Современные мошенники идут в ногу со временем, умело приспосабливаются к новым условиям. Они придумывают такие изощренные схемы обмана людей, по которым впору составлять рейтинги и выдавать награды за наиболее талантливые «творения». А также те, которые, несмотря на многочисленные предупреждения правоохранителей, продолжают пользоваться у граждан сумасшедшим спросом.

Пальму первенства в перечне популярных афер от проходимцев на Виннитчине в последнее время получили телефонные мошенничества, суть которых достаточно проста. Поздно вечером или ночью в квартире жертвы раздается звонок, и хозяевам сообщают, что их сын или дочь попали в милицию, совершив грабеж на улице или кражу в магазине, стали участником уличной потасовки или ДТП. Далее предлагаются услуги по «решению вопроса» с правоохранителями об освобождении отпрыска за определенную сумму вознаграждения. Мошенники пользуются растерянностью человека и «давят» на родительские чувства, не давая времени подумать. Преступники ставят жертву в ограниченные временные рамки – все надо решать очень быстро, в течение 15-20 минут, «пока не подъехало начальство», или «о произошедшем не узнали журналисты». Проходимцы называют необходимую сумму, в зависимости от «тяжести» совершенного «преступления» - от 1 до 5 тысяч гривен и номер мобильного телефона, на который нужно ее перечислить. Что самое удивительное – в большинстве случаев ошарашенные такой новостью родители даже не пытались установить местонахождение своих детей, а сразу бежали к ближайшему терминалу, которых, к счастью мошенников, достаточно и на улицах, и в магазинах, и перечисляли деньги. Афера успешно срабатывала. Уже потом оказывалось, что с родственниками, которые якобы встали на «криминальную» стезю, все в порядке. Доходило до смешного: винничанин, перечисливший 2 тысячи гривен для освобождения из отделения милиции сына, попавшего туда якобы за драку, придя домой, нашел своего отпрыска… спящим в комнате.

Как только деньги поступают на счет мобильного, мошенники избавляются от sim-карты и самого телефона, с которого звонили. Причем руководить процессом могут, находясь в другом городе.

По словам начальника Управления уголовного розыска УМВД в Винницкой области Александра Глянько, телефонные мошенничества составляют около 30% из всех зарегистрированных. А на удочку аферистов упомянутой специализации попадаются в среднем 15 человек из 100 тех, кому «посчастливилось» пообщаться с мошенниками. В милиции советуют: вместо того, чтобы спешить переводить ваши кровные на мобильные счета проходимцев, попытайтесь узнать, где находится ваш родственник – свяжитесь с его друзьями, коллегами, а также непременно позвоните в милицию – по «горячим следам» мошенников легче «вычислить» и задержать.

Всего в области с начала года зафиксировано 615 фактов мошенничества, 372 из которых раскрыты.

В этом году в прессе и по телевидению немало предупреждали людей о грустных последствиях «гаданий», «снятии порчи», нетрадиционного лечения. Но желающих выбросить свои деньги на ветер, похоже, меньше не становится. Часто жертвами мошенников становятся приезжие люди, сельские жители. Такого рода аферисты «разводят» клиентов в многолюдных местах, в частности, на рынках, вокзалах. Как показывает практика, жертвами таких «королей обмана» становятся, в основном, женщины и дети. Чтобы получить желаемый результат, им важно установить первый контакт с потенциальной жертвой, «вытащить» ее на откровение, посеяв страх ключевыми фразами «в вашей семье вскоре произойдет трагедия», «на отца навели порчу, он умрет», «муж уйдет к другой, его заговорили» и т.п. Всевозможные несчастья «излечиваются» с помощью денег и золота, которые в результате жертвы покорно отдают «пророчицам». К примеру, винницкая школьница вынесла из квартиры в отсутствие родителей все золотые украшения и деньги на общую сумму около 10 тысяч гривен, чтобы спасти от «гибели» родителей…

Правоохранители относят мошенничество к интеллектуальным видам преступлений. Аферист должен уметь найти подход к потенциальной жертве, убедить ее в разыгрываемой «версии» событий, умело исполнить свою роль. Ярким примером актерского мастерства ловкачей являются так называемые «социальные работники», которые внедряют в жизнь среди людей преклонного возраста «денежную реформу», предлагают дешевые продукты питания, товары для ветеранов труда с внушительной скидкой, а также прочие «блага» канувшей в лету советской эпохи. В результате сбережения престарелых граждан оказываются в карманах мошенников.

В квартире винницкого ветерана Великой отечественной войны представительница «благотворительной организации» появилась с целью «оформления» документов для поднятия пенсий участникам боевых действий. Приятной наружности женщина сообщила об обмене денежных купюр и согласилась помочь в этом пенсионеру. Ветеран войны отдал гостье 10 тысяч гривен, а та вручила взамен конверт с новыми деньгами, на поверку оказавшимися аккуратно нарезанной бумагой. По такой же схеме мошенницы обобрали 81-летнюю винничанку, которая в отсутствие сына отдала 1 тысячу долларов, 500 евро и несколько тысяч гривен.

Случаются и более сложные и хорошо организованные аферы. Так, общество с ограниченной ответственностью, специализировавшееся на изготовлении технической документации по землеустройству, работало около пяти лет, благополучно обслуживая клиентов, желающих приватизировать земельный участок. Но после смерти учредителя фирмы заместитель директора, скооперировавшись с двумя инженерами, решили «упростить» систему работы. Примитивный обман, разоблаченный сотрудниками винницкого УБОП, прикрывался вполне легитимным договором, согласно которому в срок до шести месяцев фирма брала на себя обязательства провести необходимые работы и изготовить пакет документов, необходимых для получения впоследствии государственного приватизационного акта на землю. Заручившись поддержкой некоторых председателей сельсоветов, судя по всему, имевших с таких сделок процент, деятели выезжали в районы области и агитировали людей приватизировать свои участки. Многие охотно соглашались на предложенные обещания профессионально и без лишней волокиты изготовить необходимую техническую документацию. Клиентам, подписавшим договора, по истечении указанного срока нужно было всего лишь получить акты на землю. Подобные услуги стоили в среднем 700 гривен. Люди на месте платили деньги, им выдавались кассовые ордера… и на этом работа заканчивалась.

Предприимчивые «работники» на протяжении года таким образом «обслужили» более 100 человек в Томашпольском, Могилев-Подольском, Винницком, Оратовском районах Винницкой области. Заключая договора с клиентами, «земельные специалисты» заранее знали, что даже при большом желании изготовить такое количество технической документации они были не в состоянии. В некоторых случаях аферисты для имитации деятельности писали письма в управление земельных ресурсов.

Новые учредители фирмы не знали о подпольной деятельности их служащих. Чтобы не было подозрений, злоумышленники проводили по кассе 1-2 договора в день. Сейчас троица аферистов, уличенных в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением, находится под следствием.

Солидные сроки тюремного заключения стали финалом для деятельности членов еще одной организованной преступной группы, разоблаченной винницким УБОПом. Она специализировалась на аферах с потребительскими кредитами. Преступное предприятие возглавил четырежды судимый организатор. Аферисты подыскивали жертв среди неработающих лиц, путем обмана за вознаграждение в несколько сотен гривен уговаривали их оформить на себя кредиты на приобретение бытовой техники. Доверчивая публика предоставляла проходимцам паспорта, наивно веря в обещания мошенников погашать долг перед банком. Аферисты изготавливали поддельные справки о доходах этих людей и на их основании получали в кредит дорогую бытовую технику, которую впоследствии продавали. А солидные кредитные обязательства «повисали» на наивных жертвах кредитного обмана. Мошенники успели оформить таким способом 35 кредитов. В результате организатора и его ближайшего соратника приговорили к 7 и 5 годам лишения свободы соответственно, а их третий подельник получил 5 лет тюрьмы с отсрочкой исполнения приговора.

К овсяным крупам относят толокно, цельную овсяную крупу и овсяные хлопья (Геркулес). Крупы и мука из овсяных зерен при правильной кулинарной обработке образуют слизистый отвар, который является хорошим средством лечения острых и хронических заболеваний желудка, кишечника, а также отравлений тяжелыми металлами. Такая консистенция овсяных каш обусловлена наличием слизей и пектиновых веществ. По химическому составу овсяные крупы относятся к питательным и калорийным видам круп. Все овсяные крупы сравнительно богаты метионином и холином. В жирах овсяных круп ненасыщенных жирных кислот в 5-6 раз больше, чем насыщенных. Следовательно, блюдо из овсяных круп – эффективное средство профилактики и лечения атеросклероза. Правда, повышенное содержание жиров (на фоне остальных круп) приводит к тому, что овсяные крупы быстрее прогоркают.

Хлопья достигают состояния кулинарной готовности в несколько раз быстрее, чем крупа, имеют более высокие вкусовые достоинства. Именно этим и пользуются производители так званых моментальных каш, т.е. каш, не требующих варки. Расплющенное зерно обладает наилучшей способностью поглощать влагу и, соответственно, развариваться. Чем тоньше будет полученный "лепесток", тем быстрее готовится блюдо. Толщина хлопьев для моментальных каш обычно не превышает 0,3-0,5 мм. Чтобы увеличить их способность поглощать влагу и быстро развариваться, используют различные ухищрения. В частности, при расплющивании чуть разрывают волокна хлопьев, делают на них насечки. Другое обязательное условие для "моментальной" каши – гидротермическая обработка. Для этого крупу пропаривают при высокой температуре и давлении, проваривают в котлах с небольшим количеством воды или обрабатывают инфракрасными лучами.

Тестирование

Для теста мы закупили в торговой сети 7 образцов "быстрых" каш, три из которых просто овсяные хлопья и четыре – с фруктовыми наполнителями. У всех образцов была оценена маркировка и упаковка. Эти этапы порадовали отсутствием замечаний. После приготовления по способу, указанному на этикетке всю овсянку попробовали на вкус. И, конечно же, проверили каши в лаборатории, на сей раз по показателям безопасности.

Лабораторные исследования

В лаборатории каши решено было проверить по показателям безопасности – содержанию тяжелых металлов: свинца и кадмия. Свинца должно быть не более 0,5мг/кг, кадмия – не более 0,1мг/кг. Радует, что превышения этих норм в кашах зафиксировано не было.
Напомним, что и свинец, и кадмий способны накапливаться в организме. Свинец поражает нервную систему, основной его источник – выхлопы автотранспорта. А поля с зерновыми культурами у нас очень часто расположены вдоль автомобильных дорог. Кадмий также поражает нервную систему, вызывает серьезные проблемы с почками и скелетом. Источниками кадмия являются цементное, металлургическое, гальваническое, стекольное производства. Выделение кадмия в атмосферу происходит также при сжигании каменного угля и в меньшей степени – нефти. Кадмий содержится в мазуте и дизельном топливе, в твердых бытовых отходах, минеральных и органических удобрениях, в особенности суперфосфата, куда кадмий входит в качестве примеси.

Органолептическая оценка

Чтобы приготовить "быструю" кашу, достаточно залить хлопья кипятком и дать настояться несколько минут: от 1-2 до 7 минут. Время приготовления, а также соотношение хлопьев и воды указывают на упаковке. Для большего удобства "быстрые каши" выпускают в порционных пакетиках. А чтобы такое блюдо было не только полезным, но и вкусным, овсяные каши выпускают с различными фруктовыми наполнителями. Естественно, хлопья с фруктами стоят дороже. В большинство каш добавляют кусочки сушеных фруктов, ягод. Высушивают их по-разному. Самый дорогой способ – сублимационная сушка: продукт замораживается, а затем обезвоживается под вакуумом. Когда кашу заливают кипятком, сублимированные фрукты и ягоды насыщаются влагой и становятся как свежие.
 После приготовления овсяные каши должны быть белого цвета с оттенками от кремового до желтого. Для каш с наполнителем допускается оттенок наполнителя. Консистенция – соответствующая овсяной каше, сваренной до полной кулинарной готовности, допускается разваренность хлопьев. В кашах с наполнителями должны присутствовать кусочки фруктов. Запах и вкус – свойственные овсяной каше, без посторонних запахов и привкусов (затхлости, горечи, плесени), для каш с наполнителями – с выраженным запахом и вкусом заявленного наполнителя.
В целом, плохих оценок по органолептике у каш не было. Все оценки с комментариями приведены в таблице.

Цена и качество

По цене, естественно, каши с наполнителями стоят существенно дороже. Так, 100г просто овсяных хлопьев обойдется от 0,68грн за "Сіріус Люкс" до 1,95грн за "Сила злаков". Каши же с наполнителями обойдутся в 5,46грн за 100г каши "Моментальная овсянушка" или же в 7,82грн за 100г каши "Быстров"

Что касается качества, то среди овсянки без наполнителей общая оценка "хорошо" у "Ваша каша" и "Сила злаков", оценка "удовлетворительно" у "Сіріус Люкс".

Среди каш с наполнителями один "отличник" – "Быстров". Каши марок "АХА", "Кашка Минутка" и "Моментальная овсянушка" получили общую оценку "хорошо", что совпадает с оценкой по органолептике.

 

Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест моментальных овсяных каш, ноябрь 2010г.
с наполнителями
 

Марка)1
Быстров АХА Кашка Минутка Моментальная овсянушка
Наименование/ время приготовления (настаивания)
(по данным производителя)
моментальная овсяная каша ассорти (черника, клубника, персик)/
5 минут
каша овсяная моментального приготовления с клубникой/
3-5 минут
овсяные хлопья быстрого приготовления с малиной со сливочным вкусом/
2-3 минуты
каша овсяная быстрого приготовления с сахаром, клубникой и сухими сливками/
3-4 минуты
Кол-во пакетов, масса 6х40г 7х40г 5х43г 5х45г
Производитель ООО "Нестле Россия"/ филиал в г.Вологда ОАО "Лантманнен Акса"/ г.Борисполь, Киевская обл. промышленная группа "Кунцево" ОАО Пищевой комбинат "Вологодский"  ООО "Компания "Родная еда"/ г.Киев
Масса, г /Цена, грн)2 240 / 18,77 280 / 19,90 215 / 13,82  225 / 12,28
Цена 100г, грн 7,82 7,11 6,43 5,46
Белки/ жиры/ углеводы, г в 100г 8,3/ 4,1/ 65,9 8,2/ 4,3/ 59,6 11/ 9/ 62 7,9/ 5,9/ 64,1
Энергетическая ценность, ккал в 100г 333 309,9 373 320,1
Срок/ условия хранения до указанной даты/  при температуре не выше 200С и влажности не более 75% 12 месяцев/ в сухом прохладном месте при температуре не выше 200С и влажности не более 75% 10 месяцев/  при температуре не выше 200С и влажности не более 75% 11 месяцев/ в сухом прохладном месте
Состав хлопья овсяные (не требующие варки), сахар, инулин, сушеная черника/ клубника/ персик (в зависимости от пакетика), соль, ароматизатор идентичный натуральному хлопья овсяные, сахар,  кусочки сушеной клубники, сухая молочная сыворотка, соль, натурально-идентичный ароматизатор ваниль хлопья овсяные, сахар, заменитель сухих сливок (сухая молочная сыворотка, раф. кокосовое масло), соль, кусочки сушеной малины, ароматизаторы идентичные натур. "малина", "сливочный" овсяные хлопья, сахар, сухие сливки растит.происхождения (глюкозный сироп, растит. жир, молочный протеин, эмульгатор Е471, стабилизатор Е341),  кусочки сушеной клубники, соль
Общая оценка (100%) отлично хорошо хорошо хорошо
Маркировка (10%) отлично отлично отлично отлично
Упаковка (10%) отлично отлично отлично отлично
Органолептика (80%) отлично хорошо хорошо хорошо
Внешний вид отлично хорошо хорошо хорошо
кремового цвета, с кусочками клубники темно-кремового цвета с кусочками клубники белого цвета с кремовым оттенком кремового цвета, кусочки клубники очень темные
Консистенция хорошо хорошо хорошо хорошо
в меру густая в меру густая в меру густая характерна для овсяной каши
Запах отлично хорошо хорошо хорошо
выраженный клубничный легкий, ванильный сильно выражен малины молочно-клубничный
Вкус отлично хорошо хорошо удовл.
сладкий, выражен вкус клубники клубничный, слегка кисловатый сладкий, сильно выражена малина вкус клубники не выражен
Физико-химические показатели в норме в норме в норме в норме
Свинец, не б. 0,5мг/кг 0,4 0,45 0,49 0,3
Кадмий, не б. 0,1мг/кг 0,05 0,049 0,051 0,05
Шкала оценок Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта.
отлично 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту
хорошо 2) -цены указаны на момент закупки образцов, сентябрь 2010г.
удовлетворительно  
плохо  
очень плохо )* - привело к снижению оценки

 

Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест моментальных овсяных каш, ноябрь 2010г.
без наполнителя
 

Марка)1
Ваша каша Сила злаков Сіріус Люкс
Наименование/ время приготовления (настаивания)
(по данным производителя)
Моментальная Овсяночка, каша овсяная/
3 минуты
овсяные хлопья моментального приготовления /
1,5-2 минуты
суперхлопья овсяные быстрого приготовления/
 7 минут
Кол-во пакетов, масса 2х210г 400г 800г
Производитель ООО "Компания "Родная еда"/ г.Киев промышленная группа "Кунцево" ОАО Пищевой комбинат "Вологодский"  расфасовано ООО "ДИС-2003"/ г.Киев
Масса, г /Цена, грн)2 420 / 7,38 400 / 7,81 800 / 5,40
Цена 100г, грн 1,76 1,95 0,68
Белки/ жиры/ углеводы, г в 100г 11,0/ 6,2/ 51,0 12,3/ 6,2/ 61,8 12,7/ 6,0/ 65,5
Энергетическая ценность, ккал в 100г 305 352 355
Срок/ условия хранения 11 месяцев/ в сухом прохладном месте 10 месяцев/ при температуре не выше 200С и влажности не более 75% 12 месяцев/ в сухом проветриваемом помещении при температуре не выше 250С и влажности не более 75%
Состав хлопья овсяные хлопья овсяные хлопья овсяные обработанные паром
Общая оценка (100%) хорошо хорошо удовл.
Маркировка (10%) отлично отлично отлично
Упаковка (10%) отлично отлично отлично
Органолептика (80%) хорошо хорошо удовл.
Внешний вид удовл. хорошо удовл.
сероватого цвета с желтым оттенком белого цвета с кремовым оттенком белого цвета с сероватым оттенком
Консистенция удовл. хорошо удовл.
вязкая, густая характерна для овсяной каши жидковатая
Запах хорошо хорошо хорошо
овсяной каши овсяной каши овсяной каши
Вкус хорошо хорошо удовл.
характерный, без посторонних привкусов характерный, без посторонних привкусов овсяной каши, с легкой горечью
Физико-химические показатели в норме в норме в норме
Свинец, не б. 0,5мг/кг 0,42 0,42 0,37
Кадмий, не б. 0,1мг/кг 0,03 0,054 0,056
Шкала оценок Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта.
отлично 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту
хорошо 2) -цены указаны на момент закупки образцов, сентябрь 2010г.
удовлетворительно  
плохо  
очень плохо )* - привело к снижению оценки

Уже второй год, как Всеукраинская общественная организация «Защиты прав потребителей финансовых услуг» помогает клиентам финансовых учреждений в вопросах защиты своих прав путем предоставления бесплатных юридических консультаций.

Подытоживая работу за год, организация составила перечень хитростей, а иногда даже мошенничеств, которые сегодня используются финансовыми учреждениями. К счастью, перечень не является обязательным для каждого финансового учреждения. И подобные случаи встречаются не так часто, однако, они есть.

Итак, обозначим главные проблемы.

Банковские карточки

Зарплатные карточки

Стандартная ситуация. Потребитель получает платежную карточку и пользуется ею на протяжении какого-то периода. Потом срок действия карточки заканчивается, и человек часто забывает о существовании «пластика». Но ведь счет все равно открыт. Приблизительно через два-три года (!) к потребителю обращаются коллекторы (иногда сам банк) и требуют погасить задолженность в размере около трех тысяч гривен. Ведь, оказывается, согласно договору, клиент должен был платить 50 гривен ежемесячно за обслуживание своего счета. А тот факт, что ему больше не начисляют зарплату (или другие выплаты) на эту карточку, не освобождает его от оплаты банковских услуг за обслуживание счета.

Конечно, закон в данном случае на стороне банка. Все честно — все условия были прописаны в договоре, который подписал клиент. Единственное, что беспокоит — моральная сторона вопроса. Банк выжидает ровно столько, чтобы не истек срок исковой давности по данному вопросу, обычно за это время набегает достаточно большая сумма, после чего предъявляются претензии клиенту. А если таких клиентов десятки тысяч? Вот и считайте.

Кредитные карточки

Вы снимаете средства, а банкомат сообщает: на счету осталось семь гривен. И предлагает снять 10. Пенсионеры, студенты часто на это соглашаются, не зная, чем все может закончиться. Автоматически (на разницу в 3 грн.) им открывается кредит (овердрафт), предположим, на 500 гривен. И дальше насчитываются проценты — по полной программе. Клиенту об этом, конечно, не говорит никто. В итоге, спустя некоторое время набегает две-три тысячи гривен долга. И все это законно, потому что было прописано в договоре.

Невыдача наличности и чека, при этом идет списание средств с карточки.

Такие случаи встречаются достаточно часто. Клиент хочет снять зарплату с карточки в банкомате, карточка возвращается, а денег и чека не получает. Однако! Вскоре на телефон приходит сообщение (если данная функция предусмотрена в банке), что со счета снята та сумма, которую клиент не получил.

Самовольное списание средств с карточек.

Также зафиксированы не единичные случаи по данному виду мошенничеств. Наверное, самой громкой в нашей практике была ситуация, когда в нашу общественную организацию обратился мужчина, у которого с карточного счета банк снял... 300 тысяч гривен. Как оказалось в дальнейшем, это был корпоративный конфликт, но это никак не может оправдать действия банка. Доказать, что клиент этих денег не получил, довольно сложно. Но бороться стоит. В любом случае, обязательно нужно написать и зарегистрировать в отделении банка заявление о снятии средств, копию оставить себе. Послать письмо на главный офис. И брать настойчивостью.

Также есть случаи, когда банк самовольно списывал средства с пенсионной карточки в расчет за кредит или когда с кредитного счета списывался платеж по страховке. Клиент узнавал о данном платеже лишь после того, как банк посылал сообщение по факту начисления пени за невыплату по кредиту.

Отдельно хочется заметить, что очень часто в банкоматах непроблемных (!) банков устанавливаются лимиты на снятие наличности в 1000—2000 грн. Конечно, это способствует тому, что человек, снимая значительные суммы, должен платить большую комиссию.

Проблемы с кредитами

Начисление пени по кредиту, которого не брали 

Сегодня Всеукраинская общественная организация «Защиты прав потребителей финансовых услуг» помогает клиенту одного из украинских банков, от которого коллекторская компания требует погашения задолженности по двум (!) кредитам на общую сумму около 50 тысяч гривен, при этом человек этих кредитов не брал! Клиент банка в здравом уме и отдает себе отчет, что никогда не получал кредиты и не терял документы, а также может доказать, что в день подписания кредитного договора он находился в другом городе страны.

Начисление пени на не полностью погашенный кредит

К сожалению, сегодня банки пользуются неосведомленностью клиентов и после окончательного внесения средств по кредиту выдают только квитанцию по окончательному платежу, а должны выдавать справку с надписью о полном погашении кредита.

Бывает так, что на счету остается 2 гривны, что вроде бы не критично ни для банка, ни для клиента. Однако это дает право банку начислить просрочку. И может получиться так, что вы купили в кредит телефон, а будете должны банку, как за автомобиль.

Оплата чужого кредита

В последнее время можно наблюдать случаи, когда человек вносит сумму ежемесячного платежа по своему кредиту, однако квитанция (чек) заполняется на другое лицо, и погашается кредит другого лица. Клиент, полностью доверяя сотруднику банка, не вчитывается в цифры, указанные на квитанции, и узнает о просрочке, только когда получает претензию из банка.

Жесткая политика коллекторов и банков по отношению к заемщикам

Недавно с одним из клиентов Всеукраинской общественной организации «Защиты прав потребителей финансовых услуг» произошел беспрецедентный случай. Коллекторы забрали (угнали!) автомобиль за просрочку по кредиту, которой нет. При этом не был должным образом оформлен ни один документ. Как оказалось, банк ошибочно передал данные коллекторской компании о человеке, который является добросовестным заемщиком.

Один из украинских банков, входящий в пятерку лучших, например, в своей практике использовал такой прием. Недобросовестным заемщикам посылал письма на бланках банка, однако, с текстом якобы вынесенного официального решения суда, в котором говорится о том, что квартира (машина и тому подобное) будет изъята.

Коллекторские компании идут дальше и ничем не брезгуют. Они в своем арсенале используют все — начиная от угроз по телефону не только заемщику, но и близким родственникам (причем даже в ночное время), посещений в вечернее время и выходные и заканчивая творчеством в виде писем с сообщением о долге перед банком и картинками с описанием стоимости человеческих органов.

Проблемы с депозитами

Расторжение депозитного договора без ведома клиента

В нашей практике есть случай, когда клиент, у которого закончился срок по депозитному договору, обратившись в банк за своими средствами, обнаружил, что этого нельзя сделать, поскольку он сам (!) уже досрочно разорвал договор по собственной инициативе. Сейчас по данному факту службой безопасности банка проводится служебная проверка, по результатам которой будет принято решение по выплате депозитного вклада и начисленных процентов.

Перевод депозита в золото 

Сегодня «проблемные» банки часто предлагают своим клиентам переоформить обычные депозиты (гривневые, валютные) в депозиты в золоте. При этом «забывают» сообщить клиентам, что данный вид вклада не гарантируется Фондом гарантирования вкладов.

Страхование

Промедление или отказ в выплате компенсаций 

Любимая «фишка» страховых компаний, которая прописывается в договорах страхования, — «непредусмотренные страховые случаи». Например, страхуют автомобиль от попадания летающих объектов, при этом сосульки под эту категорию уже не подпадают. Или, например, страхуется авто от попадания сосулек. Но только с домов коммунальной собственности!

Часто страховые компании предусматривают период, за который человек должен подать документы в случае страхового случая: акт ГАИ, техпаспорт, права, акт оценки... «и другие документы» — и понеслось... Доходит до того, что требуют ксерокопию техпаспорта и паспорта виновника ДТП. Но где же их взять и где искать того человека. А время идет, и если клиент не успел — до свидания, никаких компенсаций не будет.

Очень распространенный подход, когда страховая соглашается выплатить компенсацию, но для ремонта предлагает только свою СТО, на которой очередь на ближайшие полгода. И если клиент станет ремонтироваться на какой-то другой СТО, то потеряет право на возмещение расходов.

Навязывание страховой компании

Банки часто ведут себя крайне нагло и человеку, покупающему в кредит машину, навязывают свою собственную страховую компанию, которая, например, пребывает... в стадии ликвидации. И это несмотря на то, что в законе написано: не может быть обязательным условием кредитования какая-то конкретная страховая компания.

Покупки в группах

Людей подкупают, на первый взгляд, привлекательные условия получения ссуды на приобретение квартиры, автомобиля, земельного участка, строительства дома и тому подобное. Привлекательность таких предложений заключается в невероятно низких процентах за кредитный товар (4% в национальной валюте), которые практически вдвое меньше, чем при оформлении кредита в банке, долгосрочность выплат, минимальные ежемесячные платежи в пределах 250—1000 грн. в течение 15—25 лет, ненадобность справок о доходах и др.

Однако для получения ссуды, кроме документов, нужно еще платить «вступительные» взносы! При этом обещают «кредит», хотя на самом деле, в основном, речь идет не о кредитовании, а о распределении в порядке очереди суммарных вкладов (взносов) участников группы. В лучшем случае, участники, так сказать, кредитуют друг друга и при этом платят еще и за участие в этой группе. Так называемые администраторы и руководители групп и компаний гарантируют получение товара через три месяца и не говорят, что по условиям покупок в группах некоторым участникам схемы априори придется ждать своей очереди годами.

Среди рекламного спама в почтовом ящике всегда найдется объявление конторы, которая «быстро и качественно» изготовит мебель. Казалось бы, конкуренция покупателю только на руку. Но на деле среди множества подобных фирм немало недобросовестных. На мебельных интернет-форумах масса комментариев от обманутых покупателей, а на специальных сайтах есть даже «черные списки» предпринимателей.

Познакомиться с одним из представителей такой «доски почета» пришлось, к сожалению, и мне.

Брак с доставкой на дом

Кухонный уголок я присмотрел в супермаркете. Запомнил фирму – запорожскую фабрику «Компанит» (Киевский филиал находится в Броварах) и сделал заказ по телефону. Случилось так, что в момент доставки дома были только родители-пенсионеры. С нюансами покупок в интернете они не знакомы. Поэтому, когда работники фирмы занесли уголок в наполовину собранном виде (чтобы удобнее транспортировать), родители, визуально оценив мебель, заплатили им деньги. Те скоропостижно уехали, отказавшись завершить окончательную сборку. Хотя, как оказалось позже, в цену эта услуга входила. Когда же мы начали соединять все части, выяснилось, что уголок бракованный: детали не стыковались между собой по размерам. Наши жалобы в фирме игнорировали – мол, сами разбирайтесь, с мебелью все в порядке. Только спустя четыре дня согласились направить нам своего сборщика. Он, прокрутившись у мебели полчаса, признал – брак.

Уголок загнал в угол

Но даже это не стало аргументом для руководства фирмы. Нас ежедневно кормили «завтраками», каждый раз обещая решить проблему «как только так сразу». Не для того ли, чтобы оттянуть время? Ведь, как известно, в течение 14 дней покупатель имеет безоговорочное право вернуть товар, даже не объясняя причины.

На очередной наш звонок директор филиала уже отвечал: знать вас не знаю, ничего я вам не продавал и ничего вы не докажете – нашей печати у вас нет. Глянув на накладную, мы ахнули: на ней не было не то что печати, но и мало-мальских реквизитов. Из документов у нас был только паспорт на мебель. Вот уж опростоволосились...

На самом заводе в Запорожье удивили ответом, что повлиять на свой филиал не могут. Бесполезным оказалось и Киевское областное управление по защите прав потребителей: там порекомендовали изложить проблему в письменном виде и отправить по почте на предприятие. И только если в течение месяца фирма на жалобу никак не отреагирует, тогда уже можно обращаться и в их управление.

Давите на репутацию

Решение проблемы пришло случайно. Заметил, что на своем сайте компания «Компанит» хвалится членством в Украинской ассоциации мебельщиков (тел. 495-45-40). К моему большому удивлению, в ассоциации мою проблему выслушали, отсканировали документы, что были у меня на руках, и пообещали помочь. На следующий день замдиректора киевского филиала производителя позвонил мне лично и сказал, что проблема решится. Еще через день забрали бракованный уголок, вернув деньги – 1347 грн. Я потерял только сумму за доставку и подъем мебели на этаж (210 грн). По словам юристов, возмещение таких трат нигде не прописано.

– Если к нам обратится обманутый одним из наших членов покупатель – мы постараемся решить его вопрос, – рассказывает Виктория НЕСМИЯН, директор ассоциации, в которой числятся 112 производителей и продавцов мебели. – Если не удается уладить проблему на уровне филиала, позвоним в главный офис – собственнику компании. Если мы увидим, что покупатель прав, а собственник все равно стопорится, мы вынесем на заседание правления вопрос об исключении этой компании из нашей ассоциации.

По словам Виктории Сергеевны, их ассоциация лоббирует интересы своих членов в госструктурах и других направлениях. Поэтому, как правило, все участники дорожат своим членством. Кроме того, в уставе компании прописан кодекс чести мебельщика, которого обязаны придерживаться все члены ассоциации.

Чтобы развеять сомнения читателей, скажу, что журналистской корочкой я не «светил». Поэтому на личном опыте могу утверждать, что подобная помощь вполне вероятна. И даже если ваш обидчик не член УАМ, поищите другие регалии, которыми он дорожит. Возможно, через заведение, которое их предоставило, вам удастся найти свою правду.

Советы юриста

Евгений ПАРУШ, юрист, практикующий защиту прав потребителей в суде:

– Обязательно заключите договор, в котором четко пропишите сроки выполнения заказа, стоимость товара и ответственность сторон в случае нарушения договора. Например, за просрочку – пеня. Кроме договора, не мешало бы сторонам подписать и акт выполненных работ – когда все будет выполнено в полной мере. Естественно, нужно получить на руки и квитанцию/чек или накладную об уплате товара. Это основной документ, без которого отстаивать свои интересы в суде будет худо. Если же вам подсунули накладную без печати и реквизитов – нужно будет сначала доказать ее подлинность. Документы на мебель не подтверждают оплату, и на этом могут сыграть ответчики.

Что делать, если вас обманули

– Если вам продали некачественный товар – сразу же сообщите об этом продавцу. Если он отказывается его заменить или вернуть вам деньги – напишите письменное требование сделать это. Если вы приносите такое заявление продавцу, а он указывает вам на дверь – отправьте требование по почте с уведомлением. Вам придет корешок с указанием даты и отметкой, что субъект получил ваше письмо. Предприятие обязано на него отреагировать в кратчайшие сроки. Если это не происходит в течение недели, обращайтесь с этим корешком и другими документами в суд или управление по защите прав потребителей. В таких делах истец освобождается от госпошлины и оплачивает только информационно-техническое обеспечение – 120 грн. При цене товара в полторы тысячи гривен – сумма немалая – следует требовать и возмещения морального ущерба. В нашей стране разумно просить до пяти тысяч гривен. Если дадут две тысячи – будет хорошо. Кроме того, обычно в случае выигрыша все судебные траты возлагаются на плечи ответчика.

Проведенные в преддверии праздников исследования новогодних атрибутов повергли специалистов в шок — в игрушках обнаружили пакеты с песком, в новогодних костюмах — острую проволоку, а гирлянды и вовсе плавились на глазах. «Известия в Украине» выяснили, как правильно выбирать продукты, подарки и елочные украшения, чтобы не омрачить новогодние праздники.

Детские игрушки с радиационным песком

Чтобы проверить, что именно может стать угрозой безопасности здоровью и жизни украинцев в праздники, специалисты государственного предприятия «Укрметртестстандарт» закупили в торговой сети больших городов Украины продукцию новогоднего ассортимента. Действовали, как обычные покупатели. Продукты проверяли в химической и бактериологической лабораториях, а промтовары новогоднего ассортимента проверяли на прочность, безопасность использования и пожароустойчивость. «Результаты расстраивают. Желание производителя сэкономить на производстве за счет качества, и наше желание купить подешевле, могут привести к неприятным последствиям и испортить праздник», — рассказал «Известиям в Украине» начальник Научно-исследовательского центра испытаний продукции Владимир Семенович.

Результаты исследований показали, что отечественный рынок переполнен не просто некачественной продукцией, а товарами, которые могут нанести значительный вред здоровью и даже стать угрозой для жизни. Например, детские игрушки часто наполняют некачественными материалами — обрезками технического поролона и искусственного меха, даже целлофановые мешки с песком вкладывают. Были случаи, когда в безобидном, на первый взгляд, Санта-Клаусе нашли наполнители, радиационные показатели которых были выше нормы.

По мнению экспертов, при выборе подарков следует провести внимательный осмотр, потребовать сертификат соответствия и не гнаться за очень низкой ценой. «Конечно же, низкая цена должна настораживать. Нельзя за пять гривен купить качественную игрушку», — объяснил «Известиям в Украине» заместитель начальника лаборатории по испытанию игрушек Сергей Каспаров. «Если гирлянда стоит девять гривен, подумайте, какова ее себестоимость и может ли этот продукт быть качественным», — добавляет заместитель начальника центра испытаний ГП «Укрметртестстандарт» Сергей Кочатков.

«Правда, и цена — не 100-процентный показатель качества. Следует проверить сертификаты соответствия установленным требованиям к качеству», — утверждает Сергей Каспаров. — Товары для детей, купленные даже в дорогих магазинах, могут быть небезопасными, поскольку магазин не отвечает за это. Игрушки привозит поставщик и подтверждает их качество сертификатами. Не стесняйтесь их требовать».

После проверки документов и оценки соответствия цены и качества следует осмотреть покупку и попробовать самостоятельно выявить недостатки. Например, если в предложенной вам гирлянде размер электрической вилки не соответствует стандартам, а провода слишком тонкие — этот продукт может стать причиной пожара. Кроме того, во всех проверенных Центром гирляндах самым «слабым звеном» были пульты управления, изготовленные из некачественных, легковоспламеняемых материалов. «Ни в одной инструкции, которая прилагалась к образцам, не указывалось, что гирлянды нельзя соединять между собой, использовать на улице (если они не предусмотрены для этого)», — добавляет Сергей Кочатков.

Отдельное внимание эксперты обращают на горючесть материалов, из которых делают игрушки и новогодние костюмы. Тут особое требование — в случае возгорания материал должен затухать самостоятельно за несколько секунд, при этом огонь может возникнуть, но на небольшом участке. «Не важно, из какого материала выполнена игрушка. Даже если это крылья из птичьего пера или пуховое боа, огонь должен затухать. Редко какие дешевые игрушки проходят проверку огнем», — рассказал «Известиям в Украине» техник лаборатории испытания игрушек Владимир Ковтун.

Эксперты посоветовали не покупать новогоднюю продукцию, на которой написано «новогодний сувенир», поскольку категория «сувениры» не подлежит обязательной сертификации. «В таком случае очень вероятно, что игрушка некачественна», — говорит Сергей Каспаров. «Или, например, если увидели на детской погремушке надпись «детям до 3 лет не давать» или значок «перечеркнутый ребенок» — не покупайте ее, это тот же метод избежать ответственности», — добавляет пресс-секретарь «Укрметртестстандарта» Роксолана Цирук.

Запасы на праздники следует делать заранее

Из продуктов питания, которые украинцы чаще всего приобретают к праздничному столу, ГП «Укрметртестстандарт» проверил лососевую икру, колбасные и молочные изделия, выпечку, полуфабрикаты, кулинарные продукты.

Особое возмущение вызвали алкогольная продукция, приобретенная в одном из столичных интернет-магазинов. Она оказалась поддельной и опасной для здоровья. Фальсификаторы не стали мелочиться и подделывали элитные напитки. В частности, в коньяках Hennessi X.O., Remy Martin X.O. Excellence и виски Hankey Bannister были обнаружены денатурированные добавки и примеси химических веществ, которые недопустимо использовать в пищевой промышленности. «К коньякам или виски эти продукты не имеют никакого отношения, это спирты с денатурированными добавками. Превышение есть и по содержанию ацетона, и по другим химическим компонентам. Это опасный для здоровья фальсификат», — сказал Владимир Семенович. «Призываем потребителей не покупать алкогольные продукты в интернет-магазинах, киосках», — резюмировал руководитель исследовательского центра.

Негативный результат получили и при исследовании икры — ни один из представленных образцов не соответствовал стандартам. Они не соответствовали по содержанию консервантов. В «черный список» продуктов попали также полуфабрикаты и продукты кулинарий — в большинстве из обследованных образцов были обнаружены бактерии группы кишечных палочек, ингредиенты и добавки, которые не предусмотрены рецептурой. В молочных продуктах «встречается» плесень, а в шампанском — кусочки стекла. Эксперты призывают не отчаиваться, но с большим вниманием относиться к покупке продуктов, которые попадут на праздничный стол. «Если на колбасе написано, что ее срок годности 120 месяцев, то сразу понятно, что такому продукту верить нельзя», — рассказал Владимир Семенович.

На наш вопрос о том, какие же продукты попадают на стол работников ГП «Укрметртестстандарт» эксперт ответил: «Только проверенный. Жена не любит ходить со мной за покупками, ведь я не обращаю внимания на яркую упаковку или рекламу, а выбираю лишь те марки, продукция которых не раз проверена в наших лабораториях и соответствуют требованиям к качеству. В Украине много компаний, которые дорожат свои именем и не гонятся за доходами за счет сомнительного качества».

Чтобы избежать неприятностей, эксперты советуют не ждать последних дней года и покупать алкоголь, продукты питания заранее в крупных супермаркетах, больших магазинах, где можно рассмотреть упаковки товаров, при необходимости попросить сертификаты соответствия и качества, а также получить чек.

«Белый» список торговых марок:

Молочная продукция: «Слов’яночка», «Простоквашино», «Тема», «Яготинское», «Повна чашка», «Президент», Первомайский молочно-консервный завод.

Мясная продукция: «Ятрань», «Ятранчик».

Пельмени, вареники, мороженое, тесто: «Три медведя», «Левада», «Дольче Вита».

Рыбная продукция: «Бремор», «Матиас», «Морячок».

Фруктовые и овощные консервы, соки: агрокомбинат «Пуща Водица», «Садочок», Sandora.

Сладости: «Рошен», «Конти», «Ферреро Украина» (Украина), Faser (Финляндия).

Чай, кофе: «Майский», Curtis, Greenfield, «Принцесса Ява», «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Жокей», производство «Панорама».

Подсолнечное масло, майонез: «Олком», «Олейна».

Напитки: компании «Оболонь», «Росинка», «Кока-кола Бевериджиз Украина Лимитед», Rich, «Славутич».

Алкогольные напитки: Киевский завод шампанских вин «Столичный», компании Diageo Great Britain Limited, «Перно Рикар Украина».

«Черный» список торговых марок:

Икра лососевая зернистая: Salmonica, «Камчадал», «Тунайча» (Россия), «Русский посол», «Застольная», «Шаланда» (Украина).

Масло сливочное: производства Жашковского, Андрушевского маслозаводов, Староконстантиновского молочного завода; ООО: «Апрель», «Бимол», ЧП «Сасин С.И.»

По данным ГП «Укрметртестстандарт» 

Необходимость продвижения собственных товаров и услуг обусловливает применение скидок многими организациями как оптовой, розничной торговли, так и компаниями, предоставляющими услуги. Скидки и акции предоставляются и проводятся по различным основаниям. На данный момент грядет самый яркий праздник, в канун которого дисконтные программы будут радовать потребителя своим изобилием.

Это маркетинговый ход, подарок наиболее любимым покупателям, акт милосердия. Называть такие акции можно как угодно, не забывая только одного: бухгалтерский и налоговый учет скидок имеет свои особенности, а на товары и услуги, приобретенные подобным образом, распространяются все нормы гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Потому заявление о том, что акционный товар не подлежит возврату, является неправомерным. Тому, как не стать жертвой акций, скидок и дисконтных программ, посвящена сегодняшняя статья.

Цены под Новый год не кусаются?

Согласно ст. 632 Гражданского кодекса, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены, которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. То есть, по сути, продавец свободен при определении цен на товары (работы, услуги), если иное не вытекает из закона.

В то же время в публичном договоре, коим является, например, договор розничной купли-продажи, согласно ст. 633 Гражданского кодекса, единая цена товара устанавливается для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случае, если на определенный товар установлена скидка, то она действует для всех покупателей, которые подпадают под категорию, указанную в рекламном предложении: например, купившему телевизор – чайник в подарок.

Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим относительно заключения публичного договора, если иное не установлено законом. Предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ услуг). Поэтому, если вам пришло СМС-сообщение с текстом, содержащим обещание продать любой товар в магазине со скидкой в 20% при предъявлении этого СМС продавцу, то вы имеете право на продажу вам любой вещи в магазине дешевле. И пусть только скажут, что акция окончена либо товара нет в наличии. Магазин обязан продать товар по указанной заниженной цене.

Это – нормальная практика. Иначе вы имеете право на возмещение убытков. Каких убытков, спросит руководство магазина. Дело в том, что вчера вы хотели приобрести мобильный телефон, который стоил в соседнем магазине 1000 гривен. Однако вы его не приобрели, потому как вам промоутер дал рекламный проспект, в котором указано, что до 10 января действует новогодняя акция и этот телефон стоит 800 гривен. В результате покупатель отказался от покупки телефона в соседнем магазине, собираясь приобрести его по заниженной цене. Пока он ходил из одного магазина в другой, оказалось, что в магазине, где телефон по 800, таких товаров нет (и, скорее всего никогда не было), а в магазине, где телефон по 1000, все уже разобрали.

А за 1000 покупатель собирался его покупать изначально. И теперь во втором магазине эти телефоны есть по этой цене. В данном случае потребитель имеет право либо приобрести товар за обещанные 800 гривен, либо требовать компенсации убытков в размере 200 гривен и искать свой вожделенный телефон по нормальной обычной цене в 1000 гривен.

О природе скидки

Кроме того, стоит поинтересоваться, а были ли скидки вообще, и на каком основании. Допустим, у продавца действительно было 200 стиральных машин по акционной цене и их якобы разобрали. Если у продавца больше нет такого товара в наличии, то он имеет право отказать покупателю в продаже товара по заниженной цене. Однако…

Скидки на продажу товаров и услуг очень не любит налоговая. Дело в том, что в данном случае, продавая товар по цене ниже обычной, без НДС либо вообще по цене первоначального приобретения, продавец уменьшает свой доход и налог на прибыль. А иногда даже может идти в убыток. Поэтому, прежде чем установить на предприятии скидки, директору и главному бухгалтеру необходимо произвести некоторые телодвижения.

Изначально должен быть издан приказ директора о том, что на определенный период на определенные товары на предприятии будут действовать определенные скидки. Также может быть принято решение о том, что в целях рекламы действует определенная акция. И если в результате ее проведения с целью продвижения своих товаров и услуг компания реально тратит деньги на расходы, в целях учета по налогу на прибыль такой продавец может отнести не более 2% своих затрат. Все остальные деньги расходами не считаются. Отсюда следует вывод, что не будет магазин сознательно идти в убыток.

В оптовой торговле такие приказы не издаются, если в прейскурантах (прайсах), утвержденных руководством предприятия, цены на товары в зависимости от условий их приобретения покупателями указываются уже с учетом скидки. Условия предоставления скидки при сокращении сроков расчета определяются в договоре купли-продажи или поставки. При этом суммы предоставленных скидок указываются отдельной строкой в накладных. Кроме того, всю необходимую информацию о скидках должны получить и покупатели путем размещения объявлений на рекламных щитах или других рекламных носителях, в витринах магазинов, в торговых помещениях предприятий, через рекламу на радио, телевидении, в газетах и журналах.

Размер ценовых скидок фиксируется отдельными позициями в кассовых чеках и ежедневном отчете. При этом в кассовом чеке отдельно выделяется стоимость проданных товаров по розничным ценам, введенным в память кассового аппарата без учета предоставленных скидок. Исправления в ценники продаваемых товаров не вносятся и продажные (розничные) цены на реализованные товары не изменяются. В чеке, который выдает кассир покупателю, должна быть указана обычная цена и цена с учетом скидки. То есть заниженная цена даже не вносится в память кассового аппарата.

Поэтому когда вы приходите в магазин, где вам обещают продать товар со скидкой в 20%, стоит иметь ввиду, что цена со скидкой должна отображаться после первой обычной цены. То есть на ценнике должна стоять старая цена и новая, либо новая, возле которой должно стоять замечание «с учетом скидки в размере 20%». Если же на ценнике стоит цена в размере 200 гривен, и никаких других надписей там нет, это значит, что продавец обязан продать товар за 160 гривен. Именно этой сумме будет соответствовать продажа товара со скидкой в размере 20%. И никакие увещевания по поводу того, что цена, указанная на ценнике, уже включает в себя скидку, при условии, что на самом ценнике об этом ни слова, не являются правомерными. В данном случае покупатель имеет право требовать последующего снижения цены на сумму скидки.

Потребитель — он и во время акции потребитель

Допустим, вы явились в магазин и все вроде бы в порядке: товар по акционной цене есть, чайник в подарок получен, товар приобретен и благополучно используется. Только вот буквально через день, два, неделю оказывается, что товар этот не очень качественный либо попросту не подходит по цвету, размеру, фасону. Конечно, согласно нормам Гражданского кодекса и Закона «О защите прав потребителей», покупатель имеет право товар обменять либо вернуть.

Только придя в магазин с желанием вернуть вещь продавцу, а себе деньги, покупатели иногда получают отказ, обоснованный тем, что акционный товар и товар со скидкой обмену и возврату не подлежит. И нужно было внимательно читать об этом надпись мелким шрифтом на ценнике либо в рекламном проспекте.

Несмотря на то, что товар был приобретен по цене ниже обычной в ходе проведения какого-нибудь маркетингового предприятия или новогодней акции, потребитель остается потребителем со всеми присущими ему правами. Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Это – цитата из Закона и никакого ограничения прав потребителей ни в Законе, ни в Гражданском кодексе, ни в каком-нибудь ином нормативно-правовом акте не содержится. Поэтому в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель в порядке ст. 8 Закона имеет право требовать пропорционального уменьшения цены; бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения расходов на устранение недостатков товара. Если же товар имеет недостатки, которые исправить нельзя, то потребитель имеет право на расторжение договора и возвращение оплаченной за товар денежной суммы либо требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя).