Ликбез
В одной известной американской книге по инвестициям в недвижимость автор рассказывал, как он сам покупает оную: «Смотрю 100 вариантов, выбираю 10, а из оставшихся 10 – один подойдет на 99%». Поразило в этом высказывании не количество просмотренных объектов! А подход – человек заработал свои миллионы, покупая и продавая недвижимость, он профессиональный покупатель и, тем не менее, не кидается на «дешевые» или привлекательные варианты, а каждый раз тщательно выбирает.
Но наши люди, как известно, на такси в булочную не ездят. А потому и к покупке жилья относятся как-то уж слишком по-русски: очень часто слишком эмоционально или на «авось», или излишне доверчиво.
Была у меня клиентка, которая купила однокомнатную квартиру только потому, что выключатели стояли сенсорные (тогда только появились), а денег вполне хватало на двухкомнатную, но требующую ремонта. Ни на чьи уговоры не поддавалась! Сын в шоке, невестка дар речи потеряла… Счастливая покупательница въезжает в новые «апартаменты», оставшиеся деньги расходятся на обустройство жизни в новом городе (переехала поближе к сыну). А через полгода наступает разочарование – квартира темная, холодная, соседка сверху постоянно забывает выключать воду на кухне, а у соседей по площадке какие-то темные личности собираются... Зато с выключателями все в полном порядке!
И таких примеров можно привести множество. Ну не американцы мы! Вот такие эмоциональные! Только, в отличие от американцев, которые меняют жилье в зависимости от потребностей (рождение детей, новая работа и т.д.), мы квартиры чаще всего приобретаем один или два раза в жизни!
Итак, первые враги при выборе жилья – эмоции. Причем одинаково вредны и негативные эмоции, и вдруг возникшая эйфория. Как этого избежать? Никогда не ходить на просмотр квартиры (или тем более частного дома) в одиночку. Пригласите с собой друга (подругу) или дальнего родственника. Почему не родителей или детей? Потому что в данном случае семейные отношения – это сложная устоявшаяся система эмоциональных взаимодействий, а эмоции – это враг! С вами рядом должен быть кто-то нейтральный, к мнению которого вы бы смогли прислушаться. А уж потом обсуждать в семье и повторно смотреть!
Второй враг – это солнце! Виновато оно в том, что вечером не светит! А ведь в основном все просмотры происходят вечером после работы. За шесть лет моей риэлтерской деятельности можно по пальцам пересчитать покупателей, которые захотели посмотреть квартиру и дом, в котором она расположена, еще и днем. Остальные смотрят на «выключатели».
Но вы же не стены покупаете! А во многом ваш образ жизни и здоровья! Если вам понравилась квартира, и вы раздумываете, купить ее или нет – посмотрите в разное время суток, вы сможете оценить и степень освещенности комнат, и двор, и сам дом, и подъезд…
Следующий ваш враг – это ваши иллюзии в отношении соседей. Понятно, вам с ними детей не крестить, но жить придется через стенку! Есть известная поговорка, что соседей не выбирают, но не в нашем случае. Практически невозможно заставить любителей животных расстаться со своими сто двадцатью кошками (а если у вас аллергия?) или любителей спиртного, которые каждое утро собираются под подъездом, добровольно стать на путь исправления. Да и каких только соседей не бывает! Но вот о тех, с кем вы будете жить на одной лестничной площадке, и о тех, которые над вами – лучше разузнать. Сделать это не просто, а очень просто – поговорить с бабушками у подъездов (бесценный кладезь информации!), да и самим можно познакомиться с будущими соседями, а они, в свою очередь, могут и о продавцах квартиры много интересного рассказать!
Предположим, квартира нравится. Соседи замечательные – чаем с булочками напоили. На управляющую компанию (ТСЖ) молиться можно: дом, подъезд, двор и коммуникации в идеальном состоянии – заходи, живи и радуйся! Но есть еще один немаловажный аспект. Это инфраструктура микрорайона. Вам каждое утро нужно будет добираться на работу, а вечером домой – следовательно, нужно оценить доступность и работу городского транспорта, как далеко расположены остановки. Если вы на своей машине – наличие (отсутствие) пробок и в какое время, возможность подъезда к дому. Где расположены школа, детский сад, поликлиника, досуговые центры – вам должно быть на новом месте удобно и комфортно во всех отношениях!
Только объективно оценив все эти факторы – вы примете верное решение! С какими-то неудобствами вы сможете смириться (например, отсутствие детских садов, если ваши дети уже школьники), а с чем-то нет. В любом случае – у вас будут аргументы за и против.
И тогда на повестку дня встает другой вопрос – как проверить юридическую чистоту квартиры?
- Информация о материале
Почти каждый украинец хоть раз в жизни выступал кредитором сам. При этом одалживаем, как правило, родственникам, друзьям, знакомым и потому не обращаем особого внимания на соблюдение формальностей. В результате, такая халатность может дорого стоить кредитору. Prostobank.ua исследовал, что нужно знать, давая в долг, как правильно оформить договор займа и что делать, если долг вам все-таки не возвращают.
Форма договора
В случае если размер займа не менее чем в 10 раз превышает размер необлагаемого налогом минимума доходов граждан (на сегодняшний день всего каких-нибудь 170 грн.), договор займа должен быть заключен в письменной форме.
Несоблюдение письменной формы, в данном случае, не влечет за собой автоматически недействительность договора. Однако, в случае возникновения спора, наличие договорных отношений придется доказывать в суде. В этом случае в качестве доказательства не могут быть использованы показания свидетелей. Могут быть использованы письменные доказательства, аудио- и видеозаписи, выписки с банковских счетов и т.д. Кроме того, следует помнить, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег. Поэтому доказывать нужно, в первую очередь, факт передачи денежных средств заемщику, а не то обстоятельство, что у сторон была договоренность такую передачу совершить. Поскольку показания свидетелей не принимаются, сделать это крайне сложно.
Вопреки распространенному мнению, расписка не является письменной формой договора займа и не приравнивается к ней. Расписка может служить письменным доказательством факта передачи денег заемщику. И то лишь в том случае, если она оформлена правильно. В расписке обязательно указание на то, что деньги переданы кредитором в долг в качестве займа.
В противном случае, сторона должника получает возможности для маневра. Например, можно доказывать, что между сторонами имел место договор дарения, а не займа, или попытаться признать расписку векселем, несоблюдение предусмотренной законом формы которого ведет к отсутствию у заемщика каких-либо обязательств по нему.
Также в расписке следует четко указать фамилию, имя, отчество заимодателя и заемщика, сумму займа цифрами и прописью, срок возврата денег. Под распиской должна стоять подпись заемщика.
Даже при наличии расписки, в суде кредитору придется доказывать существование отношений займа. И хотя, на практике, при наличии расписки с подписью заемщика у кредитора, суд, как правило, принимает сторону кредитора, лучше заключить договор займа в простой письменной форме.
Что должно быть в договоре:
- Название договора (Договор Займа);
- Дата и место совершения сделки;
- ФИО сторон, их местожительства. Точные паспортные данные заемщика и его адрес нужно знать обязательно на случай судебного разбирательства;
- Сумма займа цифрами и прописью в национальной валюте. Поскольку все расчеты в нашей стране совершаются в гривне, можно выразить сумму сделки в эквиваленте к иностранной валюте (указать по какому курсу);
- Обязательство заемщика вернуть заем в срок, установленный договором. Если срок не установлен, кредитор имеет право предъявить требования заемщику вернуть долг в любой момент, у заемщика же есть 30 дней на исполнение требования кредитора;
- Договор может предусматривать выплату процентов за пользование займом. Мнения специалистов и судебная практика относительно того, может ли физическое или юридическое лицо, не обладая статусом финансового учреждения, выдавать заем под проценты разнятся. Одни считают, что нет, другие - что может, только за счет собственных, а не привлеченных средств. В любом случае размер процентов должен быть разумным. Если проценты слишком высоки, договор может быть признан недействительным, как заключенный под воздействием тяжелого для заемщика обстоятельства на крайне невыгодных для него условиях (ст.233 ГК), либо с нарушением принципов справедливости, разумности и добросовестности (ст.3 ГК). В то же время, договор считается беспроцентным, если он заключен между двумя физическими лицами в размере, не превышающем 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (850 грн.), и заем не связан с ведением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;
- Обязательны подписи сторон.
Нарушение договора
В случае если долг по договору займа не был возвращен в срок, кредитор, кроме выполнения непосредственно самого обязательства (выплаты займа), имеет право требовать выплатить ему 3% годовых за все время просрочки в соответствии со статьей 625 Гражданского кодекса Украины.
В данном случае сумма в размере 3% годовых не является неустойкой, поэтому для ее взыскания установлен общий срок исковой давности в три года, а не сокращенный, в один год, как для неустойки.
3% годовых начисляются с первого дня просрочки и до дня, когда долг был фактически возвращен на сумму займа, но без учета процентов, если таковые предусмотрены договором.
Договором может быть предусмотрен другой размер процентов, отличный от 3%, причем как меньший, так и больший.
Кроме того, кредитор имеет право требовать возврата долга с учетом индекса инфляции. Индекс инфляции (другое название – индекс потребительских цен) вычисляется Министерством статистики за каждый месяц, а также год. Нужно иметь в виду, что при вычислении суммы долга с учетом индекса инфляции нужно считать за каждый месяц, в том числе и за те месяцы, когда индекс инфляции составлял меньше единицы, то есть имела место дефляция.
- Информация о материале
В последнее время очень часто можно услышать следующие выражения: «У нас на работе нельзя приходить в джинсах», «А у нас – нельзя курить больше пяти раз в день». А в соседнем бизнес-центре в одной компании запретили доступ к сетям «вКонтакте» и «Одноклассники». Да и переписку большинство сотрудников могут вести только с рабочей почты, потому как все внешние почтовые серверы закрыты. Что это – современные интерпретации трудовой дисциплины или посягательство на тайну переписки и личной жизни, свободы мировоззрения и самовыражения.
В принципе, на каждом предприятии или фирме есть свои правила внутреннего трудового распорядка, где можно записать, по сути, что угодно. Лишь бы это не противоречило Конституции, КЗоТ и еще ряду нормативно-правовых актов, касающихся прав человека, гражданина, работника. О том, что может и чего не может запретить работодатель и, главное, как это правильно оформить, чтобы ни один суд и проверяющий орган не обнаружили нарушение прав трудящихся, и посвящена эта статья.
Вариации на тему табу
Начнем с того, что работодатель может запретить многое. Впрочем, равно как и разрешить. Все это объединяется одним выражением – установление корпоративных правил поведения для наемного персонала. Например, обязанность сотрудников международной консалтинговой компании придерживаться делового стиля нельзя рассматривать как нарушение конституционного права на свободу мировоззрения и самовыражения. В данном случае действуют нормы делового этикета либо правового обычая, которые составляют своеобразный признанный мировой общественностью формы выражения права.
Что касается доступа к развлекательным сетям, то он закрыт во многих компаниях. Первая причина – дисциплинировать работников, чтобы те в рабочее время не занимались отвлеченными от производства делами. Вторая – в целях обеспечения безопасности, предотвращения утечки конфиденциальной информации и промышленного шпионажа. Если руководство считает, что открытость ряда интернет-ресурсов несет потенциальную угрозу его компании либо просто, потому что «на работе нужно делать работу», то оно может дать приказ системному администратору закрыть все развлекательные, контактные и почтовые серверы.
В тоже время, ограничивать сотрудника от общения в Интернете либо запрещать ему что-либо в его личное время работодатель, конечно, права не имеет. В данном случае нарушается конституционное право неприкосновенности личной жизни, за нарушение которого можно попасть под арест либо под ограничение свободы (ст. 182 Уголовного кодекса Украины).
Личную почту смотреть нельзя, а корпоративную – можно
Но не все работодатели так делают – иные используют социальные сети и почтовые серверы с целью контроля и слежения за сотрудниками. А вот это уже подпадает под незаконный сбор информации. Мало того, в некоторых компаниях даже проводится тайная видеосъемка не только в «нужных» кабинетах с целью обеспечения элементарной безопасности, но и в туалетах, комнатах отдыха. В Германии, например, считают, что подобные действия работодателя недопустимы. Недавно в рейхстаг был подан законопроект, провозглашающий полный запрет на тайную видеосъемку, видеосъемку туалетов, комнат отдыха; запрет брать данные из социальных сетей и блогов кандидата при трудоустройстве; запрет слежения за активностью пользователя в контактных сетях; ограничения отслеживания электронной почты и телефонных переговоров в зависимости от характера работы.
Кстати, нарушение работодателем тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или другой корреспонденции, которая передаются средствами связи или через компьютер, предусматривает такое наказание, как ограничение свободы до трех лет. Если такие действия совершены должностным лицом, коим является, например директор предприятия, то можно поплатиться свободой на срок от трех до семи лет. Однако это преступление будет иметь место, если, работодатель читает вашу личную почту. Если же доступ к ней закрыт, а системный администратор имеет доступ к рабочей почте, то никакого нарушения закона тут нет, потому что рабочая почта дана работнику для выполнения его трудовых обязанностей, контролировать которые начальник имеет право.
Как оформить запрет
Теоретически все эти правила могут быть записаны в правилах внутреннего трудового распорядка. Однако разработка и утверждение этих правил не является обязанностью работодателя. Норма статьи 29 КЗоТ, обязывающая собственника ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, ни коим образом не может считаться такой, что обязывает работодателя такие правила утверждать. Они могут существовать в устной форме. Могут быть кодифицированы в Корпоративный кодекс либо оформлены в виде различных многочисленных приказов, инструкций и других внутренних документов.
Тем не менее, эти Правила внутреннего трудового распорядка все-таки стоит разработать. В письменной форме. Это обезопасит работодателя от многих проблем. Например, трудно будет уволить сотрудника за нарушение п. 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ («систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее не применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания»). То есть работодатель, оформивший надлежащим образом Правила внутреннего трудового распорядка, упрочивает свои позиции в случае судебного рассмотрения трудового спора. Отсутствие же Правил, наоборот, может подтолкнуть суд к принятию решения в пользу работника.
Напоследок остановимся на процедуре утверждения Правил внутреннего трудового распорядка в любом их виде. Эта процедура – очень «советская», как и сам КЗоТ, согласно ст. 142 которого Правила утверждаются трудовым коллективом по представлению собственника (уполномоченного им органа) и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя). То есть собственник в лице директора лишь готовит проект Правил внутреннего трудового распорядка, а утверждает их трудовой коллектив.
Согласно Закону «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», собрание трудового коллектива правомочно, если на нем присутствует более половины членов коллектива. Собрав такое количество сотрудников, нужно поставить их перед фактом об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка. Вряд ли работники откажут своему директору. А к содержанию Правил, утвержденным таким способом, не придерется ни один проверяющий и суд.
Зарубежный опыт
В постоянно растущей популярности социальных сетей работодатели всего мира давно уже усматривают опасность для кадровой эффективности своего бизнеса. Поэтому запрет на их посещение стал привычным и распространенным явлением. Кроме того, что эта мера призвана повысить результативность работы, она продиктована еще и соображениями безопасности. Запрещение посещения «социалок» – это еще и попытка работодателей сократить расходы трафика и снижения сетевой нагрузки на серверы компании.
Недавно доступ к сетям Facebook, Xing, а также к аукциону eBay своим сотрудникам закрыло руководство такой цивилизованной компании, как Porsche, считающее, что разведывательные службы зарубежных стран могут следить за сотрудникам, выкладывающими информацию о работе компании в социальные сети или на любые другие сайты. Однако такой запрет часто касается не только офисных работников в коммерческих структурах, но и государственных служащих. Например, в Черногории в 2010 г. вступил в силу официальный запрет для чиновников на посещение сайтов Facebook и YouTube с рабочих компьютеров. Теперь госслужащие, желающие скоротать часть рабочего времени за просмотром развлекательных фото и видео или перепиской с виртуальными приятелями, видят сообщение «Отказано в доступе» на мониторе
А вот в прогрессивной Латвии, где членам судебного корпуса долгое время было запрещено не только посещать социальные сети на работе, но и регистрироваться на таких сайтах в принципе, Комиссия по судебной этике совершила прогрессивный шаг вперед. Контролирующий орган признал, что судьи имеют право общаться на подобных сайтах, если подобный вид коммуникации не снижает уровень уважения к суду, а также не дает оснований сомневаться в независимости и объективности судьи при исполнении им своих обязанностей. Также судьям посоветовали уклоняться от случайных приглашений о дружбе в Интернете. В том же случае, если подобная дружба носит личный характер, то ограничивать судей никто не сможет. То есть судей приравняли в свободное от рабочего времени в правах со всеми остальными смертными.
- Информация о материале
Чаще всего "зарплатники" жалуются на то, что у обслуживающего их банка недостаточно густая сеть банкоматов. И потому им приходится либо метаться по городу в поисках подходящего банкомата, либо снимать наличные в "чужих" банкоматах и платить немалые комиссионные. Но, если честно, это самая мелкая проблема, с которой можно столкнуться, пользуясь зарплатной картой.
Ведь сотрудники не выбирают ни банк-эмитент карты, ни сам вид "пластика". Банк запросто может оказаться "карманным", а карта - самой дешевой. Отказаться же от участия в зарплатном проекте часто не представляется возможным.
В итоге заложники зарплатных договоренностей между работодателем и банком вынуждены тратить время на поиск банкомата, платить проценты по ненужному овердрафту, а в случае проблем банка и вовсе снимать с карты по 100 гривен в день, так как больше не позволяет временный администратор.
После ообщения с теми, кто недоволен таким положением дел выяснилось, как справляться с пятью наиболее серьезными опасностями, которые подстерегают держателей зарплатных карт.
Проблема №1 - как заплатить неожиданные штрафы и пени
Что произошло: оформили кредитный лимит без предупреждения. Маркетолог Оксана нашла себе новое место работы. Увольняясь, она сняла все доступные по счету деньги с дебетной зарплатной карты. Но через три месяца ей позвонили из банка с требованием закрыть овердрафт, о котором она даже не подозревала. Выяснилось, что за два месяца до Оксаниного увольнения банк оформил сотрудникам компании овердрафты в размере 10% их оклада. За пользование кредитом начислялись проценты в размере 28% годовых в гривне. При этом самих сотрудников об открытии лимита не уведомили. Оксана не заметила увеличение суммы на карте и обналичила ее всю. В итоге пришлось потом закрывать кредит и даже платить штрафные санкции.
Скорее всего, работодатель был осведомлен о том, что сотрудникам будут открыты овердрафты. Но почему-то не сообщил об этом. Допустила ошибку и героиня нашей истории. Перед увольнением необходимо уточнять у банковского менеджера, какую сумму можно снять со счета, не "залезая" в овердрафт. "В связи со сложившейся ситуацией в банковском секторе я бы рекомендовал всем клиентам банков при окончании действия договора брать справку об отсутствии задолженности перед финансовым учреждением", - советует управляющий партнер ЮК "Ольга Демченко и Партнеры" Ростислав Кравец.
Проблема №2 -- как оказаться заемщиком поневоле
Что произошло: оформили кредитную карту без ведома клиента. Менеджеру среднего звена Алексею позвонил сотрудник банка, который вел зарплатный проект его предприятия, и предложил оформить кредитную карту класса Gold. Алексей решил воспользоваться выгодным предложением и, следуя инструкциям менеджера, подал заявку в банк. Через две недели ему сообщили, что не могут оформить ему новую кредитку, пока он не закроет старую. Алексей был удивлен -- он никогда не открывал в этом банке никаких кредитных карт. Выяснилось, что при оформлении зарплатного проекта, банк в качестве бонуса выпустил для всех сотрудников компании кредитные карты. Но руководство забыло им об этом сообщить. К счастью, никаких долгов по кредитке не обнаружилось. Но Алексею пришлось ехать на другой конец города и писать заявление о закрытии кредитной карты, о существовании которой он даже не догадывался.
Выпуск карты без согласия клиента не редкость. Их "дарят" при оформлении депозита, совершении покупки, присылают по почте. "Но до тех пор, пока клиент нигде не поставил свою подпись или не совершил какую-то операцию с этой картой, она не имеет к нему никакого юридического отношения", - говорит директор ЮК Questor Артем Мурга.
То есть, в нашей истории человек мог и дальше игнорировать наличие "фантомной" кредитной карты. После истечения ее срока действия она была бы аннулирована без его участия. Но так как Алексей был заинтересован в оформлении реальной кредитки более высокого класса в этом же банке, пришлось играть по правилам финучреждения и писать заявление о закрытии предыдущего карточного счета.
Проблема №3 - как остаться без зарплаты-1
Что произошло: неожиданно закрыли кредитный лимит. Технологу химического производства Ивану предложили оформить овердрафт на его зарплатную карту в размере трех окладов. Он согласился, так как условия были довольно выгодными, а он давно хотел сделать ремонт в своей квартире. Иван воодушевленно взялся за ремонт, на который ушел почти весь кредит. Заемщик выполнял условия договора, аккуратно перечисляя на карту обязательный ежемесячный платеж. Но тут грянул кризис, и банк принял решение аннулировать все овердрафты. Два месяца вся начисленная Ивану зарплата автоматически списывалась в счет погашения задолженности. Только на третий месяц он смог получить 40% своего оклада.
К сожалению, банк имел полное право аннулировать овердрафт без предупреждения клиента. "Практически во всех договорах банк оставляет за собой право закрывать овердрафт и при этом списывать средства для погашения долга с зарплатной карты клиента", - говорит адвокат и советник по финансовым и правовым вопросам Всеукраинского адвокатского объединения "Альянс" Юрий Бауман.
Во избежание подобной ситуации, в зарплатный овердрафт стоит "залезать" лишь для того, чтобы снять средства на короткий период (например, чтоб дотянуть до зарплаты). И в конце месяца лучше полностью его закрывать. Кроме того, не стоит забывать, что за пользование кредитными средствами банк начисляет проценты, которые увеличивают сумму долга перед банком. В случае, если сумма снятых средств вместе с процентами превысит установленный лимит, овердрафт будет автоматически закрыт, включится счетчик со штрафными санкциями, а средства в принудительном порядке будут списываться с зарплаты.
Проблема №4 - как остаться без зарплаты-2
Что произошло: ошиблись при массовом перевыпуске карт. Житель Донецка Вячеслав три года получал зарплату на карточку одного из крупнейших украинских банков. После очередного перевыпуска карты, она была ошибочно направлена в отделение банка Киева, где обслуживались другие подразделения компании, в которой работает Вячеслав. В отделении ему сказали написать заявление с просьбой перенаправить карту обратно в Донецк, что и было им сделано. Но, ни через неделю, ни через месяц карту в местном отделении не получили. Владелец карты звонил в киевское отделение и головной офис банка, но никто не мог ему сказать, на каком этапе находится решение его проблемы и как скоро он сможет получить доступ к счету. В итоге, в отделении банка в Донецке карту с зарплатой удалось забрать лишь через два месяца.
К сожалению, ошибки случаются во всех банках. Правда, в некоторых они случаются с удручающей регулярностью. В случае с зарплатной картой, банк выбирает не человек, а работодатель. Поэтому совет "сменить банк" не работает. С другой стороны, если банковские ошибки происходят слишком часто, сотрудник имеет полное право отказаться от зарплатной карты и попросить работодателя зачислять ему зарплату на личную карту. Но в этом случае придется платить за выпуск карты, ее обслуживание и снятие наличных. А вот получать зарплату по старинке наличными, если всем остальным ее зачисляют на карточку, скорее всего не получится. Ведь от работодателя это потребует лишних расходов, а он вряд ли на это согласится. Впрочем, наш герой вполне мог попробовать получить зарплату в кассе банка - если у него на руках был договор об открытии картсчета.
Проблема №5 - как остаться без зарплаты-3
Что произошло: банк-эмитент карты обанкротился. В 2008 году руководитель службы безопасности Петр работал на предприятии, которое перечисляло сотрудникам зарплату через один крупный украинский банк. Когда грянул кризис, у банка начались проблемы. Об этом подробно писали в газетах и каждый день говорили по ТВ. В итоге зарплату было снять невозможно, поскольку к банкоматам горе-банка с утра выстраивались огромные очереди людей. После столь массового "обнала" карт банк был вынужден ввести лимит на снятие средств - не более 500 гривен в день. В то время Петр снимал квартиру, и деньги ему требовались срочно. Закончилась история в принципе хорошо: банк получил помощь от государства, со временем был куплен российскими инвесторами и избежал банкротства. Но доступ к своей зарплате Петр фактически получил только через месяц, из-за чего чуть не оказался на улице.
Проблемы с ликвидностью в годы кризиса испытывали многие банки. В этой связи держателям зарплатных карт не позавидуешь. Мало того, что в случае введения временной администрации в проблемном банке устанавливались лимиты на снятие средств (от 100 до 1000 гривен в день), так еще и получить можно было только те средства, которые были зачислены на карточный счет после введения в банк чиновников из НБУ. Единственный способ минимизировать риски -- вовремя забить тревогу. Если ходят слухи о том, что у банка проблемы, лучше заранее обналичить карту, не дожидаясь, пока у банкоматов выстроятся очереди, или перевести деньги с зарплатной карты на другой счет (текущий или карточный). Иногда выручает спешное снятие денег в банкоматах других банков, в том числе - за рубежом.
Преимущества зарплатной карты
1. Обналичка карты в банкоматах банка-эмитента и банков-партнеров бесплатная.
2. Выпуск и обслуживание зарплатной карты оплачивает работодатель.
3. Возможность оформления овердрафта в размере до 3-6 ежемесячных зарплат (в зависимости от должности сотрудника).
Недостатки зарплатной карты
1. Нет возможности выбрать банк, в котором предстоит обслуживаться.
2. Нет возможности выбрать класс карты (его определяет работодатель совместно с банком, в зависимости от должности сотрудника).
Наибольшие проблемы с зарплатными картами связаны с оформлением кредитных линий и овердрафтов - изучайте условия договора и контролируйте остаток на счету.
На зарплатные карты часто открывают овердрафты в размере до 3--6 месячных окладов. Но плата за это - от 22 % годовых
Если не внести минимальный ежемесячный платеж за пользование овердрафтом, можно схлопотать штраф в размере 0,2-0,5% суммы просрочки в день.
- Информация о материале
Это волшебное слово «дача»… Еще с советских времен покупка дачи (земельного участка для дачного строительства) означала приобретение некоего статуса благополучности семьи. Сегодня дача – это то место, куда стремятся граждане, чтобы укрыться от шума большого города, место, где можно подышать свежим воздухом, да и вообще отдохнуть. Для тех, кто только собирается приобрести «уголок природы», хотелось бы дать пару-тройку советов.
Итак, если вы решились приобрести земельный участок за городом, то вам следует определиться, для каких целей вы будете использовать землю. Дело в том, что все земельные участки в Украине имеют определенное целевое назначение, скажем, для строительства жилого дома или для занятия садоводством и т.д. Если вы приобретаете землю для постройки жилья, то, соорудив на ней сарайчик и засеяв оставшейся участок гречкой (картошкой, кукурузой и т.д.) вы рискуете навлечь на себя гнев «земельного инспектора» со всеми вытекающими последствиями. К слову, способы приобретения дачных участков разные, скажем, согласно ст. 131 ЗК Украины граждане имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании мены, ренты, дарения, наследования и иных гражданско-правовых договоров, заключение которых осуществляется в соответствии с ГК Украины с учетом особенностей, установленных ЗК.
Разумеется, порядок продажи и, соответственно, приобретения земельного участка, находящегося в государственной и коммунальной собственности, наделен некоторыми особенностями и сложностями, связанными с самой процедурой.
Дачу по расписке купить нельзя
В том случае, если вы твердо решили заполучить дачу, то, наверное, самым простым способом реализации своего желания можно назвать покупку земельного участка, находящегося в частной собственности. Но и здесь вас могут ожидать трудности. Ведь приобретение недвижимости должно четко укладываться в рамки соответствующего законодательства. Для начала это форма договора. Иными словами, передав деньги за дачу и получив расписку от продавца (деньги получил, сумма такая-то, дата, подпись), собственником дачи вы не станете, что впоследствии может привести к множеству неприятностей.
Самой простой бедой может быть невозможность в будущем продать, подарить, завещать приобретенный вами райский уголок. Почему? Потому что, согласно ГК Украины, договоры купли-продажи недвижимости (земля, дома, дачи и т.д.) обязательно совершаются в письменной форме, удостоверяются у нотариуса и регистрируются. При этом согласно ст. 126 ЗК, право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения границ, целевого назначения удостоверяется гражданско-правовым договором об отчуждении земельного участка.
Кроме того, при приобретении права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи (как в нашем случае), к такому договору приобщается государственный акт о праве собственности на отчуждаемый земельный участок. На госакте о праве собственности на земельный участок нотариус, удостоверяющий договор, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, делают отметку об отчуждении земельного участка с указанием документа, на основании которого произошло отчуждение (п. 5 ст. 126 ЗК).
Для того, чтобы избежать различных «недопониманий» между продавцом земли и покупателем, ЗК (ст. 132) предусматривает обязательные условия, которые должны быть указаны в договоре купли-продажи земельного участка. К таким условиям относятся: наименование сторон (ФИО); вид договора; предмет договора (земельный участок с определением места расположения, площади, целевого назначения, состава угодий, правового режима); документ, подтверждающий право собственности на земельный участок; сведения об отсутствии запрета на отчуждение участка; сведения об отсутствии или наличии ограничений для использования земельного участка по целевому назначению (например, участок сдан в аренду, обременен сервитутом); договорная цена; права и обязанности сторон; кадастровый номер земельного участка; момент перехода права собственности на земельный участок.
Если с договором и нотариусом все понятно (есть множество образцов договоров и множество нотариусов, желающих заработать), то зачем нужна регистрация? В соответствие с ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» государственная регистрация прав является обязательной, а информация о правах на недвижимое имущество и их обременение подлежит внесению в Государственный реестр прав. Права на недвижимое имущество, подлежащие госрегистрации, возникают с момента такой регистрации. Это означает, что стать собственником дачного участка вы сможете только после регистрации своего права собственности на приобретенный участок.
Не забудь о домике
Понятно, когда финансовые средства позволяют, можно приобрести уже, так сказать, готовую дачу – т.е. не только участок под нее, но и уже возведенный на участке объект недвижимости – дачный домик и все остальные постройки. В таком случае не теряйте бдительность и проверяйте, что именно вы прописываете в договоре купли-продажи, и внесен ли домик в этот договор, есть ли данные о нем из госреестра. Между прочим, согласно ст. 5 ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», в госреестре прав регистрируются права на объекты недвижимого имущества, размещенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения. Так вот, обязательной государственной регистрации подлежат не только жилые дома или квартиры, как мы привыкли считать, но и здания, в которых расположены помещения, предназначенные для пребывания в них человека, размещения движимого имущества, хранения материальных ценностей, осуществления производства и т.д. А это, как вы понимаете, и есть «завуалировано» названный в законе наш дачный домик.
Кроме всего прочего, существует еще один подводный камень покупки дачи, который, кстати, легко выясняется у нотариуса на основании данных госреестра. Речь идет о продаваемом дачном участке, что находится, к примеру, в общей совместной собственности супругов. Гражданским, Семейным кодексами Украины и иными актами законодательства, которые уже упоминались, предусмотрено четкое правило – для продажи недвижимого имущества, находящегося в общей совместной собственности, необходимо согласие обоих супругов. Поэтому при заключении договора у нотариуса личное присутствие вашей половины обязательно. В противном случае у, мягко говоря, обманутого супруга возникает право обжаловать заключенную сделку в суде, а вы, покупатель, рискуете лишиться купленного домика и участка.
Есть ли жизнь на даче?
Наконец, о вопросе, наиболее часто задаваемом – «можно ли прописаться (зарегистрироваться) на даче?». Ответ, как ни прискорбно, – нет. Даже в том случае, если ваш дачный домик больше напоминает дворец, и таким хоромам можно лишь завидовать – все равно «нет». Конечно, с точки зрения теории, добиться права прописки на даче (при условии, что дачный домик пригоден для проживания) можно в судебном порядке, но это только теория. Причем такую попытку можно предпринять лишь тогда, если дача – единственное ваше возможное место проживания, а сам дом пригоден для постоянного проживания.
Все основывается на подходе законодателя к определению дачного дома – это жилой дом для использования в течение года с целью загородного отдыха (Приказ Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины №127 от 24.05.2001 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества»). Отсюда вывод – постоянное место регистрации не может быть ограничено одним годом, да и постоянное место жительства тяжело назвать проживанием с целью загородного отдыха, согласитесь.
Хотя, к примеру, в соседней Беларуси, временная регистрация (до одного года) граждан может осуществляться по месту пребывания на даче, причем без каких-либо сложностей. Конечно, при условии, что на даче возведен жилой дом, а не временная постройка.
- Информация о материале
В офисе практически каждой компании на сегодняшний день есть хотя бы один компьютер, который, как известно, без программного обеспечения работать не может и представляет из себя просто «черный ящик». Лицензионное ПО стоит достаточно дорого, потому ряд предприятий используют нелицензионное, забывая о том, что компьютерная программа, согласно п. 2 ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса и п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах» является объектом авторского права.
За нарушение этих двух нормативно-правовых актов можно не только пострадать финансово, будучи привлеченным к административной, уголовной и гражданской ответственности, но и поплатиться своей деловой репутацией. Дело в том, что с начала 2008 года всемирная организация Business Software Alliance (BSA), объединяющая производителей ПО, начала свою деятельность по противодействию компьютерному пиратству в Украине. Ежеквартально эта организация по факту своих расследований опубликовывает черные списки нарушителей. Согласитесь, как-то стыдно оказаться в таком списке. Приобретение и использование нелицензионного ПО наносит огромный финансовый и имиджевый ущерб компании.
Сисадмин «отпущения»
Гражданский кодекс и Закон «Об авторском праве и смежных правах» относят компьютерные программы к объектам авторского права, за нарушение которого может наступить гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность.
Самым страшным является именно первый метод воздействия на нарушителя — гражданско-правовой метод заключается в восстановлении нарушенных прав и компенсации ущерба. Компания-правообладатель может выставить огромный счет за нарушение своих авторских прав, включив в этот счет не только сумму прямого действительного ущерба, но и сумму упущенной выгоды и моральный вред, понесенный в результате попирания деловой репутации.
Уголовная ответственность, хотя и грозит штрафами и конфискацией всего нелицензионного ПО, может, как и административная, быть наложена только на физическое лицо. Юрлицо таким образом наказано быть не может. Но субъектом правонарушение может стать должностное лицо предприятия — обычно за все, что происходит на предприятии, отвечает директор. Но бывает так, что руководитель предприятия, являясь талантливым управленцем, и просто виртуозом в вопросах менеджмента и финансов, даже не подозревает о том, что на офисных компьютерах установлено контрафактное программное обеспечение. Поэтому советуем переложить ответственность за все вопросы, связанные с использование ПО на офисных компьютерах, путем вменения этих функций к обязанностям системного администратора, если таковой имеется. Соответствующе решение должно быть отображено в приказе руководителя и должностной инструкции системного администратора. Именно к нему и возникнут вопросы у правоохранительных органов в случае визита по вопросу нарушения авторских прав.
Незваный гость… вместе с налоговой
Если вы наивно полагаете, что проверок по вопросам использования лицензионного/нелицензионного ПО в нашем государстве никто не проводит, то вы глубоко ошибаетесь. Как говорится, с проверками приходит в гости не только налоговая. Проверку факта незаконного использования ПО имеют право проводить сотрудники милиции (в т.ч. ОБЭП), инспектора по вопросам интеллектуальной собственности, а также сотрудники органов налоговой службы. К проверкам по вопросам применения лицензионного ПО применяются все те же требования, что и к проверкам другими контролирующими органами.
Основанием для проверки сотрудниками милиции является устное или письменное заявление о правонарушении, зафиксированное надлежащим образом. По каждому факту получения информации о правонарушении может быть проведена одна проверка. Документальным подтверждением правомерности проверки является правильно оформленное направление на проверку, подписанное руководителем соответствующего контролирующего органа. В направлении должны быть указаны ФИО, должности лиц сотрудников такого органа, которые должны нанести визит. Каждый из них должен явиться со служебным удостоверением и расписаться в журнале учета проверок на предприятии. Считывание информации с каналов связи возможно как в рамках уголовного дела, так и до его возбуждения только с разрешения суда апелляционной инстанции, как это предусмотрено ст. 187 Уголовно-процессуального кодекса.
Право на проведение проверок хозяйственной деятельности работники ОБЭП могут реализовывать только при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность, поэтому, проведение этих проверок является ни чем иным, как осуществлением оперативно-розыскных мероприятий. При проведении проверки присутствие представителя производителя ПО обязательным не является. Обнаруженное на предприятии ПО отправляется на экспертизу. Если экспертиза подтвердит отсутствие лицензии, о выявленном факте сообщается представителю производителя ПО, по заявлению которого, (если сумма причиненного ущерба значительна) возбуждается уголовное дело.
Что потребует проверяющий?
Итак, что прежде всего заинтересует проверяющих лиц? Безусловно, лицензионный договор или лицензию на использование программного обеспечения, которые являются договорами на распоряжение имущественными правами автора программного обеспечения. Лицензия может быть как отдельным документом, так и составной частью лицензионного договора. Она представляет собой письменные полномочия лицензиара, право на использование произведения в определенной ограниченной сфере, которое предоставляется другому лицу. Согласно лицензионному договору, одна сторона (лицензиар) предоставляет второй стороне (лицензиату) разрешение на использование произведения (лицензию) на условиях, определенных по взаимному согласию стороны с учетом требований законодательства. При этом лицензионный договор содержит больше условий, чем лицензия, которая может быть частью этого договора.
Такие договора должны заключаться в письменной форме. Иначе они, согласно ст. 1107 Гражданского кодекса, являются ничтожными. Таким образом, для того, чтобы передать имущественные права, автор заключает с другой стороной любой из отмеченных выше гражданско-правовых договоров. К письменным договорам приравниваются электронные документы, заверенные электронной подписью. То есть те лицензионные договора, факт заключения которых подтверждаются проставлением галочки в графе «Я согласен с условиями лицензионного соглашения».
Особая форма лицензионных договоров установлена компанией Microsoft как собственником ПО. Так, лицензионный договор на распоряжение программным обеспечением производства Microsoft (лицензия) является заключенным в случае наличия на компьютере сертификата о подлинности ОЕМ версии ПО. Этот сертификат не может переноситься на другой компьютер. ПО считается лицензионным только после активации. К тому же в случае изменения характеристик компьютера может потребоваться новая активация. Стоит отметить, что Microsoft запрещает на основании обычной лицензии ОЕМ («оберточная лицензия») отчуждать такое ПО, то есть передавать его в прокат, аренду, во временное пользование, а также использовать для оказания сетевых услуг третьим лицам на коммерческой основе. Под этот запрет и подпадает, конечно, передача ПО в уставной фонд юрлица. Для совершения подобных действий нужна совсем другая, специальная лицензия на право передачи ПО третьим лицам. Стоит она примерно столько же, сколько и новое ПО.
Таким образом, юридическое лицо не имеет права передавать в пользование лицензионное ПО вместе с компьютером. Физические или юридические лица будут правомерными пользователями ОЕМ версии ПО в случае безвозвратной продажи (передачи) им компьютера вместе с ПО.
Напоследок хотим отметить, что именно компания Microsoft как монополист в сфере разработки ПО в свое время начала активное преследование нарушителей. Именно под их эгидой и создана организация Business Software Alliance. Желая дисциплинировать участников рынка, но понимая при этом, что цены на лицензионное ПО зашкаливают и далеко не каждому по карману, Microsoft в своей пратике использует не только кнуты, но и пряники: если у Вас на компьютере стоит нелицензионное ПО, вы можете честно признаться в этом, направив заявление правообладателю, который продаст лицензионное ПО за полцены.
Варианты юридической ответственности за использование нелегального ПО
Гражданско-правовая ответственность: 1) запрет действий, нарушающих авторское право; 2) возмещение морального ущерба (сумма определяется судом); 3) возмещение материального ущерба; 4) взыскание с нарушителя дохода, полученного вследствие нарушения; 5) выплата компенсации в размере от 10 до 50000 минимальных заработных плат вместо возмещения ущерба либо взыскания дохода; 6) конфискация всего контрафактного ПО; 7) штраф в размере 10% от суммы, присужденной истцу в пользу государства.
Административная ответственность: 1) штраф в размере от 170 до 3400 грн. с конфискацией незаконно произведенной продукции (ст. 51-2 КоАП, незаконное использование объекта авторских прав); 2) штраф в размере от 170 до 1700 грн, а при повторном нарушении – до 3400 грн (ст. 164-9 КоАП, незаконное распространение экземпляров ПО); 3) штраф от 340 до 3400 грн. (ст. 164-13 КоАП, нарушения при производстве и обращении CD и DVD, а также оборудования для их производства); 4) штраф от 170 до 1700 грн с конфискацией товара (для граждан) и от 510 до 2550 грн (для должностных лиц предприятий) за перемещение через границу товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности (ст. 345 Таможенного кодекса).
Уголовная ответственность: наступает за незаконное распространение и воспроизведение объектов авторского и смежного прав (ст. 176 УК): 1) с нанесением ущерба в значительном размере (5150 и более грн) — штраф от 200 до 1000 НМДГ (3400 — 17000 грн), либо исправработы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет с конфискацией всего контрафакта, а также оборудования, использовавшегося для его изготовления; 2) с нанесением ущерба в крупном размере (51500 и более грн), либо совершенное повторно или группой лиц по предварительному сговору — штраф от 1000 до 2000 НМДГ (17000 — 34000 грн), либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с конфискацией всего контрафакта, а также оборудования, использовавшегося для его изготовления; 3) с нанесением ущерба в особо крупных размерах (257500 и более грн), либо совершенное должностным лицом с использованием служебного положения, или организованной группой — штраф от 2000 до 3000 НМДГ (34000 — 51000 грн), либо лишение свободы на срок от 3 до 6 лет с конфискацией всего контрафакта, а также оборудования, использовавшегося для его изготовления и с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо без него.
- Информация о материале
Страница 154 из 186
