«Купить по доверенности», «продать по доверенности» – это одно из тех заблуждений граждан, что приводят к неожиданным и отнюдь не приятным последствиям. Сегодня многие желающие приобрести или продать автомобиль в целях экономии временных и денежных ресурсов «продают-покупают» машину, оформив выдачу генеральной доверенности, как и положено, удостоверенной у нотариуса. Более того, поход к нотариусу усыпляет бдительность таких покупателей: дескать, раз уж доверенность подписал нотариус, то «законнее» сделки не бывает. Однако не все так просто, ведь, получая автомобиль вместе с генеральной доверенностью, новый владелец даже не задумывается о том, что в любой момент он рискует остаться без своего железного коня. И это в лучшем случае. В худшем ему придется еще и доказывать факт того, что автомобиль он не угонял, а купил, отдав свои честно заработанные деньги.

Доверенность не означает наличия права собственности

Итак, обо всем по порядку. Первое и основное, что нужно знать потенциальному покупателю, приобретающему автомобиль путем получения от продавца генеральной доверенности: после такой сделки «продавец» остается собственником автомобиля. А собственнику и карты в руки – в любой момент он может потребовать возврата авто, заложить его или подарить, в общем, совершить любую сделку. И «покупателю» останется только согласиться с волей собственника.

Почему? Потому что доверенность, выдаваемая на авто (речь идет только о генеральной доверенности), является лишь одним из видов представительства, разрешенного ГК Украины. А представительство, согласно ст. 237 ГК, – это отношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от имени другой стороны, которую она представляет. Применительно к ситуации с доверенностью на автомобиль, представителем будет являться так называемый покупатель, а представляемым, доверителем – продавец. В соответствии со ст. 244 ГК, представительство, основанное на договоре, может осуществляться по доверенности. Доверенностью признается письменный документ, выдаваемый одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Из этого следует, что выдача и получение доверенности ни в коей мере не связаны с переходом права собственности на автомобиль от его собственника к представителю. Последнему предоставляется лишь (кроме владения и пользования) возможность осуществлять сделки с автомобилем в интересах доверителя. Об этом говорится в ст. 239 ГК: «Сделка, совершенная представителем, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности лица, которое он представляет». Иными словами, если, скажем, вам придется продать автомобиль, на который у вас есть гендоверенность (разумеется, если такое право предоставлено ею), вырученная за него сумма причитается доверителю. К сожалению, это далеко не все неприятности, которые могут возникнуть в случае приобретения автомобиля по доверенности.

Собственник дал – собственник и забрал

Как следует из ст. 249 ГК, лицо, выдавшее доверенность (за исключением безотзывной), может в любое время отменить ее. Отказ от этого права является ничтожным. На практике это означает, что, если доверитель заверил вас, что никогда и ни при каких обстоятельствах не отзовет доверенность, такие обещания и клятвы являются ничтожными, то есть недействительными даже без оспаривания в суде. Поэтому, как только вы получите уведомление от доверителя об отмене доверенности, вы должны вернуть его авто. Кстати, в случае, если вам крупно «повезло» попасть на недобросовестного гражданина-доверителя, о деньгах, заплаченных за автомобиль, придется забыть, или же обратиться с иском об их возврате в суд.
Еще одной причиной потери «купленного» по доверенности автомобиля может стать истечение срока действия этой самой доверенности. Согласно ст. 248 ГК, именно это является первым основанием прекращения действия такого документа. Кстати, если в доверенности не указан срок ее действия, это не означает, что она выдана «пожизненно» – она будет действительна до прекращения ее действия (ст. 247 ГК). Конечно, если доверитель оказался человеком порядочным, отменять выданную доверенность он не станет. Но есть один нюанс. Согласно все той же ст. 248 ГК, действие доверенности прекращается со смертью доверителя. Значит, если таковая наступит, все права на автомобиль переходят к его наследникам, и «покупателю» придется расстаться со своим любимцем или попытаться получить новую доверенность, выданную уже наследниками.

Не все так просто и со страховкой

Решившись на «покупку по доверенности», следует четко понимать, что при наличии только общегражданской страховки в случае ДТП однозначно возникнут проблемы с получением страхового возмещения. Согласитесь, вряд ли страховая компания будет выплачивать страховку вам, если автомобиль принадлежит другому лицу. Конечно, можно попытаться решить проблему, попросив собственника оформить на вас доверенность на получение денежных средств либо убедив его лично подать страховщику заявление о наступлении страхового случая. Но здесь, опять-таки, все зависит от ваших взаимоотношений с доверителем.
Чтобы избежать подобных нюансов, при получении генеральной доверенности необходимо убедиться, что ее текстом предусмотрено ваше право на получение денежных средств от третьих лиц или страхового возмещения в случае ДТП. Наконец, можно лично оформить добровольную страховку, где страхователем будете являться только вы, представитель.

Купить автомобиль у самого себя нельзя

Некоторые предприимчивые граждане уверены в безопасности «покупки по доверенности»: мол, главное – получить машину и гендоверенность, а потом можно переоформить авто на себя. Такое видение ситуации обманчиво. Ведь, во-первых, «переоформить на себя» означает смену собственника, для чего доверителю необходимо заключить договор купли-продажи автомобиля. Во-вторых, распорядиться автомобилем, коль такое право предусмотрено доверенностью, можно, да вот только ст. 238 ГК запрещает представителю совершать сделки от имени лица, которое оно представляет, в своих интересах. То есть продать автомобиль самому себе, как видите, не получится.

Дела судебные

Конечно, каждому гражданину гарантировано право на судебную защиту его интересов, и проблемы с автомобилем, приобретенным по доверенности – не исключение. Тем не менее, решаясь на подобную «покупку», попробуйте себя обезопасить, получив от «продавца» хотя бы расписку, подтверждающую передачу ему определенной денежной суммы. Дело в том, что если вы попытаетесь оспорить заключенную сделку по представительству в судебном порядке, вам понадобятся доказательства факта заключения договора купли-продажи и передачи денег «продавцу».
Примечательно, что гражданское право в целом негативно относится к совершению сделок, заключаемых с целью замаскировать ту сделку, которую стороны действительно имели в виду. Как в нашем случае: фактически речь шла о купле-продаже автомобиля, но де-юре этот договор был «прикрыт» отношениями представительства. Такие сделки ГК называет притворными, предусматривая при этом: «Если будет установлено, что сделка была совершена сторонами для прикрытия иной сделки, которую они действительно совершили, отношения сторон регулируются правилами той сделки, которую стороны действительно совершили» (ст. 235 ГК), что, собственно, означает применение правил договора купли-продажи автомобиля. Именно для доказательства возмездности заключенного договора, выполнения обязанности покупателя о передаче денег за товар и самой цены товара нужна упомянутая расписка.
Как видно, скупой платит дважды: сэкономив время и деньги однажды, впоследствии можно столкнуться с массой проблем, решение которых не только влетит в копеечку, но и потребует затрат сил, нервов и времени.

Судебная практика

Авто «по доверенности» могут изъять принудительно, но не всегда
Еще одним поводом для беспокойства при приобретении авто по доверенности может стать риск ареста или конфискации этого автомобиля, скажем, за правонарушения или преступления, совершенные самим собственником. Примером оснований для принудительного (причем безвозмездного!) изъятия автомобиля у представителя может быть, допустим, неисполнение собственником какого-либо кредитного договора или залоговых обязательств, либо даже конфискация автомобиля как дополнительная санкция за совершенное им преступление. 
«Почему такая несправедливость?!» – спросите вы. Ответ очевиден: автомобиль, переданный представителю, остается в собственности представляемого, поэтому на него может быть обращено взыскание. К слову, не менее важным основанием для возврата автомобиля может стать брачный договор, по которому именно это авто переходит в собственность супруги, или раздел имущества при разводе и переход права собственности на это имущество ко второму супругу. Впрочем, практика подсказывает массу самых разных ситуаций. 
Чтобы попытаться отвоевать свое право владеть и распоряжаться приобретенным по доверенности автомобилем, в таких случаях придется обращаться в суд. Буквально в апреле этого года одним из межрайонных судов Закарпатской области слушалось дело №2-512/11. Иск был подан к отделу ГИС межрайонного управления юстиции об освобождении из-под ареста заложенного имущества – автомобиля марки FOCUS C307 TREND 2007 г. выпуска. Он был мотивирован тем, что 27 марта 2009 г. истцам была выдана доверенность на пользование и распоряжение названным ТС в порядке передоверия. В дальнейшем истцам стало известно, что на этот автомобиль наложен арест в связи с невыполнением собственником договора залога перед банком, который, кстати, был заключен весной 2008 г. Примечательно, что первоначально доверенность с правом передоверия была выдана собственником автомобиля 27 мая 2008 г., а 28 мая этого же года он заключил договор залога этого автомобиля, получив банковский кредит. И уже потом, весной 2009 г., его представитель, действуя в рамках передоверия, передоверил автомобиль истцам. 
Суд установил, что 24 сентября 2009 г. было вынесено постановление об аресте имущества должника по кредитному договору, согласно которому на спорный автомобиль был наложен арест и запрет отчуждения. Однако, как ни странно, суд посчитал, что доверенность, выданная 27 марта 2009 г. (в порядке передоверия), свидетельствует о факте отчуждения указанного автомобиля собственником в пользу истцов. В общем, суд посчитал, что в этих правоотношениях следует применить ст. 60 ЗУ «Об исполнительном производстве», которой предусмотрено, что лицо, считающее, что имущество, на которое наложен арест, принадлежит ему, а не должнику, может обратиться в суд с иском о признании права собственности на это имущество и снятии с него ареста. По мнению суда, именно этим правом воспользовались истцы, обратившись с иском. Поэтому иск был удовлетворен, а заложенный автомобиль – освобожден из-под ареста. Конечно, многое в этом решении вызывает справедливые вопросы, но, как говорится, факт остался фактом, и решение вынесено.

Вы получаете SMS странного содержания. Например, что ребенок нуждается в помощи — ему необходимо срочное переливание крови. Какова первая реакция? Конечно же, помочь. Тем более, оказалось, что и ваша группа крови подходит. В письме указан обычный мобильный или короткий номер. Вы бросаетесь звонить или слать SMS, и… попадаетесь на удочку мошенников. Указанный номер телефона является платным, после установления соединения автоответчик воспроизводит гудки, что заставляет многих людей перезванивать по несколько раз. А посланные SMS тарифицируются по более высоким, чем обычно, ценам.

Мобильное мошенничество давно перестало быть экзотикой, скорее наоборот, с подключением к сотовой связи практически каждого жителя оно стало приносить для его организаторов немалый доход. С ним уже сталкивался практически каждый абонент, и многие попадались на удочку.

Мама, вышли денег!

SMS-аларм — мошеннический заработок за счет пересылки жертвой платного SMS на короткие номера. Такие приложения распространяются не только при помощи SMS, но и через мессенджеры, веб-страницы, java-приложения и игры. Создатели SMS-алармов идут на различные хитрости, чтобы заставить пользователя нажать нужную клавишу в определенный момент, пока тот не успел среагировать на предупреждение на экране. Приложения для смартфонов (известны SMS-алармы для Symbian, Android) вообще могут отправлять SMS без каких-либо предупреждений, а также автоматически загружаться в фоновом режиме, в результате чего списание денег происходит без видимой для абонента причины.
Пользователя заставляют отправить платный SMS на короткий номер еще несколькими «честными» способами. Это может быть оплата заведомо несуществующей услуги, например, перехвата чужих SMS или java-приложений (под видом развлечения или шпионажа), «голосования на сайтах» (проголосуй на то или другое фото). Отдельным случаем можно рассматривать компьютерные лжеантивирусы-вымогатели (Trojan-Ransom). Такие лжеантивирусы блокируют загрузку операционной системы, отображая изображения, в которых указывается на высокую степень заражения ПК. Подобная программа закрывает большую часть окна браузера, мешая работе, и требует от пользователя отправить SMS на короткий номер для разблокирования.
Еще один вид мошенничества связан с посещением премиум-страниц. Так, у многих мобильных операторов доступ к отдельным wap-ресурсам с платным контентом оплачивается по особому тарифу, значительно более высокому, чем обычный. Пользователь на таких премиум-страницах может приобрести мелодию или игру без отправки SMS на короткий номер, оплатив непосредственно факт ее скачивания. В свою очередь мошенники выкладывают прямые ссылки на платный контент на бесплатных сайтах без специальных предупреждений, в результате чего пользователь бессознательно оплачивает просмотр внешне обычного сайта по более высокому тарифу. На такие «премиум-сайты» могут выводить и различные мошеннические приложения для мобильных телефонов.
Мошенники также заставляют подписываться и на платные услуги, когда пользователя обманным путем убеждают перейти по ссылке, служащей для подписки на платные услуги. Для реализации схемы мошенникам нужен номер мобильного телефона пользователя. Часто подобные ссылки рассылаются в SMS под видом ссылок на поздравительные открытки.
Вершиной цинизма можно назвать и указанный вначале способ выманивания денег под видом оказания срочной помощи. Такое сообщение запускалось как в социальных сетях, так и по мессенджерам (ICQ), с просьбой переслать всему списку контактов. Естественно, дозвониться на указанный в сообщении номер нельзя, но зато при этом исправно снимаются деньги.
И, наконец, способ, заключающийся просто в переводе денег со своего счета на определенный мобильный номер. Здесь также может быть масса ухищрений. Например, вы получаете письмо: «Мама, срочно переведи 50 грн. на номер **********». Текст сообщения подбирается таким образом, чтобы значительная часть получателей могла принять такое SMS за отправленное кем-либо из близких людей. Также мошенники могут тем или иным способом убедить вас (например, представившись сотрудником оператора сотовой связи) отправить USSD-запрос, предназначенный для перевода денег с вашего счета на их номер.

Сообщить — значит предупредить

Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения простых правил безопасности при использовании мобильной связи с целью недопущения случаев мошенничества.
Не доверяйте информации, которую получаете от незнакомых людей по мобильному телефону. Всегда проверяйте ее. Даже если незнакомец представляется сотрудником телеком-оператора, представителем правоохранительных органов, журналистом, вашим родственником или знакомым, не спешите предпринимать срочно каких-либо действий, особенно, если они касаются перевода средств на мобильный телефон или любым другим способом.
Не сообщайте коды пополнения счетов незнакомым лицам — это сугубо конфиденциальная информация.
Не передавайте третьим лицам логин и пароль доступа в систему самообслуживания мобильного оператора. Даже если вы не пользуетесь системой, не пересылайте SMS-сообщение с логином и паролем доступа в систему на запросы незнакомых людей. Помните, что таким образом вы передаете конфиденциальные сведения о вашем мобильном номере, его счете, списке контактов и т.д. злоумышленникам.
Проверяйте услуги, предоставляемые по коротким номерам у телеком-оператора. Это можно сделать как на сайте операторов, так и через их колл-центры.
Если вы сталкиваетесь с попыткой мобильного мошенничества или у вас появляются какие-то сомнения на этот счет, надо немедленно звонить в колл-центр своего оператора. Поверьте, он не меньше заинтересован в борьбе с мобильным мошенничеством. Если факт подтвердится, то нужно обращаться в милицию.
 Следует помнить, что лучшее противодействие мошенникам — игнорирование их просьб, требований и предложений. В то же время бездействие является молчаливым содействием преступным намерениям. Своевременное уведомление о намерениях мошенников поможет спасти других абонентов.

Молочные продукты в Украине, как и прежде, остаются в группе риска. Эксперты, ссылаясь на результаты последних проверок, утверждают: качество молочных продуктов не улучшилось. Также 2010 год не принес потребителю ощутимого облегчения по защите прав: выиграть простому украинцу судебную тяжбу из-за некачественного проукта по-прежнему практически невозможно.

Результаты исследования

Государственный контроль за качеством продукции на сегодняшний день в Украине не действует, так как государство за последние 5 лет ни разу не выделило средства для закупки продуктов и их испытаний. 2010 год не стал исключением. Таким образом, ситуация с качеством пищевой промышленности, реализуемой в розничной торговле, остается удручающей, утверждают в ГП "Укрметртестстандарт".
Предприятие, входящее в систему Госпотребстандарта, за собственные средства закупило ряд молочных продуктов, исследовав их качество и безопасность. Подобные тесты проводились и ранее. В 2009 году в торговых сетях, за средства одного из народных депутатов Украины были закуплены и проверены 23 образца сливочного масла. Результаты показали: в 12 образцах содержание растительных жиров, которое не допускается в сливочном масле, составляло от 10% до 70%. В июне 2010 года среди 26 закупленных за средства ГП образцов молочных продуктов 7 оказались фальсификатом. В частности, имело место: замена молочного жира растительным, наличие консервантов и красителей.
На этот раз, в феврале 2011 года, предприятие закупило 17 образцов сливочного масла разных торговых марок в торговых сетях и рынках города Киева. Результаты показали: в 7 образцах молочные жиры были заменены растительными (на 20% и даже на 100%), в 3 - обнаружены бактерии группы кишечной палочки (колиформы), в 12 - занижена массовая доля жира (в масле должна быть не менее 72,5%), в 5-ти - превышено содержание дрожжей, в 3 - количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов.
Проверка сгущенного молока в текущем году не показала улучшение ситуации по сравнению с прошлыми годами - продукт остался некачественным и небезопасным. Из пятити проверенных торговых марок в трех доля растительного жира составляла 100%. Также трии образца содержали запрещенные консерванты (сорбиновую и бензойную кислоты).
"Добавляя 100% пальмового масла, которое имеет желтоватый оттенок, чтобы получить привлекательный белый цвет, добавляют двуокись титана, основное применение которой - в производстве титановых красок, – рассказал Владимир Семенович, начальник Научно-исследовательского центра испытаний продукции ГП "Укрметртестстандарт". - Если бы это было в ЕС, то таких горе-производителей уже давно бы закрыли, и производили бы они не сгущенное молоко, а титановые белила, так как у них есть существенный опыт в этом процессе".
"Ситуация со сгущенкой как была печальная, так и осталась", - подтверждает президент Центра испытаний "Тест" Валентин Безрукий. В 2010 году Центр закупил в торговых сетях 15 образцов сгущенки и лишь два образца не содержали растительных жиров, все остальные оказались фальсификатом.
Из четырех образцов проверенной ГП "Укрметртестстандарт" сметаны два оказались фальсификатом (содержание растительного жира, заниженная доля жира). При этом были обнаружены бактерии группы кишечной палочки, а в одной из них - превышение допустимого показателя плесени.
Президент Центра испытаний "Тест" отмечает, что за 2010 год ситуация с качеством молочных продуктов не изменилась в лучшую сторону по сравнению с 2009 годом. Однако последние испытания сметаны, которые Центр испытаний "Тест" закончил на днях, не выявили ни в одном из семи выбранных в торговых сетях образцов сметаны растительные жиры и бактерии группы кишечной палочки.

В.Безрукий затруднился ответить, с чем это может быть связано. "Не думаю, что можно утверждать, что вообще нет фальсификации, ведь часть ингредиентов невозможно идентифицировать по наполнителям, потому что отсутствуют методики (обнаружения, - ред.). Это - не показатель безопасности, а показатель качества, а качество государству не интересно, и поэтому эта методика не развивается", - пояснил президент Центра экспертиз "Тест".
Что касается результатов исследования "Укрметртестстандартом" твердых сыров, то во всех образцах были выявлены нарушения: в пяти - занижение массовой части жира, в одном - наличие 50% растительных жиров, в двух - наличие бактерий группы кишечной палочки.
В.Семенович, начальник Научно-исследовательского центра испытаний продукции ГП "Укрметртестстандарт", напомнил, что сегодня на рынке есть два продукта: сыр, который должен содержать 100% молочного жира, и сырный продукт, в котором допускается содержание молочного жира в разных соотношениях.
В ГП "Укрметртестстандарт" рассказали, что некоторые недобросовестные торговые сети продают сырный продукт, выдавая его за сыр и устанавливая акционную низкую цену. "Один из телеканалов купил такой "сыр", на этикетке которого было написано: "Сыр. прод. Российский", и привез нам на исследование", - рассказал В.Семенович. По его словам, результаты исследования подтвердили, что товар является сырным продуктом, а не сыром.
"Поверьте мне, что 99% потребителей, прочитав название, не поняли, что они купили (сырный продукт, - ред.). Потому что имя собственное - "Российский" у них ассоциируется с твердым сыром", - уверил В.Семенович.
"Я так подозреваю, что достаточно много людей, особенно пожилого возраста, смутно себе представляют, чем отличается сыр от сырного продукта. Я думаю, что они не понимают этого в принципе", - придерживается такого же мнения В.Безрукий.
Кроме того, В.Семенович проинформировал, что попытки экспертов ГП купить твердый сыр на пяти продовольственных рынках Киева не увенчались успехом. Увидев на ценнике надпись "Сыр Российский", эксперты попросили у продавцов показать головку сыра и сопроводительные документы на данный товар. Оказалось, что во всех случаях реализовывался сырный продукт под видом сыра.
Между тем, все три проверенные торговые марки молока пастеризованного по результатам испытаний не содержали не молочные жиры.

Ухищрения производителей

Согласно украинскому законодательству, цены на ряд молочных продуктов, в частности, на коровье молоко (2,5% жирности), сыр (9%), сметану (20%), сливочное масло (75,2%), подлежат государственному регулированию. То есть при изменении цены более чем на 1% за месяц, производители обязаны задекларировать изменение цен – предоставить государственным органам документы, что повышение цен было обоснованным.
Таким образом, говорит В.Семенович, недобросовестные производители для того, чтобы беспрепятственно повышать цену на свой товар, указывают на упаковке, например, молоко не 2,5% жира, а - 2,6%, масло сливочное – не 72,5%, а - 73% и тд.
"Однако реально, согласно проверкам, задекларированной доли жира (в указанных продуктах, - ред.) нет. Это - обман потребителей", - утверждает В.Семенович.
Кроме того, некоторые производители спредов наносят на упаковку товара название среднего рода, например, "Белорусское", "Бузское", "Домашнее" и тд. и сбоку или снизу маленькими буквами - "спред", тем самым вводя потребителя в заблуждение, так как название среднего рода ассоциируется у покупателя с маслом, но не со спредом, который мужского рода, говорит эксперт ГП "Укрметртестстандарт".

Что делать, если товар некачественный

Защитой прав потребителей в каждой области, а также в городах Киеве и Севастополе занимаются управления по защите прав потребителей Украины.
В.Семенович рассказал, что в случае покупки некачественного товара, потребитель сможет обратиться в такое управление, которое направит его в лабораторию, где потребитель должен будет сделать исследование за собственные средства. Управление поможет составить исковое заявление, с которым потребитель может обратиться в суд. Также он должен иметь при себе чек на соответствующий товар, а также еще один экземпляр товара в нераспечатанной упаковке.
По статистике 2010 года, сообщил генеральный директор ГП "Укрметртестстандарт" Михаил Мухаровский, около 90% жалоб заявителей, которые поступили в государственное Управление по защите прав потребителей Украины, были удовлетворены.
Вместе с тем Максим Папуша, председатель правления Союза потребителей Украины, рассказал, что за 2010 год потребителям защищать свои права в суде не стало проще: "Суды как были, так и остались. Через суд потребителю сегодня мало что можно добиться. Это практически нереально. Суды затягиваются, а процессуальная система построена таким образом, что выматывает нервы и силы обычного потребителя. И если не упираться и не делать это частью своей жизни, чтоб добиться положительного решения суда, причем во всех инстанциях, то ничего из этого у среднего потребителя не получится".
Однако М.Папуша отметил, что со стороны государства все же усилился контроль над качеством выпускаемой продукции. "Производителей ставят в рамки, чтобы они производили более или менее качественный товар, но сильных изменений я пока не наблюдаю. Есть детальные изменения, но в комплексе я пока не вижу", - говорит председатель правления Союза потребителей Украины.
Так, при нарушение прав М.Папуша советует обращаться именно в соответствующие общественные организации, которые имеют больше возможностей в отличие от, например, государственного Управления по защите прав потребителей Украины.

Понятно, что береженого Бог бережет. Однако горожане все равно предпочитают не отпускать детей далеко от себя на улицах и засветло возвращаться домой. А ниже Вы узнаете, как же стать этим самым «береженым».

Чаще оглядывайтесь!

Лучше всего, советуют профессионалы, по возможности нападения избежать. Для этого есть несколько простых правил.
— Нужно быть внимательными, — утверждает бывший сотрудник милиции Игорь Подлесный. — Я часто сталкивался с тем, что люди совершенно не обращают внимания на происходящее вокруг. Вот, например, история из моей практики: на девушку, шедшую по кладбищу, напал грабитель. Как потом выяснилось, он следовал за ней полквартала от остановки и почти по всему кладбищу. Причем шел, не скрываясь, буквально в трех метрах позади. Девушка ни разу не обернулась.
По его словам, зачастую внимательность — очень действенная мера. Преступники обычно стараются скрыть свои лица и, если жертва обернулась и увидела их, нередко отказываются от нападения — ведь их могут опознать. Поэтому, идя по опасному проулку, внимательно смотрите по сторонам и почаще оглядывайтесь. Увидев шумную компанию, перейдите на другую сторону улицы, а заметив, что кто-то следует за вами, остановитесь и пропустите преследователя вперед. Если он действительно хотел напасть, ему станет сложнее это сделать — по крайней мере, подкрасться незаметно он уже не сумеет, а у вас будет время подготовиться к нападению.
Кроме того, не стоит рисковать, бродя ночью в одиночку. Если позднего возвращения не избежать, позвоните домашним и попросите встретить вас.
Заметив, что за вами идут, можно взять злоумышленника «на понт»: громко сказать в телефон, что вы уже подходите домой, назвать свое точное место нахождения, попросить выйти навстречу. Даже если на самом деле никто не выйдет, преступник, скорее всего, не станет связываться с вами, не зная, чего ожидать.
А еще можно примкнуть к случайным прохожим и пройти темный участок дороги вместе с ними.

Лучшая драка та, которой не было

Не показывайте свой страх. Понимание того, что их боятся, действует на хулиганов, как красная тряпка на быка: они становятся значительно агрессивнее.
Не угрожайте. Прямые угрозы зачастую только злят злоумышленников.
Ничего личного. Разговаривая с потенциальным грабителем, ни в коем случае не задевайте его лично.
— Если перед вами толпа юнцов, каждый из которых из кожи вон лезет, чтобы покрасоваться перед друзьями и показать свою «крутизну», — объясняет психолог Сергей Ключников, — то ваши слова могут спровоцировать хулиганов на агрессивный поступок. 
В разговоре с приставшими к вам людьми нельзя отворачиваться или сильно жестикулировать. Первое может быть истолковано как пренебрежение, а второе — как слишком агрессивное поведение. И то и другое провоцирует хулиганов на активные действия. Если есть возможность, постарайтесь присесть вместе с хулиганами. Это часто уменьшает напряжение.
Не позволяйте себя ударить. Психологи утверждают, что это — очень важный момент при самообороне. Ситуацию можно еще хоть как-то контролировать, пока не были нанесены удары. Причем здесь, говорят специалисты, все способы хороши, вплоть до хватания атакующего за руки. Если физическая атака началась, тем более если пролилась кровь, хулиганы срываются с тормозов. 
Не стыдитесь убежать. Этот совет не столько для женщин, сколько для мужчин. Убежать от более сильной гоп-компании вовсе не стыдно. Нет смысла бросаться в заведомо проигрышную драку только для того, чтобы доказать, что ты не трус.

Шокер или шило?

Спецсредства. Наиболее широко распространены газовые и пневматические пистолеты, газовые баллончики, электро- и шумовые шокеры. Главное — уметь ими пользоваться. Например, распыляя баллончик, не забудьте сами закрыть глаза, а то «свернетесь» рядом с нападающим. И учтите, что любое средство самообороны нужно вытащить из кармана, когда еще только идете к темной улице — потом на это может не хватить времени.

Каблук-шпилька. Отличное оружие, если им грамотно воспользоваться. Если даму пытаются схватить сзади, она может наступить что есть силы каблуком на ботинок преступника. Современная мужская обувь совершенно не защищает стопу, и нападающему гарантирована просто адская боль. Но у шпилек есть и недостаток — на них крайне неудобно бегать. 
Шило. Хорошим средством самозащиты может стать обычное шило. На худой конец — крепкая металлическая авторучка. Ею тоже можно как следует ткнуть хулигана.
Крик. Если преступник вас схватил, рекомендуется заорать. Причем как можно громче. Шум привлечет людей либо хотя бы в первый момент напугает злодея, и вы получите возможность вырваться и убежать.

Хитрости жертв

Подойти к вопросам самозащиты можно и творчески.
Рвота. Жертва-женщина может сымитировать рвотные позывы. Опешив, преступник либо отпустит ее, либо поинтересуется: «Ты что, пьяная?» Ответьте: «Нет, у меня токсикоз». Может подействовать — на генном уровне мужчинам хочется защищать беременных женщин. Кроме того, дружелюбного собеседника всегда труднее физически обидеть.
Восторг. Широко известна история, когда девушка отпугнула насильника восторженными криками: «Ура!» А в другом случае двое парней «зажали» жертву в парадной. Не растерявшись, женщина поинтересовалась: «Мальчики, вы такие симпатичные, вы мне свои телефоны не дадите?» Парни полезли в карманы за сотовыми, а женщина кинулась прочь.
Схожим образом несколько лет назад «развела» потенциального насильника молодая москвичка. Когда преступник приставил ей к горлу нож, она начала говорить ему комплименты, пригласила к себе домой и уговорила зайти в магазин за коньяком. В магазине отлучилась — якобы купить фруктов к столу — и обратилась за помощью к сотруднику службы безопасности.
Болезнь. Отпугнуть преступника можно, сообщив ему, что вы тяжело больны каким-нибудь заболеванием пострашнее (типа СПИДа). Можно радостно залаять, закукарекать или вцепиться преступнику в горло с воплем: «Крови хочу!» Злодей сочтет вас сумасшедшей и, скорее всего, ретируется. 
Деньги. Если вы успеете «выронить» купюры, преступник, скорее всего, наклонится, чтобы их подобрать. Это даст необходимые мгновения для бегства. Или для удара ногой по лицу агрессора.

Куда лучше бить

В пах. Но без подготовки врезать преступнику в причинное место непросто.
В колено или в голень — только сильно и резко.
В область кадыка. При этом лучше наносить удар костяшками пальцев или ребром ладони. 
По лицу растопыренной пятерней (как ни странно, это неплохой способ заставить преступника вас отпустить), головой или зонтом — по словам Игоря Подлесного, это отличный «ударный» инструмент. 
 По глазам. Надавить пальцами на веки.

Каждому, кто планирует обращаться в Европейский суд, необходимо знать, что процедура обращения представляет собой систему четко определенных правил, от строгого соблюдения которых зависит, будет ли рассмотрена ваша жалоба.

Рассмотрим эти критерии подробно:

Против кого подается жалоба

Жалоба подается всегда против Высокой Договаривающейся Стороны, то есть против государства — участника Конвенции, которое виновно в нарушении или необеспечении защиты прав и свобод человека. Если ваши права нарушены российскими государственными органами — Российская Федерация и будет той высокой договаривающейся стороной, на действия которой вы подаете жалобу. Европейский суд не будет рассматривать жалобу, поданную на действия частных лиц или неправительственных организаций.

Кто может пожаловаться

// '); document.write('
'); AdFox_getCodeScript(1,pr1,'http://ads.adfox.ru/162070/prepareCode?pp=g&ps=lyw&p2=ejvy&pct=a&pr=' + pr +'&pt=b&pd=' + addate.getDate() + '&pw=' + addate.getDay() + '&pv=' + addate.getHours() + '&prr=' + afReferrer + '&puid1=&dl='+dl+'&pr1='+pr1); // ]]>

Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней.

Для заявителей практически не установлено ограничений. Это могут быть и взрослые, и дети, и физические лица, и организации (но не должностные лица и не официальные органы государства). Кроме того, Европейский суд признал в ряде своих дел, что лица недееспособные также имеют право на подачу жалобы. Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Заявитель должен являться жертвой нарушения права со стороны официальных властных органов. Понятие жертвы является ключевым в практике Европейского суда при решении вопроса, имело ли место нарушение прав и является ли жалоба приемлемой для рассмотрения Судом.

Основное правило — личные права обращающегося лица должны быть нарушены. Суд не принимает к рассмотрению так называемых абстрактных жалоб, то есть жалоб, в которых излагается несоответствие национальной практики или законодательства положениям Конвенции, но не указано, при каких конкретных обстоятельствах и какие именно персональные права заявителя были нарушены. Например, гражданин Норвегии обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на то, что норвежское законодательство об абортах противоречит статьям 2 и 8 Европейской конвенции. Однако лично он никаких нарушений своих прав при применении этого законодательства не претерпел, в связи с чем его обращение было признано неприемлемым.

Чаще всего при рассмотрении жалоб Суду приходится иметь дело с так называемыми прямыми (непосредственными) жертвами: обращающееся лицо само стало жертвой нарушения его права. Например, заключенный, которого пытали, жалуется в Европейский суд на нарушение со стороны государства статьи 3 Конвенции; истец в гражданском процессе, чей иск не рассматривается в национальном суде уже в течение 7 лет, обращается в Европейский суд с жалобой на нарушение статьи 6 Конвенции; журналист, которого преследуют за критику в средствах массовой информации действий властей, обращается в Европейский суд с требованием признать нарушение статьи 10 Конвенции, и т. д.

Но в практике Европейского суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Европейской конвенции, и его права, закрепленные в Конвенции, будут нарушены. В данном случае очень важно указать, почему к заявителю применимы положения законодательства, при каких обстоятельствах существует реальный риск такого применения. Именно убедительным описанием этих конкретных обстоятельств жалоба потенциальной жертвы будет отличаться от жалобы абстрактной. В качестве примера можно привести дела Норриса, Даджеона, в которых заявители жаловались на то, что они реально могут стать жертвами применения к ним законодательства об уголовной ответственности за гомосексуальные связи. Они утверждали, что являются гомосексуалистами, а это законодательство как раз направлено на уголовное преследование лиц, вступающих в гомосексуальные связи. Суд установил, что «в обстоятельствах, относящихся к личности заявителя, само существование такого закона является прямым и продолжающимся нарушением его права на частную жизнь», и признал нарушение статьи 8 Конвенции.

В практике Европейского суда признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого. Поэтому в определенных обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении своих прав, хотя само оно непосредственно не претерпевало ущерба. Но у этого лица с непосредственной жертвой должна быть очень близкая связь (родственная или иная). Наиболее распространенный пример — обращение родственников лица, погибшего по вине государственных органов.

Для признания жалобы приемлемой необходимо, чтобы на момент рассмотрения дела в Европейском суде лицо все еще было жертвой, то есть испытывало последствия нарушения его прав и не получило полного возмещения понесенных убытков и перенесенных страданий.

Критерий времени

События, послужившие основанием для обращения в Европейский суд, должны произойти после ратификации государством, на действия которого вы жалуетесь, Европейский конвенции о защите прав человека и основных свобод. В случае России это 5 мая 1998 года. Исключений из него не существует. Многие российские жалобы были признаны недопустимыми именно по этому критерию. Пример — жалобы российских граждан на действия российских госорганов в период политических репрессий.

Критерий места

По общему правилу государство несет ответственность за нарушения прав человека, совершенные на его территории официальными государственными органами и их представителями (милицией, прокуратурой, администрацией города, военными подразделениями и т. д.). Гораздо более сложным является вопрос ответственности государства за действия его органов за пределами его территории.

Практика Европейского суда признала, что действия не на территории государства не исключают его ответственности за нарушения. В одном из дел Европейский суд по правам человека признал ответственность Швейцарии за действия швейцарских властей на территории Лихтенштейна.

На что можно жаловаться?

Зачастую в Европейский суд обращаются с жалобами, которые просто не входят в его компетенцию. Прежде всего следует знать, что Европейский суд — это не орган по пересмотру решений национальных судов, не кассационная инстанция. Это самостоятельный судебный орган, обращаться в него можно только с жалобой на нарушение тех прав, которые содержатся в Конвенции и протоколах:

— право на жизнь (ст. 2 Конвенции),

— право не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (ст. 3 Конвенции);

— запрет рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);

— право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции);

— право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции (ст. 8 Конвенции);

— право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции);

— право на свободу выражения мнения (ст. 10 Конвенции), свободу собраний и объединений (ст. 11 Конвенции);

— право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);

— право не подвергаться дискриминации при пользовании правами и свободами, закрепленными в Конвенции (ст. 14 Конвенции);

— право на беспрепятственное пользование своей собственностью (ст.1 Протокола 1);

— право на образование (ст. 2 Протокола 1);

— право на свободные выборы (ст. 3 Протокола 1);

— право не подвергаться лишению свободы за долги (ст. 1 Протокола 4);

— право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола 4);

— право не подвергаться высылке с территории государства, гражданином которого лицо является (ст. 3 Протокола 4);

— право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст. 2 Протокола 7);

— право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола 7);

— право не быть судимым и наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола 7);

— равноправие супругов (ст. 5 Протокола 7).

Из перечня прав видно, что подавать жалобу на действия администрации района, не предоставляющей вам квартиру, или на работодателя, не выплачивающего вам зарплату, неграмотно и бесполезно.

Когда можно жаловаться?

В соответствии со статьей 35 Европейской конвенции Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права.

Для России это будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признается эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом. В решении на предмет приемлемости одного из первых российских дел — Тумилович против России — была высказана позиция Европейского суда по данному вопросу и было признано, что для исчерпания средств внутренней правовой защиты достаточно решения первой инстанции и определения кассационной инстанции.

Многие заблуждаются, считая, что исчерпание средств внутренней правовой защиты заканчивается только после обращения в Верховный суд РФ. На самом деле прохождение Верховного суда обязательно только тогда, когда дело рассматривается в его первой и/или кассационной инстанции, а это определенная категория дел, существует их исчерпывающий перечень. Для дел, не отнесенных к подсудности Верховного суда, он остается надзорной инстанцией, обращение в которую необязательно для исчерпания средств внутренней правовой защиты.

Доказательства исчерпания вами средств внутренней правовой защиты следует прилагать к жалобе.

Нередко поводом к обращению в Европейский суд является сразу несколько нарушений. В этом случае необходимо очень точно проверить, прошли ли вы по каждому из нарушений судебные средства внутренней правовой защиты. Пример: гражданин был незаконно помещен под стражу. Он обжаловал действия властей в российском суде, получил отказ, кассационная инстанция оставила решение в силе. Таким образом средства внутренней правовой защиты были исчерпаны. Однако, подавая жалобу в Европейский суд по правам человека о нарушении статьи 5 (1) и статьи 5 (4) (каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию), гражданин не попытался решить проблему возмещения в национальном суде.

Срок исковой давности

Суд принимает жалобу к рассмотрению, если с момента вынесения окончательного решения по делу национальными органами прошло не более 6 месяцев. Это очень строгое требование, срок не может быть продлен ни по каким обстоятельствам. Если вы считаете нужным обратиться с жалобой в порядке надзора, не забывайте о шестимесячном сроке: обращение с жалобой в порядке надзора не будет считаться уважительным основанием пропуска срока.

Дополнительные критерии приемлемости жалобы

Статья 35 Европейской конвенции устанавливает, что Суд не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу, если она:

а) является анонимной.

b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства (например, вами уже подана по этому же факту жалоба в Комитет по правам человека ООН), или не содержит новых относящихся к делу фактов. Таким образом, повторное обращение в Суд с той же жалобой по тем же фактам недопустимо.

Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы. Явно необоснованная жалоба — жалоба, из которой явно не следуют нарушения положений Конвенции либо нарушения незначительны; злоупотреблением правом на подачу жалобы может считаться также направление жалобы, не содержащей сведений о нарушении прав либо содержащей ложные сведения, либо неоднократное непредставление Суду или Секретариату Суда сведений, которые они требуют представить.

Как правильно подать жалобу

Вы можете обратиться в Европейский суд по правам человека с письмом, в котором следует кратко изложить суть жалобы, указать, какие ваши права нарушены, в чем именно это выразилось, какие средства внутренней правовой защиты вы использовали, приложить копии соответствующих документов. Надо указать цель вашего обращения: вы стремитесь прекратить нарушение ваших прав, изменить общую практику государства, изменить законодательство. Не следует забывать о требованиях справедливой компенсации: в сумму, которая, по вашему мнению, должна быть вам присуждена по решению суда, включаются судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, другой понесенный вами в результате нарушения прав материальный ущерб, компенсация морального вреда.

Адрес, по которому следует направлять ваше обращение:

European Court on Human Rights. Council of Europe

F - 67075 Strasbourg Cedex France

Официальными языками Европейского суда являются французский и английский, но вы можете направить ваше обращение на русском языке. Секретариат суда направит вам подтверждение получения письма и сообщит номер временного досье, который следует указывать во всей дальнейшей переписке. Возможно, Секретариат запросит дополнительную информацию. Если у Секретариата возникнет мнение, что имеется очевидное препятствие для того, чтобы ваша жалоба была принята к рассмотрению, Секретариат уведомит вас об этом. Но мнение Секретариата — это еще не мнение Суда. Возможно, обращая внимание на замечания, сделанные Секретариатом, вам удастся устранить недостатки и пробелы в вашей жалобе.

Если ваша переписка с Секретариатом покажет, что ваше обращение может быть зарегистрировано как жалоба, Секретариат направит вам формуляр жалобы с пояснительной запиской по его заполнению. Суд рассматривает только те жалобы, которые заполнены в требуемой форме и содержат все указанные в формуляре сведения. При направлении обращения в Европейский суд вы не несете никаких издержек, кроме оплаты почтовых отправлений.

Иногда возникает вопрос, каким образом лучше действовать: сразу направить заполненный формуляр либо сначала представить первоначальное обращение. Все зависит от ситуации.

Если у вас достаточно времени для подготовки аргументов по жалобе, обоснования своей позиции, события, описанные вами, не представляют собой сложной совокупности фактов и вы не рискуете пропустить шестимесячный срок — вы можете сразу заполнять формуляр. Но надо понимать, что Суд рассматривает вашу жалобу на основании представленного формуляра. И дополнительную аргументацию представить суду будет достаточно сложно.

Предварительное обращение надо направить, если есть риск пропустить шестимесячный срок. Датой представления жалобы будет считаться дата направления вами первоначального обращения — хотя может пройти около 2 месяцев, пока Секретариат направит вам подтверждение о получении обращения.

Как правило, Секретариат в своем письме указывает следующее: «Ваше дело будет рассмотрено Судом, как только представится возможным. Судебное разбирательство осуществляется главным образом в письменном виде, и ваше личное присутствие предусматривается только в том случае, если вы будете приглашены Судом».

Как рассматривается дело?

Если Секретариат решит, что все необходимые по делу документы получены, он может направить государству, против которого направлена жалоба, информацию об этой жалобе и предложить представить свои предварительные возражения и ответить на вопросы Суда. Копии ответа правительства Суд передает заявителю: у него есть возможность представить свои возражения.

Если жалоба признана приемлемой, Суд начинает ее рассмотрение по существу. Дружественное урегулирование — одна из форм разрешения дела в Европейском суде. Суд в данном случае выполняет функцию посредника между сторонами. Именно дружественным урегулированием закончилось дело «Тайков против России». Недостаток дружественного урегулирования в том, что дело прекращается без вынесения решения против государства, а решение могло бы оказать влияние на законодательную и правоприменительную практику. Это как раз было актуально в деле Тайкова против России, где заявитель жаловался на нарушение его права на своевременную выплату ему пенсии. Решение Европейского суда о недопустимости подобных нарушений со стороны государства могло бы сыграть важную роль в законодательной и правоприменительной практике России.

Если дружественное урегулирование не достигнуто, Суд рассматривает дело. При этом слушание в традиционном смысле слова — с вызовом свидетелей и экспертов, заслушиванием сторон — имеет место, только когда Суд считает это необходимым и на этом настаивают стороны. В основном же процедура носит письменный характер. Рассмотрение дела заканчивается вынесением решения. Если признан факт нарушения прав, суд решает вопрос о присуждении заявителю справедливой компенсации, а также о мерах, которые государство должно принять, чтобы не допускать в будущем подобных нарушений. В соответствии со статьей 46 Европейской конвенции Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

Сроки рассмотрения

Рассмотрение жалобы и все подготовительные процедуры — непростой процесс. Основная его часть происходит письменно, и с момента направления обращения до вынесения решения по делу может пройти 4-5 лет, хотя эксперты Европейского суда по правам человека утверждают, что со вступлением в силу Протокола 11 сроки сократятся. Направляя жалобу в Европейский суд по правам человека, подумайте, готовы ли вы к такому длительному процессу. На любом этапе жалобщик может известить Суд о том, что не намерен продолжать разбирательство. Но суд может принять решение о продолжении разбирательства, если в жалобе затронуто важные вопросы в сфере прав человека: «Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных настоящей Конвенцией и протоколами к ней» (ст. 37 Конвенции).

Сегодня, пожалуй, не осталось ни одного гражданина, который не знал бы о своих правах потребителя, предоставленных ЗУ «О защите прав потребителей». Несомненно, каждому потребителю известны обязанности продавца и порядок собственных действий при желании обменять купленный товар в течение заветных 14 дней. Однако нередко покупатель сталкивается с проблемами иного плана.

Речь идет о вреде, причиненном здоровью покупателя не товаром или услугой, а, скажем так, объективной ситуацией. Согласитесь, вряд ли Закон о защите прав потребителей даст ответ, что делать покупателю, который поскользнулся на грязном полу торгового зала и повредил ногу, или, к примеру, упал на обледеневших ступеньках магазина с последствиями в виде больничного листа. Вправе ли в таком случае гражданин требовать сатисфакции от магазина?
На этот вопрос могут ответить правила ГК Украины, определяющие порядок возмещения вреда, причиненного здоровью. Рассмотрим ситуацию. Гражданин, зашедший в магазин, поскользнулся в торговом зале и упал, повредив руку. Причем причиной падения стали, к примеру, мокрый пол, неубранная вовремя сотрудниками магазина разбитая бутылка или разлитое масло и т. п. Понятно, что в этом случае нормы о правах потребителя на качественный товар, услугу, информацию о товаре не применяются. Здесь пригодится, в первую очередь, знание актов специального законодательства, таких как Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения (Постановление КМУ от 15.06.2006 №833), Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли (утверждены Главсанврачом СССР от 16.04.1991 №5781-91), Правила розничной торговли непродовольственными товарами (Приказ Минэкономики от 19.04.2007 №104), а также правила ГК о возмещении вреда, причиненного здоровью.

Поскользнулся? Упал? Требуй возмещения!

Согласно Порядку осуществления торговой деятельности, субъекты хозяйствования обязаны обеспечить соответствие помещения (места) проведения деятельности в сфере торговли необходимым санитарным нормам (п. 10 Правил). Кроме того, в соответствии с п. 34 Порядка, торговый объект оборудуется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм. Наконец, п. 32 Порядка указывает на обязанность субъекта хозяйствования содержать торговые и складские помещения, а также прилегающую территорию в соответствии с санитарными нормами. Аналогичные правила содержатся и в иных упомянутых ранее актах. Общим для всех названных документов является требование соблюдения торговым предприятием санитарных норм и правил (СанПиН 5781-91), которые предусматривают, что все помещения предприятий продовольственной торговли должны содержаться в чистоте. Далее, по общему правилу, для возмещения вреда гражданским правом предусмотрено наличие совокупности условий: противоправность поведения; собственно вред; причинно-следственная связь и вина причинившего вред.
Возвращаясь к ситуации, делаем вывод о наличии одного из условий для возмещения вреда, причиненного здоровью – невыполнение магазином санитарных требований законодательства. Т. е. налицо противоправность поведения. Безусловно, травма, полученная покупателем (в нашем случае), находится в прямой причинной связи с противоправным поведением магазина – налицо также и вина торгового объекта вне зависимости от ее формы. Остается дело за малым – доказать свою правоту и взыскать компенсацию полученного вреда.
Конечно, субъекты хозяйствования, которые блюдут свою деловую репутацию, без проволочек и без обращения в суд выплатят потерпевшему гражданину названную разумную сумму возмещения. Кстати, для этого покупателю необходимо письменно составить претензию на имя администрации магазина, подробно изложив обстоятельства произошедшего, указав сумму компенсации и приложив копию медицинской справки, свидетельствующей о наличии телесных повреждений. Не помешают и доказательства в виде показаний очевидцев, фотографии, сделанные на месте случившегося, записи с камер видеонаблюдения. Кроме перечисленных доказательств, основным документом, подтверждающим факт получения травмы покупателем, будет являться акт о несчастном случае непроизводственного характера, составленный специально созданной комиссией, в состав которой будут входить и сотрудники магазина. Само же расследование и составление акта происходит на основании Порядка расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера (Постановление КМУ от 22 марта 2001 №270), так как, согласно п. 3 названного документа, расследованию подлежат несчастные случаи, наступившие во время пребывания на объектах торговли. Если же администрация магазина не желает удовлетворять ваши требования мирным путем, остается один выход – обратить в суд.

Компенсация вреда в судебном порядке

До обращения в суд потерпевшему необходимо отдавать себе отчет в том, что сумма требуемой компенсации зависит от некоторых обстоятельств – к примеру, от доказанности вины торгового объекта и размера полученного вреда. Кроме того, следует понимать, что заявленная сумма возмещения будет отредактирована судом с учетом принципа разумности и справедливости.
Согласно ст. 1195 ГК, юридическое (физическое) лицо, причинившее вред увечьем или иным повреждением здоровья физическому лицу, обязано возместить потерпевшему заработок (доход), утраченный им вследствие потери или уменьшения профессиональной или общей трудоспособности, а также возместить дополнительные расходы, вызванные необходимостью усиленного питания, санаторно-курортного лечения, приобретения лекарств, протезирования, постороннего ухода. Поэтому задачей номер один для потенциального истца должен стать сбор соответствующих документов. Прежде всего, это больничный лист, который подтвердит временную утрату общей трудоспособности на определенный период. В сложных случаях, когда речь идет о получении серьезной травмы, повлекшей утрату или уменьшение профессиональной трудоспособности пострадавшего, документом, подтверждающим этот факт, станет заключение медицинской экспертно-реабилитационной комиссии. И в первом, и во втором случае необходимо собрать также все рецепты и предписания врачей, не забыв сохранить чеки на приобретенные лекарства и препараты. Все финансовые документы станут основанием для определения размера материального вреда.
Кроме финансовых и медицинских документов, в качестве доказательств потерпевшему необходимо будет предоставить иные сведения, дающие суду основания установить, что полученная травма является результатом падения на территории магазина-ответчика. Таким доказательствами, несомненно, могут стать акт о несчастном случае непроизводственного характера, свидетельские показания, фотографии, видеофайлы, копия отправленной магазину претензии и ответ (при наличии такового) администрации.
Можно взыскать и компенсацию морального вреда, доказав, что травма причинила не только физические, но и нравственные страдания. Чтобы отстоять в суде свою «цифру» морального возмещения, нелишним будет ознакомиться с Постановлением Пленума ВСУ №4 от 31.03.1995 (в ред. от 27.02.2009) «О судебной практике по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда».
Наконец, при удовлетворении судом исковых требований потерпевшего гражданина не стоит рассчитывать на получение всей суммы компенсации одновременно и сразу после вступления в силу решения суда. Дело в том, что возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, производится, согласно ч. 1 ст. 1202 ГК, ежемесячными платежами. Правда, при наличии обстоятельств, имеющих существенное значение, сумма возмещения может быть выплачена единовременно, но не более чем за три года вперед.

Судебная практика

Администрация магазина должна следить и за придворовой территорией

В 2007 г. одним из райсудов Харькова было вынесено решение по иску о возмещении морального вреда. В суд обратилась женщина, получившая серьезную травму из-за неисполнения торговым объектом своих обязанностей по содержанию в порядке придворовой территории. Так, в заявлении истица указала, что выходя из супермаркета, она поскользнулась и упала вследствие того, что резиновый профиль на плитке был поврежден. В результате падения она получила осколочный перелом левой бедровой кости со смещением. Потерпевшей была сделана операция. Истица считает, что этот несчастный случай произошел по вине администрации магазина, поскольку она (администрация) не приняла своевременно меры для обеспечения безопасного передвижения по территории супермаркета. Из-за повреждений здоровья женщина ощущает негативные эмоции и переживания, чувствуя себя морально униженной. Истица просила суд взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 50 тыс. грн.
Разумеется, представитель ответчика иск не признал, сославшись на то, что травма истицы произошла из-за ее небрежности, т. к. при выходе из магазина она пошла не по лестнице, а по спуску для передвижения покупателей с тележками. Таким образом, по мнению ответчика, выход из супермаркета был произведен истицей в не приспособленном для этого месте, что исключает любую вину ответчика.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что по факту падения администрацией ответчика был составлен акт о несчастном случае непроизводственного характера, из которого видно, что причиной несчастного случая была личная небрежность истицы. С целью устранения дальнейшего травматизма были предложены необходимые для выполнения мероприятия, а именно: обгородить элементы спуска, имеющие повышенную скользящую способность, и вывесить предупреждающие плакаты «Осторожно – скользко!». Кроме того, суду стало известно, что на место падения истицы выезжала машина скорой помощи, бригадой которой, согласно карте выезда, был установлен диагноз: закрытый перелом средней трети левого бедра со смещением. Истица была госпитализирована в городскую клиническую больницу.
Вынося решение и руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд удовлетворил требования истицы, снизив размер морального вреда до 10 тыс. грн. Кстати, в решении суд отметил, что доводы ответчика о том, что несчастный случай произошел по личной небрежности истицы, являются безосновательными, поскольку при подобных погодных условиях (шел мокрый снег) ответчику необходимо было заранее установить предупреждающие плакаты и огородить места, имеющие повышенную скользящую способность.