Заключая договор о долгосрочном кредите мало кто задумывается, что означает 17—23% годовых. То есть ежегодно, заметьте, ежегодно, за каждую тысячу кредита в долларовом эквиваленте вы платите 170 - 230 у. е. и так 5 - 10 лет. Нельзя забывать и об административных затратах, и о том, что в договорах закладывается «включение счетчика» и, при нарушении условий кредитования, за каждый месяц с клиента дополнительно взимается 1% (не из оставшейся, а из всей суммы). Мысль о возможном наступлении момента неплатежеспособности, постоянно не выходит из головы должника. Особенно остро ощущается страх перед наступлением негативного результата, если деньги вложены в мифические проекты или в строительство жилья. Другое дело приобрести в кредит готовую квартиру, дачу, автомашину, мебель под залог этого имущества.

Последнее время этим вопросом вплотную занялись посредники. И закипела «работа». Замечательно! Это их объявления о выгодных кредитах встречаются нам на каждом шагу. Представители банков, (они же посредники), разработали хитромудрые предлинные договора и подсовывают их клиентам в магазинах при оформлении кредитов за приобретенный товар. Посредник не был бы таковым, если бы не стремился идти дальше, добиваться «большего».

Некая киевская фирма «Нипель» в конце 2006 года заключила договор с одним из ведущих банков Украины об оказании помощи в привлечении клиентов в сферу кредитования. И разъехались по Украине нищие (до встречи с клиентом) посредники. В село Гавриловка Барвенковского района на Харьковщине прибыла группа представителей банка, (они же сотрудники фирмы «Нипель»). За старшего, как годится, была девушка Марина. Она заходила в каждую хату и предлагала селянам кредитные услуги. Мол, их банк «отмывает» грязные деньги. Чтобы деньги не пропадали зря, шеф решил отдать их наименее защищенным слоям населения, зная их бедственное положение. Для этого нужна самая малость: взять с собой паспорт и поехать в г. лозовая и там безвозмездно получить 500 гривен.

«Нас возили в Лозовую, туда и обратно, — рассказывают жители села. Гавриловка. В магазине „Сатурн“ мы отдавали паспорта и указывали свои идентификационные коды. Представители банка придумывали нам работу, домашние телефоны и сочиняли справки о высокой зарплате. Все эти данные заносились в компьютер. Тут же, по выписанным продавцами чекам, оформлялся каждому кредит на сумму от 2 до 10 тысяч гривен. Товар мы не брали и не видели. На руки выдавался договор с нашей подписью в двух экземплярах. Договор сразу же забирала Марина, объясняя это тем, что хозяин сам будет платить за нас кредиты. Выйдя из магазина, каждый получал от Марины благодарность за помощь и 500 гривен наличными, что для сельских жителей очень большие деньги». Довольных селян на служебной автомашине фирмы отправляли в родную Гавриловку, где их торжественно встречали родственники и соседи. Весть о дармовых деньгах мгновенно разнеслась по селу. Отбоя не было от желающих оказать помощь порядочным людям. Всем селом они были готовы «мыть» грязные деньги день и ночь, лишь бы за это Поскольку «грязных» денег было очень много и чтобы их «отмыть» не хватало «рабочих рук», к этому процессу подключились жители соседнего села Африкановки, где много безработных, остро нуждающихся в деньгах. Опыта в «отмывании» грязных денег у них не было, и они всецело положились на Марину и ее коллег. Зажила Африкановка! Конечно, не в деньгах счастье, как говорится, а в их количестве: селяне рассчитывались с долгами, покупали топливо, товары и продукты. Естественно, эти события отмечали в каждой семье.

Ничего нет в мире постоянного: все течет, все изменяется. Обеспокоенный отсутствием кредитных поступлений, банк забил тревогу. Звонки по телефону на сельсовет, письма-напоминания о задолженности по кредиту, угрозы продать имущество с молотка обескуражили жителей Африкановки и Гавриловки. Они к Марине: — В чем дело, какие еще кредиты? — Все нормально, просто хозяин не успевает платить, денежных поступлений у нас навалом. Но банк «наседал». Доводы Марины были отброшены, ей пригрозили милицией и прокуратурой. В Киев обещали написать. — Да с вами и говорить никто не станет. Кредиты брали, расписались, кто за 5, кто за 10 тысяч гривен. Будьте мне здоровы. Фирма центровая, у нас все схвачено. На письма никто не реагировал, мол, брали кредит, расписывались... Приезжали в Гавриловку трое из убопа, отобрали объяснения от всех и категорически запретили кому-либо сообщать об обмане. Это хорошо, но банк тоже категорически требовал погасить задолженность. Выданные Мариной деньги и десятой части не составляли от суммы перечисленной банком на счет фирмы «Ниппель». Служба безопасности банка начала свое расследование. Они заходили в хаты селян и выясняли: есть ли в доме приобретенное в магазине «Сатурн» имущество (Некоторые «покупали» несколько холодильников и телевизоров). Упомянутого имущества не нашли. Письмо, направленное в Киев вернулось обратно и, к счастью, попало в другую структуру УМВД области, менее секретную, да тут еще из банка поступили материалы служебного расследования службы безопасности, вмешалась прокуратура, и уголовное дело было возбуждено.

Нескольких сотрудников фирмы «Ниппель» установили, в том числе и Марину, которая оказалась Евгенией. Реальных мер к преступникам пока не приняли. Слишком сложный механизм обмана, трудно наложить его на существующее законодательство. Выходит, что фирма «Ниппель» права, а крестьяне нет. Впрочем, расследование продолжается.

«Дельтаплан»

Двойник «Жилищного пасьянса» киевская фирма «Дельтаплан» жильем не занимается, вот уже 9 лет она организует покупку ее клиентами автомашин в складчину. Те же документы, что и у «пасьянса», те же разные названия фирм, те же договора с приложениями, которые попадают клиенту только после того, как его окрутили.

Шершнева из Севастополя рассказывает: «Когда я подписывала с фирмой „Дельтаплан“ договор о приобретении автомобиля „DAEWOO LANOS“, стоимостью 30 тыс. грн., то они дали мне на руки одну часть договора, а вторую выслали позже. По второй части договора я даже пикнуть на них не имею права, иначе могу потерять все уплаченные за автомобиль деньги. Я им перечислила указанную сумму еще в сентябре 2006 г., но не получила ни автомашины, ни своих денег обратно».

При проверке оказалось, что наша заявительница зачислена в группу № 338, сформированную 01.06.05 в составе 168 чел. За два года автомобили получили только 18 человек. 39 клиентов расторгли договора с фирмой (из-за резкого повышения стоимости автомашины, не обусловленной договором), но деньги им не вернули. По этому факту возбуждено уголовное дело. Резко закрыть фирму «Дельтаплан» нельзя, ибо в Украине, из числа желающих приобрести автомашины, создано, по моим подсчетам, более 400 групп и в каждой из них, как минимум 168 чел. Тысячи обманутых людей. Милицию обвинят во всех смертных грехах, мол, люди работают, а вы мешаете им.

В сети «автопродавцов» часто попадают умные, изворотливые люди, особенно зрелого возраста. Именно для них и разработана эта система. В основу аферы заложена «явная выгода» от приобретения автомашины в складчину. «Автомобиль получаешь сразу и постепенно оплачиваешь его стоимость. Цена транспортного средства ниже магазинной, бери — не хочу», — так думали жители Донецкой области супруги Мельниченко. Оба с высшим образованием, только пенсию имеют небольшую.

— В соседнем городе Краматорске, — рассказывают дальше пенсионеры, — находится ЗАО «Аисты Украины» — 133-й филиал ООО «Дельтаплан», куда мы обратились в мае 2005 года с целью приобретения в кредит автомашины марки «Т аврия». Осведомившись, какого цвета мы хотим купить автомашину, продавец-консультант гарантировала нам получение «таврии» красного цвета в течение 1—3 месяцев. Для этого нужно оплатить через банк 685 грн, 76 коп. Когда мы принесли квитанцию, нам сообщили, что нужно с фирмой заключить договор, а это четыре листа с дополнениями № 1 и № 2, где множество статей и пунктов, обозначенных мелким шрифтом. Через месяц мы пришли в офис фирмы «Аисты Украины» за автомашиной. Консультант сказала, что никогда она не обещала получения автомашины в срок до трех месяцев.

— Правилами предусмотрено состязание за лидерство между участниками группы, которые, так же как и вы, желают получить «Таврию», — сказала она. — Чтобы стать лидером нужно уплатить центру, под названием «Дельтаплан», расположенному в Киеве 20 взносов в течение месяца, и красная «Таврия» ваша.

Только через пять месяцев «Дельтаплан» дал добро. Все это время мы аккуратно платили ежемесячные взносы, плюс перечислили в Киев недостающую до 20 ежемесячных взносов сумму. В ответ нам сообщили, что некий участник (фамилию его не назвали) внес аж 49 взносов и получил автомобиль, и прислали нам очередную платежку. С июля 2006 года цена «Таврии» возросла на 20% и стоимость ее составила уже 24 тыс. 365 грн., увеличился и ежемесячный взнос. К тому ж мы узнали, что выпуск автомобилей этой марки давно прекращен.

— Специально для вас изготовят «Таврию» красного цвета, — уверяли нас представители центральной фирмы, но придется немного подождать, продолжайте платить взносы. Поняв, что получение автомашины явно затягивается, мы отказались от услуг «Дельтаплана» и его Краматорской фирмы «Аисты Украины», но деньги нам не вернули. Откуда мы знали, что договор можно расторгнуть только в течение 7 дней после его подписания.

— Нашей соседке Сиренко Ольге и ее отцу Скуратову И. Г. они тоже обещали предоставить автомобиль через месяц, но обещаний своих они не выполнили. Согласно договору, ущерб потерпевшим возможно и возместят частично, но только после окончания графика уплаты взносов всеми участниками группы, ведь они знают о прекращении выпуска «таврий». Это означает, что участники группы взносы платить не будут. Процесс явно выходит из-под контроля. Плакали денежки клиентов «Аистов»!

Действия фирмы «Аисты Украины» сотрудниками милиции признаны законными. Ничего удивительного в этом нет. Нынче законы подменяются распоряжениями и договорами, которые далеко выходят за пределы правового поля. Что в договоре записано, то и правильно. Законы существуют сами по себе, а договора сами по себе. Даже верхи путают «правовое поле» с «колхозным полем». Страна переживает не лучшие свои времена и поэтому всем нам нужно быть бдительными и оценивать людей не по их словам и обещаниям, а по конкретным делам. Смотреть, кто работает, а кто лясы «о любви к ближнему» точит.

Если кто думает, что в супермаркетах не обманывают, то он глубоко заблуждается. Супермаркетов в нашем городе пока не наблюдается, а вот некоторые технические устройства, такие, как сканер для считывания штрих-кодов, уже есть в нескольких магазинах. Обмануть с таким агрегатом – очень легко.

Лишняя покупка

Представим себе такую ситуацию. Покупатель подвозит к кассе груженную доверху тележку с товарами. Чего он только не набрал, чтобы несколько дней не бегать по магазинам! И лежат, к примеру, в тележке стаканчики с йогуртом, которые не считываются сканером, а пробиваются в кассе как однородный товар, то есть цена одного стаканчика умножается на 4. Но на 4 ли? А может, на 5 или на 6? Да и чтобы выявить обман, следует внимательно изучить длинный чек.

А можно сделать и по-другому: дважды пробить один и тот же товар – мол, «заело сканер».

Чтобы не стать жертвой, следует внимательно следить за подсчетами кассира. Можно в процессе выбора товара вести свой подсчет на собственном калькуляторе – так вы точно узнаете свои расходы в данном магазине. И помните старую мудрость: считайте деньги, не отходя от кассы.

Вор поневоле

Опять же к кассе подходит шикарно затаренный покупатель. Кассир начинает считать стоимость покупки, однако один товар не пробивает. Таким образом, покупатель словно бы украл у магазина несчастную рыбную консерву за смехотворную сумму.

«Вора» уже ожидает охрана, находит «украденный» товар и предлагает разойтись миром: уплатить за эту консерву двойную цену. Лишние деньги, конечно же, ни в одной кассе не фигурируют, а просто-напросто оседают в кармане.

Этот способ далеко не самый распространенный, поскольку требует сговора кассира с охраной. Определенного совета, как не стать жертвой, нет. Лучше всего, конечно, внимательнейшим образом изучить чек сразу у кассы – вот тогда к вам претензий точно не будет. Однако не всегда это бывает возможно, особенно если за вами изрядная очередь таких же покупателей.

Но если все же такая ситуация случилась, стойте на том, чтобы расплатиться за «кражу» в ее натуральной стоимости, но никак не в двойной – тем самым вы в любом случае совершите ту же покупку. Охрана сама не стремится к усугублению конфликта, ведь основная цель – легкий «заработок», но никак не юридические разбирательства.

Неправильная цена

Это, конечно, не чистой воды мошенничество, а больше халатность и неумышленный ввод в заблуждение. Все сводится к тому, что на полке стоит вроде бы одинаковый товар, но с разной стоимостью. Например, вино в подарочной упаковке стоит 1000 рублей, без упаковки – 600 рублей. Покупатель приобретает простую бутылку, но пробивают ему в кассе как подарочную. В чеке же в таком случае указано просто наименование товара, к примеру, «вино столовое». Если приобретается только один этот товар, то, конечно же, выявить ошибку несложно. Но если покупатель затаривается на несколько дней, то заметить такую подмену уже намного сложнее.

Выход один – всегда уточнять настоящую цену у работников в зале. Быть может, они как раз ошиблись и неумышленно поставили ценник не под тот товар, что вам нужен.

Куча хлама

«При покупке телевизора – стиральная машина в подарок!». «Покупайте две пары обуви – третья пара бесплатно!». «С каждой второй парой – последующие с 25-процентной скидкой!».

Знакомо? В каждом магазине хоть один раз, но проводилась подобная акция. Цель ее – наконец-то убрать со склада залежалый товар. При этом подобные акции оформлены с юридической точки зрения на «отлично».

Здесь упор уже идет на психологию клиентов – получить какую-либо вещь намного дешевле, а то и совсем бесплатно. И если на подобную уловку клюнет огромное количество человек, то облапошить доверчивых покупателей труда не составит. И даже если покупатель купит те самые 3 пары обуви, в магазине ему толком не дадут их рассмотреть. Уже дома, в спокойной обстановке, человек углядит и трещины, и царапины, и расходящиеся швы. Но даже и в этом случае у торговой точки есть ответ – во время акции товары возврату не подлежат!

Какой совет можно дать? Самое главное – не бежать сломя голову за «халявой». Помним, что бесплатный сыр – только в мышеловке. Но если вы все же решили приобрести по акции какой-либо товар, рассмотрите его внимательно со всех сторон непосредственно в магазине. В этом случае продавец уж никак не отвертится от ответа.

Широкое распространение банковские карточки – зарплатные, кредитные и т.д. – получили относительно недавно. Казалось бы: лучшая защита от карманников! Даже если вдруг в общественном транспорте или магазине «щипач» вытянет ее у вас из кармана, то денежки с вашего счета снять не сумеет: пароля не знает, да и одного звонка в банк достаточно, чтобы заблокировать карточку. Однако вместе с появлением банковских карточек появились и «кардеры» - преступники, ворующие средства со счета либо рассчитывающиеся в Интернет-магазинах, используя номер вашей карточки. В чем уязвимы банковские карточки и как избежать заочного «знакомства» с кардерами? Начнем, пожалуй, с самого начала – с истории.

Мошенники и технический прогресс

Первые кредитные карточки появились более пятидесяти лет назад. На нынешние они были похожи лишь внешне: тот же кусок пластика, на который нанесено изображение и выдавлены номер карты, имя держателя карты и срок окончания ее действия. Магнитной ленты, которая сегодня представляют собой самую важную часть карточки, не было. Как-никак, 50-е годы двадцатого века…

Функционировали кредитки весьма просто: в каждой торговой точке был так называемый импринтер, а по сути – ручной пресс. С усилием проводя им по карте, продавец следил, чтобы информация, выдавленная на карте, отпечаталась на квитанции. После окончания рабочего дня стопка квитанций относилась в банк и там «обналичивалась». Возможностей для мошенников такая система оставляла огромное количество! На краденых или потерянных карточках (которые клиенты заблокировали) срезались цифры номера карты и наклеивались другие – в абсолютно произвольном порядке. Проверить, соответствует ли имя держателя карты ее номеру, как и то, существует ли карта с таким номером в природе, продавцы не могли – не было у них такой информации. Мошенник свободно совершал покупку – как правило драгоценности – и уходил, радуясь наивности и незащищенности международных платежных систем. Подлог распознавался уже в банке.

Вскоре убытки от подобных махинаций, которые по силам даже ребенку, достигли таких размеров, что международные платежные системы ввели суперсовременную и суперзащищенную на то время технологию – магнитную ленту, на которой дублировались данные, выдавленные на карточке. А продавцов в магазинах оснастили специальными электронными терминалами, которые были способны читать эту полосу и передавать ее в банк для получения информации о том, существует ли такой номер карты и есть ли на нем деньги.

Это стало настоящим ударом для кардеров – в то время в свободной продаже не было устройств для чтения магнитной полосы. Мошенники на время оставили «карточный бизнес». Поскольку научно-технический прогресс не стоял на месте, вскоре, благодаря возможности авторизации карточки в режиме реального времени, появились и банкоматы. Эти металлические коробки, вероятно, здорово раздражали людей, охочих до дармовой поживы, однако сделать с ними злоумышленники ничего не могли – разве что украсть и вскрыть где-нибудь в укромном месте (впрочем, такие случаи не редкость).

Затишье длилось недолго. Вскоре оборудование для чтения и, главное, нанесения записей на магнитную ленту стало доступным для всех и владельцы карточек перестали чувствовать себя в безопасности. Широко известен пример, когда в Великобритании в конце 80-х у десятков держателей пластиковых карт внезапно стали исчезать со счетов деньги. Причем карточек клиенты банков не теряли. Было изучено множество версий – от того, что самих владельцев карт подозревали в мошенничестве, до сбоев в программах банкоматов. Однако, в конце-концов банки признали, что неизвестные злоумышленники каким-то непостижимым образом узнают номера карточек жертв и их пин-код. Знаменитый Скотленд-Ярд ловил воришек два года! Помог случай: у задержанной за драку девушки нашли в сумке заготовки для пластиковых карточек. Оказалось, что преступники сняли квартиру напротив одного из банкоматов на оживленной улице и, вооружившись мощной оптикой, фотографировали карточки «клиентов» и с помощью бинокля смотрели, какой пин-код набирает потенциальная жертва. Дальше – все просто: изготавливался точный дубликат карточки (напомним, на магнитную ленту тогда наносилась такая же информация, как и на лицевую поверхность карты) и злоумышленники легко снимали деньги со счетов…

Как работает современная карточка

Сегодня в карточки есть у многих: многие предприятия предпочитают перечислять зарплату работникам непосредственно на карточки, сведя работу с «наличкой» к минимуму. Да и держателям карт выгодно – никаких тебе очередей в бухгалтерию, банкоматов становится все больше, да и в магазине при необходимости легко рассчитываться с помощью этого кусочка пластика. И не надо с собой большие суммы денег носить. Но мало кто задумывается о том, как устроена «кормилица» и метод ее работы. А вот преступники-«кардеры» хорошо изучили этот вопрос. Ведь от подобных знаний зависит их нажива.

Вначале – о внешнем виде, хотя, в принципе, уже практически все знают, как выглядит банковская карточка. Размер карточек носит название ID-1 и составляет 85,6х53,98х0,76 мм. На лицевой стороне карты обычно располагается информация о банке-эмитенте, номер карты и логотип платежной системы. Также стандартно на ней размещается методом тиснения персональная информация. Строка с идентификационным номером располагается на уровне 20 мм от нижнего края карты и не может превышать 19 символов. Под ней находится зона для нанесения данных владельца карточки (кардхолдера) и Expire Date (срока окончания действия карты). Кроме тиснения, применяется термопечать - печать на карте методом термодиффузии. Информацию, зафиксированную таким образом, практически невозможно стереть. На обратной стороне карточки находится магнитная полоса и полоса для подписи.

Если уж говорить о самых современных системах защиты, то их немало – ведь в борьбе кардеров и международных платежных систем постоянно происходит своеобразная «гонка вооружений». Речь, в первую очередь, идет о магнитной полосе, на которой нанесен набор цифр и знаков – он то и является идентификатором карточки. В среде кардеров его называют «дампом».

Как правило, дамп состоит из двух дорожек (реже – из трех). На первой обычно хранится информация, которая используется для печати чека, выдаваемого при покупке. На второй дорожке нанесен номер карты, срок ее действия и служебная информация, в том числе и «святая святых» - трехзначный код CVV (card verification value) или, у MasterCard - CVC (card verification code). Этот код получается в результате сложного шифрования некоторых данных карты и служит для проверки банком подлинности дампа. Эти коды не имеют ничего общего с кодами CVV2 и CVC2, напечатанными на полосе подписи карточки.

Во время проведения транзакции (операции с карточкой) банкомат либо терминал, установленный в магазине, считывает вторую дорожку дампа, добавляет данные о транзакции, и отправляет ее в процессинговый центр того банка, который обслуживает этот магазин (банкомат). Далее информация передается в процессинговый центр соответствующей платежной системы, откуда информация ретранслируется в процессинговый центр банка, выдавшего карту. Здесь запрос обрабатывается и выдается ответ – можно ли магазину выдать товар (или банкомату – деньги). Кстати, при покупке в магазине на счету держателя карты блокируется сумма, на который пришел запрос. Так что простота операций с карточкой – только мнимая. На самом деле это весьма сложный процесс, который, к счастью, проходит без участия кардхолдера.

Вещевой Online-кардинг

Сплошная электроника и обилие систем защиты, тем не менее, не спасают владельцев карточек. Причем лазейки, которые находят кардеры, зачастую просты и незамысловаты и не требуют докторской степени по электронике и кибернетике. Самым распространенным способом «отъема денег» связанных с кредитными карточками, является вещевой кардинг – когда преступники, пользуясь данными вашей карточки, совершают в Интернет-магазинах дорогостоящие покупки.

Расцвет подобного «бизнеса» пришелся на конец 90-х – дорвавшиеся до Интернета русские, белорусские и украинские мошенники самозабвенно «бомбили» «буржуйские» Интернет-магазины. В Беларусь и Украину каждый день прибывали по несколько фур международных служб доставки, перевозивших в основном компьютерные комплектующие и бытовую технику, заказанные преступниками в Интернет-магазинах. Дошло до того, что рынок оказался перегруженным этими товарами, и их цена упала ниже себестоимости…

Как это получалось? Очень просто. Ведь для того, чтобы совершить покупку в online, достаточно ввести код карточки! Вначале злоумышленники просто генерировали код карточки, а Интернет-магазин не мог проверить, существует ли она. Разочарование у владельцев виртуальной торговой точки наступало тогда, когда в конце месяца они пытались получить наличность в банке, предьявляя номера несуществующих карт. В этом случае прогорали магазины – некоторые из-за постоянных атак постсоветского пространства и вовсе разорились. Когда же магазины научились определять подлинность карточек, то кардерами была найдена другая лазейка – к восторгу злоумышленников оказалось, что Интернет-магазины хрянят реквизиты карточек клиентов на своем сервере, едва ли не в открытом доступе! Теперь кардеры покупали уже за счет владельцев карт.

Правда, большинство кардхолдеров потом в суде доказывали, что пали жертвой злоумышленников и убытки опять же покрывали online-магазины.

К счастью для отечественных Интернет-магазинов, работающих с карточками и кардхолдеров, преступники предпочитают не «гадить» на родине – как из патриотизма (хотя и звучит смешно), так и для обеспечения максимальной безопасности – дома его могут «накрыть» значительно быстрее. А с правоохранительными органами рано или поздно сталкиваются практически все кардеры.

Даже после того, как большинство западных online-магазинов перестали слать свои товары в Россию, Украину и Беларусь, кардеры не переориентировались на «местный рынок», к слову, пока еще очень «тощий». Лишь усложнилась схема. Теперь в ней появился посредник – «дроп» - гражданин страны, «неопасной» с точки зрения Интернет-магазинов. Именно на его адрес заказывается доставка товара. Ну а уж настроить свой компьютер так, чтобы он воспринимался, как находящийся в США или Англии – дело несложное даже для начинающих программистов.

«Дропы» иногда в курсе, что являются частью преступной схемы и тогда за свое участие в «обувании» магазинов получают процент с оборота. В этом случае «дроп» может быть не простым «пересыльщиком», а, получая товар, тут же перепродавать его, оставляя определенную сумму себе, а остальное отсылая «хозяину». Однако большинство об этом и не подозревает: они - как правило, домохозяйки – уверены, что работают в фирме по пересылке товаров. Дело надомное и нехитрое – получил товар от курьера и отправил по сообщенному тебе адресу. Позже тебе будут перечислена «зарплата»…

Уже существуют настоящие «сообщества» кардеров, работающих по данной схеме. Руководят или, как правило опытнейшие кардеры, под началом которых находится разветвленная сеть «дропов» и штат «вбивальщиков» (людей, которые непосредственно заказывают товар, «вбивая» имеющиеся в наличии реквизиты карточек в «бланки заказов» Интернет-магазинов. Подобный способ работы для кардеров привлекателен прежде всего тем, что ему, с одной стороны, не нужно создавать точную копию карточки (достаточно знать код), а с другой – не требуется личного присутствия при покупке, что затрудняет его поимку.

Реал-кардинг

Он не получил такого распространения, как «вещевой», однако также довольно «популярен» среди преступников. Суть его в том, что создается точное подобие чьей-либо кредитной карточки, с помощью которого можно получить деньги в банкомате или расплатится в обычном магазине. Создается точный дубликат карты реального кардхолдера, на магнитную полосу наносятся идентификационные данные (дамп) – и поддельная банковская карта готова.

После этого преступники приступают к самому ответственному пункту плана - обналичиванию или шопингу. Здесь есть свои нюансы. Если известен пин-код, то наиболее удобным способом является поход к банкомату. Но если преступник не знает пин-кода карты потенциальной жертвы, то ситуация усложняется. Вариант с получением наличных в банкомате отпадает сразу, так как там ввод пин-кода является обязательным условием. Остается шопинг. Кардер ищет магазины, в которых установлены POS-терминалы, не требующие пина. Отличить их можно по отсутствию клавиатуры для набора пин-кода. К счастью, в белорусских магазинах такие практически не встречаются – это создает дополнительные сложности для кардера и защищает держателей карты.

Правда, с поддельной карточкой, на которую «закатаны» ваши данные, злоумышленник может съездить за границу, и отоварится там. Но для ее реализации кардеру нужны документы, билеты и отработанные схемы. В целом же покупка в реальном магазине по поддельной карточке считается у кардеров большим «эсктримом» и происходит это достаточно редко.

Как «подарить» свой дамп злодею

Невнимательно относясь к своей карточке, вы можете стать жертвой кардера и недосчитаться на своем счету значительной суммы денег. И даже если вам потом удастся доказать, что деньги у вас со счета сняли преступники и вам возместят расходы, то нервов и времени будет потрачено немало.

Все, что необходимо кардеру – это скопировать с магнитной полосы записанный там информации (дамп). Способов это сделать – масса. Например, вы можете стать жертвой скимминга – стоит просто отдать карточку в руки, например, официанта в ресторане, продавца в магазине и отвернуться. Все, что нужно мошеннику, чтобы завладеть вашим дампом – провести по магнитной полосе недорогим считывающим устройством – скиммером. Все, ваши банковские данные становятся общественным достоянием! И это не преувеличение – существует интернетовский «черный рынок», на котором торгуют дампами, причем подавляющее большинство продавцов на нем – россияне, белорусы и украинцы, за несколько лет вытеснившие оттуда почти всех конкурентов. Если до «русской» экспансии в этот бизнес цена дампа в США составляла порядка 200 долларов, то, «благодаря» огромному предложению со стороны «русских» она упала до 7 долларов!

В Европе дампы стоят 300-500 евро – там этим бизнесом занимаются, как правило, турецкие, сербские и албанские преступные группировки.

Можно «подарить» данные о своей кредитке и по-другому. Например, один из излюбленных способов кардеров «собирания информации» - создание платного сайта, чаще всего порнографического характера. «Заплатите всего 1,99 доллара за месяц, и вы увидите то, чего никогда не видели! Введите номер кредитной карты здесь!» - гласит надпись. Плата за «клубничку» в результате может быть очень большой…

Огромное количество дампов скопились у хакеров, ломающих сайты, на которых хранится подобная информация. Поговаривают, что дампоторговцы готовы даже «слить» их международным платежным системам по «бросовой» цене в 1-1,5 доллара за штуку.

Наиболее оригинальный и трудоемкий способ добычи данных о карточках – установка поддельных банкоматов. Денег они, конечно, не выдают, но информацию считывают исправно. Через пару дней такие банкоматы исчезают с улиц без следа, а все накопленные данные перекочевывают на компьютеры кардеров. Игра для последних стоит свеч – кроме дампов они получают и пин-коды, что позволяет ему впоследствии снять «живые» деньги с вашего счета в настоящем банкомате.

В последнее время широкое распространение получил новый способ мошенничества с карточками - фишинг (phishing, от англ. fishing – рыбная ловля и phone – телефон). В США убытки исчисляются миллиардами! Кардеры организуют спамерские атаки, рассылая многие тысячи электронных писем держателям банковских карточек от имени банков с просьбой выслать персональные данные (номер карты, PIN-код, пароль доступа для управления личным счетом). В письма вставляется гиперссылка на сайт, являющийся точной копией сайта банка (разве что в названии один символ заменен, но кто будет присматриваться!) На этом сайте и надо оставить информацию о себе. Помните: банки никогда не рассылают подобных писем!

Естественно, все слышали о веб-камерах, установленных злоумышленниками в банкоматах – правда, кардеры считают подобные ухищрения «прошлым веком». Однако иногда такое все-таки происходит. А вот воровство банковской карточки, по мнению преступников, себя не оправдывает – обычно владелец сразу же блокирует свою карту.

Как себя обезопасить?

На сто процентов это сделать невозможно – все-таки вы то и дело используете свою банковскую карточку, вводите ее данные при покупках в Интернете – сведения о совершенных вами операциях и данные карточки после этого хранятся в тех же Интернет-магазинах и, потенциально, могут достаться злоумышленникам. Кроме того, хакеры могут взломать банковский сервер, что, правда, маловероятно – все-таки системы безопасности у большинства финансовых учреждений весьма серьезные. Наконец, вы можете «подцепить» на свой компьютерный вирус, который отошлет все ваши конфеденциальные данные, хранящиеся на компьютере преступнику. Однако, вы можете минимизировать риск и, если все-таки неприятность с карточкой произойдет, последствия взлома вашего счета.

Например, чтобы не подозревать, скажем, официанта в ресторане в потенциальном мошенничестве, не отдавайте ему карту в руки. Потребуйте, чтобы считывающее устройство принесли на ваш столик, и чтобы снятие денег с вашего счета происходило при вас. То же самое относится и к магазинам. Ну, и, конечно, не помешает прикрыть заветные цифры, накрыв клавиатурный ряд рукой.

Если вы все-таки хотите пользоваться кредиткой в Интернете, то:

Открывайте карточку в крупном банке, имеющем свой процессинговый центр, и позволяющем оперативно контролировать остаток на счете.

Не храните все ваши деньги на этой кредитке - вы рискуете потерять все, что имеете.

Если вы чувствуете, что с вашей картой происходит что-то неладное, сразу же возьмите банковскую выписку - где должны быть указаны реквизиты торговых точек, где проводились операции с карточкой. Если вы не можете опознать транзакции, то, в первую очередь, потребуйте заблокировать вашу карточку и попросите ваш банк оспорить эти транзакции. Правда, перед этим надо хорошенько вспомнить – может, все-таки бриллиантовое колье во французском Интернет-магазине вы заказывали?

Избегайте сомнительных сайтов. Часто сайт - это ловушка для номеров карточек.

При утере карточки или ее краже, сразу же сообщайте об этом в банк и блокируйте карту, а уже потом звоните в милицию – в таком случае остается больше шансов, что преступники не успеют воспользоваться вашими средствами.

Если же вы не успели, и все ваши деньги «испарились», то вы можете потребовать у банка – ваше заявление будет рассмотрено. Шансы на компенсацию украденного повышаются, если деньги были сняты в банкомате другой страны, а вы при этом никуда не уезжали.

Некоторые страховщики довольно искусно прописывают договоры, маскируя в них «ловушки», которые может не заметить неискушенный страхователь. Прельстившись низким тарифом и купив такой полис, незадачливый автовладелец может оказаться в незавидной ситуации. В лучшем случае компания выплатит ему «символическую» сумму, которой окажется недостаточно для ремонта автомобиля, в худшем — и вовсе откажется платить. Поэтому очень важно перед подписанием изучить договор, предлагаемый СК. Maanimo.com обратило внимание на наиболее важные разделы страховых договоров.

Страховая сумма

Особое внимание стоит обращать на понятие «страховая сумма»: максимальная сумма, которую обязуется выплатить страховая компания при повреждении или угоне авто. В идеале страховая сумма должна быть эквивалентна действительной рыночной стоимости авто. Тогда в случае тотального ущерба или угона страхователь сможет приобрести транспортное средство того же класса и стоимости. В случае, когда автомобиль новый, и к тому же куплен в салоне, проблем с определением его стоимости не возникает. А вот если машина уже «побегала» 2-3 года, могут быть варианты. И если сумма изначально была определена неверно (например, занижена) — то и расчет страховой выплаты будет сделан пропорционально.

Как правило, стоимость (а соответственно, и страховую сумму) бывших в эксплуатации авто страховые компании рассчитывают согласно «Бюллетеню автотовароведа» или по другому аналогичному изданию. В них приводятся цены на определенные марки и модели авто, а также указаны нормативы годового пробега. Есть и другой вариант, когда стоимость авто устанавливается в соответствии со шкалой амортизации в соответствии с годом его выпуска. К слову, второй метод имеет гораздо больше недостатков, поскольку не учитывает колебаний цен на рынке, а значит, расчетная стоимость может оказаться весьма далека от реальной. И в этом случае вероятность инцидентов с «недовыплатой» возмещения увеличивается многократно.

Очень важно обратить внимание на то, как в вашем договоре трактуется само понятие «страховая сумма». Наиболее выгодно выбирать сумму «по каждому страховому событию». Это означает, что если за время действия полиса машина будет повреждена неоднократно, компания каждый раз будет оплачивать ущерб в рамках оговоренного в договоре лимита.

В более дешевых договорах часто фигурируют так называемые «вычитаемые» страховые суммы. В этом случае после каждого повреждения авто сумма выплаты вычитается из общей страховой суммы, уменьшая ее. Например, если страховщик уже оплатил ремонт машины после ДТП, а затем автомобиль был угнан, то компания не будет возмещать его полную стоимость. Клиент получит на руки страховую сумму за вычетом уже проведенной выплаты, а также с учетом амортизационного износа. Как правило, СК разрешают «пополнять» страховую сумму до первоначального лимита. Но для этого клиенту приходится оплачивать дополнительный платеж.

Износ

Довольно интересен и порядок, в соответствии с которым компании рассчитывают износ автомобиля. Как правило, уже в первый год эксплуатации страховая компания может насчитать 15-20% амортизации. Т.е. если при ремонте машины потребуется замена запчастей, страховщик оплатит не полную их стоимость, а только 85-80%.

Причем некоторые компании уже в первые два месяца могут посчитать коэффициент амортизации до 10%. В последующие годы этот показатель уже несколько ниже. Так, на второй год амортизация может составлять 12-15%, третий - 10%.

Франшиза

Еще один важный пункт договора — наличие франшизы. Едва ли сегодня найдется хоть один автовладелец, не знающий что это такое. Однако далеко не все знают о том, что франшиза бывает двух видов — условной и безусловной. При условной франшизе компания не покрывает ущерб, если его сумма меньше размера франшизы и оплачивает убыток полностью, если он превышает франшизу.

При безусловной франшизе ее сумма всегда вычитается из возмещения. Так, застраховав автомобиль стоимостью в $25 тыс. у.е. и выбрав безусловную франшизу 1% от стоимости авто, вы должны быть готовы к тому, что при размере ущерба в $500, компания выплатит вам только половину ($250).

Надо признать, что страховые компании очень неохотно продают и полисы с нулевой франшизой. Если водитель хочет, чтобы СК покрывал все убытки, включая мелкие повреждения, тариф может подскочить до 10-12% от страховой суммы. В то же время стандартные полисы в большинстве случаев уже содержат франшизу по ДТП до 1% и до 10-15% по угону. Причем многие СК оставляют за собой право увеличивать ее после каждого страхового события. Например, после второго ДТП франшиза может возрасти до 1,5% от страховой суммы, после третьего до 2,5% и т.д.

СТО

Чтобы уменьшить сумму потенциальной выплаты, компании нередко прописывают в договоре нехитрую ловушку — методику расчета ущерба. Например, в договоре может быть условие, по которому размер ущерба устанавливается только по результатам товароведческой экспертизы, а счета от СТО к рассмотрению не принимаются. Подвох состоит в том, что автотовароведческая экспертиза проводится на основании установленных государством методик, а большинство СТО – коммерческие организации. Таким образом, подсчеты страховщика и экспертов станции техобслуживания могут весьма серьезно различаться.

Если страховщик отказывается оплатить восстановительный ремонт полностью, у страхователя остается небогатый выбор — либо доплатить самому, либо привлечь «третейского судью» — независимого эксперта.. Однако и то и другое страхователю придется оплачивать самостоятельно.

Сумма, необходимая для оплаты восстановительного ремонта авто, сплошь и рядом является предметом торга между страховыми компаниями и СТО, особенно если машина ремонтируется на станции, с которой у страховщика не подписан договор. К слову, некоторые компании категорически настаивают, чтобы их клиенты чинили свои авто исключительно на таких «партнерских» СТО (как правило, такой пункт фигурирует в договоре). Страховщики уверяют, что «посторонние» техстанции безбожно завышают стоимость ремонта, включая в счета работы, не имеющие никакого отношения к страховому случаю.

Усеченные полисы

«Хитом» сезона сейчас становятся страховки, предусматривающие супер-высокие франшизы. Они рассчитаны на выплату возмещения исключительно по крупным убыткам (угону или тотальному ущербу) когда сумма возмещения превышает 50-70% стоимости авто. Такие страховки можно купить за полцены (средний тариф составляет порядка 3-3,5%). Однако следует быть готовым к тому, что все «мелкие» ремонтные работы придется оплачивать из собственного кармана. По мнению страховщиков, такие договоры выгодно покупать состоятельным автовладельцам, способным оплатить небольшие убытки без ощутимого ущерба для своего бюджета.

Компании также рассчитывают, что эти страховки пригодятся владельцам б/у автомобилей. Тарифы по каско для «развалюх», как правило, довольно высоки, особенно если авто страхуется без учета износа. Поэтому их владельцам выгодно заплатить по договору минимальный тариф, но в случае необходимости получить сумму, достаточную для восстановления авто.

Еще один вид «полуполисов», который активно рекламируют СК страховка «по первому страховому событию». Тариф по такому договору опять-таки вполовину меньше стандартного. Однако страховщик обязуется провести выплату лишь однажды. Договор страхования прекращает действие с момента первого страхового случая, заявленного клиентом.

Исключения

В большинстве компаний исключения из страхового договора стандартны. Так, у страхователя нет шансов получить возмещение:

— если водитель пользовался автомобилем, зная о его технических неисправностях (в том числе – ездил на изношенных или несоответствующих сезону шинах);

— если водитель пребывал в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, либо под действием препаратов, снижающих скорость реакции;

— если конструкция транспортного средства была изменена или на него было установлено оборудование, на которое нет разрешения производителя;

— однозначный отказ ожидает автовладельца, если тот использовал авто для учебной езды или в качестве такси, либо передал его в аренду.

На выплату можно не рассчитывать и в том случае, если в момент ДТП за рулем машины находилось лицо, не указанное в полисе и не имевшее права управлять транспортным средством. Важный пункт договора – срок, в который клиент обязан уведомить СК о страховом событии. Как правило, это не более 2 дней (за исключением выходных и праздничных дней). И если клиент опоздал с заявлением, страховщик имеет все основания отказать ему в выплате.

В договоре могут быть указаны и более «экзотические» оговорки. Так, все больше компаний оставляет за собой право не выплачивать возмещение в случае грубого нарушения водителем правил дорожного движения — превышения им установленных ограничений скорости движения, проезда на красный свет светофора, выезда на полосу встречного движения в местах, где это запрещено, несоблюдения дорожных знаков, запрещающих движение и т.д. Кроме того, ограничения по выплате возмещения могут быть даже в случае, если водитель находился в состоянии болезни, усталости, а также под воздействием лечебных средств, которые снижают скорость реакции.

Основные моменты страхового договора:

— Страховой договор не должен заканчивать действовать после первого страхового события

— В договоре не должно говориться о вычитаемых страховых суммах

— Износ не должен учитываться на первом году «жизни» авто

— Нельзя позволять СК увеличивать франшизу после каждого страхового события

Многие девушки хотят денег и счастья, а оказываются в грязи и ужасе. Каждый месяц не один десяток девушек из нашей области продают в зарубежную секс-индустрию. Туристические, танцевальные группы из одних девушек уехали в Италию, Грецию, Турцию и на Кипр без обратных билетов. Молодые женщины стремятся за границу, соблазнившись высокими заработками, выгодным трудоустройством или статусом "невест по переписке". Увы, многие из них становятся жертвами секс-трафика (незаконной торговли людьми). Вырваться из рабства удается буквально единицам. Пятерых девушек удалось вернуть в Одессу международной коалиции. Благодаря этим девушкам удалось задержать группу из четырех преступников, которые под предлогом работы в танцевальной группе на протяжении 10 лет вывозили молодых девушек зарубеж и продавали в бордели. Суд приговорил их к семи годам лишения свободы.

По общим данным, каждый год в мире 4 миллиона человек становятся жертвами торговли людьми. Это третий по доходности бизнес планеты после продажи наркотиков и оружия. Он приносит до 7 миллиардов долларов ежегодной прибыли. Чтобы хоть как-то противостоять этой системе, и была создана ассоциация против торговли людьми - международная коалиция с филиалами в городах СНГ.

Из архивов известно, что жертвами секс-торговли чаще всего становятся девушки от 16 до 25 лет из детских домов, интернатов, провинциальных школ, профтехучилищ и студентки, конечно. Инфантилизм, отсутствие жизненного опыта, поиск работы заставляют их "покупаться" на такие объявления: "Трудоустройство за рубежом: официантки, горничные, воспитатели, учителя. Интим исключен". А когда при первой же встрече им обещают от 200 до 2000 долларов в месяц (это, между прочим, стоимость рабыни в восточных странах), девушек уже трудно остановить. Нам известен случай, как одна несовершеннолетняя, подделав в документах роспись родителей, просто сбежала без их разрешения и уведомления.

По пропаже девушки в одном из одесских судов было возбуждено уголовное дело. Спустя несколько месяцев девушку нашли в Москве, где она работала проституткой. Всю их конторку накрыли сразу же, благодаря чему было освобождено 48 молодых девушек, 26 из которых - несовершеннолетние. Преступникам дали по 8 лет лишения свободы. А девушек вернули родителям. Но чаще всего девушек увозят в Турцию, Грецию, Эмираты, Италию, Испанию, Израиль, т. к. израильские законы запрещают вывозить женщин из страны, а вот ввозить - пожалуйста, за это никакого наказания не предусмотрено. Это - политика: женщин в Израиле меньше, чем мужчин. А вот в США в апреле 2000 года принят жесткий закон, предусматривающий 20-летнее тюремное заключение за работорговлю и даже пожизненное в случае смерти рабыни.

* * *

Приведем случай из жизни одной одесситки, которую секс- рабство привело к смерти. Перспективного зарубежного жениха Иннеса нашла через брачное агентство. Красивый состоятельный мужчина понравился ей сразу. Они начали переписку через интернет. Очень скоро он послал Иннесе вызов в свою страну. Счастливая, окрыленная, летела она на первое свидание с будущим мужем. Но в аэропорту ее встретили совсем другие люди. Объяснили, что он - мусульманин, и девушка по законам ислама, будет второй женой. Конечно, это было ударом для девушки. Но что же делать? Возвращаться в родительский дом, в село, из которого она уезжала с такой помпой, невестой на бобах? Она осталась. А через несколько дней жених продал ее в бордель. Она пыталась бежать, обращалась в полицию, добралась до консульства. Но помогать проститутке без денег, без документов на Востоке не принято, да и денег на депортацию страна не выделяет. Иннесу вернули хозяину. Он пригрозил ей все рассказать родителям, если она не заплатит долги, ведь ее данные есть в компьютере. И тогда двадцатилетняя девушка просто шагнула с балкона. Другого выхода для себя она не видела.

* * *

Сотни обманутых женщин возвращаются домой через несколько лет сексуального рабства, оказываясь на родине изгоями или преступницами.

24-летняя Маша пришла в одно из турагентств в центре Одессы, надеясь найти за границей работу, которая позволит ей оплатить необходимую матери операцию. Агентство отправило ее в Турцию, в город Трабзон на берегу Черного моря. Сопровождающие Машу два турецких подданных и один грузинский гражданин отняли у нее все документы и заперли в крошечной комнатенке, где в течение шести месяцев она была вынуждена бесперебойно обслуживать клиентов. Когда же у несчастной обнаружилось венерическое заболевание, ее бросили недалеко от украинской границы со ста долларами в кармане. "Лечение обошлось мне намного дороже, а моя мать к тому времени была уже мертва", - рассказала Мария. Милиции не удалось на этот раз поймать преступников, т. к. офис, где когда- то было агентство, занимает магазин одежды.

С помощью иностранных посольств, неправительственных организаций и Международной организации миграции (ЮМ) было выявлено 600 женщин, которые вернулись в страну после незаконной работы за границей. Более чем сто из них признали, что их вынудили к проституции. Но только несколько жертв по возвращении обратились в полицию. Больше всего женщины боятся огласки. "Я предпочитаю забыть об этих годах", - сказала одна из них. Если же о случившемся с ними несчастье узнают, иногда и их собственные семьи, и общество обращаются с ними как с проститутками. Признание в том, что их насильно продали в публичный дом, превращает жертвы в изгоев. Бандиты часто запугивают несчастных именно угрозой разглашения, чтобы заставить повиноваться себе.

* * *

В архиве мы нашли описание еще одного печального случая, в котором жертвой секс-рабства стала совсем юная девушка.

"Вид у дочери был до крайности изможденный. Чужой, отрешенный взгляд, совсем не вяжущийся с юным возрастом, когда жизнь, полная надежд и радостей, только начинается. "Оля, где же ты пропадала столько времени?!" Несколько месяцев назад родители подали розыск. Их 16-летняя Ольга уехала из дома в неизвестном направлении. Потом написала, что работает в одном из одесских магазинов и просила ее не искать. Но между скупых, написанных словно под диктовку строчек скрывалось то, что могли почувствовать только близкие люди, - беда.

И теперь, оказавшись дома, Ольга заученно твердила то же самое, хотя прекрасно понимала, что в эту ложь никто не верит. Но как рассказать правду, вновь пережить все то, что выпало на ее долю? Для этого ей пришлось бы вспомнить, как однажды вечером в одном из парков райцентра Одесской области, где она проживала, познакомилась с молодым южанином, который пообещал устроить ее на престижную работу за границей. Как, поверив в обещанные золотые горы, она отправилась в Одессу. И как вместе с такими же юными искательницами больших денег отправилась по фальшивому паспорту в Таиланд. Вера в сказку о легкой и красивой жизни испарилась, едва их самолет приземлился в чужом аэропорту. У нее и спутниц отобрали документы и объявили, что единственной их работой будет проституция и что путь домой для них заказан, пока они не отработают долг сполна. Долг хозяева оценивали в $5 тыс. - в эту сумму были включены затраты на изготовление фальшивых документов, виз, проезд, проживание и питание. Таких денег никто из девушек никогда не держал в руках.

Они стали рабынями. В среднем за сутки каждая приносила своим хозяевам по $700-800 прибыли, обслуживая по 6-7 клиентов. В особо удачные дни сумма доходила до $3 тысяч. Сами жрицы любви денег не видели - все расчеты осуществлялись через сутенеров. За опоздание на работу, выход без разрешения из притона или гостиницы, утаивание денег и набор лишнего веса налагались штрафы, которые необходимо было отработать. Некоторые из рабынь пробовали было взбунтоваться, и тогда несговорчивым устроили небольшую экскурсию на местную ферму по разведению крокодилов. "Будете дергаться - скормим крокодилам, - пообещали девушкам. - Здесь вас никто и никогда не найдет. Перестанете работать - сдадим в полицию, там и сгниете"...

С долгами девушки расплачивались не раньше, чем через год. За это время юные жрицы любви настолько сдавали морально и физически, что хозяева расставались с ними без сожаления. Обманутые, они возвращались домой с подорванным здоровьем и надломленной психикой, ведь многим из них было всего по 15-16 лет. Что касается денег, то некоторым удавалось приберечь в дорогу несколько десятков долларов. Впрочем, большинство еще оставались должны сутенерам.

Ольге, можно сказать, повезло. Ей удалось выбраться из чужеземного притона через несколько месяцев. Случайно. Залетный турист из новых русских, услышав ее историю, совершенно неожиданно взялся помочь. В качестве клиента он внес сутенерам предоплату и попросил доставить девочку к нему в номер, где якобы собирался провести с ней три дня. В подобных случаях, во избежание осложнений с полицией, девушкам временно выдавали документы. Получив паспорт, Ольга помчалась в аэропорт, где сердобольный клиент купил ей билет в Украину.

* * *

Несовершеннолетние девушки пропадали при очень схожих обстоятельствах и практически в одно и то же время: в августе- сентябре 2001 года. В райотделы милиции Одесской области поступала оперативная информация о том, что девушки вывозятся из областного центра обманом для занятия проституцией за границей. Вербовкой занимается некая приезжая супружеская пара.

В январе 2002 г. прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту похищения несовершеннолетних, в основу которого легли розыскные дела по фактам пропажи нескольких девушек, а также заявления их родственников. В марте следствию предоставилась возможность узнать о подробностях совершенного преступления из уст одной из пострадавших, Ольги Б. Поначалу та твердо стояла на том, что была приглашена на работу в северную столицу, но затем сменила показания и рассказала обо всех своих злоключениях в Бангкоке.

Сыщики с помощью местных коллег выследили и задержали четверых подозреваемых. Среди них была и супружеская пара, засветившаяся в Одессе. Тем временем в деле появились новые обстоятельства. Оперативники выехали в столицу, а оттуда в Крым. Оказалось, что в Киеве местная милиция давно интересовалась деятельностью этих сутенеров, однако для их задержания не хватало доказательств. После получения дополнительных улик прокуратурой Киевской области также было возбуждено уголовное дело по факту вовлечения 14 несовершеннолетних девушек - жительниц Киевской области в занятие проституцией. Там же, в столице, был задержан сутенер- вербовщик. В мае того же года в Ялте оперативники взяли еще двух подозреваемых - мужчину и его сожительницу, которые намеревались набрать в "городе невест" новую партию путан. Еще один из сутенеров, до недавнего времени проживавший в Таиланде, был задержан в Белоруссии и экстрадирован в Украину. Правоохранительные органы столкнулись с широко разветвленной транснациональной преступной организацией, занимавшейся экспортом украинских девушек за рубеж. Учитывая межрегиональный характер совершенных преступлений, все уголовные дела были объединены в одно и переданы для расследования в следственное управление.

Как оказалось, планы преступной организации начали воплощаться в жизнь еще в 1998 г. в узбекском городе Самарканде. У супругов Михаила и Мархабо Джеляловых уже был налажен канал отправки узбекских девушек для работы проститутками в притоны в Объединенных Арабских Эмиратов, которые содержали их знакомые Неля и Карина. Получив большие деньги, сутенеры решили расширить географию своего бизнеса. Для организации очередного притона сестра Джеляловой - Сатдарова отправилась в Таиланд. Бизнес расширялся, увеличивалось и количество членов преступной группировки. Поле деятельности сутенеры перенесли в Украину: девушки европейской внешности являлись за границей более ходовым товаром. Вербовали умело. Выбирали безработных девушек из проблемных семей. Некоторым предлагали легкий заработок валютной проститутки сразу, других обещали устроить на высокооплачиваемую работу танцовщицами, официантками, домработницами. Показывали альбомы с фотографиями довольных и улыбающихся девушек, якобы уже устроивших свою судьбу. Согласившимся сутенеры оплачивали изготовление фотографий для загранпаспорта и расходы. "Перевалочные" квартиры, которые снимали супруги Джеляловы, находились в Украине. Девушек запирали здесь на 2-3 месяца, отбирали документы и продолжали психологическую обработку. Тех, кто усомнился в своем "правильном" выборе, стращали бандитами, местью родственников. Вербовались в "ночные бабочки" и несовершеннолетние, однако для них усложнялся процесс получения документов для выезда, а кроме того, законами ОАЭ въезд в эту страну незамужних женщин моложе 30 лет был существенно ограничен. Поэтому для несовершеннолетних изготавливали, в основном путем переклейки фотографий, подложные паспорта на чужие данные, как правило, с завышенным возрастом. С этими документами партия новоиспеченных проституток под видом группы туристов отправлялась навстречу райской жизни. В притонах их уже ждали. Были готовы помещения, набран обслуживающий персонал, включая диспетчеров на телефоне и поваров, дана реклама, составлен прайс-лист... Девушки были всего лишь скоропортящимся товаром, срок годности которого составлял, как правило, не более года.

* * *

Торговля людьми процветает и в XXI веке, принося организаторам $7-12 млрд в год. Основой этого преступного бизнеса является торговля женщинами для сферы секс- обслуживания. По данным ЕС, жертвами торговли людьми ежегодно становятся свыше 120 тыс. женщин и детей только из стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию и Украину. Вообще же емкость международного рынка работорговли составляет как минимум 4 млн человек в год. Раньше главными поставщиками были азиатские страны - Таиланд и Филиппины. После распада СССР роль основных поставщиков женщин стали играть бывшие республики Союза - Украина, Беларусь, Латвия и Россия. В последние 10 лет сотни тысяч женщин были вывезены из Центральной и Восточной Европы и республик бывшего СССР для проституции. Вывезенные женщины занимаются проституцией более чем в 50 странах. Девушки, приехавшие из России, Украины, Молдавии, за гроши развлекают толстосумов в Бангкоке и Дубаях. Местом их "паломничества" также является Израиль. Исследование Международной организации по миграции показывает, что сами проданные женщины получают мизерные деньги по сравнению с доходами своих хозяев. Так, в Израиле россиянка или украинка зарабатывает сутенеру, который ее контролирует, $50-100 тыс. в год. Деньги, получаемые преступными организациями, как правило, отмываются через банковские счета в финансовых центрах США, стран Западной Европы или через оффшоры. Для контроля над женщинами и территорией влияния торговцы и сутенеры используют насилие: женщин убивают для предупреждения конкурентов либо в наказание за отказ заниматься проституцией. Так, в Стамбуле две украинки были выброшены с балкона на глазах у их шести русских подруг. В Сербии украинка, посмевшая возроптать на хозяев, была публично обезглавлена. Как только женщины попадают под контроль сутенеров, они могут забыть о своих правах. С ними обращаются как с преступниками или нелегальными эмигрантами. Почти не существует служб, занимающихся проблемами жертв, которые страдают от травм, слабого здоровья и физических нарушений. Выживание в чужой стране целиком и полностью зависит от самой жертвы.

По данным МВД УК, уже в 1994 г. были выявлены десятки организаций, занимавшихся вербовкой молодых девушек для занятия проституцией в странах Европы, Ближнего Востока, Северной Америки и Азии, возбуждено свыше 20 уголовных дел по статьям, предусматривающим уголовную ответственность за содержание притонов и сводничество. Так, в Одессе была выявлена преступная группировка, занимающаяся вывозом женщин в Бельгию через Германию по заключенным трудовым договорам для работы в ночных клубах. Подобные организации действовали в Днепропетровске, Харькове, Киеве и Львове.

* * *

В 1997 г. сотрудниками УВД Одесской области в ходе совместной операции с немецкой полицией и Интерполом была задержана международная группа, которая вывозила женщин в Германию и передавала сообщникам в Турцию. В итоге они оказывались в ночных борделях.

Таким образом, эта проблема существует в Украине как минимум уже 15 лет. В прошлом году сотрудники милиции совместно с французскими коллегами разрабатывали транснациональную преступную группировку сутенеров. Она состояла из француза, итальянца, югослава и троих украинцев из Львова, которые поставляли девушек для занятия проституцией в Ниццу и Марсель. Впоследствии суд Ниццы приговорил украинцев к 6 годам лишения свободы... заочно. Потому что те, несмотря на врученные им повестки, естественно, во французский суд не явились. А выдавать своих граждан другому государству, по действующему законодательству, Украина не вправе. Однако и в Украине по причине отсутствия в законодательстве уголовно-правовой нормы об ответственности за вербовку привлечь сутенеров к уголовной ответственности не удалось.

* * *

Дело о русской мафии, промышлявшей торговлей невольницами, рассматривает Малиновский райсуд. На скамье подсудимых - семеро членов преступной группировки: супруги Джеляловы, Сейтхазы Ахмедов, Ильхам Гусейнов, Татьяна Братковская, Максим Исаков и Анна Шилова. Сатдарова объявлена в международный розыск. К сожалению, установить личности ряда их сообщников, в основном проживающих за границей, следствию не удалось. Подсудимые обвиняются в организации преступного сообщества, вовлечении в занятие проституцией, вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, притоносодержательстве, незаконном пересечении границы и изготовлении фальшивых документов. Еще в отношении ряда лиц, обвиняемых в пособничестве преступной группе, уголовные дела выделены в отдельное производство.

Сутенерам предъявлены обвинения по 33 эпизодам вовлечения в проституцию потерпевших, большинство из которых являлись несовершеннолетними. Все они были приговорены к шести годам лишения свободы. Всего в уголовном деле фигурирует по крайней мере 50 потерпевших. Однако уголовное дело в отношении некоторых девушек, личности которых до сих пор не установлены, выделено в отдельное производство. Все, чем располагает следствие, - имена невольниц. Большинство из них, по данным правоохранительных органов, и по сей день находятся в заграничных притонах.

Порой самый обычный человек может приобрести какую-либо вещь не только в специализированном магазине, но и дома, на улице или даже в собственном рабочем кабинете. Не всегда покупателя ожидает обман, но, как говорил незабвенный классик Козьма Прутков, бди! Мы расскажем вам о наиболее частых и эффектных схемах афер в сфере торговли вне стен магазинов, дабы не дать мошенникам построить личное счастье на чужом горе. 

«Простите – не успели...»

Этот вид мошенничества в области купли-продажи самый распространенный. Суть его сводится к следующему.

Создается фирма, скажем, по изготовлению мебели на заказ с последующей сборкой и установкой. Цены по сравнению с другими организациями на порядок ниже. Например, вам нужен шкаф-купе. В других фирмах все услуги стоят около 30 000 рублей, а вот в новой – всего 20 000. Почему так дешево? Организация новая, не «раскрученная», нужно привлекать клиентов. И действительно – за несколько дней в нее обратилось немалое количество заказчиков.

Вы тоже решили не отставать от других. При заказе подписываете с фирмой договор на выполнение услуг – внимание! – в два этапа. Это будет важно чуть позднее. Первый этап – выезд специалиста на дом для замеров, второй – изготовление и установка товара. Заказчик вносит предоплату от 75%, а фирма обязуется изготовить товар в течение 2 недель.

На первый взгляд, все вполне прилично и обоснованно. Но есть одно «но» – выполнять заказ мошенники не собираются. А если поступил заказ на большую сумму – это тем более не в их интересах. Нет, специалист на дом выедет, произведет необходимые замеры, и заказчик оплатит эту услугу в размере одной трети от общей суммы. А вот дальше возможны различные варианты, сводящиеся к одному результату – заказ выполнен не будет никогда. Отговорки могут быть разными: резко увеличилась стоимость на древесину, слишком много заказов...

Некоторые фирмы возвращают уплаченные деньги, кроме оплаты замеров. Но так поступают не все, обманутым покупателям приходится выбивать свои деньги через суд. При этом мошенники все равно остаются в выигрыше – даже за 10 заказов у них на руках остаются в среднем до 60 000 рублей: ведь одну часть договора они выполнили, а именно – выезд специалиста на дом. И к этому не прикопаешься.

Совет, как не стать очередным «лохом», только один – не покупайтесь на обещания только что созданных фирм, даже если их условия выглядят более заманчивыми перед другими организациями. Гораздо выгоднее обратиться в фирму, существующую на рынке длительное время, пусть и стоимость заказа там выше. А если вы все же не утерпели, почитайте внимательно договор. Помните, что вы также имеете полное право вносить свои предложения в документ. Ведь речь идет не только о товаре, но и о ваших деньгах, которые могут оказаться в руках недобросовестных продавцов.

Сетевые «коробейники»

Сегодня таких бедолаг (да-да, именно бедолаг) можно встретить нечасто. А вот в «лихие 90-е» не было ни дня, чтобы в квартиру не постучали вежливые продавцы всяких мелких безделушек и не предложили приобрести хоть что-нибудь. Но этот способ обмана клиентов еще не изжил себя, а значит, есть повод рассказать о нем подробнее.

«Коробейниками» становятся не от хорошей жизни и не ради наживы. На самом деле выхода у них нет – они сами являются лохами, может, даже более, чем их покупатели. Появляются на свет такие маркетологи следующим способом.

Некая фирма желает реализовать свой товар наверняка, для чего приглашает обычных людей. И начинается обман с того, что «работнику» предлагается заключить договор, за который тот, кстати, еще и платит из своего кармана, а затем впаривает новоявленному «маркетологу» товары, явно не нужные ни одному здравомыслящему человеку. Теперь у «сетевого маркетолога» есть только один путь – продавать этот хлам другим лохам, чтобы компенсировать собственные убытки.

Представим себе картину. Незадачливый клиент все же впустил «коробейника» в квартиру, и тот принялся расхваливать свой товар. Чтобы гарантированно продать заведомо не нужный никому товар, «маркетолог» объясняет, что является представителем иностранной фирмы (страну можно назвать любую, название фирмы зависит от фантазии продавца), и приступает к демонстрации вещей. Описание настолько красочное, что покупатель уже начинает нервничать – как же так, почему он за все свои годы не удосужился приобрести такой славный товар!

Если же он рискнет что-то купить, можно считать, что первый этап «коробейник» выполнил – он убедился, что клиент платежеспособен, и приступит к реализации других товаров.

А что же такого великого он продает? Как бы это ни выглядело смешно, но реализует «коробейник» не бытовую технику, мебель или еще что-то, а, например, массажные щетки, бритвы на батарейках, фонарики, наборы ножей и тому подобное. У всех товаров есть несколько общих признаков: слишком низкая цена, китайская родословная и полная неприменимость в той области, для которой товар предназначен. А самое главное: даже если на изделии нет видимых дефектов, первая же попытка использования оказывается последней – ломается даже то, что не может сломаться никогда.

Чтобы не стать обманутым, ни в коем случае не приглашайте подобных продавцов в свой дом или рабочий кабинет, не останавливайтесь рядом с ними на улице, даже если «коробейник» тянет вас за рукав. Можно таких «маркетологов» даже послать – все зависит от вашего воспитания.

Если «коробейник» не отстает, пригрозите вызвать милицию. Правда будет на вашей стороне – ведь у этих горе-продавцов нет лицензии на реализацию товара, а значит, они заведомо занимаются незаконной торговлей. Липовый договор с фирмой – увы, не в счет.

Ради продажи товара недобросовестные торговцы не из специализированных торговых точек идут на различные ухищрения. Сегодня я расскажу еще о двух схемах обмана, дабы преступники кусали локти от обиды.

«Вы испортили товар!»

Представьте себе такую ситуацию. Решили вы приобрести себе колечко или цепочку, для чего и зашли в ювелирный магазин. Пока вы выбираете, прицениваетесь, к вам подходит интеллигентный человек и предлагает вам посмотреть, а главное – примерить его цепочку. Если бы не «крайние обстоятельства», он бы ее не продавал, а так вы за смешную цену способны помочь ему в его проблемах. Вы соглашаетесь, надеваете цепочку, которая... тут же рвется в нескольких местах.

Интеллигент сразу же начинает кричать, что вы испортили его вещь, даже призывает окружающих засвидетельствовать вашу преступную небрежность. И, как по волшебству, рядом с ним появляются пара угрюмых свидетелей, которые просто убеждают вас компенсировать убытки этого милого человека. Вы платите за сломанную вами вещь, надеясь впоследствии ее отремонтировать. Но оказывается, что цепочка сделана совсем не из драгоценного металла.

Такой вид мошенничества не слишком распространен, но в отличие от предыдущей ситуации, аферист не рискует ничем: он не нелегальный предприниматель, а продажа подобной безделушки лицензии не требует. Может выйти и так, что, даже если вы и обратитесь в суд, виноваты окажетесь как раз-таки вы, поскольку «сломали» вещь постороннего человека, а последующая покупка – всего лишь компенсация убытков.

Единственный совет – никогда ничего не покупать с рук, тем более у незнакомого человека. Достоверно известно, что порой мошенники не только требуют с обманутого определенную сумму денег, но и наносят жертве телесные повреждения, что, кстати, уже сопряжено с другим преступлением.

«Магазин на диване»

Одна из самых распространенных черт человеческой натуры – мечта о халяве. В данном случае речь пойдет о покупках в телемагазинах.

Щелкаете вы пультом с канала на канал, на одном из них увидели рекламу некоего товара, например, стимулятора мышц – с его помощью можно «накачаться» вплоть до фигуры бодибилдера (по крайней мере, так утверждают рекламщики). И вы решили: «Хочу!». И делать в этой ситуации фактически ничего не надо – только набрать указанный номер телефона и сделать заказ. И спустя пару недель придет на ваш адрес извещение на посылку. Вот и все. Лишь выкупив товар, покупатель начинает понимать, насколько его обманули.

Посредством подобных реклам в нашей стране успешно идет торговля спортивными тренажерами, стимуляторами, лекарственными средствами, «лечебными» браслетами и амулетами, простенькой бытовой техникой и даже «чудо»-сковородками.

Каким же образом построен этот бизнес? Самое главное – яркая реклама, иногда с помощью известных всем нам актеров и шоуменов.

Второе – потенциальному покупателю сообщаются такие свойства товара, которых он на самом деле не имеет, чем и вводят жертву в заблуждение.

Наконец, приглашение вступить в клуб за довольно смешную цену (например, 15$ – почти 120 гривен). И после этого жертве, как «своему», все товары станут продавать со скидками (скажем, велотренажер стоимостью 5 000 вам отдадут за 4 000).

Что происходит потом? Покупателю приходит посылка наложенным платежом. Он ее выкупает и несется домой. И оказывается, что товар-то бракованный: весь в царапинах, кнопки (если речь идет о стимуляторах) западают, тот же самый велотренажер заводится только «с толкача».

Покупатель бросается к инструкции, товарному чеку, гарантии и видит, что на основных документах даже не указана фирма, продавшая вам этот товар. Обманутый пробует звонить по тому же телефону, но должного результата не добивается. В лучшем случае его выслушают, попросят оставить свой телефон – мол, перезвонят. Что, естественно, является еще одним обманом – звонить никто не будет, это не в интересах реализаторов. В худшем – жертву даже не выслушают, а просто бросят трубку.

Обращаться в суд бесполезно – у вас на руках есть только инструкция к товару (хорошо если еще на русском языке) и чек на оплату, на котором ни одного реквизита фирмы-продавца не указано.

Как не стать жертвой подобного обмана? Во-первых, следует уяснить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Халявы в мире не существует, и за все придется платить. А во-вторых, присмотритесь внимательно к рекламируемым товарам – любой из них есть в каждом магазине. Вряд ли рекламируемая по телевизору сковородка чудеснее той, что продается в хозяйственном напротив вашего дома.

И главное – приобретая в известном вам стационарном магазине тот же велотренажер, вы сможете его сначала пощупать, оценить, а потом уже совершать покупку. И в случае приобретения товара в обычном магазине у вас есть все необходимые данные о продавце. Если вы приобрели бракованную вещь, есть к кому обратиться.