В середине лета «киборг» Жора Турчак, ныне занимающийся помощью участникам АТО, связался с побратимами по оружию, чтобы узнать, кому из них нужна помощь в получении жилья. «Обзвонил 42 своих боевых товарища. В итоге 20 из них оказались в полях у фермеров. Это новый вид заработка для атошников — решать вопросы для фермеров, ведь они хорошо платят», — написал он на своей странице в Facebook.

По словам Андрея Шевченко, юриста-землеустроителя, сотрудника общественной организации «Киевский городской союз ветеранов АТО», за последние три года возник целый класс посредников, которые занимаются вовлечением участников АТО в земельные схемы. «Нанимают специально обученных людей, которые обзванивают ветеранов АТО. Он сидит без работы, без зарплаты, психологически устал, истощён после войны, а ему говорят: «Давай мы на тебя оформим земельный участок», — рассказывает юрист.

Описываемая ситуация — побочное явление государственной программы по наделению участников АТО земельными участками. Эта программа стартовала уже в первый месяц после начала антитеррористической операции на Донбассе, в июне 2014 года.

С инициативой выступил тогдашний глава Госземагентства свободовец Сергей Рудик. Он запустил процесс выделения земельных участков, который на первом этапе шёл хаотично. Попытки его упорядочить усложнялись пиковым количеством запросов на землю, засекреченностью части информации об участии в боевых действиях и отсутствием сформированных резервов свободных земель. Процесс вошёл в колею лишь во второй половине 2015 года.

Что дают?

Участники АТО могут получать два типа земельных участков — государственные, сельскохозяйственного назначения, которыми распоряжается Госгеокадастр, и коммунальные в пределах населённых пунктов, для строительства, которыми распоряжаются местные власти. По состоянию на октябрь этого года участники АТО подали в органы Госгеокадастра 178,7 тыс. заявлений на получение земли, из которых 132,2 тыс., или 74%, было удовлетворено (общая площадь выделенных участков — 166,9 тыс. га).

В органах местной власти статистика хуже — из 96 тыс. заявлений удовлетворено лишь 46 тыс., то есть менее половины, на площадь 15 тыс. га.

Дисбаланс обусловлен частично объективными факторами: земля в городах всегда была дорогой и пользовалась повышенным спросом, поэтому за десятилетия приватизационных процессов её почти не осталось.

«Есть населённые пункты, где нельзя расширить кладбище, потому что всё уже роздано, — говорит Михаил Апостол, советник министра МВД, несколько месяцев назад назначенный координатором по наделению участников АТО земельными участками. — Невозможно всем участникам АТО дать землю в рамках городов, населённых пунктов, областных центров, около Киева или в Киеве. Такой земли практически нет», — поясняет он.

Поэтому участники АТО сосредоточили усилия на получении более доступной сельхозземли. В части её получения процессы были более налажены, однако которая де-факто им была не нужна. Большая часть из них не планировала становиться фермерами.

Тяжёлый хлеб

Представители сельхозотрасли уверяют: даже имея профильное образование и опыт работы в АПК, при нынешней конъюнктуре нелегко вывести хозяйство в плюс. Покупательная способность уменьшилась, цены на внутреннем рынке низкие, а возможности создания экспортных партий у мелких игроков ограничены. «Я учёный-агроном. Многие фермеры имеют сельхозобразование или огромный опыт, и мы не всегда получаем тот результат, который хотим. Тут и себестоимость высокая, и цены не те, чтобы много зарабатывать», — говорит Иван Ярмолюк, вице-президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины.

С ним соглашается его коллега фермер Иван Якуб: сельское хозяйство — тяжёлый бизнес, особенно для новичков. «При нынешней ситуации не многие будут заниматься сельским хозяйством», — говорит он, предполагая, что в будущем повышению количества фермеров, в том числе и среди участников АТО, будут способствовать принятые Кабмином программы развития фермерства.

Исходя из определённых государством лимитов (максимум — 2 га), чтобы аграрный бизнес был прибыльным, нужно выращивать овощи, плодово-ягодную продукцию и другие нишевые, высокорентабельные культуры. «На таких клаптях невозможно сделать рентабельное зерновое хозяйство. Оно рентабельно на площадях от 100 га», — уверяет Ярмолюк.

Затраты на посев одного гектара овощей составляют порядка 100 тыс. грн. Один гектар современных интенсивных ягодников стоит 300 тыс. грн, а один гектар под садоводство — 600 тыс. грн.

Такого стартового капитала у участников АТО, как правило, нет, как нет и возможности привлечь доступные кредиты.

Помимо профессиональных, есть и психологические факторы, которые блокируют становление нового класса фермеров из числа бывших участников АТО — далеко не все люди, даже владельцы земли, хотят и готовы заниматься сельским хозяйством.

По словам Андрея Гирныка, профессора Национального университета «Киево-Могилянская академия», президента Общества конфликтологов Украины, воины АТО воспринимают получение земли как компенсационную выплату и в основном настроены продать этот актив. По его словам, маловероятно, что человек, не живший в селе и имеющий, к примеру, техническую специальность, пойдёт обрабатывать землю. «Если бы людям предлагали также какое-то обучение, было бы логичнее. При этом я не уверен, что даже в этом случае было бы много желающих учиться», — говорит Гирнык.

В стране 200 судов, в которых работают меньше трех судей, а есть такие, где вообще нет ни одного судьи.

На одном из эфиров военный прокурор Анатолий Матиос шокировал цифровой: из 8000 судей в Украине имеют полномочия вершить правосудие только 3000.

По информации «Цензор. НЕТ», летом этого года Днепровский суд Киева две недели работал вообще без единого судьи уголовной палаты. Сейчас там 4 судьи уголовного направления из 12. И им надо рассматривать 90 дел в месяц с постановлением приговора. Это не считая того, что нужно еще рассмотреть 300-500 ходатайств. Можно ли в этом режиме принимать взвешенные и адекватные решения? Вопрос риторический.

Но самые большие нагрузки, конечно же, у Печерского суда. На него по территории попадает ГПУ, прокуратуры города, области и самого района.

«Если нужно получить доступ к каким-то документам или арест наложить, ты можешь приехать в суд в 10 часов утра, и тебе говорят: извините, мы в день можем рассмотреть не больше 60 ходатайств, – объясняет в разговоре с «Цензор. НЕТ» заместитель прокурора Печерского района Вадим Гиренко. – И я их тоже могу понять. В итоге они второстепенные вещи откладывают и не рассматривают... Сейчас нам начинают приходить повестки на февраль. И я слышал, в Киевской области подготовительное заседание назначили аж на март 2018».

Судья Дубенского районного суда Ровенской области Александра Жуковская уверена, что в нынешних условиях соблюсти сроки рассмотрения дел, определенных процессуальными кодексами (5 дней, 10 дней, 1 -2 месяца – в зависимости от категории) невозможно.

«Все юристы это понимают... Судьи уже махнули рукой на сроки, потому что иного выхода нет. Невозможно при норме 183 дела в год рассмотреть их 1200. Но одновременно в законодательстве прописали норму, по которой нарушение срока, – основание для привлечения к дисциплинарной ответственности. Таким образом, в Украине любого судью можно привлечь к ответственности», – написала Жуковская на своей странице в Facebook.

Впрочем, по сравнению с регионами в столице ситуация еще более-менее терпимая. Только вдумайтесь, в стране – 200 судов, в которых работают меньше трех судей, а есть такие, где вообще нет ни одного судьи.

Например, в Снигуровском районном суде Николаевской области есть три вакансии и одна живая судья. Но вершить правосудие она не может, потому что истек срок ее полномочий.

В Скадовском районном суде Херсонской области ситуация получше – там на работу ходит аж пять судей. Но имеет полномочие только один. И то он получил эти полномочия совсем недавно – 28 сентября. До этого три года, как и другие его коллеги, он просто ходил на работу, пил кофе, читал новости и регулярно получал зарплату из бюджета. И таких примеров по всей стране множество.

Большой исход

Почему произошел этот большой судейский исход? Сразу отметим, что люстрация не коснулась судей так, как прокуроров. Конституционный суд красиво выписал, что люстрация к ним не применяется. Правда, много судей в Киеве отстранили от должности, например, председателя уже упомянутого нами Днепровского суда Киева.

Первый замглавы комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец убежден, что основная причина – декларации. «Поверьте, ко мне приходил не один ходок на тему: а может, давайте как-то без деклараций. Мы им отвечали, что извините, но нет. Без деклараций никак нельзя. Тогда они решили, что для них спокойнее уйти с судейской должности, чем показывать свои доходы и расходы».

«Многие судьи ничего не боялись, – вторит коллега Емца по комитету депутат Наталья Новак. – Они прямо на себя записывали и особняки, и земельные участки, и дорогие машины. В результате им нужно было что-то очень быстро переоформлять. Но оно бы все равно осталось в реестрах, и это можно было бы легко найти. Многие просто решили уволиться, чтобы никто не проводил никакого расследования».

Также бытует мнение, что у судей пропало чувство физической безопасности. Раньше они были «брахманами», высшей кастой. А тут их начали приглашать на допросы, ловить на взятках, обыскивать. Многие судьи просто решили убраться от греха подальше. И таких оказалось критически много. А набрать новых – процесс не быстрый и сложный.

Лед тронулся

И тем не менее, шатко-валко, но процесс пошел. Недавно президент подписал указ, по которому 231 судья наконец-то получил назначение на вакантные должности. Еще 500, по информации «Цензор. НЕТ», будут назначены в ближайшее время.

В минувшую субботу торжественно приняли присягу 113 судей Верховного Суда. Среди них – бывшие адвокаты и ученые, которые прошли через горнило тестов, проверок и собеседований. Следующие на очереди – апелляционные суды.

31 октября начался первый после Майдана отбор новых кадров в суды первой инстанции. Более 4 тысяч юристов сдавали отборочный экзамен на знание украинского языка и норм права. Из них к следующему этапу отобрали 700 человек.

Генпрокурор Юрий Луценко убежден, что ситуацию с тотальной нехваткой судейских кадров также улучшит процесс укрупнения, создание окружных судов.

«Это должно дать результат. Например, объединение Шевченковского суда и Печерского суда в один суд, который должен быть радикально увеличен численно. Тогда самые резонансные дела будут рассматриваться более энергично. Например, сейчас в Печерском суде – 4 судьи, которые рассматривают дела по сути, а в Шевченковском суде, если я не ошибаюсь, сейчас пять судей. А надо чтобы было 50. Я бы вообще советовал 100», - заявил Генпрокурор в эксклюзивном комментарии «Цензор. НЕТ».

«Сейчас, по моему мнению, надо особое внимание уделить столичным судам. Здесь сосредоточено большинство и уголовных, и хозяйственных, и административных дел», - добавил он.

Судья Верховного Суда Всеволод Князев рассчитывает, что в перспективе существенно разгрузит суды такая новелла, как «типовое дело» («зразкова справа»), которая прописана в новом кодексе.

«Верховный Суд рассматривает дело, дает образец всем другим судам для рассмотрения этого дела. И в дальнейшем они по упрощенной процедуре рассматривают подобные дела. На самом деле, это очень разгрузит судебную систему. Потому что таких дел много. И в административном судопроизводстве, и в гражданском. «

Депутат Леонид Емец также видит в этой новелле большой позитив и убежден, что этим ломается вся суть судейской коррупции. «Мы однозначно получим новое качество правосудия. Единственное, это нельзя сделать в один момент. Единую судебную практику надо наработать, а это займет время. Но через три-четыре года количество споров уменьшится. Если ты в проигрышной ситуации, ты не будешь судиться. Пойти и договориться с судьей возможности уже не будет».

Очистились ли суды за эти четыре года? В обществе такого ощущения нет. Суды – по-прежнему среди лидеров недоверия. Но рискнем предположить, что оставшиеся 3000 – это все такие лучшая судейская часть. Во всяком случае, они не побоялись показать свои декларации.

И сейчас им непросто. Вместо положенных 40 часов в неделю они работают по 67. Приезжают на работу в 6.30, возвращаются в 21.30. Рассматривают дела нон-стоп, чтобы люди не страдали из-за отсутствия судей…

Такой ненормальный рабочий график – это неизбежные недостатки переходного периода. Они, к сожалению, сопровождают любой болезненный процесс обновления. И это нужно перетерпеть. Рано или поздно ротация завершится и украинские суды наполнятся новыми людьми. И очень хочется верить, что это будут не просто новые судьи, а качественно новые судьи.

Департамент житлового господарства Харківської міської ради 9 листопада за результати тендеру підписав угоду з ФОП Фенічев Віктор Олександрович щодо зносу та видалення дерев за 2,5 млн грн.

Про це повідомляє «Харківський антикорупційний центр» з посиланням на дані системи «Прозорро».

Замовлено видалення 2080 куб м сухостійких, аварійних та фаутних дерев твердих/м’яких листяних порід дерева. Вартість видалення одного кубометра складає 1200 грн.

На аукціоні була дешевша пропозиція ФОП Чиж Олексій Миколайович по 1106 грн./куб м. Однак її відхилили у зв’язку з тим, що в тендерній пропозиції вона подала документ під назвою «Довідка», а замовник вимагав назвати його «Пояснювальна записка».

Єдиним конкурентом ФОП Фенічева КП «Харківспецбуд», пропозиція якого була дорожчою на 1,3 тис грн.

При реєстрації ФОП Фенічев вказав контактним телефонний номер 0988359696. Цей телефон є контактним для фірми «Wood Beaver». Серед переліку послуг цієї фірми є послуга «продаж дров».

В 2015-2016 роках Департамент житлового господарства Харківської міськради замовляв послугу видалення та зносу дерев по 840 грн./куб м. Це на 30% дешевше угоди, яку уклали нині.

Последние несколько дней внимание общественности было приковано к процессу назначения директора Государственного бюро расследований и сопровождающим его скандалам. Новый правоохранительный орган призван перенять на себя функции расследования особо тяжких преступлений и злодеяний, совершенных высокопоставленными чиновниками и правоохранителями. Хотя закон о ГБР вступил в силу больше полутора лет назад, само бюро так до сих пор и не заработало. Кому невыгоден новый орган и к чему приведет промедление с его запуском,

Труба для ГБР

Государственное бюро расследований (ГБР) должно было стать украинским аналогом американского ФБР. Создание нового органа было предусмотрено коалиционным соглашением и условиями предоставления Украине безвизового режима с Евросоюзом. Хотя попытки создания бюро расследований предпринимались еще домайданными властями. Так, в 1998 году на тот момент президент Леонид Кучма издал указ «О национальном бюро расследований Украины». Однако тогда Конституционный суд посчитал, что указ «издан с превышением полномочий президента Украины и не отвечает Конституции».

Кроме того, создание ГБР предполагал новый Уголовный процессуальный кодекс, который Верховная Рада приняла в 2012 году. Окончательно решить вопрос создания бюро на законодательном уровне удалось уже после Революции Достоинства. Закон о ГБР был принят парламентом 12 ноября 2015 года и вступил в силу 1 марта 2016-го. Согласно закону, к подследственности нового органа в частности отнесены преступления, совершаемые высокопоставленными должностными лицами – экс-президентами, министрами и их заместителями, нардепами, прокурорами, судьями и полицейскими.

В заключительных положениях УПК было предусмотрено, что нормы о подследственности ГБР вводятся в действие не позже, чем через 5 лет со дня вступления в силу кодекса, то есть не позже 20 ноября 2017 года. Именно с этого дня Генеральная прокуратура теряет полномочия по досудебному расследованию дел и должна передать их Госбюро расследований или Национальному антикоррупционному бюро. Но поскольку первое так и не заработало, многие заговорили о правовом коллапсе.

Пока конкурсной комиссии удалось выбрать директора ГБР и его замов. Так, в четверг, 16 ноября, все девять членов комиссии отдали свои голоса за Романа Трубу как кандидата на пост главы нового ведомства. Его первым заместителем комиссия выбрала Ольгу Варченко, еще одним заместителем – Александра Буряка. Теперь отобранные кандидатуры направлены премьер-министру, окончательно их должен утвердить президент Украины Петр Порошенко.

Стоит отметить, что длительное время фаворитом конкурса на должность директора ГБР был первый заместитель руководителя Главного департамента стратегического планирования и оперативного обеспечения Администрации президента Алексей Горащенков, что неофициально подтверждали в провластных кругах. Но за несколько дней до финала конкурса экс-сотрудница Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Анна Соломатина заявила, что он был куратором Банковой по НАПК и якобы с ним сотрудники агентства должны были согласовывать результаты проверки е-деклараций украинских чиновников. Эта история заставила АП искать нового кандидата и, по информации СМИ, за день до голосования за директора было предложено поддержать кандидатуру Трубы, который сейчас возглавляет юридическую фирму «Сектор права». Известно, что кандидат прошел по протекции секретаря СНБО Александра Турчинова. Вероятно, он же и предложил президенту данную кандидатуру и его полную лояльность.

Интересно, что журналист Роман Бочкала опубликовал у себя в Facebook результаты тестов кандидатов, где напротив имени Трубы стоит результат «ненадежное лицо (супервысокий риск)», что тем не менее не помешало ему получить единогласную поддержку от конкурсной комиссии.

Кто тормозил запуск Госбюро расследований

Уже сейчас во власти уверены, что Госбюро расследований будет полностью готово к работе только через год. Главным виновником срыва дедлайна нардепы называют Кабинет министров.

«Задержка произошла из-за того, что в законе «О Государственном бюро расследований» было указано, что нужно провести собеседование на полиграфе. А процедуру собеседования должно было утвердить Министерство здравоохранения. Это затянулось на восемь месяцев. И это было выгодно всем», - рассказал «Апострофу» нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко.

Один из членов конкурсной комиссии также указывает на вину Кабмина.

«Мы провели конкурсы быстро, дошли до детектора лжи. Но положения и закона о детекторе лжи нет. А в законе о ГБР прописано обязательное прохождение детектора. А для этого нужна была сертифицированная программа. Мы написали письмо, ее Кабмин поручил провести Министерству здравоохранения, оно ее писало, потом два месяца ее утверждал Кабмин. Когда утвердили, возник вопрос, где брать деньги. Для этого нужно провести тендер. Но решили на комиссии сделать по-другому. Приобщили международных партнеров, они согласились. Затем комиссия выбрала полиграф. Это все не от нас зависело», - поделился он с «Апострофом».

Такая длительная процедура наводит на мысль, что запуск нового органа, который должен заняться преступлениями топ-чиновников и правоохранителей, тянули целенаправленно. Источник «Апострофа» во фракции «Блок Петра Порошенко» подтверждает: во власти не хотят появления ГБР.

«Появляется еще один мощный орган, который борется с коррупцией и преступностью в высших эшелонах власти. Появляется конкурент, который будет иметь право работать под НАБУ. Забирают у Генпрокуратуры такой мощный рычаг, как следствие. Поэтому и для них невыгодно появление ГБР», - рассказал собеседник издания.

Начальник управления спецрасследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк в комментарии «Апострофу» и вовсе заявил, что Украине не нужно Госбюро расследований – во всяком случае, в таком виде, в каком его хотят запустить.

«Это лишняя трата средств. По моему мнению, ГБР должно быть основным следственным органом в государстве, которое занимается тяжкими преступлениями общеуголовной и низкой коррупции, которая не подпадает под НАБУ, - сказал «Апострофу» Горбатюк. – Когда подготовился закон, то в нем было расследование тяжких и особо тяжких преступлений против личности, то есть убийства, бандитизм, преступные организации и группировки. А предпоследним голосованием это вычеркнули, и сейчас у него осталось расследование общеуголовных преступлений – убийства, ДТП, кражи, мелкая коррупция, неподследственная НАБУ – совершенных правоохранителями и высшими должностными лицами. Это небольшой объем преступлений. Непонятно, зачем создавать массу подразделений для такого узкого круга преступлений? Оно фактически становится таким органом, который будет влиять на правоохранителей и на высших должностных лиц без взятия на себя функций главного следственного органа государства».

Отметим, сам Сергей Горбатюк также подавался на должность директора бюро, но его кандидатуру конкурсная комиссия отсеяла на отборочном этапе из-за отсутствия пятилетнего стажа работы на руководящих должностях.

Кроме избрания директора ведомства и его заместителей, тормозится также процесс набора штатных сотрудников нового правоохранительного органа. В самом законе о ГБР не прописаны квалификационные требования к будущим работникам, поэтому нардепы предложили его дополнить.

«Каждый раз на согласительный совет вносится соответствующий законопроект. Но спикер Андрей Парубий не ставит на голосование изменения в закон о ГБР», - отмечает источник.

Такая ситуация может привести к тому, что даже если президент и утвердит кандидатуру директора бюро в срок, оно так и не заработает, ведь никто не будет знать, каким образом набирать штат.

Правовой коллапс

Без рядовых сотрудников и помещения Госбюро расследований не сможет перенять уголовные дела от Генпрокуратуры, которая с 21 ноября теряет функцию следствия.

«Естественно, никому ничего передано не будет, поскольку некому передавать. Государственное бюро расследований создано, если говорить юридически. Но оно не выполняет на сегодня функции досудебного следствия, поскольку в нем отсутствует хотя бы один назначенный сотрудник. Хотя закон требует этой передачи дел», - объясняет «Апострофу» юрист и прокурор ГПУ Владислав Куценко.

Чтобы решить сложившуюся проблему, был подготовлен законопроект о внесении изменений в заключительные положения Уголовного процессуального кодекса, который предлагал продлить полномочия Генпрокуратуры по расследованию дел на один год. Секретарь комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Антон Геращенко обещал, что его рассмотрят 16 ноября. Но депутаты не смогли даже включить законопроект в повестку дня. Впрочем, сам Геращенко считает, что в парламенте вряд ли найдутся голоса для того, чтобы разрешить ГПУ расследовать дела еще целый год.

«Максимум, что можно дать прокуратуре – это полгода. И за эти шесть месяцев запустить работу ГБР», - считает нардеп.

Тем временем в Генпрокуратуре придумали еще несколько вариантов, как не утратить свои полномочия и продолжать расследовать дела.

«Есть такая статья 36 УПК «Прокурор», она регулирует полномочия прокуроров в уголовном процессе. И там есть часть 5, которая позволяет прокурору, в том числе генеральному и региональному, поручать проведение следственных действий любым органам досудебного следствия в случае, если расследование проводится неэффективно. Если, например, по какому-то уголовному производству проводятся следственные действия, но генеральный прокурор считает, что следствие ведется неэффективно, долго, он своим постановлением может передать это дело на расследование другому органу», - рассказывает прокурор Владислав Куценко.

Таким образом, чтобы избежать передачи дел де-факто несуществующему еще органу, генпрокурору Юрию Луценко предлагают сослаться на эту статью и заявить, что ГБР неэффективно расследует дела.

«Мнения прокуроров разнятся, насколько это будет юридически верно. Поскольку прокурор имеет право безапелляционно передавать дела от одного органа к другому в случае неэффективного следствия. Но чтобы назвать его неэффективным, оно должно начаться», - продолжает прокурор.

Поэтому в запасе ГПУ есть еще один вариант. «Попробовать разъяснить нормы закона о ГБР, что в частности уже сделал Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. 2 марта 2016 года он сделал разъяснение по вопросам подследственности дел ГБР. И в самом последнем абзаце этого разъяснения он пришел к таким выводам: «Начало действия положений ч. 4 ст. 216 УПК Украины связано не с моментом вступления в силу закона, регулирующего деятельность ГБР как государственного учреждения, а с моментом начала осуществления последним функции органа досудебного расследования. До этого времени, согласно абзацу 1 и 2 пункта 1 раздела «Переходные положения» УПК Украины, полномочия по досудебному расследованию осуществляют следственные органы прокуратуры», - комментирует Куценко.

Другими словами, согласно выводу суда, передавать дела ГБР нужно будет только тогда, когда бюро сможет фактически осуществлять функции досудебного расследования – то есть когда будут назначены руководители и следователи. Впрочем, в ГПУ отмечают: разъяснение суда – это не закон, поэтому предстоит еще прийти к единой позиции по применению этой нормы закона.

«Однозначно правового коллапса не произойдет, выход будет найден. Органы прокуратуры будут продолжать следствие. А открывать уголовные производства прокуроры и после 20 ноября смогут», - уверен Куценко.

Проблемы для НАБУ

Как уже отмечалось, часть дел Генпрокуратуры должна перейти к НАБУ, с чем тоже связаны определенные риски.

«Передача значительного количества уголовных производств в НАБУ может существенно осложнить или даже парализовать на время работу этого органа по расследованию текущих уголовных производств, а также выявлению и расследованию новых уголовных правонарушений, относящихся к их подследственности. И это никоим образом не улучшит расследование старых дел», - заявил в комментарии «Апострофу» Сергей Горбатюк.

Он утверждает, что руководство ГПУ в настоящее время никаких реальных шагов к устранению этой проблемы не предпринимает, а предпочитает использовать ситуацию для создания дополнительных проблем НАБУ. Отметим, что ранее Юрий Луценко заявлял, что НАБУ, вероятнее всего, не сможет справиться с большим количеством дел (около 20 тысяч) из-за небольшого штата.

В самом НАБУ также признают, что новые дела могут негативно повлиять на работу ведомства.

«Передача такого количества производств в НАБУ, в штате которого работает около 200 детективов, фактически остановит все текущие расследования бюро по топ-коррупционерам», - констатировали в бюро.

Однако прокурор ГПУ Куценко не видит в этом проблем. «Эта процедура у нас длится с момента создания НАБУ. Так как подходит срок, то здесь будут согласования проходить между [директором НАБУ] Артемом Сытником, [главным антикоррупционным прокурором Украины] Назаром Холодницким и Луценко о сроках передачи дел, количестве. Сами представители НАБУ приезжали в ГПУ еще в 2016 году, до назначения Юрия Луценко, изучали дела, которые их интересовали, писали список. Прокуроры им передавали те дела, которые их интересовали. Но забрать все дела у них не было возможности из-за небольшого штата», - объясняет он.

На початку жовтня 2017 року ще один антикорупційний орган — новостворене Агентство з розшуку та менеджменту активів — прийняло від головного військового прокурора Анатолія Матіоса частину арештованого майна «членів злочинної організації Януковича-Клименка».

Прокуратура передала 154 об'єкти нерухомості, 22 транспортні засоби, 1 тис залізничних піввагонів. Загальна вартість майна перевищує 800 млн грн.

Здавалось би, тепер це багатство потрапить у добрі руки і нарешті працюватиме на державу. Однак, схоже, не все так просто.

Власне, його передадуть олігархам, зокрема Рінату Ахметову та Олександру Ярославському. Їхні компанії офіційно будуть управляти майном і заробляти на користуванні активами для їхнього збереження.

Можливо, частка від такого заробітку поповнить бюджет України, але в законі є нюанс: керівні компанії мають право на винагороду та відшкодування витрат.

Національне агентство України з питань виявлення, розшуку та управління активами, одержаними від корупційних злочинів (АРМА), — повна назва органу, на який антикорупціонери покладали великі надії.

Саме він нібито мав повернути гроші Лазаренка, майно Януковича та управляти арештованими об'єктами так, аби держава могла хоч трохи відшкодувати збитки, спричинені злочинними діями корупціонерів.

У кінці жовтня АРМА опублікувало назви перших десяти компаній, які можуть управляти арештованими активами. Цей список відверто дивує, особливо враховуючи, що найменша вартість одного активу — 640 тис грн.

Кілька разів натиснувши мишкою, можна безкоштовно отримати офіційну інформацію з державного реєстру: кінцевим власником компаній «Метінвест-шіппінг« та «Укртранслізинг«, які хочуть заробляти на арештованому залізничному транспорті, є олігарх Рінат Ахметов.

А бенефіціаром компаній «Будінвест-ДК« та «Ді сі ейч інфрастракче енд ріел істейт«, які хочуть заробляти на арештованій офісній, житловій і торговельній нерухомості, є один з найбагатших людей України Олександр Ярославський.

ahmetov jaroslavskij 01 e7169

Про інші компанії знайти інформацію важче, але і тут сліди ведуть до олігархів.

Наприклад, управляти корупційною нерухомістю хоче й компанія «Лорето груп«. Оксана Брильян, кінцевий власник заводу «Київпродмаш«, та Анфіса Білокурова внесли понад 41,5 млн грн у її статутний капітал. Останніх підозрюють в ухиленні від сплати податків на понад 1 млн грн у 2014-2016 роках.

Білокурова у 2006 році працювала спеціалістом з корпоративних прав донецького заводу «Сармат«, який пов'язували з Ахметовим. З 2010 року вона керувала Київським центральним універмагом. З цього ж року контролером підприємства «Київський ЦУМ» вважали того ж Ахметова.

Народний депутат Тетяна Чорновол пов'язує компанію «Лорето груп» з родиною Анатолія Амеліна — чоловіка народного депутата Олени Сотник. Амелін нібито був бізнес-партнером Олександра Януковича.

Ще одна компанія із списку — «Укртрансцентр«. За інформацією журналістів видання «Наші гроші», це «прокладка« олігарха Дмитра Фірташа, тобто компанія, через яку зовні законно виводять готівку.

У січні 2015 року вона отримала від підприємства «Сумихімпром», яке належить Фірташу, майже 94 млн грн за організацію вантажоперевезень. Тепер компанія хоче управляти арештованим залізничним транспортом.

ahmetov jaroslavskij 02 01439

Арештованою нерухомістю хоче займатися консалтингова компанія «Коллієрз інтернешнл«, заснована компанією з Кіпру Faststart Trading and Investments Limited. Її кореспонденцією на Кіпрі займається фірма Dadlaw Secretarial Limited. Вона має ідентичний статус у власника «Української національної лотереї».

Останню пов'язують із секретарем РНБО Олександром Турчиновим та народними депутатами з БПП Олександром Третьяковим та Глібом Загорієм — єдиним легальним гравцем на азартному ринку України.

ahmetov jaroslavskij 03 3e33a

(Натисніть для збільшення)

Компанія «Бізнес-центр «Навігатор», співзасновниками якої є Микола Петренко та одна з найбагатших жінок країни Людмила Русаліна, теж хоче заробити на нерухомості. Співзасновники є основними фігурами групи компаній «Петрус«, яка виготовляє алкогольну продукцію під торговою маркою «Златогор».

Крім того, Петренко — мультимільйонер, радник екс-прем'єра Миколи Азарова, колишній помічник народних депутатів Павла Сулковського, «Наша Україна», Сергія Тулуба, Партія регіонів, Віктора Тихонова, Партія регіонів, а також нинішній помічник обранця від «Народного фронту» Сергія Драюка.

Русаліна була помічником народного депутата від КПУ Вадима Литвина, депутатом Черкаської облради та позаштатним радником глави МЗС у 2010-2014 роках, а зараз — Почесний консул Республіки Сьєрра-Леоне у Києві.

Бізнес-центр «Навігатор» має кримінальний шлейф. Слідчі фіскальної служби в Київській області вважають, що компанія користувалася послугами транзитної конвертаційної групи — незаконно сформувала від неї податковий кредит.

Вона ж фігурує у розслідуванні Генеральної прокуратури щодо ухилення від сплати податків на суму понад 20 млн грн.

Компанія UTG Вадима Непосєдова, Ігоря Мельника та Артема Непосєдова, один з найбільших в Україні консультантів у сфері нерухомості, хоче заробляти на арештованих земельних ділянках та іншій нерухомості.

Мельник купив частку в UTG влітку 2017 року, працюючи директором Dragon Evolution — партнера інвестиційної компанії Dragon Capital.

У серпні 2015 року Мельник як радник міністра оборони відповідав за розподіл коштів. Він відзвітував про майже повну готовність фортифікаційних споруд на сході країни. Коли правоохоронці почали розслідування за фактом невиконання робіт, заявив, що не відповідає за це, бо працював на громадських засадах.

Остання і, ймовірно, найбіліша у списку — компанія «Рустлер нерухомість сервіс«, дочірнє підприємство австрійської Rustler Group. Вона керує, наприклад, торговельно-офісним центром «Аве плаза« у Харкові.

Очолює компанію Тарас Шелемех, який у 2007 році був першим заступником голови правління акціонерної страхової компанії «АИС-поліс».

Вибір невеликий. Тимчасом в Агентстві з менеджменту та розшуку активів заявляють про чудове портфоліо всіх компаній у списку. Ні слова про Ахметова, Ярославського чи Фірташа у релізах АРМА ви не знайдете.

ahmetov jaroslavskij 04 90498

Джерело: arma.gov.ua

17 октября 2017 г. Коллегия судей Львовского апелляционного хозяйственного суда отказала в удовлетворении апелляционной жалобы Петра Бигуна на решение Хозяйственного суда Львовской области от 27 июля, которым признано незаконной попытку захвата торгово-развлекательного комплекса Victoria Gardens во Львове.

Решение апелляционной инстанции позволило владельцам крупнейшего в Западной Украине ТРК окончательно отбить одну из наиболее резонансных атак на собственность в Украине, к которой, собственно, и был причастен Петр Бигун. История попыток получения контроля над ТРК Victoria Gardens заслуживает особого внимания. И дело даже не в том, что ТРК стоит десятки миллионов долларов и принадлежит иностранным инвесторам, и не в том, что, потерпев неудачу при первой попытке и попавшись на подделке документов, нападающие с удивительной наглостью повторили попытку, опираясь на те же поддельные бумаги. Хуже другое — данный случай вскрыл глубокие недостатки в самой юридической системе Украины, серьезно влияющие на возможность защиты бизнеса от нечестных на руку дельцов. Оказалось, что сегодня можно захватить собственность просто «договорившись» с госрегистратором. Нетрудно представить, как такая новость может повлиять на репутацию и инвестиционный климат Украины, особенно в глазах потенциальных зарубежных инвесторов.

Первая попытка и турецкий след

23 июня с.г. в административную часть ТРК Victoria Gardens в сопровождении мужчин крепкого телосложения попытался войти бывший руководитель ТРК — Оджакли Айтач, уволенный в декабре 2016 г. за растрату денежных средств. Он заявил, что вновь стал директором, показал выписку из Единого государственного реестра (ЕГР), где указывалось, что ООО «Феникс-Капитал» (собственник ТРК Victoria Gardens) теперь принадлежит не компании Globcon Limited (английской компании, владельцами которой являются два гражданина Турции), а украинцу Петру Бигуну. Директором же ООО «Феникс-Капитал», согласно предъявленной выписке, в реестре был указан Оджакли Айтач.

За несколько часов до этих событий в ЕГР действительно внесли изменения, Петр Бигун был зарегистрирован новым владельцем ООО «Феникс-Капитал», а новым директором — Оджакли Айтач. Основанием для таких изменений стал протокол общего собрания участников ООО «Феникс-Капитал», на котором якобы утвердили продажу компании Петру Бигуну, осуществленную от имени владельцев Компании Globcon Limited Хазинедароглу Юмит Сюлеймана и Бурака Башлилара по их личным доверенностям. При этом компанию, владеющую ТРК площадью в 100 тыс. кв м и реальной рыночной стоимостью около 80 млн долл. США, продали якобы всего за 100 тыс. грн.

В дальнейшем было установлено, что Оджакли Айтач совместно с гражданами Украины Юрием Губиным (в прошлом работник СБУ и налоговой милиции) и Петром Бигуном (в прошлом следователь прокуратуры г. Киева) подделали ряд официальных документов, которые и стали основанием для фиктивной продажи и неправомерных изменений информации в ЕГР об участниках и руководителях «Феникс-Капитал». По данному факту в Турецкой Республике возбуждено уголовное производство, в рамках которого задержаны сообщники Оджакли Айтача, которые помогали ему в подделке документов, сам Оджакли Айтач объявлен турецкой полицией в розыск. На сегодняшний день уже достоверно известно, что Оджакли Айтач совместно с сообщниками подделали доверенности, выданные в Турции от имени Хазинедароглу Юмита Сюлеймана и Бурака Башлилара, которыми якобы уполномочили

Ю.Губина представлять их интересы. Турецкие следователи на основании проведенных экспертиз утверждают, что данные фальшивые доверенности были изготовлены на основании поддельных паспортов владельцев Компании Globcon Limited и содержат их фальшивые подписи.

Действуя на основании поддельных доверенностей от имени Хазинедароглу Юмита Сюлеймана и Бурака Башлилара, Юрий Губин подписал фиктивный договор купли-продажи, согласно которому он продал за 100 тыс. грн долю в размере 100% в уставном капитале ООО «Феникс-Капитал» Петру Бигуну. Использовав те же доверенности и свежесфабрикованный договор купли-продажи, Айтач и компания подделали и протокол общего собрания участников ООО «Феникс-Капитал», которым было дано согласие и утверждена продажа доли компании Globcon Limited в ООО «Феникс-Капитал», а также уволен с должности директора ООО «Феникс-Капитал» Евгений Король (представлявший интересы реальных собственников) и назначен на эту должность Оджакли Айтач.

Указанные поддельные документы были предоставлены частному нотариусу Львовского городского нотариального округа, который и внес в ЕГР незаконные сведения об изменении участника и директора ООО «Феникс-Капитал».

В дальнейшем, правда, эти изменения были отменены этим же нотариусом как ошибочные, а по фактам подделки документов и попытки завладения имуществом общества правоохранительными органами Украины было открыто уголовное производство. Однако, несмотря на длительный срок досудебного расследования, лица, виновные в совершении данных преступлений, к уголовной ответственности так и не были привлечены.

Вторая попытка и киевский регистратор

27 июля решением Хозяйственного суда Львовской области был удовлетворен иск компании Globcon Limited, и сфабрикованное решение общего собрания участников ООО «Феникс-Капитал» признано недействительным. Однако данное решение не вступило в законную силу сразу в связи с его обжалованием Петром Бигуном.

Воспользовавшись паузой и, очевидно, чувствуя безнаказанность своих действий, благодаря отстраненной, наблюдательной позиции украинских компетентных органов и их должностных лиц, Оджакли Айтач со своими сообщниками 15 сентября предприняли повторную попытку захвата ООО «Феникс-Капитал» и ТРК Victoria Gardens.

На этот раз Оджакли Айтач и его украинские сообщники договорились с госрегистратором Киевского областного филиала КП «Центр государственной регистрации» Петрик А.В., которая, несмотря на существующий в ЕГР запрет, в нарушение принципа территориальности совершения регистрационных действий, на основании все тех же поддельных документов внесла изменения в ЕГР, снова указав учредителем ООО «Феникс-Капитал» Петра Бигуна, а директором ООО — Оджакли Айтача.

Атаки отбиты — проблемы остались

Все обращения в Минюст владельцев ООО «Феникс-Капитал» и их адвокатов не принесли видимого результата. Министерство справедливости, призванное не только следить за строгим соблюдением законов, но и непосредственно осуществлять контроль за ведением госреестров и за действиями госрегистраторов, практически самоустранилось от выполнения данных функций. Только вступление в силу решения хозсуда Львовской области, после отклонения апелляции, позволило автоматически отменить все изменения, внесенные на основании поддельного протокола, и возобновить корректную запись в реестре. На сегодняшний день опасность новой попытки рейдерского захвата юридически сведена к минимуму. Однако осадок, как говорится, остался.

Получить комментарий от стороны, пытавшейся установить контроль над Victoria Gardens, нам не удалось. Как, впрочем, и найти информацию, более или менее вразумительно объясняющую позицию атакующей стороны в данном конфликте. Единственный источник — интервью Оджакли Айтача интернет-изданию «Апостроф», в котором он утверждает, что вложил около 38 млн долл. своих личных средств в строительство Victoria Gardens, и что на самом деле именно он являлся конечным бенефициаром 75% компании Globcon Limited (оформив ее на своих партнеров Хазинедароглу Юмит Сюлеймана и Бурак Башлилара). Однако даже из содержания интервью следует, что никаких документальных доказательств своих слов Оджакли Айтач предоставить не может, и все его отношения с турецкими партнерами строились якобы исключительно «на доверии» и «дружбе». Принять на веру версию с незадокументированным вложением 38 млн долл. здравомыслящему человеку достаточно трудно.

Но даже если допустить существование каких-либо финансовых взаимоотношений между Оджакли Айтачем, Хазинедароглу Юмит Сюлейманом и Бурак Башлиларом, оправдать поведение атакующих, которые пошли на подделку документов, оформление фиктивной покупки компании за 100 тыс. грн, подделку протокола собрания и «игры» с украинскими регистраторами, никак нельзя. Это целый букет преступлений, который в любой цивилизованной стране карается немалым сроком. Отреагирует ли на все это достойно отечественное правосудие, пока непонятно. Но сомнения в его способности покарать организаторов атаки на ТРК Victoria Gardens пока остаются.

Беззащитная собственность

Наиболее острым вопросом остается контроль собственности. За четверть столетия государство Украина, оказывается, так и не научилось контролировать и обеспечивать права собственников на безопасное владение имуществом. Как показал данный конфликт, вмешаться в госреестры может практически неограниченное количество людей, которые за считанные минуты в состоянии лишить собственника его имущества или бизнеса. И восстановить справедливость удается далеко не всегда.

Конечно, критическая ситуация, сложившаяся вокруг ТРК Victoria Gardens, вызывает беспокойство у иностранных инвесторов, прежде всего бизнесменов из Турецкой Республики, которые при отсутствии правовой защиты и бездействии правоохранительных органов считают условия ведения бизнеса в Украине слишком рискованными, а то и опасными. Особенно циничными действия нападающих выглядят на фоне попыток отечественных госинститутов сделать все возможное для восстановления экономической стабильности украинского государства, привлечения иностранного капитала.

Президент убеждает мировое сообщество в том, что бизнес в Украине выгоден и безопасен. А по факту отечественное законодательство, с такой дырявой системой регистрации, все еще «адаптировано» под рейдерство. И с этим, наконец, что-то надо делать.

Пассивность правоохранителей и Минюста

Не спешат привлекать к уголовной ответственности виновных и правоохранительные органы.

Так, еще после первой рейдерской атаки Зализнычным ОП ГУ НП в Львовской области зарегистрировано уголовное производство №12017140060002657 от

24.06.2017 г. по факту подделки документов и попытки завладеть имуществом ООО «Феникс-Капитал», с правовой квалификацией по ч. 2 ст. 206-2, ч. 4 ст. 358 УК Украины.

Кроме того, этим же отделом полиции расследуется криминальное производство №12017140060003897 от 20.09.2017 г. по факту подачи поддельных документов государственному регистратору КОФ КП «Центр государственной регистрации», по ч. 4 ст. 358 УК Украины.

Однако, несмотря на внушительный срок досудебного расследования, виновные в совершении атак на ТРК Victoria Gardens до сих пор так и не были привлечены к ответственности правоохранителями.

Следует отметить, что, с целью восстановления своих нарушенных прав, компания Globcon Limited 20.09.2017 г. обратилась с соответствующей жалобой в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации Минюста, полагая, что указанный госорган оперативно отреагирует и примет решение согласно закону. Решение Комиссии от 30.10.17 г. было получено лишь в момент, когда статья уже готовилась к верстке. Уважаемой Комиссии, задача которой состоит в оперативном решении проблем регистрации, потребовалось четыре заседания и почти два месяца напряженной работы, чтобы «Отказать в удовлетворении жалобы компании «Глобком Лімітед»… в связи с тем, что имеется информация о судебном производстве». И даже это решение, судя по всему, было получено под нажимом — компании Globcon Limited пришлось обращаться в совет бизнес-омбудсмена с жалобой на бездеятельность Комиссии.

В связи с очевидными нарушениями, допущенными госрегистратором Киевского областного филиала коммунального предприятия «Центр государственной регистрации» Петрик А.В.,компания Globcon Limited также обратилась к министру юстиции с заявлением о проведении соответствующей камеральной проверки указанного сертифицированного центра и госрегистратора в частности. Однако прошло уже больше месяца, а проверка даже не назначена, ответа из министерства компания Globcon Limited так не получила.

Возникает логичный вопрос: что или кто сдерживает компетентный госорган, в круг полномочий которого входит принятие решений об отмене незаконных регистрационных действий, а также проверка госрегистраторов на предмет законности их действий? Выходит, если бы не решение суда, то с собственностью можно было бы попрощаться?

А ведь оперативная реакция со стороны Министерства юстиции на нарушения закона сразу же расставила бы все точки над «і»…