Социальные сети уже давно перестали быть простой возможностью безграничного общения. Пользователи с удовольствием публично выкладывают свои персональные данные, фото, информацией о прекрасно проведенном вечере в прошлые четверги, отпуск в теплых краях прошлым летом и так далее.

Никого не удивим, сказав, что социальные сети собирают и хранят информацию о зарегистрированных пользователях (и не только зарегистрированных). Социальные сети используют эту информацию, в том числе, для собственных целей. Более того, они передают информацию о пользователях правоохранительным органам по их запросам.

Однако в последнее время участились случаи вынесения постановления украинскими судами, которыми судьи удовлетворяют ходатайство прокуроров о временном доступе к вещам и документам, которые находятся «в администрации социальной сети, например «facebook», расположенному по адресу: Facebook Inc. 10 Brock Street, NW1 3fg London, United Kindom 1601 Willow Road Menlo Park, CA 94025 United States, с целью установления владельца аккаунта под названием «Тимофей Троцкий» и возможностью изъятия копий подтверждающих документов».

Обычным пользователям такая новость покажется смешной и бессмысленной. На самом ли деле все так смешно, как кажется? Давайте разбираться!

Персональные данные в социальных сетях

Социальные сети – монстры, которые владеют персональными данными о вас намного больше, чем может казаться. Они знают кто мы есть, где мы были и когда (Instagram может продемонстрировать наглядно). Они знают, с кем мы общаемся и о чем. Они знают наши номера телефонов, адреса электронной почты и даже домашние адреса.

Условно все персональные данные, которыми владеют социальные сети о пользователях можно разделить на три больших группы:

- персональная информация, которой пользователи «делятся» добровольно (информация, которая указывается пользователем во время регистрации, создания материалов или их публикации, отправления сообщений и тому подобное);

- персональная информация, которую социальная сеть собирает самостоятельно (например, через мобильные приложения, в частности о местонахождении пользователей, о контактных данных лиц, которые содержатся в телефонной книге пользователя);

- персональная информация, которую социальная сеть получает от третьих лиц (в частности, от других зарегистрированных пользователях или ресурсов-партнеров).

А. Социальные сети и персональные данные на девайсах

Особенного внимания, заслуживает доступ социальных сетей к конфиденциальной информации, которая хранится в мобильных девайсах пользователей, которые установили мобильное приложение. Да, загрузив файл с данными, которые есть в Facebook на себя (вы также можете загрузить информацию о себе, нажав на «Скачать копию вашей информации на Facebook», мы были в определенной степени удивлены, поскольку увидели кое-что, чего не ожидали увидеть – контакты людей, записанные в телефонной книге).

К слову, там даже есть удаленные из телефона контакты. Ну не «круто» ведь?

Б. Хранение информации о перемещении пользователей

К счастью, Facebook, Twitter, VK не имеют возможности выдать маршрут перемещения пользователя в конкретный день с указанием приблизительного времени пребывания в конкретном месте. А Google может.

Google может напомнить и вам, где вы провели 13 мая 2015 года или 27 июля 2014 года.

Выяснив, что социальные сети (и не только) «знают» о своих пользователях, становится, мягко говоря, жутко. Поэтому, самое время перейти ко второму блоку – взаимодействию социальных сетей с государственными органами, в том числе с правоохранительными.

В. Взаимодействие социальных сетей с правоохранительными органами

В пределах этого вопроса, уместно будет вспомнить о деле относительно судебного ордера Twitter. Власть США, прислав к компании Twitter ордер 2703 (d), который содержал отсылку к закону о сохранении информации, требовала выдать названия учетных записей, сообщения, адреса, номера телефонов, адреса, реквизиты банковских счетов лиц, которые ориентировочно связаны с деятельностью WikiLeaks. Как уже было выяснено в предыдущем блоке, социальная сеть этой информацией может владеть. В соответствии с ордером 2703 (d) Twitter не имела права сообщать кому-либо о требованиях власти США.

Социальной сети удалось обжаловать ордер в суде и сообщить лицам о требованиях власти, однако лицам, информацию относительно которых запрашивалась, упразднить ордер не удалось.

Г. Украина и персональные данные социальных сетей

Запросы от правоохранительных органов Украины на данное время одиночные, так, например, в течение июля-декабря 2015 года правоохранительные органы Украины обращались к Facebook 9 раз с требованием предоставить информацию о пользователях (аккаунты), из них было удовлетворено 44,44% запросов, что составляет 4 положительных запроса.

Для сравнения, представители правоохранительных органов США к социальным сетям в течение июля-декабря 2015 года обратились 19235 раз, из них было удовлетворено 81,41% запросов (в том числе на основании ордера 2703 (d) -601).

В свою очередь, за аналогичный период в 2014 году от правоохранительных органов Украины пришел лишь 1 запрос, в удовлетворении которого социальной сетью было отказано. Таким образом, можно проследить рост активности правоохранительных органов Украины относительно сотрудничества с социальными сетями. Нам кажется, это только начало.

Twitter, к сожалению, не показывает информацию относительно запросов государственных органов Украины. В свою очередь, ситуация из Google не может не радовать – ни одного удовлетворенного запроса за 2015 год. Однако, в течении первой половины 2014 года было удовлетворено 50 запросов, это при условии того, что Google знает, где вы провели среду на прошлой неделе и 15 января 2014 года.

Правила и политики использования данных содержат много абстрактных и субъективных категорий, которые дают возможность толковать их “в свою пользу” в любой ситуации. Было бы хорошо, если бы количество мест для маневров были меньшим, учитывая, что такие абстракции могут играть не в пользу пользователей.

С точки зрения защиты прав личности, не правильной является формулировка «для раскрытия содержимого аккаунта может понадобиться запрос или судебное поручение на основании конвенции о взаимной правовой помощи», которая содержится в разделе «Информации для правоохранительных органов», размещенном на Facebook. С целью защиты от необоснованных преследований и абсолютно безосновательных источников информации о лице важна императивность, то есть такие запросы или судебные поручения не “могут понадобиться”, а «необходимы».

По нашему субъективному мнению, учитывая важность охраны и защиты права на личную жизнь и ее тайну, на конфиденциальность персональных данных о лице, ради обеспечения сохранения информации о пользователях, социальные сети должны сотрудничать с правоохранительными органами других государств, в частности Украины, только через официальные органы государств, где хранятся данные, собранные соцсетями.

Такое взаимодействие будет значительно более длительным во времени, но даст возможность избежать своеволия со стороны правоохранительных органов и уменьшит риски необоснованного разглашения информации о лице пользователя социальной сетью.

Таким образом, пользователи абсолютно беззащитны перед лицом интернациональных соцсетей. Кто-то может подумать, что это паранойя, однако, юридическое лицо владеет информацией об имени и фамилии лица, его местонахождения, какие расчеты такое лицо осуществляло, с кем она имеет социальные контакты и обменивается сообщениями, более того, о том, с кем пользователь намеревался жениться три года назад. Тотальный контроль. Джордж Оруэлл позавидовал бы.

Поэтому, постановление следственного судьи Печерского районного суда города Киева, которое предоставляется начальнику отдела прокуратуры г. Киева – прокурору в уголовном производстве, временный доступ к документам, а именно данных относительно аккаунтов (с перечнем), которые находятся у администрации социальной сети «facebook», и на администрацию социальной сети FB возлагается обязанность изготовить и предоставить в электронном виде документы, которые содержат персональные данные относительно аккаунтов, уже отмеченному прокурору с возможностью изъятия таких копий, не вызывает больше смех, правда?

И напоследок, никогда невозможно заранее догадываться, кто заинтересуется информацией о вас. Особенно, когда вся информация собрана и хранится у одного распорядителя.

Невзирая на все антирейдерские изменения в украинском законодательстве, банкротство предприятия, других юридических лиц, как и раньше, является одним из наиболее популярных способов выведения “лакомых” активов как способа рейдерского захвата.

Причиной этому является широкие возможности данного “способа”, с помощью которого некоторым правонарушителям удается получить контроль над чужим бизнесом или заставить продать другого такой бизнес.

На практике банкротство предприятия является наиболее распространенным видом установления насильственного контроля на активами компании. Как правило, причинами для этого являются:

- экономическая слабость бизнеса;

- нарушение законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности;

- внутренний корпоративный спор.

В большинстве случаев события при рейдерском захвате предприятия путем банкротства такого предприятия развиваются так:

- сбор информации и поиск или же формирование задолженности и условий невозможности ее погасить;

- юридическая подготовка судебного процесса банкротства;

- конкурсное производство;

- ликвидация юридического лица с распродажей имущества.

Как мы понимаем, сам собственник компании-банкрота фактически никакого отношения к оценке активов своей компании не имеет.

При этом активы компании скупают полностью законным путем и нередко “цена вопроса” не имеет особенного значения, поскольку первоочередной целью является завладение блокирующим или контрольным пакетом корпоративных прав.

Приобретя контрольный пакет корпоративных прав (например, 60 %) рейдеры назначают своего директора и тот выводит из предприятия деньги, продает имущество, осуществляет другие действия, которые противоречат интересам бизнеса и его владельцам.

Иногда, даже владея 10-15% корпоративных прав можно существенно повлиять на долю компании, поскольку во многих случаях такой процент является достаточным для проведения собраний владельцев, на которых кажется возможным поставить на повестку дня изменение руководства компании. Приобретение корпоративных прав, как правило, осуществляется через подставные лица, чтобы факт скупки контрольного пакета до последнего оставался завуалированным.

В этих условиях можем предоставить Вам несколько советов, во избежание попадания на путь банкротства и не стать жертвой рейдеров.

При создании бизнеса или на стадии его уже активного развития, важным моментом для предотвращения негативных последствий для вашей компании или и вообще потери таковой предлагаем:

1) Взвешенно выбирать в бизнес партнеров;

2) Заручиться поддержкой квалифицированных юристов, которые помогут минимизировать “шаткие” моменты при составлении учредительных документов и в дальнейшем будут скрупулезно следить за развитием “юридических” событий вокруг Вашего бизнеса и вовремя совершать превентивные меры для предотвращения негативных последствий;

3) Назначать на руководящие должности доверенные лица с тщательной проверкой их предыдущей трудовой деятельности;

4) “Страховать” материальные активы компании (накладывать запреты на отчуждение и т. д.);

5) Осуществлять полноценную проверку добросовестности кредиторов компании;

6) Осуществлять деятельность с соблюдением требований действующего законодательства;

7) Время от времени осуществлять независимый финансовый и юридический аудит деятельности компании (конечно же посторонними, незаинтересованными фирмами) и т.д.

И помните, что банкротство предприятия может быть как заранее подготовленной, так и спонтанно проведенной процедурой.

Однако, если же ваша компания все-таки по каким-либо причинам находится на пороге банкротства, то советуем обратиться хотя бы для консультации к специалистам, которые смогли бы помочь Вам построить стратегию “правильного” и эффективного банкротства Вашей компании и сохранения ее активов.

Процедура банкротства предприятия не является шаблонной, потому не пытайтесь самостоятельно, без каких-либо навыков, методом вычитывания статей спасти свой бизнес или его активы, потому что, как показывает практика, такие методы являются пагубными.

Кстати, совсем недавно, Верховная Рада Украины приняла Закон Украины »О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности», который призван уменьшить случаи рейдерского захвата, в т.ч. и путем банкротства предприятия.

Купівля квартири – це завжди актуальне питання для молодих сімей та тих, хто хоче покращити умови свого проживання. Саме тому поради юристів в цьому питання завжди потребують особливої уваги, адже шахраї часто користуються необізнаністю пересічного громадянина.

Узагальнимо нашу практику з цього питання та надамо 10 порад тим, хто не збирається потрапити на гачок до шахраїв при купівлі квартири.

1) Обов’язково необхідно ретельно оглядати житло. Як говорять юристи, якщо покупець після оформлення договору купівлі/продажу помітив в квартирі якісь труднощі – буде складно що–небудь виправити. Тому, до підписання договору необхідно мати максимально повне уявлення про стан квартири.

2) Зберіть і перевірте документи, – якщо вам складно розібратися в усіх тонкощах, було б доцільно звернутися за послугами до юристів. В будь-якому разі, будьте пильними і уважно все перевіряйте. Особливо, наприклад, якщо це квартира в новобудові, адже там є певні тонкощі, які ми розкривали в попередній статті: »Як купити квартиру в новобудові правильно і безпечно?».

3) Поговоріть обов’язково з сусідами. Не всю інформацію можна почерпнути з документів – часто сусіди можуть надати безцінну інфу про квартиру і про її хазяїв.

4) Договір купівлі/продажу квартири краще довірити скласти професіоналові. Адже ті договори, що містяться, наприклад, в інтернеті у вільному доступі не здатні захистити вас в повній мірі, адже складені без продумування тонкощів та особливостей в кожному конкретному випадку. Було б правильнішим придбавати квартиру, користуючись послугами брокера і звертаючись до надійного нотаріуса.

5) Не покладайтеся тільки на агентство або ріелтора на стороні продавця. Оскільки це угода з двома сторонами, вам краще мати свого брокера – адже інша сторона зацікавлена виключно у продажу, тому, можливо, не варто орієнтуватися тільки на них.

6) При необхідності робіть технічну експертизу – не варто вірити продавцеві на слово відносно технічного стану квартири, все повинно бути підтверджено документально.

7) Ретельно вивчайте документи, які підписуєте. Візьміть собі за правило: ніколи не підписувати папери, в яких вам не все зрозуміло. Якщо в чому–небудь складно розібратися самостійно – проконсультуйтеся з фахівцем. Ми писали, чому так, тут: «Головна заповідь юриста, яка збереже вас від в’язниці і заощадить гроші!».

8) Обов’язково упевніться в тому, що з квартири виписані всі мешканці, які були в ній прописані, і повністю сплачені комунальні послуги до підписання договору купівлі/продажу квартири Це особливо важливо, адже потім можна зіштовхнутися з суттєвими неприємностями.

9) Проконсультуйтеся з брокером і нотаріусом, які можливості безпечного розрахунку вони надають. Деякі нотаріуси працюють тільки з розрахунками з безналу – це необхідно з’ясувати завчасно.

10) У випадку з іпотекою, бажано, щоб відразу ж під час сплати грошей, покупець отримував право власності.

Сподіваємося, наші поради вам допоможуть зробити правильне рішення при купівлі квартири. А у разі певних питань, наші юристи раді будуть вам допомогти їх вирішити.

Нотариус – работа ответственная. Это подтверждают и законодательство, и практика. Однако от технических ошибок нотариус, как и любой другой человек, не застрахован. Между тем, его банальная техническая ошибка может дорого обойтись клиенту. Как быть, если она все же была допущена? Какие есть способы исправления таких ошибок?

Сразу отметим, что в своей деятельности нотариус пользуется многими нормативными актами, но прежде всего его действия регулируют «Правила ведения нотариального делопроизводства» (далее – Правила), утвержденные приказом Министерства юстиции Украины №3253/5 от 22.12.2010. Этот документ можно отнести к разряду «настольных» для нотариусов Украины, но проблеме ошибок в нем уделено не так много внимания.

Исправленному верить

Тексты нотариально удостоверенных сделок, удостоверяемых копий (фотокопий) документов и выписок из них, переводов и заявлений должны быть написаны ясно и четко. Это не просто требование – это законодательное требование, прописанное в означенных выше Правилах. Там же сказано, что даты, касающиеся содержания удостоверяемых сделок, хотя бы один раз должны быть обозначены словами, а наименования юридических лиц – без сокращений и с указанием их местонахождения и кода налогоплательщика по ЕГРПОУ или налогового номера. В необходимых случаях указываются также номера счетов юридических лиц в банках.

Однако практика показывает, что есть случаи, входящие в так называемую группу риска. Прежде всего, это люди с редкими именами и фамилиями. Опасность подстерегает также граждан, чьи имена пишутся непривычно, например, в переводе на украинский язык. В данном случае советы юриста однозначны: перед тем, как подписывать документ, а лучше перед заверением нотариуса прочитайте его внимательно. Помните, что разночтения между паспортом и нотариальным документом недопустимы.

Законодательство отмечает, что в случае допущения ошибки в тексте нотариально оформляемого документа, который не нуждается в подписи лица, обратившегося за совершением нотариального действия (свидетельства, выданного нотариусом, копии или дубликата документа и т. п.), внесение дописок или исправлений к тексту документа осуществляется по заявлению этого лица, которое, кстати, зарегистрировано в журнале регистрации входящих документов. Исправление такой ошибки оговаривается нотариусом, который совершал нотариальное действие, после удостоверительной надписи с указанием даты и проставлением своей подписи и печати на такой оговорке. При этом все исправления должны быть сделаны таким образом, чтобы можно было прочитать как исправленное, так и ошибочно написанное, а затем зачеркнутое.

«Удостоверительная надпись должна быть написана ясно, четко, грамотно, без подчисток. Дописки или исправления, сделанные в тексте удостоверительной надписи, оговариваются нотариусом, который совершал нотариальное действие, после удостоверительной надписи и скрепляются его подписью и печатью с указанием даты», – говорится в п. 6.16 гл.VI «Составление и оформление нотариальных документов» Правил.

Хочется отметить, что во всех случаях, когда ошибка произошла по вине нотариуса, исправления вносятся бесплатно для клиента.

Суд как последняя инстанция

Беда в том, что многие ошибки нотариуса в документе имеют правовые последствия, а испорченную правовую бумагу можно оспаривать только в суде.

Основной составляющей института нотариата является то, что деятельность нотариусов носит публично-правовой характер, в связи с чем действия по совершению нотариальных услуг могут быть обжалованы в суде, в т. ч. и действия, в результате которых была совершена техническая и, тем более, сознательная, преднамеренная ошибка.

В таких случаях действия клиента, пострадавшего от такого «специалиста», понятны – обращение в суд. Суд же, в свою очередь, рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке, выясняет неправомерность действий нотариуса, разбирает иные нюансы совершения того или иного нотариального действия и выносит решение об исправлении технической или преднамеренной ошибки.

Кроме того, судебной тяжбы не избежать тем, кто не заметил вовремя допущенную нотариусом ошибку и, как результат, не имел возможности исправить ее по, например, одной их банальных причин: нотариус, который ее совершил, прекратил свою деятельность.

Кроме суда

Напомним, что в Украине введен новый порядок регистрации прав на недвижимость – ее, как и регистрацию бизнеса, передали, кроме прочих, и нотариусам. Двигателем этого процесса стала новая редакция Закона №1952-IV от 1.07.2004 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», которая вступила в законную силу с 1.01.2016. Как и любой новый процесс, это несет риск технических и намеренных ошибок.

Приказом №37/5 от 12.01.2016 Минюст утвердил «Положение о Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации». Согласно ему, комиссия является постоянно действующим коллегиальным консультативно-совещательным органом при Министерстве юстиции и обеспечивает рассмотрение жалоб в сфере госрегистрации. Данный орган является некой альтернативой суду в случае, если нотариус допустил техническую или, тем более, намеренную ошибку, совершая то или иное регистрационное действие.

Правда, тут надо отметить, что решение комиссии никак нельзя поставить вровень с судебным решением, так как оно не отменяет незаконное или ошибочное действие нотариуса. Однако заключение комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации может стать основанием для обращения в суд, а также доказательством факта неправомерного действия.

Тут нужно отметить, что заключение комиссии не влияет на право собственности, как многие думают, а лишь признает факт регистрации как таковой, который не соответствует закону.

Повторим, комиссия рассматривает как случаи, когда имела место банальная техническая ошибка регистратора, так и случаи преднамеренных неправомерных действий, результатом которых стал захват чужого имущества. Но в любых ситуациях решение, касающееся восстановления права собственности, принимает суд.

Почему законодатель предлагает возложить расходы, связанные с исполнением решений Европейского суда по правам человека, на виновных должностных лиц? Как это изменит ситуацию? И к чему приведет принцип «кто виноват, тот и платит»?

В Украине на сегодняшний день прослеживается сложная ситуация с исполнением судебных решений. Как отметил министр юстиции Павел Петренко, она не просто сложная, а плачевная. «К сожалению, мы имеем сейчас ужасную ситуацию. Только 5% судебных решений, которые выносятся украинскими судами, исполняются. Эта статистика прослеживается в течение последних 20 лет», – подчеркнул министр.

Что касается исполнения решений Европейского суда по правам человека, то там ситуация ненамного лучше, ведь каждое решение «против Украины», как известно, возлагает на государственный бюджет компенсацию «кругленьких сумм» потерпевшим. Что хотят изменить в вопросе исполнения решений ЕСПЧ и какие проблемы существуют в этом вопросе?

Буква закона

Украина является стороной Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. и протоколов к ней. В соответствии с п. 1 ст. 46 Конвенции, стороны обязуются исполнять окончательные решения Европейского суда по правам человека в любых делах, в которых они являются сторонами. Согласно Закону Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», исполнение решений Суда возлагается на органы исполнительной власти, которые обеспечивают осуществление мер индивидуального (выплата справедливой компенсации, повторное рассмотрение дела административным органом и т. п.) и общего характера, необходимых для надлежащего исполнения решения Суда по делу против Украины и устранения недостатков системного характера, которые лежали в основе обнаруженного ЕСПЧ нарушения Конвенции.

Кто виноват, тот и платит?

22 ноября с. г. в парламенте зарегистрирован законопроект №5438 «О внесении изменений в Закон Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» (относительно совершенствования процедуры исполнения решений и предложений Европейского суда по правам человека)». Его основная цель – возложить расходы, связанные с исполнением решений ЕСПЧ, на виновных должностных лиц, поскольку сегодня государство несет большие убытки в связи с исполнением решений Суда. По мнению инициаторов, это приведет к уменьшению нагрузки на расходную часть Государственного бюджета и поддержанию имиджа Украины как правового, социального и демократического государства.

Законопроектом, в частности, предусматривается дополнить ст. 3 Закона «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» частью следующего содержания: «Расходы Государственного бюджета Украины по исполнению решения возмещаются государству за счет должностных лиц, незаконные действия или бездеятельность которых побудили взыскателя подать заявление в суд для защиты его нарушенных прав». При этом на орган, ответственный за обеспечение представительства Украины в ЕСПЧ и координацию выполнения его решений (органом представительства сейчас является правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ), будет возложена обязанность информировать Верховную Раду о выполнении решений и применении практики Суда.

В проекте также предлагается уточнить положения ст. 14 Закона «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», в которой говорится о действиях органа представительства по принятию мер общего характера при выполнении решений Суда.

Парламентский контроль

По словам законодателя, выполнение решений Европейского суда по правам человека, особенно тех, которые нуждаются в решении системных проблем, невозможно без активного участия органа законодательной власти страны, в частности осуществления им эффективного парламентского контроля за выполнением решений ЕСПЧ. Инициаторы проекта ссылаются на то, что в резолюции №1516 от 2.10.2006 Ассамблея призвала национальные парламенты ввести специальные механизмы и процедуры для эффективного парламентского контроля за исполнением решений суда путем регулярного отчета ответственных министерств (п. 22.1). При этом она оставила за собой право принимать соответствующие меры, в т. ч. применять правило 8 своего регламента (останавливать полномочия национальной делегации) в случае постоянного невыполнения соответствующим государством требований, указанных в решении суда, или в случае, если национальный парламент не окажет нужного давления на правительство для исполнения решения суда (п. 22.7).

Как отмечается в резолюции ПАСЕ №1787 от 26.01.2011, согласно Декларации и Плану действий, принятым в Интерлакене в феврале 2010 г., следует отдать предпочтение полному и эффективному соблюдению решений суда. Ассамблея считает, что должен быть обеспечен регулярный и тщательный парламентский контроль за выполнением решений ЕСПЧ как на европейском, так и на национальном уровнях.

Минюст «без учета»?

Согласно постановлению Кабинета министров Украины №784 от 31.05.2006 «О мерах по реализации Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», функции по обеспечению исполнения решений ЕСПЧ возложены на Министерство юстиции Украины. Оно же должно вести учет, сколько всего выплачено средств из государственного бюджета на исполнение решений Суда. Недавно этим вопросом заинтересовались в юридическом сообществе.

К примеру, помощник судьи Червоноградского городского суда Львовской области Ростислав Садовый в одной из юридических групп в социальной сети Facebook затронул эту проблему и написал, что отправил запрос в Министерство юстиции Украины:

«Я недавно получил письмо-ответ Минюста на вопросы:

1. Сколько всего выплачено средств из ГБУ (Государственный бюджет Украины – прим. ред.) во исполнение решений ЕСПЧ?

2. Сколько исков о возмещении убытков, причиненных ГБУ вследствие выплаты возмещений по решениям ЕСПЧ, было подано в суды, и сколько средств возвращено в бюджет?

Ответили только по выплатам за последние 2 года. При этом по ответу видно, что в Минюсте вообще никто не ведет учет дел по искам о возмещении убытков, причиненных ГБУ вследствие выплаты возмещений по решениям ЕСПЧ. Также никто не знает, какая сумма средств возвращена в бюджет. Как такое возможно? Ведь ведение такой исковой деятельности – обязанность этого органа, и она должна соответствующим образом учитываться. Этому на пятом курсе юрфаков учат.

Может, прежде, чем вносить в ВР такие законопроекты, нужно провести проверку в Минюсте на предмет надлежащего исполнения обязанностей по обращению в суд с исками о возмещении убытков, причиненных ГБУ вследствие выплаты возмещений по решениям ЕСПЧ? Ведь соответствующий порядок возмещения бюджетных потерь предусмотрен и без этого проекта. Зачем дублирование? Просто необходимо навести порядок в Минюсте.

К слову, в реестре судебных решений дел с такими исками я не нашел.

Также в проекте вызывает массу вопросов предложение лишать виновных лиц права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», – отмечает помощник судьи.

* * *

Видимо, вопрос исполнения решений Европейского суда по правам человека действительно требует доработки. Но нужно ли прибегать к таким изменениям, как предлагает законодатель? Может, действительно для начала следует навести порядок в действующей системе исполнения решений?

К слову, инициаторы законопроекта считают, что положительным моментом в связи с этими изменениями станут и уменьшение количества обращений в Европейский суд по правам человека, и улучшение социально-экономического состояния государства, и повышение авторитета Украины как страны, где права человека и социальные ценности имеют наивысшую правовую защиту.

Примечательно, что в Министерстве юстиции заявили, что большое количество дел против Украины в Европейском суде связано с несовершенством судебной системы, и нужно дождаться ее реформирования. На самом деле суды здесь ни при чем, поскольку львиная доля дел – это споры о неисполнении решений судов, уже вступивших в законную силу. Это напоминает замкнутый круг, ведь пока не улучшится ситуация с исполнением решений национальных судов, количество обращений в Европейский суд по правам человека не уменьшится и, следовательно, никакие изменения и перекладывание выплат «на плечи» должностных лиц ситуацию не улучшат.

Иногда юридическое лицо «мертвым грузом висит» на предпринимателе, не принося дохода. В таком случае самое правильное решение – «закрыть и забыть». В предыдущем номере «Судебно-юридической газеты» мы анализировали, как правильно учредить юридическое лицо, а в этот раз попытаемся разобраться во всех тонкостях процесса его ликвидации и составить пошаговую инструкцию.

В соответствии со ст. 104 Гражданского и ст. 59 Хозяйственного кодексов Украины, юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. Ликвидация – регламентированная законом процедура, результатом которой является прекращение деятельности юридического лица. При этом права и обязанности юрлица прекращаются, а не переходят к другим лицам.

Процедура ликвидации регулируется не только ГК и ХК, но и другими нормативно-правовыми актами, в частности законами «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», «О хозяйственных обществах», «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и пр.

Принять решение

Юридическое лицо ликвидируется:

- по решению его участников или органа, уполномоченного на это учредительными документами. Такое решение, в зависимости от формы юрлица, может оформляться, например, протоколом общего собрания участников;

- по решению суда.

Т. е. добровольно или принудительно. В контексте этой статьи мы будем рассматривать добровольный порядок.

Создать ликвидационную комиссию

Установить порядок и срок ликвидации

В соответствии с положениями ст. 105 ГК Украины, участники юридического лица назначают комиссию по его прекращению (по реорганизации, ликвидационную), ее председателя или ликвидатора и устанавливают порядок и срок заявления кредиторами своих требований. Кстати, ликвидационной комиссией может быть и сам орган управления юрлица.

Следует отметить, что ликвидационная комиссия не имеет статуса юридического лица, а предприятие, которое ликвидируется, в период ее работы статуса юридического лица не теряет. Но дееспособность юридического лица осуществляется через ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юрлица, кроме тех, которые остаются за участниками согласно законодательству Украины (например, утверждения ликвидационного баланса).

Стоит обратить внимание, что порядок ликвидации традиционно предусмотрен учредительными документами юридического лица.

Уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию

Согласно той же ст. 105 ГК Украины, участники юридического лица или орган, принявший решение о его прекращении, обязаны в течение 3 рабочих дней со дня принятия решенияписьменно уведомить о нем орган, осуществляющий государственную регистрацию. Получив такое сообщение, орган госрегистрации вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее – Реестр) запись о решении относительно прекращения юридического лица. Это требование направлено на защиту прав кредиторов, которые смогут узнать о намерениях юридического лица прекратить свою деятельность на начальной стадии, поскольку данные Реестра являются открытыми для общего ознакомления.

В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», для регистрации решения о прекращении юрлица регистратору необходимо предоставить следующие документы:

решение участников или соответствующего органа юрлица о прекращении юридического лица;

документ, которым утверждены персональный состав комиссии по прекращению (по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатора, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков и срок заявления кредиторами своих требований (в случае отсутствия указанных сведений в решении участников или соответствующего органа юридического лица).

Документы можно подать в оригинале или их нотариально заверенные копии.

Другие органы

ГФС

После регистратора необходимо нанести визит в Государственную фискальную службу и в органы пенсионного фонда.

В 3-дневный срок со дня внесения в Реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в территориальный орган ГФС, где налогоплательщик состоит на учете, необходимо подать следующие документы:

- заявление о прекращении налогоплательщика по ф. №8-ОПП;

- оригинал справки по ф. №4-ОПП;

- копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами, о ликвидации;

- копию распорядительного документа об образовании ликвидационной комиссии.

В связи с ликвидацией назначается и проводится внеплановая документальная проверка юридического лица. В случае установления факта отсутствия задолженности налогоплательщика перед бюджетом орган государственной налоговой службы составляет справку по ф. №22-ОПП.

Пенсионный фонд

В соответствии с порядком ведения учетных данных и снятия с учета страхователей в органах Пенсионного фонда Украины, после получения от государственного регистратора уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица орган Пенсионного фонда проводит документальную проверку страхователя относительно правильности начисления и уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование. На основании акта проверки страхователь осуществляет окончательные расчеты.

При наличии у страхователя задолженности орган ПФ заявляет требования как кредитор путем направления председателю ликвидационной комиссии, уполномоченному им лицу или ликвидатору справки о долге по всем видам платежей, а также документов, подтверждающих суммы недоимки. Закрывается дело страхователя после окончательного погашения им недоимки по уплате страховых взносов и других платежей или передачи долга по местонахождению правопреемника.

На основании справок об отсутствии задолженности по уплате страховых средств, предоставленных фондами социального страхования, орган Пенсионного фонда составляет справку об отсутствии задолженности по уплате страховых средств в ПФУ и фонды социального страхования.

По обращению председателя ликвидационной комиссии, уполномоченного им лица или ликвидатора органом ПФ выдается справка об отсутствии задолженности, но не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем регистрации справки. После окончания 3-дневного срока она направляется по почте по адресу, указанному в обращении.

Если есть работники…

Им необходимо сообщить о предстоящем увольнении (в связи с ликвидацией компании) не менее, чем за 2 месяца. И не просто «на словах», а письменно и под расписку. В соответствии с положениями ст. 49-2 КЗоТ, одновременно, т. е. также не менее, чем за 2 месяца, необходимо направить информацию о предстоящем высвобождении работников в государственную службу занятости.

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в случае, если работодатель планирует увольнение в связи с ликвидацией предприятия, он должен заблаговременно, не позднее, чем за 3 месяца сообщить об этом первичным профсоюзным организациям, предоставив информацию о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, и сроках проведения увольнений, а также провести консультации о мерах по предотвращению увольнений, сведению их к минимуму или смягчению их неблагоприятных последствий.

Уведомить кредиторов о ликвидации

В соответствии с ч. 4 ст. 105 ГК, срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять менее 2 и более 6 месяцев со дня публикации сообщения о решении относительно прекращения юридического лица.

Закрыть банковские счета

Согласно ч. 3 ст. 111 ГК Украины, во время проведения мероприятий по ликвидации юридического лица до окончания срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами.

Провести инвентаризацию и оценку имущества

В соответствии с положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Министерства финансов №879 от 02.09.2014, в случае прекращения предприятия является обязательным проведение инвентаризации, причем сплошной (полной). Она охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в т. ч. предметы, переданные в аренду или лизинг, ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении, условные активы и обязательства (залоги, гарантии и т. п.), бланки документов строгой отчетности и пр. Выводы инвентаризации отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который оформляется после ее окончания, передается на рассмотрение руководителя предприятия и утверждается им в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

Оценка имущества и имущественных прав – это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами. Она проводится субъектом оценочной деятельности. Главным нормативно-правовым актом, посвященным этому вопросу, является ЗУ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

В аспекте ликвидации проведение оценки имущества является обязательным, если этот процесс касается государственных предприятий, коммунальных и с государственной долей имущества (долей коммунального имущества).

После указанных действий ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юрлица (филиалов, представительств), если таковые имеются, и в соответствии с законодательством о труде осуществляет увольнение его работников. Лицензии, документы разрешительного характера и пр., а также печати и штампы, которые подлежат возврату органам государственной власти или местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией (ликвидатором).

Составить промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и данные о результатах их рассмотрения. Согласно ст. 11 ГК Украины, промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Далее необходимо организовать взыскание дебиторской задолженности и продажу всех активов юрлица. Для этого ликвидационная комиссия (ликвидатор), согласно ст. 111 ГК, заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица.

Рассчитаться с собственниками

Если после удовлетворения требований кредиторов от активов что-то осталось, необходимо провести расчеты с собственниками (акционерами, участниками) юрлица.

Составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Что делать с имуществом?

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в т. ч. по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и пр.), передается участникам юридического лица, если иное не установлено его учредительными документами или законом.

Закрыть последний счет в банке

После проведения расчетов с кредиторами можно и нужно закрыть последний счет в банке.

В архив

Документы, которые подлежат длительному хранению (например, сведения о выплате заработной платы), необходимо передать в соответствующее архивное учреждение и получить об этом справку. Эта справка необходима для окончания процесса ликвидации.

И опять к регистратору

По окончанию процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами необходимо опять направиться к регистратору для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.

В этот раз регистратору необходимо предоставить следующие документы:

заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;

справку архивного учреждения о принятии документов, согласно закону подлежащих долгосрочному хранению.

И последним шагом станет внесение в Реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица. Только с этого момента юридическое лицо лишается своего статуса.

Ликвидация юрлица – зеркальное отражение его регистрации. Трудность этого процесса прямо зависит от размера и формы юрлица, наличия у него долгов, нанятых работников, «громоздкости» имущества. Но было бы желание, и »свести дебит с кредитом» представляется возможным.

Кредиторы – в очередь!

Имущественные претензии кредиторов юридического лица, которое ликвидируется, удовлетворяются из его имущества. При этом законодатель предположил, что соответствующего имущества для удовлетворения претензий всех кредиторов может не хватить, и установил специальную очередность.

В соответствии с положениями ст. 112 ГК Украины, в первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или иным способом. Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования авторов о плате за использование результатов их интеллектуальной деятельности. В третью очередь удовлетворяются требования по налогам и сборам (обязательным платежам). В четвертую очередь – все остальные требования.

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально суммам требований каждого кредитора этой очереди.

Стоит отметить, что требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался в суд с иском, а также требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, считаются погашенными.