Еще недавно вопрос возврата депозитных вкладов в судебном порядке казался чем-то из сферы фантастики. И в самом деле – ведь как можно доверять свои деньги банку, забрать деньги из которого можно только через суд? Ну как такой банк может рассчитывать на место в каких-то там рейтингах, прочитав которые “маленький українець” решит доверить именно ему то драгоценное, что он копил, берег, лелеял, и что по какому-то недоразумению так и не смогло отнять у него государство?
…и вдруг, в жизнь “маленького українця” вошел ледокол “Всемирный Финансовый Кризис”…
Мне кажется, что если б не приснопамятное постановление Нацбанка №319, то ничего бы такого и не было. В первую очередь из-за того, что вчерашнему “стабильному и очень надежному” банку было бы не просто согласиться на то, чтоб войти в ряд маргинальных банков с сомнительной репутацией, которые на столько наплевали на себя, что решили пойти на прямой конфликт со своими вкладчиками и не выдавать им вложенные ими деньги. В таком случае о нем бы написали все газеты как о чем-то вопиющем, а это в свою очередь привело бы к тому, что и так не блестящие дела банка ухудшились бы совершенно.
Но тут появился Нацбанк, который принял весь удар этого негатива на себя, и своим постановлением придал этому явлению массовости, из-за чего банки получили уникальную возможность “не отдать депозит” не потому, что нет денег, а потому что им запретили. А злым и неполноценным стало принято считать не банк “А” – признанный лидер рейтинга народного доверия, а Национальный банк Украины который насильно заставил банк “А” не выдавать деньги вкладчикам.
К слову сказать, этим постановлением банками не только запретили выдавать депозиты, но и поднимать процентные ставки по кредитным договорам, но о том, как это предписание Нацбанка выполнялось самими банками мы все прекрасно знаем.
Но это уже лирика. В сухом остатке же получили ситуацию, когда все банки как один перестали возвращать депозиты в целях “державной целесообразности”.
И именно с этого момента и начала формироваться в Украине ещё недавно казавшейся немыслимой “Практика по возврату депозитных вкладов юридическим и физическим лицам”. И выросли целые полчища специалистов (иногда они называют себя громким именем “антиколлекторы”), которые за небольшой процент от суммы депозита (как правило это 2 – 5% суммы долга) и при условии обязательной предоплаты готовы взять на себя это бремя - подготовить иск о взыскании депозита и сходить несколько раз в судебное заседание.
В принципе, сложно не согласиться с тем, что для того, чтоб положительно разрешить вопрос в суде нужен хороший судебный юрист. Но в целом, как мне кажется, здесь можно и сэкономить, и все сделать самостоятельно, но об этом чуть ниже.
Дело в том, что дела о взыскании с банка суммы депозита не относятся к делам высокой сложности. Здесь и в самом деле все на поверхности – есть долг, долг не заплачен, а значит подлежит к взысканию. Хотя есть нюансы, рассказать о которых стоит отдельно.
Словом, осознание того, что далеко не всякий может позволить себе в это сложное время оплатить услуги юриста (а хороший юрист хорошо и стоит), но при этом правильно сделанное исковое заявление и понимание основных моментов судебного процесса является половиной дела, и подвигло на написание этого поста. Здесь я постараюсь дать несколько полезных советов “для чайников” касательно того, как оформить исковое заявление о взыскании денег, как правильно выбрать суд в который подавать иск, как заплатить судебный сбор итд. итп. И если хоть один воспользуется нашими советами – я буду только рад.
Прежде чем начинать излагать сделаю оговорку: все что ниже описано будет касаться только депозитных вкладов ФИЗИЧЕСКИХ лиц. Что касается депозитов вложенных предприятиями, то там все может быть принципиально иначе.
Итак, начнем по порядку.
1. Подготовка к подаче иска.
Перед тем, как подавать иск в суд нам нужно собрать необходимый пакет документов.
Что сюда включается.
а) договор банковского вклада (депозитный договор) – это тот документ, на основании которого вносились деньги в банковский депозит. В нем, как правило, указаны сумма депозита, процент под который вносились деньги, и, самое важное для нас в данном случае, условия досрочного возврата депозита и порядок разрешения споров (об этой важности чуть ниже);
б) квитанции о внесении денег по депозитному договору – подтверждением тому, что по договору банковского вклада вами действительно вносились деньги являются квитанции с отметкой банка о принятии денег. В квитанции в графе “назначение платежа” (”призначення платежу”) обязательно должна быть ссылка на договор банковского вклада, по которому Вы будете судиться (см. предыдущий абзац). И если номер депозитного договора, указанного в квитанции, не совпадает с номером договора по которому предполагается взыскивать деньги, то значит нужно искать либо другой договор либо другую квитанцию;
в) письмо (заявление) о досрочной выдаче депозита с обязательным подтверждением получения этого письма банком.
Письмо не должно быть сложным. Юридически для возврата депозита достаточно одного предложения: “прошу на основании пункта ______ договора №_____ от “___” _____ 200__ года и статьи 1060 Гражданского кодекса Украины выдать мне сумму депозита и насчитанных на него процентов досрочно” [сослаться на пункт договора который предусматривает досрочное возвращение депозита].
Нужно обязательно внимательно изучить пункт депозитного договора о досрочном возврате депозита, где могут указываться особые требования которые должны учитываться в заявлении или порядок его подачи банку. К примеру, если в договоре написано, что в заявлении должна указываться дата выдачи вклада, которая не должна быть меньшей двух банковских дней с даты подачи заявления, то нужно в это заявление вписывать эту дату с запасом, чтоб банк потом в судебных заседаниях не ссылался на нарушение Вами порядка досрочного получения вклада.
Для того, чтоб получить подтверждение о получении письма нужно прежде чем идти в банк сделать копию этого письма и взять её с собой. В банке подавая заявление о досрочном возврате депозита нужно потребовать, чтоб сотрудник банка расписался о его принятии на Вашей копии, поставил дату получения и обязательно поставил штамп банка (или его отделения в котором заключался договор) на Вашей копии этого заявления. Наличие оттиска штампа на копии обязательно, ибо в противном случае банк может возражать против того, что он получал это письмо, и ссылаться на то, что письмо было принято не банком, а гражданином Ивановым Иваном Ивановичем, который и расписался о его получении.
Если банк по каким-то причинам отказывает в том, чтоб подтвердить получение письма так, как это указано в предыдущем абзаце, письмо нужно отправить почтой. Желательно, чтоб не возникало лишних вопросов, заявление отправить ценным письмом - на любом почтовом отделении могут выдать бланк описи вложения в ценное письмо в котором нужно записать “заявление о досрочном возврате депозита по договору №______ [вставить номер договора]“. Остальное расскажут на почте. Так же стоит оформить уведомление о получении письма – в таком случае можно будет точно знать когда письмо было получено банком.
г) ответ банка на письмо о досрочном возврате депозита (если такой был).
Как правило, банки отправляют вкладчикам типовые отказы в выдаче депозитного вклада со ссылкой на одно из постановлений Нацбанка. Если такой ответ был – это уже хорошо. По крайней мере вы знаете на чем банк будет строить свою защиту в суде, а так же не придется как-то доказывать факт Вашего обращения к банку за возвратом депозита.
Имея на руках ответ банка можно будет направить ему ещё одно письмо в котором выразить свое несогласие с действиями банка и предупредить, что будете жаловаться в суд. Вряд ли такая петиция как-то испугает банк, но тем не менее все моральные вопросы вы с себя снимете – вы пробовали максимально безболезненно урегулировать этот вопрос, но банк вас не понял, не учел, не оценил…
В случае, если банк не ответит, то в этом нет ничего страшного. Просто при подаче иска в суд нужно будет приложить кроме письма ещё и доказательства его отправки банку, о которых мы рассказывали выше (копия письма с отметкой банка о его принятии либо копия письма, бланк описи вложения и квитанция почтового отделения об отправке).
Выше перечисленных доказательств будет достаточно для обоснования своих требований о досрочном возврате депозита перед судом. Конечно, квалифицированный юрист сможет найти что добавить исходя из конкретных обстоятельств, но все равно основными доказательствами останутся именно те, о которых говорилось выше. В любом случае, суть доказывания сводится к тому, чтоб подтвердить наличие у банка долга перед вами (договор + квитанция о внесении денег), а так же подтвердить то, что срок выплаты этого долга наступил (письмо с доказательством получения его банком).
Подготовив этот пакет документов, можно считать, что подготовительный этап сбора доказательств пройден, и теперь нужно выбирать суд, в который обращаться.
2. Выбор суда для подачи иска.
На самом деле существует насколько способов подачи иска: обычное (классическое) судопроизводство, и третейское рассмотрение дел.
Коротко расскажем об их отличиях.
Согласно Закону о третейских судах, третейским судом является НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ орган, который стороны договора могут самостоятельно избрать в качестве арбитра для рассмотрения споров между ними. Иными словами, третейский суд является частным органом решения споров.
Основным отличием третейского суда от обычного суда является то, что принятое третейским судом решение является окончательным и подлежит обжалованию только в очень редких случаях – на столько редких, что я лично такие случаи не встречал. (Кому интересно - могут изучить статью 51 Закона).
Как правило банки условия о третейском рассмотрении споров включают в кредитные договоры – там и риски выше, и вероятность возникновения споров более значительная. Однако встречаются случаи, когда условия о третейском рассмотрении вносят и в депозитные договоры.
В случае, если ваш депозитный договор содержит условие о третейском рассмотрении, то в таком случае обращение в обычный суд не даст должного результата:
Согласно статьям 130, 207 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее – ГПК) в случае, если между сторонами заключен договор о передаче спора на разрешение третейского суда суд выносит определение которым оставляет поданное исковое заявление без рассмотрения, и разъясняет где можно найти третейский суд.
Так что если в договоре написано, что все споры решаются, к примеру, “у постійно діючому Третейському суді при Асоціації українських банків згідно з регламентом даного третейського суду”, то выбора у вас, скорее всего не будет, а значит нужно обращаться именно в этот третейский суд.
Классическое судопроизводство заключается в рассмотрении дел обычными районными судами.
Исковое заявление подается в суд первой инстанции, который ещё называют местным или районным судом. И при подаче иска большое значение имеет тот конкретный районный суд, в который нужно обращаться, ведь их и в самом деле огромное количество.
О том, как выбрать правильный суд мы расскажем ниже.
Итак, при выборе конкретного суда нужно учитывать нормы главы 1 раздела III ГПК Украины (статьи 107-117).
Согласно общему правилу, иски предъявляются по месту нахождения ответчика. В нашем случае это означает, что иск о взыскании депозита должен подаваться в тот районный суд, на территории которого находится главный офис (юридический адрес) банка с которым заключался депозит. За редким исключением, большинство этих главных офисов находятся в Киеве, потому и иски должны подаваться в соответствующие районные суды.
Однако, статья 110 ГПК Украины делает из этого правила исключения: согласно пункта 7 статьи 110 иски, которые возникают из деятельности филиала или представительства юридического лица, могут предъявляться так же по месту нахождения этого филиала или представительства.
На практике это означает, что если договор банковского вклада заключен с филиалом или региональным представительством банка (об этом указывается в самом договоре, а так же в квитанции о принятии денег на которой содержится наименование отделения), и именно этот филиал или представительство отказались вернуть вклад, то такой спор может быть рассмотрен по месту нахождения филиала. Адрес филиала указывается в разделе подписей.
Так что можно говорить, что у вкладчика при выборе районного суда в который подается иск есть альтернатива: подавать иск в тот район, где находится главный офис банка или же в тот, где находится региональное представительство которое непосредственно деньги принимало.
3. Выбор порядка рассмотрения судебного дела.
Существует два основных порядка в котором может быть рассмотрено дело о взыскании задолженности: исковое производство и приказное производство.
Приказное производство это упрощенный процесс рассмотрения дела, по которому могут взыскиваться бесспорные задолженности. К примеру, если человек дал взаймы какую-то сумму денег, а ему в установленный срок эти деньги не вернули, то такое дело может быть решено именно в приказном порядке.
Но если поднимается вопрос о взыскании процентов, пени, неустойки, то есть возникает предмет спора о сумме долга, то понятно, что наличие такого спора не позволяет признавать долг бесспорным, а значит не может рассматриваться в приказном производстве. Следовательно, в приказном порядке можно добиться взыскания только суммы основного долга, тогда как взыскать проценты в таком деле невозможно.
Основным преимуществом приказного производства заключается его быстрота, так как в нем даже судебные заседания не проводятся: мы обращаемся в суд выдать приказ, и суд самостоятельно изучив документы его выдает. Но для того, чтоб отменить такой приказ достаточно, чтоб банк в течение 13 дней с даты получения приказа написал формальное письмо в суд о своем несогласии с приказом. При чем банк может даже не мотивировать свое несогласие, а для отмены приказа достаточно написать одну только строчку: “я не согласен с вынесенным судом приказом и прошу его отменить”.
Мне кажется, что мало какой банк согласится с упрощенной процедурой взыскания с него денег, потому использование приказной формы возврата депозита в конечном итоге может привести только к затягиванию процесса и бессмысленной трате денег на судебные расходы.
Именно потому стоит сразу идти по общей схеме искового производства, когда подается исковое заявление в суд, судья принимает его к производству, назначает слушания с вызовом сторон и стороны приходят в суд чтоб обосновать свою правоту или не правоту.
4. Расчет суммы долга банка перед вкладчиком.
Не секрет, что сумма долга банка состоит как из суммы непосредственно вклада, так и процентов под которые он вкладывался. И для определения суммы долга обязателен правильный расчет суммы процентов, которые банк должен заплатить.
Для подсчета можно привлечь знакомого экономиста, или просто студента-школьника который достаточно близко знаком с математикой и знает как пользоваться калькулятором и считать проценты.
Алгоритм расчета берется из самого договора банковского вклада, но при этом нужно обращать внимание на предусмотренные договором условия досрочного возврата депозита – договор может устанавливать иные, меньшие размеры ставок по депозитам в случаях их досрочного возврата, и их при расчете так же нужно учитывать.
Словом здесь больше математики, чем права, потому юристу здесь останавливаться особо не стоит.
В сегодняшней жизни мы должны быть особенно бдительны т.к. мошенники поджидают нас на каждом шагу. Но даже самого бдительного из нас могут оставить в дураках. Сейчас я вам расскажу о самых распространенных на сегодня мошенничествах:
1. Оперативное жульничество
"От оператора" вам приходит сообщение,в сообщении будет написано предложение позвонить на некий номер и за этот звонок вы получите на свой счет 3 доллара. Может, вы действительно (что мало вероятно) получите эти 3 доллара, но исходящий звонок при этом вам обойдется в 5-10$.
2. У вас проблемы.
Бывает и такое - "оператор" звонит лично и сообщает о проблемах возникших с вашим счетом или с базой номеров. Он скажет Вам, что нужно отправить sms сообщение на предложенный номер, для того чтобы уладить эту проблему. Конечно же, у вас не было не каких проблем, что никаких проблем ни со счетом, ни с чем-либо другим, но после этого звонка появятся. Как минимум финансовые.
3. Скажи мне свой пин, и я скажу, кто ты
Вот еще способ как Вас могут облапошить - уговорить Вас приобрести карту экспресс-оплаты и и вы сами по собственной воле сообщите жуликам ее номер. Пример: Вам звонят со словами, что вы выиграли приз от компании, для того чтобы его забрать, необходимо купить карту оплаты. Так же Вам могут предложить перейти на более выгодный тариф, для этого необходимо купить карту экспресс-оплаты стоимостью 200-400 долларов. Далее Вас якобы переведут на автоматическую систему пополнения счета, и вы должны назвать или ввести пин-код на своем мобильном телефоне. Мошенники по тоновым сигналам могут даже на слух вычислить код, не говоря уже о том, что для этого существуют специальные компьютерные программы. Ну канечно же получив код карты, жулики незамедлительно переведут деньги на свой счет, а вы можете с этими деньгами попрощаться.
4. Счет за флирт
Сейчас я вам расскажу про более изощренный способ. На Ваш телефон приходит sms следующего содержания: "Привет, как дела?" И конечно же хозяин номера проявляет интерес, неизвестный абонент представится, к примеру, Таней, как правело, завяжется легкая непринужденная беседа, которая закончится вместе с деньгами на счете жертвы.
5. Звонок ниоткуда
Вот еще один способ: может раздаться звонок с неизвестного номера. Вы конечно же перезвоните просто из любопытства, а вот заплатить вам придется за это соединение гораздо больше, чем за обычное. (Не перезванивайте на незнакомые номера)
6. Кинь денег, друг
На ваш телефон приходит сообщение без подписи якобы, а это оказывается, что ваш знакомый, попал в сложные обстоятельства, он у вас попросит положить 40 рублей на счет. За 40 рублей, то есть сумму, меньшую чем 50 рублей, в России уголовно не наказывают.
7. Дайте позвонить
Ну а это самый распространенный случай. Раньше делали так - к вам на улице подходит незнакомый человек и просит позвонить по мобильному. Когда телефон оказывается у него в руках, тут же с ним убегает. Сейчас мошенник уже вряд ли убежит с вашим телефоном, он просто позвонит с него на платный номер.
8. Нужен донор
Сейчас на телефоны граждан стали поступать смс сообщения в которых говорилось о том, что ребенку нужен донор. Прилагался московский номер, по этому номеру нужно было позвонить в случае согласия. После того как вы позвонили вы проверяете свой счет а с него снялась энная сумма.
9. Ошибся счетом
Еще один распространенный сейчас способ – Звонит Вам вежливый молодой человек и говорит, что случайно положил деньги не на свой счет, а на ваш. И конечно же будет настойчиво Вас упрашивать перевести ему такую же сумму в ответ.
10. Мошенник по объявлению
Вы можете стать предметом для мошенничества, если вы когда-то размещали в газетах или Интернете объявление о продаже - к примеру, телефона или компьютера. И конечно же вы указывали ваше имя и телефон, будьте готовы вам может, позвонит ваш "покупатель" – С речью такого рода "привет, помнишь меня, я в прошлом месяце купил у тебя пианино" - и попросит об одолжении. Все о том же: положить ему денег, потому что он оказался в безвыходной ситуации и вспомнил почему-то лишь ваш номер(вы просто поразмыслите у него что в телефоне номера не сохраняються). Ситуация варьируется в зависимости от фантазии жулика.
11. Приз в студию
Этот вид мошенничества получил какое-то время назад огромное распространение, что радиостанции вынуждены были в эфире предупреждать своих слушателей. Мошенники представлялись, якобы сотрудники любой раскрученной радиостанции, Они говорили своим жертвам что абонент выиграл крупный приз. К примеру, автомобиль. После этого они сообщали, что для получения приза требовалось либо купить карту экспресс-оплаты и активировать ее на определенный телефонный номер, либо отправить платные sms.
12. телелохотрон
Ну а это легализованный лохотрон. Сегодняшние полуночники рискуют не только заснуть на работе, но и остаться без денег на телефонном счете. Сейчас по телевиденью показывают многочисленные викторины, которые начинают свою трансляцию ночью, не гонятся за рейтингом. Как раз наоборот. Однообразные призывы смазливых девушек позвонить с мобильного и сложить слово из пяти букв, которые прыгают на экране, надоедают очень быстро. Слово, как правило, просто очевидно. Но дозвониться на указанный номер вам не удастся. Это всегда сделает кто-нибудь другой, зато с вас за соединение с автоответчиком возьмут кругленькую сумму.
Тому, кто пока не стал вегетарианцем, самое время об этом подумать. Сколько бы ни росли цены на мясо, качество мясопродуктов от этого не улучшается. В страну ввозятся тонны мяса по смешным ценам – народ-то бедный, значит нуждается в дешевых продуктах. Но где тот гастроном, где продают эти дешевые продукты? В пределах Украины таких магазинов не обнаружено.
В то же время специалисты Главного управления по защите прав потребителей КГГА озвучивают интересные вещи. Так, июньские проверки показали следующие нарушения в столичных магазинах: колбасные изделия реализуются неподготовленными к продаже, а мясо не сопровождает доступная, достоверная и своевременная информация о содержании в нем вредных для здоровья веществ – антибиотиков, гормонов, токсичных веществ.

Секреты прибыльности предприятий
«Реализация продукции без сопроводительных документов» на деле означает, что информация о дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, составе, пищевой и энергетической ценности продукта для потребителя остается тайной. Между тем, экспертизы нередко показывают, что в иной колбасе мяса днем с огнем не найдешь. Результаты исследования, проведенного ранее Институтом экогигиены и токсикологии имени Л. Медведя, показывают, что продающиеся в украинских магазинах сосиски в полимерной оболочке на 45% состоят из эмульсии (перемолотые и уваренные до состояния светло-серой кашки шкура, кости, субпродукты, отходы мясопроизводства) и на 25% - из соевого белка. Содержание в них мяса – 7%, а мяса птицы – 15%. Остальное составляют мука, крахмал и вкусовые добавки, пишет www.consumerinfo.org.ua.
«Украинцы сегодня живут небогато, поэтому производителям выгодно делать низкосортные продукты», - разъясняет интернет-газете «СЕЙЧАС» заведующий кафедрой гигиены питания Национального медицинского университета им. Богомольца Виктор Циприян. По его словам, содержание белка в сосисках и колбасах уменьшается, тогда как содержание сои увеличилось до 5%. А самое неприятное заключается в том, что на этикетке нет информации о том, сколько сои содержится в данном продукте – в лучшем случае соевый белок будет просто упомянут.
Кстати, как показали результаты исследований, проведенные Научно-исследовательским центром испытаний продукции и Укрметртестстандартом в прошлом году, ситуация на рынке продуктов питания еще более удручающая, чем говорит эксперт. Во-первых, содержание соевого белка во многих видах продукции (ветчина, вареная и полукопченая колбасы, сосиски, пельмени) от самых разных производителей уже давно превышает 5%. Во-вторых, нередки случаи, когда входящая в состав продукции соя является генетически модифицированной.
«Наша» колбаса из «их» мяса
Однако и отсутствие ГМ-сои в колбасе вовсе не является гарантией ее качества. Год назад с легкой руки председателя госадминистрации харьковской области Арсена Авакова СМИ облетела «сенсационная» новость. Руководитель области заявил, что «нашего мяса в колбасе уже нет. Для этого используют бразильское или аргентинское мороженное мясо».
Заявление губернатора области косвенно подтверждается статистикой и спустя год. По данным Госкомстата Украины, в январе-мае 2008 года импорт мяса и пищевых субпродуктов в денежном выражении вырос вдвое (на 99,6%), в то время как экспорт уменьшился (на 17,5%). Что, в принципе, неудивительно: по статистике, производство мяса в Украине сокращается. В июне нынешнего года в Украине было произведено 11,7 тыс. т говядины и телятины (в июне прошлого года – 17,2 тыс. тонн), 10,5 тыс. т свинины (в прошлом году - 15 тыс. т). При этом показательно, что цифры, характеризующие производство колбас, остаются практически неизменными - 28 тыс. т в нынешнем июне и 27,9 - в июне прошлого года.
В Украине ежемесячно производится 28 тыс. т колбасы
В то же время производство птицы наращивается: в июне нынешнего года было произведено 48,9 тыс. тонн мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, тогда как за соответствующий период прошлого года – 42 тыс. т, позапрошлого – 34 тыс. тонн. Однако, наряду с ростом производства растет и импорт. «Если за весь 2007 год в Украину было завезено 130 тыс. тонн мяса, то только за первые пять месяцев текущего года - 100 тыс. тонн, из которых половину составило мясо птицы», - сказал интернет-газете «СЕЙЧАС» председатель совета директоров Ассоциации Александр Бакуменко. Причем, несмотря на заявления правительства о том, что интервенция данного продукта на украинский рынок предпринимается с целью обеспечения более приемлемых цен, потребители снижения цен не наблюдают. А ведь судя по объемам импорта, именно это мясо мы и едим в составе сосисок и колбас.
Большая разница
Казалось бы, какая разница в том, какое мясо используется при производстве колбасы? Оказывается, разница есть, и существенная. Как рассказала интернет-газете «СЕЙЧАС» начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник, «Украина экспортирует говядину в полутушах по средней цене 13,5-14 грн./кг, в то время как импорт в нашу страну - это замороженные в блоках обрезки мяса говядины, предназначенные для промышленной переработки по средней цене 3,6 грн./кг. Относительно дорогое мясо – по 12,8 грн./кг - в Украину поступает из Венгрии».
Украина экспортирует полутуши, а импортирует замороженные обрезки
Согласно данным, предоставленным экспертом интернет-газете «СЕЙЧАС», в прошлом году в нашу страну было завезено 8 876 030 кг говядины на сумму 38 980 743 грн. Нетрудно посчитать, что средняя цена составила 4,39 грн./кг. При этом на экспорт ушло 34 787 559 кг на сумму 485 824 040 грн. (средняя цена - 13,97 грн./кг).
По новым стандартам будем платить больше
Такая, мягко говоря, невысокая цена импортного мяса наталкивает на мысль, что из него было бы в самый раз делать корм для животных. Однако у нас из него делают «свежие продукты» для украинцев, ведь, по документам, это мясо вполне пригодно для переработки в колбасы. Специалисты надеются, что ситуация изменится уже с 1 августа, когда колбасу наконец «втиснут» в жесткие стандарты.
Спрос на дешевую колбасу в ближайшее время не уменьшится
Не секрет, что чем сильнее контроль, тем меньше на рынке фальсификата, а значит то, насколько успешно пойдет внедрение новых стандартов, напрямую зависит от работы контролирующих органов. Ситуация усугубляется тем, что спрос на дешевые некачественные колбасы и сосиски в ближайшее время не уменьшится. Во-первых, подобная продукция по 15-20 грн./кг является единственной возможностью съесть «мясное блюдо» для многих украинских семей. Во-вторых, глядя на сосиски по 20 грн./кг и по 40 грн./кг, покупатель, как герой известной рекламы, задается вполне закономерным вопросом: зачем платить больше, если не видно никакой разницы? Так что потребителям, как и прежде, остается уповать на собственный здравый смысл плюс хорошие обоняние и зрение – по крайней мере, в «переходный период».
Как-то раз, в одном из московских агентств недвижимости произошёл прелюбопытнейший случай, прошу обратить ваше внимание, что такие случаи происходят достаточно часто. 
Двое молодых супруг взяли в аренду однокомнатную квартиру на один год. При этом арендодатель предъявил все необходимые документы, которые были тщательно проверены сотрудниками агентства. Молодожёны заплатили за первый месяц проживания при заключении договора, и последний месяц, в качестве залога, через два дня. После внесения залога, как полагается, состоялся торжественный момент вручения ключей и прощание с арендодателем.

Оставшись одни в квартире, довольные люди приступили к её осмотру и стали планировать, в каком порядке будут перевозить свои вещи, их счастью не было предела. Но не тут-то было, через пол часа они услышали щелчок открывающегося замка. Дверь открыла пожила женщина, в руках был ключ от этой квартиры.. Старушка изобразила испуг и удивление. Её вопрос: "Кто вы такие и что делаете в моей квартире?" поверг арендаторов в шок. Молодые люди пояснили женщине, что аренда за эту квартиру была ими оплачено, что мужчина, который сдал им квартиру, предъявил все необходимые документы и, наконец, что они подписали договор найма, так что жилище по праву наше. Безобидная старушка, в свою очередь, прослезилась, рассказала о своей несчастной доле и о бандитах, стремящихся нажиться за счет беззащитной пенсионерки. После таких душераздирающих рассказов (сказок) клиентам ничего не оставалось кроме как покинуть злополучную квартиру. Понятное дело что они начали искать арендодателя, но к сожалению у них ничего не получилось, ведь у аферистов всё схвачено и есть тысяча путей для отступления. Тогда супруги обратились в агенство недвижимости с вопросом: "Как такое могло произойти и что теперь делать?" Сотрудник компании, понимающе спросил: "Предъявляла ли женщина какие-либо документы?" и, получив отрицательный ответ, объяснил им, что кроме слезливых рассказов у старушки должны быть ещё и документы на квартиру, прописка и т.п. Таким образом, выяснилось, что женщина не имеет никакого отношения к этой квартире, а рассказанная ею печальная история ни что иное, как дешёвый спектакль.
После недолгого замешательства, клиенты решили снова вернуться в квартиру и получить от бабушки объяснения, но бабуля без возвратно исчезла, чего и следовало ожидать. Супруги остались жить в оплаченной ими жилплощади, наученные горьким опытом.
Разъяснить этот эпизод легко: арендодатель данной квартиры вступил в сговор с некой женщиной (третьим лицом), которая и пыталась выселить квартиросъёмщиков. Особенно эффективно эта система работает в тех случаях, когда наниматели слабохарактерны и не особенно смекалисты, чтобы сразу понять, в чём дело. Таким образом, квартиру можно сдать не один раз и заработать не плохие деньги. Доказать факт мошенничества в таких ситуациях не возможно, арендодатель обязательно заявит, что о каких-либо третьих лицах ничего не знает, квартира свободна, ключи у нанимателей, состав преступления отсутствует. Поэтому хочется предупредить арендаторов: заключайте сделки только через агентства недвижимости, ведь у них и лицензия и другие документы для ведения данной деятельности, конечно же им не охота терять годами налаженный бизнес за один раз. Тщательно проверяйте документы арендодателя, а если к вам в квартиру заявятся подобные "третьи лица" - обязательно потребуйте у них документы, не верьте им на слово, ведь для этого они суда и пришли.

КонтрафактСловосочетание «контрафактная продукция» в первую очередь ассоциируется с телевизионными кадрами, на которых по сваленным в кучу компакт-дискам и кассетам ездит трактор. Но это, как раз, самое безобидное – деньги теряет не столько потребитель, сколько авторы произведений и программ, записанных на тех самых дисках. А вот подделки, скажем, стройматериалов или инструментов запросто могут привести к авариям, катастрофам, человеческим жертвам. Но поскольку прибыль фальсификаторов достигает пятисот (!) процентов и может быть сравнима лишь с доходами от наркобизнеса или торговли оружием, понятно, что такой «бизнес» нынче процветает. Производители и эксперты единодушны в оценках – объемы продажи фальсификатов растут. Как считает генеральный директор компании «Хенкель Баутехник (Украина)» Владимир Соха, фальсификат и имитации – это сегодня в среднем 2-3% всего объема реализуемой в Украине продукции. Несколько другого мнения придерживается Сергей Лебедь, замначальника управления борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий МВД, полагающий, что уровень фальсификации значительно выше. Косвенным подтверждением этому служит статистика МВД: ежегодно фиксируется приблизительно 300—400 преступлений, при этом динамика роста составляет 10-20%, а число правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, в год составляет около 3000. При этом следует учесть, что далеко не все пострадавшие знают о том, что они пострадали, а те, кто осведомлен, не всегда обращаются в правоохранительные органы, предпочитая решать проблему другими способами.

Зачастую нелегальных изготовителей фальсификата называют «гаражниками», так как производственными (равно как и административными, складскими и пр.) помещениями для них в большинстве случаев служат гаражи для легковых автомобилей. Однако в последнее время фальсификация приобретает более индустриальный вид. По словам Сергея Лебедя, производство «липы» размещают также и на промышленных предприятиях, арендуя для этого целые цеха. «Ареалом обитания» фальсификаторов, убежден коммерческий директор компании «Химрезерв» Игорь Болдырев, являются Днепропетровская и Харьковская области. Причем, контрафактная продукция, как и «большая» экономика, имеет свою импортную и экспортную составляющие. В основном, по данным МВД, импортный фальсификат поступает из России, Польши, Турции, Китая, Молдовы, а нашу «липу» экспортируют, как правило, в Россию как под известными российскими, так и украинскими торговыми марками.

 

Справка

Контрафактная продукция — материалы и изделия, выпущенные с неправомочным использованием товарных фирменных знаков (упаковка, логотип) в целях введения потребителей в заблуждение. Иными словами, это подделка известного продукта или же торговой марки. 

Имитации отличаются от контрафактной продукции тем, что в этом случае используются устойчивые ассоциации потребителей, связанные с какой-либо известной торговой маркой: меняется одна из букв в написании торговой марки, или же придается внешнее сходство с дизайном логотипа, либо и то, и другое.

 

Понятно, что подделываются только наиболее известные, «раскрученные» торговые марки и товары. По словам Сергея Лебедя, маркетинг у фальсификаторов поставлен на таком высоком уровне, что ему могут позавидовать некоторые легальные производители. Неходовые продукты не подделывают. Производители «липы» тиражируют только хорошо известные бренды. Хоть сверяй с результатами конкурса «Золотые торговые марки Украины»!

Ярким примером такой ситуации может стать продукция, продаваемая торгово-промышленной компанией «КТ». На официальном сайте компании написано, что она 6 лет является официальным представителем ОАО «Лужский абразивный завод», о чем свидетельствуют сертификаты и дипломы. А мне на глаза попались несколько писем, в которых покупатели абразивных кругов жаловались на низкое качество этой продукции, а также на то, что при интенсивной работе диски попросту разлетались на части. Казалось бы, быть такого не может – ЧП «КТ» неустанно предупреждает своих потребителей об опасности подделок и контрафактной продукции. Но если присмотреться, можно заметить, что стоимость этих самых абразивных кругов заметно ниже, чем указанная на сайте компании-производителя. А это уже вызывает серьезные сомнения в том, что продаваемая продукция – настоящая, не подделка. А к заводской цене ведь еще добавить таможенную пошлину, стоимость перевозки, хранения, зарплату сотрудников ЧП «КТ»...

Изготовители фальсификата «ходят» сразу под двумя кодексами. В Административном кодексе статья 51-2 «Нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности» гласит, что «…незаконное использование промышленного образца, знака для товаров и услуг карается штрафом от 10 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан», но, правда, с конфискацией оборудования, на котором изготовлена продукция, и материалов для ее изготовления. В Уголовном кодексе эти же деяния подпадают под три статьи – 176, 177 и 229, по которым самым суровым наказанием может быть «…штраф до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан… или лишение свободы от двух до пяти лет» (для сравнения: в России 180-я статья Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет либо штраф до 800 минимальных окладов). Есть еще несколько законов, в частности «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите прав потребителей», но толку от них...

Непосредственно борьбой с контрафактом ведают управление борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий МВД, Антимонопольный комитет и Госкомитет технического регулирования и потребительской политики и их территориальные отделения. Например, в УВД крупных областей (Донецкая, Днепропетровская, Киевская, Харьковская) – отделы, а в небольших – группы. Вопрос только в их эффективности.

Мнения производителей о действенности государственной защиты разошлись. Так, Игорь Болдырев считает, что их эффективность обратно пропорциональна степени коррумпированности, то есть невелика. Подпольный рынок выгоден структурам, которые с ним борются, так как он же их и кормит – и в прямом, и переносном смысле. Диаметрально противоположного мнения придерживается Владимир Соха, считая, что в управлении борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий работают серьезные профессионалы, хорошо знающие не только оперативно-розыскные вопросы, но и технологические аспекты.

До недавнего времени основными признаками для определения подлинности товара служили качество упаковки и цена. Фальсификаторы успешно ликвидировали оба индикатора. По признанию представителей компаний, пострадавших от подделок, в последние три—четыре года качество упаковки фальсифицированной продукции было достаточно высоким. В результате рядовой потребитель был не в состоянии отличить ее от оригинальной по внешнему виду, а порой в затруднении оказывались и эксперты. Выровнять цены, конечно же, потребовало значительно меньших усилий, и сегодня ценовой разрыв между оригинальной и контрафактной продукцией почти полностью ликвидирован. Таким образом, борьба с «липой» перешла на новый виток своего развития.

Нынче производители выделяют три вида средств борьбы с фальсификаторами: экономические, технические и информационные. На удивление единогласно все они отдают предпочтение экономическим методам. Прежде всего, многие компании осуществляют постоянный мониторинг рынка, регулярно проводят проверки, делая контрольные закупки своих товаров в магазинах разного типа. Но главным методом является построение и использование собственной дистрибьюторской сети. Вкупе с тщательным мониторингом и анализом рынка своя сеть дает почти стопроцентный результат.

К техническим мерам следует отнести изменение упаковки продукта, что значительно усложняет жизнь фальсификаторам, и применение голограмм. В отношении последних почти все визави высказались крайне негативно, мотивируя это тем, что в настоящее время в Украине достаточно возможности для производства любых голограмм. Их может приобрести, в том числе, и фальсификатор, поэтому голограмма в настоящее время — это уже не решение проблемы. Кроме того, стоимость голограммы существенно сказывается на цене готовой продукции.

Что же касается информационных средств борьбы, то здесь нужен комплекс мероприятий. В результате рейдов задерживаются отдельные продавцы, у них конфискуется товар, взимаются штрафы, некоторые дела при определенной настойчивости даже доводятся до суда. Но и относительно небольшие штрафы с конфискацией товара способны оказаться результативными: слухи о том, что произошло с одним торговцем, распространяются моментально. Поскольку контролирующие органы весьма многочисленны, и каждый из них при желании способен осложнить предпринимателю жизнь, возможно постоянное давление на рынок. В результате, если компания проявляла настойчивость, всем становится известно, что подделками определенных марок торговать опасно. Доля контрафактной продукции резко падает, поскольку производители «левака» переключаются на другие торговые марки. Еще в 2003 г. была ужесточена уголовная ответственность за подобные нарушения. И хотя Уголовным кодексом наказание предусмотрено минимальное, копеечное, и суды пока мало применяют эти законы, иметь в биографии судимость готовы далеко не все наши сограждане.

Держатель карты должен знать: банк обязан возместить ему средства, если списание со счета не было инициировано клиентом. Правда, процедура восстановления средств может быть длительной и в ряде случаев с судебными разбирательствами. Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, надо не только подписывать, но и читать договор на обслуживание карты и ознакомиться с памяткой клиенту (экземпляр выдается на руки держателю карты).
А в договоре (под которым вы ставите подпись, соответственно, в суде оспорить его вы уже не сможете), в частности, записано, что нельзя разглашать ПИН-код третьим лицам, что необходимо в установленный срок уведомлять банк об изменении реквизитов ваших документов, о смене места жительства и контактных телефонов и т.п.
Самые неприятные нештатные ситуации с картой конечно же связаны с ее утерей или с прямым мошенничеством. С них и начнем.
Ситуация первая.
Карта утеряна (украдена).
При обнаружении пропажи карты надо немедленно сообщить в банк-эмитент, чтобы тот заблокировал счет. Это первое и самое главное действие. Если банк выяснит, что мошенническое списание с вашей карты произошло после того, как вы обнаружили ее утерю, но до того, как вы сообщили об этом банку, деньги вам не возместят. Это важный момент. Иногда счет идет на минуты. И здесь как никогда важна четкость работы "горячей линии" банка. Когда автор данной статьи под видом пострадавшего клиента пробовал дозвониться до службы поддержки пользователей карт одного из банков, для соединения с "первым освободившимся оператором" ему потребовалось почти 20 минут, в течение которых была прослушана полная информация о новых услугах банка и пара классических музыкальных произведений.
Ситуация вторая.
Карта у вас, но деньги с нее списаны без вашего ведома.
У этой ситуации есть множество вариаций. Например, операция была осуществлена в одном месте, а вы в это время находились в другом (чистое мошенничество). Или, скажем, средства для оплаты одной и той же покупки были списаны дважды (тут возможно не только мошенничество, но и какой-нибудь технический сбой). Либо кассир, замешкавшись, отрапортовал, что операция по карте не удалась, а на самом деле транзакция все же проведена. И так далее.
Во всех этих случаях необходимо написать заявление в банк-эмитент, то есть банк, выдавший карту (срок, в течение которого можно оспорить неправомерное списание с карточного счета, надо уточнять в "своем" банке).
После получения заявления банк-эмитент и банк-эквайер начнут разбираться, по чьей вине произошло несанкционированное списание (либо попытаются переложить вину на торговую точку и обратят на нее взыскание после возмещения вам убытков). Кроме того, буду выяснять также, не является ли сам пострадавший клиент мошенником или его сообщником.
От потерпевшего банки могут требовать пакет дополнительных документов. Например, при выявлении транзакции по карте где-нибудь в Индонезии (в то время как держатель карты не покидал пределов своей страны) такими дополнительными документами будут копия загранпаспорта и справка с места работы о том, что сотрудник не находился в отпуске.
Если банки сами не смогут разобраться, кто виноват, в дело вступает платежная система (Visa, MasterCard или другая). Банк, посчитавший себя пострадавшей стороной, обращается в платежную систему с просьбой списать необходимую сумму денег с якобы виновного банка. Эта сумма списывается без разбирательств. Если банк, со счета которого была списана указанная сумма, не согласен, он опротестовывает списание. И тогда платежная система проводит арбитраж и определяет банк-"виновник". Здесь возможны нюансы.
Виновной, по правилам переноса ответственности, будет та сторона, которая не перешла на чиповые технологии (подробнее об этом мы писали в прошлом году). Однако, поскольку российские банки в основном еще не используют чип, виновность будет определяться платежной системой по другим параметрам. В общем и целом, процесс возврата незаконно списанных денег может занимать от нескольких дней (если случай очевиден) до трех и более месяцев. При этом вам и вовсе могут отказать в возврате средств (например, достаточно сложно оспорить банкоматные транзакции, особенно в пределах одного города). А вот если выяснится, что клиент умышленно пытается обмануть банк, это повлечет уголовную ответственность для него.
Ситуация третья.
Вы пытаетесь оспорить операцию покупки по карте, проведенную через Интернет или по телефону.
По большому счету эта ситуация – всего лишь вариация вышеприведенной. Но ее особенность состоит в том, что оспорить операции через Интернет и по телефону довольно сложно. Одни банки вообще блокируют интернет-транзакции (то есть просто не проводят авторизацию по Интернету), другие авторизацию осуществляют, но прописывают в своих правилах, что не отвечают за мошеннические операции в Сети и при оплате покупок по телефону.
Выше мы обсудили, если можно так сказать, "общие" ситуации. Теперь подробнее поговорим о "нештатных" ситуациях, связанных с банкоматами.
Ситуация четвертая.
Банкомат "съел" карточку.
Это может произойти из-за трехкратного ввода неправильного ПИН-кода, сбоя в работе банкомата, истечения лимита времени, отведенного для того, чтобы забрать карту, и по другим причинам.
Найдите на банкомате телефон банка (филиала), который отвечает за его сервисную поддержку, и позвоните туда, желательно не отходя от банкомата (будьте готовы сообщить адрес, где находится банкомат).
Также целесообразно позвонить и в свой банк-эмитент (если карту "съел" банкомат чужого банка), чтобы вашу карту заблокировали.
Если телефоны на банкомате плохо читаются (например, в темное время суток) или вы не можете определить, каким банком обслуживается банкомат, звоните в call-центр клиентской поддержки своего банка. Телефоны своего банка/филиала и call-центра лучше записать и носить с собой (они обычно приводятся на карте, но если банкомат карту "съел", узнать их будет невозможно).
После того как вы сообщите банку о проблеме с банкоматом, через несколько дней карту вам вернут. Для ее получения, возможно, придется написать заявление. Деньги, которые вы хотели бы снять с карты, можно получить в отделении банка, но для этого нужно знать ее номер и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Причем блокировка самой карты не является препятствием для снятия денег.
Если карта "съедена" за границей, звоните в сервисный центр своего банка-эмитента (как уже было отмечено выше, запишите и всегда имейте при себе необходимые телефоны). После вашего звонка сервисный центр направит факс в иностранный банк с просьбой вернуть карточку ее держателю. Либо вы можете обратиться непосредственно в иностранный банк, если уровень владения иностранным языком позволит объяснить ситуацию. В любом случае карту вам вернут не сразу, поэтому целесообразно ее также заблокировать.
Если вы не помните телефонный номер "своего" банка, можно связаться с международным сервисным центром платежной системы: в Visa это Global Customer Assistance Service (GCAS), в MasterCard – MasterCard Global Service (MCGS). Их номер можно узнать в любом банке (для каждой страны свой номер GCAS и MCGS, а владельцы карт категории Gold и выше вместе с эмитированной картой получают и специальные номера телефонов GCAS и MCGS, по которым надо звонить при необходимости, причем для таких клиентов на линии обязан быть русскоговорящий оператор). Оператор сервисного центра свяжется с вашим банком, и банк заблокирует карту.
Если деньги за границей нужны срочно, практически все крупные банки имеют в пакете карточных опций такую услугу, как экстренная выдача наличных за рубежом. Но это удовольствие недешевое.
Ситуация пятая.
Банкомат "выплевывает" карту и не принимает ее к обслуживанию.
Так бывает, если ваша карта принадлежит той платежной системе, которую не обслуживает этот банкомат (например, локальная пенсионная карта какого-либо банка не обслуживается банкоматами других банков). Почитайте надписи на банкомате – там есть логотипы всех систем, которые он обслуживает. Если не найдете "своей", отправляйтесь к другому банкомату. Если с платежной системой все в порядке, а банкомат все равно не принимает карту, попробуйте в другом аппарате. Если же и другой банкомат не принял карту, она, скорее всего, повреждена, и банкомат ее "не видит". Тогда придется карту перевыпускать.
Кстати, магнитную полосу на пластиковой карте может повредить электромагнитное поле. Поэтому не рекомендуется держать карты вблизи источников излучения – автосигнализаций. мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и т.п.
Работе банкоматов могут помешать и сильные морозы – при температуре ниже 35С градусов функционирование банкомата может нарушиться.
Ситуация шестая.
Банкомат не выдал деньги или выдал меньше, при этом в чеке напечатана затребованная сумма
Такое случается, но редко. Порядок действий здесь следующий: сохраните выданный банкоматом чек, зафиксируйте все обстоятельства произошедшего (в том числе и купюры какого номинала были выданы, их номера) и постарайтесь найти свидетелей, которые могут подтвердить факт невыдачи вам всей суммы. Перепишите их координаты (Ф.И.О., номер телефона и желательно адрес), чтобы в процессе внутреннего расследования сотрудники банка могли их опросить. После этого сразу же звоните в свой банк-эмитент (а не в банк, обслуживающий банкомат, если вы снимали деньги в чужом банкомате) и сообщите о происшествии. Далее идите в ближайшее отделение сообщите о происшествии. Далее идите в ближайшее отделение банка и пишите заявление о факте выдачи вам неполной суммы запрошенных денежных средств и с просьбой вернуть недополученную сумму.
Заявление надо написать в двух экземплярах, один передается в банк, а второй остается у вас, причем проследите, чтобы на вашем экземпляре сотрудник банка сделал отметку о получении заявления. Если вы не имеете возможности отнести заявление в банк, нужно отправить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Далее банк должен будет провести внутреннее расследование (инициировать проведение расследования в банке, обслуживающем банкомат, если вы снимали средства в банкомате "чужого" банка), проверить банкомат на наличие излишков денежных средств, наличие сбоев в программном обеспечении, опросить очевидцев и т.д.
По итогам расследования (оно может занимать от 15 до 90 дней, в зависимости от банка и от ситуации) вам будет письменно сообщено о результатах проверки и принятом решении – согласии или отказе вернуть указанную вами в заявлении сумму.
Ситуация седьмая.
Вы не успели забрать деньги, и банкомат "втянул" их обратно.
Такое происходит, если вы замешкались и не взяли деньги в течение 30-60 секунд. Порядок действий в целом аналогичен описанному выше: сохранить чек, переписать свидетелей, обратиться в банк с заявлением. После проверки излишка в банкомате вам вернут деньги.
Ситуация восьмая.
За границей банкомат требует ввести шестизначный ПИН-код
В ряде стран это возможно. В таком случае просто дополните свой ПИН двумя нулями (то есть вместо, например, 1234 наберите 123400).