Ликбез
В начале эпохи супер-, гипер- и других маркетов казалось, что навсегда канули в Лету «совковые» времена «холодной войны» магазинов и покупателей, времена разбитных продавщиц в несвежих халатах мастерски владеющих всеми способами обвеса и обсчета. Но неистребим обман покупателей в торговле - ведь и в респектабельных, блещущих хромом и галогенной подсветкой супермаркетах работают НАШИ люди! А они, эти скромные, и где-то даже застенчивые, работники торговли своего (или нашего?) не упустят. И «не упустят» изобретательно, с выдумкой, с применением, как традиционно-базарных методов обмана, обвеса и обсчета, так и новейших достижений торгово-технического прогресса.
Супермаркетинговый мерчендайзинг
Заходя в супермаркет, вы оказываетесь во власти (извините за невольный каламбур) маркетинга, мерчендайзинга и других передовых психологических приемов продвижения товара на рынке. Причем большинство людей даже не осознают, что их выбором умело манипулируют. Особенно это заметно по покупкам, которые делают представительницы слабого пола – отправляясь за хлебом в тот же супермаркет, они возвращаются с кучей ненужных в хозяйстве (с нашей, мужской, точки зрения) вещей.
Обратите внимание: в любом супермаркете существует определённое направление движения потока покупателей. Товары повседневного спроса, такие как хлеб, молоко, расположены в самой глубине торговой площади. То есть, добраться до булки хлеба, а затем подойти к кассе, можно только обойдя по кругу вдоль стеллажей, витрин, прилавков и холодильников весь зал.
Так и задумано. Практичные американцы вычислили: каждая лишняя минута пребывания в супермаркете обходится россиянам в 2,5 доллара, и важно задержать покупателя в зале подольше. Симпатичный и ненавязчиво приветливый персонал, постоянно что-то раскладывающий и перекладывающий на полках, также всемерно способствует решению этой задачи. Немало в зале любого супермаркета «узких мест», где с трудом могут разъехаться две тележки, и не мудрено попасть в «пробку». А в "пробке" можно абсолютно «случайно» купить что-нибудь… оливки с анчоусами или зеленые макароны, например.
Музыка, звучащая в зале – это также метод психологического воздействия на покупателей. Со слов Валерия Кузнецова, заместителя генерального директора центра исследований Российской ассоциации маркетинга, на нее в магазине обращают внимание 70% посетителей магазинов: «Мягкая расслабляющая музыка создает в торговом зале уютную атмосферу, побуждая покупателей не спешить и больше времени посвятить выбору покупок. Быстрая музыка дает противоположный эффект и используется, например, в часы пик, чтобы ускорить движение покупателей».
Иногда в «суперах» распыляют «ароматы успеха»: апельсина, лимона, кожи, которые опять же, в той или иной степени влияют на покупательскую реакцию на уровне подсознания.
Обилие и доступность товаров, специальные приемы их выкладки и оформления (особенно в предкассовой зоне) в сочетании с психологической обработкой подталкивают покупателя на совершение так называемой «случайной, импульсной, покупки» (60% покупок приходится именно на «случайные» и «импульсные»).
Побыв недолгое время в супермаркете, покупатель начинает думать НЕ «Где ТО, что я хотел купить?», А «Интересно, что же ЕЩЕ тут есть, может и мне пригодится?».
Однажды около супермаркета я невольно стал свидетелем разговора супружеской пары. Мужчина, с пухлыми и явно тяжелыми пакетами в руках, спрашивает у жены:
- Зачем купила?..
- Так ведь дешево и со скидкой!
- Ладно... Но зачем так много?!
Жена, обиженно:
- Так ведь дёшево...
Но «дешёвый товар» в супермаркете – не более чем уловка маркетологов.
Иногда прибегают к хорошо проверенному психологическому трюку: на ценниках большими цифрами указана цена товара без НДС, реальная же стоимость написана ниже мелким шрифтом. Многие покупатели обращают внимание лишь на первую цену, а при расчете на кассе общую сумму покупки с ценниками вообще мало кто сопоставляет – ведь берут не по одному-два, а десятки товаров.
Кроме того, подавляющее большинство супермаркетов используют методику сознательной путаницы с ценниками. Например, на десятки наименований молочных продуктов, расставленных достаточно компактно, но с какой-то видимостью системы, выставлена масса ценников, расставленных так, что сразу найти нужный ценник просто невозможно. И нетерпеливый покупатель, скорее всего, возьмет понравившийся товар, не выясняя реальной цены. В результате подавляющее большинство покупателей до расчета в кассе представляют стоимость (да и количество) товаров в своей корзине очень и очень приблизительно, чем зачастую и пользуются некоторые кассиры (об этом ниже).
В большинстве – абсолютное надувательство и так называемые распродажи, когда накануне какого-либо праздника, особенно Нового года, объявляется «обвал цен». Никакого «обвала», лишь выписываются новые ценники, но с двумя ценами: новая и зачеркнутая, типа «старая». Так вот в половине ценников эта «старая цена» просто увеличивается на количество рублей скидки «новой», а в оставшейся половине – «лишь» на две трети.
Именно за счет психологических и маркетинговых приемов покупатели совершают в супермаркетах гораздо больше покупок, чем им в действительности надо, и соответственно, тратят гораздо больше денег, чем планируют.
«На тебе Боже, что нам негоже»
В середине 2006 года в Германии разразился скандал: в нескольких магазинах обнаружили мясо с истекшим сроком годности. Общественность вознегодовала. Да так, что владелец оптового предприятия-поставщика от стыда покончил с собой.
Можете вы себе представить НАШЕГО оптовика, который бы из-за поставки десятка-другого тонн просроченного товара наложил на себя руки? Да никогда!
И принцип «На тебе, Боже, что нам негоже» отечественная торговля исповедует с незапамятных времен. Еще Петр Великий драл кнутом купцов за то, что те старались сбыть в первую очередь гниль и тухлятину, а пока долго и упрямо торговались, у них на складах сгнивали первосортные товары. Купцы испуганно втягивали головы в воротники непробиваемых тулупов, и недоуменно разводили руками – мол, так и деды наши торговали, и прадеды…
Ни царский кнут, ни революционная диктатура пролетариата с ВЧК-НКВД, ни рыночная экономика не заставили отечественных коммерсантов поступиться принципами. Лавочник-нэпман, работник совторговли, измученный вынужденной диетой и жизнью «реализатор» либерального рынка – все они свято соблюдали завет дедов и прадедов: продавать вперед гнилье и тухлятину.
Столь же твердо и последовательно верны этому завету отечественные супермаркеты, в которых купить просроченный, или даже испорченный товар еще легче, чем на базаре.
Несмотря на высокую проходимость, товары в супермаркетах залеживается, и, случается, на долго. Определить на глаз качество продуктов, завернутых в пленку или упакованных в пластиковую тару, невозможно. Фактически приходится покупать «кота в мешке», полагаясь лишь на удачу (патологически утвердительный ответ продавца на вопрос, свежий ли товар, во внимание можно не принимать). Особенно внимательными нужно быть при покупке фасованных мясных и рыбных изделий, замороженных продуктов.
Залежалый товар периодически «освежается»: копченую колбасу отмывают моющими средствами типа FAIRY, а полукопченую натирают растительным маслом, чтобы блестела и выглядела более аппетитно; куски колбасы или сыра оборачиваются в свежую пленку, на которую приклеивается новый ярлык с «продленным» сроком годности; фабричные упаковки с просроченной датой хранения вскрываются, фасуются и реализуются как развесные. Если упаковка вакуумная, то на старый ценник с указанием срока годности клеится новый, где срок «продлен».
Легко удаляется срок годности с мягкой фольги, в которую упаковываются плавленые сырки. Смывается информация о сроках хранения и проставляется «новая» на упаковки соков, молочных продуктов, коробки с тортами, и т.п. и т.д.
При посещении супермаркета и выборе товара, следует также учитывать раскладку продуктов. Сегодня уже каждый бывалый покупатель знает, что самые свежие продукты обычно выкладываются на полках сзади. Дотошные пенсионерки никогда не возьмут из холодильников товар, лежащий сверху, обязательно копнут поглубже. Да еще попеняют случившемуся поблизости продавцу-консультанту на образовавшуюся наледь. Еще один нюанс: почти никогда не найдете просроченного или некондиционного товара на полках, расположенных на уровне глаз и рук по периметру зала – эти места, как правило, оплачены конкретным производителем, и представители компании жестко следят за своей продукцией.
Усиленное «продвижение» просроченного товара начинается перед всеми праздниками, но «особо любимое» время – перед Новым годом. Начиная с ноября продавцы откладывают конфеты, пережившие срок годности. В декабре их смешают со свежими, упакуют в праздничные коробки – и продают готовые подарки.
Продукты, у которых истек или заканчивается срок годности, могут идти в фирменные салаты (которые готовит сам супермаркет). То же зачастую касается горяченьких кур-гриль, которые красуются на витринах. В замороженном виде кура пожила в магазине предельный срок. После грилирования – если не смогли продать – могут подогревать несколько раз заново. И опять выкладывать, как будто кура только-только «поспела».
Тем не менее, способы борьбы есть. Даже если спустя уже придя домой вы обнаружили, что колбаса в вакуумной упаковке купленная в супермаркете далеко не первой свежести, идите в магазин вместе с кассовым чеком и требуйте замены продукта или возврата денег. Естественно, надкушенную колбасу или открытую консервную банку администрация магазина забирать не захочет, но вот «железный» аргумент: а как, не попробовав продукт, вы могли узнать, что он некачественный?
Возвращайтесь в супермаркет с чеком и требуйте возврата денег или замены товара и в том случае, если лишь дома вы обнаружили, что срок годности купленного продукта истек еще вчера. Следить за тем, когда истекает срок годности – обязанность продавца, а не покупателя.
Главное, сохраняйте кассовый чек до момента пока не «оприходуете» все закупленные продукты, так как в чеке указан не только день, но и время их приобретения.
Вот несколько советов, которые помогут вам избежать приобретения явно некачественного товара:
– Рыба в вакуумной упаковке. Упаковка не должна пропускать воздух. Выделившийся сок -- первый признак «умирающего» продукта. Мясо у качественной рыбы упругое, сухое, если нажать на нее через полиэтилен, упаковка быстро выпрямится, следов не останется.
– Мюсли. Лучше брать прозрачную упаковку. Встряхните и посмотрите, нет ли слипшихся зерен, комков. Есть? Значит, мюсли начали плесневеть.
– Колбаса. Приглядываться лучше к этикетке: не расплываются ли буквы и не виднеется ли под ней другая наклейка - это признаки колбасного «долгожителя». Слишком яркий, неестественно красный цвет колбасы говорит о том, что она перенасыщена нитритом натрия. А подтеки воды на разрезе - о превышении массовой доли влаги.
– Сыр. Если у него срезана корка, появились белые точки - это однозначно залежалый товар. Особенно будьте внимательны при покупке дорогих, плохо раскупаемых сыров - на твердых сырах никаких пятен или плесневелостей быть не должно!
– Фарш. Если повреждена упаковка или, наоборот, фарш упакован чересчур плотно, чтобы не пробивался запах (явный признак испорченного мяса), брать не стоит.
Супер-обвес и супер-обман
Появление на рынках и в магазинах электронных весов вселило в ряды покупателей уверенность, что обвесы навсегда остались в прошлом. Размечтались! Правда, к самим весам никаких подозрений проявлять не стоит - вносить в их электронные потроха полезную модернизацию дело очень непростое. И привести весы обратно в точное состояние в случае внезапно нагрянувшей проверки также не менее хлопотно.
Во всех супермаркетах весы самые что ни на есть электронные и точные. А вот к взвешенным и упакованным продуктам, лежащим на полках, отнестись с некоторой толикой здоровой бдительности не помешает и с точки зрения соответствия реального веса продукта означенному на ярлычке.
Самый массовый вид «суперного» обвеса, когда вам вместе с продуктами по той же цене (дорогой или не очень) продают и их упаковку – пенопластовые лоточки, пластиковые контейнеры, пленку, целлофан - вес которой, от 2 до 15 грамм, засчитывается как вес товара. Причем на кассе за некоторые виды упаковки (чаще всего за пластиковую тару, в которую фасуются салаты и некоторые другие продукты) с вас еще сдерут 20-40 копеек! При таком подходе обманутыми оказываются ВСЕ покупатели супермаркета. Представляете масштабы!
Обязательно будет указан вес с упаковкой при «продлении» срока хранения продуктов в вакуумной упаковке.
Для увеличения веса свежемороженой продукции, мясо, рыбу, полуфабрикаты, пельмени, и др. намораживают до обледенения, потом перефасовывают - с 1 кг мороженого гуляша получается 20-30 г «наледи» - несколько рублей в карман.
Кроме того, множество продуктов, в том числе фрукты и овощи, имеют естественное свойство усыхать, т.е. терять вес. Поэтому их фасуют по мере поступления (где в сеточки, где в полиэтиленовые пакеты), и наклеивают ярлык с весом. Расфасованный товар может пролежать еще несколько дней, но весить он будет уже, не 1 кг, а поменьше.
Вес продуктов, расфасованных производителем, также может быть меньше указанного на упаковке. Недобросовестные производители (фасовщики) применяют старинные и надежные способы увеличения веса сахара, круп, муки, соли, и т.п.: на день-два продукт помещают в увлажненный склад, где он набирает вес -- на мешок до 2-3 кг., после чего фасуют. Иногда при фасовке, смешивают продукт разного сорта, и, соответственно, цены: сахар белый и желтый (тростниковый и свекольный), муку разных сортов. Обман такого рода самостоятельно выявить практически невозможно.
Если вы взяли с полки супермаркета пакет муки и чувствуете, что до килограмма вес содержимого явно не дотягивает, то взвесьте пакет на контрольных весах, которые обязательно должны быть в зале. Все ссылки продавцов на то, что они фасовкой муки (крупы, сахара, соли, вермишели, макарон…) не занимаются, пресекайте в зародыше: вы покупаете этот товар не у производителя, а у супермаркета, и ответственность за соответствие веса и стоимости упаковки несет супермаркет. Так что или пусть досыпают в пакет недостающие граммы или пусть берут деньги только за реальный вес.
Живет и здравствует в супермаркетах еще пра-пра-прадедовский способ обмана, называемый «Дать ассортимент»: при нарезке продавцами колбас среднего ценового диапазона в нижний слой, укладывается нарезка похожей, но более дешевой колбасы (грамм 50-70 на упаковку).
Еще про один способ обмана и «развода» покупателей в супермаркетах, я расскажу поподробнее, т.к. сам стал ему свидетелем, и сначала даже не понял, что это «развод». Лишь потом знающие люди разъяснили, что к чему…
В январе 2006 года я стоял около стеллажей с вино-водочными изделиями в одном из супермаркетов и решал ответственнейшую задачу: сколько брать, чтоб больше не бегать. На одном из стеллажей, причем на удивление высоко, стояли бутылки с «Шампанским», и стояли так, что при малейшем прикосновении должны были посыпаться на бетонный пол. Не задеть их, особенно в зимней одежде, было просто невозможно – проход между стеллажами узкий. Рядом крутились две продавщицы, я им подсказал, мол, поправьте бутылки, упадут, разобьются, вычтут из зарплаты (для меня было очевидно, что если товар в торговом зале повреждён покупателем неумышленно, то платить за него он не должен). Они посмеялись, но «Шампанское» не поправили. Решив задачу, я двинулся к кассе, когда в этот проход впорхнули две девушки. «Шампанское» повалилось, две бутылки разбились. Тут же, как из-под земли появился охранник. «Мы заплатим, заплатим, я сейчас заплачу, заплачу…», - чуть не плача залепетали девчушки. «Хорошо, хорошо, идите, платите…», - довольно улыбаясь произнесла одна из продавщиц, и скомандовала секьюрити: «Проводи на кассу». Ну беспредел… Предупреждал, ведь, что эти бутылки упадут!
Пришлось вмешаться. Я напомнил продавцам о своем им совете, а также объяснил, что ст. 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец передаёт товар покупателю. Для розничной купли-продажи это момент выдачи покупателю товарно-кассового чека (статья 493 ГК РФ). Тем не менее, старшая продавщица держалась стойко: «А вы, мужчина, не встревайте, взяли свою водку, и идите, оплачивайте». Я повеселел, и предложил перенести рассмотрение инцидента в суд, прозрачно намекнув, что начинаю испытывать страшные, просто невыносимые, моральные мучения, возмещение которых вместе с судебными издержками тяжелым бременем ляжет на супермаркет, т.к. суд он однозначно проиграет. Тут появилась администратор зала, и моментально оценив ситуацию, без очереди провела меня к кассе, а когда я расплатился, вежливо проводила вместе с повеселевшими девчушками до выхода из супермаркета.
Потом мне объяснили, в чем суть «развода». У продавщиц, видимо, намечался праздник, и они, решив на халяву разжиться «Шампанским», СПЕЦИАЛЬНО выставили его таким образом, чтобы кто-то из посетителей бутылки уронил. Девять из десяти покупателей выплачивают стоимость поврежденного товара, т.к. считают себя виноватыми, и не знают закона. Этим и пользуются продавцы. Администратор зала, как правило, в курсе происходящего, разбитые бутылки списываются на убытки, а оплаченный товар "оприходуется" нечистоплотными работниками торговли.
Мало того, со слов «информированных источников», продавцы не редко вскрывают банки с маринованными огурчиками и помидорчиками, аккуратно потрошат упаковки с крупами, макаронами, и т.п., вытаскивая по немного из каждой. Целлофановые и бумажные упаковки потом заклеивают скотчем, а банки с овощами сами по себе закрываются вполне герметично. Ну а то, что покупатель не услышит характерного хлопка при открывании баночки маринованных корнишончиков или грибков – это его, покупателя, личное дело.
Повелители кассовых терминалов и виртуозы штрих-кода
Еще лет 5-10 назад главными орудиями продавца были весы, гири и калькулятор, а кассовый аппарат в большинстве всего лишь добросовестно фиксировал уже совершенный обвес, обман и обсчет. В сегодняшних супермаркетах кассовую машину заменил кассовый терминал – этакий компьютеризированный аппаратный комплекс, включающий в себя кроме компьютера, сканер для чтения штрих-кода, card-reader (считыватель магнитных карт), монитор с сенсорной панелью, и множество других мелких, но приятных прибамбасов, облегчающих нелегкий труд контролера-кассира.
Да и товары все расфасованы, упакованы, на каждом любовно ярлычок со штрих-кодом наклеен.
Все терминалы объединены в единую сеть, и когда сканер на кассе считывает штрих-код, информация о продукте попадает на сервер, который мгновенно идентифицирует товар и посылает обратно на кассу информацию о его текущей стоимости.
В теории, если программа не сбоит, обсчитать покупателя невозможно. На практике -- эти самые автоматизированные системы позволяют жуликам изобретать десятки изощренных способов обмана. Достаточно чуть-чуть подправить программу, хотя бы так, чтобы она после совершения одним клиентом покупок, предположим, на 500 рублей, стоимость каждой последующей увеличивала на 1-1,5%. При совершении покупок на 1,5-2 тысячи рублей переплату 10-15 рублей никто и не заметит, а владельцам супермаркета приятно!
Так что обманывать покупателей с помощью высоких технологий оказалось гораздо проще, чем высверливать пустоты в чугунных гирях. Ни к чему и виртуозное мастерство обсчета и обвеса, оттачиваемое продавцами прошлых эпох годами и десятилетиями.
Но и сегодня жуликоватые торговцы учитывают психологические факторы. Самое опасное для потребителя время – это вечер пятницы и субботы, когда народ идет домой уставший или уже подвыпивший. А если еще и очередь! Тут надо быть особенно внимательными, проверять чеки. Продавцы и кассиры отлично знают, кого легче обвести: мама с орущим ребенком вряд ли найдет силы и возможность перепроверять на банках сроки годности и пересчитывать чек. А хорошо одетый мужчина с легким запахом алкоголя ни за что не будет проверять чек, особенно после флирта с миленькой кассиршей. А если и проверит, то все сойдет с рук -- сам, мол, ее отвлек. Вот она и отбила вместо 1 кг картошки 10.
Одним из самых распространенных в супермаркетах является способ обсчета, когда покупателю на кассе пробивают товары, которых он не брал. Возможны такие варианты: либо кассир вбивает в чек товар «с потолка», либо приплюсовывает лишнее к действительно взятому. Предположим, вы взяли 5 упаковок йогурта, но вместо умножения цены продукта на 5, кассир умножает на 6-9. Чем больше клиент покупает товаров, и чем длиннее оказывается чек, тем выше (и по сумме) вероятность обмана. Чеки – «до пола», и проверить, не отходя от кассы, соответствуют ли они содержимому тележки, зачастую практически невозможно. В лучшем случае покупатель обнаруживает, что его «кинули», уже дома.
Еще один способ обсчета основан на одинаковом названии продукта – разница в производителе, емкости, упаковке и, естественно, цене. Путем подмены штрих-кода в чеке выбивают продукт, что подороже. Обсчет может быть существенным – разница цен между просто водкой «Столичной» и водкой «Столичной» в подарочной упаковке несколько десятков рублей. Именно таким способом летом 2004 года в супермаркете «Каравай» «нагрели» на 60 рублей руководителя управления Госторгинспекции по Красноярскому краю Владимира Полякова, который, мягко говоря, остался этим фактом очень недоволен.
Часто бывает, что на ценнике одна цена, а на кассе пробивается другая, завышенная. По закону именно ценник -- основной документ, определяющий цену товара, и вы можете потребовать продать товар по той цене, что на витрине, а магазин обязан ваше требование удовлетворить. Но не факт (здесь то и «выручает» супермаркет «путаница» с ценниками). Вам объяснят: а) вы ошиблись, посмотрели не на тот ценник, и покажут «настоящий»; б) произошла переоценка, а магазин большой и ценник (уж, простите) не успели сменить. Если переоценка товара действительно произошла, деньги вам не вернут, и при вас же сменят ценник. В других случаях, как правило, деньги безропотно возвращают.
«Охранный» «развод»
Кое-где практикуется сговор кассира с охраной.
Схема комбинации примитивна и проста: кассир не пробивает одну единицу купленного товара. Не заметив этого, покупатель отходит от кассы и… визг сирены, блики мигалки, топот охраны... Контролер просматривает чек и фиксирует неоплаченный товар, который автоматически считается украденным. Охрана задерживает и отводит «клиента» в свою «каморку», где и начинается «развод». Содержание «развода» зависит от фантазии «разводящего» и личности «лоха». Жертвы выбираются основательно, обращается внимание на одежду, манеру поведения, даже на ассортимент выбранных товаров – в супермаркеты порой заглядывают очень серьезные люди, которые могут устроить «похохотать» не только мошенникам, но и владельцам заведения. Чаще всего выбирают одиноких, небогато одетых, подвыпивших, но не пьяных посетителей – таких гораздо легче обвинить в попытке совершения кражи, да и милиция, если до нее дойдет, охотнее поверит в версию охраны.
Весь развод сводится к предложению не усугублять ситуацию и обойтись без милиции. Большинство «подставленных» соглашаются разойтись миром и оплатить «украденный» товар в тройном размере. Две цены из трех нигде не фиксируются: одна идет бдительному охраннику, вторая – кассиру-подельнику.
Изобличить этих мошенников тяжело. Кассир вообще будет все отрицать, а охрана честно выполняла свои обязанности, задержав «вора». Не доказуем и «штраф» – ни супермаркет, ни охраняющее его по договору ЧОП, не имеют права взимать какие-либо штрафы или компенсации. ЧОПовцы даже не имеют права осуществлять личный досмотр и досмотр вещей – эти действия должны производиться только милицией с обязательным присутствием понятых. Функция у охраны только одна – задержать подозреваемого (без применения физической силы) и вызвать милицию. А появление милиции как раз нежелательно для вымогателей – деньги то с «лоха» они не получат. Да и «лох» молчать не будет, а начнет кричать, что его «подставили», а если наглый, то еще и обвинит охрану в пропаже крупной суммы денег и дедушки-бабушкиного наследства -- золотого кольца с платиновой вставкой и тремя бриллиантами по 5 карат каждый…
Не дай Бог попасть в такую ситуацию, но здесь сразу важно решить для себя – платить жуликам, или дождаться милиции, составления протокола, а затем заплатить штраф за мелкое хищение по суду (суммы примерно будут сопоставимы). Если решили заплатить – проходите с охраной в служебное помещение, и готовьтесь к «разводу». Если нет – категорически отказывайтесь проходить в служебное помещение, требуйте вызвать милицию. Поясните охранникам, что дожидаться приезда милиционеров будете в фойе. Позвоните родственникам, друзьям, сообщите о случившемся. Ни в коем случае не позволяйте производить охране личный досмотр и досмотр вещей, тем более прикасаться к себе. Сами также не делайте резких движений, не провоцируйте охрану на применение физической силы. Еще раз подчеркну – охране связываться с милицией в такой ситуации совсем не с руки, поэтому опять же может последовать предложение разойтись миром и заплатить стоимость «украденного» товара. Вероятно, лучше согласиться, но решать только вам, так же как и то, оставлять данный факт без последствий или все-таки создать вымогателям какие-то проблемы…
Правила пользования супермаркетом
1. Перед походом в супермаркет составьте список необходимых товаров, и приплюсуйте к нему пунктик «для души», на который отведите конкретную сумму.
2. Даже если пришли только за бутылкой пива, возьмите корзину, что бы случайно не сунуть пакетик с рыбой в карман.
3. Перед тем, как подойти к кассе, хотя бы ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО посчитайте стоимость выбранного товара. Ведь чек вам дают ПОСЛЕ РАСЧЕТА, и кассир сразу начинает считать покупки следующего покупателя. Этот момент даже чисто психологически далеко не лучший для выявления обмана. Наилучший момент для предъявления претензий -- когда кассир называет стоимость товаров, которая на 15-100 рублей отличается от предварительных подсчетов. И не спешите платить деньги. В худшем случае вы можете просто отказаться от товара, оставить его на кассе и покинуть магазин.
4. Даже если вам уже выбили чек, а общая сумма начинает казаться несколько завышенной, не отходя со своей тележкой далеко от кассы, начните перечитывать чек и сверять с тем, что лежит перед вами. При появлении сомнений требуйте сравнения с ценником. Обращайте внимание на наличие знака умножения.
5. ВСЕГДА берите чек, даже если нет возможности сразу его проверить. В любом случае сохраняйте чек до выхода из магазина.
6. Не забывайте внимательно смотреть на монитор кассы (если нет монитора покупателя, то и монитор продавца, обычно, прекрасно виден покупателю). Или хотя бы делать вид, что внимательно смотрите. Кассирша ведь может подумать, что вы помните все свои товары и цены на них. Кроме того, перед подсчетом вашего товара на мониторе должен высвечиваться «ноль».
- Информация о материале
Петр Алексеевич Первый дал приказчерез час, то есть в 22 часа 20 июня, в одностороннем порядке прекратить огонь и объявить недельное перемирие до 27 числа.
Есть подозрение, что сейчас появится куча гневных комментариев о том, как он может так поступить, это предательство наших военных, сыны воевали, а теперь, пользуясь случаем, сепаратисты укрепятся и передислоцируются поудобней и всё такое.
Отвечаем. С нашей точки зрения позиция господина Порошенко – идеальная. Его решение близко к гениальности, хотя это и очень плохо для кармы, говорить про Президента хорошее.
Заясним по хардкору, как на самом деле надлежит трактовать заявление господина Петра.
Как я есть Президент и тут главный, то сообщаю. Я к вам, пацаны, с распростертыми объятьями, я за мир, я такой миротворец, что весь мир теперь увидит, что я самый белый голубь на всей Земле, и почти Махатма Ганди. Потому что вы в наших мальчиков стреляете, а мы тут такие оп! и заявляем об одностороннем прекращении огня. И международное сообщество украинские войска сразу начинает уважать за понимание нужд мирного населения, которое я так ловко пожалел.
Вы спросите меня, пацаны, как украинские войска проведут свободное время, то есть отведенную неделю? Отвечаю. А кто сказал, что это будет свободное время?
За ближайшую неделю задача украинской армии – полностью окончательно перекрыть границу с РФ и отрезать сепаратистов от источников снабжения из России. Если Путин сказал, что никого не спонсирует – то вот пускай и не спонсирует, а мы проследим.
Поэтому задача украинской армии – не стреляя, а просто весело катаясь танковыми колоннами – проникнуть на все пограничные пункты и дружно занять каждую лесную тропку на границе.
Вы скажете: «Петя, так в них же начнут стрелять!»
Конечно! Обязательно! На то они и террористы, чтобы в одностороннем порядке вероломно нарушить перемирие. Чтобы плюнуть мне в протянутую руку! Чтобы показать свою подлую сущность и пренебречь базовыми понятиями воинской чести! Суки.
Но я напоминаю, для тех, кто невнимательно читает: «Но это не значит, что мы не дадим отпор в случае агрессии в отношении наших военных, мы будем делать все для защиты территории нашего государства».
Другими словами, пацаны, как только кто-нибудь пальнет в сторону нашей танковой колонны, наша танковая колонна развернет пушки и начнет колбасить на поражение, не интересуясь тем, в жилой застройке террористы, в церкви или в детском саду, идут в атаку, обвязавшись младенцами-инвалидами-ветеранами ВОВ.
Потому что напоминаю, пацаны. С 22 часов 20 июня украинская армия – однозначный миротворец и благодетель, самая рыцарственная армия 21-го века, пошедшая на небывалое – одностороннее прекращение огня.
Поэтому не парьтесь. Заруба будет дай Бог каждому. Но мы в ней будем не агрессорами, а благородными рыцарями все в белом.
Такой план. Ваш Петр Первый.
С нашей точки зрения план — очень ОК. Если бы мы советовали, мы бы советовали именно это.
Тем не менее, напоминаем Петру, что на этот хитрый план есть контрплан с винтом. Переодеть сепаратистов в форму украинской армии, посадить в Т64, и начать колбасить позиции ополченцев, тщательно фиксируя всё на двадцать камер. И тут уж придется что-то выдумывать на ходу.
- Информация о материале
Общественность начала широкое обсуждение вновь принятого Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации». Напомним, что 20 мая с. г. Верховная Рада проголосовала во втором чтении законопроект №4785 от 28.04.2014. Этот закон уже окрестили «разбойничьим», так как многие отметили в нем только те нормы, которые фактически дают право мобилизовать любой автотранспорт, и посчитали, что таким образом государство легализировало угон автотранспорта. Попробуем проанализировать некоторые аспекты нового Закона и рассмотрим его более широко.
Начнем с того, что норма о мобилизации автотранспорта не нова – она существовала всегда, и не только в украинском законодательстве. Распространялась она на периоды военного времени и чрезвычайных ситуаций. Изменения в рамках данного законопроекта заключаются лишь в том, что к указанным периодам добавился период частичной мобилизации. Однако общественность сконцентрировала внимание только на данной норме.
Детали, части и статьи
Для начала все же рассмотрим поправки, которые вызвали дискуссию, и дадим некоторые разъяснения.
Так, законопроект №4785 внес изменения и дополнил 3-й частью ст. 6 Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Этот Закон гласит, что выполнение военно-транспортной обязанности по мобилизации, если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения, осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также граждан-владельцев транспортных средств для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины и других военных формирований. При этом мобилизация транспортных средств будет проходить на условиях их возврата владельцам после объявления демобилизации.
Объемы транспортных средств по типам и маркам, которые планируется привлечь в ходе мобилизации, для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности будут установлены местными государственными администрациями по представлению военных комиссариатов. Так что обычные граждане могут не переживать по поводу того, что их личные автомобили могут отобрать прямо на дороге без объяснений. Подобный «беспредел» законом не регламентирован, так как привлечение ТС во время мобилизации осуществляется военными комиссариатами на основании решений местных госадминистраций и оформляется соответствующими распоряжениями.
В случае наличия такого распоряжения мобилизация ТС будет проходить цивилизовано – путем оформления акта приема-передачи. Прием-передача транспортных средств, привлеченных в ходе мобилизации, и их возврат при демобилизации будут осуществляться на основании актов, в которых указываются сведения о владельцах, техническое состояние, окончательная (балансовая) стоимость и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать ТС. Кроме того, в Законе указано, что вред, который нанесен транспортным средствам вследствие их привлечения при мобилизации, будет возмещен владельцам в порядке, который определяется Кабинетом министров.
И напоследок надо отметить, что в сложный для страны период может возникнуть необходимость в тяжелой автотехнике, поэтому владельцы легковых автомобилей могут за свое имущество не переживать.
Льготы для военнослужащих
Одной из положительных поправок, внесенной законопроектом №4785, стала норма, позволяющая военнослужащим, имеющим кредиты, получить кредитные каникулы. Так ст. 14 Закона «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» была дополнена ч. 15, которая позволяет военнослужащим с начала и до окончания особого периода, а резервистам и военнообязанным – с момента призыва и до окончания особого периода не выплачивать штрафные санкции и пеню за невыполнение обязательств перед предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, в т. ч. банками и физлицами. Последние даже не имеют права начислять пеню и облагать военнослужащих штрафными санкциями.
Кроме того, данный законопроект внес изменения в Закон «О высшем образовании», что позволит студентам, проходящим военную службу в особый период (период частичной мобилизации), оформить академический отпуск. Закон гарантирует, что после окончания академического отпуска лица, прервавшие обучение, будут восстановлены без взимания платы за прерванный и оплаченный срок обучения.
Решил новый закон и еще одну проблему украинских солдат и офицеров, возникшую в процессе временной мобилизации. Ранее получивший повестку из военкомата молодой человек вынужден был увольняться с работы, что, естественно, негативно сказывалось на его социальном положении и материальном положении его семьи. Ныне внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины, запрещающие подобные увольнения. Так, согласно дополнениям в ст. 36 КЗоТ, призыв на военную службу согласно мобилизации на особый период более не является основанием для прекращения трудового договора. А ст. 119 КЗоТ отныне гарантирует, что за работником, который призван на военную службу согласно мобилизации на особый период, но не более года, сохраняется место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении или организации, в которой он работал. Данная норма распространяется на все предприятия независимо от их подчинения и форм собственности. Выплаты в пределах среднего заработка производятся за счет средств Государственного бюджета в порядке, определенном Кабинетом министров. Таким образом, семья военнослужащего, призванного защищать Родину, сможет получать денежную компенсацию в размере его месячного заработка.
Юрий Сиротюк, народный депутат Украины
– Сегодня мы, к сожалению, живем в условиях фактической войны. Наиболее мы страдаем от войны информационной. И то, что данный законопроект обсуждается однобоко – это результат именно информационной войны. Я делаю акцент на необходимости поддержать украинскую армию, тем более, что сегодня мы должны укрепить свои боевые резервы. Украинцы уже положили 150 млн грн на один из счетов, предназначенных для армии, и продолжают перечислять средства и передавать лекарства, необходимые вещи для военнослужащих. Данный закон имеет много положительного, он направлен, прежде всего, на защиту простого солдата, поэтому должен как можно быстрее быть реализован.
Например, такой положительный момент, как кредитные каникулы, которые регламентированы данным законом, поддержали некоторые банки Украины еще до принятия закона. Сегодня мы всячески должны защитить тех солдат, которые защищают нас. В парламенте рассматривается еще один проект, позволяющий раненым солдатам проходить лечение в депутатском корпусе больницы «Феофания».
- Информация о материале
Проанализировав способы мошенничества, изложенные в предыдущих частях (часть 1 и часть 2), несложно заметить, что в абсолютном большинстве случаев мошенники крадут деньги с карты «руками» самого картодержателя. Поддаться на уговоры мошенников, назвать все возможные секретные коды, самостоятельно перевести деньги через банкомат, а то и пополнить счет, чтобы мошенникам было, что воровать, жертву заставляют несколько факторов:
- доверие к лже-сотруднику банка, который и так уже якобы знает информацию о счете жертвы и якобы имеет доступ к пин-коду. На самом деле сотрудники банка не знают пин-коды карт, и тем более – одноразовые пароли, которые приходят в СМС;
мотивация обещанием выгоды: получение перевода, выгодная продажа товара и тому подобное;
- заранее оговоренная сумма – например, цена товара, - и та, которая указана в СМС-извещении от банка, обычно совпадает, что еще раз развеивает сомнения жертвы. А то, что договаривались о зачислении, а произошло списание, пострадавшие зачастую не замечают;
- отвлеченное внимание. Например, молодые мамы, у которых мошенники украли деньги с карт для выплат, часто ссылаются на то, что не прочитали текст СМС, поскольку «на руках плакал ребенок»;
- некомпетентность в банковских услугах. Мошенники часто объясняют, что «дополнительная идентификация» якобы нужна для подтверждения перевода с корпоративного счета, с депозита, с «коллективного счета», «чтобы деньги зачислились без проблем», что перевод не может быть зачислен на пустой счет и тому подобное. На самом деле эти объяснения не имеют отношения к реальности.
Как бы там ни было, ответственность за самостоятельную передачу своих сбережений в руки мошенникам лежит на жертве. Для банка объяснения вроде «спросонья не прочитал текст СМС» - не достаточный аргумент, чтобы компенсировать украденные мошенниками средства. Потому владельцам карт так важно помнить правила безопасности, защищающие их счета от посягательств злоумышленников.
Правила эти напрямую вытекают из описанных способов мошенничества:
- для получения перевода отправителю нужно знать только номер карты и ваше имя. Паспортные данные, ИНН, дата рождения и срок действия карты при этом не нужны. Если вы договариваетесь, например, о продаже товара – не называйте покупателю никаких лишних данных;
- если вам звонят якобы из банка и просят назвать личные данные – это повод насторожиться. Если вы сомневаетесь, действительно ли вам звонит настоящий сотрудник – спросите, когда и в какое отделение вы можете подойти, чтобы решить проблему лично, а не по телефону;
Банки никогда не проводят идентификацию владельца карты при исходящем звонке – только если вы сами звоните в банк. Кроме того, помните, что сотрудники ПриватБанка не звонят с личных мобильных номеров – только с номеров с кодом Днепропетровска (056).
- какое-бы СМС-сообщение вы не получили от банка (с номера 10060) – всегда читайте его содержание;
- никогда не называйте третьим лицам (в том числе сотрудникам банка, а также знакомым, друзьям, родственникам, продавцам в магазине) пин-код от вашей карты, а также секретные одноразовые коды;
«Никогда не сообщайте свой пин-кодпосторонним лицам, в том числеродственникам. Банковские сотрудники не имеют праваспрашивать у вас пин-код. Не записывайтепин-код на карточках», - рекомендует Татьяна Любимова, директор контакт-центр банка «Хрещатик».
- если сотрудник банка (представившееся им лицо) предлагает вам по телефону помочь в проведении каких-то действий с картой (например, активировать в банкомате) – настаивайте на проведении их в отделении банка.
- «Не прислушивайтесь к советам посторонних лиц при осуществлении операций в банкомате», - предупреждает Татьяна Любимова. Если нет возможности посетить отделение, и вы все же решили воспользоваться чьей-то помощью, то по крайней мере будьте внимательны и следите за тем, какие действия выбираете в меню банкомата;
- не размещайте в социальных сетях номер мобильного, привязанного к банковской карте, не указывайте дату рождения, адрес и другую личную информацию.
Зачастую жертвы мошенничества удивляются: откуда мошенники знают о них так много? На самом деле, по номеру карты легко узнать имя ее владельца, инициировав денежный перевод на карту в системе Приват24 или в терминале. Затем по имени потенциальной жертвы в соцсетях мошенники могут узнать ее мобильный номер и другие данные, с помощью которых они и будут в дальнейшем изображать «всезнающего» сотрудника банка.
- чтобы избежать дублирования вашей сим-карты, никогда не перезванивайте на неизвестные номера. Особенно если звонки поступают часто и с разных номеров. Если есть возможность – то лучше перейти на контрактную форму обслуживания, тогда дубликат карты сможете получить только вы. Как вариант – можно завести недорогой мобильный с отдельным номером, который будете использовать только для банковских услуг;
- если вы потеряли мобильный или сим-карта престала работать, сразу же заблокируйте привязанные к этому номеру телефона банковские карты;
- будьте в курсе услуг, которые предоставляются по вашей карте, возможных способов мошенничества, изучите правила безопасного пользования картой. Зачастую банки публикуют такую информацию на своих сайтах, предоставляют через рассылку, также можно следить за информацией на профильных сайтах. Многие жертвы мошенников, например, сетуют на то, что не знали, что деньги с карты можно снять и без ее наличия.
Если уберечься все же не удалось, и ваши деньги попали в руки мошенников, то эксперты рекомендуют подавать жалобу в банк, а в некоторых случаях – обращаться в милицию. В некоторых случаях деньги можно вернуть через специальный механизм, предусмотренный платежными системами. «Для украинских держателей карт MasterCard действует услуга Chargeback. Она работает тогда, когда клиент или банк-эмитент несет финансовые потери из-за ошибок или неправомерных действий (нарушений правил) эквайера или торговца. У MasterCard разработаны специальные коды, которые консолидируют ряд одинаковых нарушений – наиболее часто встречающихся ошибок», - рассказывает Наталья Кангина, менеджер по технологиям представительства MasterCard Europe в Украине.
В других случаях владелец карты может надеяться в основном на добрую волю банка. «Банк может возместить средства клиенту в тех случаях, которые прописаны в договоре, или на усмотрение руководства банка», - комментирует Татьяна Ковач, начальник управления платежных карт Еврогазбанка.
В любо случае, если вы подозреваете, что данные карты попали к мошенникам, или уже обнаружили пропажу средств, то в первую очередь нужно заблокировать карту. Если речь идет о мошенничестве, то помимо обращения в банк необходимо также написать заявление в милицию. «Первым делом при возникновении серьезного подозрения на осуществление мошеннических операций с вашей платежной картой необходимо связаться с банком и заблокировать карту. Затем стоит обратиться в МВД с соответствующим заявлением о мошеннических действиях по отношению к вам. После этого заявление о спорной транзакции также подается в банк — в соответствии с правилами международных платежных систем и внутренними процедурами банк проведет расследование и на основании выявленных фактов принимает решение о возврате средств. В зависимости от сложности ситуации и наличия необходимости оспаривать операцию в международной платежной системе, процесс может занять до 3-4 месяцев», - рассказывает Александр Конопат, начальник управления защиты платежных систем Форум Банка.
Стоит отметить, что многие из описанных способов мошенничества, как и меры предосторожности, остаются актуальными для держателей карт не только ПриватБанка, но и других учреждений.
- Информация о материале
(Продолжение, начало – здесь)
Продолжаем рассказ о том, какие хитрости и уловки применяют мошенники, чтобы завладеть средствами держателей карт крупнейшего украинского эмитента "пластика".
Способ второй: «нужно ввести код в банкомате»
Судя по отзывам жертв, вторая по популярности уловка мошенников заключается в том, что владельца карты просят ввести некий код в банкомате. Причины для этого мошенники называют те же, что и в предыдущем случае: перевод якобы не может быть зачислен на карту, а чтобы это произошло нужно «подтвердить» его получение в банкомате. При этом мошенники просят жертву сообщить, когда она будет возле банкомата, чтобы по телефону «помочь» с проведением операции.
Разумеется, подобной процедуры в украинской банковской практике не существует. Однако жертвы зачастую, не сомневаясь, поддаются на уговоры мошенников, идут к банкомату и совершают продиктованные по телефону операции.
Здесь могут применяться разные варианты. Иногда «код» представляет собой номер карты мошенника, и жертва собственноручно под диктовку отправляет ему перевод через банкомат.
В другом варианте развития событий жертву просят зайти в меню «Настройки - Установка финансового номера» и ввести номер телефона мошенников. Либо как некий «код», либо потому что собственный номер жертвы «не подтверждается». В результате таких действий номер мобильного мошенников оказывается привязанным к карте жертвы, и они уже самостоятельно могут получить СМС-код для снятия наличных или перевести деньги с помощью мобильного банкинга. «Чтоб получить заветные деньги, мошенники требуют подтвердить номер мобильного в банкомате. Затем якобы номер не проверяется, поэтому просят ввести тот, который они продиктуют. Таким образом подвязывают карточку к своему номеру и выполняют с ней все финансовые операции», - рассказывает пострадавший от такой схемы мошенничества участник форума.
Парадокс здесь состоит в том, что зачастую жертвы даже не замечают, что вводят не «код», а номер телефона или карты. Как и не задумываются над тем, какие пункты меню выбирают в банкомате, и не читают текст на экране, сообщающий, что производится отправка средств на чужую карту.
Кроме того, для изменения в банкомате «финансового номера» – номера мобильного, привязанного к карте – на него поступает СМС-код от банка, который нужно ввести в банкомате. Код в данном случае поступает мошенникам, которые сообщают его жертве как некий «новый пин-код».
Способ третий: «подтверждение» перевода СМС-кодом
Этот способ зачастую применяют как «запасной», когда два предыдущие не сработали, но иногда он используется мошенниками и как основной. Схема гораздо проще двух предыдущих: якобы для «подтверждения» получения перевода жертву просят переслать код на сервисный номер ПриватБанка – 10060. Выглядит довольно безобидно – ведь это действительно номер банка. Правда, сам код диктуют или присылают в СМС мошенники. Как правило, выглядит он следующим образом:
PAY100+1234+XXXXXXXXXX, или
SEND100UAH+1234+YYYYYYYYYYYYYYYY
Здесь 100 – это сумма (100 гривен, может быть другой), 1234 – последние четыре цифры номера карты жертвы, XXXXXXXXXX и YYYYYYYYYYYYYYYY – соответственно номера мобильного телефона или карты мошенников.
В первом случае жертва переводит деньги на мобильный счет мошенников, во втором случае – прямо на карту. «Я сразу не заметил, что это код пополнения чужого мобильного телефона, - того же, с которого мошенник мне звонил, так что «развели» меня на 125 гривен», - делится воспоминаниями участник форума – жертва такой схемы мошенничества. Очевидно, что способ лучше всего работает с теми владельцами карт, которые ранее никогда не пользовались услугой СМС-банкинга.
Способ четвертый: «пополните счет»
Этот способ используется не сам по себе, а в комбинации с любым из вышеназванных и позволяет мошенникам ограбить даже тех картодержателей, у кого нет денег на карточном счету – конечно же, не без их собственноручной помощи. Если на счету потенциальной жертвы нет или совсем мало средств, мошенники просят ее их туда внести, объясняя, что «перевод не может быть зачислен на пустой счет». В некоторых случаях мошенники сразу просят предоставить номер карты, остаток на которой превышает сумму перевода. Либо кредитной карты: якобы на обычную перевод не зачисляется, а на самом деле - чтобы «подчистить» кредитный лимит. Разумеется, никаких требований по размеру остатка на карте и его наличию для зачисления перевода у банков нет. Подобные ухищрения нацелены на то, чтобы на счету появилась немалая сумма, которую мошенники смогут украсть.
При этом многие жертвы, ничуть не усомнившись, отправляются в банк и пополняют карту. Причем не на 5-10 гривен, а сразу, например, на тысячу. Чем, конечно, радуют мошенников, но расстраиваются сами, когда обнаруживают, что деньги со счета были сразу же сняты. «Выполнив все их инструкции, я через полчаса обнаружила, что с моей карты списаны все деньги, которые я сама лично положила час назад», - вспоминает еще одна пострадавшая от мошенников участница форума.
Способ пятый: удар с тыла
Пожалуй, наиболее сложный и наименее очевидный для владельца карты, а оттого наиболее опасный способ украсть деньги со счета – это дубликат сим-карты. На первый взгляд, речь вовсе не идет о деньгах, но на самом деле таким образом мошенники могут получить полный контроль над счетами жертвы.
Схема выглядит так. На мобильный владельца карты, к ней привязанный, поступают звонки с неизвестных номеров и СМС с просьбой перезвонить от неизвестных людей. Звонки либо срываются, либо звонящие придумывают поводы, чтобы владелец карты им перезвонил. Например, в случае с продажей товаров через сайты объявлений, так могут звонить «покупатели» у которых, правда, будут постоянные перебои со связью. После этого на мобильный счет картодержателя приходит пополнение на минимальную сумму от неизвестного лица. И в ближайшее время карта блокируется.
С помощью информации о последних набранных номерах, времени последнего звонка с номера и последнем пополнении мошенники блокируют номер и заказывают у оператора дубликат сим-карты. Теоретически для изготовления дубликата нужно указать множество информации: например, дату первого звонка, или остаток на счету, а также предъявить паспорт. На практике же сотрудники оператора не всегда бывают настолько скрупулезны, а паспорт мошенники могут предъявить и поддельный (например, утерянный другим лицом).
С помощью сим-карты и зная номер карты ПриватБанка, мошенники могут с помощью СМС-команд перевести средства жертвы на свою карту. Могут и снять наличные в банкомате с помощью услуги «Экстренные деньги». Правда, для этого им нужно будет узнать другие данные картодержателя для идентификации по телефону.
Для пострадавшего ситуация осложняется еще и тем, что пропажу денег он зачастую обнаруживает через несколько дней после события. Ведь СМС-уведомления о списании он получать уже не может, а сразу о привязке мобильного номера карты к банковскому счету может и не вспомнить.
Очевидно, чтобы воспользоваться таким методом, мошенникам нужно узнать не только номер мобильного, но и как минимум последние четыре цифры номера карты потенциальной жертвы, а то и весь ее номер. Сделать это они могут одним из распространенных способов – например, представиться покупателем товара по объявлению или сотрудником банка.
Продолжение следует
- Информация о материале
Хотя потерям от мошенничества подвержены владельцы карт любого банка, ПриватБанк объективно занимает здесь особое место. Во-первых, потому что активные карты этого учреждения в обращении составляют более половины от всего «пластика» на рынке – 51,5% или 19 миллионов карт. Во-вторых, потому, что банк предлагает ряд оригинальных услуг, которые с одной стороны, дают владельцу карты ряд преимуществ (например, возможность снять деньги в банкомате без карты), а с другой – по неосторожности картодержателей становятся удобной «лазейкой» для мошенников.
На живца
Прежде чем применить свои уловки, мошенникам сначала нужно усыпить бдительность будущего пострадавшего. И зачастую им удается это сделать, предложив жертве совершить определенные действия для достижения на первый взгляд нужного результата. Чаще всего встречаются такие ситуации:
Самая распространенная «наживка» – звонок по объявлению. Мошенники звонят человеку, разместившему объявление о продаже чего-либо на одном из популярных сайтов и сперва представляются покупателем. Правда, немного странно: такой покупатель почти никогда не торгуется и не признает других способов оплаты, кроме перевода на карту ПриватБанка. Продавцов это зачастую настораживает, но ненадолго. Желание продать товар как можно скорее, да еще и по выгодной цене, перевешивает. Через некоторое время жертве перезванивает уже второй из мошенников и представляется сотрудником банка. Якобы с переводом возникли какие-то проблемы и нужно уточнить данные получателя. Цель всей аферы – узнать персональную информацию картодержателя, необходимую для перевода или снятия денег с его карты одним из нескольких способов (о которых речь пойдет дальше).
Второй способ «подкатить» к будущей жертве еще проще первого – владельцу карты сразу звонят якобы из банка, сообщая о «поступившем» на его имя переводе. Если человек не ждет никаких переводов, то конечно может засомневаться. Но если нет, то таким способом можно «зацепить» даже того картодержателя, который ничего не продает. Особенно часто на такую уловку попадаются владельцы социальных карт – пенсионеры, молодые мамы.
Еще одна распространенная уловка мошенников рассчитана на владельцев кредитных карт. Представившись сотрудником банка, мошенник предлагает по телефону увеличить кредитный лимит на карте. И якобы для этого – опять-таки выспрашивает личные данные картодержателя.
Следующий способ нередко совмещается с одним из уже названных, но может использоваться и самостоятельно. Липовый «сотрудник банка» сообщает владельцу карты, что ему нужно заменить пин-код, и для этого просит назвать данные карты.
Встречаются и более оригинальные способы. Например, в «прицел» мошенников могут попадать люди, которые ищут работу (в частности, удаленную) через соответствующие сайты. После звонка «менеджера» с потенциальной жертвой связывается «бухгалтер», который выспрашивает данные карты якобы для зачисления зарплаты, оформления топливной карты и тому подобное.
Когда владелец карты уже достаточно вовлечен в «историю», рассказанную мошенниками, они переходят к техническому исполнению похищения денег. И хотя фантазия мошенников в этом отношении кажется безграничной, есть «стандартные» способы, которые встречаются чаще всего.
Способ первый: «Скажите код из СМС»
ПриватБанк дает возможность снять наличные в банкомате без присутствия карты. Соответствующая услуга называется «Экстренные деньги». Чтобы ею воспользоваться, картодержатель должен позвонить в банк и пройти идентификацию – назвать номер и срок действия карты, паспортные данные. Чаще всего именно эту информацию мошенники стараются узнать на первом этапе под одним из вышеизложенных предлогов.
После этого нужно сообщить банковскому сотруднику сумму, которую вы хотите снять, и вести в банкомате восьмизначный код. Этот код поступает в виде СМС на номер мобильного телефона, прикрепленный к вашей карте. То есть мошенники как правило не могут получить код напрямую, поскольку он приходит владельцу карты.
Парадокс состоит в том, что чаще всего владелец карты сам сообщает код злоумышленникам. Несмотря на то, что в СМС содержится предупреждение о недопустимости его разглашения. «Сказал, сейчас придет СМС-ка, назовите код, не кладя трубку. Приходит СМС-ка, я естественно читаю только код, текст не читаю», - поясняет свои действия один из участников интернет-форума, потерявший таким образом круглую сумму.
Зачастую необходимость назвать код мошенники объясняют тем, что деньги якобы перечисляются «с корпоративного счета», «с депозита» или еще каким-либо «нестандартным» способом. На самом деле, ни в одном из этих случаев никакая идентификация получателя – в частности, через разглашение секретных кодов – не требуется.
Еще более удивительно выглядит тот факт, что многие жертвы называют мошенникам код несколько раз подряд. Дело в том, что за один раз с помощью услуги «Экстренные деньги» нельзя снять больше 2000 гривен. Но настойчивость мошенников и доверчивость пострадавших, называющих мошенникам один код за другим, из-за того, что предыдущий якобы не сработал, иногда приводят к потерям десятков тысяч гривен.
Продолжение следует
- Информация о материале
Страница 68 из 186
