Конституция Украины гарантирует: каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена ​​возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника (ч. 4 ст. 29).

Вместе с тем, несмотря на указанную выше Конституционную норму, а также отработанный годами механизм, довольно распространены случаи нарушения гарантированных Основным Законом нашей страны прав и свобод человека и гражданина при административном задержании.

Поэтому обратимся к основным аспектам административного задержания.

Прежде всего, отметим, что нормативно-правовую основу административного задержания органами внутренних дел в настоящее время составляют:

- Кодекс Украины об административных правонарушениях;

- Законы Украины «О милиции» (прекращает действовать 7 ноября 2015 года), «О Национальной полиции» (№ 580-VIII от 02 июля 2015 года) и «О бесплатной правовой помощи» (№ 3 460-VI от 02 июня 2011 года);

- Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах внутренних дел Украины (утверждена приказом Министерства внутренних дел Украины от 4 октября 2013 года № 950);

- Приказ Министерства внутренних дел Украины «Об организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств» от 28 апреля 2009 года № 181;

- Порядок информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц (утверждён постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2011 года № 1363).

Во-вторых, пошагово раскроем саму процедуру такого задержания.

Так, частью 1 статьи 261 КУоАП определено, что административное задержание лица допускается в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

При этом, об административном задержании обязательно составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нём делается запись об этом.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, производится органами внутренних дел (Национальной полицией), в том числе, при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию полицейского, публичных призывов к невыполнению требований полицейского, нарушении правил о валютных операциях, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, что оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, при нарушении правил дорожного движения, а также в других случаях определённых действующим законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 262 КУоАП).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции» полиция в соответствии с возложенными на неё задачами, доставляет в случаях и порядке, определённых законом, задержанных лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, и лиц, совершивших административное правонарушение.

В протоколе об административном задержании обязательно указываются:

- дата и место его составления (число, месяц, год, название населённого пункта);

- должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол (специальное звание, фамилия, имя и отчество);

- сведения о личности задержанного (фамилия, имя и отчество (без сокращений), число, месяц, год рождения, фактическое место жительства);

- время и мотивы задержания (указываются наименование ОВД, куда доставлен лицо, совершившее административное правонарушение, его местонахождение; число, месяц, год, а также время доставки; часть статьи и статья КоАП, которыми предусмотрена административная ответственность лица за совершённое административное правонарушение, а также мотивы задержания, среди которых: пресечение административного правонарушения, другие меры воздействия; составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела).

При составлении протокола об административном задержании должностное лицо, осуществляющее административное задержание, разъясняет лицу, совершившему административное правонарушение, его права, предусмотренные ст 55, 56, 59, 63 Конституции Украины и ст. 268 КУоАП.

В частности, задержанному разъясняются его права такие, как: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведётся производство; обжаловать постановление по делу (ст. 268 КУоАП).

Следует заметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи» лица, к которым применено административное задержание, имеют право на правовые услуги, состоящие в: осуществлении представительства их интересов в судах, других государственных органах (в частности, органах внутренних дел), органах местного самоуправления, перед другими лицами; составлении документов процессуального характера.

Об этом в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись и указываются число, месяц, год и время, кого уведомлено и каким образом.

При невозможности проинформировать родственников и в случае отказа задержанного предоставить информацию для их уведомления об этом делается соответствующая запись задержанного и должностного лица, составившего протокол об административном задержании, с указанием уважительных причин.

О задержании несовершеннолетнего обязательно сообщают его родителям или лицам, их заменяющим. В протоколе об административном задержании отмечается время, дата уведомления, кого и каким образом поставлено в известность.

По общему правилу Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трёх часов (ст. 263 КУоАП).

Согласно действующему законодательству при административном задержании может проводиться личный досмотр, досмотр вещей, а также осуществляться изъятие вещей и документов.

При этом, личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии вещей и документов также составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Важно обратить внимание также на то, что полиция наполняет и поддерживает в актуальному состоянии базы (банки) данных, входящих в единую информационную систему Министерства внутренних дел Украины, в отношении лиц, задержанных по подозрению в совершении административных правонарушений (административное задержание) (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 580-VIII). Во время наполнения баз (банков) данных, в указанном случае, полиция обеспечивает сбор, накопление мультимедийной информации (фото, видео, звукозапись) и биометрических данных (дактилокарткы, образцы ДНК) задержанных лиц.

Итак, возможно получение мультимедийной информации об админзадержанных лицах, а также отобрание их биометрических данных.

В-третьих, по результатам анализа практики применения приведенных правовых норм, обратим внимание на наиболее распространенные нарушения, которые имеют место во время административного задержания, поскольку, как говорят: «Предупреждён, значит вооружен».

Итак, такими нарушениями являются: составление протокола задержания неуполномоченным лицом; отсутствие подписи должностного лица, составившего протокол; отсутствие отметок о задержании; отсутствие подписи задержанного об ознакомлении его с правами; отсутствие отметок о том, кого и когда уведомлено о задержании; нарушение сроков уведомления или вообще несообщение об административном задержании лиц, определенных законодательством; отсутствие данных о понятиях (в случае личного досмотра).

И напоследок заметим. Когда задержанное лицо освобождено с места его пребывания, в протоколе об административном задержании указываются: дата, время и основания освобождения задержанного; вещи, предметы или документы, которые возвращено ему при освобождении; при наличии замечаний и жалоб на действия сотрудников ОВД делается соответствующая запись с указанием их сути.

Кроме того, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) в отношении органа (должностного лица), который применил эти меры, или в суд.

Обжалование мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не останавливает их выполнения.

Кроме того, лицо, которому применением административного задержания причинён вред, имеет право на его возмещение.

Останнім часом, досить поширеним є жарт про те, що з настанням такої довгоочікуваної весни першим розтає не сніг, а асфальт на дорогах. Однак для водіїв цей гумор не є веселим. Така погана якість дорожнього покриття негативно впливає на стан автомобілів.

Для того, щоб притягнути до відповідальності за бездіяльність комунальні служби за неналежне утримання дорожнього покриття, кожному водію необхідно знати основні базові кроки, які допоможуть довести правоту в суді та стягнути компенсацію за пошкоджене авто.

Перші дії водія при ДТП передбачені Правилами дорожнього руху. Спочатку, необхідно зупинитися, включити «аварійку» і встановити знак аварійної зупинки. Не варто переміщати автомобіль. Викличте швидку допомогу і надайте першу допомогу постраждалим, якщо вони є. Після цього викличте поліцію і зафіксуйте обставини аварії, запишіть контакти очевидців ДТП (якщо такі є) - все це потім допоможе в ході розгляду адміністративної справи.

Наступним кроком, до того як прибудуть співробітники поліції, стане зібрання якомога більше доказів поганої якості дороги. Ці дані знадобляться для складання адміністративного протоколу. Кращий спосіб фіксації - це фото- і відеозйомка. Якщо в машині є відеореєстратор - відмінно, запис з нього може послужити надійним доказом у суді. Можна скористатися камерою мобільного телефону, планшета, фотоапарата.

Розкажіть детально представникам поліції їм про те, що трапилося і простежте, щоб всі деталі були зафіксовані в протоколі і схемі ДТП. На схемі ДТП обов'язково повинні бути відображені дорожні умови, розміри ділянок з різним станом дорожнього покриття; розміри і розміщення дефектів. Якщо будь-які деталі співробітник поліції не відображає (або не хоче відобразити), то необхідно обов'язково вказати це в ваших письмових зауваженнях до схеми і протоколу ДТП. Однак варто пам’ятати, що ключовим елементом протоколу буде відображення глибини ями.

Вимагайте щоб співробітники поліції викликали представників дорожньої служби. Згідно п.11 Єдиних правил ремонту і утримання автомобільних доріг, вулиць, залізничних переїздів, правил користування ними та охорони (затверджені постановою Кабміну від 30.03.1994 N198), дорожньо-експлуатаційні організації зобов'язані разом з поліцією брати участь в огляді місць ДТП для визначення дорожніх умов. Якщо відповідна посадова особа не викликалася або не прибула до місця події, вкажіть це у зауваженнях до протоколу ДТП. Найголовніше, протокол повинен бути оформлений на місці ДТП, а в якості причини події повинно бути зазначено незадовільний стан дорожнього покриття. (ДТП або пошкодження авто сталося внаслідок поганого стану дороги)!

Протокол повинен бути складений за ч. 4 ст.140 Кодексу України про адміністративні правопорушення (КУАП). Ця стаття передбачає відповідальність посадових осіб дорожньо-експлуатаційних організацій, за порушення правил, норм і стандартів при утриманні автомобільних доріг і вулиць, невжиття заходів щодо своєчасної заборони або обмеження руху чи позначення на автомобільних дорогах і вулицях місць провадження робіт. Обов'язково запишіть дані інспектора поліції, зробіть якомога більше детальних фотографій і відеозйомок місця ДТП.

Для встановлення збитку зверніться в офіційне СТО, або до незалежних оцінювачів. Довідка про пошкодження транспортного засобу оформляється на місці ДТП. Копію схеми і фотографії (якщо зйомка проводилася співробітниками поліції) можна отримати за письмовим зверненням до районного підрозділу поліції (за місцем ДТП).

Справи про адміністративні правопорушення за ч.1-3 ст.140 КУпАП розглядаються органами національної поліції, а по ч.4 ст.140 КУпАП - районними судами. В останньому випадку, крім штрафів, для винних передбачена адміністративна відповідальність за порушення правил утримання доріг, та навіть арешт на термін від п'яти до десяти днів.

Документи, які потрібно зібрати для подачі позову в суд:

- Довідка з поліції про ДТП;

- Копія протоколу про ДТП і схеми;

- Фотографії з місця ДТП;

- Експертна оцінка збитку;

- копія рахунку за проведення ремонту автомобіля (якщо ремонт вже проведено).

Відшкодування шкоди в даному випадку, згідно зі ст. 40 КУпАП можна вимагати при розгляді судом адміністративного протоколу щодо посадової особи дорожньо-експлуатаційних організацій або в порядку цивільного судочинства.

Якщо машина була застрахована за договором КАСКО, і потерпілим були дотримані всі вимоги і умови договору страхування (про своєчасне повідомлення, надання всіх необхідних документів і т.д.), то компенсацію виплачує страхова компанія, потім страховики висувають регресний позов до дорожніх служб.

Судовий розгляд може обмежитися одним засіданням, а може розтягнутися на кілька років. Все залежить від зібраної доказової бази. Незважаючи на це боротися все таки варто, шанси на успіх є завжди. Середню тривалість судового розгляду визначити важко, все залежить від особливостей конкретної справи, впоратися швидше двох-трьох місяців навряд чи вдасться.

Преценденти в Україні є, зокрема в Черкаській області існує позитивна судова практика стягнення матеріальної та моральної шкоди за пошкодження автомобіля внаслідок поганого дорожнього покриття. Зокрема рішенням Придніпровського районного суду м. Черкас керівник комунального підприємства був визнаний винним у вчиненні адміністративного правопорушення за ч.4 ст.140 КупАП.

Після того постраждалим власником авто до Черкаського експлуатаційного лінійного управління автомобільних шляхів було подано цивільний позов про стягнення матеріальної та моральної шкоди.

Так за результатами розгляду вказаної справи з комунального підприємства було стягнено матеріальну шкоду в сумі 3 452 грн. 36 коп., та моральну шкоду в сумі 1 000 грн., а всього 4 452 грн. 36 коп.

«Автогражданка» — один из немногих видов страхования, с которым знакомо большинство украинцев. В первую очередь, это автовладельцы.

ОСАГО — обязательный вид страхования для тех, у кого есть автомобиль.

Однако ситуация в этом сегменте не радует: большинство страховых компаний существенно затягивают сроки выплат и занижают сумму возмещения.

В августе Моторное (транспортное) страховое бюро Украины — МТСБУ — впервые опубликовало показатели всех 56 СК, работающих в сегменте ОСАГО.

В МТСБУ подсчитали, что за шесть месяцев 2016 года страховщики заключили 3,589 млн договоров ОСАГО, что на 0,1% больше, чем в январе-июне 2015 года.

Объем привлеченных премий составил 1,714 млрд грн. Это на 21,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Средняя цена полиса выросла до 477 грн. В городах-миллионниках стоимость страховки превышает 1 тыс грн. Самые дешевые полисы — для автомобилей, зарегистрированных в сельской местности.

Лидерами по количеству заключенных договоров во втором квартале стали СК «Оранта» — 212,7 тыс, «Провидна» — 85,3 тыс, ТАС — 134,6 тыс. Они привлекли и наибольший объем премий: 78,01, 72,75 и 55,73 млн грн соответственно.

Топ-10 страховых компаний по объему привлеченных премий, второй квартал 2016 года

  Страховая компания Объем привлеченных премий, млн грн Количество договоров, тыс шт Средняя стоимость полиса, грн
1 «Оранта» 78,01 212,691 366,78
2 «Провидна» 72,75 185,291 392,63
3 СГ «ТАС» 55,73 134,589 414,10
4 Украинская пожарно-страховая компания 51,44 124,567 412,92
5 «Уника» 46,04 97,489 472,30
6 «Княжа» 43,27 106,958 404,53
7 «АХА страхование» 38,42 61,199 627,80
8 «PZU Украина» 33,93 61,518 551,54
9 СО «Доминанта» 30,12 63,211 476,58
10 «Киевский страховой дом» 28,96 51,838 558,73

Источник: МТСБУ

Топ-10 компаний, продающих самые дорогие полисы ОСАГО, второй квартал 2016 года

  Страховая компания Стоимость полиса ОСАГО, грн
1 «Колоннейд Украина» 956,10
2 «Страховой капитал» 946,70
3 Украинская страховая группа 774,39
4 «Талисман страхование» 751,77
5 «Граве Украина» 744,69
6 «Мотор-гарант» 741,94
7 «ИНГО Украина» 736,89
8 Украинская охранно-страховая компания 730,40
9 «Здорово» 691,85
10 «Экспресс страхование» 681,95

Источник: МТСБУ

Топ-10 компаний, продающих самые дешевые полисы ОСАГО, второй квартал 2016 года

  Страховая компания Стоимость полиса ОСАГО, грн
1 «Интер-полис» 345,04
2 «Гарантия» 356,50
3 «Оранта» 366,78
4 «Украинский страховой стандарт» 369,10
5 «Мега-гарант» 383,13
6 «АСКО-Донбасс северный» 386,26
7 «Провидна» 392,63
8 «Скарбниця» 398,02
9 «Княжа» 404,53
10 «Оранта-Сич» 407,85

Источник: МТСБУ

Несмотря на рост, хоть и незначительный, количества заключенных договоров ОСАГО, в МТСБУ отмечают тенденцию постепенного сокращения количества транспортных средств, у водителей которых есть полис «автогражданки».

Если в 2014 году уровень обеспечения транспортных средств страховками составлял 78%, то по результатам 2015 года он сократился до 73%.

«Количество незастрахованных водителей растет. Если в первом полугодии 2015 года МТСБУ компенсировало потерпевшим убытки по 916 обращениям в ДТП, где виновник не застраховал свою ответственность, то за первое полугодие 2016 года таких выплат было 1 238», — подсчитал гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко.

Чтобы оперативно выявлять незастрахованных водителей, МТСБУ планирует объединить свою базу данных с базами полиции. Это позволит полицейским не только оперативно проверять наличие страхового полиса у водителя, но и отправлять предупреждения водителям, чья ответственность не застрахована.

Впоследствии полиция может получить возможность дистанционно штрафовать нарушителей за отсутствие полиса ОСАГО.

На ремонт не хватает

В январе-июне страховщики выплатили потерпевшим по 58,7 тыс страховых случаев 649,79 млн грн возмещений, что почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

По данным полиции, за шесть месяцев 2016 года число ДТП возросло на 20,3%, а количество ДТП с пострадавшими — на 27,8%. В январе-июне произошло 72,2 тыс ДТП, 15,5 тыс человек получили травмы, еще 1,4 тыс человек погибли.

Среди основных причин ДТП с пострадавшими — превышение безопасной скорости (29,4% случаев), управление автомобилем в нетрезвом состоянии (15%), нарушение правил маневрирования (14%), нарушение правил проезда перекрестков (8,1%), несоблюдение дистанции (6,9%).

Правда, средняя сумма выплаты по ущербу имуществу по-прежнему небольшая — менее 12 тыс грн при максимальном размере выплаты 100 тыс грн.

Самые щедрые страховщики, второй квартал 2016 года

  Страховая компания Средняя сумма выплаты, грн
1 Украинская охранно-страховая компания 28 641,28
2 «Мотор-гарант» 24 369,35
3 «Европейский страховой союз» 19 720,00
4 «Юнисон страхование» 19 645,02
5 СО «Ильичевское» 18 962,39
6 «Кредо» 18 036,36
7 «Талисман страхование» 17 726,17
8 «Мега-гарант» 17 614,50
9 «Аско-медсервис» 17 483,04
10 «Дом страхования» 17 023,42

Источник: МТСБУ

Самые экономные страховщики, второй квартал 2016 года

  Страховая компания Средняя сумма выплаты, грн
1 «Доминанта» 3 364,03
2 «Юнивес» 7 465,46
3 «Интер-полис» 8 139,32
4 «Оранта» 9 713,25
5 «Европейский страховой альянс» 10 566,83
6 «Альфа-гарант» 10 775,50
7 Украинская транспортная страховая компания 11 238,93
8 «Уника» 11 427,03
9 «Скарбниця» 11 489,05
10 «Саламандра-Украина» 11 609,81

Источник: МТСБУ

Правда, даже небольшую сумму получить удается далеко не всем. Во втором квартале в МТСБУ поступила 391 жалоба на действия СК.

  Страховая компания Число жалоб Соотношение количества жалоб к общему количеству урегулированных страховых событий, %
1 Украинская транспортная страховая компания 101 16,97
2 Украинская охранно-страховая компания 54 72,97
3 «Оранта» 41 1,38
4 «Эталон» 25 13,16
5 «Провидна» 21 0,94
6 «Киев Ре» 14 6,51
7 СО «Доминанта» 11 0,41
8 Украинская пожарно-страховая компания 11 0,97
9 «Альфа-гарант» 10 1,38
10 «Европейский страховой союз» 10 2,15

Источник: МТСБУ

Еще одна проблема — сроки урегулирования убытков. Средний срок составляет 154 дня. При этом 48,3% страховых случаев урегулируются в течение 90 дней.

Компании-лидеры по срокам урегулирования страховых событий, второй квартал 2016 года

  Страховая компания Средний срок урегулирования страховых требований по ущербу имуществу от даты ДТП до даты последней выплаты, дней
1 «Саламандра-Украина» 55
2 «Аско-Донбасс северный» 58
3 «PZU Украина» 63
4 СГ «ТАС» 65
5 «Країна» 81
6 «Юнивес» 82
7 «Княжа» 84
8 «Кредо» 86
9 «Уника» 90
10 «Украинский страховой стандарт» 90
11 «Скарбниця» 90

Источник: МТСБУ

Компании-антилидеры по срокам урегулирования страховых событий, второй квартал 2016 года

  Страховая компания Средний срок урегулирования страховых требований по ущербу имуществу от даты ДТП до даты последней выплаты, дней
1 УОСК 516
2 «Аска» 515
3 УТСК 371
4 «Эталон» 258
5 «Дом страхования» 252
6 Европейский страховой альянс 223
7 «Мотор-гарант» 195
8 «Колоннейд Украина» 176
9 «Киев Ре» 169
10 Харьковская муниципальная страховая компания 163

Источник: МТСБУ

«Срок 110 дней обусловлен наличием регрессных выплат, требования по которым могут выставляться страховщику и через год после страхового события, и которые также влияют на общую статистику. Также присутствуют задержки на этапах согласования суммы страховой выплаты с потерпевшим.

Расчет суммы возмещения по полису ОСАГО осуществляется с учетом износа, что часто вызывает несогласие пострадавшей стороны и необходимость дополнительных разъяснений и переговоров», — объясняет заместитель вице-президента по операционной деятельности СК «АХА страхование» Руслан Грабко.

«Основная причина большого срока урегулирования — в сроках рассмотрения отдельных дел со смертельным исходом. Такие дела не могут «закрываться» быстро, поэтому и искажают статистику», — объяснили в «Альфа-страховании».

Примечательно, что по закону страховщик должен заплатить потерпевшему возмещение не позднее чем через 90 дней после того, как будет собран полный пакет документов. Однако МСТБУ считает срок выплаты от момента ДТП.

«Если учесть, что сбор документов занимает около 30 дней, получается, что, по методике бюро, выплату потерпевший должен получить через 120 дней. Большинство СК в этот период укладывается», — говорит генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.

Страховщики утверждают, что быстрее всего удается урегулировать страховые события, выплата по которым была оформлена при помощи «европротокола».

«В Украине по-прежнему низкий удельный вес убытков, оформляемых участниками ДТП при помощи «европротоколов». В среднем по рынку он составляет 15%, в нашей компании — около 30%, в Европе — 90%. Полиция для оформления ДТП привлекается в крайних случаях, при наличии пострадавших.

Ожидание страховыми компаниями документов от полиции и судов — одна из причин длительных сроков получения компенсаций», — считает Грабко.

Правда, страховщики сетуют, что именно в этом сегменте наиболее часто встречается мошенничество. Хотя максимальный размер по такой выплате — 50 тыс грн, мошенникам зачастую достаточно и такой суммы.

Проблемное место

В целом ситуация на рынке ОСАГО, по признанию его участников, плачевная.

«На рынке остаются системные проблемы: недобросовестная конкуренция, длительные сроки урегулирования, сложная экономическая ситуация в стране, вынуждающая автовладельцев откладывать ремонт автомобилей и использовать суммы возмещений на другие цели, что провоцирует конфликты со страховыми компаниями относительно размера возмещения», — сетует Грабко.

Решить проблемы можно: уже несколько лет своей очереди ожидают новая редакция закона «О страховании» и изменения в закон «Об ОСАГО». Однако для депутатов они не первоочередные. Из-за этого не удается реализовать много проектов, которых ждет рынок, в частности, электронных полис.

«Этот проект предусматривает переход от бумажного полиса к электронному, что уже давно стало стандартом на подавляющем большинстве рынков. Это позволяет решить целый комплекс проблем — от контроля тарифов до противодействия мошенничеству с бланками полисов», — объясняет Грабко.

Другой проект — прямое урегулирование. Он предполагает, что убыток потерпевшему будет выплачивать тот страховщик, который продал ему полис. А уже после выплаты этот страховщик получит компенсацию от страховщика ответственности виновника в ДТП через созданный при МТСБУ расчетный центр.

Такой подход заставит клиентов более осознанно подходить к выбору страховой компании. Весной участники рынка попытались самостоятельно запустить пилотный проект по прямому урегулированию, но на пути стал АМКУ.

Он должен решить, не нарушают ли такие действия антимонопольное законодательство. Хотя запуск проекта планировался еще в мае, ответа от комитета до сих пор нет.

Национальная полиция Украины уже давно приступила к работе. Ежедневно миллионы украинцев видят новых правоохранителей на улицах своих родных городов. Одни хвалят такие нововведения, другие же сетуют на излишнюю принципиальность новых «блюстителей закона».

Но как простым гражданам можно проследить за правильным процессом о составлении админправонарушения, возможно ли его обжаловать и чем этот процесс отличается от обжалования аналогичных постановлений и действий гаишников?

Как стоит себя вести, и что при этом нужно предпринимать.К чему можно придраться?

К процессу

Согласно ст. 280 КоАП, при рассмотрении дела об административном правонарушении орган (должностное лицо) обязан выяснить: 1) было ли совершено административное правонарушение; 2) виновно ли данное лицо в его совершении; 3) подлежит ли оно административной ответственности; 4) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; 5) причинен ли имущественный ущерб; 6) есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Если должностное лицо перечисленного выше не выполнило, то это может стать поводом для обращения в суд с иском об отмене постановления.

Напомним, права лица, которое привлекается к административной ответственности, в соответствии со ст. 268 КоАП:

знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства;

при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права;

выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если лицо не владеет языком, на котором ведется производство;

присутствовать при рассмотрении дела;

обжаловать постановление по делу.

Перечисленные пункты — это минимальный набор прав лица, которое привлекается к административной ответственности. Не разъяснили права, не дали ими воспользоваться — это также может стать поводом для обжалования постановления.

Важный момент: в соответствии с инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах полиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины №1376 от 6 ноября 2015 года, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, должны быть разъяснены его права, предусмотренные ч. 1 ст. 268 КоАП и статьями 55, 56, 59, 63 Конституции Украины.

К отсутствию доказательств

По содержанию ст. 251 КоАП, доказательствами по делу об админправонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган (должностное лицо) в определенном законом порядке устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей; заключением эксперта; вещественными доказательствами и показаниями технических приборов и средств, имеющих функции фото- и видеозаписи (в т.ч. теми, которые используются лицом, привлекаемым к административной ответственности, или свидетелями, а также работающими в автоматическом режиме для надзора за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения): протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами.

Если аудиофиксация не проводилась, протокол об административном правонарушении не был составлен, свидетелей не было или у них не были отобраны объяснения и т.п., как чаще всего и случается на практике, то фактически на руках у полицейских остается «голое» постановление, которое само по себе не является доказательством.

К постановлению

Как предусмотрено ст. 283 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должно содержать такие сведения: дата, время и место совершения административного правонарушения; транспортное средство, которое зафиксировано в момент совершения правонарушения (марка, модель, номерной знак); техническое средство, которым осуществлена фото- или видеозапись; размер штрафа и порядок его уплаты; правовые последствия невыполнения постановления об административном взыскании и порядок его обжалования; отрывная квитанция с указанием реквизитов и возможных способов оплаты административного взыскания в виде штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, кроме данных, определенных частей 2 и 3 ст. 283 КоАП, должно содержать сведения об адресе веб-сайта, на котором лицо может ознакомиться с изображением или видеозаписью транспортного средства в момент совершения административного правонарушения; идентификатор для доступа к указанной информации, а также данные о порядке освобождения от административной ответственности.

Если постановление указанным требованиям не соответствует, например, отсутствуют сведения о техническом средстве (марка, модель), которым была осуществлена фото- или видеофиксация, то это может послужить одним из оснований для обжалования постановления.

Конечно, выше перечислены не все возможные варианты оснований для обращения в суд, а лишь чаще всего встречающиеся. Можно говорить также о нарушении материальных норм — например, о квалификации действий правонарушителя под действие определенной статьи или ее части.

В п. 22.1 ст. 22 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее – Закон) указано: «При наступлении страхового случая страховщик в соответствии с лимитами ответственности страховщика возмещает в установленном этим законом порядке оцененный ущерб, который был причинен в результате ДТП жизни, здоровью, имуществу третьего лица». Таким образом, если не вы виновник ДТП, а у виновника оформлена страховка общей гражданской ответственности перед третьими лицами, которая по закону должна быть оформлена у всех, и все живы-здоровы, казалось бы, нечего волноваться. Но не тут-то было! В украинских реалиях получение денег от страховой компании чаще всего требует юридического мастерства. «Судебно-юридическая газета» предлагает пошаговую инструкцию, что делать, если страховая компания не спешит выплачивать ущерб потерпевшему.

Инструкция для пострадавшего в ДТП

Согласно ст. 33 Закона, в случае наступления ДТП, которое может быть основанием для осуществления страхового возмещения, водитель транспортного средства, причастный к происшествию, обязан:

соблюдать предусмотренные правилами дорожного движения обязанности водителя, причастного к ДТП;

принять меры с целью предотвращения или уменьшения дальнейшего ущерба;

проинформировать других лиц, причастных к этому происшествию, о себе, своем месте проживания, названии и местонахождении страховщика и предоставить сведения о соответствующих страховых полисах;

безотлагательно, но не позднее 3 рабочих дней со дня наступления ДТП письменно предоставить страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, сообщение о ДТП установленного МТСБУ образца, а также сведения о местонахождении транспортного средства и поврежденного имущества, контактный телефон и свой адрес. Если водитель транспортного средства по уважительным причинам не имел возможности выполнить указанную обязанность, он должен подтвердить это документально;

водители и владельцы транспортных средств, причастных к ДТП, владельцы поврежденного имущества обязаны сохранять поврежденное имущество (транспортные средства) в таком состоянии, в котором оно находилось после ДТП, до тех пор, пока его не осмотрит назначенный страховщиком представитель, а также обеспечить последнему возможность провести осмотр поврежденного имущества. Если же не по их вине в течение 10 рабочих дней после получения страховщиком сообщения о ДТП уполномоченный представитель страховщика не явился к местонахождению такого поврежденного имущества, водители и владельцы освобождаются от обязанности сохранять имущество.

В случае оформления работниками подразделений Национальной полиции соответствующих документов о ДТП они также устанавливают и фиксируют необходимые сведения об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности участников этого происшествия и способствуют представителям страховщиков (МТСБУ) в проведении осмотра места ДТП и причастных к нему транспортных средств.

Можно обойтись без полиции

В случае наступления ДТП с участием исключительно застрахованных транспортных средств при условии отсутствия травмированных (погибших) людей с согласия водителей относительно обстоятельств совершения ДТП и при отсутствии у них признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, эти водители имеют право совместно составить сообщение о ДТП. После составления такого сообщения водители имеют право покинуть место ДТП и освобождаются от обязанности информировать о нем соответствующие подразделения Национальной полиции.

При оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то работников подразделений Национальной полиции размер страховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевших, не может превышать максимальных размеров, утвержденных уполномоченным органом по представлению МТСБУ, действовавших на день наступления страхового случая.

Пошаговая инструкция, если страховая компания не выплатила ущерб

Шаг первый – написать претензию

В нашем случае предъявить претензию означает дать страхователю последний шанс добровольно оплатить положенное без судебных разбирательств.

Составляя претензию, не забудьте предупредить страховщика, что в случае непогашения долга вы обратитесь за защитой своих нарушенных прав в суд в порядке, предусмотренном ст. 3 ГПК Украины. Следует также «попугать» страховщика законодательными нормами о том, что в случае судебного урегулирования спора сумма долга непременно возрастет на сумму пени в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины, установленный индекс инфляции и 3% годовых, а также судебные расходы, сумму убытков и морального вреда.

Претензия должна быть изложена письменно. И важно, чтобы остались подтверждения вручения ее страховщику. Для этого ее можно отправить почтой с уведомлением или вручить лично под подпись на второй копии с обозначением входящего номера и ФИО лица, которое приняло документ. Именно с момента получения претензии должником будет исчисляться срок добровольного погашения долга (30 дней).

К претензии стоит приложить копии имеющихся документов: постановления суда, справки патрульной службы МВД Украины о повреждении транспортного средства, полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, заявления в страховую компанию о наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения от потерпевшего и т. д.

Претензия показывает вас как добропорядочного гражданина, который пытался решить вопрос мирным путем, и только когда не получилось, обратился в суд. Копию претензии впоследствии стоит приложить к иску.

Шаг параллельный – ябедничать

Жалобы необходимо написать в два органа: Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ, Киев, Русановский бульвар, 8) и Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Киев, ул. Б. Гринченко, 3). А копию этих жалоб также следует отправить страховой компании-должнику.

В соответствии с п. 39.1 ст. 39 Закона, МТСБУ – единственное объединение страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам. Участие страховщиков в МТСБУ является условием осуществления деятельности по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Нацкомфинуслуг – государственный коллегиальный орган, подчиненный Президенту Украины и подотчетный Верховной Раде, который осуществляет государственное регулирование рынков финансовых услуг в пределах, определенных законодательством. Одной из задач этой Комиссии является защита прав потребителей финансовых услуг путем применения в пределах своих полномочий мер воздействия с целью предотвращения и пресечения нарушений законодательства на рынке финансовых услуг.

Жалоба по структуре похожа на претензию, отличаться будет только просительная часть, в которой надо просить уполномоченные органы провести проверку соблюдения страховой компанией-должником страхового законодательства, относительно бездеятельности и невыплаты страхового возмещения по страховому случаю. Список приложений к жалобе практически такой же, как и к претензии. Как сообщил «Судебно-юридической газете» представитель одной из страховых компаний, такие жалобы дают положительный эффект в деле получения выплат потерпевшими.

Шаг третий: если лед так и не тронулся – подать иск в суд

На кого подавать

Лицом, которое обязано возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, является физическое или юридическое лицо, на соответствующем правовом основании (право собственности, иное вещное право, договор подряда, аренды, ссуды и т. п.) владеющее транспортным средством. Если лицо во время управления транспортным средством имеет удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории и регистрационный документ на транспортное средство, переданное ей владельцем или другим лицом, т. е. использует такое транспортное средство на законном основании, именно оно и будет нести ответственность за ущерб (п. 2.2 ПДД).

Но на территории Украины де-юре запрещается эксплуатация ТС без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, поэтому при предъявлении исковых требований о возмещении ущерба непосредственно к виновнику ДТП суд вправе исключительно в порядке, предусмотренном ст. 33 ГПК, привлечь к участию в деле страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность владельца ТС. Непредъявление требований к страховщику при наличии оснований для взыскания ущерба именно с него является основанием для отказа в иске к виновнику ДТП.

Стоит отметить, что обычно виновник ДТП должен выплатить потерпевшему разницу между фактическим размером вреда и страховой выплатой (страховым возмещением), но если он не сообщил страховщику о ДТП, ему придется оплачивать причиненный ущерб полностью.

Необходимым условием возникновения обязанности страховщика по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности является наступление страхового случая. Если факт нанесения ущерба не является страховым случаем, потерпевший вправе требовать возмещения вреда на общих основаниях, установленных ГК Украины.

Т. е. мы видим, что в зависимости от ситуации в качестве ответчиков по делу могут быть привлечены как страховая компания, так и виновник ДТП, причем они могут быть привлечены к процессу и как соответчики.

В какой суд подавать

Иски, возникающие из отношений по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, предъявляются в суд по общим правилам подсудности, т. е. по месту нахождения ответчика. При этом суд должен учитывать право истца на предъявление иска о возмещении ущерба по его зарегистрированному месту жительства или пребывания или по месту причинения вреда (ч. 3 и 6 ст. 110 ГПК Украины), а также на исполнение договора в случае возникновения спора по договору страхования (часть 8 ст. 110 ГПК).

Иски, возникающие из деятельности филиала или представительства юридического лица (например, страховой компании), могут предъявляться также по их местонахождению (ч. 7 ст. 110 ГПК), однако ответчиком по делу является страховая компания как юридическое лицо. В случае предъявления иска к филиалу или представительству юридического лица суд, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 10 ГПК и порядком, определенным ст. 33 ГПК, решает вопрос о замене ненадлежащего ответчика или привлекает юридическое лицо в качестве соответчика. При отказе истца от такой замены или привлечения другого лица суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 205 ГПК прекращает производство по делу из-за отсутствия у ответчика (филиала или представительства юридического лица) гражданской процессуальной дееспособности, т. е. в связи с отсутствием стороны в гражданском процессе.

Что указать в иске

Требования к форме и содержанию искового заявления детально описаны в ст. 119 ГПК Украины. Традиционный иск состоит из вступительной, описательной, мотивировочной и просительной частей. Минимум информации, которую должен содержать иск, следующий:

наименование суда, в который вы обращаетесь;

данные об истце и ответчике: ФИО, паспортные данные, ИПН, адрес прописки и место жительства, номера телефонов;

цена иска, которая определяется взимаемой суммой (иск должен содержать соответствующий расчет задолженности);

изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;

указание доказательств, подтверждающих каждое обстоятельство, наличие оснований для освобождения от доказывания;

нормы материального права, которые, по мнению истца, нарушены ответчиком, а также процессуальные нормы, применимые по данному делу (это не требование ГПК Украины, а скорее сложившаяся практика, которая объясняется желанием добавить весомости доводам истца);

просительная часть, содержащая исковые требования.

Цена иска

Расчет цены иска зависит от исковых требований и может включать следующие пункты:

Пеня в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины. В соответствии со ст. 36.5 Закона, за каждый просроченный день выплаты страхового возмещения по вине МТСБУ или страховщика лицу, имеющему право на получение возмещения, оплачивается пеня из расчета двойной учетной ставки НБУ, действовавшей в период, за который эта пеня начисляется.

Учетная ставка НБУ – один из монетарных инструментов, с помощью которого Национальный банк устанавливает для субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств на соответствующий период. Она является основной процентной ставкой, которая зависит от процессов, происходящих в макроэкономической, бюджетной сферах и на денежно-кредитном рынке. Особенно часто учетная ставка НБУ используется при определении размера пени. Ее можно посмотреть на сайте НБУ, а потом умножить на два.

Формула расчета пени следующая: Сумма долга × 2 ставки пени (%) / 100% / 365 дней × Количество дней = Пеня.

Допустим, период просрочки – с 03.03.2016 по 31.05.2016. Количество дней в периоде = 90, значит, сумма задолженности составляет 20 тыс. грн.

Установленный индекс инфляции и 3% годовых.Ст. 611 ГК предусматривает, что в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, одним из которых является уплата неустойки. Ч. 2 ст. 625 ГК предусмотрено, что должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3% годовых от просроченной суммы.

Индекс потребительских цен отражает изменение стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг в текущем периоде относительно предыдущего. Потребительский набор – это список наиболее представительных и важных для потребления домохозяйств товаров и услуг, который устанавливается централизованно и является единым для всех регионов Украины.

Индексы рассчитываются Государственным комитетом статистики и публикуются, в частности, на официальном сайте и в газете «Урядовый курьер», а используются в гражданском законодательстве для начисления инфляционных убытков в соответствии со ст. 625 ГК.

Чтобы рассчитать индекс инфляции на ту же сумму задолженности за тот же период, необходимо умножить сумму задолженности на процент месячных инфляционных потерь. В месяцах указанного периода были установлены следующие индексы: март 2016 – 101%; апрель 2016 – 103,50%; май 2016 – 100,1%. Значит, за март инфляционные потери составляют 1%, что в абсолютном значении по отношению к задолженности 20 тыс. грн составляет 200 грн, за апрель – 3,5%, т. е. 700 грн, а за май – 0,1%, 20 грн. Итого сумма инфляционных потерь – 920 грн.

3% годовых рассчитываются следующим образом:сумму задолженности необходимо умножить на 3 и на количество дней просрочки, а затем разделить на 365 и на 100. В нашем примере получается: 20 000 × 3 × 90 : 365 : 100 = 147,94 грн.

Стоит отметить, что благодаря современным технологиям все приведенные выше расчеты можно сделать онлайн на разных сайтах, что весьма упрощает подготовку иска. Их результаты вместе с непосредственно суммой задолженности и станут составляющими цены иска.

Что просить в иске

- Принять иск к рассмотрению.

- Взыскать сумму основного долга.

- Взыскать сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки.

- Взыскать 3% годовых от просроченной суммы.

- Взыскать пеню в размере двойной учетной ставки НБУ.

Возместить убытки, причиненные нарушением обязательства. Можно просить суд обязать виновника ДТП возместить убытки вследствие потери возможности пользования своим автомобилем. Согласно ст. 22 ГК, лицо, которому нанесен ущерб в результате нарушения его гражданского права, имеет право на возмещение убытков. При этом убытками являются в т. ч. потери, понесенные лицом в связи уничтожением или повреждением его вещи. Понятно, что размер убытков нужно доказать.

Взыскать судебные расходы с ответчика. В соответствии со ст. 79 ГПК, судебные расходы состоят из судебного сбора и расходов, связанных с рассмотрением дела. К последним относят, в частности, расходы на правовую помощь и затраты, связанные с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз. Согласно ст. 88 ГПК, стороне, в пользу которой принято решение, все понесенные и документально подтвержденные судебные расходы компенсируются за счет проигравшей стороны.

Взыскать расходы на правовую помощь (при наличии). Размер расходов на оплату правовой помощи определяется по договоренности между стороной и лицом, оказывающим правовую помощь. Вместе с тем, предельный размер компенсации расходов на правовую помощь установлен Законом №4191-VI от 20.12.2011 «О предельном размере компенсации расходов на правовую помощь по гражданским и административным делам».

Взыскать расходы на проведение экспертизы (при наличии) (расходы должны быть подтверждены документально).

Взыскать моральный вред. Согласно ч. 1 ст. 23 ГК, лицо имеет право на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав. Стоит признать, что наличие морального вреда доказать трудно. Наиболее весомым доказательством может стать заключение судебно-психологической экспертизы.

Примерный список документов, которые стоит приложить к иску

Основной список приложений остается таким же, как и для претензии и жалобы:

- подтверждение факта обращения в страховую компанию за выплатой страхового возмещения или письмо-отказ в выплате;

- доказательства, подтверждающие размер причиненного вреда (заключение эксперта о причиненном ущербе);

- доказательства, подтверждающие вину другого участника ДТП (постановление суда, приговор и т. д.);

- копия страхового полиса виновника ДТП.

Дополнительно к иску стоит приложить переписку со страховой компанией. Если она ничего не ответила, как минимум стоит приложить копии претензии и доказательств получения ее страховой компанией. Также нелишним будет приложить копии жалоб в вышеуказанные органы.

Традиционным приложением к иску остается и копия паспорта.

Стоит отметить также, что согласно ст. 120 ГПК, истец должен приложить к иску его копию и копии всех прилагаемых документов в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц. Ну и конечно же, обязательно нужно добавить оригинал квитанции об уплате судебного сбора.

Размер судебного сбора

В соответствии с Законом «О судебном сборе», судебный сбор за подачу в суд искового заявления имущественного характера физическим лицом составляет 1% цены иска, но не менее 0,4 и не более 5 размеров минимальной заработной платы, т. е. на данный момент не менее 551,20 и не более 6890 грн.

Если в исковых требованиях также значится взыскание морального вреда, судебный сбор по данному требованию следует оплачивать отдельно. Он будет составлять 1,5% цены иска, но не менее 1 размера минимальной заработной платы (на данный момент 1378 грн).

* * *

В идеале полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности оформляют, чтобы уменьшить негативные материальные последствия в случае ДТП, ведь как ни крути, автомобиль – это источник повышенной опасности. Но идеала в украинских реалиях еще нужно достигать. Культуре страхования может помочь неигнорирование случаев невыполнения страховыми компаниями взятых на себя обязательств по страхованию.

Дата

начала

Дата

окончания

Количество

дней

Сумма долга Учетная ставка НБУ

Расчетная ставка

(% в год)

Пеня
03.03.2016 03.03.2016 1 20 000,00 22,00% 44,00% 24,11
04.03.2016 21.04.2016 49 20 000,00 22,00% 44,00% 181,37
22.04.2016 31.05.2016 40 20 000,00 19,00% 38,00% 832,88
Итого   90       2 038,36

Позиция Пленума ВССУ

В соответствии с постановлением Пленума ВССУ №4 от 01.03.2013 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности», положения ст. 625 ГК не применяются к отношениям по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, так как возмещение вреда является ответственностью, а не денежным обязательством, которое возникает из договорных обязательств. Исключением является ответственность страховщика (ст. 992 ГК).

Cудебная практика

В 2015 г. Краматорский городской суд Донецкой области рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску истца к страховой компании (Ответчик 1) и виновнику ДТП (Ответчик 2) о взыскании страхового возмещения при защите прав потребителей, возмещении материального и морального вреда, причиненного в результате ДТП.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования. Она объяснила, что ДТП при участии автомобиля истца произошло по вине Ответчика 2, и автомобиль истца получил механические повреждения. Гражданско-правовая ответственность Ответчика 2 была застрахована. 14.05.2015 истец обратился в страховую компанию, однако та сумму страхового возмещения не оплатила. В связи с этим представитель истца просила взыскать со страховой компании ущерб, причиненный автомобилю, в сумме 51983,66 грн, а также 450 грн за оценку этого ущерба, а с виновника ДТП – моральный вред в размере 200 грн.

Истец иск поддержал и дал такие же объяснения, как его представитель. Ответчик 2 в судебное заседание не явился, предоставив письменное заявление, что иск он признает.

Представитель страховой компании в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о возможности рассмотреть дело без его участия на основании имеющихся материалов и доказательств, приняв заочное решение.

Выслушав истца, проанализировав собранные по делу доказательства, суд посчитал, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из копии постановления суда, Ответчик 2 был привлечен к административной ответственности за совершенное ДТП. Таким образом, в суде было установлено, что именно по вине Ответчика 2 произошло ДТП. Согласно копии страхового полиса, автомобиль Ответчика 2 был застрахован в страховой компании Ответчика 1. Согласно заключению экспертного авто-товароведческого исследования, стоимость материального ущерба, нанесенного автомобилю истца, составляла 51983,66 грн. Как следует из копии заявления о страховом возмещении от 14.05.2015, истец отправил документы для получения страхового возмещения в страховую компанию, что подтверждается экспресс-накладной об отправке курьером. Таким образом, в пользу истца со страховой компании подлежит взысканию сумма причиненного автомобилю ущерба в размере 51983,66 грн.

Согласно ч. 3 ст. 23 ГК Украины, моральный вред возмещается деньгами, другим имуществом или другим способом. Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий, ухудшения способностей потерпевшего или лишения его возможности их реализации, степени вины лица, которое нанесло моральный вред, если вина является основанием для возмещения, а также с учетом других обстоятельств, которые имеют существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости.

Истец просил взыскать с Ответчика 2 в его пользу моральный вред в сумме 200 грн, поскольку в результате ДТП он перенес сильные моральные страдания. Суд посчитал, что моральный вред подлежит удовлетворению в этой сумме, учитывая требования разумности и справедливости.

Таким образом, суд удовлетворил исковые требования, взыскал в пользу истца со страховой компании материальный ущерб в размере 51983,66 грн, расходы за проведение экспертизы в сумме 450 грн и 1218 грн судебного сбора, а с виновника ДТП – моральный ущерб в сумме 200 грн и 487,20 грн судебного сбора за подачу иска о взыскании морального вреда.

Наружное наблюдение (на их чекистском жаргоне - «наружка», а по-нашему - просто слежка) можно разделить на два вида. При одном варианте они стараются остаться незамеченными и выявить контакты. При другом - не скрываются, а наоборот, всячески демонстрируют свое назойливое присутствие. Все зависит от поставленной задачи. Разумеется, скрытую слежку обнаружить труднее, особенно человеку, ее не ожидающему. Но достаточно ее заподозрить, чтобы безо всякого труда удостовериться в «хвосте». Способов множество. Приведу самые эффективные.

Спускаюсь довольно быстро по заполненному людьми эскалатору метро, нахожу свободное место справа, останавливаюсь, оборачиваюсь. Тот, что бежит за мной метрах в десяти, сразу свободное место найти не может. Я обязательно увижу, как он нырнет на свободное место сзади от меня или в крайнем случае спереди. Еще одна такая операция на эскалаторе - и можно точно определить, кто именно тебя «пасет».

Делаю вид, что сажусь в вагон метро, но в последний момент торможусь и остаюсь на перроне перед закрытыми дверями. Дураков, не садящихся в уходящий поезд, обычно нет. Следовательно, те, что остались на перроне, - «хвосты».

«Хвост» обязательно будет смотреть на тебя: ты - его объект, он не должен тебя потерять. Будучи внимательным, можно заметить, кто постоянно смотрит на тебя, а при встречном взгляде обязательно быстро отведет глаза. Нормальный человек такой поспешности не проявит, а то еще и постарается тебя «переглядеть». Эти - никогда. Они панически боятся попасть на фотографию. Попробуйте сфотографироваться на улице - и вы увидите, кто именно будет с дикой поспешностью скрываться из кадра.

У «хвостов» в руках никогда ничего нет, разве что газета. У них холеные руки, не привыкшие к физическому труду, но лицо в то же время не отягощено признаками интеллекта. У них очень уверенный вид, что для наших людей нетипично - по крайней мере было нетипично в советские времена.

Летом они никогда не ходят в футболках, потому что в них негде укрыть микрофон рации. Они одеты в серую, незапоминающуюся одежду. Однако в течение смены могут переодеваться. Женщины чаще всего меняют юбку на джинсы и наоборот.

Они ездят на неприметных, потертых машинах, чаще всего на «Жигулях» первых моделей или «Волгах», раскрашенных под такси. Номера они могут менять несколько раз в течение смены, но набор их ограничен, и через некоторое время можно составить полный список всех номеров.

Человек, впервые попавший под слежку, начинает «дергаться», паниковать, постоянно проверяться. В принципе этого делать не следует, не надо показывать им, что они обнаружены. Ибо это ускоряет ход событий - и скорее всего не в вашу пользу. Пусть они думают, что все еще следят за вами тайно. Это ваш козырь. Они натасканы в своей работе и видят, когда человек «задергался». Правда, своему начальству они до последнего будут сообщать, что все идет нормально и они «ведут объект». Но если вы будете вытаскивать их на чистую воду, они скрыть свой промах не смогут и перейдут к другим мероприятиям, например, аресту.

Другая слежка - демонстративная. Ее главная цель - психологическое давление. Они сопровождают вас в двух шагах, не скрываются, переговариваются между собой, обсуждают вас. Практически нет места, куда бы могли пойти вы и не могли пойти за вами они. Привыкнуть к такой слежке трудно (я лично адаптировался не меньше месяца). Однако надо сохранять видимость полного равнодушия, ибо их задача - не только пресечь нежелательные с их точки зрения контакты, но и лишить вас спокойствия.

Иногда от них необходимо уйти. Это возможно даже и при втором варианте слежки. Например, в московском метрополитене есть участки, по которым поезд метро едет заведомо быстрее, чем их машины по улицам, особенно в плохую погоду и в часы пик. Вы садитесь в вагоне около выхода, а два ваших приятеля (надо договориться с ними заранее и позаботиться, чтобы «хвосты» о них не подозревали) в последний момент удерживают для вас закрывающиеся двери. Вы выскакиваете, они остаются. Если повезет, вы вскочите в ожидающую вас на улице машину раньше, чем они успеют воспользоваться своей. Приятелям, конечно, может достаться, но вы на время освободитесь и сделаете свои дела.

Если они ездят за вами на одной машине и ставят ее перед подъездом дома, в который вы зашли, можно выбраться через окно с противоположенной стороны дома.

Если они расслаблены, не ожидают от вас побега и не идут за вами в магазин или кафе, где у вас есть приятель, можно уйти через служебный вход. Перед этим хорошо зайти еще в несколько магазинов, покупая продукты и таская их с собой, чертыхаясь от тяжести и неудобства.

Следует, однако, учитывать, что с каждым вашим побегом они становятся бдительнее - будет ездить не на одной машине, а на двух или четырех; будут ходить совсем вплотную; будут садиться вместе с вами в ваше такси или прокалывать шины в вашем автомобиле. Кроме того, после удачного вашего побега они становятся злыми и агрессивными: они получают нагоняй от начальства, их лишают премиальных, и они будут вымещать свою злобу на вас. Так что скрываться следует только при необходимости.

Помимо наружного наблюдения есть и другие способы слежки, апробированные в госбезопасности. В советские времена в жаргоне органов были, например, такие термины, как «мероприятие «Т» (прослушивание телефона) и «мероприятие «С» - (прослушивание квартиры). Но это слежение издалека. «Наружка», по-видимому, остается самым надежным способом оперативного наблюдения.