Статьи
Всего неделя понадобилась президенту для того, чтобы после публикации статьи «Приказано выжать…« о проблемах оборонно-промышленного комплекса, принять решение о строительстве завода по производству боеприпасов.
Надо отдать должное оперативности Петра Алексеевича, отреагировавшего на эту публикацию.
Печально, что подобная «инициатива» появилась спустя три года после начала каденции действующего главы государства. К сожалению, временного лага для решения этого и всех остальных, не менее значимых, вопросов обеспечения вооруженных сил новейшими и модернизированными вооружениями и военной техникой у гаранта уже нет. Тогда как есть сомнения в том, сможет ли верховный главнокомандующий повернуть лицом к армии Кабинет министров, непосредственно отвечающий за материально-техническое обеспечение воинских формирований.
Сомнительно, что усилий президента будет достаточно для улучшения ситуации с поставками вооружений армии. Вряд ли Петр Порошенко в курсе, что незадолго до заседания СНБО был уволен с должности директор профильного департамента Минобороны Роман Башинский, принимавший участие в подготовке нашумевшего письма министра обороны секретарю СНБО с предложением мероприятий по созданию производства боеприпасов, серийного производства вооружений, военной техники и комплектующих к ним, импортозамещению. Это обстоятельство является прекрасной иллюстрацией того, что для власти устранить сенсор, сигнализирующий о наличии кризисной ситуации, гораздо проще, чем решить саму проблему.
Спешим напомнить Петру Алексеевичу, что в ближайшее время у него и у правительства возникнет еще одна головная боль, связанная с ситуацией в украинском авиастроении, куратором которого является «Укроборонпром». Причем все происходящее в этой отрасли — дело рук президентских нукеров и результат бездействия правительства.
Бреющий «Антонова» полет…
Так уж повелось, что правительственные чиновники вспоминают об отечественном авиастроении в двух случаях: для создания блестящей телевизионной и информационной картинки об «очередной» победе авиастроителей, и для проведения реанимационных мероприятий по спасению уже умершего пациента. Этот процесс правительство Гройсмана называет возрождением авиастроения.
Скорее всего Владимир Борисович уже запамятовал, что в конце прошлого года обещал принять правительственную программу по возрождению отрасли, и даже заявил, что со средствами на ее реализацию проблем не будет. Осмелюсь напомнить, что программы все еще нет…
Но сейчас премьер может по этому поводу не беспокоиться: десант из «Укроборонпрома» времени зря не теряет. Боюсь, что после этих управленцев ни возрождать, ни реанимировать правительству будет нечего.
Матрица действий менеджмента предприятий от «Укроборонпрома» после захода на объект всегда практически одинакова. Основная задача менеджеров — быстренько установить контроль над финансовыми потоками предприятия, посадить на эти потоки своих людей, выявить все активы, способные генерировать денежные средства, «замутить» схемы по выводу в тень финансов, а затем объявить о крупной победе в реформе оборонной промышленности.
Ситуация с ГП «Антонов» станет, скорее всего, хрестоматийным примером такой схемы.
Первый том этого дела конечно же откроет подписанный президентом «Антонова» А.Коцюбой приказ №588 «Об организации исполнения мероприятий для подготовки к корпоратизации».
Стоит заметить, что подготовка к этой самой корпоратизации началась чуть ли не за полгода до появления упомянутого приказа. Первым объектом вожделений стала авиакомпания «Авиалинии Антонова», являющаяся главным коммерческим активом государственного предприятия. Потенциал авиакомпании позволяет ежегодно перевозить около 25 тысяч тонн различных грузов и приносить до 150 миллионов долларов дохода. Именно эти средства шли на поддержание деятельности самой авиакомпании, а также на обеспечение функционирования всего ГП «Антонов».
Важный нюанс заключается в том, что зарабатывает авиакомпания в валюте, а затраты несет, главным образом, в гривне. Именно это обстоятельство до недавнего времени позволяло руководителям «Антонова» рассказывать о значительном увеличении поступлений от деятельности предприятия. Авиакомпания «Авиалинии Антонова» на протяжении всей своей почти 30-летней истории была лакомым куском для схемотехников, желающих быстренько разбогатеть. По данным сторожилов, не менее 8 раз разного рода дельцы хотели вычленить доходный актив из «Антонова» и повернуть его денежные потоки в сторону от госкармана.
На сегодняшний день процесс выделения авиакомпании в самостоятельное предприятие практически завершен. Что за этим последует, понять нетрудно... В первую очередь, это означает исчезновение основного источника финансирования самого «Антонова». Естественно, что при проведении корпоратизации ГП «Антонов» эти обстоятельства приведут к ухудшению финансово-хозяйственного положения на предприятии и, как следствие, уменьшению ликвидности и себестоимости его активов, основных фондов, имущества, что несомненно будет использовано конкретными лицами, заинтересованными в акционировании предприятия.
В конце прошлого года ГП «Антонов» прекратило почти 11-летнее сотрудничество с российскими авиакомпаниями «Волга–Днепр» и ООО «Волга–Днепр Лизинг» по программе НАТО SALIS «Strategie Airlift Interim Solutions» (предоставление Агентству НАТО NAMSA авиатранспортных услуг по перевозке военной техники и оборудования для стран НАТО) с соответствующим расторжением договоров чартера между ГП «Антонов» и компаниями «Ruslan Salis GmbH» (Лейпциг, Германия) и «Ruslan International Ltd» (Лондон, Великобритания).
За месяц до прекращения сотрудничества с российскими авиаперевозчиками, в ноябре 2016-го, ГП «Антонов» была учреждена компания «Antonov Salis GmbH» (Лейпциг, Германия) для организации оказания услуг по авиаперевозкам военных грузов, а также заключен генеральный договор чартера с компанией «Dreamlifts LTD» (Лондон, Великобритания). Места дислокации новых партнеров «Антонова» совпали с адресами регистрации предыдущих авиаперевозчиков военных грузов для НАТО. Именно эти обстоятельства не позволили ни одной из инициированных правительством проверок эффективности сотрудничества «Антонова» с российскими партнерами выявить истинные доходы от чартерных перевозок, а тем более установить кто из физических и юридических лиц получает теневые прибыли от эксплуатации самолетов предприятия.
Вряд ли и в нашем случае модель «сотрудничества» «Антонова» с зарубежными контрагентами будет сильно отличаться от предыдущих: предприятие по договорам чартера предоставляет воздушные суда в «голый» фрахт, получает за это минимальные поступления в рамках базовой чартерной ставки, а компании «Antonov Salis GmbH» и «Dreamlifts LTD» (являющиеся фактически операторами этих воздушных судов и заключающие договора на авиаперевозки с заказчиками) — получают сверхприбыли.
Уже в ближайшее время мы увидим появление вороха агентских соглашений о предоставлении консалтинговых услуг по поиску заказчиков, обеспечению логистики, аэропортовому обслуживанию, поставкам авиационного топлива и пр. Естественно, на горизонте появятся специально созданные для обеспечения дерибана агентские структуры, на банковских счетах которых будут аккумулироваться средства для их дальнейшего присвоения и использования в интересах третьих лиц.
Правда уже сегодня, до полномасштабного разворачивания этой схемы, правоохранительные органы могут задать руководителю «Антонова» вопросы о реальных размерах валютных поступлений от коммерческих авиарейсов, и о том, сколько таких авиарейсов выполнено непосредственно ГП «Антонов», а сколько (в рамках договоров чартера) — «Antonov Salis GmbH» и «Dreamlifts LTD»? Небезынтересно будет узнать и о реальных бенефициарах «Antonov Salis GmbH» и «Dreamlifts LTD», а также их агентов по бизнесу. Ну, например, агентской компании из ОАЭ «Click Aviation Network»?
Отдел очистки от активов…
С ноября 2016 года и по сей день ударными темпами идет процесс изменения штатной структуры «Антонова». Не надо быть крупным специалистом, чтобы увидеть, как из государственного предприятия различными приказами руководителей вычленяются структурные подразделения, деятельность которых является основным источником финансовых поступлений:
— конструкторские, инженерно-технические и сервисно-технические подразделения летной испытательной и доводочной базы в Гостомеле, которая была ликвидирована как самостоятельное структурное подразделение;
— часть конструкторско-эксплуатационного отдела 6, осуществляющего авторское сопровождение и сопровождение в эксплуатации воздушных судов типа Ан в Украине и на мировом рынке, а также продление ресурсов и сроков службы (ежегодные поступления от деятельности этого подразделения составляют примерно от 15 до 23 млн долларов);
— сервисно-технический центр, выполнявший ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, поставки комплектующих изделий.
Понятно, что в процессе вычленения этих подразделений, помимо сокращения штатных работников, происходит полная замена руководителей начального и среднего звена.
Легко догадаться, что не остались без внимания реформаторов и «непрофильные активы» «Антонова»:
— база отдыха «Юбилейная» на Киевском море (с. Лютеж);
— база отдыха на Осокорках (г. Киев);
— база отдыха и пионерский лагерь «Сокол» (Голосеевский район, г. Киев, 29-й км Столичного шоссе, Конча-Заспа);
— комплекс «Круглик» (филиал «Антонов-Агро»);
— база отдыха «Прохоровка» на одной из проток Днепра ниже Каневского водохранилище (с. Прохоровка, Черкасская обл.);
— земельные участки под строительство жилого фонда для работников предприятия в г.Киеве.
А ведь эти «непрофильные активы», при их реализации по рыночным ценам, могут существенно пополнить соответствующие фонды для развития предприятия.
Естественно, что наибольший интерес для приватизаторов представляет многогектарный земельный участок самого предприятия. Даже не сомневаюсь, что в пылких мечтах будущие владельцы «Антонова» уже видят десятки многоэтажек, возведенных на этих землях. Конечно, это прогноз. Но пока есть все основания для его реализации в не самом оптимистическом для авиастроения варианте.
Интересы группы отхвата распространяются не только на земельные участки, но и на финансовые потоки от предоставления услуг по обслуживанию техники, модернизации самолетов Ан, авторского сопровождения их эксплуатации. Приведу лишь один пример. В августе прошлого года ГП «Антонов» заключило агентское соглашение № 07-505-16 от 22.08.2016 с компанией S-Profit LTD (Лондон, Великобритания), которая якобы будет представлять интересы предприятия при заключении и реализации договоров. Для меня лично не составило большого труда найти информацию о финансовом состоянии будущего агента «Антонова» в Латинской Америке. Так же легко было обнаружить, что директором S-Profit LTD в настоящее время является гражданин Украины — некто Забора Артем, 1982 года рождения, сменивший на этом посту филлипинского гражданина.
Схема старая, никаких новаций!
Складывается впечатление, что без агентов-посредников работники предприятий «Укроборонпрома» боятся самостоятельно выходить даже в туалет.
Как фанера над Ле-Бурже…
Подведение итогов последнего парижского салона в Ле-Бурже прошло как-то скромно, совсем не в стиле «Укроборонпрома», и это настораживает. Вероятно, кроме мастерства наших летчиков, особых достижений не было. И это при том, что поездка делегации примерно в полсотни разномастных функционеров и севших на хвост «Антонову», обошлась предприятию почти в полмиллиона евро.
Самым крупным достижением наших авиастроителей на авиасалоне стало проведение переговоров о проведении дальнейших переговоров. Складывается впечатление, что процесс проведения переговоров интересует функционеров «Укроборонпрома» и «Антонова» больше, чем достижение результата.
Еще более уникального результата удалось достичь в ходе переговоров с неназванной китайской компанией (о переговорах с которой сообщила «Мотор-Сiч»), пожелавшей якобы приобрести у Украины 50 самолетов Ан-178. В строке отчета о результатах проведения переговоров указано, что надо бы организовать проверку китайского контрагента.
Напомню, что последние произведенные ГП «Антонов» 2 самолета, были переданы иностранным заказчикам в марте и в июне 2015 года. Это Ан-148-100В для северокорейской авиакомпании «Air Koryo» и Ан-158 для кубинской «Cubana de Aviacion». Причем передача осуществлялась в рамках договора с российским ОАО «Ильюшин Финанс Ко».
На сегодняшний день нет и намека на то, что в ближайшей перспективе «Антонов» реализует хоть один из существующих контрактов. Это подтверждается и в ответе «Укроборонпрома» на запрос народного депутата А.Билецкого от 05.04.2017. Ведомство констатирует, что по контрактам с Китаем и Азербайджаном все еще ведутся переговоры… Добавить нечего! Видимо, проведение переговоров, работа с недвижимостью и установление контроля над финансовыми потоками теперь относятся к основным видам деятельности государственного концерна «Укроборонпром» и его предприятий…
Хотелось бы надеяться, что современные менеджеры авиапрома, находятся лишь на старте реализации дорожной карты дерибана крупнейшего авиастроительного предприятия Украины. А правительство и президент еще в состоянии должным образом отреагировать и изменить стратегию развала предприятия на стратегию его развития.
В качестве первоочередного шага можно было бы провести международный аудит ГП «Антонов» и авиастроительной отрасли в целом. Как говорил классик: «Совершите вы массу открытий…»
Буду считать, что сенсор сработал! А теперь задача президента и премьер-министра — или проблему решить, или датчик отключить!
- Информация о материале
Начальник відділу забезпечення державного обвинувачення у регіоні прокуратури Харківської області Євген Шевченко придбав мисливський нарізний карабін Blaser.
Про це йдеться у повідомлені про суттєві зміни до декларації депутата, яке опубліковане на Єдиному державному реєстру декларацій.
Вартість карабіну склала 83072 грн.
Євген Шевченко є колишнім прокурором міста Харкова. У своїй декларації він вказав, що володіє квартирою площею 183,5 кв.м. За даними «Харківського антикорупційного центру» ця квартира знаходиться у будинку по вул. Отакара Яроша, 26. Ринкова вартість подібної квартири складає близько 250 тис. дол.
Квартиру прокурору подарували.
Також у декларації 2015 року він вказав, що володіє гаражем площею 21,6 кв.м.
Вже у його декларації за 2016 рік він вказав про володіння двома паркомісцями за тією ж адресою, що і квартира. Ці два паркомісця йому подарували на початку 2016 року. Хто саме подарував прокурор не вказав.
За даними реєстру нерухомості, до Шевченка паркомісцями та квартирою володів Козик Олег Сергійович.
Людина з таким ПІБ є керівником Релігійної громади Святого благовірного князя Олега Брянського Харківської Єпархії УПЦ МП.
Щодо автомобілів, то в декларації за 2015 рік був вказана автівка Toyоta RAV4 року.
А ось у 2016 році прокурор вказав, що їздить на автомобілі TOYOTA Land Cruiser 2013 року випуску, яке записане на його батька Валерія Шевченка.
За рік Євген Шевченко заробив 370 тис. грн., вказав 120 тис. грн. та 2000 дол. заощаджень
- Информация о материале
Загнивающие Штаты не случайно провожали своего президента на съедение Путину, как в последний путь, - все понимали, что у неопытного американского ягненка нет никаких шансов вырваться из цепких когтей хищной русской коалы, особенно если та полезет к нему обниматься. Путин высок ростом, ловок и силен, для него не составит труда взобраться по ноге Трампа на самый верх, как по стволу эвкалипта, раньше, чем глуповатый друг Дональд поймет, что российский кумир уже залез к нему в штаны и ловкими, уверенными движениями борется там с международным терроризмом, сохраняя на видавшем виды прокачанном лице непроницаемое выражение глубокой приветливости. Этот проверенный метод гимнастического доминирования над партнером Владимир Владимирович отработал еще на амбаловидном Януковиче,
и кончил тот Янукович пусть не сразу, но, что называется, катастрофически - выдоен досуха, ведет скромную голодную жизнь, никто ему не завидует, гражданка Полежай подсела на боярышник и спуталась с бичами, супруга Людмила ушла в бродячий балет, скупой Азаров приходит в гости в кепке, надежно завязанной под подбородком, внуки погрызли обои, страусы кидаются яйцами, больно, коллаптоидно.
Трамп в глубине души понимал, куда ветер дует, но не знал, чем дело кончится, поэтому поначалу был сам не свой от радости и предвкушения личного знакомства с кумиром всей его жизни. Трампу хотелось большой доверительной встречи с красной дорожкой, цыганами, медведями, баней и блядями в ушанках, как в старые добрые времена, однако мировая закулиса остервенело ставила ему палки в колеса, требуя ограничить контакт с православной сверхдержавой случайным рукопожатием через дверь туалетной кабинки, а еще лучше чтобы Трамп при встрече с Путиным, допустим, в кулуарах сделал вид, что не узнал его, и нарочито громко поинтересовался у Меркель, что это еще за приблудный лысый мальчик с балалайкой и хорошо ли он играет.
Страх мировой закулисы перед Путиным русским людям был совершенно понятен: согласно некоему опросу, российскому президенту доверяют аж 27 процентов населения Земли, а Трампу всего-навсего 22, и то им стыдно в этом признаться. Не будет ли Путин оскорблен тем, что к нему лезет обниматься такое непопулярное чмо? В России долгое время считали, что будет, по крайней мере, пока Лавров не сообщил, что американцев, кажется, удалось уломать хотя бы на кулуары. И тут мир облетела новая сенсация: накануне саммита G20 итальянский фермер Дарио Гамбарин нарисовал трактором на поле портрет Путина размером в два с половиной гектара, без единого гвоздя, полагаясь исключительно на собственный глазомер.
После трех дней триумфальных репортажей на всех телеканалах русские люди резонно решили, что сакральным драндулетом, вне всякого сомнения, управляли высшие силы, и из Московского патриархата к блаженнейшему фермеру немедленно отправилась делегация православных человечков с целью сокрасть трактор и выставить его для поклонения в Храме Христа Спасителя (к тому времени в мощах Николая Чудотворца на Руси уже разочаровались, зато Гамбаринская Колесница, по слухам, исцеляла от алкоголизма и проституции).
Итальянский фермер был в шоке: на самом деле картину ему заказали из Вашингтона за большие деньжищи, и это должен был быть портрет Трампа, а оно вон как само по себе вышло, ни трактора теперь, ни денег. Самому Трампу, впрочем, о чуде не рассказали: по мнению авторитетных российских аналитиков, ссылающихся на авторитетных американских аналитиков, он и без того на встрече с Путиным будет напропалую лебезить и заигрывать. С этой целью Трамп уже якобы обзавелся косовороткой, картузом и гармонью, на которой выучился довольно сносно играть песню «Ой, люли-люли-люли-люли», а также в ходе тренировки по распитию водки разучил матросский танец «Яблочко», однако наутро проспался и все забыл, картуз подарил Иванке, а гармошку выбросил в окно, в общем, подошел к вопросу беззаботно, а зря, потому что Путин, наоборот, подготовился к встрече очень тщательно.
«Трамп кажется восприимчивым к похвале и лести, а Путин, похоже, очень хорошо понимает психологию нашего президента», - цитирует мировую закулису телеканал «Звезда». Закулиса, как всегда, жестоко ошибается: конечно же, Владимир Путин ни за что не опустится так низко, чтобы льстить Трампу, и если он, к примеру, берет с собой в Гамбург специальную пахучую тряпочку, чтобы в случае необходимости протереть американскому коллеге туфли, то только потому, что он на них только что украдкой плюнул. Что же касается слухов, будто бы накануне саммита Владимир Владимирович нарастил себе теплый язык повышенной шершавости, то это всего лишь простая вежливость, как, впрочем, и рулон чертовски мягкой бумаги в заднем кармане на тот случай, если встреча действительно состоится в туалете, - будет удобный повод познакомиться и навязать светскую беседу. Сотрудникам гамбургской резидентуры ГРУ уже дано задание каждый раз перед приходом Трампа в сортир похищать туалетную бумагу из всех кабинок, так что американскому президенту, наконец, представится случай лично убедиться в том, что без помощи российского коллеги он не справится не только с международным терроризмом, но и вообще.
Известно также, что Трамп на выезде пугается большого количества людей, которых нельзя послать, и подчас ведет себя несколько вызывающе - то грубо толкнет какого-нибудь премьер-министра, то руку кому-нибудь отдавит, и где, собственно, гарантия, что на встрече в Гамбурге американский президент не решит самоутвердиться за счет своего самого сильного соперника - Путина В. В.? К примеру, поняв, что проигрывает Владимиру Владимировичу по всем статьям, стукнет его кулаком по голове или отвесит, допустим, поджопник? Владимир Владимирович, конечно, мастер дзюдо, но редко какое дзюдо помогает против поджопника, который отвешивает такой лось, как Трамп. Надо было подготовиться и к такому повороту событий. Самое очевидное решение проблемы - прийти на саммит Большой двадцатки в хоккейном костюме третьей степени защиты и с клюшкой, чтобы в случае чего отмахаться, однако ездить на коньках по паркету было бы слишком неудобно. Поэтому кремлевские товарищи нашли более элегантный выход из положения - выписали для Владимира Владимировича опытного двойника из Китая,
которого Трамп может бить, пока не запыхается, а потом из-за табуретки выйдет настоящий Путин, и все поймут, что настоящий Путин их опять переиграл.
Таким образом, на переговорах с тщательно подготовленным российским президентом у беззаботного Трампа нет никаких шансов. Остро ощущая свою уязвимость, Трамп решил перехитрить соперника, заскочив по дороге в Польшу, где объявил о готовности США окончательно обломать «Газпром» и потребовал от России прекратить дестабилизацию Украины и поддержку враждебных режимов. Очевидно, таким образом Трамп рассчитывал, что в упругих чреслах Владимира Владимировича взыграет всегдашняя обидчивость, и он откажется от поездки. Однако Путина было уже не остановить, разве что друг Дональд обозвал бы его мелким лысым дрыщом, и то не факт, что помогло бы. Слишком уж долго Владимир Владимирович готовился. Гораздо дольше, чем сам Трамп мог себе представить.
- Информация о материале
То, что грабеж и мародерство в России за грех не считается для нас не новость. И ситуация с углем, который добывают на оккупированных территориях очень характерный тому пример. Полгода назад, использовав блокаду в качестве информационного прикрытия, боевики с одобрения Кремля просто захватили последние работающие шахты на оккупированных территориях. А почему нет? Кто будет спорить с вооруженными отморозками на территории, где закона в принципе не существует? Вот только по недомыслию своему ребята не учли простой вещи - эта примитивная логика работает не везде. И если ты захватил работающее предприятие, совсем не факт, что теперь оно будет работать на тебя.
Главной проблемой, с которой ожидаемо столкнулись власти фейковых республик и их старшие товарищи, это проблема сбыта. В их натруженные с непривычки мозги даже не постучалась мысль, что добываемый предприятиями уголь это не отжатый в переулке телефон. Его не отнесешь знакомому барыге за полцены. Уголь приходится проводить по документам с указанием места добычи и ряда технических параметров. Которые, кстати, как раз и не дают соврать по поводу места добычи. Любая экспертиза достаточно точно указывает на место происхождения угля.
Попытки привычно отгружать добычу в Украину накрылись сразу. В ответ на предложение купить за наличку украинские контрагенты неприлично громко смеялись и посылали переговорщиков далеко в девяностые. А попытки заключить договор вызвали у украинской стороны практически спазмы от хохота. С кем договор? С кем?! С ДНР? Не знаем таких, но давайте полистаем справочники и реестры вместе. Сомали есть, КНДР есть, Гондурас даже есть, а ДНР нет. При желании теоретически можно заключить договор с Марсом и даже с королевством эльфов, а вот с самопровозглашенной террористами «республикой» нельзя. Да и не хочется, честно говоря. Максимум, что может им предложить Украина, это бесплатного государственного адвоката для тех, кто живым попадет в плен.
Неприятная ситуация сложилась. Предприятия рейдернули, дешевой рабочей силы полно, а что дальше делать? Украина упирается и покупать ворованное не желает, России угля с избытком хватает своего, даже приходится закрывать шахты, выходить на биржу в Роттердам нереально по тем же причинам, что и договариваться с Украиной. Попробовали продавать уголь снова Украине, но под видом добытого в Южной Осетии. Сперва не поняли, почему над ними смеются, но потом кто-то из экономического руководства ДНР нашел список добываемых в Южной Осетии полезных ископаемых, трижды прочитал вслух слово «мандарины» и что-то начал понимать.
Последняя попытка была самой хитрой. Попробовали впихнуть через Грузию и даже о чем-то предварительно договорились, но сгубила жадность. Под видом грузинских излишков предложили контракт по количеству, которое в разы превышает весь добываемый в Грузии уголь. И еще немного обещали поставить тех марок, которых в Грузии нет и не было. Украинская сторона честно предупредила грузинского контрагента, что уголь купить готовы, но… у нас тут кое-что украли недавно, потому мы теперь при покупке делаем тщательную экспертизу. Опознаем ворованное - конфискуем и накажем. Контракт как-то сразу потерял актуальность. Казалось бы, тупик. Но тут на сцену вышел главный барыга, известный скупщик краденного, гопник и мародер из Кремля.
На днях таможенные органы РФ официально признали завоз антрацита с захваченных шахт на Донбассе. Соответствующая статистика обнародована на сайте Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ. То есть, как в старом кино - солнку спер и не побрезговал. В статистическом отчете указывается, что в мае 2017 года в Ростовскую область РФ из Украины поступило 58,652 тыс. тонн антрацита стоимостью $3,14 млн, в январе-мае - 236,568 тыс. тонн стоимостью $13,044 млн. А мы помним, что в России своего угля больше, чем нужно. Именно поэтому закрываются шахты в Ростовской области, несмотря на рост социального напряжения. Краденный куда девать? И тут включается то, что россияне гордо, но неоправданно называют хитростью, смекалкой и многоходовочкой.
Россия хочет завозить ворованный украинский уголь из оккупированного Донбасса, использовать его для своих нужд, а свой легальный продавать. Желательно Украине, потому что так проще, ближе и не забываем - это же хитрость и смекалка. Обмануть простодушных украинцев - честь для Кремля. Увы, примитивная «многоходовочка» просчитывается в течение секунды и единственный вопрос для нас - как наказать потерявших берега барыг. То, что мы ворованный уголь можем только конфисковать, а не покупать - очевидно и даже не обсуждается. Другое дело, если РФ в формате демпинга полезет с этим антрацитом в Роттердам или куда-нибудь еще по прямым контрактам. Наши действия?
Тут уже задача для украинского Минюста и в первую очередь МИДа. Необходимо донести до европейских властей и бизнеса, что РФ занимается воровством и такими нехитрыми комбинациями. Значит, нужно добавить санкций. Уверен, горная промышленность Пенсильвании нас сразу поддержит, и уважаемый Дональд Трамп тоже скажет свое веское слово. Украли шахты и уголь? Поздравляем. Кушайте его, высекайте и лепите статуи Путина черного цвета - на ваше усмотрение, дорогие соседи. В цивилизованном мире за воровство наказывают…
- Информация о материале
Після поглибленого аналізу закону 5592-д знайшовся корінь проблеми знищення ринку акцій України. В його нормах. Те, що було виявлено, є, по суті, правовим нігілізмом, який перекреслює факти та історію. Заради вирішення проблем чиновників і великого бізнесу.
Ринку акцій України… не було
Стаття 5 «Прикінцевих положень» закону 5592-д фактично затверджує, що єдиним критерієм публічності для компанії є виключно здійснена «публічна пропозиція» цінних паперів:
«Всі емітенти (крім інститутів спільного інвестування), що здійснювали публічне розміщення цінних паперів до дати набрання чинності цим Законом вважаються такими, що не здійснювали публічну пропозицію цінних паперів, за виключенням тих емітентів, які оприлюднили інформацію про зворотне у порядку, встановленому Національною комісією з цінних паперів та фондового ринку.»
А стаття 7, всіх, у кого не було публічної пропозиції автоматом записує в приватні/закриті акціонерні товариства. «До акціонерних товариств, які вважаються такими, що не здійснювали публічну пропозицію акцій, застосовуються вимоги Закону України «Про акціонерні товариства», які регулюють діяльність приватних акціонерних товариств.»
Елегантно і зухвало одночасно. Загальним сенсом пари цих норм перекреслюється 20-річна історія українського ринку акцій, його злети і падіння, часи високої ліквідності, лідерство разом з китайським індексом у 2007 році, і друге місце у нинішньому першому півріччі 2017 року.
Виділене в нормі закону каже, що цього не існувало і не існує. Не існувало міноритарних акціонерів, не було ринкових угод і зарубіжних інвесторів. Особливо не зрозуміло, для чого тоді закон 2302а-д, про сквіз-аут і селл-аут, якщо ми визнаємо недійсними всі проспекти емісії (стаття 4), а публічне розміщення в роки приватизації таким не вважаємо. А звідки тоді взялися міноритарні акціонери, у яких тепер примусово можна викупити їх акції?
Очевидною (яка не потребує доказів) є зворотна ситуація. Ринок акцій існував і розвивався, поки за його «розвиток» серйозно не взявся великий бізнес і НКЦПФР. І, виходячи з реальної історії інвестицій і спекуляцій на ринку капітальних активів в Україні, можна стверджувати, що «публічна пропозиція» не може бути єдиним критерієм публічності. Вона може бути єдиним критерієм, якщо таке уявлення застосовується до компаній, які за своєю природою є закритими (ПрАТ), а потім вирішили стати публічними.
Тому і з'являється стаття 7 в Прикінцевих положеннях, яка покликана тільки на основі одного критерію «публічної пропозиції» перетворити всі акціонерні товариства, які стали в процесі приватизації публічними, в приватні.
Але… «Публічне розміщення», через яке відбувалася приватизація, є другим критерієм публічності компанії. Про це свідчить історія нашого фондового ринку. Враховуючи те, що корпоративний сектор формувався примусово через приватизацію державних підприємств, і це є особливість пострадянських економік, то говорити про те, що тільки «публічна пропозиція» визначає відкритий характер корпорації, це все одно, що під коханням розуміти тільки його статевий аспект.
Публічність корпорації – багатоаспектне поняття, і не може характеризуватися виключно одним критерієм. Тим більше в економіці, яка примусово перейшла з командно-адміністративної в квазі-ринкову.
Публічне розміщення в процесі приватизації сформувало 20 років назад ринок капітальних активів України. Через безграмотність населення та ігнорування участі у приватизації, ринок акцій виявився досить вузьким за глибиною кількості акцій у вільному обігу більшості крупних АТ, і занадто широким за представленістю цінними паперами різноманітних емітентів для невеликої економіки.
Можна погодитися з тим, що не було сенсу радгоспи, бурякові заводи, АТП й інші малі і середні підприємства приватизувати як відкриті АТ (тоді вони мали саме таку назву). Абсолютна їх більшість нецікава інституційним інвесторам і спекулянтам через малі обсяги і низьку ліквідність. І саме цей перекіс приватизації дійсно потрібно виправити в законі 5592-д.
Ідея та її практична реалізація
Я можу погодитися з «рідною» Комісією, яка нормами прикінцевих положень намагається видалити з ринку «сміттєві папери» малих і середніх ПАТ (більшість з яких так і не ввели до цих пір потрібні зміни в статути).
Правда, «схематозні» угоди можна робити і з паперами ПрАТ, хіба що не з усіма акціями емітентів, з дещо довшим ланцюгом операцій, але практично з тим самим ефектом. Тому ця норма повністю вирішує тільки проблему небажання проходити перереєстрацію з внесенням змін до статуту, тобто, проблему Комісії. Схемні угоди від цього не зникнуть.
Оскільки ж норма 5 статті не містить жодних виключень, то разом з «водою» (сміттєві папери) буде виплиснута і «дитина» (ліквідні акції). На диво, вони ще існують, не дивлячись на «занадто талановиті» зміни в «Закон про акціонерні товариства», «Положення про функціонування фондових бірж» та появу і підписання неконституційного закону 2302а-д.
Щоб цього не сталося необхідно ввести виключення. Є така слушна думка, яку я висловлював у двох попередніх статтях на Економічній правді, що потрібно залишити в публічному секторі самі великі компанії України. Тим більше, що директива 2006/43/ЄС і так вимагає розширеного розкриття інформації від усіх «підприємств суспільного інтересу».
До цих підприємств будуть включені всі банки, страхові компанії, НПФ, ІСІ і всі великі підприємства. При чому, навіть значно менші, ніж визначає моя пропозиція. Тобто від широкого розкриття інформації великі компанії не зможуть звільнитися, як про це турбуються ангажовані учасники процесу просування цього закону.
Комісія (НКЦПФР) для першого рівня лістингу вимагає 1 млрд грн чистого доходу. Я пропоную у виключення статті 5 Прикінцевих положень ввести обмеження ще жорсткіше, а саме не розповсюджувати норму на підприємства з чистим доходом для підприємств, процентним доходом для банків і річною сумою страхових премій для страхових компаній більше 1,5 млрд грн. В ПКУ це відповідає категорії «великі підприємства» з чистим доходом 50 млн євро і більше. Такі корпорації мають бути публічними з підвищеною підзвітністю суспільству і можливістю суспільно впливати на їх ринкову капіталізацію.
І банки не повинні стати виключенням. Чому знімається публічність з комерційних банків – абсолютно не зрозуміло. Вони точно підпадають в категорію «підприємств суспільного інтересу».
Щодо активів самих великих і прибуткових банків може виникнути інтерес у внутрішніх і зовнішніх інвесторів. Всі банки були публічними і мають ними залишитися, хоча б ті з них, хто має процентний дохід більше 50 млн євро. Тому слово «публічний» з закону «Про банки і банківську діяльність» доцільно вилучити, або ввести виключення за обсягом процентних доходів.
До речі, з тим, що знімається слово «публічний» з державних ПАТ, в яких 100% акцій належить державі, цілком можна погодитися. Тут немає міноритарних акціонерів і не біло публічного розміщення, не було котирувань на біржі і угод купівлі продажу. Просто господарюючий суб'єкт з державного підприємства часів Радянського Союзу став акціонерним товариством з державною власністю. Тому вони не входять в приватизовані підприємства, і їхні властивості, як акціонерного товариства, не сумісні з публічністю.
Вони можуть стати публічними тільки після публічної пропозиції вже існуючих акцій або спеціально емітованих для цього. Всі ж інші приватизовані акціонерні товариства мають зберігати публічний статус на основі публічного розміщення, крім малих і середніх компаній, для яких публічна форма навіть в більш зрілих економіках, скоріше невиправданий тягар, ніж перевага. От їх і треба відпустити. А тих, хто є основою ринку капітальних активів в будь-якій країні – великі компанії, треба залишити. А декого і повернути.
В кінці кінців, якщо зламана нога зрослася неправильно, то кістку ламають, і примушують зростатися так, як треба. І якщо ми історично зробили невірні і недалекоглядні кроки по відношенню до вітчизняного ринку капітальних активі, то краще виправити його дисбаланси зараз, ніж терпіти його викривлення і пригніченість.
Отже, потрібно зняти відверту правову маніпуляцію, не давши їй права на прецедент, що тільки наявність публічної пропозиції може визначати публічний статус корпорації. Публічна пропозиція і публічне розміщення в умовах приватизації – це два рівноцінних фактора публічності. Просто потрібно внести поправку/уточнення/критерій у 5 статтю Прикінцевих положень, давши можливість усім малим і середнім публічним компаніям стати ПрАТ. І не примусово, а за їх бажанням. Оскільки деякі з них навіть не здогадуються, що їх зібрались «одружити без бажання». Хоча і сильного спротиву не очікується.
Висновки
Дивує поспіх, з яким приймається цей закон і ставиться на голосування. Та й занадто швидко він водиться в дію. Уже через півроку. Хоча в базовій редакції він фактично робить закритим всю економіку країни за виключенням банків і держкорпорацій.
Спочатку треба було здійснити превентивні законотворчі заходи для захисту тих, хто може постраждати і понести збитки від таких глобальних рішень.
І взагалі, сама ідея: «А давайте домовимося, що цього не було» – неприйнятна. Якщо для нас будуть невигідними якісь дії, започатковані президентом Януковичем, можна написати законопроект з пропозицією не вважати Віктора Федоровича президентом. І всі проблеми вирішаться, оскільки нічого не вартий підпис президента, якого не існувало!
Приблизно так виглядає і норма прикінцевих положень закону 5592-д щодо акцій відкритих/публічних акціонерних товариств, які виникли в процесі приватизації та вільно оберталися на ПФТС і Українській біржі. А тепер ми скажемо, що вони завжди були закритими, тільки «шифрувались» на папері під відкриті. Просто несерйозно.
4 стаття Прикінцевих положень унікально відміняє все, що відбувалось історично в процесі утворення відкритих АТ: «Базові проспекти емісії цінних паперів, зареєстровані до дати набрання чинності цим Законом, є недійсними з дати набрання чинності цим Законом». І так пропонується зробити виключно тому, що ініціаторам хочеться вважати «публічну пропозицію» єдиним критерієм публічності корпорацій.
Потрібно не відміняти історію і її факти, бо це вже буде схоже на маніпуляції а ля «1984» Джорджа Оруела в Міністерстві правди. Доцільно так змінити вимоги до публічних компаній, щоб створити середовище ринку капітальних активів, подібне до розвинутих ринків, щоб запозичення їх правил і нормативів допомагало нам розвиватися, а не ламало ринкові відносини. Не нівелювати треба «публічне розміщення в процесі приватизації», а надати йому ринковий імпульс.
Країни ЄС, Сполучені Штати, Японія, мають розвинутий корпоративний сектор в основі якого відкриті публічні компанії, які складають 70-95% економіки. Отже і нам треба в законі 5592-д дати можливість стати закритими абсолютній більшості компаній України, яким публічність не дасть переваг, але залишити примусово публічними 50-60 самих крупних компаній і банків (включаючи державні АТ), які і сформують первинну пропозицію на ринку капітальних активів.
Не адекватно вимагати від дитини виконати те, що зможе тільки доросла людина. Не можна від штучно сформованого корпоративного сектору шляхом приватизації в стадії «раннього дитинства» вимагати самостійно розвинутися до зрілого стану, застосовуючи до нього стандарти розвинутих ринків.
Необхідно нормативно створити відповідне середовище, оскільки і самі ринкові відносини в країні виникли через примусову трансформацію. І коли вони за формою і змістом стануть подібними ринкам ЄС, норми і директиви якого ми застосовуємо, тоді тільки можна поступово збільшувати ступені свободи.
І тоді тільки ринок зможе сам знайти баланс, коли він буде існувати, а не буде знищений під впливом спеціально прийнятих для цього законів.
- Информация о материале
Весной этого года застройщики и банки запустили совместные программы ипотечного кредитования. Более десятка строительных компаний подписали с финучреждениями соглашения о партнёрстве, согласно которым их клиенты смогут оформить ипотеку по кредитной ставке в 5–7% годовых.
А в июне о намерении развивать в Украине ипотечное кредитование совместно с Государственным ипотечным учреждением заявил и государственный ПриватБанк.
Подобные действия финучреждений спровоцировали на рынке волну слухов. Украинцы стали поговаривать, что цены на недвижимость очень скоро поползут вверх. Фокус решил выяснить, есть ли повод для таких опасений.
Денег дадите?
Сложности с выдачей ипотечных кредитов в Украине начались после 2008 года, когда на мировом рынке недвижимости лопнул «пузырь», формировавшийся несколько лет. Затем «масла в огонь» подлила ситуация на валютном рынке. К 2013 году банки успели оправиться от потрясений 2009-го. Однако после Революции достоинства курс доллара начал стремительно расти, а ставки по кредитам поднялись до заоблачных высот.
Банки столкнулись с массовыми неплатежами по кредитам и вынуждены были ужесточить требования к новым заёмщикам: размер минимального взноса при ипотечном кредитовании вырос с 10% до 30–50% от стоимости жилья, а требования к подтверждению доходов стали намного серьёзнее. Как результат, в 2016 году, если верить данным НБУ, на ипотеку пришлось всего 5% от общего количества сделок с недвижимостью, а застройщики отдали предпочтение другим маркетинговым инструментам — рассрочкам, скидкам, акциям и т. д.
Но с начала 2017 года ипотечное кредитование вновь активизировалось. По данным НБУ, в I квартале этого года коммерческие банки выдали ипотечных кредитов на сумму 178 млн грн, что на 80% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Причиной оживления, скорее всего, стало снижение средних процентных ставок по кредитам. Для рядовых граждан они снизились с 34% годовых в 2016 году до 22% в 2017-м. Впрочем, даже при таких ставках приобретение квартиры в кредит бессмысленно. В случае типичного ипотечного кредита сроком в 20 лет проценты по кредиту будут намного превышать тело займа. «Не могу представить человека, который отдаст банку три стоимости квартиры», — говорит генеральный директор девелоперской компании Greenol Олег Приходько.
Однако застройщики выход из ситуации нашли. Сразу несколько строительных компаний предложили банкам компенсировать часть процентных ставок.
Благодаря этому покупатели их квартир могут приобрести жильё в ипотеку по льготной ставке. Например, весь Киев завешан билбордами о предложениях Укрбуда купить жильё в кредит по ставке от 5,9% годовых в банке «Глобус».
Кристалбанк и Укргазбанк выдают кредиты покупателям жилья в объектах Киевгорстроя на первый год в гривне под 5% и 7,5% годовых соответственно. Как у первой, так и у второй компании ставка по займам растёт вместе со сроком кредитования.
За 5% годовых Укргазбанк кредитует покупку жилья в «Интергал-Буде». Первоначальный взнос, как и в случае с Киевгорстроем, составляет 30% от стоимости квартиры. При этом покупателям придётся дополнительно заплатить ещё и комиссию от 1,5 до 3,5% от суммы долга, но это всё равно выгоднее традиционных банковских предложений.
По словам представителя компании «Интергал-Буд» Владимира Германова, сделки застройщиков с банками — взаимовыгодный шаг. Первые получают новых клиентов и дополнительную гарантию надёжности, что их объект будет достроен, вторые — возможность нарастить ипотечный портфель.
А глава набсовета MA Group Ярослава Чапко отмечает, что активность застройщиков — это не более чем вынужденная мера. Ведь предложение жилья сегодня в десятки раз превышает спрос как на первичном, так и на вторичном рынке недвижимости. «При годовом объёме сделок в Киеве около 5–6 тыс. квартир как на первичном, так и на вторичном рынке новое предложение первичного рынка в 2016 году превысило 53 тыс. квартир, а среднемесячный объём предложения на вторичном рынке колебался от 23 до 30 тыс. квартир. Для многих покупателей цены неподъёмны», — говорит эксперт.
По её словам, даже готовность застройщиков предоставлять рассрочку до ввода дома в эксплуатацию и снижение первого взноса до 10–30% не спасает ситуацию. Ведь в наиболее запрашиваемом бюджете около 800 тыс. грн за квартиру при первом взносе около 30% ежемесячный платёж всё равно будет составлять более 20 тыс. грн, что для среднестатистической семьи многовато.
Что будет с ценами
В такой ситуации ипотека действительно могла бы стимулировать спрос. Она позволила бы удлинить период кредитования хотя бы до 5–10 лет и снизить ежемесячные взносы. Более того, именно ипотека, как того и боятся украинцы, могла бы вызвать рост цен на рынке. Но чтобы это произошло, количество покупок жилья с привлечением ипотечного кредитования должно достичь 20–30% от всех сделок. В то же время до конца этого года, по прогнозам Владимира Германова, доля таких покупок может составить всего от 10% до 15%, и это при самом хорошем варианте.
Остаётся открытым и вопрос по процентным ставкам. «Чтобы ипотека стала массовым явлением, ставки в гривне должны быть не выше 15%, даже на длинный срок, что пока маловероятно», — считает Ярослава Чапко.
Что же касается совместных программ застройщиков и банков, то время может показать, что строительным компаниям это невыгодно. Ведь льготные ставки для своих клиентов они вынуждены обеспечивать сами, доплачивая разницу из прибыли.
«Оживление ипотечного кредитования носит номинальный характер. Сейчас ряд банков заявили о старте программ, но реально работают единицы. У большинства из них риск-менеджмент «не пропускает» клиентов. Поэтому не все девелоперы готовы на такой шаг», — подчеркнула коммерческий директор ЖК RiverStone Ангелина Деревлева. Кроме того, по её словам, покупателей жилья смущает плавающая ставка по кредитам — она должна быть фиксированная хотя бы на первые три года.
Учитывая вышесказанное, участники рынка убеждены, что повышения цен на жильё в ближайшее время не произойдёт. «Существенного изменения цен в целом по рынку не будет. Если кто-то из собственников будущих жилых комплексов и поднимет цены, то не более чем на 5–10%. Другие же просто будут рады, что объём продаж на их объектах вырастет», — прокомментировал влияние ипотечных программ на рынок Олег Приходько.
Единственное, что может происходить, так это перераспределение спроса между категориями объектов. Например, люди, которые ранее ориентировались на эконом-жильё, теперь предпочтут купить жильё класса «комфорт». А вот с жильём бизнес-класса застройщики перестарались. Отсутствие спроса в этом сегменте привело к тому, что цены на него уже снизились на 15%. И ипотека тут не сыграет роли.
- Информация о материале
Страница 206 из 1561
