Заработал новый парламент, соответственно, появились новые законодательные инициативы, направленные на борьбу с коррупцией. Одна из них – законопроект №1165 от 2 декабря «О внесении изменений в действующее законодательство Украины относительно прав граждан в борьбе с коррупцией и злоупотреблением властью». Как отмечают авторы документа, ст. 3 Закона «Об основах внутренней и внешней политики» усиление противодействия коррупции зачислено в основы политики в сфере развития государственности. Однако среди украинских и иностранных экспертов, как и среди большинства наших граждан, царит общее мнение, что на сегодня результаты такого противодействия крайне умеренные.

Поскольку частный сектор (прежде всего, малый и средний бизнес) и гражданское общество наименее склонны к солидарности с коррупционерами, рационально наделить их широкими возможностями для противостояния коррупции. Одним из путей к этому (что, собственно, и предлагается представленным законопроектом) является внедрение в уголовно-процессуальное право Украины института частного преследования преступлений, охватываемых понятием «коррупция».

Личное преследование по уголовным делам, т. е. возможность выдвижения обвинений в преступлении перед судом не уполномоченным государственным органом, а частным лицом (физическим прежде всего, но не только) известна праву многих стран. Согласно действующему законодательству, потерпевший вправе поддерживать обвинение в суде при условии отказа прокурора поддерживать государственное обвинение (п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК). Однако в целом в Украине возможности поддержания обвинения в суде частным лицом довольно ограничены. В частности, не предусматривается возможность такого участия в уголовном процессе со стороны третьих заинтересованных лиц.

Широкие возможности для частного преследования существуют в Англии, где еще в XVIII в. практически все уголовные дела в судах велись по искам пострадавших. В других юрисдикциях, в т. ч. в странах континентального права такие возможности ограничены, но также присутствуют.

В связи со сказанным выше авторы законопроекта №1165 считают целесообразным внедрить возможность судебного уголовного преследования по частной инициативе со стороны желающих и способных лиц, а не только потерпевших от преступления. Целесообразность этого особенно заметна в сфере коррупционных деяний из следующих соображений:

1. Для эффективного противодействия коррупции по инициативе государства недостаточно только обеспечить более или менее «чистую» судебную власть: нужно «очистить» еще и прокуратуру, другие органы со следственными полномочиями, на что нужно явно больше ресурсов. При частном преследовании достаточно сделать относительно честными только суды, поскольку «хорошие отношения» с прокурором уже не будут надежной гарантией от антикоррупционного преследования.

2. Антикоррупционная борьба часто буксует и из-за перегруженности государственных органов, недостаточности государственного ресурса. В случае частного преследования возможно подсоединить силы гражданского общества.

3. Такая юридическая возможность будет способствовать усилению гражданского общества, которое предполагается как ее главный бенефициар. Конечно, возможность добиться ответственности, например, фискального коррупционера должна быть у любого налогоплательщика, но очевидно, что ассоциация налогоплательщиков с мощным юридическим аппаратом или юридическая фирма с налоговой специализацией были бы более эффективными в этом благородном деле.

Отметим, что авторы законопроекта склонны к мнению об оправданности частного преследования не только коррупционных деяний, что может способствовать как целям противодействия коррупции, так и более широкой цели верховенства права. Однако такая реформа была бы слишком радикальной в это время и потребовала бы тщательного анализа преимуществ и недостатков, масштабных изменений в действующем законодательстве и правовой системе в целом. Реализация предлагаемых законопроектом изменений позволит наработать ценный опыт и массив данных для дальнейших шагов в этом направлении.

Несомненно, такая инициатива имеет и известные риски, которые являются обратной стороной тех же преимуществ: личное преследование может использоваться не с добросовестной целью, а как инструмент шантажа и психологического давления. Этому, впрочем, вполне возможно противостоять, например:

a) введением возможности привлечения к уголовной или серьезной гражданской ответственности за злонамеренное преследование (malicious prosecution);

б) максимальной прозрачностью для общественности всего процесса судопроизводства;

в) уточнениями в законодательство о государственной службе и о борьбе с коррупцией, чтобы уменьшить риски неоправданного открытия уголовных дел в отношении обычных клерков-работяг, составляющих большую часть штата госорганов; такая перспектива должна быть нацелена больше на людей, наделенных реальной властью.

Однако представляется, что такие риски – не слишком высокая плата за будущие преимущества: некоторое уравнивание возможностей давления чиновников и нечиновников друг на друга уже будет весомым социологическим сдвигом в положительную сторону. Сама вероятность даже недобросовестного использования внедряемых механизмов должна стать сильным сдерживающим фактором для потенциальных коррупционеров.

Если государство по разным причинам не в состоянии справиться с поддержанием закона и порядка, помочь ему становится правом и даже обязанностью граждан. Крайне важно, чтобы делалось это способом, не деструктивным для государства и самого закона. Введение такого порядка уголовного преследования отнюдь не означает самоустранение государства. Напротив, такие меры несовместимы с наращиванием публичных антикоррупционных усилий, которые, есть основания ожидать, и будут срабатывать в большинстве ситуаций.

Итак, общий подход разработчиков законопроекта заключался во внесении минимальных текстуальных изменений, необходимых для внедрения в украинское право совершенно нового института частного уголовного преследования. Для этого в УПК введены понятия «частный обвинитель» (предлагаемая ст. 41-1), «уголовный иск», «обвинительное заявление» (предлагаемая ст. 293-1) и др.

Личное уголовное преследование построено на принципах, аналогичных гражданскому и хозяйственному процессам. Чтобы начать производство, истцу (частному обвинителю) не обязательно владеть исчерпывающей доказательной базой. Необходимые доказательства можно «дособирать» в ходе производства путем подачи суду ходатайств о принятии мер обеспечения уголовного производства (аресте имущества и временном доступе к вещам и документам).

Успех коррупционных дел во многом зависит от возможности получения аудиовизуальных доказательств, главным источником которых обычно становятся негласные следственные (розыскные) действия с использованием специальных технических средств. Поэтому проектом предложена новая редакция ст. 359 УК, действующая формулировка которой существенно сужает возможности частной инициативы для реального противодействия коррупционерам, а также соответствующие коррективы в ст. 87 УПК, чтобы наделить похожими (но значительно ограниченными возможностями) частных лиц.

Изменения в Закон Украины «О судебном сборе» обусловлены очевидной необходимостью урегулирования вопроса судебного сбора при обращении в суд частными лицами с исками нового вида – уголовного характера.

«Мы расскажем, как заработать 500 тысяч с нуля, купить крутую тачку и даже воспитать ребенка миллионером. Только сначала дайте, дайте нам денег». Таков принцип работы российских бизнес-тренеров, которые своей риторикой и методами все больше напоминают создателей сект.

Бизнес по молодости

Молодой человек в узких брючках расхаживает с микрофоном по сцене. Он плоско шутит, травит байки о друзьях, купивших «Феррари», и лохах, у которых нет айфонов. А вообще-то должен учить аудиторию из нескольких сот человек, как строить бизнес. Из двухчасового семинара этой теме уделяется минут 20 банальностей.

– Всегда ли в бизнесе нужно брать яйца в тиски? – раздумчиво говорит он. – Нет. Но это важно на первых этапах.

Этот персонаж – 26-летний выпускник факультета политологии РГГУ Петр Осипов. Вместе с другом, 27-летним Михаилом Дашкиевым (окончил факультет политологии ВШЭ), они сумели за пару лет создать систему тренингов под маркой «Бизнес-молодость». Их незатейливые семинары собирают огромные залы в столице и регионах.

– На их сайте сказано, что они обучили, а точнее, окучили более миллиона человек. К ним идут в основном студенты, молодежь от офисного планктона, – говорит бизнесмен из Новосибирска Петр Караваев. – На семинарах «БМ» простачков уверяют, что работать «на дядю» – страшный грех, а завести свой бизнес – как два пальца об асфальт.

Сам Петр торгует стройматериалами, а его друг в 2012-м плотно подсел на «БМ»:

– Когда были в Москве, посетили их бесплатный семинар, я сразу понял, что это за контора, а Лёша загорелся. Отвалил еще тысяч 15 за их онлайн-коучинг (от англ. coaching – обучение, тренировки), после чего бросил работу в юрконторе, накупил дубленок на китайском рынке и начал торговать ими по интернету. Дело не пошло, и тогда он поехал на еще один интенсивный тренинг в Москве за 30 тысяч. После чего общаться с ним стало невозможно. Слышал, потом он пытался заставить жену и тещу лепить суши на дому. Жена от него ушла.

На сайте «БМ» полно историй успеха. О том, как молодые бизнесмены подняли с нуля за месяц по 300–500 тысяч. Правда, тут же примечание, что это все со слов самих героев и такой успех бизнес-тренеры не гарантируют, мол, все зависит от человека.

– Уверен, большая часть историй нереальны, люди пишут это, чтобы попиариться на сайте «БМ». Сами тренеры признают, что успеха добиваются где-то четверть их слушателей, – говорит Караваев. – Речь скорее о тех, у кого уже есть какой-то опыт в бизнесе. Новичкам не дают конкретных знаний – по документообороту, налогам. Им вдалбливают, что главное – сделать одностраничный сайт в интернете – лэндинг – и продвигать его с помощью сервиса «Яндекс.Директ».

Сайты учеников сделаны как под копирку, причем многие порталы уже не действуют. Однако поток слушателей не прекращается, а тренинги становятся все дороже.

– У них отличный маркетинг, все негативные отзывы о «БМ» тут же убираются. И мало кто знает, как они кидали людей, заплативших по миллиону рублей за специальный вип-курс. – Марина Туктамышева около года была лучшим менеджером по продажам в «БМ». – При этом обороты «БМ» падают. В их «золотое время» в 2013-м они доходили до 100 млн в месяц, этой весной было 50–60. Люди устают от продавцов воздуха. На тренинге «Миллион за сто» (его цена – 200 тыс. – Авт.) они реально чему-то учили опытных бизнесменов. А на массовых коучингах просто эмоционально заряжали людей, кого-то это толкало к действиям.

Подчас неадекватным. К примеру, одна из стратегий учеников «БМ»: отдать первый взнос за «тачку, как у Осипова», за 3 млн, и появится стимул «что-то делать», чтоб выплатить весь кредит.

– Отрезвляющие разговоры не действуют, – объясняет москвичка Алина Ким. – Моя подруга говорила, что на тренингах ее предупреждали, мол, лохи, как я, «бээмовцев» не поймут. По мне, «БМ» – та же секта, только под бизнес-соусом.

Классика культа

Специалисты действительно выделяют понятие бизнес-сект, однако «БМ» к ним не относят.

– Они не доят бесконечно адептов, не затачивают их на вовлечение других, не влияют на психику. Ну, купил человек машину не по средствам, с тем же успехом он мог к гадалке пойти – простаков много, – считает социальный психолог Михаил Вершинин. – Курсы «БМ» по форме повторяют экспрессивные лекции американских «бизнес-проповедников». По содержанию дают нарезку из 2–3 книжек по бизнесу. «БМ», как и многие коучинги, – это просто неэтичное бизнес-образование, культом я бы их не называл.

Зато к бизнес-культам эксперты причисляют тренинговые центры сайентологов, которых по России десятки.

– Эти конторы как раз нацелены на захват бизнеса, имущества учеников, – продолжает Вершинин. – Часто они вербуют кадровиков, работодателей, и потом весь персонал строем идет на культовые занятия. Есть и еще одна опасная технология – лайфспринг. Это тренинги личностного роста, но они теперь работают и в сегменте бизнес-образования. На подобные курсы, кстати, загоняли сотрудников «Миракс-групп» Полонского.

Лайфспринг давно запрещен на Западе, но в России по нему работают десятки организаций. Этим летом в Питере 30-летняя ученица такой конторы бросилась под поезд, потому что не смогла найти денег на очередной этап тренинга. Изначально пошла на бизнес-курсы, чтобы помочь мужу открыть ресторан.

– Моей подруге, чтобы оправиться от коучинга по лайфспрингу, понадобилось 1,5 года с психологом, – рассказывает петербурженка Оксана Федоренко. – На первом этапе вас воодушевляют. На втором прессуют, подавляют волю, это называется трансформацией. А на третьем целью вашей жизни становится вовлечение новых адептов.

Победа над разумом

Похожая программа по вовлечению действует в «бизнес-школе» еще одного известного персонажа – Владимира Довганя. На сайте своей Академии победителей он именуется «отцом франчайзинга и коучинга в странах СНГ».

Месячный курс стоит 300$, годовой – 2400. Но тренинги Довганя можно посмотреть и в сети. Они повеселей, чем у парней из «БМ». Довгань учит не только бизнесу. На одной из лекций упитанный тренер на фоне реки с уточками рассказывает, как сбросить 20 кило за 20 дней – плавать и есть овощи.

Отзывы учеников уже не так умиляют. Доходы у всех, конечно, выросли в 2–6 раз, но это не всё. Одна из «победительниц» пишет, что тренинг «помог» ей уйти от мужа с тремя детьми. Другой хвалится тем, что его супруга уже «надиктовала первые мантры», а потом на полянке они вместе «заякорили» радостные ассоциации.

– Все это, может, смешно, но не для близких этих людей. Сына я вытащила оттуда, только уехав с ним за границу, он сейчас учится в реальной бизнес-школе в Праге, – рассказывает москвичка Татьяна. – Бизнес же учеников состоит лишь в одном – продаже курсов Довганя, работу они бросают. Нормы продаж жутко боятся не выполнить. Это классическая финансовая пирамида плюс ломаются психика и образ жизни людей. Телевизор смотреть нельзя. Надо закаляться, «делать по 200 улыбок в день». Если не удается сагитировать родных, ученики от них отгораживаются, у них теперь один авторитет, эта школа – просто личный культ Довганя. Сын читал только его книги, слушал лекции утром и перед сном, постоянно пел «песню победителей»...

На эту пионерскую песенку в сети даже имеется клип – молодые парни в семейниках делают зарядку в зимнем лесу, деловито болтают по телефонам, потом кидаются в море. Становится страшно за генофонд, эти молодые люди явно «плывут» от реальности. Подобно своим радостным собратьям, которые улыбаются с сайтов «БМ» и других «бизнес-школ». Остановить их, увы, не может никто, кроме близких – в лучшем случае.

К размышлению

Объемы рынка дополнительного бизнес-образования в России, по оценкам экспертов, составляют 45–60 млрд рублей.

– Этот рынок активен, но малорегламентирован, – говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. – Нет саморегулирующих механизмов, контроля со стороны профильных госрегуляторов.

В Минобрнауки «Собеседнику» пояснили, что ведомство не занимается дополнительным бизнес-образованием. Сертификации частные бизнес-курсы не подлежат, их можно открыть под вывеской любого ООО или ИП. И запретить это никто не может – свобода предпринимательства. Качество тренингов может определять только потребитель на горьком опыте, резюмируют эксперты.

Конституция Украины гарантирует право на правовую помощь. С целью практической реализации этого права в 2011 г. был принят Закон «О бесплатной правовой помощи» №3460-VI, который закрепил самостоятельное право лица, которое нуждается в дополнительной защите, получить в полном объеме бесплатную первичную правовую помощь, а также возможность определенной категории лиц получить бесплатную вторичную правовую помощь.

К сожалению, как и право на бесплатную медицину, образование и т. д., право на бесплатную юридическую помощь часто остается на бумаге. «Судебно-юридическая газета» попытался разобраться, кто имеет право получить юридическую помощь бесплатно, какую помощь человек может получить и где «прячутся» бесплатные юристы.

Основное о бесплатной правовой помощи

Бесплатная правовая помощь – юридическая помощь, гарантированная государством, которая полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета, местных бюджетов и других источников. В систему предоставления бесплатной правовой помощи входят координационный центр по оказанию правовой помощи, субъекты предоставления бесплатной первичной правовой помощи и бесплатной вторичной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь разделяется на первичную и вторичную, и каждая из них имеет свои особенности.

Бесплатная первичная правовая помощь (БППП) – гарантированный государством вид бесплатной правовой помощи. Она заключается в консультировании лица о его правах и свободах, порядке их реализации, восстановления в случае нарушения и порядке обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

БППП включает такие виды правовых услуг, как: предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных), оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации. На БППП имеют право все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины. Субъектами предоставления БППП являютсяорганы исполнительной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица частного права и специализированные учреждения.

Как получить бесплатную первичную правовую помощь

Необходимо подать обращение о предоставлении одного из видов правовых услуг, которые входят в БППП, в центральные или местные органы исполнительной власти, территориальные органы центральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления (в соответствии с их компетенцией). Указанные органы обязаны предоставить запрашиваемые юридические услуги, относящиеся к их компетенции, в течение 30 календарных дней со дня поступления обращения (ст. 10 Закона «О бесплатной правовой помощи»). В случае, если в обращении содержится только просьба о предоставлении соответствующей правовой информации, такая правовая помощь предоставляется в течение 15 дней.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления не могут отказать. В случае, если в обращении затронуты вопросы, которые не относятся к компетенции органа, к которому поступило обращение, такой орган должен не отказать человеку, а переправить его обращение к соответствующему органу в течение 5 календарных дней, о чем сообщить заявителю.

Если при рассмотрении обращения о предоставлении БППП установлено, что лицо нуждается в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи, орган исполнительной власти или местного самоуправления обязан разъяснить лицу порядок предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. Обращения, не касающиеся предоставления БППП, все равно должны быть рассмотрены в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан.

Стоит отметить, что органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается устанавливать плату за предоставление любого из видов правовых услуг, входящих в первичную правовую помощь, а также за выдачу лицам бланков заявлений, обращений, запросов, справок, других документов, представление которых предусмотрено законодательством для реализации прав и свобод человека и гражданина.

Вторичная бесплатная правовая помощь

Бесплатная вторичная правовая помощь (БВПП) – вид государственной гарантии, которая заключается в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию.

Виды правовых услуг, которые относятся к вторичной бесплатной помощи:

защита от обвинения;

осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на БВПП, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;

составление документов процессуального характера.

Предоставляют бесплатную вторичную правовую помощь:

адвокаты, включенные в реестр адвокатов, предоставляющих БВПП;

центры по предоставлению БВПП.

Центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи являются неприбыльными организациями, которые финансируются за счет Госбюджета и других не запрещенных законодательством источников и пользуются правами юридических лиц, в т. ч. имеют свои собственные бланки и печати.

Стоит отметить, что региональные и местные центры по оказанию БВПП создает Минюст. Такие центры являются территориальными отделениями координационного центра по оказанию правовой помощи и образуются с учетом потребностей соответствующей административно-территориальной единицы, на территорию которой и будет распространяться их компетенция.

Получить бесплатную вторичную правовую помощь могут:

малообеспеченные лица, среднемесячный совокупный доход семьи которых ниже суммы прожиточного минимума, утвержденного Законом «О прожиточном минимуме» для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, а также инвалиды, получающие пенсию или пособие в размере менее 2 прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц;

дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, беспризорные дети, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;

лица, к которым применено административное задержание или административный арест;

лица, подозреваемые в совершении преступления, задержанные органами дознания и следствия;

лица, которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;

лица, по делам которых в соответствии с законом участие защитника является обязательным;

лица, за которыми законами Украины уже закреплено право на бесплатную правовую помощь, а именно:

лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» (до момента принятия решения о предоставлении статуса беженца и в случае, если лицо оспаривает решение о статусе беженца);

ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;

лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной;

лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований (по вопросам, связанным с их социальной защитой);

лица, в отношении которых суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица (во время судебного разбирательства);

лица, в отношении которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке (во время судебного разбирательства);

лица, реабилитированные в соответствии с законодательством Украины (по вопросам, связанным с реабилитацией);

граждане государств, с которыми Украина заключила соответствующие международные договоры о правовой помощи;

иностранцы и лица без гражданства в соответствии с международными договорами, участником которых является Украина, если такие договора обязывают государств-участников предоставлять определенным категориям лиц юридическую помощь.

Неработающие нормы Закона «О бесплатной правовой помощи»

Стоит отметить, что заключительными и переходными положениями Закона «О бесплатной правовой помощи» предусмотрено поэтапное вступление в силу некоторых его положений.

С 1 января 2013 г. началось предоставление бесплатной вторичной правовой помощи:

лицам, к которым применено административное задержание или административный арест;

лицам, которые задержаны по подозрению в совершении преступления;

лицам, которым в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей;

в уголовных процессах, по которым, в соответствии с положениями УПК, защитник привлекается следователем, прокурором, следственным судьей или судом для осуществления защиты по назначению или проведения отдельного процессуального действия.

С 1 января 2015 г. должно поэтапно начаться обеспечение предоставления бесплатной вторичной правовой помощи по неуголовным делам. Например, таким лицам, как инвалиды, беспризорные дети, беженцы и т. д.

Но есть одно «но» – реализация социально важных норм Закона «О бесплатной правовой помощи» оказалась в опасности в связи с регистрацией правительственного законопроекта №5185 от 21.10.2014 о внесении изменений в данный Закон относительно отсрочки вступления в силу некоторых его положений. В соответствии с законопроектом, введение системы бесплатной правовой помощи по неуголовным делам должно быть перенесено с 1 января 2015 на 1 января 2017 г. В пояснительной записке к законопроекту такая отсрочка объясняется простым отсутствием средств.

Нормы указного законопроекта кажутся еще более печальными, учитывая, что новым законом «О прокуратуре» с 24 апреля 2015 г. отменяются полномочия таких органов осуществлять представительство интересов граждан в суде (с некоторыми исключениями).

Стоит отметить, что кроме отсрочки, законопроект предлагает дополнить ст.27 Закона «О бесплатной правовой помощи» тезисом, что именно к полномочиям КМУ относится установление методики исчисления размера, порядка и условий оплаты деятельности субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. Такое изменение необходимо для исчисления размера вознаграждения адвокатов, предоставляющих БВПП по административным, гражданским делам и по уголовным производствам.

Благо, выборы прошли, а в соответствии с ч.1 ст.95 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» законопроекты, не принятые ВР предыдущего созыва в первом чтении, считаются снятыми с рассмотрения и не рассматриваются ВР нового созыва. Таким образом, остается надеяться, что законопроект не зарегистрируют в парламенте снова.

***

Вроде бы так много гарантированных прав, вроде бы законы открыты для всех, а пример любого иска можно отыскать в интернете. Но почему люди все так же ходят из одного кабинета чиновника в другой и »медленно сходят с ума», пытаясь защитить свои права? Почему юридическая профессия продолжает процветать, как и во времена римского права? Может, потому, что меняется власть – меняются и законы, а может, потому, что наше право наполнено формализмами. Но факт остается фактом: квалифицированная юридическая помощь, особенно своевременная, нужна многим.

Если у Вас есть средства, найти юриста не проблема. Но что делать бабушке с пенсией в »3 копейки», которой надо отстоять свою жилплощадь? Что делать женщине с тремя детьми и без дохода, которая пытается подать на алименты? А внутренне переселенным лицам с их многочисленными юридическими проблемами? Все это объясняет важность именно бесплатной юридической помощи. Стоит отметить, что именно на таких вещах правительству не стоит экономить, чтобы не оставлять лиц, нуждающихся в правовой помощи, более чем на полтора года без таковой из-за невозможности оплатить услуги платных юристов.

Когда я пытаюсь осмыслить, что происходит с мировоззрением восточных украинцев за последний год, то впадаю в «терминологический кретинизм». Потому что ни назвать, ни подобрать вразумительное определение этим процессам не могу. Лично у меня смена привычной картины мира и развенчание мифов происходит так быстро и часто, что осознание «догоняет» с сильным опозданием.

И все же, я не оставляю попыток объяснить себе, почему западным и восточным украинцам так сложно понять друг друга, в чем конкретные различия между нами в оценке понятий «родина» и «патриотизм», и насколько долгим может быть процесс сближения между Правобережьем и Левобережьем нашей многострадальной страны.

Поскольку 9 лет моей сознательной жизни прошли в России, я невольно впитала основную линию тамошней общественно-политической позиции. Если кратко, в голове она складывается так: «Поскольку Россия –величайшее государство всех времен, все соседние народы должны трепетать и петь в унисон». Тем более шокирующим по возвращении на Украину было для меня выяснение того факта, что украинцы придерживаются другой версии исторических событий, и основана она на их личном опыте. Тут и отношение к голодомору, и к ВОВ, и к другим фактам. Но самый мощный переворот у меня в голове случился, когда я сама познакомилась с жителями Правобережной Украины и поняла, в чем заключается различность жителей востока и запада страны.

Каждое путешествие на Западную Украину вызывает у меня «разрыв шаблонов». Так было в первый раз, три года назад. Выйдя в первый день во Львове на улицу, я поделилась со своим спутником опасениями: а вдруг, говорю, нас тут «накажут» за русский язык? И решили мы говорить между собой по-украински, чтоб не огрести ненароком. Но не прошли мы и пары кварталов, как услышали русский в разговорах проходящих людей. Стоп, думаю: мы во Львове или нет?

Это потом мы поняли, что Львов в языковом плане мягок и толерантен, как всякий туристический город. Это потом в сознании развеялись мифы о «воинствующих бандеровцах», которые якобы встречаются на Западной Украине на каждом шагу.

Вторая поездка в этот регион – в августе 2014 – по понятным причинам вызвала разрыв шаблонов гораздо более масштабный. В самом деле, кто бы мог подумать, что красно-черных флагов я буду бояться меньше, чем российского триколора? Что георгиевская ленточка, раньше связанная в моей голове с праздником 9 мая, будет вызывать отвращение до дрожи в конечностях? При том, что мои бабушка и дедушка прошли всю войну на стороне Красной Армии.

Вслед за событиями на Майдане, моральные и ценностные устои в моей голове начали слетать с петель. К началу второго путешествия на Западную Украину я уже размежевала для себя по-новому понятия «дружественности» и «враждебности». Могу только представить, как трудно это сделать поколению моих родителей, выросшему на мифах советского времени. Но сейчас не об этом.

Первое неожиданное осознание смены своих убеждений случилось в Киеве, где мы ночевали между двумя большими авто-трипами. Во время вечернего заселения в съемную квартиру на Жилянской я не предполагала, что проснусь утром от ужасающего грохота и лязга, да еще буду этому рада. Все просто: дело было утром 24 августа и как раз по Жилянской в полседьмого утра ехала вся военная техника для построения на парад. И вот я, вместо того чтобы ворчать на мужа, – «закрой окно, ребенок проснется», –выскакиваю на балкон в неглиже и машу руками военной автоколонне. Двумя часами позже, по пути на парад, я вижу себя в зеркалах витрин с голубо-желтым флажком в руке и спрашиваю: откуда во мне этот заострившийся патриотизм?

И тут постепенно до меня начинает доходить, почему восточные и западные украинцы – люди из разного теста. «Разность» видна уже на середине пути, в Киеве. Когда я увидела, сколько патриотической символики и вышиванок было в тот день на Крещатике, как искренне люди радовались украинским военным, как плакали на минуте молчания в честь Небесной сотни, я подумала: возможно ли такое в любом городе Востока? Чтобы люди осознанно, в таком количестве и с такой интенсивностью радовались и гордились тем, что живут в Украине, со всеми ее недостатками?

Вдруг ясно осозналось: а ведь многие восточноукраинские жители старше 50 лет действительно считают, что оказались после 1991 года в Украине как бы случайно. Ну вот просто потому, что одна большая страна распалась, появилась страна Украина, на территории которой они находились в тот момент, и менять ничего не хотелось.

Отличие западноукраинского ощущения родины, по моим впечатлениям, в осознанности выбора. Здесь люди исторически боролись за свое достоинство, язык и культуру, за право на свои земли и свою национальность. Это привело к обострению патриотизма, и как следствие, к острому неприятию захватническо-поработительских поползновений под любым соусом.

В Карпатах выяснились совсем уж неожиданные для меня вещи. Оказывается, за годы правления Януковича даже самых мелких начальников в местной власти и милиции заменили на уроженцев Донецкой области. Без всякой логики: порой новые «смотрящие» даже не имели соответствующего образования. Стоит ли удивляться, что на Майдан из западных областей ездили более активно?

Оказалось, проевропейские устремления украинского запада качественно другие, чем пророссийские – на востоке. Жители Западной Украины бывали и бывают в Европе весьма часто, многие из них имеют реальные возможности остаться там жить (легально). Они имеют прекрасную возможность сравнивать украинскую и европейскую реальность. При этом у них нет и в мыслях поносить родную страну на чем свет стоит.

К примеру, хозяева карпатской коттеджной усадьбы, в которой мы останавливались, работали в Европе в течение многих лет. Сидя с нами в столовой за завтраком, хозяйка говорила: «Там замечательно. Но я все равно хочу жить здесь». И взгляд ее устремлялся в окно, на Карпатские горы, не поддающиеся в своей красоте сколько-нибудь внятному вербальному описанию.

Среди восточных жителей патриотизм и гордость за страну – явления далеко не столь распространенные, и уж точно не безусловные. Довольно часто я замечала оригинальное «мерило» патриотизма восточноукраинского толка: оценивать страну по тому, что она дала тебе, не задаваясь вопросом о качестве своего собственного вклада. Да, я знаю, мы платим налоги и имеем право рассчитывать на удовлетворение базовых нужд (медицина, образование и т.п.) Но я твердо уверена: наше благосостояние – это результат только наших собственных усилий.

Когда я слышу жалобы отдельных индивидов о низком уровне доходов, всегда вспоминаю нарядные, благополучные деревни на Западной Украине – с большими ухоженными домами, весьма небедного вида. И думаю: эти люди ведь живут в одной с нами стране. Включены в те же сферы: подслеповатую правоохранительную систему, хромое здравоохранение и скособоченную налоговую среду. Но ведь у них получается жить в достатке? Даже работая за границей, они возвращаются на свою землю, чтобы по мере сил развивать свой край, соответствовать возросшему туристическому интересу к региону.

Я очень хочу, чтобы эту статью не восприняли как «нападение» на жителей Востока (к коим, кстати, я сама принадлежу). Мне кажется, немного здоровой самокритики нам не помешает. При этом мы с вами пережили за последний год столько, что, надеюсь, ожидание благодатного патриархального покрова с эмблемой серпа и молота уступило место стремлению жить своим умом, в своей стране. И понимать, что наша реальность – только наш выбор.

Я хочу сказать всем жителям востока Украины: если вы не знаете, за что любить свою родину, выйдите из дома. Выезжайте из своего города и отправляйтесь в путешествие по стране. Любого масштаба, на любом доступном транспорте. Когда увидите места и пейзажи, от которых кружится голова, перехватывает горло и теплеет в груди, вы все поймете.

А если вы убеждены, что любить страну можно, только когда получаешь от нее что-то «материально-весомое», пообщайтесь с жителями маленьких западноукраинских деревень или хозяевами карпатских «садыб». Трудолюбие этих людей потрясает. Их благосостояние видно невооруженным взглядом. Вы думаете, государству есть до них дело? Я думаю, они достигли своего уровня жизни благодаря собственному труду. Без жалоб и «перевода стрелок». Сами, своими руками.

Нам не стыдно поучиться этому у них.

Перевели деньги за рубеж? Получили оплату по контракту? Купили домик в хорватской (а хоть и в украинской) деревне? Теперь обо всем этом много будет знать государственная служба финмониторинга – новый закон обязывает банки, страховщиков и нотариусов сливать информацию о сделках.

Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма – чудесный повод для того, чтобы залезть в карманы даже добропорядочных граждан. И не надо напоминать о борьбе с наркотрафиком или террористами – в Украине с самого начала грубо нарушался главный принцип финмониторинга: его данные становились известны тем, кому они не должны быть доступны ни в коем случае. Например, налоговикам.

Но деваться некуда: в начале 2012 года FATF – международная организация, объединяющая усилия разных стран в борьбе с отмыванием – приняла ряд новых принципов. И страны – участницы FATF были обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с этими признаками. И Украина в том числе. Иначе присвоят «серый» статус, что чревато серьезными проблемами. Основное содержание свежих принципов FATF – максимальная идентификация участников сделок и финансовых отношений.

По этой причине в Украине был принят закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», которыйвступил в силу 5 ноября. Но реально он начнет работать с 6 февраля 2015 года – когда Кабмин и НБУ приведут свою нормативную базу в соответствие с ним.

Что нового? Формирование действительно всеобъемлющей общегосударственной базы данных, содержащей информацию о сделках и их участниках. Как эта база будет собираться? Очень просто: теперь банки, адвокаты, нотариусы и бухгалтеры обязаны передавать информацию о своих клиентах и их действиях в Госфинмониторинг. В принципе, передаваться должна только информация о сделках, имеющих признаки подозрительных. Вот только ввиду высокой ответственности за «недонесение», передавать, совершенно очевидно, будут если не все подряд, то очень и очень многое, не имеющее отношения к действительно подозрительным действиям.

Дело еще и в том, что закон о «борьбе с отмыванием» изначально противоречит закону о банковской тайне, нормам о защите персональных данных и, естественно, Конституции Украины, а также ряду международных соглашений. «В принятом законопроекте предусмотрена возможность обработки персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных. Такой подход не отвечает основным положениям Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных от 28 января 1981, директивы 95/46/ЕС Европейского парламента», – уверен юрист ЮФ «єПраво»Артур Черный.

Банки расскажут

Новый закон во многом повторяет нормы закона-предшественника. Как и раньше, банки обязаны в течение трех рабочих дней с момента проведения операции или попытки её проведения предоставить информацию в орган финмониторинга. В случае нарушения обязательств по мониторингу более двух раз, банки могут лишиться лицензии.

Сохранена норма, согласно которой банки обязаны сообщать о финансовых операциях на сумму свыше 150 тыс. грн., если они подпадают хоть под один из пунктов закона, описывающих признаки «подозрительности». Обязательно передавать информацию, если деньги были переведены или зачислены с анонимного счета или на него, за границу или из-за границы. Запрещено также сохранять банковскую тайну, если одна из сторон операции зарегистрирована в стране, которая известна как популярная оффшорная зона. Также банки обязаны сообщать обо всех операциях, проведенных за наличные, – пополнение счетов, купля-продажа чеков, дорожных чеков и других платежных средств. Естественно, речь идет о суммах свыше 150 тыс. грн. Будут оповещать и о попытках обменять крупные суммы в гривнах на валюту или наоборот.

Казалось бы, повода тревожиться обычным гражданам нет – государство утверждает, что его интересуют лишь те, кто нарушает закон. Однако не все так просто: есть в законе множество неточностей и противоречий. «Предложенная редакция закона изложена нечетко и противоречиво, содержит значительное количество оценочных понятий и критериев, допускает неоднозначное понимание содержания законодательной нормы», – говорит Артур Черный. Эти самые неточности могут побудить банки передавать в госструктуры данные практически обо всех клиентах.

Например, в законе сказано, что финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают подозрения. А значит, банки, дабы не понести наказание за непредоставленную или несвоевременно предоставленную информацию в базу, будут передавать данные обо всех или почти всех операциях на сумму свыше 150 тыс. грн.

Но сумма – это еще не все. Например, банк может заподозрить, что операция «необычная» или «повторяемая с целью разбить крупный платеж на серию мелких». Этого достаточно, чтобы оказаться в поле зрения финмониторинга.

«На практике субъекты мониторинга определяют для себя приоритет: рисковать возможными санкциями со стороны надзирающего органа, но сохранить при этом клиентскую базу, либо, второй вариант – перестраховаться и сообщать органам практически обо всем операциях», – поясняет партнёр ЮК «Закон Победы» адвокат Марина Саенко.

Передача информации грозит гражданам, в лучшем случае, назойливыми обращениями из службы мониторинга или налоговой с просьбами объяснить суть проводимых операций. В худшем – посещением госструктур, написанием объяснительных о происхождении средств, приостановкой операций, штрафами, а то и судебными преследованиями.

Как быть банковским клиентам? Рецептов на все случаи жизни нет, однако несколько обезопасить себя от внимания государства все же можно. Если владелец счета регулярно получает оплату за свои услуги или переводы от родственников из-за границы, стоит открыть несколько текущих счетов в разных банках, а то и оформить часть счетов на близких. Это нехитрое решение поможет избежать пристального внимания к тому, кто получает деньги из-за границы. Ключевые слова – «нерегулярность» и «обыденность»: регулярные операции могут рассматриваться как используемые для дробления сумм на более мелкие, а «необычные» или «нелогичные» – как имеющие скрытый смысл или цель.

Под подозрением – все

Если операция меньше 150 тыс. грн., это не гарантирует отсутствия интереса финмониторинга.

В ст. 16 сказано: «Фінансова операція підлягає внутрішньому фінансовому моніторингу, якщо у суб’єкта первинного фінансового моніторингу виникають підозри, які ґрунтуються, зокрема, на:встановленні за результатами проведеного аналізу факту (фактів) невідповідності фінансової (фінансових) операції (операцій) фінансовому стану та/або змісту діяльності клієнта».

Другие надзиратели

Также законужесточает ответственность нотариусов, адвокатов и бухгалтеров. Теперь они обязаны сообщать о подозрительных сделках. Нотариусы иадвокаты должны сообщать органам финмониторинга, если их клиент осуществляет сделки купли-продажи недвижимости. Будут передаваться данные и о сделках по управлению активами, банковскими счетами или счетами в ценных бумагах клиента, сумма которых превышает 150 тыс. грн.

Кроме того, адвокаты и нотариусы отныне обязаны сообщать государству, если их клиент намерен открыть новый или развивать старый бизнес. Так, мониторингу подлежат операции по привлечению средств на создание юридических лиц, обеспечение их деятельности и управление ими, а также информация о создании или приобретении клиентом компаний.

Не сообщать о перечисленных сделках адвокаты могут лишь в том случае, если информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом адвокатской и/или профессиональной тайны.

Похожие нормы действуют и длянотариусов. Они также не обязаны уведомлять об информации, которая является предметом тайны нотариальных действий. Вот только для нотариусов исключение – случаи оформления договоров купли-продажи недвижимого имущества на сумму от 400 тыс. грн. Кроме того, в законе сказано, что любая информация, переданная нотариусом из-за подозрения, что его клиент занимается отмыванием денег или финансирует террористов, не является нарушением нотариальной тайны.

Как быть тем, кто покупает недвижимость дороже 400 тыс. грн.? Можно оформить покупку в кредит. В таком случае первоначальный взнос может быть менее 400 тыс. грн., о чем нотариусы не станут сообщать госслужбе, а затем клиент в течение нескольких месяцев досрочно погасит обязательство перед банком. Вот только нотариус может решить, что такой кредит используется именно для дробления сумм, и тогда сделка попадет в базы финмониторинга.

Что еще? Закон обязывает бухгалтеров осуществлять мониторинг. По словам Дмитрия Овсия, фактически бухгалтеров обязали доносить на собственное предприятие. При этом освободив от ответственности за такие доносы.

За непредоставление информации на адвокатов, нотариусов и бухгалтеров налагается штраф в размере 1700–3400 грн. Вполне возможно, что на рынке адвокатов и нотариусов появится дополнительная услуга – обязательство не передавать данные в финмониторинг. За нее будет, естественно, установлена дополнительная плата. Тариф может быть от 2–3 тыс. грн. до 5–12 тыс. грн. Все зависит от конкретной сделки, которую клиенту важно уберечь от взора государства.

Что контролируется законом

На кого распространяются нормы закона

Как избежать внимания финмониторинга

Страховые операции

Кто под прицелом:

физлица, которые осуществляют страховые операции на сумму более 5 тыс. грн. или ее эквивалент

Оплачивать услуги страховых компаний на суммы более 5 тыс. грн. только по безналу

Азартные игры и лотереи

Под прицелом:

игроки, которые делают ставки на сумму более 30 тыс. грн.

Делать ставки не более 30 тыс. грн. или эквивалент. В случае выигрыша на сумму более 150 тыс. грн. открывать счет в банке и переводить выигрыш туда

Денежные переводы

Под прицелом:

физлица, физлица-предприниматели, которые осуществляют переводы на суммы свыше 15 тыс. грн. или ее эквивалент в валюте либо драгметаллах без открытия счета в банке

Осуществлять переводы на суммы свыше 15 тыс. грн. только со своего или на свой счет в банке

Проведение платежей юрлиц с контрагентами

Под прицелом:

проведение финансовых операций юрлицами, которые не состоят в деловых отношениях, на сумму свыше 150 тыс. грн. либо ее эквиваленте в валюте и в металле

Проводить финансовые операции, предварительно оформив соответствующие документы об установлении деловых отношений, – договора контрагентов, договора о поставках, подряде и т. д.

Движение средств за границу и из-за границы

 

Под прицелом:

все операции физлиц и юрлиц на суммы свыше 150 тыс. грн. (при азартных играх – свыше 30 тыс. грн.) и эквиваленты вне зависимости от того, открыт счет в банке или нет, если:

перевод осуществлен на анонимный счет за рубеж или с анонимного счета из-за рубежа;

если перевод осуществлен на/со счета в страну, которую Кабмин отнес к странам с оффшорными зонами

Не принимать и не отправлять анонимные переводы на сумму более 150 тыс. грн.

Если юрлицо тесно работает с оффшорной компанией (Кипр, Белиз, Панама), зарегистрировать компанию в другой стране – с лучшей репутацией (Австрия, Андорра, Черногория)

Приобретение дорожных чеков

Под прицелом:

перации физлиц и юрлиц по покупке чеков, дорожных чеков за наличные на сумму свыше 150 тыс. грн.

Оплачивать покупку чеков только по безналу

Переводы в другие страны

Под прицелом:

переводы денег, выдача кредитов и любые другие операции из стран, которые не проводят надлежащий финмониторинг (список стран публикует FATF)

Изучить перечень стран, с которыми можно работать. Нежелательно сотрудничать с компаниями в таких странах: Ангола, Эквадор, Эфиопия, Пакистан, Туркменистан, Иран

Денежные операции недавно созданных компаний

Под прицелом:

списание и зачисление свыше 150 тыс. грн. и эквивалентов на счета юрлиц или физлиц-предпринимателей, которые зарегистрированы менее трех месяцев

Контролировать наличие подтверждающих документов по таким операциям: например, что зачисление прошло согласно договору с контрагентом

Обмен валют

Под прицелом:

обмен валют физлицами или юрлицами на сумму свыше 150 тыс. грн. за один раз

Для юрлиц: наличие документов, подтверждающих необходимость покупки валюты на межбанке (контракты с партнерами). Для физлиц: покупка валюты на черном рынке

Операции с ценными бумагами

Под прицелом:

операции юрлиц и физлиц с помощью ценных бумаг, которые не числились в депозитных учреждениях;

операции с векселями (кроме казначейских векселей) на сумму 150 тыс. грн. в и эквивалентах;

страховые операции юрлиц и физлиц на сумму более 150 тыс. грн.

Все операции проводить через безналичный расчет (банковский счет)

 

Экзамен на прочность в третьем квартале завалили одиннадцать банков. Прежде всего, падали те, кто вел рискованную кредитную политику и был замешан в махинациях. Но шатается, в действительности, каждый третий – навалившаяся девальвация, подобно внезапному отливу, показала, кто из банков «без плавок купался».

Банки падают? Увы, и этому есть, на самом деле, единственная основная причина – почти двукратная за первые 10 месяцев года девальвация. Остальное – лишь ее следствия.

Да, имели место и рискованная раздача кредитов связанным структурам (инсайдерское кредитование), были попытки латать дыры сверхдорогими депозитами, был отток вкладов, были даже игры в схемы по выводу капитала из страны. Да, это все было. И при хотя бы минимально растущей экономике и стабильной гривне даже самые отпетые банки остались бы целы. Но девальвация обнажила проблемы и резко их обострила.

И что теперь? Нацбанку и ФГВФЛ придется разбираться с совсем-совсем проблемными и думать, как быть с теми, кого еще не опекает временная администрация. Всего сейчас в четырнадцати банках работает временная администрация, 18 банков уже проходят процедуру ликвидации.

К ноябрю

Новостей в ноябре предостаточно. Национальный банк Украины 10 ноября принял постановление об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка «Украинский финансовый мир» (УФС). Увы, инвестор на проблемный банк не нашелся. Но зато вскоре вкладчики начнут получать выплаты депозитов в рамках гарантированной суммы – о дате начала выплат Фонд пока не сообщил.

Фондом гарантирования вкладов физлиц принято решение сменить куратора по ликвидации Эрде Банка. Кроме того, Фонд продлил на один месяц временную администрацию в банке «Золотые Ворота». Вкладчики могут получить свои депозиты, срок которых истек 4 августа 2014 года, в отделениях банка «Стандарт».

Завершены выплаты гарантированной суммы вкладчикам АвтоКразБанка. Те, кто не успел забрать свои депозиты, будут получать их в индивидуальном порядке.

Радость для вкладчиков Грин Банка: с 7 ноября они могут получить свои депозиты, срок которых истек 31 октября 2014 года, в отделениях банка «Киевская Русь». Уже готовы к получению вкладов и клиенты Актив-Банка – Укргазбанк с 14 ноября начал выплаты вкладчикам этого банка по договорам, срок действия которых завершился 3 сентября, а также по текущим и карточным счетам.

А вот в выплатах Фондом депозитов проблемного Еврогазбанка – пауза. На сайте банка-агента «Киевская Русь» говорится, что выплаты прекращены с 13 ноября по инициативе временной администрации Еврогазбанка. Между тем, Фонд гарантирования обратился в Национальный банк с предложением отозвать лицензию и ликвидировать горе-банк. Так что выплаты вкладчикам возобновятся через неделю после отзыва лицензии.

У вкладчиков полупроблемных банков – почти паника. В первой декаде ноября клиентов Дельта Банка ошарашила очередная сплетня о том, что «банк вот-вот рухнет». Правда, временной администрации в Дельта Банке так и не увидели. Что неудивительно: активы Фонда гарантирования на начало ноября составили 10,8 млрд. грн., а портфель средств физлиц в Дельте (на начало октября) – 24,8 млрд. грн. «Долларовые депозиты не отдают уже давно. А теперь ограничили выдачу и гривневых вкладов», – говорит вкладчица банка Елена Кораблева. Впрочем, еще не все так плохо – вклады возвращают, просто транши – 500 грн. в день.

Неприятная новость для клиентов одесского Финбанка. С 23 октября банк прекратил не только выплату депозитов, но и выдачу средств по зарплатным картам клиентов. «Да, действительно, сейчас банк не выдает зарплаты. Предприятие переводит зарплатный проект в «Платинум банк», – рассказал киевлянин Алексей Сорокин. «Деньги» получили информацию о скором слиянии Финбанка и Платинум Банка. Ведь собственником обоих является бизнесмен Борис Кауфман (хотя формально Финбанк ему уже не принадлежит). Слияние двух банков позволит сократить издержки.

Где все плохо? Все там же – в CityCommerce Bank, который просто не отдает вклады. Вкладчики снова проводят митинги, требуя «навести порядок в банке и немедленно решить вопрос с выплатой депозитов». Один из его вкладчиков сообщил «Деньгам», что банк ведет переговоры с НБУ. «Либо акционеры вносят столько-то денег, и банк начинает выполнять свои обязательства в полном объеме, либо введение ВА», – говорит вкладчик. По словам источника «Денег», близкого к процессу возрождения банка, переговоры якобы и вправду идут, а их результат будет известен до конца ноября. В то же время, первый зампред НБУ Александр Писарук две недели назад сказал «Деньгам», что собственники доливают капитал в банк, а Нацбанк этот процесс тщательно мониторит.

Не выдает депозиты и государственный банк «Киев». Вкладчики сетуют, что поскольку банк государственный, то вводить ВА в него никто не будет, а значит, абсолютно непонятно, как и когда можно будет выбить деньги из этого банка. В самом банке журналу «Деньги» о ситуации с выплатой кладов рассказать отказались.

Еще один банк с непростой судьбой – VAB Банк. Но здесь депозиты реально выводить на карты, пусть и за снятие банк сдерет комиссию 0,5% от суммы. «От безвыходности хотела переоформить закончившийся крупный гривневый депозит на месяц. Но с сегодняшнего дня уже минимальный срок вклада – три месяца», – жалуется вкладчица банка Наталья Рожкова. Собственник банка Олег Бахматюк говорит, что надеется на помощь государства в его капитализации.

Еще один банк Бахматюка – «Финансовая инициатива» – также задерживает выплату вкладов. Время от времени поступают сведения и о том, что банк «Надра» не выдает депозиты. «Центральное отделение по Артема, 15, город Киев, банк до сих пор не отдал депозит, который закончился еще полтора месяца назад», – говорит Артем Безуцкий. По его словам, постоянный контакт с менеджерами банка результата до сих пор не дал. К «почти проблемным» прибавился еще один банк. Корреспонденту «Денег» написал письмо вкладчик Энергобанка. По его словам, банк не только не возвращает депозитный вклад, но и не дает никаких ответов по зарегистрированным жалобам. «Исчерпав все возможности по вопросу возврата своего вклада в сумме 5 тыс. долл., я принял решение обращаться в суд», – пишет Игорь Моряк.

Дальнейшая судьба проблемных тесно связана с двумя факторами – возможностями и желанием их акционеров докапитализировать учреждения и вывести их на путь «здорового образа жизни» и участием Нацбанка и Фонда гарантирования в судьбе «слабаков». Пока ясно только то, что крупные банки НБУ будет поддерживать стабкредитами, ведь в Фонде попросту нет денег для расчета с вкладчиками. Поэтому временные администрации в ближайшие месяцы будут появляться в мелких банках. Вкладчики крупных проблемных будут вынуждены снова ждать.

У кого сложности, у кого проблемы

Название банка

Объем средств физлиц, млн. грн.*

Дата введения ВА**

Решение о ликвидации

Уполномоченные банки по выплате вкладов

CityCommerce Bank***

2 217

Нет

Нет

Не назначен

VAB Банк***

10 399

Нет

Нет

Не назначен

Надра***

5 385

Нет

Нет

Не назначен

Финансовая инициатива***

4 593

Нет

Нет

Не назначен

Дельта Банк***

24 838

Нет

Нет

Не назначен

Киев***

367,1

Нет

Нет

Не назначен

Энергобанк***

865, 2

Нет

Нет

Не назначен

Мелиор Банк

48,5

10.10.2014

Нет

Не назначен

ИнтерКредитБанк

88,6

10.10.2014

Нет

Не назначен

Аксиома

134,3

10.10.2014

Нет

Не назначен

Прайм-Банк

63,5

03.10.2014

Нет

Не назначен

Грин Банк

28 093

25.09.2014

Нет

Банк «Киевская Русь»

Экспобанк

666,8

25.09.2014

Нет

Не назначен

Демарк

1 047

29.09.2014

Нет

Не назначен

Порто-Франко

571

29.09.2014

Нет

Не назначен

Актабанк

2 030

17.09.2014

Нет

Не назначен

Актив Банк

1780

03.09.2014

Нет

Укргазбанк

Терра Банк

2 052

22.08.2014

Нет

Укринбанк

УФМ****

903,3

15.08.2014

10.11.2014

Не назначен

Золотые Ворота

589,7

04.08.2014

Нет

Стандарт Банк

Еврогазбанк

1 725

17.07.2014

Нет

Киевская Русь

Финростбанк

939,4

16.07.2014

16.10.2014

УкрСиббанк

Пивденкомбанк

3 028

26.05.2014

23.09.2014

Альфа-Банк

* Данные НБУ на 01.10.2014 для банков без ВА, банков с ВА – на 1.07.2014

** В таблице – банки, где ВА введена с марта по 3 октября

*** Банки, которые несколько месяцев подряд не выполняют обязательства перед вкладчиками

****Данные по портфелю средств физлиц – на 01.04.2014

В таблице не указаны Реал Банк, Брокбизнесбанк, Меркурий, Банк Форум, Интербанк, Промэкономбанк, Захидинкомбанк, АвтоКразБанк и Старокиевский, где Фонд завершил выплаты вкладчикам-физлицам в рамках 200 тыс. грн. и отправил банки на ликвидацию.