Статьи
Четвертый год подряд президент Порошенко обещает беспощадную борьбу с коррупцией, в том числе среди своих друзей.
Еще год назад, представляя судебную реформу, глава государства акцентировал, что само создание Высшего антикоррупционного суда должно помочь преодолеть безнаказанность коррумпированных топ-чиновников. В этом году в Послании к Верховной Раде Петр Порошенко четко дал понять, что создания отдельного антикоррупционного суда ждать не стоит, а вместо этого предложил «антикоррупционный судебный орган«.
К сожалению, уже очевидно, что отказ от создания независимого антикоррупционного суда и является стратегией защиты «друзей» президента и всей политической элиты от уголовной ответственности за разворовывание государства.
Суд как последний форпост топ-коррупции
Чтобы антикоррупционная реформа дала ожидаемый обществом результат в виде приговоров и конфискаций незаконно приобретенного имущества, необходимы три элемента: независимое следствие, независимая прокуратура и независимый суд. Два из трех компонентов в Украине созданы: Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура расследуют и передают в суд дела против топ-чиновников всех политических цветов и ветвей власти.
Однако судебная реформа только начинается. Пока обычные украинцы пытаются увидеть хоть какие-то ее результаты, суды по всей стране уверенно защищают непростых украинцев от расследований со стороны НАБУ.
В частности, суды блокируют НАБУ доступ к документам, необходимым для расследования. Например, суд не позволил получить доступ к банковской информации о схеме «Роттердам +», из-за которой каждый украинец переплачивает за электроэнергию в карман Ахметова. Суды отпускают подозреваемых НАБУ под небольшие для них залоги. Достаточно вспомнить, как суд отпустил на поруки экс-нардепа Николая Мартыненко, подозреваемого в разворовывании на 17 млн долл., тогда как обычного человека за кражу на несколько сотен гривен тот же суд оставил в СИЗО на два месяца. Суды также «сливают» закрытую информацию об обысках, на которые НАБУ получает разрешения.
Если же это не помогает и НАБУ успешно завершает расследование и передает дела в суд, суды просто оттягивают их рассмотрение. 40% дел НАБУ в судах остаются без рассмотрения по 4–12 месяцев, тогда как, по официальной статистике, лишь 1,2% всех уголовных дел задерживаются в судах. В СМИ как контраргументы против НАБУ звучат обвинения, что дела бюро разваливаются в судах из-за неимения доказательств и плохой работы детективов… В действительности же дела буквально сваливаются в судах в незыблемые кипы и остаются без рассмотрения.
Из приостановленных в судах дел НАБУ уже составляет антирейтинги. Топ-5 от общественности следующий:
1. Дело Константина Кулика, бывшего военного прокурора АТО. Кулик — первое должностное лицо, обвиняемое в незаконном обогащении на сумму в 2,6 млн грн. В частности, гражданская жена г-на Кулика, с которой у него двое общих детей, стала собственницей ценной недвижимости, стоимость которой не могут покрыть общие официальные доходы семьи. Во-первых, благодаря апелляционному суду Киева г-н Кулик сохранил должность в прокуратуре, хотя НАБУ просило отстранить его на время следствия; более того, позже Кулик получил повышение. Дело против Кулика ждало начала рассмотрения в суде почти пять месяцев. Сейчас дело рассматривает Голосеевский районный суд города Киева, в котором работают только четыре судьи, и слушания откладываются с перерывами на месяцы. За это время другой суд по иску г-на Кулика решил, что истец и его жена не находятся в родственных отношениях, несмотря на наличие общих детей, факт совместного проживания в течение длительного времени и общие затраты.
2. Дело Романа Насирова, отстраненного главы Государственной фискальной службы, который подозревается в нанесении государству убытков на сумму 2 млрд грн в так называемом деле народного депутата А. Онищенко и ПАО «Укргаздобыча». Пока коррупционное дело не передано в суд, Насиров пошел стопами Кулика. Он просит суд признать, что глава Государственной фискальной администрации не должен нести ответственность за принятые им решения о предоставлении налоговых рассрочек компаниям Онищенко. Как утверждает Насиров, он только механически подписывал решения, которые готовят его подчиненные.
3. Дело Владимира Сивака, директора Запорожского титано-магниевого комбината, подконтрольного Дмитрию Фирташу госпредприятия, который обвиняется в разворовывании 490 млн грн. Дело передано в суд в середине ноября 2016 г., однако из-за ошибки Антикоррупционной прокуратуры — в Печерский районный суд Киева вместо одного из судов Запорожья. А Печерский суд более чем полгода не мог решить вопрос направления дела для решения подсудности в вышестоящие суды. Таким образом, первое подготовительное заседание в Запорожье на момент подготовки этой статьи еще не состоялось. Тем временем подконтрольная Фирташу компания, как и Кулик и Насиров, пытается получить решение хозяйственного суда, которое нивелирует обвинение против Сивака.
4. Дело одесского судьи Алексея Бурана, обвиненного во взятке на полмиллиона гривен. Судья известен тем, что стрелял в детективов НАБУ в ходе обыска его помещения. Дело передано в суд в июле 2016 г. С тех пор дважды менялась коллегия судей: один судья внезапно решил уйти на пенсию, другого — пришлось заменить из-за проблем со здоровьем. Теперь суд будет решать вопрос о возможной необходимости начать рассмотрение дела с начала. И это уже после того, как состоялись 27 судебных заседаний. Хотя фабула дела — одно из самых простых дел НАБУ, судебные заседания пока ограничиваются только решением вопросов необходимости продления срока меры пресечения, а слушания, в сущности, фактически не происходят.
5. Дело о разворовывании средств ПАО «Одесский припортовый завод» из-за закупки природного газа по завышенной цене на 205 млн грн. Фигурантами дела являются «менеджеры Мартыненко» — первый заместитель НАК «Нафтогаз Украины» Сергей Перелома и первый заместитель директора ОПЗ Николай Щуриков. Сначала Шевченковский районный суд отказался рассматривать заявленные прокурором ходатайства об избрании обвиненным мер пресечения и их отстранения на время судебного разбирательства от занимаемых должностей, потом начал откладывать рассмотрение дела на несколько месяцев из-за отпуска судей, а потом вообще сделал судебные заседания закрытыми просто на основании сомнительных ходатайств стороны защиты. Создается впечатление, что президента и его команду устраивает такое положение дел. Почти год прошел после старта инициированной президентом судебной реформы, частью которой являются создание Высшего антикоррупционного суда. Девять месяцев назад лидеры мнений во главе со Святославом Вакарчуком обратились к президенту с призывом немедленно начать создание антикоррупционного суда. Прошло три месяца от конечного срока принятия закона об антикоррупционном суде, определенном меморандумом между Украиной и Международным валютным фондом. Почти все это время президент и его команда молчали или объявляли антикоррупционный суд вопросом «несвоевременным». До недавнего времени.
«Новые» антикоррупционные палаты со старыми судьями
В конце мая нынешнего года генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что Украине не нужен новый антикоррупционный суд, вместо этого лучше создать антикоррупционную палату в имеющемся суде. Тогда же народный депутат Cергей Алексеев из фракции Блока Петра Порошенко зарегистрировал в парламенте законопроект № 6529, которым предлагается создать антикоррупционные палаты или специализацию во всех судах, а отдельный антикоррупционный суд — не создавать вообще. Вместо нового органа предлагается, вдобавок к уже имеющимся в обычных судах палатам, создавать еще и антикоррупционные. Международным партнерам Украины идею заменить антикоррупционный суд палатой начали «продавать» за несколько месяцев до регистрации законопроекта. Создание антикоррупционных палат — новый фасад для коррупционной безнаказанности. Антикоррупционные палаты не предусматривают главного — независимого отбора новых судей. В палатах останутся старые судьи, ныне блокирующие дела НАБУ. Даже если будут анонсированы конкурсы на должности антикоррупционных судей, их будут выбирать друзья президента и судьи времен Януковича.
Независимый антикоррупционный суд начинается с избрания судей
Альтернатива идее зависимого антикоррупционного органа есть. С февраля 2016 г. ждет рассмотрения Верховной Рады законопроект №6011 депутатов Сергея Соболева, Оксаны Сыроид, Ивана Крулько, Светланы Залищук, Мустафы Найема и Сергея Лещенко об антикоррупционном суде. Законопроект Алексеева о палатах пытались включить в повестку дня парламента сразу после представления, тогда как другой законопроект лежит в парламенте без движения. Очевидно, клептократов не устраивают гарантии независимого избрания будущих антикоррупционных судей, предложенные этим законопроектом. Конкурс в Верховный суд показал: нет такого европейского стандарта, которым «нужные люди» не смогли бы манипулировать в интересах других «нужных людей». Итак, в политической реальности Украины секрет независимости судей заключается не только в процедурах и критериях, но и в людях, их применяющих. Согласно законопроекту, антикоррупционных судей должна избирать специальная комиссия, треть членов которой будут рекомендованы странами и организациями, предоставляющими Украине средства на борьбу с коррупцией. При таком подходе власть не будет иметь контроля над решающими голосами, нужными для избрания антикоррупционных судей. Более того, законопроект предлагает избирать через специальную комиссию судей как первой антикоррупционной инстанции, так и апелляции. То есть власть не только не получит контроль над избранием антикоррупционных судей, но и не сможет отменить их решения через подконтрольных судей других судов. Предсказуемо, такой подход неприемлем для большинства представителей политического класса, потому законопроект быстро объявили неконституционным. Провластные спикеры и даже некоторые эксперты заявляют: избрание антикоррупционных судей специальной комиссией делает антикоррупционный суд специальным, что прямо запрещено Конституцией. Однако ни Конституция, ни другой закон, ни решения Конституционного суда не объясняют, что такое специальный суд. Потому власть старается ставить клеймо неконституционности на все, что выводит антикоррупционных судей из-под властного контроля. На самом же деле независимое избрание антикоррупционных судей, на наш взгляд, отнюдь не является неконституционным и не делает суд специальным. Антикоррупционные судьи в любом случае вынуждены пройти те же этапы отбора, что и остальные судьи; решение специальной комиссии будет подлежать утверждению обычными органами отбора судей и президентом. Однако ни ВККС, ни ВСП не смогут манипулировать критериями добропорядочности судей и рекомендовать сомнительных кандидатов вне решения. Независимый отбор судей, а именно наличие в отборе специального фильтра вне контроля политического класса, — вот основная претензия власти к законопроекту 6011. Любые другие вопросы к документу можно было бы исправить между первым и вторым чтениями.
Венецианский арбитр
Сейчас оба законопроекта — об антикоррупционном суде №6011 и об антикоррупционной специализации (палатах) № 6529 — переданы на экспертизу Венецианской комиссии за демократию через право. Таким образом авторы судебной реформы президента стараются убить двух зайцев. Экспертиза «Венецианки» позволяет отложить выполнение требования Международного валютного фонда относительно принятия законопроекта об антикоррупционном суде, да еще и переложить ответственность за задержку с больной головы на здоровую. Однако главная цель — получить вывод о неконституционности избрания антикоррупционных судей специальной и независимой комиссией. Именно в этом экспертов Комиссии активно убеждали спикеры с Банковой. Авторам судебной реформы и их друзьям во всех партиях на самом деле безразлично, как будет называться антикоррупционный судебный орган — суд или палата, трибунал или как-то иначе. Камнем преткновения являются исключительно вопросы влияния политической элиты на отбор антикоррупционных судей. Заключения Венецианской комиссии можно ожидать уже в начале октября. Следует отметить, что обычно комиссия, готовя заключения, анализирует не только юридический текст, но и политический контекст страны. В вопросе судебной реформы комиссия обращает внимание на реальную, а не на формальную независимость органов, назначающих судей. Любое заключение Венецианской комиссии станет рычагом политической борьбы. На дипломатической арене это заключение будет использовано для давления на Украину в вопросе завершения антикоррупционной реформы, в частности — для формулировки требования относительно антикоррупционного суда в следующем меморандуме по МВФ. Перспектива наказания насировых, мартыненко, онищенко и всех бесчисленных исполнителей коррупционных схем, вымывающих деньги из бюджета Украины, зависит от того, позволит ли президент привлечь международных партнеров Украины к избранию антикоррупционных судей.
- Информация о материале
Суд не став штрафувати помічника нардепа Фельдмана Дмитра Безпалова за фінансування партії «Наш Край» фірмою, яка має кінцевих бенефіціарів – іноземних громадян.
Про це йдеться у постанові Московського районного суду м. Харкова.
У Звіті політичної партії «НАШ КРАЙ» за I квартал 2017 року записане, що Т0В «Харківська роздрібна компанія» перерахувала грошовий внесок у розмірі 225000 грн. на підтримку Партії.
Засновниками ТОВ «Харківська роздрібна компанія» є кіпрська «Роззбі Інвестментс Лімітед» (Rossby Investments Limited), бенефіціаром якої вказана Софія Арістейдоу.
Пунктом 3 ч.1 ст 15 Закону передбачено, що не допускається здійснення внесків на підтримку політичних партій юридичними особами, кінцевими бенефеціарними власниками (контролерами) яких є іноземці чи особи, без громадянства.
Але суд вирішив не карати Дмитра Безпалова, який був директором ТОВ «Харківська роздрібна компанія», через те, що гроші у сумі 225 тис. грн. були повернуті ТОВ «Харківська роздрібна компанія».
Дмитро Безпалов зараз є помічником нардепа Фельдмана та працює директором з девелопменту ПАТ «Концерн АВЕК та Ко» Олександра Фельдмана.
Кіпріотка Софія Арістейдоу є бенефіціаром ТОВ «Амса», яке знаходиться у тій ж будівлі, що й Концерн АВЕК.
Новим директором ТОВ «Харківська роздрібна компанія» є Валерій Кирилко. Він ж є директором ТЦ «Барабашово», яке вважається основним активом родини Фельмана.
Олександр Фельдман є співголовою ПП «Наш Край».
Кіпрська Rossby Investments Limited не вказана у декларації нардепа Фельдмана за 2016 рік.
- Информация о материале
После принятия закона Украины «Об образовании» западные соседи бросились обвинять Киев в нарушении прав национальных меньшинств – этнических венгров, румын... Наиболее резким оказалось заявление Будапешта, который угрожает создавать для Украины серьезные препятствия в международных организациях. А, учитывая дружественные отношения Венгрии с Россией, Кремль может попытаться разжечь сепаратистские настроения на Западе Украины, предупреждают источники «Апострофа».
Принятый Верховной Радой закон «Об образовании» вызвал жесткую реакцию и обеспокоенность соседей Украины. Первой, 7 сентября, на него отреагировала Румыния. Министерство иностранных дел страны выразило обеспокоенность в связи с принятием закона, точнее – статьей 7, где говорится об обучении на языках национальных меньшинств в Украине.
После официального Бухареста свое возмущение выразила Венгрия. На сайте венгерского правительства опубликовано заявление министра иностранных дел и торговли Петера Сиярто венгерскому информагентству MTI. Глава МИД утверждает, что «Украина вонзила Венгрии нож в спину, внедрив изменения в закон об образовании, которые сильно нарушают права венгерского меньшинства». Сиярто указал на то, что, согласно новым нормам, Украина «лишила венгров их права учиться на родном языке в школах и университетах и оставила им такую возможность только в детских садах и начальных школах». Поэтому функционирование большинства школ Закарпатья якобы оказалось под угрозой.
Венгерская сторона подчеркивает, что предупреждала Киев о неприемлемости запланированных нововведений с точки зрения венгерских интересов и особенно обижается, что Украина таким образом отблагодарила за широкую помощь с венгерской стороны в вопросе евроинтеграции, а также сфере безопасности и социальной сфере.
Будапешт считает решение «позорным» и на этом заявлении не остановился. Украинского посла Любовь Непоп 11 сентября пригласили в министерство, однако дипломат еще не вернулась из поездки в Волноваху, поэтому состоялась встреча временного поверенного Украины со статс-секретарем МИД Венгрии Левенте Мадяром. Венгерская сторона осталась недовольна объяснениями украинской дипломатии, которые Сиярто впоследствии назвал «циничными».
Он также подтвердил предыдущее сообщение, что официальный Будапешт в дальнейшем не будет поддерживать или даже будет препятствовать важным для Украины решениям на международном уровне, пока Киев не внесет изменения в соответствующую статью закона об образовании.
Что же имел в виду венгерский министр, говоря о препятствовании Украине? В частности, теперь официальный Будапешт может не поддержать санкции против России.
Источники «Апострофа» в украинской власти предполагают, что этот закон стал катализатором для венгров.
«Ситуация крайне серьезная - потому что в Черновицкой и Закарпатской областях румыны и венгры пользовались полной культурной автономией. Реализация этого закона создает серьезный конфликт», - сказал собеседник издания.
«Неофициально Россия давно ведет работу с венграми по поддержке сепаратистских движений в Западной Украине», - рассказал источник «Апострофа». По его словам, недавний визит российского президента Владимира Путина в Венгрию (в конце августа, официально - на открытие чемпионата мира по дзюдо) в Москве оценивают как очень удачный.
«Во-первых, сдвинулась с мертвой точки тема строительства атомной электростанции «Пакш» (соглашение подписано еще в начале 2014 года). Во-вторых, считается, что Путин подсадил на финансовую иглу венгерского премьера Виктора Орбана, и теперь в любых вопросах, требующих консенсуса внутри ЕС, Кремль получил надежного лоббиста и механизм для вето. В-третьих, Орбан подтвердил решение его страны добиваться отмены санкций, наложенных на Россию. И, в-четвертых, Путин получил плацдарм для продвижения интересов России на юге Европы», - пояснил собеседник издания.
Он добавил, что планы России можно будет расшифровать по ближайшим заявлениям Орбана по Украине и Румынии: «Очень важно, что Венгрия – единственная страна, которую Путин посетил дважды за полгода. Очевидно, что в ближайшее время она станет важнейшим партнером России в регионе».
Что касается закона, то теперь венгерское правительство обратится к ОБСЕ, ООН и Европейскому комиссару по вопросам расширения и политики добрососедства с просьбой отреагировать на него.
К хору возмущенных присоединилась и Молдова. Правда, с упреками выступило не правительство, а президент Игорь Додон, который в Facebook выразил обеспокоенность судьбой этнических молдаван и румын, призвав Киев пересмотреть закон в части насчет языков обучения нацменьшинств. В МИД Польши отметили, что будут внимательно следить за реализацией закона и убеждены, что Киев будет придерживаться своих обязательств по консультациям об упомянутых нормах. Позже закон осудила и РФ.
Что разозлило соседей
Законопроект, по словам министра образования и науки Украины Лилии Гриневич, был компромиссным. Чтобы набрать необходимое количество голосов, команда МОН вынуждена была согласиться на поправку в статью 7, которая обострила ситуацию – с точки зрения Будапешта, Бухареста и Кишинева.
МОН предлагало, чтобы представители коренных народов и нацменьшинств Украины в коммунальных учреждениях дошкольного и общего среднего образования обучались параллельно на украинском и родном языках, с постепенным увеличением количества учебных предметов, которым обучают на государственном языке. Конечно, гарантировали им и право обучения на родном языке. Поправка нардепа Оксаны Билозир (БПП) предусматривала, что представителям коренных народов и нацменьшинств Украины гарантируют право на изучение родного языка, однако будут обучать только на государственном языке.
В итоге была принята компромиссная поправка, согласно которой лица, принадлежащие к нацменьшинствам и коренным народам, имеют право учиться на родном языке в отдельных классах или группах численностью от восьми человек с параллельным обучением на украинском языке. Но, начиная с пятого класса, обучение общеобразовательным предметам будет осуществляться на украинском, с параллельным изучением языка, литературы, истории национального меньшинства на языке национального меньшинства. Переходный период продлится до 1 сентября 2020 года.
В МОН уверены: закон соответствует Конституции Украины и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Соответствующее заявление министерство обнародовало в понедельник, 11 сентября. Во вторник премьер Владимир Гройсман заявил, что дал поручение министру иностранных дел Павлу Климкину, Лилии Гриневич встретиться с послами стран ЕС для объяснения деталей закона и высказал мнение, что проблемы будут решены. Климкин в Twitter заверил, что Украина и в дальнейшем будет гарантировать свободное развитие языков нацменьшинств.
Однако если президент Петр Порошенко подпишет закон – а он его поддержал – то Киеву стоит быть готовым к новому шквалу критики в свой адрес.
К тому же, после возникновения ситуации на украинско-польской границе с прорывом Михеила Саакашвили на Петра Порошенко могут начать по-другому смотреть западные соседи.
«До ситуации с Саакашвили Порошенко воспринимался как рукопожатный, но теперь картина изменилась», - говорят «Апострофу» источники во власти.
Правда, что касается закона, то много кто говорит, что Будапешту стоит сначала навести порядок у себя, поскольку недавно Венгрия столкнулась с критикой собственного образовательного закона. Венецианская комиссия назвала «весьма проблематичными» отдельные его нормы, регулирующие деятельность иностранных вузов в Венгрии и позволяющие закрыть основанный Джорджем Соросом столичный Центральноевропейский университет. Еврокомиссия грозит судом.
Более того, Венгрия и Румыния никак не могут быть образцами в вопросе обеспечения прав этнических украинцев на своей территории. К примеру, в Венгрии действуют только две воскресные украинские школы. В Румынии – лицей и еще две секции в румыноязычных лицеях. В Украине же на языках нацменьшинств, по официальной статистике, обучается около 400 тыс. детей в 735 учебных заведениях.
Ярослав Черногор, заместитель председателя правления Совета внешней политики «Украинская призма» убежден, что заявления соседей Украины вызваны, прежде всего, внутриполитическим фактором, ведь политики ориентированы на избирателей. А особенно негативно украинский закон должны принять венгерские избиратели, поскольку сами венгры Закарпатья этот шаг встретили критично.
С тем, что заявления «рассчитаны на внутреннего потребителя», соглашается и кандидат политических наук Евгений Магда.
«Учитывая то, что в Венгрии сейчас у власти партия «Фидес», которая хочет и дальше управлять страной, и то, что Венгрия осуществляет курс на развитие нации, консолидацию политических венгров, понятно, что это заявление должно было прозвучать, - объясняет эксперт. - Но я бы советовал венгерским чиновникам вспомнить, как они живо раздавали венгерские паспорта на украинской территории. Почему-то тогда у них не было угрызений совести. Что касается Додона, то, несмотря на то, что это президент соседнего государства, это уже классический пример заявления ради пиара, потому у него нет полномочий, чтобы что-то сделать».
Правда, опасность в связи с реакцией Венгрии все же существует. Источники «Апострофа» во власти говорят, что новые дестабилизирующие моменты в Украине, в том числе связанные с законом, могут вызвать сепаратистские движения на западе страны.
«Неофициально, наверное, есть договоренность, что, если в Украине начнется новый этап дестабилизирующих моментов, Венгрия будет претендовать на часть Западной Украины. Румыния и Польша, скорее всего, тоже поддержат эти движения», - говорит один из собеседников издания. Правда, вероятность такого сценария на данный момент все же невысока, так как перечисленные государства входят в Евросоюз и НАТО, но серьезная угроза остается.
О том, что заявление Будапешта объясняется внутренней политикой Венгрии, говорит и профессор кафедры международных отношений Ужгородского национального университета Игорь Тодоров. Ведь не за горами парламентские выборы в Венгрии.
«Венгры, в отличие от поляков или румын, очень серьезно финансируют учебные заведения, особенно в Закарпатье. Все это реальные средства, и получается, что это все зря, если будет действовать соответствующий украинский закон», - приводит еще одно объяснение ученый.
Он указывает и на внутриполитический украинский аспект, перипетии политической борьбы внутри Закарпатской области, ведь там против закона выступили не только представители венгерского меньшинства, но и председатель областной госадминистрации Геннадий Москаль.
«Это объясняется, в частности, борьбой с политическими влияниями того же Виктора Балоги и другими факторами», - считает профессор.
Кроме того, говоря о влиянии Кремля, не стоит забывать, что Владимир Путин уже долгое время поддерживает «Йоббик» («Движение за лучшую Венгрию») - ультраправую националистическую партию, ряд представителей которой учились в Москве, и которая начала открывать представительства в Берегово и других городах Закарпатья. Таким образом, в идеале для себя Кремль хочет оторвать хотя бы часть Закарпатья от Украины руками венгров.
Как реагировать Украине
Минобразования Украины указывает на тенденцию постепенного ухудшения качества общего среднего образования в школах с обучением на языках нацменьшинств. Об этом свидетельствуют и результаты ВНО. В 2016 году 60% представителей румынского и венгерского меньшинств не прошли минимальный порог на тестировании по украинскому языку. Тех, кто хотя бы немного знаком с языковыми реалиями Буковины или Закарпатья, этот факт не удивит. В МОН считают, что такая ситуация способствует нарушению конституционного права детей на поступление в вузы, ограничивает их карьерные перспективы. И, бесспорно, Киев должен использовать эти аргументы для объяснения положений закона в диалоге с европейскими партнерами.
Игорь Тодоров указывает на определенную опасность сегодняшней языковой ситуации.
«Граждане Украины венгерского происхождения могут получить среднее и высшее образование на венгерском языке, не зная украинского. Думаю, нашим венгерским партнерам стоит напомнить и объяснить, что Украина действует в том же контексте, но значительно менее жестко, чем та же Венгрия, где невозможно иметь венгерское гражданство, не зная языка», - заявил он.
Ученый выразил надежду на то, что будет найден компромиссный вариант. Если президент под давлением претензий европейских государств наложит вето, народные депутаты его не преодолеют, и это позволит внести в закон незначительные изменения – непринципиальные для Украины, но такие, которые успокоят жесткую риторику Венгрии и других партнеров.
«Но компромисс, конечно, не за счет сдачи национальных интересов», - отметил Тодоров. Он предположил, что венгры или те же поляки, у которых также есть проблемы в отношениях внутри ЕС, под давлением Евросоюза откажутся от претензий.
«Я думаю, Украина должна объяснять свои действия на уровне Европейского Союза. На мой взгляд, это будет единственно правильное решение. Нужно говорить и о защите национальных интересов, потому что Украина довольно долго не решалась перейти на почти полное образование на украинском языке. Конечно, надо подчеркнуть, как это сделал министр Климкин, что Украина гарантирует развитие культуры национальных меньшинств. И мне, честно говоря, трудно представить, по каким причинам они будут подвергаться в Украине притеснениям», - сказал «Апострофу» Евгений Магда.
Он также привел аналогию, которая, по его мнению, иллюстрирует, почему не стоит ждать реализации угроз Будапешта. После того, как Украина в декабре прошлого года поддержала в Совбезе ООН резолюцию, осуждающую строительство Израилем поселений на палестинских территориях, Тель-Авив отменил визит Владимира Гройсмана и рисовал для Украины очень печальный внешнеполитический сценарий.
«В мае Гройсман побывал в Израиле, сейчас завершаются переговоры о зоне свободной торговли. Нет таких заявлений на политическом уровне, которые бы имели силу аксиомы. Всегда побеждает политическая целесообразность. Поэтому Украине нужно искать более эффективное сотрудничество и диалог на экономическую тематику с нашими соседями. Конечно, за исключением России», - добавил политолог.
Ярослав Черногор из «Украинской призмы» считает, что МОН и Украина в целом очень правильно ответили на претензии Будапешта и других. Однако он убежден, что этот внешнеполитический спор можно было предотвратить предварительным широким обсуждением закона в обществе и объяснениями мотивов его принятия диаспорным организациям, в том числе - венгерским.
«Тому же Министерству образования можно было сделать замечательную пиар-кампанию: заранее сказать, что мы не заставляем этнических венгров или румын изучать украинский, а объяснить, что это мы делаем для того, чтобы увеличился процент представителей национальных меньшинств, которые получили высшее образование – что они и написали в пояснительной записке. Но этого не было сделано. Единственный способ – переговоры и объяснения. Наши юристы должны объяснить в международных институтах, что именно и для чего было сделано», - подытожил Черногор.
В любом случае, в сложившейся ситуации четкие шаги Киеву нужны - по крайней мере, для того, чтобы не позволить Кремлю воспользоваться ситуацией возможной нестабильности и не дать создать новую «горячую точку» на территории Украины.
- Информация о материале
Белорусско-российские учения «Запад-2017» уже год будоражат мировую общественность. Страны Балтии заявляют об угрозе вторжения, Украина и Польша обсуждают, как реагировать на учения, а белорусская оппозиция заявляет о грядущей оккупации Беларуси. Минск настаивает, что учения носят только оборонительный характер, а президент Александр Лукашенко заявил: «Хочу предупредить: хватит оправдываться. Есть армия, есть совместная группировка Беларуси и России на западном направлении. А коль она существует, мы её будем учить воевать. На всякий случай».
Угроза с севера
У грядущей военной истерии есть два компонента. Первый — это стратегические совместные учения России и Беларуси «Запад-2017». Их планированием занимается Генштаб РБ совместно с Генштабом РФ, но так как манёвры пройдут преимущественно на территории Беларуси, то именно она определяет сценарий учений. Второй компонент — параллельно российская армия проведёт отдельные одноимённые учения на своей территории.
Во время совместных учений армии РФ и РБ отработают применение региональной группировки для защиты Союзного государства от внешней агрессии. Эта группировка отвечает за регион, в который входят территория Беларуси, Псковская, Смоленская, и Брянская области РФ. В учениях примут участие около 13 тыс. человек и 680 единиц техники. На территории Беларуси будет 10 200 солдат, из них 3000 россиян. Также из РФ прибудет 280 единиц военной техники.
Согласно сценарию, между Беларусью и коалицией вымышленных государств, в которую входит Вейшнория, Лубения и Вейсбария, условно называемых западными, происходит конфликт. Коалиция добивается раскола между РБ и РФ, принимая ряд мер для дестабилизации и смены режима. Не добившись этого, западные готовятся к агрессии против северных (это Беларусь и Россия). Задача Беларуси — предотвратить перерастание конфликта в полномасштабную войну, а Россия в соответствии с соглашением оказывает поддержку.
При этом Вейшнория, которая согласно плану находится на реальной территории РБ, пытается аннексировать ряд приграничных регионов. Чтобы этого не допустить, белорусские и российские войска займутся поиском диверсионно-разведывательных групп, блокировкой незаконных вооружённых формирований и т. д. Это всё произойдёт на полигонах, расположенных в основном в центральной части Беларуси, удалённых от границ. Рядом с Украиной будут только два авиационных полигона в Брестской области.
— По сценарию зона конфликта ограничена территорией РБ и за её пределы не выходит, что подчёркивает сугубо оборонительный замысел учений, — говорит Фокусу Арсен Сивицкий, директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований.
Глядя на сценарий учений, напрашивается сравнение Вейшнории и «ДНР» как сепаратистских анклавов, созданных извне. Но белорусские военные то ли намеренно, то ли случайно этот момент пояснять не стали. Пока что Вейшнория представляется как выдуманное государство, расположенное на территории Беларуси. Отрабатывать будут его блокировку и оборону от наступления.
— Сценарий учений предполагает наличие государства, которое откололось и отправляет незаконные вооружённые формирования в Беларусь, чтобы при поддержке местного населения захватывать административные здания, — объясняет Игорь Тышкевич, аналитик Украинского института будущего. — Сравните этот сценарий с Донбассом. Имеем учения, на которых белорусские военные будут учиться нейтрализовывать угрозу, которую создавала РФ. Самое смешное, если вейшнорцев станут играть российские военные, а белорусы будут учиться им противостоять.
Учения пройдут в беспрецедентно прозрачном режиме — белорусские власти на свою часть учений пригласили более 80 иностранных наблюдателей, включая двух украинских. Но Генштаб Украины к заверениям белорусской стороны в оборонительном характере учений относится скептически.
— Анализируя состав сил и средств, которые будут задействованы, мы видим, что в большинстве своём это ударно-штурмовые подразделения. Так что говорить о чисто оборонном характере учений — лукавство, ведь в любом оборонном бою есть возможность контратаки, — поясняет Фокусу спикер украинского Генштаба полковник Владислав Волошин. — Все бы хотели надеяться, что российские военные в Беларуси не останутся. Тем более что у РФ всегда есть ответ: «Их там нет». Хорошо, официально их не будет, но они останутся.
Российский запад
На фоне белорусско-российских учений наибольшую угрозу для всего региона представляют отдельные российские учения, которые пройдут параллельно. Они охватят стратегическое командование «Север», а также Западный и Южный военные округа. Кроме армии, российские власти задействуют Росгвардию — по сценарию введут военное положение. Войска РФ проведут ряд специальных операций — блокирование проливных зон в Балтийском и Чёрном морях, организацию бесполётных зон вдоль всей западной границы РФ, блокирование морской логистики, инспирацию техногенных катастроф, информационные и кибероперации. Общая численность задействованных сил, по разным оценкам, составит от 150 тыс. до 250 тыс. человек.
В отличие от Беларуси, на свои учения Россия пустит международных наблюдателей всего на один день из семи. Поскольку будут использованы все виды и рода войск, Кремль проведёт масштабные манёвры, которые попытается скрыть под видом учений.
Среди прочего россияне отработают применение тактического ядерного оружия — военная доктрина РФ позволяет наносить первой ядерный удар, даже если нет ядерной угрозы. В таких учениях есть и политический аспект — это демонстрация силы, давление на западные страны с целью подорвать трансатлантическое единство. Так Россия спекулирует на страхе европейских наций перед масштабной войной.
— США ввели новый пакет санкций против РФ, и Кремль отвечает на это повышением ставок, — уверен Арсен Сивицкий. — Его ответ — масштабные учения с симуляцией ядерных ударов по ряду государств и вторжения в страны Балтии.
Свои основные опасения украинские военные связывают как раз с учениями на территории РФ. В ответ на угрозу наша армия проведёт учения войск территориальной обороны. Параллельно состоятся плановые стратегические командно-штабные учения «Несокрушимая стойкость — 2017».
— Реальная опасность для Украины от российских военных учений заключена в том, что Россия тренируется перебрасывать на дальние стратегически важные направления штурмовые и ударные подразделения в большом количестве, сосредотачивая их у наших границ, — объясняет Фокусу полковник Владислав Волошин, спикер ВСУ.
Сложное подчинение
Беларусь в который раз оказывается между молотом и наковальней. С одной стороны, Минск стремится показать себя как независимого игрока на международной арене. С другой — статус стратегического союзника РФ и полная энергетическая зависимость вынуждают принимать участие в играх Кремля.
Не исключено, что под видом учений Россия провернёт либо оккупацию Беларуси, либо попытается оставить там свои военные базы. Но если аннексия государства с 9-миллионным населением тремя тысячами российских солдат, принимающих участие в совместных с белорусами учениях, невозможна, то реальная угроза появления российских баз есть. Начиная с 2015 года Кремль давит на Лукашенко с требованием организовать в Беларуси постоянное военное присутствие российских истребителей. Белорусский президент от столь «щедрых» подарков регулярно отказывается. Вместо этого Беларусь объявила о покупке российских истребителей Су-30 на сумму $600 млн. Что примечательно — за российские кредиты.
Любое размещение российских войск на территории Беларуси создаст для Украины большую головную боль, так как ей придётся усиливать контроль на протяжении всей северной границы. Под угрозой удара окажутся все города — от Киева до Львова. Впрочем, во время последнего визита в Киев Александр Лукашенко заверил своего украинского коллегу, что территория его страны не будет использована для агрессии против Украины. Да и невыгодно это Лукашенко, поскольку лишает Минск с таким трудом завоёванной репутации посредника в переговорах Украины и России.
— Белорусская сторона не позволит российским войскам остаться, так как это подрывает всю стратегию Минска. Подрывает статус Минска как нейтральной переговорной площадки, подрывает гарантии Лукашенко, связанные с тем, что белорусские территории нельзя использовать для агрессии против других государств, — убеждён Сивицкий.
И всё же риск, что россияне попробуют остаться без разрешения Минска, есть. Поводом могут стать провокации против российского контингента, организованные самими россиянами. Это будет веской причиной закрепиться в Беларуси.
Без обязательств
Вся ситуация, сложившаяся вокруг учений, поднимает один старый вопрос: а насколько вообще белорусская армия независима от России в принятии решений? В СМИ широко обсуждаются тесные связи российского и белорусского генералитета, идеологическая близость и зависимость от РФ в поставках вооружений и комплектующих. Впрочем, за последние годы ситуация стала меняться — Беларусь разрабатывает новые боеприпасы к реактивной артиллерии, противотанковые гранатомёты, а на вооружении появился ракетный комплекс «Полонез». Генералов для белорусской армии уже 10 лет готовят в Беларуси.
Несмотря на сильную зависимость, Беларусь входит только в оборонительные альянсы с Россией — Организацию договора о коллективной безопасности и Союзное государство, все совместные группировки существуют только на бумаге. В мирное время каждое из государств несёт ответственность за свою юрисдикцию, и российские силы не могут использовать белорусскую территорию без согласования с Минском, а белорусские войска не принимают участия в военных авантюрах Кремля.
— Все обязательства РБ перед РФ активируются в случае агрессии против России. А если РФ сама инициирует конфликты, как это было в Грузии и Украине, то у Беларуси никаких обязательств нет, — объясняет Сивицкий.
Неожиданной стала реакция белорусского общества на вероятного противника белорусских властей — выдуманную страну Вейшнорию. Фантазия белорусского генштаба стала мемом и зажила своей жизнью. Белорусские пользователи Facebook создали флаг, герб, гимн и даже разработали дизайн документов несуществующего государства, а в очередь за паспортом виртуального образования встало около 6 тыс. человек. Авторы уверяют, что это всего лишь безобидная шутка, но лёгкость, с которой люди даже в шутку отказываются от белорусской идентичности и готовы присягнуть любой другой, более соответствующей их ожиданиям, настораживает. Оппозиция уже выпускает видеоролики от лица «министерства обороны» Вейшнории.
Пока строптивый союзник России упирается и не желает размещать у себя «братские» войска, Кремль не снижает давления и бьёт по кошельку. Между странами понемногу восстанавливается пограничный контроль, вводится запрет на поставку продукции белорусских предприятий, а самое главное — недавно поступило настойчивое предложение импортировать продукты белорусской нефтянки не через литовские, а через российские порты. Не исключено, что после относительно спокойного проведения военных учений между «братьями по оружию» разгорится экономическая война. Обескровленному кризисом Минску отчаянно понадобятся новые союзники. И показательная открытость белорусской части «Запада-2017» может стать тем самым аргументом, который склонит Запад на его сторону.
- Информация о материале
Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради 8 вересня за результатами тендерів уклало дві угоди ТОВ «Виробниче підприємство Інсайт» реконструкція проспекту Московського на загальну суму 185,03 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
До кінця 2018 року проспект відремонтують на таких ділянках:
- за 93 406 011,18 грн. – від майдану Конституції до вул. Богдана Хмельницького
- за 91 620 631,58 грн. – від вул. Богдана Хмельницького до майдану Захисників України
Реконструюють трамвайну колію, проїжджу частину і тротуари, перевлаштують мережі , водовідведення, водо- та електропостачання, дощової каналізації та зв’язку. Гарантійний строк складає 10 років. Субпідрядниками з обсягом робіт більше 20% вартості договорів будуть ТОВ «Фірма «Харківагроснаб» і КП «Шляхрембуд» Харківської міської ради.
Підсумкова відомість ресурсів та кошториси не опубліковані, що не дозволяє порівняти ціни матеріалів із ринковими цінами на предмет можливого завищення.
В обох випадках на заробітну плату піде по 3% загальної вартості підряду. На прибуток відведено ще по відсотку.
Сума угод на 3% нижча від загальної очікуваної вартості закупівлі в 189,86 млн грн.
Єдиним конкурентом було місцеве ТОВ «Будівельна компанія Будресурс» Галини Коновалової на чолі з Григорієм Савченком. Ніхто не знижував ціни під час аукціонів.
Засновником харківського «ВП Інсайт» зі статутним капіталом 5 тис грн. є харків’янин Сергій Савченко, а директором – Євген Курбатов.
Вказаний у держреєстрі номер телефону фірми 0577142989 використовують ТОВ «Ньютек-С» Олени Беженської, яким керує Наталя Богдан, та ТОВ «Українське ремонтно-будівельне підприємство «Шлях» Олександра Сватенка і Тетяни Балесної.
Усього з грудня 2014 року переможець отримав держпідрядів на 252,90 млн грн., переважно в департаментів Харківської міськради та її ж КП «Міськелектротранссервіс».
«Фірма «Харківагроснаб» належить Олександру Посаженнікову. Донедавна він був володів ПП «Стройпласт» разом із Володимиром Чумаковим. Той очолює Департамент будівництва та шляхового господарства та входить у фракцію «Відродження» в міськраді. Нині «Стройпласт» переписаний на Артема Борисова.
Із квітня 2016 року субпідрядник виграв тендерів на 17,79 млн грн., із яких 16,71 млн грн. – торік у нинішнього замовника.
- Информация о материале
19 вересня Фонд гарантування планує продати права вимоги за кредитами на 13 млрд грн, які були видані низкою банків (Дельта, ВіЕйБі, Київська Русь, Єврогазбанк, Златобанк, Актив-Банк) та зрештою передані ними в заставу Нацбанку під рефінансування.
Ці позики сконцентровані в двох пулах (1, 2), стартова цін на які встановлена в розмірі 1,4 млрд грн (тобто дисконт – під 90%).
Як зазначав ФГВФО, два кредитні пули будуть реалізовані через дві українські «дочки» американських компаній DebtX і FFN: йдеться відповідно про ТОВ «Дебтекс Україна» і ТОВ «Фьост Файненшіал Нетворк Юкрейн».
Інвестиційна група ICU вже публічно заявила, що один з її фондів назбирав 5 млрд грн для участі в аукціоні з продажу активів банків-банкрутів, що пройде на FFN. Як відомо, ICU є близькою до Президента Петра Порошенка. Група займалася продажем російських активів «Рошена» (які так і не продані). Співвласницею ICU до призначення главою НБУ була Валерія Гонтарева (у 2014-2016 роках задекларувала 100 млн грн доходу від продажу частки в ICU). Управляючий директор ICU Макар Пасенюк вважається одним з найближчих радників П. Порошенка: його називали одним з претендентів на посаду глави Адміністрації Президента після відставки Б. Ложкіна.
Директором-розпорядником Фонду гарантування є Костянтин Ворушилін, діти якого – міноритарні акціонери «Міжнародного інвестиційного банку», який підконтрольний П. Порошенку і де К. Ворушилін працював до приходу у ФГВФО (сам будучи міноритарієм банку, свій пакет він згодом передав дітям).
ЗМІ уже звертали увагу, що до створення ТОВ «Дебтекс Україна» і ТОВ «Фьост Файненшіал Нетворк Юкрейн» були причетні юристи, які можуть бути не чужими одному із заступників глави Адміністрації Президента – Олексію Філатову (опікується судовою реформою). Як зауважувалося, компанія, в якій він працював до переходу в АП, мала стосунок до угоди з продажу вже екс-главою АП Борисом Ложкіним медіахолдингу «УМХ» для Сергія Курченка.
Наведемо ще такий штрих, який унаочнює можливу близькість ТОВ «Дебтекс Україна» і ТОВ «Фьост Файненшіал Нетворк Юкрейн».
За даними держреєстру, бенефіціарами ТОВ «Дебтекс Україна» є американці Брюс Гансел, Дж. Кінгслі Грінленд, Томас Гудвін, а директором – Сергій Синявський. Бенефіціари ТОВ «Фьост Файненшіал Нетворк Юкрейн» - Блісс А. Морріс, Джон А. Морріс, а директор – Хілл Бенджамін.
За даними держреєстру, на 31.07.2017 С. Синявський був директором і кінцевим бенефіціаром ТОВ «ММК-Фінанс Трекінг», яке на вказану дату було зареєстроване за адресою м. Київ, вул. М. Грушевського, 28/2 №43. Цікаво, що за цією ж адресою наразі зареєстроване ТОВ «Фьост Файненшіал Нетворк Юкрейн» – слід розуміти, номінальний «конкурент» очолюваного С. Синявським ТОВ «Дебтекс Україна».
Ще такий штрих. ТОВ «ММК-Фінанс Трекінг» є одним із засновників ТОВ «Амерікан Фінаншіал Груп-Україна» (з 02.08.2017 – в стані припинення). 25.07.2017 Нацкомфінпослуг ухвалило рішення про анулювання ліцензії ТОВ «Амерікан Фінаншіал Груп-Україна» (на провадження діяльності з надання коштів у позику). Це відбулося після позапланової перевірки Нацкомісією, яка… не виявила представників компанії за місцем реєстрації. За даними держреєстру, С. Синявський на 15.06.2017 був директором і кінцевим бенефіціаром ТОВ «Амерікан Фінаншіал Груп-Україна».
І ще кілька важливих нюансів. По-перше, «американцям» дали право продавати мільярдні пули без конкурсу. По-друге, ФГВФО і НБУ не повідомляли, якою логікою керувалися, формуючи кредитні пули. По-третє, досі не оприлюднено умови, на яких «американці» співпрацюють з НБУ і ФГВФО (у т.ч. щодо вартості їх послуг).
Видання Realist з посиланням на власні джерела писало, що НБУ вже заплатив Debtx і FFN 12 млн грн. Ще, принаймні, 8 млн грн має бути сплачено після аукціону. Крім того, покупці повинні будуть заплатити Debtx і First Financial Network 5% від тієї суми, за яку будуть продані два пакети кредитів, констатували журналісти.
- Информация о материале
Страница 172 из 1561
