Ликбез
После расстрела полицейских в Днепре (напомним, 25 сентября с. г. нарушитель ПДД застрелил патрульного и ранил его коллегу, которая позже скончалась на операционном столе) министр внутренних дел Украины Арсен Аваков пообещал инициировать законодательное закрепление Верховной Радой презумпции правоты полицейского. Об этом он написал на своей страничке в Facebook вскоре после инцидента.
«Императив презумпции правоты полицейского должен стать социальной нормой! Сначала подчиняйся полицейскому, а потом обжалуй! И дело тут не в необходимых к принятию законодательных поправках, соответствующих опыту развитых мировых демократий. Дело в том, чтобы общество приняло это правило как необходимое для собственной безопасности, как свое!
Это ограничение гражданских свобод? Нет! Это правило безопасности через процедуру порядка, лишь на очень короткое время отсрочивающее права гражданина на апелляцию действий полицейского.
Это высокая ответственность и высокие права для полиции? Да! Но другого пути нет. Изменяющаяся, реформируемая полиция должна и будет получать и больше прав, и больше доверия общества. Другого пути построения эффективной правоохранительной системы нет. Нужно совершенствовать и полицейские силы, расширяя уровень их как компетентности, так и ответственности за обеспечение свобод каждого, расширяя априори уровень доверия. Уважение к правилам, законности и процедурам лишь расширяет гражданские свободы. Презумпция правоты полицейского должна работать, как это происходит в Германии, США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и многих других странах.
Презумпция правоты полицейского (сначала подчиняйся, а потом обжалуй) – один из инструментов построения системы коллективной внутренней безопасности. В пакете законодательных инициатив по обеспечению безопасности, готовящемся к внесению в парламент, МВД будет предлагать парламентариям имплементировать эту норму в законодательное поле», – объяснил свое видение А. Аваков.
В чем суть?
Эксперты и общественность сразу подхватили эту тему, и началось активное обсуждение. Конечно же, представители силовых структур выступали за такое предложение, общественность – против. Это логично. Но вопрос также состоял в том, какого рода законодательное закрепление необходимо. Это будет отдельный законопроект или отдельные предложения по внесению изменений в некоторые законодательные акты?
Ситуацию разъяснила глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе. По ее словам, так называемая «презумпция правоты полицейского» не будет отдельным законом – планируются уточнения к Кодексу об административных правонарушениях, Закону «О дорожном движении» и Закону «О Национальной полиции».
«Ни в коем случае никто не должен подумать, что с помощью расширения и уточнения прав полицейских мы стараемся нивелировать нормы Конституции о презумпции невиновности. Это будут изменения-уточнения в нескольких законах», – отметила она. В частности, изменения будут касаться запрета выхода водителя из автомобиля во время остановки полицейским транспортного средства, а также порядка предъявления водителями документов. «В Законе Украины «О дорожном движении» мы хотим уточнить норму, когда полицейский останавливает человека (транспортное средство) и предупреждает водителя, что нельзя оставлять салон, – отметила глава Нацполиции. – Когда полицейский говорит, что вы должны остаться в машине, вы должны остаться в салоне автотранспорта».
В то же время, по словамглавы Нацполиции, у руководства ведомства нет намерения запрещать видеосъемку работы полицейских. «Планируется уточнить порядок предъявления документов полицейскому. Сейчас у нас водитель предъявляет документы. Будем уточнять, что водитель должен передать документы», – сказала Х. Деканоидзе. А также сообщила о необходимости введения нормы об усилении ответственности за побег с места ДТП и изменения оснований для временного задержания транспортного средства.
Кроме этого, планируются изменения в порядке осмотра автомобиля – введение нормы, которая предоставляла бы полицейским разрешение на осмотр автомобиля (багажного отделения и салона). «Хотим уточнить степень и право полицейского на осмотр транспортного средства, его багажного отделения и салона, увеличить ответственность за побег с места ДТП. А также детализировать норму о проведении осмотра водителей на предмет алкогольного или наркотического опьянения без участия свидетелей», – конкретизировала чиновница. При этом, по ее словам, планируется усилить ответственность за оскорбление полицейского.
Глава Нацполиции уверена, что все это значительно ускорит работу сотрудников полиции во время фиксации правонарушений.
Мнения «за»
Как уже упоминалось, руководители силовых структур в основном выступают за введение презумпции правоты полицейского. Кроме министра внутренних дел и главы Нацполиции, эту инициативу поддерживает генеральный прокурор Украины.
«Я поддерживаю позицию министра внутренних дел пересмотреть закон и дать больше возможностей полицейским защищать свою жизнь, – отметил Юрий Луценко во время брифинга в Днепре после случившихся событий. – Уверен, что требование полицейского, как и во всех развитых странах, должно быть обязательным. Оно не должно дублироваться затем предупреждением, еще одним предупреждением и т. п. Полицейский имеет право действовать решительно, и его требование является окончательным».
Поддерживают такую инициативу и множество народных депутатов Украины. Однако, по мнению представителей законодательной власти, прежде, чем делать вывод, хорошо это или плохо, необходимо непосредственно видеть документы и прописанные изменения.
Митинг и реакция общественности
Общественность, в отличие от представителей власти, в большинстве своем против введения презумпции правоты. Ярким тому подтверждением стал митинг, который прошел 6 октября возле Министерства внутренних дел. Нашим журналистам удалось попасть в эпицентр событий и пообщаться с митингующими.
Сразу отметим, что активисты держали в руках флаги политсил, однако на вопрос «Кто вы и что представляете?» отвечали, что они граждане Украины, которые представляют интересы всего украинского народа. Главным требованием протестующих была отмена презумпции правоты полицейского и отставка главы Нацполиции Х. Деканоидзе.
«Мы митингуем против создания «ментовской» страны. То, что сейчас происходит – беспредел, которого нельзя допустить. Мы против презумпции правоты полицейского – это вседозволенность, которая может породить анархию в стране. Мы за отставку Хатии Деканоидзе, которая провалила реформы. То, что сейчас происходит в стране, ужасно. Такого не было даже при Януковиче», – отметили активисты.
Мнение экспертов
Многие специалисты в области права отмечают, что презумпция правоты полицейского уже давно существует в украинском законодательстве. Ведь в нем четко прописано, что граждане обязуются повиноваться законным требованиям работников полиции. Если же гражданин отказывается повиноваться, работник полиции вправе применить к нему силу, необходимую и достаточную для пресечения правонарушения в каждом конкретном случае (ч. 5 ст. 29 Закона Украины «О Национальной полиции»). Кроме того, существует административная ответственность за злостное неповиновение законному требованию или распоряжению работника милиции (ст. 185 КоАП).
По словам экспертов, презумпция правоты состоит в том, что в силу одного лишь статуса и самого факта службы в правоохранительных органах государства полицейского наделяют рядом эксклюзивных полномочий, прежде всего на применение методов принуждения, которых нет у обычного гражданина. Ведь полицейскому доверяют оружие, а также устанавливают ряд льгот, призванных обеспечить исполнение им своих обязанностей на должном уровне.
Специалисты утверждают, что презумпция правоты должна опровергаться судом лишь применительно к конкретному полицейскому, в добропорядочности поведения которого возникли сомнения.
Собственно, в точках зрения и противников, и сторонников идеи введения презумпции правоты полицейского есть доля правды. Каждый имеет свои доводы. Можно лишь напомнить, что внедряя какие-то инициативы, представители власти должны проанализировать все риски, чтобы потом не было негативных последствий непосредственно для людей.
Комментарий
Борислав Береза, народный депутат Украины
– Насколько я понимаю, сейчас в зале голосов за это нет. Думаю, нужно прописывать не презумпцию правоты полицейского, а правила поведения гражданина при обращении к нему полицейского. Допустим, если его остановили – он не выходит, руки на руле и т. п. Это все нужно прописать. Так будет лучше и полицейским, и гражданам Украины.
Игорь Луценко, народный депутат Украины
– Я оцениваю подобные заявления руководства МВД как невежество. Люди просто не понимают, о чем идет речь. У нас в законодательстве до сих пор существует презумпция правоты полицейского, и она уравновешенна ст. 41 УК, которой запрещено исполнять незаконные распоряжения. Т. е. я имею право не исполнять все, что незаконно. Это и есть паритет. Если этот паритет будут сейчас нарушать, надо смотреть, какие именно нарушения будут поданы МВД в виде законопроектов. Пока нечего комментировать, кроме заявлений А. Авакова. Подзаконным актом подобные вопросы не регулируются. Любые ущемления прав человека должны быть предметом законодательного регулирования.
Егор Соболев, народный депутат Украины
– Не понимаю, в чем проблема, которую хотят урегулировать. Права полицейского и его обязательства выписаны в законе, который мы приняли. Выписаны достаточно хорошо. Я не слышал от патрульных полицейских никаких жалоб на этот закон.
То, что убийца, который год пребывал в розыске, все это время находился у мамы и не очень-то и прятался, а потом напал на полицейских и убил их, должно стать основой для ответа на ряд важных вопросов. Как сделать так, чтобы люди, которых объявляют в розыск, не могли год прятаться у мам? Как повысить подготовку полицейских? Как уменьшить уровень преступности? Но никак не поводом предоставлять еще больше прав людям в форме. На мой взгляд, у полицейских достаточно прав. Если им чего-то не хватает, должна быть конструктивная дискуссия. А делать такие заявления о правоте и презумпции – это манипулировать законом.
Леонид Емец, народный депутат Украины
– Речь не идет об отдельном законе, который создаст юридический факт презумпции правоты полицейского. Никоим образом речь не идет о том, что это станет частью украинского законодательства на этом этапе. Но нужно начать эту тему обсуждать в обществе. Общество должно для себя определить, что важно дать возможность полицейскому исполнять свои обязанности, поддерживать его право защищать свои честь и здоровье, и придерживаться норм, которые прописаны в законодательстве относительно невозможности сопротивления и оскорбления полицейского. Это не означает, что будут внедрены отдельные нормы, которые могут быть использованы для произвола полицейских. К примеру, при задержании нарушителя или преступника на месте преступления полицейский должен иметь больше моральных прав, чтобы защитить свою жизнь и здоровье.
Игорь Алексеев, народный депутат Украины
– В принципе, я поддерживаю идеи руководства МВД относительно презумпции правоты полицейского и считаю, что они рациональные. Такие инициативы никоим образом не ослабляют защиту прав граждан. С другой стороны, мы должны понимать, что должна быть четкая коммуникация между гражданами с одной стороны и действиями работников полиции с другой. Мы видим, что в реальности часто случается, что граждане, к примеру, отказываются предъявлять документы по требованию работника полиции. Такого быть не должно.
Взгляд изнутри
Мнение руководства полиции – это, конечно, хорошо, однако важно учитывать, для кого это все делается, а это – рядовой полицейский. Ведь кому, как не обычному работнику полиции, в ходе исполнения своих служебных обязанностей воплощать в жизнь данную презумпцию. Поэтому было логично поинтересоваться непосредственно у представителей Нацполиции их мнением по данному поводу. И сегодня мы просто передадим диалоги с полицейскими, которые настояли на том, чтобы оставаться «инкогнито».
– Мы за введение презумпции правоты полицейского, потому что то законодательство, которое на данный момент регулирует этот вопрос, по сути, не исполняется, – полицейский.
– Почему не исполняется, ведь, к примеру, КоАП четко определяет, что злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника полиции при исполнении им служебных обязанностей (ст. 185) или оскорбление, мелкое хулиганство (ст. 173) влечет ответственность?
– Это да, но на практике привлечь человека, по сути, невозможно. Если раньше, еще до начала реформы, эти нормы применялись, то за последние пару лет – фактически нет.
– В чем проблема? Почему нельзя применить эти нормы?
– Потому что законодательство «гнилое». Речь идет не только о старых законах, но и о новом Законе о Нацполиции, ведь он далеко не совершенный. Он нас не защищает. Тем более, есть лица, которых невозможно привлечь к ответственности. Закон есть, однако он не действует.
Сейчас полицейский незащищен. Ему плюют в лицо те же народные депутаты вместе с митингующими, и мы ничего не можем сделать.
– Почему ничего не можете сделать?
– Это нужно спросить у народных депутатов. У них есть так называемая депутатская неприкосновенность.
– Это относительно депутатов. Но мы говорим о рядовых гражданах и ситуациях. Ведь если вас оскорбляют, вы же имеете право задержать человека и составить протокол об админправонарушении?
– По закону да – это ст. 173 и 185 КоАП. Но смотрите, что происходит на практике. Когда составляешь протокол об административном правонарушении, его необходимо направить в суд и доставить туда нарушителя. А он в суд просто не является, потом его необходимо искать, а это все забирает много времени. Ведь у нас сейчас и так людей мало, мы не успеваем свою работу делать, не то что заниматься такими вопросами. Правило такое: если ты задержал человека, значит, сам его и ищи, если он не явился. А сколько случаев, что нарушители скрываются после того, как на них составили материалы? Вы просто возьмите статистику и посмотрите, применяются ли эти статьи.
– Существует ли до сих пор «палочная» система работы на показатели? От вас требуют? И вообще, реформа улучшила что-то?
– Вы знаете, эта реформа полиции, честно говоря – просто ужас. И так думают почти все старые работники полиции. Работать стало намного хуже. Эта аттестация никому не нужна, ведь мы знаем, как она проводится. А относительно так называемых патрульных, которых набрали, вообще нет слов. Люди не понимают, что они делают и куда пришли. Невозможно за три месяца обучить на полицейского. В реальности людей не хватает, особенно следователей и участковых. Заявлений о преступлениях масса. Люди просто не успевают все должным образом рассматривать. Нагрузка большая. Да еще эта переаттестация. Очень часто уходят профессионалы – даже те, кто не прошел аттестацию, а потом восстановился. Люди просто не хотят в таких условиях работать. Да и материально-техническое обеспечение, по сути, не улучшилось – мы как шили форму за свой счет, так и продолжаем это делать. Вот вам и реформа.
- Информация о материале
1 января 2017 г. в Украине должен был истечь срок действия моратория на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Парламент неоднократно продлевал его после введения в 2002 г. За аналогичное решение 6 октября с. г. проголосовали 297 народных депутатов, продлив мораторий до 2018 г.
Приверженцы давно действующего моратория обеспокоены тем, что с его снятием в стране будет легализована купля-продажа 42 млн га земель сельскохозяйственного назначения, которые являются основой продовольственной безопасности государства и национального богатства.
Год или пять?
Народные депутаты фактически поддержали законопроект №5123-1, зарегистрированный в парламенте в день голосования (6 октября 2016 г.) и внесенный как альтернативный. Он предусматривает продление моратория всего на год.
В то же время, изначально в ВР был зарегистрирован другой проект – №5123 от 15 сентября 2016 г. «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно защиты национальных интересов и продовольственной безопасности государства путем продления моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения и предотвращения их скрытой продажи по договорам эмфитевзиса». Им предусматривалось продление моратория на 5 лет, а в пояснительной записке было указано, что в Украине до сих пор не сформированы никакие правовые, организационные или экономические предпосылки для обращения земель. Однако депутаты сочли такую идею неуместной.
Почему не продать то, что есть?
Противники свободной продажи основного ресурса Украины отмечают, что, помимо прочих проблем, на сегодняшний день не сформирована база Государственного земельного кадастра, которая могла бы обеспечить документальную определенность и четкость границ значительного количества земельных участков. Не проведена и инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, законодательно не урегулирован вопрос передачи органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями государственной собственности, не разработана новая методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения по областям с учетом разных природно-климатических условий.
Эксперты утверждают, что в Украине цена гектара земли сельскохозяйственного назначения в несколько раз ниже, чем на аналогичные участки в странах ЕС с развитым аграрным сектором. «В Украине 1 га сельскохозяйственных угодий оценивается в среднем в $700, тогда как, например, в Польше средняя стоимость гектара составляет $7,5–8 тыс., в Испании – $14–15 тыс.», – сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, все знают, что в условиях экономического кризиса в государстве стоимость земельных участков продолжает снижаться, что углубляет обнищание их владельцев и повышает их готовность к продаже принадлежащей им земли по заниженной цене.
Министерство против
Однако противники моратория приводят свои аргументы. Активную позицию в этом вопросе заняли чиновники Минагрополитики. Так, министр аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Кутовой выступает за введение права продажи и аренды земли. Его ведомство уже разработало свой законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Как сообщалось во время заседания парламента со ссылкой на Меморандум о сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом по программе расширенного финансирования, Кабинет министров Украины ожидает принятия законопроекта «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» до конца декабря 2016 г. «Например, позиция, о которой я уже довольно долго говорю – это право продажи прав аренды и залога прав аренды в банке, что создает возможность для владельцев земли удерживать эту землю, не продавать ее и одновременно получать неплохие стартовые средства, иметь паевые платежи, поскольку многие семьи и крестьяне на них сегодня живут, а также передавать землю в наследство», – пояснил Т. Кутовой.
В свою очередь, премьер-министр Украины Владимир Гройсман в одном из своих недавних выступлений отметил, что рынок земель будет внедрен в Украине после широкого обсуждения его модели.
- Информация о материале
Сегодня многие украинцы в связи с высокими тарифами на коммунальные услуги вынуждены просить у государства дотации в виде субсидий. Помощь государства могут получить большинство украинских семей, если их коммунальные расходы превышают в среднем 15% ежемесячного совокупного дохода.
В редакцию «Судебно-юридической газеты» приходят письма обеспокоенных читателей с просьбой разъяснить некоторые нюансы начисления субсидий. «Я подала необходимые документы еще летом. Мне сообщили письмом, что рассмотрели мое заявление и назначили субсидию, однако никаких данных об этом в платежных квитанциях до сих пор нет. Внятного ответа пока ни от кого не могу получить», – пишет пенсионерка из Киева. На этот вопрос отвечают юристы нашего издания.
Будут ли субсидии?
Субсидии на отопительный период будут назначаться в октябре. Если семья подала документы на оформление субсидии в неотапливаемый период, и субсидия была назначена, но не была принята в расчет, значит, согласно доходам семьи положена она только в отопительный период. Это означает, что оснований для волнения не должно быть. Расчет размера субсидий на отопительный период 2016–2017 гг. будет проводиться после начала отопительного сезона.
Жилищная субсидия является безвозвратной помощью правительства украинским семьям в оплате коммунальных услуг и назначается на 12 месяцев, а расчет ее производится отдельно на неотапливаемый период и отдельно на отопительный. Возвращать ее не нужно даже в случае продажи квартиры, на которую была оформлена жилищная субсидия. Сейчас органы социальной защиты населения проводят расчеты на отопительный период.
Обращаем внимание, что органы социальной защиты населения проводят расчеты на основе новых тарифов, а также информации от поставщиков услуг – тепло-, газо- и электроснабжающих организаций. Информация о размере субсидии будет отражена в ноябрьских платежках за оплату коммунальных услуг.
В свою очередь, в Минсоцполитики напоминают: на отопительный период 2016–2017 гг. жилищные субсидии будут выдаваться на основе тех критериев, которые действуют сегодня, т. е. без учета наличия депозитов и доходов от их размещения в банках, без каких-либо ограничений относительно наличия имущества. Субсидия рассчитывается, исходя из дохода зарегистрированных в квартире или доме лиц, и оформляется на кого-либо из членов семьи. При этом наличие задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги не влияет на определение права и назначение субсидии.
Информация к размышлению
По результатам прошлого отопительного периода (2015–2016 гг.) на счетах поставщиков коммунальных услуг образовалась сумма неиспользованных субсидий в размере более 10 млрд грн. Поэтому еще в апреле с. г. Кабинетом министров Украины было принято решение вернуть эти средства в Государственный бюджет. Ведь если газ, тепло или электроэнергия не использованы потребителями в рамках социального норматива по итогам отопительного периода, государство не может оставлять на счетах у монополистов средства в полном объеме. Напомним, что получателям субсидий оставили в рамках социального норматива 100 кубов газа или 150 киловатт электроэнергии (в зависимости от газового или электрического отопления).
Однако отметим, что не стоит верить распространенным в обществе мифам о том, что субсидию перестанут давать, если не использовать в полном объеме газ, воду и электроэнергию, на оплату которых она предоставлена. В Минсоцполитики отмечают, что «выжигать» газ до уровня назначенной субсидии глупо, т. к. в результате экономии в теплые месяцы семья имеет возможность меньше платить в более холодные периоды. Мало того, за счет сэкономленных средств можно платить обязательный платеж.
Согласно порядку назначения и предоставления субсидий населению, безвозвратная помощь на оплату «коммуналки» назначается в пределах социальных норм площади жилья и нормативов использования жилищно-коммунальных услуг. Ее размер не зависит от фактического потребления, а вот сэкономленная сумма жилищной субсидии может быть оформлена в счет будущих платежей, в т. ч. обязательной платы за коммунальные услуги.
Юристы напоминают
Для получения государственной помощи в уплате жилищно-коммунальных услуг необходимо заполнить только заявление и декларацию о доходах. Никаких других документов не требуется. Если в составе семьи произошли изменения – увеличилось или уменьшилось количество зарегистрированных в жилом помещении людей, об этом следует сообщить в органы социальной защиты для перерасчета размера субсидии.
- Информация о материале
Уже в ноябре украинцам придут платежки на оплату отопления. При этом каждый помнит, что тариф на тепло подняли в несколько раз. Кроме того, в этом году подорожали свет, газ, горячая и холодная вода. По прогнозам Кабинета министров, к отопительному сезону каждая третья семья в Украине оформит субсидии. Но некоторых граждан все-таки могут оставить без компенсации.
Крупная покупка – не повод для отказа
По словам министра социальной политики Андрея Ревы, главная причина, по которой могут отказать в субсидии – одноразовое приобретение определенного товара на сумму от 50 тыс. грн. И то не всегда. Вопрос обещают рассматривать индивидуально. Если обстоятельства складываются таким образом, что семье, скажем, пришлось продать большую квартиру и купить меньшую, а разницу потратить на лечение одного из членов семьи, комиссия, которая рассматривает такие случаи, может назначить субсидию.
Нужно учесть и такой немаловажный момент, что тем, кто оформил субсидию в 2015–2016 гг., проходить эту процедуру снова не нужно – в 2016-2017 гг. субсидии им назначаются автоматически. А это означает, что о таких подробностях, как крупные покупки, чиновники знать не будут. Поэтому необходимо подать соответствующую информацию и документы вовремя, чтобы факт крупной покупки был оправдан.
На какую сумму рассчитывать?
Есть и иные нюансы при расчете заветной компенсации от государства. Например, семья, которая оформила субсидию, платит за коммуналку не больше 15% от своего общего дохода. Однако при этом учитывается количество человек, проживающих в квартире. Например, семья из трех человек с совокупным доходом 15 тыс. грн должна будет платить за коммунальные услуги не больше 4020 грн. В то же время, если субсидию оформляет одинокий человек с доходом 5 тыс. грн, субсидия ему не положена до тех пор, пока счета за коммуналку находятся в пределах 3659 грн.
Долг – субсидии не преграда
Отметим, что согласно действующему законодательству Украины, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не является основанием для отказа в назначении субсидии. Однако следует помнить, что после назначения коммунальной субсидии оплата обязательной доли платежа должна осуществляться своевременно. В противном случае предоставление субсидии будет прекращено.
Квартиру в аренду – субсидии не ждите
К слову, сегодня не составит труда найти десятки объявлений об аренде квартир с хорошим ремонтом и оформленной субсидией. В Министерстве экономики комментируют этот факт так: если семья сдает квартиру, оформить субсидию она может только на то жилье, в котором живет. Более того, при оформлении субсидии будет учитываться и доход от сдачи в аренду жилья. Как предполагают чиновники, вероятнее всего, те, кто сдают квартиры «с субсидиями», скрывают дополнительные доходы от аренды.
Отказ в субсидии можно обжаловать
Юристы напоминают, что обжаловать действия или бездеятельность местного органа социальной защиты можно, обратившись в орган власти, которому он подчиняется. В частности, это может быть руководство районной госадминистрации или исполнительного комитета городского совета. Также можно обратиться в областное управление или департамент социальной защиты населения облгосадминистрации. Кроме того, всегда существует возможность защитить свои права в судебном порядке.
Нюансы при получении субсидий
Зарегистрированы, но не живут
Часто бывает так, что в квартире или доме, где проживают родители, зарегистрированы дети, которые фактически там не проживают уже много лет. Как быть в такой ситуации?
В Минсоцполитики уверяют, что доход родственников, не проживающих в квартире потребителя, желающего получить субсидию, к расчету никакого отношения не имеет. В таком случае, по словам главы ведомства Андрея Ревы, владелец квартиры при оформлении субсидии в декларации о доходах в разделе «состав семьи» должен указать родственников, которые зарегистрированы, но не живут с ним. В частности, нужно написать: «зарегистрированы, но не проживают».
Вместе с декларацией необходимо подать заявление с просьбой рассмотреть на комиссии вопрос о начислении субсидий на фактическое количество людей, проживающих в квартире, а также предоставить документ, подтверждающий факт непроживания соответствующего лица по этому адресу. В качестве документального подтверждения отсутствия человека по месту регистрации можно использовать справку, удостоверяющую пребывание лица в другом месте в связи с работой, длительной командировкой, учебой, лечением или отбыванием наказания. Также можно использовать справку об оплате коммунальных услуг по другому адресу.
На основании этого заявления инспектор управления социальной защиты приходит домой к заявителю проверить такие факты на достоверность. По результатам проверки сотрудник составляет акт, и если указанные заявителем факты подтвердятся, субсидия может быть назначена из расчета не на зарегистрированных, а на фактически проживающих лиц.
Проживают без доходов
Также часто возникают вопросы относительно неработающих членов семьи. Закон и практика в данном случае сошлись на том, что если в семье есть неработающий человек, который по возрасту и состоянию здоровья может работать, при расчете субсидии будут считать, что он зарабатывает 2,9 тыс. грн – из расчета двух минимальных зарплат на текущий период.
- Информация о материале
За останній десяток років невеликий райцентр Долина Івано-Франківської області досяг значних результатів у підвищенні рівня енергоефективності.
Місто утеплило і замінило вікна у половині будівель бюджетної сфери, перевело 60% генеруючих потужностей з використання газу на місцеві відходи деревини.
Три з п'яти дитячих садків забезпечуються теплом від альтернативних джерел енергії, а гарячим водопостачанням — від сонця.
Також реалізовано 95% запланованих містом заходів з термічної модернізації та заміщення газу у медичній сфері.
У місті живе 20 тис мешканців, тут всього кілька центральних вулиць. Проте більшість будинків охайно пофарбовані, а на дахах подекуди виблискують панелі сонячних колекторів. Така картина більше асоціюється з німецькими, датськими чи американськими містами. Однак це Україна — місто Долина.
Це перше і наразі єдине місто в країні, яке отримало сертифікат системи енергоефективного менеджменту європейського зразка.
Свого часу місто було змушене повністю відмовитися від централізованого опалення та перейти на автономне. Проте на цьому робота на зупинилася. Почалося створення системи енергетичного менеджменту, було утеплено та замінено вікна у бюджетних установах та третині житлових будинків.
Населення сплатило лише 20% вартості заходів з термічної модернізації житлових будинків. Це стало можливим завдяки вмінню місцевої влади працювати з громадою, міжнародними інвесторами та європейськими донорами. Не менш важливу роль зіграла здатність громади домовлятися.
Можливо, Долина ще не досягла рівня енергоефективності провідних європейських міст, проте точно ближче до найкращих іноземних практик, ніж більшість інших українських міст. ЕП вирішила детальніше розглянути шлях міста від пострадянської енергосистеми до раціонального енергетичного менеджменту.
Крок 1. Команда
Очевидно, що для досягнення таких результатів необхідно створити команду, яка спочатку розробить план, втілить його, а за результатами — звітуватиме про його виконання не тільки місцевим органам влади, а й інвесторам та донорам. До слова, вимоги останніх до звітності дуже високі.
«Реалістичність впровадження, максимальний ефект енергозбереження та головне — максимальна мобілізація громади. Це основні вимоги Єврокомісії до грантових проектів», — каже міський голова Долини Володимир Гаразд.
Вимоги справді високі, але, як показав досвід, не так важко розробити проект, як знайти фахівців, які втілять заплановане в життя. Саме тому до написання програми долучилася не лише міська влада, а й громадські організації.
Команда повинна складатися не лише з кваліфікованих, а й креативних людей, здатних знайти неординарні рішення. «До нової команди увійшли вчорашні студенти, молоді фахівці. Середній вік долинянського держслужбовця в апараті міськради — 34 роки. Я тут найстарший, мені 53», — зізнається міський голова.
Показник для України справді неймовірний. Для порівняння: середній вік депутата Верховної Ради — 45 років, депутата Київради — 40 років. Як показали дослідження VoxUkraine, депутати старшого віку голосують гірше, а найбільш «реформаторський» вік — 28-34 роки.
Заступник міського голови Володимир Смолій почав працювати на посаді енергетичного менеджера Долини наприкінці 2008 року у 22-річному віці. Саме тоді почалися активні перемовини з донорами.
«Ніхто не знав як писати проекти для отримання гранту. Проте був хороший рівень мотивації та освіти. Мотивації — не у фінансовому сенсі. Зарплата спеціаліста міськради становила 3 тис грн, нині — 4-4,5 тис грн. Робота в мене така, що іноді без вихідних, однак з таким багажем можна піти далі», — розповідає Володимир.
Професійні кадри у містечку знайти було важко, досвід здобувався в процесі роботи і на курсах підвищення кваліфікації. Найчастіше долиняни їдуть у Львів та Івано-Франківськ, бувають закордонні відрядження. Теперішній енергоменеджер міста Наталя Головата перебуває у США за програмою обміну досвідом.
Крок 2. У пошуку фінансування
Комплексна енергетична модернізація вимагає значних капіталовкладень, тому без сторонньої фінансової допомоги Долина не обійшлася. Перший грант місто отримало у 2008 році в рамках спільного проекту програми розвитку ООН та ЄС. На нього місто утеплило одну багатоповерхівку, яка була обрана за конкурсом.
Долина і далі працює за цією схемою: грант — конкурс — будівельні роботи. Усі заходи проводяться на засадах спільного фінансування, але частка громадян незначна. У разі утеплення одноразовий внесок становить 4-6 тис грн.
У 2011 році місто взяло кредит у Північної екологічної фінансової корпорації — NEFKO. Вона надає фінансову підтримку екологічно важливим проектам у країнах Центральної та Східної Європи, але має жорсткі вимоги до відбору проектів.
«Долина була обрана, бо подала цікаву заявку, що відповідала критеріям програми. Крім того, позитивним моментом було приєднання міста до проекту ЄС «Угода мерів» та участь в асоціації енергоефективних міст України», — розповіла інвестиційний радник NEFKO в Україні Юлія Шевчук.
У 2012 році Долина отримала 115 тис євро грантової допомоги від ЄС. Ці кошти були вкладені в енергетичну модернізацію музею та школи.
Найбільшу суму Долина залучила у 2015 році — 772,6 тис євро в рамках проекту ЄС «Сталі урбаністичні демонстраційні проекти — SUDeP». Міста-переможці конкурсу отримують кошти на енергетичну модернізацію лише тоді, коли беруть зобов'язання консультувати усіх, хто захоче дізнатися більше про їхній досвід.
Фінансування заходів з енергетичної модернізації в Долині, 2008-2018 роки, млн грн
| Кредитні ресурси | 1,6 |
| Регіональні та державний бюджети | 3,4 |
| Приватні інвестиції | 5,0 |
| Місцевий бюджет | 5,0 |
| Міжнародна технічна допомога | 35,0 |
До слова, протягом цього часу місто не просто брало кредити і хаотично проводило певні заходи, а поступово втілювало довгострокову програму.
Ще у 2008 році Долина стала членом Асоціації енергоефективних міст України. У 2009 році вона приєдналася до Угоди мерів. Так називається ініціатива європейських міст, які беруть на себе добровільні зобов'язання підвищити власну енергоефективність і використовувати відновлювані джерела енергії.
Учасники угоди повинні розробити довгострокові «Плани енергетичного розвитку» до 2020 року. Долиняни завершили роботу над своїм планом вже у 2011 році. Він, зокрема, передбачає зменшення викидів вуглекислого газу на 20%.
Чому ці угоди та програми так важливі? Вони засвідчили, що місто працює на перспективу. Це стало сигналом для інвесторів та міжнародних партнерів.
Чимало українських міст недооцінюють можливості міжнародної співпраці та залучення фінансування, в тому числі донорського. А через відсутність у них будь-яких документів, які б визначали стратегію енергетичного розвитку міст, залучення фінансування стає для них справжньою проблемою.
Крок 3. Мобілізація громади
Схилити на свій бік громадян — найважче завдання. Особливо коли йдеться про спільну власність, зокрема, про багатоквартирні будинки. Для утеплення будинку, де не створене ОСББ, необхідна згода двох третин мешканців.
За даними соціологічних досліджень, проведених восени 2015 року на замовлення міськради Долини, 46% городян не знали, скільки коштів вони готові витратити на утеплення, а 26% виявилися неготовими вкласти більше 3 тис грн. Для порівняння: ринкова ціна утеплення однокімнатної кутової квартири становить 22 тис грн.
Як зазначає міський голова Долини, у такому випадку варто апелювати до здорового глузду. Врешті-решт, 89% респондентів сказали, що не раз задумувалися про зменшення своїх витрат на опалення та електроенергію.
Зростання тарифів, холод у квартирі, охайний вигляд будинку після проведення робіт, можливість зекономити в майбутньому та утеплитися за 20% вартості здатні переконати 86% жителів у тому, що варто спробувати. Хоча ці опитування проводилися в Долині, результати по країні навряд чи будуть сильно відрізнятися.
«Спочатку ми дуже хвилювалися, чи зможемо заохотити громадян, адже в населення відсутній інстинкт власника. Люди піклуються лише про власну квартиру і не сприймають стіни, підвал чи горище як свою власність. Однак логіка і здоровий глузд підказали їм, що наша пропозиція вигідна», — пояснює Гаразд.
Для цього місцева влада підключила всі можливі ресурси: на вулицях роздавали листівки, під під'їздами багатоповерхівок вечорами організовували збори мешканців, тематичні матеріали з'являлися у місцевих газетах та у радіо.
Ще більшу роль у поширенні інформації зіграло спілкування жителів. Після першої хвилі утеплення мешканці сусідніх будинків почали цікавитися програмою. «Місто невелике. Всі ходили одне до одного в гості, обговорювали і приміряли до себе», — пояснює директор КП «Управління комунального майна» Петро Корбут.
Долиняни виявилися доволі підприємливими. Був випадок, коли мешканці ОСББ на ті 20% суми, яку повинні були виплатити за програмою SUDeP, взяли «теплий кредит». З державного бюджету їм було компенсовано трохи менше половини. Таким чином, утеплилися вони і за рахунок ЄС, і за рахунок платників податків.
Учасники програми почали відчувати колективну відповідальність. «Коли люди дають гроші, то прагнуть контролювати їх використання, починають залучатися організаційно і спостерігати за процесом», — пояснює міський голова.
Переважна більшість учасників залишалася задоволеною.
Голова ОСББ «Наша фортеця на Облісках» розповідає: «Після утеплення вирішили залатати дах. Вмовляла довго й нудно. 60 квартир — немало, і у всіх проблеми. Нас підтримала міськрада. Тепер інші голови ОСББ просять поділитися досвідом. Ми задоволені, раніше за газ платили на третину більше, тому всім радимо».
Без ускладнень все ж не обійшлося. Для участі у проекті ОСББ повинні були повністю сплатити борги за житлово-комунальні послуги. «Це ознака дисциплінованості, запорука того, що мешканці зможуть вчасно зібрати свою частку у спільному фінансуванні заходів», — розповів Корбут.
Однак багатоповерхівка — це численні маленькі демократії, де кожен має свій голос і може висловитися проти. До того ж, в Україні поширене «фрірайдерство» (від англ. free — безкоштовний, ride — їздити). Простіше кажучи, коли в колективі одні люди хочуть скористатися роботою інших, не зробивши свого внеску.
Іноді мешканці категорично відмовлялися платити за рахунками. Тоді або колективу доводилося розділити цю суму між собою, або з'являлася окрема зацікавлена особа, готова виплатити чужі борги.
У Долині, наприклад, підприємець Ярослав Носович, який має аптеку у приміщеннях першого поверху багатоповерхівки, виплатив заборговані рахунки кількох квартир. Цікаво, що у подібних випадках рано чи пізно боржники повертали гроші — чи то через докори сумління, чи то через тиск суспільної моралі.
До слова, у європейських країнах проблема вирішується інакше.
«В ЄС через таку поведінку люди в судовому порядку позбавляються права мешкання. Інших шляхів нема. Законне рішення ОСББ прийняте? Виконуємо. Ні? До суду! Просто в Україні ще треба попрацювати над законодавством», — пояснює директор Центру досліджень енергетики Олександр Харченко.
Отже, Долина провела модернізацію і на досягнутому не спинилася. Місто запровадило систему енергетичного менеджменту, бо ніщо не забезпечить економію енергетичних ресурсів у випадку їх нераціонального використання.
Система функціонує на базі вітчизняного онлайн-продукту «Енергоплан» і щодобово моніторить енергоспоживання в закладах бюджетної сфери.
У кожній бюджетній установі щодня о восьмій ранку завгосп обходить лічильники і знімає показники. До дев'ятої години він зобов'язаний внести їх у спеціальну базу даних, після чого, до десятої, їх перевірить енергетичний менеджер міста.
Програма не тільки створює базу даних, а й порівнює показники за аналогічні періоди минулих років. Так можна відстежувати, зросло чи впало споживання.
Долина також запровадила кілька ініціатив з управління ресурсами. Наприклад, оптимізувала маршрути громадського транспорту, велосипедні маршрути, встановила GPS-маячки на спеціальний транспорт, який вивозить сміття, щоб відстежувати його пересування і витрати пального.
Такі ініціативи працюють по всій Європі, але в Україні їх намагаються частково втілити лише близько півсотні міст, найперше — Долина. За це вона отримала сертифікат системи енергоефективного менеджменту європейського зразка.
За формою це лише папірець, який висітиме у рамочці в кабінеті міського голови. Проте він дає чіткий сигнал потенційним інвесторам, що місто є надійним партнером, і вкладені кошти будуть використані за призначенням.
Долина доводить, що успіх проекту залежить не лише від політичної волі керівництва країни, а й від готовності громадян до змін. Питання лише в тому, чи досвід долинян зможуть перейняти інші громади України.
- Информация о материале
Компьютерные войны набирают обороты. Из года в год в мире растет не только количество Ddos-атак, но и их средняя мощность. Во втором квартале 2016 года был отмечен рост по этим показателям более чем на 80%, по сравнению с первым кварталом, а наиболее мощные атаки подбираются к величине 1Тбит/сек.
В Украине количество атак также непрерывно наращивается, но есть своя специфика. Кроме «коммерческих» атак, отмечается достаточно большое количество атак на сайты государственных организаций и предприятий, волонтерских сообществ, которые осуществляются российскими хакерами.
UBR.ua решил выяснить, кто может подвергнуться хакерской атаке в первую очередь, сколько стоит «положить» сайт конкурента и как защититься от киберпреступников.
Хакерское наступление
Как рассказал UBR.ua замдиректора департамента облачных и ИКТ-сервисов «Датагруп» Алексей Музыченко, Ddos-атаки участились, по сравнению с предыдущим годом, в среднем на 25-30%. Их характер меняется, они становятся более комплексными (ведется несколько атак одновременно), а нападающие быстро меняют типы атаки, если видят, что она теряет эффективность.
Все чаще хакеры используют сразу несколько методов, генерируя потоки паразитного трафика одновременно при помощи ботнетов (сеть зараженных устройств) и выделенных серверов.
«Самые впечатляющие атаки в этом году — 360 Mpps и 275 Гбит/сек — на 20,9% сильнее, чем в прошлом квартале, на 25% — чем за аналогичный период 2015 года», — отметил в беседе с UBR.ua исполнительный директор DDoS-GUARD Дмитрий Сабитов.
Выросшие мощности хакерской «артиллерии» эксперты связывают с несколькими факторами:
Снижение цен на выделенные серверы
Широкое распространение IoT-устройств и гаджетов на “хрупкой” Android
Низкий уровень осведомленности пользователей о способах защиты
Цели взлома сайта зависят от информации на нем. Основные — кража учетных и персональных данных зарегистрированных пользователей, финансовых данных, модификация информации (особенно актуально для новостных сайтов).
«Очень часто сайты взламывают для заражения посетителей и построения ботнета, который в дальнейшем может использоваться преступниками, в том числе, для совершения атак на другие объекты», — заметил в беседе с UBR.ua начальник Лаборатория компьютерной криминалистики Сергей Прокопенко.
Сколько стоит «положить» сайт
Часто злоумышленники выставляют себе как «хактивистов» — борцов с политическим режимом или какими-то социальными явлениями, например, пиратством в интернете (как группировка Cod3e, атаковавшая Rutracker).
Но чаще всего причины тривиальны — заблокированный сайт теряет прибыль и репутацию, поэтому Ddos-атака — это отличный инструмент нечистоплотной конкуренции. Кроме того, Ddos может быть отвлекающим маневром для хакерского взлома и кражи конфиденциальной информации.
«Не имеет значение на кого оформлен сайт, важен лишь денежный поток, который этот сайт генерирует. Затраты на хакерскую атаку должна сполна окупить выгода от блокировки, скажем, сайта конкурента. Его сайт не работает — клиенты идут к вам», — отметил в разговоре с UBR.ua директор компании «Украинский хостинг» Михаил Таразевич.
Итак, цели, которые преследуют организаторы Ddos-атак, в большинстве случаев такие:
Нечестная конкурентная борьба
Политические мотивы
Вандализм
Шантаж
Жертвой заказа на Ddos может стать кто угодно — от сети пиццерий и сайта ЕГЭ до банков и госпредприятий.
«Согласно нашей аналитике, в зону риска входят в первую очередь серверы онлайн-игр, веб-ресурсы органов государственной власти, хостинг-провайдеры, интернет-магазины и сайты СМИ. Из новшеств этого «бизнеса» — появление рэкетиров, которые угрожают положить ресурс «жертвы», если не получат выкуп в биткоинах (от $5 тыс.)», — говорит Дмитрий Сабитов.
Однако, как показывает горький опыт, даже выкуп не гарантирует безопасности: так «упал» почтовый сервис ProtonMail.
Заказать атаку сегодня не составляет труда — достаточно набрать «ddos» в любом поисковике или в тех же соцсетях. Цены разные — начинаются от 20$ за сутки и доходят до тысяч долларов в сутки при мощнейших атаках. Стоимость зависит от мощности атаки, которую обещает реализовать хакер.
Как защититься от киберпреступников
Сейчас хакеры-одиночки уходят в прошлое, поэтому говорить о заработке отдельных личностей будет не вполне корректно. Оборот рынка киберпреступлений превышает десятки миллиардов долларов в год. И больше всего обычно зарабатывают те, кто разрабатывает схемы, а также организаторы. Даже в Украине «хакер средней руки» может зарабатывать десятки тысяч долларов в месяц.
Как же компании и предприятия могут обезопасить себя и свести вероятность нападения хакеров к минимуму?
«Сайтам желательно использовать специальные системы защиты от Ddos-атак. Существуют системы фильтрации, как для сетевых атак, так и для атак на приложения (например, для HTTP — это WAF-системы). Касательно сетевых атак, более эффективно противостоять им в сотрудничестве с оператором, обеспечивающим подачу интернет-трафика. Это позволит избежать переполнения ёмкости канала (volumetric-атаки). Операторы также могут предоставлять комплексные услуги по защите», — говорит Алексей Музыченко.
Стоимость организации хорошей массированной DdoS-атаки — это тысячи-десятки тысяч долларов. И тот, кто заказывает такую атаку, хочет ее окупить. То есть, если неработоспособность вашего сайта теоретически может принести кому-то такие деньги, то вам необходимо заказывать «усиленную» защиту.»
Наша компания и так защищает всех своих клиентов от слабых атак. Если блокировка вашего ресурса не принесет никому существенной финансовой выгоды, то можно брать стандартные пакеты хостинга аренды серверов (VPS), с включенной защитой от обычных, слабых DDoS-атак», — советует Михаил Таразевич.
По IP не вычислят
В Украине хакеров пока что ловят редко, и в целом по объективным причинам. Подготовленных специалистов как среди следователей, так и среди экспертов можно пересчитать по пальцам. А сбор цифровых доказательств проходит очень медленно — далеко не все провайдеры, особенно иностранные, готовы делиться информацией, необходимой для расследования.
Одной из самых больших проблем является низкий уровень IT-знаний среди прокуроров и судей, а также слабое развитие законодательства по этому вопросу. Даже если хакера вычислили и задержали, далеко не всегда юристы в суде могут разобраться, в чем же его преступление.
«Но постепенно ситуация меняется к лучшему. Очевидно, что новая киберполиция будет работать намного эффективнее, чем ранее. Все большее содействие оказывают зарубежные правоохранители, нами разработаны специальные курсы обучения, ориентированные на юристов – адвокатов, прокуроров, судей», — обнадеживает Сергей Прокопенко.
Тем не менее, чтобы вычислить киберпреступника, правоохранителям нужно будет немало попотеть. Вычислить ddos’ера-профессионала — непросто, это требует очень мощных ресурсов, так как подмена IP-адреса позволяет сохранять анонимность.
- Информация о материале
Страница 25 из 186
