Ликбез
Маргарин без холестерина, крем без глютена и вода без ГМО: какие новые «пищевые» легенды придумали производители, чтобы продать свой товар без «вредной примеси» втридорога.
Какими легендами нас будут кормить завтра
Так называемые функциональные продукты питания и напитки сейчас являются самым быстрорастущим сегментом мировой пищевой отрасли. Что доказывает одно: производитель хорошо научился играть на страхах потребителя перед болезнями и желанием дольше оставаться здоровым. По данным компании Leatherhead Food Research, в 2013 г. мировой рынок функциональных пищевых продуктов оценивался в $43,27 млрд, за четыре года, с 2009 по 2013 гг., в стоимостном выражении он увеличился на 26,7%. Несмотря на неоднократные разоблачения пользы продуктов с определенными добавками или вреда от некоторых естественных компонентов, содержащихся в продуктах, потребитель продолжает отдавать предпочтение товарам с заветной маркировкой «не содержащий» или «с добавлением». Эксперты говорят, что в числе наиболее перспективных категорий функциональных продуктов будут оставаться группы «меньше сахара», «хорошие углеводы» (употребление продуктов со значительным количеством сложных углеводов с низким гликемическим индексом) и «меньше жира».
В период 2013-2014 гг. рост продаж на мировом рынке продуктов health and wellness оценен аналитиками Euromonitor на уровне 6,5%, объем их реализации достиг $774 млрд. Что на фоне сокращения или замораживания продаж на большинстве остальных рынков выглядит просто небывалым успехом. По прогнозам, основными драйверами роста данного сегмента в ближайшем будущем станут развивающиеся рынки, с 2014 по 2019 гг. эти регионы смогут генерировать 86% новых продаж.
Но, чтобы наращивать их, производителям нужно расширить круг сторонников «здорового питания» и поклонников «здоровой продукции». А для этого нужны новые мифы. Один из них - «красота изнутри». Потребителям все чаще рекомендуют дополнять использование наружных косметических средств приемом внутрь продуктов, способствующих поддержанию красоты или улучшению внешнего вида. По прогнозу Euromonitor International, глобальные продажи продуктов категории «красота изнутри» достигнут $5 млрд уже в этом году. В настоящее время быстрее всего сегменты продуктов нутрикосметики растут на рынках Японии и Китая, объем которых оценивается в более чем $3 млн. Европейский рынок таких продуктов увеличивается с меньшей интенсивностью. Это подтверждается исследованием компании Mintel, которое показало, что уровень введения на рынок новых продуктов категории «красота изнутри» в Европе достиг своего пика в 2009 г. - почти 40 запусков. В дальнейшем этот показатель стал уменьшаться, в 2012 г. было выведено на рынок всего 18 новых продуктов данной категории. Впрочем, наращивание объемов - дело времени и хорошей рекламной кампании.
Почему до сих пор работает страх перед глютеном
Последние несколько лет компании активно подогревают интерес к еде и даже косметике без глютена. Производители открывают специальные безглютеновые магазины, а соответствующие товары бьют все рекорды продаж. Согласно обзору исследований, проведенному компанией NPD Group, почти 30% взрослых в США утверждают, что снизили уровень потребления продуктов с глютеном либо полностью отказались от них. Хотя глютен или, проще говоря, клейковина - всего лишь белки, содержащиеся в злаковых. Пока не возник глютеновый ажиотаж, врачи не рекомендовали включать в рацион еду с этим компонентом лишь людям, страдающим непереносимостью к нему (заболевание целиакия). Получается, что 30% взрослых придерживаются безглютеновой диеты, но только 1% имеет для этого такое медицинское основание. Поскольку потребителю уже вбили в голову, что безглютеновое питание - более здоровое. По данным Packaged Facts, ожидаемый объем рынка безглютеновых продуктов к 2017 г. достигнет $6,6 млрд. Какой скачок могут сделать продажи, показывает хотя бы такая деталь. Мировой поставщик ингредиентов для продуктов без глютена - компания National Starch Food Innovation в своем докладе приводит прогноз компании Euromonitor International, согласно которому объем рынка продуктов без глютена в Германии с 2010 по 2015 гг. вырастет на 40%.
Но, говоря о здоровом питании, производители забывают упомянуть, что, к примеру, безглютеновые десерты содержат не меньше, а может и больше жира и сахара, и зачастую обладают калорийностью выше, чем глютенсодержащие аналоги. Поскольку, избавляясь от глютена, производители пытаются компенсировать ухудшение вкусовых качеств продукта, добавляя туда сахар, жир, а то и химические вкусовые добавки. Потребителю также рассказывают, что якобы от безглютеновой пищи худеют. Но за набор веса в зерновых продуктах отвечает не столько глютен, сколько углеводы. Глютеновую тему в последнее время активно подхватили и продавцы косметики. В отечественной рознице появились кремы для лица, отсутствие глютена в которых преподносится как преимущество, якобы помогающее оздоровить кожу. Кроме того, такие средства рекламируются как идеальные для аллергиков. Стоит безглютеновая косметика недешево: за баночку емкостью 50 мл предлагается выложить до 1 тыс. грн. При этом продавцы умалчивают, что к разряду безглютеновых можно отнести большинство кремов, ведь глютен имеет шансы попасть в продукт только в том случае, если в списке его ингредиентов есть зерновые (скажем, зародыши пшеницы или риса).
Умело эксплуатируется производителями и тема роста сердечно-сосудистых болезней, остающихся главной причиной смертности. Особенно усердствуют поставщики маргарина и спредов, снабжающие свой товар наклейкой «без холестерина». В последнее время к ним присоединились и сыроделы, продвигающие так называемый «сырный продукт». Поскольку преимущества в нем, помимо разве что невысокой цены, найти непросто, производители решили сыграть на отсутствии в продукте холестерина. Между тем, как показывают исследования, изменение содержания этого вещества в крови зависит в первую очередь от состояния щитовидной железы и лишь на 20% - от рациона.
Более того, в соответствии с данными, опубликованными в 1994 г. доктором Харлан Крамхолц из отдела сердечно-сосудистой медицины Йельского университета, пожилые люди с низким холестерином умирали от инфаркта миокарда в два раза чаще, чем люди такого же возраста с высоким холестерином. Анализ медицинских баз показывает, что впоследствии к выводу о том, что люди с высоким содержанием холестерина в крови живут дольше, пришли авторы еще 11 исследований пожилых людей. В дальнейшем еще в семи работах было установлено, что высокое содержание холестерина также не является прогнозирующим признаком во всех случаях смертности.
И, конечно же, продавцы умалчивают, что маргарин и сыр без молока нередко являют собой настоящую гремучую смесь, изготовленную на основе дешевого пальмового масла и химических вкусовых добавок. Как бы там ни было, но, по данным компании Leatherhead, на мировом рынке функциональных продуктов сегмент «здоровье сердца» в 2013 г. составил $13,75 млрд.
Как эксплуатируют фобию старения
Вершин мастерства в деле околпачивания жаждущих вечной молодости покупателей достигли производители косметики. К примеру, многие активно продвигают недешевые кремы с коллагеном, якобы «разглаживающие морщины». Между тем ученые утверждают, что такие продукты могут оказаться не только бесполезными в деле омоложения, но и опасными для организма. Производители обогащают свою продукцию искусственным коллагеном, отличающимся от естественного большим размером молекул. Такое вещество не может проникать в кожу, а оседает на ее поверхности, закрывая поры, и препятствует испарению влаги (создает своего рода «парниковый эффект»). Кремы с «естественным коллагеном», которые стоят еще дороже (до 2 тыс. грн. за баночку 50 мл) на самом деле содержат вещество животного происхождения, которое наш организм воспринимает как чужеродное и попросту выводит.
То же можно сказать и об эластине - «чудодейственном» белке и еще одном широко разрекламированном ингредиенте для вечной молодости. По утверждению ученых, существует лишь один вид эластина, который может полноценно осваиваться нашей кожей, - десмозин, но он в составе косметических средств встречается крайне редко, а стоят такие чудо-кремы 5-6 тыс. за баночку и выше. Модная сейчас среди косметологов гиалуроновая кислота также является эффективной лишь в виде подкожных инъекций. В составе кремов этот компонент используется в высокомолекулярной формуле и попросту не в состоянии просочиться в эпидермис.
- Информация о материале
Имейте в виду: под ДТП подразумевается любой инцидент, касающийся повреждения транспортного средства или людей во время движения. Даже если вы сдавали задом и зацепили столбик ворот на собственной даче, даже если вы нечаянно раздавили колесом залатанный мячик соседского мальчугана, не говоря уже о столкновениях с автомобилями, деревьями, столбами и прочими объектами дорожной инфраструктуры. Мы напоминаем об этом потому, что согласно ПДД при определенных условиях вы можете быть наказаны, если оставили место даже самого незначительного происшествия. Собственно, именно о незначительных авариях – без потерпевших и большого материального ущерба – мы сегодня и поговорим.
1. Не оставлять управление автомобилем, понимая, что происходит что-то нештатное – удар, толчок, боковое смещение
Зачастую самые тяжелые последствия ДТП и для машины, и для людей вызывает вторичный удар, т.е. когда автомобиль после первого столкновения продолжает движение, уже неконтролируемое, и ударяется обо что-то еще раз, падает с моста, вылетает на автобусную остановку или сам оказывается на пути других машин, которые вновь наносят ему повреждения. Поэтому водителю важно не растеряться, не закрыть глаза и не бросить руль после первых признаков аварии, а продолжать управлять машиной и обеспечить ее незамедлительную и безопасную остановку.
2. Включить аварийную сигнализацию и не спеша выйти из машины
Неприятность уже произошла, и вы уже потрясены ею, вам хочется немедленно выскочить наружу, чтобы разобраться с причинами и изучить повреждения. Но едущим рядом водителям еще ничего не известно о ДТП, и они, как ни в чем не бывало, продолжают двигаться с прежней скоростью, не зная, что проезжая часть впереди ограничена, и не ожидая вашего появления на ней. Чтобы не устроить еще одну аварию, открывать дверь и выходить нужно, не спеша, убедившись, что другие автомобилисты смогут вас объехать. Старайтесь не вступать в дискуссии с остальными участниками ДТП.
3. Выставить знак аварийной остановки
Знак-треугольник или мигающий красный фонарь убережет стоящие на дороге аварийные автомобили и их владельцев от наезда другими машинами, в особенности, если видимость на месте ДТП ограничена. Правила дорожного движения предписывают ставить знак на расстоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, но не ближе 20 метров до транспортного средства в населенных пунктах и 40 метров вне их.
4. Выяснить, не пострадали ли люди, и каковы повреждения автомобилей
Это принципиальный вопрос. От него зависит, требуется ли «скорая», эвакуатор, а главное – нужна ли ГАИ на месте аварии. Если потерпевших нет и ущерб, нанесенный технике, невелик (до 25 тыс. грн.), можно обойтись без вызова автоинспекции, оформив европротокол, а затем отправиться в отделение милиции (пост ГАИ) всем участникам ДТП и там его зарегистрировать. Но это возможно, только если нет убытка третьим лицам, и все стороны ДТП достигли консенсуса в оценке событий. Перед отбытием с места аварии нужно составить ее схему, скрепленную подписями участников. Иногда имеет смысл отказаться от сообщения и в страховую компанию. Так, если ущерб автомобилю соизмерим с франшизой, лучше не портить свою репутацию в глазах страховщиков, чтобы при покупке полиса в следующем году не платить за него больше.
5. Принять решение о статусе ДТП
Один из ключевых моментов – сообщать ли в ГАИ и в страховую компанию об аварии? Постарайтесь абстрагироваться от окружающего и еще раз спокойно все взвесить – учитывая, естественно, и мнение другой стороны. От этого решения будут зависеть ваши дальнейшие действия по оформлению происшествия.
6. Сообщить в свою страховую компанию
Если ущерб не копеечный, однозначно стоит обращаться к страховщикам по телефону, указанному в полисе. Диспетчер хорошей страховой компании сразу даст вам советы и, возможно, пришлет на место аварийного комиссара, который проконтролирует, чтобы дальнейшее развитие событий не обернулось против вас.
7. Сообщить о происшествии в милицию
Приезд милиции на место происшествия помимо прочего может сыграть вам на руку, если представители другой стороны ДТП скандалят, ведут себя агрессивно, угрожают, требуют рассчитаться за ущерб на месте и т.п. Не исключено, что прибывшие гаишники выпишут вам штраф или изымут права. И будьте готовы, что ожидание милиции может затянуться. Но авария – событие неординарное, и торопиться тут не стоит.
8. Заполнить европротокол
Если стороны решили разойтись цивилизованно, заполняйте европротокол без ошибок. В этом вам поможет инструкция по его заполнению (выдается вместе с полисом) или оператор горячей линии страховой компании. Естественно, у всех «сторон-подписантов» должны быть на руках действующие полисы автогражданки. Обменяйтесь номерами телефонов с другими участниками ДТП.
9. Оставить все на своих местах
В ожидании прибытия ГАИ или аварийного комиссара проследите, чтобы все автомобили, участвующие в ДТП, оставались на своих местах. Это же касается имеющих отношение к аварии предметов: к примеру, осколки фар и прочие части машин, осыпавшаяся с крыльев земля помогут впоследствии точно установить точку столкновения. Место их расположения на дороге можно пометить. Следы колес на асфальте и обочине следует оградить подручными материалами.
10. Осторожно с лекарствами!
До официального медосвидетельствования на предмет алкогольного или наркотического опьянения не употребляйте препаратов – например, успокоительных, которые иногда содержат запрещенные для водителей вещества, иначе вас могут обвинить в управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии.
Александр Мельничук, Менеджер по коммуникациям страховой компании PZU:
Работа PZU уже давно не ограничивается страховой выплатой за повреждение автомобиля. При ДТП оператор кол-центра не только фиксирует этот факт, но и помогает водителю сориентироваться в ситуации и организовывает медицинскую или техническую помощь. Вызывать ГАИ или достаточно оформить европротокол? Нужен ли эвакуатор? Требуется ли консультация врача по телефону? Вcall-центре работают квалифицированные медики. При необходимости на ДТП выедет еврокомиссар PZU, который станет вашим адвокатом в общении с ГАИ, составит схему события и примет заявление на выплату возмещения. Наша задача – свести кминимуму неприятные последствия отинцидента на дороге.
- Информация о материале
Принцип зеркала.
Прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя.
Принцип боли.
Обиженный человек сам наносит обиды другим.
Принцип верхней дороги.
Мы переходим на более высокий уровень, когда начинаем обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами.
Принцип бумеранга.
Когда мы помогаем другим, мы помогаем сами себе.
Принцип молотка.
Никогда не используйте молоток, чтобы убить комара на лбу собеседника.
Принцип обмена.
Вместо того чтобы ставить других на место, мы должны поставить на их место себя.
Принцип обучения.
Каждый человек, которого мы встречаем, потенциально способен нас чему-нибудь научить.
Принцип харизмы.
Люди проявляют интерес к человеку, который интересуется ими.
Принцип 10 баллов.
Вера в лучшие качества людей обычно заставляет их проявлять свои лучшие качества.
Принцип конфронтации.
Сначала следует позаботиться о людях и только потом вступать с ними в конфронтацию.
Принцип каменной скалы.
Доверие - это фундамент любых взаимоотношений.
Принцип лифта.
В процессе взаимоотношений мы можем поднимать людей вверх или опускать вниз.
Принцип ситуации.
Никогда не допускайте, чтобы ситуация значила для вас больше, чем взаимоотношения.
Принцип Боба.
Когда у Боба есть проблемы со всеми, главной проблемой обычно является сам Боб.
Принцип доступности.
Легкость в отношениях с самим собой помогает другим чувствовать себя свободно с нами.
Принцип окопа.
Когда готовишься к сражению, выкопай для себя такой окоп, чтобы в нем поместился друг.
Принцип земледелия.
Все взаимоотношения нужно культивировать.
Принцип 101 процента.
Отыскать 1 процент, с которым мы согласны, и направить на него 100 процентов наших усилий.
Принцип терпения.
Путешествовать вместе с другими всегда приходится медленнее, чем путешествовать одному.
Принцип празднования.
Подлинная проверка взаимоотношений заключается не только в том, насколько мы верны друзьям, когда они терпят неудачу, но и в том, как сильно мы радуемся, когда они добиваются успеха.
Принцип дружбы.
При прочих равных условиях люди будут стремиться работать с теми, кто им нравится; при прочих неравных условиях они все равно будут это делать.
Принцип сотрудничества.
Совместная работа повышает вероятность совместной победы.
Принцип удовлетворения.
В замечательных взаимоотношениях сторонам для получения удовольствия достаточно просто находиться вместе.
- Информация о материале
Как известно, осенью прошлого года, аккурат перед выборами, был принят закон «о раскрытии бенефициаров». Закон шумный и довольно резонансный, так как в Украине практически не было крупного или даже среднего бизнеса, собственниками которого были бы обычные граждане. Вместо них в реестрах юридических лиц значатся иностранные, как правило, островные фирмы с ничего не говорящими названиями, о реальных собственниках которых можно узнать разве что из слухов.
И вот, согласно принятому в октябре прошлого года закону №1701, в течение полугода все действующие предприятия обязаны внести в государственный реестр сведения о своих фактических владельцах. Точнее, закон использовал мутный юридический термин, в итоге сыгравший невеселую шутку.
Словом, грустно это или смешно, но то ли по недосмотру, то ли умышленно, в итоге вышло так, что никаких бенефициаров раскрывать не нужно. Как и почему так получилось, попробуем разобраться подробнее.
Кого изначально рассчитывали раскрыть?
Итак, 14 октября 2014 г. Верховная Рада приняла Закон №1701, которым:
— ввела понятие «конечный выгодополучатель» — физическое лицо, способное оказывать решающее влияние на управление предприятием как путем владения большинством его активов, так и назначением руководства компании (например, владением самой компанией на 25 и больше процентов);
— все предприятия, кроме государственных и коммунальных, обязаны устанавливать, хранить и регулярно обновлять информацию о своих конечных выгодополучателях;
— предприятия обязаны подавать в государственный реестр данные о своих выгодополучателях, а за невыполнение этой обязанности предусматривалась ответственность для руководителей.
Ну и самым резонансным стал п.2 Переходных положений Закона, согласно которому:
«Юридичні особи, зареєстровані до набрання чинності цим Законом, подають державному реєстратору відомості про свого кінцевого вигодоодержувача (вигодоодержувачів), у тому числі кінцевого вигодоодержувача (вигодоодержувачів) їх засновника, якщо засновник — юридична особа, упродовж шести місяців з дня набрання чинності цим Законом».
Иными словами, согласно переходным положениям все частные юридические лица обязывались в течение шести месяцев, то есть до 25 мая 2015 г., подать в госреестр данные обо всех своих конечных выгодополучателях.
Вроде бы все просто и понятно, и, возможно, массовое раскрытие фактических собственников действительно бы произошло, если бы на пути у этого достойного дела не выросло препятствие под названием Национальное антикоррупционное бюро Украины.
Антикоррупционное бюро как повод
12 февраля 2015 г. Парламент принимает большой и сложный Закон о внесении изменений в законодательство для обеспечения деятельности Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.
Несмотря на то, что закон немаленький и довольно непростой, рассматривался он Верховной Радой со второй космической скоростью — понадобилось буквально две недели, чтобы законопроект превратился в официальный закон Украины. Не вдаваясь излишне в россыпи прекрасных пышных слов похвалы за стремление государства бороться с коррупцией, сосредоточимся на качестве реализации в одном мелком, изолированном элементе — что там с бенефициарами?
А с бенефициарами на первый взгляд все вполне неплохо — законодатели приняли ответственное решение называть вещи своими именами, и вместо туманного и мало кому понятного «конечный выгодополучатель» ввели простой и популярный среди широких масс пользователей социальных сетей термин «конечный бенефициарный собственник (контролер)». В итоге всюду во всех законах мутноватый «выгодополучатель» заменен на более современный «бенефициар».
А вот здесь на секунду скажем «стоп» и снова вернемся к п.2 переходных положений.
Важный для нас п.2 все так же содержит требование раскрывать не «бенефициарных собственников», а «конечных выгодополучателей». То есть именно тех, кого в феврале удалили из всех законов, и в юридическом смысле в современной Украине их просто нет.
А раз так, то выходит, что Закон №1701 обязывает действующие предприятия до 25 мая внести в реестр данные о конечных выгодополучателях, но при этом ни один действующий законодательный акт не дает вменяемого ответа на вопрос, кого же именно нужно вносить?
Так кого нужно вносить в реестр до 25 мая?
Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Прост тем, что вносятся только «конечные выгодополучатели» и никто другой. Сложен же тем, что никто не знает, кто такие «конечные выгодополучатели» и кого же в итоге нужно подавать.
Очевидно, для ответа на озвученный вопрос стоит немного сместить акцент и задаться несколько другим вопросом, который на самом деле важнее остальных:
«Нужно ли действующим предприятиям до 25 мая вносить в реестр данные о конечном бенефициарном собственнике?»
Действительно, действующая сегодня ст. 64-1 Хозяйственного кодекса гласит, что предприятия должны устанавливать «конечного бенефициарного собственника». При этом вторым абзацем данной статьи указано, что:
«Термин «конечный бенефициарный собственник (контролер)» понимается в значении, употребленном в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Закон о предотвращении и противодействии… действительно сейчас содержит этот термин.
Но есть ли у нас закон, который бы обязывал действующие предприятия до 25 мая подавать в госреестр данные о своих «конечных бенефициарных собственниках (контролерах)»?
А здесь все достаточно просто — такого закона нет. Многократно упомянутый п.2 переходных положений к Закону №1701 не обязывает действующие предприятия передавать в госреестр данные о своих конечных бенецифициарных собственниках. Бенефициары попросту ни разу не упомянуты в данной статье Закона.
Таким образом, вопрос о том, должно ли действующее предприятие в срок до 25 мая 2015 г. подать данные о своих бенефициарных собственниках решается достаточно просто — ввиду того, что законодательства, которое бы обязывало это делать, у нас нет, вряд ли кого-то можно всерьез заставить исполнять требования несуществующего закона.
А как же с ответственностью за нераскрытие бенефициаров?
Действительно, осенью ст. 166-11 Кодекса об административных правонарушениях была дополнена соответствующей ответственностью. Эта статья также менялась законодательством об Антикоррупционном бюро, и сегодня она выглядит так:
«Неподання юридичною особою державному реєстратору передбаченої Законом України «Про державну реєстрацію юридичних осіб та фізичних осіб — підприємців» інформації про кінцевого бенефіціарного власника (контролера) юридичної особи тягне за собою накладення на керівника юридичної особи або особу, уповноважену діяти від імені юридичної особи (виконавчого органу), штрафу від трьохсот до п'ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян».
Как видно, ответственность предусматривается только за отказ в подаче информации о конечных бенефициарных собственниках.
Как мы уже установили выше, закона, обязывающего действующие предприятия подавать такую информацию, на сегодня у нас нет. Так же, как и нет ответственности за непредоставление информации о конечных выгодополучателях, о которых говорится в п.2 Переходных положений Закона №1701.
Так что, если не будут внесены соответствующие изменения в закон, руководителям действующих предприятий за непредоставление данных о своих бенефициарах до 25 мая ничего не грозит.
Однако стоит отметить, что установленная ответственность может наступать в других случаях, никак не связанных с 25 мая.
Так, например, при последующих изменениях конечных бенефициарных владельцев предприятие должно подать в госреестр соответствующие документы. Данное обязательство распространяется и на действующие предприятия, причем даже в тех случаях, когда изменения произошли до 25 мая. Правда, при этом закон не устанавливает сроки, в течение которых такие документы должны быть поданы, что в целом снижает перспективы для чистого привлечения к административной ответственности.
Также стоит отметить, что Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность только за непредоставление данных о бенефициарах. Но при этом в законе нет ответственности за предоставление ошибочных или даже умышленно недостоверных сведений о них.
Кроме того, есть немало и других юридических нюансов, которые практически сводят к нулю перспективы «чисто» привлечь к ответственности за непредоставление информации о бенефициарах.
То, как государство отнеслось к вопросу раскрытия бенефициарных собственников работающих предприятий, вряд ли может номинироваться на попадание в какой-нибудь ТОП-10 лучших мероприятий недели. Но особо примечательно то, что раскрытию бенефициаров помешал Закон о борьбе с коррупцией, хотя всем известно, что именно в системе скрытых бенефициаров лежит немалая часть многих коррупционных схем со всякими тендерами и государственными программами. Очевидно, если у государства все же появится желание навести порядок в этом вопросе, оно имеет для этого все нужные рычаги, и шансы еще не утеряны окончательно. Но захочет ли оно это сделать, увидим уже в ближайшее время.
- Информация о материале
На ротації в АТО, якось я прочитав на соцмережі Facebook пост, в якому автор ремствував, що в той час коли прості хлопці на фронті гинуть за свою країну, вітчизняна верхівка і київські бізнесмени продовжують збагачуватися і покращувати свій добробут, не зважаючи на війну. З прикладами. Пост був написаний настільки талановито й емоційно, що потім більше години я тинявся розташуванням частини і долав невеселі думки.
Перед очами поставали обличчя синів, а душу гризло усвідомлення того, що я можу їх більше не побачити, коли в той самий час… Ну чому гинути мушу я?
Заспокоївшись, я обмислив пережите і був вражений – наскільки легко правильно виписаний пост подавив в мені почуття обов’язку, вселив у серце сумнів і примусив боятися!
У тилу це важко зрозуміти. Знаходячись біля смерті – страх долаєш повсякчас, і коли він проривається – далеко не завжди вдається опанувати себе швидко. Навіть мотивована людина лишається людиною зі своїми страхами і слабостями.
Тож якщо під впливом правильно виписаних фраз, мій власний страх не стримали ані журналістське минуле, ані уміння аналізувати інформацію, ані тривалий досвід протистояння пропаганді Кремля – що казати на передовій про простого хлопця, призванного з села або містечка?
Темна сторона соцмереж
У в перші місяці протистояння України з Росією діяльність російських пропагандистів майже не зустрічала опору. Очевидно – українські Збройні сили і МВС до гібридної війни були не готові і як адекватно їм діяти – не відали. Забезпечення війська не витримувало критики.
Політичне керівництво явно зволікало з заходами. А найбільш оперативну інформацію українські громадяни отримували не від державних структур, а від блогерів, солдат і волонтерів з місць. Ворожим агітаторам в той час навіть не треба було нічого придумувати – було достатньо смакувати наявний стан речей. Така ситуація в багатьох сіяла страх і зневіру.
В суспільстві всерйоз обговорювалася версія, що політичне керівництво країни пішло стопами гетьманів Брюховецького та Самойловича, таємно уклало угоду з Москвою і свідомо організовують військову поразку та ліквідацію України як держави.
Саме тоді і з’явилися Інтернет-меми «все пропало!» та «нас зливають!». Осіб які більшість своїх дописів робили саме в цьому ключі користувачі соцмереж охрестили відповідно – «всепропальщиками». Якийсь час діяльність «всепропальщиків» мало вибивалася із загальної канви – про проблеми і армії, і всієї держави взагалі, тоді так само говорила вся країна.
Першими на сполох забили волонтери – стараннями інтернет-спільноти, героями АТО були зроблені бійці добровольчих батальйонів, тоді як Збройним силам діставалися самі критика і інформаційний бруд, в той час як тягар війни більш як на 80% тягнуть саме ЗСУ.
Результат такого перекосу був очевидний. «При всій своїй «розпіареності», я ледве набрав батальйон. Дякую нашим доблесним «вишиватникам» за істерики про те, що в нас генерали всіх зливають і крики «не йдіть в армію, ідіть у добровольчі батальйони»…
У підсумку ми завдяки істерикам та непорозумінню маємо те, що в армію ніхто не хоче іти» - ремствував в інтерв’ю, тоді ще лідер волонтерської мережі «Крила Фенікса» Юрій Бірюков.
Хто такі «всепропальщики» та за що вони борються?
Власний досвід діяльності в соцмережах дозволяє розділити «всепропальщиків» на три нерівнозначні групи.
До першої, певно, найменшої чисельно, але вельми впливової та ефективної, відноситься безсумнівна ворожа агентура, задача якої – сіяти паніку та вчиняти провокації серед українських громадян.
Свої аккаунти в соцмережах ці люди оформлюють у бездоганно-патріотичному стилі, (державними прапорами та знаменами УПА), спілкуються часто українською і гарячих дискусій уникають. Вони – не передають чужі тези, вони запускають в життя тези свої (а частіше – передані з відповідного центру).
Діє ця група не тільки в Інтернеті – чимало тез вона доносить і просто в живу. Наприклад, офіцери – заступники командирів по роботі з особовим складом (по старовинці – політруки) мають чимало клопоту з діяльністю цивільних громадян, які (особливо безпосередньо в Зоні АТО) підходять до солдат і заводять задушевні розмови на тему «коли ж ви поїдете скидати продажну владу у Києві?» та «невже ви не розумієте, що ваш ворог – не в Донецьку та Луганську?».
Інший приклад – чутки про фантастичні втрати ЗСУ, які примудряються майже слово в слово передавати і ватаги так званих «ДНР-ЛНР», і деякі вразливі громадяни, які, ну дуже переймаються долею країни. З власних вражень – постійно чув плітки про «забиті морги» в прифронтовій смузі.
І от коли я розпитував, чи бачив черговий розповідач ті морги особисто, отримував відповідь – не бачив. Чутка надходила або від товариша-товариша-товариша (що не перевірити), або – знову таки від місцевих мешканців. Справу свою агітатори знають.
Плітка, яка солдатом буде сприйнята критично, і яку він передасть з обмовкою «брешуть, швидше за все», вже у п’ятій-шостій похідній подаватиметься як істина, а потрапивши на соцмережі (або, ще гірше – у ЗМІ) буде легалізована остаточно.
Мета у цієї групи «всепропальщиків» зрозуміла – розхитати суспільство, та підготувати ґрунт до Майдану-3, аби політична нестабільність виникла в країні прямо під час боїв.
Друга група «всепропальщиків» - це активісти політичних партій. Не секрет, в українській політиці заборонених прийомів нема, в боротьбі за владу в хід ідуть всі можливі методи аж до самих брудних.
Поширення чуток про неймовірні втрати в Збройних силах та Нацгвардії, про сумнівні проекти уряду, про корупцію у вищих ешелонах влади, тощо, у першу чергу послаблюють саме чинну владу, а отже підривають її підтримку і створюють можливість певним партіям пройти у владу самим. Те, що все це шкодить не тільки правлячій партії але й країні, до уваги не береться – в нас «усі пані роблять це».
Третя й найбільш масова група – це звичайні громадяни, які щиро вірять в те, що борються з корупцією та зрадниками у владі, передаючи вісті про злочини можновладців, про «приховані втрати» ЗСУ та про проблеми на фронті.
Трагедія цих людей полягає в тому, що несвідомо з борців за покращення країни вони почасти перетворюються на розносників пропаганди ворога та ворожих чинній владі політичних організацій – і без третьої групи «всепропальщиків», діяльність перших двох була б набагато менш ефективна.
Прірва недовіри
Чи завдають шкоди всепропальщики на фронті? За словами офіцерів-політруків з 25-ї повітрянодесантної бригади – неабиякої. Поширення електронних носіїв, що дозволяють виходити в Інтернет, сягнула вже такого рівня, що відокремити армію від соцмереж на достатньо тривалий період стало нереально.
Тож не буде перебільшенням сказати, що користувачами соцмереж наразі є не менше чверті особового складу, а під впливом соцмереж перебуває (через чутки і плітки) не менше трьох чвертей бійців. Тези «всепропальщиків» до них доходять регулярно.
Про результати такого впливу розповідають волонтери. «Мусили робити коридор і підтримувати, прикривати спину пацанам, які виходили. Знаєш скільки танкістів приїхали на завдання? Мусили бути одинадцять. Один танк приїхав. Замість одинадцяти… А коли послали МТЛБ, то, вибачте, наші браві бійці… стрибнули на МТЛБ покинули поранених і просто спетляли. Вони покинули поранених» - розповіла в інтерв’ю волонтер, а нині службовець міністерства оборони Тетяна Ричкова.
Цікава деталь, побачена мною самим – під час боїв за Донецький аеропорт і Дебальцевський плацдарм соцмережі кипіли постами «всепропальщиків» про неадекватне керівництво ЗСУ, про помилки у військових операціях, про ті самі вади забезпечення і постачання. Але варто було боям закінчитися – і хвиля різко пішла на спад, так наче проблеми зникли зразу ж із завершенням активних бойових дій.
Ще приклад з власного досвіду. На початку серпня (за пару тижнів до катастрофи під Іловайськом), перебуваючи у Донецькій області я був вражений двома речами – забезпеченням солдат (стараннями волонтерів – набагато кращім за очікуване) і абсолютно упадницькими настроми серед особового складу.
Мережею тоді як раз ширилися ремствування, про те що в ЗСУ ніяк не налагодять систему ротацій і тому бійці змушені без відпочинку сидіти на передовій без заміни по кілька місяців. Наче слушні зауваження, так?
Але яково було це читати хлопцям, призваним у березні-квітні на термін у два місяці, за умови, що сиділи вони в АТО вже півроку без усвідомлення коли їхня служба закінчиться?
Коли обговорюють причини Іловайської катастрофи, постійно забувають фактор «вантажу 500», тобто бійців які або чкурнули з передової за перших же пострілів, або взагалі відмовилися висуватися на бойові позиції. А хто постарався над відповідним їхнім моральним станом – здогадатися не важко.
І справа не в боягузтві окремих бійців – проблема значно глибша.
Колишній радянський розвідник, а нині американський фінансовий аналітик Юрій Швець сформулював її так: «Ситуація навколо Іловайська і Дебальцеве вочевидь показала, що існує прірва недовіри і навіть ворожнечі між особовим складом Збройних сил України, що знаходяться на полі бою, і командуванням. Командування може розвернути в певних районах сили АТО, але як тільки починаються бойові дії – тут же зникає зв'язок і керування. Армія виявляється покинутою напризволяще і перетворюється на некерований натовп. Шириться чутка «Нас злили» і починається панічна втеча».
Нажаль така прірва існує не тільки в армії. Ставлення українців до своєї влади практично ніколи не було позитивним. В українському суспільстві ще й зараз доволі сильні ліві ідеї, за якими кожен заможний підприємець спільнотою сприймається як «крадій та бандит», а впливовий можновладець – як «корупціонер». І не завжди безпідставно.
Політична і бізнес-еліта платить суспільству тою самою монетою – вважає масою, лінивою та ненажерливою, не здатною забезпечити власний добробут самотужки важкою працею – такою, чий голос на виборах отримати можна обіцянками соціальних подачок (а не засобів заробити грошей самим), або просто купивши за гроші. Знову таки – не безпідставно.
Саме на цю прірву покладає свої сподівання політичне керівництво Кремля – на те, що за певних військових чи економічних негараздів українське суспільство вдасться розхитати, нацькувати на власну ж еліту і занурити у хаос політичного розбрату.
Очевидно – маси «всепропальщиків», незалежно від мотивів, що ними керують, зникненню цієї прірви не сприяють. Навпаки! Вони її поглиблюють.
Очевидно й інше, не здолавши цієї прірви, ані виграти війну, ані реформувати країну українцям не вдасться.
Між поганим і гіршим
Ситуації прірви між політичною елітою і суспільством були в історії всіх європейських країн і всі вони її колись долали. От тільки методи, якими вони це робили для нас, вочевидь, не підходять.
Прусський король Фрідріх Великий, долаючи подібний розрив між своїм генералітетом і армією (що повністю складалася з найманців) створив афоризм «солдат мусить боятися кийка капрала більше ніж неприятеля».
Крутими заходами долав у своїх полках розрив між солдатами та генералітетом молодий Наполеон Бонапарт. Фактично в ті часи розрив долався привчанням солдата безумовно виконувати будь-який наказ, без заперечень і сумнівів.
Не краще поводилися в минулі роки в Європі і зі «всепропальщиками». У Другу Світову війну їх карали у всіх воюючих країнах, з тої різницею, що одні (СРСР і Німеччина) їх розстрілювали та гноїли в концтаборах, а інші (Британія) садили у в’язниці і примушували розбирати завали від бомбардувань завданих німецькою авіацією.
Сучасна Росія розрив здолала шаленою пропагандою, завдяки якій в країні створено культ особи президента Путіна. Очевидно, для нас всі подібні заходи – неприйнятні.
Україні треба шукати нових, креативних засобів аби унеможливити негативний вплив «всепропальщиків» на свідомість громадян і в першу чергу – на армію.
Варто зазначити – сильним кроком для цього були четверта хвиля мобілізації і демобілізація солдат, що відслужили рік. Втомлених, зневірених і почасти деморалізованих чоловіків замінили люди значно більш мотивовані – цей факт відмітили навіть видання терористів.
Змінився дискурс і в Інтернеті – від тотального засудження влади і вимог її негайної заміни, в мережі розпочалася дискусія на тему, чи прийнятна заміна керівництва країни прямо під час війни, бо до такого не вдавалися навіть козаки-запорожці? З’явилася ціла низка блогерів які всіляко критикують і висміюють тези «всепропальщиків».
Існує на жаль, ще й протилежна крайність – трапляються випадки коли ярлик «всепропальщиків» навішують на людей, які повідомляють про реальні проблеми в Зоні АТО, або реальні загрози.
Так, під час оточення на Луганщині 32-го блок-посту, волонтерам з «Фонду Діани Макарової» та «Волонтерської сотні» довелося вислухати масові звинувачення і в сіянні паніки, і практично в державній зраді – через те що повідомляли про реальний стан ситуації навколо залоги блок-посту, і це було явно не до вподоби командуванню сектором.
Щоправда, у цій ситуації джерелом інформації виступали не «диванні аналітики», а відомі люди – волонтери, які на війні бували неодноразово. Але борців зі «всепропальщиками» це не зупинило.
А як відрізнити новини правдиві від чергової «всепропальної» хвилі?
Так само як і аналізуючи будь-яку інформацію. Треба брати новини з кількох джерел, цікавитися, описує людина власні враження чи передає чиїсь, запитувати себе з якою метою може бути поширена та чи інша інформація, критично ставитися до будь кого джерела.
Пам’ятати, що враження з місця не завжди відповідають загальній обстановці, і що кожна людина подає свою суб’єктивну току зору. І не забувати, що за будь якої ситуації немає порадника гіршого за паніку.
Однозначного рішення проблеми – нема. А тоді в АТО, після усвідомлення того, який ефект можуть мати пости «всепропальщиків», я відчув злість приблизно такого змісту: «Хай би вам, мудрили… Самі на війну їдете? Поміняти щось здатні? То займіться ділом, а не патяканням».
- Информация о материале
Мелкие мошенники в сети уже давно заселились на досках объявлений, где можно абсолютно анонимно найти людей, желающих продать дорогой гаджет или имеющих денежные средства, чтобы его купить. Мы ежедневно сталкиваемся с подобными «кидалами» и по возможности устраняем их. Но при этом все равно настоятельно рекомендуем быть предельно осторожными и ознакомиться со стандартными мошенническими трюками.
Отправка наложенным платежом и предоплата
Многие потенциальные покупатели, если они находятся с покупателями в разных городах, также боятся мошенников и справедливо требуют отправить товары наложенным платежом. Это нормально, и обычно отправка производится посредством «Новой Почты». Однако нередко бывают случаи, когда вы отправляете, например, iPhone 5 наложенным платежом, товар возвращается, однако в коробке нет наушников, а вместо пятого «айфона» — китайская копия.
Конкретно для смартфонов и телефонов «Новая почта» уже просит декларировать IMEI при отправке, однако мошенники и это предусматривают. Они могут легко выпросить у продавца IMEI-код под предлогом проверки смартфона или просто увидеть его на фото из объявления. Сделать наклейку и наклеить ее на коробку с подделкой — не проблема. В итоге вы не получите денег — и распрощаетесь с телефоном. Это касается не только телефонов, но и любого вида техники и товаров.
Что касается внесения предоплаты — это самый распространенный вид мошенничества. «Вы из другого города? Внесите предоплату на карту ПриватБанка». Даже если продавец изначально не планировал вас обманывать, получив деньги вперед и еще не отправив товар, он почувствуетсоблазн оставить себе и деньги, и то, что он продает. Ни в коем случае не вносите предоплату, что бы вам не говорили.
Способы предостережения:
- Не вносите предоплату за товары наперед;
- При отправке товаров наложенным платежом, сфотографируйте посылку и оформите страховку на полную сумму стоимости товаров.
Покупатели из-за границы
Как это происходит: вам пишут на ломаном русском языке, спрашивая, можете ли вы отправить товары EMS/DHL или любой другой службой доставки. Вы соглашаетесь, и вам предлагают перевести деньги на PayPal. Затем вы получаете письмо от PayPal с подтверждением оплаты и отправляете товар непонятно куда. Однако если вы зайдете в свой аккаунт PayPal, денег там вы не увидите. Ваш «западный друг» будет убеждать вас, что он перевел средства, покажет скриншоты своего аккаунта PayPal, однако же все это может оказаться «филькиной грамотой».
Способы предостережения:
- Не вступайте в диалог с человеком, который общается на «ломанном русском» и только онлайн, не предоставляя телефон;
- Не стоит продавать товары за рубеж — сам по себе факт поиска товаров в Украине (а не на eBay или AliExpress) иностранцем — подозрительный факт.
Махинации с банковскими карточками
При встрече или дистанционно вас просят принять предоплату за товар на карту «ПриватБанка» или другого банка. Вам приходит SMS от банка с информацией о зачислении средств. Вы бездумно отдаете товар или отправляете его перевозчиком. Однако, когда заходите в интернет-банкинг, денег там не видите. И их не будет ни через день, ни через неделю, как бы вас не убеждал «покупатель», что отправил их. Он может рассказывать о том, что переслал через другой терминал или что «Приват24″ «тормозит», однако же отправить SMS, похожее на автоматическое сообщение банка,на сегодняшний день не является проблемой. А наивные люди верят, что SMS пришла действительно от банка.
Кроме этого, есть масса других мошеннических махинаций, связанных с SMS-паролями. Например, вас могут попросить продиктовать код, который вам выслал банк, якобы нужный для пополнения вашей банковской карты. А на самом деле этот код вводится в банкомат для бескарточного снятия средств или используется для онлайн-оплаты товаров.
Способы предостережения:
- Проверяйте пополнение карты в банкомате или через онлайн-банк;
- Не сообщайте никаких паролей, кодов, SMS-кодов посторонним;
Единственное, что можно сообщить покупателю — это 16-значный номер карты. Срок действия, CVV2-код и имя держателя карты (так, как написано на карточке) называть нельзя.
Объявления с очень подозрительными ценами
При средней цене на iPhone 6 в $600-800 нередко найдется объявление о продаже «айфона» за $400-500. Здесь возможно два вида мошенничества: продажа высококачественных копий телефонов (это может касаться любых гаджетов) или же составленные на «ломанном русском» объявления от продавцов из другой страны, которые якобы продают «напрямую с завода» или просто получили партию refubrished-смартфонов. В первом случае важно тщательно проверить устройство и в идеале добиться реальной встречи. При отправке наложенным платежом вам могут отправить разряженный гаджет, визуально полностью идентичный оригиналу, но копию. Он даже может быть идеально упакован, с пленками и нераскрытой коробкой. Во втором же случае это может быть махинация с оплатой через PayPal или другим способом. Гаджет при этом из-за границы вы, скорее всего, не получите.
Способы предостережения:
- Не стоит быть наивным и верить в возможность купить работающий оригинальный гаджет в два раза дешевле реальной цены.
Продажа «утопленника», сломанного гаджета, «левой» комплектации
Что обычно делают люди, которые утопили или уронили телефон? Если он еще хоть как-то работает — естественно, его попытаются продать. И это касается не только телефонов, но и фотокамер, комплектующих для ПК и любой другой техники.
И если «утопленника» еще можно отличить по немного ржавым винтикам, следам коррозии на разъемах, то просто «глючный» гаджет вычислить может быть куда сложнее. Очень важно проверять перед оплатой работоспособность устройств. Проверьте их в разных режимах, в смартфонах проверяйте камеру, WiFi и другие беспроводные модули, совершите несколько звонков.
Также очень важно, чтобы код гаджета на коробке (IMEI, номер устройства) совпадал с таковым на самом гаджете. Нередки случаи, когда ворованный телефон кладут в другую коробку и продают в полной комплектации.
Способы предостережения:
- Тщательно осматривайте товары перед покупкой;
- Проверяйте работоспособность гаджетов во всех режимах, используйте стресс-тесты;
- Проверьте совпадение номера устройства на коробке с таковым на самом товаре.
Этот опыт мы накопили в процессе работы над доской объявлений doska.io, которая была разделом на itc.ua до 2014 года, а затем была выкуплена и стала отдельным проектом. Объявления на данной доске бесплатных объявлений размещают преимущественно «айтишники», поэтому большинство товаров — это гаджеты, аксессуары и запчасти к ним.
- Информация о материале
Страница 50 из 186
