Невзирая на принцип единого гражданства, провозглашенный Законом №2235-III «О гражданстве», полемика по поводу допустимости в Украине двойного гражданства продолжается. Как разъясняет Государственная миграционная служба Украины, Закон №2235-III не исключает случаев двойного гражданства. Такие случаи могут возникать, если лицо умышленно скрывает факт приобретения гражданства иного государства, либо же в результате коллизии законодательства стран, с которыми лицо связывают происхождение или место проживания. Выявить же наличие двойного гражданства без заявления об этом лица по-прежнему проблематично. А санкций как таковых за двойное гражданство в украинском законодательстве не предусмотрено. Однако в скором времени все может измениться.

7 февраля на рассмотрение Верховной Рады был представлен законопроект №4116 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за несообщение гражданином Украины о приобретении иностранного гражданства». Целями законопроекта его авторы определяют повышение уровня национальной безопасности, сохранение суверенитета Украины, недопущение влияния иностранных государств на ее внутреннюю и внешнюю политику, сохранение государственной тайны. Обосновывая свою позицию, парламентарии ссылаются на оценки экспертов, согласно которым сотни тысяч граждан на юге и востоке Украины имеют паспорта Российской Федерации, а на западе – стран Евросоюза. В последнее время, пишут депутаты в пояснительной записке, появились сообщения о том, что гражданство других государств имеют лица, имеющие доступ к государственной тайне.

Исходя из этого, нардепы предлагают дополнить УК статьей, предусматривающей наказание для граждан Украины в случае нарушения ими обязанности по уведомлению о получении иностранного гражданства (подданства). В зависимости от степени злоупотребления двойным гражданством, наказание предполагается в виде штрафа в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.

Следует отметить, что законопроект №4116 является далеко не первой попыткой парламентариев решить проблему двойного гражданства в плоскости именно уголовной ответственности. Еще в 2008г. на рассмотрение ВР был подан законопроект №3102 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно ответственности за сокрытие факта пребывания в гражданстве другого государства или приобретения такого гражданства. В этом законопроекте предлагалось дополнить УК новой статьей в разделе «Преступления против основ национальной безопасности», согласно которой за неуведомление в течение 30 календарных дней о факте приобретения или пребывания в гражданстве (подданстве) другого государства (государств) предполагалась уголовная ответственность в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или штрафа в размере 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан.

Толерантнее к вопросу бипатризма подошли авторы законопроекта №3102-1, поданного в том же 2008 г. – они предложили ввести процедуру предоставления декларации о наличии иностранного гражданства специально уполномоченным органам исполнительной власти по вопросам гражданства. За непредоставление такой декларации в течение 90 дней с момента получения документа, подтверждающего гражданство (подданство) другого государства или государств, парламентарии предлагали привлекать к уголовной ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 3 тыс. НМДГ в зависимости от статуса гражданина Украины (для должностных и служебных лиц органов государственной власти предлагались гораздо большие суммы штрафов).

Справедливости ради следует отметить, что наряду с предложениями об уголовной и иных видах ответственности за двойное гражданство в ВР поступают предложения и о легализации этого института. Так, в минувшем году в парламент был подан законопроект №2308 «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» относительно двойного гражданства в Украине». В пояснительной записке к этому документу его авторы подчеркивают, что в реалиях сегодняшнего дня двойное гражданство является очень важным фактором и имеет большое значение. Двойное гражданство, подчеркивают парламентарии, сможет обеспечить надлежащую социальную защиту, повысить шансы получения хорошей работы и помочь в обучении. Согласно предлагаемым изменениям, гражданин Украины, имеющий гражданство другого государства, будет рассматриваться Украиной только как гражданин Украины (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).

Что же касается международного опыта, то в целом отношение к бипатридам не является однозначным. Например, Греция, Доминиканская Республика, Израиль, Ирландия, Турция и Ямайка признают двойное гражданство. В Аргентине, Испании, Латвии, Литве, России и Чили при признании двойного гражданства в целом предусмотрены ограничения для бипатридов. Не признают двойного гражданства Австрия, Боливия, Гондурас, Италия, Мексика, Нидерланды (Голландия), Норвегия, США, Уругвай, Филиппины, Франция, Швеция, ЮАР и Япония. Требуют отказа от предыдущего гражданства Германия (в случае, если лицо желает получить гражданство путем натурализации) и Швейцария.

Какой опыт нардепы признают в итоге оптимальным для Украины, пока неизвестно.

За последние месяцы парламентом было внесено в несколько десятков изменений действующие украинские законы, чтобы предоставить бойцам украинской армии соответствующие их заслугам перед Родиной гарантии и льготы.

Первое что сделал законодатель – уточнил, кого в Украине можно считать участниками боевых действий. Для этого он внес изменения в ст.6 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

«Теперь к участникам боевых действий относятся военнослужащие Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава и военнослужащие Министерства внутренних дел Украины, других созданных в соответствии с законами Украины военных формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины», - сообщает руководитель уголовной практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Шапов.

Чуть позже этот список был расширен. К участникам боевых действий депутаты также причислили военнослужащих (резервистов, военнообязанных) и работников Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, а также работников предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались к участию в антитеррористической операции в порядке, установленном законодательством.

При этом закон дает четкое определение того, когда и кого можно считать участником боевых действий.

«Участниками боевых действий признаются лица, которые принимали участие в выполнении боевых задач по защите Родины в составе воинских подразделений, соединений, объединений всех видов и родов войск Вооруженных Сил действующей армии (флота), в партизанских отрядах, подполье и других формированиях, как в военное, так и в мирное время», - рассказывает адвокат.

Перечень льгот, которые получат от государства украинские бойцы, перечислены в ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

«В частности, это нормы, предусматривающие право на охрану здоровья и медицинскую помощь, получение одноразовой денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности при исполнении обязанностей, связанных с военной службой, либо вследствие заболевания, в период прохождения военной службы, либо вследствие заболевания или несчастного случая, имевших место в период прохождения им военной службы», - рассказывает руководитель уголовной практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Шапов.

Так, согласно ст. 11 указанного закона, военнослужащие, военнообязанные и резервисты, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях.

«При отсутствии по месту прохождения военной службы военно-медицинских учреждений здравоохранения, соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях, медицинская помощь предоставляется государственными или коммунальными учреждениями здравоохранения за счет Министерства обороны Украины и других, образованных в соответствии с законом Украины, военных формирований и правоохранительных органов», - рассказывает Сергей Шапов.

В соответствии со ст. 16-2 этого Закона, участникам боевых действий назначается и выплачивается единовременная денежная помощь в размере:

- 500-кратного прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц - в случае гибели (смерти) военнослужащего;

- 250-кратного такого прожиточного минимума - в случае установления военнослужащему инвалидности I группы;

- 200-кратного прожиточного минимума - в случае установления военнослужащему инвалидности II группы;

- 150-кратного прожиточного минимума - в случае установления военнослужащему инвалидности III группы.

«На практике это означает, что сейчас, в случае гибели воина – участника АТО, размер единовременного пособия его семье составляет 609 тыс грн. Если же боец получил инвалидность вследствие ранения, ему полагается пособие в размере - 304,5 тыс грн при инвалидности 1 группы,243,6 тыс грн – при второй и 182,7 тыс грн – в случае наступления третей группы инвалидности. При наступлении инвалидности вследствие заболевания, связанного с прохождением службы, инвалидам первой группы причитается пособие в размере 146,2 тыс грн, второй - 109,6 тыс грн, а третьей - 85,3 тыс грн», - объясняет букву закона руководитель уголовной практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры».

Кроме того, членам семей военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии, заболевания или увечья, полученных при защите Родины, при участии в боевых действиях или выполнении других обязанностей военной службы, в том числе и в мирное время, назначается пенсия. Регулируется этот вопрос Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых иных лиц».

Установлены государством и иные преференции для членов семей погибших участников АТО. В частности, предусмотрены льготы детям военнослужащих при поступлении в учебные заведения, которые действуют в течение трех лет после окончания ими школы.

"При этом, дети погибших или пропавших без вести военнослужащих, зачисляются вне конкурса по личному выбору специальности в государственные и коммунальные высшие и профессионально-технические учебные заведений Украины для обучения за счет средств государственного и местных бюджетов", - уточняет руководитель уголовной практики Юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Сергей Шапов.

Государственные льготы и гарантии для военнослужащих из зоны АТО*

1. Раненые бойцы имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях.

2. Размер выплачиваемой единоразовой денежной помощи:

- при гибели воина (семье погибшего): 609 тыс. грн;

- инвалидность І группы вследствие ранения: 304,5 тыс. грн;

- инвалидность ІІ группы вследствие ранения:243,6 тыс. грн;

- инвалидность ІІІ группы вследствие ранения:182,7 тыс. грн;

- инвалидность І группы вследствие заболевания: 146,2 тыс. грн;

- инвалидность ІІ группы вследствие заболевания:109,6 тыс. грн;

- инвалидность ІІІ группы вследствие заболевания: 85,3 тыс. грн;

1. Членам семей умерших военнослужащих выплачивается пенсия.

2. Бойцам сохраняется заработная плата на прежнем месте работы.

3. Если военнослужащий не может получать по месту прохождения службы денежное обеспечение, деньги выплачивают членам его семьи.

4. Дети погибших военнослужащих вне конкурса принимаются в ВУЗы и другие учебные заведения страны.

5. Поступившие в ВУЗы дети погибших военнослужащих учатся за госсчет.

6. Бойцы из зоны АТО имеют право на назначение досрочной пенсии военнослужащих по возрасту для мужчин с 55 лет, женщин – с 50 лет.

* по данным департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчков и партнеры».

Платить «штрафы» гаишникам прямо в карман? Но это чревато последствиями для обеих сторон. И, кстати, взятки тоже подорожали за последний год. Причин две: инспекторы стали больше бояться и потому ценят себя выше; ну и штрафы тоже подросли.

Киевский дизайнер Андрей Иванишин рассказал такую историю: он засиделся с другом из Кировограда допоздна, из-за чего тот чуть не опоздал на поезд. Чтобы не ждать такси, Андрей предложил своему товарищу довезти его на вокзал. Естественно, по закону подлости друзей тормознул патруль ГАИ, хотя нарушения не было. Вежливый, на первый взгляд, инспектор стал дотошно проверять документы, осматривать авто. На просьбы Андрея поторопиться он не реагировал. «В итоге, поняв, что придраться не к чему, он отдал документы. И вдруг вспомнил, что не проверил мой полис «автогражданки». Его-то, как на зло, с собой не было, хотя стикер красовался на лобовом стекле», – рассказывает Андрей. Для гаишника оплошность друзей стала удачей. Он сразу же «запел» о штрафе в 850 грн. и даже об изъятии автомобиля на штрафплощадку. «Честно говоря, просто взял на испуг. Так как мы очень торопились, разошлись за «вознаграждение» в 500 грн.», – признается Андрей. Ситуация типична: взяточники пользуются мелкими оплошностями водителей и дефицитом времени. Но не платить «на карман» можно и даже нужно. Когда-то же надо начинать?

Жадность их не губит

У любого автовладельца найдется целый ворох историй, связанных с произволом со стороны сотрудников ГАИ. Например, в ситуации Андрея Иванишина остановка авто без видимой причины, а также требование показать полис (хотя этот документ нужно предъявлять лишь при нарушении правил или во время ДТП, а также при таможенном оформлении) – явное нарушение.

Вообще, от большинства нарушений можно откупиться по тарифу, который в 2–2,5 раза меньше официального штрафа. «Обычно размер взятки составляет 100–200 грн. в зависимости от вида нарушения и региона (в Киеве – дороже всего)», – рассказывает водитель с 20-летним стажем, главный редактор журнала «Автоцентр» Сергей Матусяк. Именно по такой цене можно обойтись без протокола за самые популярные проступки на дороге: превышение скорости более чем на 20 км/ч, нарушение требований знаков и разметки, остановки и стоянки, проезда пешеходных переходов, за езду по тротуарам. Официальный штраф при этом колеблется от 255 до 340 грн.

Лучше не давать

Кормить гаишников – не лучшая практика. Во-первых, унизительно, во-вторых – небезопасно для автовладельца. Ведь не нужно забывать, что дача взятки наказывается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (3400–8500 грн.) или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет. Дача взятки, совершенная повторно, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет, в том числе с конфискацией имущества.

Кроме того, очень часто гаишники пользуются банальным незнанием автовладельцами правил и своих прав. Например, отправка автомобиля на штрафплощадку допускается лишь в случаях, когда у инспектора исчерпаны любые другие меры влияния (например, он не может установить личность водителя или составить протокол о нарушении на месте). Угрожать же изъятием авто по любому поводу – нарушение.

Также, если есть подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение. При этом тестирование нарушителя проводится с его согласия и только в присутствии двух свидетелей. В случае отказа водителя, обоснованно подозреваемого в употреблении алкоголя, его отправляют на медэкспертизу.

Если же налицо откровенное вымогательство, автовладелец может воспрепятствовать и этому. Во-первых, инспектор обязан составить протокол о правонарушении. И дать копию водителю, который со своей стороны имеет полное право указать, с чем он не согласен. Во-вторых, все общение с гаишниками автовладелец вправе документировать на видео или фото. «Работник ГАИ является должностным лицом при исполнении, а не частным, поэтому запрета на фиксацию быть не может», – уверяет адвокат Ирина Дедковская. В то же время инспектор не имеет права вести съемку общения с автовладельцем без его согласия, это прописано в статье 307 Гражданского кодекса.

Также если инспектор ведет себя агрессивно, пострадавшему следует звонить на горячую линию МВД Украины (0–800–50–02–02), либо просто по номеру 102 и вызывать наряд.

Впоследствии протокол и зафиксированные факты злоупотреблений станут хорошими аргументами в пользу автовладельца в суде. «В суд обязательно нужно идти, так как чаще всего представители ГАИ туда не являются, и решения принимают в пользу пострадавшего», – уверяет Ирина Дедковская.

При наличии достаточной доказательной базы, злоупотреблявшего служебным положением инспектора могут даже привлечь к ответственности. Получение взятки, согласно действующему законодательству, карается штрафом от 12 750 грн. до 25 500 грн., увольнением и даже лишением свободы на срок 2–12 лет.

Защищаемся от рэкета со стороны гаишника

1. Требуем от инспектора назвать причину и основания остановки.

2. При заполнении протокола в отсутствии нарушения вносим свои замечания и – если нет вины – ее не признаем.

3. Документируем все общение с инспекторами на видео, при попытке запрещать съемку – указываем, что он не частное, а должностное лицо, что суду потребуется запись общения.

4. Игнорируем любые намеки оплатить штраф в обход протокола.

5. В случае необходимости звоним на «горячую линию» ГАИ +38(044)272–46–59.

6. В случае агрессивного поведения инспекторов вызываем наряд милиции, а также адвоката (если ситуация становится жесткой).

7. С доказательной базой (протоколом, фото и видео) обращаемся в суд.

Наиболее популярные поборы гаишников

Нарушение, под предлогом которого вымогается взятка

Официальный штраф

Размер откупа/взятки

Дороже, чем год назад

Превышение скорости

255–680 грн.

150–500 грн.

+100–250 грн.

Нарушение требований знаков и разметки

255–340 грн.

100–250 грн.

0 грн.

Остановка и стоянка в неположенном месте

255–340 грн.

100–150 грн.

0 грн.

Нарушение проезда перекрестков, езда на красный свет

425–510 грн.

200–400 грн.

+100–150 грн.

Нарушение правил обгона

425–510 грн.

200–500 грн.

+100–300 грн.

Создание аварийной ситуации

до 680–850 грн.

300–600 грн.

+100–400 грн.

Вернуть машину со штрафплощадки

–*

1500–2000 грн.

+300–700 грн.

Езда в нетрезвом виде («решение проблемы на месте»)

2550–3400 грн.

3500–4000 грн.

+1000–2000 грн.

 

Киевлянка Рената Назарова уже два года оформляет право собственности на земельный участок в Киевской области. «На участке построен дом. Так вот, самое смешное – на дом есть все документы, а на землю – нет. Почему? Не могу добиться от сельского головы, чтобы он выдал мне выписку из генплана села. Такое ощущение, что этот документ хранится под грифом «совершенно секретно» и недоступен простым смертным», – говорит г-жа Назарова.

По ее словам, уладить вопрос могла бы взятка в размере 10 тыс. грн. «Зная этих людей, конечно, можно предположить, на какие «честные» деньги они возвели свои дворцы и прикупили «Мерседесы». Но я, скорее, по судам буду ходить, чем отдам им хоть копейку», – считает г-жа Назарова. Бороться с коррупцией сегодня готовы многие, вот только до победы над этим явлением украинцам, увы, пока далеко – слишком разрослись метастазы. «Деньги» выяснили, что изменилось в «прайс-листах» за прошедший год. Ведь, в конце концов, без коррупции – это то, ради чего страна прогнала в феврале продажную власть.

Дорогое начало

Плата врачу за роды, обычно, взяткой не считается. Скорее, благодарностью. Вот только украинцы забывают, что врач получает официально зарплату из государственного бюджета Украины. И принимать роды входит в его служебные обязанности. Почему же в Киеве, например, редко кто решается ехать в роддом без договоренностей? «Страшно. Здоровье малыша и мамы – вот что самое важное. А у нас как? Не дал денег, не договорился с врачом – все, ты не человек. Сколько историй было, когда погибали при родах и мамы, и детки, или когда принимали роды так, что ребенок инвалидом становился на всю жизнь», – рассказывает молодая мама Елена Горенко.

В столице – самые высокие расценки: 5–8 тыс. грн., а иногда и 10 тыс. грн. Оплата врачу осуществляется частями – половина до родов, половина – после. Реже родители малыша договариваются заплатить после того, как все пройдет успешно. «Мы платили уже после родов врачу 3 тыс. грн. Не то чтобы не доверяли врачу, но доктор – тоже человек, пусть заботится о лучшем для своих пациентов, а так будет, только понимая, что денег он еще не получил», – уверена Наталья Пащенко из Одессы.

Отдельно оплачивается палата для мамы и малыша – 600–2000 грн./сутки. Если предстоит кесарево сечение, тарифы обычно возрастают. Например, один и тот же доктор берет за обычные роды 5 тыс. грн., а за кесарево – 10 тыс. грн. Основной риск договоренностей с врачами – невыезд доктора на место. Такое бывает, если врач вдруг уехал на уикенд отдохнуть в другой город, а клиентка – уже в роддоме и рожает. В такой ситуации доктор обычно договаривается с коллегой о помощи в родах «своей» роженице, а по возвращении полученные деньги делит с тем, кто его подменил.

Недетские расходы

Родители дошкольников часто поставлены в такие условия, что без взятки в детсад не прорваться. «Я как родила два года назад, сразу стала в очередь в детсад (Днепровский район, Киев). Пришло время подавать документы в сад, а мне и говорит заведующая: малышу два года 5 сентября? Значит, приходите уже на следующий год, а то у меня и так группы переполнены. Но какое мне до этого дело? Почему я два года в очереди, а сад моему ребенку «не светит»?», – возмущена волокитой киевлянка Наталья Сухая.

Иногда такие ситуации заставляют родителей «стимулировать» руководительниц образовательных учреждений. Такса в детсаду – 1–5 тыс. грн. Исполнилось шесть лет? Пора родителям испытать все радости устройства чада в школу. Да, обычные «государственные» школы – это бесплатно. А вот гимназии и лицеи, где есть надежда на приличное образование, – тут без денег не обойтись. Часто идти к директору нужно еще до собеседования с психологом и преподавателями, а там уже предлагают «инвестировать» в школу. Начать можно с 4–8 тыс. грн. Если директор говорит, что этого не нужно, придется спросить, а что нужно? В ответ последует просьба заменить окна в кабинете музыки или купить пианино. Если же никаких просьб нет, значит, мест в школе, скорее всего, уже не осталось, и придется идти дальше.

Понять, пойдет ли «инвестиция» на улучшение условий учебы или сразу в карман школьным боссам, легко. Обычно легальные «инвестиции» просят внести на счет благотворительного фонда, а вот если хотят сугубо наличные из рук в руки – тут наверняка тупая взятка.

Перевод ребенка из одной школы в другую также может стать поводом для «взносов». Но не всегда. Поэтому если есть желание сэкономить, можно попробовать поговорить с директором школы, не делая намеков на взятку. «В апреле перевела дочь (она в шестом классе) из одной школы в другую. Так вот, не платила ни копейки. Ребенок прошел собеседование с преподавателем английского, я поговорила с директором, и на следующий день дочь уже училась в новой школе», – рассказала киевлянка Нина Шрамко. Увы, такие истории для столицы – редкость. Если школа получила статус гимназии или лицея, прорываться туда можно только с помощью знакомств или за взятку. Иначе никак.

А вот с вузами – другая история. Введение ЗНО практически исключило для ректоров-деканов такую статью заработка как «помощь в поступлении». Однако экзамены и зачеты во многих университетах стоят денег. Стандартный тариф – 100–200 грн./зачет и 500–1000 грн./экзамен.

На работу – за деньги

Платное трудоустройство – отнюдь не редкость. Особенно если речь идет о бюджетных организациях. Да, попасть на работу в Кабмин или Верховную Раду вполне можно как по официальному конкурсу, так и через знакомых. А вот устроиться на госпредприятие начальником департамента или главврачом в районную больницу – это может потребовать существенных «инвестиций» со стороны соискателя. Речь идет о десятках тысяч гривен – итоговая сумма зависит от хлебности места, от региона и т. п.

Нередки случаи платного трудоустройства и в образовании, где место учителя в школе может быть оценено в 5–10 тыс. грн., а преподавателя в вузе – 15–20 тыс. грн. Причем, с преподавателей и учителей вымогать руководители могут еще и регулярные (ежегодные) взятки, иначе количество часов будет сведено к минимуму, а потом сотрудник и вовсе окажется без работы.

Как и прежде, дорого устроиться в такие государственные учреждения как ГАИ, УБЭП, МРЭО. Причем, если рядовым автоинспектором могут устроить за 10 тыс. грн., то руководителем МРЭО поставят только при прочных связях с руководством города и при условии взятки в сумме не менее 200 тыс. грн. Эти должностные лица также все время находятся «на крючке» и обязаны регулярно и внушительно «благодарить» за свое пребывание в должности.

Ежедневная мзда

Услуги сотрудников государственных поликлиник – вовсе не бесплатны. «В начале года я заболел воспалением легких. Когда пошел на поправку через две недели, и температуры уже не было, врач закрыл мне больничный. Хотя в легких еще были хрипы, и голова кружилась из-за перепадов давления. Но врач демонстративно не хотел продлить больничный еще на неделю. Пришлось дать ему 200 грн., чтобы остаться дома и долечиться», – рассказал киевлянин Анатолий Тимошенко. Другая статья поборов – выдача справок. Это могут быть справки для бассейна или форма 086 (для абитуриентов). Чтобы не толпиться в очередях, можно ускорить получение таких справок, заплатив врачу-терапевту в поликлинике 50–100 грн. А вот за санитарную книжку придется отдать не менее 100–250 грн.

Все ближе к земле

Землеотвод и оформление прав собственности на земельные участкитребуют весомых расходов. Здесь чиновники могут получать как 1–6 тыс. грн. за ускорение рассмотрения документов, так и 200–800 тыс. грн. – за землеотвод крупных участков в селах около Киева или на побережье Черного моря (Одесская область). «Платить при оформлении земли и согласовании строительства приходится либо «на лапу», либо карманным фирмам. В итоге за согласование проекта землеотвода под строительство жилого дома в нашем поселке, где я родилась и где жили мои родители, заплатила в конце прошлого года 8 тыс. грн.», – рассказала жительница Киевской области Дарья Коваленко.

Кроме земельных вопросов, счастливые владельцы частной недвижимости еще вынуждены «решать» вопросы разрешения на строительство, подключения дома к электричеству, газопроводу и водопроводу, а также – самое главное – документ о сдаче индивидуального дома в эксплуатацию. Все эти действия обычно сопровождаются платежами в сумме 2–16 тыс. грн. чиновникам, сотрудникам коммунальных предприятий, а также специалистам БТИ и местных советов (администраций).

Иногда собственники дома решают заплатить один раз: уже после окончания строительства просто дать взятку за узаконивание самостроя. В среднем по Украине эта процедура стоит 12–25 тыс. грн., но для Киева и области, естественно, в четыре–шесть раз дороже. Но самое главное – при узаконивании постфактум конечный размер трат является неопределенным, так что схема эта – рискованная.

Родили сына, оплатив услуги врача, посадили дерево на отведенном за взятку земучастке и даже узаконили самострой, оплатив «заботу» чиновников? Рано радоваться. К сожалению, люди смертны. Поэтому случается, что надо купить место на кладбище для кого-то из близких. В столице приобрести место на Лесном или Байковом кладбище можно за 70–160 тыс. грн. В областных центрах – 30–80 тыс. грн., а в райцентрах – 5–20 тыс. грн. Официально мест может не быть, но за наличные сотрудники местного совета или же руководства кладбища место для захоронения найдут очень быстро.

На большинство услуг расценки уже год как не менялись. Однозначно дороже стало стоить лишь трудоустройство. Кроме того, поднялись тарифы на решение строительных и земельных вопросов.

Сколько стоит жить в Украине

За что платеж

Взятка в 2014 году

Разница по сравнению с 2013 годом

Рождение ребенка (плата врачу)

3–10 тыс. грн.

0

Оформление в детский сад

0,5–3 тыс. грн.

0

Оформление в школу

2–5 тыс. грн.

От 1,5 тыс. грн.

Сдача экзамена в вузе

500–1000 грн.

0

Справка об отсутствии судимости

100–200 грн.

0

Место инспектора ГАИ

10–30 тыс. грн

+2 тыс. грн.

Место сотрудника УБЕП, УБОП

12–30 тыс. грн

+2 тыс. грн.

Место начальника МРЭО

200–800 тыс. грн.

+ 100 тыс. грн.

Оформление больничного листа

100–200 грн.

+50 тыс. грн.

Справка в бассейн

50 грн.

0

Справка 086 (при поступлении в вуз)

100 грн.

0

Санкнижка

100–250 грн.

0

Оформить землеотвод участка

8–120 тыс. грн.

0

Узаконить строительство / получить документы на дом

12–25 тыс. грн.

+2 тыс. грн.

Назначение пенсии «с пожеланиями»

2–8 тыс. грн.

0

Место для захоронения (в крупных городах)

От 10 тыс. грн.

0

 

14 июля на подпись Президенту Украины Петру Порошенко был передан законопроект №3225 «О внесении изменений в Закон Украины «Об общественных объединениях» относительно обеспечения деятельности всеукраинских общественных объединений». По мнению инициатора этого законопроекта, председателя Комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерия Сушкевича, документ позволит урегулировать порядок функционирования тех общественных организаций, которые были зарегистрированы до вступления в силу Закона №4572-VI «Об общественных объединениях» в части деятельности их структурных подразделений.

Напомним, что Закон №4572-VI вступил в силу с 1 января 2013 г. Согласно ст. 13 этого Закона, общественное объединение со статусом юрлица может иметь обособленные подразделения, не наделенные таким статусом. Более того, Закон №4572-VI обязывает местные подразделения общественных организаций, имевшие статус юрлиц до его принятия, перерегистрироваться как обособленные подразделения общественных организаций без статуса юрлица в течение 5 лет с момента вступления этого Закона в силу (п. 8 «Заключительных и переходных положений»). А это, подчеркивают авторы законопроекта №3225, противоречит ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Законопроект №3225 вносит в Закон №4572-VI следующие изменения:

- оставляет за структурными подразделениями общественных организаций, наделенными статусом юрлица, право продолжать осуществлять свою деятельность в том же статусе;

- уточняет, что обособленные подразделения общественного объединения со статусом юрлица могут иметь свои положения, если это предусмотрено уставом общественного объединения;

- определяет уполномоченный орган по вопросам регистрации местных ячеек всеукраинских (международных) общественных организаций, которые действовали в статусе юридического лица;

- указывает, что в случае принятия высшим органом управления всеукраинской (международной) общественной организации решения о прекращении своих местных организаций как юридических лиц правопреемником имущества, активов и пассивов таких ячеек является соответствующая общественная организация.

Парламентарии «за»

Еще во время рассмотрения в ВР законопроект №3225 был поддержан парламентариями, а также рядом министерств и ведомств. В частности, народные депутаты Украины – члены Комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления обратили внимание на то, что правовой статус местных ячеек общественных организаций, которые имели статус юридического лица на момент вступления в силу Закона №4572-VI, должен быть приведен в соответствие с п. 8 заключительных и переходных положений этого Закона. При этом члены Комитета поддержали авторов законопроекта №3225 в том, что принудительное лишение местных ячеек общественных организаций статуса юридического лица фактически нарушает ст. 58 Конституции Украины.

Во время дискуссии нардепы пришли к выводу, что принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит упорядочить деятельность общественных организаций (в частности, ветеранов и инвалидов, спортивных организаций и т. д.) и устранит дискриминацию всеукраинских и международных общественных организаций, которые зарегистрированы до 1 января 2013 г. по сравнению со вновь созданными общественными объединениями.

С просьбой поддержать законопроект №3225 обратился в ВР и Национальный олимпийский комитет, руководство которого уверено, что подобный законодательный акт позволит сохранить структуру действующих спортивных общественных организаций и обеспечит дальнейшее эффективное развитие олимпийского движения в Украине.

Позитивно относятся к законодательной инициативе, о которой идет речь, и предприниматели и представители общественных организаций. Так, секретарь Общественного совета при Госпредпринимательства Украины Николай Шредер в своем комментарии «Судебно-юридической газете» указал, что принятие такого закона значительно упростит положение крупных организаций, имеющих многочисленные филиалы и представительства, наделенные статусом юрлиц и вынужденные ликвидировать их в связи с предписаниями Закона №4572-VI. «Новый закон поможет таким объединениям сохранить ресурсы, в т. ч. и финансовые, которые они в противном случае должны будут затратить на громоздкий процесс прекращения юрлиц в своей структуре», – уверяет г-н Шредер.

Эксперты «против»

А вот Главное научно-экспертное управление ВР в своем заключении выступило против предложенных новаций. Эксперты подчеркивают, что прекращение статуса юридических лиц территориальных структурных подразделений общественных объединений будет способствовать единству, управляемости, целостности объединения в рамках одной структуры. Кроме того, в результате принятия положений действующей ч. 2 ст. 13 Закона №4572-VI законодатель привел нормы, регулирующие деятельность общественных объединений, в соответствие с требованиями ГК, согласно которому (ст. 95) обособленные структурные подразделения юридического лица создаются в форме филиала или представительства. Ни филиал, ни представительство юридического лица не может быть юридическим лицом, поскольку они по своей природе являются элементами структуры юридического лица, занимающимися определенной деятельностью вне его местонахождения. При этом филиалы и представительства наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденного им положения, а их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Вместе с тем, обособленные подразделения общественных объединений, которые имеют статус юридических лиц, могут сохранить за собой этот статус. Для этого они должны выделиться из общественного объединения, в состав которого входили, в новые юридические лица. При этом такие подразделения теряют признаки обособленного подразделения юридического лица и становятся самостоятельными юридическими лицами. В таком случае общественное объединение, в состав которого входили указанные подразделения, может выбрать статус общественного союза, членами которого будут его бывшие обособленные подразделения с правами юридических лиц, но уже не как подразделения, а как юридические лица-члены указанного союза.

Солидарны с этим мнением и отдельные специалисты в сфере хозяйствования. В своих комментариях и заключениях они указывают на то, что подразделения-юрлица, в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», фактически являются независимыми юридическими лицами, что часто подтверждается судебной практикой. Так, одна общественная организация-юрлицо объединяет под собой ряд других юрлиц, которые, в свою очередь, могут объединять юридические лица еще более низкого уровня. Это нарушает европейские требования гражданского законодательства, регулирующего деятельность юрлиц. Кроме того, такая структура создает ряд патовых ситуаций:

- существование двойного членства (лицо является членом основной организации, а фактически стоит на учете в другом юрлице);

- ячейки в финансовой деятельности не подконтрольны основной организации, однако последняя может нести ответственность по обязательствам ячеек;

- руководящие органы основной организации не могут влиять на избрание руководства организаций-юрлиц.

Как намерен бороться с этими ситуациями законодатель, пока неизвестно.

Комментарий

Николай Шредер, секретарь общественного совета при Госпредпринимательства Украины

– Законопроект №3225 вносит изменения, которые позволят крупным объединениям, имеющим разветвленную структуру, осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными законодательством Украины. Дело в том, что процедура прекращения юридических лиц в таких организациях не только занимает длительный период, но и требует значительных затрат, в т. ч. финансовых. Новый закон даст четкое определение того, каким критериям должно соответствовать подразделение общественной организации, а также конкретизирует права и обязанности такого подразделения. До сего времени Закон №4572-VI «Об общественных объединениях» перекладывал полномочия по определению этих характеристик на общественные организации.

В Администрации Президента Украины был подготовлен проект закона «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место в связи с массовыми акциями в Донецкой и Луганской областях». Законопроект за подписью главы Администрации Бориса Ложкина направлен на согласование в Генеральную прокуратуру Украины. Руководитель АП в сопроводительном письме просит Генерального прокурора Виталия Ярему немедленно рассмотреть и согласовать данный законопроект и вернуть его в Администрацию. И хотя в действующем законодательстве отсутствуют нормы, предполагающие полномочия Генпрокурора согласовывать законопроекты, практика и ранее предусматривала подобное согласование, если речь шла о законопроектах об амнистии.

Законопроект под микроскопом

Данный документ был разработан с целью создания условий для мирного урегулирования ситуации, которая сложилась в Донецкой и Луганской областях, недопущения преследования и наказания участников событий, которые имели место в связи с массовыми акциями в указанных регионах. Им предлагается освободить участников событий, которые имели место в связи с массовыми акциями в Донецкой и Луганской областях с 22 февраля 2014 г. по день вступления в силу данного законодательного акта, от уголовной ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных документом.

Однако нормы законопроекта уже успели вызвать бурю негативных откликов, так как он предлагает освободить от ответственности даже тех, кто похищал и убивал людей, хотя в мирном плане Президента говорилось, что освобождение от уголовной ответственности предусмотрено лишь для тех, «кто сложил оружие и не совершал тяжких преступлений». Изучая законопроект, эксперты-аналитики установили, что его положения касаются 42 видов преступлений, которые согласно УК Украины попадают в разряд особо тяжких, и более 70 норм – преступлений, которые квалифицируются Уголовным кодексом как тяжкие. В частности, в перечне статей УК Украины, которые попадают под действие закона, есть ст. 121 «Умышленное тяжкое телесное повреждение» и ст. 122 «Умышленное средней тяжести телесное повреждение». Среди прочих, на государственное прощение могут рассчитывать те, кто похищал людей и незаконно лишал их свободы, так как ст. 146 УК (равно как и ст. 147 «Захват заложников», и ст. 149 «Торговля людьми») также есть в перечне данного законопроекта.

Кроме того, в указанных регионах в обозначенный период (на сегодняшний день уже 6 месяцев) данным проектом фактически могут быть легализованы такие «виды деятельности», как разбой, грабеж, кража, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, контрабанда, бандитизм, незаконное завладение транспортным средством, поскольку статьи УК, предусматривающие наказание за подобные деяния, аккуратно в нем перечислены, а он, в свою очередь, освобождает от ответственности за совершение этих преступлений. При этом речь о какой-либо компенсации потерпевшим, конечно же, не идет.

Кстати, ст. 255 УК «Создание преступной организации» и ст. 258-3 «Создание террористической группы» также имеются в перечне данного законопроекта, и организаторы и участники таких групп могут рассчитывать на снисхождение со стороны государства, а потерпевшие от действий таких организаций – в лучшем случае на сочувствие.

Мнение общественности

4 июля состоялась пресс-конференция по содержанию данного законопроекта. В ее ходе было отмечено, что проект, который должен решить судьбу около 7 млн граждан Украины, проживающих в зоне проведения АТО, был разработан безответственно и на скорую руку. Общественность возмутило, что согласно этому проекту, виновные в преступлениях террористы, которые пытали, похищали и убивали людей, могут избежать ответственности за совершение преступлений. Представители общественных организаций отметили, что проводить переговоры с террористами на сегодняшний день недопустимо – это только укрепляет их уверенность в безнаказанности. Большинство, напротив, настаивали на продолжении АТО до установления полного контроля на российско-украинской границе. А участники пресс-конференции, представляющие батальон «Азов», подчеркивали, что их как граждан и бойцов этот документ просто возмутил.

Комментарии

Владимир Бойко, член консультативного совета при Генеральной прокуратуре Украины

– Данный проект закона вызвал чрезвычайные волнения в обществе. С правовой точки зрения его нельзя рассматривать, так как он не регулирует какие-то правоотношения, а просто декриминализирует ряд преступлений, в т. ч. особо тяжких, совершенных на территории двух областей за определенный период. При этом речь о восстановлении прав людей, которые пострадали от этих преступлений, в законопроекте не идет. Кто будет возмещать моральный и материальный ущерб гражданам Украины, которые стали жертвами террористов?

Кроме того, возникает вопрос, почему только на территории этих двух областей можно безнаказанно совершать тяжкие преступления? Этот закон даст криминогенному элементу других областей пример, как нужно действовать, чтобы добиться своего и избежать наказания. А для наших солдат такой закон станет свидетельством, что не нужно никого обезвреживать, задерживать, так как всех задержанный все равно амнистируют и отпустят. На сложившуюся на Востоке обстановку этот закон не повлияет, так называемых террористов не остановит. Может случиться даже обратное – люди, разуверенные в справедливости, начнут вершить самосуд.

Как коренной донетчанин хочу сказать, что в Донецком регионе не было и нет никаких сепаратистов. Донецк – это украинский город, в нем никогда не было какой-то обособленной нации, которая хотела бы создать свое государство. Пора называть вещи своими именами, четко обозначить агрессора и дать политическую оценку происходящим событиям. Думаю, что данный закон может взорваться очередной волной недовольств.

Герман Галущенко, член консультативного совета при Генеральной прокуратуре Украины

– Законопроект достаточно сложный. Если говорить, что это часть мирного плана, то в нем, очевидно, есть политическая составляющая. Украина хочет таким образом показать, что готова на любые шаги, чтобы сепаратисты сдали оружие, и регионы вернулись к мирной жизни. Юридическая составляющая данного проекта также достаточно сложная, прежде всего, в отношении сроков. Но самый главный вопрос – это практика применения данного закона в случае, если он будет принят в том виде, в котором предложен. Означает ли это, что суды будут «штамповать» по несколько десятков решений в день, или все-таки, невзирая на ограничения по срокам, будет применен разный подход в каждом конкретном случае, неясно. На мой взгляд, законопроект требует доработки. Он однозначно несовершенен с процедурной точки зрения и требует толкования.