Ликбез
Авторское право распространяется не только на произведения науки, литературы и искусства, но и на компьютерные программы. Под компьютерным пиратством обычно понимается несанкционированное правообладателем копирование, использование и распространение программного обеспечения. При покупке лицензионной копии программного продукта потребитель в действительности получает лишь право на его использование. Авторские права на саму программу сохраняются за автором, а в собственность покупателя переходят только материальные носители, на которых она распространяется (например, диски и документация).
Компьютерное пиратство может принимать различные формы, и одной из тенденций его эволюции является его переход в интернет-среду. В понятие интернет-пиратства входят, в частности, использование интернета для рекламы и публикации предложений о продаже, покупка или распространение пиратских копий программных продуктов. Все больше программного обеспечения распространяется в интернете, и хотя киберпреступники переносят свою деятельность в онлайн, потери от распространения пиратских дисков все еще являются существенными для производителей ПО.
Квалификация преступлений
На сегодня в Украине нарушение авторских прав на ПО может квалифицироваться по-разному – как уголовное преступление, админпроступок или хозяйственный деликт. Поэтому к правонарушителю могут применяться различные правовые санкции – от штрафа в 170 грн (административная ответственность) до 6 лет ограничения свободы (уголовная ответственность). Кроме того, по решению суда нарушитель должен выплатить правообладателю сумму нанесенных убытков или компенсацию за нарушение прав интеллектуальной собственности в размере от 10 до 50 тыс. минимальных зарплат (имущественная ответственность).
Судебные процессы, как правило, заканчиваются обвинительными приговорами. Причина очевидна – если уж дело дошло до суда, у стороны обвинения есть достаточно доказательств для привлечения правонарушителя к уголовной ответственности. Чаще всего мерой наказания для нарушителей авторских прав становятся комплексные санкции материального характера, такие как штраф в размере от 3,4 тыс. до 34 тыс. грн или исправительные работы с обязательной конфискацией и уничтожением носителей пиратских программ (DVD, CD, HDD-дисков). Хотя ст. 176 УК и предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет, все же суды прибегают к такой мере крайне редко.
В связи с объективной сложностью уголовных дел о нарушении авторских прав, а также из-за отсутствия единого подхода к рассмотрению таких дел суды первой инстанции рассматривают их по-разному. К примеру, не так давно судом в Житомирской области был вынесен обвинительный приговор только в отношении продавцов и установщиков пиратского ПО, а в Киевской – в отношении должностных лиц предприятия за использование контрафактного ПО. Значительная часть разногласий в судебной практике касается определения размера ущерба.
В последнее время с целью защиты нарушенных прав и справедливого материального возмещения правовладельцы все чаще обращаются в хозяйственные суды. В основном это иски по взиманию компенсации за нарушение авторских прав. Правообладатель имеет право требовать от нарушителя компенсации в размере от 10 до 50 тыс. минимальных зарплат за каждый факт нарушения его прав. При этом, требуя выплаты компенсаций, истец должен доказать только сам факт нарушения его авторских прав – размер убытков он доказывать не обязан.
Пиратское ПО и высшие органы власти
В сентябре с. г. экс-министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета заявил, что пиратское ПО используется даже на компьютерах министерства. Ранее он пользовался личным устройством, но однажды включил служебный компьютер и обнаружил этот факт.
Использование в органах власти Украины нелицензионного ПО длительное время вызывало критику со стороны США и других иностранных партнеров Украины, которые ожидают решительных шагов в направлении борьбы с нарушениями авторского права. Из-за нынешней ситуации в Украине США временно отказались от намерения использовать торговые санкции против нашего государства за развитое интеллектуальное пиратство. В принципе, такие нарушения вполне могут служить поводом для санкций, просто в свете нынешней ситуации американцы посчитали, что на данный момент применять такие меры нерационально.
Альтернатива пиратскому ПО
Альтернативой платному ПО и приложениям может быть «свободное» программное обеспечение, пользователи которого имеют права на его неограниченную установку, запуск, а также использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование), распространение копий и результатов изменения. Как и бесплатное или бесплатно распространяемое, свободное ПО можно получить и использовать бесплатно, но конкретный распространитель может взимать плату за получение у него копий, за каналы доставки, носители, компакт-диски или дополнительные сервисные услуги.
Для отделения свободного ПО от несвободного существуют следующее критерии:свободное пользование программой для любых целей, возможность изучения процесса работы программы, свободное распространение программы, возможность совершенствовать программу и публиковать ее в измененном виде. Возможность исправления ошибок и улучшения программ – самая важная особенность свободного и открытого ПО, что просто невозможно в случае с закрытыми, частными программами даже при обнаружении в них ошибок и дефектов, количество которых, как правило, неизвестно никому.
Только удовлетворяющая всем четырем перечисленным принципам программа может считаться свободной, т. е. гарантированно открытой и доступной для модернизации и исправления ошибок и дефектов, и не имеющей ограничений на использование и распространение.
В англоязычных текстах часто возникает путаница, поскольку слово «free» по-английски означает не только «свободное», но и «бесплатное», и нередко употребляется по отношению к бесплатному ПО, которое распространяется без взимания платы за использование, но недоступно для изменения пользователями и сообществом, потому что его исходное содержание не опубликовано. Такое бесплатное ПО вовсе не является свободным. А вот свободное ПО вполне можно распространять, взимая при этом плату, однако соблюдая критерии свободы: каждому пользователю предоставляется право получить исходные тексты программ без дополнительной платы, изменять их и распространять далее. Всякое ПО, пользователям которого не предоставляется такое право, является несвободным независимо от любых других условий.
Как защищаются авторские права, и что делать с пиратским ПО в компьютерах органов власти?
За последние годы было несколько попыток принять законы с целью урегулирования использования в органах государственного управления свободного и лицензионного программного обеспечения – к примеру, законопроект №4704 от 24.06.2009 «Об использовании открытого программного обеспечения в органах государственной власти и органах местного самоуправления», который в итоге был раскритикован.
В мае с. г. Александр Турчинов, на тот момент и. о. Президента, поручил правительству разработать проект закона «О кибернетической безопасности Украины» – в частности, проработать вопрос о создании национальной защищенной операционной системы, национального антивирусного ПО, специальных программных и технических средств защиты государственных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных сетей. Хотя поручение было дано не в связи с попытками борьбы с пиратством, создание собственной операционной системы или более дешевый вариант – переход на свободное ПО (к примеру, OS Linux, которая считается сегодня одной из самых надежных и защищенных операционных систем) решило бы вопрос противоправного использования органами власти на рабочих компьютерах контрафактного ПО, что, в свою очередь, не только пресекло бы дальнейшее нарушение прав интеллектуальной собственности чиновниками, но и сохранило бы лицо страны.
Что касается использования контрафактного ПО обычными гражданами и предприятиями, то здесь необходима более тщательная доработка законодательства для четкого определения терминов, которые подробно характеризовали бы, что именно является правонарушением, киберпространством, программой и пр. Кроме того, нужна четкая оценка действий нарушителя, определение, кто на самом деле является нарушителем – пользователь нелицензионного ПО, его распространитель, хакер, который взломал ПО, или тот, кто установил программу на компьютерное устройство.
Поскольку подробных определений нет, отсутствует и единый правовой подход к таким делам. На сегодня это одна из ключевых проблем в защите прав интеллектуальной собственности на ПО в Украине. Отсутствие четко определенного правового подхода повышает влияние человеческого фактора среди работников правоохранительных органов в виде нежелания ввязываться во что-то неопределенное, что, в свою очередь, не будет способствовать защите авторских прав.
- Информация о материале
Как ни странно, задача противодействия возможным диверсиям и провокациям с помощью масс-медиа практически не пользуется вниманием экспертного сообщества и госорганов. Между тем это вполне реальная угроза, более чем актуальная в условиях полномасштабного военного конфликта. Речь идёт о возможности использования масс-медиа, в первую очередь российских как полностью подконтрольных властям, для целенаправленной провокации паники, деструктивных действий и т.п. противоправных посягательств. Это наиболее острая проблема, не допускающая компромиссов в силу масштабов потенциального ущерба. Ограничениями при определении возможных мер противодействия этой угрозе могут быть разве что недостаток ресурсов и пределы фактической эффективности тех или иных шагов.
Если говорить о возможных мерах противодействия, запрет на вещание российских телеканалов это вполне уместный, но далеко не единственный и даже не самый эффективный шаг. В первую очередь необходимо решить проблему нелегального, неподконтрольного государству распространения медиа-контента на территории Украины. Без сокращения доли зрителей рос. телеканалов, получающих контент через нелегальные источники невозможно ожидать эффективности запрета на вещание. Поэтому подавление кардшаринга и нелицензионного ("серого") вещания в IP-сетях - первый обязательный шаг в данном направлении.
Что касается собственно отключений, необходимо проанализировать какие именно каналы могут быть использованы для эффективной диверсии, а какие - нет. Навскидку уместно говорить о целесообразности отключения нескольких крупнейших и популярнейших телеканалов вроде "Первого", «Россия 24», «Лайф ньюс» и РТР.
Отключение вообще всего российского телевещания и бессмысленно, и невозможно, и неизбежно вызовет сопротивление со стороны союзников украины
К сожалению, в данном случае в полной мере проявляет себя вред, приносимый лицемерием официальной позиции высших органов власти в отношении признания факта военного конфликта с РФ. При этом можно и нужно требовать, чтобы подобные санкции были чётко ограничены по времени (до момента окончания военного конфликта) и основывались на прозрачных критериях отнесения к нежелательному контенту.
Противодействие деструктивному влиянию (военной пропаганде)
Проблема противодействия агрессивной целенаправленной информационной политике РФ (российской военной пропаганде) это, во многом, проблема недоверия к пропаганде украинской. Целевая аудитория российской пропаганды - люди неопределившиеся, колеблющиеся, - чувствительна к вранью и пафосу, которыми злоупотребляют не только российские, но и украинские масс-медиа. Попытки решить эту проблему в лоб, путём запретов российского и т.н. «антиукраинского» контента вроде газеты «Вести» наталкиваются на решительное противодействие западных союзников, которые небезосновательно усматривают в этом цензуру и желание лишить население возможности знакомиться с разными точками зрения на происходящее.
Рисунок 1 Показатели доверия аудитории к различным телеканалам.
Данные исследования Интерньюз 2014 г.
Как свидетельствуют опросы, проведённые весной-летом 2014 года, в Донецкой области 62% респондентов заявили, что они смотрели российские телеканалы, а 57% доверяют российским телеканалам. Также в Донецке 77% респондентов ответили, что они смотрели украинские новости, но только 24% доверяют украинскому телевидению. В Харькове и Одессе меньшинство смотрит российские телевизионные новости, но уровень доверия как для российских, так и к украинским теленовостей оказался низким.
Адекватная стратегия противодействия российской пропаганде должна быть направлена на отвлечение внимания этих людей от российских масс-медиа, без навязывания в качестве единственной обязательной альтернативы украинских СМИ, во всемерном расширении спектра мнений и точек зрения, доступных украинской аудитории.
Представляется достаточным стимулировать приход иностранных новостных программ, включая появление в составе УПУ русско- и украиноязычных версий новостных международных каналов (Аль-Джазира, ВВС, CCTV и т.п.)
Целесообразно рассмотреть возможность проведения конкурса на несколько мест в УПУ, которые были бы выделены для локализованных версий международных новостных каналов.
Противодействие идеологическому влиянию
В связи с агрессией со стороны России получили широкое распространение требования запретить контент, содержащий прославление российской армии, спецслужб и прочие элементы пророссийской идеологии.
В связи с невозможностью конкретизировать эти претензии возникают правовые коллизии, не имеющие перспектив корректного разрешения. При этом индустрия объективно не готова к отказу от высокорейтингового и относительно недорогого российского контента.
В условиях де-юре мирного времени целесообразно отказаться от попыток зарегулировать этот вопрос и сделать ставку на саморегуляцию отрасли, ограничившись призывами к зрителям и вещателям бойкотировать такого рода продукт.
Противодействие токсичному контенту
Не секрет, что руководствуясь своекорыстными интересами, украинские телеканалы регулярно злоупотребляют интересом, который испытывают люди к разного рода девиантным, маргинальным темам. Не имея адекватных внутренних тормозов, телеканалы предлагают в открытом доступе более чем спорный контент, способный нанести неиллюзорный ущерб психике групп с особыми потребностями - детям, людям с чувствительной психикой и т.п.
В Украине вопросы оборота "токсичного" контента урегулированы неэффективным и спорным образом. При всей болезненности, насущности данного вопроса, это отдельная сложная тема, которая требует отдельного рассмотрения и обсуждения.
- Информация о материале
(Продолжение. Начало здесь: Часть 1)
Как уже говорилось выше, вопросы, связанные с защитой ИТ-инфраструктуры страны трактуются в настоящем докладе как отдельная сфера деятельности, не связанная непосредственно с предметом деятельности Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Данные вопросы упоминаются, но не рассматриваются подробно. Также не рассматриваются во всём своём многообразии проблематика Всемирной Сети как отдельного пространства обмена информацией, мнениями и знаниями. В рамках настоящего доклада под «информационной безопасностью» предлагается понимать вопросы, связанные с функционированием т.н. медиапространства как особой среды обмена и распространения информации, мнений и убеждений посредством масс-медиа. Вопросы регулирования контента в Сети рассматриваются исключительно в части распространения ТВ-контента.
Прояснение парадигмы государственной политики
Отказ высших органов власти страны в лице Президента и Верховной Рады признать факт пребывания Украины в ситуации военного конфликта влечёт за собой ряд проблем, требующих немедленного разрешения.
Национальный совет по телевидению и радиовещанию занимает особое место в системе органов власти. Он обладает одновременно и законодательными, точнее нормативными, и правоприменительными полномочиями. Это приводит к тому что на Нацсовет является одним из основных адресатов многочисленных требований «положить конец российской информационной агрессии» посредством запрета телеканалов и сайтов. В отсутствие возможности использовать нормы, предусмотренные специальным законодательством о военном и чрезвычайным положении, Нацсовет вынужден искать разного рода обходные пути. Например, для запрета российских телеканалов используется более чем спорный механизм адаптационных списков, от которого давным-давно стоило бы избавиться.
Необходимость использовать регулярное законодательство для решения узкоспециальных задач репрессивного характера приводит к появлению норм, под которые при наличии политической воли можно будет подвести вообще всё что угодно. Это вызывает и будет вызывать всё более серьёзное сопротивление внутри страны и обоснованные протесты союзников Украины.
Первые звоночки прозвучали ещё в марте, когда представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович выразила обеспокоенность по поводу требований Национального совета прекратить трансляцию российских телеканалов в Украине. «Я повторяю свой призыв к властям не начинать эти репрессивные меры. Запрет трансляции без законного основания является одной из форм цензуры; соображения национальной безопасности не должны использоваться в ущерб свободе СМИ», - заявила она. Миятович отметила, что каждый человек имеет право на получение информации из разных источников и призвала власти «не начинать такие репрессивные меры».
Необходимо понимать, что данные претензии представителей европейских структур вполне легитимны, поскольку основаны на тех ценностях, приверженность которым Украина декларирует много лет подряд. Наличие военного конфликта не рассматривается нашими европейскими союзниками как оправдание, поскольку на этот случай предусмотрено специальное законодательство. Национальный совет по телевидению и радиовещанию и экспертное сообщество в лице его Общественного совета должны чётко и громко озвучить высшим органам государственной власти вопрос о путях разрешения этого противоречия.
Либо актуальная государственная политика в сфере информационной безопасности осуществляется в парадигме ужесточение законодательства в целом, либо нацсовет освобождается от обязанности самостоятельно заниматься такого рода репрессиями
Осмысление предметной области
В первую очередь необходимо безотлагательно осмыслить, обсудить и согласовать цели и задачи информационной безопасности. В качестве предварительного этапа стоит, наконец, определиться с терминологией. В частности, необходимо явным образом выделить внутри проблемы «информационной безопасности» вопросы, связанные отдельно с «киберпространством» и «медиапространством». Представляется, что эта задача может быть решена исключительно силами экспертного сообщества, поскольку только оно в достаточной степени независимо от необходимости поддерживать множество неудачных решений, принятых органами власти в предыдущие периоды. Кроме этого экспертное сообщество имеет на сегодняшний день достаточное влияние в медиа-пространстве, чтобы последовательно продвигать адекватные взгляды на предмет информационной безопасности.
На сегодняшний день внимание общественности и органов власти привлекают, по сути, следующие задачи в сфере безопасности медиа-пространства:
- противодействие диверсиям и провокациям с использованием масс-медиа в ходе военных действий на Востоке Украины;
- противодействие деструктивному влиянию (агрессивной пропаганде) Российской Федерации;
- противодействие идеологическому влиянию (культурной экспансии) иностранных государств;
противодействие токсичному (нездоровому, «неэкологичному») контенту.
При взгляде на них бросается в глаза, что две первые являются задачами сиюминутными и частными, связанными с чрезвычайными обстоятельствами военного конфликта. Их решение должно осуществляться в рамках специального законодательства, регулирующего жизнедеятельность общества в особых условиях (военного и чрезвычайного положения).
Третья и четвёртая задачи носят долгосрочный и регулярный характер. В связи с ними неизбежной является острая дискуссия относительно масштабов и форм регулирования, а также его уместности в целом. В отличие от первых двух, где речь идёт о вещах сугубо прагматичных, вопросы культурной экспансии и вредоносного контента (общественной морали и т.п.) крайне идеологизированы. Отличительной особенностью дискуссий на подобные темы является вкусовщина, то есть попытки навязать субъективные предпочтения под прикрытием общественного интереса.
Категорически необходимо разделить между собой задачи долгосрочные, ориентированные на стратегические вопросы развития страны, и задачи сиюминутные, связанные с острыми вызовами текущей ситуации
Ввиду ограниченности ресурсов стоит подумать над тем, чтобы отложить последние до лучших дней, сосредоточившись на вопросах, связанных с военным конфликтом
Смена приоритетов в части инфраструктуры медиа-пространства
Драматические события последних месяцев подтвердили справедливость оценок, сделанных ещё в начале весны. Национальная инфраструктура распространения контента обладает недостаточной устойчивостью и не в состоянии выполнять свои функции в чрезвычайных обстоятельствах.
Ввиду неизбежности новых кризисов политического, военного и техногенного характера представляется необходимым инициировать смену приоритетов государственной политики в деле поддержания и развития национальной инфраструктуры медиа-пространства
Главный урок военно-политического кризиса в Крыму и на Востоке Украины заключается в чрезмерной уязвимости всех без исключения каналов распространения медиа-контента, основанных на использовании наземной инфраструктуры. Спутниковое вещание является единственным действительно устойчивым каналом распространения проукраинского контента в условиях оккупации и/или военных действий. Этот факт обусловлен фундаментальными особенностями различных вещательных технологий и не может быть ни проигнорирован, ни обесценен.
Необходимо особо отметить, что перечень факторов риска не исчерпывается целенаправленными атаками на объекты инфраструктуры либо их захватом. Кризис энергосистемы, неплатежи и банкротство провайдеров программной услуги, деградация инженерных сетей населённых пунктов – всё это абсолютно реальные угрозы для кабельных сетей распространения контента, на долю которых приходится до 40% аудитории.
Спутниковое вещание как новый приоритет
Государственная политика в части медийной инфраструктуры традиционно сфокусирована на одном-единственном канале – эфирном телевидении. Например, программа его цифровизации явным образом предполагает, что абоненты аналогового эфирного ТВ должны мигрировать непременно на цифровое эфирное вещание. Для решения этой задачи участники рынка и государство продолжают тратить заметные ресурсы.
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания готовит совместно с Государственным комитетом телевидения и радиовещания обращение к правительству Украины с просьбой о выделении средств на закупку телевизионных приставок для приёма цифрового сигнала для незащищённых слоёв населения. Кроме того, регулятор хочет изучить размер аудитории приёма цифрового сигнала.
Учитывая то, что аудитория эфирного ТВ составляет не более 35% от общей массы, назрел вопрос о пересмотре приоритетов государственной политики в части поддержания и развития инфраструктуры медиа-пространства. В качестве основных тезисов можно рассмотреть следующие идеи:
1. Рассмотреть на государственном уровне вопрос о приоритетности спутникового вещания исходя из соображений устойчивости национального медиа-пространства в чрезвычайных ситуациях;
2. Пересмотреть нормативную базу на предмет изъятия любых преференций в пользу эфирного телевещания. В частности, программа перехода на цифровое эфирное вещание должна рассматривать в качестве равноценной альтернативы переход абонентов аналогового эфирного ТВ на приём ТВ-сигнала со спутника.
3. Принять как руководящий принцип и внедрить в имеющуюся нормативную базу технологическую нейтральность: все среды и формы распространения ТВ-контента должны регулироваться единообразно. Это касается обсуждаемую в настоящее время must carry или УПУ как её нынешнюю разновидность, лицензирование провайдеров и т.п.
4. Прекратить дискриминацию отдельных провайдеров спутникового ТВ. Лицензионные отчисления и прочие обременения должны быть одинаковы для всех без исключения провайдеров, предоставляющих коммерческие услуги для украинской аудитории.
Подавление нелегальных форм распространения ТВ-контента
Любая концепция информационной безопасности предполагает, что государство располагает инструментами прямого, непосредственного влияния на ключевые факторы, от которых эта безопасность зависит. В силу того, что в Украине весьма значительная, до ХХ от общей, часть аудитории получает ТВ-контент через каналы, пребывающие вне системы государственного надзора и управления, категорически необходимо сосредоточиться на всемерном сокращении именно этого сегмента.
Традиционное закручивание гаек не там, где течёт больше всего, а где удобнее крутить, давно уже потеряло практический смысл и должно уйти в прошлое
Во-первых, необходимо положить конец массовой практике кардшаринга. Эксперименты, которые были проведены и в Украине, и в России, где подобная практика также широко распространена, доказали техническую возможность эффективно блокировать серверы, которые обеспечивают пиратский просмотр. Позиция интернет-провайдеров, озвученная в ходе тематических мероприятий, сводится к необходимости формальных запросов уполномоченных органов государства. Насколько можно судить, интернет-индустрия не видит в подобных действиях угрозы своим интересам и готова им посильно содействовать.
Нацсовет может инициировать рассмотрение данного вопроса и принятие соответствующих решений, включая позицию НКРСИ, Кабмина, СБУ и других органов власти. С технической точки зрения речь будет идти о блокировании пакетов данных с определёнными IP-адресами и/или формата. Поскольку речь идёт о коммерческом сервисе (абоненты кардашаринговых сервисов платят за услуги пиратов), представляется достаточным создать прецедент регулярных непредсказуемых помех, чтобы спровоцировать массовый отказ от подобных услуг. Никогда не лишними будут санкции в адрес людей, которые на территории Украины предоставляют подобные услуги. Как свидетельствует опыт Беларуси и России, это вполне решаемая задача, причём достаточно буквально нескольких дел, доведённых до суда и реальных сроков, чтобы отбить у «пиратов» желание рисковать.
В случае с пиратскими трансляциями в IPTV-сетях имеет место работа без лицензионных документов. Списки «нарушителей конвенции» давно составлены и могут быть оперативно обновлены силами отраслевых объединении. Все, что необходимо, это политическая воля преодолеть сопротивление «крыши» на местах. Именно сейчас это выглядит решаемой задачей.
Представляется уместным рассмотреть вопрос о целесообразности криминализации правонарушений в данной сфере либо об ужесточении санкций за них.
- Информация о материале
Прошло свыше полугода с того момента, когда вооружённая агрессия Российской Федерации заставила по-новому посмотреть на проблематику информационной безопасности. В связи с тем, что Украина де-факто находится в состоянии кровопролитного вооружённого конфликта, причём на своей территории, приходится рассматривать информационную сферу именно как ещё одно пространство противоборства. Цена и ошибок, и успехов в этой сфере никогда не была так высока. Теперь она измеряется в жизнях десятков, сотен и даже тысяч людей, оказавшихся кто добровольно, кто волею случая на полях сражений.
За прошедшие месяцы накоплен значительный практический опыт решения задач в сфере информационной безопасности. Среди прочего проявили себя вызовы и угрозы, на которые до сих пор не найдены адекватные ответы. В частности, многие методы информационной борьбы влекут за собой последствия, которые сами по себе стали факторами риска и объективно наносят ущерб интересам страны. Некоторые из предпринимаемых властями и гражданским обществом страны действий идут вразрез с декларациями европейского выбора, требованиями европейского законодательства и европейскими ценностями, что вызывает обоснованную критику со стороны союзников Украины.
Настоящий доклад посвящён рассмотрению накопившихся проблем и содержит рекомендации по их разрешению.
Истоки и структура проблем безопасности медиа-пространства
Сложный и плохо структурированный комплекс разнородных проблем, традиционно обозначаемый как «безопасность информационного пространства» на слуху, как минимум, с середины «нулевых». Долгое время эта тема была маргинализирована в силу различных причин, начиная с нежелания медийного бизнеса и политикума усложнять себе жизнь и заканчивая отсутствием в стране политической воли к адекватному регулированию.
События последних месяцев не оставили истеблишменту и широким массам граждан возможности и дальше игнорировать проблемы в этой области. Многочисленные инициативы государственных структур и гражданского общества выявили наличие ряда препятствий на пути к состоянию хотя бы относительной информационной безопасности. Вопрос о способах преодоления этих препятствий не имеет однозначного, приемлемого для всех решения, поэтому уместно обозначить данные препятствия как проблемы.
Путаница в понятиях
На сегодняшний день под информационной безопасностью понимается несколько принципиально различных по своей природе задач, а именно:
- защита ИТ-инфраструктуры страны (т.н. киберпространства);
- противодействие специальным операциям (провокациям, диверсиям), осуществляемым посредством масс-медиа;
- противодействие враждебному (целенаправленному и деструктивному) идеологическому влиянию (военной пропаганде);
- противодействие деструктивным влияниям, которые осуществляются посредством масс-медиа (разного рода «токсичный» контент наподобие рекламы деструктивных культов, жестокости, девиантного поведения).
Каждая из этих задач характеризуется различным соотношением объективных и субъективных факторов. Это приводит, среди прочего, к откровенной вкусовщине, то есть попыткам под видом общественного интереса реализовать субъективные предпочтения.
B данном докладе под «информационной безопасностью» понимаются вопросы функционирования т.н. медиа-пространства как особой среды обмена и распространения информации, мнений и убеждений посредством масс-медиа
Вопросы функционирования и защиты ИТ-инфраструктуры страны (киберпространства) — это отдельная сфера деятельности, не связанная напрямую с предметом деятельности Нацсовета по телевидению и радиовещанию.
Непризнание факта войны
Невозможно переоценить масштаб проблем, связанных с непоследовательной, нечестной и, если называть своими именами, лицемерной позицией высших органов власти по вопросу адекватного определения существа вооружённого конфликта, в который оказалась втянута Украина. Это проявляет себя, в первую очередь, как официальная установка на использование эвфемизма "антитеррористическая операция" вместо "война" или "военный/гражданский конфликт". Логичным продолжением данной политики является отказ государства ввести военное положение хотя бы на части территории страны.
Результатом такой позиции стал концептуальный тупик, в который по факту уже зашли усилия государства и гражданского общества в части защиты информационного пространства страны. Поскольку военное положение не объявляется и де-юре страна живёт по законам мирного времени, вести противоборство с агрессором приходится в рамках правового поля, ориентированного именно на мирное время. В результате возникает сильнейшее давление на органы власти, включая исполнительную и законодательную власти (парламент, Кабмин, Госкомтелерадио, Нацсовет и другие) в направлении ужесточения существующей нормативной базы.
Попросту говоря, законы мирного времени предлагают и требуют переписать в духе времени военного. что, естественно, противоречит и межгосударственным обязательствам украины, и её конституции и здравому смыслу
Попытки избежать необходимости называть вещи своими именами приводят к распространению всяческих эвфемизмов, когда, например, под "иностранными государствами" подразумевается одно вполне конкретное государство, Российская Федерация. Имеет место активный поиск разного рода обходных путей для осуществления шагов репрессивного характера вместо прямых и честных действий. Например, чтобы де-факто запретить российские телеканалы используется более чем спорный механизм адаптационных списков.
Всё это неизбежно приводит к появлению норм, под которые при наличии политической воли можно будет подвести вообще всё, что угодно. Это вызывает и будет вызывать всё более серьёзное сопротивление внутри страны и обоснованные протесты союзников Украины.
Неустойчивость национальной инфраструктуры
Недавние события вокруг Концерна РРТ - беспрепятственный захват и удержание посторонними лицами в течении целого дня органов управления Концерна, - обнажили отсутствие сколь-нибудь действенной защиты национальной инфраструктуры информационного пространства. Один из ключевых элементов системы телерадиовещания страны – Дирекция Концерна РРТ, - несмотря на вооружённую охрану была средь бела дня захвачена группой невооружённых лиц. Нападавшие успешно использовали сомнительные решения судебных инстанций, что означает уязвимость Концерна и, шире, инфраструктуры информационной безопасности государства к посягательствам, имеющим даже не военную, а корыстную мотивацию (т.н. рейдерство). При этом национальный провайдер цифрового наземного ТВ по-прежнему имеет непрозрачную структуру собственности, что создаёт риск контроля над ним со стороны враждебных и неподконтрольных Украине сил.
Очевидно, что любые стратегии информационной безопасности обесцениваются беззащитностью национальной инфраструктуры информационного пространства
Нелегальное распространение ТВ-контента
Грандиозная по своему масштабу и значению проблема заключается в том, что значительная часть телесмотрения происходит благодаря «серым» и «чёрным» каналам распространения медиаконтента. Государство не то что не контролирует эти каналы, но даже, как правило, не ведёт их учёта, то есть не видит и не замечает. На сегодняшний день все усилия в части информационной безопасности ориентированы исключительно на легальные каналы распространения информации. В результате подобные усилия подобны попыткам носить воду в решете.
К основным формам нелегального распространения ТВ-контента относятся:
1) «Пиратский» доступ к платным пакетам спутникового ТВ. В подавляющем большинстве речь идёт от продукте российских компании «НТВ плюс» и «Триколор ТВ». По оценкам представителей компании речь идёт о 1,2—1,5 миллионах незаконных подключений (домохозяйств), что даёт порядка пяти миллионов зрителей. Технически это обеспечивается с помощью технологии т.н. кардшаринга, то есть дистанционной раздачи через Сеть ключей защиты со специальных серверов. Важно то, что данные медиа-продукты в принципе не предназначены для украинской аудитории и не подпадают под регулирование национального законодательства. Между тем на них представлены в полном объёме российские телеканалы, которые являются объектом санкций в Украине;
2) Незаконная трансляция в сетях Интерент-провайдеров, как правило региональных, а также посредством ОТТ-сервисов. В первом случае используется либо статус «тестового вещания», которое длится месяцами, либо же вовсе игнорируются требования законодательства, наличие лицензий на вещание в первую очередь. По данным отраслевых объединений, за такого рода пиратскими сервисами стоят местные «правоохранители», которые и обеспечивают им «крышу»;
3) Наконец, в «серой зоне» находятся провайдеры спутникового вещания, которые игнорируют требования закона о наличии у них соответствующих лицензий. Имеет место нелепая ситуация, когда полный набор предусмотренных законодательством разрешительных документов имеет один-единственный спутниковый оператор, причём единственный из представляющих на украинском рынке именно западноевропейский капитал. Остальные компании много лет безнаказанно игнорируют эти требования, что выводит их и де-факто и де-юре из сферы влияния отраслевого регулятора. Одним из следствий этого является возможность для них пакетировать что угодно и как угодно, включая эротические каналы, формально запрещённые в Украине, коммерчески весьма привлекательные, но недоступные для законопослушных провайдеров. Приятным дополнением к этой возможности является отсутствие заметных, на уровне сотен тысяч гривен в год, отчислений в бюджет.
- Информация о материале
Эта прекрасная история случилась в российском селе Лесниково Курганской области еще в июне. Во время традиционного крестного хода большая процессия проходила через мост. Неожиданно группа людей, человек сто, стала прыгать. Кто-то начал, остальные подхватили. А мост через реку Утяк дохлый, человек на пять рассчитан от силы, да и то не для прыжков. Конечно, он рухнул. Особых жертв не было: река мелкая, мост невысокий, разве что кто-то руку сломал.
Отчего вдруг взрослые люди повели себя так во время высокодуховного мероприятия – загадка. Это вам не подростковые попрыгушки «хто не скаче – той москаль!» с целью погреться. «Москаль» скачет внезапно, с отчаянной придурью и упованием на Господа: авось пронесет. А не пронесет – так и пусть развалится, гори все огнем. Мистическое действо, попытка прощупать судьбинушку.
Поступки русского человека не очень понятны самому русскому человеку, что составляет предмет его гордости и грусти. Но нам крайне важно их понимать, хоть бы самому субъекту действия это было не под силу.
Во-первых, это вопрос национальной безопасности. Вовремя предсказать момент, когда русский человек в очередной раз подпрыгнет в гибельном восторге, - вопрос выживания для Украины. Когда-то у нас даже недолго существовал Национальный институт российско-украинских отношений. Сейчас его бывший директор работает послом Украины в Молдове, не пригодился. Не факт, что подобное учреждение раскрыло бы великую русскую тайну и предугадало бы поведение соседей, но, по крайней мере, попыталось бы. А так оказалось некому.
Во-вторых, а, может, именно во-первых, понять русского человека нам жизненно важно, потому что он, человек этот, часть нас самих, даже если мы украиноязычные украинцы до пятого колена. И потому, что ничто иррациональное нам самим не чуждо, и потому, что вокруг нас, украиноязычных украинцев, полно нас же, русскоязычных русских, еврейских и прочих украинских граждан.
Некоторые из наших граждан ощутили себя настолько русскими, что пленились бредом «новороссийщины». Как это произошло, почему и что из этого следует – обязательный перечень вопросов для глубокой проработки и последующих практических выводов, без которых невозможно обеспечить мир и спокойствие в пределах международно признанных границ Украины. Да, с Крымом включительно.
Как быть с русским в себе и русским в другом, не очень понятно и тем из нас, кто «душу й тіло» положит за нашу свободу. Даже когда понятно самому, не обязательно ближний разделяет это понимание. О чем засвидетельствовал, например, фейсбучный спор на грани размолвки между старыми друзьями, серьезными культурными величинами и безусловными патриотами Украины поэтом Андреем Бондаром и литературным критиком Юрием Володарским.
Когда тонкие и внимательные друг к другу люди порой вспыхивают, чего уж говорить о прочих, которые в комментариях к дискуссии увлеченно демонстрировали отсутствие ума и толерантности. Есть проблема, еще какая. И частое упоминание русскоязычных фронтовиков ее совсем не снимает. Скорей, наоборот.
И с отношением к русским русским, среди которых, понятно, много нерусских, тоже все неясно. Пожалуй, ясность существует в отношении только одного русского оттуда, по фамилии Путин, и формулируется она на всех языках, имеющих хождение в Украине, одинаково, на букву «Х».
Но это народная ясность. Для людей, принимающих политические решения, кремлевский лидер по-прежнему непрозрачен и малопредсказуем.
Даже с ведущими оппозиционными фигурами, как показали последние резонансные высказывания Ходорковского и Навального, нет общего языка. При том, что они разделяют нашу характеристику Путина.
Можно, конечно, махнуть рукой – дескать, русский либерал заканчивается на украинском вопросе, но, опять-таки, нам важно не фигу ткнуть, а детально разобраться, в чем мы расходимся и почему. Не из уважения или праздного интереса, а прежде всего в контексте общих усилий понять Россию и ее внутренний потенциал и вектор изменений. Мы-то точно в тамошних изменениях заинтересованы.
Кстати, помимо записных российских оппозиционеров есть немало очень неглупых и интеллектуально честных людей, мучительно пытающихся понять, что же происходит с их родиной и с подгулявшими на киселевском празднике жизни соотечественниками. Нам точно не помешало бы их слышать.
Нет для Украины страны важнее, и любой забор между нами этот факт не только не снимет, а только подчеркнет. Россию нельзя упускать из виду, из ее социальных и управленческих практик нужно извлекать уроки. У нас много общего, и неплохо бы иметь ясное представление, что из этого общего имеет ценность. Как и трезво осознавать разницу и направления, по которым эту разницу нужно непременно наращивать.
И одно соображение напоследок. Многие не раз подмечали за самыми дружелюбными россиянами, когда в диких, когда в гомеопатических дозах, раздражающее высокомерие и нравоучительный тон при обсуждении украинских проблем. Нынче подобная манера все чаще встречается в украинских комментариях российских дел.
Еще бы, мы же свободные, а они едва ли не Путина рабы! Вот это лишнее. Не такие мы пока и свободные. А если бы и были, то все равно для себя же полезнее любезно вникнуть. Дальше – по результату. Хоть бы и матом.
Почему бы и нет? Главное в отношениях с соседом, чтобы шло от души.
- Информация о материале
Есть люди, которые вкладывают деньги в войну. Они покупают прицелы, оружие, приборы ночного видения. Есть люди, которые вкладываются в жизнь на войне. Они находят Целокс, спальники, бронежилеты, теплую одежду. А есть люди, которые воплощают непопулярные проекты. Которые, казалось бы, «напрочь не ко времени». Эти люди ездят с концертами по военным частям, возят кинопоказы или фестивали на восток. Они сталкиваются со шквалом критики и обвинениями в том, что «танцуют на костях».
Казалось бы, зачем «на гоцки» тратить материальный и человеческий ресурс, если есть вещи значительно важнее в условиях войны? Неужели нельзя заняться просвещением после окончания войны?
«Это очень большая ошибка, которую, к сожалению, допускают многие люди, в том числе и государственные чиновники, - утверждает Денис Блошинский, главный организатор, идеолог и вдохновитель всеукраинского фестиваля «Со страны в Украину». - Есть вещи, которые нельзя расставлять по приоритетам. Как бы тяжело и непросто нам ни было, как бы ни казались вопросы культуры и духовности второстепенными, никогда нельзя оставлять их на потом».
«Война, бронежилеты, аптечки, теплые сапоги - да, это нужно, важно и актуально. Но культура, информационная поддержка, антипропаганда и духовная опора — это не менее важно. Как бы ни было тяжело - эти вещи нужно решать также здесь и сейчас. Потому что патрон от АК стреляет в сегодня, а патрон слова - в завтра.
Мы можем врага убить физически за одну секунду, а на то, чтобы сделать из забитого ватника человека уходят годы. Именно поэтому не то что нельзя откладывать, а наоборот - нужно все силы сейчас бросать на просветительскую работу и всеми возможностями поддерживать тех, кто делает это самостоятельно на местах. Песни, танцы, ремесла, книги, культура нашего народа - это броники для души и теплые сапоги для нашей моральной стойкости», - прибавляет Блошинский.
Украина инкогнита
Около 70 волонтеров из 22 городов Украины - именно силами стольких людей делаются регулярные трехдневные заезды в маленькие городки на востоке Украины в рамках фестиваля «Из страны в Украину».
Это городки Донетчины и Луганщины, недалеко от которых проходит линия фронта и которые еще совсем недавно были под обстрелами.
Городки, в которых нет украинских книжных магазинов, где не проходят украинские концерты и не бывает фестивалей украинской традиционной культуры.
Городки, которые не никак не могут поддерживать нашу страну, потому что Украина для них - всего лишь абстракция, вместо того Россия намного более выпуклая, осязаемая и более понятная. Ведь жители этих городков смотрят российское телевидение, ходят на российское кино и читают российские книги.
С чего бы им поддерживать Украину, которая для них как белое пятно?
Именно поэтому появился такой проект, как фестиваль «Из страны в Украину», который поставил целью разрекламировать на востоке бренд «Украина». Показать донетчанам и луганчанам, что же это за страна у нас такая?
Поэтому на провинциальные городки сваливается полномасштабный фестиваль украинской культуры. Именно лишь это поражает людей, потому что к ним фестивали едва ли когда доезжали.
Фестиваль составляется из дневной и вечерней программы. Днем дети и взрослые принимают участие в мастер-классах. Они ткут, лепят птичек из теста (и сразу их выпекают в маленькой печи!), делают елочные украшения из соломы («пауков»), плетут игрушки из сена, вырезают по дереву, учатся петриковской росписи, творят кувшины на гончарном круге, играют в игры.
Все люди, которые создают фестиваль - волонтеры. И здесь они становятся будто родителями, которые открывают детям прекрасный окружающий мир. Так же, как восторженно трогает ручкой морские волны ребенок, который впервые приехал на море, так же восторженно и боязливо проводят писачком первый узор по будущей писанке удивленные донетчане.
Для них еще писанки молчат. Они не знают символики узоров, не знают, как называется писачок, не представляют, как выдуть яйцо. Но после первой попытки и первого восторга от открытия нового может прийти первое понимание, а за ним и умение «читать» украинскую культуру.
Мастера поражают. Они не только передают свое умение людям, они проговаривают к ним. Спокойно, взвешено отвечают на вопрос, общаются. Возможно, это общение важнее самого мастер-класса. Ведь страшные «бандеровцы» окажутся человечными, внимательными и чуткими.
Вечером начинается концерт, с огненным шоу, показательными выступлениями казаков, сваренным в котлах кулешом. Девушки начинают мастер-класс из народных танцев, и вот вся площадь уже закрутилась в зажигательных «гречаниках».
Играют группы, под которые невозможно уставать: «Телери», «Нумер 482», «От винта»… А со сцены ведущий рассказывает, что мы говорим на одном языке - языке любви. И не важно, звучит он как российский или как украинский.
Люди смотрят на это, удивляются. Они не могут противиться поэтому, что делается так искренне и с такой любовью. Украина прорастает в их сердце. И вот вечером по одном в толпе появляются украинские флаги, тщательно составленные и запрятанные в наплечники, и извлеченные наконец - теперь можно.
Деньги на фестиваль «Из страны в Украину» дают благотворители. Иногда кажется, что очередной фестиваль не выедет за неимением средств, но в последний момент все составляется и деньги где-то находятся. Дают и по 20 грн, и по много тысяч. Кроме культуры, организаторы фестиваля возят на восток теплые вещи для воинов.
«Алкаши, бомжи и наркоши не является отображением Донбасса!»
- Так вы агитируете за Украину? - спросила я у Дениса Блошинского о фестивале при первой нашей встрече.
- Нет, мы не агитируем за Украину. Мы агитируем за Новороссию.
- Как это?!
- Очень просто. Мы говорим: вот вы принимали участие в фестивале, забавлялись и занимались на мастер-классах, слушали концерт. Если вам это все не понравилось - идите в Новороссию! Там точно этого нет и не будет.
Денис Блошинский - директор креативного агентства «42», лидер рок-компании «Неспроста», рассказывает о том, как вообще возникшая идея такого культурного проекта:
«Идея фестиваля «Из страны в Украину» на самом деле появилась еще с того времени, когда с друзьями и единомышленниками организовывали концерты по воинским частям Украины. Мы проехали по многим городам, и последний концерт состоялся в Харьковской области.
Меня поразила более всего история, что местные трижды брали в заложники семью командира части. Концерт наш тогда состоялся для 30-40 солдат, и еще пришли 10-15 местных жителей. И я, когда на все это смотрю, понимаю, что это словно стрельба из пушки по воробьям.
Мы тратим время и силы, выкладываемся на полную, едем за 600 километров, у нас 4 концерта за поездку, но что это и кому дает? Да, солдатам приятно, что мы выражаем им поддержку, но мы же можем больше!
Я начал думать: а что делать с жителями, чтобы они не захватывали этих командиров частей и их семьи. И потихоньку родилась идея такого фестиваля, который приезжает и показывает, что мы - очень классная Украина, очень классная страна, которая борется с ватой и ватниками. Я видел это как философский диспут с представителями «русского мира».
Когда же мы впервые приехали в Славянск, потом доехали до Дружковки, и увидели всех этих алкашей, бомжей и наркош, которые с факами бросаются на сцену, я понял, что никаких представителей интеллигентного «русского мира» я не вижу и не увижу вообще.
Что дискуссии быть не может. И что эти люди не являются отображением Донбасса! И тогда я понял, что проект надо делать в любом случае, но для тех людей, которые являются воплощением Донбасса! Эти люди приходили с желанием провести хорошо время, получить информацию, развлечь деток.
Фестиваль начал видоизменяться. Мы поняли, что надо делать уклон в просветительские вещи, больше работать с антипропагандой, давать больше информационных месседжей, опорных точек для местных патриотов. Мы сверстали 4 информационных брошюры.
Со всем этим пониманием мы поехали в следующую поездку. Были те самые интерактивы и ремесла, были информационные брошюры, но все равно чего-то не хватало. И мы пришли к заключению, которое не хватает более жесткой промоции украинского. Потому что в первой поездке казалось, что многие будет противиться этому, будет воспринимать это как «насильническую украинизацию». А оказалось, что там украинского нет в принципе. Например, нет откуда брать украинские книжки. Открытая библиотека, которую мы привозим, пользуется просто неистовой популярностью. Я увидел, что патриотические браслетики разлетаются с незаурядной скоростью.
В первую поездку у нас разошлось 1,5 км желто-голубой ленты, а во вторую - 2 с хвостиком.
Люди постоянно просят флажки, ткань, желто-голубые фломастеры и краски, значки… Им этого очень не хватает.
Так вышло, что поначалу мы воспринимали проект как направленный на ватников. А он оказался очень важным и нужным для патриотов, для нейтрально настроенных людей; для всех тех, кто хочет мирного неба над головой. В них другие запросы. Им интересно смотреть на украинское.
И когда мы это осознали, то полностью переиначили акценты своего фестиваля. Мы привезли кулеш, боевой гопак, привезли груду народных ремесел. И получили абсолютно другой по качеству фестиваль.
Я очень хочу привнести еще в проект какие-то образовательные вещи: лекции, семинары. Выставки народного костюма, лекции по истории, бухгалтерии, стартапам, IT-технологиям.
Надо начать подключать к этому событию профессиональные элиты. Ведь главная цель фестиваля - это местные активисты, с которыми хочется выстроить отношения. Речь идет о горизонтальных взаимосвязях между регионами в одном культурологическом контексте. Украинским или русским языком это называется «дружба».
- Информация о материале
Страница 59 из 186
