Ликбез
Как поступить, если банк не хочет принимать купюру, мотивируя это тем, что банкнота сильно изношена и может быть фальшивой? Если речь идет о национальной валюте, то она должна приниматься банками беспрекословно. Независимо от износа и надорванности купюр. Стоит также обратить внимание, что обмен поврежденных отечественных дензнаков проводится банками бесплатно.
Порядок приема изношенных купюр зарубежной валюты более сложен. Он регламентируется инструкцией НБУ № 502 от 12.12.2002 и внутренними положениями каждого банка. Банк обязан принять банкноту на моментальное инкассо (то есть, выплатить клиенту ее стоимость сразу), либо взять на экспертизу для оценки подлинности.
Моментальное инкассо возможно в случае, если нет сомнений в подлинности и купюра сохранила признаки платежности (название банка-эмитента, номер и серию, номинал, основные изображения лицевой и оборотной стороны, элементы защиты: водяной знак, магнитные метки, защитная полоса и волокна, микро- и макротексты, голограмму). Также для банкноты допускаются сильные повреждения: затертые изображения, загрязнения до 50% площади банкноты, пятна диаметром до 1 см (для долларов США -- не размещенные на портрете), разрыв вертикально на две части (при наличии обеих частей и если одна из них составляет не менее 70% площади купюры), срезанные углы до 3 мм и проколы диаметром до 2 мм.
Если же возникает подозрение, что банкнота фальшивая (имеются явные типографские недостатки, изменения в портрете, нет защитной линии, заливы краской, чернилами, жиром, изменения первоначального цвета, обожженные и прожженные), банкноты отсылают на оценку. "Кассир обязан изъять данную купюру, оформить ее как сомнительную и отправить в НБУ для проведения экспертизы", -- говорит директор департамента развития розничного бизнеса СЕБ Банка Андрей Черняк. Когда подлинность подтверждена, банкнот обменивают на национальную валюту по текущему курсу или на неповрежденную купюру в этой же валюте. Если же банкнота поддельная, она изымается из оборота и уничтожается.
Кстати, следует учитывать, что прием инвалюты на инкассо не бесплатный, и за обмен банк в любом случае, особенно при существенном износе купюр, взимает комиссию, которая достигает 10--20% номинала банкноты.
- Информация о материале
В своей программной статье «ОСББ – наука спільної дії» Татьяна Монтян подробно расписала, с чего начать войну с ЖЭКом. Сперва надо оценить состояние собственного дома – стоит ли овчинка выделки. Затем надо познакомиться с соседями. LB.ua добавляет: остальное прописано в Законе.
Часть работы мы проделали за вас. На сайте Верховной Рады мы нашли Закон «Об объединениях совладельцев многоквартирных домов» и внимательно его прочли. Закон короткий – всего 30 статей. Так что распечатать и выучить его не составит большого труда. Ниже мы перечисляем основные тезисы и выделяем самое интересное.
О чем закон
Сначала поясняются основные термины и сфера действия закона. Говорится, что деятельность объединений также регулируется Гражданским, Жилищным и Земельным кодексами, подзаконными актами и уставом. Описывается цель создания ОСМД и его статус. Главная цель ОСМД – «содержание и использование неделимого и общего имущества». Уточняется, что в одном жилом комплексе может быть создано только одно ОСМД.
Тут надо вернуться к терминам. Жилой комплекс, согласно Закону, - это «единый комплекс недвижимого имущества, образованный земельным участком в установленных границах, размещенном на нем жилым многоквартирным домом или его частью вместе со строениями и инженерными сетями, который образуют целостный имущественный комплекс». А в статье 11 уточняется, что часть многоквартирного дома может быть выделена в отдельный жилой комплекс при условии, что надстройка, реконструкция или снос этой части не нарушит целостности или возможности использования по назначению других частей постройки.
Отдельно уточняется, что ОСМД может осуществлять хозяйственную деятельность для обеспечения собственных потребностей. Но при этом объединение является неприбыльной организацией; целью существования ОСМД не может быть получение прибыли – только эффективное управление общим имуществом, а значит, все доходы от хозяйственной деятельности могуть направляться исключительно на содержание дома. При этом ОСМД является юридическим лицом, имеет свою печать, название и другие реквизиты, в том числе банковские счета.
Как превратить кооператив в ОСМД
В статье 5 говорится о реорганизации жилищных кооперативов в ОСМД. Такое решение может принять общее собрание кооператива. После чего такое собрание считается уже учредительным собранием ОСМД. Принимать участие в таком собрании могут лишь те члены кооператива, которые полностью оплатили стоимость жилых помещений и принадлежащей им части общего имущества. Те же сособственники «кооперативного» дома, которые не полностью выплатили пай и не являются членами кооператива (не риняты в члены в соответствии с уставом) — могут вступить только в уже созданное ОСМД на правах новых членов. Созданные таким образом ОСМД освобождаются от уплаты регистрационного сбора.
Как создать ОСМД с нуля
Объединение создают собственники жилья. То есть люди, которые приватизировали или купили, унаследовали, получили в дар и т.д. - квартиры, а также владельцы нежилых помещений.
Для создания ОСМД созывается учредительное собрание. Собирать людей имеет право или так называемый «владелец» дома (бессмысленное слово, т.к. Со-владельцами являются ВСЕ сособственники, но — таков устаревший закон), или инициативная группа, которая включает в себя не менее трех собственников квартир или нежилых помещений. Собрание считается состоявшимся, если на него пришли более 50% собственников. Иначе объявляется новое собрание, и вся процедура повторяется.
Приглашения на собрания должны быть вручены лично адресату под расписку или отправлены по почте рекомендованным письмом не позже, чем за 14 дней. В сообщении должно говориться по чьей инициативе пройдет собрание, когда и где оно пройдет, а также там должен быть заявлен проект порядка дня.
На собрании собственники квартир или их уполномоченные лица выбирают председателя. Каждый собственник имеет один голос, независимо от величины жилья или количества квартир, которыми он владеет. Решения принимаются путем поименного голосования. В протоколе собрания решение оформляется личной подписью каждого , кто проголосовал с отметкой о результате голосования («за» или «против»).
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих лиц, которые имеют право голоса.
На первом собрании принимается решение о создании ОСМД и утверждается его устав. Документы, которые свидетельствуют о создании объединения, оформляются и регистрируются бесплатно. ОСМД считается созданным с момента получения свидетельства о государственной регистрации.
Кто является членом ОСМД
Статья 9 подробно рассказывает, кто может быть членом ОСМД. Это, прежде всего, собственники квартир и помещений, физические и юридические лица. Членство в объединении добровольное, но собственники, которые не состоят в ОСМД, могут заключать с объединением соглашения о сотрудничестве и действия в общих интересах.
Далее подробно описывается, как функционирует ОСМД, чем занимается правление, а чем – ревизионная комиссия.
Как управлять своим домом
В статье 11 говорится о передаче жилого комплекса «на баланс» ОСМД. Это может произойти лишь после получения объединением статуса юридического лица. ОСМД может и не принимать жилой комплекс «на баланс», а оставить весь комплекс или его часть прежнему «балансодержателю». ОСМД также может заключить договор с любым другим юридическим лицом, устав которой предусматривает возможность содержания жилого комплекса.
ВНИМАНИЕ! Термин «баланс» и его производные является концептуально устаревшим и не имеет в настоящее время никакого ни экономическиго, ни юридического содержания, поскольку чужое имущество (квартиры и т.д. сособственников дома) не может быть «на балансе» ни у какой сторонней организации. Об этом есть множество судебных решений, однако термин и его производные продолжают «кочевать» из закона в закон. Фактически же речь идет о функции управления домом.
За что и как платить
Затраты на содержание дома делятся между собственниками пропорционально площади помещений, которыми они владеют. О том, как распределять части в общем объеме платежей, написано в статье 20.
При оплате коммунальных счетом Закон рекомендует учитывать показания счетчиков. В ином случае плата рассчитывается с учетом доли собственника в общем имуществе, количества проживающих в квартире (в том числе временно) и особенностей использования жилья.
В статье 13 отдельно оговаривается, что отношения между управителем и собственниками помещений регулируются договором. Там подробно описывается, какие именно пункты должен содержать такой договор.
Если собственник жилья отказывается заключать договор или отказывается платить за жилье, то деньги с него могут истребовать через суд. Потому что, вне зависимости от наличия или отсутствия договора, сособственник обязан оплачивать свою часть в затратах на содержание всего дома. При этом ОСМД придется доказать размер понесенных затрат, а также точно указать часть сособственика- неплательщика. Право на обращение в суд у ОСМД возникает только через 60 дней после прекращения платежей или отказа в заключении договора.
В Законе также перечислены права и обязанности ОСМД и его членов. Среди прочего там можно встретить и вполне очевидные вещи. Например, «придерживаться чистоты в местах общего пользования и тишины в ночное время (с 23 до 7 часов)».
Что касается прав ОСМД, то с согласия собственников, объединение может использовать общие помещения для своей работы.
О ремонте дома
Бывшие «собственники», «на балансе» которых был дом до передачи ОСМД, принимает участие в организации и финансировании первого после передачи капитального ремонта дома. В Законе прямо сказано, что бывшего «собственника «можно понудить оплатить ремонт через суд, но, к сожалению, ничего не сказано насчет размера сумм, которые должны быть выделены на капремонт. Не говоря уже о том, что «собственники» и пребывание «на балансе» в данном случае — просто «советский» фантом.
Также сказано, что государство может делегировать ОСМД право платить дотации и субсидии на ЖКХ. И если государство не будет вовремя перечислять эти деньги, то ОСМД может, цитирую, «обращаться с иском в суд о бесспорном взыскании денег с плательщиков» (государства, - LB.ua).
Подробно описано, как именно ОСМД может передавать в аренду общую собственность. А статья 27 полностью посвящена страхованию общего имущества.
Ликвидация ОСМД
Остается добавить, что Закон предусматривает всего три случая ликвидации объединения. Во-первых, если дом будет полностью разрушен. Во-вторых, если по решению суда дом будет передан «на баланс» другого собственника. И, наконец, если один из собственников приобретет все части общего имущества.
А 2 мая 2011 года в силу вступят поправки, согласно которым сами члены ОСМД или суд смогут принять решение о его ликвидации. Окончательной датой ликвидации объединения будет считаться дата соответствующей записи в Единый реестр юрлиц и физлиц – предпринимателей.
- Информация о материале
Потерянная или «проглоченная» банкоматом карта может грозить немалыми затратами на ее восстановление и даже кражей со счета всех средств.
По большому счету, потеря банковской карты или ее кража случай совсем не безнадежный, ведь доступ к деньгам все равно есть и их можно снять в кассе банка. Однако в том случае если злоумышленникам удастся воспользоваться картой, вернуть украденные сбережения практически невозможно. Поэтому если неприятность с картой уже произошла – нужно придерживаться четкого порядка действий, чтобы минимизировать последствия.
В первую очередь необходимо позвонить в банк, который выпустил карту (кстати, у большинства украинских банков call-центр для держателей платежных карт работает круглосуточно) и заблокировать ее (поставить в «стоп-лист»). Для этого, скорее всего, придется указать оператору свои паспортные данные, а также вспомнить последние 5-10 трансакций по карте.
Блокировка бывает двух видов: локальной и глобальной. За постановку в локальный «стоп-лист» (то есть, в пределах Украины) банки денег не берут, а если и придется раскошелиться – то на символические 1-2 гривны. Постановка в международный «стоп-список» (электронный или бумажный) непосредственно платежной системы – услуга подороже. Кроме того, глобальный «стоп-лист» доступен для держателей карт классов Visa Classic/MasterCard Standard и выше. Такая блокировка может стоить от 20 гривен и достигать 80-100 долларов, и целесообразна, если на карте много денег, а ее владелец находится за границей.
После того, как операции по карте заблокированы, можно отправляться в банк и заказывать ее перевыпуск, который для карт простейшего класса обойдется в районе 10-40 грн. за стандартный срок выпуска (до 1-2 недель) и до 70-100 грн. за срочный, в течение нескольких дней. Для карт «топового» уровня Gold иди Platinum стоимость перевыпуска может достигать 500-1000 грн. Кстати, нужно учитывать, что зачастую банки для самых простых карт уровня Electron или Maetsro вообще отказывают в перевыпуске, поэтому придется закрывать карточный счет и открывать новый, а под него, соответственно, и оформлять новую платежную карту. Зато владельцы карт класса Gold и Platinum, находясь за рубежом, могут заказать срочный перевыпуск (сервис emergency card) прямо там. Однако, плата за это довольно велика – в районе 250 долларов.
Если же карту «съел» банкомат, процесс ее возврата иной. Для начала стоит поинтересоваться, предоставляет ли банк услугу разблокировки в принципе, либо все равно придется заказывать перевыпуск. Если разблокировка доступна, нужно отправиться в отделение банка (или ближайшее, или то, где была выпущена карта), написать заявление и получить карту. Однако за то, что карта была изъята банкоматом, банк может оштрафовать до 50-100 грн., а разблокировка счета займет до 2 недель.
Когда карту не удалось заблокировать вовремя, и злоумышленники все-таки успели снять деньги или расплатиться в магазине, можно потребовать от банка расследование трансакции. Но если не удастся доказать, что деньги с картсчета были похищены, клиента оштрафуют на 100-200 грн.
Если банковская карта потерялась, украдена или ее изъял банкомат:
1. позвонить в банк и заблокировать карту (поставить в локальный либо в глобальный стоп-лист);
2. выяснить, можно ли разблокировать карту в том случае, если она найдется;
3. либо заказать выпуск новой карты (срочный выпуск может обойтись в 2 и более раз дороже, чем обычный);
4. при изъятии карты банкоматом, посетить банк, написать заявление, заплатить штраф и ждать до 1-2 недель, когда счет разблокируют;
5. когда деньги нужны срочно, снять наличность в кассе банка, предъявив паспорт (за рубежом этой возможности, вероятнее всего, не будет).
- Информация о материале
У меня открыт карточный счет в одном из проблемных банков, с возможностью пополнения и снятия средств без ограничений и под 15% годовых. Недавно банк снизил ставку до 10%, а также установил лимит на снятие средств через банкомат по 100 грн. в день. Что мне делать? Ведь накопленные на карте 24 тыс. грн. я буду снимать не меньше года.
Проблема в данном случае состоит в том, что карточный счет с функциями депозита (начисление процентов на остаток), по сути, приравнивается к вкладу до востребования. А это означает, что на него не распространяются ст. 55 Закона "О банках и банковской деятельности" и ст. 1061 Гражданского кодекса, которые запрещают банкам уменьшать размер ставки по срочным депозитам. Тем более, что все договора бессрочных вкладов предусматривают право банка на изменение размера процентной ставки, пусть и с уведомлением собственника карточного счета. Поэтому оспорить понижение процентов по вкладу практически невозможно.
Другое дело -- ограничение на выдачу наличных средств или отказ возвращать вкладчику депозит. Даже при условии, что договор позволяет банку устанавливать лимиты, это явное нарушение законодательства. "Данный запрет прямо предусмотрен ст. 41 Конституции Украины, согласно которой никто не может быть противоправно лишен права собственности. И право частной собственности является нерушимым. Помимо этого согласно ст. 526 ГК Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом, а, согласно ст. 525 ГК Украины, не допускается односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий", -- объясняет управляющий партнер юридической компании "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец.
Таким образом, у вкладчика есть два пути. Первый -- попытаться договориться с банком, чтобы, к примеру, вернуть половину суммы при условии пролонгации второй половины депозита на новый срок (например, по подобной схеме в свое время возвращал вклады банк "Надра"). Конечно, если такой вариант устраивает вкладчика.
Если же компромисса достигнуть не удается или он неприемлем для вкладчика, у него есть неплохие шансы отстоять свои права в судебном порядке. "Например, клиент может обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело в отношении руководителей банка по факту отказа в возврате средств и введения в заблуждение при заключении данного договора. Также есть смысл обжаловать неправомерные действия банка и в суде", -- напоминает г-н Кравец. Зачастую уже объявление о таких намерениях способно подвигнуть банк на своевременный возврат денег.
- Информация о материале
В далекие незапамятные времена (до 2010 года включительно), когда еще действовал утративший ныне силу старый добрый Закон „О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами“, в нем жили да были очаровательные подпункты 4.4.1 и 4.4.2„д“, практически продублированные и в Налоговом кодексе Украины: первый — в 4.1.4 (даже номер похож!) и 56.21 НКУ, а второй — в его 52.2 и 53.1. Чтобы несведущему в этих цифрах читателю было ясно, о чем идет речь, приведем их — в современной (то есть от НКУ) редакции:
„Статья 4. Основные принципы налогового законодательства Украины
<...>
4.1.4. презумпция правомерности решений налогоплательщика в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
<...>
52.2. Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
<...>
53.1. Не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, который действовал в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной в письменной форме, в частности на основании того, что в дальнейшем такая налоговая консультация была изменена либо отменена.
<...>
56.21. В случае если норма настоящего Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего существует возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика“.
Итак, чтобы спастись от ответственности, можно прикрыться налоговой консультацией (ранее — налоговым разъяснением), но при этом „чужие“ консультации, адресованные не тому плательщику, который их опла... заказывал, (читать и) использовать запрещается: не вы покупали даме шампанское — не вам ее и танцевать.
В свете отмененного (пока) закона о коррупции (или о борьбе с ней — точно сейчас не помню) создается впечатление, что запах ее есть и тут. Отнюдь. Оно, конечно, не без запаха, но:
во-первых, зачем покупать консультацию, если завтра ее отменят (например, „консультант“ поменяется)? Ведь вся замечательная безответственность тогда распространится наверняка лишь на период до такой отмены. А дальше все равно все нужно будет исправить, причем задним числом — только в этом случае без ответственности обойдется совсем. Если же все оставить как есть и после отмены, это уже будет новым нарушением, на которое добрый 53.1 уже не распространяется: он про ответственность, связанную со старой консультацией, а не с новой! Так что безнаказанно выиграно окажется лишь время: потянули с уплатой, заставив бюджет фактически себя прокредитовать — вот это-то и не наказывается, несмотря на отмену/замену;
во-вторых, „чужую“ консультацию использовать все равно можно, даже не купив шампанского, но ссылаясь при этом не на 53.1 (его „побивает“ злобно-коррупционный 52.2), а на сладкую парочку 4.1.4—56.21.
То есть плательщик вовсе „чужой“ консультацией, Боже упаси, не пользовался, даже не читал ее и не знает, о чем она. Просто предлагает ею попользоваться налоговикам (и, очевидно, суду), чтобы определиться, а не следует ли из нее (случайно) та самая неоднозначность, при которой плательщик всегда прав — как покупатель в магазине (это если в „чужой“ консультации что-то вдруг окажется прописано либеральнее, чем предполагалось читать для данного плательщика, которому танцевать то же самое мешает налоговая).
А уже если представители налоговой службы и в такой ситуации скажут, что никакой неоднозначности, мол, нет (как нет тогда и применения доброго правила о конфликте интересов, разрешаемом в пользу плательщика), то отчего же она тогда „этому — дала, а этому — не дала“?
В честь чего?
За какие (и перед кем конкретно) заслуги тому — зя, а этому — низя?
Выходит, коррупция таки налицо? Уж лучше на лицо, указующее всего лишь на неоднозначность, распространить и эту двойственность/множественность понимания, и, следовательно, правило о конфликте интересов, и, значит, по сути — действие „чужой“ консультации.
Так что переплачивать за индивидуальные (себе) консультации не рекомендуем. Лучше читайте (бесплатно или почем там стоят всякие хорошие бухжурналы...) консультации «чужие».
И помните: что в одном месте Кодекса запрещено, в другом (как в показанной ситуации) может быть разрешено. Стало быть — конфликт интересов, то есть плательщик опять-таки будет прав. Было бы у него желание (и время!) доказывать и бороться.
Весь наш НКУ — как большое универсальное кресло в поликлинике райцентра: если так сесть — то для родов, а если эдак — то для вырывания зубов. Будьте грамотны, ничего не бойтесь и — садитесь правильно!
- Информация о материале
В рейтинге по сложности ведения бухгалтерского учета Украина стабильно занимает почетное второе место. Опережает нас только Белоруссия, где налоговые накладные являются бланками строгой отчетности. Ряд налогов в нашем государстве не являются эффективными, например, тот же коммунальный налог и налог на рекламу – в сумме они составляют гроши, а отчетности – море. В нынешнем году эти налоги уже отменены и счета рекламные компании должны выставлять уже без налога на рекламу.
Кстати, от уплаты НДС также освобождены многие операции – например, по оказанию консультационных и информационных услуг. Только вот «освобожденным»от этого не легче, ведь плательщики НДС не будут у них ничего приобретать. Равно как не будут ничего приобретать и плательщики налога на прибыль у предпринимателей-«единщиков», ведь расходы на приобретенные у последних товары и услуги нельзя будет относить к валовым. Стоит отметить, что раздел III Налогового кодекса, касающийся налога на прибыль, вступает в силу только с 1 апреля. Но готовиться к нововведениям нужно уже сейчас, поскольку правила ведения бухучета меняются в корне.
Все на каникулы?
Начнем с нормы, касающейся налоговых каникул для плательщиков налога на прибыль, которые будут действовать с 1 апреля 2011 года по 1 января 2016 года. Порядок и условия использования предприятиями этой льготы установлены п. 154.6 НК. Право на налоговые каникулы будут иметь те, у кого общий доход компании не превышает 3 млн гривен в год, а зарплата сотрудников не меньше 2-х минимальных зарплат. Также, помимо выше указанных обязательных требований, предприятие должно быть создано после 1 января 2011 года либо существовать до наступления этой даты при условии, что на протяжении трех последних периодов (либо всех предыдущих периодов, если с момента их создания прошло менее трех лет) ежегодный объем доходов компании задекларирован в сумме, не превышающей три миллиона гривен, а среднестатистическое количество наемных лиц не превышала двенадцати человек.
Те, кто был зарегистрирован плательщиком единого налога в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу НК и у кого за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до 1 млн гривен и среднеучетное количество работников составляло до 50 человек, в случае перехода на общую систему налогообложения тоже смогут рассчитывать на каникулы.
Разумеется, что Налоговым кодексом предусмотрен перечень видов хозяйственной деятельности, на которые эта льгота не распространяется. Среди них, в частности, те, что осуществляют деятельность в сфере развлечения, производство, оптовую продажу, экспорт/импорт подакцизных товаров; финансовую деятельность, деятельность по обмену валют, по предоставлению услуг почты и связи, охранную деятельность, ВЭД, оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле, деятельность в сфере права, бухучета, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям.
Также не стоит забывать о нюансе, предусмотренном п. 52.11 ст. 152 НК, где указано, что деньги, сэкономленные на налоге на прибыль, необходимо направить на переоснащение материально-технической базы, на возврат кредитов, использованных на указанные цели и уплату процентов по ним и/или пополнение собственных оборотных средств. В случае, если сумма средств, которые не перечислены в бюджет при использовании нулевой налоговой ставки, не использована по своему целевому назначению, остаток неиспользованных средств перечисляется в бюджет в первом квартале следующего отчетного периода. Это означает, что за целевым использованием таких средств будет установлен жесточайший контроль.
Временно (сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года) освобождается от налогообложения прибыль, полученная от основной деятельности предприятий легкой промышленности. Льгота, конечно же, не распространяется на предприятия, которые производят продукцию на давальческом сырье, независимо от их дохода и численности наемных работников.
Дебет с кредитом сошлись в неравном поединке
С момента вступления раздела III Налогового кодекса Украины в силу, а именно с 1 апреля 2011 года, начнут применяться новые методы отображения доходов и расходов предприятия для исчисления налога на прибыль. Исчезнут понятия "валовый доход", "валовые расходы" и правило "первого события". Согласно пп. 139.1.3 НК, в расходы предприятия не будут учитываться суммы уплаченных авансов за товары, работы, услуги и, соответственно, эти суммы не будут учитываться в доходах контрагента.
В связи с принятием Налогового кодекса Украины исчерпало себя понятие основных средств и начисление амортизации в налоговом учете. Учет основных средств будет вестись не только по группам, но и по каждому объекту в группе. Подпунктами 146.1 НК объекты основных средств классифицируются по 16 группам, необоротные активы - по 6 группам. Перевод необходимо осуществить на момент вступления раздела III Налогового кодекса в силу. То есть с 1 апреля 2011 года необходимо будет провести инвентаризацию - по данным бухгалтерского учета остаточная стоимость станет первоначальной для каждого объекта, а разница между налоговой группой и бухгалтерской балансовой стоимостью сформирует временную налоговую разницу. Она будет амортизироваться в налоговом учете как отдельный объект в течение трех лет при помощи прямолинейного метода. Для вновь созданных, приобретенных основных средств с 1 апреля 2011 г. первоначальная стоимость будет равняться стоимостным объектам амортизации.
Теперь стоимостной критерий для определения объекта к основным средствам будет превышать 2500 гривен и постепенно уменьшаться в связи с моральным и физическим износом в период ожидаемого полезного срока эксплуатации, хотя в 2011 году будет действовать старый критерий свыше 1000 гривен. Руководству необходимо будет самостоятельно определить срок полезного действия объекта, но не менее установленного минимального срока использования объекта.
Амортизация не будет выделяться в отдельную часть расходов и согласно новым нормам будет входить в состав себестоимости реализованных товаров, изготовленных работ, предоставленных услуг.
Необходимо отметить объекты, подлежащие амортизации согласно ст. 144 Налогового кодекса: 1) расходы на приобретение основных средств, нематериальных активов и долгосрочных биологических активов для использования в хозяйственной деятельности; 2) расходы на проведение ремонтов, реконструкций, модернизаций и других видов улучшения основных средств, превышающие 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного года; 3) расходы на капитальное улучшение земли, не связанное со строительством, а именно – ирригацию, осушение и другое подобное капитальное улучшение земли; 4) капитальные инвестиции, полученные налогоплательщиком из бюджета, в виде целевого финансирования на приобретение объекта инвестирования при условии признания доходов пропорционально сумме начисленной амортизации по такому объекту пп. 137.2.1 п. 137.2 ст. 137 Налогового кодекса; 5) сумма переоценки стоимости основных средств, проведенной по ст. 146 Налогового кодекса; 6) стоимость безвозмездно полученных объектов энергоснабжения, газо- и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей, построенных потребителями по требованию специализированных эксплуатирующих предприятий согласно техническим условиям на присоединение к указанным сетям или объектам.
Амортизация основных средств будет начисляется с использованием прямолинейного метода; методов уменьшения остаточной стоимости; ускоренного уменьшения остаточной стоимости; кумулятивного; производственного.
Метод начисления амортизации в целях налогообложения определяется предприятием в приказе об учетной политике, и новый метод начинает использоваться с месяца, следующего за месяцем принятом решении о смене метода начисления амортизации. Сумма амортизационных отчислений не подлежит перечислению в бюджет и не может быть базой для начисления налогов и сборов.
- Информация о материале
Страница 147 из 186
