Ликбез
ЖЭК-потрошитель», «БЛЭК-ЖЭК» — как только не обзывают граждане жилищно-эксплутационные организации, переданные нам в наследство как атавизм от «совковых» времен. Но когда мы с благодарностью получали в наем квартиры от государства, можно было терпеть халатное отношение ЖЭКа к состоянию своего дома. Сегодня, являясь собственниками квартир и совладельцами многоквартирных домов, разумные и неленивые граждане начали активно отказываться от услуг ЖЭКов, нанимая по собственному усмотрению частные организации для обслуживания своих домов.
Как это реально работает? Через создание ОСМД – организации совладельцев многоквартирных домов, которые передают обслуживание своих домов избранным им компаниям и контролируют выполнение прав и обязанностей сторонами.
Дом высокой культуры и быта
Статус и деятельность ОСМД регулируется одноименным Законом. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗУ «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», ОСМД — юридическое лицо, созданное владельцами для содействия использованию их собственного имущества и управления, содержания и использования неделимого и общего имущества.
Основная деятельность объединения заключается в осуществлении функций, которые обеспечивают реализацию прав владельцев помещений на владение и пользование общим имуществом членов объединения, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействие членам объединения в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнение ими своих обязательств, связанных с деятельностью объединения. Объединение отвечает по своим обязательствам средствами и имуществом объединения, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (причем именно на стороне жильцов).
Как создать ОСМД
Для создания ОСМД инициативная группа в составе не менее трех владельцев квартир или нежилых помещений созывает учредительные собрания. Не позднее чем за 14 дней до проведения учредительного собрания всех его участников под расписку или рекомендованным письмом необходимо уведомить о дате, месте, времени его проведения и повестке дня. Решение о создании ОСМД считается принятым, если на собрании присутствовало более 50% владельцев жилья и за него проголосовали не менее двух третей присутствующих. На первом собрании утверждается Устав организации.
После принятия решения о создании ОСМД необходимо его зарегистрировать в исполнительном комитете соответствующего органа местного самоуправления. ОСМД считается созданным с момента выдачи свидетельства о государственной регистрации. Оформление и регистрация всех документов осуществляются бесплатно.
Высшим органом управления является общее собрание жильцов, к исключительной компетенции которого принадлежат утверждение устава, внесение в него изменений; избрание членов правления; решение вопроса об использовании объектов, которые находятся в общей собственности; утверждение сметы, баланса ОСМД и годового отчета; определение размеров взносов и платежей членами кондоминиума; принятие решения о реконструкции и ремонте дома или о возведении хозяйственных сооружений; определение ограничений на пользование объектами, которые находятся в общей собственности; принятие решений о передаче в аренду объектов, которые находятся в общей собственности; утверждение соглашений о создании обществ или об участии в них.
Для руководства текущей деятельностью ОСМД избирается правление. Оно является исполнительным органом кондоминиума и подотчетно общим собраниям, которые устанавливают порядок избрания и отзыва членов правления, их количественный состав и сроки избрания. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления на общих собраниях из числа членов ОСМД избирается ревизионная комиссия (ревизор) или принимается решение о привлечении аудитора.
ОСМД после приобретения статуса юридического лица может принять на собственный баланс весь жилищный комплекс; по договору с предыдущим собственником оставить его балансодержателем всего жилищного комплекса или его части; заключить договор с любым юридическим лицом, устав которого предусматривает такую деятельность, о передаче ему на баланс всего жилищного комплекса или его части.
Контроль за качеством услуг ЖКХ
Перефразируя афоризм французского писателя Жюля Ренара, можно сделать однозначный вывод: будучи членом ОСМД или потребляя услуги ЖЭКа, платить за коммунальные услуги все равно нужно. Только вот в составе кондоминиума этот процесс выглядит намного органичнее и правильнее. И проконтролировать расход средств будет проще.
После регистрации кондоминиум открывает свой счет в банке, на который будет поступать квартплата от всех его членов. Эти средства могут расходоваться исключительно по усмотрению жильцов дома. Субсидии и льготы, которые выделяются гражданам Украины из государственного бюджета, сохраняются и перечисляются на счет ОСМД с момента его образования. Государственные дотации на содержание и обслуживание приватизированных зданий также по закону не отменяются.
Какая организация будет обслуживать дом, решает общее собрание жильцов: можно заключить договор с частными предприятиями по бытовому обслуживанию жилого фонда, можно с любым ЖЭКом. С организациями, которые поставляют газ, воду и тепло, занимаются вывозом мусора, ОСМД необходимо заключить прямые договора. При наличии технической возможности проведения поквартирного учета потребления водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и других услуг владельцы жилых и нежилых помещений могут перечислять средства непосредственно предприятиям и организациям, которые предоставляют эти услуги, или согласно заключенным договорам – на счет ОСМД для накопления и следующего пересчета. При отсутствии отмеченной технической возможности управитель обязан за счет средств балансодержателя установить общедомовые приборы учета.
Если правление кондоминиума самостоятельно осуществляет функции управителя, то по договору с поставщиками коммунальных услуг оно может быть коллективным заказчиком (абонентом) таких услуг. В этом случае ОСМД несет полную ответственность за своевременную оплату фактически употребленных его членами коммунальных услуг.
Владельцы квартир, помещений, не оборудованных приборами учета, обязаны заключить договор об обслуживании и оплате коммунальных услуг с управителем, даже если они не являются членами ОСМД. Отказ от этого или неуплата счетов не допускаются. Такие действия являются нарушением прав других членов ОСМД и основанием для обращения в суд о взыскании задолженности в принудительном порядке.
- Информация о материале
Как правильно избавиться от залога (квартиры или машины), чтобы не остаться должным банку?
Главных причин ошибок при реализации залога две:
- заемщик морально подавлен и не готов возражать банковским клеркам;
- заемщик отдал банку полный контроль над ситуацией.
Банкиры любят рассказывать о том, как заемщики приходят в банк и бросают ключи от автомобиля или квартиры на стол кредитному менеджеру. Конечно, в таких историях они выставляют себя жертвами -- дескать, кредит не погашен, залог в условиях кризиса неликвиден. Но на самом деле в проигрыше, как правило, оказывается сам заемщик, который лишается имущества и зачастую еще и остается банковским должником.
Чтобы не остаться в минусе, стоит проконсультироваться с юристом и взять процесс продажи залога в свои руки. Дабы проиллюстрировать, насколько это важно, "Деньги" собрали реальные истории бывших заемщиков, которых банки, что называется, кинули при продаже купленной в кредит квартиры или машины.
Проблема 1: продажа залога по заниженной цене
Наталья приобрела двухкомнатную квартиру в столице в 2005 году. В кризис она потеряла работу и не смогла дальше погашать кредит. Тогда она приняла решение продать квартиру в Киеве и переехать к родителям в Черновцы. Поскольку лично она продавать квартиру не могла, передала полномочия сотруднику банка. Остаток долга составлял всего 40 тыс. долларов, и суммы от продажи залога должно было хватить на погашение долга с лихвой (средняя стоимость подобной двухкомнатной квартиры в Киеве осенью 2009 года колебалась от 60--75 тыс. долларов). Все, что удастся выручить сверх суммы кредита, сотрудники банка пообещали перечислить Наталье. В течение месяца квартира была продана, но никаких "лишних" денег, как выяснилось, не осталось. Сотрудники банка рассказывали заемщице о "мертвом" рынке недвижимости, о том, как сложно было найти покупателя. В общем, даже проверив все детали, заемщица не смогла доказать, что банковские сотрудники -- мошенники. Да они в принципе и не заинтересованы в продаже залогового имущества по максимальной цене. Это не входит в их обязанности. Им достаточно того, что кредит будет погашен. Хотя это совершенно не исключает наличия рядом с такими сотрудниками вполне заинтересованного в максимальной выручке риелтора и сговора между банковским клерком и таким посредником. Поэтому рассчитывать на выгодную сделку через банк не стоит.
Что делать: Продавать квартиру лучше самому. Если нет такой возможности, то нужно правильно оформить договор поручения. Если рыночная цена залоговой квартиры намного выше, чем сумма остатка по кредиту, нужно зафиксировать минимальную продажную стоимость в договоре поручения, который заемщик подписывает при передаче имущества для реализации банком. Это совет от управляющего партнера юридической компании "Можаев и партнеры" Михаила Можаева.
Проблема 2: залог не продается
В сентябре 2009 года Volkswagen Golf 2006 года выпуска, принадлежавший заемщице Татьяне, был отогнан на штрафную стоянку банка. Поскольку она уже около полугода не платила кредит, выход был один -- продать автомобиль по сходной цене и за счет этого погасить долг. Изначально Татьяна была согласна на такой вариант, поэтому сама принесла ключи от машины в банк. Но шли месяцы, автомобиль все не продавался, сумма долга росла. За год накрутка вместе с процентами, штрафами и оплатой стоянки составила около 10 тыс. долларов. Сейчас Татьяна и рада бы самостоятельно продать автомобиль, но сотрудники банка его ей не отдают.
Что делать: Во избежание таких ситуаций в договоре поручения необходимо фиксировать максимальный срок реализации залога (например, 3--6 месяцев). Управляющий партнер юридической компании "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец напоминает, что на период реализации имущества многие банки соглашаются приостановить начисление штрафных санкций и даже процентов. Но для того чтобы банк это сделал, заемщик должен сам об этом письменно попросить, то есть написать заявление на имя начальника отделения банка, где выдан кредит, и добиться согласия. Создавать льготные условия "по умолчанию" банкиры не умеют.
Проблема 3: залог продан - денег нет
В 2006 году Александр приобрел Lexus IS 250 за 45 тыс. долларов. В 2008-м он не смог обслуживать кредит и был вынужден передать банку автомобиль для реализации. На момент подписания доверенности на продажу авто остаток по кредиту составлял 30 тыс. долларов. Через два месяца Александру сообщили, что на автомобиль нашелся покупатель, готовый заплатить сумму, достаточную для погашения кредита. При этом менеджер предупредил заемщика, что для минимизации налогов в документах укажут другую цену -- 10 тыс. долларов. Заемщик был не против, главное -- чтобы кредит закрыли. Но после проведения сделки в счет погашения кредита было перечислено всего 10 тыс. долларов. Остальную сумму Александр остался должен банку. Он, видимо, забыл, что мошенники среди сотрудников банков встречаются так же часто, как и среди представителей других уважаемых профессий. Продажа по заниженной против реальной цене - это в принципе опасно, но особенно - в случае, если в процесс вмешивается третья сторона - представитель банка. В таком случае у продавца становится значительно меньше шансов отстоять свои интересы
Что делать: Не соглашаться на такие авантюры и требовать указания в документах реальных сумм. Это является гарантией того, что кредит все-таки будет погашен на максимально возможную сумму. Если неприятная история уже произошла, есть шанс отстоять свои права в суде, основываясь на том, что имущество было продано по цене существенно ниже рыночной без согласия заемщика, советует ведущий юрист юридической фирмы "Центр правового консалтинга" Николай Осинский.
Проблема 4: залог продан, кредит не закрыт
Частный предприниматель Валерий не смог сохранить свой бизнес в кризис. Добротная трехкомнатная квартира в столице, за которую он выплачивал кредит, оказалась ему не по карману. В банке предложили продать залог и закрыть кредит. Валерий подписал генеральную доверенность на продажу сотруднику банка и выехал из квартиры. Он был уверен, что рассчитался с банком полностью, ведь остаток по кредиту был значительно меньше стоимости его жилья. Остаток средств (за вычетом задолженности) сотрудник банка должен был перечислить на его текущий счет. Но деньги на счет предпринимателю не поступили, а через три месяца ему позвонили из банка и сообщили, что остаток по кредиту вместе с начисленными штрафами составляет около 20 тыс. долларов. Сотрудник, с которым Валерий заключил устную договоренность о закрытии кредита, уволился. Здесь налицо сразу две ошибки. Первая - Валерий выдал генеральную доверенность без каких-либо дополнительных условий. Тем самым он отказался от своего права контролировать сумму и сроки сделки. Вторая ошибка - Валерий не проконтролировал процесс ликвидации своей задолженности перед банком. Делать это надо всегда, даже если кредит гасится без всяких проблем. А уж в случае реализации залога - тем более.
Что делать: При передаче недвижимости банку для погашения кредита, заемщику следует настоять на том, чтобы банковские сотрудники документально потвердели факт закрытия кредита, говорит Ростислав Кравец. То есть нужно поручить на руки справку о том, что кредит погашен и банк не имеет претензий. Если же после продажи залога банк требует уплаты штрафов и неустоек, то такие действия являются неправомерными. Согласно ст. 36 Закона "Об ипотеке", банк, который применил внесудебный способ обращения взыскания на предмет ипотеки, не имеет права требовать от должника дальнейшего выполнения обязательств.
Делегируя полномочия по продаже залогового имущества банку, заемщик должен настоять на письменном оформлении всех договоренностей -- цены продажи, сроков, полного погашения кредита, отмены штрафов на время продажи.
- Информация о материале
Мгновенные денежные переводы, несмотря на их скорость, выгодны далеко не всегда. Всем известно, что они недешевы и возможны исключительно между физлицами. А что делать, если отправляет юрлицо? Или, если просто неохота переплачивать лишнее в виде комиссионных?
"Я поступила в вуз в другом городе, и родители, отправляя мне деньги, пользовались обычными денежными переводами. Но каждый раз они теряли 4% на комиссии, плюс, отделение банка находилось далеко от моего университета. В итоге, я открыла обычную карту Visa Electron, и теперь родители перечисляют на нее деньги почти бесплатно. А я снимаю наличность только тогда, когда мне нужно", -- рассказывает студентка Алина Черниченко.
Деньги можно получить не только на карту, но и на расчетный счет, платежную карту либо на "кошелек", открытый в одной из электронных платежных систем (например, Webmoney). "Деньги" решили разобраться, каким из этих способов лучше всего переводить и получать деньги в пределах Украины, чтобы при этом и платить поменьше, и ждать не слишком долго.
Перевод на счет
Проще и дешевле всего получить деньги на текущий счет. "Отправитель обращается в обслуживающий его банк с платежным поручением на перевод средств получателю. При этом он заплатит комиссию за перевод по тарифам банка, в котором обслуживается. И получатель заплатить комиссию за перевод вместо отправителя не может", -- говорит начальник ОПЕРУ "Еврогазбанка" Руслан Рулевский.
В том случае, когда счета отправителя и получателя находятся в одном банке, он указывает сокращенный набор реквизитов: номер счета, ФИО его владельца и назначение платежа. Если же перевод осуществляется из отделения другого банка, кроме номера счета, идентификационного номера и счета получателя, потребуется название и МФО банка.
Деньги идут на счет от 1 до 3 дней, в редких случаях процесс может затянуться до 5 дней. Комиссия за перевод колеблется от 0,2--0,5% в пределах банка и до 0,7--1%, если отправитель перечисляет деньги через другой банк.
Издержки, которые берет на себя получатель, сводятся лишь к открытию счета и обналичиванию средств. Поэтому, чтобы оформить текущий счет, придется заплатить от 10 до 50 гривен, а снятие наличности обойдется в среднем от 0,3 до 1,5% получаемой суммы.
Положить на карту
Более дорогой по сравнению с переводом на текущий счет способ получить деньги -- открыть платежную карту, на которую будут перечисляться деньги (или использовать уже имеющуюся -- лишь бы валюта платежа совпадала с валютой карты). Несмотря на дороговизну этого пути, у карты есть немало плюсов: в банкомате можно снять деньги в любой момент, да и рассчитываться за товары и услуги ею можно без комиссий. Оформление простейшей карты класса Electron/Maestro обойдется от 0 до 50 гривен., уровня Classic -- чуть дороже, до 100--150 гривен, класса Gold -- от 300--500 гривен. Чтобы деньги попали на карточку, отправитель должен прийти в банк, предъявить паспорт (или документ, его заменяющий), идентификационный код, и указать 16-значный номер карты или номер карточного счета. Для идентификации получателя денег банковский клерк спросит и номер его паспорта или специальный код владельца карты. Скорость прихода денег не уступает мгновенным переводам: от 10--15 минут до 1 дня. Однако за зачисление денег на карточный счет банк может взять еще и комиссию в размере 0,5--1% суммы.
Если "переброс" денег на карту осуществляется не из того банка, что ее выпустил, ждать получения придется до 3-х дней. Кроме того, потребуется больше реквизитов: банк получатель; номер единого счета в банке, на который принимаются все платежи в пользу владельцев пластиковых карт; МФО и ЕДРПОУ банка, а также ФИО, идентификационный номер и 16-значный номер либо номер карточного счета получателя и данные его паспорта.
Тарифы за "переброску" денег вполне лояльны: 0,3--1% (для сравнения, обычный денежный перевод обойдется в 1--4% от суммы).
Кстати, некоторые банки дают возможность перечислить деньги с карты на карту прямо через банкомат. Правда, у отправителя должен быть открыт карточный счет в этом же банке. Для перевода нужно в банкомате выбрать соответствующий пункт, ввести номер карты получателя, указать сумму (без копеек) и подтвердить операцию. Комиссия за такой перевод составляет около 0,5%.
Обналичивание средств с платежной карты в сети банка и партнеров может быть бесплатным. В среднем же плата за снятие денег колеблется в пределах 1--4%, в зависимости от типа карты и "аппетитов" банка.
Виртуальные переводы
Электронные платежные системы, такие как Webmoney, PayPal или E-Gold, все более популярны. Значит, через них тоже можно переводить деньги. Насколько это удобно?
Предупреждаем сразу: банковские операции этот способ все равно заменить не сможет и больше подходит для платежей между друзьями или тем работодателям, которые содержат небольшой штат удаленных работников. К тому же, "виртуальные" платежи далеко не самые дешевые, и далеко не все из них доступны в Украине (PayPal имеет очень ограниченный функционал).
Наиболее распространенная система -- Webmoney -- не берет плату за подключение и обслуживание, лишь комиссию за перевод 0,8% от суммы. Но при этом затраты за ввод денег в систему достигают 1,4--5% при пополнении через банк и 5--7% -- через специальные терминалы. За вывод денег тоже платы нет, их можно получить путем перевода на банковский счет или карту, но следует учитывать, что потом все равно придется потратить от 0,3 до 4% на обналичивание средств.
Более дешевый вариант -- разработка "ПриватБанка", система LiqPay. Счет, который регистрируется в ней, привязан к номеру телефона. С него можно перебросить деньги на другой счет или платежную карту. Переводы подтверждаются SMS, которые приходят на мобильный телефон получателя. Переводы внутри системы LiqPay бесплатные. За вывод средств на карту "ПриватБанка" нужно отдать 0,55 доллара+0,5%, на карты других банков -- 1,95 доллара+0,95%. На карту деньги идут 1--6 дней. Вроде бы недорого? Вот только пользоваться LiqPay могут только клиенты "ПриватБанка".
Чтобы дошло
Чтобы деньги успешно дошли получателю, надо учитывать некоторые тонкости. "Любые платежи в адрес физических лиц не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью", -- напоминает первый заместитель председателя правления Сбербанка России Александр Ведяхин. То есть, если отправитель в назначении платежа напишет, что деньги идут в счет оплаты за товары или услуги, банк откажется проводить такую операцию.
"Я очень удивился, когда банк затормозил платеж, в котором я указал, что перевожу деньги другу в оплату мобильного телефона. Оказалось, что физлицу нельзя оплачивать услуги переводом на карту или счет. И это не прихоть банка, а запрет НБУ, который прописан в его инструкции", -- пожаловался "Деньгам" киевлянин Сергей Андреев.
Поэтому, когда деньги отправляются в адрес физлица, назначение платежа целесообразнее указывать как пополнение текущего или карточного счета, тогда банк точно не придерется. Если средства отправляет юрлицо, например, в качестве зарплаты или гонорара, это также можно указать в назначении. Однако необходимо учитывать, что в этом случае операцией может заинтересоваться налоговая, которая захочет выяснить, удержал ли работодатель из суммы зарплаты все необходимые платежи в бюджет (налог на доходы, сборы в Пенсионный фонд и т.д.). И однозначно не стоит в назначении платежа писать "за проданный товар" или что-то в таком роде, так как банк его точно отклонит.
Кстати, как уверяют банкиры, сам платеж потеряться не сможет. Даже если получатель неправильно укажет отправителю свои реквизиты, то средства поступят в банк получателя на счет "до выяснения". "Банк получателя направляет в банк отправителя запрос на уточнение реквизитов платежа, и в течение 4-х банковских дней, в случае отсутствия ответа, обязан вернуть платеж отправителю", -- объясняет Руслан Рулевский.
С электронными деньгами тоже не все просто. Например, платежи в Webmoney - безотзывные, что, по сути, сводит к нулю шансы вернуть свои деньги, если они были отправлены не по адресу. Даже право пожаловаться на недобросовестного пользователя и заблокировать его кошелек не всегда решает проблему.
Если же пользователь LiqPay потеряет мобильный телефон, он вообще рискует лишиться всех денег. Поэтому ему придется звонить в банк, просить блокировать счет и открывать его заново.
Как перевести?
| Тип перевода | Разовые расходы | Комиссия за перевод (платит отправитель) | Комиссия за зачисление (платит получатель) | Срок перевода | Снятие наличности |
| Перевод на текущий счет | 10–50 грн.(открытие счета) | 0,3–1% |
| 1–5 дней | 0,3–1,5% |
| Перевод на платежную карту | 0–500 грн. | 0–1%* | 0–1%* | От 15 минут до 3 дней | 0–4%* |
| Перевод через системы электронных платежей | Бесплатно (открытие счета) | 0,5–0,95%+0,55–0,95 доллара+ ввод денег в систему: 1,4–7% | - | До 6 дней | 0,3–4% |
* – В некоторых банках одни комиссии отсутствуют, другие – есть. За снятие наличных в некоторых банках комиссия не взимается, в том числе, она обычно не взимается, если карта – зарплатная.
Сколько стоят безналичные переводы (примеры расчетов)?*
| Тип перевода | Сумма | Затраты отправителя | Затраты получателя |
| Итого |
|
|
| Комиссия за перевод | Оформление счета/открытие аккаунта | Обналичивание средств |
|
| На счет | 10000 грн. | 65 грн. | 25 грн. | 90 грн. | 180 грн. |
| На карту | 10000 грн. | 65 грн. | 150 грн. | 275 грн. | 465 грн. |
| Через систему электронных платежей | 10000 грн. | 73 грн.+ввод денег в систему 420 грн. | Бесплатно | 215 грн. | 700 грн. |
* данные цифры являются приблизительными, и могут колебаться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от условий конкретного банка.
Дешевле всего получить деньги на текущий счет. Быстрее и удобнее, но дороже -- на пластиковую карту. Электронные деньги невыгодны и подойдут лишь для небольших переводов от друзей или в качестве платы за разовую работу.
- Информация о материале
В ноябре 2010 года будет год, как Всеукраинская общественная организация «Защиты прав потребителей финансовых услуг» помогает клиентам финансовых учреждений в вопросах защиты своих прав путем предоставления бесплатных юридических консультаций.
Подытоживая работу за год, организация составила перечень хитростей, а иногда даже мошенничеств, которые сегодня используются финансовыми учреждениями. К счастью, перечень не является обязательным для каждого финансового учреждения. И подобные случаи встречаются не так часто, однако, они есть.
Итак, обозначим главные проблемы.
Банковские карточки
Зарплатные карточки.
Стандартная ситуация. Потребитель получает платежную карточку и пользуется ею на протяжении какого-то периода. Потом срок действия карточки заканчивается, и человек часто забывает о существовании «пластика». Но ведь счет все равно открыт. Приблизительно через два-три года (!) к потребителю обращаются коллекторы (иногда сам банк) и требуют погасить задолженность в размере около трех тысяч гривен. Ведь, оказывается, согласно договору, клиент должен был платить 50 гривен ежемесячно за обслуживание своего счета. А тот факт, что ему больше не начисляют зарплату (или другие выплаты) на эту карточку, не освобождает его от оплаты банковских услуг за обслуживание счета.
Конечно, закон в данном случае на стороне банка. Все честно — все условия были прописаны в договоре, который подписал клиент. Единственное, что беспокоит — моральная сторона вопроса. Банк выжидает ровно столько, чтобы не истек срок исковой давности по данному вопросу, обычно за это время набегает достаточно большая сумма, после чего предъявляются претензии клиенту. А если таких клиентов десятки тысяч? Вот и считайте.
Кредитные карточки.
Вы снимаете средства, а банкомат сообщает: на счету осталось семь гривен. И предлагает снять 10. Пенсионеры, студенты часто на это соглашаются, не зная, чем все может закончиться. Автоматически (на разницу в 3 грн.) им открывается кредит (овердрафт), предположим, на 500 гривен. И дальше насчитываются проценты — по полной программе. Клиенту об этом, конечно, не говорит никто. В итоге, спустя некоторое время набегает две-три тысячи гривен долга. И все это законно, потому что было прописано в договоре.
Невыдача наличности и чека, при этом идет списание средств с карточки.
Такие случаи встречаются достаточно часто. Клиент хочет снять зарплату с карточки в банкомате, карточка возвращается, а денег и чека не получает. Однако! Вскоре на телефон приходит сообщение (если данная функция предусмотрена в банке), что со счета снята та сумма, которую клиент не получил.
Самовольное списание средств с карточек.
Также зафиксированы не единичные случаи по данному виду мошенничеств. Наверное, самой громкой в нашей практике была ситуация, когда в нашу общественную организацию обратился мужчина, у которого с карточного счета банк снял... 300 тысяч гривен. Как оказалось в дальнейшем, это был корпоративный конфликт, но это никак не может оправдать действия банка. Доказать, что клиент этих денег не получил, довольно сложно. Но бороться стоит. В любом случае, обязательно нужно написать и зарегистрировать в отделении банка заявление о снятии средств, копию оставить себе. Послать письмо на главный офис. И брать настойчивостью.
Также есть случаи, когда банк самовольно списывал средства с пенсионной карточки в расчет за кредит или когда с кредитного счета списывался платеж по страховке. Клиент узнавал о данном платеже лишь после того, как банк посылал сообщение по факту начисления пени за невыплату по кредиту.
Отдельно хочется заметить, что очень часто в банкоматах непроблемных (!) банков устанавливаются лимиты на снятие наличности в 1000—2000 грн. Конечно, это способствует тому, что человек, снимая значительные суммы, должен платить большую комиссию.
Проблемы с кредитами
Начисление пени по кредиту, которого не брали.
Сегодня Всеукраинская общественная организация «Защиты прав потребителей финансовых услуг» помогает клиенту одного из украинских банков, от которого коллекторская компания требует погашения задолженности по двум (!) кредитам на общую сумму около 50 тысяч гривен, при этом человек этих кредитов не брал! Клиент банка в здравом уме и отдает себе отчет, что никогда не получал кредиты и не терял документы, а также может доказать, что в день подписания кредитного договора он находился в другом городе страны.
Начисление пени на не полностью погашенный кредит.
К сожалению, сегодня банки пользуются неосведомленностью клиентов и после окончательного внесения средств по кредиту выдают только квитанцию по окончательному платежу, а должны выдавать справку с надписью о полном погашении кредита.
Бывает так, что на счету остается 2 гривны, что вроде бы не критично ни для банка, ни для клиента. Однако это дает право банку начислить просрочку. И может получиться так, что вы купили в кредит телефон, а будете должны банку, как за автомобиль.
Оплата чужого кредита.
В последнее время можно наблюдать случаи, когда человек вносит сумму ежемесячного платежа по своему кредиту, однако квитанция (чек) заполняется на другое лицо, и погашается кредит другого лица. Клиент, полностью доверяя сотруднику банка, не вчитывается в цифры, указанные на квитанции, и узнает о просрочке, только когда получает претензию из банка.
Жесткая политика коллекторов и банков по отношению к заемщикам.
Недавно с одним из клиентов Всеукраинской общественной организации «Защиты прав потребителей финансовых услуг» произошел беспрецедентный случай. Коллекторы забрали (угнали!) автомобиль за просрочку по кредиту, которой нет. При этом не был должным образом оформлен ни один документ. Как оказалось, банк ошибочно передал данные коллекторской компании о человеке, который является добросовестным заемщиком.
Один из украинских банков, входящий в пятерку лучших, например, в своей практике использовал такой прием. Недобросовестным заемщикам посылал письма на бланках банка, однако, с текстом якобы вынесенного официального решения суда, в котором говорится о том, что квартира (машина и тому подобное) будет изъята.
Коллекторские компании идут дальше и ничем не брезгуют. Они в своем арсенале используют все — начиная от угроз по телефону не только заемщику, но и близким родственникам (причем даже в ночное время), посещений в вечернее время и выходные и заканчивая творчеством в виде писем с сообщением о долге перед банком и картинками с описанием стоимости человеческих органов.
Проблемы с депозитами
Расторжение депозитного договора без ведома клиента.
В нашей практике есть случай, когда клиент, у которого закончился срок по депозитному договору, обратившись в банк за своими средствами, обнаружил, что этого нельзя сделать, поскольку он сам (!) уже досрочно разорвал договор по собственной инициативе. Сейчас по данному факту службой безопасности банка проводится служебная проверка, по результатам которой будет принято решение по выплате депозитного вклада и начисленных процентов.
Перевод депозита в золото.
Сегодня «проблемные» банки часто предлагают своим клиентам переоформить обычные депозиты (гривневые, валютные) в депозиты в золоте. При этом «забывают» сообщить клиентам, что данный вид вклада не гарантируется Фондом гарантирования вкладов.
Страхование
Промедление или отказ в выплате компенсаций.
Любимая «фишка» страховых компаний, которая прописывается в договорах страхования, — «непредусмотренные страховые случаи». Например, страхуют автомобиль от попадания летающих объектов, при этом сосульки под эту категорию уже не подпадают. Или, например, страхуется авто от попадания сосулек. Но только с домов коммунальной собственности!
Часто страховые компании предусматривают период, за который человек должен подать документы в случае страхового случая: акт ГАИ, техпаспорт, права, акт оценки... «и другие документы» — и понеслось... Доходит до того, что требуют ксерокопию техпаспорта и паспорта виновника ДТП. Но где же их взять и где искать того человека. А время идет, и если клиент не успел — до свидания, никаких компенсаций не будет.
Очень распространенный подход, когда страховая соглашается выплатить компенсацию, но для ремонта предлагает только свою СТО, на которой очередь на ближайшие полгода. И если клиент станет ремонтироваться на какой-то другой СТО, то потеряет право на возмещение расходов.
Навязывание страховой компании.
Банки часто ведут себя крайне нагло и человеку, покупающему в кредит машину, навязывают свою собственную страховую компанию, которая, например, пребывает... в стадии ликвидации. И это несмотря на то, что в законе написано: не может быть обязательным условием кредитования какая-то конкретная страховая компания.
Покупки в группах
Людей подкупают, на первый взгляд, привлекательные условия получения ссуды на приобретение квартиры, автомобиля, земельного участка, строительства дома и тому подобное. Привлекательность таких предложений заключается в невероятно низких процентах за кредитный товар (4% в национальной валюте), которые практически вдвое меньше, чем при оформлении кредита в банке, долгосрочность выплат, минимальные ежемесячные платежи в пределах 250—1000 грн. в течение 15—25 лет, ненадобность справок о доходах и др.
Однако для получения ссуды, кроме документов, нужно еще платить «вступительные» взносы! При этом обещают «кредит», хотя на самом деле, в основном, речь идет не о кредитовании, а о распределении в порядке очереди суммарных вкладов (взносов) участников группы. В лучшем случае, участники, так сказать, кредитуют друг друга и при этом платят еще и за участие в этой группе. Так называемые администраторы и руководители групп и компаний гарантируют получение товара через три месяца и не говорят, что по условиям покупок в группах некоторым участникам схемы априори придется ждать своей очереди годами.
- Информация о материале
Для начала напомним, что процедура ликвидации не объявляется в банке внезапно. Если уж возникли серьезные проблемы, НБУ их отслеживает и сначала вводит временную администрацию, цель которой -- попытаться наладить работу финансового учреждения. Если сделать этого не удается (срок на наведение порядка - максимум год, в особых случаях -- два), то НБУ отзывает у банка лицензию и начинает ликвидацию.
Как же можно вернуть свои деньги, если банк, в котором они лежат, будет ликвидироваться?
После того, как НБУ примет решение о ликвидации банка, назначается ликвидатор и начинается работа по инвентаризации всех активов и пассивов банкрота. Проще говоря, будет составлен список всех заемщиков и вкладчиков. В течение 20 дней ликвидатор должен передать списки вкладчиков в Фонд гарантирования вкладов, который, в свою очередь, делегирует полномочия по расчету с вкладчиками одному из своих банков-агентов.
Начинается выплата компенсаций (в сумме не более 150 тыс. грн) не позже, чем через два месяца со дня отзыва у банка лицензии. Фонд гарантирования через СМИ должен будет сообщить о том, когда именно будет начата выплата, сколько будет длиться и через какой банк-агент будет производиться. "Законодательно предусмотрено, что выплата компенсаций вкладчикам через банк-агент может длиться до трех месяцев. А может и полгода, если речь идет о системном банке (банкроте)", -- рассказывает директор ЮК Questor Артем Мурга.
Чтобы забрать компенсацию в банке-агенте, нужен только паспорт и справка о присвоении идентификационного номера. В Фонде утверждают, что не обязательно иметь при себе договор вклада: вся информация о вкладчиках будет заранее и в точности передана ликвидатором в банк-агент. Но на всякий случай документ, подтверждающий наличие депозита, все же стоит с собой прихватить.
Если по какой-то причине вкладчик не успел получить в указанные сроки полагающееся ему возмещение (в те самые три месяца), придется обращаться напрямую в Фонд. Для этого необходимо лично или по почте подать в Фонд пакет документов: заявление, составленное в свободной форме, на выплату гарантированной суммы возмещения с указанием фактического места проживания, личной подписью и датой, копии паспорта и справки о присвоении идентификационного номера. Сотрудники Фонда должны затем связаться с вкладчиком и выплатить возмещение. Такие заявления Фонд принимает в течение трех лет с начала процедуры ликвидации, но затягивать с обращением не стоит.
Если сам вкладчик получить возмещение не может, к документам следует также приложить нотариально заверенную доверенность или свидетельство о праве на наследство.
Вклад плюс проценты
Напомним, что возмещению подлежат не только сумма вклада, но и начисленные проценты. При этом стоит помнить, что с момента ликвидации банка проценты перестают начислять, даже если депозит еще не закончился.
"В принципе, возмещению подлежит все, что попадает под определение "вклад". В том числе и текущие счета физлиц. Но только в том случае, если они не используются для предпринимательской деятельности", -- сообщили нам в пресс-службе Фонда гарантирования вкладов. Отсюда вывод: если у предпринимателя-физлица на расчетном счету в "больном" банке (но не в банке-банкроте) "зависли" деньги, а "вытащить" их никакой возможности нет, стоит подумать о том, чтобы перевести их на самый обычный депозит. Тогда появятся шансы "вытащить" их хотя бы из Фонда гарантирования вкладов.
А вот депозиты и счета в драгметаллах Фондом не компенсируются. В начале кризиса обсуждалась также возможность отменить возмещение вкладов в инвалюте. Но, к счастью, соответствующее постановление не было принято. А значит, депозиты в долларах, евро, швейцарских франках и российских рублях возмещаются -- правда, в гривнях по курсу НБУ на дату выплаты компенсации.
Если на момент ликвидации банк является временным участником Фонда, то компенсации подлежат только те вклады, которые были оформлены до того, как банк был лишен статуса постоянного члена. Все остальные получат возмещение в полном объеме, заверили нас в Фонде.
Если у одного вкладчика несколько депозитов в одном банке, он получит возмещение по общей сумме вкладов. Но не более 150 тыс. грн. Ну а если получилось так, что сразу обанкротилось несколько банков и во всех них у человека есть депозиты, то по каждому из них он получит возмещение в пределах гарантированной сумы.
Гарантированная сумма в 150 тыс. грн -- вполне приличная и, скорее всего, она покрывает большинство вкладов физлиц. Тем не менее, если случилось так, что в банке "застрял" депозит на большую сумму, вкладчику обязательно необходимо подать заявление ликвидатору банка, чтобы быть включенным в реестр кредиторов. Срок сбора таких заявлений -- месяц.
Если в течение этого срока вкладчик не подал заявление, то он может быть включен в список кредиторов лишь по решению суда -- если у него были уважительные причины, не позволившие ему подать заявление в срок.
Суммы вкладов, превышающих гарантийную сумму, выплачиваются из ликвидационной массы (из денег, которые ликвидаторы банка выручили при реализации его активов). Ликвидационная масса распределяется так: сначала оплачиваются все расходы по процедуре ликвидации банка (в том числе налоги, сборы, обязательства перед бюджетом), погашаются задолженности по заработной плате перед сотрудниками банка, а третьими в очереди стоят вкладчики-физлица. После них -- расчеты с Фондом гарантирования вкладов (если банк задолжал членские взносы). И только после этого возвращаются деньги физлицам, платежи которых (или на их имя) были заблокированы.
При этом пока не будут полностью выполнены обязательства одной группы, деньги "не переходят" на следующий уровень. Если для выполнения всех обязательств одной очереди средств не хватает, тогда они распределяются пропорционально между всеми кредиторами этой очереди.
То есть имеются шансы вернуть себе если и не всю сумму вклада, то хотя бы ее часть. Другой вопрос, когда и сколько на это уйдет нервов и времени. Ведь процедура ликвидации банка может быть затянута до трех-пяти лет.
В любом случае, юристы советуют в обязательном порядке подавать заявление и требовать включения в реестр кредиторов.
- Информация о материале
Кредитная эпопея не только не заканчивается, но и набирает всё большего размаха. Многие ощутили затруднения в погашении валютных займов. И в первую очередь не потому, что платить не хочется или потому что жить стало дорого (речь идет об инфляции и уменьшении среднестатистического уровня дохода), а потому, что платить приходиться в 1,5 раза больше. Ровно настолько отличается на сегодняшний день курс доллара, с докризисным 5,0-5,5 грн. за доллар. Наши скудные доходы в национальной валюте и так потерпели ущемлений. Следовательно, тратить на погашение кредита в полтора раза больше даже ни рука не поднимается, а кошелек не позволяет. Увы, банковские учреждения, сие "всенародное бедствие" интересует мало. Форс-мажорные обстоятельства курсовых колебаний и резкого падения доходов всей тяжестью легли на плечи заемщиков. Банки же, умыли руки от ответственности. Последним спасением для украинцев стали контрмеры по признанию валютных договоров кредитования недействительными.
Комментирует для UBR.UA Алексей Лупоносов, эксперт рынка банковских продуктов и услуг, главный редактор Нового Украинского банковского портала.
"Много людей в Украине начали подавать в Суды иски о признании договоров о кредитовании в валюте недействительными. Более того, Суды даже начали удовлетворять требования граждан, принуждая банки пересчитывать сумму кредита в гривну по курсу 5, а то и 4,5 за доллар. Банкиры, выполняя решения суда, были вынуждены терять до 3х гривен с каждого доллара или продолжать судиться с заемщиком, а пока суд да дело по нашим законам за кредит можно было и не платить да и продолжать суд было довольно затратной затеей для банка, ибо решение суда зависело от многих факторов, и у кого было больше аргументов, тот его и выигрывал. Видимо у банков аргументы закончились (люди подают иски массово) и они пришли в НБУ…", - говорит Лупоносов.
Чтобы отвлечь внимание общественности, НБУ решил выкинуть джокер…и вот так вот незатейливо выиграть партию.
" НБУ придумал профанацию…Суть этой затеи крайне проста, вам выписывают новый график реструктуризации долга, первая часть долга - это ваша сумма долга по курсу 5,5, а вторая часть - это разница, которую Вас тоже обяжут уплатить, но после того, как вы выплатите первую часть долга. Да заплатить остаток средств, а это около 30% от суммы долга придется сразу, одним платежом. Спрашивается, с какого такого перепугу мне надо делить платежи, если я могу отсудить у банка разницу в суде и вообще её не платить. Одним словом, если я выигрываю суд, то график моей задолженности будет состоять из суммы, рассчитанной по курсу 5,5, а разница пойдет в убыток банка. А предложение НБУ призывает граждан отказаться от судов и платить по курсу 8 гривен, но двумя частями. Как вы понимаете, предложение бредовое, более того в НБУ, наверное, думают, что у нас народ вообще быдло. Так я вам скажу, на броненосце Потемкин тоже так думали, пока …", - объясняет Лупоносов.
Что делать дальше? Однозначно не стоит сдаваться и идти на попятную банкам, они это оценят мало и продолжат процедуру "обдирания" столь уважаемого и любимого клиента. Вот что советует Алексей Лупоносов: "Необходимо продолжать судиться с банками и требовать признавать валютные договора кредитования недействительными. Затем на основании решения суда пересчитывать долг по курсу 5,5 и платить на 30%дешевле. Ну а верить банкирам сегодня нельзя. Например, только по банку Надра в исполнительной службе лежат многие решения судов, по которым банк должен был выплатить деньги. И что как вы думаете, банкиры их исполняют? Сегодня банкиры думают, что можно не отдавать депозиты и игнорировать законы Украины, следовательно, те, кто взял кредиты, могут следовать примеру банков. Хотя в случае подачи иска в суд о признании кредитного договора недействительным вне закона опять оказываются банки Украины. А нужны ли нам такие банки и такое НБУ? Вот в чем вопрос…"
Остается пожелать соотечественникам не падать духом в неравной борьбе с банкирами, нет, не за место под солнцем, а за сохранность того последнего, что ещё осталось в вашем кошельке. И веры, что, правда, всё-таки, ни на стороне самых больших банковских счетов…
- Информация о материале
Страница 157 из 186
