Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради 12 грудня уклало угоду з ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень» на додаткові роботи з будівництва велодоріжки вздовж Білгородського шосе на 7,00 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».

У жовтні 2015 року фірмі замовили велодоріжку від вул. Дерев’янка до просп. Академіка Курчатова довжиною 7,63 км та шириною 3 м за 14,01 млн грн. Уздовж цієї ділянки шосе знаходяться елітні котеджні селища «Royal club 1», «Royal club 2» і «Парк Хаус», а також президентська резиденція.

За новою угодою до кінця 2017 року мають виконати земляні та непередбачені раніше додаткові роботи, а також заасфальтувати заїзди, влаштувати колодязі, оголовок водопропускної труби та газони.

Вартість будівництва зросла у півтора рази – до 21,02 млн грн., відтак кілометр велодоріжки коштуватиме 2,75 млн грн.

Торік у травні в Києві повідомили про будівництво велодоріжки з Троєщини до Хрещатика по 1,9 млн грн. за кілометр, тобто на третину дешевше. Цьогоріч у Львові велодоріжки замовляли по 1,9-2 млн грн. за кілометр.

Власниками «ДБК «Уровень» є депутат Харківської міськради від партії «Відродження» Валерій Пєвнєв і ТОВ «КУА «Фінекс-капітал» Ігоря Когута та Лади Крімерман.

Нагадаємо, саме від КУА «Фінекс-капітал» мер Харкова Геннадій Кернес отримує дивіденди. Так, за минулий рік він отримав 11,10 млн грн.

valodorizhka vidkernesa

7 июня 2014 Петр Порошенко принял присягу и вступил в должность пятого Президента Украины. На выборы Порошенко шел с предвыборной программой «Жить по-новому!« – 6-страничным документом, где будущий кандидат высказал свое видение развития страны и дал конкретные обещания избирателям. После победы на выборах Порошенко сделал несколько программных выступлений, где конкретизировал свои обязательства перед украинским народом. Накануне президентского «экватора» – 7 декабря было два с половиной года с голосования Украины – VoxUkraine проверил, что именно из обещанного сделал Порошенко за этот срок.

Что мы проверяли

Мы начали с предвыборной программы Порошенко «Жить по-новому!», которая является главным документом с точки зрения подотчетности избирателям. Но программа не отличалась конкретикой, поэтому мы добавили в список обещания, высказанные в важных выступлениях президента. А именно: инаугурационной речи Порошенко (7 июня 2014) и выступлении на пресс-конференции «Стратегия-2020» (25 сентября 2014)

Обещания Президента поделили на семь направлений, на которые Президент имеет непосредственное влияние согласно полномочиям записанными в Конституции или которые приоритезировал в своих речах:

оборона / правопорядок

внешняя политика

судебная система

децентрализация / государственное управление

политический строй

борьба с коррупцией

другое

Команда VoxUkraine отбирала обещания, которые можно проверить – то есть такие обязательства как «сохранить Украину» в этом проекте не проверялись. Наш список обещаний не является окончательным, ведь мы не имели возможности проверить все речи президента. Но ввиду повышенного внимание общества к обещанию Президента продать Roshen (выраженное в других выступлениях) мы добавили его в наш список.

В целом мы насчитали 32 обещания. Больше всего – относительно децентрализации / государственного управления, внешней политики и политического строя. За два с половиной года Президент полностью выполнил восемь обещаний, восемь – не выполнены и семнадцать – частично выполнены.

Одно из обещаний, которое Президент выполнил – это подписание Ассоциации с ЕС. Также благодаря усилиям украинской власти почти получен безвизовый режим с ЕС, хотя формально Украина его пока не получила (по состоянию на 16 декабря). А вот такие обещанные реформы как борьба с коррупцией, люстрация, реформа судебной и правоохранительной системы, а также госслужбы, децентрализация и прочее – только начаты или буксуют. Не выполнены такие обещания: провести парламентские выборы по открытым спискам, продать компанию Roshen, ввести закон про оппозицию и тд.

Полный список проанализированных обязательств Президента (всего 32) смотрите по ссылке. А ниже – громкие обещания Президента по разным направлениям, которые ему удалось или не удалось выполнить

Оборона и правопорядок

Обещания президента относительно армии и обороны, которые были даны в приведенных выше речах, можно условно разделить на две темы: увеличение расходов на армию и реформирование правоохранительной системы. В целом мы нашли четыре конкретных обещания Президента на тему обороны, все они выполнены частично. Вот примеры:

«Планирую существенное, в разы и на порядок, увеличение затрат на восстановление, модернизацию и усиление Вооруженных Сил и других структур, от которых зависит защита от внешней агрессии» (Программа «Жить по-новому!«) – частично выполнено

Расходы на армию выросли с 1% ВВП в 2013 до 2,8% ВВП, что больше двухпроцентного минимума, ожидаемого НАТО, который не выдерживает даже часть членов Альянса. Произошло значительное увеличение капитальных затрат по статье «системы вооружения» с 0,045% ВВП в 2013 году до 0,276% в 2015 году, что можно считать шагом в увеличении материального обеспечения армии.

В то же время система контроля за затратами материальных ресурсов ВСУ была разработана, но не внедрена. Есть значительные проблемы в ВПК, начиная от продолжения закупок запчастей в РФ до некачественного и дорогостоящего оборудования и неэффективного расходования денег. До сих пор существуют серьезные проблемы с массовым выпуском сложной техники, связанные, в частности, с нехваткой квалифицированной рабочей силы.

«Реформировать правоохранительную систему (суды, милицию, СБУ, прокуратуру) – значит создать предпосылки успешности всех изменений, в том числе и в экономике. Только независимый суд может обеспечить защиту прав и свобод и неприкосновенности собственности, что важно для притока в страну инвестиций «(Программа» Жить по-новому!«) – частично выполнено

Создана патрульная полиция. Бывшие милиционеры должны были пройти переаттестацию, но многие из тех, кто не прошли аттестацию и были уволены, восстановились в судах. Судебная реформы началась только с 30 сентября 2016 года. Реформа СБУ не состоялась, а реформа прокуратуры, которая повысила бы качество ее работы – буксует. Это можно увидеть на том, как тормозятся расследования резонансных дел – дело расстрела на Майдане, дело алмазных прокуроров и др.

Внешняя политика

Обещания на эту тему можно свести к нескольким тезисам: подписание Ассоциации с ЕС (выполнено), получение Украиной безвизового режима с ЕС (выполнено частично, см. ниже) и подписание международного договора, который пришел бы на смену Будапештскому меморандуму (не выполнено). Еще два обещания: улучшение доступа украинских товаров на мировые рынки и реализация соглашения об ассоциации с ЕС – в процессе выполнения.

«Как можно быстрее подписать экономическую часть соглашения с ЕС (о зоне свободной торговли)» (Программа «Жить по-новому!«) – выполнено

Обещание о подписании Ассоциации с ЕС выполнено.

«То же самое касается и скорейшего введения безвизового режима для Украины с ЕС. Мы завершили первый этап и очень быстро сможем завершить второй, чтобы уже с января 2015 Украинцы имели возможность путешествовать без виз «(Инаугурационная речь) – частично выполнено

На самом деле обещание о предоставлении украинцам безвиза можно было бы записать в актив Президента как победу. Ведь Украина выполнила все обязательства перед ЕС по воплощению «безвизового» пакета реформ. Но Порошенко слишком часто обещал безвиз в своих выступлениях и с весьма конкретными сроками (смотрите ниже хронологию):

Петр Порошенко обещал безвиз:

В течение первого года президентства

С 1 января 2015 года (здесь и далее – один источник)

В 2016 г.

В первой половине 2016

В сентябре 2016

В октябре 2016

К 24 ноября 2016

На момент написания и редактирования этой статьи (16 декабря), безвизовый режим Украине не был предоставлен. Впрочем 8 декабря Комитет Европарламента по вопросам внутренних дел, правосудия и прав человека утвердил проект механизма приостановления безвизового режима, и это вывело вопрос на финишную прямую – принятие Европарламентом.

«Я использую свой дипломатический опыт, чтобы обеспечить подписание международного договора, который пришел бы на смену Будапештскому меморандуму. Такой договор должен предоставить прямые и надежные гарантии мира и безопасности – вплоть до военной поддержки в случае угрозы территориальной целостности «(Инаугурационная речь) – не выполнено

Обещание о подписании международного договора вроде Будапештского меморандума не выполнено. Вряд ли возможно составить абсолютно новое соглашение, но вместо этого Украина может вступить в НАТО, что фактически предоставляет «прямые и надежные гарантии мира и безопасности». Впрочем, вступление в НАТО остается довольно отдаленной перспективой.

Судебная система

По этой теме Президент дал две обещания, оба выполнены частично. Их суть сводится к этой цитате:

«Установление публичного контроля за назначением и деятельностью судей и создания системы их автономного функционирования, независимого от законодательной и исполнительной ветвей власти». (Программа «Жить по-новому!«) – частично выполнено

Обещание выполнено частично. Сделаны первые шаги, но до воплощения судебной реформы, которую смогут почувствовать украинцы, еще далеко. Вместе с принятием ЗУ «О судоустройстве и статусе судей« и внесением изменений в Конституцию относительно правосудия вводится ряд новых стандартов для судейской профессии, в частности:

Частичное снятие неприкосновенности

Переаттестация вместе с отменой ряда судов и созданием вместо них новых с наймом судей через конкурсы

Декларирование состояния судей и членов их семей

Значительное повышение заработных плат в зависимости от стажа и должности судьи

И др.

Имплементация реформы началась только 30 сентября 2016. Кроме того, потребуются дальнейшие изменения в законодательстве. Поэтому о результатах, о которых говорит президент, пока говорить рано.

Децентрализация / государственное управление

Эти обещания в основном касаются двух тем: децентрализации власти и реформы госслужбы. Вот примеры (всего мы насчитали восемь обещаний, которые можно почитать по ссылке):

«Общины на местах получат больше прав и денег на реализацию полномочий». (Программа «Жить по-новому!») – выполнено

«Реформа по децентрализации начнется уже в этом (2014 – прим ред) года изменениями в Конституции»(Инаугурационная речь) – не выполнено

Реформа децентрализации началась 1 апреля 2014 с одобрения правительством Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти. После изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах в конце 2014-го дотационность местных бюджетов в 2015 году сократилась на 22% по сравнению с 2014 годом. В первой половине 2016 местные бюджеты выросли в 1,5 раза (на 21 млрд грн), что значительно выше текущей инфляции. Кроме того, в 2015 году регионы получили 2,9 млрд.грн. на финансирование проектов регионального развития через Государственный фонд регионального развития по прозрачной процедуре. Продолжается эксперимент по направлению сверхплановых доходов таможен на ремонт дорог.

Другой положительный момент: органы местного самоуправления получили полномочия в сфере градостроительной деятельности и архитектурно-строительного контроля (закон принят в мае 2015 года). В конце 2015 года принят закон о расширении полномочий органов местного самоуправления по предоставлению административных услуг.

Но не все так радужно. Изменения в Конституции в части децентрализации ни были одобрены. Поэтому по состоянию на конец 2016 исполнительная власть в областях и районах до сих пор принадлежит областным и районным государственным администрациям. То есть региональные власти до сих пор зависят от Президента, который назначает губернаторов по представлению Кабмина. Кроме того, недавно ВР отклонила законопроект о совершенствовании процесса назначения первых местных выборов в территориальных общинах, образованных в результате объединения на территории разных районов. Это тормозит реформу, потому что без выборов такие общины не могут закончить процесс объединения.

«Формирование профессионального корпуса государственных служащих, их социальная защита и усиление ответственности» (Программа «Жить по-новому!») – частично выполнено

Реформа госслужбы также началась: в конце 2015 года был принят соответствующий закон, который вступил в силу с 1 мая 2016. Был воплощен в жизнь конкурсный отбор руководителей государственных предприятий, формально введенный еще в 2008 году (фактически процедура не работала). В результате прозрачных конкурсов сменились руководители таких крупных государственных предприятий как Укрпочта, Укрзализныця, Львовский аэропорт и другие (всего, по данным МЭРТ, таким образом новых руководителей получили восемь госкомпаний из 24, где было проведено или сейчас проводятся конкурсы).

Но очень медленный темп реформы (а также сопротивление системы и нереформированный Трудовой кодекс) стал одной из причин, по которой, например, бывший министр инфраструктуры Андрей Пивоварский покинул Кабмин, а новые кадры в государственном аппарате остаются в меньшинстве.

Политическое устройство

В этой сфере больше всего выполненных обещаний в абсолютном и относительном выражении – три из пяти. Согласно обещаниям Президента Украина остается унитарным государством, дискуссия о территориальной целостности страны отсутствует, а попыток расширить полномочия Президента не наблюдалось. Есть одно невыполненное обещание – внесение в парламент закона об оппозиции. Еще одно выполнено частично – проведение досрочных парламентских выборов по открытым спискам.

Вот примеры обещаний Порошенко:

«Хотел бы подчеркнуть преданность идее парламентско-президентской республики. Никакой узурпации власти «(Инаугурационная речь) – выполнено

Президент не вносил предложений об изменениях в Конституцию, которые бы существенно усиливали его роль в исполнительной власти. В то же время фактическое влияние Президента на парламент несколько больше, чем прописано в Конституции. Назначение генпрокурором Юрия Луценко не обошлось без внесения изменений в закон о генеральной прокуратуре именно под этого кандидата. А история с увольнением министра экономики Абромавичуса, который обвинил соратника Порошенко Игоря Кононенко во вмешательстве в работу министра, лишь подтверждает тезис об усиленной власти Президента, которая распространяется за пределы его полномочий. Но повторимся: формально полномочия Президента остаются в рамках, указанных Конституцией, и об узурпации власти говорить нельзя.

«Обеспечу полную перезагрузку власти. Приложу все усилия в рамках своих конституционных полномочий, чтобы до конца 2014 года состоялись досрочные парламентские выборы исключительно на пропорциональной основе по открытым спискам «(Программа» Жить по-новому!») – частично выполнено

Парламентские выборы состоялись, однако по смешанной системе. Открытых списков в смысле подобном избирательному праву Нидерландов или Финляндии не было.

«В качестве первоочередного внесу в Верховную Раду закон о парламентской оппозиции» (Программа «Жить по-новому!») – не выполнено

Закон о парламентской оппозиции не был внесен Президентом в парламент.

Борьба с коррупцией

Сроки начала активной борьбы с коррупцией – вопрос, который журналисты задают Президенту очень часто. Например, во время пресс-конференции в январе 2016-го это была одна из наиболее часто упоминаемых тем. Мы нашли такие примеры обещаний Порошенко на эту тему:

«Себе лично, мозговому центру реформ в Администрации Президента, в Кабинете Министров ставлю задачу: пакет законопроектов для старта приоритетных реформ подготовить к открытию первого заседания вновь избранной Верховной Рады (в 2014 году – прим. Ред). А от старого парламента, кстати, уже 14 октября буду категорически требовать принятия закона о Национальном антикоррупционном бюро». («Стратегия-2020») – выполнено

Верховная Рада действительно приняла пакет антикоррупционных законов 14 октября 2014 Этими законами, в частности, предусмотрено создание НАПК, предотвращение коррупции, новая система электронного декларирования, создание НАБУ, определение бенефициарных владельцев.

«Антикоррупционная люстрация судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных органов» (Программа «Жить по-новому!») – частично выполнено

Закон «Об очистке власти» был принят в сентябре 2014 года. Закон касается госслужащих, которые занимали определенные, преимущественно руководящие должности в государственных органах власти, судах и силовых органах в период правления Виктора Януковича или работали в партийном секторе во времена Советского союза (полный перечень должностей, подлежащих люстрации, смотрите в Статье 3 Закона). По состоянию на 5 декабря 2016 перечень люстрированих госслужащих насчитывал 937 человек. Еще некоторое количество госслужащих уволилось по собственному желанию.

Но «антикоррупционной» люстрации не произошло, и вряд ли ее можно провести, потому что причастность к коррупции и наказания должен определять суд. Похожий вывод сделала Венецианская комиссия, которая положительно оценила закон, но предостерегла о рисках нарушения прав человека при проведении люстрации при отсутствии соответствующего заключения суда: «сведения о лицах, подлежащих люстрации, должны быть опубликованы только после окончательного решения суда», говорится в отчете комиссии (статья 101).

Другое

Данный раздел включает заявления Петра Порошенко на темы, не касающиеся вышеперечисленных. В частности, Президент пообещал продать компанию Roshen, чего не было сделано: Порошенко передал компанию в слепой траст.

Другие обещания Президента были такими:

«Отдельный важный вопрос – обеспечение энергетической независимости, диверсификация поставок газа. Снижение потребления энергии – наше общее дело, которое начинается с такого простого действия, как, уходя, выключить свет, а завершается модернизацией предприятий и производств с одновременным снижением энергоемкости» – частично выполнено

Частично выполнено. Нафтогаз более года не закупал газ у Газпрома. Произошло значительное сокращение потребления газа, причины которого попытались оценить в этой статье. Однако остается ли Украина независимой в обеспечении углем – небанальный вопрос, ведь залежи угля марки антрацита полностью остались в зоне АТО, которую Украина не контролирует (напомним, что на эту марку приходится около 40% потребности украинских ТЭС). Кроме того, Украина требует больше уранового концентрата, чем производит, поэтому часть сырья идет из России. Хотя в марте этого года было подписано соглашение с Австралией о закупке уранового концентрата.

«Структура собственности СМИ станет прозрачной, а конкурентная среда в этой сфере – сильнее. Создание общественного телевидения в повестке дня как неотложный вопрос» (Программа «Жить по-новому!») – частично выполнено

В 2015 году принят закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прозрачности собственности средств массовой информации …». Некоторые СМИ стали раскрывать структуру собственности (пример). Кроме того, появился тематический информационный сайт при поддержке представительства ЕС в Украине и USAID. Начата корпоратизация государственного телеканала «Первый Национальный» и процесс создания на его базе общественного телевидения. Но до реальных изменений пока не дошло. Председатель НТКУ Зураб Аласания подал в отставку из-за того, что бюджетные средства на общественное вещание на 2017 год направили на Евровидение. Кроме того, произошло создание акционерной компании «Национальная общественная телерадиокомпания Украины» из-за торможения со стороны местных ячеек НТКУ.

«Отдельно подчеркиваю соблюдение прав всех национальных меньшинств. Особое внимание следует уделять защите украинского Крыма и крымских татар как коренного народа Крыма «(Программа» Жить по-новому!») – выполнено

В целом права национальных меньшинств обеспечиваются Законом Украины «О национальных меньшинствах в Украине» и Конституцией Украины (статьи 11 и 53) и действительно соблюдаются, хотя существуют проблемы соблюдения прав крымскотатарского меньшинства в Крыму из-за его оккупации. В то же время в ноябре 2016 организация национальных меньшинств в Украине обратилась с открытым письмом к Президенту с просьбой обеспечить конституционное право на образование на родном языке. Такая просьба была обусловлена законодательной инициативой, которую руководители нацменьшинств трактовали как отмену конституционной гарантии на обучение на родном языке. Также этот вопрос рассматривался на заседании Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

Национализация ПриватБанка с полным переходом его в собственность государства породила целый ряд острых вопросов, а именно - кто довел учреждение до такого состояния, что национализация стала неизбежной, что делать клиентам, которых насчитывается более 20 млн, не приведет ли смена собственника к краху финансовой системы и, наконец, насколько эффективным хозяином окажется государство. Есть мнение, что государство является неэффективным собственником и вряд ли сможет погасить панику среди населения, потому что необходимая для этого коммуникация с обществом никогда не являлась сильной стороной госструктур.

Давайте будем откровенными – национализация ПриватБанка не стала неожиданностью. О ее возможности, а также о финансовых проблемах крупнейшего частного банка уже не один месяц велись дебаты как в экспертной среде, в кулуарах парламента и государственных органов, так и на уровне рядовых граждан. И тем не менее новость о национализации ПриватБанка всколыхнула всю страну.

Банк почти год не выполнял нормативы обязательного резервирования, а просроченная задолженность банка по стабилизационным кредитам составляла 14 миллиардов. Не секрет, что регулятор потребовал у ПриватБанка дополнительное обеспечение по корпоративным кредитам, однако менеджмент банка не соглашался на это. Дополнительным поводом для разговоров о возможности смены собственника стало досрочное обнародование нового варианта Меморандума о сотрудничестве правительства с МВФ, в котором, в частности, шла речь о возможности национализации системного банка. Хотя название банка не фигурировало, сомнений относительно него не было практически ни у кого.

НБУ регулярно продлевал сроки докапитализации, но акционеры и менеджмент с этой задачей не справились и сами предложили «сдать» банк государству. Ключевые участники этой истории до последнего момента не раскрывали карты – менеджмент банка отрицал возможность его национализации, а все сообщения о национализации объяснял информационной войной против банка. Представители Нацбанка настаивали на том, что информация о каждом банке - это банковская тайна. Несмотря на заверения представителей банка и регулятора, граждане начали выводить средства из банка – за последние несколько дней через банкоматы сети было снято более 2 млрд грн. Также участились проблемы с расчетами банковским карточками, эмитированными ПриватБанком. В результате поздно вечером 18 декабря украинцы получили своеобразный подарок на Николая – решение о национализации ПриватБанка.

Оптимисты утверждают – хорошо, что дело обошлось именно национализацией, а не ликвидацией. Ведь в случае национализации кредитные риски ПриватБанка резко сократились – теперь за его спиной стоит государство, которое дает 100-процентную гарантию вкладчикам. Чтобы наглядно продемонстрировать надежность нового государственного банка, Минфин даже заявил о намерении перевести зарплатные проекты сотрудников в ПриватБанк. Однако вряд ли вариант ликвидации вообще серьезно рассматривался, учитывая важность банка для финансовой системы Украины и пристальный интерес со стороны международного сообщества. Не зря в понедельник посыпались поздравления со стороны официальных представителей правительств и ряда международных организаций с успешным решением сложной проблемы.

Проблемы ПриватБанка не были уникальными, практически все банки столкнулись с необходимостью докапитализации и качеством кредитного портфеля. Уникальным как для Украины оказался размер банка и его значение для всей страны – именно этим и обусловливается масштаб проблемы. В банке на сегодня более 20 млн вкладчиков хранит более 150 млрд грн. Не следует забывать и о социальном аспекте проблемы - в ПриватБанке хранят свои средства 3,2 млн пенсионеров, свыше 500 тыс. студентов и 1,6 млн социально не защищенных граждан. Кроме того, именно ПриватБанк является едва ли не основным банком для малого и среднего бизнеса – в нем открыты счета 500 тыс. физических лиц – предпринимателей, а также 600 тыс. предприятий различной формы собственности и размеров.

Всех интересует вопрос – что же будет дальше, что делать армии вкладчиков и не спровоцируют ли проблемы Привата очередной обвал финансовой системы? Правительство уверяет, что все будет хорошо: банк и в дальнейшем будет работать, а у НБУ достаточно инструментов для контроля ситуации на финансовом рынке. Однако эти заявления не ограждают нас от колебания курса. В понедельник, 19 января, курс доллара в обменных пунктах пересек отметку в 27 гривен. Причина этого скачка имеет психологическую природу, а именно усилились панические настроения среди населения. Есть основания полагать, что, как только улягутся страсти по ПриватБанку, курс гривны стабилизируется.

Кто должен нести ответственность?

Переход крупнейшего частного банка под контроль государства порождает значительно более широкий круг вопросов. Некоторые из них являются достаточно риторическими – кто должен нести ответственность за то, что в крупнейшем системообразующем банке образовалась «дыра» в капитале почти в 5 млрд долларов и кто собственно довел ситуацию «до ручки», то есть национализации? По подсчетам экспертов, кредиты связанным лицам составляют до 90% кредитного портфеля юридических лиц. Простым языком, акционеры кредитовали в первую очередь собственные компании. Вспоминая специфическое отношение главного акционера банка к уплате налогов и долгов, неудивительно, что такой уровень связанных кредитов вызывает беспокойство. Понесут ли ответственность виновные, покажет время. Очевидно, отдавая банк в государственную собственность, акционеры достигли определенных договоренностей с властью, а потому решение этого вопроса в значительной степени будет зависеть от политической воли руководства страны.

Кто заплатит?

Следующий вопрос, который логично вытекает из предыдущего, - кто заплатит за ошибки уже бывшего менеджмента и владельцев крупнейшего частного банка? Сейчас решено, что Минфин будет осуществлять эмиссию облигаций, которую НБУ будет выкупать за живые деньги, которые будут направлять в капитал банка. Всего правительство планирует выделить на докапитализацию банка 148 млрд грн. Откуда Минфин возьмет эти средства? Ответ прост – из кармана налогоплательщиков. Каждый гражданин Украины будет вынужден отдать пару тысяч гривен за «творчество» собственников и менеджмента ПриватБанка, а также за неэффективную деятельность государства.

Будет ли инфляция?

Может ли эта эмиссия предопределить очередной виток девальвации и инфляции? В НБУ считают, что такая эмиссия не окажет существенного влияния ни на курс гривны, ни на показатели инфляции. Вероятность того, что эмитированные средства попадут на вторичный рынок, невелика – планируется, что большая часть средств останется в капитале ПриватБанка для обеспечения кредитов. Кроме того, процесс вливания капитала в банк будет происходить в несколько этапов и растянется на годы.

Сможет ли правительство унять панику?

Вероятной угрозой для валютного курса может стать раскручивание панических настроений, которые в свою очередь смогут действительно способствовать падению гривны. Поэтому возникает следующий вопрос - какой будет коммуникация со стороны государства и удастся ли погасить панические настроения населения, которые могут действительно положить банковскую систему? Системная и продуманная коммуникация должна погасить негативные ожидания общества. Предыдущий опыт показывает, что коммуникация, к сожалению, не относится к сильным компетенциям банковского регулятора. Впрочем, по нашему мнению, страсти по Привату улягутся, когда прекратятся технические перебои в работе банка, обусловленные переходным периодом, а специалисты НБУ и бывший менеджмент покажут слаженную и четкую работу. Ситуацию смягчает «мирное» решение ситуации между главным акционером и властью, о чем свидетельствуют заявления менеджмента о полной готовности сотрудничать с НБУ на переходном этапе. Также следует не забывать пристальный интерес к ситуации со стороны МВФ, который полностью поддерживает национализацию и фактически выступил его идеологом.

Каким собственником будет государство?

Еще один важный вопрос - каким будет собственником государство? В Украине сейчас идут острые дебаты на эту тему. Сторонники либерализма дают четкий ответ – государство является плохим неэффективным собственником. С ними могут согласиться клиенты государственного Ощадбанка, которые нередко жалуются на качество услуг. В случае с ПриватБанком есть шансы, что государство будет оставаться его владельцем недолго – условия национализации предусматривают дальнейшую приватизацию финансового учреждения после улучшения ее финансового состояния. Впрочем, шансы приватизации национализированного Приватбанка, учитывая то, как в Украине выполняется приватизационная программа, пока невелики.

Общие активы всех банков на 1 ноября 2016 года превышали 1,301 трлн грн. Это почти столько же, как и два года тому назад. Тогда суммарные активы банковской системе составляли 1,31 трлн грн.

При пересчете в доллары девальвация гривни с 12,95 грн за долл осенью 2014 года до 25,5 грн за долл осенью 2016 года привела к двойному падению номинальных показателей финансовой системы.

Хотя НБУ вывел с рынка более 80 банков, у оставшихся игроков сконцентрировался ресурс для кредитования экономики. В банковской системе есть достаточная ликвидность, чтобы кредитовать экономику.

«Около 40 млрд грн размещены на корсчетах в НБУ, более 40 млрд грн хранятся в депозитных сертификатах. Коммерческие банки имеют более 4 млрд долл на счетах, и эти деньги не инвестируются в экономику», — рассказывает член Совета Национального банка Василий Фурман.

Массовые неплатежи по долгам привели к тому, что банки не хотят рисковать, тогда как НБУ не создает условия для смягчения рисков финансовой системы.

«Очевидно, что кредитная активность за два года упала. Но поскольку мы имеем номинальные показатели, то дать точный анализ непросто. На показатели влияют и курс валюты, и другие факторы. В статистике есть и «потемкинские кредиты», которые слабо влияли на экономику, так как они были «нарисованы» в балансе.

Хотя качество портфеля сейчас и качество портфеля в 2014 году — это разные вещи. Сегодня кредиты по системе более рыночные, потому что многие банки, с большими объемами «потемкинских кредитов», вывели с рынка», — говорит член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.

«Работа НБУ по структуре собственности отчасти исправила ситуацию с кредитными портфелями. Теперь меньше займов в системе выдано на связанные лица», — соглашается зампред Укрсиббанка BNP Paribas Константин Лежнин.

Кому банки дают деньги

По данным НБУ, больше всего кредитов в 2016 году банки выдают предприятиям оптовой и розничной торговли, компаниям по ремонту автотранспорта, перерабатывающей промышленности и сфере по операциям с недвижимостью.

Традиционными заемщиками-гигантами являются государственные компании «Нафтогаз», «Укравтодор», «Энергорынок», «Укрзалізниця». «Считать, что государственный финансовый сектор надежнее частного, нельзя. Были дефолты и реструктуризации, особенно по местным долгам», — говорит Шапран.

Какие видные компании реального сектора остаются клиентами финансовой системы? «Экономическая правда» опросила экспертов рынка, проанализировала отчеты бизнеса, банков и составила перечень крупных заемщиков.

Осенью 2014 года среди топ-200 крупнейших заемщиков в банковской системе были следующие предприятия: ООО «Три О» (девелопер, включая ТЦ Gulliver в Киеве), телекоммуникационная компания ООО ЕСУ, телеканал «Интер», Одесский масложировой комбинат, МБК «Агротехника», ООО «Каргилл», корпорация ИСД.

В 2016 году среди топ-200 заемщиков — ООО «Агентство офисного строительства» (владелец Sky Towers) и ООО «Международный деловой центр» (каждая из этих компаний должна Укрэксимбанку около 3 млрд грн), ООО «Мигора» (предприятие связано с «Укрнафтой» и должно Приватбанку около 2 млрд грн).

Также в списке крупных клиентов банков «Три О», ЕСУ, ИСД (клиент «Райффайзен банка аваль»), ООО «Фоззи-фуд» (кредитуется в «Альфа банке»), «ДТЕК Павлоградуголь» (заемщик ING Bank), «Олсидз блэк си», ООО «Метрополия» (управляющая компания ТРЦ «Караван» в столице), оператор «Лайфселл» (клиент Укрсиббанка), «Мироновский хлебопродукт» (кредитуется в ING Bank).

Речь идет о кредитах на десятки и сотни миллионов гривень. Банкиры выделяют несколько отраслей экономики, которые сейчас получают займы.

«После 2013 года мы активизировали кредитование бизнеса в конце 2015 года. Клиенты есть ответственные, реструктуризирующие долги, и недобропорядочные, использующие преступные схемы ухода от ответственности», — говорит глава правления банка «Кредит-Днепр» Елена Малинская.

По ее словам, есть отрасли, например АПК, которые остаются прибыльными, несмотря на громкие дефолты, как случилось с компаниями «Мрія» или «Креатив».

«Наибольшая доля корпоративных дефолтов за последние три года связана с сельским хозяйством и переработкой, хотя это самая растущая отрасль. Причина этих дефолтов — поведение акционеров компаний», — уточняет начальник департамента средних корпоративных клиентов Укрсоцбанка Андрей Путивской.

«Сельское хозяйство было и остается нашим приоритетом. Эта отрасль не так подвержена долгосрочным кризисам. Сельское хозяйство — один из драйверов роста ВВП», — отмечает директор по корпоративному кредитованию «Альфа банка (Украина)» Татьяна Тамаш. Также, по ее словам, банк кредитует пищевую промышленность, транспорт, торговлю и легкую промышленность.

Структура кредитного портфеля Таскомбанка, по словам зампреда правления учреждения Ивана Альмяшева, такова: компании из сферы производства — 25%, предприятия торговли — 23%, АПК — 22%, сферы услуг — 21%.

Для сравнения: в Ощадбанке кредиты АПК занимают 3% портфеля, компаниям пищевой промышленности — 13%, ГМК — 7%, транспорту и ИТ — по 1%.

«С 2014 года мы снизили размер кредитного портфеля в иностранной валюте почти в два раза до 60 млн долл, значительная часть которых — долги государственных предприятий. Это говорит о том, что, несмотря на кризис, многие валютные заемщики выполнили свои обязательства перед нами.

Кроме того, такое снижение кредитного портфеля позволило банку иметь сильную ликвидную позицию в то время, когда вся банковская система страны страдала от потери ресурсной базы», — рассказывает Альмяшев.

Также у ряда банков есть крупные клиенты из сферы строительства.

«На рынке недвижимости сохраняется большой отложенный спрос. Люди пытаются сохранить сбережения и вкладывают их в недвижимость. Квартиры также покупают переселенцы. Поэтому у девелоперов дела идут неплохо, а при строительстве используются украинские материалы», — объясняет Лежнин.

Сложные условия

«Да, кредитные ресурсы распределяются по отраслям неравномерно. При этом стоимость займов юрлицам в гривне уменьшилась с 20,9% в начале 2016 года до 16% в сентябре 2016 года. Аналогичные показатели — в иностранной валюте: удешевление с 8,9% до 8,4%», — рассказывают в Минэкономики.

Опрошенные ЭП участники рынка говорят, что ставки 16-20% — это очень дорого.

«Ресурс довольно дорогой. Кроме того, у банков сложная залоговая политика. Это проблема для наукоемкого производства с длинным циклом», — говорит гендиректор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев.

Банки предпочитают получать высоколиквидные залоги, но их стоимость и оценка могут быть невыгодными для предприятий. «Стоимость залога с определенным коэффициентом превышает размер кредита», — объясняет Ильичев.

Процентную ставку можно компенсировать другими вещами. Если для банка выгодно сотрудничество с компанией, он способен кредитовать ее и ниже 14%. При пониженной ставке компания будет оплачивать комиссии и открывать крупные зарплатные проекты. В аграрных компаниях или ритейле банк имеет доступ к наличным средствам, у экспортеров — к экспортной выручке.

«Стоимость кредита можно удешевить через грамотное финансовое планирование. Если у вас прозрачная структура собственности, хорошая финансовая отчетность, положительная кредитная история, хорошая платежная дисциплина и понятная цель кредитования, это позволяет удешевить стоимость займа до уровня ставки НБУ плюс 1,5-2%», — резюмирует Лежнин.

Банковские активы по регионам

1.10.2014, курс НБУ = 12.95 грн/долл

Регион

Чистые активы,

млрд долл

Кредитный портфель

юрлиц, млрд долл

Киев 61,84 61,10% 33,58 56,93%
Днепропетровская 14,57 14,40% 10,67 18,10%
Донецкая 4,78 4,73% 2,96 5,02%
Одесская                     3,8 3,76% 2,61 4,43%
Харьковская 2,6 2,58% 1,32 2,25%
Львовская 1,6 1,62% 0,83 1,41%
Запорожская 1,43 1,42% 0,87 1,48%
Кипр (ПриватБанк) 1,42 1,41% 1,03 1,76%
Николаевская 0,96 0,95% 0,67 1,15%
Полтавская 0,66 0,65% 0,36 0,62%
Луганская 0,64 0,64% 0,37 0,63%
Кировоградская 0,63 0,63% 0,47 0,81%
АР Крым                     0,60 0,60% 0,60 1,02%
Черкасская 0,50 0,50% 0,30 0,51%
Херсонская 0,47 0,47% 0,18 0,32%
Винницкая 0,46 0,46% 0,23 0,40%
Киевская 0,44 0,44% 0,14 0,25%
Сумская 0,44 0,43% 0,27 0,46%
Волынская 0,43 0,43% 0,25 0,43%
Хмельницкая 0,40 0,40% 0,16 0,29%
Закарпатская 0,36 0,37% 0,11 0,19%
Ивано-Франковская 0,36 0,36% 0,13 0,22%
Тернопольская 0,35 0,35% 0,23 0,39%
Житомирская 0,34 0,34% 0,13 0,23%
Черниговская 0,33 0,32% 0,19 0,32%
Черновецкая 0,28 0,28% 0,11 0,19%
Ровенская 0,27 0,27% 0,10 0,18%
Севастополь 0,09 0,10% 0,00 0,00%
Всего 101,22   58,98

 

Банковские активы по регионам

1.11.2016, Курс НБУ = 25,51 грн/долл

Регион

Чистые активы,

млрд долл

Кредитный портфель,

млрд долл

Киев 31,27 61,29% 18,19 57,76%
Днепропетровская 9,98 19,57% 7,05 22,39%
Донецкая 0,57 1,13% 0,42 1,36%
Одесская                     1,44 2,83% 0,82 2,62%
Харьковская 1,25 2,46% 0,90 2,92%
Львовская 1,02 2,02% 0,50 1,63%
Запорожская 0,82 1,61% 0,59 1,88%
Кипр (ПриватБанк) 0,96 1,90% 0,38 1,22%
Николаевская 0,64 1,27% 0,54 1,71%
Полтавская 0,33 0,65% 0,17 0,53%
Луганская 0,1 0,22% 0,05 0,18%
Кировоградская 0,17 0,33% 0,10 0,34%
АР Крым                     0,02 0,05% 0,55 1,77%
Черкасская 0,25 0,50% 0,16 0,51%
Херсонская 0,17 0,34% 0,07 0,24%
Винницкая 0,19 0,39% 0,09 0,30%
Киевская 0,17 0,34% 0,06 0,20%
Сумская 0,19 0,39% 0,12 0,39%
Волынская 0,19 0,39% 0,13 0,42%
Хмельницкая 0,17 0,34% 0,07 0,25%
Закарпатская 0,18 0,36% 0,07 0,23%
Ивано-Франковская 0,15 0,31% 0,06 0,21%
Тернопольская 0,14 0,28% 0,10 0,34%
Житомирская 0,14 0,29% 0,05 0,18%
Черниговская 0,13 0,26% 0,05 0,16%
Черновецкая 0,09 0,18% 0,02 0,08%
Ровенская 0,12 0,24% 0,05 0,18%
Севастополь 0,03 0,07%   0,00%
Всего 51,02   31,49  

В текущем году вполне нормальный механизм добычи углеводородов в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) успешно довели до абсурда. Это больше похоже на схему «как отжать у государства активы, по возможности ничего не заплатив».

Речь не только о выигравшей конкурс на право заключить СРП по Юзовской площади (вместо Shell) никому не известной и уже потому подозрительной компании с нидерландской пропиской — Yuzgas. Список желающих значительно больше.

Жадность — это плохо. Когда она двусторонняя — вообще проблема. А когда вокруг еще и возникли схемы «относительно честного зарабатывания денег» — так вообще катастрофа.

Когда СРП внедрялось, предполагалось, что за счет налоговых льгот инвесторы начнут бурение на новых площадках, добывая сложный газ с высокой себестоимостью. Льготы в этом случае компенсировали риски.

Ныне пробиваемая модель куда лояльнее к «инвестору» — надо забрать у государства хорошо разведанную площадку, получить на это льготы. Рисков мало, прибыль хорошая. Естественно, для инициатора схемы и стоящих за ним лиц. А вот затраты и убытки повесить на державу.

Еще одной особенностью нынешней раскрутки схем СРП является острая нехватка денег на их фактический запуск. Присутствует горячее желание нагреться, но вот с финансами проблема. В итоге та же Yuzgas, обещавшая поначалу инвестировать до 200 млн долл. — «когда-нибудь потом, если сложится», реально могла предложить всего 4 млн долл., или в 50 (!) раз меньше обещанного, до начала тендера на заключение СРП.

Да и не факт, что даже 4 млн у нее есть. Компания «гордо» отмалчивается на обвинения в том, что активов у нее — максимум на сотню тысяч евро. За несколько месяцев так и не сподобившись показать наличие хоть каких-то ресурсов. Этим Yuzgas отличается (в худшую сторону) даже от рижских бомжей, покупавших «вышки Бойко» при предыдущей «злочинній владі».

В принципе затраты можно отбить. Даже известно, как: вместо высокорискованной добычи газа плотных пород (на этой площадке с ней уже «пролетел» Shell) новый инвестор может заняться куда менее затратной операцией расконсервации полутора десятка скважин обычного газа. На выходе получается рента не 29%, а 1,25% и дешевый (за счет экономии на налогах и затратах) газ стоимостью в десятки миллионов долларов.

Собственно говоря, это основная причина, по которой столь дивная свежеобразованная компания с нулевым опытом, непонятными учредителями и полным отсутствием финансовых ресурсов появилась на нашем рынке. И то, что ее сразу «не турнули», в украинских реалиях означает только одно — в схеме много лиц, принимающих решения. Так что когда она судится с Украиной и Кабмином, ее учредителей легко понять — практически изо рта забирают большой и вкусный кусок.

Упомянутая компания обратилась в Окружной административный суд Киева с требованием признать противоправным отказ Кабинета министров уступить ей долю в соглашении о разделе продукции по разработке Юзовской площади и обязать правительство одобрить ее участие в этом проекте. Кстати, в Кабмине в целом и в Минэнергоугольпроме, в частности, вполне есть люди, которые бы этот суд с удовольствием проиграли. Тот факт, что свежеслепленная контора с уставным фондом в 1000 евро прошла кучу инстанций, означает только одно — есть люди в доле. И сидят они отнюдь не в самом табельном низу на Грушевского и Банковой.

Впрочем, Yuzgas, скорее всего, таки накрылась. Судится компания, конечно, будет, но вот получить желаемый для нее и ее соучастников результат — это уже вряд ли. Слишком уже громкий вышел скандал, и чересчур уж мутно-бесхитростная вылезла схема. Однако не Yuzgas единым. Сейчас предпринимается активная попытка раскрутить что-то похожее в Полтавской области.

Полтавчан откровенно достала ситуация, при которой они, добывая порядка 40% украинского природного газа, получают взамен дырку от бублика. Назвать компенсацию от «Укргаздобычи» в 20 млн грн сколько-нибудь адекватной трудно. К слову, даже эти гроши на фоне таких оборотов ПАО «Укргаздобыча» выдает, преодолевая жесткое противодействие Минфина.

Вообще в Киеве никак не могут понять, что делиться с местными властями придется. А местные власти уже более года перестали выдавать «Нафтогазу Украины» (а ПАО «Укргаздобыча» пока находится в сфере ответственности «Нафтогаза») разрешения на новые лицензии.

Ситуацию может исправить закон №3038 — оставить 5% нефтегазовой ренты в регионах (для Полтавской и Харьковской областей это порядка 2 млрд грн). Однако тот же Минфин с упорством, достойным лучшего применения, старается, чтобы эти деньги поступили в бюджеты не в 2017-м, а через год. В итоге в регионе происходит открытое саботирование выдачи НАКу новых лицензий.

А сейчас, похоже, наступил новый этап — хотят забрать три раннее выданные лицензии. В 2011–2012 гг. «Нафтогаз Украины» получил три специальных разрешения (лицензии) на поиск и добычу нефти и природного газа на Будищанско-Чутовской, Оболонской и Писаревской площадях. НАК провела там сейсморазведку, однако к бурению так и не приступила. Сейчас эти площади хотят отжать и… передать в руки правильному инвестору.

Официально все звучит, естественно, более политкорректно: «Забрать у «Нафтогаза» лицензии, и провести конкурс, и дать возможность другим компаниям, в частности международным, добывать газ и нефть на территории Полтавской области». И совсем патетически — для того чтобы «нести социальную ответственность перед людьми, которые являются собственниками и земли, и недр».

Областная рада планирует принять обращение об отзыве этих трех разрешений уже на следующей сессии. Называться это будет «Спільне звернення Полтавської облдержадміністрації та обласної ради до прем'єр-міністра України щодо підтримки пілотного проекту пошуку та видобутку вуглеводнів на основі угод з розподілу продукції». Разумеется, что о компенсации затраченных на разведку денег речь не идет. При этом области обещают, что «восстановление работы месторождений даст области до 300 млн грн на развитие уже в следующем году».

Хотя расчет на то, что кто-то успеет за год провести тендер, начать бурение, да еще и получить прибыль, частью которой поделится с регионом, — это сказки венского леса. А точнее, способ давления на Киев. Замгубернатора Андрей Песоцкий (он же — глава полтавской облорганизации партии «Солидарность») заявил, что в Харькове пройдет встреча представителей двух областей под председательством министра энергетики Игоря Насалика для обсуждения судьбы этих спецразрешений.

Справедливости ради отмечу, что новый вариант — уже некоторая урезка «хотелок». Раньше предполагалось просто отжать несколько крупных месторождений, переведя их в режим раздела продукции. Называлось это скромно — «конверсия» спецразрешений на пользование недрами «Укргаздобычи» в СРП, о чем ZN.UA уже рассказывало (№33 от 17 сентября 2016 г.). По Яблоневскому и Машевскому месторождениям депутатам той же Полтавской облрады даже показывали презентацию распределения денег.

В список попадали Шебелинское, Тимофеевское, Яблоневское, Котелевское месторождения. Их суммарная добыча превышает половину от добываемого «Укргаздобычей»! Инвестор при этом получал бы доступ к разведанной базе запасов, то есть с минимальными затратами мог начать добычу. По сути речь шла об уплотнении сетки скважин, где собирались проводить гидроразрыв пласта.

«Укргаздобыча» при таком варианте развития событий не получала взамен не просто ничего, у нее по факту «помогали» максимально выкачать существующие запасы газа. А вот разведка новых — ну, ребята, это ваши проблемы. А частный участник СРП получал экономию на налогах и льготный газ. Под это даже подвели идеологическую базу — «ожидать инвестора на поисковые проекты не стоит. Инвестору могут быть интересны проекты по интенсификации добычи».

Логичен вопрос: нужны ли стране такие замечательные инвестиции? Деньги на интенсификацию есть и у самого «Нафтогаза Украины».

Так как за инициаторами отъема лицензий почти откровенно стояла Банковая, то госкомпании «Укргаздобыча» приходилось одновременно отбивать «хотелки» и, с другой стороны, стараться не сказать чего лишнего. Позиция «Укргаздобычи» заключается в том, что СРП экономически целесообразно только для истощенных или неприоритетных (читай — небольших и расположенных далеко от полноценной инфраструктуры) месторождений на ранней стадии разработки. И обязательно с инвестициями на геологоразведку.

Идеолог нынешней схемы раздела продукции и советник министра энергетики Владимир Игнащенко, презентуя ее, вещал, что если бы проект «отбора» у НАК трех полтавских лицензионных участков удался (состоялся), то «при условии вложения в него 100–110 млн долл. инвестиций за три года, до 2019–2020 гг., Полтавщина получила бы дополнительно до 150 тыс. т нефти и 70 млн кубометров газа в год».

В регионе уже создали на всякий случай отдельное юрлицо для работы по СРП и распределения будущей прибыли. О неуплаченных государству налогах из скромности промолчали.

Но согласимся — прогресс все-таки есть. Раньше предполагалось тупо отжать самые вкусные месторождения. Тут, по крайней мере, придется бурить в неизвестность. То есть добыча будет более рискованный. Другое дело, что «Нафтогаз» (то есть «Укргаздобыча») все это в состоянии сделать сам, заплатив налоги в бюджет.

Вообще надо четко понимать, что сейчас именно за счет «Укргаздобычи» и платятся субсидии населению. Так что попытка снизить базу для ренты — это именно то, что называется «рыться в карманах населения».

Хотя вопросы к НАКу тоже есть. Полтавчане вполне справедливо говорили о том, что бурение на лицензионных площадях НАКа должно было начаться еще в прошлом году. Да и смета на разведку выросла с 22 млн грн до 392 млн, что вызывает вопросы не только у полтавчан.

И при всей, мягко скажем, неоднозначности воплощения идей того же Игнащенко на практике там есть вполне рациональное зерно. Например, предложение дать бесплатный и свободный доступ к геологической информации, которая собиралась и разрабатывалась за государственные средства. Закончить практику постоянных изменений законодательства (те же безумные скачки ставки ренты в 2014–2015 гг.). Или прекратить бесконечное продление сроков выполнения инвестобязательств по поисковым работам. Перейти к практике выдачи спецразрешений на конкурсной основе (без привилегий госкомпаниям).

Но необходимы и цивилизованные правила разработки месторождений на основании моделирования. С последним трудно не согласиться. И здорово бы посмотреть, как в этот критерий вписалась бы лоббируемая советником министра компания Yuzgas.

Между прочим, при активной попытке протолкнуть «низконалоговые» СРП на освоенные месторождения, другая идея — вполне здравая — снижения ренты на газ из новых скважин ( до 12%) почти открыто блокируется на уровне Рады и Кабмина.

То что при этом убивается стимул к развитию добычи с новых площадок - мало кого тревожит. Люди хотят «здесь, сейчас и сразу!» и по 1,25%. А бурить новые площади, это долго и хлопотно

Вообще же отрасли реально нужно больше прозрачности, так как попытки нагреть руки были и будут.

Но на свету это делать все таки заметно труднее.

Комунальне підприємство «Харківський міський центр нерухомості» 7 грудня замовило ПАТ «Завод Фрунзе» легковий автомобіль вартістю 875 тис грн. Про це повідомляється в системі «Прозорро«.

Комунальне підприємство придбало повнопривідний позашляховик Hyundai Tucson 2.0 A/T TOP Panorama 4 WD. Авто має автоматичну коробку передач, шкіряну обшивку сидінь, підігрів передніх та задніх сидінь, передній та задній парктронік, камеру заднього виду, двозонний клімат-контроль, круїз-контроль, панель приборів Super Vision з кольоровим монітором 4,2, панорамний люк.

«Харківський міський центр нерухомості» купив автомобіль у ПАТ «Завод Фрунзе» за 875 тис грн., саме такою була очікувана вартість.

В договорі вказано, що ПАТ «Завод Фрунзе» діє на підставі дилерського договору з ТОВ «Хюндай Мотор Україна» з групи «Богдан» бізнес-партнерів президента Петра Порошенка. На сайті «Хюндаю» зазначається, що акційні ціни на Hyundai Tucson починаються з 599 тис грн., а Hyundai Tucson 2.0 A/T TOP Panorama з 838 тис грн.

Керівником і основним акціонером ПАТ «Завод Фрунзе» є депутат Харківської міськради з фракції «За Харків, За Відродження» Олександр Василенко, який у попередньому скликанні пройшов до міськради від Партії регіонів. Акціонерами підприємства також є Олександр Романенко, ТОВ «КУА «Маст-Інвест», співвласниками якого є низка фізосіб.

tucson2

tucson3