Статьи
В предпасхальную неделю СМИ заполнила новость о «проблеме»: Государственное предприятие «Документ» (в сфере управления Государственной миграционной службы) прекратило принимать заявления на биометрические паспорта от граждан из-за проверки СБУ.
И без этого большие очереди в подразделениях Государственной миграционной службы (далее — ГМС) выросли еще больше (хотя паспортный дефицит чувствовался практически всегда). А, следовательно, радость в связи с уже совсем близкой перспективой воспользоваться долгожданным безвизом с ЕС, будет отравлена для многих украинских граждан неприятной практикой получения биометрического паспорта.
Что же не так в паспортной сфере, и можно ли это исправить?
Основная причина известна: вместо того чтобы наладить эффективную систему паспортизации и обеспечить адекватный уровень безопасности идентификационных документов, дельцы при власти сделали ставку на тотальный заработок — на бланках документов, на оборудовании для выдачи паспортов, на подключении и использовании этого оборудования (в частности, на защите информации), на искусственно поддерживаемом дефиците паспортных услуг.
Но сначала о том, что когда-то понадобится и НАБУ, — вновь о ГП «Документ». С 1 января 2013 года и до 1 октября 2016-го деятельность этого ГП по предоставлению паспортных услуг была вообще противозаконной.
Частью 7 ст. 20 Закона Украины «Об административных услугах» прямо запрещалось каким-либо предприятиям, даже государственным, работать в сфере предоставления административных услуг. В то же время это ГП зарабатывало на украинцах сотни миллионов гривен — иногда за предоставленный комфорт, а иногда и «просто так»: граждане определенное время оплачивали «услуги» этого ГП и в помещениях ГМС, даже не зная, что оплачивают. Понятно, наживались не сами работники ГП, а те, кто его «контролирует».
ГП избрало для себя любопытную тактику защиты: мы, мол, не паспорта выдаем, а только предоставляем сопутствующие услуги — например, информационно-консультационные. Хотя кому из граждан нужна консультация за 400 гривен, если для заказа загранпаспорта требуется только внутренний паспорт и идентификационный код? Как в тот период была организована работа офисов этого ГП (то ли государственные служащие ГМС незаконно работали на территории предприятия, принимая заявления, то ли работникам предприятия незаконно предоставляли допуск к персональным данным гражданам), до сих пор доподлинно неизвестно. Но именно из-за этого своеволия ГМС/ГП в правительственный акт, а в декабре 2015 года и в Закон «Об административных услугах» по инициативе Минэкономразвития были внесены дополнения: «запрещается относить к сопутствующим услугам предоставление консультаций и информации, связанных с предоставлением административных услуг, продажа бланков заявлений... а также предоставление помощи в их заполнении, формировании пакета документов» (абз. второй ч. 1 ст. 15).
К сожалению, 14 июля 2016 года Верховная Рада Украины приняла изменения в паспортное законодательство, которые легализовали работу ГП «Документ» с паспортными услугами. Вполне возможно, что историю принятия этого закона когда-нибудь захочет оценить НАБУ. Поскольку крайне несовершенный и коррупциогенный паспортный законопроект, разработанный МВД/ГМС, был рекомендован к отклонению сначала профильным комитетом парламента (по правам человека), а затем и комитетом по иностранным делам. Но каким-то чудом законопроект «взял в работу» комитет по вопросам информатизации. Председателя комитета — представителя «Самопомочі» А.Данченко — не пугало отсутствие экспертизы комитета по паспортной сфере и в сфере админуслуг. В едином порыве с двумя «народно-фронтовиками», близкими к одному из самых высоких должностных лиц в государстве, они сделали все, чтобы законопроект стал законом.
И на упреки о коррупциогенности того же ГП «Документ» они убеждали коллег в зале, особенно некоторых молодых евроинтеграторов, что ГП будет работать без дополнительных платежей. Для этого в ч. 3 ст. 20 Закона «О Едином государственном демографическом реестре…» была внесена специальная поправка: «стоимость административной услуги является одинаковой во всех уполномоченных субъектах. Взимание дополнительных платежей за административную услугу запрещается».
Но в ГП «Документ» загранпаспорт стоит на 400 гривен дороже, чем в ГМС или в ЦПАУ (центры предоставления административных услуг). Если вы думаете, что это «сопутствующие услуги», от которых можно отказаться, — ошибаетесь. Это обязательный платеж в этой структуре, и де-факто для граждан — это плата за возможность подать заявление (на получение паспорта) в день обращения.
Руководство ГМС существование этого ГП и взимание им незаконных платежей объясняет как необходимое условие для увеличения количества мест приема граждан, обеспечения их надлежащими условиями, введения конкуренции в предоставлении паспортных услуг. Сомнительно, что последнее должно быть самоцелью государства, но для выполнения всех этих задач есть значительно более простые мероприятия. При этом они не нарушают закон и не предусматривают взимания с граждан дополнительных платежей. Но об этом пойдет речь далее.
В действительности же и конкуренции здесь нет. Ведь из трех типов «уполномоченных субъектов», допущенных к предоставлению паспортных услуг, ЦПАУ почти неконкурентоспособны, ибо сейчас только 15 из них работают с паспортными услугами, имея при этом преимущественно по 1—2 рабочих станции — прежде всего из-за дороговизны и трудностей подключения. Территориальные подразделения ГМС также плохие конкуренты для «Паспортного сервиса» ГП «Документ». Точнее, они «поощряют» граждан обращаться в «Паспортный сервис», поскольку не все готовы ждать в очередях несколько недель, чтобы только подать заявление на изготовление паспорта. Так получается, что у территориальных подразделений ГМС недостаточная пропускная способность (порой кажется, что это делается сознательно) из-за совершенно не приспособленных для работы с посетителями помещений. Поэтому для многих граждан ГП «Документ» является вынужденной альтернативой, поскольку заказать паспорт им надо «уже».
Можно еще глубже выяснять проблемы в паспортной сфере и их причины, искать, кто на этом зарабатывает. Можно проверять версию, не собственная ли это «песочница» «народно-фронтовиков» (это логично, ведь известно, кто является неизменным руководителем МВД последние 3 года), или она доступна и для других бизнес-политических сил. Второй вариант тоже возможен, поскольку даже глава государства паспортные услуги получал в еще не легитимизированном ГП «Документ», и этим хорошо прорекламировал его.
Но есть ли выход из этого заколдованного круга? Чтобы у людей была возможность получить паспорт в течение разумного срока.
Ответ — да! Надо только, чтобы руководители государства исполняли действующее законодательство и создали надлежащие условия для обслуживания граждан. Далее — предложения, как можно ликвидировать дефицит на паспортные услуги.
1. Приоритет в размещении рабочих станций (оборудования для предоставления паспортных услуг) должны иметь Центры предоставления административных услуг. Следует учесть, что самая большая инфраструктура для работы с гражданами (обустроенные помещения, электронные системы управления очередью и т.п.) именно в ЦПАУ, которые являются органами/подразделениями местного самоуправления и районных государственных администраций. На сегодняшний день это свыше 700 мест в пределах страны. При этом лучше всего развиты ЦПАУ именно в крупных городах, там, где расположены и офисы ГП «Документ».
Перемещать в ЦПАУ можно и нужно не только оборудование или отдельные рабочие места. Во многих районах и городах — и целые структурные подразделения ГМС вместе с персоналом. Особенно если в районных секторах ГМС работают всего по 3—4 человека, которых можно разместить в ЦПАУ.
Что дает этот шаг?
Во-первых, возрастает пропускная способность рабочих станций. По уже проверенному опыту (например, в ЦПАУ Харькова), количество граждан, обслуживаемых работниками ГМС в ЦПАУ, за одинаковый промежуток времени увеличивается вдвое. В ЦПАУ лучше организован рабочий процесс: здесь упорядочены приемы, граждане получают предварительную помощь администраторов центра в подготовке и проверке документов. Кроме того, в ЦПАУ и приемных часов больше, чем в ГМС, многие из которых в понедельник не работают. У больших ЦПАУ 50–55 приемных часов в неделю: работают 1–2 дня до 20:00, и даже в субботу, без перерывов на обед! А, следовательно, и оборудование может использоваться эффективнее.
Во-вторых, улучшается интегрированность паспортных услуг по другим административным услугам. Ведь то же оборудование используется и для выдачи новых внутренних паспортов в форме карточки, и для внесения информации в эту карточку при изменении местожительства (регистрации).
В-третьих, возрастает качество проверки документов, облегчается работа самых подразделений ГМС. Ведь работники ГМС могут концентрироваться прежде всего на бэк-офисных функциях.
В-четвертых, минимизируются условия для коррупции. ЦПАУ работают в формате «офиса открытого пространства», оборудованы системами видео- и звукозаписи. Вместе с тем во многих подразделениях ГМС до сих пор практикуется установление одной станции — в кабинете начальника, для «вип-обслуживания»...
Размещение оборудования ГМС в ЦПАУ (на основании Закона «Об административных услугах») было предусмотрено еще актом КМУ от 16 мая 2014 г. Но руководители ГМС, которые, кстати, являются государственными служащими, этот нормативный акт игнорируют и открыто заявляют, что распоряжение правительства не будут выполнять...
Сначала аргументом было использование этого же оборудования и для обслуживания иностранцев. Но и в ЦПАУ можно обслуживать иностранцев. Хотя их процент в общей массе пользующихся услугами ГМС незначительный. Наконец, здесь можно было бы объединить два варианта — и работу в ЦПАУ, и незначительную часть оборудования оставлять в помещениях ГМС. Кстати, ГМС в целом должна была бы заниматься только иностранцами и лицами без гражданства. Все общение с украинцами можно было бы отдать органам местного самоуправления. Но об этом сейчас вообще речь не идет. Война.
Понятно, что подход должен быть рациональный и гибкий. К сожалению, не в каждый ЦПАУ можно перенести рабочие места ГМС. Правительству надлежало бы выяснить, какие ЦПАУ готовы принять такие рабочие места, есть ли в них надлежащие условия, или они готовы их создать. При этом именно Кабмин должен был бы принять организационные меры для такого перемещения. Вместо этого сегодня даже на обращение областных государственных администраций о совместной работе в ЦПАУ ГМС отвечает отказами.
Новый аргумент ГМС — «перемещение станций ГМС в ЦПАУ не решает проблему, поскольку это не увеличивает количество точек доступа к услугам». Хотя вышеуказанные контраргументы подтверждают противоположное. Это — самые лучшие условия и для граждан, и для персонала ГМС, а также надлежащая интегрированность услуг (комплексность обслуживания) и отсутствие условий для коррупции. И не через два—три года, а уже. Но ГМС отвечает отказом и далее — даже в очевидных ситуациях. Например, в одном из районов Волыни, где для ГМС в ЦПАУ выделили 80 кв м (на трех работников всего сектора ГМС), в том числе и для архива, и даже кабинета руководителя, где обеспечили всем необходимым для работы (кстати, за средства Европейского Союза), ГМС ответила отказом. Точнее, ответ ГМС: «Покупайте оборудование».
К сожалению, аргументы, что в Польше, ФРГ, Нидерландах, Канаде и т.д. паспорта выдают именно в интегрированных офисах муниципалитетов, аналогичных к нашим ЦПАУ, на ГМС не действуют.
2. Необходимо удешевить стоимость рабочих станций, их подключение и защиты информации, чтобы ЦПАУ/ОМС могли покупать дополнительные рабочие станции. Не надо быть каким-то особым специалистом, чтобы понимать: сейчас стоимость паспортного оборудования и защиты информации в Украине завышена. Не может стоить компьютер с фотоаппаратом и другой периферией (для биометрики) сотни тысяч гривен за комплект (последние известные цифры вместе с подключением — в диапазоне от 385 тыс. грн до полумиллиона). Де-факто в части оборудования рынок Украины согласованно распределен, хотя формально есть несколько структур, якобы конкурирующих.
Что касается защиты информации, то здесь рынок тоже практически монополизирован. И, кстати, последние перипетии вокруг приостановления работы ГП «Документ» (и тех немногих ЦПАУ) может быть акцией не против «Документа», а прежде всего шагом к абсолютной монополизации именно рынка услуг «конфиденциальной связи/защиты информации». Делается это, очевидно, для ГП «Украинские специальные системы». И схема заработка довольно простая. За подключение каждого абонента берут свыше 100 тыс. грн, а далее ежемесячная плата — около 7 тыс. грн. Если таких объектов будет около тысячи, то вырисовывается неплохой стабильный заработок. А если вы абсолютный монополист, то эту плату можно периодически уверенно повышать.
Органы местного самоуправления, которые уже приобрели на свои средства оборудование для предоставления паспортных услуг, возмущены. Ведь они законным способом экономили, по крайней мере на ежемесячной оплате (закупая через РroZorro, у них была почти втрое меньше месячная оплата), а теперь им предлагают повторно «подключиться» (за 70–100 тыс. грн) и уже регулярно платить больше.
Что здесь делать? Очевидно, антимонопольные и антикоррупционные органы, ІТ-специалисты (желательно независимые) могли бы оценить и обоснованность цен на паспортное оборудование, и обоснованность спецификации в принципе (ведь «железо» можно было бы вообще покупать значительно гибче), и обоснованность требований к уровням защиты информации.
Возможно, тогда и каждая объединенная территориальная громада (ОТГ) имела бы паспортную станцию за разумные деньги. Вместо этого народно-фронтовики вновь просят дополнительные сотни миллионов гривен на оборудование... для ГМС.
3. Решить вопрос ГП «Документ». Здесь возможны разные варианты. Идеальный вариант с точки зрения законности и антикоррупционности — ГП ликвидировать. Имеющуюся инфраструктуру (по крайней мере оборудование) передать ЦПАУ и/или владельцу (ГМС), его территориальным органам. Ведь очевидно, что паспортные услуги вполне самоокупаемые даже при нынешних размерах административных сборов. Если не размещать паспортные офисы в самых дорогих торговых центрах.
В любом случае необходимо обеспечить выполнение закона в части оплаты паспортных услуг, т.е. гарантировать одинаковые цены за паспортные услуги у всех субъектов.
Но тогда ГП объективно не выживет, поскольку другие его услуги (страхование, апостили и переводы документов) эту структуру не прокормят. Поэтому худшим, но возможным вариантом может быть внесение поправок в законодательство и установление правил, согласно которым ГП как фронт-офис — по аналогии с «аккредитованными субъектами» в сфере регистрации недвижимости и бизнеса — получает, например, 60% административного сбора. Можно даже немного увеличить административный сбор (например, до 300 грн). Но цена за паспорт должна быть у всех единая, так как это государственная административная услуга, государственный документ.
Эти три шага, на мой взгляд, могут значительно улучшить ситуацию с предоставлением паспортных услуг, решить которые власть до сих пор не смогла. Поэтому необходима прежде всего твердая политическая воля правительства к наведению порядка в паспортной сфере. При этом стоит пересмотреть паспортное законодательство в общем и конкретно в части исключительно цифрового внутреннего паспорта, ведь все его недостатки только начинают проявляться.
- Информация о материале
Поліція підозрює службових осіб Комунальної організації «Харківський зоологічний парк» у змові зі службовими особами учасників конкурсних торгів, які зоопарк проводив у 2016 році, у зловживанні службовим становищем, що призвело до заволодіння бюджетними коштами у великих розмірах. Про це свідчать ухвали Київського районного суду м. Харкова від 21 квітня.
19 жовтня минулого року за результати тендеру Харківський зоологічний парк» замовив ТОВ «Призма Електрик» реконструкцію мереж електропостачання та освітлення зоопарку за 90,58 млн грн. Єдиним конкурентом фірми-переможця було ТОВ «МПК Енергопостач».
Як встановило слідство, тендер було проведено з порушенням прозорості та неупередженості процедури конкурсних торгів.
Крім того, у березні минулого року Харківський зоопарк замовив приватному підприємцю Олександру Волкову 21 тис кг заморожених тушок курей на 966 тис грн. по 46 грн. за 1 кг. Як встановила поліція, вартість аналогічного м’яса птиці в Харкові у березні 2016 року складала 29 грн. за 1 кг, що у півтори рази вище від закупленого зоопарком.
Суд надав слідчим СУ ГУ Національної поліції в Харківській області, які розслідують кримінальне провадження № 12016220000000554 від 19.05.2016, доступ до фінансово-господарських та бухгалтерських документів КО «Харківський зоологічний парк» та ТОВ «Призма Електрик» за період 2016-2017 рр. У той же час, суд не надав поліції доступ до аналогічних документів приватного підприємця, оскільки правоохоронці їх вже отримували раніше.
Власниками фірми »Призма Електрик» є Олексій Прийдак та Єгор Ковалевський. Останній у 2015 р. йшов у Харківську облраду від Волонтерської партії України, першим номером списку якої був екс-губернатор Харківщини Ігор Балута. Також Ковалевський і Прийдак володіють ТОВ «Виробничо-комерційна фірма «Делікат» і ТОВ «Завод Призма Електрик».
- Информация о материале
Есть разные способы вывода капитала, причем в большинстве случаев вполне легальные. Вносит свою лепту в эти процессы и бизнес, используя различные манипуляции с внешнеэкономическими контрактами. И, как показали проверки, проведенные ГФС, тенденция оттока денег из страны путем осуществления экспортно-импортных операций устойчивая.
Борьба за валюту
Ориентируясь на опыт европейских стран, Украина давно декриминализовала соответствующую статью Уголовного кодекса, освободив таким образом от серьезных последствий и экспортеров, и импортеров, лишающих страну денег. Из инструментария остались лишь административные рычаги воздействия, включая пеню и штрафы. Субъекты ВЭД сами подают декларации, в которых пишут сумму задолженности по внешнеэкономическим контрактам. То ли это выручка от экспорта, которая так и не вернулась в страну, то ли ситуация, когда за импортируемый товар произведена предоплата, а его самого нет.
Как рассказали в ГФС, по состоянию на начало года более 6,2 тысяч субъектов подали Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, которое принадлежит резидентам Украины и находится за ее пределами. Из них 2,4 тысячи субъектов задекларировали их наличие на общую сумму 260, 9 млрд грн. (в долларовом эквиваленте – 9,6 млрд.)
Из общей задекларированной суммы: 77, 5% (202,1 млрд грн.) – финансовые вложения; 1% (2,4 млрд грн.) – имущество и товары; 21,5% (56,4 млрд грн.) – задолженность по экспортно-импортным, бартерным и другими внешнеэкономическим контрактам с нарушением законодательно установленных сроков расчетов.
По данным ГФС, просроченная задолженность по экспортно-импортным операциям, которая официально задекларирована за последние шесть лет, в долларовом эквиваленте увеличилась в 4 раза, с 0,49 до 2,07 млрд долл. США.
«Кроме того, в 2016 году проверками субъектов внешнеэкономической деятельности дополнительно установлена незадекларированная сумма задолженности в сумме полмиллиарда долларов», - рассказывает первый заместитель главы Государственной фискальной службы Сергей Белан.
Такие декларации подают добросовестные налогоплательщики, причем добровольно. За неподачу законом предусмотрен штраф, аж 500 гривен. Очень впечатляющая цифра, неправда ли? Особенно, когда ты вывез из страны товары на миллиарды и «забыл» эти деньги вернуть. Учитывая теневой сегмент и тех, кто никаких деклараций не подает, сказать, сколько реально денег теряет Украина, невозможно.
По словам Сергея Белана, вопрос возвращения валютных ценностей на территорию Украины находится на постоянном контроле у ГФС и подчиненных подразделениях.
Конечно, основную роль в валютном регулировании и контроле играет Нацбанк. Но именно налоговые инспекторы имеют право начислять и удерживать пеню за нарушение сроков валютных расчетов по результатам проверок. Дальше в порядке информирования они сообщают главному финансовому регулятору и МЭРТ о фактах, выявленных во время проверок. Чтобы уже эти ведомства включали собственные рычаги влияния.
За первые три месяца текущего года территориальными подразделениями аудита ГФС обработано 3197 сообщений банковских учреждений о выявленных фактах нарушений законодательно установленных сроков поступления выручки, товаров по экспортным и импортным операциям. Проведено 1345 документальных плановых и внеплановых проверок субъектов ВЭД, на предмет соблюдения требований валютного законодательства. Результатом стало начисление пени на общую сумму свыше 100 млн грн, из которых четверть уже уплачена в бюджет.
Кроме того, на сегодня в ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий у более чем двух тысяч субъектов хозяйствования выяснилось, что просроченная дебиторская задолженность по осуществленным внешнеэкономическим операциям составляет свыше 83,4 млрд грн.
«Департаментом аудита ГФС в Министерство экономического развития направлены предложения для применения к 159 субъектам ВЭД и 194 субъектам хозяйственной деятельности специальных санкций в виде индивидуального режима лицензирования или временного приостановления внешнеэкономической деятельности», - сообщил Сергей Белан.
Уходит самое дорогое
Проверки подразделениями аудита – это лишь часть работы, которая направлена на то, чтобы противодействовать недобросовестному выводу капитала за рубеж, объясняет первый заместитель главы ГФС. По его словам, уже второй год налоговой милицией проводится операция «Рубеж», в рамках которой отрабатываются сомнительные внешнеэкономические операции и ликвидируются теневые схемы. В большинстве случаев речь идет о вывозе высоколиквидных товаров, среди которых и сельхозпродукция. Из-за несовершенства законодательства, в Украине существует «черный» внутренний рынок зерна, масличных культур и других экспортных позиций сельхозпродукции. И чтобы вывести под них валюту, используется несколько основных приемов. Первый - это занижение стоимости товара, который вывозится. Разница в цене «компенсируется» получателем-нерезидентом украинскому владельцу зерна наличными.
Второй - использование в качестве «экспортеров» фиктивных предприятий. Часто в роли директоров таких компаний выступают бездомные, а также люди, которые уехали на заработки за границу, либо и вовсе покойники. Эти предприятия не регистрируются в качестве плательщиков НДС и не претендуют на его возмещение, и вообще в налоговых органах не отчитываются. Фактическое их назначение - продажа высоколиквидного товара за валюту, которая останется за границей и официально в Украину не возвращается, и соответственно налог на прибыль в бюджет не уплачивается. Кстати, нелегальный экспорт с помощью фиктивных предприятий как услугу на теневом рынке нередко заказывают и предприятия реального сектора экономики.
Используя схемы при внешнеэкономических операциях, предприятия стремятся уйти и от уплаты налога на прибыль. Например, в этом году в рамках расследования уголовного дела, открытого по ч. 3 ст. 212 (уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) УК было установлено, что руководители одной из компаний в Одесской области, используя два подконтрольных предприятия, осуществляли импорт товаров, который в дальнейшем реализовывался без отражения таких операций в налоговом и бухгалтерском учетах.
В то же время, этими подконтрольными компаниями осуществлялся экспорт сельхозпродукции без возвращения валютной выручки. Всего сумма занижения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость составила почти пять миллионов гривен.
В результате проведенных обысков было обнаружено и изъято более 950 тысяч гривен в национальной и иностранной валюте, бухгалтерские документы, печати предприятий, а также компьютерная техника. Общая стоимость изъятого составляет более миллиона гривен.
Кроме того, в ходе проведения обысков была прекращена деятельность центра минимизации таможенных платежей, в который входил ряд предприятий, созданных для занижения стоимости экспортируемых украинских сельхозтоваров и для невозвращения части валютной выручки.
В другом случае должностные лица ряда предприятий создали незаконную схему формирования затратной части подконтрольных компаний, легализации сельхозпродукции, приобретенной за наличный расчет, с последующим ее экспортом за пределы Украины.
Для этого использовались документы на поставку сельхозпродукции от предприятий с признаками фиктивности.
Как выяснилось в ходе следствия, фактически такие предприятия не имели возможности вырастить и поставить товар в заявленных объемах в связи с отсутствием земельных участков, посевного материала и других средств обеспечения указанного вида деятельности.
В результате таких действий государственному бюджету был нанесен ущерб в виде непоступления налогов на сумму свыше 20 миллионов гривен.
Во время обысков, проведенных на территории Николаевской и Кировоградской областей, было обнаружено и изъято более 14 тысяч тонн семян подсолнечника, ячменя и пшеницы на сумму около 133 миллионов гривен, владельцами которого являются подконтрольные фигурантам уголовных производств предприятия.
Кроме того, было изъято 6,8 миллионов гривен наличными, часть из которых спрятана в тайниках.
Пока законодательство позволяет выстраивать подобные схемы, бюджет страны теряет колоссальные средства. Причем теряет дважды.
Возьмем, к примеру, ситуацию с подсолнечным маслом. Украина уже не первый год удерживает позицию крупнейшего поставщика этого продукта на мировом рынке. При этом наравне с легальными производителями есть и немало нелегалов. Это так называемые маслобойки. Сдавая туда собранный урожай, фермеры получают оплату наличкой. Точно также за наличный расчет покупают уже готовый продукт у маслобоек мелкие посредники, и перепродают крупным. После того, как товар попадает организаторам теневых схем, они передают его реализаторам, которые, используя подконтрольные предприятия, его вывозят за рубеж. В итоге все, участвующие в этой цепочке, не платят налоги. Практически во всех случаях, особенно в случаях промышленного выращивания и реализации продукции до экспортера, на каждом этапе создается добавленная стоимость, с которой должен быть уплачен НДС. По факту, никто этого, естественно, не делает. А это один из основных налогов, за счет которого наполняется доходная часть бюджета.
О возвращении валютной выручки и говорить в таких случаях нечего. Но что мешает законодателю установить, что при вывозе из страны высоколиквидных товаров необходимо уплатить, скажем, 50% предоплаты? Представили документ на таможню, что деньги зашли, и только после этого вывозите.
Ну, и конечно, необходимо разобраться с ценами. До тех пор, пока фактурная цена при экспорте не будет соответствовать реальной рыночной стоимости, государство будет терять деньги. Попробуйте, к примеру, экспортировать из Голландии тюльпаны по цене ниже, чем на бирже. Вам не позволят, потому что нормальные страны заботятся о своей экономической безопасности. Мы тоже заботимся. Но хорошо бы подходить к этому вопросу стратегически, создав условия для того, чтобы ни высоколиквидные товары, ни капитал не уходили из страны.
- Информация о материале
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко инициировала всеукраинский референдум по вопросу о бессрочном запрете на продажу земли в Украине. Проведение плебисцита само по себе сопряжено со сложностями, да и ожидаемый результат далеко не очевиден. Однако, если украинцы поддержат инициативу Леди Ю, последствия будут очень серьезными.
Партия «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко инициирует всеукраинский референдум по вопросу о запрете продажи земли сельскохозяйственного назначения. Такой шаг вызван планами украинских властей провести земельную реформу, предусматривающую, в частности, отмену моратория на продажу земли - на сегодня его действие продлено до конца 2017 года. Проведение земельной реформы, в свою очередь, является одним из условий продолжения сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ), которое отражено в соответствующем меморандуме как «структурный маяк». Украинские власти пообещали МВФ отменить мораторий и разрешить продажу земли уже с 2018 года.
Тимошенко объявила о начале подготовки к референдуму в начале апреля, а 19 апреля в Киеве прошло собрание граждан с инициативой проведения всеукраинского референдума о запрете продажи сельхозземель. Вопрос, который предлагается вынести на плебисцит, звучит так: «Поддерживаете ли вы продление существующего запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения бессрочно?».
Лидер «Батькивщины» заявила, что только украинский народ вправе решать судьбу своей земли. В связи с этим она поставила в укор президенту Петру Порошенко то, что он отказался объявить референдум по этому вопросу. «Президент должен был выполнить Основной закон и, как гарант Конституции, поставить одну подпись под указом, провести референдум и спросить у людей: хотят ли они продавать украинскую сельскохозяйственную землю. Нет, он этого не сделал. За спиной у народа подписал меморандум о сотрудничестве с МВФ и сказал, что землю будут продавать», - заявила Тимошенко.
Законный референдум
Вопрос, предлагаемый Тимошенко и ее партией, в соответствии с украинским законодательством может быть вынесен на всеукраинский референдум. Согласно Конституции (ст. 74), «референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии», а в соответствии с законом о референдуме (ст. 3), предметом всеукраинского референдума может быть, в частности, вопрос «о принятии или отмене закона Украины или внесении изменений в действующий закон Украины».
По Конституции (ст. 72), всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или президентом. При этом референдум может быть объявлен по народной инициативе «по требованию не менее 3 млн граждан Украины, которые имеют право голоса, при условии, что подписи за назначение референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой области».
Именно сбором подписей теперь и придется заняться соратникам Тимошенко. В случае, если они будут собраны, их предстоит принести в Центральную избирательную комиссию. Если ЦИК не найдет нарушений в процедуре сбора подписей, она направит соответствующее решение президенту. После этого глава государства «издает указ об объявлении референдума с указанием даты его проведения и сформулированными вопросами или проектом закона, которые выносятся на всеукраинский референдум» (ст. 28 закона о референдуме).
Сложности реализации
Но это – на бумаге, пусть на ней и отпечатан Основной закон. Так, Тимошенко убеждена, что власть будет всячески препятствовать референдуму. «Они будут манипулировать своей Центральной избирательной комиссией, своими силовыми структурами, чтобы не дать нам провести этот всеукраинский референдум», - заявила она.
Инициативу референдума по запрету продажи земли также поддержала партия «Свобода». При этом сама идея такого плебисцита совсем не нова – существенно раньше с ней выступил лидер Аграрной партии Виталий Скоцик. Еще в марте он анонсировал сбор подписей против отмены моратория и поспешной продажи земли. Он также призвал всех украинских граждан объединить усилия, чтобы «остановить дикую и поспешную распродажу земли».
Однако проблемы с проведением референдума могут возникнуть у его инициаторов не только вследствие козней со стороны власти. Не стоит забывать, что для его проведения необходимо собрать 3 млн подписей, причем в рамках процедуры, описанной выше. Кроме того, существуют временные рамки проведения референдума, которые могут отодвинуть реализацию его результатов (в случае успешного проведения) на довольно отдаленную перспективу. В соответствии с законом о референдуме (ст. 29), «сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума… проводится в течение 40 дней со дня регистрации инициативной группы всеукраинского референдума…». А согласно ст. 28 того же закона, «указом президента Украины о назначении всеукраинского референдума по народной инициативе определяется дата его проведения, которой является последнее воскресенье пятидесятидневного срока от дня издания указа». При этом «процесс всеукраинского референдума завершается через 15 дней после официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов референдума» (ст. 23 закона о референдуме).
Таким образом, на все про все у инициаторов референдума, в лучшем случае, уйдет 105 дней. Соответственно, учитывая возможные задержки, в случае успешного прохождения всех процедур и, что немаловажно, поддержки украинскими гражданами бессрочного запрета продажи земли, они будут иметь на руках нужное им решение где-то к сентябрю. Но власти собираются провести земельную реформу через Верховную Раду существенно раньше – согласно меморандуму МВФ, это должно быть сделано до конца мая. К этому сроку принять соответствующий закон вряд ли удастся, об этом свидетельствует опыт проведения пенсионной реформы. Но до конца текущей сессии, которая завершится в июле, это вполне возможно. Другое дело, согласятся ли поддержать реформу нардепы – об этом «Апостроф» писал ранее.
Аграрный вопрос
Во всей этой ситуации, на самом деле, было бы разумно спросить мнение аграриев, которых любые новации в земельном законодательстве касаются в первую очередь. А у них отношение к происходящему сейчас в этой сфере совсем неоднозначное.
«Сегодня вокруг вопроса рынка земли очень много политических позиций, что является нормальной реакцией. Однако у меня вопрос: сможет ли Юлия Тимошенко реализовать такой референдум? Думаю, что идея правильная, если именно народ Украины будет решать, а не несколько чиновников в «высоких» кабинетах», - сказал в комментарии «Апострофу» глава Всеукраинского аграрного совета Андрей Дыкун, добавив, при этом что вокруг референдума может возникнуть ненужный политический пиар.
Он подчеркнул, что сегодня в стране де-факто существует квази-рынок земли, и «осталось все меньше аграриев, которые говорят, что в Украине вообще не нужен рынок земли». «Понятно, что он нам не нужен именно в 2018 году, и эти коррупционные законопроекты, которые сейчас регулируют, они не допустимы для страны. Перед проведением референдума следует провести информационную работу с аграриями, чтобы они поняли, что потеряют, когда рынок земли пойдет по правилам тех, кто его сегодня внедряет», - отметил эксперт.
По словам Дыкуна, сегодня большинству украинцев не интересны детали, связанные с рынком земли. «Большинству людей он не интересен. Последние социологические исследования показывают, что этот вопрос беспокоит только аграриев и тех, кто внедряет рынок. Поэтому для референдума достаточно правильно сформировать только один вопрос: «Рынок земли в Украине должен быть, или не должен быть?», - резюмировал он.
Юридический аспект
Не лишним будет напомнить, что сейчас на рассмотрении Конституционного суда находится представление 55 парламентариев о конституционности моратория на продажу земли. Представление поступило в КС в феврале, поэтому решение по нему можно ожидать через полгода, то есть, к концу лета - примерно тогда же, когда возможен результат референдума. В результате, к этому времени мы можем получить принятую Радой земельную реформу с отменой моратория, решение КС (непонятно, с каким решением) и результаты референдума (также неясно, в пользу продления моратория или его отмены).
Если Конституционный суд признает мораторий неконституционным, то соответствующие положения Земельного кодекса будут отменены и утратят силу со дня принятия соответствующего решения КС Украины, если другой срок не будет определен КСУ. «После принятия такого решения КСУ новый мораторий на оборот сельхозземель не может вводиться в силу конституционных гарантий недопущения сужения смысла и объема существующих прав, предусмотренных ст. 22 Конституции Украины», - заявил «Апострофу» советник адвокатского объединения “Юридическая фирма “Арио” Кирилл Юхно. При этом, по его словам, в возможном решении о неконституционности моратория «вполне вероятно, что в интересах экономической безопасности Украины КСУ оставит на усмотрение законодателя вопросы регулирования отношений по обретению прав на земли сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами».
Однако куда важнее в этой ситуации результаты референдума (если он состоится). «Принятое на всеукраинском референдуме решение по своей юридической силе перевешивает и нормы закона, и решение Конституционного суда Украины. При этом для проведения референдума не имеет значения ни возможное вступление в силу закона об обороте земель сельхозназначения, ни решение КСУ, каким бы оно ни было», - подчеркнул Юхно.
- Информация о материале
Бизнес-ритмы в Украине подчиняются календарю праздников и отпусков, и порой, планируя мероприятия на весну, мы думаем не о запросе рынка, а о том, как успеть поработать между пасхальными и майскими или между майскими.
Такие мелочи требуют планирования, а мы к нему еще не привыкли. Попробуем разобраться, зачем нам «план» и как зарабатывать с ним больше.
В нашем обществе заметна тенденция негативного отношения к процессу планирования или составления какого-либо плана, особенно в бизнес-среде.
Довольно часто от предпринимателей и менеджеров можно услышать фразу: «Какой смысл что-либо планировать в нашей стране с нашим курсом и нашей экономикой?». Если же предприятие имеет стабильный коммерческий успех, говорят: «Нам не нужно ничего планировать, у нас и так все хорошо».
Иногда нежелание составлять план или недоверие к его эффективности превращается в такой тезис: «Нужно работать, а не планировать». Речь идет не только о компаниях-однодневках. Недавно мое внимание привлекла реклама большой компании, в которой была фраза: «У нас никогда не было бизнес-плана».
Однако я всегда был убежден, что планирование — один из важнейших процессов в работе любого предприятия. После посещения лекции Михаила Колесника в Центре усовершенствования закупок я решил поделиться вдохновением и поговорить о том, почему в Украине можно и даже нужно планировать.
Основой работы любого предприятия является планирование его бюджета. Это позволяет определить возможности, мощности, оценить уровень реализации производимых товаров и услуг, чтобы выйти на уровень окупаемости.
Предприятие, которое не рассчитывает свой бюджет, подобно человеку, идущему над пропастью с завязанными глазами. Он не знает, ни сколько шагов ему нужно сделать до безопасного места, ни какой запас расстояния от пропасти у него есть.
Целью работы любого предприятия является создание добавленной стоимости, которую простыми словами можно объяснить как дополнительную ценность и конкурентность продукта в результате работы компании.
Цепочка производства добавленной стоимости состоит из многих частей, начиная с закупки сырья, оборудования и услуг и заканчивая реализацией. Поскольку все процессы цепочки взаимосвязаны, меняя одну из них, руководство автоматически привносит изменения во всю цепь, увеличивая или уменьшая ее эффективность.
Каждый элемент цепи имеет специфику. Она требует создания отдельного бюджета, который хоть и связан с бюджетами других звеньев, но прежде всего определяет возможности и ограничения конкретного процесса.
Классическое планирование бюджета компании подразумевает, что центральное место в планировании играет именно бюджет продаж. В условиях рыночной экономики и постоянной конкуренции предприятие должно ориентироваться на спрос, который определяет, сколько товаров и услуг компания сможет продать.
Исходя из этого показателя, определяются объемы производства и закупок.
Например, если завод по производству троллейбусов, оценивая рынок, понимает, что не сможет продать более 50 троллейбусов в этом году, то будет планировать свой бюджет таким образом, чтобы обеспечить производство именно 50 троллейбусов, включая закупки необходимого количества сырья и компонентов.
Однако существуют и другие схемы планирования бюджета, где центральную роль играют не продажи, а производственная мощность. Такое возможно, если товар или услуга имеют неограниченный спрос, и ограничение компании состоит лишь в том, сколько этих товаров или услуг она сможет поставить.
Пример такой схемы привел в своей лекции Михаил Колесник. Руководство одного элеватора честно призналось, что бюджет предприятия строится «от элеватора», так как этот элеватор загружен 24 часа в сутки 365 дней в году.
Так в чем же преимущество планирования, и зачем оно необходимо предприятию, которое и так имеет неограниченный спрос?
Вернемся к нашим примерам. В первом случае все довольно просто: имея спрос лишь на 50 троллейбусов, компания может изготовить и большее количество в этом году, но это потянет за собой трату ресурсов и средств.
Если предприятие производит не только троллейбусы, это может привести к весьма плачевным результатам. Так случится, если в следующем году спросом будут пользоваться не изготовленные машины, а, например, автобусы.
Тогда предприятие окажется в состоянии старухи у разбитого корыта, с никому не нужной продукцией и недостатком средств для производства новой.
Даже если спрос не иссякнет в будущем, намного рациональнее планировать деятельность, исходя из актуального спроса. Это поможет сэкономить средства, более грамотно перераспределить ресурсы и не тратиться на дополнительные расходы по содержанию готового продукта в течение долгого времени.
В случае с элеватором, где спрос условно неограничен, планирование должно строиться вокруг других факторов: необходимости ремонтов и закупки необходимых компонентов, ведь в случае поломки оборудования каждый день простоя элеватора будет означать убыток для предприятия.
Таким образом, каким бы ни было предприятие, чем бы оно ни занималось, планирование остается важнейшим этапом для его работы.
Зачастую предприятия отказываются от планирования, потому что этот процесс требует немалых усилий, а результат далеко не всегда соответствует расчетам.
Однако современные методики прогнозирования постоянно совершенствуются. Например, метеорологи сейчас ошибаются намного реже, чем даже 20-30 лет назад за счет появления новых методов и технологий прогнозирования.
Небольшие предприятия, лишенные возможности использовать такие механизмы, также могут прогнозировать хотя бы минимальные параметры работы. Например, магазин одежды может оценить метеорологический прогноз, чтобы понять, какая одежда будет востребована, и проследить за последними тенденциями моды.
Однако вопрос, как составить надежный план в условиях экономической нестабильности, остается открытым. Тут на помощь приходит известная цитата президента США Дуайта Эйзенхауэра: «План — ничто, планирование — все».
Смысл довольно запутанной игры слов становится более понятным в полной формулировке известного высказывания, которое звучит так: «План — ничто, планирование — все. Любой план устаревает в тот момент, когда вы завершили его разработку. Однако в процессе планирования вы и ваши подчиненные приобретаете один взгляд на ситуацию и критерии принятия решения, следовательно, в момент неожиданности они выберут правильное решение».
Этой фразой американский президент хотел подчеркнуть, что ключевую роль в успехе любого мероприятия играет даже не четкий план, а процесс планирования.
Ничто и никогда не идет по плану, особенно если речь идет о масштабных явлениях. Однако разработав несколько стратегий, компания получает возможность приспосабливаться к изменениям рынка и сохранять стабильность.
Цель планирования — не в точном прогнозе продаж, а в разработке плана действий для оптимистичного, реалистичного и пессимистичного сценариев.
Задавая прогноз на основе лишь одного параметра, сложная аналитическая работа идет насмарку, если этот параметр не оправдывается. Такой подход делает планирование необходимым в условиях экономической нестабильности.
Жизнь полна неожиданностей и мы не можем быть готовыми ко всем. Однако это не значит, что предсказать будущее, хотя бы отчасти, невозможно.
Даже ценой небольших усилий можно спланировать свои действия в зависимости от различного развития экономики, изменения курса валют или роста спроса на свой продукт. Возможно, именно этот запас гибкости поможет спасти предприятие от гибели или же наоборот — вынести его на волну успеха.
- Информация о материале
Недовольство в стране существует как властью, так и переменами, и оно растет. Мы недовольны тем, что мы не растем, в отличие от окружающих нас стран. Мы за последние три года обеднели. Мы недовольны тем, что идет война, что у нас есть перемещенные лица, что растет преступность. Мы недовольны тем, что у нас в головах тревожная неопределенность. Некоторые реформы не начинаются, другие не заканчиваются. В итоге мы крайне разочарованы властью.
Чтобы иметь некое системное представление о том, почему так все происходит, надо сформулировать вопросы, на которые мы хотим получить ответы. Может, не стоило начинать? Был ли у нас выбор? Мы ли принимали решение?
Майдан начался с вполне конкретных вещей. В частности, с того, что нам не дали возможность подписать документ, более тесно связывающий нас с Евросоюзом — политической структурой Европы, а вылилось это в то, что для меня означает «выбор судьбы». Это не желания, скажем, повысить зарплату или уменьшить налоги. Таких требований на Майдане не было. А был именно выбор судьбы. Мы должны были уйти от евразийской цивилизации к европейской. Такое резкое изменение цивилизационного состояния — невероятно сложная вещь. Риски колоссальные. Никто успех не гарантирует. Это — изменение социального порядка, кардинальное изменение жизни. Если получится, то это называется революция. А если не получится, то — мятеж, переворот и т.д. Пока мы не проиграли, мы называем это революцией. И это объясняет очень многое из того, что с нами происходит.
Революция — это взрыв народной энергии. Он возникает в том случае, если есть некий набор признаков, его обуславливающих. Истинными причинами революции не могут быть голод и бедность. Это взрыв, связанный с невыполнением определенных ожиданий в период роста. И происходит он сам, его невозможно организовать. Организованным может быть спусковой крючок. Когда все готово, действительно — деньгами, организацией, провокациями — можно нажать на спусковой крючок. Но, во-первых, это всегда может быть только в условиях подготовленной почвы. Во-вторых, опыт всех революций показывает, что те, кто это делает, никогда не получают того, чего хотели. Поэтому рассуждать о том, кто виноват в революции, непринципиально для дальнейших событий.
Революцию очень трудно определить в рамках добра и зла, пользы и вреда. Гарантированы только изменения. А какими они будут, зависит от национального характера. Невозможно предсказать последствия революции. Как невозможно предсказать и ее конечные результаты. Часто она длится десятилетиями. Я не могу сказать, что 1991 год, 2004-й и 2013-й — это разные революции. Это этапы революции, связанной с изменениями судьбы Украины.
Революция — это кризис. Она сотрясает и разрушает привычный социальный порядок; снижение качества жизни и скачок тревожной неопределенности неизбежны. Так нужна ли она нам? Покой лучше? Революционное будущее рискованно и тревожно неопределенностью. Но покой — это ведь тоже будущее. Риски не так очевидны, но для Украины вполне злокачественны. Революция направлена на предотвращение ущерба от такого покоя, особо опасного для молодых, образованных, активных. Ущерба от неуклонной потери своей идентичности, от срастания с русской имперской агрессивной ментальностью, от потери свободы как жизненной необходимости, от поклонения государству и его авторитарным вождям, от подчинения унижающей стратегии выживания.
Если мы не научились предотвращать эти катастрофы эволюционно, но накопили силы к сопротивлению, случается революция. Революционному кризису противостоит не спокойное и благополучное прошлое, а предотвращенная катастрофа.
Объективные обстоятельства
Кто нам мешает решить наши задачи быстрее, легче, не так злобно-конфликтно? Может быть, власть слабая, плохо управляет нами, хорошими? Выберем другую, благо, желающих много.
Трудно оценивать, решать да просто размышлять без понимания объективных обстоятельств, задающих границы и характер наших действий.
Социальные ценности
Фундаментальным обстоятельством, определяющим противоречивый характер нашей революции, являются социальные ценности нашего пассивного большинства — стратегия выживания, выработанная столетиями проживания в прочих государствах, во враждебной среде. Она спасала и в кровавом XX веке, и в нашей новейшей истории независимой страны. Коротко ее можно выразить несколькими глаголами: доверяй только своим, скрывай, не получается — обмани, не получается — подкупи. Можно себе представить, как трудно строить свое государство при неверии большинства к государству, его законам, его институтам.
«Наш капитализм» – олигархат
«Наш капитализм» представляет собой сеть монополий, в которых собственники, в союзе и под прикрытием бюрократии и политикума, получают свою монопольную ренту, делясь со своей «крышей». 10–15 человек наверху — это верхушка гигантской коррупционной пирамиды, состоящей из сотни тысяч таких монопольных образований. Это социальная матрица, ткань нашей жизни. В нее вплетены все, включая рядовых граждан, вынужденных путем коррупции реализовывать или защищать свои права. Эта социальная матрица возникла и оказалась необыкновенно устойчивой в значительной мере потому, что вполне сочеталась с доминирующей стратегией выживания.
Устойчивость олигархической матрицы обеспечивается присущими ей свойствами. Во-первых, она постоянно воспроизводит отрицательный отбор элит. Честные профессионалы, если они попадают в бюрократию или политикум, меняются на коррупционноспособных «своих». Во-вторых, поддерживается монопольная структура во всех занятиях, где это возможно. Монополия препятствует развитию. В этом причина нашей бедности. В-третьих, все наше формальное законодательство и неформальные нормы подстроены под интересы олигархата. Коррупционность элиты, монопольная организация всех публичных занятий и коррупционность формальных и неформальных норм создают труднопреодолимые проблемы для реформаторов. Явись герой-радикал, желающий разрубить этот узел одним ударом, его ждало бы либо позорное поражение, либо экономический и социальный коллапс страны.
Революционный класс
Это — носители европейских ценностей свободы, ответственности, активности, доверия. Креативный постиндустриальный класс. «Непоротая» молодежь.
Однако, в отличие от великих революций прошлого, наши революционеры не создали предпосылок взятия власти: ни партий, ни лидеров. Успех революции будет зависеть от того, как быстро они справятся с этой задачей.
Власть
Власть была передана наиболее дальновидным представителям старого политикума. Элиты разделились, что является необходимым условием победы революции.
Представители новой власти из старого политикума — идеологически несомненно либералы, но технологии проведения реформы у них не радикально-революционные, скорее, их можно назвать переговорно-реформаторскими. Давить там, где возможно, а не ломать «через колено». Мне представляется, что глубокое знание олигархической матрицы и ее права помогает им в этом процессе. С учетом феноменальной устойчивости олигархической матрицы и реального соотношения сил радикальный путь через колено вряд ли был бы более успешным, а риски бы увеличил скачком.
В отношении реформы у нас спонтанно создана «бутербродная» структура стимулирования. Внутри власть, с двух сторон на нее оказывают давление иностранные доноры и отечественные активисты. Это несколько повышает прочность реформаторской конструкции. Представляется, что нынешняя власть неслучайна и сама является объективным обстоятельством. Власть не завоевана, а передана Майданом и с учетом других вышеперечисленных объективных обстоятельств, по-видимому, адекватна ситуации.
Причины недовольства
Власть ругать сладко и приятно. Но отделить реальные недостатки, ошибки и прочие дефекты власти от объективных обстоятельств, вызывающих наше недовольство, совершенно необходимо. Иначе мы теряем адекватность, что унизительно.
Я бы разделил объективные обстоятельства, вызывающие наше недовольство, на две группы: типичные последствия революции и следствие действия/взаимодействия наших доморощенных реалий наподобие стратегии выживания и «нашего капитализма».
Типичные последствия революции:
— разрушение привычного социального порядка;
— нарастание конфликтности по мере развертывания новых правил институтов;
— внутренние бунты и внешняя агрессия консервативных сил. Перемещенные лица;
— разрыв традиционных связей, потеря рынков. Экономический кризис, обеднение;
— общая неустроенность и неопределенность, снижение качества жизни;
— романтическое очарование сменяется неизбежным разочарованием.
Наши доморощенные реалии:
— слабое сотрясение нашей социальной матрицы — олигархата. Замена его новым социальным порядком теряется в туманном будущем. Революционный конфликт приводит к замене системной коррупции на хаотическую. Как в последний день. Мы это уже наблюдали после Оранжевой революции;
— медленная смена элит не позволяет количеству перейти в качество;
— медленное разворачивание и имплементация реформ скорее создают населению проблемы, нежели решают их;
— «народный популизм» подогревается профессиональными радикалами, «политическими кухарками» и платными плакальщиками.
Повторю, перечисленные причины недовольства вызваны объективными обстоятельствами. Их придется учитывать и бороться с ними любой власти, намеренной продолжать дело революции. Контрреволюция всегда прибегает к бунтам и (или) внешней агрессии. Поэтому война является сертификатом истинности революции.
Революции не было или она проиграла?
Тезисы пропаганды варьируются: ничего не меняется или меняется к худшему. Это циничный обман власти, занятой банальным грабежом в сочетании с изменой и т.п.
На этом фоне спокойная и взвешенная оценка перемен нужна как воздух. Она и ведется независимыми центрами и тонет в потоке враждебной пропаганды.
Приглядимся к переменам
Необходимо отчетливое понимание точки отсчета. К сожалению, в этом качестве нам не подходят высшие мировые социальные и экономические достижения развитых стран. В этом масштабе наши перемены просто незаметны. Будем реалистами и оценим, отталкиваемся ли мы от «дна»: социального — последних лет правления Януковича и экономического — послемайданного кризиса.
А. Действенность послереволюционной власти:
— финансовая стабилизация;
— экономический рост (слабый) на фоне войны, массовой миграции, потери рынков, разрыва связей с основным партнером. Сравним с подобными катастрофами 90-х годов прошлого столетия;
— восстановление боеспособной армии, локализация войны;
— мирное размещение 1,7 млн перемещенных лиц.
Б. Реформы:
— развертывание антиолигархических институтов;
— безвизовый статус в Европейском Союзе;
— высокие внешние оценки (с постоянным «но»);
— повышение конфликтности про- и контрреволюционных сил.
В. Формирование политической нации и повышение активности граждан.
Локальные показатели часто говорят яснее общих выводов. Скажем, массовое добровольное увольнение судей или вхождение Украины в тройку европейских стран, где граждане более всего готовы с оружием защищать свою страну (вместе с Польшей и Финляндией).
От «дна» за три года — беспрецедентные перемены, до конечных целей — европейских параметров — едва заметное начало, как подснежники в снегу.
Будущее. Экстраполяция
Переломы тенденции оставим любителям прогнозов. Если все пойдет без особых эксцессов, то:
— по мере накопления влияния новых институтов скорость перемен должна возрастать;
— конфликтность будет возрастать соответственно;
— на фоне суеты квазиреволюционных политических проектов проклюнется продуктивный политический проект революционного класса.
Если не проявится усталость всех субъектов революции. Если медленный темп их не разрушит. Если направленность и преемственность перемен сохранятся.
Пожелание
Сторонникам революции — пожелание: не рассчитывать на власть. Вы не их послушные помощники, а важнейший фактор давления. Что делать? Делать, что должно, невзирая на обстоятельства. Для меня крайне болезненными были внешне благородные отставки реформаторов, призванных на высокие должности. По-моему, это абсолютное дезертирство. Представьте, что вас призвали в армию, на фронт, а вы через неделю говорите, что автомат вам дали плохой, снабжение никуда не годится, вы недовольны решениями генералитета и уходите. Для меня уход чиновников с должностей — это абсолютно то же самое. Просто дезертирство. В таких обстоятельствах надо, стиснув зубы, держаться до последней секунды за свою должность и делать то, что считаешь нужным. И потом продолжать делать. Судиться, восстанавливаться в должности и продолжать работу.
Нужно держаться до конца.
- Информация о материале
Страница 241 из 1561
