Дефицит автогаза летом 2017-го взвинтил цены на колонках в полтора раза, и это неприятное послевкусие кризиса чувствуется до сих пор. По мере приближения очередного сезонного пика потребления возникает закономерный вопрос: удастся ли пройти его без потрясений? Тем более что продажи сжиженного газа в текущем году по сравнению с прошлым снова выросли.

Внешне все выглядит неплохо, необходимые стране ресурсы на рынке есть. Но высокий спрос, турбулентность внешнего рынка в пиковые месяцы и старые внутренние болезни делают перспективу весьма тревожной.

За июль-август 2017 г. оптовая стоимость сжиженного углеводородного газа (СУГ) выросла вдвое, а за неполный август средние цены на стелах АГЗС взлетели с 10,95 до 16,2 грн/л. Накал был таким сильным, что комментировать ситуацию пришлось премьеру и президенту.

Сухие каналы

Причина прошлогоднего кризиса — дефицит поставок. «Консалтинговая группа А-95» оценивает его в 30% от потребностей, что стало следствием комплекса факторов. Первый из них — каскадообразный рост потребления: с 2013-го по 2017 г. увеличилось на 77%, и страна вошла в ТОП-7 по потреблению автогаза в мире. Это создало критическую зависимость рынка от импорта, достигшего 70% в балансе (примерно, как и по светлой группе нефтепродуктов). Новости не заставили себя долго ждать.

С 1 июня 2017 г. Россия ввела ограничения на прямые поставки СУГ в Украину и по факту сделала единого экспортера — «Роснефть» с фиксированным объемом 42 тыс. т в месяц. Этот газ в Украину поставляет трейдер Proton Energy Group S.A.

Нет худа без добра, получилось так и здесь. Прямые российские поставки упали с 47% в первом полугодии 2017 г. до 29% — во втором. Трейдерам пришлось искать новые источники импорта. Правда, новыми их назвать можно лишь условно. В направлении Украины начали разворачиваться белорусские приграничные терминалы, которые ранее транзитировали российский газ в Польшу. В итоге суммарно прямые и транзитные поставки российского газа в Украину в прошлом году составили 785 тыс. т, что на символические 3 тыс. т больше уровня 2016 г. Этот канал поставок также внес свою лепту в кризис: в разгар событий выяснилось, что транзитные терминалы не выполняют обещанных объемов. Особенно это стало очевидно уже в сентябре, когда по мере падения цен они начали выгружать «летние» объемы. Был ли это форс-мажор или осознанное желание подогреть кризис и дополнительно заработать на ажиотаже — истина, вероятно, где-то посередине.

Рост цен тем летом распахнул заржавевшие «морские» ворота, открылась и западная граница. Но сюрпризы поджидали и здесь: транспортная инфраструктура оказалась к этому не готова. Показала себя во всей красе «Укрзалізниця»: чтобы разгрузить новые станции с газом, не было тепловозов. А там, где они были, их нечем было заправлять…

«Вагоны могли стоять на узловых станциях по неделе, что порожние, что полные. Сроки доставки превышали нормативные в несколько раз. В таком режиме при работе через Черноморск, где нет возможности отгружать автотранспортом, временной лаг с момента акцепта по сделке до начала реализации с баз хранения составлял до месяца. Очень сложно работать с таким лагом... волатильность цен на рынке очень высокая», — говорит Владислав Колодяжный, руководитель GT Group, одного из поставщиков «морского» СУГ. По его словам, частично удалось решить проблему переводом поставок в Одессу, где существующая мощность позволяет обеспечить перевалку 20–30 тыс. т в месяц.

Напряжение могло бы быть ниже, обладай рынок запасами. Нехватка хранилищ — еще одно слабое звено. Суммарный объем хранения в стране не превышает недельного спроса в пиковый период, но на протяжении года в основном не заполнены и они — рынок работает с колес, так как запасы делать дорого и рискованно.

Из внешних форс-мажоров лета 2017-го вспомним и ремонты на заводах России, Беларуси и Казахстана. Недогруз «подсушил» всю Восточную Европу, осложнив поиск свободных ресурсов, в частности, в Польше и дополнительно взвинтив котировки.

Несмотря на пережитый шок, прошлогодний кризис не остановил рост популярности автогаза в Украине. В 2017-м потребление выросло на 9%, а за пять месяцев этого года — еще на 7%. Это значит, что в пиковый период — август-сентябрь — спрос вполне может достичь 165–170 тыс. т. Возьмет ли рынок такую высоту?

Уроки русского

Для начала отбросим те направления, которые вызывают наименьшие опасения. Прежде всего, это объемы Proton Energy, расписанные по долгосрочным формульным контрактам между более чем десятью крупными украинскими сетями.

«Мы не видим предпосылок для дестабилизации наших поставок летом 2018 г. и уверены в их выполнении согласно контрактным обязательствам», — заявили в Proton Energy.

Участившиеся кризисы заставили украинские компании пересмотреть отношение к «формульным» контрактам. Так, выстроилась очередь за дорогими, но гарантированными объемами «Белоруснефти», а это около 7 тыс. т в месяц.

Важным итогом кризиса стал выход на украинский рынок казахстанско-американского СП «Тенгизшевройл» (ТШО). Крупнейший казахстанский производитель СУГ в январе—мае 2018 г. поставил в Украину около 50 тыс. т газа (более 7%), причем практически все — также по длинным контрактам. Трейдеры утверждают, что поставщик может нарастить экспорт до 20 тыс. т в месяц.

Можно рассчитывать и на украинских производителей, хотя некоторые из них понемногу сдают позиции из-за падения добычи нефти и газа. Лидером падения является «Укрнафта» — порядка 9,7 тыс. т сжиженного газа в месяц, или на 17% меньше, чем в прошлом году.

Другое «приватовское» производство — «Укртатнафта» немного прибавило в 2017 г (+1 тыс. т в месяц), однако есть возможности более существенно нарастить переработку нефти в разгар сезона.

Удерживает объемы государственная «Укргаздобыча» — в среднем 14,8 тыс. т в месяц. В компании говорят, что летом 2018-го будут стараться привлечь дополнительные объемы сырья для увеличения выпуска СУГ.

Если подытожить, то гарантированными выглядят 60% необходимых поставок в пиковый период — это внутреннее производство и половина импорта.

Оставшиеся 40% — зона повышенного риска. Эти 60–70 тыс. т трейдеры будут искать на спотовом рынке по всему СНГ и Европе.

Высока вероятность контрактования всего свободного экспортного объема газа Мозырского НПЗ и Речицкого ГПЗ «Белоруснефти». Это порядка 28–30 тыс. т в месяц (включая TERM-контракты), или до 17% от искомого объема.

С учетом прошлогодней ситуации трудно с уверенностью прогнозировать поставки через «транзитные» комплексы в Беларуси. Источники в компании «Трансэкспедиция», владеющей терминалом в Витебске, говорят, что на пике поставки могут быть сокращены вдвое по сравнению с 2017 г. «Наши мощности заняты перевалкой крупных объемов в направлении Польши. В Украину, вероятно, сможем отправить около 15 тыс. т в месяц», — отметил источник. Для справки: в августе 2017 г. поставки из Витебска достигали 35 тыс. т.

Частично заместить выпавшие объемы сможет недавно открытый комплекс в Могилеве, однако реальные возможности и ритмичность работы этой перевалки пока неизвестны.

Теперь о ремонтах. В июле останавливается завод в Сургуте, один из крупнейших производителей СУГ в России. Параллельно ожидаются профилактические работы на производстве ТШО. «Казахи сократили объемы поставок на июль до минимального уровня, прописанного в TERM-контрактах. Высвобожденный объем будет предложен на украинский рынок в спотовом режиме на тендерной основе», — высказал предложение трейдер GT Group Сергей Ермаков.

Хрупкий баланс

На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что преодоление летнего пика на рынке автогаза будет непростым и напряженным. Уже очевидно, что цена будет расти. Во-первых, держать трейдеров в напряжении будут ремонты на заводах в Казахстане и РФ.

Во-вторых, традиционных источников импорта явно не хватит, а это значит, что газ пойдет с моря и западной границы — самых дорогих направлений.

Но сами по себе такие поставки не способны сильно толкнуть цены, это делают ажиотаж и дефицит, причем даже небольшой. Уверенности в том, что этого удастся избежать, нет. Потенциально нам доступны намного большие объемы, чем нужно, но сможем ли мы их оперативно принять? В минувшем мае украинские трейдеры импортировали более 120 тыс. т СУГ, что сопоставимо с объемом, который вскрыл прошлогодние проблемы. Но это без поставок по морю — самого узкого места рынка.

Сейчас по воде импортирует лишь один оператор Orange LPG, в порту Николаева газ грузится в автоцистерны напрямую с баржи-накопителя. Это исключает работу с железной дорогой, но и о значительных объемах выгрузки тоже говорить не приходится.

«Наш предел — не более 10 тыс. т пропан-бутана в месяц», — говорит директор Orange LPG Александр Лазоренко.

Трейдеры отмечают, что нынешнее состояние дел на железной дороге хоть и далеко от идеального, но несколько лучше, чем в августе 2017 г. По словам источника в «Одесской железной дороге», сегодня «Укрзалізниця» способна в спокойном режиме загрузить в Одесском и Черноморском портах 1000 вагонов в месяц, что эквивалентно 32 тыс. т.

Второй не менее важный вопрос — наличие этих вагонов. В «Укрспецтрансгазе», крупнейшем держателе цистерн для перевозки СУГ, говорят, что не все так безоблачно. «Большинство наших вагонов в долгосрочной аренде и работают, как правило, за рубежом. Чтобы мобилизовать необходимый для разгрузки в Украине танкера парк цистерн, нужно планировать эту операцию за месяц», — говорит руководитель «Укрспецтрансгаза» Тарас Вовкив. Впрочем, добавляет он, трейдеры уже начали заблаговременно обращаться по поводу отгрузок из портов.

Таким образом, ресурсный пасьянс на украинском рынке автогаза пока складывается, но переполнен рисками. По самым оптимистичным оценкам, из «трудных» источников нужно будет обеспечить 16 тыс. т, или около 10% спроса. Но это только в случае стабильной работы основных каналов. В такой ситуации любая искра — от небольшого форс-мажора или неподтвержденного инсайда — может в момент воспламенить ситуацию.

Департамент капітального будівництва Харківської ОДА уклав угоду щодо проведення реконструкції філармонії вартістю 162,86 млн. грн.

Про це стало відомо зі звіту про укладання договору та проведення аукціону, який розміщений на порталі системи електронних закупівель «Прозорро».

Мова йде про чергове коригування пам’ятникоохоронних робіт по будівлі-пам’ятці архітектури по вул. Римарська, 21 у м. Харкові (КП «Харківська обласна філармонія»).

Плануються загальнобудівельні роботи блоку №2,3,4,7, улаштування електромеханічного устаткування та монтаж обладнання звукових кластерів сценічного комплесу органої зали тощо.

Переможець торгів не планує залучати субпідряні організації.

Єдиним конкурентом було ТДВ «Спецбуд-3» депутата Харківської міськради від фракції «Відродження» Віталія Ганжи.

Варто відзначити, що за даними «Вісника державних закупівель» та сайту «Прозорро» між Департаментом та ПАТ «Трест-Житлобуд-1» вже було укладено договорів на реконструкцію філармонії на загальну суму понад пів мільярда гривень.

Кінцевим бенефіціарним власником ПАТ «Трест Житлобуд-1» є член виконкому Харківської міськради Олександр Харченко.

Авторский коллектив под руководством народного депутата Ивана Винникавнес на рассмотрение Верховной Рады Украины свой вариант проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно создания военных судов». Он зарегистрирован 1 июня 2018 года под №8392-1 и является альтернативным законопроекту, поданному неделей ранее народным депутатом Виталием Куприем.

По мнению авторов, ликвидация в 2010 году в системе судопроизводства военных судов создала проблему осуществления правосудия в Вооруженных силах Украины и других военных формированиях. Особенно ее обостряют непрекращающиеся военные действия на востоке страны и большое количество людей, которые в них принимают участие.

«Правонарушения, совершаемые военнослужащими имеют свою специфику и требуют для объективного рассмотрения специфических знаний. Судьи военных судов — это лица, обладающие такими знаниями, которые могут объективно, профессионально и оперативно осуществлять правосудие в специфических делах. Поэтому основной причиной для создания военных судов является обеспечение профессионального и объективного правосудия для военнослужащих», — говорится в объяснительной записке.

Тем более что в Уголовном кодексе Украины преступлениям в этой сфере посвящен отдельный Раздел ХІХ Особенной части (Военные преступления).

Деятельность Вооруженных сил Украины и других военных формирований, миротворческих контингентов Украины в разных странах мира, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы, Национальной гвардии Украины регулируется законами о порядке прохождения военной службы, сотнями нормативно-правовых актов, наставлений, инструкций и т.д., большинство из которых являются секретными.

Эта специфическая сфера общественных правоотношений требует специальной подготовки и знаний судей. Они должны разбираться не только в области права, но и военном деле.

Судьи военных судов будут находиться на военной службе, иметь офицерское звание и входить в штатный состав Вооруженных сил Украины. Воинские звания судьям присваиваются Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия.

В то же время формирование состава судей военных судов возлагается на общие органы, предусмотренные Конституцией Украины и Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей». Судьи военных судов наравне с другими судьями участвуют в судейском самоуправлении. Обеспечение деятельности этих судов возлагается на Государственную судебную администрацию Украины. Обязанности военной службы судей военных судов заключаются в осуществлении правосудия, и Министерство обороны Украины влияния на их деятельность не будет иметь.

Таким образом, военные суды не будут чрезвычайными судами, создание которых прямо запрещено Конституцией, они станут судами общей юрисдикции, которые специализируются на рассмотрении отдельной категории дел.

Семь лет назад Люк Хардинг, который долгое время работал московским корреспондентом The Guardian, написал книгу «Mafia State» (Мафиозное государство). В ней, он приходил к выводу, что в РФ «правительство – это и есть мафия».

Мафиозное государство – не российское изобретение. Но благодаря своим масштабам именно России удалось стать самой наглядной иллюстрацией этой модели. Той самой, в которой коррупция во всех эшелонах власти в итоге приводит к симбиозу между госаппаратом и криминалом.

Ключевое правило модели в том, что неофициальные правила становятся важнее официальных. Государство, фактически, начинает жить «по понятиям».

Неформальный статус становится важнее любой официальной должности. А первое лицо выполняет роль единственного медиатора между кланами. На него замыкаются коммуникации, посредничество и роль суда.

Нам чудится в России идеально отполированная вертикаль, зачистившая конкурентов.

Это правдиво лишь отчасти. Потому что вертикаль, зачистив внесистемных игроков, одновременно создала внутри себя разветвленную систему кланов. Которые получают в кормление целые отрасли и регионы.

Классическая политология не работает в отношении РФ. Потому что нет объекта анализа – тех самых формальных институтов, взаимодействие и конкуренция которых определяет жизнь страны.

Для того, чтобы разбираться в российской реальности, нужно знать неформальную клановую систему. Быть посвященным в особенности ее взаимодействия. Понимать мотивы игроков – и на этом основании делать выводы о том, как скажется ослабление одной группы и усиление другой.

По большому счету, современная Россия – это страна, в которой мафия боролась с государством. А затем – победила, проглотила и приручила.

Для Кремля такая гибридная модель даже удобна – потому что позволяет передать большую часть грязной работы «на аутсорс».

В итоге, в самых разных резонансных убийствах – включая убийство в Киеве экс-депутата РФ Дениса Вороненкова – правоохранители находят криминальный след. Но в том и штука, что этот след не означает непричастность российской вертикали. Это лишь пример работы «кремлевских подрядчиков».

Во всей этой модели Владимиру Путину отведена роль арбитра. Он – хранитель и гарант неформальных правил, по которым работает современная российская машина. Если завтра его не станет – система рискует погрузиться в хаос.

Мы часто говорим, что после Путина Россия рискует пережить очередной «парад суверенитетов» и новый 1991-й. Но в том и штука, что куда более реалистичный вариант выглядит иначе.

По мере деградации официального государства на авансцену будет выходить неофициальное. Тот самый криминал, который сегодня паразитирует на остатках российских институтов.

В 2010 году в Краснодарском крае в станице Кущевская случилось массовое убийство. Жертвами стали 12 человек – в том числе четверо детей. Замолчать эту историю не удалось.

Расследование показало, что за десятилетие в этом населенном пункте сложился настоящий криминальный анклав. В рамках которого ОПГ тесно срослись с правоохранительной и судебной системой.

Эта история стала иллюстрацией того, во что способен перерасти симбиоз государства и криминала на финальной стадии. И вполне может оказаться, что постпутинская Россия будет как раз страной победившей станицы Кущевская.

А потому нет никакого значения, что именно говорит Владимир Путин в рамках своих «прямых линий».

Потому что это ярмарка лицемерия. В рамках которой российский президент притворяется, будто его государство живет по формальным правилам. Обещает разобраться, приструнить и упорядочить. Но эти слова не имеют ровным счетом никакого отношения к реальности.

А реальность ровно такая, какой ее описал Люк Хардинг еще семь лет назад. И за это время изменилось лишь то, что российское mafia-state дожевало собственное государство и объявило войну соседнему.

Россия стремится вернуть на свои земли тех, кого считает русскими. Для этого в скором будущем планируется либерализация получения гражданства такими лицами.

Владимир Путин на последней «горячей линии» сделал следующее заявление: «В связи со сложной демографической ситуацией в России эта проблема приобретает острый экономический характер. Число женщин детородного возраста к 2022 году у нас сократится на 25%. Одно из немногих средств решения этой проблемы — привлечение наших соотечественников. Речь идет о людях, которые считают себя кровно связанными с русским миром, владеющих русским языком». Абсолютно очевидно, что в первую очередь он рассчитывает увеличить население за счет украинских граждан.

Любопытно, что чуть раньше на заседании украинского Кабмина, посвященном защите прав детей, одна девочка задала Владимиру Гройсману простой и замечательный вопрос: «Почему некоторые украинцы уезжают жить в другие страны?» Премьер, недолго думая, ответил: «Они просто путешествуют. Но я так же, как ты, хочу, чтобы они вернулись. И я думаю, что это время наступит».

Вернутся ли и когда? Статистика украинской эмиграции весьма противоречива. По разным оценкам, в поисках лучшей жизни за годы независимости из Украины выехало около 7 млн человек. Ежегодно на ПМЖ в другие страны продолжают выезжать около 8 тысяч наших граждан.

Не секрет, что Украина переживает демографический кризис. За прошедший год численность населения, без учета оккупированных территорий составляла 36 миллионов человек. Учитывая разницу между рождаемостью-смертностью и уровнем эмиграции, до 2050 года численность населения в Украине сократится до 27 миллионов 900 тысяч человек. А уже через 20-30 лет бюджетные дотации в Пенсионный фонд, по оценкам UIF, составят 50% всех государственных расходов. Такой социальной нагрузки страна просто не выдержит.

Эту тенденцию можно было бы если не остановить, то хотя бы уменьшить за счет привлечения иммигрантов. Но кто захочет ехать в бедную страну с нестабильной экономикой?

Вероятно, мы могли бы привлечь к себе рабочую силу из «стран третьего мира». Но, при всей толерантности, шанс на их быструю интеграцию в наш социум, а главное – личное желание остаться в Украине навсегда, не навострив лыжи в более благополучные государства, не так уж высок. Так что вряд ли это сильно поправит экономическое положение. Зато может обострить негативные политические процессы, как это происходит сейчас в некоторых европейских странах.

На мой взгляд, можно попытаться исправить ситуацию за счет возвращения на историческую родину этнических украинцев или их потомков. Подобные государственные программы действуют во многих странах Европы. Наиболее интересным для Украины мог бы стать опыт ФРГ, а именно программа о поздних немецких переселенцах. Условия ее просты: ты должен быть прямым потомком немца. Если есть документальное подтверждение, что кто-то из твоих прямых предков, пусть даже прадедушка или прабабушка был записан в свидетельстве о рождении “немец” — Willkommen in Deutschland. Можешь смело претендовать на гражданство, социальное жилье, бесплатные языковые курсы, помощь в поиске работы и другие льготы.  Правда, в свою очередь тебе придется сдать экзамен на знания немецкого языка, и доказать, что твои предки не были прислужниками тоталитаризма.

То есть, если дедуля был «красным комиссаром» или отец – секретарем парткома, никакого willkommen не будет. А вот если кто-то из предков подвергался гонениям и репрессиям по национальном признаку — то шансы вернуться на историческую родину для тебя, и твоей семьи возрастают в разы.

И это далеко не конец, она действует и сейчас.

Заранее предвидя сарказм, мол «Украина – не Германия», и замечу: да, сейчас мы действительно не имеем возможности накормить и обласкать каждого нового гражданина, кто хотел бы тут жить. Мы и себя-то с трудом кормим, и собственная крыша над головой есть далеко не у каждого. Но, используя опыт немецкой программы, наше государство могло бы сделать навстречу этническим зарубежным украинцам хотя бы те шаги, которые может себе позволить.

У нас есть интересный закон «О зарубежных украинцах». Если ты этнический украинец, но гражданин другой страны, можешь претендовать на освобождение от квот на иммиграцию и имеешь некоторые преференции при поступлении в украинский ВУЗ.  Тебя даже могут легальное взять на работу.

Однако получить гражданство таким людям, невзирая на происхождение, возможно лишь по стандартной процедуре: поживи-ка у нас сначала не менее пяти лет, а потом приходи поговорить об украинском паспорте.

Существует, правда, и упрощенная процедура (согласно закону «О гражданстве Украины»), но лишь для тех, кто лично или чьи предки проживали в Украине с 1918 до 24 августа 1991 года. Таким образом, украинские потомки ни кубанских казаков, заселивших этот край в конце XVIII века, ни сибирских и дальневосточных переселенцев времен Столыпинской реформы, таким правом воспользоваться не могут.

А теперь представим, что в один прекрасный день мы решим выдавать им в кратчайший срок украинские паспорта, уравняв тем самым в правах с остальными гражданами. В частности, предоставив законное для каждого из нас право владеть земельным участком. Строй дом, работай, рожай детей, плати налоги.  Естественно, в обмен на паспорт другой страны, как того требует законодательство. Ну и сертификат на знание украинского языка предъявите, пожалуйста (что, кстати, автоматически отсеет украинофобов, стремящихся использовать Украину как транзит). Поедут ли они к нам на таких условиях?

Естественно, массовой иммиграции не будет. Мне представляется, что из 1000 иностранцев украинского происхождения 999 удивленно улыбнутся или посмеются над таким предложением. Но все же найдется один, который соберет чемоданы, вспомнит или выучит с нуля язык предков и переедет вместе с семьей на историческую родину. Даже несмотря на то, что она переживает сейчас далеко не наилучшие времена. И этот один будет стоить для Украины остальных 999-ти. Потому что, взвесив все “за” и “против”, он делает сознательный выбор в пользу той земли, где жили его предки. Если едет, понимая, что не получит особенных льгот и даже социального жилья, значит имеет планы, как и где будет зарабатывать. И имеет хотя бы первоначальный капитал для обустройства на новом месте, который, что немаловажно, будет тратить здесь.

За пределами Украины сегодня проживают около 9 миллионов людей, которые признают себя украинцами. Но потомков нашего этноса в разы больше. И если сработает формула «хотя бы один из тысячи», то мы можем рассчитывать на постепенное увеличение числа приезжих каждый год.

Мне могут возразить, что в этом случае к нам «попрет вата из Запоребья» и мы будем иметь головную боль. Но я с этим не соглашусь. Вата не попрет. Ватник не пойдет в государственный архив искать документ о своем украинском происхождении. Он не станет учить язык, который, по его мнению, придумал австрийский генштаб. Ему в разве что в состоянии белой горячки придет в голову мысль жить рядом с бандеровцами, распинающих славянских мальчиков и убивающих снегирей. А опохмелившись, он перекрестится на икону Сталина и побежит за очередным пузырьком настойки боярышника. Но никак не в украинское посольство за анкетой.

Почему бы не дать шанс жить и работать на исторической родине тем нашим соплеменникам, кто, например, не может существовать под давлением в путинской России или испытывает дискомфорт в каких-то других государствах? Ведь Германия пошла на такой шаг.  Причем очень давно, — вскоре после падения Берлинской стены.

Владимир Гройсман, кстати, в те еще времена учился в школе и был немногим старше той девочки, что задала ему неудобный вопрос перед телекамерами.

Самим изуродовать жадностью одну из нечастых украинских побед — это ж как надо было постараться. «Газовый арбитраж» в Стокгольме был явным и четким успехом Украины. Но, похоже, запомнят не его, а… дележ добычи.

Большая часть граждан Украины деталей многолетнего арбитражного спора НАК «Нафтогаз Украины» с российским «Газпромом» в Стокгольме не знала и вряд ли узнает. Но вот выплаты «себе любимым», выигравшим НАКовцам, возможно, не по сути, но по иску десятки миллионов долларов, запомнят надолго.

Один из руководителей «Нафтогаза» горестно написал: «Имел несчастье увидеть на ТВ, в СМИ и социальных сетях то, что другим словом, как шабаш, назвать сложно: бред, откровенная ложь, глупость, «совок», абсолютно беспочвенные обвинения в серьезных преступлениях. Разумеется, с привлечением псевдоэкспертов. И с обязательной демонстрацией якобы какого-то превосходства. Шабаш с позиции морального превосходства (?)…

«Отдельные «новые лица» для повышения собственной опознаваемости поддакивают или даже хотят «отличиться». И им все равно, что они таким образом легитимизируют это безобразие».

Надо признать — человека задело за живое. А какой реакции вы ожидали в разоренной стране, «тайком» получая баснословные премии?

Причем премии за выполнение прямых служебных обязанностей.

Юрия Юрьевича и Андрея Владимировича НАНЯЛИ в «Нафтогаз» на крайне приличную зарплату, причем именно с обоснованием, что она, рыночная, должна стимулировать честную работу и прочая, прочая. Чем они в меру способностей и занимаются. Получается по-разному. В финансах, например, разбираются хорошо, в производстве — намного хуже.

Явный успех с реверсом (пусть даже по факту в основном того же российского газа) и провал возврата под контроль государства «Укрнафты». Затянувшееся бодание с облгазами Фирташа и явные проблемы с планами резкого наращивания добычи природного газа.

Совершено откровенный срыв не только инвестирования магистральных газопроводов, но даже их текущего (и необходимого) ремонта. Сильно трогать Коломойского в уже полуубитой «Укрнафте» откровенно боятся, но выводить деньги в прежних объемах тоже не дают. «Анбандлинг» и «энтузиазм» «Нафтогаза» по срокам его разделения — отдельная тема. В общем, картина очень неоднозначная.

На этом фоне Стокгольм мог стать светлой страницей. Достаточно было умерить жадность. Хотя бы раз в десять. История, кстати, знает примеры.

По иронии судьбы, одна премия уже была начислена. Оспоренный «Нафтогазом» контракт «имени Тимошенко» с «Газпромом» был подписан в 2009-ом. По итогам того года тогдашний председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина получил за успешную работу в НАК премию. Почти по той же схеме — 1% от прибыли. Тогда это составляло 22,3 млн грн (около 3 млн долл).

Пожалуй, это самая высокая выплата по больничному в истории Украины). Впрочем, премия была лишь начислена, а за ее получение Дубина долго судился и выиграл суды уже после Майдана. Пообещав, что эти деньги «потрачу на защиту украинских интересов. Например, куплю танк. Хватит на два — куплю два. Надо вооружение — куплю вооружение. Я за все отчитаюсь». Но танков имени Олега Дубины так и не нарисовались. Несмотря на решения судов НАК выпустил обесценившуюся в разы премию только по месту исполнительной службы.

Новое руководство «Нафтогаза» танков не обещает, обвиняя всех в непонимании их великого вклада. Но проблема как раз в том, что, наоборот, многие прекрасно все понимают.

Руководство НАК реально сделало многое, в частности нашло хорошую норвежскую юридическую фирму, весьма щедро оплачивало ее работу (суммарно контракты уже тянут на 25 млн евро).

Это здорово и правильно. Но вот насчитать за это же себе еще столько же?

До решения арбитров Стокгольма как благоприятный вариант ждали «нулевой сценарий», т.е. никто никому ничего не должен. За первый этап Стокгольма премия была тоже вполне умеренной.

И тут вдруг миллиардный выигрыш (точнее, не проигрыш)… Запах денег оказался слишком уж сильным.

Наблюдательный совет «Нафтогаза Украины» (тихонечко) решил выделить на вознаграждение «за победу» 46,3 млн долл. Естественно, о такой мелочи никого из убогих «совков, псевдоэкспертов» и прочих, влючая нардепов, информировать не стали. Сообщение об этом появилось только после того, как «премиальные» детали сбросили в СМИ.

То, что утечка будет, было ясно, но решили, что «проскочат», а дальше — «пусть говорят», деньги к тому времени будут получены.

Благо, что сейчас у «Нафтогаза» на фоне открытой войны с Гройсманом резко улучшились отношения с Банковой…

Распределение премиальных примерно такое: «Общий объем выплат на уровне 1% от суммы выигрыша в Стокгольмском арбитраже». Из этой суммы заплатят налог на доходы физических лиц и другие сборы на 9 млн долл. Так что на руки несколько сопричастных получат порядка 37 млн «зеленью». Сумму «размажут» на

41 человека, которые «прямо или косвенно внесли значительный вклад в достижение этого результата».

Особенно дивно звучит слово «косвенно».

Причем «перечень не ограничивается топ-менеджментом компании, а сумма премии зависит от личного вклада каждого работника».

Первую часть премии — 20,7 млн долл. (с налогами) уже выплатили.

По данным нескольких источников, глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев получил 207 млн грн (7,9 млн долл.). Все, полученные на счет в Ощаде, гривны Коболев решил потратить на покупку долларов США, указав причину: помощь семье. Первые 800 тысяч долларов, как утверждают источники в банке, уже отправились к маме. Главному коммерческому директору «Нафтогаза» Юрию Витренко выделили 130 млн грн (6 млн долл.). Оставшуюся часть суммы «первого транша» разделят на карточные счета остальных «косвенно причастных», что заодно гарантирует, в случае необходимости, кучу судебных процессов при попытке их изъять.

Оставшаяся часть интереснее — эти деньги (25,6 млн долл.) будут выплачиваться три года «исключительно при условии успешного взыскания с «Газпрома» остатка выигрыша». То есть стимул.

Правда, стимулировать собираются снова преимущественно товарищей Коболева и Витренко. Практической работой заниматься будут другие люди. Причем юристы и за отдельные деньги…

С юристами тоже будет еще не один контракт (не из премиальных денег). И это правильно — решение Стокгольма надо воплощать в жизнь. Оно реально прорывное, несмотря на «ароматную» историю с тайной раздачей премий.

За выполнение решений придется бороться, но это тоже не вопрос. «Газпром» надо прессовать — другого языка на московской улице Наметкина не понимают. А вот после его отпрессовки ты вдруг становишься «уважаемым партнером». Только к ним спиной оборачиваться не стоит. Против бронированной машины Коболев — никаких возражений. Главное, не забыть свидетелей по Стокгольмскому делу: некоторым приходилось менять не только место жительства, но и страну…

Аресты активов «Газпрома» в Европе — это правильно и необходимо.

В прошлом году русские радостно готовились арестовывать наши.

По тому же Лондонскому процессу, где рассматриваются «долги Януковича» по облигациям (3 млрд долл.), полученным во время Майдана. Или парижскому — по «Укртатнафте» (Кременчугский НПЗ). Да, собственно, и сейчас иски готовятся. И в крайнем случае можно будет «обменять» одни долги на другие.

 »Газпром» будет искать любые лазейки. Так, он уже заявил, что «изучение текста решения с привлечением всемирно признанного эксперта-лингвиста показало, что значительная часть арбитражного решения написана не арбитрами, а иным лицом. …вмешательство посторонних людей в судебный процесс является нарушением арбитражного соглашения и дает основание для полной отмены решения суда по делу с НАК «Нафтогаз Украины».

В данном случае у наших уважаемых коллег истерика и аберрация памяти.

Точь-в-точь такие же аргументы они уже использовали по делу ЮКОСа, когда в 2014-ом Российскую Федерацию обязали выплатить бывшим акционерам ЮКОСа

50 млрд долл.

Тогда, правда, до рассмотрения лингвистических особенностей дело не дошло. То, что сейчас они вытащили из пыльного шкафчика, это не от избытка аргументов.

* * *

Откровенно говоря, если бы речь шла о премии за потенциальные 2,56 млрд долл., вопросов было бы намного меньше. Но майские выплаты за первую часть…

Повторюсь, стимулировать людей, несомненно, надо. Но, может, Родину можно любить и чуточку подешевле? Без «тайных» премирований…

Помнится, был такой довольно известный «совок», псевдоэксперт, популист и любитель сигар Уинстон Черчилль. Когда он был премьером, во время Второй мировой войны в Британии правительство получало карточки строго в соответствии с нормой пайка населения. Так же снабжали и королевскую семью. За выигрыш во Второй мировой войне никто премию не получил. Война, правда, была не гибридная, а настоящая — с бомбоударами по Лондон-Сити. И в отпуска на лето на теплые острова ни тамошний Кабмин, ни депутаты не катались. Убогие, ведь правда?

Проблема в том, что призывы к населению затянуть еще пояса во имя «решительных реформ» от загоревших людей, вернувшихся с Мальдив или Канар, или с альпийских горнолыжных курортов, звучат неубедительно.

Можно, конечно, ввести градации — его сиятельство реформатор первого (второго, третьего) ранга или его высокопревосходительство антикоррупционер первого ранга… Но, думаю, граждане такой юмор не поймут. Дикари-с. Поэтому, наверное, из украинских предприятий идет непрерывный отток в Польшу квалифицированных специалистов, тех же бурильщиков. (Да разве только в Польшу?) Или причина в другом — зарплаты в поле резко (в разы) уступают таковым в офисах.

Нельзя, конечно, сказать что в «Нафтогазе» ничего этого не понимают. В финплане на 2018-й они планировали (было!) увеличить расходы на себя — компетентных, проевропейских — в скромные 3,7 раза. Это по сравнению с 2016-м, когда они тоже здорово так рванули — по затратам, да и до этого не бедствовали. Может, лобстеры катастрофически дорожают? И лоукостера на Лондон нет…

Что-то хотели подкинуть и работягам. Ну, конечно, не до уровня НАКовской уборщицы, но все-таки. Злые люди эту человеколюбивую «хотелку» пока срезали.

Вообще, не хотело бы руководство НАК прокатиться по своим предприятиям, поговорить с людьми, похвастаться успехами? О премиях можно не говорить — работяги (со ставками максимум в десяток тысяч гривен) вам все популярно расскажут и укажут.

Между прочим, «группа Нафтогаз» выкатила еще иск на 111 млрд грн к Кабмину Украины.

Хочется спросить многоуважаемый наблюдательный совет «Нафтогаза» — за это тоже миллиард гривен премии подкинут? Прямо и особенно косвенно участвующим?