Выбирая банк для размещения вклада, придется потрудиться – изучить его показатели, имена акционеров, историю, отзывы вкладчиков и места в рейтингах.

Банк скрывает информацию о реальных владельцах.

1. В данных об акционерах – совершенно непонятные конторы и физлица.

2. Банк был создан «вчера», но реклама его депозитов – на каждом бигборде города.

3. Ставки по депозитам физлиц в гривне – выше более чем на четыре процентных пункта, чем в банках первой десятки по активам (классификация НБУ).

4. У банка отсутствует колл-центр, а телефоны отделений молчат.

5. В отчетности банка (публикуется на его сайте, а также на сайте НБУ) – самая значимая цифра – это средства физлиц.

6. Банк выдает потребительские кредиты «всем подряд».

7. Банк практически не обслуживает бизнес, кроме собственных акционеров и связанных компаний.

8. Реклама банка всегда связана только с депозитами.

9. Слишком высоко отношение объема привлеченных депозитов к собственному капиталу банка.

10. У банка практически нет партнеров – иностранных и украинских банков, также нет совместных проектов с Всемирным банком и ЕБРР.

11. Банк не является членом Фонда гарантирования вкладов физлиц.

12. Банк не обновляет рейтинги (Standard & Poor's, Moody’s).

13. НБУ оштрафовал либо приостановил действие лицензии банка.

14. Банк не является членом международных платежных систем Visa и MasterCard.

15. Банк не предлагает физлицам никаких продуктов, кроме депозитов.

Чем больше пунктов одновременно характерно для конкретного банка, тем выше риски для вкладчика. Наличие более четырех пунктов – сигнал тревоги.

Люди часто обвиняют банковских работников в нечестности, утверждая, что они хотят получить выгоду любой ценой и потому идут на всякие «махинации». В свою очередь те, кто работает в банках, отвечают на это, что клиенты просто не берут за труд прочитать и понять «правила игры»: условия договоров, финансовые законы и т. д. Действительно, собственную глупость или некомпетентность проще всего объяснить заговором против себя. Однако не так уж неправы те, кто видит в банковских работниках закоренелых обманщиков – такая точка зрения неожиданно получила подтверждение со стороны специалистов, занимающихся исследованием бизнес-климата в банковской сфере.

В экспериментах Эрнста Фера (Ernst Fehr) и его коллег из Цюрихского университета (Швейцария) участвовали около двух сотен добровольцев, работающих в различных банках, мелких и крупных. Их случайным образом распределили на две группы. Тех, кто оказался в первой группе, расспрашивали об их работе и о том, как им полагается вести себя на своих рабочих местах (например, «в чём состоят ваши обязанности?» и т.д.). Тем, кто оказался во второй группе, ни слова не говорили ни о банках, ни о финансовых операциях – вместо этого они должны были рассказать о том, как обычно проводят свой досуг (например, «сколько раз на неделе вы смотрели телевизор?»).

Затем и тех, и других попросили десять раз подбросить монетку и попытаться угадать, как она упадёт, орлом или решкой. Если человек угадывал правильно, он получал 20 долларов. Однако выигрыш можно было оставить только в том случае, если он оказывался таким или большим у некоего другого человека. Наконец, самое главное – участникам эксперимента говорили, что за ними в момент подкидывания монетки никто следить не будет, они должны сами сказать свой результат по завершении игры. То есть в игру закладывалась возможность для жульничества: человек мог просто соврать насчёт того, сколько раз он угадал, как упала монета.

Оказалось, как пишут авторы работы в Nature, что те банковские служащие, с которыми говорили о работе, были более склонны приврать насчёт своего результата, чем те, с которыми говорили об их досуге. Результаты, разумеется, были статистически достоверны. Это не значит, что вторая группа, беседовавшая про свободное время, отличалась кристальной честностью, просто добровольцы из первой группы оказались более склонны к жульничеству. Впрочем, доля неправды в ответах первой группы была не так уж велика, прирост ложных угадываний составлял 16%.

Похожий эксперимент ставили с людьми, занятыми в других сферах, однако пока что нигде не удалось увидеть такого, как в случае банковского дела – чтобы воспоминания о работе провоцировали на нечестное поведение. Из чего психологи делают неутешительный вывод, что профессиональная этика банковских служащих попустительствует жульничеству. Впрочем, пока нельзя сказать точно, то ли тут условия работы влияют на психологию, то ли сюда с самого начала приходят работать люди, предрасположенные, скажем так, к некоторой этической гибкости. Как бы то ни было, авторы работы призывают целенаправленно подкорректировать социальные нормы поведения, которыми руководствуются работники банков. Учитывая, что от них во многом зависит финансовая и экономическая стабильность как отдельных людей, так и стран в целом, хотелось бы, чтобы призыв психологов не остался без внимания.

Пресс-служба управления ГАИ МВД Украины сообщает, что количество незаконных завладений транспортом в стране стремительно растет. Если в целом в Украине количество угонов повысилось за последнее время в три раза, то в Донбассе этот показатель вырос пятикратно. Самыми проблемными регионами стали Донецкая и Луганская области, где за девять месяцев зарегистрировано 1 800 и 1 500 угонов соответственно.

Статистика демонстрирует вопиющую ситуацию.

На любом сайте по автопродажам можно увидеть, как люди открыто перепродают угнанные автомобили по низким ценам, отмечают в ГАИ. В ведомстве советуют быть чрезвычайно бдительным.

Насторожить покупателя должна низкая цена. Не может машина 2012 года выпуска стоить 2 тыс долл. Далее - следует тщательно проверять документы.

При продаже автомобиля продавец обязан иметь удостоверение личности, идентификационный номер плательщика налогов, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства и справку из банковского учреждения о погашении займа, если автомобиль был куплен в кредит.

Также продавец должен иметь выписку из государственного реестра обременений движимого имущества, которую получают у нотариуса по паспорту и техпаспорту. Стоимость услуги нотариуса колеблется от 100 грн до 200 грн.

Проверить историю автомобиля можно путем направления официального запроса в ГАИ. Она должна предоставить ведомости о том, что автомобиль не числится в угоне или не является объектом какого-либо уголовного преступления. Ни в коем случае нельзя покупать подозрительно дешевые машины по доверенности.

Есть несколько рисков. Самый весомый - генеральная доверенность может быть отменена продавцом в одностороннем порядке без уведомления об этом доверенного лица. Деньги, которые покупатель - доверенное лицо - передал продавцу, вернуть крайне сложно, как и доказать сам факт передачи денег.

Кроме того, машина может числиться в угоне либо быть под арестом, и путь счастливого обладателя дешевого авто закончится у ближайшего поста ГАИ. Люди, любящие рисковать и готовые купить дешевую машину с донецкими или луганскими номерами, должны понимать: они могут потерять и машину, и деньги.

В случае наложения на авто ареста оно отправится на штрафную площадку до снятия ареста. Если же автомобиль находится в базе угнанных, против водителя может быть открыто уголовное производство по статье "угон транспортного средства" со всеми вытекающими последствиями.

Жителям оккупированных территорий, у которых боевики отобрали автомобиль, нужно срочно вызывать милицию и заявлять об угоне. В таком случае как только угнанную машину попытаются ввезти на контролируемую Украиной территорию, она будет немедленно остановлена и отправлена на штрафную площадку.

Если машина цела, скорее всего, ее захотят продать по более высокой цене.

Соответственно, продавцы будут делать все возможное для создания видимости законности сделки. Основной совет: требуйте от продавца официального снятия машины с учета в ГАИ (красные номера). После этого автомобиль является юридически чистым и готовым к оформлению на нового собственника.

Согласно ч. 1 ст. 135 Уголовного процессуального кодекса, ч. 6 ст. 74 Гражданского процессуального кодекса, ч. 5 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей», с целью обеспечения своевременного информирования участников судебного процесса (уголовного производства) о времени и месте рассмотрения дела и во исполнение приказа Государственной судебной администрации №119 от 20.09.2013 «О реализации проекта по отправке судами SMS-сообщений участникам судебного процесса (уголовного производства) в местных и апелляционных общих судах» с 1 октября 2013 г. во всех местных и апелляционных общих судах введен порядок отправки судами участникам судебного процесса и уголовного производства текстов судебных повесток в виде SMS-сообщений.

Сейчас новая технология набирает обороты, и в некоторых судах количество SMS-повесток уже исчисляются сотнями в месяц. Техническая возможность такой отправки предусмотрена в компьютерной программе «Д-3», а все остальное зависит от волеизъявления участников процесса, их готовности к новым технологиям. Кроме того, в судах уже автоматизирована еще одна процедура – возможно получение в электронном виде процессуальных документов.

Попробуем разобраться, как работают новые технологии, и определить плюсы и минусы получения повесток в виде SMS-уведомлений.

Что касается экономии, стоит отметить, что при отправке судебной повестки в виде SMS-сообщения ее стоимость уменьшается в среднем приблизительно в 8 раз.

Оперативность уведомления

Хочется отдельно рассмотреть, почему особенно важна оперативность уведомления сторон по делу (производству). Ч. 8 ст. 135 УПК предусматривает, что лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомленным о нем другим путем не позднее, чем за 3 дня до дня, когда нужно прибыть по вызову. При установлении УПК сроков осуществления процессуальных действий, которые не позволяют осуществить вызов в указанный срок, лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомленным о нем другим путем быстрее, но в любом случае с предоставлением необходимого времени для подготовки и прибытия по вызову.

Например, ст. 172 УПК, посвященная рассмотрению ходатайств об аресте имущества, предусматривает, что такие ходатайства рассматриваются следственным судьей, судом не позднее 2 дней со дня его поступления в суд с участием следователя и/или прокурора, гражданского истца, если ходатайство подано им, подозреваемого, обвиняемого, иного владельца имущества, и при наличии также защитника, законного представителя, представителя юридического лица, в отношении которого осуществляется производство. В таком случае указанные лица заинтересованы в оперативном уведомлении, и отправка судебной повестки в виде SMS-сообщения действительно подходит им больше, чем традиционный способом по почте. Особенно, учитывая то, что неприбытие указанных лиц в судебное заседание не препятствует рассмотрению ходатайства.

Ст. 277 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что дела об админправонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Сжатые сроки рассмотрения повышают важность быстрого и своевременного информирования участника о месте и времени рассмотрения дела. Им, опять же, выгодно раньше узнать о дате заседания, чтобы было больше время подготовиться к нему.

На этом список судебных дел, по которым важна оперативность уведомления сторон, не заканчивается.

Относительно возможности утери информации стоит отметить следующее: информация, которая содержится в автоматизированной системе документооборота суда, является защищенной от постороннего доступа. Функциональные обязанности, права пользователей автоматизированной системы, предоставление и лишение права доступа к ней определяются соответствующими приказами председателя и руководителя аппарата суда.

Информация, которая направляется SMS-сообщением (текст судебной повестки), не содержит персональных данных участников процесса. Информацию о времени и месте рассмотрения дела можно узнать из списков дел, назначенных к рассмотрению, которые размещаются на информационных стендах судов и публикуются на веб-портале «Судебная власть Украины».

Правовая основа отправки SMS-повесток

В процессуальных актах возможность уведомления участников процесса путем SMS-уведомления прямо не обозначена. Тем не менее, ч. 6 ст. 74 ГПК предусматривает, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики могут быть вызваны в суд или уведомлены о дате заседания не только почтой, но и телеграммой, по факсу или с помощью других средств связи, которые обеспечивают фиксацию сообщения или вызова. Тут стоит отметить, что компьютерная программа «Д-3» имеет такой функционал и позволяет отслеживать доставку или недоставку SMS-сообщения.

Ч. 1 ст. 135 УПК, которая регулирует порядок осуществления вызова в уголовном производстве, предусматривает, что лицо вызывается к следователю, прокурору, следственному судье, в суд путем вручения повестки о вызове, направления ее по почте, электронной почте или факсу, осуществления вызова по телефону или телеграммой.

Кроме того, возможность отправки повесток путем SMS-сообщения предусмотрела новая судебная инструкция. Так, п. 16.3 инструкции по делопроизводству в местных общих судах, апелляционных судах областей, апелляционных судах Киева и Севастополя, Апелляционном суде Автономной Республики Крым и Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, утвержденная приказом Государственной судебной администрации Украины №173 от 17.12.2013, кроме традиционного способа отправки корреспонденции (почтой), позволяет отправлять уведомления о вызове также по электронной почте, факсом, телеграфом, телефонограммой, SMS-сообщением в виде судебной повестки, содержание которой должно соответствовать требованиям, установленным уголовным процессуальным законом.

Судебная практика тоже признает судебную повестку в виде SMS-сообщения должным уведомлением. Так, решения по судебным делам в апелляционной и кассационной инстанции не были отменены по причине уведомления сторон путем SMS-сообщения. Стоит отметить, что для придания легитимности такому уведомлению в судебном деле должна быть соответствующая заявка о согласии лица (стороны по делу) на такой вид уведомления.

Несмотря на все это, безусловно, хотелось бы, чтобы законодатель внес необходимые изменения в процессуальные кодифицированные акты и прямо предусмотрел возможность такого способа уведомления.

Как получать повестки в виде SMS

Чтобы получать тексты судебных повесток в электронной форме, участнику процесса нужно сделать немногое: подать в суд заявку о получении судебной повестки по соответствующему делу в электронной форме с помощью SMS-сообщения. Бланк заявки можно распечатать по ссылке http://court.gov.ua/registration/zayavasms.html. И все – судебная повестка в электронном виде будет направляться участнику судебного процесса на его номер мобильного телефона, указанный в заявке. SMS-сообщения от суда будут поступать абонентам мобильных операторов (Киевстар, МТС, Life) под коротким именем SUDPOVISTKA (вместо номера телефона отправителя). Для абонентов CDMA (операторов PEOPLEnet и Интертелеком) SMS-сообщение от суда поступают под коротким номером 4116.

Как получать судебные документы в электронном виде

Для оформления такой функции участнику процесса тоже следует сделать немногое:

зарегистрироваться в системе обмена электронными документами между судом и участниками судебного процесса и завести почтовый ящик электронного суда, размещенный на официальном веб-портале судебной власти Украины по адресу mail.gov.ua.

подать в суд заявку о получении процессуальных документов в электронном виде, которую можно распечатать по ссылке http://mail.gov.ua/registration/zayava.html.

Процессуальные документы по соответствующему делу, выданные после даты подачи указанной заявки, будут поступать в электронном виде на зарегистрированный адрес участника судебного процесса в домене mail.gov.ua, указанный в заявке.

Стоит отметить, что подать заявку на получение процессуальных документов в электронном виде и заявку о получении судебных повесток в электронной форме с помощью SMS-сообщения можно как вместе с иском, так и после открытия производства по делу.

При этом получение судебных документов в электронном виде не лишает участников процесса права получать судебные документы в «бумажном» виде в предусмотренном законом порядке.

А вот подавая заявку на получение повесток в виде SMS-уведомления, участник процесса должен знать, что дублироваться в бумажном виде такие повестки не будут.

***

Консерваторы, конечно, проголосуют за привычную форму судебной повестки: тонкий желтый листок, да еще и с мокрым штампом – «какой никакой», а все же документ. Люди, которые знают цену времени и деньгам, учитывая перечисленные выше плюсы SMS-повесток, безусловно, оценят новую технологию.

Практика использования инновационных возможностей, помноженная на время, должна исправить ошибки, которые возникают при использовании новых технологий, усовершенствовать указанный функционал и повысить уровень доверия к SMS-повесткам со стороны как граждан, так и судов.

Судебная практика

Что считать надлежащим уведомлением?

Ненадлежащее уведомление участника судебного процесса с помощью SMS привело к нарушению норм процессуального права, что повлияло на правильное решение дела

Коллегия судей судебной палаты по гражданским делам ВССУ, рассмотрев в судебном заседании 2 июля 2014 г. дело по иску о разделе имущества супругов, установила нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, что повлияло на правильное решение дела, и пришла к такому правовому заключению.

Апелляционный суд рассматривает дело с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, и, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 305 ГПК, откладывает рассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, в отношении которого нет сведений о вручении ему повестки, или по его ходатайству, если сообщенные им причины неявки будут признаны судом уважительными.

Порядок осуществления судебного вызова предусмотрен ст. 74 ГПК. Из материалов дела усматривается, что апелляционным судом повестка в адрес ответчика направлена не была. В материалах дела содержится справка о доставке на имя ответчика SMS-сообщения о вызове в судебное заседание. Однако такое сообщение ответчика нельзя считать надлежащей фиксацией того, что он был уведомлен о дате апелляционного рассмотрения, поскольку, в соответствии с п. 2 Порядка направления участникам судебного процесса текстов судебных повесток в виде SMS-сообщений, утвержденного приказом Государственной судебной администрации Украины №73 от 1.06.2013, текст судебной повестки может быть направлен судом участнику SMS-сообщением только после предоставления им в суд соответствующей заявки. Такая заявка оформляется непосредственно в суде или путем заполнения участником формы, размещенной на официальном веб-портале судебной власти Украины.

Апелляционный суд указанное не учел и не обратил внимания на то, что ответчиком такая заявка в суд не подавалась. Следовательно, оснований для уведомления участника процесса SMS-сообщением у суда не было. Также из справки суда непонятно, на чей именно номер отправлено SMS-сообщение о вызове в суд.

В связи с этим рассмотрение дела в отсутствие участника процесса, относительно которого нет надлежащих сведений о вручении ему повестки, является нарушением ст. 129 Конституции Украины и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Таким образом, рассмотрев дело в отсутствие ответчика, апелляционный суд лишил его права на судебную защиту, не исследовал должным образом его доводы, не обратил внимания на особенность спорных правоотношений, к которым применяется презумпция общности имущества супругов, что привело к неустановлению фактических обстоятельств дела, влияющих на его правильное решение.

Руководствуясь ст. 336, 338 ГПК, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам ВССУ кассационную жалобу удовлетворила частично, постановление апелляционного суда отменила, дело передала на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

С полным текстом постановления ВССУ по этому делу (№6-20304 св 14) можно ознакомиться в Едином госреестре судебных решений.

Преимущества SMS-повесток

оперативность получения участником судебного процесса информации о времени и месте проведения судебного заседания;

значительная экономия бюджетных средств на почтовую рассылку судебных повесток и расходные материалы (бумагу, конверты, марки и т. п.);

уменьшение риска потери информации или недоставки ее адресату.

Пример судебной повестки в виде SMS-сообщения:

Корсунь-Шевченковский райсуд Черкасской обл., г. Корсунь-Шевченковский, ул. Гагарина, 61/4, т.: 047-352-36-50, вызывает Иванова Андрея Ивановича как гражданского истца, на 11.00 18.09.2014, зал 1, производство 175/12500/14-ц, судья Коновалов М. Г. Подать: Доверенность. Причины неприбытия – ст. 138 УПК. Последствия неявки – ст. 236 УПК.

Бумажный и электронный

Получение судебных документов в электронном виде не лишает участников процесса права получать судебные документы в «бумажном» виде в предусмотренном законом порядке.

Что касается получения повесток в виде SMS-уведомлений, участник процесса, выбирая такой способ доставки, должен знать, что дублироваться в бумажном виде повестки не будут.

В Украине коррупция процветает на всех уровнях, но особенно страшна для украинской экономики коррупция высокопоставленных лиц. Тем не менее, создается впечатление, что как раз со взяточниками «высокого полета» борются меньше всего.

Взгляд Президента на механизмы борьбы с указанным видом коррупции отображен в законопроекте «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции» №5085 от 16.09.2014, инициатором которого выступил сам Петр Порошенко. 14 октября 2014 г. этот законопроект был, наконец, принят в целом 278 голосами парламентариев.

В основном закон направлен на реформу органов, которые противодействуют коррупции. Существующая система таких органов включает ряд подразделений в различных правоохранительных органах – внутренних дел, СБУ и прокуратуре. В их работе существует ряд проблем. Во-первых, они дублируют друг друга, а во-вторых, не имеют достаточно полномочий. Поэтому самой важной новеллой законопроекта №5085 является создание нового государственного органа по борьбе с коррупцией – Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБ), который будет противодействовать нечистым на руку чиновниками, но не «мелким», а высокопоставленным.

Подследственность дел

Важно определить, какие именно дела будут подследственны Национальному бюро. Как уже говорилось, НАБ должно сосредоточить свое внимание на уголовных коррупционных правонарушениях, совершенных высшими должностными лицами, и коррупционных правонарушениях, наносящих особенно большой вред защищенным законом интересам. Из этого тезиса и вытекает подследственность Нацбюро.

Перечень «высших должностных лиц» будет определен изменениями в Уголовный процессуальный кодекс, и в него войдут, в частности, народные депутаты Украины, премьер-министр, члены Кабинета министров Украины, первые заместители и заместители министров, председатель Нацбанка и т. д.

Перечень коррупционных правонарушений, представляющих особую общественную опасность, также определен в предлагаемых изменениях в УПК Украины. Это, например, присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 УК), если размер предмета преступления или нанесенного им ущерба равен или выше суммы, которая в 500 и более раз превышает минимальную заработную плату, установленную на соответствующий год. Стоит отметить, что НАБ не будут подследственны дела об административных правонарушениях.

Расследование коррупционных преступлений, совершенных самими работниками Национального антикоррупционного бюро, будет проводить Государственное бюро расследований (которое должно быть создано), а до его создания – следователи органов прокуратуры.

Система Национального бюро

Систему Национального бюро будут составлять центральный аппарат и 7 территориальных (межрегиональных) управлений. Предусмотрена предельная численность работников бюро – 700 человек, из которых не более 200 человек начальствующего состава. К работникам бюро будут принадлежать лица начальствующего состава, госслужащие и работники, нанятые по трудовым договорам. Стоит отметить, что назначение на должности в НАБ будет осуществляться исключительно по результатам открытого конкурса.

В структуру бюро будут входить: информационно-аналитические, оперативно-розыскные и оперативно-технические, следственные подразделения, подразделения, осуществляющие выявление имущества, которое может быть предметом конфискации, подразделения быстрого реагирования, обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, представительства интересов в иностранных органах, экспертные, финансовые, кадровые отделы и др.

Директор национального бюро

Директор бюро будет назначаться на основании конкурсного отбора, проведенного конкурсной комиссией, которая будет состоять из 9 лиц – по 3 лица от Президента Украины, Кабмина и Верховной Рады. Президент будет назначать директора бюро сроком на 7 лет без права назначения на второй срок подряд.

Предусмотрен и исключительный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий директора НАБ: в связи с окончанием срока полномочий или смертью. Есть и точный перечень оснований для увольнения директора с должности: по собственному желанию; в связи с достижением 65-летнего возраста, в связи с назначением или избранием на другую должность (с его согласия); по состоянию здоровья; в связи привлечением к ответственности за административное коррупционное правонарушение или вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него; в связи вступлением в законную силу решения суда о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, без вести отсутствующим или объявлением его умершим; с прекращением им гражданства Украины или выездом на постоянное проживание за пределы Украины; за несоответствие ограничениям относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности. Такие положения Закона направлены на нивелирование возможности незаконного влияния или давления на НАБ и его руководителя.

Контроль за деятельностью НАБ

Контролю за деятельностью Национального бюро, а также за его сотрудниками уделено особое внимание. Остановимся на главных аспектах.

Директор Национального бюро должен ежегодно подавать письменный отчет Президенту, ВР и КМУ о деятельности бюро. В Законе предусмотрен минимальный перечень информации, которую НАБ должно предоставить – например, о количестве лиц, в отношении которых вступили в законную силу обвинительные приговоры суда о совершении ими уголовных преступлений, отнесенных законом к подследственности бюро.

Отчет НАБ будет предоставляться в Совет общественного контроля при бюро, который будет рассматривать его и давать соответствующее заключение в течение 2 недель со дня подачи. Оба документа имеют публичный характер и должны быть обнародованы. Совет общественного контроля предусмотрен Законом с целью обеспечения прозрачности и гражданского контроля.Он будет сформирован в составе 15 человек на основании результатов открытого конкурса.

Кроме того, с целью предупреждения и выявления правонарушений в деятельности работников НАБ в его составе будут действовать подразделения внутреннего контроля, которые будут находиться в прямом подчинении директору бюро. Предусмотрен и обязательный мониторинг образа жизни работников Нацбюро.

Кто будет работать в НАБ

Для эффективной работы Национального бюро предусмотрена специализация прокуроров именно по коррупционным делам. Авторы Закона побеспокоились о том, чтобы в НАБ попали только высокопрофессиональные и некоррумпированные сотрудники, поэтому возможность автоматического перевода работников существующих правоохранительных органов исключается, и вводится обязательный конкурсный отбор на должности в Нацбюро. Также установлен запрет на принятие на службу в НАБ лиц, которые в течение последних 5 лет работали (проходили службу) в специально уполномоченных подразделениях по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, МВД, налоговой милиции, СБУ, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и таможенных органах.

Учитывая, что одна из проблем органов по борьбе с коррупцией в сегодняшних условиях – отсутствие их эффективного взаимодействия и дублирование функций, особое внимание к решению этой проблемы можно признать безусловно позитивным.

На какие деньги будет создано бюро

Внедрение предусмотренных Законом механизмов является условием предоставления Украине помощи в рамках Соглашения о финансировании контракта на проведение мероприятий по государственному развитию между правительством Украины и Европейской комиссией. В связи с этим предполагается получить средства на внедрение новшеств Закона из этой помощи. А вот на создание и функционирование Национального бюро предполагается брать средства из Государственного бюджета Украины.

***

Коррупция начинается с пакета «провизии» декану (кофе, коньяк, конфеты), с 50 грн. врачу, со сбора денег «на ремонт класса». Хотя даже еще раньше – с сознания тех людей, которые несут эти «презенты» в разные институции, тем самым начиная «пищевую цепочку» коррупции от пресловутой шоколадки до взятки в сумме с несколькими нулями. Ясно, что бороться с коррупцией надо на любом уровне. Но в целом мелкое взяточничество (с которым в нашей стране активно борются) не так страшно, как коррупционеры «высокого полета», наносящие государству ущерб в суммах, исчисляющихся миллиардами. Этим и объясняется актуальность рассмотренного в статье Закона.

Несмотря на то, что эффективность работы Национального бюро можно оценить, только «заглянув в будущее», прогноз светлый – принятие Закона станет основой для действенной борьбы с коррупционными правонарушениями, совершенными высшими публичными должностными лицами.

Преимущества нового органа по борьбе с коррупцией:

- гарантии независимости от политического и иного незаконного воздействия: - структурная и операционная автономия, особенный порядок как назначения, так и увольнения руководителя и т. д.;

- подотчетность органа: регулярные отчеты, контроль со стороны общественности;

высокий уровень профессиональности: конкурсный отбор работников, их обучение и т. д.;

- достаточные полномочия для эффективной работы;

- узкая специализация, что позволяет сосредоточить усилия и ресурсы на борьбе с высокопоставленной коррупцией и коррупцией, которая наносит особенно большой вред.

Основные функции Национального бюро:

- досудебное расследование отнесенных к его подследственности уголовных правонарушений;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Свершилось. 14 октября 2014 г. конституционным большинством народные депутаты приняли Закон «О прокуратуре». «У нас будет действительно европейская прокуратура. Начинается реформа силовых структур», – сказал перед голосованием спикер парламента Александр Турчинов и, видимо, убедил депутатов, так как за документ отдали свои голоса 316 из них. Напомним, что речь идет о законопроекте №3541, автором которого официально выступал Виктор Янукович, и которому эксперты Венецианской комиссии в свое время дали высокую оценку. Однако документ длительное время оставался непринятым, так как вызывал массу противоречий и требовал доработки.

И вот накануне выборов парламент принял судьбоносное для системы прокуратуры и украинского народа в целом решение. Продиктована ли такая единогласность борьбой за избирателя, или законопроект действительно за это время был доработан и сможет поменять систему к лучшему, попробовала разобраться «Судебно-юридическая газета». Ведь надо помнить, что главная задача заключается в том, чтобы не позволить реформе превратиться в имитацию путем внесения лишь декоративных изменений в основы деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор

Украинская прокуратура больше не должна исполнять функцию общего надзора, утверждают приверженцы реформы. Именно эта функция стала основным яблоком раздора между противниками и сторонниками реформы. Последние утверждают, что прокуроры благодаря надзорной функции злоупотребляли своими полномочиями и вмешивались в деятельность других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций под предлогом выявления несоответствующих закону решений. В свою очередь, значительная часть общественности обеспокоена тем, что с отменой надзорной функции граждане останутся один на один со своими проблемами, и им некуда будет обратиться за помощью.

Хотя справедливости ради надо отметить, что прокуратуру уже давно не интересовали насущные проблемы простых граждан, и возможность обратиться с жалобой в прокуратуру, как правило, носила чисто формальный характер. В большинстве случаев граждане получали лаконичный ответ, в котором прокурор, ссылаясь на ст. 36-1 пока еще действующего Закона «О прокуратуре» (новый вступает в силу через полгода, т. е. 14 марта 2015 г.), а также ст. 3 ГПКУ и ст. 16 ГКУ, предлагал гражданину обращаться прямо в суд для восстановления справедливости и не беспокоить прокурора. Редкие исключения составляли те жалобы, в результатах рассмотрения которых был так или иначе заинтересован сам прокурор (заинтересованность могла выражаться как в денежном эквиваленте, так и в получении так называемых «показателей работы»). Остальным гражданам, невзирая на наличие у прокуратуры общей надзорной функции, не стоило уповать на помощь.

Выходит, новая редакция Закона «О прокуратуре» лишь законодательно укрепляет сложившуюся практику, при которой украинцев отправляют для защиты своих ущемленных прав и интересов в суд. Новый закон гласит, что с целью обеспечения представительства интересов граждан, представительские полномочия перейдут к институтам бесплатной правовой помощи. В связи с этим наше государство должно потратить значительные бюджетные средства для организации работы таких институтов. А пока гражданам придется и дальше жить согласно народной мудрости, и спасаться самим.

Что же касается рекомендаций международных экспертов по этому вопросу, то в выводах Венецианской комиссии содержатся рекомендации вообще изъять функцию общего надзора, поскольку все люди равны в своих правах (ст. 21 Конституции Украины), и каждый имеет право представлять себя сам. А тем, кто не способен это сделать, должны помочь те же представительства по оказанию бесплатной правовой помощи. Однако не учтено, что жители провинции подчас не могут получить квалифицированную медицинскую помощь, а уж о юридической и мечтать не приходится. Правда, законопроектом предлагается расширить компетенции уполномоченного Верховной Рады по правам человека для обеспечения представительства интересов гражданина в суде, хотя, вероятнее всего, участие омбудсмена для всех желающих граждан будет невозможно в силу ряда объективных причин.

Другие нормы закона

Президент в ходе совещания, которое он провел перед заседанием Верховной Рады, отметил, что замечания Венецианской комиссии, относящиеся к законопроекту «О прокуратуре», в полном объеме учтены. В целом принятый законопроект вносит поправки в 51 закон Украины и 10 действующих кодексов.

В частности, будет сформирована 4-уровневая система органов прокуратуры: Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры, местные прокуратуры, военные прокуратуры. Надо отметить, что положения о военной прокуратуре были внесены в законопроект дополнительно (после того, как законопроект был рассмотрен европейскими экспертами), и судя по всему, не последнюю роль в этом сыграла та политическая обстановка, которая сложилась в стране – должен же кто-то следить за соблюдением порядка и военной дисциплины в войсках!

Широкому обсуждению подверглись нормы, согласно которым будут ликвидированы специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные), а также городские или районные в городах, районные или межрайонные прокуратуры там, где они действуют одновременно. Кроме того, вводится особый порядок назначения прокуроров на должность и увольнения их от должности, определены основания и порядок осуществления дисциплинарного производства относительно прокуроров, вводится система органов прокурорского самоуправления (всеукраинская конференция работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины) и другие.

Требуют изменения?

Надо отметить, что в целом положительно характеризуя данный законопроект, эксперты отмечают, что в нем есть положения, которые требуют корректировки. Например, он не содержит нормы о максимальном количестве прокуроров в Генеральной прокуратуре, местных и региональных прокуратурах. Вызывает возражения и антиконституционное положение о том, что кандидаты в состав квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров от уполномоченного ВР по правам человека должны быть согласованы с соответствующим комитетом Верховной Рады. Юристы также обратили внимание на нормы, в которых говорится о морально-деловых качествах прокурора (ч. 3 ст. 38, ч. 3 ст. 39, ч. 3 ст. 40). Казус в том, что действующее законодательство Украины не определяет критериев личных и моральных качеств прокурора, в связи с чем, по мнению юристов, на практике могут возникнуть проблемы по оценке таких качеств.

Задели за живое и условия социального и материально-бытового обеспечения прокуроров и других работников органов прокуратуры. По мнению общественности, в условиях экономического кризиса усматривается необоснованно завышенным уровень оплаты труда прокуроров, установленный в ст. 81 нового закона. Многие, даже понимая необходимость обеспечения прокурорам достойной заработной платы, считают, что установление Генеральному прокурору Украины зарплаты, большей, чем у премьер-министра Украины, требует соответствующего обоснования. Кроме того, ч. 6 ст. 81 установлен размер доплаты за выслугу лет. При этом «выслугой» считается стаж работы более года с выплатой доплаты в размере 10%, а максимальный размер этой доплаты составляет 50% должностного оклада прокурора.