В Харьковской области мужчина отсудил у государства 35 тысяч гривен моральной компенсации за необоснованное содержание под подпиской о невыезде. Об этом сообщает Харьковская правозащитная группа.

В марте 2012 года Валковской межрайонной прокуратурой Харьковской области против должностных лиц одного из ООО были возбуждены уголовные дела по ч. 2. ст. 191 Уголовного кодекса Украины (присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением) и по ч. 1 ст. 366 (служебный подлог).

Постановлением следователя в отношении директора предприятия была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

В марте 2014 года мужчина уволился с работы, но из-за подписки о невыезде он не мог выехать за пределы города и не имел возможности найти новую работу. Это поставило его семью в затруднительное материальное положение. За этот период также значительно ухудшилось состояние его здоровья.

В октябре 2015 года из полученного от прокуратуры ответа на жалобу ему стало известно, что еще 25 апреля 2014 года на основании постановления следователя уголовное производство было закрыто и ранее избранная в отношении него мера пресечения отменена.

«Итак, получается, что человека незаконно привлекли в качестве обвиняемого и фактически три года держали под подпиской о невыезде», - отметили в ХПГ.

Правозащитники подготовили гражданский иск в суд и на днях Валковский районный суд вынес решение взыскать с бюджета Украины путем списания средств с единого счета Государственной казначейской службы Украины в пользу потерпевшего моральный ущерб в размере 35 тыс. грн.

Российская экономика терпит большие убытки из-за низких цен на энергоносители и западных санкций. По мнению специалистов американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, Москва хотела бы уменьшить лежащее на ее плечах бремя по обеспечению сепаратистских территорий в Грузии, Украине, Молдове и в Нагорном Карабахе. Для этого Россия может пойти на тактические уступки в переговорном процессе, но вряд ли когда-либо захочет отказаться от сепаратистских анклавов, поскольку они позволяют ей сохранять свое влияние на соседние государства.

После распада Советского Союза в 1991 году пророссийские сепаратистские территории занимают видное место в евразийском политическом ландшафте. Их феномен берет свое начало в позднем Советском Союзе времен Михаила Горбачева, когда централизованный контроль в государстве ослабел и появились региональные движения, стремившиеся оторваться от своих республик.

Это было особенно заметно в тех районах, где были сконцентрированы этнические и культурные меньшинства: в Абхазии и Южной Осетии, в Приднестровье, где проживало славянское меньшинство Молдовы, а также в Нагорном Карабахе, который находился в Азербайджане, но имел по большей части армянское население. В конце концов на этих территориях вспыхнули вооруженные конфликты. Поддержав мятежников, Россия укрепила свой контроль над частями бывшего советского пространства и превратила сепаратистов в собственные активы. Военное присутствие России на этих территориях позволило ей быстро реагировать на региональные политические события. Например, когда Грузия перешла к сильной прозападной, антироссийской внешней политике, Россия усилила поддержку Абхазии и Южной Осетии, а в 2008 году использовала эти территории в качестве плацдарма для вторжения в Грузию, одновременно показав нежелание НАТО прийти на помощь союзнику. Вскоре после этого Россия разместила свои официальные военные базы на территориях непризнанных республик, что и по сей день не позволяет Грузии вступить в НАТО и ЕС.

А в 2009 году, когда дружественная России Коммунистическая партия Молдовы уступила власть прозападному альянсу за европейскую интеграцию, Москва увеличила свое присутствие на территории Приднестровья, сломав планы молдавского правительства по реинтеграции самопровозглашенной республики. Само существование Приднестровской республики ограничивает возможность членства Молдовы в ЕС и НАТО.

На территории Нагорного Карабаха нет прямого военного присутствия РФ, но с помощью этого конфликта Россия остается преобладающей державой на Кавказе: Армения следует курсу Кремля, а Азербайджан ведет более сбалансированную внешнюю политику. При этом Россия продает оружие обоим странам, чтобы они направляли его друг на друга и были более зависимы от Москвы в сфере безопасности.

В 2014 году Москва использовала свою стратегию в Украине. Россия аннексировала Крым и поддержала боевиков на востоке Украины. Донецк и Луганск теперь являются самыми новыми сепаратистскими территориями на бывшем советском пространстве. Создание так называемых ДНР и ЛНР показывает, что стратегия России на постсоветском пространстве практически не изменилась. Ее следует понимать как часть более широких усилий России, направленных на сохранение сферы влияния на постсоветском пространстве. Россия также стремится посеять раздор путем использования местных оппозиционных групп и предоставления мятежным территориям политической, экономической и военной поддержки.

Как отмечают аналитики Stratfor, по мере обострения противостояния России и Запада важность сепаратистских территорий возрастает. Пока Запад усиливает свое сотрудничество в сфере политики, экономики и безопасности с Украиной, Молдовой и Грузией, РФ укрепляет свое присутствие в этих анклавах, наращивает темп военных учений и предоставляет боевикам более совершенное оружие.

Тем не менее прогресс в сфере дипломатии все еще возможен. Поскольку Россия терпит убытки из-за низких цен на энергоносители и западных санкций, это может способствовать интенсификации диалога по проблеме сепаратистских территорий. Хотя переговоры до сих пор и не дали никакого прорыва, они все же привели к ряду важных тактических изменений. Например, Украина и пророссийские боевики договорились в Минске о плане отвода сил на трех участках линии соприкосновения. Кроме того, во время последних Нормандских переговоров по Украине президент России Владимир Путин заявил, что Москва поддержит введение вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе. Хотя представители Кремля после этого опровергли данное заявление, тем не менее ситуация показывает, что российская сторона способна проявлять гибкость в переговорах.

Учитывая слабость своей экономики, Россия хотела бы уменьшить лежащее на ее плечах бремя по обеспечению сепаратистских территорий. Впрочем, Кремль вряд ли полностью откажется от своих позиций в этих регионах. Поддержание военного присутствия на Донбассе, в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии дает Москве мощный рычаг давления на Украину, Молдову и Грузию, а косвенная поддержка нагорно-карабахского конфликта позволяет сохранять свои позиции на Кавказе. Россия может пойти на тактические уступки, чтобы ослабить собственную политическую и экономическую изоляцию, но ее широкая стратегия относительно сепаратистских территорий, скорее всего, сохранится.

Після відносного затишшя гривня знову стала здавати позиції. У вівторок купити готівкові долари можна було за 27,3-28 грн. В НБУ кажуть, що в усьому винна «політична нестабільність», а експерти вважають, що є інші причини. Отже, що буде з гривнею?

Після відносного затишшя гривня знову стала здавати позиції. Тільки населення звикло до позначки 25 грн за дол, гривня знову почала девальвувати.

15 листопада обмінники приймали долар по 27 грн. Купити готівкові долари можна було в діапазоні 27,3-28 грн. На міжбанківському ринку гривня також суттєво ослабла, ринок закрився на рівні 26 грн за дол.

З початку тижня НБУ намагався заспокоїти ринок вербальними інтервенціями і доповідями про стабільність, однак це не допомогло і нацвалюта продовжила падати.

Пізніше в НБУ з'явилося нове пояснення — політична нестабільність.

Опитані ЕП експерти вважають, що є також фундаментальні фактори для послаблення, тому відіграти свої позиції гривні буде важко.

До того ж, Україна наближається до нового бюджетного періоду, де середньорічний курс гривні повинен становити 27,2 грн за дол, тож нічого несподіваного не відбувається.

Що ж буде з курсом у найближчій перспективі?

Своя атмосфера

«Ситуація на міжбанківському валютному ринку залишається стабільною завдяки значним надходженням експортної виручки від експорту зерна та олії з середини вересня», — так прокоментував цю ситуацію директор департаменту відкритих ринків НБУ Сергій Пономаренко у вівторок.

Потім до «мантри» про сприятливі фундаментальні фактори в Нацбанку додали меседж про політичну нестабільність.

«На міжбанківський валютний ринок цього тижня продовжує тиснути політична нестабільність попри наявність сприятливих фундаментальних зовнішніх факторів», — повідомив заступник голови НБУ Олег Чурій.

Проте далеко не всі експерти оцінюють ситуацію настільки оптимістично. У послабленні гривні вони вбачають фундаментальні фактори.

«Що стосується причин девальвації, то найбільш важливою з них є початок опалювального сезону. Через систему субсидій і підвищених тарифів великі енергетичні холдинги будуть отримувати значні фінансові потоки, частина з яких піде на валютний ринок з подальшим виведенням з країни. Такий відплив валюти не перекриє навіть компенсація від експорту зерна та олії», — каже радник президента Асоціації українських банків Олексій Кущ.

Експерт Економічного дискусійного клубу Олег Пендзин теж вважає початок опалювального сезону важливим фактором. Також він зазначає, що перемога Дональда Трампа на виборах у США призведе до зменшення фінансових вливань США в Україну.

«Наступного траншу МВФ доведеться чекати дуже довго. Нагадаю, що і вересневий транш усі називали політично мотивованим. Оскільки єдиним джерелом золотовалютних резервів НБУ є транші МВФ, а негативне сальдо зовнішньоторговельного балансу України з початку року вже перевалило за півтора мільярда доларів, то природна реакція ринку — переоцінка гривні», — каже Пендзин.

Випереджаючи графік

Загалом «переоцінка факторів» була зроблена давно, і навіть не суб'єктами ринку, а самою владою разом з МВФ. Ще кілька місяців тому ЕП писала, що в жовтні-листопаді офіційний курс гривні може сягнути 27 грн за дол.

Середньорічний курс на рівні 27,2 грн за дол закладений у бюджет 2017 року. Тобто девальвація була запланована ще на початку 2016 року, відразу після оприлюднення основних параметрів бюджету на наступний рік.

Проте у населення та бізнесу були всі підстави не вірити у плавну девальвацію і перевести кошти у долар на час девальвації вже цієї осені, оскільки НБУ не може згладити значні коливання «чорного» ринку.

Регулятор не раз заявляв, що «чорний ринок» — не його парафія. Проте зараз «чорний» ринок має значний вплив, у тому числі — на міжбанківський ринок.

Більше того — саме за курсом «чорного» ринку валюта доступна всім, а не окремим суб'єктам господарювання. Ніхто не хоче спостерігати за знеціненням власних заощаджень, а це породжує додатковий спекулятивний попит на ринку.

Так, курс «чорного» ринку знову дійшов до значень, яких повинен був досягнути лише у 2017 році. Проте якщо раніше національна валюта відігравала свої позиції, то з наближенням нового бюджетного періоду, де закладені нові значення, їй це буде зробити важче.

«Єдиний спосіб НБУ утримати курс ринковим методом — це прямі інтервенції валюти на міжбанківських торгах. Або можна пробувати неринковими методами знову вводити обмеження на валютному ринку. З неринковими методами навряд чи вийде. МВФ тоді зовсім не буде розмовляти про наступний транш. Інвестори в Україну і так в черзі не стоять. Що стосується прямих інтервенцій, то тут можливостей в НБУ дуже мало», — вважає Пендзин.

Варто також зазначити, що ціль НБУ — контроль над інфляцією, а не над курсом. Інфляція 2016 року не повинна перевищити 12% +/-3%. За десять місяців 2016 року вона становила 9,4%.

Отож, НБУ може вписатися у ці показники і з курсом 27 грн за дол і далі продовжувати декларувати стабільність.

Загалом, більшість опитаних ЕП експертів не вірять, що валюту можна буде купити за ціною, яка була ще минулого тижня.

«Що стосується девальваційних очікувань населення і бізнесу, то, незважаючи на ситуативне поліпшення останніх кількох місяців, даний індикатор продовжує перебувати в «червоній» зоні і стримується лише низьким рівнем платоспроможності (населення) і вимиванням оборотних коштів (підприємств). Позитивний сценарій передбачає вихід гривні в курсовий коридор 27-28 грн за дол (готівковий ринок) в грудні 2016 року — лютому 2017 року», — зазначає Кущ.

Більш оптимістично налаштований член УОФА Віталій Шапран. Він вважає, що коли гравці заспокояться і на «чорному» ринку вляжуться пристрасті, курс «чорного» ринку наблизиться до офіційного.

«27,2 на 2017 рік — це середньорічний. Тобто якщо ми увійдемо у 2017 рік з 26,5, то для забезпечення середньорічного в кінці 2017 року курс повинен бути вищим за 27,2. Правда, не всі це розуміють, на жаль», — каже Шапран.

Одним из самых печальных «достижений» за 25 лет независимости Украины является отставание до 25 (!) раз по сравнению со странами Евросоюза, в который мы стремимся интегрироваться, по показателю валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Это — один из самых интегральных показателей, характеризующий как плачевное состояние экономики Украины, так и низкое качество управления государством.

Чего следует ожидать Украине в будущем? И что она должна сделать, чтобы исправить ситуацию? Для ответа на эти вопросы важно понять, что происходит в мире, и что нас ожидает впереди.

Цунами четвертой революции

Наверное, уже хорошо известно и школьникам, что в мире набирает силу четвертая промышленная революция (индустрия 4.0), характеризующаяся слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами.

Известный швейцарский экономист доктор Клаус Шваб, основатель и руководитель Всемирного экономического форума, свидетельствует: «Четвертая революция идет на нас, как цунами! Скорость этой революции настолько высока, что политическому сообществу трудно или даже невозможно успевать с необходимыми нормативными и законодательными рамками». Он также считает: «Эта революция кардинально изменит то, как мы живем, работаем, относимся друг к другу. Подобного масштаба и сложности изменений человечеству еще никогда не приходилось испытывать. Уже сейчас очевидно, что она затронет все группы, слои и прослойки человечества и все профессии».

По оценкам McKinsey Global Institute, в ближайшие годы на глобальную экономику в наибольшей степени повлияют: распространение мобильного Интернета и Интернета вещей; автоматизация рутинной интеллектуальной работы; облачные технологии и решения по хранению энергии; последующие поколения подходов к управлению геномами; продвинутая робототехника и транспорт без водителей; 3D-печать и т.п. Эти изменения уничтожат целые отрасли и профессии, особенно те, которые не требуют высокой квалификации.

Как одну из многих иллюстраций можно привести опыт завода Bosch Blaichach. Здесь в единую информационную сеть уже объединены 5500 машин на 11 заводах. И это не говоря об огромном количестве единиц выпущенной продукции, передающих в систему информацию о своем состоянии и режимах своей эксплуатации. Как следствие, автоматизированы многие функции, которые раньше выполнялись целыми отделами; при этом значительно повысилась их эффективность.

Конкуренция: менеджмент на замену продукции

Экс-министр экономики и нынешний президент «Сбербанка России» Герман Греф после посещения Стэнфорда и Кремниевой долины в США, на встрече российских лидеров поделился своими впечатлениями: «Мы обо всем этом знали. Но после того, как я увидел собственными глазами, у меня шок! Два самых главных вывода, которые я вынес. В мире уже нет никакой конкуренции товаров, продуктов и услуг. Вместе с тем есть конкуренция моделей (систем. — П.К.) управления. И это главный вывод... Когда мы говорим о моделях (системе) управления, о скоростях их внедрения... это все развивается колоссальными темпами. И это второй вывод, который уже становится зримым».

На своем собрании в Ханчжоу (Китай, сентябрь 2016 г.) «большая двадцатка» (G20), обсуждая свои планы на будущее, приняла Меморандум, в котором, в частности, привлекла внимание к важности системного управления: «Мы поддерживаем эффективное выполнение Принципов «Группы двадцати» и ОЭСР по корпоративному управлению и ожидаем пересмотра методологии оценки... дополненного экспертным обзором СФС относительно практик корпоративного управления».

Учитывая значительную роль систем управления в обеспечении конкурентоспособности в условиях глобального насыщенного рынка, целесообразно рассмотреть мировые тенденции в этом направлении. По мере развития общества (цивилизации) и накопления методического и практического опыта развивались и организационные отношения, изменялись акценты в части их приоритетности.

На первом этапе развития (1-й уровень зрелости общества) основное внимание уделяется продукции, а точнее, вопросам безопасности продукции (услуг). Для решения проблемы применяются средства технического регулирования, обязательные для всех субъектов товарно-денежных отношений.

На втором этапе (2-й уровень зрелости) основным объектом внимания остается та же продукция, но акцент переносится уже на качество, т.е. ее потребительские свойства. Здесь нормативной основой являются стандарты, которые носят добровольный характер. При этом организации, уделяющие адекватное внимание качеству продукции, руководствуясь требованиями стандартов, обеспечивают и безопасность своей продукции.

На третьем этапе (3-й уровень зрелости) значительное внимание начинают уделять уже организациям, усовершенствованию их локальных целевых систем менеджмента, прежде всего менеджменту качества, на основании требований стандартов на эти системы. Наличие в организации соответствующей целевой системы менеджмента качества и выполнение ее требований позволяет систематически выпускать продукцию, не только соответствующую стандартам качества, но и превышающую требования этих стандартов. Естественно, обеспечиваются и установленные требования к продукции в части ее безопасности.

И, наконец, на четвертом этапе при достижении самого высокого уровня развития (4-й уровень зрелости) главное внимание организаций уделяется уже целостным системам менеджмента. Основной акцент делается на ярко выраженном социально ответственном отношении ко всем заинтересованным сторонам и непрерывном целенаправленном системном усовершенствовании всех аспектов деятельности на основании современных концепций совершенства, ориентированных на превышение установленных норм стандартов. При этом чем выше уровень делового совершенства организации, тем выше качество поставляемой на рынок продукции, выше степень удовлетворенности клиентов и других заинтересованных сторон. Улучшаются также другие показатели: производительность труда, себестоимость продукции, влияние на окружающую среду, удовлетворенность персонала и т.п.

Новые парадигмы конкурентоспособности

В мире в условиях глобального насыщенного рынка и распространения последствий четвертой промышленной революции происходит переосмысление поведения лидеров и персонала предприятий (организаций) с позиций сохранения их конкурентоспособности. Об этом свидетельствует и ежегодный Форум EFQM, состоявшийся в Милане в августе 2016 г. Основным лейтмотивом выступлений лидеров наиболее успешных европейских организаций было следующее:

— операционного совершенства, качественного выполнения процессов, стабильного производства качественной продукции уже недостаточно для устойчивого успеха;

— ISO 9001, кайдзен, бережливое производство и т.п. стали общеизвестными; их наличие является уже недостаточным условием для успеха на глобальном насыщенном рынке;

— уже недостаточно только выполнять требования заинтересованных сторон.

На вопрос «Что следует делать?» на форуме были даны следующие ответы:

— стремиться не только удовлетворять требования потребителей, но и вызывать их восторг;

— не только привлекать персонал к усовершенствованию, но и быть для него источником счастья и гордости;

— не только заниматься корпоративной социальной ответственностью, но и активно строить будущее, в котором организация могла бы устойчиво развиваться;

— не только строить гибкие системы управления, но и признать неизбежность непредвиденных изменений и строить системы, устойчивые к ним.

Декларирование подобных принципов в условиях приземленной отечественной действительности может многим показаться по меньшей мере слишком идеалистическим. Но это на самом деле сегодняшняя действительность, уже давно постучавшая и в наш «дом».

А в это время в Украине

Участники Научно-практической конференции на тему: «Украина прокладывает путь в ЕС: как достичь конкурентоспособности предприятий и экономики», состоявшейся 9 ноября 2016 г. на базе Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана, заслушав и обсудив доклады, отметили следующее:

— состояние экономики Украины крайне неудовлетворительно и продолжает ухудшаться;

— ситуация обостряется тем, что при современном развитии мировой науки и технологий обычная для нас конкуренция товаров (услуг) теряет свой вес, вместе с тем все более жесткой становится конкуренция моделей и систем управления (менеджмента). Набирает силу 4-я промышленная революция, которая для украинской экономики может иметь губительные последствия;

— украинские деловые круги в недостаточной степени соответствуют требованиям глобального насыщенного рынка. Их деловая культура, в частности деловое совершенство, сформированное в годы тотального дефицита (и искаженное 25-летним периодом перераспределения ресурсов), существенно отстает от той, что присуща развитым странам;

— из-за ошибочных решений в сфере качества, делового совершенства и конкурентоспособности, закрепленных в ряде государственных нормативных документов (прежде всего в Концепции государственной политики в сфере управления качеством продукции), украинский бизнес и общество в целом дезориентированы. Это нашло отображение и в учебных программах вузов, что привело к тотальной недостаточно совершенной подготовке специалистов по менеджменту;

— правительство, ориентированное в основном на продукцию и на внешнюю помощь, организует в стране определенную борьбу с коррупцией, дерегуляцию бизнеса, гармонизацию отечественных регламентов и стандартов с европейскими нормами, но при этом не уделяет внимание исправлению указанной выше ситуации в части качества и делового совершенства и не содействует отечественным предпринимателям в совершенствовании на основе современных подходов и лучших практик в сфере системного менеджмента;

— качество государственного управления в стране находится на низком уровне и не способствует развитию конкурентоспособной экономики и значительному улучшению жизни граждан Украины и т.п.

Необходимо понять, что украинскому бизнесу, если он не будет знать, что и как надо делать для обеспечения конкурентоспособности на глобальном насыщенном рынке, да еще и в условиях кардинальных изменений, сами по себе не помогут никакие инвестиции, кредиты и даже создание благоприятной среды. Известно, что государства, пропагандировавшие в предпринимательских кругах самый современный промышленный и управленческий опыт, победили в мировой конкурентной борьбе. В этих государствах органы власти чрезвычайно высокое внимание уделяли обобщению лучших подходов и практик в части организации и управления предприятиями, обучению этим подходам и практикам своих предпринимателей. Особенно важным это становилось для правительств этих стран в период промышленной трансформации. Вместе с тем власть Украины, зациклившись на продукции, регламентах и стандартах, вообще практически не занимается деловым совершенством предприятий, от которого в конечном счете зависит эффективность отечественной экономики.

Что делать?

Учитывая фундаментальное значение, сложность и системность указанной проблемы для обеспечения конкурентоспособности украинских предприятий и экономики в условиях глобального насыщенного рынка и принимая во внимание быстрое распространение последствий 4-й промышленной революции, существует потребность обратиться непосредственно к президенту, премьер-министру и главе Верховной Рады Украины с рекомендацией:

— как можно быстрее сделать повышение делового совершенства приоритетом в работе и лично инициировать неотложное принятие мер, направленных на существенное улучшение качества государственного управления, в частности с применением наработок в части системного менеджмента и соответствующей доработкой Стратегии реформирования государственного управления;

— аннулировать распоряжение Кабинета министров Украины от 17 августа 2002 г. №447 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере управления качеством продукции (товаров, работ, услуг)» и поручить соответствующим органам исполнительной власти:

а) разработать и принять концепцию государственной политики в сфере системного менеджмента, предусмотрев активное содействие со стороны власти отечественным предприятиям в усовершенствовании на основе современных подходов и лучших практик;

б) разработать и принять концепцию государственной политики в сфере качества продукции (работ, услуг), включив в нее такие направления деятельности, как стандартизация, техническое регулирование, метрологическое обеспечение, рыночный надзор и т.п.;

— поручить Минобразования обеспечить устранение перекосов в подготовке специалистов по качеству и системному менеджменту и содействовать широкой переподготовке персонала (прежде всего руководителей государства самого высокого уровня);

— предусмотреть проведение анализа и соответствующую доработку Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» с учетом необходимости значительно усовершенствовать деятельность как субъектов предпринимательства, так и государственных учреждений;

— поручить соответствующим органам власти в кратчайшие сроки организовать в 2–3 регионах Украины пилотные проекты по повышению конкурентоспособности экономик и улучшению жизни граждан на основе содействия развитию движения за деловое совершенство их предприятий и организаций.

Резюме

Ради сохранения своей независимости Украина может рассчитывать только на один выбор: стать сильной, изменив свою деловую культуру, сконцентрировавшись на совершенстве, как в свое время это сделали Япония, Германия и ряд других продвинутых стран. Этому может содействовать внедрение формулы: «Чем совершеннее организация, тем комфортнее ей в государстве», которая должна стать единой для всех субъектов украинского делового мира.

Харківські правоохоронці підозрюють службових осіб АК «Харківобленерго» та декількох приватних підприємств щодо зловживання службовим становищем та розкраданні коштів на суму поонад 100 мільйонів гривень.

Про це йдеться у ухвалі Київського районного суду м. Харкова від 3 листопада 2016 року.

Правоохоронці підозрюють, що службові особи АК «Харківобленерго», ТОВ «Оргтехком», ТОВ «Спецколор», ТОВ «Самм-трейд», ТОВ «ЯВІС-ТОРГ», протягом 2015-2016 років, шляхом зловживання службовим становищем, за попередньою змовою групою осіб, здійснили заволодіння грошовими коштами АК «Харківобленерго».

В 2015 році ТОВ «Оргтехком» виграло тендерів у АК «Харківобленерго» на постачання товарів загальну суму 55,94 млн. грн.

Єдиним конкурентом ТОВ «Оргтехком» виступало ТОВ «ТБ Термофіт».

В 2016 році «Оргтехком» виграло тендерів на суму 54,35 млн. грн.

Відповідно до інформації Єдиного реєстру юридичних осіб та фізичних осіб підприємців директором та засновником ТОВ «Оргтехком» є Ігор Сердюк. Останній також являється директором ТОВ «Спецколор», фізичною особою підприємцем, засновником ТОВ «Хозкомплект», директором та засновником ТОВ «Харпромбаза».

В ухвалі вказано, що головним бухгалтером та засновником ТОВ «Спецколор» є дружина дружина Ігора Сердюка – Наталія Сердюк. До того ж вона зареєстрована як ФОП та постачальником товарів, які в подальшому через посередництва ТОВ «Оргтехком» постачаються до АК «Харківобленерго».

Загалом з 2010 року фірма на тендерах «Харківобленерго» та Донбаської системи «Укренерго» виграла підряди на 327,79 млн грн.

Щодо самого товару, то його, за даними правоохоронців, «Оргтехком» купував за посередництва себе як ФОП, ФОП дружини, інших фірм у ТОВ «ТД Термофіт» Сергія Ходикіна. Тим самим, необґрунтовано завишаючи ціни.

Суд дозволив правоохоронцям отримати документи учасників торгів, а також посередників.

Варто відзначити, щодо за інформацію з соціальних мереж фігурантів справи, Ігор Сердюк має дружні зв’язки з членом тендерного комітету «Харківобленерго» Олегом Гринько.

oleg grinko 86f03До того ж дівоче прізвище Наталії Сердюк саме Гринько.

natalia serdyuk 21e2cБільше того, родичем Сердюка є Вячеслав Риман, який працює замдиректора в ПАТ «Одесаобленерго», а до цього працював й у «Харківобленерго».

via4eslav ryman d1289Ось такі сімейні тендери в обленерго.

У 2015 році контроль над роботою «Харківобленерго» і «Запоріжжяобленерго» здійснювали менеджери, пов’язані з фірмою «Енергомережа» Дмитра Крючкова. Після оголошення його в розшук за розкрадання на запорізькому обленерго, роботу цих обленерго від групи Суркісів почав курувати Олександр Сагура – голова наглядової ради «Прикарпаттяобленерго» та фірми «Укренергоконсалт».

В. о. голови правління «Харківобленерго» Володимир Яворський у 2015 році висувався у Харківську облраду від партія «Блок Петра Порошенка «Солідарність».Обласний осередок БПП знаходиться за тією ж самою адресою, що й фірми сердюка.

Уже полгода, как экс-глава фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко является генеральным прокурором Украины. После вступления в должность он, как и все его предшественники, обещал довести до конца дело о расстреле Небесной сотни и передать в суд «дела Януковича», но пока что из множества своих обещаний он выполнил лишь несколько и то - не полностью. А совсем недавно, видимо, подгадав к первой небольшой годовщине, народный депутат Егор Соболев стал собирать подписи за отставку Луценко, аргументируя тем, что в ГПУ саботируют расследование дел Майдана. Обоснована ли критика и какие промежуточные итоги работы Луценко на посту генпрокурора, разбирался «Апостроф».

Новый генпрокурор и его обещания

В должность генпрокурора Луценко вступил 13 мая 2016 года, став уже четвертым постмайдановским прокурором после неудачных попыток с Олегом Махницким, Виталием Яремой и Виктором Шокиным. Последний, проработав в должности генерального прокурора чуть меньше года, ярче всего запомнился разве что конфликтом со своим заместителем Давидом Сакварелидзе из-за дела «бриллиантовых прокуроров». Сакварелидзе обвинял Шокина в том, что тот фактически покрывает прокуроров-взяточников и сам вместо борьбы с коррупцией в ведомстве возглавляет ее. После череды скандалов Шокина заменили на близкого к президенту Юрия Луценко. Экс-глава министерства внутренних дел, кроме того, что был председателем фракции «Блока Петра Порошенко», является еще и близким другом Петра Порошенко. Так что комфортней человека нельзя было найти.

Проблема была в другом: согласно старому закону «О прокуратуре» ГПУ не мог возглавить человек без юридического образования. Но это не стало преградой, так как уже в скором времени в парламенте нашлись голоса как для изменения закона, так и для назначения Луценко. В итоге с помощью депутатов из «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта» и отдельных депутатских групп, таких как «Видродження» и «Воля народа», куда входит немало экс-регионалов, парламент 264 голосами проголосовал за назначение Луценко новым генпрокурором.

После своего назначения Луценко обещал привлечь к ответственности всех, кто причастен к трагическим событиям во время Евромайдана, завершить расследование Иловайской трагедии, передать до конца 2016 года «дело Януковича» в суд. Луценко заверял, что в случае провала своей работы уйдет из политической и общественной жизни страны.

Порошенко в июне, вскоре после назначения Луценко на должность генпрокурора, выражал абсолютную поддержку своему ставленнику. «Есть претензии к Луценко как к генпрокурору? Высказывайте. Но я считаю, что ситуация в Генпрокуратуре кардинально изменилась, включая кадровые назначения господина Луценко, которых я не согласовывал и не знаю, но меня они устраивают и они приемлемые для меня», – говорил президент.

Заняв кабинет Шокина, новый генпрокурор первым делом осуществил кадровые изменения среди своих замов. Первым заместителем Луценко назначил экс-нардепа от «Народного фронта» Дмитрия Сторожука, вторым – дипломата со стажем Евгения Енина. Кандидатом на заместителя была и известный адвокат Валентина Теличенко, которая впоследствии отказалась от этой должности.

В то же время Луценко оставил на своем месте представителя старой команды Шокина Юрия Столярчука, который на сегодняшний день является его заместителем. Не уволил он и Сергея Горбатюка, который возглавлял впоследствии реорганизованный Департамент специальных расследований ГПУ, занимавшийся, в частности, расследованиями дел против экс-чиновников времен Януковича. В рамках реорганизации было создано управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями. Однако и сам Горбатюк, который пользуется доверием адвокатов Небесной сотни, о чем неоднократно говорил и сам Луценко, и сами адвокаты выступили резко против такого шага. Группа защитников заявляла, что такое решение приведет к выведению из-под уголовной ответственности Виктора Януковича, Виктора Пшонки, Виталия Захарченко, Александра Клименко, Сергея Курченко, Сергея Арбузова и других чиновников экс-президента.

Однако сам Луценко у себя на странице в Facebook написал, что он не собирается «спокойно слушать обещания подчиненных продолжить следствие и дать результат через 2-3 года».

«Я не буду искать ошибки предшественников, тем более - не собираюсь мешать продолжению сегодняшнего кропотливого следствия по преступлениям против Майдана. Я просто сделаю все, чтобы дела об экономических преступлениях Януковича были переданы в суд как можно быстрее. Страна должна получить юридическую оценку действий экс-президента. Это нужно не только для конфискации награбленных миллиардов. Это нужно для предостережения всем последующим властям», - писал Луценко.

Он анонсировал, что до конца 2016 года передаст в суд «большое дело» в отношении бывшего президента. По словам генпрокурора, первое дело будет касаться государственной измены Януковича, преследования им оппозиции, а также фактов выведения из госсобственности Межигорья и Сухолучья.

Однако по мнению старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка, в расследовании дел по Евромайдана и Небесной сотни нет прогресса. Провалилось, по его словам, и расследование дел против соратников Януковича. «Провалилась экстрадиция Колобова, Ставицкого, других одиозных фигур. Благодаря, в частности, самой ГПУ, которая неправильно проводила процессуальные действия и не смогла обеспечить соответствующие доказательства», - комментирует эксперт.

Охота на нардепов

Что касается громких дел, то за полгода работы нового генпрокурора их было несколько. Казалось бы, Юрий Луценко довольно резво взялся за чиновников времен беглого президента и за расследование дел Майдана. Правоохранительные органы задержали экс-главу фракции «Партии регионов» Александра Ефремова по подозрению в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Экс-нардеп находится под стражей до 24 ноября 2016 года, пока ведется досудебное расследование.

В рамках расследования дела о разгоне Майдана были проведены обыски и у высокопоставленных чиновников времен Януковича: экс-главы АП Сергея Клюева и экс-замглавы СНБО Владимира Сивковича, однако, нашли ли у них хоть что-то — тайна, покрытая мраком.

Одна из самых громких историй первых шести месяцев работы Луценко — попытка ареста народного депутата Александра Онищенко. Генпрокурор заявлял, что Онищенко, будучи бенефициаром компаний-операторов «Укргаздобычи», организовал преступную группировку с целью завладения средствами компании. НАБУ отчиталось о готовности передать дело в суд. Луценко обратился к парламентариям с просьбой дать разрешение на задержание и арест депутата. В сессионном зале нашлись для этого голоса, 263 нардепа проголосовали за задержание и арест Онищенко. Однако к тому моменту его уже не было в стране. После этого Луценко в очередной раз заявил о необходимости изменения процедуры привлечения депутатов к ответственности.

Еще одно громкое дело связано с народным депутатом от «Оппозиционного блока» Вадимом Новинским. Генеральный прокурор 3 ноября направил в Верховную Раду представление, в котором просил разрешить привлечение нардепа к уголовной ответственности. Новинский проходит как соучастник в одном из эпизодов «большого дела Януковича», где речь идет об узурпации власти и влиянии на украинскую православную церковь. ГПУ обвиняет нардепа по трем статьям, ему грозит 5 лет тюрьмы.

Кроме того, генпрокурор анонсировал внесение в Раду повторного представления о привлечении к ответственности нардепа-радикала Игоря Мосийчука. По словам Луценко, проводится проверка возможной причастности Мосийчука к еще одному эпизоду совершения преступлений.

Также Юрий Луценко в сентябре анонсировал внесение в парламент представления на снятие неприкосновенности с народного депутата от фракции «Оппозиционного блока» Николая Скорика. По его словам, нардеп подозревается в причастности к организации массовых беспорядков в Одессе в феврале 2014 года. Однако по состоянию на ноябрь никакого представления в Раду внесено не было.

ГПУ против НАБУ

Запомнился Луценко еще и тем, что за время его работы между Генпрокуратурой и Национальным антикоррупционным бюро случился целый ряд конфликтов. Так, 12 августа ГПУ обнаружила стационарный пост наблюдения за своими сотрудниками по адресу ул. Симона Петлюры, 7/9 в Киеве. Там осуществлялось снятие информации касательно действий работников прокуратуры, в частности, велась слежка за прокурором Дмитрием Сусом из Департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики, который с подачи депутата Сергея Лещенко называют департаментом «Кононенко-Грановского». Начальник Департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики Владимир Гуцуляк заявил об избиении спецназом НАБУ работников прокуратуры. Позже скандального прокурора Суса отстранили от должности, а конфликт между ГПУ и НАБУ вроде бы взялась расследовать СБУ.

В то же время глава НАБУ Артем Сытник недавно заявил, что ГПУ открыла против него уголовное дело по факту якобы незадекларированной ним квартиры в Харьковской области. Сытник также сообщил, что его первого заместителя Гизо Углаву хотят лишить украинского гражданства. Все это означает лишь одно: конфликт между НАБУ и ГПУ будет продолжаться и дальше.

Еще один инцидент, которым запомнился Юрий Луценко, — скандал вокруг элитной недвижимости, которой якобы владеет генпрокурор. Депутат Сергей Лещенко заявил, что у Луценко огромный дом в центре Киева, но его оформили на бухгалтера депутата Ирины Луценко. Сам генпрокурор назвал слова Лещенко «фантазией».

Политик и Шокин в новом обличье

Можно сказать, что из всего того множества обещаний, которые Луценко делал после своего вступления в должность, он выполнил только несколько. Речь идет о восстановлении Офиса реформ ГПУ и привлечении миссии ФБР для улучшения методов следствия прокуратуры. Все дело в том, полагает политический эксперт Анатолий Октисюк, что Луценко в большей степени политик.

«В работе этого органа мы видим больше политики, чем реальных действий. Происходит политизация генпрокуратуры, Луценко - не профессионал, который понимает, как работает прокуратура и какие ее задания. Объективно он не справляется со своей работой и делает из всего пиар. Дипломаты и западные партнеры это все видят и понимают. Пока еще он не раздражает Запад, как тот же Шокин, но вместе с тем реформы прокуратуры нет, старые кадры сидят, не завершена люстрация. Луценко как политик исполняет те указания, которые ему дает Порошенко», - говорит Октисюк.

О том, что Луценко больше занимается пиаром, чем работой, говорит и председатель комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения коррупции, народный депутат из фракции «Самопомич» Егор Соболев, который и инициирует отставку генпрокурора.

«Мы получили того же Виктора Шокина, который просто любит и умеет вести Facebook. Во всех других важных криминальных производствах о топ-коррупции, за расследованиями которых мы следим как парламентский комитет, нет прогресса ни по одному. Начиная от дела Азарова и завершая делом Гречковского (член Высшего совета юстиции, - «Апостроф»). Луценко отчитался обо всем в Facebook, а в результате Гречковский спокойно сидит дальше на своем посту. Луценко не подписывал подозрение Онищенко, что дало ему возможность сбежать и просить политического убежища. Такой саботаж, помноженный на пиар, реально мешает расследованию по каждому делу в отношении топ-коррупционеров», - комментирует «Апострофу» Соболев.

С ним не соглашается его коллега по парламенту, народный депутат от БПП Павел Ризаненко.

«Когда Луценко шел в генпрокуроры, то он сказал, что для него есть важные и принципиальные вещи. Одна из них - это доведение до конца, до приговора преступлений, которые были связаны с Майданом. Заявления Соболева я считаю несвоевременными и необоснованными, поскольку он начал говорить, что Луценко препятствует проведению следствия, затягивает его, но я вижу немного другую картину. Он, наоборот, побуждает своих подчиненных как можно быстрее передать дела в суд. Конфликт возник потому, что Горбатюк говорит, что дело можно еще дорасследовать, сделать лучше материалы, и поэтому не стоит их передавать. А Луценко, наоборот, говорит: «Работайте быстрее». Поэтому я вижу, что у него есть желание как можно быстрее продемонстрировать результат по тому, что он обещал», - утверждает депутат.

Ризаненко заявил, что сбор подписей за отставку Луценко – следствие личной неприязни со стороны Соболева.

«Я помню, когда были сборы подписей за отставку Шокина, то я, как и другие депутаты, поставил подпись, потому что было видно бездействие Шокина. В данном случае, кроме Соболева никто этого не сказал, профильный антикоррупционный комитет не сказал этого, это личное решение Соболева. На комитете не поддержали его предложение, то есть это его личная неприязнь. Я вижу, что сейчас люди оценивают старания Луценко, кто-то может говорит, что слишком много пиара, но как что-то делать и не рассказывать? Наоборот, будут говорить, что ты ничего не делаешь. Просто Луценко в отличие от других прокуроров по громким делам делает заявления, пресс-конференции, он хочет довести до людей, что он действительно работает», - резюмирует Ризаненко.

По факту, можно говорить о том, что инициатив у Луценко было предостаточно, но результат практически равен нулю. Конечно, объективно, полгода - небольшой срок для оценки эффективности работы генпрокурора, однако так или иначе в ближайшее время тестом для него станут два направления, которые сейчас на слуху: снятие неприкосновенности с Новинского и рассмотрение в суде дела беглого президента Януковича и его окружения.