Статьи
За свою бурную историю группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова побывала в статусе крупнейшего игрока в нескольких сферах экономики: нефтяной, банковской, ферросплавной. Сегодня у группы появился еще один статус «крупнейшего», но уже иного рода — это крупнейший должник госбюджета.
Такой «результат» был обеспечен силами «нефтяного» крыла группы — «Укрнафтой» и розничной сетью компании, крупнейшей в стране.
История этого долга берет свое начало в 2014-м, и чем дальше, тем больше подробностей его возникновения (планомерного формирования?) открывается широкой аудитории. Чем больше проходит времени, тем меньше шансов на возврат этих средств.
В мае 2018-го налоговый долг «Укрнафты» отметил очередную круглую цифру — 15 млрд грн. Уже более трех лет нефтяная компания удерживает национальное «лидерство» по долгам перед государственным бюджетом.
Дорогой губернатор
В августе 2014 г., когда дела на Востоке страны начали принимать совсем трагический оборот, правительство провело через парламент увеличение ряда налогов, включая ренту на нефть и газ. «Уверен, наши олигархи с удовольствием заплатят новые налоги», — заявил тогда премьер (не Гройсман, Яценюк).
Но губернатор Днепропетровской области, а по совместительству куратор крупнейшей нефтедобывающей компании страны был иного мнения: начиная с августа 2014-го «Укрнафта» перестала платить в государственный бюджет ренту на добычу нефти и природного газа и ряд других налогов. В дальнейшем стало понятно, что долг растет ежемесячно ровно на 1 млрд грн. При этом нефть и газ продавались по рыночным, тогда еще весьма высоким ценам.
В октябре 2014-го долг составлял уже 2,2 млрд грн, и казалось, что пора принимать меры. Тем более что 50% + 1 акция ПАО «Укрнафта» принадлежат… государственной НАК «Нафтогаз Украины», которая в то время была всецело под Кабинетом министров.
Но прошедшее 10 октября собрание акционеров закончилось ничем: глава «Укрнафты» Питер Ванхеке сохранил свое место, а компания пообещала заплатить государству дивиденды в размере 1,8 млрд грн.
Очень скоро стало ясно, что находящийся на тот момент в зените славы Коломойский опять решил по-своему. Дивидендов государство так и не получило, а долг продолжил расти прежним темпом — примерно на 1 млрд в месяц.
Здесь весьма интересна позиция Государственной фискальной службы и главы наблюдательного совета «Укрнафты» (он же председатель правления НАК «Нафтогаз Украины») Андрея Коболева. Любой предприниматель в стране знает, что налоговики начнут «рвать» и за 1000 грн долга, а тут компании «прощали» прирост долга на миллиард в месяц? Самоустранился, скажем так, глава набсовета ПАО «Укрнафта» и от важных решений в этой компании, имеющих непосредственное отношение к интересам государства (госбюджету). С октября 2014-го по май 2015-го не собрал ни одного заседания наблюдательного совета ПАО «Укрнафта» как главного органа оперативного управления компанией. А долг перед госбюджетом за этот период вырос до 8 млрд грн.
Расходимся
В марте 2015-го президент Петр Порошенко в ходе краткосрочного приступа деолигархизации провел через парламент изменения в Закон «Об акционерных обществах», который сразу же прозвали «законом об «Укрнафте». Одним махом были сняты барьеры на пути единоличного управления компанией обладателем 50% акций — государством (то есть «Нафтогазом»).
Политики пугали этими изменениями окопавшегося в «Укрнафте» Коломойского начиная со времен президентства Ющенко, и в 2015-м это стало реальностью. Губернатор тогда потерял самообладание, начал бросаться на журналистов и выдавать «мэмы» про кофе. Параллельно была дана отмашка готовиться к выходу.
Не прошло и недели со дня голосования по «закону об «Укрнафте», как из компании утекли первые 488 млн грн. Речь о нефтяных аукционах. Как выяснится позже, с марта по август 2015 г. «Укрнафта» отдавала свою нефть без оплаты. Суммарно пяти компаниям-»пустышкам» было отгружено 600 тыс. т нефти (чуть меньше половины годовой добычи) на сумму 7,7 млрд грн.
На днях председатель правления ПАО «Укрнафта» Марк Роллинс в интервью «Бизнес-Цензор» признал, что весь долг по оплате нефти полностью… просрочен.
Судьба этой нефти интересна. Четыре компании продали ее «Укртатнафте», а вырученные средства перевели в качестве финансовой помощи на четыре компании, в том числе ПТФ «Авиас» — головной компании в розничном бизнесе «Привата» по торговле нефтепродуктами.
«Авиас» фактически был основным звеном в этой схеме. Он оплачивал биржевые взносы для покупателей нефти, принимал от них финансовые ссуды и перераспределял в общей сложности около 10 млрд грн дальше по цепочке подконтрольных компаний, следует из материалов расследования НАБУ №42015000000000722.
Пятый покупатель нефти — компания «Котлас» — поступила более изощренно: нефть она переработала на «Укртатнафте» и продала нефтепродукты обратно «Укрнафте». Полугосударственная компания выдала «Котласу» за них аванс на 3,5 млрд грн и согласилась принять топливо через три года, до 31 декабря 2018 г.
А что же налоговый долг? К лету 2015-го «Укрнафта» аккумулировала на счетах оценочно 7,8 млрд грн — таков был ее долг на 30 июня. Именно эти деньги пошли «Котласу» в качестве аванса. И не только. Аналогичные договоры на 3,5 млрд грн были подписаны с 23 компаниям с поставкой до 2019 г. (см. рис.).
Вдумайтесь: 2015 год, в стране война, у компании «Укрнафта» крупнейший в стране налоговый долг в несколько миллиардов гривен, а она отдает нефть без оплаты и платит миллиарды гривен за топливо с поставкой через три года! И если с действующими лицами в «Укрнафте» все понятно, то позиция налоговиков и госакционера в лице главы набсовета попахивает саботажем.
Исповедимые пути
Куда ушли выведенные из «Укрнафты» деньги? Расследования силовиков показывают, что деньги были перераспределены между более чем 200 компаниями, в основном путем выдачи возвратных ссуд. В конечном счете часть из 14,7 млрд грн была выведена на счета нерезидентов — Stalmag, Mexirom Ventures Limited, Bersel Inc и Fiastra Trading Limited в качестве авансов за несостоявшиеся поставки доменного кокса, феррохрома и другого сырья.
Напомним, что аналогично были выведены деньги рефинансирования из Приватбанка: полученные от НБУ 1,9 млрд долл. ушли на множественные компании без роду-племени в качестве кредитов, а затем отправлены за рубеж как предоплата за нефть и металлургическую продукцию. Естественно, никто этого добра (то есть продукции) так и не увидел.
По данным НАБУ, в схеме хищения средств из «Укрнафты» (50% ее годового оборота) были задействованы 254 компании, 191 из них на сегодняшний день или находится в стадии банкротства, или уже ликвидирована. Это же подтвердила ГФС, заявив, что 90% дебиторки «Укрнафты» принадлежит компаниям-банкротам.
По задумке авторов схемы, банкротство должно было проходить как минимум в три волны, о чем свидетельствуют распечатки, изъятые в ходе обысков НАБУ в офисах харьковских юристов-ликвидаторов.
Обязанность обеспечивать юридическое сопровождение банкротства 182 из 191 компании возложена на двух юристов — Екатерину Бакрадзе, выступающую ликвидатором сразу в 121 компании, и Алексея Николайчука, курирующего 61 юрлицо.
Несмотря на то, что в ликвидацию ушли три четверти всех причастных компаний, ни один из первичных дебиторов «Укрнафты» не обанкрочен. При этом практически все компании, которым деньги «Укрнафты» переводились дальше по цепочке, прекратили работу, включая центральное звено — ПТФ «Авиас».
Возможно, это вселяет в Марка Роллинса оптимизм? «По ряду действующих контрактов мы получили гарантии исполнения. По части — нет. С аудиторами мы обсуждаем, как правильно отразить это в нашей отчетности», — заявил он в вышеупомянутом интервью.
При этом британец (глава правления ПАО «Укрнафта») всячески отказывается видеть в своих дебиторах миноритарного акционера. «Я слышал разные версии (кто стоит за компаниями-дебиторами. — Прим. авт.), но, насколько мне известно, официально такой информации нет», — говорил он осенью прошлого года.
Между тем этого не видит только слепой. По данным НАБУ, около 10 из 14,7 млрд грн «укрнафтовских» денег в августе 2015 г. находились на счетах «Производственно-технической фирмы «Авиас». Ирония судьбы в том, что та на своем официальном сайте прямо указывает, что торговала топливными талонами и картами через 1604 АЗС «Привата», включая 537 станций «Укрнафты».
Из 254 участников схемы 80 компаний в 2013–2015 гг. управляли в общей сложности 716 АЗС группы «Приват» под брендами ANP, «Авиас», Rubix, «Юкон», «Мавекс» в 21 области. Только с предприятиями «Привата» имели дело и упомянутые выше нерезиденты, получившие в итоге деньги «Укрнафты».
* * *
За последних три года налоговый долг главной нефтяной компании страны вырос с 8 до 15 млрд грн. Из выведенных в 2015 г. 14,7 млрд грн возвращено… 51,7 млн грн, или 0,35%! Отметим, что это случилось лишь благодаря расследованию НАБУ.
Доходит до смешного: Бюро пытается вернуть деньги «Укрнафте», оспаривая в судах заключенные в 2015 г. договоры, а «Укрнафта» всячески препятствует этому. Юристы компании не только пытаются доказывать в судах законность миллиардных авансов, но и всячески мешают НАБУ, засыпая судей Соломенского райсуда жалобами на прокуроров и детективов Бюро, следует из открытых реестров. Это и неудивительно, учитывая, что те договоры сопровождал тот, кто сегодня их защищает, — вице-президент по правовым вопросам Вячеслав Карташов, бывший адвокат И.Коломойского. Юриста с открытым конфликтом интересов Роллинс считает ценным сотрудником.
Характерно, что долгами «Укрнафты» дело не ограничивается. По данным ГФС, из 254 компаний 190 имеют долги перед госбюджетом в общей сумме 1,92 млрд грн. Более половины этого долга приходится на уже обанкроченные компании.
Помимо «Укрнафты», ее филиала НГДУ «Полтаванефтегаз» и почти двух сотен ее дебиторов, долги по налогам имеют другие компании группы «Приват». Например, НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья» должен казне 29,5 млн грн, «Компания Энергоальянс», занимавшаяся реализацией газа «Укрнафты» по договору комиссии, — с долгом 135 млн грн. С учетом всех этих компаний общие обязательства группы «Приват» по уплате налогов достигают 18,5 млрд грн, или 20% всех долгов по стране. Стране, которую Игорь Коломойский в одном из интервью назвал Великой землей.
- Информация о материале
Козачолопанська селищна рада уклала угоду з ТОВ «СБ Рембудсервіс» щодо проведення ремонтних робіт вартістю 1,117 млн. грн.
Про це йдеться на сайті «Прозорро».
За ці кошти планується капітальний ремонт сцени для проведення святкових концертів та інших масових заходів у центрі селища.
Власниками ТОВ «СБ Рембудсервіс» є Катерина Гученко, Петро Єрмаков, Олександр Шепотько (керівник). Це підприємство є правонаступником ПАТ «СБ Рембудсервіс», власниками якого були Семен Сирота, Катерина Гученко, Петро Єрмаков. А, керівником все той же Олександр Шепотько.
Раніше, з 2010 року посаду генерального директора «Рембудсервіс» займав сам Семен Сирота. А, бухгалтером в той час була Катерина Гученко.
З 2011 року Семен Сирота є директором КП «Харківське ремонтно-будівельне підприємство».
- Информация о материале
Юрий Луценко занимает должность генерального прокурора два года – с мая 2016-го. За это время он продемонстрировал на практике, как человек без юридического образования может успешно воплощать «реформу» и выполнять пожелания власти по закрытию уголовных дел. Есть несколько аспектов, согласно которым можно твердо заявить, что занимаемая Луценко должность – не его.
Юридический аспект
12 мая 2016 года депутаты Верховной Рады одобрили президентское постановление о назначении Юрия Луценко на должность генерального прокурора. В этот же день парламент принял законопроект №4645 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины». Впервые за всю историю независимой Украины все делалось очень быстро.
За изменения в закон, позволяющие человеку без опыта и юридического образования возглавить ГПУ, депутаты проголосовали в полдень, а уже в половине первого спикер его подписал. Через 45 минут закон подписал президент. В 14:50 Петр Порошенко сделал представление о назначении Луценко генпрокурором. Через 15 минут его подали на рассмотрение руководству Верховной Рады, а в 18:15 Юрий Луценко стал генеральным прокурором.
Альтернативный проект о назначении генпрокурора путем конкурса не рассматривался, и нардеп Елена Сотник тогда заявила, что срочность назначения именно Луценко диктовалась необходимостью заморозить уголовные дела некоторых народных депутатов, которые два года не рассматривались в ГПУ. Они же, по ее мнению, безоговорочно поддержали кандидатуру Луценко на пост генпрокурора.
Тогда же лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, а также много юристов заявили, что практически каждое положение законопроекта №4645 нарушает права человека, особенно в части заочного судопроизводства, которое будет применено по 32-м статьям Уголовного кодекса.
18 мая 2018 года пресс-служба Конституционного суда Украины сообщила, что закон, который позволил назначить Юрия Луценко генеральным прокурором, будет проверен на соответствие Конституции. В суд поступило представление от 45 народных депутатов. Субъекты права на представление ссылаются на то, что Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины» не соответствует Конституции Украины, потому что была нарушена процедура его рассмотрения, принятия и вступления в силу.
Народный депутат Виктор Чумак, который представляет группу депутатов, подписавших представление в КСУ, рассказал «Апострофу», что было аналогичное решение Конституционного суда по нарушению регламента при принятии так называемого закона «Колесниченко-Кивалова». Решение о признании его неконституционным было принято 28 февраля 2018 года.
«Подать представление в КСУ по части нарушения регламента любого закона достаточно сложно, потому что существуют очень противоречивые решения этого суда касательно признания таких вот законов неконституционными. Поэтому после аналогичного решения по языковому закону мы подали именно этот проект закона. Он цинично подготовлен и цинично принят даже не с точки зрения назначения именно Луценко, а с точки зрения нарушения регламента для достижения определенной цели. Да, цель была назначить Луценко, но за один день он прошел полностью процедуру назначения», - сказал Чумак. Нардеп также сообщил, что по истечению трех месяцев можно ожидать позицию Конституционного суда по этому вопросу.
Профессиональный аспект
У предшественника Луценко Виктора Шокина «делом чести» было довести до логического завершения «дело Гонгадзе». Юрий Луценко 30 мая 2016 года пообещал, что в течение месяца он расскажет о том, что происходит в деле заказчиков убийства журналиста. Через месяц общественность ничего не получила, а в пресс-службе генпрокурора сослались на то, что «дело Онищенко» сейчас важнее.
Действительно, в середине июня 2016 года глава САП Назар Холодницкий передал генпрокурору материалы для представления на привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест нардепа Александра Онищенко. В начале июля Рада сняла с него неприкосновенность, а также дала разрешение на его арест. А потом начались странности: более недели ведомство Луценко возилось с текстом переданного им уведомления о подозрении Онищенко, потом в ГПУ сообщили, что текст этот не соответствует требованиям и нормам УПК. В результате за 20 дней в ГПУ создали все предпосылки для продления нахождения Онищенко на свободе, дали ему возможность беспрепятственно покинуть страну и исключили возможность объявления парламентария в международный розыск.
Вторым ярким уже пиар-проколом Луценко за первые месяцы в должности Генерального прокурора было заявление, что низкие зарплаты прокуроров являются мифом.
«Я потребовал данные о том, сколько получают на руки работники прокурорских структур. Например, моя зарплата - 35 тысяч гривен. Это серьезный рост зарплаты после Верховной Рады. Низовой прокурор получает не менее 12 тысяч гривен», - рассуждал в начале своей карьеры Луценко. Непрофессионализм проявился в завышенных цифрах зарплат, что «Апострофу» подтвердили сотрудники местных прокуратур, работавшие в 2016 году.
Возвращаясь к анализу дел по чиновникам, в том числе и вип-представителям прошлого режима, можно сделать вывод, что не только господин Онищенко «кладёт на лопатки» нынешнюю власть в судах из-за границы. Луценко обещал до прошлого года передать в суд дела экс-министра доходов и сборов Александра Клименко, экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко, бизнесмена Сергея Курченко, экс-вице-премьера Сергея Арбузова, экс-премьер-министра Николая Азарова; уже в этом году - внести в Раду представление на снятие депутатской неприкосновенности с Евгения Бакулина.
В марте 2018 года Луценко заявил о том, что в деле экс-министра юстиции Елены Лукаш не нашлось достаточно доказательств для предъявления обвинения. Напомним, в 2015 году Лукаш подозревали в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 и ч. 2 ст. 366 УК Украины. Ей инкриминировали завладение во время пребывания в должности средствами госбюджета в размере 2,5 млн грн.
В свое оправдание Луценко заявляет, что никак не влияет на работу Департамента спецрасследований ГПУ (об этом речь пойдет чуть ниже). Самое главное – генпрокурор сетует, что, имея приговоры чиновникам категории «Б», он постоянно терпит обвинения в отсутствии результатов по категории «А» (подследственность НАБУ).
Межведомственный аспект
Из непрофессионализма, о котором часто говорят, и нежелания проявить профессиональные качества в важных уголовных делах вполне логично вытекает конфронтация Луценко с руководителями других ведомств. К примеру, в первые полгода своей работы он решил, что нужно закрыть доступ к ЕРДР для сотрудников НАБУ (на основании закона о НАБУ, доступ был открыт еще Виктором Шокиным, - «Апостроф»). Это последовало после ряда конфликтов с обысками в самом бюро, в том числе после обвинений со стороны ГПУ в незаконной прослушке детективами НАБУ по одному из уголовных производств.
Осенью 2017 года Луценко заявил, что НАБУ отказывается принимать дела ГПУ. Конфликт с передачей дел длился не один месяц.
Серьезным конфликтом с вмешательством в работу НАБУ было дело экс-первого заместителя главы Госмиграционной службы Дины Пимаховой, когда Луценко на брифинге в Киеве заявил, что детективы не имели права предлагать ей взятку. В НАБУ отреагировали следующим образом: «Считаем недопустимой ситуацию, когда генеральный прокурор сознательно вводит общество в заблуждение, сообщая ложные факты и предлагая «произвольно» трактовать законодательство. Таким образом, он фактически дает «зеленый свет» дальнейшим атакам на новые антикоррупционные органы».
Пресс-служба НАБУ ответила на обвинение насчет агентов таким образом: «Генпрокурор не в полной мере ознакомлен с базовыми правовыми принципами проведения оперативно-розыскных действий» (ОРД).
Не успел угаснуть этот скандал, как в марте 2018 года стало известно, что ГПУ дала санкцию на прослушку руководителя САП Назара Холодницкого. Многие эксперты сошлись во мнении, что ведомство Луценко сделало это не без интереса со стороны Банковой. САП процессуально курирует НАБУ, и Холодницкий визирует уведомления подозрений высшим должностным лицам.
В частности, третьего мая специализированная прокуратура открыла уголовное производство по материалам пленок беглого нардепа Александра Онищенко о коррупции с участием президента Украины Петра Порошенко. В ответ последовало решение Печерского райсуда, который обязал ГПУ открыть дело против НАБУ по иску экс-главы ГФС Романа Насирова, ныне объявившего о своих политических амбициях.
Кроме того, Луценко не может начать нормально работать с начальником Департамента спецрасследований ГПУ Сергеем Горбатюком.
В частности, Горбатюк постоянно заявляет о попытках давления на следователей своего департамента. Это проявилось в деле упомянутой Елены Лукаш. Горбатюк подчеркнул, что год и два месяца Луценко не подписывал ей уведомление, хотя сам Горбатюк и его следователи писали жалобы и проводили совещания. Не было названо ни одной причины затягивания расследования, что привело к обвинению в том, что Горбатюк ничего не собрал и дело пришлось закрыть.
Имиджевый аспект
Сергей Горбатюк поделился с «Апострофом» важной информацией, касающейся имиджа Генеральной прокуратуры Украины. В частности, в деле Пола Манафорта, бывшего консультанта Виктора Януковича и Партии регионов, а также экс-руководителя избирательного штаба Дональда Трампа, американские СМИ заявили, что Украина тормозит расследование со своей стороны. В США считают, что причиной этого является нежелание Украины портить отношения с Трампом в свете предоставления США военной помощи нашей стране. 4 мая сенаторы из Демократической партии США написали письмо генпрокурору Юрию Луценко, выразив обеспокоенность по поводу сообщений о том, что ГПУ предприняла шаги, препятствующие расследованию спецпрокурора Мюллера.
На самом деле, как рассказывает Горбатюк, никакого торможения с его стороны не было.
«34 наши производства по коррупционным преступлениям экс-топ-чиновников за день до вступления изменений в судебном производстве (15 декабря 2017 года, – ред.) генпрокурор Луценко отдал в НАБУ, в том числе и те, где упоминается Манафорт. Он проверялся на связь с высокопоставленными чиновниками, которые совершали преступления в Украине - отдельно по нему дел нет. В январе САП вернула все эти дела нам (Департаменту спецрасследований, – «Апостроф».) назад, но мы это оспаривали. Эти 34 дела ходили туда-сюда», - рассказал Горбатюк.
Он также рассказал, что после второго возвращения из САП его Департаменту было поручено расследовать эти дела. А дела, связанные с американским политтехнологом, оставались «висеть».
«Мы написали докладную генпрокурору, что нам это тоже нужно расследовать, поскольку имя Манафорта связано с расследованием в отношении преступной организации. Сам он отправил очередное указание, что все дела, зарегистрированные после 15 ноября 2015 года, должны быть переданы в НАБУ. Мы снова написали докладную записку с просьбой о передаче этих дел нам. Но на протяжении всего апреля не было никакой реакции. И только после статьи в газете New York Times от 5 мая нам было поручено расследовать и эти производства. Мы потеряли время с ноября по май», - рассказал Горбатюк о причине торможения дел с упоминанием Манафорта, задавая при этом риторический вопрос, для чего и кому была нужна эта «игра».
По мнению юриста Анны Маляр, Луценко пошел на поводу у элиты (то есть АП) для сохранения статус-кво наиболее приближенных к власти. А недавнее заявление главы ГПУ о том, что, чтобы побороть коррупцию, должна сесть «большая рыба», за которую отвечает НАБУ, говорит об уходе от ответственности за свою работу.
Вместе с тем, журналист, эксперт по правоохранительной тематике Владимир Бойко утверждает, что, по его информации, Луценко специально поставили в ГПУ, чтобы за деньги закрывать уголовные производства и продавать дела.
В результате уровень недоверия населения к прокуратуре, согласно опросу, проведенному в конце прошлого года во всех областях Украины, кроме Крыма и оккупированной части Донбасса, составляет более 74%.
Александр Леменов, главный эксперт Антикоррупционной группы РПР, заявил, что Луценко ничем не отличается от всех своих предшественников: пользуется сомнительными успехами, не провел никакого реформирования, а сейчас ещё оказался и не в состоянии начать набор в Департамент, который будет процессуально координировать следствие Госбюро расследований.
Это также подтверждает и то, что Луценко уже может быть неинтересна должность генерального прокурора. Уже более двух месяцев в экспертных кругах обсуждают то, как глава ГПУ ведёт торги за должность премьер-министра, в частности, с представителями «Народного фронта». Это также объясняет частые вылеты Луценко в США и Европу под видом рабочих визитов, говорят знакомые с ситуацией собеседники.
Возникает тогда резонный вопрос: зачем стране такой генеральный прокурор? Впрочем, на момент, когда Луценко проложит путь в политику, должно появиться решение КСУ.
- Информация о материале
Послуга перенесення мобільних телефонних номерів (англ. mobile number portability, MNP) була запущена у 1999 році у Великобританії, Нідерландах та Гонконгу. У розвинених країнах Європи вона працює з початку 2000-х років.
Потреба в послузі MNP стала очевидною після масового поширення мобільного зв'язку. Щоб змусити мобільних операторів підвищувати якість послуг і знижувати їх вартість, абоненти отримали можливість зберігати свій телефонний номер навіть після переходу до іншого оператора.
Тому з кінця 1990-х років уряди багатьох країн почали вимагати від операторів забезпечувати перенесення телефонних номерів за бажанням абонентів.
Процедура перенесення може бути безкоштовною або платною і тривати від кількох хвилин до кількох днів.
М'яч на боці УДЦР
В Україні перший тендер на поставку обладнання та послуг для впровадження MNP Український державний центр радіочастот — УДЦР — провів у 2015 році, але тоді відомство визнало тендер таким, що не відбувся.
Повторні торги центр провів у 2016 році, але і вони не запустили процес впровадження послуги. Причина — тривала судова тяганина між УДЦР, переможцем тендеру ТОВ «Діалінк» та одним з учасників тендеру ТОВ «Ес ай центр».
Після двох років судових розглядів «Ес ай центр» нарешті поставило для УДЦР обладнання та програмне забезпечення, необхідне для роботи MNP. Тепер для запуску MNP центр повинен закінчити створення комплексної системи захисту інформації — КСЗІ.
«М'яч на полі замовника, тобто УДЦР, — пояснює представник «Ес ай центру». — Тільки від його рішення залежить, коли буде запущена послуга. Усі юридичні перепони для запуску врегульовані. Ми готові завершити реалізацію проекту MNP, за яким уже виконано 90% зобов'язань, якщо буде відповідне правомірне рішення».
Сама компанія не бере участь у завершенні процесу створення системи MNP. «Договір з УДЦР розірвано. Ми поза проектом. Питання рекомендую поставити УДЦР», — сказав у коментарі ЕП керівник відділу продажів компанії «Ес ай центр» Дмитро Мислицький.
У компанії вважають, що лютий 2019 року — цілком реалістичний термін для запуску послуги MNP, але за умови, що УДЦР вирішить завершити створення системи на базі встановленого обладнання.
«Якщо УДЦР почне проводити новий тендер, і новий підрядник буде робити все з нуля, то до лютого 2019 року послуга MNP точно не запрацює, це абсолютно нереалістичний термін», — підкреслюють в «Ес ай центрі».
Чи готові мобільні оператори
Про те, що запуск послуги MNP відбудеться на початку 2019 року, повідомила прес-служба компанії lifecell.
Там посилаються на те, що на початку червня 2018 року Національна комісія з регулювання зв'язку та інформатизації — НКРЗІ — озвучила «Орієнтовний план виконання заходів щодо впровадження послуги перенесення номерів».
Згідно з цим документом, запуск MNP очікується у першому кварталі 2019 року.
У lifecell також розкрили майбутній алгоритм дій УДЦР та мобільних операторів із запуску послуги. Зараз центр працює над побудовою КСЗІ, яка повинна отримати сертифікат відповідності — пройти державну експертизу. Також УДЦР оголосив тендер на вибір інтегратора Центральної бази даних — ЦБД.
Тимчасом операторам необхідно закупити і встановити локальні бази даних — ЛБД — і криптошлюзи (це вимога щодо захисту персональних даних абонентів) з боку своєї ЛБД. У lifecell кажуть, що їх ЛБД готова ще з весни 2017 року.
«Після цього почнеться етап інтеграції та крос-тестування роботи послуги. У кінці 2018 року будуть укладені угоди на підключення операторів до ЦБД. Також операторам необхідно налаштувати бізнес-процеси і підготувати до запуску послуги внутрішні системи», — розповіли у lifecell.
У компанії «Vodafone Україна» також очікують, що послуга MNP запрацює на початку 2019 року.
«Ми погоджуємо графік впровадження послуги. Точні терміни — в процесі опрацювання і залежать від ефективної спільної роботи всіх учасників цього процесу. Очікуємо, що це буде на початку 2019 року», — говорить директор з корпоративного управління і контролю «Vodafone Україна» Ольга Дейнега.
Прес-служба компанії «Київстар» поки не готова назвати терміни запуску послуги перенесення мобільних номерів.
«Спільно з регулятором, УДЦР та колегами з ринку ми обговорюємо план впровадження і запуску MNP. Конкретні терміни називати поки рано, але «Київстар» буде підтримувати запуск в максимально короткий термін за умови, що інші гравці ринку будуть до цього готові, і клієнти отримають якісну послугу», — повідомили у прес-службі «Київстару».
Як буде працювати MNP
За словами власника компанії «Ес ай центр» Дмитра Зараховича і директора інформаційно-телекомунікаційного напряму УДЦР Вікторії Трощенко, в Україні перенесення номера від оператора до оператора буде відбуватися протягом не більше трьох робочих днів.
Перенести свій номер зможе кожен абонент, якщо він надасть достовірні дані про себе і пройде ідентифікацію особи.
Ідентифікація особи при перенесенні номера буде обов'язкова. Людині доведеться пред'явити паспорт і довести, що номер, який він переносить до іншого оператора, належить йому. Абоненти з обмеженими фізичними можливостями зможуть перенести свій номер, скориставшись допомогою інших людей за умови видачі їм довіреності.
У заяві на перенесення номера необхідно вказати, до якого оператора людина переходить і від якого відмовляється.
Оператори повинні повідомити абоненту про готовність почати технічну процедуру перенесення номера. Під час перенесення абонент може залишатися без зв'язку не більше трьох годин. Вартість переходу повинна бути «невелика», кажуть Зарахович і Трощенко.
Україна залишається чи не єдиною країною в Європі, де нема послуги MNP. В інших пострадянських країнах MNP давно реалізована. За попередніми підрахунками, змінити оператора із збереженням свого номера готові близько 2 млн українців.
- Информация о материале
13 июня в СМИ появилось сообщение о досудебном расследовании Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) в отношении заместителя главы администрации президента Алексея Филатова. Пресс-служба ведомства подтвердила, что детективы проверяют факт возможного незаконного обогащения. При этом на официальном сайте бюро подобных сообщений не появилось.
Филатов, который среди прочего является координатором Совета по вопросам судебной реформы, заявил, что не получал официальной информации от НАБУ о расследовании по его делу.
«Какой-то парень, связанный с партией «УКРОП» или местным центром, обратился с заявлением, посчитав что-то в моей декларации. Но, очевидно, не очень профессионально. Или слишком молод, или не имеет юридической практики. И сделал некое предположение. Наверное, НАБУ должно как-то реагировать», – сказал Филатов журналистам после выступления на международном судебно-правовом форуме.
Пресс-служба НАБУ объясняет Фокусу, что начиная с 15 февраля 2018 года детективы осуществляют досудебное расследование по факту возможного незаконного обогащения заместителя главы администрации президента Украины. Но называть фамилию пресс-служба называть отказалась, ссылаясь на тайну следствия.
«Все материалы и обращения по этой теме, которые поступили после 15 февраля, приобщаются к материалам указанного уголовного производства с целью их проверки в пределах досудебного расследования по указанному факту, о чем заявителям сообщается в письменном виде», – рассказывает Фокусу сотрудница пресс-службы.
Она уточняет, что сообщения в СМИ со ссылкой на пресс-службу НАБУ появились после ответа бюро на информационный запрос одного из изданий.
В то же время председатель общественной организации «Европейская правозащитная спилка» Марина Паринова в конце мая 2018 года на своей странице в Facebook сообщала, что подала в НАБУ заявление о преступлении в отношении заместителя главы АП Алексея Филатова.
«Мотивом для подачи заявления стало недавнее журналистское расследование, согласно которому Филатов может быть причастен к серьёзным коррупционным деяниям — сокрытию данных в декларации, содействию зарабатыванию на контрактах аффилированными лицами, в том числе с государственными компаниями», – пишет Паринова.
Ищите в суде
Примечательно, что в прессе регулярно появляются новости об уголовных производствах, открытых НАБУ в отношении публичных фигур. Источником информации, как правило, выступают открытые данные Единого реестра судебных решений. Например, в марте появилось сообщение, что НАБУ получило доступ к документам относительно выигрышей крупных сумм в лотерею лидером Радикальной партии Олегом Ляшко. Тогда же было открыто производство в отношении депутата Киевского городского совета, бывшего мэра Киева Александра Омельченко по факту незадекларированной недвижимости. В апреле детективы НАБУ начали расследование по подозрению в незаконном обогащении бывшего главы Государственной пограничной службы Виктора Назаренко. А месяц спустя – против народного депутата Дмитрия Белоцерковца в связи с аналогичными подозрениями.
Следует отметить, что деятельность НАБУ давно является генератором новостей для СМИ. Но, несмотря на открытие производств, получивших большой общественный резонанс, только один политик получил обвинительный акт. Речь идет о бывшем народном депутате Николае Мартыненко, который подозревается в завладении имуществом государственного предприятия Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом».
Бывший председатель Совета общественного контроля НАБУ Роман Маселко объясняет Фокусу, что информационные возможности бюро ограничены законом. Детективы не могут называть имена фигурантов производств, даже в случае, когда тем уже передано подозрение.
«НАБУ такой орган, деятельность которого постоянно привлекает внимание. Получается, что интересы общества ставятся выше, чем интересы и права подозреваемых лиц. В силу действия законодательства, бюро сообщает о самых резонансных делах, но не все можно называть публично. Поэтому журналисты и находят материалы о них в реестрах судебных решений», – говорит Маселко.
По его замечанию, согласно Уголовному процессуальному кодексу, для НАБУ максимальный срок досудебного расследования с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований до сообщения лицу о подозрении составляет 18 месяцев. Но этот срок может быть неоднократно продлен следственным судей на те же 18 месяцев. Это исключает возможность «развалить» дело, исходя из процессуальных сроков расследования.
По данным НАБУ, на 30 апреля 2018 года в работе находилось 602 производства, было вручено подозрение 174 фигурантам, в 135 случаях материалы переданы в суд.
Напомним, 14 июня вступает в силу закон о Высшем антикоррупционном суде (ВАКС), который должен рассматривать уголовные производства в коррупционных преступлениях, подследственных НАБУ, в случае если размер предмета преступления или причиненного ущерба в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Отметим, что когда Верховная Рада принимала законопроект во втором чтении, у большинства народных депутатов не было в распоряжении текста документа. В итоге в подписанном президентом Петром Порошенко законе появилась норма о том, что апелляционные жалобы по делам НАБУ, которые сейчас рассматриваются в судах, будут проходить в судах общей юрисдикции, а не в апелляционной палате созданного ВАКС.
- Информация о материале
Нам нужно смелее говорить о том, чего мы хотим и как мы будем действовать во всех критически важных для Украины вопросах.
- Информация о материале
Страница 38 из 1561
