Реформа правоохранительных органов Грузии была проведена быстро, масштабно и, как показал результат, эффективно. Во всяком случае, украинское правительство ставит грузинские реформы себе в пример. Как известно, одна из авторов революционных пре­образований в грузинском МВД Эка Згуладзе теперь занимает должность заместителя министра внутренних дел Украины. Что она намерена сделать, чтобы и украинский милиционер наконец-то действительно стал правоохранителем, и какие перемены ожидают главный силовой орган страны, замминистра уже поведала в ходе разных мероприятий, в т. ч. рабочего заседания Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Сегодня в ВР зарегистрирован ряд законопроектов, направленных на полное реформирование украинской милиции. В ходе одного из последних заседаний профильного парламентского комитета на обсуждение был поставлен проект Закона №1550 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования органов внутренних дел». Напомним, 12 февраля с. г. этот законопроект был принят Верховной Радой, хотя по словам самой Эки Згуладзе, он является, по сути, не реформой МВД, а только первым шагом, который можно сделать без значительных расходов из бюджета.

Нашу правоохранительную систему уже давно затрагивает резкая критика. Грузинские эксперты оценивают сегодняшнюю деятельность МВД как крайне неэффективную из-за ряда системных недостатков, сложнейшими из которых являются устаревшая модель управления, несовершенство структуры министерства, дублирование полномочий отдельных органов и подразделений, завышенная численность управленческого персонала. На практике это приводит к неоправданной бюрократизации управленческих процессов, внутренней конкуренции между службами, неспособности обеспечить гибкие модели реагирования на криминальные вызовы, увеличению времени выполнения стандартных процедур по защите прав и свобод населения. Указанные факторы вместе с высоким уровнем коррупции среди персонала ОВД подрывают доверие населения к деятельности системы в целом и негативно влияют на возможности МВД в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан.

Представляя законопроект, г-жа Згуладзе, отметила, что проблема дублирования функций ярко прослеживается в деятельности ГУБОП МВД, транспортной милиции, уполномоченных органов внутренних дел по делам детей. Данные службы, по ее мнению, фактически выполняют функции, которые относятся к компетенции блока криминальной милиции и милиции общественной безопасности, имея при этом собственные управленческие аппараты, что приводит к бюрократизации деятельности и мешает эффективному использованию человеческих ресурсов и бюджетных средств.

«Вопрос эффективности использования ресурсов касается также подразделений ветеринарной милиции, которые обязаны участвовать в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (п. 16 ч. 1 ст. 10 Закона «О милиции»), хотя полномочия фитосанитарных и ветеринарных служб несвойственны органам внутренних дел», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, согласно нормам принятого закона, ликвидируется такое подразделение ведомства, как транспортная милиция, однако создается новое подразделение – милиция «особого назначения». Какие функции возьмет на себя новая служба, в проекте не сказано. Также отныне не будет ветеринарной милиции, а функции службы по делам детей и криминальной милиции по делам детей возьмет на себя «уполномоченное подразделение органа внутренних дел». В данном случае, скорее всего, произойдет некое слияние двух служб и банальное их переименование.

Необратимые процессы коснутся и специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД – данную службу сокращают. Причиной стал тот факт, что на сегодня оргпреступность в том виде, как она была в конце ХХ века, практически перестала существовать, трансформировавшись в новые формы криминальной активности. Существование таких подразделений в системе МВД потеряло актуальность, поскольку фактически борьбой с организованными формами преступности занимаются почти все подраз­деления блока криминальной милиции.

Реформа или просто переименование?

За последние годы в Украине была презентована масса реформ, однако пока существенных улучшений в работе тех или иных ведомств украинцы не увидели, и все нововведения подвергаются жесткой критике. Реформа главного силового органа страны гражданами в основном воспринимается как переименование, и многого от такой реформы украинцы не ждут. «Хочу сказать, что получится, но не сразу и не все. Мы постараемся изменить отношение полицейского к гражданину и наоборот», – отметила г-жа Згуладзе.

Известный факт, что официальным признанием успеха грузинской реформы можно считать статданные об уровне доверия населения к местной полиции – после реформы этот показатель вырос с 4 до 84%. Новые полицейские в Грузии вообще не были полицейскими, на их подготовку была потрачена неделя. Но они не брали денег и помогали всем и во всем, потому что у них еще не было полицейских амбиций. Надо отметить, что в период реформы из органов МВД Грузии, в штате которого было 90 тыс. сотрудников, уволили более 60 тыс. Но на их место принципиально не брали бывших работников правоохранительных органов и даже граждан с юридическим образованием. Это объясняли тем, что грамотный человек быстро обучается любому делу, а вот отучить от пороков амбициозного и корыстолюбивого сотрудника сложнее.

Однако уже сегодня становится понятно, что кадровые чистки в различных ведомствах превращаются в кадровые перемещения. В основе любой реформы должна быть политическая воля, отмечают грузинские эксперты. В то же время, общественность опасается, что дальше «фасадных работ» реформа не пойдет еще и потому, что проводить ее в одном ведомстве бессмысленно – нужно менять систему в целом. 

Комментарии

Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины

– На первоочередном этапе реформирования органов внутренних дел предлагаются меры по оптимизации их структуры, четкому разграничению и устранению дублирования их полномочий, а также лишению подразделений ОВД несвойственных им функций. Прежде всего, это касается спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. Задача оптимизации структуры МВД касается и специальных подразделений милиции, деятельность которых, к тому же, стала причиной резонансных событий в обществе. Поэтому логичным шагом МВД в этом направлении было предложение об объединении всех существующих спецподразделений и создании на их базе единого универсального спецподразделения.

Эка Згуладзе, заместитель министра внутренних дел Украины

– Новый закон откроет двери для населения и местных органов власти, и они смогут участвовать и влиять на процесс назначения и увольнения конкретных категорий должностных лиц в правоохранительных органах. Отчасти милиция сегодня деморализована из-за отсутствия оценки и самооценки, учитывая те события, которые произошли в Украине. Если сегодня милицию не деполитизировать, мы опять получим негативный результат. Если мы не будем смотреть на процесс реформы как на второй шанс как для населения, так и для сотрудников милиции, ничего не получится. Общество должно понять, что если оно хочет верховенства права, а не верховенства над правом, нужно сотрудничать с милицией, доверять ей, уважать человека в форме. В то же время, сотрудникам правоохранительной системы надо дать правильные механизмы для того, чтобы начался процесс восстановления доверия к милиции.

Как известно, законопроект №1776 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей)», инициатором которого выступил Президент Украины Петр Порошенко, направлен для предоставления заключения в Конституционный Суд. Предложенные этим документом изменения предполагают не только отмену депутатской неприкосновенности, но и существенные изменения в институте неприкосновенности судейской. Целесообразность таких изменений объясняется, в частности, рекомендациями европейских институций относительно необходимости предоставления судьям функционального иммунитета и передачи полномочий по лишению иммунитета судьи от Верховной Рады Высшему совету юстиции.

Неприкосновенность: международный опыт

Неприкосновенность личности является юридической гарантией правового статуса отдельных категорий лиц – президентов, депутатов, дипломатов, судей и т. д. Целью неприкосновенности является не предоставление привилегий отдельному лицу, а создание условий для выполнения возложенных государством обязанностей и защита от незаконного вмешательства в деятельность отдельных категорий лиц.

Основными привилегиями депутатов являются парламентская неприкосновенность (иммунитет) и свобода выражения и голосования в парламенте (индемнитет). Депутатский иммунитет (лат. immunitas, immunitatis – освобождение от повинности, неприкосновенность) означает, что по законодательству не допускается судебное или иное юридическое преследование (арест, штраф и т. п.) депутата без согласия палаты или специального органа, создаваемого палатой. Депутатский иммунитет распространяется на сферу уголовного и административного законодательства.

Индемнитет (лат. Indemnitas – защита от вреда, обеспечение сохранности) означает, что депутат не несет никакой ответственности за свои решения и высказывания в парламенте. В некоторых странах индемнитет также означает депутатскую заработную плату.

Конституции зарубежных стран оперируют также понятиями non-liability, non-accountability, l'irresponsabilité, которые означают защиту парламентария от ответственности перед судом за его голосование или выступления в процессе выполнения обязанностей, а также понятиями inviolability, l'inviolabilité – свобода парламентария от задержаний, арестов или преследования в судебном порядке без согласия парламента.

В подавляющем большинстве конституций зарубежных стран предусмотрен институт неприкосновенности парламентария. Исключением являются конституции Боснии и Герцеговины, Королевства Нидерланды, конституционные акты государства-города Ватикана и Великобритании. Хотя следует отметить, что отсутствие норм о неприкосновенности в указанных актах не исключает и не запрещает установление депутатской неприкосновенности специальными законами.

Интересным примером является конституция Королевства Дания, где предусмотренная неприкосновенность для парламента в целом.

Неприкосновенность в разных странах различается по способу защиты, времени предоставления, основаниям для возникновения и т. д. Например, в Великобритании неприкосновенность распространяется на время парламентской сессии и на 40 дней до ее открытия и 40 дней после ее окончания. В Австрии, Бельгии, Греции, Франции парламентарий не может быть задержан, арестован, привлечен к уголовной ответственности за исключением случаев, когда он задержан на месте преступления. В Португалии, Швеции, Финляндии депутатский иммунитет ограничивается в зависимости от тяжести преступления, в котором обвиняется парламентарий.

В России действуют слегка оригинальные нормы о депутатской неприкосновенности, связанные с безопасностью других людей. Так, в соответствии со ст. 98 Конституции РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).

В США депутатский иммунитет тоже зафиксирован в конституции. Ею, в частности, предусмотрено, что «сенаторы и представители ... во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка не могут быть арестованы во время их присутствия на сессии соответствующей палаты, а также при следовании в палату и возвращении из нее». Т. е. неприкосновенность в уголовно-правовых отношениях там практически отсутствует, т. к. трактовка ограничения неприкосновенности в конституции США охватывает почти все случаи противоправного поведения.

Стоит отметить, что в европейских и евроатлантических странах прослеживается тенденция к ограничению депутатской неприкосновенности. Чаще всего неприкосновенность действует там как дополнительная гарантия статуса парламентария исключительно в пределах парламентской деятельности и прекращается в связи с совершением депутатом преступления, в случае, если он задержан на месте преступления.

Схожие положения относительно неприкосновенности действуют в зарубежных странах и для судей.

Хорватия. В конституции Республики Хорватии предусмотрен одинаковый иммунитет для судей и депутатов Хорватского государственного собрания – их нельзя арестовать и против них нельзя возбудить уголовное дело без согласия обеих палат парламента. Судьи, как и депутаты, защищены индемнитетом. Так, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или наказан за высказанное мнение и конкретные действия во время осуществления правосудия.

Польша. В соответствии с конституцией Польши, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности или лишен свободы без предварительного согласия определенного законом суда. Но в случае обнаружения судьи на месте преступления он может быть задержан. О задержании судьи должен быть немедленно проинформирован председатель компетентного суда, который имеет право принимать решение о немедленном увольнении судьи.

Венгрия. В соответствии со ст. 5 Закона Венгрии «О системе судопроизводства и судебной администрации», уголовные дела, касающиеся профессиональной судейской деятельности, могут открываться только с согласия субъекта, имеющего полномочия на назначение или избранию на должность судьи, которым, согласно конституции Венгрии, является Президент.

Литва. В соответствии с конституцией Литвы, судью нельзя привлечь к уголовной ответственности, арестовать или каким-либо образом ограничить его свободу без согласия Сейма, а в период между сессиями на это необходимо согласие Президента.

Российская Федерация. Согласно ст. 122 конституции РФ, судьи неприкосновенны. А ч. 2 этой же статьи гласит, что судьи не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом. В соответствии с федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации», неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Что касается уголовной ответственности, решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается соответствующей судебной коллегией в зависимости от уровня суда, где осуществляет правосудия этот судья. Например, в отношении судьи Конституционного Суда РФ решение принимается председателем следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ.

Нельзя в России на общих основаниях привлечь судью и к административной ответственности. Так, решение о привлечении к административной ответственности в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного суда, арбитражного суда принимается судебной коллегией в составе 3 судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В соответствии с этим же законом, судья в РФ пользуется также индемнитетом и даже после прекращения полномочий не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Судейская неприкосновенность закреплена в ряде международных документов: Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод от 4 ноября 1950 г., «Основных принципах независимости судебных органов», утвержденных резолюциями 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеи ООН, «Процедуре эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов», утвержденной 24 мая 1989 г. резолюцией 1989/60 Экономического и Социального Совета ООН, Европейской хартии «О статусе судей» от 10 июля 1998 г., рекомендации №(94)12 Комитета министров Совета Европы «Независимость, действенность и роль судей» от 13 октября 1994 г. и др. Необходимость обеспечения неприкосновенности и независимости судьей подтверждается также практикой Европейского суда по правам человека.

Неприкосновенность по-украински

В Украине неприкосновенностью наделены Президент, депутаты ВР и судьи.

Депутатская неприкосновенность

Как есть

В соответствии со ст. 80 Конституции Украины, народныедепутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету, они не могут привлекаться к уголовной ответственности, быть задержаны или арестованы без согласия Верховной Рады.

Как может быть

Если указанный законопроект примут, депутатов лишат гарантии неприкосновенности, т. е. их смогут привлекать к уголовной ответственности, задерживать или арестовывать без согласия ВР.

Судейская неприкосновенность

Как есть

Согласно ст. 126 Конституции, независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины. Судья не может быть задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом без согласия ВР.

Как может быть

Учитывая принцип разделения властей и систему «сдержек и противовесов», существование такого влияния законодательного органа на судебную ветвь власти, как полномочие давать разрешение на задержание или арест судьи, выглядит, по меньшей мере, странно.

Законопроект предлагает внести в ст. 126 Конституции изменения, в соответствии с которыми судья может быть задержан, и к нему может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей до вынесения обвинительного приговора судом исключительно в случае согласия Высшего совета юстиции, а не Верховной Рады Украины. Стоит отметить, что согласно законопроекту неприкосновенность судьи не будет распространяться на случаи задержания его при совершении или непосредственно после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья человека. Т. е. в Конституцию хотят добавить типичные для других стран нормы ограничения неприкосновенности.

Также предлагается дополнить ст. 129 Конституции нормами, в соответствии с которыми привлечение судей к юридической ответственности будет осуществляться на общих основаниях. Тем не менее, судьи не могут быть привлечены к юридической ответственности за деяния, совершенные в связи с осуществлением правосудия, кроме случаев принятия заведомо неправосудного судебного решения, нарушения присяги судьи или совершения дисциплинарного правонарушения. Таким образом, в Конституции закрепится функциональный иммунитет судьи.

Предполагается, что закон в случае его принятия вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Напомним, что Высший совет юстиции сегодня не является полномочным. В связи с этим предлагается 2 варианта вступления изменений в ст. 126 Конституции в законную силу: «со дня, следующего за днем опубликования этого Закона – в случае, если на день, предшествующий дню его опубликования, Высший совет юстиции является полномочным»; «через 10 дней со дня формирования полномочного состава Высшего совета юстиции – в случае, если на день, предшествующий дню опубликования этого Закона, ВСЮ не является полномочным».

***

В демократических странах целью установления неприкосновенности является защита от преследования и давления. Не секрет, что чиновники и судьи подчас злоупотребляют этой гарантией, нарушая принцип равенства граждан перед законом. Именно поэтому неприкосновенность приобрела в Украине негативный оттенок, а обещание отменить ее стало популярным лозунгом на выборах. Но стоит помнить, что неприкосновенность является ключевой составляющей независимости одной ветви власти от другой.

Мобилизация 2015 г. официально началась 20 января. Набор военнослужащих будет проходить в 3 этапа. Помимо первого отбора, который будет длиться 90 дней, эти мероприятия пройдут дополнительно в апреле и июне. Каждое займет по 60 дней. Таким образом, четвертая волна мобилизации продлится 210 дней.

Правовые основы

Основополагающим законодательным актом, который указывает на обязанность граждан страны защищать государство, является Конституция Украины. Именно ст. 65 Конституции четко говорит, что защита Отчизны, независимости и территориальной целостности, уважение ее государственных символов является обязанностью граждан Украины. Порядок проведения мобилизации регулируется также законами «О военной обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации». В этих законодательных актах указываются основные понятия и механизмы проведения мобилизации.

Кроме того, Президент Украины Петр Порошенко подписал Указ №15/2015 о частичной мобилизации. В нем, в частности, предусмотрено, что мобилизация объявляется с целью поддержки боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований Украины на уровне, который гарантирует адекватное реагирование на угрозы национальной безопасности государства. Также указывается, что мобилизация проводится на всей территории страны, кроме Автономной Республики Крым и Севастополя. Что характерно, мобилизовать будут также в Донецкой и Луганской областях, где на данный момент ведутся боевые действия.

В президентском Указе говорится, что призыв военнообязанных, резервистов и поставка транспортных средств совершаются для обеспечения нужд ВСУ, Нацгвардии, Службы безопасности, Государственной пограничной службы, Государственной специальной службы транспорта, других военных формирований Украины в объемах, которые обозначены мобилизационными планами. При этом в период с 18 марта по 1 мая 2015 г. будет проведено увольнение в запас (демобилизация) военнослужащих, которые были призваны на военную службу во время мобилизации на особый период согласно Указу Президента №303 от 17 марта 2014 г. «О частичной мобилизации».

Во время мобилизации

Когда военнообязанному приходит повестка, ее наличие еще не означает, что адресат сразу же отправится в зону проведения антитеррористической операции. Повестка лишь обязывает человека явиться в мобилизационный пункт, т. е. военкомат. И тот, кому пришла повестка, обязан явиться по указанному в ней адресу. Уважительной причиной неявки может служить только тяжелое заболевание, когда человек физически не может явиться по вызову.

Только после явки в военкомат можно будет говорить о дальнейших действиях. Там же будет проводиться медицинский осмотр. Причем, как уверяют ответственные лица, во время четвертой волны мобилизации состоянию здоровья военнообязанных будет уделяться особое внимание. Только после тщательного выяснения врачом всех жалоб и общего состояния здоровья военнообязанного будет решаться вопрос о его участии в обороне страны.

После того, как медкомиссия утвердила военнообязанного, нужно начинать сборы. Впрочем, те, кто уже был в зоне АТО, рекомендуют делать это заранее, потому что к выбору и покупке нужных вещей нужно будет подойти очень внимательно. Государство сегодня обеспечивает каждого военнослужащего формой и оружием, а приобретение всего остального ложится на плечи самих граждан.

Самое важное, что нужно взять с собой – это личная аптечка. В ее основе должны быть те препараты, в которых будет нуждаться военнообязанный, из расчета на 2 месяца. Следующим немаловажным пунктом станет приобретение запаса нижнего белья и термобелья. Не стоит забывать и о теплых вещах в холодное время, а также о дождливой погоде – нужно приобрести хороший дождевик, и лучше заграничного производства. Кроме того, опытные военные рекомендуют не экономить на покупке обуви – некачественная или б/у, она может только навредить. Самостоятельно нужно обеспечить себя и средствами личной гигиены – армия ими не обеспечивает. Важной покупкой должен стать рюкзак – вместительный и качественный, какими являются рюкзаки НАТО.

Каждый военнослужащий должен знать, что перед отправкой в зону АТО он имеет право на прохождение курса обучения. В оборонном ведомстве уверяют, что в ходе четвертой волны мобилизации призванные граждане пройдут подготовку в несколько этапов. На первом будет проведена общая военная подготовка офицеров, сержантов и солдат. Сюда же войдут медицинская, тактическая, огневая и инженерная подготовка. После будет осуществляться профессиональная подготовка по специальности длительностью 26 суток. А после этого личный состав будет направлен в подразделение для тренировки боевой слаженности на срок до 15 суток.

Срыв мобилизации

В то время, когда государство нуждается в большом количестве военнослужащих, есть силы, которые хотят помешать провести мобилизацию. Широкую популярность в интернете сегодня получили информационные сообщения одного и того же содержания. В них говорится, что якобы мобилизация противоречит действующему законодательству Украины, и рекомендуется подавать иски в суды о том, что мобилизация незаконна. Ссылаясь на нормы Уголовного кодекса, авторы таких сообщений заключают, что санкции, которые применяются к тем, кто уклоняется от призыва, связаны с введением в стране военного или чрезвычайного положения.

Почему они так считают, непонятно, ведь санкция ст. 336 УК связана с действиями лица, а именно с уклонением от призыва во время мобилизации, и ничем вроде введения военного или чрезвычайного положения не обусловлена. Объект этого преступления, а также его объективная и субъективная стороны совпадают с соответствующими элементами состава преступления, которое предусмотрено ст. 335 УК. Уклонение от призыва в форме бездеятельности заключается в неявке субъекта не только в призывной участок, но и непосредственно в воинскую часть, военные учреждения, которые указаны в повестке или приказе военкома.

Противники мобилизации также приводят как аргумент Закон «Об альтернативной (невоенной) службе», чем еще более запутывают читателей, ведь согласно ст. 4 этого закона религиозные убеждения гражданина являются основанием лишь для замены воинской срочной службы на альтернативную (невоенную) службу. Представитель Генштаба ВС Украины полковник Александр Правдивец пояснил, что в Конституции указано, что гражданам, которые имеют религиозные убеждения, военная обязанность должна быть заменена на другую. По его словам, на сегодняшний день государством не предусмотрена такая замена – это компетенция Министерства культуры, которое еще должно подготовить соответствующий законопроект о верующих гражданах.

На сегодняшний день представители Вооруженных Сил не раскрывают всех подробностей мероприятий по информационному противодействию подобным сообщениям в СМИ, но уверяют, что такая работа ведется, а общественность будет уведомлена о ее содержании и результатах позже. Также сообщается, что деятельность по срыву планов мобилизации ставит под удар украинских парней, вынуждая их нарушать законодательство, что в результате приведет к ответственности.

Органам местного самоуправления поручено до марта создать специальный реестр тех, кто уклоняется от обязанности защиты Родины, при этом данные о нарушителях будут передаваться в органы внутренних дел. Представители милиции, в свою очередь, будут заниматься поиском и доставкой правонарушителей в военкоматы. Стоит напомнить, что ст. 336 УК предусматривает срок лишения свободы за уклонение от призыва в мобилизацию, который составляет от 2 до 5 лет.

Социально-правовые гарантии для военных

Государство гарантирует каждому военнослужащему обеспечение материальными средствами за счет государственного и местных бюджетов. В течение года за военнослужащим остается его рабочее место (должность), средний уровень зарплаты по предприятию, учреждению или организации независимо от их подчинения и форм собственности. Социальные гарантии остаются также для безработных граждан. Военнообязанный, который не работает на день призыва, имеет право на денежное обеспечение в размере минимальной заработной платы, которая составляет 1218 грн., до момента увольнения из ВСУ, но не больше года. Для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, во время прохождения воинской службы по мобилизации в особый период не прекращается государственная регистрация предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей.

На одном с последних заседаний правительства было решено увеличить денежное обеспечение военнослужащих. Проектом постановления предусмотрено выплачивать:

в 2-кратном размере – денежное обеспечение военнослужащим, которые принимают участие в АТО, военных действиях;

в 3-кратном размере – денежное обеспечение военнослужащим, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях с момента объявления военного времени;

1000 грн. за каждые сутки непосредственного участия военнослужащих в боевых действиях.

Члены правительства также согласовали дополнительное вознаграждение за уничтожение военной техники противника. Так, за уничтожение автомобиля вознаграждение составит 10 минимальных зарплат (12 тыс. грн.); танка – 48 тыс. грн.; реактивной системы залпового огня – 60 тыс. грн.; боевого самолета – 121 тыс. грн.

Конечно, при всех якобы гарантиях социального и денежного обеспечения ситуация остается трудной. Специалисты утверждают, что есть много проблем в сфере материального обеспечения военнослужащих. Остаются проблемы и с оформлением документов в случае увечья или смерти, оформлением статуса участника АТО. В то же время, отсутствие адекватного материального обеспечения, военного обучения, четких гарантий сохранения рабочего места и финансового обеспечения семьи в случае увечья или смерти может привести к тому, что Вооруженные Силы Украины не будут иметь возможности защитить государство.

Не попадают под призыв на военную службу во время мобилизации военнообязанные:

1) забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти и местного самоуправления, другими госорганами, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в установленном КМУ порядке. Бронированию подлежат военнообязанные, которые работают в органах государственной власти и местного самоуправления, других госорганах и на предприятиях, учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания, в случае, если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов и исполнения мобилизационных заданий.

2) признанные согласно с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до 6 месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии);

3) мужчины, на содержании которых находятся трое и больше детей в возрасте до 18 лет (такие мужчины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);

4) женщины, на содержании которых находятся трое и больше детей в возрасте до 18 лет (такие женщины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);

5) занятые постоянным уходом за лицами, нуждающимися в нем, согласно законодательству Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут совершать этот уход;

6) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АРК;

7) женщины и мужчины, которые самостоятельно воспитывают ребенка (детей) в возрасте до 18 лет (такие лица могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);

8) женщины и мужчины, на содержании которых находятся ребенок (дети), являющийся инвалидом І или ІІ группы, до достижения им 23 лет.

Комментарии

Максим Щербатюк, программный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека

– Отвечая на вопрос, отображены ли в законодательстве Украины нормы, на которые ссылаются те, кто призывает бойкотировать мобилизацию, могу сказать, что юриспруденция – это наука, из которой можно много чего вытянуть. Но если принять во внимание судебное толкование и практику судов, а также позицию Верховного Суда Украины, то на сегодняшний день можно утверждать, что у подобного рода исков нет будущего. А если делопроизводство уже началось, я уверен, что у этих исков очень мало шансов на судебную перспективу.

Присутствует и другой момент, который в настоящее время полностью не урегулирован – это вопрос альтернативной службы, когда людям в связи с их религиозными убеждениями вера не позволяет убить человека. Военными чиновниками было озвучено, что такие люди не будут напрямую задействованы в боевых действиях, а только в оборонных структурах. Но если в таких случаях будет прямое принуждение к применению оружия, это уже выйдет за рамки украинского законодательства, станет ближе к Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.

Александр Правдивец, заместитель начальника мобилизационного отдела мобилизационного управления главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генерального штаба ВСУ, полковник

– По поводу запрета выезда заграницу скажу так, что на сегодняшний день законодательством предусмотрено, что смена места жительства военнообязанных во время мобилизации разрешается исключительно с согласия районного военного комиссариата. О выезде или смене места жительства военнообязанный должен в течение 7 дней уведомить военный комиссариат. И на сегодняшний день рассматривается вопрос об укреплении системы контроля за исполнением военнообязанными правил военного учета. Если речь идет о выезде за пределы страны, нужно смотреть, какие основания для этого выезда. Хотя законных оснований для задержания лиц на границе нет, за исключением случаев, когда они совершили правонарушение. Если они его совершили, орган пограничной службы как правоохранительный орган имеет право задержать такого гражданина.

За призывы к уклонению от мобилизации – лишение свободы

В парламенте зарегистрирован проект закона №1886 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины (относительно ответственности за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации)» авторства А. Геращенко и Б. Филатова. Им предлагается дополнить раздел XIV УК новой ст. 336-1 и предусмотреть уголовную ответственность за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации, а также распространение, изготовление или хранение материалов с призывами к совершению таких действий. За подобные действия предлагается наказывать ограничением свободы на срок до 2 лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией и уничтожением соответствующих материалов

По словам А. Геращенко, особо должны караться должностные лица, призывающие не исполнять долг по защите Родины. Поэтому таких чиновников предлагается наказывать ограничением свободы на срок до 4 лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет и с конфискацией и уничтожением соответствующих материалов, а также конфискацией средств (орудий) их изготовления и распространения.

Прошлый, 2014-й, и нынешний, едва начавшийся 2015 г. принесли множество изменений в сфере законодательства о недвижимости, в частности, в вопросе ее регистрации. Отметим, что за период независимости очень изменились по сравнению с советскими временами не только законы, регулирующие право частной собственности, но и сознание украинцев, которые уже привыкли к этому понятию.

Начало этому процессу было положено в феврале 1991 г. Тогда был принят Закон «О собственности», закрепляющий за гражданами право иметь в частной собственности дома и квартиры. В связи с появлением такого права появилась и потребность в учете и регистрации. В то время таким учетом занимались органы БТИ, в связи с чем у них была необходимая информационная база.

Долгое время в Украине не было единой законодательной базы, которая регулировала бы все возникающие на практике вопросы. В 1998 г. Кабинет министров возложил обязанность по созданию системы регистрации прав на недвижимое имущество на Министерство юстиции. В 2002 г. Минюстом было утверждено «Временное положение о порядке регистрации прав на недвижимое имущество». Это «временное» положение, по которому проводилась регистрация недвижимости (за исключением земли), действовало до 1 января 2013 г. А с этой даты большую часть функций БТИ взяла на себя Государственная регистрационная служба, которая занялась наполнением данными новых электронных реестров и введением единых для всей страны стандартов регистрации.

Чем богат сосед

Долгое время украинцы привыкали жить по новым правилам госреестра, пережили огромные очереди, высокие цены. Научились работать по новой системе и нотариусы. И вот пришло время сделать очередной шаг, анонсированный правительством в рамках предвыборных обещаний.

Законом №1701-VII от 14.10.2014 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгод юридических лиц и публичных деятелей» был изменен режим доступа к сведениям Государственного реестра прав на недвижимое имущество, которые стали отныне открытыми и общедоступными. Как декларируют авторы инициативы, теперь любому гражданину не составит труда получить информацию, каким количеством квартир, а может, и загородных вилл владеет тот или иной украинец (во всяком случае, именно такие разъяснения дает законодатель). Это событие можно без преувеличения назвать одним из важнейших шагов, так как уровень рисков при заключении сделок с недвижимостью снижается, а взаимоотношения между всеми их участниками становятся более прозрачными.

Однако мнения экспертов в отношении новшества неоднозначны – в открытом доступе к информации они видят как плюсы, так и минусы.

«Для чего это нужно? Немало чиновников, имея официальную зарплату в 10 тыс. грн, живут в домах за миллионы долларов. После принятия этого закона станут известны имена и фамилии таких «благородных товарищей». Публичность – самый эффективный способ защиты. Закрытые реестры порождают рейдерство, незаконные поглощения, хищения квартир. Если открыть базы, на портале можно будет увидеть, когда куплена квартира, продана или подарена», – прокомментировал новшество один из сторонников законопроекта народный депутат Украины Виктор Чумак.

Но правозащитники комментируют новые нормы более осторожно. Информация о том, кто является собственником квартиры, может послужить рычагом давления на ее владельца, уверены они. Также принятие документа может привести к оформлению недвижимости на нерезидентов. Зачем вводить прозрачность? Повторять за цивилизованными странами? В этих странах ситуация совсем другая. Для них приобретение имущества на незаконных основаниях – это исключение из правил. Таково мнение юристов, которые опасаются негативных последствий от такой прозрачности.

И третье, совсем парадоксальное мнение гласит: ничего не поменялось и не поменяется, реестр не работает и еще долго не заработает. В этом уверены эксперты, изучившие ситуацию.

Коротко о планах и мечтах

Что же такое реестр вещных прав в открытом доступе, и как это работает? Вспомним, что было до открытия реестров:

В электронном имущественном реестре хранится информация о праве собственности граждан Украины на объекты недвижимости.

Доступ к этому реестру был открыт для небольшого круга людей (госрегистраторы, нотариусы, госисполнители и т. д.) через клиентское приложение.

Простым смертным информация об их объектах из реестра представлялась платно исключительно в бумажном виде, опять-таки, через нотариусов и госрегистраторов.

Получить информацию о чужих объектах недвижимости простым смертным было невозможно.

Что мы имеем сейчас:

1. «Антикоррупционный пакет законов» обязал открыть интернет-доступ к реестру недвижимого имущества.

2. Доступ к информации о недвижимом имуществе получают все желающие через форму поиска на сайте (правда, как показала практика, далеко не всем украинцам, владеющим компьютером на уровне пользователя, это легко сделать).

3. Поиск осуществляется по точному адресу объекта. Искать по фамилии владельца нельзя, что само по себе усложняет процедуру поиска нечестно заработанного имущества тех же политиков или чиновников. Согласитесь, имея адрес конкретного объекта, можно проследить историю только этого имущества, а сколько чего еще числится за тем же лицом, узнать невозможно. При этом изменения, не позволяющие осуществлять поиск по ФИО, были внесены КМУ 24.12.2014 на основании постановления «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 24.12.2014 №722». П. 3 данного документа определяет порядок предоставления физическим и юридическим лицам информации из государственного реестра прав на недвижимое имущество и исключает поиск по идентификационными данными физического или юридического лица. Видимо, не хотят политики быть открытыми и прозрачными.

4. Доступ платный – согласно положению Минюста, он стоит 17 грн., хотя на самом деле 21 грн.

Кратко о проблемах и неоправданных ожиданиях

Первое, что уже было упомянуто – реестр пуст. Это связано с тем, что много данных хранится на бумаге в БТИ, они не оцифрованы и непонятно, когда будут оцифрованы. Как разъяснили сотрудники регистрационной службы, для ускорения этого процесса необходим специальный закон.

Второе – реестр платный. Хотя плата сравнительно небольшая, однако это существенно усложнит деятельность, например, журналиста, ведущего журналистское расследование – 21 грн., умноженная на количество проверяемых объектов, может превратиться в круглую сумму. Главный аргумент Минюста в вопросе цены: есть страны, в которых доступ к этой информации стоит дороже. Но ведь есть и страны, в которых этот доступ бесплатен!

Но самая большая, трудно изучаемая и плохо изученная проблема – это безопасность и конфиденциальность. Пока никто внятно и понятно не объяснил, каким образом общедоступная информация будет защищена от мошенников. Ведь внести чужие паспортные данные и иные сведения, щедро раздаваемые украинцами везде (в магазинах, поликлиниках, при оформлении документов и т. д.), постороннему человеку система позволяет, а вот что он сможет сделать с полученной информацией – это вопрос желания и личных возможностей запрашивающего.

Комментарии

Виктор Чумак, зампредседателя Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

– Мы 23 года жили в условиях, когда коррупция была не явлением, а средой. Коррупционная среда – это было дополнительное конкурентное условие существования человека. Чиновник никогда не думал о зарплате – он жил на коррупционную ренту, это и был его основной доход. Но за последние 2,5 года Верховная Рада Украины приняла 8 глобальных антикоррупционных законов. Это больше, чем за все годы до этого. Мы приняли закон, в который никто не верил, никто не думал, что он может быть принят в Украине. Закон, позволяющий сделать реестры вещных прав доступными. Сейчас любой гражданин может зайти на сайт и по адресу найти имущество, зарегистрированное в Государственной регистрационной службе. Это серьезнейший инструмент противодействия коррупции. Мы будем видеть историю перехода имущества от одного владельца к другому.

Джамбул Эбаноидзе, советник министра юстиции Украины, экс-заместитель министра юстиции Грузии

– Для того, чтобы эффективно бороться с коррупцией, информация в вещных реестрах должна быть действительно общедоступна и действительно прозрачна. Да, недавно был принят закон, с помощью которого кое-какую информацию открыли. Но это, к сожалению, лишь полшага вперед, потому что информацию можно найти только по объекту, имея точный адрес. Если вы ищете по субъекту, например, информацию по какому-то чиновнику, вы ничего не найдете. Я предлагаю открыть эту информацию до конца, сделать полный шаг вперед. Чтобы общественность, журналисты и другие люди, проводящие расследования и исследования, могли получать информацию. В таком случае у гражданского общества появится возможность контролировать своих бюрократов. Большое значение имеет и тот факт, будет ли информация платной или бесплатной. Ведь если проверять чиновника, необходимо проверять и круг людей, которые связаны с ним (родственники, друзья), а это может быть дорого.

Александра Маломуж, начальник отдела нормативно-правового обеспечения ГРС Украины

– На сегодняшний день информация в реестре может отсутствовать, так как реестр не сформирован окончательно. Он наполняется по заявочному принципу, автоматически в реестр ничего не переводилось. Автоматический перенос данных может быть произведен только на уровне соответствующего закона, но, к сожалению, он еще не принят. Если гражданин хочет, чтобы его имущество было внесено в реестр, он может самостоятельно обратиться в органы государственной регистрации прав на районном уровне, и на основании его заявления будет внесена соответствующая информация. Однако срочным образом обращаться с подобными заявлениями не нужно. Все права, которые были зарегистрированы ранее, в т. ч. и на бумажных носителях, признаются действительными.

Искать квартиру самостоятельно - экономия средств. Однако есть риск оказаться в сети мошенников. Схема, которую используют нечестные на руку лица, довольно проста. Как не попасть в их ловушки - советы от правоохранителей.

Во всех случаях обращений в милицию потерпевшие рассказывали одну и ту же историю. Объявления с содержанием: «сдается квартира недорого, без посредников» они находили в Интернете, газетах или просто на досках объявлений.

Мошенники, как правило, действуют по одной схеме. Снимают жилье на несколько дней или недель, в газете или в Интернете размещают объявление о том, что сдается недорого квартира. При этом стоимость проживания в этом жилище указывается значительно ниже рыночной. Затем перед потенциальными съемщиками разыгрывают из себя хозяев. Заинтересованным клиентам показывают квартиру. Но здесь возникает не очень приятный момент - их просят подождать несколько дней - 3-4, не больше. Мол, за это время предыдущие квартиранты съедут.

В доказательство того, что мошенник является владельцем этой самой квартиры, будущим арендаторам предоставляется паспорт с пропиской по данному адресу. Как правило, клиенты соглашаются на все условия - стоимость-то невысокая, и такой шанс упускать нельзя ни в коем случае.

Подобным способом мошенники могут сдать квартиру сразу нескольким клиентам. При этом просят последних уплатить за месяц или два вперед. Потом берут деньги и исчезают.

Люди с радостью соглашаются на заманчивое предложение и часто становятся жертвами обмана. Чтобы уберечься от рук аферистов и сохранить свои деньги, необходимо помнить о нескольких простых правилах:

- попросите предоставить документы, подтверждающие право собственности на квартиру, которую собираетесь снимать;

- попросите предоставить квитанции об оплате коммунальных услуг за несколько месяцев;

- поинтересуйтесь у соседей о владельцах квартиры - кто они, как с ними можно связаться, как часто арендуют это жилище;

- если говорят о том, что в квартире живут люди и собираются через несколько дней выезжать, не будет лишним прийти позже и с ними пообщаться;

- не рассчитывайтесь за жилье заблаговременно - весь расчет должен проходить во время заезда, а предварительно можно дать только небольшой задаток;

- обращаясь в риэлтерские компании, не будет лишним перед этим изучить информацию о том, как долго они работают и какую имеют репутацию в сфере по предоставлению соответствующих услуг;

- главное – помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Цена ниже рыночной должна вас не просто насторожить, а оттолкнуть.

Закон пропорциональности черной икры в холодильнике и поддержки Владимира Путина

«Я – мещанин. Если для того, чтобы в холодильнике была черная икра, нужно кричать «Путин велик!», то я буду кричать». Такое признание российский портал «РБК» приписывает создателю площадки Liveinternet и новомодного новостного агрегатора Mediametrics Герману Клименко.

Эта фраза российского медиа-бизнесмена является для меня очень важной. Последний год я потратил на то, чтобы предложить свой вклад в разрешение длительного кризиса, в котором гибнут люди. С помощью инструментария конкурентной разведки я стараюсь изучить и понять процессы принятия решений, которые влияют на российское и общемировое информационное пространство и, в конечном итоге, являются драйверами тех изменений, которые происходят в России и в Украине.

Эти слова Германа Клименко объясняют – что и почему он писал в четырех своих электронных письмах заместителю управления внутренней политики Администрации президента РФ Тимуру Валентиновичу Прокопенко.

Как и тысячи других писем из почтового ящика, который связывают с чиновником АП РФ, эти письма стали достоянием общественности благодаря публикации представителями сайта «Анонимный интернационал», известный также как «Шалтай-Болтай». Среди почти 3.000 файлов из последнего «слива» есть и личные письма, которые делают смехотворными активные опровержения чиновника в своей причастности.

23-24 ноября 2014 года Тимур Валентинович получил четыре письма от Германа Клименко, в которых он объясняет принципы функционирования своего новостного агрегатора Mediametrics.ru, а также направления для сотрудничества с АП РФ.

По словам Клименко, посещаемость сайта mediametrics.ru составляла в ноябре 2014 года 140 тысяч уникальных посетителей в день, при существовании ядра аудитории численностью 50 тысяч. В то же время агрегатор «раздает» трафик в 700 тысяч посетителей в день. Ближайшими целями владельцев Mediametrics является достижение показателей посещаемости, сравнимых с РБК и Лента.ру – 2 миллиона в день, а по влиянию на медиапространство и трафикогенерации Клименко хочет «уделать» Новости.Яндека – 9 миллионов переходов на разные интернет-СМИ в день.

Таким образом, Клименко надеется «переплюнуть» российскую систему мониторинга СМИ «Медиалогия». Достичь этих показателей Клименко рассчитывает к маю 2015-го года.

Однако консервативные медиаменеджеры российских онлайн-СМИ не спешат устанавливать блоки агрегатора Медиаметрикс на свои сайты, как это уже сделали LifeNews, RussiaToday и «Вести».

Что нужно еще сделать для Путина, чтобы в холодильнике была «черная икра»

По всей видимости, своим письмом Герман преследовал абсолютно конкретные цели, а именно: получить у Тимура Прокопенко поддержку в переговорах с онлайн-СМИ по вопросам встраивания ссылочных блоков Mediametrics на их сайты, а также в процессе получения финансирования. Со слов Клименко, он ведет переговоры об инвестициях с Фондом Развития Интернет Инициатив, который возглавляет Кирилл Варламов – один из 499 доверенных лиц Путина на выборах 2012 года. По оценке создателя Mediametrics, на ноябрь 2014-го ему дополнительно требуется еще «5-6 млн. руб. для покупки траффика на Mail.ru и 2-3 млн. руб. для вебмастеров».

Принципы работы новостного агрегатора, говорит Клименко, основаны на подсчете переходов из социальных сетей:

«Посетитель приходит на сайт (к примеру) Lifenews.ru и читает новость «Владимир Путин: Россия сильнее всех, потому что мы правы». У Lifenews есть кнопочки социальных сетей под заголовком и внизу после статьи, с помощью которых он размещает эту новость у себя в ленте. Ее видят френды и кликают по ней, попадая на сайт Lifenews. Так как на Lifenews стоит мой счетчик, то я вижу, что на эту новость пришли посетители из FB и учитываю этот переход. Процесс отображается на Mediametrics, где рядом с новостью «бежит» циферка. Цифра говорит о том, что за последние 10 минут (час или сутки) было столько-то переходов».

Клименко также рассказывает о собственной цензуре, которая применяется на агрегаторе новостей. Так, ресурс Слон.ру отсутствует в выдаче сервиса по причине «просто неприязни». Также частично ограничены на Mediametrics сайты esquire.ru и tvrain.ru. Кроме того, «администратор может, не ограничивая в выдаче ресурс, убирать конкретную новость».

Желание кушать икру и готовность для этого манипулировать информационным пространством – тенденция абсолютно не новая. Ведь это Марку Цукербергу приписывают слова: «Алгоритм формирования вашей ленты новостей на фейсбук исходит из предположения, что смерть белки на вашем заднем дворе может быть для вас более актуальной, чем смерть тысяч людей где-то в Африке».

Однако в данном случае, в защиту Цукерберга следует сказать, что ему пока не пришло в голову открыто финансироваться околоправительственными структурами, чтобы заработать на икру. Простыми словами – кто платит деньги, тот и заказывает музыку (картину информационного пространства). Просто в случае Цукерберга – это пользователи, а в случае Германа Клименко – российское правительство.

К сожалению, для нас это сигнал того, что реальная иерархия ценностей в путинской России под прикрытием декларируемых «духовных скреп», делает любые наши попытки повлиять на эту систему принятия решений абсолютно бесперспективными. Очевидно, что в пирамиде потребностей россиян среднего класса, к которым причисляет себя и Герман Клименко, холодильник стоит гораздо выше, чем свобода доступа к информации и объективная реальность. Ну, а в жизни среднестатистического россиянина холодильник (по причине опустения) уже давно побежден телевизором.

Как вернуть современный народ в средневековье

На ряде круглых столов, на которых мне довелось присутствовать, один из лидеров Интернет-ассоциации Украины Александр Ольшанский и его коллеги не устают отстаивать позицию, что интернет ограничить никак нельзя, по причине того, что он создавался с прямо противоположной целью. А действия Роскомнадзора являются смехотворными и бесполезными.

В реальности же, Тимур Валентинович Прокопенко, подчиненный Вячеслава Володина, первого заместителя главы АП РФ, успешно опровергает эту позицию. Ведь огромное количество поддающихся перепроверке фактов о российских властях, которые в течение почти двух лет предоставляет группа «Анонимный интернационал» (Шалтай-Болтай) абсолютно никак не влияет на ситуацию.

На данный момент, наиболее полным и интересным массивом данных можно назвать именно почтовый ящик Тимура Прокопенко. Его задача в АП РФ заключается в том, чтобы направленность и процесс политики Кремля горячо поддерживался всеми гражданами России. Другими словами, именно Прокопенко частично несет ответственность за ту самую волшебную цифру – 84% россиян, которые «одобряют».

Для выполнения этой задачи у Тимура есть внушительный админаппарат, части которого работают каждый над своей проблематикой. Так, в первую очередь подопечные Прокопенко обслуживают Вячеслава Викторовича Володина. Ежедневно в адрес Прокопенко поступают справки о медиаприсутствии высокопоставленного российского чиновника, где и как он засветился в онлайн- и оффлайн-СМИ.

Огромные массивы данных о том, что именно в данный момент обсуждается в российском информационном пространстве, поступают на его электронный адрес. Наиболее чувствительные для Кремля информационные поводы требуют от Тимура немедленной реакции, которую он успешно реализовывает.

Создание альтернативной реальности, недорого

6 ноября 2014-го года новостной портал LifeNews опубликовал якобы «сенсацию» о том, что оппозиционные инициативы Алексея Навального тайно финансируются Кремлем. В качестве доказательств журналисты LifeNews предъявили регистрационные данные ряда юридических лиц и денежные средства, которые выделялись мэрией города Москвы победителям тендеров на проведение некоторых мероприятий.

Как оказалось, владельцем одной из таких компаний была Александрина Маркво – гражданская жена соратника и партнера Алексея Навального по антикоррупционной и оппозиционной деятельности Владимира Ашуркова, который занимает пост исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией.

Как управлять людьми с помощью телевизора, компьютера и холодильника

В тот же день, что и статья на LifeNews, на сайте Информационного агентства России ИТАР-ТАСС появилось опровержение этой информации из некоего загадочного источника в Кремле.

Как управлять людьми с помощью телевизора, компьютера и холодильника

Абсолютно закономерным можно считать то, что в почтовом ящике Тимура Прокопенко мы находим письмо с текстом, полностью идентичным цитате «кремлевского источника»:

Вслед за письмом с комментарием для ТАСС находим ответное письмо корреспондентки информационного агентства 34-летней Ирины Вьюновой с текстом новости для утверждения Тимуром.

Казалось бы, здесь по большому счету нет ничего предосудительного. Корреспондентка согласовывает со своим конфиденциальным источником текст новости, автором которой источник является. Однако при анализе этой ситуации меня смутило впечатление, что «реакция Кремля» на новость LifeNews появилась… раньше, чем сама новость на сайте LifeNews. Обратите внимание на отметки времени на сайтах. И даже если не принимать их во внимание, такая быстрая и слаженная работа вызывает, как минимум – восхищение.

Все было бы прекрасно, если бы не еще один аспект.

Тимур Валентинович обстоятельно трудится не только над тем, какое впечатление российская власть производит на официальных онлайн-СМИ. Чуть ли не в разы более активно Прокопенко и его подопечные занимаются блогосферой и социальными сетями.

Для этого у Тимура Валентиновича есть целая команда, руководство которой традиционно приписывается одному из бывших лидеров молодежного движения «НАШИ» Кристине Потупчик. По словам «Шалтая-Болтая», несмотря на удивительно низкий профессиональный уровень аналитики, которую производит Кристина, эта аналитика ложится на стол, в том числе, и Вячеславу Володину.

«Инженеры душ»: ожидания и реальность

Команда Потупчик ежедневно предоставляет Тимуру Валентиновичу отчет о том, что за сутки интересного и важного произошло в политическом сегменте общения в социальных сетях. Письма с отчетами приходят с электронного адреса под именем «Анны Ведуты», которая на самом деле является пресс-секретарем Алексея Навального. Видимо Кристина и ее коллеги считают забавным, что результаты мониторингов приходят от имени их «идеологического врага».

По словам Шалтая-Болтая и некоторых российских оппозиционных онлайн-СМИ, почтовый ящик под именем «Анны Ведуты» использует сама Кристина Потупчик. Мне же кажется, что это может быть и ее коллега Анастасия Федоренчик, на компьютере которой, судя по метаданным, были подготовлены все мониторинги.

Однако Кристина и ее коллеги не только пристально следят за информационным пространством, но и сами активно на него влияют. Также регулярно Потучик отчитывается о материалах текстового и графического характера, которые были созданы прокремлевскими блоггерами, размещены в блогосфере и манипулятивно «выведены в ТОП» новостей.

Потупчик также креативно подходит и к визуальным материалам. Так, например, сразу после истории с потенциальным финансированием Навального прокремлевскими структурами, появилась занятная картинка, которая описывает более чем близкие отношения упомянутой ранее Александрины Маркво и заместителя главы РосПечать Владимира Григорьева:

Как управлять людьми с помощью телевизора, компьютера и холодильника

Сразу следует оговориться, что некоторые мои друзья считают меня конспирологом. И, возможно, некоторые факты не связаны между собой. Однако же согласитесь, весьма разумно было бы предположить, что «многоходовка» по дискредитации оппозиционного движения Алексея Навального изначально задумывалась для таких вот картинок и обсуждений в социальных сетях.

Сначала фактаж выкладывают полностью дружественные Кремлю LifeNews – Шалтай-Болтай также публиковал ряд сообщений из смс-переписки между Прокопенко и Габреляновым. Затем эти факты немедленно официально опровергаются авторитетным ИТАР-ТАСС. И, что характерно, опровержение абсолютно объективное.

Но вот блогосфера – это такая среда, где «ложечки» если и находятся, то «осадочек» всегда остается.

Это правило и было успешно использовано коллегами Кристины Потупчик и Тимура Прокопенко.

«It’s alive!!!» Замглавы администрации Путина и «Правый сектор»

Такие «многоходовки» являются достаточно популярным инструментом, захваченного «лубянскими феодалами» Кремля.

Так, например, 1 марта 2014 года на электронную почту Тимура Прокопенко пришло письмо от одного из первых заместителей АП РФ Алексея Громова. К письму был прикреплен файл MS Word, который, судя по его метаданным, готовился на одном из компьютеров «офиса» Громова. В файле были скопированные из социальной сети ВКонтакте два поста, которые ранее в тот же день были якобы опубликованы на странице «Правого сектора» ВКонтакте.

В одном из постов Дмитрий Ярош, якобы призывал покойного террориста Доку Умарова и других радикально настроенных чеченцев возобновить активное вооруженное сопротивление властям Российской Федерации. По всей видимости, задачей Тимура Прокопенко было немедленно распространить этот пост по всем СМИ и социальным сетям, что он с успехом и сделал.

Если вы помните, 1 марта 2014 года, практически одновременно с появлением этой новости в открытых источниках, Совет Федерации предоставил Владимиру Путину официальное право использовать вооруженные силы на территории Украины.

Расследования факта появления такого поста на странице «Правого сектора» ВКонтакте 1.03.2014, по моему мнению, должно стать предметом расследования СБУ. Однако работая над этими и другими данными, порой я прихожу к выводу, что термины «информационная война» и «гибридная война», к изучению и пониманию которых мы только приступаем, устаревают прямо на наших глазах, не давая возможности создать сколько-нибудь эффективную систему безопасности от этих вызовов.

И тем не менее, сейчас критически необходимо тщательно проанализировать систему и процесс принятия решений «лубянского княжества», для того чтобы помочь россиянам открыть глаза на объективную реальность.

В противном случае, силы, владеющие подобными административными, финансовыми и технологическими ресурсами, могут привести к взаимной аннигиляции двух великих народов.

И тогда ни у кого не будет дома, чтобы поставить в нем холодильник с черной икрой.