премьер Борис Колесников. «Если сегодня кто-то в метро залез в карман и украл 150 грн, его судят и дают реальные сроки, а когда предприниматель платит $1 тыс. в конверте, он залазит в карман на $300 пенсионерам и на $170 — учителям и врачам», — аргументировал он свою позицию. Стоит отметить, что сегодня в карман пенсионерам, учителям и врачам также залазит и государство, которое не выплачивает им положенные по закону надбавки. Однако никакой ответственности за это никто не несет.
Пряник сильнее кнута
Проблема теневых зарплат в Украине сегодня одна из основных. И в данной сфере необходимо проводить реформы. Однако они должны быть просчитанными и взвешенными. Предложенный пакет законов предлагает лишь усилить контроль над выплатой зарплат и ужесточить ответственность работодателей, но не предусматривает никаких стимулов. А при нынешней фискальной нагрузке на фонд оплаты труда у многих работодателей, особенно в малом и среднем бизнесе, просто нет другого выхода, чем оплачивать работу сотрудников нелегально. «Правильным был бы подход сокращения налогов, если их невозможно платить. В свое время в одной из стран обложили налогами каждую печную трубу — в результате увеличилось количество пожаров, потому что люди начали убирать печные трубы и топить «по-черному». Обложить налогом зарплату им не удастся, потому что никто ее платить не сможет», — отмечает руководитель Школы политической психологии Геннадий Балашов.
Вряд ли сработает и идея правительства заставить самого наемного работника следить за легальностью его зарплаты. Ведь здесь предусматриваются штрафы, но нет мотивации. А работник понимает, что половина его легальной зарплаты идет государству, но он не чувствует никакой социальной защищенности. По словам народного депутата Александра Стояна, прежде всего нужно было хотя бы ввести накопительную систему пенсионного обеспечения, чтобы человек понимал, что в его интересах требовать у работодателя легализации своей реальной заработной платы.
Мотивацией к легализации зарплат могли бы стать реальные реформы в налоговой, судебной системе, реальная борьба с коррупцией. «Намного эффективнее было бы перекрыть возможности перечисления прибыли предприятий, особенно крупных, в офшорные зоны по схемам оплаты услуг, например», — отмечает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк. А просто создание еще одного контролирующего органа с чрезмерными полномочиями приведет лишь к росту коррупции и дальнейшему сворачиванию бизнеса, который уже не сможет оплачивать прихоти всех чиновников. «Эти запреты усилят коррупционное давление на бизнес, а результат будет таким, что чиновники получат больше теневых доходов», — считает первый вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец.
- Информация о материале
Какую страну строить – демократическую или эффективную? Как не парадоксально, но именно так сейчас у нас все чаще ставится вопрос. Словосочетание «демократическая эффективная Украина» буквально за несколько лет в умах большинства граждан превратилось в катахрезу.
Нелепо сегодня рассуждать, кто в этом виновен и виновен ли вообще. Элита, которая с помощью столь нехитрого приема, как «подмена понятий», постаралась упрочить свое политическое положение внутри страны и экономическое – на глобальных рынках? Или народ, утомленный пятью годами неуправляемой демократии вкупе с материальной пресыщенностью? Налицо факт: и верхам, и низам надоело играть в европейскую игрушку.
- Информация о материале
Страница 1364 из 1561
