Юлия Тимошенко первым из топ-кандидатов на пост президента провела масштабное предвыборное мероприятие. О своем баллотировании на пост президента она официально не объявила, что и неудивительно – подобные заявления обычно делаются ближе к официальному началу кампании. И обычно на внутрипартийных собраниях. В то же время, форум «Новый курс Украины» носил ярко выраженный предвыборный характер, пусть в нем и принимали участие далеко не только симпатики ЮВТ.

Одним из самых запоминающихся моментов стал, конечно, выход на сцену парня модельной внешности, подарившего Тимошенко букет цветов, а после снявшего футболку и показавшего всем нарисованный на груди символ мероприятия – направленную вверх ломаную красную линию. «Это экспромт», – засмеялась Тимошенко. «Ага, конечно», – скептически откликнулись соцсети. Вскоре, однако, оказалось, что парень не является фанатом Юлии Владимировны, а скорее наоборот – на его спине рассмотрели надпись «Новый курс Украины» и стрелку, направленную вниз. Именно туда, по его словам, и приведет страну этот «новый курс».

Но мерного течения форума этот инцидент не нарушил. ЮВТ продемонстрировала отменную физическую форму, простояв на ногах более двух часов во время своего вступительного слова, а после лично модерировав все три дискуссионные панели. С небольшими перерывами она провела на сцене часов девять.

Главные выводы после мероприятия:

  1. Тимошенко, очевидно, поняла, что пока достигла своего электорального потолка в 10-12% процентов поддержки. Дальше расширяться можно только за счет трети неопределившихся избирателей. И для этого нужно отказаться от привычного с конца 2000-х лозунга «Голосуй сердцем!», вместо этого сделав акцент на ум. Сам символ в виде привычного всем красного сердечка на форуме вообще не использовался. Зато в избытке было глубокомысленных речей – о конституанте, синергии, фейсбуке, блокчейне и прочих вещах, который традиционный избиратель ЮВТ не привык от нее слышать. А также отсылок к трудам мыслителей прошлого и настоящего, вплоть до соавтора знаменитого бестселлера «Почему нации приходят в упадок» Дарона Аджемоглу. Тимошенко решила продемонстрировать готовность к высокоинтеллектуальной дискуссии, явно рассчитывая на разочаровавшихся в примитивности украинского политикума избирателей.Но пока что серьезно анализировать все озвученные Тимошенко предложения, вроде создания «Национальной ассамблеи самоуправления», явно нет смысла – они больше похожи на абстракцию и обычную конъюнктурщину.
  2. Помимо попыток наладить контакт с критично мыслящим, «прогрессивным» массовым избирателем, Тимошенко решила навести мосты и с экспертно-активистской средой, представители которой преимущественно относятся к ней крайне критично, считая типичным представителем старого поколения украинских политиков. Отсюда – приглашение на форум сооснователя «Украинского института будущего» Юрия Романенко, эксперта Реанимационного пакета реформ Татьяны Юрочко и других лиц из «третьего сектора». Далеко не факт, что все из них будут в будущем сотрудничать и тем более агитировать за Тимошенко. Но такой подход контрастирует с поведением ее главного конкурента Петра Порошенко, медиа-команда которого уже не первый год рассказывает о «грантоедах» и «псевдоантикоррупционерах». «Мне нравится, что накануне выборов политики, пусть и из конъюнктурных соображений, наконец-то увидели гражданское общество», – сказал Фокусу глава правления общественной организации «Украинский народный союз Донетчины и Луганщины» Станислав Федорчук.
  3. Очевидный риск для Тимошенко из-за резкой смены риторики – потеря своего привычного избирателя, который может не понять рассказов про «конституанту» и «синергию». Это ощущалось даже на самом форуме, куда собралась в целом лояльная к ЮВТ публика. Во время ее выступления некоторые откровенно зевали, кто-то даже закунял, аплодисменты звучали куда реже, чем принято на подобных мероприятиях, многие пытались выйти из зала, чтобы прогуляться в кулуарах или на свежем воздухе – но их по мере сил останавливала бдительная охрана. Было очень заметно, что вся эта прогрессивно-интеллектуальная риторика – для Тимошенко неродная, хотя она и старалась выглядеть уверенно. В новейшей украинской истории уже был пример того, как неудачная попытка смены имиджа угробила электоральные перспективы. На президентских выборах-2010 Арсений Яценюк, обладавший устоявшимся имиджем умника-технократа, по совету своих политтехнологов начал размещать милитаристского вида биллборды с лозунгами «Иду на войну с коррупцией». Народ этого не понял – и вместо вполне реального выхода во второй тур Яценюку пришлось довольствоваться лишь четвертым местом.
  4. Потому нельзя исключать того, что с началом реальной избирательной кампании, с сентября этого года, мы опять увидим привычную всем Тимошенко, с рассказами про «зубожіння» и «тарифный геноцид». «Думаю, ее штаб специально все подгадал: впереди – два летних месяца, за это время можно будет замерить, есть ли электоральный эффект от этой новой риторики. И если его не окажется, то всегда можно вернуться к привычным мессиджам», – сказал Фокусу один из участвующих в форуме политтехнологов. Благо, забывчивость – ключевая черта обычного украинского избирателя.

Апрельские выборы в объединенные территориальные громады власть назвала едва ли не самыми грязными в истории Украины и как можно быстрее решила «исправить» ситуацию. Но реформы, предложенные правительством, — это не решение проблем, а новые проблемы.

Традиции политической жизни — это то незначительное стабильное, что десятилетиями остается неизменным, впрочем, не сказать, что позитивным. Избираясь, кандидаты обещают решить наболевшие вопросы избирательной системы, а будучи уже избранными, больше занимаются проблемами сфер государственного хозяйствования и возможностями, которые уже на тот момент кажутся значительно более привлекательными, чем предвыборные обещания. Проблемы избирательной системы отходят на второй-третий план, а еще лучше — на четвертый-пятый годы полномочий. Очевидно, что «проблемность» избирательной системы справедлива и закономерна. При неудачном электоральном результате виноваты «админресурс» и «беспрецедентные фальсификации», что позволяет примерить на себя образ обиженного оппозиционера (люди таких любят) и «на жирке» пересидеть до следующих выборов. В случае же успеха — смотрите абзац выше. Зачем спешить ломать то, что дает гарантированные результаты?

Так, 11 апреля Кабмин поддержал проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение избирательного законодательства», разработанный Гражданской сетью ОПОРА совместно с МВД, Национальной полицией. Проект, как отмечалось, согласован с ГПУ, Минюстом и ЦИК.

Речь в нем идет не столько об избирательной системе или проекте Избирательного кодекса, речь о нововведении, которое непосредственно касается процесса выборов и в случае реализации дает одному ведомству или его как сегодняшнему, так и следующим руководителям два рычага управления. С одной стороны, объективно противостоять, не допускать, пресекать все то, что может исказить народное волеизъявление (звучит привлекательно, согласитесь), с другой — публично делать то же самое, но в пользу/ущерб тем или другим союзникам, конкурентам, оппонентам (это уже более реалистично).

«Мы должны подготовиться к очередным выборам президента… Этот закон даст ответ, после его принятия, об ответственности за скупку голосов, фальсификацию результатов. Думаю, никого не нужно убеждать в том, что фальсификация или искажение результатов выборов чрезвычайно дорого обходится украинским гражданам…» — заявил премьер-министр В.Гройсман.

Далее, 13 апреля 2018 г. этот документ был внесен в парламент и зарегистрирован под №8270, но самое интересное в обосновании этого вопроса началось 29 апреля. Именно в этот день состоялось голосование в 40 ОТГ, в ходе которого избирали депутатов 113 сельских, 16 поселковых и 4 городских рад территориальных громад, а также соответствующих сельских, поселковых и городских голов.

Не сговариваясь с авторами проекта, но словно в унисон с ними еще больше актуализируя необходимость принятия упомянутого выше законопроекта, Комитет избирателей Украины по итогам наблюдения за этими выборами подтвердил: «Выборы 29 апреля стали самой грязной кампанией за всю историю проведения выборов в ОТГ начиная с октября 2015 г. На этих выборах были применены наиболее масштабные технологии подкупа и самое большое количество фактов подкупа по итогам выборов».

Официальные лица Нацполиции подтвердили, что зарегистрировано целых 19 таких производств: в Одесской и Днепропетровской областях — по пять, Харьковской — три, Кировоградской — два, Запорожской, Полтавской, Тернопольской и Хмельницкой — по одному. Если бы все завершилось традиционными для нас статистическими показателями количества зарегистрированных уголовных производств, собственно, мы бы остались ровно в той реальности, к которой привыкли.

Впрочем, неожиданно 2 мая свою обеспокоенность указанным вопросом выразил гарант. В тот день на заседании СНБО он заметил, что «очень встревожен количеством фактов подкупа избирателей со стороны отдельных политических сил». Глава государства обратился к правоохранителям с требованием довести дела до логического завершения, чтобы «каждый, кто совершил это преступление против демократии, оказался в тюрьме». Он подчеркнул важность привлечения к ответственности тех, кто организовывал подкуп избирателей: «Не только исполнителей, но и тех, кто организовывал схемы». При этом президент подчеркнул: «Пребывание в оппозиции отнюдь не дает политическую защиту от уголовного преследования».

Если бы не слова об оппозиции, можно было бы действительно с долей иронии, но поверить в истинность намерения Петра Алексеевича быть «гарантом избирательных прав граждан». Но на фоне озвученных результатов выборов в ОТГ, показавших победу ВО «Батьківщина» в выборах депутатов местных рад (по данным ЦИК, политическая сила Ю.В.Тимошенко получила 275 мандатов, что составляет 30,52%, против 216, или 23,97%, у БПП), почему-то думается о не слишком высоком уровне удовлетворения президента эффективностью людей и медиа, работающих на его политическую силу. Наслоения политической грязи, не важно, именем кого она названа, приводят к информационной усталости, промежуточное следствие которой — апатия, низкая явка молодежи и людей трудоспособного возраста на выборы, конечный результат — жизнь молодежи определяют голосованием люди пенсионного возраста, с которыми научились работать технологи. Поэтому использование нового инструментария является скорее предпосылкой достижения необходимого результата, чем полированием отдельных аспектов привлечения лиц к ответственности.

Вся суть «реформы», наверное, 145-й по счету, находится в плоскости уголовного преследования, хотя предлагаются изменения и в КУоАП.

Нужно начинать с базовых вещей. Статья 12 Уголовного кодекса Украины (УКУ) в зависимости от степени тяжести классифицирует преступления на небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. В действующей редакции УКУ преступления, связанные с нарушениями избирательного законодательства, относятся к средней и небольшой тяжести, то есть предусматривающие наказание в виде лишения свободы до пяти и двух лет соответственно.

Вместе с тем для того, чтобы преступление квалифицировалось как тяжкое или особо тяжкое, максимальное наказание должно быть более пяти лет лишения свободы.

Приведенная выше цитата гаранта о необходимости привлечения к ответственности организаторов подкупа важна для понимания того, о чем будет идти речь ниже.

Авторы законопроекта отмечают: «Повышение санкций за избирательные преступления не является самоцелью. Изменения, предусмотренные проектом, направлены на формирование предпосылок и инструментария для выявления, расследования преступлений и привлечения к ответственности виновных лиц».

Теперь все то же самое, но детальнее: статья 246 Уголовного процессуального кодекса Украины предусматривает основания проведения негласных следственных (сыскных) действий, определяя их как разновидность действий, сведения о факте и методах проведения которых не подлежат разглашению и которые проводятся исключительно в уголовном производстве по тяжким или особо тяжким преступлениям (обычно на основании определения следственного судьи).

Каковы же эти действия? Для понимания читателем:

— аудио-, видеоконтроль лица (разновидность вмешательства в частное общение);

— наложение ареста на корреспонденцию лица без его ведома, осмотр и выемка;

— снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, с электронных информационных систем;

— обследование публично недоступных мест, жилья или другого владения (следователь имеет право обследовать путем тайного проникновения в них);

— установление местонахождения радиоэлектронного средства; наблюдение за лицом, вещью или местом; мониторинг банковских счетов;

— аудио-, видеоконтроль места (скрытая фиксация сведений с помощью аудио-, видеозаписи внутри публично доступных мест, без ведома их собственника, владельца или присутствующих в этом месте лиц, при наличии сведений о том, что разговоры и поведение лиц в этом месте, а также другие там происходящие события могут содержать информацию, имеющую значение для уголовного производства);

— контроль за совершением преступления и т.п.

Странно то, как открыто авторы говорят о причинах внесения изменений в законодательство об ответственности за эти виды преступлений. Получение перечисленного выше инструментария путем усиления санкций, несмотря на то, что объект и объективная сторона преступления не изменились (ведь общественные отношения в сфере обеспечения свободного волеизъявления не стали более весомыми, чем были предыдущие двадцать лет), выглядит способом корректирования закона под ситуацию. Санкция должна следовать из такого: вреда, который могут нанести или наносят действия; вида общественного отношения, на которое посягают; способа совершения противоправного действия; роли и участия соучастника и пр., а не из принципа — санкция нам нужна для инструментария. В теории санкция призвана не наказывать, а обеспечить перевоспитание лица, а уже потом из нее следуют профилактическая, карательная и другие функции.

Например, предложенная редакция части пятой статьи 157 УКУ предусматривает ответственность председателя, заместителя председателя, секретаря или другого члена избирательной комиссии за уклонение от исполнения своих обязанностей без уважительных причин (максимальная санкция — лишение свободы на срок до трех лет).

Статья не предусматривает обязательности наступления последствий из-за такой бездеятельности. При этом положение части второй статьи 11 УКУ определяет, что не является преступлением действие или бездеятельность, которая хотя формально и содержит признаки преступления, но из-за малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинила и не могла причинить существенного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству. Если в вопросе деятельности председателя, заместителя председателя или секретаря можно говорить об их определяющей роли, а их преступная бездеятельность может привести к искажению волеизъявления, то в случае с членом комиссии ситуация дискуссионная, ведь один отдельный голос члена не влечет за собой наступление последствия при принятии консолидированных решений.

Далее. Кодекс предлагается дополнить статьей 158-3 «Фальсификация, подлог, похищение или уничтожение избирательной документации, документов референдума, печати избирательной комиссии или комиссии референдума» (для целей статьи ответственность в части документации референдума не анализируется).

Часть первая устанавливает максимальную ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет за подписание председателем, заместителем председателя, секретарем, другим членом избирательной комиссии протокола о подсчете голосов избирателей на избирательном участке, протокола об итогах голосования или результатах выборов до окончательного заполнения протокола, а также подписание такого протокола не на заседании избирательной комиссии.

Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет за подлог, незаконное изготовление, использование или хранение избирательной документации (под избирательной документацией следует понимать списки избирателей, избирательные бюллетени, все постановления, протоколы, акты избирательных комиссий, заявления и представления членов избирательной комиссии, субъектов избирательного процесса, другие документы, которые принимаются/составляются избирательными комиссиями и/или подаются в избирательные комиссии в ходе избирательного процесса).

Субъективно, если сравнивать эти положения с уже существующими в кодексе, то не покидает ощущение непропорциональности санкций самому преступлению. К примеру, статья 366 УКУ предусматривает ответственность за должностной подлог (составление, выдачу должностных лицом заведомо неправдивых официальных документов, внесение в официальные документы заведомо неправдивых сведений, другая подделка официальных документов), без необходимости наступления последствий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет.

Как и относительно преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 158-3 УКУ, для привлечения лица к ответственности по части первой статьи 366 УКУ не требуется наступление последствий. Кроме этого, в некоторой степени по отдельным признакам похожи и субъекты совершения, ведь наделены особой правомочностью, а предмет преступления в обоих случаях формально является документом. Общественная опасность этих преступлений не настолько резко отличается (оценочное суждение).

При всех похожих составляющих в глаза бросается разительное отличие в санкциях. Ни МВД, ни ОПОРА особого внимания обоснованию необходимости внести такие изменения не уделяют, чем собственно и подтверждают тот тезис, что санкция в этих изменениях является предпосылкой получения возможности на проведение негласных следственных действий.

Упомянутая статья (158-3 УКУ) имеет, кроме перечисленных выше, еще две части. Часть третья устанавливает ответственность в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет за похищение, повреждение или уничтожение печати избирательной комиссии, избирательной урны с бюллетенями, списка избирателей или протокола о подсчете голосов избирателей, об итогах голосования в пределах соответствующего избирательного округа на выборах, о результатах выборов, а также избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

В этом случае в качестве примера приведу санкции за совершение грабежа, объединенного с насилием, не являющимся опасным для жизни или здоровья пострадавшего (ч. 2 ст. 186 УКУ), — лишение свободы на срок от четырех до шести лет, или, предположим, за разбой без квалифицирующих признаков — лишение свободы на срок от трех до семи лет. Не считаю это передергиванием, ведь наказание должно быть соизмеримым действию, а не чрезмерным, поскольку для кого-то, по большому счету, это будут годы жизни в местах лишения свободы.

Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или должностным лицом с использованием служебного положения, или если такие действия привели к невозможности установления результатов голосования на избирательном участке, итогов голосования в соответствующем избирательном округе, установлению результатов выборов или к признанию голосования на избирательном участке, — наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет.

По части второй статьи 366 УКУ, то есть подлог, вызвавший тяжкие последствия, что можно приравнять к последствиям преступления предлагаемой части четвертой статьи 158 УКУ, максимальная санкция — лишение свободы на срок от двух до пяти лет. В то же время по части четвертой статьи 158-3 УКУ — от семи до десяти лет. Неужели служебные документы, по которым можно распорядиться миллиардами гривен, вдвое менее ценные, чем избирательная документация? Исходя из санкций, так и есть.

Ради справедливости, законодатели оставляют возможность избежать уголовной ответственности, сообщив о совершении преступления, содействовав его раскрытию до момента привлечения к уголовной ответственности.

Другая важная статья, вернее, предложенная ее редакция, — 160 УКУ «Подкуп кандидата, баллотирующегося на выборах, избирателя, участника референдума». Диспозиция настолько широкая, что субъектом совершения преступления не является разве что неподсудное лицо.

Принятие предложения, принятие обещания или получение выгоды, — каждое из этих действий отдельно и в совокупности уже порождает состав преступления для кандидата (впервые в истории вводится ответственность такого субъекта, говорят, что так будут бороться с фиктивными однофамильцами и техническими кандидатами), — избирателем (здесь вроде бы все понятно). За что выгода, спросите вы. Ответ: за совершение или несовершение каких-либо действий, связанных с непосредственной реализацией им избирательного права свободно избирать и быть избранным, то есть формально даже не пойти на выборы, заранее пообещав это, в обмен на застолье, уже может породить ответственность, независимо от того, пошел избиратель на участок или нет. Ведь ответственность наступает независимо от фактического волеизъявления лица, результатов голосования, регистрации, отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата, баллотирующегося на выборах.

Кроме того, указанная статья порождает ответственность за отказ от участия в голосовании, голосование на избирательном участке более одного раза, голосование за отдельного кандидата, баллотирующегося на выборах, кандидатов от политической партии, местной организации политической партии или отказ от такого голосования, передачу избирательного бюллетеня другому лицу, баллотирование или отказ от баллотирования на выборах.

Важной составляющей ответственности является условная «коррупционная составляющая», то есть та составляющая, которой субъекта преступления склоняют к тем или иным действий. Для целей этой статьи под неправомерной выгодой следует понимать продукты питания и спиртные напитки независимо от их стоимости, а также деньги, товары, услуги, работы, льготы, преимущества, ценные бумаги, кредиты, лотерейные билеты, другие материальные и нематериальные активы, стоимость которых превышает 3% минимальной заработной платы (на сегодняшний день немногим более 110 грн, или 4 долл.), которые на безвозмездных или на других льготных условиях предлагают, обещают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

Предположим, пообещал кому-то, что пойдешь голосовать, так как в этом случае после этого вы идете пить пиво (пейте недорогое, отечественное, не более определенного литража и не закусывайте) за его средства. При таких условиях он повлиял на ваше волеизъявление, поскольку иначе вы не планировали идти на выборы, итак оба подлежите ответственности: вы по части первой — до двух лет лишения свободы, а он по части второй — до шести лет.

Отдельный состав преступления предусматривает ответственность до шести лет лишения свободы за предложение или предоставление избирателям, юридическим лицам (заведениям, учреждениям, организациям) неправомерной выгоды, что сопровождается предвыборной агитацией, напоминанием или использованием партийной символики, имени или изображения кандидата. То есть, если по части второй имущественная выгода предоставляется за какие-либо действия, без политической окраски, то в случае части третьей то же, но за конкретные или в интересах конкретных флагов.

А часть четвертая — самая угрожающая — устанавливает ответственность от пяти до семи лет за действия, предусмотренные частью второй или третьей, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или председателем, заместителем председателя, секретарем, другим членом избирательной комиссии, кандидатом, баллотирующимся на выборах, или его доверенным лицом, другим лицом по просьбе кандидата или по доверенности кандидата или политической партии, выдвинувшей его, представителем политической партии или местной организации политической партии в избирательной комиссии, а также официальным наблюдателем.

По большому счету, любое действие можно подвести под ту или иную статью из предложенных новых редакций, назвав его подготовкой к совершению преступления тяжкого, а тем самым зарегистрировав производство, и проводить негласные следственные действия как относительно членов избирательных комиссий, председателей, секретарей, наблюдателей, так и относительно избирателей, отдельных юридических лиц, кандидатов (не являющихся народными депутатами), их штабов, региональных представительств, местных организаций, то есть на сколько хватит фантазии работников Нацполиции.

В своем авторском блоге руководитель МВД заметил: «По данным опроса общественного мнения, проведенного GfK Uкгаіnе в июне-июле 2017 года для офиса Совета Европы в Украине, 68% украинцев недовольны честностью выборов, 19% — удовлетворены и только 16% готовы обратиться к правоохранителям в случае получения денег за голос, что указывает на масштабность проблемы».

Сложно сравнивать уровень недовольства украинцами выборами с уровнем недовольства или недоверия к органам государственной власти, органам Нацполиции. Пусть каждый читатель ответит сам себе, верит ли он в то, что при существующих на сегодняшний день системных противостояниях в пределах политических сил участников коалиции (не говоря о полярных оппозиционерах) эти изменения нацелены прежде всего на обеспечение законного волеизъявления, а не будут своеобразной козырной картой на столе переговоров об этих договоренностях?

Коломацька селищна рада уклала угоду з ФОП Драбич Наталія Володимирівна щодо придбання бутс вартістю 50 тис. грн.

Про це йдеться на сайті «Прозорро».

Планується придбання 20 пар футбольних бутс по 2500 грн. за кожну.

Для порівняння середня ціна бутс Nike у фірмовому магазині чемпіонів України донецького «Шахтаря» складає 1500 грн.

Дешевше ніж купують бутси у Коломакі, можна придбати взуття у The Official Real Madrid Store. Там продаються фірмові бутси від 70 євро.

Варто відзначити, що Наталія Драпич раніше продавала селищній раді павільйони для зупинки автобусів, а тепер перейшла на футбольні бутси.

Скандалы вокруг создания Высшего антикоррупционного суда продолжились и после принятия соответствующего закона. В уже опубликованном документе неожиданно для многих оказалась правка, которая не озвучивалась во время итогового голосования в сессионном зале парламента. С этой правкой топ-коррупционеры, чьи дела уже рассматриваются в судах, фактически могут спастись от наказания.

Закон о Высшем антикоррупционном суде, принятый после долгих дискуссий в обществе и переговоров с международными партнерами, вступил в силу 14 июня. Но после его опубликования разгорелся новый скандал, так как в документе увидели норму, которая не была озвучена при голосовании в Верховной Раде. Речь идет о правке, которая запрещает антикоррупционному суду принимать к рассмотрению апелляционные жалобы на судебные решения, принятые судами первой инстанции и не вступившие в силу.

Соответствующую норму внесли в Уголовный процессуальный кодекс. «Суды апелляционной инстанции (кроме апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда) продолжают принимать к рассмотрению апелляционные жалобы на судебные решения, принятые судами первой инстанции и не вступившие в законную силу, по уголовным производствам в отношении преступлений, отнесенных настоящим кодексом к подсудности Высшего антикоррупционного суда, рассмотрение которых начато в судах первой инстанции до дня начала работы Высшего антикоррупционного суда», - говорится в заключительных положениях закона.

В парламентском комитете по вопросам правовой политики и правосудия на это ответили: мол, такая норма была требованием Венецианской комиссии. По заверению членов комитета, при подготовке законопроекта ко второму чтению эксперты Венецианки указывали на целесообразность того, чтобы дела НАБУ, которые уже направлены в суд, не подлежали обжалованию в новом антикоррупционном суде. Там уточнили, что передача дел «привела бы к перегрузке судей Высшего антикоррупционного суда, учитывая значительное количество дел, которые рассматриваются в судах первой и апелляционной инстанций до момента создания Высшего антикоррупционного суда».

При этом в Венецианской комиссии отмежевались от подобных требований.

Сомнительная норма возмутила многих представителей депутатского корпуса и общественности. Недовольными остались и в Национальном антикоррупционном бюро: там потребовали пересмотреть правку.

«Изначально в проекте была норма, которая предусматривала, что решение суда первой инстанции, даже тех обычных судов, которые сейчас рассматривают эти дела, будут оспариваться в Апелляционной палате Высшего антикоррупционного суда. Затем эту норму изменили. Конечно, это огромная проблема», - сказал директор НАБУ Артем Сытник.

Такие изменения позволят уберечь топ-коррупционеров от наказания, считает юрист Центра противодействия коррупции Анастасия Красносильская.

«Это ограждает фигурантов расследований НАБУ от правосудия нормального независимого суда. Другого объяснения этому нет. Насиров, Мартыненко, сын Авакова, Поляков-Розенблат – это все те дела, которые уже переданы в суд. И все эти дела, независимо от того, сколько они будут слушаться в первой инстанции, в апелляции также не попадут в антикоррупционный суд после его создания, они все останутся на рассмотрении старых судов, которые не способны нормально рассматривать дела. По состоянию на сейчас 135 дел НАБУ уже передало в суд, на создание антикоррупционного суда еще полгода понадобится точно, за это время НАБУ также будет передавать дела в суд, а это плюс-минус 200 дел, которые в антикоррупционный суд уже не попадут – ни в первой инстанции, ни в апелляции», - комментирует «Апострофу» Красносильская.

По мнению члена общественного совета при НАБУ Артема Романюкова, любое коррупционное дело, переданное в суд в ближайший год, не имеет шанса дойти до приговора.

«С одной стороны, отдать сейчас дело в суд – это похоронить свой труд, с другой стороны, не отдать его – это в очередной раз нарваться на критику со стороны общества», - говорит «Апострофу» активист.

«Так была надежда, что если мы создаем все палаты антикоррупционного суда со всеми техническими процедурами и через год он начинает работать, то уже через год появляется вероятность первого справедливого правосудия потому что все дела, которые сейчас мусолятся в судах, очевидно, будут оттуда вылетать без обвинительных приговоров. И понятное дело, что САП эти приговоры будет обжаловать. И тогда бы эти обжалования уже попадали в апелляционную палату нового суда, а так получается замкнутый круг», - говорит Романюков.

В депутатском корпусе на это отвечают, что дела коррупционеров обязательно должны попадать в новый суд. «Просто как можно скорее должен быть создан антикоррупционный суд, а до момента его создания дела будут рассматривать обычные суды», - говорит нардеп от «Народного фронта» и член профильного комитета Леонид Емец.

Что касается фальсификации при голосовании, нардеп утверждает, что понять, имела ли она место, можно будет только после проведенного расследования.

«По поводу того, была ли фальсификация, будет понятно уже после расследования, потому что надо поднимать стенограмму, аудио- и видеофиксацию, чтобы посмотреть, что было сказано и как. И по результатам расследования можно сказать, была ли фальсификация», - отметил он.

Исправить ситуацию, как говорит Анастасия Красносильская, достаточно просто. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Уголовный процессуальный кодекс.

«Можно внести изменения в УПК, прописав там нормальную процедуру апелляции, и они тогда автоматически заменят вот эти изменения в закон об антикоррупционном суде. Можно внести изменения любым законом, который находится сейчас в парламенте», - считает эксперт.

Однако захотят ли делать это нардепы, которые, возможно, сознательно поддержали скандальную правку, – большой вопрос.

Жильцы многоквартирных домов, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, обязаны оплачивать такую услугу вне зависимости от желания и фактического пользования ею. Вместе с тем, собственники квартир лишены возможности установить автономное отопление, использовать для отопления электрическую энергию или попросту отказаться от коммунального сервиса. Выходит, что, даже не пользуясь услугой, жилец тем не менее обязан за нее платить.

Такие правила, по мнению авторов законопроекта №8431 от 05.06.2018, прямо противоречат Конституции. Кроме того, у коммунальных предприятий зачастую нет возможности осуществить замену или ремонт теплосетей, что неизбежно приводит к снижению качества предоставляемых услуг при постоянном росте стоимости коммуналки. Следовательно, у населения возникают вполне обоснованные сомнения в необходимости таких услуг.

Проект закона, предложенный народными депутатами, предполагает право владельца квартиры подать поставщику тепловой энергии заявление об отказе от данной услуги. А если квартира принадлежит нескольким лицам, такое заявление должны подписать все совладельцы.

Получив заявление, исполнитель услуги должен в течение месяца бесплатно разработать технические условия отключения, которые предполагают отделение внутриквартирной сети от сети централизованного теплоснабжения и установки соответствующих трубопроводов для обеспечения прохождения тепловой энергии в квартиры, которые продолжают пользоваться услугой.

Технические условия выполняются владельцем квартиры за свой счет вне отопительного сезона. После завершения работ проводится специальная проверка и составляется акт, который впоследствии выступает основанием для  расторжения договора предоставленияуслуги.

Законопроект предусматривает ответственность для исполнителя услуги за умышленное затягивание процедуры отключения. Так, в случае нарушения сроков выполнения услуг потребитель получает право не оплачивать их за этот период.

Вместе с с тем, отключение квартиры от централизованного снабжения тепла не освобождает владельцев этих квартир от оплаты услуги по отоплению помещений общего пользования.

В кінці минулого тижня правоохоронці затримали завсідника рейтинга багатіїв Євгена Cігала та його дружину Марину, які є власниками одного з найбільших українських виробників курятини. Під вартою також опинився керівник одного із структурних підрозділів їх компанії — Іван Зозуля.

Сім'ї Сігалів належить компанія «Агромарс», більш відома за брендом «Гаврилівська курчата». За розмірами їх дітище поступається тільки «Миронівському хлібопродукту» (ТМ «Наша ряба») Юрія Косюка і займає наразі близько 10% внутрішнього ринку курятини.

Власників холдингу затримали за нанесення екологічної шкоди, яка оцінюється в 235 млн грн. Птахофабрики Сігалів викинули на орендовані ними землю мертву птицю і не утилізували її у спеціальний спосіб.

Тепловий удар

Насправді, історія з могильниками «Агромарсу» — не нова. Все почалося з того, що минулої осені жителі Вишгородського району почали знаходили на полях частини мертвих курей. Так само вони  жалілися на сморід і забруднену воду.

Цьому передувала інша історія. Як з'ясувалось, у жовтні 2017 року «Київобленерго» відключило світло на одному з підприємств «Агромарса», через що у пташнику задихнулося 64 тисяч курей.

Утилізувати такий обсяг швидко «Агромарсу» не вдалося, тому керівництво вирішило вивезти мертві туші в поле, пообіцявши утилізувати їх за тиждень.

«Ми були змушені все це тимчасово покласти на своєму полі. Спільно з обласною та районною адміністраціями ми створили комісію, яка зобов'язала нас прибрати тушки у встановлені терміни. Що і було зроблено. Рішенням цієї комісії були проведені заміри повітря, грунту і води. Все в нормі. У нас є акти санітарів», - розповів виданню «Обозреватель» Сігал.

«Агромарс» — один з ключових гравців на ринку курятини України, обсяги виробництва сягають близько 500 тонн курятини на добу. Відходи такого потужного виробництва так само вимірюються в тоннах, які потрібно утилізувати спеціальним способом і на відповідних заводах.

Як пояснили ЕП в Держпродспоживслужбі, у листопаді 2017 року «Агромарс» утилізував 219 тонн побічних відходів на Сквирській філії ДП «Укрветсанзавод», тобто фактично всі відходи.

Проте на початку 2018 року поблизу птахофабрик «Агромарсу» зафіксували нове звалище курячих трупів, біля очисних споруд компанії.

Директор «Агромарсу» пояснював, що це пов'язано з поломкою лінії з утилізації трупів на підприємстві. Тому ті, мовляв, тимчасово зберігалися на площадці до відновлення обладнання.

Тим не менше, місцеві жителі продовжували знаходити останки курей на полях поблизу підприємства.

Зараз Київський обласний лабораторний центр МОЗ України проводить лабораторні дослідження атмосферного повітря, питної води, ґрунту в зоні роботи підприємства і житлової забудови в селі Гаврилівка.

Падіж поголів’я на птахофабриках «Агромарсу» відбувався і в попередні роки. У 2012 році на підприємстві в результаті відключення електроенергії загинуло більше 100 тис. курей. Збитки компанії тоді оцінювалися в 200 млн грн.

Чи можна було уникнути могильників поблизу свого підприємства в результаті відключення світла? Досвід українських компаній свідчить, що так.

«Випадок з відключенням електроенергії на птахофабриках «Агромарсу» — це, безсумнівно, форс-мажор, від якого не застраховане жодне підприємство. У наших реаліях потрібно бути готовим до всього. На наших підприємствах при збої в електропостачанні перемикання між джерелами енергії відбувається протягом трьох хвилин, не більше», — пояснює гендиректор ПрАТ «Володимир-Волинської птахофабрики» Аліна Сич.

Керівництво «Агромарсу» мало б зробити висновки після ситуації 2012 року.

Хто такий Євген Сігал

Це бізнесмен, який в останні роки регулярно потрапляє в рейтинги найбагатших українців. Журнал «Фокус» оцінив його статки у 74 млн доларів (74 місце) в останньому рейтингу.

Головний його актив — комплекс «Агромарс». Підприємство нараховує 13 птахоферм, де вирощується близько мільйона курей. Також до нього входять два комбікормові заводи, забійні та м'ясопереробні цехи.

За даними видання Latifundist.com, з Сігалом також пов'язані офшорна компанія АП «Агропауер Лтд», зареєстрована на Кіпрі, ЗАТ «Тернопільський аграрний комплекс», ДП «Західно-український газопромислових комплекс». Сім'я Сігал здійснює повний контроль над усіма цими компаніями.

Євген Сігал дуже добре знайомий з українським політикумом. З кінця 90-х років він був депутатом Верховної Ради кількох скликань. За час перебування в парламенті він побував в Народному русі, у фракції СДПУ (о), Народній партії, Народній аграрній партії та «Єдиній Україні».

Його третій прихід в парламент відбувся уже під парасолькою БЮТ. Це було ще у 2006 році. Проте у грудні 2010 року Сігала із скандалом виключили з БЮТу за те, що той проголосував за прийняття нового Податкового кодексу Миколи Азарова. Через кілька місяців після доленосного голосування Сігал перейшов у фракцію Партії регіонів.

Під час перебування в лавах ПР власник «Агромарса» запам'ятався намаганнями зняти мораторій на продаж землі. Правда, не для всіх, а лише для Державного земельного банку. Скоріше, за все бізнесмен в цьому випадку виконував волю партії, яка у такий спосіб намагалася сконцентрувати землі в руках «кишенькового» інституту. Проте, ця ідея зустріла потужний опір в особі аграрного лобі.

Останнім часом Сігал зосереджений суто на бізнесі.

Особливо тяжкий злочин

Євгену та Марині Сігалам обрано запобіжний захід у вигляді тримання під вартою на два місяці з альтернативою внесення застави у розмірі на 80 та 90 млн грн. За Івана Зозулю суд запросив 84 млн грн.

Застава внесена поки що лише за Марину Сігал.

У Сігалів здивовані, чому до підозрюваних були застосовані такі великі суми застав.

В «Агромарсі» кажуть, що восени 2017 року, коли тушки були утилізовані, на місце приїхали поліція і екологи, які зробили висновок про забруднення території зі збитком у понад 3 млн грн.

А ось у кримінальній справі сума зросла більш ніж у 84 рази.

Так, забруднення земельних ділянок «Агромарсом» оцінено слідством у 19 млн грн збитку, викиди забруднювальних речовин без відповідних дозволів — у 36 млн грн, а збиток за незаконний видобуток природних ресурсів — у 197 млн.

Остання сума найбільша. Що вона означає? За версією слідства, власники «Агромарсу» не платили за ліцензію на користування підземними водами, і саме це спричинило такий збиток. Інші деталі поки що невідомі.

Наразі відомо також, що слідство перекваліфікувало кримінальну справу про могильник на особливо тяжкий злочин, звинувачуючи Сігала у створенні організованого злочинного угрупування.

Максимальне покарання за особливо тяжкий злочин — позбавлення волі на строк понад 10 років, або довічне позбавлення волі, або штраф у розмірі понад двадцять п'ять тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян (понад 425 тис. грн)

Як і де утилізують відходи

Це найбільш резонансне рішення правоохоронних органів щодо стихійних могильників в Україні. Хоча насправді проблема існує давно. Незаконні скотомогильники час-від часу з’являються в різних регіонах країни, їх організаторів часто встановити не важко.

Зазвичай, це власники ферм, де через хворобу чи з інших причин загинуло поголів'я. Щоб не платити за утилізацію, трупи просто вивозять в ліс чи в поле. Виявляють такі могильники місцеве населення, а утилізувати змушена держава на ветсанітарних заводах, щоб не допустити поширення хвороб.

Питання відповідальності поводження з відходами тваринницького походження в Україні стоїть досить гостро, зважаючи, що частина невеликих ферм взагалі працюють без санітарних дозволів.

Для бізнесу є два варіанти: утилізувати на ветсандаводі держпідприємства «Укрветсанзавод» або встановити власні потужності для утилізації.

Гендиректор ПрАТ «Володимир-Волинська птахофабрика» Аліна Сич каже, що вибір, насправді, не з легких. Наприклад, найближча до її птахофабрики філії ДП «Укрветсанзавод» знаходяться в 100 км від підприємства, інша — в 180 км відповідно.

«Кожен раз долати такі відстані — задоволення недешеве. І, на жаль, вони не можуть забезпечити утилізацію потрібного нам обсягу відходів», — пояснює керівник компанії.

Саме через це, за її словами, птахофабрика вирішила проблему утилізації відходів самостійно, встановивши для цього спеціальні печі.

Координаторка по роботі з місцевими громадами «Екодія» Тамара Харчилава пояснює, що потужності деяких тваринницьких підприємств в Україні надто великі, вони розширюються, а підприємства, які утилізують відходи тваринного походження, не справляються з такими обсягами.

По-перше, не всі ферми мають кошти на будівництво власних потужностей для утилізації і не готові купувати навіть крематори для своїх відходів. Для багатьох ферм це значні інвестиції, що стартують від 50 тис. євро.

По-друге, послуги державних ветсанзаводів не такі вже й дешеві для виробників. Всі намагаються зекономити.

Мінімальні ціни ДП «Укрветсанзавод на утилізацію трупів тварин» становлять не нижче 1500 грн за тонну (з ПДВ); боєнські відходи — не нижче 1200 грн за тонну; відходи птахівництва, пір'я — не нижче 1050 грн за тонну.

Проте кожен завод (філія) має право встановити свою ціну, не нижче мінімальних та залежно від витрат на утилізацію — вартості витрат на енергетичні носії тощо).

Крім цього, стан державних заводів з утилізації залишає бажати кращого. До складу ДП «Укрветсанзавод» входить 18 філій, проте з них працюють лише 7, ще 2 заводи працюють на третину своїх потужностей. Інша частина підприємств знаходиться на межі банкрутства.

Держава не може забезпечити ефективну систему утилізації. Уряд пропонував передати ветсанзаводи в концесію, проте далі ідеї діло не пішло.

Черги на державні заводи з утилізації в пікові періоди роботи ферм, старе обладнання, довге логістичне плече до цих підприємств змушує агровиробників шукати самостійно варіанти утилізації. Часто місцями для відходів стають поля.