Самый опасный момент для плохого режима –

 когда он начинает реформироваться.

Алексис де Токвиль (1805-1859)

Герцогу Артуру Уэлсли Веллингтону в бытность его британским премьером приписывается максима (изреченная якобы 7 ноября 1830 г.): «Начать реформу – значит начать революцию» [1]. В этом серьезном наблюдении видится сокрытой глубокая истина, в фокусе которой могут быть осмыслены и нынешние потуги нашей власти заняться этим благородным процессом.

Традиционный сценарий реформ в современной Украине осуществляется преитмущественно по принципу булгаковского П.П. Шарикова – «взять и поделить». Берутся и делятся (в свою, разумеется, пользу) в основном ресурсы, лежащие мертвым грузом в соответствующей проблемной области, подлежащей рефомированию. О принципиальной перестройке схем, механизмов и процедур (т.е. общих «правил игры») теми «реформаторами», которые небезудовольствия втягиваются отнюдь небесприбыльную погоню за ресурсами, речь идет максимум в измерении «побочного эффекта» (незабвенное «хотели как лучше – получилось как всегда»).

Однако даже при достаточно высоком желании и старании, неизлише отягченном «хватательными инстинктами» (врожденная черта национального политико-экономического истеблишмента) проблема реформ часто остается нерешаемой «квадратурой круга».

 «Корень зла», обрекающий украинские реформы на неуспех, видится в нескольких ключевых обстоятельствах:

Во-первых, при реформировании приоритет отдается внешним составлящим – обещающим эффект (преимущественно выводимый в изменение количественных показателей) уже на ближнюю перспективу. Однако в социальной теории давно известен такой системный феномен как «конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями». Так, внешне эффектная стратегия проедания («улучшение жизни уже сегодня», воплощаемое в неподкрепленные финансово повышения зарплат, пенсий, пособий и пр.) – оборачивается уже в средне-срочной перспективе инфляцией и производными эффектами. Именно в эту ловушку, как мы помним, не так давно попала украинская финансово-банковская система. Несколько самообманное жалание поскорее «красиво пожить» (ведь не запретишь! – увы, лишь «в кредит», т.е. взаймы – но у кого?) обернулась кризисом всей финансовой системы государства. Ее долгосрочные последствия (вроде резкого снижения доверия геофинансовых инвесторов к Украине) ощущаются (в виде инфляции, роста цен, снижения общего темпов развития финансово-экономического сектора) до сих пор.

Однако вместо кропотливой и внешне неосязаемой работы по восстановлению обещго благоприятного «финансового климата», власть отдает приоритет внешним рычагам и механизмам – вроде «ручного» регулирования цен. Последнее, несомненно, приносит ей некоторые бонусы – однако постепенно оборачивается разбалансированием общего механизма, которому все сложнее функционировать в режиме минимизации ручного вмешательства.

Во-вторых, при реформировании наиболее проблемных секторов (сектора безопасности и, в частности, правоохранительных органов), практически все стадии процесса (от разработки целей и общей стратегии!) отдаются на откуп… самим структурам, подлежащим реформации! Роль внешних акторов (независимых экспертов, политических «контролеров» и пр.) сведена к минимуму – от абстрактного «консультирования» до формального «одобрямса».

Наиболее показательны потуги реформирования милиции, осуществляемые исключительно самим милицейсим ведомством. Совершенно очевидно, что «реформаторы в погонах» слишком пропитаны корпоративной культурой и кастовой солидарностью, пронизаны корпоративными связами и коллективными интересами, дабы в случае нейобходимости «резать поживому». (Так, для МВД реформирование ГАИ – сопоставимо с резанием курицы, регулярно несущей золотые яйца).

Зарубежный опыт (начиная с военных реформ в США, проведенных Р. Макнамарой и заканчивая нынешней полицейской реформой в Грузии, проведенной «младореформаторами») показывает, что для действительного успеха реформы более чем желательно, дабы сооответствущие процессы возглавляли и проводили т.н. «варяги». Тогда как ведомственные специалисты должны привлекаться преимущественно в качестве вспомогательных сил (дабы реформаторы от избытка усердия не наломали дров). Примечательно, что в обоих упомянутых случаях (CША 1960-х гг. и Грузия 2000-х гг.) успех реформ предопределялся именно «внешним», а не «внутренними» факторами. Ведь «сопротивление среды» [2] порой оказывало не только конструктивный сдерживающий эффект, но и откровенно деструктивный – порой трансформируясь в банальной мстительности (вспомним судьбу протеже Р. Макнамары – генерала Дж. Кэрролла).

В-третьих, реформирование сложных систем по-определению требует соответствующего подхода, в котором принципиальное значение приобретает проблема согласованности концептуальных подходов, доктринальных стратегий и практических шагов – дабы левая рука не только, знала, что творит правая, но и в случае необходимости помогала ей (и наоборот). Так, успехи в реформе милиции более чем тесно взаимосвязаны с успехами реформ прокуратуры, суда и т.п. И наоборот – провал одной из составляющих существенно снижает шансы на успех в смежных сферах. Для украинских реалий достаточно показателен пример разработки ключевых стратегических документов, поручаемых отдельным ведомствам без дополнения механизмами их межведомственной разработки. Так, сегодня Стратегия национальной безопасности пишется «отдельно» Национальным институтом стратегических исследований, а тесно связанная с ней Стратегия внешней политики – «отдельно» МИДом. В результате лишь после того как проект Стратегии национальной безопасности «Украина в меняющемся мире» был написан и презентован на «круглом столе» (16 декабря 2010 г.), была предложена идея «согласовать отдельные положения предложенного проекта с проектом Стратегии внешней политики, в данное время разрабатываемым Министерством иностранных дел» [3]!

Кроме того, нельзя забывать и о своеобразном «эффекте Кубика Рубика». Ведь усилия по его сборке не сводятся к отдельным сборкам отдельных сторон, но кубика в целом. В украинских же реалиях потуги отдельных структурных реформ напоминают как раз желания ведомства ограничиться минимальными усилиями только в плоскости «своей» стороны – в результате реформаторы не только не помогают друг другу, но откровенно мешают соседям.

В силу вышеизложенного, приходится предполагать, что нынешняя украинская власть вместо внутреннего реформирования преимущественно занимается внешним реформаторством. Однако при подобных начальных условиях практически любая реформа заранее обречена если не на неудачу, то лишь на минимальный тактический успех, теряемый в стратегической перспективе, и лишь усиливающий общую атмосферу недоверия общества как к конкретной власти, так и к политикуму вообще.

Примечания

1. Впечатление, произведённое французской июльской революцией, и вступление на английский престол Вильгельма IV повлекли за собой в ноябре 1830 г. падение правительства Веллингтона. Со своим обычным упорством он противился парламентской реформе и этим возбудил в народе такое негодование, что подвергся публичному оскорблению.

2. В этом аспекте показательны наблюдения выдающегося российского историка Василия Ключевского (1841-1911): «Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу».

3. Круглий стіл «Національна безпека України: стратегічні пріоритети та шляхи їх реалізації»

В Украине вступил в силу закон об изменениях в госбюджет, который, по словам премьера Николая Азарова, должен способствовать повышению зарплат бюджетников. Однако на поверку документ оказался банальным распределением средств между «своими». Более того, чиновники посягнули, по сути, еще на незаработанные страной доходы. 

Главная новация в законе – плюс 14,1 млрд. грн. в доходную часть. Вместо того, чтобы просто сократить дефицит бюджета на объем этих даже еще пока не полученных доходов (поскольку прогнозы основываются лишь на положительной динамике первых четырех месяцев, не учитывают дальнейшего роста цен на энергоресурсы, развития отношений с МВФ, дальнейшего сворачивания бизнеса и транзитного потенциала), правительство решило и дальше наращивать расходы. Причем, несмотря на то, что Николай Азаров пообещал отправить большую часть денег на повышение социальных стандартов, реально на эти цели уйдет не более 2,1 млрд. грн. Причем, зарплаты будут повышены выборочно. Например, на 20-процентную надбавку учителям уйдет 500 млн. грн., выпускникам медвузов – 106 млн. грн., на медработников, работающих с «туберкулезниками» - 83 млн. грн. На то, чтобы повысить оклады бюджетникам на сумму от 5 до 50 грн. ежемесячно начиная с июля, Кабмин собирается потратить 1,375 млрд. грн. из госбюджета и 1,586 млрд. грн. – передать в виде дотации на места.

Остальные виртуально «вырученные» деньги распределены в зависимости, от лоббистских усилий приближенных к власти. 800 млн. грн. дополнительной дотации получат шахтеры,  еще 100 млн. грн. уйдет на заведомо неэффективные и непрозрачные, с точки зрения распределения средств, противопаводковые мероприятия на Прикарпатье. Такую же сумму потратят на не менее сомнительный проект по строительству противопожарных дорог в лесах. Дополнительные 400 млн. грн. будут направлены на ремонт канализационных коллекторов в неуказанных городах и селах, а на самом деле – просто уйдут в землю вместе с протекающей из этих коллекторов водой и теплом.

200 млн. грн. собираются потратить на запуск торфяной шахты «Нововолынская-10» госпредприятия «Волыньуголь», гендиректор которого Иван Костик может быть лицом, небезынтересным Юрию Иванющенко. Волынская область, к слову, получила в качестве «бонуса» еще и 20 млн. грн. на социально-экономическое развитие. Земляков обрадовал и спикер Владимир Литвин: для целого ряда районов на Житомирщине, как утверждают, не без его стараний, из бюджета выделена прямая дополнительная дотация в 25 млн. грн. Которые должны помочь спикеру, в случае чего, пройти на родине по мажоритарному округу на парламентских выборах – деньги в первую очередь пойдут на его родные Новоград-Волынский и Барановский районы.

Еще 200 млн. грн. будет выделено на мероприятия по созданию сети перинатальных центров, оборудованных по последнему слову техники. Злопыхатели поговаривают, что этот проект, равно как и все вопросы реформы здравоохранения, лично курирует первый замглавы Администрации Президента Ирина Акимова. Еще 40 млн. грн. выделено на начало проекта по созданию и серийному производству украинских светодиодных ламп, который очень небезразличен украиским чиновникам. Еще один «рационализаторский» проект – по оцифровыванию данных о прописке для передачи в реестр избирателей – оценили в 92 млн. грн. Поскольку разного рода базы данных и реестры – вотчина Минюста и его главы Александра Лавриновича, то несложно предположить, что юридическое ведомство не останется в стороне от освоения этих средств.

Но самые крупные злоупотребления, конечно же, будут иметь место при распределении дополнительного финансирования регионов. В частности, 1 млрд. грн. предполагается равномерно «размазать» по областям,  то есть, по сути, распределить между теми, кто будет лучше аргументировать свои потребности. Еще 1,7 млрд. грн. Кабмин будет распределять в ручном режиме, и очевидно по тому же принципу. Уже сегодня понятно, кто может попасть в число счастливчиков. Это видно по конкретным направлениям, на которые уже направлены еще пока не заработанные страной средства. Главный куш, 1,5 млрд. грн., сорвет Киев «на выполнение функций столицы». А, по сути – на выполнение плана по удивлению киевлян скоростью строительства новых развязок под флагами Партии регионов.

Остальные бюджетные вливания будут сделаны на востоке и юге страны. Например, 54 млн. грн. уйдет на реконструкцию полузаброшенного парка им. Петровского на окраине Донецка, 155 млн. грн. – на строительство отвода сточных вод от одной из очистных станций в Одессе, 20 млн. грн. – на реконструкцию канализации в Феодосии. Единственным объектом, который получит финансирование в  не «бело-голубых» регионах станет клуб в селе Тышковцы Ивано-Франковской области. 4 млн. грн., которые направит на его реконструкцию госбюджет, можно считать небольшой взяткой ВО «Свобода» от «регионалов»: именно Тышковцы являются родиной семьи Шухевичей, один из которых – Герой Украины генерал Роман Шухевич – в годы войны был главнокомандующим Украинской повстанческой армии.

Не только в Луганске, во многих других городах Украины есть проблемы с питьевой водой. Досыта не пьют Львов, Одесса, Ровно, Кировоград, Севастополь и многие другие. Жаждут и готовы платить деньги. Но, быть может, сначала стоит узнать о российском опыте реализации программы «Чистая вода»?

Технологии и патенты

Начнем с технологии. Вот как образно ее описал сам Виктор Петрик: «Я поливаю углеродное соединение секретной жидкостью, и она вспучивается, создавая сорбент. Мы разрываем связи между атомами без всякой затраты энергии!»

Где же был разработан этот уникальный процесс? Ха! Вы не поверите, системные исследования «углеродной смеси высокой реакционной способности» (УСВР) или high reactionary carbon mixture (HRCM) были начаты в 1997г. в Институте криминалистики ФСБ!

Кто является патентодержателем? Конечно Петрик. Свидетельство №2184086, выдано Роспатентом 27.06.2002 г. Название: «Способ удаления нефти, нефтепродуктов и/или химических загрязнителей из жидкости и/или газа и/или с поверхности»

Правда есть еще патент №2050329, выданый 20.12.1995 г. Название: «Способ очистки поверхности воды от нефти и гидрофобных жидкостей. Обработка поверхности воды расширенным графитом в количестве 0,1-10 % от массы сорбата». Авторы: Смирнов А. В., Орлов О. Г., Голипад П. Н., Вяльченков Л. Т. и Корякин Ю. Н.

Знаете, какая между ними разница? В бумаге Петрика написано «удаление ИЗ жидкости», у его конкурентов «очистка поверхности». У Петрика, правда, слов больше: «способ включает изготовление углеродной смеси расширенного графита». И все. Но и в том, и вдругом случае речь идет об одном и том же – о использовании терморасширенного графита.

Вывод, патенты – тождественны. Но как могли специалисты Роспатента допустить такую ошибку? Э-э… За деньги – могли. Ведь удостоверили же они изобретение со следующей формулировкой: «Симптоматическое лечение заболеваний с помощью осиновой палочки в момент новолуния для восстановления целостности энергетической оболочки организма человека»!

Ах, да. Чуть не забыл. Таинственный УСВР используется еще в одной технологии. Она защищена свидетельством № RU 2345430 C1, соответствующая заявка датирована 10 сентября 2007г. Назание: «Способ очистки жидких радиоактивных отходов» с помощью нанотехнологий». Авторы: Виктор Петрик и… Спикер Госдумы России Борис Грызлов.

Борис Грызлов. Свой человек

Почему Петрик выбрал Грызлова в соавторы? Во-первых, почти земляк – учился, женился, работал в Питере. Во-вторых, ни для кого не секрет, что в школе №211 Боря Грызлов сидел на одной парте с будущим директором ФСБ Колей Патрушевым. А тот стал соседом по даче будущего премьер-министра РФ Вити Зубкова.

А еще в той же школе в параллельном классе учился Саша Корнеев, который тоже вырос и стал тренером сборной России по дзю-до, хотя мог бы и работать в правительстве России - в молодые годы он занимался в одной секции с Вовой Путиным. А еще по комсомольской работе в Ленинградском электротехнический институт связи Боря Грызлов был знаком с Витей Ивановым (учился двумя курсами старше), который тоже вырос и пошел работать сначала КГБ, потом в Администрацию президента Бориса Ельцина, а потом – в Правительство России. А еще с Грызловым на одном курсе учился будущий первый заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов…

Слава, слава агентуре!

10 сентября 2007 г. Грызлов официально стал соавтором Петрика. 24 декабря 2007 г. он был вновь избран председателем Госдумы пятого созыва. А 7 июня 2008 г. Петрик заявил на XII Международном экономическом форуме в СПб, что в Челябинске УЖЕ проведены испытания установки «на жидких радиоактивных отходах (ЖРО). На выходе получили питьевую воду высшей категории». Естественно, что «эта работа была проведена под прямым руководством Бориса Вячеславовича [Грызлова], партии [«Единая Россия»]; [Сергей] Кириенко («Росатом») поддерживал, и [Сергей] Шойгу дал нам транспортный самолет…»

А для слабослышащих Петрик специально повторил: «Это фантастические стратегические успехи! Конечно, эти победы произошли благодаря такому стечению обстоятельств, что поддержала партия, и Борис Вячеславович [Грызлов] лично не просто наблюдает, он участвует во всех экспериментах. И сегодня я поздравляю всех с фантастическими победами, которые мы можем провозгласить!»

Он бы еще добавил: «Слава КПСС!» и «Да здравствует ее Генеральный секретарь, Леонид Ильич Брежнев!»

Все встают. Бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации!

И ведь есть, чему аплодировать. Количество ЖРО в России исчисляется многими тысячами тонн. Это ж какие деньги можно «поднять»! Всем хватит, и Петрику с Грызловым, и Кириенко с Шойгу, на финансирование партии еще останется.

Поэтому долг платежом красен. В том же 2008 г. фильтры Петрика выиграли конкурс, проведенный партией «Единая Россия», а 20 августа 2008 г. Президиум единороссов принял решение о предоставлении Петрику права на использование партийной символики на своих изделиях.

Так появились устройства «ZF-МЧС (Шойгу)», «Золотая формула Шойгу» и даже «Геракл-Шойгу».

Дальше – больше. 20 января 2009 г. на Международной конференции «Чистая вода» Грызлов еще раз прорекламировал Петрика и сообщил общественности, что система очистки воды «им. Петрика» «позволяет получать воду высочайшего качества, которое недостижимо в других системах»!

Однако, это была недостоверная реклама. Во-первых, согласно справке комбината «Маяк» (Челябинск, РФ), при очистке жидких радиоактивных отходов «с помощью нанотехнологий» с темпом один кубометр в час остаточная радиоактивность составила 1000-1300 беккерелей/литр при ПДК 5 беккерелей/литр.

Не выдержали проверки и фильтры «им. Шойгу». Российский НИИ экологии человека и окружающей среды им. Сысина провел обычный тест на выживание гидробионтов. В воде, пропущенной через фильтр «Геракл-Шойгу» наблюдалась 100 % гибель всех организмов в течение первых 10-15 минут с начала опыта. В то же время, в водопроводной воде 100% дафний были живы спустя 96 часов. Ученые предположили, что такой результат связан с проникновением микрочастиц, вымываемых из сорбента, в организм дафний, что привело к нарушению дыхательной функции.

Но кого волнуют эти жучки, червячки и прочая мелочь, если в рекордные три года фильтр, созданный на основе «нанотехнологий» образца 1995 г., прошел путь от запатентованного образца до массового производства в масштабах страны!

Освоить до 2017 г., минимум 340 млрд рублей или более $12 млрд – вот достойная для отставных чекистов задача.

Опыты над людьми

Программа «Чистая вода» утверждена Правительством России и уже начала свое победное шествие по городам и весям. Первым сдался Новгород, малая родина Сергея Кириенко. Потом были Архангельск и Ростов-на-Дону.

Посчитаем? Предполагается, что вода будет двух «сортов», техническая и питьевая. Одна, по-прежнему, будет течь из крана, для другой в каждую квартиру будут подводить отдельную трубу. Второе. В подвале каждого дома необходимо установить общий фильтр, естественно, с символикой «Единой России» (в Украине, наверно, с символикой Партии регионов – авт.), за который жильцы заплатят вскладчину. Цена – 5 015 руб. (примерно $180). Каждый сменный картридж будет стоить 6 885 руб. ($245). Это я привел цифры для Ростова.

В других городах России, быть может, цены будут другие.

Какое Украине дело до российских коммунальных проблем? Самое прямое. Компания Петрика, «Золотая фортуна» уже получила заключение СЭС Минздрава о том, что девятнадцать моделей фильтров с использованием УСВР «соответствуют установленным медицинским критериям безопасности» и могут использоваться в детских лечебных и образовательных учреждениях. Сертификат датирован 10 августа 2010 г. Продавать «изобретение» Петрика будет компания «Горизонт-М» (Харьков), которая подписала соответствующий контракт еще в декабре 2009 г. Ее же специалисты будут монтировать. Вернее уже монтируют в Киеве, Белой Церкви, Одессе, Харькове…

Будем пить? Или не будем? Вопрос, как мне кажется, риторический. Но не дает мне покоя одно соображение. Технология получения терморасширенного графита давно известна. Но вот с патентной защитой как быть? Если Украина «подсядет» на «чудесные фильтры», то страна будет обречена до конца света платить, платить и платить.

А как же иначе, если Петрик заявляет: «С чем смешивается графит - тайна, она защищена патентами. Да, в технологию очистки заложено научное открытие… Явления взаимодействия ядерных спинов водорода с графенами… Это открытие… Серьезное, мировое открытие».

Поэтому я очень хочу спросить премьер-министра Азарова, какие именно изменения Правительство собирается вносить в государственную программу «Питьевая вода Украины на 2006—2020г.г.»? И не станет ли моя страна зависеть еще и от состояния отношений между шарлатаном и ФСБ?

P.S. Автор приносит свою искреннюю благодарность академику РАН Э.П. Круглякову (привет Золотой долине!), Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН, Валерию Лебедеву, Евгению Зубареву и другим коллегам-журналистам, чьи публикации были использованы для подготовки данного текста.

Сейчас на каждое заявление о принятии украинского гражданства приходится семь заявлений об отказе от последнего. Так ZN.UA сообщила Елена Лукаш — глава Комиссии по вопросам гражданства при президенте Украины. Статистика тревожная, особенно с учетом того, что далеко не все наши сограждане, навсегда уезжая за рубеж и принимая там иностранное гражданство, утруждают себя формальным отказом от украинского. С точки зрения украинского законодательства это — нарушение, но уехавших навсегда украинское законодательство уже, как правило, не волнует.

Эмиграция из Украины и ее частные составляющие — заробитчанство, учебная эмиграция и «утечка мозгов» уже давно не воспринимаются как героизм или предательство. Это просто социальное явление — довольно распространенное. «По возможности надо валить» — мысль, за годы украинской независимости посетившая головы значительной доли ее граждан. Конечно, ключевые слова здесь — «по возможности». Ведь мечтать о переезде и осуществить его — совершенно разные вещи, и далеко не всем хватает заряда смелости и пассионарности для того, чтобы начать строить жизнь с нуля на другом месте. Да и возможность покинуть родину есть не у всякого желающего. Впрочем, у наиболее ценных для страны категорий населения, как-то: ученые, талантливые предприниматели или работники IT-сферы — технических проблем с переездом обычно нет, они востребованы и в других странах.
С другой стороны — возможно, не все так страшно? В Институте демографии ZN.UA признались, что, несмотря на громкие слухи о «массовом бегстве» граждан из страны, демографические потери от эмиграции составляют мизерную долю от общего сокращения населения страны. Более того, в последние годы Украина имеет положительный баланс эмиграции и иммиграции. Так как же все обстоит на самом деле?
Объективно взглянуть на эмиграцию из Украины, равно как и на иммиграцию в нее, на практике очень сложно. Их попросту невозможно адекватно подсчитать. Проблема — в отсутствии достаточно наглядной статистики. Разные ведомства подсчитывают разные факторы, так или иначе связанные с отъездом человека или с его приездом сюда, но даже сумма их данных не дает полного понимания ситуации. Так, совершенно нерепрезентативна статистика пограничников: она фиксирует лишь пересечения границы, но не различает единократные и многократные перемещения. Проще говоря, для нее и семь человек, пересекшие границу один раз, и один человек, пересекший границу семь раз за год, дадут одно и то же число. В стране с таким активным приграничным движением, как у нас, на такие данные полагаться не стоит.
Более явно положение дел показывают статистика вышеупомянутой президентской Комиссии по вопросам гражданства и данные МВД, фиксирующие снятие граждан с регистрации по месту проживания и постановку на нее. Однако из-за огромной разницы в процедурах получения гражданства и получения регистрации эти статистики рисуют две различные картины, при взгляде на которые рождаются прямо противоположные выводы. Судя по отказам от гражданства, люди потихоньку бегут из Украины, судя по получению регистраций — мелким, но уверенным ручейком стекаются в нее.
«У разных ведомств — разные данные. Иногда взаимно противоречивые. Это нормально, поскольку в каждом случае — свой механизм подсчета и свои белые пятна», — пояснила ZN.UA Ирина Прибыткова, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии НАН Украины. — Возьмем, например, ситуацию с гражданством. То, что человек лишился гражданства Украины в пользу другого государства, еще не значит, что он из нее уехал! Голь на выдумки хитра — многие живут в Украине с тем же российским гражданством или с двумя паспортами (один взял, другой не сдал). И наоборот, в Тюменской области всегда жило множество украинцев — в середине 90-х мы там фиксировали около 900 тысяч, почти миллион наших соотечественников. У множества из них — украинское гражданство, пусть и живут они в РФ. Поэтому при изучении миграций в Украине в основном используется государственная статистика регистраций на территории Украины, собираемая МВД на основе отрывных талонов и передаваемая в Госкомстат. Но и другие данные не отбрасываются — ученые изучают и статистику тех же получений гражданства, и пограничников, и данные ОВИРов».
Что ж, и мы, для наглядности, воспользуемся данными двух ведомств — Комиссии по вопросам гражданства и МВД/Госкомстата. Первая иллюстрирует, насколько граждане дорожат украинским паспортом, вторая — насколько для них ценно право на проживание на территории Украины. И завершим выводами социологов, пытающихся выяснить, что и как толкает украинцев на выезд из страны.

Гражданство

Нынешний Закон «О гражданстве Украины» вступил в действие в 2005 году. Статистика Комиссии по вопросам гражданства при президенте Украины покрывает все последующие годы, включая текущий — заседания комиссии с разбором новых заявлений проводятся не реже чем раз в два месяца.
В соответствии с материалами, предоставленными Комиссией (см. табл.1), количество приобретающих наши паспорта значительно уступает числу тех, кто с ними расстается. Наше гражданство интересует (см. табл.2) в первую очередь жителей Российской Федерации, Армении, Молдовы, Узбекистана, Грузии и Азербайджана. Примечательно, что среди желающих выехать в Россию много украинских офицеров: разница в зарплатах здесь и там вынуждает их идти на различные ухищрения, чтобы сменить место службы еще до окончания действующего контракта. За период с мая 2010 года по май 2011 от украинского гражданства отказались 53 офицера.
Есть в Украине люди, формально являющиеся ее гражданами, но имеющие право и возможность проживать в других государствах по так называемой «инвестиционной визе» — как вложившие в экономику этих государств по-настоящему значительные суммы. Их учет не ведется. Подробную консультацию о том, как получить инвестиционную визу, украинцы могли бы получить у руководителей действующего правительства. Если бы последние были несколько публичнее и откровеннее, чем сейчас.

Регистрация

«Украина уже пережила основные волны миграции в 90-е годы», — рассказал ZN.UA заведующий отделом демографических исследований Института демографии Украины Алексей Позняк. — Связано это было, в основном, с перемещениями после распада СССР — в Украину приезжало много людей из России, многие из Украины уезжали в ту же Россию, в Израиль, в Беларусь. Сейчас — лишь отголоски этих перемещений».
Данные, предоставленные нам Институтом демографии, опираются на упомянутую выше государственную статистику. В них не входит непостоянная трудовая эмиграция (уезжающие на заработки, как правило, не выписываются из квартир), а так называемая учебная входит лишь отчасти. В данных за 2010 год — позитивная динамика, то есть приезжих больше, чем уезжающих. Такое «позитивное сальдо» наблюдается в Украине с 2005 года с коротким перерывом на кризисный 2009-й.
Итак, в 2010 году в Украине зарегистрировалось 30810 человек. Выехало — 14677. Наиболее популярные страны-приемники — Россия (5934 человека), Израиль (1507), США (965), Беларусь (772), Чехия (699), Испания (392), Италия (193). Данные понятны и естественны: обмен населением с Россией и Беларусью у Украины всегда был очень оживленным, Израиль — традиционная цель репатриаций украинских евреев, США — популярное во всем мире направление обычной и учебной эмиграции. Чехия, Испания и Италия — традиционные направления заробитчан, их показатели связаны, скорее всего, с осевшей или просто задержавшейся более чем на один сезон частью трудовых мигрантов. Единственный стереотип, который эта статистика несколько поколебала, — мнение о Канаде как о Мекке украинских эмигрантов. Присоединиться к миллиону канадцев украинского происхождения в 2010 году решило лишь 158 человек (при том, что 98 вернулось оттуда в Украину).
Среди стран—«отправителей» легальных иммигрантов в Украину безоговорочно лидируют бывшие республики СССР. Впереди, разумеется, Россия с 13920 иммигрантами, на втором Молдова — 3728, на третьем Узбекистан — 1911. Популярность нашей страны у выходцев из этой среднеазиатской республики, по мнению специалистов, может объясняться продолжающейся репатриацией крымских татар. Далее идут Беларусь (1098), Грузия (1092), Армения (1075) и Азербайджан (1009). Из стран дальнего зарубежья (таб.3) лидирует Израиль (833 прибывших), США (727), Чехия (699), Германия (453) и Турция (386). Слухи о массовом нашествии уроженцев Китая сильно преувеличены. По крайней мере, официальная статистика этого не подтверждает — за прошлый год (табл.4) лишь 302 «пришельца» из Поднебесной. Отток такого количества не станет заметным событием даже для одной улицы китайского селения. Аналогичная ситуация с миграцией из Африки (табл.5): вопреки распространенному мнению, все государства континента, вместе взятые (за тот же период), делегировали на наши земли 282 представителя. Ярко выраженный лидер — Нигерия (78 человек).
Что касается сезонной, кратковременной миграции гастарбайтеров без выписки из своих квартир, то по ней есть лишь общие данные за два с половиной года — с 2005-го по первую половину 2008-го включительно. За этот период Украину покинуло 1,5 млн. заробитчан. Однако эта статистика не учитывает уехавших на заработки всей семьей. По данным Алексея Позняка, конечные цели украинских заробитчан примерно поровну поделены между восточным (Россия и, в малых долях, Беларусь) и западным вектором (Центральная и Южная Европа, в основном Испания, Италия и Чехия). При этом направления имеют свою специфику и традиции. Так, в Россию обычно едут жители сопредельных с ней областей страны. Тогда как, например, Италию облюбовали жители Черновицкой области. Незримая связь между Италией и Буковиной имеет, по мнению некоторых экспертов, занятное историческое объяснение: родственность итальянского и румынского языков, прямых потомков латыни. Это, наравне с довольно лояльным законодательством, привлекло в Италию массу румынских остарбайтеров. В свою очередь, многие жители Буковины, исторически и культурно связанной с Румынией, пошли проторенной румынами дорогой.

Отчего и зачем

На рубеже 2009 и 2010 годов свое исследование готовности украинцев к эмиграции провели Фонд «Демократические инициативы» и компания Ukrainian Sociology Service. Их интересовало мнение граждан в возрасте от 18 до 34 лет. Оказалось, что лишь 13,8% молодежи готовы навсегда покинуть страну, 51,5% сказали эмиграции решительное «нет», а 29,9% хотели бы пожить за рубежом некоторое время. В абсолютном большинстве случаев это «некоторое время» составляло от трех до пяти лет — но всегда с условием последующего возвращения. 65,1% из готовых выехать временно признались, что хотят поработать за рубежом, 30,1% хотели поехать как туристы и лишь 5,5% хотели бы там учиться. Среди предпочтительных направлений эмиграции в первую очередь назывались Россия (19,0%), Великобритания (12,2%), Германия (11,7%), США (11,2%) и Италия (10,2%). Интересен рост популярности РФ: в аналогичном исследовании 2003 года своей конечной целью ее видели лишь 5,5% граждан. С другой стороны, в этот период Россия вела активные военные действия в Чечне, а Москва пережила несколько террористических атак, так что опасения относительно эмиграции в том направлении сложно назвать неоправданными.
В недавней публикации «Безопасность документов и миграционная политика: выводы и рекомендации международных рабочих групп для Украины», выпущенной общественной инициативой «Украина без границ», собраны данные нескольких украинских социологических служб. Среди поднятых в их исследованиях тем нам особенно интересна одна: кто именно и зачем хочет покинуть Украину?
В 2010 году Институт социологии в рамках ежегодного проекта «Мониторинг социальных изменений» задал гражданам вопрос: «Готовы ли вы покинуть свой населенный пункт и переехать?». Готов оказался каждый пятый, точнее, 19,1% респондентов. Однако 11,2% хотели сменить место жительства, не покидая Украину, и лишь 7,9% были готовы к переезду за границу. Для сравнения, в 2000 году таких было 14,4% и 9,6% соответственно. Основные причины, толкающие украинцев к переезду — поиск нового места работы и проблемы с экологической ситуацией в родных городах. Последнее, впрочем, более актуально для миграций внутри страны.
Ко всему прочему, публикация «Украины без границ» предлагает свое объяснение «перелома» в 2005—2006 гг, после которого Украина из «донора» человеческого ресурса стала его реципиентом. Это рост иммиграции из дальнего зарубежья. В том числе возвращение эмигрантов более ранних волн. На эту тенденцию нам указывала и Ирина Прибыткова. Многие украинцы разочаровались в эмиграции и решили вновь попытать счастья на родине.
Миграционную ситуацию на данный момент в указанном исследовании называют стабильной. Сальдо миграций — позитивное, все существующие потоки уже устоялись и не угрожают национальной безопасности ни масштабами, ни спецификой. Это мнение в массе своей разделяют и опрошенные ZN.UA эксперты. Волноваться о том, что страна теряет слишком много своих граждан, вроде бы повода нет. Среди молодежи, готовой уехать, многие настроены возвращаться, и, как показывают данные за вторую половину «нулевых», некоторые действительно возвращаются. Специалисты заверяют, что на фоне множества иных бед украинской демографии проблема бегства граждан из страны уже пять-десять лет не входит в топ самых актуальных. Однако не стоит забывать, что эмиграцию сдерживает не столько нежелание граждан уезжать, сколько отсутствие таких возможностей. Да и в шутке о том, что из Украины бегут востребованные на Западе, а приезжают (возвращаются) не востребованные нигде, содержится лишь доля шутки.
Кроме того, итоги прошлогоднего опроса Института социологии удивительным образом расходятся с результатами свежего исследования Центра социальных исследований «София», опубликованными в прошлом номере ZN.UA в материале «Вишневый сад украинского традиционализма». Согласно приведенным данным, 34,1% из 2022 респондентов Центра указали: если бы позволяли обстоятельства, они переехали бы в другую страну на постоянное место жительства. Чуть более половины (55,1%) остались верны родине и отказались от какого-либо переезда, 10,8% затруднились ответить на этот вопрос. Каким образом доля готовых к эмиграции граждан выросла с 7,9% до 34,1% за неполный год? Возможно, у «Софии» и Института социологии просто разные методы исследований, возможно, имеет значение оговорка «если бы позволяли обстоятельства» в их формулировке вопроса. А возможно, за ответом на этот вопрос стоит обратиться к первым лицам украинской власти…

Жизненное пространство: разделяй и властвуй

Каждое госучреждение, будь оно возведено давно или сооружено уже в новейшие времена, всегда распределено на множество кабинетов и кабинетиков: с одним входом на несколько комнат, перегороженными шкафами закоулками, минималистичными каморками на один стол – главное, чтобы никаких новомодных open space, большого скопления людей в одном месте.

Наверно, это огромное количество кабинетов призвано подчеркивать статус каждого отдельного служащего и украинской бюрократии в целом. Посещение такого учреждения для гражданина – это всегда квест в поисках нужного чиновника, подписи, печати. Это игра на нервах и модель для пусть мизерных коррупционных возможностей.

Заходишь в какой-либо там седьмой и восьмой кабинет за финальной (казалось бы) подписью, а чиновник говорит, что надо еще этот документ зарегистрировать, поставить еще одну печать или еще что-то, а время уже к обеду или концу рабочего дня, да и ты просто устал уже от этого марафона.

Тебе дают понять: от этого круга беготни тебя могут освободить… «Девочки занесут», - говорит по обыкновению в таких случаях чиновник и намекает гражданину - даром никто носить не будет. Дальше – уже дело совести посетителя: бежать за конфетками-шоколадками или заходить на очередной вираж.

Кабинетный «сепаратизм» - это также и возможность безнаказанно расточать рабочее время и регулировать количество посетителей. В госучреждениях по обыкновению не решают рабочие дела аськой или скайпом – каждый мелкий вопрос надо обсудить лично, ведь всегда есть возможность закрыть кабинет на ключ и пойти по делам (а то и просто поболтать) к коллегам, скажем, на другой этаж.

В кабинете: иконы и забота спонсоров

Мебель, обои, канцелярская принадлежности – все это зависит от ранга хозяина кабинета, но есть вещи, которые присутствующие на рабочем месте хоть мэра города, хоть жэковской бухгалтерши. Обязательно на столе или на стене присутствующие иконы, как правило, их несколько – от небольших и недорогих до немалых, подаренных местным духовенством.

Чиновник – по обыкновению это человек из большинства, которое говорит на языке большинства (в зависимости от региона), исповедует религию большинства (в зависимости от региона), и симпатизирует или нет (в зависимости от региона) центральной власти.

Портрет Януковича сегодня увидишь далеко не в каждом кабинете, равно как и несколько лет тому портрет Ющенко. Ныне где-то в центральных или западных областях в госучреждениях можно увидеть календари с изображениями оппозиционных лидеров (если эти лидеры являются популярными на подконтрольной чиновнику территории).

Среди других деталей интерьера рядом с разного пошиба грамотами от руководства и партнеров нередко встретишь и известные торговые марки. Наши чиновники не гнушаются, скажем, настенными часами с логотипом косметической компании, календарем с символикой богатейшего в городе предприятия, записной книжкой с рекламой фармацевтических корпораций.

Эта бесплатная реклама рождена традиционной ведомственной бедностью, которая плавно переросла в ощущение, что все что-то должны дать, хотя бы пустячок: редко в каком «казенном доме» канцтовары и прочие офисные принадлежности закупаются за счет учреждения (хватает бюджетных денег на мелочи или нет - не тема нашего эссе, выводы можно сделать прочитавши специализированный сайт Наші Гроші), итак чиновники выкручиваются за счет таких себе спонсоров: ими может быть как большая компания, которая кормит полгорода, так и средний гражданин, который опоздал с какой-нибудь регистрацией – с такого мелкого нарушителя чиновники не берут штраф, как того требует действующее законодательство, а требуют купить бумагу для принтера, картридж, степлер и т.п.

Чиновничья субкультура вообще жалует натуральный обмен: о деньгах рядовому посетителю не упоминают. По обыкновению их попросят у центральной власти, или когда уже речь идет о серьезных взяточнических схемах. А так должностное лицо, даже если он ездит на работу на представительском авто, никогда не опустится до того, чтобы купить за свой за счет, скажем, несколько почтовых конвертов или карандашей – оно будет искать возможности получить их будто бы в подарок.

Вся жизнь украинский чиновник ориентирован на «голенище»: к невысокой зарплате надо всегда иметь какой-либо «приварок» - не обязательно это взятки в традиционном понимании, но какие-то подарочки, какие-то договоренности «по блату», какие-то скидки и преференции должны быть – для чего иначе протирать штаны в кабинетах? И по большому счету, чем есть льготы, которые так любит наше чиновничество, как не легитимизированным государством «голенищем»?

Мелкое чиновничество и госслужащие стран Третьего мира живут так, как в 1990-е призывали жить российские либералы. Именно тогда Ирина Хакамада, председатель Госкомитета по поддержке малого бизнеса в правительстве Черномырдина, советовала госслужащим, которым государство не платило зарплату, проявять больше инициативы – собирать грибы и ягоды.

А Борис Березовский, создатель нынешней системы путинской вертикали, в своей книжке «Как заработать большие деньги» делился с чиновниками опытом: «Предположим, скромный служащий получает 8 тыс. рублей в месяц. Однажды вон взял в руки вольпинистскую бумагу (вид плацебо) и написал па ней: «Со следующего года я буду получать 10 тыс. рублей в месяц, или 120 тыс. рублей в год». Нужно отдавать себя отчет, что Вселенная даст вам просимое и без всяких действий с Вашей стороны, если только вожделение не подаст предательскую заявку на «трудность получения».

Бледные цвета и никаких джинсов

Чиновничий дресс-код тяжело не заметить. Женщина, которая имеет статус пусть руководителя отдела (по обыкновению такого ранга украинки достигают после 40 лет), должна иметь высокую прическу – эта мода не пройдет. Поднятые кверху в причудливую геометрическую конструкцию волосы (как правило, крашеные в белый цвет) являются символом власти и влияния. И агрессивные тона в косметике - эта женщина постоянно находится на передовой: бьется за свою должность, дальнейшую карьеру, отбивается от навязчивых посетителей.

Если вы зашли в кабинет, где сидит несколько женщин – ищите ту, у которой самая высокая прическа, решение здесь принимает она. Мужчины – госслужащие среднего и старшего возраста довольно часто отличаются усами – как правило, это символ патриотизма чиновника, также в разговоре с ним нелишне вспомнить что-то о красоте родного края и трудолюбивых людях – так будет легче объясниться.

Чиновники рангом ниже одеваются скромно, не отличаются в одежде от других своих земляков. Единое правило: не одевать ничего яркого и упаси Боже прийти на работу в джинсах – в госучреждении этого не извинят. Ну и конечно, никаких шорт.

Если среди паспортисток или секретарш суда случается госпожа, наряженная в какие-то пестрые тона – это или новенькая, которая противопоставляет себя серому безликому коллективу, или фаворитка биг-босса, которая демонстрирует своюю вседозволенность.

Более-менее стильный мужчина – это разве что представитель какого-нибудь отдела культуры – богеме такие затеи извинят, заместителю мэра по вопросам жилого сектора или предпринимательства – никогда.

Гибкая языковая политика

Мне не приходилось встречать чиновников, которые совсем не владели бы государственным языком. Даже на Востоке они, по меньшей мере, владеют терминологией (судебной, налоговой, медицинской и т.п.), ведь законы и другие нормативные акты у нас издаются на украинском – понимать нужно. В западных регионах чиновники не ощущают потребности переходить на русский.

Наиболее интересная картина в центре и в самом Киеве. Когда к чиновнику обращается грамотный и юридически подкованный человек, он будет говорить чистой украинской, часто густо цитируя действующее законодательство. Когда посетитель – человек простой, то госслужащий снисходительно перейдет на суржик, тем самым демонстрируя, что он, дескать, тоже из народа вышел. Ну а если кабинету посетят крутые русскоязычные бизнесмены, то вспомнить «вєлікій и могучій» ноу проблем.

Но к фене и сленгу не опустится – классический украинский чиновник человек вежливый, разговаривать осторожно он научен с первых месяцев своей службы.

Железная печень - признак профессионализма

Мода на йогу, фитнес-клубы и здоровый образ жизни, которым ныне захватывается «офисный планктон» чиновничество не задевает. В смысле досуга – чиновники с народом. Пить часто и каждый раза иметь весомый повод – это стиль жизни.

Недавно в госучреждении одного райцентра наблюдал такую картину. Был именно обеденный перерыв, и все спешили к кабинету, где ждала щедрая «поляна» и несколько бутылок алкоголя. Повод был уважительный. «Вчера же Николая было, а начальница отдела Галина Николаевна», - простодушно объяснила причину гульбы молоденькая бухгалтерша. Если именины отца начальницы отдела являются причиной для такой гульбы, то что же здесь делается на день бухгалтера – тяжело представить. Хотя… представляю.

Встречаю как-то приятеля, не последний человек в райотделе милиции. Вид у него скверный. Спрашиваю, что произошло. «И вчера день прокуратуры «мочили», выходили из их помещения в три часа ночи с песнями!»

Уметь пить – вот важная привычка для украинского чиновника. Человек, склонный к алкоголизму, карьеры не сделает. Правильный чиновник должен достойно выглядеть даже в угаре, какого-нибудь «дня прокуратуры», лишь бы не ляпнуть лишнего, договориться с нужными людьми и на второй день выйти на работу.

Лечить подорванное на нервной работе и частых корпоративах здоровье чиновники нередко берутся также оригинальным способом. Знакомые врачи и профильные санатории – это понятно. Йоги и аюрведы у людей из большинства не пользуются популярностью. А вот ворожеи – это по-чиновничьи. Мужчина с портфелем в доме ворожеи – желательный гость. «Эта бабка начальника налоговой от радикулита вылечила, а главе суда камни из почек вывела», - скажут люди. Лучшей рекламы довольно искать!

Ретрограды-Консерваторы

Админресурс – это они. Бунтари избирают другие профессии, а украинские чиновники умеют голосовать, за кого надо, работать на «субботниках», создавать массовку для важных гостей, устраивать показуху.

Они не рады реформам, потому что это прибавляет чиновничеству работы и порождает сокращение штатов, они не в восторге от технических инноваций – в их кабинетах есть компьютеры, но большинство документов они до сих пор пишут от руки, ковыряют в архаических картотеках, загромождают свои конторы поленницами бумаг.

Они привыкли, что государство обманывает их, а они государство, они не верят, что зарплата может быть такой, что рисковать ради мелких взяток не стоит, не верят, что законодательство когда-то станет логичным и прозрачным. И именно на них держится все последние 20 лет насквозь коррумпированная, корявая украинская демократия.

Первый политик, который на самом деле захочет провести у нас реформы, должен ликвидировать чиновничество как класс и набрать на госслужбу людей с новой мотивацией – Грузия и Восточная Европа уже прошли этот путь.

 

У украинской власти новая фобия. В последнее время или не в каждом массовом волнении она усматривает западный след. Ба, даже больше – глава фракции Партии Регионов Александр Ефремов в апреле, выступая на местном луганском телевидении, заверил – "внешний инвестор" уже выделил средства на повторение африканской событий в Украине.

Новая фобия

Не прошло и месяца после заявления регионала, как главный милиционер страны Анатолий Могилев обвинил во львовских событиях 9 мая международные гранты.

"У нас отдельные господа, отрабатывая гранты, которые нам поступают, устраивают вот такие вот колебания. Потому что мощная Украина никому не нужна", - заявлял Анатолий Могилев, также выступая на телевидении. - "Они именно заинтересован были в том, чтобы отчитаться о вложенных в них финансовых ресурсах, об осуществленной работе и создании там массового побоища".

Со временем к числу грантофобов добавился еще и министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник. На следующий же день после майских студенческих протестов министр сразу вычислил – украинскую молодежь подстрекают международные фонды.

"Провоцирует тот, кто платит деньги - иностранные фонды", - заявил Дмитрий Табачник.

Первыми, кто озаботился от упреков вельмож, стали отечественные общественные организации. Шутка ли, в соседних странах, таких как Беларусь, Россия и Туркменистан, подобные разговоры привели к запрету финансирования общественных организаций из-за границы, а потом и к свертыванию их деятельности.

 Для украинских ОО подобный запрет также равнозначен смерти, ведь большинство из них существуют благодаря международным грантам. Среди них и известный Украинский Хельсинский союз по правам человека. В прошлом году организация получила свыше 4,6 миллионов гривен от заграничных фондов. Более всего поступлений шло от Норвегии, Нидерландов, Америки. Штаб-квартира общественной организации находится в старом доме на Олеговской горе. Почти все комнаты здесь заполнены поленницами папок, в которых хранится сотни и тысячи дел. Сюда приходят те, кто нуждается в бесплатной юридической или адвокатской помощи. Каждый год количество таковых – до пятнадцати тысяч человек.

Среди них нет никакой политики, – уверяет исполнительный директор Союзы Владимир Яворський.

"Это все дела, которые касаются инвалидов, многодетных семей, людей, которые пострадали от действий правоохранителей и им некуда идти, - объясняет Владимир Яворський, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека. - Это люди бедные, у них нет денег, они не могут заплатить около тысячи гривен за адвокатские услуги, а мы можем, потому что у нас в штате есть адвокаты".

У организации нет конкурентов по предоставлению бесплатной адвокатской помощи среди государственных структур – уверяют правозащитники. Никакая правительственная структура не предоставляет денег на правозащитную деятельность. Сейчас юридические консультации без платы осуществляет только Министерство юстиции, да и то не систематически, - говорят в Союзе.

Обратиться за такой госпомощью киевлянин Юрий Мосиенко не захотел, даже когда провел за решеткой два года досудебного следствия и еще год после приговора суда. Его обвинили в убийстве, которого, как уверяет, сам мужчина, он не совершал. Юрий уверен, что госадвокаты сотрудничают со следователями. Когда за его дело взялся правозащитник, приговор Юрию отменили, и он уже год как на воле. Однако дело не закрыли.

 Слухи о возможном закрытии общественных организаций дошли и до мужчины. Теперь он опасается, что после шести лет сотрудничества с правозащитниками останется без защиты.

"Такие организации должны существовать, - рассказывает Юрий Мосиенко. - Если бы не они, я не знаю, что со мной было бы, я бы, наверное, сидел. Они помогают не только мне. Пока я сидел в СИЗО, я видел там много таких как я. И вся проблема в том, что мы не знаем законов и милиция пользуется этим".

Деньги на стол

В провластной партии благородным намерениям заграничных инвесторов не верят. Регионал Вадим Колесниченко, требует полной прозрачности и открытости финансовой деятельности международных фондов и общественных организаций на территории Украины.

"Чтобы было известно, что он получает деньги от такой-то корпорации, или от такого-то фонда, - говорит Вадим Колесниченко, народный депутат, - и этот фонд преследует конкретные цели. Этот фонд, например, финансировал организацию войны в Ираке или организацию наркотрафика".

Общественные организации на народного избранника, который и сам до сих пор не сделал достоянием гласности декларацию о доходах, не обижаются и приглашают на собственные сайты. Например, на сайте Хельсинского союза есть отчеты за все годы деятельности организации. Первая часть этого документу посвящена достижениям ОО, а вторая – финансовой отчетности. Для тех, кто не пользуется Интернетом, союз издает ежегодные буклеты о своей деятельности.

Такая же прозрачная отчетность есть на сайте Международного Фонда " Возрождение", который финансируется американским миллионером Джорджем Соросом. Именно в адрес этого фонда и полетело более всего камешков от регионала Александра Ефремова, когда он говорил о подстрекательстве людей на революции в Украине. На сайте Фонда среди груды грантов нет пункта " предоставления средств на массовые волнения". Вместо того здесь есть список предоставленных грантов за последних десять лет деятельности организации, подробное описание этих грантов, названия общественных организаций которые получили средства, их контакты и сфера деятельности на что выдан грант.

Кроме того, деятельность международных доноров и отечественных ОО тщательно проверяют как независимые аудиторские фирмы, так и отечественные контролирующие органы.

"Нас проверяла налоговая инспекция, КРУ, прокуратура, милиция, СЭС. – рассказывает Дмитрий Шерембей, директор департамента коммуникации, политики и объединения адвокатов ВБО "Всеукраинская сеть ЛЖВ". - За эти полгода мы прошли все существующие проверки. Мы конечно не против, чтобы они приходили, и хотелось бы чтобы это имело смысл, хотя бы какое-то объяснение, зачем это делается".

В общественной организации, где работает Дмитрий Шерембей, больным ВИЧ предоставляют полную и бесплатную помощь. Каждый год сеть ЛЖВ обеспечивает консультациями и дорогим, дефицитным лекарством почти сорок тысяч людей. Средства берут преимущественно из Глобального Фонда. Благодаря общественной организации в следующем году Фонд выделит Украине 300 миллионов долларов.

"Наша политика - как можно больше задействовать невозвратные средства для того, чтобы израсходовать на украинцев, - поясняет Дмитрий Шерембей. – Вообще-то это должно делать государство, так пусть по крайней мере поблагодарят нас и не мешают тем, кто ищет для украинцев деньги в этом мире".

К проверкам со стороны фискальных органов привыкли и в Хельсинском союзе, и в Международном Фонде " Возрождение". Дошло даже до скандала. В прошлом году грантами "Возрождение" заинтересовалось СБУ. Однако, по результатам проверок, силовые структуры так ничего и не нашли. Это о какой еще прозрачности говорить при такой системе контроля? - спрашивает глава общественной организации "Республика" Владимир Чемерис и сам же на свой вопрос отвечает:

"Вопрос в том, что господин Колесниченко и господин Ефремов не хотят открытости, они хотят подконтрольности общественных организаций своей политической силе", - говорит Чемерис.

К Владимиру Чемерису грантофобы по сути могли бы прицепиться быстрее всего, ведь лидера ОО можно увидеть на многих митингах и акциях протестах. Его работа – наблюдать за мирными собраниями в стране. Человек уверяет, что ни единой копейки из полученных грантов на эти митинги не использует.

"В любых уставах запрещено финансирование как некоторых протестных акций, так и вмешательство во внутренние дела другой страны", - объясняет Владимир Чемерис.

Власть грантоедов

Депутат Вадим Колесниченко предлагает перестраховаться и позволить финансирование отечественных ОО только украинским донорам.

"Если политическая жизнь Украины стараются менять за счет иностранных средств, - приходит в негодование народный избранник, - это называется реальное вмешательство во внутренние дела, это экспансия".

Но брать деньги от украинских фондов и бизнесменов авторитетные ОО категорически не хотят. Говорят, это прямой путь к зависимости от инвестора и вмешательству последнего во внутреннюю деятельность организации.

Но самое смешное другое – двойные стандарты в заявлениях регионалов. С одной стороны они проникаются тем, лишь бы западные миллионеры не вмешивались в государственную политику Украины путем финансовых вливаний в общественные организации, с другой – представители власти сами не гнушаются брать средства международных доноров.

Чем не пример - кредиты от МВФ и средства на проект «Укрытие» для Чернобыльской АЭС? Ба, даже больше, министерства сами часто принимают участие в грантовых конкурсах. Делают это даже те, кто еще недавно подвергал критике грантодателей. В частности, министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник.

"Международные гранты используют высшие учебные заведения и очень активно, - рассказывает Дмитрий Табачник. - Мы просили о помощи в этом году международных грантодателей на проведение международного исследования мониторинга качества образования".

Дмитрий Шерембей из Всеукраинской сети ЛЖВ уверяет – государство самый большой грантополучатель. Ни одна общественная организация не конкурент власти в грантовых конкурсах.

По данным фонда PAUCI, власть с 2007 по 2013 года получила и еще получит одиннадцать миллиардов грантовых гривен. И это лишь от Евросоюза.

Для исполнительного директора Фонда " Возрождение" Евгения Быстрицкого общение с представителями власти не редкость. "Вот у меня сегодня, я не буду называть людей, были из министерства, - рассказывает Евгений Быстрицкий. - Они просят средств для того, чтобы просто делегация из министерства на уровне руководителей министерства поехала в другую страну. Я спрашиваю, а что у министерства нет средств? Да, министерство бедное!".

Если власть сама питается грантами, то для чего нужны разговоры об угрозе международных фондов? По мнению большинства экспертов, власти надоедливая критика со стороны общественных организаций и их чрезмерная активность.

"Такие организации, как мы, - объясняет Владимир Яворский, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека, - кроме того, что помогаем людям, еще и собираем факты, о нарушении прав человека, собираем факты о том, что делает государство в то или иное время. И мы распространяем эти факты. Конечно, власти не нравится, когда на международной арене появляются четкие факты о нарушении прав человека в стране и обычно им хочется это запретить".

Запретить напрямую деятельность ОО власть не рискнет – это означало бы испортить свой имидж на западе. А вот прикрыть международное финансирование, ссылаясь на африканские события, вполне возможно. Для этого собственное и предпосылки есть. В парламенте лежит законопроект " Об общественных организациях". Он уже принят в первом чтении. Ко второму чтению депутаты могут добавить в документ норму о запрете финансирования ОО из-за границы. Такое правило уже действует для политических партий. Поэтому ничего невозможного здесь нет. И тогда точно можно вступать в Таможенный Союз, потому что у Украины будет много общего с Россией и с Беларусью.