Недавно в парламенте был зарегистрирован довольно необычный по своему содержанию законопроект. Название говорит само за себя – «Об азартных играх» (№8401). Необычность заключается в том, что попытка узаконить и дать определение азартным играм уже исключает моральную составляющую этого вопроса. Понятное дело, что в азартные игры играли, играют и будут играть, и попытаться запретить курице нести золотые яйца, по крайней мере, нелогично. Есть вещи, которые можно искоренить только вместе с человечеством, и любовь к азартным играм входит в их число.

По мнению автора законопроекта, народного депутата Украины Сергея Осыки, государству необходимо создать такой механизм государственного регулирования индустрии азартных игр, который обеспечивал бы баланс между потенциальными потерями игроков, доходами игорного бизнеса и преимуществами для общества, вытекающими из доходности этой индустрии (налоги, рабочие места, спонсирование общественно важных программ и т. п.). Иными словами, подчеркнул г-н Осыка, азартные игры подлежат цивилизованному государственному регулированию. Такое регулирование при сохранении прибыльности сферы азартных игр будет осуществлять действенную защиту игроков, контролировать возможные потери и сводить их к минимально возможным величинам, содействовать дополнительным поступлениям в бюджет.
Необходимо отметить, что разработчики законопроекта акцентируют внимание на том, что документ предлагает при урегулировании сферы азартных игр (к которым, кстати, отнесена и лотерея) использовать международный опыт. «Судебно-юридическая газета» попыталась разобраться во всех тонкостях законопроекта и определить основные пути развития «азартного» бизнеса в Украине в случае принятия этого документа.

Все игры будут лицензироваться

Итак, начнем, пожалуй, с понятийного аппарата. Законопроект дает четкое определение азартным играм, более того, определяет несколько их видов – например, игра в карты, в кости, на игровом автомате, цилиндрическая игра, рулетка и так далее. Если честно, документ включает более 50 понятий, и подробно разбирать каждое из них нет смысла, так что, пожалуй, остановимся на нескольких основополагающих.
К таковым смело можно отнести понятие лотереи, которая стала родственницей азартных игр. Согласно проекту, лотерея – это азартная игра независимо от ее названия, условиями проведения которой предполагается розыгрыш призового (выигрышного) фонда между игроками, выигрыш (приз) в которой имеет случайный характер и территория проведения которой не ограничивается одним помещением (зданием). В свою очередь, лотерея делится на несколько видов: разрядная, числовая, бинго, тото и мгновенная. Более того, с принятием этого проекта будет образована государственная монополия на организацию и проведение азартных игр, в том числе и на организацию государственных денежных лотерей, которая предусматривает создание и функционирование Национального организатора азартных игр с установлением лимита лицензий на проведение государственных денежных лотерей в количестве не более пяти. То есть основными средствами государственного регулирования рынка азартных игр станет лицензирование хозяйственной деятельности в сфере азартных игр, патентование операций по предоставлению услуг в сфере азартных игр и сертификация игрового оборудования и программного обеспечения к нему.

Без 5 млн евро открыть казино не получится

Проектом также устанавливаются жесткие требования к финансовому состоянию операторов государственных денежных лотерей и азартных игр в казино. Так, уставный (составной) капитал для «лотерейщиков» должен быть никак не меньше, чем у банков, которые осуществляют деятельность на всей территории Украины, т. е. 75 млн грн. плюс собственный капитал не меньше 5 млн евро. Что касается операторов азартных игр в казино, то их уставный (составной) капитал не может быть меньше, чем сумма стоимости лицензии и стоимости игорного оборудования, которое используется для проведения игр. Эта сумма составляет более 40 млн грн. плюс собственный капитал не меньше 5 млн евро.
Законопроектом также предусмотрено, что казино разрешается размещать исключительно в пределах единой специальной территориальной игровой зоны для размещения казино и объектных зон проведения азартных игр. При этом отмечается, что территорией таких специальных игровых зон считается территория трех- и пятизвездочных гостиниц с количеством номеров не менее 60 в Автономной Республике Крым (кроме Севастополя) и курортов Буковеля, Трускавца, Моршина, Мукачева и пгт Славское в их географических границах, установленных законодательством Украины.

Несколько слов о возможных последствиях

Говоря о последствиях «возвращения» азартных игр в цивилизованное русло, следует учитывать следующее. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту предусматривается, что:
– средства от проведения азартных игр будут использоваться на социальные нужды и развитие спорта, реализацию мер по предотвращению негативного влияния азартных игр на уязвимые группы населения, профилактике и предупреждению возникновения игровой зависимости, по содействию развитию ответственной игры, а также на участие в международном сотрудничестве в сфере азартных игр;
– национальные стандарты и технические регламенты игорного оборудования и программного обеспечения, используемого для проведения азартных игр, должны будут соответствовать общепринятым международным стандартам и наилучшей сложившейся практике стран Европейского Союза относительно требований к игорному оборудованию и программному обеспечению в сфере азартных игр;
– реклама азартных игр будет ограничиваться как по месту расположения, так и по содержанию и социальной направленности в соответствии с европейскими стандартами условий осуществления рекламы азартных игр.
Как видно, налицо существенное изменение подхода к пониманию азартных игр и всего, что с ними связано. Если в действующем законодательстве, например, в УК Украины, написано: «Занятие игорным бизнесом наказывается», то проект предлагает кардинально изменить существующую трактовку, заменив название и содержание статьи: «Организация или проведение запрещенных азартных игр наказывается». Кроме Уголовного кодекса, изменения коснутся и ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Из этого нормативно-правового акта исключается часть о лицензировании такого вида деятельности, как выпуск и проведение лотерей. Это означает, что лицензирование хозяйственно деятельности в сфере азартных игр будет осуществляться этим же законом, но с учетом особенностей, определенных ЗУ «Об азартных играх». Что называется, почувствуйте разницу.

Справка

Что не следует считать азартными играми

Каким бы ни был новый закон об азартных играх, он не должен распространяться на:

– розыгрыши, проводимые юридическими и физическими лицами за счет собственных средств с целью содействия продаже любого товара или оказанию платных услуг (работ), которые предусматривают участие в них потребителей товаров (услуг) без внесения за это платы;
– развлекательно-спортивные игры: бильярд, кегельбан (боулинг), дартс, другие игры при условии, что выигрыши (призы) в них не обеспечиваются за счет средств, полученных от их участников;
– игровые автоматы типа «кран-машина», где как выигрыш (приз) игрок получает исключительно материальные вещи в виде игрушек, или аттракционы, симуляторы и прочие увеселительные игровые автоматы, не предусматривающие денежный выигрыш (приз);
– эмиссию, обращение и погашение ценных бумаг, по которым осуществляется выплата доходов в форме выигрышей (призов), а также выплату выигрышей (выдачу призов) по вкладам (взносам) в банках и других финансовых учреждениях в соответствии с законодательством.

Проект №8401

ЗАКОН УКРАЇНИ «ПРО АЗАРТНІ ІГРИ» (витяг)

Стаття 11. Обмеження на види азартних ігор

На території України дозволяється організовувати та проводити такі види азартних ігор: державні грошові лотереї, ігри в карти, ігри в кості, ігри в рулетку, парі, тоталізатор, ігри для електронного (віртуального) казино.
В Україні забороняється організовувати та проводити інші види азартних ігор, зокрема інтерактивні ігри, інші теле- та радіоігри, що передбачають внесення фізичною особою плати за участь у них (в тому числі як плати за послуги телефонного зв’язку).
Забороняється організовувати та проводити будь-які азартні ігри без ліцензії на провадження відповідного виду господарської діяльності у сфері азартних ігор. Зазначене обмеження не поширюється на Національного організатора азартних ігор.
Забороняється сприяти проведенню будь-яких азартних ігор суб’єктам господарювання, які не мають ліцензії на провадження відповідного виду діяльності у сфері азартних ігор.
Спортивні, благодійні, безкоштовні ігри в карти, ігри в кості, циліндричні ігри (в тому числі в рулетку) дозволяється проводити виключно в казино.

Несколько событий в верхах украинской власти, на первый взгляд, не связанных между собой, свидетельствуют о том, что в окружении главы государства вновь обостряется борьба за влияние. Причем на этот раз сильные козыри получает условно именуемая «партия войны» - группа из президентского окружения, ратующая за дельнейшее «закручивание гаек». В числе свидетельств того, что эта группа пошла в наступление – и концепция новой Военной доктрины, и «наезд» главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова на «грантоедов», и даже лоббирование решения о вывешивании красных флагов. Похоже, что власть пытается снова расколоть общество политически, дабы микшировать его социальное недовольство.

«Нехорошие парни» и государственная измена

События эти имеют разные временные «корни». Так, Военная доктрина готовилась не один месяц и была засекречена не только от общественности, но и от экспертного сообщества в целом. Тем не менее, стало известно, что в перечне угроз национальной безопасности оказалось не только проявления сепаратизма, но и такая угроза, как «вмешательство во внутренние дела, осуществляемое с помощью информационного влияния, экономического давления, финансовой и моральной поддержки отдельных политических сил, неправительственных организаций, чья деятельность направлена на дискредитацию власти».
В условиях строжайшей секретности, которая сопровождала принятие Военной доктрины, введение в нее подобного четко указывает нам на основные страхи власти. Главный из них понятен и давно описан – страх перед собственным народом и активной формой проявления недовольства. Получив «прививку» первым и вторым Майданами, базовую опасность нынешние власть имущие видят именно в подобных угрозах. Ни о каком соотнесении этого пункта с принципами свободы слова, собраний и базовыми положениям демократии речи нет. А последующие высказывания Александра Ефремова о «молодых ребятах», которые на деньги Джорджа Сороса и Бориса Березовского готовят в Украине североафриканский сценарий, концентрирует страхи власти до уровня паранойи. И очень четко ложатся на матрицу электорального ядра Партии регионов – с его верой в «козни Запада», «проплаченый майдан», «наколотые апельсины» и «сильную руку».

Враги государства

Напомним, что глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов – человек серьезный в партийной и чиновничьей иерархии - находясь на родине в Луганске, поведал, что Джордж Сорос выделил средства для подготовки в Украине неких «молодых ребят», «которые могли бы по варианту Северной Африки запускать любые проекты, которые есть». Так Ефремов вбросил обществу информацию о том, что власть настороже, она готова к отражению любых протестных действий, а сами такие действия будут считаться как спонсируемые извне, и попадающие теперь под признак государственной измены. Власть четко показывает, кого и чего боится – не столько оппозиции политической, сколько стихии улицы и влияния общественных организаций. Боится «твиттерных революций». Африканский «звоночек» все-таки был ею услышан.
В России, как известно, деятельность подобных фондов и организаций либо вообще запрещена, либо поставлена под жесткий контроль. Украинская вертикаль власти, ориентирующаяся на российскую модель отношений с обществом, пытается действовать точно также. С поправкой на то, что мы официально стремимся к евроинтеграции. И потому подобные заявления в формат евроустремлений никак не вписываются.

Гранты «мимо кассы»

Внешний контекст заявлений Ефремова односторонен – против Запада. ПР предстает теперь партией почти что советских стереотипов, чья риторика не очень отличается от риторики Путина или Лукашенко. Видимо, на их опыт «регионалы» и будут ссылаться при разработке подобного законопроекта. А там недалеко и до заявлений о «пятой колонне», которую следует «прижать».
Устами другого известного деятеля ПР – Вадима Колесниченко – идея конкретизируется: мол, речь идет не о запрете, а о контроле над деньгами, идущими через фонды. Колесниченко утверждает, что «различные институты и фонды работают в своих личных интересах». Правда, далее он ссылается на заявления Бориса Березовского о том, что последний спонсировал оранжевую революцию. Березовскому, как персонажу эпатажному, веры нет и быть не может. Зато Колесниченко в данном контексте верить следует: контроль «регионалы» действительно хотят получить. Столько денег проходит «мимо кассы»! Так что интересы идеолого-электоральные сочетаются с сугубо меркантильными.

Кому «перекроют кислород»

Большинство общественных организаций, занимающихся написанием проектов на гранты, не связаны с политикой. Лишь небольшая часть работает с вопросами законодательства и т. д. Первыми «под раздачу» попадут правозащитные организации, ведь диапазон их «вредительской» деятельности может быть максимально широк: от обеспечения прав граждан в столкновении с силовыми органами до юридических консультаций для гражданских активистов. «Постучать по карману» могут и тем, кто финансирует экологические проекты и проекты по охране памятников: в большинстве своем, деятельность этих организаций входит в противоречие с интересами большого бизнеса, застройщиков и т.д.
Может быть «зарублено» и финансирование учебных программ и частных учебных заведений. Ведь в них может насаждаться мировоззрение не с «тем» уклоном. Да и Минобразования в лице Дмитрия Табачника не прочь проконтролировать финансовые влияния, с помощью которых в головы молодого поколения вбивают идеи «западной демократии» вместо «русского мира».
Наконец, сюда могут быть отнесены любые организации, ставящие целью содействие малому и среднему бизнесу, а также написание законопроектов. В последнем случае показателен пример закона о доступе к публичной информации, который был написан при прямом западном участии. О многочисленных программах по борьбе с коррупцией уже и говорить нечего.
Но самое интересное то, что подобный законопроект может перекрыть каналы поддержки «русским соотечественникам» в Крыму и Юго-Востоке. Там получение подобных грантов поставлено на поток, и практически все эпатажные акции активистов «русских движений» направлены на оправдание подобных вливаний. С 2010 года помощь подобного рода была урезана, и особенно тоскливо стало «профессиональным соотечественникам», как называют эту категорию «грантоедов», после снятия мэра Москвы Лужкова, тратившего на поддержку пророссийских организаций в Крыму деньги московского бюджета. Нормы нового закона можно будет применить и к ним – и это может быть проделано, дабы лишний раз показать Крыму и прочему юго-востоку, насколько Партия регионов прочно удерживает монополию на власть.

«Партия войны» усиливает натиск

Между тем, бояться у власти есть основания. Только за два последних месяца, согласно соцопросу, проведенному Центром Разумкова*, количество жителей Украины, негативно оценивающих развитие ситуации в стране, увеличилось с 58 до 63,8%. Уровень поддержки главы государства снизился до 11,3%. 47,6% выразили несогласие с политикой главы государства. Характерно, что Тимошенко доверяют при этом 9,6% граждан – т.е. разница в рейтинге с главным соперником составляет меньше 2%.
В этих условиях активизация условной «партии войны» в окружении президента может рассматриваться как попытка части элиты переломить ситуацию в обществе «через колено» и упрочить свое влияние путем жестких мер на некий длительный период. Нынешнее «закручивание гаек» может быть даже более серьезным, чем попытка, предпринятая перед новым годом, когда были проведены аресты министров Тимошенко, были отправлены в тюрьму активисты налогового майдана и «тризубовцы», а в придачу состоялась показательное избиение оппозиционеров в парламенте.
Один из организаторов предпринимательского сопротивления Александр Данилюк сообщает, что 1 и 9 мая могут произойти провокации, связанные с противостоянием «крайних» левых и правых сил, после чего и будет реализовано упомянутое «закручивание». Конечно, его заявление можно счесть попыткой привлечь внимание к себе и запланированным на 14 мая протестным акциям протии «реформ» правительства. Но в пользу версии говорит последнее решение парламента об обязательном вывешивании красных флагов по всей Украине на 9 мая. Равно как и заявленный во Львове на то же 9 мая марш «Русского единства». «Свобода» уже готова встретить его «во всеоружии». Ну как после этого не заподозрить власть в желании снова разделить украинцев по политическому признаку, дабы лишить кумулятивного единства в неприятии экономической и социальной политики режима?
Александр Данилюк вновь говорит, что в президентском окружении борются две группы – «партия мира», исповедующая некоторые уступки оппозиции и Западу, диалог с гражданским обществом и показательную отставку премьер-министра вместе с наиболее одиозными министрами Кабмина, и «партии войны», целью которых является увеличение силового давления на общество. Имена тех, кто входит в эти группы, Данилюк не назвал. Собственно говоря, подобные «утечки информации» являются «секретом Полишинеля». Ранее «партией войны» считалась условная «группа Фирташа», куда входили, в частности, Валерий Хорошковский, и, что немаловажно, глава президентской администрации Сергей Левочкин. Ринату же Ахметову и ориентированным на него чиновникам приписывалась чуть не роль «голубей мира». Теперь персональное наполнение этих групп подверглось изменению. Всемогущий Сергей Левочкин уже не числится таким уж «ястребом», зато в число таковых можно включить группу «старых донецких», желающих сохранить влияние на Виктора Януковича и защитить позиции Николая Азарова.
При этом «ястребы» готовы дать отпор всем формам выражение народного недовольства – как экономического, так и политического, как «прозападного», так и «пророссийского». «Партия войны» стремятся к унификации общественно-политических проявлений в стране. Образно говоря, их принцип - «ни Сталина, ни Бандеры». Ни «Русского Единства», ни «Тризуба». Их лозунг – «все будет ПР», а вертикаль власти должна быть максимально усилена, причем тесно кооперироваться и опираться на власть партийную. Кстати, именно эта группа провалила идею о департизации чиновников, которую сам Янукович пытался ввести в закон о госслужбе.
«Либеральному» тренду сопротивления в таких условиях формально достанется больше, да и внешняя идеология наступления на гражданские свободы будет близка к российского-белорусской. Однако теоретиков и практиков «русского мира» на территории Украины также будут «щемить» - скорее саботировать и дискредитировать, нежели впрямую преследовать.
Возможного триумфа «ястребов» можно ожидать уже в ближайшие недели. И если на майские праздники провокации не состоятся – это будет первый звоночек к тому, что Янукович решил не переходить черту с очередным «закручиванием». Как отнесется власть к акциям протеста 14 мая и после – будет вторым тестом на ее намерения. И третьим станут возможные ротации в правительстве. Которых все ждут, но которые могут быть отложены до осени. В таком случае, борьба в верхах будет снова переведена в кулуарную форму. Однако вряд ли все будет так спокойно. Ведь градус общественного недовольства нарастает, и решать эту главную для власти проблему нужно уже сейчас.

*Исследование проводилось с 1 по 5 апреля 2011 года. Были опрошены 2009 респондентов старше 18 лет во всех областях Украины, Киеве и АР Крым. Погрешность выборки (без учета дизайн-эффекта) не превышает 2,3% с вероятностью 0,95.

Поставка украинских вооружений в Ирак и получение американской визы одного из наиболее влиятельных олигархов Юрия Иванющенко...  Казалось бы, что может объединять эти темы? Как удалось выяснить "Украинской правде", эти не связанные между собой события оказались объединенными в одну большую историю.

Депутат Юрий Иванющенко, он же "Юра Енакиевский", оказался в черном списке лиц, которым запрещено въезд в США. Начиная с осени в прошлом году, он старался попасть на собеседование в американское посольство, но так и не получил вызова.

Как ранее писала "Украинская правда", чтобы решить это мучительный для собственного реноме вопрос, Иванющенко даже привлек американскую лоббистскую компанию Sidley Austin.

Статус "невъездного" не только ограничивал передвижение "Юры Енакиевского" по миру, но также дискредитировал самого Януковича, ведь влиятельный депутат находится в ближайшем окружении президента.

К улаживанию вопроса с американской визой "Юры Енакиевского" привлекли даже одного из влиятельных сенаторов – представителя Вирджинии Джима Вебба, в прошлом - министра военно-морских сил США в администрации Рейгана.

В начале 2011 года Вебб написал письмо-ходатайство в посольство США в Киеве. Но ответ дипломатического представительства был безутешен для Иванющенко – сообщалось, что украинский депутат находится в списке невъездных в связи... с попыткой обмана правительства США.

По информации источников "Украинской правды", проблемы у Иванющенко возникли вследствие того, что несколько лет назад он подал в посольства США в Киеве... недействительный дипломатический паспорт.

"Юра Енакиевский" на тот момент еще не был народным депутатом, и, соответственно, не имел права получить диппаспорт. Но он его получил – премьер-министром тогда был Виктор Янукович. Только по документам значилось, что этот паспорт выписан на заместителя министра культуры Украины. Конечно, Иванющенко не занимал этой должности. И американское посольство расценило это как намерение ввести в заблуждение власть Соединенных Штатов.

Таким образом, он попал в список невъездных. На протяжении этого периода, уже будучи депутатом, Иванющенко неоднократно обращался за визой к США – но ни разу ему не удавалось ее открыть.

В марте 2011 года его интересы в этом вопросе начала представлять лоббистская фирма Sidley Austin. Кроме того, в процесс включился сенатор Вебб. В итоге он, используя связи в Вашингтоне, додавил этот вопрос – Иванющенко в апреле 2011-го была выдана виза, которую он так долго ждал и которой сразу воспользовался.

Поэтому на пресс-конференции, которая была посвящена теме отбеливания репутации Иванющенко, его киевские юристы торжественно объявили, что сейчас их клиент находится в США " с деловой поездкой".

Но возникает вопрос – как это все можно провернуть, и почему судьба депутата из Енакиева обеспокоила сенатора из Вирджинии.

Разгадка оказалась еще более интригующей. Сенатора Вебба попросили помочь Иванющенко те же самые люди, которые от лица Иванющенко наняли для него в Вашингтоне лоббистскую фирму Sidley Austin.

Эти люди никакие не благодетели. Они – посредники при выполнении Украиной полумиллиардного контракта на поставку оружия в Ирак.

Упомянутые лица – это Олег Янкович и Николай Каранько, представители фирм Jankovic & Associates Inc и Universal Investment Group (UIG).

А теперь обо всем по порядку.

Посредник на оружии

Привлечение агентских структур к схемам продажи военной техники не является единичным случаем в мировой практике. Посредников используют, учитывая специфические отношения между разными странами, а также политическую ситуацию в государствах-покупателях.

Извне схема продажи довольно прозрачна. Однако, практически всегда существует коммерческая структура, которая по агентскому соглашению получает определенный процент, от 5 до 30% суммы контракта.

Деньги перечисляются спецэкспортером "за услуги с содействия в составлении и реализации контракта" на счет агента в заграничном банка. Как объясняют источники, полученные средства используются "для мотивации сторон контракта". А проще говоря - это проявление легализованной коррупции.

В случае с иракскими контрактами, учитывая политическую ситуацию в стране, "Укрспецэкспорт" априори не мог получить заказ на поставку военной техники без поддержки со стороны Америки.

Как уже сообщала "Украинская правда", согласно вышеупомянутым контрактам Киев обязывался перед Багдадом:

Первое - поставить 420 бронетранспортеров БТР-4Е с боевым модулем "Парус" на сумму 457 500 000 долларов США;

Второе - поставить шесть военных самолетов АН-32Б на сумму 99 миллионов долларов США;

Третье - предоставить услуги по обслуживанию и ремонту авиационной техники на сумму 3 миллиона 600 тысяч долларов США.

Таким образом, общая сумма контракта, который был подписан между украинской компанией и министерством обороны Ирака, составляла 560 миллионов 100 тысяч долларов США.

Согласно агентским соглашениям, которые были подписаны во время составления вооруженных контрактов, 13% от всех перечислений Министерства оброны Ирака в Украину должно было отойти трем компаниям – одной, вероятно зарегистрированной в Саудовской Аравии - Al-Jar Trading Free Zone Company, а также двум связанным между собой компаниям из Соединенных Штатов: Jankovic & Associates Inc и Universal Investment Group (UIG).

Со временем Universal Investment Group отпала, и со стороны США в схеме осталась только одна компания. Так, по информации "Украинской правды", агентское соглашение между американской Jankovic & Associates Inc и государственным предприятием "Прогресс" было подписано 16 июня 2009 года с реквизитами "Contract № A- 19/09/Pr. Ltd 16 june 2009".

В конце октября 2009 года, уже в конце каденции Виктора Ющенко, Ирак выплатил Украине первый транш в размере 20% от суммы контракта, то есть около 112 миллионов долларов.

Таким образом, комиссия Jankovic & Associates Inc от этого транша должна была составить немного больше 9 миллионов долларов ($9 268 116).

Но в феврале 2010 года Виктор Янукович был избран на должность президента, после чего в "Укрспецэкспорт" пришло новое руководство.

Команда нового руководителя Дмитрия Саламатина наотрез отказалась выплачивать проценты по агентским соглашениям. Они решили пересмотреть схему продажи военной техники, которая практиковалась тогда. "Регионал" заподозрил, что в процентах за агентскими контрактами "сидят" бывшие, ющенковские руководители "Укрспецэкспорта".

Противостояние "Укрспецэкспорта" с посредниками, которое началось летом 2010 года, приобрело комический характер. Во время визита в Киев делегации министерства обороны Ирака украинские чиновники старались любой ценой воспрепятствовать общению представителей Jankovic & Associates Inc с иракскими военными.

В то же время руководство американской компании было на прямой связи с должностными лицами Минобороны Ирака в Багдаде.

В конце концов, война с посредником почти привела к срыву всего контракта на поставку военной техники в Ирак. Так, сначала комиссия Министерства обороны Ирака отказалась принимать самолет АН-32Б. Со временем та же комиссия провалила испытание одиннадцати БТР-4Э. Когда же украинская сторона получила письмо о начале начисления штрафных санкций за задержку техники, ситуация зашла в глухой угол.

Впрочем, в скором времени произошла важная встреча, которая значительно облегчила положение американских посредников. Согласно источникам "Украинской правды", в начале февраля 2011 года представитель компании Jankovic & Associates Inc, человек на имя Николая Каранько, встретился с народным депутатом Юрием Иванющенко.

Встреча состоялась в офисе "регионала" в Рыльском переулке, неподалеку от Софийской площади. По словам источника, разговор происходил в узком кругу: кроме Юрия Иванющенко и Николая Каранько, в комнате переговоров также присутствовал Иван Аврамов – правая рука господина Иванющенко в бизнесе.

Собеседник "Украинской правды" утверждает, что, выслушав представителя Jankovic & Associates Inc, "Юра Енакиевский" пообещал наладить надлежащую связь с "Укрспецэкспортом". Во время разговора "регионал" ни разу не вспомнил Виктора Януковича, но дал понять, что разговаривать о конфликте будет именно с ним.

Надо заметить, что в скором времени в Кабинете министров было созвано совещание, посвященное именно проблемам в военно-промышленной области. Отдельное внимание на этом совещании было уделен контракту с Ираком.

По словам сотрудников "Укрспецэкспорта", после того совещания на предприятии начались активные поиски источника утечки информации о деталях контракта.

Одновременно началось полное перераспределение рынков экспорта между дочерними предприятиями "Укрспецэкспорта". В частности, поставки в Ирак были отобраны у ДП "Прогресс" и переданы одному из департаментов центрального офиса "Укрспецэкспорта".

Дальнейший ход событий удивляет совпадениями. 2 марта 2011 Юрий Иванющенко со своей личной электронной почты присылает Николаю Каранько и Олегу Янковичу из Jankovic & Associates Inc письма с просьбой решить его проблемы со статусом невъездного в США.

Олег Янкович по доверенности Иванющенко привлекает лоббистскую фирму Sidley Austin, о чем сообщает Минюст США, а также сенатора Джима Вебба.

Выбор в пользу сенатора от Вирджинии также понятен - Олег Янкович знает Вебба еще с 1963 года, когда они были соседями по комнате в корпусе подготовки офицеров запаса Университета Южной Калифорнии.

Менее чем через месяц после всех этих событий комиссия Министерства обороны Ирака, испытав ту же военную технику, дает положительную оценку 26 единицам БТР-Е4. Еще через некоторое время – 20 апреля 2011 года – техника отбывает к Багдаду.

А через неделю – 27 апреля – на пресс-конференции в Киеве адвокаты Юрия Иванющенко заявляют о том, что их клиент находится с деловым визитом в Соединенных Штатах Америки.

Для завершения картины нужно добавить - если Украина полностью выполнит 560-миллионный контракт с Ираком, комиссионное вознаграждение Jankovic & Associates Inc составит более 46 миллионов долларов

А свою американскую визу Иванющенко уже и так получил.

Группа компаний Ostchem Group, принадлежащая Дмитрию Фирташу, с 1 апреля начала импорт среднеазиатского газа для своих химических предприятий в Украине. «Мы сделали очень просто, ничего нового не придумали: мы поставили холдинговую компанию Ostchem, она сама покупает и привозит газ на границы Украины нашим предприятиям. Мы убрали НАК „Нафтогаз Украины“, нам это не нужно, и мы убрали „Газпром“, — заявил Д.Фирташ, в частности, «Українським новинам».

Допуск этой частной компании на газовый рынок Украины свидетельствует о том, что государство утратило контроль над импортом газа и отныне не будет гарантировать потребителям поставки этого важнейшего энергоносителя, доля которого в энергобалансе страны превышает 45%.
Первую информацию о поставках газа для химпредприятий Фирташа, как ни странно, обнародовал премьер-министр Николай Азаров. В его интерпретации, договоренности о поставках газа подписывались не на уровне хозяйствующих субъектов, а на межгосударственном украинско-российском уровне. Озвученная Н.Азаровым цена в 170 долл. за тысячу кубометров была впоследствии опровергнута Д.Фирташем, который посетовал, что «она (цена), к сожалению, значительно больше».
Поспешность премьера, который опередил бизнесмена Фирташа, огласив подробности сделки, может объясняться стремлением пропиарить правительственные успехи. Н.Азаров почему-то связал достигнутые договоренности с харьковскими соглашениями («Мы сами открыли ворота, мы сами…», «ЗН» №16 от 24 апреля 2010 года), подчеркнув их полезность для Украины. Однако когда общественности открылись подробности указанной сделки, то стали очевидны и ее бенефициары, и «лузеры».
Получение Ostchem Group права на поставку газа показало, что НАК «Нафтогаз Украины» (на 100% принадлежащая государству в лице правительства) отныне лишилась статуса монополиста по импорту природного газа. Реализация схемы по поставкам газа в обход «Нафтогаза» стала возможна после февральского решения Окружного административного суда Киева.
В интересах ЗАО «Укргаз-Энерго», принадлежащего в равных долях «РосУкрЭнерго» (которая, в свою очередь, почти наполовину принадлежит Д.Фирташу) и «Нафтогазу», суд отменил правительственное постановление №163 от 5 марта 2008 года, которым импорт природного газа разрешался исключительно НАК «Нафтогаз Украины».
Основным инициатором устранения ЗАО «Укргаз-Энерго» была тогдашний премьер Юлия Тимошенко, которая таким образом лишила ресурсов газа этого основного импортера, контролируемого Дмитрием Фирташем.
Правительство Николая Азарова не опротестовало решение суда. 4 апреля 2011 года Кабмин отменил монопольное право НАК «Нафтогаз Украины» на растаможивание природного газа, поступающего в украинскую газотранспортную систему для удовлетворения нужд внутренних потребителей.
Отказ правительства бороться в судебных инстанциях за монопольное право «Нафтогаза» на поставки импортного ресурса, отсутствие до настоящего момента прогнозного баланса природного газа на 2011 год объясняются тем, что на протяжении последних месяцев шла жесткая лоббистская игра, победа в которой обеспечила Дмитрию Фирташу неплохие дивиденды. За счет государства, а точнее — налогоплательщиков.
Согласно финансовому плану «Нафтогаза Украины» («Показная прибыль», uaenergy от 31 марта 2011 года), в 2011 году было запланировано реализовать промышленности 20,2 млрд. кубометров газа. Таким образом «Нафтогаз», ранее являвшийся монопольным импортером газа, лишился не менее 20% платежеспособного спроса со стороны химических промпредприятий, перешедших в последние полтора года под контроль Д.Фирташа. А значит, лишится сопоставимой доли выручки и прибыли (хотя такая дефиниция для «Нафтогаза» как госкомпании давно уже перешла в разряд абстракций) по итогам 2011 года. Дефицит финансового плана компании, оцененный премьером в 10 млрд. грн., уже превышает параметры, утвержденные правительством в марте (8,5 млрд. грн.).
Подтверждение сказанному находим и в согласованном Министерством экономики «Обосновании на приобретение природного газа у НАК „Нафтогаз Украины“. Газ приобретает дочерняя компания НАКа „Газ Украины“ для последующей реализации потребителям. Версия от января 2011 года существенно отличается от декабрьской редакции документа. Из нее попросту „исчезли“ около 3 млрд. кубометров природного газа, предназначенного для продажи промышленным потребителям. Таким образом в „Нафтогазе Украины“ заблаговременно подготовились к предстоящему выходу на внутренний рынок газотрейдерской компании Д.Фирташа? Помнится, и „РосУкрЭнерго“, и ее предшественницы также начинали „работать“ с туркменским газом… В итоге никто (кроме особо посвященных) до сих пор так и не знает, почем реально покупали и почему по «такой» цене продавали в Украине якобы туркменский газ.
Ситуация усугубляется также обязательствами «Нафтогаза Украины» по приобретению 41 млрд. кубометров природного газа у «Газпрома» в текущем году, поскольку газ, импортируемый Ostchem Group, не входит в данную квоту. Таким образом, «Нафтогазу» еще придется решить вопрос о том, «куда пристроить» лишние 4—5 млрд. кубометров, поступающих на внутренний рынок.
На данный момент реалистичным сценарием использования «излишков» газа является уплата «Нафтогазом» «Газпрому» 1,2—1,5 млрд. долл. (при среднегодовой цене около 300 долл. за тысячу кубометров) с последующей закачкой в ПХГ и хранением за счет украинской госкомпании (ДК «Укргазтранзит»). Руководству «Нафтогаза» придется инициировать очередной раунд переговоров с российскими коллегами по урегулированию контрактных обязательств по отбору газа, поскольку маловероятно, чтобы Д.Фирташ отказался от выгодной ему схемы поставок в последующие годы. А принцип «бери или плати» продолжает превалировать в действующих газовых контрактах между «Нафтогазом» и «Газпромом». Следовательно, «Газпром» получает очередные козыри в процессе «принуждения Украины к созданию СП» на основе газотранспортной системы Украины.
Теперь о выигравшей стороне. Как следует из слов Д.Фирташа, поставки минеральных удобрений по льготным ценам будут компенсированы данными правительством гарантиями закупить у подконтрольных ему предприятий продукцию в период низкого спроса — в июне—августе 2011 года. Взамен Ostchem Group предоставит 20-процентную скидку на поставляемые минеральные удобрения, о чем упоминали и премьер Н.Азаров, и Д.Фирташ («Реанимация „Укргаз-Энерго“ = агония „Нафтогаза“?», ZN.UA №12 от 2 апреля 2011 года).
Поставки дешевого газа позволят группе Д.Фирташа не только обеспечить выпуск удобрений по приемлемой цене для проведения посевной кампании в Украине, но и успешно конкурировать на мировых рынках химических удобрений, поскольку предприятия, входящие в Ostchem Group, в значительной степени ориентированы на внешние рынки.
В целом реализация схемы импорта газа в обход «Нафтогаза Украины» позволяет Д.Фирташу «надеяться на 100-процентную загрузку» предприятий Ostchem Group, а значит, и на получение стабильной прибыли в 2011 году.
Средняя цена газа «на задвижке» для химпредприятий Д.Фирташа в январе—марте 2011 года составляла 360—380 долл. за тысячу кубометров (с НДС, стоимостью транспортировки и с целевой надбавкой «Нафтогаза»). Если поставки по новой схеме позволят обеспечить цену газа в 230—250 долл., о которой говорят российские источники, якобы посвященные в подробности сделки, то «газо-химический» украинский бизнесмен сможет неплохо заработать на лояльности украинского правительства.
Вышеуказанных 4 млрд. кубометров газа более чем достаточно для удовлетворения потребностей четырех основных химпредприятий, принадлежащих Д.Фирташу. Так, за весь 2010 год эти предприятия произвели около двух третьих отечественного аммиака. При коэффициенте преобразования, близком к единице, объем произведенного аммиака легко пересчитывается в природный газ. АО «Концерн „Стирол“, черкасское ОАО „Азот“, ЗАО «Северодонецкое объединение „Азот“ и ОАО „Ривнеазот“ (входящие в группу компаний Фирташа) в 2010 году произвели около 2,8 млн. тонн аммиака и потребили около 2,8 млрд. кубометров газа. Отметим, что в январе-феврале 2011-го был зафиксирован 30—40-процентный рост объемов производства аммиака, а значит, и увеличение объемов потребления природного газа.
Однако непонятной остается роль ОАО «Газпром», без которого реализация данной сделки была бы попросту невозможна. В российской газовой монополии отказываются официально комментировать подробности «газо-химических договоренностей», что позволяет усомниться в том, что предназначенный для химпредприятий Д.Фирташа газ физически пересечет украинскую границу в 2011 году. Не исключено, что данные объемы — часть отсуженного у «Нафтогаза» природного газа, которым ныне распоряжается швейцарская компания «РосУкрЭнерго» («Украина: «Именем «РосУкрЭнерго…», ZN.UA №4 от 5 февраля 2011 года). И этот владелец мог действительно поставить газ для Ostchem Group, не имеющей украинской юрисдикции. А впоследствии по документам этот природный газ мог бы значиться импортированным в Украину.
Для реализации такой схемы необходимо согласие российской части акционеров «РосУкрЭнерго» (т.е. де-факто — «Газпрома»), которые готовы понести убытки от реализации газа по цене, ниже среднеевропейской (в первом квартале 2011-го — 354 долл. за тысячу кубометров).
Впрочем, и для такой «благотворительности» у «Газпрома» может быть найдено объяснение. Суть его в возможной будущей продаже активов Ostchem Group «Газпрому» либо же его аффилированной компании. «Моя задача — сконцентрировать всю химическую промышленность», — заявил Дмитрий Фирташ «Українським новинам». При этом допуская продажу активов принадлежащей ему Group DF, в состав которой входит и Ostchem Group, уже в ближайшем будущем (ZN.UA №12 от 2 апреля 2011 года).
 Сделка, которую реализует Ostchem Group, красноречиво свидетельствует о том, что правительство постепенно лишается статуса главного переговорщика по импорту газа в Украину. Можно возразить, что, мол, демонополизация украинского рынка природного газа идет в русле политики интеграции Украины в энергетическое пространство Евросоюза, где все игроки имеют равные возможности. Однако дивиденды от такой псевдоинтеграции пока получают в Украине только избранные.

По одной из версий, пилотами ливийских самолетов, которые обстреливали манифестантов, были украинцы. МИД и Минобороны опровергают эту информацию, но отдельные эксперты считают, что это вполне возможно. Среди наемников, служащих в странах Африки по контракту, немало выходцев из СНГ.

За несколько месяцев гражданской войны в Ливии в страну, по неподтвержденным данным, прибыло более 3 тыс. наемников. Эксперты организации Commission on Wartime Contracting, которая ведет учет частных солдат, подтверждают, что в североафриканский регион действительно стекаются ландскнехты и частные военные компании. Правда, определить конкретное число таких военных специалисты пока точно не могут. Наибольший интерес к Ливии проявляют военные организации, зарегистрированные в ЮАР. Эти структуры принимают участие в 9% всех частных военных операций, но при этом большинство из них происходят именно в Африке.
По словам руководителя исследовательских проектов в Центре исследований армии, конверсии и разоружения Сергея Згурца, в последние годы мировой рынок частных армий растет и будет расти. По данным Journal of Defence Studies, за 2009–2010 гг. частные компании в военной сфере заработали более $1,2 трлн, хотя и эти показатели могут быть лишь приблизительными.
Еще одна тенденция последних пяти лет — возрастающая зависимость армий от частных компаний. Их специалисты строят бани и прачечные в пустыне, ремонтируют самолеты и обслуживают противоракетные комплексы Patriot. По словам бывшего вице-президента США Ричарда Чейни, вскоре войска США не смогут воевать без помощи частных компаний. Так, во время войны с режимом Саддама Хусейна американское правительство часто прибегало к услугам наемников и техников компании KBR, которая является дочерней структурой британского добывающего гиганта Halliburton Co. Частные компании поглощают более 65% военных бюджетов, выделяемых Белым домом на военные конфликты.
Развитие рынка военных услуг стимулируют владельцы алмазных приисков и нефтедобывающих платформ в Экваториальной Африке. Для охраны этих объектов зачастую необходимы целые армии. Неспокойная обстановка в Северной Африке заставляет собственников предприятий, добывающих сырье в этих регионах, усиливать охранные подразделения. В итоге количество ландскнехтов растет. Не исключено, что уже в ближайшее время мир станет свидетелем первой войны наемников против наемников.

Фактор роста

Этот рынок особенно оживился после 11 сентября 2001 года на волне борьбы с терроризмом. Представитель частной военной компании Control Risks consultіng Джорджина Паркерс рассказала Контрактам, что именно в то время начал формироваться международный рынок наемников в его нынешнем виде. Частные военные компании активно привлекались правительством Америки во время войн в Афганистане и Ираке. Еще в 2005-м сенатор от демократов Эшли Бурк заявила, что США и их союзники не способны справиться с ситуацией в этих странах и потому потребуется привлечь частные компании. И те сразу откликнулись. Наиболее крупные заказы получили британская KBR и американская Blackwater. В частности, общая сумма военных контрактов с KBR составила $20 млрд только за 2008 год.
За годы войн в Афганистане и Ираке в мире появилось, по данным ООН, более 500 военных подрядчиков. И больше половины из них содержат собственный контингент солдат. За семь лет пребывания американцев в Ираке там погибло более тысячи наемников, это четверть всех потерь в этой стране. Сегодня в Ираке и Афганистане находится 72 тыс. частных солдат и инструкторов. И они не подчиняются официальному командованию. Иногда это приводит к конфликтам и недоразумениям. Так, в сентябре 2007 года солдаты компании Blackwater открыли огонь в центре Багдада. В итоге погибли 17 мирных жителей. Администрация США вынуждена была извиниться, а солдаты частной компании были привлечены к ответственности только через несколько лет.

Зависимость

В докладе Института Брукингса за 2009 год говорилось о том, что 70% бюджета США, который тратится на поддержание внутренней безопасности, оседает в карманах частных подрядчиков. В 2011-м на оборону эта страна выделит более $550 млрд, и большая часть этих денег пойдет на переоснащение армии и ее обучение. По информации Commission on Wartime Contracting, такие компании, как DunCorp, Xe и KBR, могут получить до 80% этой суммы.
По мнению эксперта Совета по международным отношениям Франческо Манчини, сейчас в развитых странах на одного полицейского приходится до 10 служащих частных компаний, которые обеспечивают боеспособность армии. Аналитик считает, что в Европе и США уже сформировались частные армии, подконтрольные крупным корпорациям. Складывается впечатление, что международная система безопасности крайне зависит от частных военных структур.
Усиление этой зависимости наметилось в 2008 году, когда Конгресс принял Акт о внутренней стабильности. Документ предусматривал усиление контингента для борьбы с террористическими атаками. Вначале было принято решение призвать резервистов, но, учитывая уровень их подготовки, от этой идеи отказались. И начали привлекать частных солдат. Сейчас на поприще борьбы с терроризмом работают более 1900 коммерческих компаний.
В докладе Института Брукингса также отмечается, что сегодня некоторые частные компании способны подготовить своих солдат лучше, чем в национальной армии. Особенно беззащитными перед наемниками оказываются повстанцы, не являющиеся профессиональными военными. Еще в 1997 году компания Executive Outcomes по заказу правительства Сьерра-Леоне за $40 млн подавила восстание в этой стране. После завершения контракта миротворческие силы ООН ежегодно тратят $50 млн на поддержание мира в этом государстве.
В свое время против использования наемников выступала ООН. В начале интервенции в Ирак ООН заявляла, что использование частных компаний, которые не соблюдают юридические ограничения методов ведения войны, недопустимо. Однако функционеры ООН изменили свое мнение после того, как от террористических атак погибло более 40 сотрудников организации. А в 2010 году ООН подписала договор с частной военной компанией, которую отказалась назвать, и заплатила ей $30 млн. Теперь международных чиновников охраняют 800 ландскнехтов.

Известные подрядчики

По данным Института Катона, за последние два года заказы военных компаний со стороны сырьевых корпораций возросли, поскольку усилилась социальная напряженность в странах третьего мира (яркий пример — революции и массовые протесты в арабских странах).
При необходимости усилить охрану объектов корпорации идут двумя путями. Во-первых, компания может создать собственное охранное подразделение. Второй способ — классический: для охраны предприятий нанимаются частные структуры. Например, британский нефтяной гигант ВР подписал контракт с частной военной компанией на сумму $65 млн для охраны своих нефтепроводов в Колумбии. Его примеру последовала и Сhevron Сorporation, которая наняла солдат компании Airscan для защиты своих нефтяных платформ в Анголе.
В последнее время, по словам Джорджины Паркерс, частные компании все чаще обращаются к наемникам для защиты от повстанцев и террористов. «Это во многом связано с ростом цен на ресурсы», — говорит эксперт. По ее мнению, раньше многие добывающие компании считали такие услуги роскошью, а теперь это стало необходимостью. За 2010 год, по информации Института Гувера, было заключено более 750 договоров с частными охранными фирмами на сумму $150 млрд.
По словам Пола Груба из Security Сonsulting International, сейчас растет спрос на технических специалистов в военной сфере. Особенно ценятся инженеры из США и стран ЕС. Всегда востребованы и кадровые военные. Эксперт отмечает, что в его компанию иногда обращаются офицеры и солдаты из стран СНГ. «Среди них есть украинцы. В основном они стремятся охранять объекты в горячих точках. Примерная зарплата для такого рекрута — $750–1000 в день», — говорит Пол Груб.
Нередко контрактниками становятся профессиональные военные без высокой квалификации, которые тем не менее имеют опыт боевых операций. После возвращения в 2007 году элитного польского подразделения «Гром» из командировки в Ирак 80 из 100 его солдат перешли в частные охранные компании. По данным Commission on Wartime Contracting, примерно 5% наемников, которые служат в европейских частных военных компаниях, — из стран СНГ. Причем многие контрактники даже не знают английского языка.

Вскоре вступит в силу президентский Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Он заполнит правовой вакуум, образовавшийся после отмены с 1 января 2011 года Закона «О борьбе с коррупцией» от 1995 года, на смену которому должен был прийти пакет из трех законов, принятых ВР еще в июне 2009-го. Но эти законы были отменены. А Виктор Янукович в конце прошлого года внес в парламент свой законопроект № 7487. Принять его во втором чтении парламентариям удалось лишь 15 марта. Документ на 90% повторяет ранее упраздненные законы.

Закон президента

«Это мой закон, я его подписал и направил в парламент, и он будет рассмотрен как первоочередной», — заявил Виктор Янукович 25 февраля. Сомнений в том, что проект будет принят, не возникало. Документ наделяет президента статусом главного антикоррупционера. В частности, он предусматривает создание «специально уполномоченного органа по вопросам антикоррупционной политики», функции которого заключаются в полном контроле над всеми госорганами «по реализации антикоррупционной стратегии». Полномочия этой структуры, как и собственно стратегия, утверждаются президентским указом. По словам юриста юридической компании Astapov-Lawyers Александра Ружицкого, данная норма не соответствует п. 15 ст. 106 Конституции Украины, которая гласит, что президент не имеет права на создание такого органа без согласия правительства. Противоречия отметили и в главном юридическом управлении ВР, однако народные избранники их проигнорировали.
Руководитель контактной группы в Украине международной организации Transparency International Алексей Хмара побаивается, что единоличный контроль над всей антикоррупционной системой глава государства может использовать для влияния на властные круги. Отметим, что в Украине не единожды предпринимались попытки учредить подобную институцию, но на законодательном уровне. В частности, предлагалось создать Национальное бюро расследований или Национальное антикоррупционное бюро.

Есть в близости людей заветная черта

Наиболее бурную дискуссию вызвали не столько чрезмерные полномочия президента, сколько определение понятия «близкие лица». Первоначально, согласно ст. 1 законопроекта, под близкими людьми понимались: супруги, дети, родители, братья, сестры, «а также другие лица, которые совместно проживают, связаны совместным бытом…». Но спикер Владимир Литвин предложил исключить фразу «а также». Эта идея не понравилась министру юстиции Александру Лавриновичу. Ведь она означает, что близкими будут считаться исключительно лица, которые проживают вместе. И ст. 1 законопроекта была отправлена на третье чтение. Впрочем, некоторые эксперты отмечали, что эта дискуссия не стоит такого внимания. «Есть близкие родственники, проживающие с лицом, на которое распространяется действие антикоррупционного закона. А есть не близкие и не проживающие вместе, которые не обязаны декларировать свои расходы и доходы, — говорит народный депутат Сергей Мищенко. — А наш гражданин — человек хитрый. Он всегда найдет лазейки в законодательстве».
На третье чтение также были отправлены ст. 11 и ст. 12 законопроекта. Ст. 11 предусматривает проведение специальной проверки претендентов на должности госслужащих и работников органов местного управления. Проверять будут информацию об имуществе, доходах, расходах и т. д. Такая норма не очень обрадовала чиновников. Тем более что порядок организации проведения специальной проверки будет утвержден не законом, а снова-таки президентским указом. Ст. 12 документа обязывает чиновников и руководителей госпредприятий подавать декларацию о доходах, расходах и обязательствах финансового характера, в том числе за границей. Форму декларации утверждают Минфин и Минюст.

И опасна, и трудна

Согласно законопроекту, «близкие лица» не могут находиться в непосредственном подчинении друг у друга. При этом данная норма теперь распространяется и на руководителей госпредприятий. Кроме того, после увольнения со службы чиновникам в течение следующего года запрещается заключать трудовые договоры или совершать сделки с предприятиями и организациями, над которыми ранее они осуществляли госконтроль. Им запрещается также раскрывать или использовать в своих целях информацию, полученную при выполнении служебных обязанностей. Они не могут представлять чьи-либо интересы в суде в том случае, если другой стороной процесса является гос­орган, в котором ранее работал служащий.
Чиновники не имеют права получать подарки от подчиненных, а также тех граждан, которые так или иначе зависят от деятельности госслужащего. От остальных лиц чиновники могут принять презент, «соответствующий общепринятым представлениям о гостеприимстве». При этом подарок не может быть дороже 50% минимальной зарплаты (480 грн).

Меньше знаешь — крепче спишь

Бороться с коррупцией отныне обязаны все. Предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, их должностные лица, а также простые граждане обязаны принимать меры для пресечения коррупции. При этом за непринятие мер по противодействию коррупции предлагается штрафовать на 850–2125 грн. По словам Александра Ружицкого, таким образом законодатель пытается официально привлечь к борьбе с коррупцией частный сектор. «Введение такой нормы как минимум обязывает граждан выполнять несвойственные им функции, — считает юрист. — Да и вряд ли украинцы побегут сдавать властям коррупционеров после принятия этого закона».
Пока неизвестно, насколько эффективной окажется норма закона, предусматривающая обязательную антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов (НПА). Экспертизу должен проводить Минюст в соответствии с порядком, разработанным самим министерством. Также может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза проектов документов по инициативе физлиц, объединений граждан или юрлиц, и за их счет. Правда, данная норма может оказаться мертвой. Согласно законопроекту, результаты экспертиз подлежат «обязательному рассмотрению во время решения относительно выдачи (принятия) соответствующего НПА». Однако не исключено, что такие результаты не будут приниматься во внимание.
Президент также предлагает пересмотреть квалификацию коррупционных правонарушений и преступлений. Дробление этих понятий и не четкое их определение дает правоохранителям немалый люфт для принятия решений. По сути в зависимости от того, как будет квалифицировано деяние, коррупционер может или отделаться штрафом в 850 грн, или сесть за решетку на 5 лет.