Статьи
Трохи більше місяця пройшло з моменту, коли Генеральна прокуратура України переможно оголосила про повернення мільярда доларів Януковича на рахунки Держказначейства. Захист колишнього президента України Віктора Януковича заявляє, що інформація про конфіскацію 1 мільярда доларів, які належать підзахисному, не відповідає дійсності.
Рішення про конфіскацію цих коштів ухвалив Краматорський міський суд Донецької області. ГПУ закрило секретний вирок ціною в мільярд. Але, у реєстрі судових рішень були опубліковані інші вироки-угоди щодо учасників корпорації «СЄПЕК» (Східно-Європейська паливо-енергетична компанія) або просто павутини Януковича-Курченка.
Таких вироків на сьогоднішній день – дев’ять. Всі були оголошені в 2017 році. 7 з них в Комінтернівському районному суді міста Харкова, 1 в Дарницькому районному суді міста Києва та 1 вже всім відомий вирок у Краматорському суді.
На перший погляд, вироки цілком звичайні - фіктивні директори, «фунти» йдуть на угоду зі слідством. Люди, спокусившись кількома сотнями доларів, дали записати на себе компанії, які потім використовувались у багатомільярдних схемах.
В період з 2009 року по 2014 рік було створено та придбано понад 400 підприємств для здійснення фіктивного підприємництва, унаслідок незаконної діяльності яких державі завдана матеріальна шкода у вигляді несплачених податків до бюджету в особливо великих розмірах.
Окрім, Аркадія Кашкіна, якого кваліфікували, як засновника злочинної організації і за допомогою якого стягнули мільярд доларів (вірніше не з нього, а з кіпрських офшорів), вироки оголосили іншим «менеджерам» Сергія Курченка:
1) Салієнко Станіслав Юрійович, вирок - 23 січня 2017 року, Комінтернівський районний суд міста Харкова. Уклав угоду з прокурором про визнання винуватості та отримав 5 років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном в 3 роки. Салієнко з березня 2011 по січень 2012 року був директором та власником ТОВ «Черкаси-Газснаб». Станіслав Салієнко є уродженцем Харківської області, міста Лозова. ТОВ «Черкаси-Газснаб» було записано у Харкові, на проспекті Гагаріна, 41/2.
Станіслав Салієнко погодився за щомісячну грошову винагороду у розмірі 100 доларів стати власником та директором ТОВ «Черкаси-Газснаб», що допомогло учасникам злочинної організації ухилятися від сплати податків до державного бюджету. Внаслідок злочинних дій Станіслава Салієнко та інших учасників злочинної організації Курченка, до державного бюджету не надійшли грошові кошти в сумі 19,71 млн.грн.
2) Єфименко Євген Вікторович, вирок - 3 лютого 2017 року, Комінтернівськи районний суд міста Харкова. Уклав угоду з прокурором про визнання винуватості та отримав 5 років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном в 3 роки. Євген Єфименко є директором та власником ТОВ «Харківспецгазснаб» з вересня 2011 року. Євген Єфименко є уродженцем міста Харкова та прописаний в Московському районі, по вулиці Світлій. Фірма записана в смт.Високий.
Євген Єфименко погодився за 1 тис.доларів зареєструвати ТОВ «Харківспецгазснаб», стати в ньому директором та власником, що допомогло учасникам злочинної організації Курченка ухилятися від сплати податків до державного бюджету. Внаслідок злочинних дій Євгена Єфименко та інших учасників злочинної організації Курченка, до державного бюджету не надійшли грошові кошти в сумі 77,58 млн.грн.
3) Шеєнко Ольга Володимирівна, вирок - 8 лютого 2017 року, Дарницький районний суд міста Києва. Шеєнко уклала угоду з прокурором про визнання винуватості та отримала п'ять років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном три роки. Шеєнко є уродженкою міста Харків. Як, встановив суд, протягом 2013 - 2014 років Ольга Шеєнко приймала участь у підконтрольній Сергію Курченко злочинній організації, яку організували у березні 2010 року.
На думку суду, Ольга Шеєнко входила до найближчого оточення Сергія Курченка і була його банкіром. У 2013 році Шеєнко призначили на посаду спеціаліста сектору по роботі з позичальниками відділу безпеки управління безпеки «Реал банку». З квітня по грудень 2013 року Шеєнко підписала неправдиві акти огляду запропонованих в заставу «Реал банку» нафтопродуктів фіктивних фірм Курченко. На підставі цих документів видали кредити, в результаті яких Нацбанк втратив 787,39 млн гривень.
4) Ніколаєнко Денис Петрович, вирок - 16 березня 2017 року, Комінтернівський районний суд міста Харкова. Ніколаєнко уклав угоду з прокурором про визнання винуватості та отримав три років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном в один рік. Денис Ніколаєнко є уродженцем м. Білогорськ, Російської Федерації, громадянином України. З липня 2013 по серпень 2015 року був директором та власником ТОВ «ГазУкраїна 2020». До Ніколаєнка ця фірма була записана саме на всім вже відомого Аркадія Кашкіна. Ніколаєнко отримав винагороду в 1 тисячу доларів.
ТОВ «ГазУкраїна 2020» зареєстроване в Автономній Республіці Крим, в Сімферополі. Зараз компанія записана на мешканку Солоницівки Юлію Дворак. Фірма «ГазУкраїна-2020» використовувалась у заволодінні 450 млн.грн. «Нафтогаз Україна» через фіктивні договори з поставки нафтопродуктів.
5) Маканін Анатолій Володимирович, вирок - 3 квітня 2017 року, Комінтернівський районний суд міста Харкова. Маканін уклав угоду з прокурором про визнання винуватості та отримав 5 років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном в 2 роки. Фірма була записана в смт. Високому. Анатолій Маканін уродженець міста Харкова. Маканін отримував щомісячну грошову винагороду у розмірі 500 доларів США.
В період липня 2010 - грудня 2011 років інші учасники злочинної організації Курченка використовували надані Анатолієм Маканіним реєстраційні документи та печатку ТОВ «Модус-Вівенді» для виготовлення підроблених документів з метою привласнення скрапленого газу, який вироблявся державними підприємствами ПАТ «Укргазвидобування» і ПАТ «Укрнафта. Внаслідок злочинних дій Анатолія Маканіна та інших учасників злочинної організації, до державного бюджету не надійшли грошові кошти в сумі 22,35 млн.грн.
6) Лучкін Олександр Олексійович, вирок - 28 квітня 2017 року, Комінтернівський районний суд міста Харкова. Лучкін уклав угоду з прокурором про визнання винуватості та отримав 5 років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном в 2 роки. Лучкін був власником та директором з липня 2010 по червень 2011 року ТОВ «Укрхарківгазпостачання-2009». Лучкін, уродженець міста Лозова, Харківської області. Фірма записана була в смт. Високому. Олександр Лучкін отримував щомісячну грошову винагороду у розмірі 100 доларів США.
В період з липня 2010 по червень 2011 року інші учасники злочинної організації використовували надані Олександром Лучкіним реєстраційні документи та печатку ТОВ «Укрхарківгазпостачання-2009» для виготовлення підроблених документів з метою привласнення скрапленого газу, який вироблявся державними підприємствами ПАТ «Укргазвидобування» і ПАТ «Укрнафта». Внаслідок злочинних дій Олександра Лучкіна та інших учасників злочинної організації, до державного бюджету не надійшли грошові кошти в сумі 25,74 млн.грн.
Олександр Лучкін є на сьогоднішній день власником та директором бориспільского ТОВ «Профі-Груп».
7) Бондаренко Олександр Володимирович, вирок - 24 травня 2017 року, Комінтернівський суд міста Харкова. Бондаренко уклав угоду з прокурором про визнання винуватості та отримав 5 років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном в 2 роки. Олександр Бондаренко був директором та власником в 2011 році ТОВ «Кримбутангаз». Бондаренко уродженець м. Сєвєродонецька, Луганської області. Фірма записана була в смт. Високому. Фірма не перебуває в стані припинення та записана на харків’янина Олексія Федосова. Олександр Бондаренко отримував щомісячну грошову винагороду у розмірі 8 тисяч гривень.
В період з січня 2011 по червень 2011 року інші учасники злочинної організації Курченка використовували надані Олександром Бондаренко реєстраційні документи та печатку ТОВ «Кримбутангаз» для виготовлення підроблених документів з метою привласнення скрапленого газу, який вироблявся державними підприємствами ПАТ «Укргазвидобування» і ПАТ «Укрнафта». Внаслідок злочинних дій Олександра Бондаренка та інших учасників злочинної організації, до державного бюджету не надійшли грошові кошти в сумі 23,07 млн.грн.
8) Лавренов Антон Петрович, вирок - 26 травня 2017ю Комінтернівський районний суд. Лавренов уклав угоду з прокурором про визнання винуватості та отримав 5 років позбавлення волі умовно з випробувальним терміном в 2 роки. Лавренов був директором та власником ТОВ «Луганськпропангаз». Лавренов є уродженцем м. Лозова, Харківської області. Фірма записана була в місті Південне Харківського району. Антон Лавренов отримав грошову винагороду у розмірі 800 доларів США.
В період травня - грудня 2010 року інші учасники злочинної організації Курченка використовували надані Антоном Лавреновим реєстраційні документи та печатку ТОВ «Луганськпропангаз» для виготовлення підроблених документів з метою привласнення скрапленого газу, який вироблявся державними підприємствами ПАТ «Укргазвидобування» і ПАТ «Укрнафта». Внаслідок злочинних дій Антона Лавренова та інших учасників злочинної організації, за вищевказаних обставин до державного бюджету не надійшли грошові кошти в сумі 4,49 млн.грн.
Лише проаналізувавши ці 8 судових справ можна впевнено сказати, що злочинна організація Сергія Курченка, ухиляючись від сплати акцизного податку шляхом не декларування податкових зобов'язань з акцизного податку фіктивних підприємств, не заплатила до державного бюджету 173 мільйони гривень.
- Информация о материале
Ефект від земельної реформи повинні відчути різні сектори економіки. У тому числі реформа впливатиме на банківський сектор.
За словами економіста IMF Group Київ Михайла Кухара, відсутність можливості брати кредити під основний актив та засіб виробництва була однією з причин 20-літнього кредитного голоду вітчизняного сільського господарства. Банки мають вільну ліквідність у розмірі майже 60 млрд дол. Ці кошти — це невидані для реального сектору економіки кредити, у тому числі позики, не видані фермерам.
ЕП з'ясувала, які банки є основними кредиторами аграрного сектору, хто кредитує агрохолдинги, а хто — фермерів, на кого фінансові установи переважно працюють, і на що вони розраховують після проведення земельної реформи.
Вигідні клієнти
Аграрний ринок та ІТ є одними з основних секторів, з якими банки активно співпрацюють. Проте майже усі банки кредитують переважно великі аграрні холдинги.
«Ми не кредитуємо малих фермерів, бо не відчуваємо себе як банк достатньо захищеними на цьому ринку. У малих фермерів нема достатніх застав та ліквідності для кредитування, але ми працюємо з великими компаніями», — визнає голова правління Правексбанку Тарас Кириченко.
З якими банками співпрацюють аграрні холдинги
| Компанія | Власник | З якими банками співпрацюють |
| UkrLandFarming | Олег Бахматюк | Укрексімбанк, Ощадбанк, Укрсоцбанк, «Райффайзен», Укрсиббанк |
| NCH | Джордж Рор | у групі є свій «Агропросперіс банк» |
| МХМ | Юрій Косюк | Сітібанк, «Креді агріколь», «Дойчебанк ДБУ» |
| «Кернел трейд» | Андрій Веревський | «Дойчебанк ДБУ», «Креди агріколь» ING Bank, Правексбанк |
| «Українські аграрні інвестиції» | Андрій Веревський | Укрексімбанк, «Південний» |
| «Глобіно» | Олександр Кузьмінський | Таскомбанк, ПУМБ, Укрсиббанк |
| «АПК інвест» | Борис Колесніков | Укрексімбанк |
| «ТАС агро» | Сергій Тігіпко | у групі є свій Таскомбанк |
| «Астарта груп» | Віктор Іванчик, Валерій Коротков | Мегабанк. Були кредити у «БМ банку» |
«Великі аграрні компанії торгують по всьому світу. Відповідно, вони мають можливість отримувати фінансування безпосередньо на європейських фондових ринках і в найбільших іноземних банках, включаючи відомі міжнародні фінансові інститути — ЄБРР, МФК, Європейський інвестиційний Банк. Якщо вони і залучають фінансування в Україні, то у відносно незначних обсягах і, в основному, для закриття короткострокових потреб», — каже начальник управління корпоративного фінансування «ОТП банку» Роман Данилюк.
Частка нових кредитів, законтрактованих банком з представниками аграрної сфери, у 2015 році досягла 31% від загального обсягу підписаних угод з юридичними особами, у 2016 році — 48%.
У 2017 році банк запровадив проект «Агрофабрика», який «випускає» швидкі кредитні рішення за один день і видає гроші аграріям на дев'ятий робочий день після отримання документів.
Є фінансові установи, які кредитують середніх та малих фермерів. Зокрема, це Кредобанк та банк «Креді агріколь». Серед відносно нових гравців — банк «Кредит Дніпро».
«Аналізуючи сектори економіки України, ми визначили агробізнес як один з перспективних. Ми залучили консультантів, розробили продукти й методики оцінки ризику, навчили персонал. Сьогодні 35-40% кредитів у сегменті малого та середнього бізнесу видаємо аграріям», — каже виконавчий директор напрямку корпоративного бізнесу і малого та середнього бізнесу ПАТ «Кредобанк» Євген Заїграєв.
За словами директора департаменту підтримки агробізнесу «Креді агріколь банку» Наталії Порвіної, компанії цього сегменту зарекомендували себе як відповідальні та надійні позичальники.
«Кредитний портфель великих аграрних компаній у нашому банку становить близько 250 млн грн. У 2016 році ми вирішили переглянути власні стратегічні напрями діяльності і дійшли висновку, що наш цільовий сегмент — невеликі за розміром, від 500 га до 5 тис га, господарства», — зазначає заступник голови правління банку «Кредит Дніпро» Андрій Мойсєєнко.
Банкір також наголошує, що зараз основне завдання — продовжувати знижувати вартість кредитування.
Також аграрні компанії є важливими клієнтами для державних банків.
«Для нас кредитування аграрного сектору — один з пріоритетних напрямків. Це обумовлено стратегічним значенням галузі для країни: 12% ВВП і третина загальної експортної виручки у 2016 році. Це робить агросектор одним з найцікавіших секторів вітчизняної економіки», — каже голова правління Укргазбанку Кирило Шевченко.
Загалом фінансисти впевнені, що рано чи пізно земельна реформа відбудеться, тому працювати з клієнтами-аграріями необхідно вже зараз. Мовляв, після земельної реформи конкуренція за таких позичальників посилиться.
Ризикований клієнт
Разом з тим, аграрні клієнти найбільш ризикові. Так, кейси кредитів агрохолдингів «Мрія» чи «Урожай», які не повертали банкам десятки мільйонів, відомі усій країні. Тривають суди між Ukrlandfarming Олега Бахматюка та Укрсоцбанком.
Одним з найбільших боржників державного Ощадбанку є агрохолдинг «Креатив».
«Триває виконавче провадження із стягнення 100 млн грн та 22 млн дол з Максима Березкіна, колишнього власника боржника. Державний виконавець намагається в судовому порядку заборонити Березкіну виїзд за кордон. Банком із залученням зовнішніх юридичних радників проводиться робота з пошуку за кордоном активів, що належать родині Березкіних. Загалом банк супроводжує близько 30 судових процесів за цим проектом», — кажуть в Ощадбанку.
Ще один великий боржник Ощадбанку — компанія «Урожай», що входить до групи Lauffer колишнього депутата-»регіонала» Олександра Лєщинського.
Депозити перетечуть у землю
Є ризик, що за перший рік земельної реформи частина депозитів перейде з банків у землю. Деякі українці можуть вирішити, що вкладати кошти у землю як актив вигідно — так само, як зараз вони вкладають кошти у квартири.
Проте банкіри не вважають це проблемою, бо відкритість ринку землі згодом компенсує можливий перехід частини вкладів у земельний ресурс.
«Після реформи земля вступає у повноцінні товарні відносини. Вона зможе бути предметом застави та додаткових забезпечень. Банкірам вигідно, щоб земля була залучена у ринкові операції. Це дасть можливість збільшити обсяг кредитування, а земля буде використовуватися як актив для залучення ресурсів», — каже голова ради Незалежної асоціації банків України Роман Шпек.
Ще одним ризиком є виникнення на «земельному» кредитуванні «бульбашки». Так було з іпотекою, коли десятки тисяч клієнтів не змогли виконувати свої зобов'язання перед банками, а держава мусила ухвалити рішення про мораторій на продаж іпотечної застави.
«За останній час багато чого змінилося і в банках, і в регулюванні ринку кредитування. Змінена методологія оцінки ризиків, є багато нових застережень, які не дозволять створити нову «бульбашку», — запевняє Шпек.
Він додає, що проблема з іпотекою пов'язана не лише з кредитуванням, а також із загальноекономічною кризою, нерозумною грошово-кредитною політикою, накопиченням інфляційних ризиків, девальвацією. «Тепер — інша ситуація, а будь-які обмеження на ринку унеможливлюють кредитування та нормальне функціонування ринку», — додає Шпек.
«Банки не можуть знайти «хороших» позичальників, і одна з причин — людям нема що передати у заставу. Зрозуміло, що при знятті мораторію українські селяни і фермери стануть де-юре володарями активів із стартовою вартістю 3,3 млрд дол. Це — моментальне розширення доступу всіх фермерів до фінансових ресурсів», — додає економіст Михайло Кухар.
- Информация о материале
Таможни взялись за посылки, которые украинцы получают из-за границы. Если в почтовых отправлениях обнаруживаются товары известных брендов, внесенные в специальный реестр, проводится проверка на предмет соблюдения прав интеллектуальной собственности. С чем связан такой повышенный интерес к заграничным посылкам?
Из-за авторских прав
На текущей неделе в Украине разразился скандал вокруг посылок из-за рубежа. Стало известно, что таможня массово задерживает на границе товары популярных брендов, купленные в интернет-магазинах, в частности продукцию Xiaomi и Meizu.
Государственная фискальная служба (ГФС), в чьем ведении находится таможня, выступила с разъяснением. По словам директора департамента организации таможенного контроля ГФС Алексея Василенко, таможня ограничивает ввоз товаров известных брендов, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах, только по требованию правообладателей или их представителей. «Такие ограничения применяются только в случае, если продукция контрафактная или если ее происхождение не удалось установить», - заявил он. Василенко добавил, что, согласно Таможенному кодексу Украины, все поступления проходят обязательную проверку, а правообладателю предоставляется возможность определить, является ли данный товар оригинальным.
Речь идет о статье 399 указанного кодекса «Приостановка таможенного оформления товаров на основании данных таможенного реестра», в котором содержится перечень торговых марок и лиц, являющихся их официальными представителями (правообладателями) в Украине. Если получатель находящегося в посылке товара не является его официальным импортером или представителем в соответствии с этим реестром, сотрудники таможни обращаются к правообладателям для проверки фактов возможного нарушения прав интеллектуальной собственности. Если такие права нарушены, товар на таможенную территорию Украины не пустят.
«Правообладателем может быть, например, Nike, у которого в Украине есть представитель – он защищает здесь его право собственности. Если продукцию Nike в страну ввозит кто-то другой, а Nike на это не дал разрешения, то, в принципе, Nike может попросить таможню приостановить таможенное оформление на определенный срок, пока не будет урегулирован этот вопрос», - пояснил «Апострофу» источник в системе ГФС.
Список торговых марок в реестре достаточно длинный (1257 наименований), в него входят популярные бренды продуктов, одежды, парфюмерии, гаджетов, бытовой техники. Кроме уже названных Xiaomi и Meizu, там также Adidas, Apple, Canon, Chanel, Christian Dior, Coca-Cola, LG, New Balance, Nivea, Nokia, Samsung и многие другие. Теоретически при заказе продукции любой из этих марок в зарубежном интернет-магазине посылка с покупкой может застрять на границе для соответствующей проверки. Вместе с тем, в ГФС опровергли информацию о том, что таможням дано указание запрещать физическим лицам ввозить в страну все товары, торговые марки которых внесены в реестр.
Что ищут фискалы
На заседании Кабинета министров 31 мая и. о. главы ГФС Мирослав Продан высказал недоумение тем, что указанная ситуация получила столь значительный резонанс, ведь, по его словам, «это процедура, которая функционировала и продолжает функционировать, определена, как Таможенным кодексом, так и международными конвенциями». «Я это связываю с тем, что сегодня Государственной фискальной службой Украины проводится ряд контрольно-проверочных мероприятий, связанных с сетями интернет-магазинов, а также с сортировочными станциями, где осуществляется растаможивание международных почтовых отправлений», - сказал он.
В сортировочные станции поступают посылки, передаваемые из-за границы по каналам почтовых операторов – например, международной компании DHL или украинской «Новой почты». На днях о вмешательстве сотрудников ГФС в работу своей сортировочной станции заявила «Новая почта». В компании отметили, что сотрудники ГФС, «не предоставляя никаких объяснений», стали осматривать посылки, фотографировать и снимать на видео прием посылок, мешать их обработке, «создавая искусственные препятствия».
Источник «Апострофа» в системе ГФС, пожелавший сохранить свою анонимность, не исключает, что таможенники все-таки получили от центрального руководства инструкции проверять все или почти все почтовые отправления, поступающие на сортировочные станции. «В данном случае, я так понимаю, таможни разбираются с сортировочными станциями, через которые поступают посылки, например, из Китая», - сказал он. При этом, по словам собеседника издания, сотрудники таможни действуют в рамках закона. «Я не думаю, что все из этих сортировочных станций честно работают», - отметил источник, - Все это выглядит как давление, но не на покупателей, а на сортировочные станции». Однако он добавил, что в итоге «страдают потребители».
Юридические нюансы
В отечественном таможенном законодательстве есть положения, которые дают основание для различного толкования. В мировой практике существуют три основных вида так называемого исчерпания прав интеллектуальной собственности: правообладатель утрачивает такие права на свои товары после первой продажи – национальный, региональный и международный. В первом случае право интеллектуальной собственности исчерпывается только в пределах одной страны, во втором – в пределах региона, например, ЕС, в третьем – без ограничений. На сегодня украинское законодательство не дает однозначного толкования нормы об исчерпании прав интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, как уточнил «Апострофу» еще один источник, связанный с фискальной службой, вопрос соблюдения прав интеллектуальной собственности актуален не в плане дальнейшей перепродажи ввозимых товаров, а именно при пересечении таможенной границы Украины. «Вопрос о нарушении права интеллектуальной собственности поднимается на моменте ввоза – когда идет пересечение границы. При дальнейшей реализации товара этого вопроса уже нет», - сказал он.
Кроме того, в законодательстве определение «контрафактные товары» распространяется не только на поддельную продукцию, но также на товары, поступающие по схеме «параллельного импорта», то есть ввозимые не официальным импортером. Речь идет о физлицах, которые ввозят на территорию страны небольшие партии популярных товаров для их дальнейшей перепродажи в Украине. Именно на борьбу с такими схемами направлены мероприятия, о которых заявил главный фискал страны. Однако из-за несовершенства законодательства пострадали от них простые украинцы, которые заказывали в интернет-магазинах товары для себя.
- Информация о материале
Стокгольмский арбитраж принял принципиальные и обязательные к исполнению решения в споре между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом». Но как их выполнить, арбитры пока не уточнили. Что может ожидать «Нафтогаз» в заключительном вердикте? На что рассчитывает «Газпром»?
ZN.UA обратилось к юристам международного права, которые не понаслышке знакомы с практикой и процессуальными процедурами Стокгольмского арбитража, чтобы выяснить, что могут означать для «Нафтогаза Украины» уже принятые решения арбитров, и какие нюансы могут омрачить «победное настроение». Сразу предупреждаю — ни один сведущий эксперт международного права не взялся комментировать уже принятое решение Стокгольмского арбитража по сути, не проанализировав его досконально. Сейчас этот многостраничный документ изучают прежде всего юристы «Нафтогаза». Ну и «Газпрома». Только опыт участия в арбитражных слушаниях подобной проблематики позволяет, по аналогии, говорить о процессуальной процедуре имплементации принятых решений арбитров.
Итак, 31 мая 2017 г. Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма вынес отдельное решение по встречным искам НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Газпром». Речь о принципиальных претензиях сторон к условиям и их выполнению по контракту купли-продажи природного газа, заключенному между указанными компаниями 19 января 2009 г. Требования сторон по этому спору в сумме превышают 65 млрд долл.
Интересы «Нафтогаза Украины» в этом арбитражном процессе защищает норвежская Wikborg Rein, в активе которой победа компании RWE в арбитражном споре с «Газпромом», в результате чего у российской компании отсудили миллиарды. Так аргументировал выбор юркомпании в арбитражном споре с «Газпромом» глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. Услуги Wikborg Rein обошлись «Нафтогазу» уже в несколько десятков миллионов долларов. Надеюсь, это того стоит.
Принципиальные решения Стокгольмского арбитража:
1) отклонено требование «Газпрома» по сохранению условия «бери или плати» (take or pay);
2) контрактная цена газа должна быть пересмотрена с учетом рыночных условий, чего добивался «Нафтогаз Украины»;
3) снят запрет на реэкспорт газа.
Учитывая практику Стокгольмского арбитража, можно предположить, что первый раунд рассмотрения этого спора — в пользу «Нафтогаза». Теоретически. Хотя более 700 страниц этого отдельного решения содержат массу нюансов. Когда и чем завершится второй раунд и будет ли третий, каким будет окончательное решение арбитров, пока неизвестно. «Нафтогазу Украины» и «Газпрому» еще предстоит детально изучить уже принятое безоговорочное решение Стокгольмского арбитража.
Холодный январь 2009-го
Это была третья «газовая война» России/«Газпрома» против Украины/«Нафтогаза». В морозном январе 2009 г. российский монополист испытывал не столько силу воли Украины и возможности ее газотранспортной системы (ГТС), сколько Европу — кто кого?
Когда россияне 1 января 2009 г. «торжественно продемонстрировали», что поставки газа в Украину (для «Нафтогаза») прекращены, украинские газотранспортники сделали невозможное: в считанные часы развернули ГТС в реверсном направлении. «Газпром» и Путин были ошарашены: «Это невозможно!». Если бы не политнюансы, как знать, чем бы обернулась та «газовая война» — Кремль тогда едва не заморозил не только Украину, но и половину Европы…
Не без нажима Евросоюза 19 января 2009 г. в московском офисе «Газпрома» при непосредственном участии тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко были подписаны два контракта. Первый — контракт купли-продажи природного газа между НАК «Нафтогаз Украины» (от имени НАКа подпись поставил тогдашний глава этой компании Олег Дубина) и ПАО «Газпром», предусматривающий ежегодную закупку украинской компанией российского газа в объеме до 52 млрд кубометров, но не менее 33 млрд, по формуле цены, привязанной к цене нефти и нефтепродуктов и с обязательным условием «бери или плати». Второй — контракт на транзит российского газа по территории Украины (от имени НАКа его подписал тогдашний первый замглавы компании Игорь Диденко), не предусматривающий симметричных обязательств «Газпрома» по принципу «транспортируй или плати», то есть обязательств поставлять в украинскую газотранспортную систему определенный объем газа, а в случае недопоставок — платить за резервирование газотранспортных мощностей. Практическим исполнителем «транзитного» контракта и по сей день является ПАО «Укртрансгаз», которому «Нафтогаз» требует в арбитраже передать права и обязанности по «транзитному» контракту с «Газпромом». Это соответствует действующему в Украине законодательству и правилам Третьего энергопакета, предусматривающим отделение транспортировки газа от других видов деятельности газовых холдингов, которым является «Нафтогаз Украины».
ZN.UA в 2009 г. подробно писало, как все это происходило, каковы побудительные и подспудные мотивы участников этого процесса, и пыталось разобраться, какими могут быть последствия подписанных контрактов для «Нафтогаза» и Украины. Результаты не заставили себя долго ждать. С 2010 г. «Газпром» стал буквально выкручивать руки «Нафтогазу» и Украине. К осени 2013-го отношения были настолько накалены, что Еврокомиссии пришлось выступить посредником при подписании между двумя компаниями так называемого зимнего пакета, призванного обезопасить прежде всего ЕС от очередного отключения подачи газа «Газпромом» зимой 2013–2014 гг.
Однако в «зимнем пакете» договоренностей формулировки были не однозначными, что впоследствии побудило «Газпром» обратиться в Стокгольмский арбитраж с требованием к «Нафтогазу» доплатить за поставленный газ 2,2 млрд долл. При этом «Газпром» ссылался на то, что никакой «зимний пакет» не отменял условий контракта купли-продажи газа с «Нафтогазом».
«Нафтогаз Украины» vs «Газпром»: встречные иски
Оспорить некоторые условия газового контракта с «Газпромом» пытался еще беглый экс-премьер Азаров. Безуспешно. Квалификацию Стокгольмского арбитража тогдашние заявления не прошли (то ли нечетко были указаны претензии, то ли формулировки не соответствовали шведскому праву, то ли вообще это делалось для проформы). Соответственно, и иски, согласно шведскому праву, оговоренному в газовых контрактах «Нафтогаза» и «Газпрома», не были приняты к рассмотрению.
Весной 2014 г. руководить «Нафтогазом» доверили Андрею Коболеву. Первые его попытки начать арбитражный спор с «Газпромом» также не прошли квалификацию. Но начало было положено.
Вскоре, в июне 2014 г., в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма «Газпром» подал встречный иск, в котором требовал от «Нафтогаза» выплатить 47,1 млрд долл. Из этой суммы 34,5 млрд долл. — санкции за несоблюдение принципа «бери или плати» в 2012–2014 гг. и более поздние периоды (третий квартал 2015-го, второй-четвертый кварталы 2016-го). Еще 2,2 млрд долл. — требования, касающиеся спорной цены на газ в четвертом квартале 2013 г. и втором квартале 2014-го. Остальные 10,4 млрд долл. — штрафы и проценты.
Со своей стороны, «Нафтогаз Украины» обратился с иском о ретроактивном изменении цены, возмещении переплат и отмене запрета реэкспорта. Суд объединил оба иска.
По «транзитному» контракту «Нафтогаз» чуть позже обратился в тот же арбитраж с требованием передать его права и обязанности по этому договору оператору ГТС Украины — компании «Укртрансгаз», как того требуют условия Третьего энергопакета (которые «Газпром» всячески обходит), а также изменить методику расчета транзитного тарифа в соответствии с европейскими стандартами и положениями энергетического и антимонопольного законодательства Украины и ЕС.
Таким образом, в Стокгольмском арбитраже рассматриваются встречные иски «Нафтогаза» и «Газпрома» по двум контрактам.
«Бери или плати»
Пожалуй, самым большим достижением «Нафтогаза» является отмена принципа «бери или плати». Как сказано в пресс-релизе «Нафтогаза Украины», на отмене этого принципа Украина сэкономит 45 млрд долл.
Это дает основания НАКу не платить «Газпрому» за некупленный «газпромовский» газ, за недобор которого россияне требуют 34,5 млрд долл.
Формула цены: когда и каким образом ее изменят в контракте?
Откуда взялась эта формула теперь неважно. Сегодня важно, что 31 мая 2017 г. Стокгольмский арбитраж постановил: пересмотреть цены по контракту купли-продажи газа, заключенному между «Газпромом» и «Нафтогазом». Но… начиная с 2014 г.
Как должна быть изменена формула цены, арбитры только обозначили — ориентир на цены газового хаба (виртуальной или физической торговой площадки). Но какого именно хаба? В госхолдинге лишь сообщили ZN.UA, что «цена снизится существенно — не на доллар, и не на два».
Накануне оглашения отдельного решения Стокгольмского арбитража замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль на своей страничке в Facebook написала: «Главный наш интерес в этом деле заключается в том, чтобы поставки газа в Украину базировались на европейских принципах и правилах функционирования рынка газа. Как того требует национальное законодательство, положения Договора об учреждении Энергетического сообщества и Соглашения об ассоциации с ЕС. Цена газа по контракту с «Газпромом» будет пересмотрена с 2014 года».
Член наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины» заявил, что из решения арбитров непонятно, на какой газовый хаб ориентироваться — австрийский Баумгартен, немецкий NCG или на один из развивающихся восточноевропейских?
Источники ZN.UA в «Нафтогазе» также рассказали, что НАК рассчитывала на то, что Стокгольмский арбитраж примет решение о том, что цена газа не будет включать расходы на транспортировку от хаба в ГТС Украины (если речь идет о контрактной цене российского газа, поступающего в ГТС на границе Украина—Россия). То есть «Нафтогаз» рассчитывал на цену газа «хаб минус транспорт».
Но стокгольмские арбитры, очевидно, решили иначе — хаб. Возможно, в окончательном решении они больше детализируют, как должна быть изменена формула цены. Хотя, по большому счету, арбитры, похоже, сказали главное: вы требовали изменения цены с учетом рынка, вот вам — хаб. Это значит, что при импорте даже по контракту с «Газпромом» газа (который НАК может принимать на границе Украина—РФ) «Нафтогазу» придется… доплачивать за виртуальную транспортировку от хаба (например, Баумгартен) до входа в ГТС Украины около 30 долл. за каждую тысячу кубометров виртуально-транспортируемого газа. Впрочем, не факт.
Зачем «Нафтогазу» уменьшение цены, если он не покупает газ у «Газпрома»?
Бифуркация решения (т.е. вынесение промежуточных решений как минимум в два этапа) Стокгольмским арбитражем в споре между «Нафтогазом» и «Газпромом» означает отсрочку вынесения окончательного вердикта арбитров на неопределенное время.
Окончательное детализированное решение Стокгольмского арбитража об изменении контрактной формулы цены российского газа для «Нафтогаза» может быть принято (а главное, введено в действие) к моменту окончания действия контракта купли-продажи природного газа, заключенного между НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Газпром» 19 января 2009 г. В таком случае «Нафтогаз» просто не успеет воспользоваться принципиальными и детальными изменениями в контракт, обязательными для выполнения его сторонами.
Ведь после окончательного решения предстоит непростая процедура согласования между сторонами договора имплементации решения арбитров.
Да, предстоит. Но, как заверил источник ZN.UA в «Нафтогазе», она не столь продолжительная, особенно если стороны будут заинтересованы в скорейшем изменении этих положений контракта.
Более того, решение может быть имплементировано уже к концу нынешнего лета, а контракт купли-продажи газа действителен до 31 декабря 2019 г. Таким образом, «Нафтогаз» сможет закупать «газпромовский» газ по значительно более низкой цене, нежели в Европе. Причем покупать как минимум 2–2,5 года. Потому что в уставе НАК «Нафтогаз Украины» одной из основных целей является получение прибыли, в том числе за счет закупки газа по наиболее выгодной для компании и страны цене.
Только в случае политического решения и прямого приказа не закупать дешевый газ у «Газпрома» менеджмент «Нафтогаза» вынужден будет отказаться от него.
Практика Стокгольмского арбитража свидетельствует, что принятие отдельных, промежуточных, решений не ограничивает арбитров во времени вынесения окончательного вердикта. Как правило, это означает, что арбитры приняли решение по принципиальным вопросам на первом этапе — подсуден ли спор данному арбитражу, может ли он рассматривать принципиальные вопросы спора, которые прошли соответствующую квалификацию, и некоторые другие вопросы. В споре «Нафтогаза» с «Газпромом» такими промежуточными решениями стали неприменение принципа «бери или плати», об изменении ценообразования (формулы цены) на российский газ для НАК, а также об отмене запрета на реэкспорт российского газа «Нафтогазом Украины».
На втором и, если арбитры сочтут, что потребуется, и на третьем этапе они должны определить четкие временные рамки вступления обязательного для сторон спора решения в действие по каждому ранее принятому промежуточному решению. В данном случае арбитрам предстоит также определить конкретные параметры изменения формулы цены российского газа для «Нафтогаза Украины», а также периоды применения новой формулы цены. И тут многое будет зависеть от самого «Нафтогаза» и от политической воли руководства Украины.
На что надеется «Газпром»
НАК «Нафтогаз Украины» не закупает газ по контракту у «Газпрома» с осени 2015-го.
Но в арбитражном иске «Газпрома» к НАКу фигурирует цифра 2,2 млрд долл. «Газпром» считает, что «Нафтогаз» должен ему как минимум за поставки четвертого квартала 2013 г. и второго квартала
2014-го. Не исключено, что арбитры примут решение в пользу «Газпрома», хотя и не на все 2,2 млрд долл.
Впрочем, о решении на этот счет арбитры пока ничего не сказали.
«Транспортируй или плати»
Выше сказано, что в «транзитном» контракте нет обязывающего условия «транспортируй или плати».
Но сумма претензий «Нафтогаза» по этому контракту составляет
10,2 млрд долл. Кроме того, НАК требует установления новых тарифов на транзит газа через украинскую ГТС.
Претензии «Газпрома» в этом вопросе — около 7 млн кубометров газа, и основываются они на использовании технического топлива для ГТС. «Газпром» уверяет, что «Нафтогаз» в определенный период отобрал этот газ из транзитного потока для обеспечения надлежащего давления в трубе. Теперь российский монополист требует компенсации.
Но претензии «Нафтогаза» более весомые. «Газпром» в договоре зафиксировал, что будет транспортировать через территорию Украины не менее 110 млрд кубометров газа в год. Но никогда это обязательство не выполнял, напротив, планомерно сокращает транспортировку своего газа по украинской ГТС.
По «транзитному» контракту у «Нафтогаза» есть большие основания выиграть спор. Особенно с учетом того, что в Украине принят Закон «О рынке природного газа», и оператор ГТС работает по тем же правилам, что и европейские.
Но решения по этому иску Стокгольмский арбитраж пока не принял. Источник ZN.UA в «Нафтогазе» высказывает осторожную надежду на то, что по «транзитному» контракту и, соответственно, иску НАКа к «Газпрому» решение будет принято в июле.
- Информация о материале
Слідчі Київського відділу поліції НП в Харківській області підозрюють службових осіб Департаменту комунального господарства Харківської міськради, Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Харківської міськради та працівників ТОВ «Харківспецелектромонтаж» у привласненні бюджетних коштів під час реконструкції мереж зовнішнього освітлення.
Про це свідчить ухвала Київського районного суду міста Харкова від 10 травня.
Під час досудового розслідування встановлено, що у грудні 2016 року ТОВ «Харківспецелектромантаж» уклало декілька договорів з вищепереліченими підрозділами Харківської міськради щодо реконструкції мереж зовнішнього освітлення міста Харкова по вул. Кибальчича, Полтавський Шлях, Академіка Проскури, Достоєвського, Хотомлянській, Білгородському шосе на 4,2 млн.грн. При цьому, акти виконаних робіт були підписані наприкінці грудня 2016 року та сплачені в обсязі 3,5 млн.грн.
З матеріалів УСБУ в Харківській області відомо, що посадові особи ТОВ «Харківспецелектромонтаж» внесли до офіційних документів (договорів та актів виконаних робіт) неправдиві відомості, щодо вартості використаних матеріалів та вищевказаних робіт, що призвело до безпідставного витрачення бюджетних коштів. Крім того, зазначені роботи до теперішнього часу в повному обсязі не виконано.
Слідчі з’ясували, що отримані від міськради кошти «Харківспецелектромонтаж» перерахував фіктивним фірмам: ТОВ «Апітрейдс» та ТОВ «Смарт лайт групп». На цих двох фірмах, за даними слідчих, відсутні основні засоби та офіційно працевлаштована одна особа. ТОВ «Апітрейдс» зареєстроване в Рівному на двох мешканців Донецька (фірму створили в вересні 2016 року) , а ТОВ «Смарт лайт групп» у Полтаві.
Суд відмовив у задоволенні клопотання слідчого СВ Київського ВП ГУНП в Харківській області про надання дозволу на тимчасовий доступ до речей і документів Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міськради, Департаменту комунального господарства Харківської міськради та ТОВ «Харківспецелектромонтаж».
Власниками ТОВ «Харківспецелектромантаж» є Владислав Синиця та Ігор Сніткін, а керівником - Андрій Моргун. Фірму зареєстрували в травні 2014 року.
Директором Департаменту комунального господарства Харківської міськради є Олексій Богач, а начальником Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міськради – Сергій Дорошенко.
ТОВ «Харківспецелектромантаж» отримав 8 підрядів від Департаменту комунального господарства на 4,87 млн.грн. та 1 підряд від Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради на 1,07 млн.грн.
- Информация о материале
За последний год в транспортной отрасли мало что изменилось. Так считает почти половина представителей отрасли, опрошенных Центром транспортных стратегий совместно с компанией Deloitte.
В опросе приняли участие крупнейшие частные операторы транспортного бизнеса и грузоотправители — около 30 компаний.
Презентация результатов исследования «Коррупция в транспортном бизнесе» в рамках проекта «Отраслевой контроль» состоялась 6 июня.
ЭП приводит пять ключевых коррупционных «кормушек» в портовой и железнодорожной отраслях, которые, по мнению бизнеса, наносят наибольший ущерб украинской экономике.
Кадровые назначения
Общей проблемой портовой и железнодорожной отраслей, по словам представителей бизнеса, являются кадровые назначения. Если на железной дороге все завязано на одном монополисте — «Укрзалізниці», то в портовой отрасли большое количество госкомпаний.
Хотя выбор руководителей с недавних пор проводится через конкурсы, сама процедура оставляет много вопросов. Слишком много назначенных руководителей до сих пор остается в статусе исполняющих обязанности.
В 2016 году больше всего перестановок было в Одесском порту, Ольвии, Мариуполе, Южном.
Например, в Одесском порту новым руководителем стал Игорь Ткачук, который ранее исполнял обязанности гендиректора «Укрпочты». Назначение вызвало ряд вопросов, в том числе к прозрачности процедуры и обоснованности такого решения.
Игорь Ткачук — брат народного депутата от БПП Геннадия Ткачука. По словам народного депутата Сергея Лещенко, Геннадий Ткачук входит в группу, которая ориентируется на Владимира Гройсмана. Так, Игорь Ткачук был одним из транспортных перевозчиков в Виннице, городским головой которой Гройсман был до переезда в Киев в 2014 году.
В «Укрзалізниці» в зоне особого внимания — назначения руководителей департаментов, имеющих отношение к грузовым перевозкам, госзакупкам и транзиту.
«Мы знаем, что в 2016 году «черная касса» благодаря повышенной тарификации выросла в разы. У нас появились огромные вопросы по транзиту. Компании-прокладки, которым достаточно было иметь три стула и один стол, зарабатывали огромные суммы на грузовых перевозках», — говорит министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Государственные закупки
«Укрзалізниця» — крупнейшая компания в транспортной отрасли по объемам закупок. Соответственно, и уровень коррупции тут наиболее высокий, считают грузоотправители и железнодорожные операторы.
По оценкам министра инфраструктуры, коррупционные потоки на «Укрзалізниці» достигают полмиллиарда долларов в год.
Более 40% респондентов считают, что уровень коррупции при осуществлении госзакупок монополистом очень высокий.
Наиболее распространена коррупция при закупках топлива и масла. Кроме того, часто в УЗ злоупотребляют при закупке ненужных деталей, поддельных или старых запчастей, при закупках работ через подставные компании.
Недавно НАБУ возбудило уголовное дело о махинациях в «Укрзалізниці» с дизельным топливом в 2016 году. Речь идет о ситуации, связанной с пересмотром цен на дизельное топливо, закупаемое у компании «Вог аэро джет». В результате УЗ выплатила на 100 млн грн больше начальной цены.
«Каждый раз УЗ сталкивается с шантажом со стороны поставщиков: или вы повышаете цену, или мы останавливаем поставки. Таким образом, поставщики, выигравшие тендеры по самой низкой цене, затем поставляют топливо, в лучшем случае, по среднерыночной цене, а в отдельных случаях — по цене, значительно выше средней. Есть здесь коррупционный элемент? Я уверен, что есть», — говорит Омелян.
Еще один яркий пример — закупки рельсовых скреплений у компаний, связанных с народными депутатами от БПП Ярославом и Богданом Дубневичами. Их неоднократно обвиняли в том, что контролируемые ими компании продают УЗ продукцию по завышенным ценам.
Все это привело к тому, что в начале 2017 года детективы НАБУ начали досудебное расследование закупок компаний братьев. По оценкам детективов, представители корпорации Дубневичей незаконно завладели 12 млн грн.
Еще одним громким скандалом 2016 года стал тендер на дноуглубление в порту «Южный». Победителем тендера на миллиард стала компания «Jan De Nul Украина», связанная с помощником народного депутата от «Народного фронта» Сергея Фаермарка, хотя голландская компания «Van Oord Украина» предлагала цену на 90 млн меньше.
В октябре 2016 года Лещенко передал премьеру Владимиру Гройсману документы об этой афере. Позже скандальный тендер был отменен.
Экологический и фитосанитарный контроль
Основной проблемой портовиков являются экологи. Хотя в 2016 году эту проблему пытались решить, все равно более 50% респондентов жалуются именно на эту службу.
В исследовании отмечается, что рынок позитивно оценил проведенную дерегуляцию в портах: уровень коррупции при осмотрах судов значительно снизился. При этом более 20% респондентов отметили, что процедуры экологического и фитосанитарного контроля все еще подвержены высоким коррупционным рискам.
«Весной 2016 года в портах опять появились те же проверяющие, но уже с «погонами» Укртрансбезпеки. Агентским компаниям «настоятельно рекомендуют» заключить некий контракт с частной компанией», — говорится в исследовании.
В этот раз «обилечивают» за пломбировку клапанов судна. Несогласные сразу же попадают под проверки по надуманным предлогами. Простой судов в портах приводит к срывам поставок и обходится недешево — 10-20 тыс долл», — отмечается в презентации.
Распределение вагонного парка
Еще в 2016 году министр инфраструктуры обещал покончить с «вагонным рэкетом«. «Мы не позволим вернуться к позорной практике вымогания денег за вагоны», — заявлял Омелян.
Крупные промышленные грузоотправители до сих пор говорят о проблеме нечестного распределения вагонов. Заявки большинства компаний УЗ выполняет не в полном объеме.
Промышленные компании отмечают, что в большинстве случаев пользуются частным вагонным парком, потому что получить государственные вагоны невозможно.
«Ты получаешь вагон вовремя, но дорого, или позже, но дешевле, или не получаешь вообще. При этом такая услуга коррупционна на всех уровнях, начиная от руководства, раздающего указания, и заканчивая начальниками станций, обеспечивающими техническую подачу этих вагонов вовремя и по графику», — говорит один из участников рынка.
Как следствие, объем заявок выполняется менее чем на 50% от необходимого, сообщается в исследовании.
Чтобы решить вопрос распределения вагонов, «Укрзалізниця» в 2016 году анонсировала создание специальной автоматической системы, которая исключит человеческий фактор в принятии решений, куда должен идти вагон.
Суть системы в том, чтобы в одних руках сосредоточить и вагоны, и решения, куда они должны идти, но только в автоматическом режиме. Однако пока алгоритм распределения вагонов остается без изменений.
Осуществление землеотводов
Еще одна проблема транспортников — получение земли. Проблемы с землеотводом часто приводят к «нездоровому интересу» со стороны силовиков и судебным разбирательствам.
«Сложность землеотвода в том, что власти выделяют земли под строительство терминалов на свое усмотрение и чаще всего честным путем получить желаемую территорию невозможно», — отмечается в исследовании.
Кроме того, существует путаница в землях акваторий. Хоть они и принадлежат АМПУ, но, как и в случае с землей, получить землеотвод под терминал не так просто.
- Информация о материале
Страница 225 из 1561
