После того, как МВФ отсрочил выдачу очередного – третьего транша по программе кредитования украинской экономики с использованием механизма расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF) впечатлительное население опять стали пугать галопирующим ростом курса доллара. «Апостроф» предлагает вспомнить аналогичные примеры из прошлого, которые могут объяснить, почему затягивание вопроса об очередном транше не скажется на курсе национальной валюты.

Причина 1. Проклятие третьего транша

Украина уже не в первый раз за последние 10 лет имеет сложности в получении транша МВФ. Ранее до этой стадии мы смогли продержатся только один раз. В 2009 году программа stand-by 2008 года была заморожена сразу же после получения третьего транша. Причина – обман западных кредиторов со стороны украинского правительства. Мы выполнили требования МВФ в части повышения цен на газ, но после того как деньги попал в казну, отменили непопулярное решение задним числом.

Напомним, в этот период мир находился в состоянии тяжелого финансово-экономического кризиса. Курс гривны тогда обвалился с 5 грн/$ до 8 грн/$ на протяжении осени 2008 – начала зимы 2009. Более курс был нерушимым вплоть до конца 2013 г. Накануне парламентских выборов 2012 г. экспортеры даже умоляли правительство немного отпустить гривну до 10 грн./$. Но их не услышали в угоду политической целесообразности.

Причина 2. Пять лет без МВФ

С 2010 года сотрудничество Украины с МВФ было прекращено. Возобновило контакты с Фондом уже правительство Арсения Яценюка. В феврале 2015 года гривна обесценилась вдвое – до 16 грн/$, а к 10 марта – практически втрое – до 21,7 грн/$. И только после этого (11 марта) МВФ одобрил программу кредитования экономики Украины общим объемом $17,5 млрд сроком на 4 года.

Первый транш на $5 млрд Украина получила 13 марта 2015 года. И уже 16 марта курс вырос на 25 коп. – до 21,95 грн/$. Второй транш нам выделили 4 августа 2015 года. Накануне – 1 августа – курс составлял уже 24,95 грн/$. Не произошло чуда и через неделю – курс 11 августа снизился лишь на копейку – 24,94 грн/$.

И еще - мы прождали третий транш по программе EFF до сентября 2016 года. Более того, о нем не вспоминали даже политические оппоненты нынешней власти. При этом по состоянию на 1 января 2017 года золотовалютные резервы государства составили более $15,5 млрд, выросши за год почти на 17%.

Причина 3. Фактор экспорта

Какие факторы укрепляют гривну в этот период времени? Прежде всего, возможно сокращение спроса на валюту на межбанковском рынке. Так, вовсю проходит посевная кампания, а это значит, что сельхозпроизводители свои основные траты (за исключением ГСМ) на воспроизводство продукции уже сделали. Кроме того, Украина еще в начале марта прекратила отбор газа из подземных хранилищ. Теплая ранняя весна способствует не только экономии энергоносителей, но и валюты для их покупки за рубежом.

Наконец, мировые цены на продукцию горно-металлургического комплекса (одна из основных статей украинского экспорта) существенно выросли в 2016 году и пока нет оснований предполагать, что восходящий тренд прекратится в 2017-м.

Причина 4. Главный враг гривны

Какие факторы могут пошатнуть гривну? Из-за того, что часть горно-металлургических мощностей отобрали у Рината Ахметова на оккупированных территориях, приток валюты в страну может снизится. Аналитики подсчитали, что речь идет о $1,8 млрд потерь в торговом балансе государства. Но, при сохранении роста цен на сталь и железную руду существует шанс нарастить экспорт продукции ГМК до 10% в денежном выражении по сравнению с 2016 годом за счет предприятий, расположенных на подконтрольной правительству территории.

Гораздо более разрушительное воздействие на курс гривны оказывает политический кризис и эскалация конфликта в Донбассе. События, которые сильно нервируют всех – и население, и банки, и брокеров, и инвесторов.

Причина 5. Реформы позади

Ранее мы не добирались до очередного транша по причине того, что с каждым этапом программы, требования МВФ росли обратно пропорционально возможностям КМУ их выполнить (например, установить рыночные цены за энергоносители для населения).

Последние два украинских правительства Яценюка и Гройсмана уже провели практически все непопулярные реформы. Поэтому эксперты надеются, что транш от Фонда в размере $1 млрд все же поступит и размеры золотовалютных резервов Украины превысит $16 млрд. А другие государства-доноры нашей страны после столь долгожданного сигнала от МВФ продолжат финансирование отечественной экономики.

К примеру, уже сегодня вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис сообщил, что Украина получит второй транш макрофинансовой помощи от ЕС в размере 600 млн евро без каких-либо дополнительных условий.

Налогообложение жилой недвижимости: кто, сколько и как должен платить. Как отменить неверное определение суммы налога контролирующим органом

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, введен законодателем с момента принятия в 2010 году Налогового кодекса Украины. Сначала объектом налогообложения выступали объекты жилой площади, которыми владели как физические, так и юридические лица.

Этот налог оставался незаметным для рядового гражданина, поскольку для его расчета длительное время учитывалась именно жилая площадь и были определены льготы в зависимости от ее размеров (менее 120 кв. м для квартиры и менее 250 кв. м для жилого дома). Вместе с изменениями в законодательство, которые уменьшали указанные льготы и расширяли объект налогообложения, менялась и актуальность налога на недвижимость.

Главные изменения в порядок уплаты указанного налога начались с 1 января 2015 года в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года №71-VIII.

Согласно указанным законодательным изменениям, базой налогообложения определена уже не жилая площадь объектов жилой недвижимости, а их общая площадь. В то же время значительно уменьшены размеры общей площади объектов жилья, которые определяют льготы по уплате такого налога. К объектам налогообложения законодателем отнесены и нежилые здания (сараи, гаражи, летние кухни, погреба, мастерские и т. д.).

В таких условиях налог на недвижимость приобрел значительную актуальность. Особенно в условиях, когда подразделения контролирующих органов в массовом порядке стали рассылать плательщикам (физическим и юридическим лицам) уведомления-решения по уплате доначисленных сумм налога на недвижимость. Во многих случаях такие налоговые уведомления содержат ошибки в расчетах по определению сумм налогов и т. п.

Какие основные положения содержатся в законодательстве о налогообложении объектов жилой недвижимости, кто и сколько должен платить налог, каков порядок его начисления и уплаты и как обжаловать неправомерное решение контролирующего органа в случае неверного определения суммы налога?

За что мы должны платить? (Объект и база налогообложения — п. 266.2, 266.3 НКУ)

Налог уплачивается за общую площадь объекта жилой и нежилой недвижимости (гаражи, мастерские, летние кухни и т. п.), в том числе его часть.

Объекты жилой и нежилой недвижимости, в отношении которых не применяется указанный налог, определены в п. 266.2.2 НК Украины.

Кто является плательщиком и какие льготы предоставляются физическим лицам? (П. 266.1, 266.4 НКУ)

Плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости.

Владельцы недвижимости — физические лица не будут платить налог за объект, имеющий площадь:

— менее 60 кв. м включительно (для квартиры/квартир);

— менее 120 кв. м включительно (для жилого дома/домов);

— менее 180 кв. м (для разных типов недвижимости, одновременного владения квартирой/квартирами и домом/домами).

Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин имеют право дополнительно устанавливать льготы по налогу на недвижимость.

С 1 января 2017 года льготы для физических лиц не применяются к объекту налогообложения:

1) если его площадь превышает пятикратный размер необлагаемой площади, установленной подпунктом 266.4.1:

— для квартир 60 х 5 = 300 кв. м;

— для домов 120 х 5 = 600 кв. м;

— для разных типов 180 х 5 = 900 кв. м.

2) используемого их владельцами с целью получения доходов (сдается в аренду, лизинг, заем, используется в предпринимательской деятельности).

Если объект недвижимости находится в совместной собственности нескольких лиц:

— совместная долевая собственность нескольких лиц — плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю;

— общая совместная собственность нескольких лиц, но не разделенная в натуре — плательщиком налога является одно из таких лиц-владельцев, определенное по их согласию, если иное не установлено судом;

— общая совместная собственность нескольких лиц и разделенная между ними в натуре — плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю.

Например, если ваша недвижимость разделена между двумя собственниками (мужем и женой), льгота применяется к каждому владельцу. То есть в этом случае, если каждым плательщиком не превышается определенный размер льгот, налог на недвижимость вообще не должен начисляться (ни мужу, ни жене).

Исчисление налога и его ставки (п. 266.5, 266.7 НКУ)

Ставки налога устанавливаются решениями сельского, поселкового или городского совета в размере, не превышающем 1,5% (в 2015 году — 2%, в 2016 году — 3%) от размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. м базы налогообложения. Кроме того, дополнительно к указанным 1,5% за 1 кв. м насчитывается 25 тыс. грн в год для квартир площадью свыше 300 кв. м и домов более 500 кв. м.

Налог на недвижимость исчисляется исходя из общей площади (если несколько объектов — суммарной общей площади), уменьшенной в соответствии с предоставленной льготой, умноженной на ставку налога.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины...» №1797-VIII от 21 декабря 2016 года установлено, что с 1 января 2017 года до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год, установленные таким органом местного самоуправления ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, применяются с коэффициентом 0,5%.

Пример расчета налога для физического лица за 2016 год:

Общая площадь квартиры — 83 кв. м;

Льгота — 60 кв. м;

Ставка налога за 2016 год (Киев) — 1%

1378 грн (м.з.п.) х 1% = 13,78;

Налог = (83 – 60) х 13,78 = 316,94 грн.

Для физических лиц исчисление суммы налога производится контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости и до 1 июля года, следующего за базовым налоговым годом, направляется (вручается) налогоплательщику по месту его налогового адреса (месту регистрации).

Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по местонахождению объекта/объектов налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными поквартальными частями. В дальнейшем юридические лица платят налог авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.

То есть фактически юридические лица платят налог авансом (поквартально) за отчетный период, а физические лица — за прошлый отчетный период до 1 июля года, следующего за базовым налоговым годом (за прошлый год и с применением прошлогодних ставок и льгот).

Период, в течение которого необходимо уплатить налог или обжаловать его (п. 266.9 — 266.10 НКУ)

В течение 60 дней от даты получения (вручения) исчисленного контролирующим органом налогового уведомления-решения необходимо уплатить налог.

Если налогоплательщики не согласны с данными начисления налога (размер ставки, размер общей площади и т. д.), они имеют право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту жительства (регистрации) для проведения сверки данных. По ее результатам, в случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными плательщика налога, контролирующим органом производится перерасчет суммы налога и направляется (вручается) новое налоговое уведомление-решение.

Кроме того, согласно п. 56.2 НК Украины, «...в случае, если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения...»

Согласно ст. 58.3. НК Украины:

«...если почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение... из-за отсутствия по местонахождению..., их отказа принять налоговое уведомление-решение... ненахождения фактического местоположения (местонахождения) налогоплательщика... налоговое уведомление-решение... считаются врученными налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения...»

Следует иметь в виду, что в случае обжалования в административном порядке налогового уведомления-решения о начислении налога на недвижимость (например, на 5-й день после получения), не применяются положения п. 266.10.1 НК Украины, определяющие срок уплаты налогового обязательства в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения. В этом случае, если было отрицательное решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы, у плательщика есть 10 дней на уплату определенного налогового обязательства после получения ответа по результатам рассмотрения жалобы. Иначе будут начисляться соответствующие штрафные санкции за его неуплату или несвоевременную уплату.

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налога (п. 126.1 НКУ)

Ответственность за неуплату или несвоевременную/неполную уплату налога на недвижимость такая же, как для других налогов:

— 10% от погашенной суммы налогового долга — за задержку до 30 календарных дней;

— 20% от погашенной суммы налогового долга — за задержку более 30 календарных дней.

Если налог не будет уплачен своевременно, то согласно ст. 129 НК Украины по истечении предельных сроков для уплаты на сумму налогового долга начисляется пеня из расчета 120% от ставки НБУ, действующей на день возникновения долга.

Что делать в случае, если налогоплательщик — физическое лицо не получил налоговое уведомление-решение?

На практике этот вопрос весьма актуален. Существует ли в таком случае обязанность самостоятельной уплаты налога на недвижимость, или же нужно обращаться в контролирующий орган и не придется ли через некоторое время платить штрафные санкции за несвоевременную уплату налога?

На наш взгляд, законодатель четко определил, что для физических лиц налог исчисляется контролирующим органом (п. 266.3.2 НК Украины) и результатом этого должно быть налоговое уведомление-решение. Согласно общим постулатам Налогового кодекса, именно тогда и возникает у физического лица обязанность уплаты налога — «налоговое обязательство», которое плательщик должен уплатить в течение 60 дней с момента вручения уведомления. Именно на контролирующий орган возложена обязанность до 1 июля года, следующего за отчетным периодом (годом), направить (вручить) плательщику — физическому лицу подобное уведомление-решение.

В то же время, хотя законодателем и предусмотрена возможность расчета контролирующим органом базы налогообложения «...и/или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в том числе документов на право собственности», но никоим образом не определена в Налоговом кодексе Украины обязанность плательщика рассчитать налог самостоятельно или обратиться в контролирующий орган для уплаты налога на недвижимость. Указано его право лишь обратиться по вопросам сверки уже рассчитанного контролирующим органом налога и полученного налогового уведомления-решения.

Таким образом, в случае, если налоговое уведомление-решение по уплате налога на недвижимость физическим лицом не получено, налогоплательщику не нужно платить его самостоятельно. Соответственно, в этом случае какие-либо штрафные санкции за несвоевременную уплату налога на недвижимость являются безосновательными и необоснованными.

Конечно, при большом желании физическое лицо может самостоятельно обратиться в контролирующий орган с просьбой провести расчет налога и уплатить его. Но и в этом случае предлагаем производить такую ​​уплату только на основании рассчитанного контролирующим органом налогового уведомления-решения. Такой совет основывается на случаях из нашей практики, когда налогоплательщик — физическое лицо самостоятельно высчитал и уплатил суммы налогов, которые в дальнейшем, при расчете соответствующей суммы налога уже контролирующим органом, никоим образом не учитывались. То есть фактически налогоплательщик был вынужден дважды платить сумму налогов за один и тот же объект налогообложения и длительное время пытался вернуть излишне уплаченные суммы.

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 102.1 НК Украины «...контролирующий орган имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем ​​предельного срока представления налоговой декларации... и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позже, — за днем ​​ее фактического представления...» Это означает, что в случае, если контролирующий орган осуществил начисление налога на недвижимость за период свыше трех лет — у плательщиков появляется положительное правовое поле для обжалования такого начисления.

4 апреля 2016 года в Украине изменились правила регистрации места проживания. Произошло это в связи с внесением изменений в Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» и утверждением новых Правил регистрации места жительства (постановление КМУ №207 от 02.03.2016 г.).

Главным отличием нового порядка стало то, что регистрационные действия теперь осуществляют не органы миграционной службы как было ранее, а органы местного самоуправления.

В статье приведены главные положения новых правил и процедур «прописки» и «выписки» в Украине в 2017 году.

Не лишним будет напомнить, что понятие «прописка» хотя и продолжает использоваться в обществе в разговорной речи, однако уже устарело и в данное время в законодательстве не существует (вместо него действует процедура «регистрация места жительства»).

1. Куда обращаться для регистрации места жительства или снятия с регистрации («прописки» или «выписки»)

Согласно ст.3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» и п.3 Правил регистрации места жительства регистрация и снятие с регистрации места проживания осуществляется исполнительным органом сельского, поселкового или городского совета либо сельским головой (в случае, если в соответствии с законом исполнительный орган сельского совета не создан).

Согласно ч.3 ст.6 Закона, п.8 Правил по вопросам «прописки» необходимо обращаться в орган регистрации непосредственно (то есть в соответствующий орган местного самоуправления) или в центр предоставления административных услуг (в случае, если такой центр создан и предоставляет эту услугу в вашей территориально-административной единице).

Например, контакты центров предоставления административных услуг, в которые нужно обращаться для «прописки» или «выписки», можно найти на соответствующих сайтах для Киева, Харькова, Днепропетровской области, Львова, Одессы.

2. Обязательно ли лично подавать документы для регистрации или снятия с регистрации места жительства («прописки» или «выписки»)

Относительно регистрации места жительства.

Частями 2 и 9 ст.6 Закона, пунктами 6 и 8 Правил регистрации места жительства предусмотрены случаи, когда лично подавать документы в орган регистрации не обязательно и это может сделать другой человек.

Так, в случае если лицо не может самостоятельно обратиться в орган регистрации - это может сделать его законный представитель (родители ребенка, опекуны или попечители) или представитель на основании нотариальной (или приравненной к ней) доверенности.

Кроме того, лицо может не идти лично подавать документы в орган регистрации, а поручить это соответствующему сотруднику «ЖЭКа» или «ОСМД» по месту своего жительства (должностному лицу исполнителей услуг по управлению многоквартирным домом (общежитием), объединения совладельцев многоквартирного дома, жилищно-строительного кооператива, управляющего многоквартирного дома).

Также, что касается новорожденного ребенка, – документы для регистрации места его проживания могут быть поданы при проведении государственной регистрации рождения ребенка через органы государственной регистрации актов гражданского состояния (в быту - ЗАГС или РАГС) или при подаче заявления о назначении пособия при рождении ребенка через органы социальной защиты населения.

Относительно снятия с регистрации места жительства.

Ч.1 ст.6, ч.2 ст.7 Закона, пп. 4, 24 Правил предусматривают, что регистрация места жительства по заявлению лица может быть осуществлена с одновременным снятием с регистрации предыдущего места жительства. Иными словами, в случае «прописки» по новому адресу не нужно предварительно отдельно подавать документы о «выписке» с прошлого адреса.

3. В какой срок после снятия с регистрации («выписки») необходимо зарегистрировать новое место жительства («прописаться»)

Согласно ч.1 ст.6 Закона и п.4 Правил лицо обязано зарегистрировать свое место жительства в течение 30 календарных дней после снятия с регистрации предыдущего места жительства и прибытия к новому. Об этом сроке можно не думать, если, как отмечалось выше, осуществить регистрацию по новому месту жительства одновременно со снятием с регистрации по старому адресу.

Новорожденный ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства родителями в течение 3 месяцев со дня государственной регистрации его рождения.

4. Какая ответственность и наказание за несвоевременную регистрацию места проживания и проживание без регистрации («прописки»)

Ответственность за проживание без регистрации места жительства предусмотрена ст.197 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Если такое правонарушение совершено впервые, то оно влечет за собой лишь предупреждение, если же повторно (то есть лицом, которое в течение года уже привлекалось к ответственности за это), - законом предусмотрено наложение штрафа от 1 до 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн.).

5. Какие документы необходимо подать для регистрации места жительства («прописки»)

Согласно ст. 6 Закона, пп. 9,18 Правил для регистрации места жительства необходимо подать:

1) письменное заявление;

2) документ, в который вносятся сведения о месте жительства;

К таким документам относятся: паспорт гражданина Украины; временное удостоверение гражданина Украины; вид на постоянное или временное проживание; удостоверение беженца и т.п. Если вопрос касается ребенка в возрасте до 16 лет – подается свидетельство о рождении.

3) квитанция об уплате административного сбора;

Административный сбор по состоянию на 2017 г. составляет 27,2 грн. (если обращение осуществляется в предусмотренном законом 30-дневный срок) или 81,6 грн. (если обращение осуществлено с пропуском этого срока).

4) документы, подтверждающие право лица на проживание в данном жилье;

Наиболее распространенными документами такого рода являются свидетельство о праве собственности на жильё; ордер; договор найма (поднайма, аренды); решение суда о предоставлении лицу права на вселение в жилое помещение, признание за лицом права пользования жилым помещением или права собственности на него, права на регистрацию места жительства.

В случае отсутствия указанных в этом пункте документов регистрация места жительства может быть осуществлена с согласия всех собственников жилья. Указанные документы или согласие не требуются при регистрации места жительства несовершеннолетнего ребенка по адресу регистрации его родителей.

5*) военный билет или удостоверение о приписке;

*Только для граждан, которые подлежат постановке на воинский учет или находятся на воинском учете.

6*) заявление о снятии с регистрации предыдущего места жительства;

*Только в случае регистрации места проживания одновременно со снятием с регистрации предыдущего места жительства.

7*) документ, подтверждающий полномочия лица как представителя, и документ, удостоверяющий личность такого представителя;

*Только в случае подачи заявления не лично, а представителем.

Таким документом чаще всего является нотариальная (или приравненная к ней) доверенность.

Данный пункт не распространяется на случаи, когда документы о регистрации подаются родителями или усыновителями малолетнего ребенка.

Регистрация места жительства по заявлению законного представителя осуществляется с согласия других законных представителей.

Законом прямо запрещено требовать для регистрации места проживания подачи других (кроме описаных выше) документов (ч.8 ст.6 Закона, п.18 Правил).

6. Какие документы необходимо подать для снятия с регистрации места жительства («выписки»)

В случае, когда снятие с регистрации места проживания осуществляется отдельно (то есть не одновременно с «пропиской») в соответствии со ст.7 Закона, п.26 Правил подаются:

1) документ, который является основанием для снятия с регистрации;

Чаще всего таким документом является заявление. Также в соответствующих случаях это может быть свидетельства о смерти; судебное решение о лишении права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, о выселении, о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим; другие документы, которые свидетельствуют о прекращении оснований на право пользования жилым помещением (например, истечение срока действия договора аренды жилого помещения, срока обучения в учебном заведении (для общежитий на время обучения), отчуждение жилья).

2) документ, в который вносятся сведения о снятии с регистрации места жительства;

Чаще всего это паспорт гражданина Украины. Также, такими документами могут быть временное удостоверение гражданина Украины; вид на постоянное или временное проживание; удостоверение беженца и т.п. Если вопрос касается ребенка в возрасте до 16 лет – подается свидетельство о рождении.

3) квитанция об уплате административного сбора;

По состоянию на 2017 г. административный сбор равен 27 грн. 20 коп.

4*) военный билет или удостоверение о приписке;

*Только для граждан, которые подлежат постановке на воинский учет или находятся на воинском учете.

5*) документ, подтверждающий полномочия лица как представителя и документ, удостоверяющий личность такого представителя;

*Только в случае подачи заявления не лично, а представителем.

Как правило, таким документом является нотариальная (или приравненная к ней) доверенность.

Данный пункт не распространяется на случаи, когда документы о снятии с регистрации подаются родителями или усыновителями малолетнего ребенка.

Также необходимо обратить внимание на некоторые особенности отдельных случаев снятия с регистрации детей:

- в случае регистрации места жительства родителей по разным адресам снятие с регистрации места жительства ребенка, которому не исполнилось 14 лет, вместе с одним из родителей осуществляется по письменному согласию другого родителя в присутствии лица, принимающего заявление (то есть необходим визит обоих родителей в орган регистрации), или на основании заверенного в установленном порядке письменного согласия второго родителя (кроме случаев, когда место жительства ребенка определено соответствующим решением суда или решением органа опеки и попечительства).

- снятие с регистрации места жительства по заявлению законного представителя осуществляется с согласия других законных представителей.

- снятие с регистрации места жительства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, осуществляется по согласованию с органами опеки и попечительства.

7. Где регистрироваться («прописываться»), если проживаешь в нескольких местах

Согласно ч.10 ст.6 Закона, п.7 Правил регистрация места жительства осуществляется только по одному адресу. Если же лицо проживает в нескольких местах, оно «прописывается» по своему выбору по одному из этих адресов. Именно по этому зарегистрированному адресу жительства и будет вестись официальная переписка и вручение официальной корреспонденции лицу.

8. Сколько стоит регистрация места жительства («прописка») и снятие с регистрации («выписка»)

За регистрацию и снятие с регистрации уплачивается административный сбор (как отмечалось выше, квитанция о его уплате подается вместе с пакетом документов). Согласно ст.11-1 Закона за регистрацию, снятие с регистрации места жительства оплачивается:

- 0,0085 размера минимальной заработной платы (по состоянию на 2017 г. - 27 грн. 20 коп.) - если обращение осуществляется в предусмотренный законом 30-дневный срок (то есть без просрочки);

- 0,0255 размера минимальной заработной платы (по состоянию на 2017 г. – 81 грн. 60 коп.) - если обращение осуществлено с пропуском предусмотренного законом 30-дневного срока.

При этом, если регистрация места жительства осуществляется одновременно со снятием с регистрации предыдущего места жительства – административный сбор оплачивается только за одну административную услугу (то есть отдельно платить сбор за снятие с регистрации и еще раз за регистрацию не требуется).

9. В какой срок регистрируют место жительства и снимают с регистрации («прописывают» и «выписывают»)

Согласно ч.1 ст.6, ч.2 ст.7 Закона «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине», п.4 Правил регистрации места жительства – процедура «прописки» или «выписки» осуществляется в день подачи документов.

Беззаперечно, співвласники будинку мають право на ознайомлення як зі статутом об’єднання, так і з багатьма іншими документами стосовно його діяльності. Таке право надає їм насамперед ст. 14 Закону України «Про об’єднання співвласників багатоквартирного будинку» від 29.11.2001 р. № 2866-III (далі — Закон про ОСББ), відповідно до якої співвласник має право ознайомлюватися з протоколами загальних зборів, робити з них виписки й одержувати в установленому порядку інформацію про діяльність об’єднання. Указана норма Закону закріплює й обов’язок об’єднання на вимогу співвласника надати йому для ознайомлення всі свої фінансові звіти.

Хоча наведена стаття прямо не називає серед документів, які мають надати співвласнику, статут, вважаємо, що право на ознайомлення з ним охоплюється правом на ознайомлення з інформацією про діяльність об’єднання, оскільки саме цей документ установлює основи такої діяльності. Крім того, право на ознайомлення зі статутом ґрунтуватиметься й на загальній нормі ст. 5 Закону України «Про інформацію» від 02.10.1992 р. № 2657-XII, згідно з якою кожен має право на інформацію, що передбачає можливість вільного одержання, використання, поширення, зберігання та захисту інформації, необхідної для реалізації своїх прав, свобод і законних інтересів.

Отже, правові підстави для ознайомлення з відповідними документами очевидні. Тепер з’ясуймо механізм реалізації співвласником своїх прав у випадку, якщо керівництво ОСББ ці права порушує.

Спосіб перший. Якщо ОСББ створено нещодавно, перше, що треба зробити, — поцікавитися в сусідів: можливо, якщо статут ОСББ оприлюднено на офіційному сайті Мін’юсту, комусь із них відомий код, за яким його можна буде переглянути на вказаному сайті. Якщо ні, на цьому ж сайті, за наведеним вище посиланням, зазначивши у полі «Юридична особа» назву чи ідентифікаційний код свого ОСББ, можна безкоштовно й одразу побачити загальнодоступну інформацію про нього, у т.ч. і про місцезнаходження реєстраційної справи. Туди й можна звернутися охочому співвласнику із запитом про надання документів, що містяться в реєстраційній справі, у паперовій формі, для ознайомлення, шляхом, наприклад, фотографування. Правова підстава — Порядок надання відомостей із Єдиного державного реєстру юридичних осіб, фізичних осіб — підприємців і громадських формувань, затверджений наказом від 10.06.2016 р. № 1657/5.

Зауважимо: зазначений акт не містить чітких вказівок на коло осіб, що мають право на отримання відповідної інформації, тому при собі рекомендуємо мати документ, що посвідчує право власності на квартиру у відповідному будинку (оригінал і копію). Крім того, слід узяти паспорт або інший документ, що посвідчує особу. Зважаючи на практику, таких документів має бути достатньо для того, щоб вам надали Статут для ознайомлення.

Спосіб другий. Якщо отримати необхідну інформацію першим способом через певні причини не вдалося або ж у співвласника бракує часу на ознайомлення з реєстраційною справою, можливий і другий варіант — надсилання письмово звернення на адресу об’єднання, на ім’я голови правління, із заявою про своє бажання ознайомитися з відповідними документами.

Слід зауважити один нюанс: чинне законодавство не містить чітких норм, які б зобов’язували правління ОСББ робити копії з тих чи інших документів про діяльність об’єднання за зверненням співвласника та направляти йому такі копії. Це неодноразово підтверджували й суди, зокрема, відомими є непоодинокі прикрі для співвласників випадки, коли суди відмовляли в позовах про витребування в ОСББ інформації у вигляді копій документів, мотивуючи це тим, що законодавство не зобов’язує правління виготовляти такі копії (наприклад, рішення Апеляційного суду м. Києва від 14.04.2016 р. у справі 761/35922/15-ц, ). Мовляв, в ОСББ зобов’язані лише фізично надати документи для ознайомлення, а копіювати їх — то вже справа співвласника.

Отже, звертаючись до ОСББ із відповідною заявою, пам’ятаємо: слід просити в голови правління не виготовити чи надіслати співвласнику копії, а надати можливість для ознайомлення з ними. А от вимагати письмової відповіді на своє звернення, у якій має бути чітко вказані час і спосіб можливого ознайомлення, співвласник має повне право. Підстава — статті 11 та 18 Закону України «Про звернення громадян» від 02.10.1996 р. № 393/96-ВР. Про це лишень треба вказати у своєму зверненні. Можна додати, що для ознайомлення з документами співвласник збирається залучити адвоката чи іншого юриста. Як свідчить практика, після отримання такого звернення більшість керівників ОСББ не відмовлятимуть у наданні відповідних документів, тим паче якщо мовиться лише про статут і протоколи загальних зборів, а не про документи фінансового характеру.

Якщо ж після всіх спроб отримати документи не вдається, можна вдатися до судового способу захисту — подати відповідний позов про зобов’язання надати інформацію до суду. У цьому випадку слід буде заздалегідь підготувати докази, які підтверджуватимуть, що й після направлення письмового звернення на адресу правління ОСББ останнє не спромоглося забезпечити співвласнику можливість ознайомитися з документами. Наприклад, це може бути складений за участю декількох співвласників акт у довільній формі, показання свідків-очевидців — декількох співвласників, інших осіб, які підтверджують, що в прийомні години документи надати відмовилися; факт відсутності відповіді на звернення із запитом про можливі дні та години ознайомлення тощо.

Наостанок зауважимо: для уникнення подібних проблем слід іще на етапі створення чи пізніше детально прописувати в статуті ОСББ порядок ознайомлення співвласників із документацією, що їх цікавить (наприклад, передбачати обов’язок правління надсилати/надавати ксерокопії документів коштом співвласника за встановленим тарифом за сторінку чи в інший спосіб тощо).

Передусім нагадаємо: Закон України «Про об’єднання співвласників багатоквартирного будинку» від 29.11.2001 р. № 2866-III (далі — Закон про ОСББ) не оперує поняттям «членство в ОСББ». Натомість є категорія «співвласники багатоквартирного будинку». Зокрема під ними мають на увазі всіх власників квартир і нежитлових приміщень у багатоквартирному будинку. У разі створення в будинку об’єднання співвласників усі рішення об’єднання (звісно, якщо вони не суперечать нормам чинного законодавства та були прийняті в установленому законом порядку) є обов’язковими для виконання та дотримання УСІМА без винятку співвласниками.

Отже, першу частину запитання з’ясували: незалежно від того, проти чи за створення об’єднання виступав окремий співвласник (хай це підприємець), усі рішення такого об’єднання будуть для нього однаковою мірою обов’язковими. Не є винятком і власники нежитлових приміщень будинку, незалежно від наявності чи відсутності в них підприємницького статусу.

Принагідно зауважимо: власником нерухомості може бути лише фізична особа, а фізичні особи — підприємці не належать до суб’єктів права власності згідно із чинним цивільним законодавством, на чому вже неодноразово наголошували також різні державні органи в роз’ясненнях (наприклад, роз’яснення Мін’юсту від 14.01.2011 р. «Статус фізичної особи — підприємця: проблеми застосування законодавства»).

Тому підприємницький статус жодним чином не матиме стосунку до відносин співвласника — власника нежитлового приміщення в будинку з ОСББ. Для ОСББ він є таким самим співвласником-фізособою, як і решта власників квартир.

Тепер надамо відповідь на другу частину запитання — щодо нарахування та сплати внесків до ОСББ власником нежитлового приміщення в будинку. Відповідь на нього випливає з уже з’ясованої нами першої частини запитання. Зокрема, власник нежитлового приміщення зобов’язаний сплачувати всі внески, сплата яких є обов’язковою відповідно до рішень, прийнятих загальними зборами об’єднання.

Згідно зі ст. 10 Закону про ОСББ, рішення загальних зборів, прийняте відповідно до статуту, є обов’язковим для всіх співвласників. Таким чином, якщо ОСББ установило розмір членського внеску в певній сумі, його сплата є обов’язком співвласника.

Чи означає це, що загальні збори об’єднання можуть установити будь-який розмір внеску або платежу для кожного співвласника?

Ні, адже діють правила, закріплені в ст. 20 Закону про ОСББ, відповідно до яких:

- частка співвласника в загальному обсязі внесків і платежів на утримання, реконструкцію, реставрацію, проведення поточного й капітального ремонтів, технічного переоснащення спільного майна в багатоквартирному будинку встановлюється пропорційно до загальної площі квартири (квартир) і/або нежитлових приміщень, що перебувають у його власності;

- частка участі співвласника квартири та/або нежитлового приміщення визначається відповідно до його частки як співвласника квартири та/або нежитлового приміщення.

Отже, розмір внеску чи будь-якого іншого платежу співвласника, установленого ОСББ для спільних потреб у будинку, повинен визначатися, виходячи з площі належної співвласнику квартири/нежитлового приміщення. При цьому законодавство не містить норм, які б установлювали інші, особливі підходи при визначенні «тарифів» для внесків саме для власників нежитлових приміщень порівняно з власниками квартир (наприклад, залежно від того, є співвласник підприємцем чи ні).

Якщо ж в ОСББ відійшли від принципу однакового підходу для всіх і встановили для власників нежитлових приміщень більш високі розміри внесків, знехтувавши принципом пропорційності внеску площі, власник нежитлового приміщення матиме всі підстави для оскарження відповідного рішення загальних зборів у судовому порядку. Закон про ОСББ визначає, що саме в такому порядку вирішуються спори стосовно визначення частки співвласника в загальному обсязі внесків і платежів на утримання, експлуатацію, реконструкцію, реставрацію, проведення поточного та капітального ремонтів, технічного переоснащення спільного майна в багатоквартирному будинку.

Наостанок зауважимо: визначення порядку сплати, переліку та розмірів внесків і платежів співвласників належить до питань, вирішення яких лежить у площині виключної компетенції загальних зборів об’єднання.

Отже, такі рішення не вправі приймати, наприклад, правління ОСББ чи його керівник. Рішення ж загальних зборів співвласників із таких питань вважається прийнятим, якщо за нього проголосувало не менш як дві третини загальної кількості всіх співвласників, а в разі якщо статутом не передбачено прийняття таких рішень, — більшістю голосів.

Слід нагадати: під час голосування на загальних зборах кожен співвласник матиме кількість голосів, пропорційну до частки загальної площі квартири або нежитлового приміщення співвласника в загальній площі всіх квартир і нежитлових приміщень, розташованих у багатоквартирному будинку. Якщо одна особа є власником квартир (квартири) та/або нежитлових приміщень, загальна площа яких становить більш як 50% загальної площі всіх квартир і нежитлових приміщень багатоквартирного будинку, кожен співвласник має один голос незалежно від кількості та площі квартир або нежитлових приміщень, що перебувають у його власності. При цьому статутом об’єднання може бути встановлено інший порядок визначення кількості голосів, що належать кожному співвласнику, на загальних зборах.

На жаль в наш час стає досить поширеною дією, як проведення слідчими підрозділами обшуків на підставі ухвали суду. Однак, не всі розуміють порядок проведення обшуку у приміщенні, автомобілі або підприємстві. Досить часто через незнання порядку проведення обшуку та подальших дій, з приводу оскарження проведення обшуків, люди не звертають на це уваги та роками не можуть повернути майно або грошові кошти, які у них були вилучені. В даній статті посилаючись на наш досвід роботи у захисті клієнтів ми розповімо Вам, як вести себе під час обшуку та подальші дії для повернення свого майна.

Згідно ст.234 КПК України обшук проводиться тільки на підставі ухвали слідчого судді, та з метою виявлення та фіксації відомостей про обставини вчинення кримінального правопорушення, відшукання знаряддя кримінального правопорушення або майна, яке здобуте у результаті його вчинення, а також встановлення місцезнаходження розшукуваних осіб.

Таким чином для проведення обшуку, у слідчих або прокурора повинні бути досить вагомі доводи того, що за місцем проведення обшуку можуть знаходитись майно, гроші, або особа, які прямо стосуються кримінального провадження в рамках якого проводиться обшук. Про вилучене майно, та його ідентифікацію ми розповімо нижче у статті.

Згідно чинного Кримінально – процесуального кодексу України ухвала про проведення обшуку може бути виконання тільки слідчим у даному провадженні або прокурором.(ст. 236 КПК України). Слід звертати уваги при проведені обшуку на час його проведення, оскільки обшук у житлі чи іншому володінні повинен проводитись у час, коли завдається найменша шкода звичайним зайняттям особи, яка ним володіє. Однак як правило слідчі не звертають на це уваги та проводять обшук у зручний для них час, посилаючись на п.2. ст. 236 КПК України про те, що слідчий або прокурор, які будуть вважати що проведення обшуку та виконання вищезазначеної дії можуть зашкодити обшуку. Не слід лякатись слідчих або прокурора та можете сміливо задавати питання, щодо обґрунтованих дій проведення обшуку у той чи інший час.

Не слід забувати про те, що перед початком виконання ухвали слідчого судді особі, яка володіє житлом або іншим приміщенням, або за її відсутності – іншій присутній особі, повинна бути пред’явлена ухвала про проведення обшуку і надана її копія. Рекомендуємо досить ретельно ознайомитись з ухвалою та звернути увагу на адресу яка зазначена в ухвалі, або марку та номер транспортного засобу, якщо обшук проводиться в автомобілі, оскільки досить часто трапляються випадки коли вказана не та адреса. Помилка слідчого у одній цифрі, або букві адреси, або транспортного засобу не дає останньому права проводити обшук. Також необхідно звернути увагу на дату винесення ухвали суду тому, що ухвала діє тільки на протязі одного місяця з дня її постановлення. Після проведення обшуку Вам слідчий повинен залишити копію протоколу обшуку із описом речей і документів, які були вилучені під час обшуку.

Речі, майно або грошові кошти, які були вилучені під час проведення обшуку, якщо вони не були зазначені в ухвалі суду на проведення обшуку то на них повинен бути накладений арешт. Однак якщо, вилучені речі, майно, грошові кошти не містять на собі ознак кримінального правопорушення слідчий повинен повернути володільцю вилучене, інакше він порушує вимоги чинного КПК України. Для накладення арешту на майно або грошові кошти, які являється тимчасово вилученим майном, якщо вони не зазначені в ухвалі суду, обов’язково повинна бути наявна обґрунтована підозра, що передбачено ч.3 ст. 132 КПК України.

На даний час досить поширеною є проблема вилучення при проведенні обшуку слідчим або прокурором грошових коштів. На жаль правоохоронні органи не завжди розуміють законність вилучення грошових коштів під час обшуку і як правило крадуть дані грошові кошти, або вчиняють дії по незаконному утриманню у себе грошових коштів вилучених під час обшуку. На даному питання ми зупинимось та розберем більш детально.

Досить поширеною помилкою слідчих проведенні обшуків є те, що в ухвалі суду на проведення обшуків зазначено, що слідчий має право вилучити грошові кошти здобуті злочинним шляхом. Однак слідчі ігнорують зазначений в ухвалі дозвіл і вилучають всі грошові кошти які знаходяться в приміщенні.

Грошові кошти можна поділити на два види:

1. Гроші, які можуть бути предметом злочину. Вилучення таких грошових коштів зазвичай відбувається під час контрольної закупки, або передачі хабара.

2. Гроші не містять на собі слідів злочину. Слідчий повинен довести що саме ці грошові купюри є предметом злочину.

Відповідно до ст. 131 КПК України, тимчасове вилучення майна є видом забезпечення кримінального провадження. Для того, щоб слідчий мав можливість в подальшому утримувати грошові кошти, або накласти на них арешт, слідчим повинна бути доведена наявність обґрунтованої підозри, чого вимагає ч.3 ст. 132 КПК України.

Тобто, якщо грошові кошти не вказані в ухвалі слідчого судді, але вони містять на собі сліди злочину, то вони не можуть вважатися тимчасово вилученим майном.

Ідентифікація грошових коштів

Грошові кошти є специфічним майном і досить часто слідчі судді вказують в ухвалі загальне посилання на вилучення грошових коштів здобутих злочинним шляхом. Однак ці грошові кошти повинні бути ідентифіковані шляхом позначення серії та номеру купюри саме в ухвалі слідчого судді, оскільки саме таким чином можливо встановити належність грошових коштів до певного злочину. Про це прямо зазначено у п.6 ч.2 ст. 235 КПК України, а саме: «Ухвала про дозвіл на обшук житла чи іншого володіння особи має містити перелік речей, документів, або осіб, для виявлення яких проводиться обшук.

Таким чином, якщо слідчим вилучені грошові кошти, на які не накладено арешт, та не доведено обґрунтованості належності саме цих грошових коштів та купюр до того чи іншого злочину слідчий зобов’язаний повернути володільцю грошові кошти у найкоротший термін.

Якщо Ви виявили незаконність дій в проведенні обшуку та вилучення майна, то можете звернутись до суду зі скаргою про бездіяльність слідчого або прокурора.

Якщо Вам, необхідна більш детальна консультація, або захист Ваших прав та інтересів в даному питанні можете звернутись до практикуючих професіоналів адвокатів, які із задоволенням допоможуть повернути грошові кошти та встановити справедливість.