Каждому кажется: обмануть или ограбить могут кого угодно, но только не меня. Особенно если это касается махинаций в Интернете. Даже те, кто однажды попал на удочку аферистов, уверены: теперь я осторожен и больше этого не произойдет. Но штука в том, что Всемирная паутина — бездонная бочка всяческих афер. Ее открытость, а главное, юридическая безнаказанность, способствуют созданию все новых и новых ухищрений. Гражданам остается лишь набивать шишки и делиться печальным опытом со знакомыми. Вот самые популярные на сегодняшний день виды кибермошенничеств.

Составляем гороскоп

Объявлениями, предлагающими заказать персональный гороскоп, просто кишит Всемирная паутина. Авторы обещают выслать его быстро и бесплатно. Предлагается лишь заполнить стандартную анкету и, конечно, оставить свой электронный адрес. Любитель астрологии указывает все эти данные, но вместо гороскопа в его ящик попадает письмо с еще одним условием: чтобы получить заказ, надо отправить по указанному номеру SMS-сообщение с набором тех или иных цифр. Если клиент на это ведется, со счета его мобильника улетит несколько долларов. В лучшем случае ему действительно пришлют гороскоп. Причем сразу же, что уже вызывает сомнения в его уникальности. В худшем — ничего не пришлют. А если после первого этапа процедуры кандидат в лохи остановится, ему на ящик еще долго будут приходить заманчивые сообщения. Но это пусть и неприятно, зато бесплатно.

Помогите ребенку!

Это самый кощунственный вид интернет-мошенничества, поскольку речь идет о спекуляции на больных детях. Текст о тяжело больном ребенке с его фото распространяется через живые журналы, рассылается по почтовым ящикам или вешается на интернет-форум. Автор послания рассказывает слезную историю о ребенке, чьи родители не могут оплатить дорогую операцию или лекарства. Всем, кто может помочь, предлагается перечислить деньги на банковский счет или произвести оплату через систему "Веб-мани”.

Авторы таких посланий могут повесить в Интернете как фото реально больного малыша, взятое с благотворительного сайта, так и любое другое. Благодаря чему дошло до того, что граждане, обнаружив в Интернете любую просьбу о помощи, перестают верить таким объявлениям и порой отворачиваются от людей, действительно нуждающихся в срочном лечении.

Совет: увидев объявление о сборе денег для ребенка, установите с его автором или родственниками больного личный контакт. Уточните фамилию ребенка, диагноз, в какой больнице лежит. И договоритесь о передаче денег из рук в руки.

Воруем чужие переговоры!

Лохотрон для ревнивых мужей и жен. Сидящему в ICQ человеку приходит сообщение-спам от незнакомца, предлагающее услуги по взлому почтовых ящиков, а главное — детализации мобильных переговоров и расшифровке SMS-сообщений.

— Полгода назад у меня закрались подозрения, что муж ходит налево, — рассказала 32-летняя маркетолог Татьяна, — но уверенности не было. А тут на работе я получаю такое сообщение. Написала его автору по указанному электронному адресу, тот прислал ответ: мол, заказ выполняем в течение 1—2 дней. Информация о переговорах за последние 2 месяца стоит 80 долларов, перечислить их нужно по системам "Веб-мани” или "Яндекс.Деньги”. Я тут же отправила деньги, но до сих пор обещанного текстового файла с переговорами не получила…

Наш корреспондент вступила в переписку с автором аналогичного спам-сообщения. Почуяв наживу, жулик терпеливо переписывался со мной недели две. Сразу предупредив, что по телефону переговоры невозможны, он сообщил, что данные они получают непосредственно от операторов мобильной связи. После перечисления аванса клиенту демонстрируется часть информации. И только по получении всей суммы высылается весь файл. На вопрос, какие гарантии того, что после получения аванса заказ действительно пришлют, неизвестный ничего вразумительного ответить не смог. Общение закончилось…

— Получение таких данных — вещь сложная даже для сыщиков, — сказал нам знакомый, многие годы проработавший начальником уголовного розыска. — Чтобы взять детализацию, нам нужно получить предписание суда по ходатайству прокуратуры. И то обычно это практикуется лишь при тяжких преступлениях. Не думаю, что детализацию так просто купить в Интернете.

Впрочем, у знакомых хакеров другое мнение:

— Продажа такой информации — вещь реальная. Но в вашем случае об обмане говорит то, что неизвестный просит половину денег вперед. Настоящий хакер сначала пришлет клиенту часть детализации и лишь после этого попросит деньги.

Купите рекламу!

Потенциальные клиенты — владельцы смартфонов. Смысл публикуемых в Интернете объявлений — услуга за услугу. Владелец телефона может бесплатно скачать и установить у себя на телефоне специальную программу, благодаря которой на дисплее мобильника при каждом входящем звонке или SMS-сообщении будет высвечиваться та или иная рекламная картинка. А хозяин телефона, в свою очередь, будет получать с каждого такого баннера дивиденды. У тех, кто попробовал, мнения расходятся. Одни утверждают, что, если много говоришь, действительно можно заработать неплохо. Но большинство уверяет, что на их счет за месяц пришло от силы 200 рублей.

Компания, предлагающая такой вид посредничества, скорее всего просто хочет протестировать новый вид рекламы, посмотреть, насколько он эффективен. Но знакомые хакеры пояснили: нет никакой гарантии, что сегодня-завтра они или их коллеги не пропишут в такую программу вредоносный код. В этом случае с телефона абонента без его ведома будут отправляться SMS на дорогостоящие серверы. Обычно в таком случае уходит от 3 до 5 долларов за сообщение. Отправка может происходить нечасто, и отдельно взятый владелец смартфона может потерю и не заметить. А вредоносный код, кстати, может без ведома владельца отсылаться с его телефона и другим людям.

Выкупите свой номер ICQ!

Очередного собеседника зовут Петр и ему очень везет на интернет-мошенников.

— Это началось в начале декабря прошлого года, — вспоминает молодой человек. — Несколько раз, открывая у себя дома программу ICQ, я обнаруживал сообщение, что она уже используется другим компьютером. Поначалу думал, что кто-то на работе включил мой компьютер и там автоматически запустилась моя ICQ. Но потом возникли подозрения, что неизвестный украл мой пароль и пользуется моей "аськой”.

Номер интернет-пейджера у Петра длинный, незапоминающийся. Поэтому целью воришки было явно не заполучить его себе. О его намерениях пострадавший вскоре узнал.

— В конце концов я завел себе новую "аську” и по ней вступил в переписку со старой, — продолжает Петр. — Вернее, с ее новым хозяином. Говорю ему: "Братишка, неплохо бы вернуть номер”. Ответ: "А что мне за это будет?” Вор потребовал перечислить ему по "Веб-мани” 40 долларов. Я, конечно, переговоры прекратил — шут с ним, со старым номером…

А иные владельцы готовы заплатить шантажисту деньги — например, если список его контактов насчитывает не одну сотню номеров и восстановить его будет проблематично. Но на этом приключения Петра не закончились. К вечеру ему стали звонить недоуменные друзья и знакомые. Оказалось, что человек, укравший "аську”, прошелся по его контакт-листу. И каждому адресату от его имени отправил сообщение с просьбой перечислить по "Веб-мани” 10 долларов. Мол, срочно нужны деньги. Несколько человек деньги отправили и теперь звонили узнать, что у парня стряслось.

А иногда "угонщик” может прислать контактам своей жертвы в сообщениях вирус. Поэтому каждому пользователю Интернета нужно запомнить: если знакомый прислал по ICQ какую-то ссылку, прежде чем открыть ее, позвоните ему и спросите, действительно ли это сообщение — от него.

Предлагаем надомную работу!


Искусством наживаться на тех, кто ищет работу, российские мошенники овладели еще в доинтернетовские времена. Просто перенесли свою простую схему во Всемирную паутину.

— Аферисты вешают в Сети объявления о том, что им требуются наборщики текстов, — рассказывает тот же самый Петр. — Желая подработать, я ответил на несколько предложений. Заполнил высланные мне анкеты и получил с разных адресов ответы с одним и тем же текстом. "Я работаю в издательском доме. Вам надо будет перепечатывать на компьютер рукописные тексты авторов. Оплата — 26 рублей за страницу А4. Мы готовы выслать вам пробный заказ — фотографии рукописей, с которых надо набирать текст. Но сначала переведите нам по системе "Яндекс.Деньги” или "Веб-мани” 50 рублей. Это будет гарантией того, что вы выполняете заказ”. Мол, типография не может разбрасываться авторскими текстами — она должна отвечать перед заказчиками. Меня позабавило то, что "типографии”, которые, если верить авторам посланий, были расположены в разных городах, своими текстами напоминали близнецов.

Мобильник на халяву!

Сейчас наиболее популярны два способа таких афер.

Первый используют недобросовестные интернет-магазины. Они объявляют на своих сайтах, что начинается розыгрыш крутого мобильника. Для участия необходимо купить у них два компакт-диска, а в конце недели якобы будет происходить розыгрыш среди покупателей. Но увидеть воочию того, кто выиграл, вам, понятно, никто не даст. Хотя на сайте магазина через пару дней и появится информация, что количество выигравших на этой неделе увеличилось.

Второй способ еще проще: мошенники устраивают что-то типа аукциона. Они предлагают вам отправлять SMS на определенный номер . Естественно, платно. Кто больше пришлет, тому дорогой мобильник и достанется. Подогревать ваш азарт будут приходящие на почтовый ящик сообщения о том, что вы отстаете от лидера всего на пару-тройку SMS. В итоге вы просадите все деньги на сотовом, а вам сообщат: "Вы прислали 25 сообщений, а выигравший — 26. Попробуйте в следующий раз”.

Сразу оговоримся. Не все вышеперечисленные интернет-объявления обязательно оставят вас в дураках. Но стоит ли рисковать? Лишиться 10—20 долларов — это, конечно, не накладно. Однако для мошенника получить по 10 долларов от двадцати таких же, как вы, — уже хороший навар.

Кто они — интернет-жулики?

Получая каждый день по электронной почте гору рекламных объявлений, многие задаются вопросом: "Чьих это рук дело, как спамеры находят наши адреса и почему их никто не может остановить?” Об этом и многом другом поведал представитель такого бизнеса. 35-летний Сергей не один год занимается электронными рассылками.

— Как вы находите адреса наших почтовых ящиков?

— В Интернете есть куча баз данных и справочников типа желтых страниц. Там помимо фактических адресов и телефонов фирм часто указывается их e-mail. Базы по сотрудникам конкретной организации тоже нетрудно достать. Адреса же личных ящиков мы берем с форумов, живых журналов и т.д. Путешествуя по Интернету, людям часто приходится где-то регистрироваться и оставлять свой e-mail. Специальные программы-пауки обходят ресурсы и выдергивают эти адреса.

— Ты прав: я по возможности нигде не оставляю свой e-mail, поэтому спам мне почти не приходит.

— Это тоже не выход. Гораздо удобнее один почтовый ящик иметь для личной переписки, а другой держать для различных форумов — пусть туда сыплется что угодно.

— Получив рекламу, некоторые пользователи отправляют на адрес, с которого она пришла, гневное письмо. И им тут же приходит ответ: такого адреса уже не существует.

— Да, каждый адрес уникален, и из-за того, что в Интернете идет их постоянная фильтрация, приходится постоянно менять ящики. Раньше было проще, но спамеры сами невольно усложнили себе задачу. Несколько лет назад мы решили работать цивилизованно и из уважения к получателю рекламное письмо так и обозначать в теме — "Спам” или "Реклама”. Но такие сообщения стали немедленно блокироваться, и они просто не доходили до адресатов. Приходится действовать изощреннее.

— Почему борцы с рекламными рассылками никак их не прекратят?

— Тем, кто с ними борется, например авторам антивирусных программ, которые предлагают владельцам почтовых ящиков купить у них антиспамы, выгодно, чтобы это явление существовало. Пока есть спам, будет спрос на антипрограммы, и можно выпускать все новые и новые. Поэтому о законах, запрещающих спам, у нас много говорят, но вряд ли такой будет в ближайшее время принят. Это никому не выгодно.

— Ты занимаешься рассылками любых объявлений? Даже всяческих финансовых пирамид?

— В рассылке таких объявлений не вижу ничего предосудительного. За лохотрон несет ответственность тот, кто его предлагает. Наше дело — выполнять заказы. Но есть в нашей среде ряд табу. Например, никто никогда не будет рассылать рекламу детской порнографии. Ведь у нас у самих есть дети. По этой же причине мы не занимаемся рассылками фиктивных просьб о помощи больным детям. Человек, который попытается их распространять, будет моментально выкинут из нашего бизнеса. Ему перекроют кислород все, с кем он сотрудничал в Интернете. И авторы тех сообщений, которые пока еще проскакивают, скорее люди случайные. Как раз несколько месяцев назад один спамер попытался заняться такой "благотворительностью”, и, хотя он потом оправдывался, что большой процент со своей прибыли якобы перечислял в благотворительные организации, в нашей среде с ним расправились жестко.

И еще. Не так давно в Интернете появилась любопытная страничка: "Предлагаем энциклопедию всех-всех-всех известных в мире интернет-мошенничеств. Прочитав эту книгу, вы сможете противостоять жуликам и никогда не попадетесь в их сети!”. Ее авторы просят лишь перечислить на их электронный кошелек 10 рублей, и тогда вам укажут путь, по которому можно ее скачать на свой компьютер. Так что можете попробовать. По крайней мере, если вас и на этот раз обманут, это будет самой красивой аферой!

Что может быть проще талона о прохождении техосмотра? Подогнал автомобиль на станцию, где мастера проверят его исправность (работу электрики, ручник, тормоза, ходовую и мотор), да и получил талон. Если есть неисправность, тут же можно авто и отремонтировать. Пожалуй, именно так опишет процедуру ТО немец, британец или француз. А вот автолюбитель из Украины в ответ лишь тяжело вздохнет. Еще с советских времен мы привыкли, что эта нехитрая процедура при желании автоинспектора может превратиться в долгий процесс, ускорить который можно, лишь материально простимулировав сотрудника ГАИ. 

Независимая Украина полностью переняла эту традицию Вот уже на протяжении почти 20-ти лет наши автолюбители продолжают, вместо того чтобы заботиться о техническом состоянии своего авто, бегать вокруг МРЭО и искать кому бы дать на лапу, чтобы на мелкие неисправности просто закрыли глаза, как и на отсутствие таких документов, как медсправка и страховка (ее ввели в 2004 году).

В 2008-м году на автолюбителей, которые пытаются пройти ТО честно, свалилась еще одна беда: чтобы получить талон, нужно показать квитанции об оплате штрафов за несколько лет, хотя до этого никто не предупреждал о том, что их нужно хранить. Еще больше проблем возникает у человека, который установил на свое авто газобаллонное оборудование: чтобы его легализовать, нужно пройти долгую и недешевую процедуру, иначе талон можно получить лишь за взятку. У автора этих строк есть предложение убрать из слова «техосмотр» приставку «тех», потому как к технике эта процедура сейчас имеет мало отношения.

Справка врача

Один из часто задаваемых вопросов на различных интернет-форумах: что делать, если автомобиль записан на одного человека, а управляет им другой (например, по доверенности). Дело в том, что при получении талона ТО иногда инспектора требуют не только справку от водителя, который пришел за талоном, но и владельца, имя которого записано в техпаспорте. Опрошенные нами юристы объяснили, что такое требование является незаконным. Согласно ст. 35 ЗУ «О дорожном движении», контроль за своевременным прохождением медосмотра производится непосредственно водителями. А вот в постановлении КМУ №606 от 9 июля 2008 года, речь идет о владельцах транспортных средств. 
Однако если закон и подзаконный акт противоречат друг другу, выполнять нужно именно требования закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу. Сам медосмотр можно пройти как в государственной, так и частной клинике — справку одного и того же образца выдают в учреждениях любой собственности, а действительна справка ровно 2 года. Однако цены на услуги везде отличаются, как, впрочем, и сама процедура. Например, в центральной поликлинике Шевченковского района г. Киева медкомиссия обойдется в 300 грн., однако для ее прохождения нужно прослушать лекцию нарколога и побывать у психиатра, что занимает время. А вот в ряде частных клиник за точно такую же справку берут 150—200 грн., а сама процедура хождения по врачам занимает минут 15—20, при этом часто один и тот же медспециалист выполняет функции и нарколога, и психиатра, и окулиста. Фактически медосмотр водителей не несет никакого практического смысла — есть много случаев, когда психи, наркоманы и люди, больные эпилепсией, без проблем получали медсправку для ГАИ.

Необязательные платежи

В прошлом и этом году в отдельных подразделениях ГАИ при выдаче талона ТО с водителя требовали оплатить квитанции за некие услуги, которые на самом деле ГАИ не оказывает. Сегодня прокуратура расследует несколько таких дел, однако гарантировать то, что абсолютно все МРЭО не нарушают закон, никто не берется. Именно поэтому мы рекомендуем водителям быть бдительными и не оплачивать никаких лишних платежек. 
Напомним, что водитель обязан заплатить, во-первых, транспортный сбор за два года (рассчитывается индивидуально в зависимости от размера двигателя — таблица висит на стенде возле ГАИ, а оплатить можно в ближайшей к МРЕО сберкассе), во-вторых, стоимость талона (80 грн.) и услуги банка (2—5 грн.). А вот квитанции с названиями «Компьютерные услуги», «Благотворительный взнос», «Карман для талона ТО», «Справка об отсутствии штрафов» и прочие придуманные платежки оплачивать необязательно.

Навязанная страховка

Часто непосредственно возле МРЭО стоят киоски с логотипами страховых компаний, сотрудники которых говорят, что в этом подразделении ГАИ «аккредитованы» только они и страховые полисы каких-либо других страховщиков инспекторы посчитают недействительными. Обычно такой бред говорят автолюбителям, срок действия полисов которых к времени проведения ТО закончился, либо вот-вот завершится. В отдельных случаях инспекторы ГАИ идут на грубые нарушения и направляют автомобилистов за полисом в конкретную страховую, говоря, что только она является надежной. На самом деле полис автогражданской ответственности можно смело покупать абсолютно у любой страховой компании — выплаты гарантирует Моторное транспортное бюро. Однако в прошлом году отмечены случаи продажи поддельных полисов, которые продавали под МРЭО. Чтобы не попасться на ловушку, во время оформления договора позвоните в страховую по номеру, указанному в полисе, и проверьте номер бланка.

Автопереоборудование

Частая причина отказа в выдаче справки о исправности автомобиля — наличие какой-либо детали или элемента в автомобиле, не предусмотренных заводом-производителем. Обычно придираются к тонировке, нестандартному рулю, выхлопной системе, наличию незарегистрированного ГБО либо замененному двигателю. В этому случае у водителя есть 45 дней на исправление недостатков. Если было произведено минимальное переоборудование, проще всего вернуть на место заводской элемент, например, переставить назад руль. Однако если производились серьезные замены, переоборудование нужно официально оформить, после чего законно пройти диагностику. 
Для этого необходимо, во-первых, обратиться в МРЕО с заявлением на разрешение о переоборудовании, например, о замене двигателя. Затем обратиться в уполномоченную ГАИ организацию (в Киеве это институт ГП «ДержавтотрансНДІпроект») с заявкой на разрешение провести такую замену — они проверяют техтребование и выдают заключение экспертизы на разрешение при соблюдении определенных технических условий. Интересно, что оформить этот документ можно без лишней возни — бланк заявления и платежку (500 грн.) сотрудники института сбрасывают по факсу либо по электронной почте. Через неделю после проплаты экспертная организация письмом отправляет официальный ответ на бланке с водяными знаками. Затем на любом сертифицированном СТО нужно получить заключение о том, что все соответствует требованиям законодательства — с ним нужно обратиться в МРЕО и заменить техпаспорт (до 100 грн.).

Пропущены сроки

Нередко по различным обстоятельствам сроки для прохождения техосмотра упущены. Такая проблема в этом году стала массовой из-за того, что вначале департамент ГАИ заявлял о том, что крайний срок для прохождения ТО — 15 декабря и лишь во второй половине года уточнил, что ориентироваться нужно не на эту дату, а на цифры, указанные на обратной стороне старого талона ТО. В результате законные сроки пропустили несколько тысяч автомобилистов. При выявлении подобного нарушения инспектор ГАИ может наложить штраф в размере 340—425 грн. Пока еще инспекторы ГАИ относятся к такому нарушению лояльно, особенно если автовладельца остановили на пути к СТО, куда он едет для диагностики либо на пути в МРЭО. Кроме того, во многих областях наблюдается традиционный дефицит талонов ТО — инспекторы это знают и, если им показать весь комплект документов, необходимых для получения талона (протокол испытаний со СТО, страховка, оплаченные квитанции), то протокол также не составляют. Добавим, если на бумажных талонах 2008 года в графе «дата проведения ТО» не указано ничего, либо цифры выгорели от времени — инспектору всегда можно сказать, что последний раз ТО вы проходили зимой 2008-го (техосмотр тогда продлевали до нового года), и двух лет еще не прошло. А вот что делать тем автомобилистам, кто автомобилем не пользуется по причине серьезной неисправности? Для этого нужно написать в ГАИ по месту жительства заявление и сдать номера на временное хранение — в базе возле него поставят отметку «неисправный». Такую же отметку автоматически ставят всем автомобилям, которые не проходили ТО на протяжении 6 лет.

Елена, Московская обл.: «Я торгую на рынке почти год. Никогда не делала никаких ошибок, а тут вдруг поняла, что перестала быть внимательной: подошел молодой человек, а затем еще трое покупателей. И все быстро хотели купить мои товары. Один дал крупную купюру, другие — мелочь. Пока отсчитывала сдачу первому, другие требовали их обслужить. В результате я запуталась, а когда они ушли, я недосчиталась почти половины суммы от проданных товаров…».

Рынок — это место, где можно столкнуться с любым видом мошенничества, однако есть и специфичные, присущие только этому месту виды обмана. Пожалуй, один из самых распространённых методов, рассчитанных исключительно на продавцов, получил название «перевертыш».

«Не дали сдачу»

Все очень просто. К торговому контейнеру подходят сразу несколько клиентов (якобы между собой не знакомых) и начинают рассматривать одну вещь за другой, попутно интересуясь их качеством и страной-производителем. У одного из потенциальных покупателей, уже пакующего приобретенную обнову, в руке зажаты внушительное портмоне и крупная денежная купюра.

Товар уже покоится в сумке, и покупатель просит дать сдачи. Продавец, отвлеченный разговорами с остальными клиентами, недоуменно смотрит на руки покупателя, где по-прежнему зажато портмоне, но денежной купюры уже не наблюдается. Решив, что взял в запарке деньги за товар и забыл, реализатор с извинениями начинает отсчитывать сдачу. Откуда же ему знать, что мошенник, воспользовавшись тем, что продавец отвлекся на другого покупателя, быстро перевернул портмоне в руках и денежная купюра сейчас находится между портмоне и ладонью злоумышленника. Бывает, что продавец, не обнаружив у себя в кассе купюры нужного достоинства, поднимает шум. В этом случае обманщик ссылается на шутку или забывчивость и, вернув товар или деньги, идет дальше, подыскивая нового лоха.

Хитрый обман.

К «перевертышам» относится еще один способ, отличающийся довольно большой изобретательностью. Представьте: к одиноко стоящему ларьку подходит хорошо одетый молодой человек, чтобы купить баночку колы. Он протягивает девушке-продавщице 50 рублей одной купюрой. Сдача (например, 38 рублей), состоявшая в основном из мелких монет, немного его разочаровывает: «Вы знаете, у меня у самого таких хватает, вы не могли бы отдать мой полтинник взамен на 5 по 10 рублей». Продавщица соглашается (мелкие деньги всегда пригодятся) и отдает незнакомцу его 50 рублей.

Юноша протягивает 5 купюр и собирается уходить, в то время как девушка пересчитывает деньги.

— Молодой человек, вы дали слишком много! Вы мне дали 4 десятки и полтинник.

— Да, действительно, наверное, перепутал, когда доставал деньги. Виноват, но раз уж так получилось, может, я вам дам еще десятку, а вы мне целую сотню?

— Пожалуйста, — говорит продавщица, и они обмениваются деньгами.

Казалось бы, все нормально, но если внимательно проследить, то становится ясно, что продавщицу обманули — кола достается мошеннику совершенно бесплатно, а деньги в результате этого обмена к нему же и возвращаются.

Что делать?

Задерживать мошенника бесполезно — доказать факт мошенничества в подобных случаях практически невозможно. Будьте внимательны и бдительны: там, где много людей, случиться может все, что угодно. А вы ничего и не заметите.

В последнее время государство все чаще стало вспоминать о долгах за коммунальные услуги: задолженности предприятий ЖКХ перед бюджетом дают о себе знать. Не так давно премьер Николай Азаров предложил, например, парламенту законопроект № 7013, отменяющий действующий с 1996 года запрет на взыскание пени на долги ЖХК. Сегодня уставшее от растущего изо дня в день проблемного кредитного портфеля МинЖКХ уже даже заявляет о готовности сотрудничать с коллекторскими агентствами. Реальность и последствия такого сотрудничества может стать головной болью для злостных и не очень должников. Но и с ними [коллекторами], оказывается, не так все страшно и безнадежно. С ними можно и поспорить, и побороться.

Кто такие коллекторские агентства

Основная масса коллекторских агентств предоставляют свои услуги как консалтинговые либо юридические компании – за предварительную плату либо будущий процент от сделки. Они на основании договора с кредитором сначала звонят и пишут должникам, потом встречаются с ними лично, а затем – подают иски в суд и сопровождают исполнительное производство.

Бояться коллектора стоит по причине того, что они, в отличии от ленивых либо попросту отсутствующих на предприятии юристов, реально заинтересованы в возврате долгов, поскольку работают на процент от суммы задолженности, полученный по факту возврата. Поэтому сотрудники коллекторских агентств работают быстро и эффективно, не пропуская никаких процессуальных сроков.

Другой вариант работы может заключаться в продаже своего долга за сумму на 5-15% меньшую, чем стоимость долга. Такая процедура оформляется договором факторинга, который имеет ряд своих сложных особенностей, что в результате печально сказывается на судьбе должника.

Во-первых, дабы иметь право выкупить чужой долг, коллекторской компании (фактору) нужно, согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», получить статус финансового учреждения и сформировать к этому моменту уставной капитал в размере 5 млн гривен. Такая высокая плата за право скупать проблемные портфели оправдана высокой рентабельностью и популярностью услуги, особенно в условиях кризиса и массовых невозвратов долгов.

Нужно понимать, что, если уж коллекторы выкупили чужой долг, то «убеждать» возвратить деньги будут всеми доступными им способами. С другой стороны, услуги коллекторских агентств стоят недешево. Поэтому предприятиям ЖКХ, которые и так являются должниками перед бюджетом и по зарплате, придется составить четкий бизнес-план и много раз подумать, готовы ли они отдать часть своего дохода на нужды коллекторства либо обойдутся своими силами.

Личность должника (не) идентифицирована

У колекторских компаний, которые будут «сбивать» коммунальные долги, может возникнуть одна проблема: с кого «сбивать»? Дело в том, что далеко не все пользователи коммунальных услуг – физические лица заключили прямые договора с поставщиками, несмотря на установленную ст. 20 Закона «о жилищно-коммунальных услугах» обязанность потребителя заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора.

Согласно ст. 29 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и балансодержателем или уполномоченным им лицом. В случае, если балансодержатель не является исполнителем, он заключает договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг с другим исполнителем. Львиная доля этих договоров заключена ЖЭКами с поставщиками услуг. Получается, что должником формально может являться ЖЭК, которому придется потратить достаточно времени, дабы изыскать реального должника.

Если договор все-таки у должника есть, его положения стоит тщательно изучить. Поскольку этот договор является типовым, то законодательно четко определен перечень его существенных условий, отступать от которых стороны не имеют права. Среди таких условий особое место занимает ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора. Необходимо точно знать, на что имеет право кредитор в лице коллектора.

Просто не значит быстро

Допустим, ЖЭК выдает должника. Коллекторы в случае невозможности по доброй воле вернуть долг подают в суд. В этом случае действует упрощенная система – дело рассматривается в порядке приказного производства. Суд издает судебный приказ о взыскании с должника денежных средств или истребования имущества по заявлению лица, которому принадлежит право такого требования.

Издание судебного приказа проводится без судебного заседания и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Суду достаточно изучить все прилагаемые документы, а госпошлина за выдачу судебного приказа в половине меньше, чем за подачу материального иска. Согласно ст. 102 Гражданско-процессуального кодекса Украины, в случае принятия заявления взыскателя о выдаче судебного приказа суд в трехдневный срок издает судебный приказ по сути заявленных требований.

Далее исполнительный лист передается в исполнительную службу, которая ждет семь дней, по истечении которых госисполнитель начинает процедуру принудительного взыскания.

Лучшая оборона – это атака

В случае, если коллектор в процессе своей работы нарушил права должника, превысил полномочия, им были высказаны прямые угрозы в адрес заемщика или членов его семьи, должник имеет также право на защиту путем подачи встречного иска в суд либо обращения в прокуратуру.

Дело в том, что, используя незаконные методы борьбы с должниками, коллекторы могут нарушить ст. 355 Уголовного кодекса – «Принуждение к исполнению гражданско-правовых обязательств». Звучит красиво, хотя санкция за такие действия почти такая же, как за вымогательство – по максиму можно загреметь за решетку на восемь лет!

Поэтому даже если Вам «посчастливилось» общаться с коллекторами, помните, что как Ваше, так и их поведение должно происходить в рамках правового поля. В противном случае из ответчика можно легко переквалифицироваться в обиженного истца.

Как бороться с коллекторами. Практические советы.

Борьба с коллекторами юридическими методами – это перенос акцентов на составление разных документов. Вместо того, чтобы заниматься делом – переговорами о возврате долга – коллектор вынужден готовить разные документы. Или увязнуть в обсуждении несущественных тонкостей.

Проверьте, имеет ли коллектор право вести с вами переговоры. Задавайте предельно тупые вопросы: «Чем докажете, что имеете право вести переговоры?», «Где документ, что у вас есть полномочия?», «Как вы подтвердите полномочия должностного лица, подписавшего этот документ?» Потребуйте, чтобы все копии были заверены МинЖКХ и подписью должностного лица, имеющего право заверять документы. Оставьте эти документы у себя. В следующий раз потребуйте подтвердить полномочия лица, заверяющего документы.

Мешайте их налаженной работе. Коллекторы часто звонят из офиса, разговоры иногда записываются, есть план по количеству звонков. Предложите коллектору встретиться как можно дальше от его офиса в середине дня. Скажите что-то вроде «вы для меня только голос в телефоне, я хочу проверить ваши документы и полномочия вести переговоры». Создайте ему максимум неудобств. При этом постоянно говорите: я не отказываюсь вести переговоры, а просто хочу убедиться в законности ваших действий. Вообще попробуйте доставить проблемы коллекторской компании. Напишите на них жалобы во все возможные инстанции – милицию, прокуратуру, уполномоченному по правам человека и пр. Только жалобы должны быть обоснованными и без эмоций. Помните о цели – коллекторы должны отстать или подать иск.

Не пренебрегайте помощью. Если у вас есть друг юрист, сводите его в ресторан и задайте максимум возможных вопросов. Можно обратиться в платную консультацию. Лучше выбирать дешевую, на этом этапе разница в качестве незначительна. Услугами антиколлекторов можно пользоваться, только если вы вообще не умеете вести переговоры. Хотя для ведения переговоров никаких специальных знаний не нужно. Обсуждать условия, сроки и суммы платежей способны практически все. Для ведения дела в суде нужен адвокат. Если вы о чем-либо договоритесь с коллекторами, заплатите юристу разовый гонорар за анализ проекта документа. В идеале, переговоры надо вести самому, а к юристу обратиться только дважды – для анализа документов и выработки тактики до начала войны и при подписании итогового документа с коллектором.

Помните! Уголовной ответственности за невозврат долга вы не несете. Ответственность может наступить только за уклонение от погашения долга по решению суда. А если у вас нет денег, то нет и уклонения.

Сотрудник логистической компании Виктор не так давно по совету друзей открыл депозит в Райффайзен Банк Аваль. Уже потом, изучив сайты других банков, он обратил внимание, что депозитные ставки у них выше. Причем намного.

"В "Авале" всегда ставки были невысокими, но 4,4% по депозиту в долларах, это уж слишком", - говорит вкладчик. Подумав, он решил, расторгнуть депозитный договор и переложит деньги в другой банк. "В конце концов, я ничего не теряю. Проценты пересчитают по сниженной ставке? Да сколько их там, этих процентов, успело набежать", - думал он.

Но, уже забирая деньги, Виктор узнал, что при разрыве депозитного договора в течение первого месяца вкладчик должен заплатить 1% суммы вклада в качестве платы за расчетно-кассовое обслуживание.

Таким образом, Виктору "на ровном месте" (еще ничего не заработав) предстояло отдать банку около $30 (более 200 гривен). Естественно, такой вариант его не устроил, и он решил не забирать вклад до окончания срока.

Не смей трогать

Штрафы за досрочное расторжение договоров - новая "фишка" украинских банков. Их уже ввели самые "депозитные" из них - "Приват" и "Аваль". На счетах этих двух банков сконцентрированы почти 30% всех вкладов населения. К счастью, штрафы применяются при расторжении договора только в течение первого месяца его действия. "Аваль" штрафует на 1% суммы вклада, Приватбанк -- на фиксированную сумму - 10 гривен.

Все остальные банки пока ограничились понижением ставок, по которым пересчитываются начисленные проценты в случае досрочного расторжения вклада. Средняя "штрафная" ставка теперь составляет 0,5-2% годовых, а иногда даже обидные 0,001% и 0,00001%. Самыми жесткими сейчас являются условия расторжения валютных вкладов: банки начисляют по ним при досрочном изъятии до 0,5% годовых. Для сравнения, до кризиса вклады при расторжении пересчитывались, в основном, по ставке 1-3% годовых.

Все реже банки применяют и дифференцированные ставки. Их размер зависит от срока, который деньги успели пролежать "нетронутыми". Как правило, если расторгать депозит в течение первой половины срока вклада, клиент не может рассчитывать больше, чем на 0,5% годовых. Во второй половине срока забирать деньги несколько выгоднее -- можно рассчитывать хотя бы на половину начисленных по номинальной ставке процентов.

Самые выгодные для клиента условия, когда проценты пересчитываются по сниженной ставке лишь за последние несколько месяцев вклада, сейчас практически не одним из банков не применяются.

Читаем между строк

Как видим, досрочное снятие денег с банковского вклада -- предприятие крайне невыгодное. Чтобы не потерять все проценты, нужно правильно выбрать вклад и заранее узнать условия его досрочного расторжения.

Если есть подозрения, что деньги могут понадобиться до истечения срока вклада, лучше оформить "гибкий" депозит (без ограничений по снятию средств) или "интервальный" вклад (с возможностью снятия денег в определенные дни через определенные промежутки времени -- раз в неделю, две, десять дней). Правда, доходность этих вкладов в гривне не превышает 12-14%, в валюте -- не больше 3-6%.

Если все-таки хочется оформить более "дорогой" срочный вклад, то нужно обращать внимание на то, как банк будет рассчитываться, если вкладчик захочет истребовать деньги раньше времени. Важными пунктами являются штрафы за досрочное расторжение, а также платежи банку за обслуживание депозитного счета, в частности за перечисление денег на текущий или карточный счет (они могут достигать 1% суммы вклада). Как правило, банк оставляет за собой право списывать эти платежи с депозитного счета "автоматом", о чем делается специальная отметка в договоре. Если сумма вклада велика, такие поборы могут оказаться обременительными для вкладчика.

Кроме ставки, по которой будут пересчитывать начисленный доход, стоит обратить внимание и на количество дней, оставляемых банком на выдачу досрочно востребованных средств. Обычно на это отводится 2-3 рабочих дня. Но некоторые банки требуют предупреждать о досрочном получении денег за 10-12 дней.

В общем, сколько банков - столько и условий вкладов. Поэтому перед принятием решения о выборе банка, проверьте предлагаемые им условия.

Подсказка вкладчику

На что следует обратить внимание, читая депозитный договор:

Проверить свои ФИО, паспортные данные, номер идентификационного кода.

Сумму вклада, процентную ставку.

Дату окончания действия депозитного договора.

Наличие/отсутствие автоматической пролонгации вклада.

Условия досрочного расторжения договора (ставка, по которой будут пересчитываться проценты, наличие штрафов).

Возможность досрочно снимать часть депозита.

Количество дней, за которое необходимо предупредить банк о своем желании забрать вклад.

Условия досрочного расторжения депозитных договоров в украинских банках

Название банка

Наличие информации на сайте

Ставка, по которой пересчитываются проценты

Наличие штрафных санкций

«Хрещатик»

Да

Перерасчет только за последние три месяца под ставку 3% в грн. и 2% в валюте

Нет

«Пивденный»

Да

До 1 месяца -- 0,5% в грн., 0,1% в валюте, после этого с коэф. 0,7--0,9

Нет

«Укрсиббанк»

Да

До 6 месяцев коэф. 0,15%, после 6 месяцев -- 0,5%, после года -- 0,75%

Нет

«Приватбанк»

Нет

До 6 месяцев коэф. 0,33%, после 6 месяцев -- 0,5%

10 грн. при расторжении в течение первого месяца

«Дельта»

Да

До 3 месяцев -- 2% в грн., в валюте -- 1%, после – коэф. 0,5%

Нет

«ВТБ Банк»

Нет

до 3 месяцев -- 0,5%, после –коэф. 0,5%

Нет

«Укрэксимбанк»

Да

До половины срока -- ставка 0,05%, после – коэф. 0,5%, после года -- в полном объеме

Нет

«Альфа-Банк»

Нет

2% в грн., 1% в валюте

Нет

ПУМБ

Да

2% в грн, 0,5% в валюте

Нет

«Укрсоцбанк»

Да

2% в грн., 0,5% в валюте

Нет

ОТП Банк

Нет

1,5% в грн., 0,5% в дол., 0,25% в евро

Нет

«Финансы и кредит»

Да

1%

Нет

«Брокбизнесбанк»

Нет

1%

Нет

«Кредитпромбанк»

Нет

1%

Нет

«Укргазбанк»

Да

до 1 месяца -- 0,001%, после -- 1%

Нет

«Форум»

Да

0,5%

Нет

«Правэкс-Банк»

Нет

0,5%

Нет

«Ощадбанк»

Нет

0,05%

Нет

Райффайзенбанк Аваль

Нет

0,01%

1% суммы вклада при расторжении в течение первого месяца

Universal Bank

Да

0,00001%

Нет

Банки начали вводить штрафы за досрочное расторжение вклада и другие санкции для вкладчиков. Поэтому, доверяя свои сбережения финучреждению, стоит внимательно изучить депозитный договор на предмет "ловушек" и "подводных камней".

Заемщики сейчас пошли грамотные -- так и норовят оспорить повышение кредитной ставки, опротестовать выселение из квартиры, а то и вовсе добиться признания кредитного договора недействительным.

Но часто ли они выходят победителями в судебных спорах? Если говорить об окончательных решениях (после прохождения всех судебных инстанций), то нет, не часто.

Ведь, кидаясь в суд в поисках правды, мало кто знает, что нередко местный судья давно "прикормлен" банком и просто "штампует" решения, не вдаваясь в суть дела.

Но даже если банк ведет себя корректно, заемщики все равно частенько допускают грубые ошибки: не знают не только норм ГК и ГПК, но и правил оформления иска и ходатайств, того, насколько важно уплатить госпошлину и не потерять квитанцию, и прочих тонкостей судебного процесса. Экономя на адвокате, они часто просто отмалчиваются в зале суда, а потом возмущаются, что решение было принято в пользу банка. "Мы исходим из документов, которые были поданы сторонами. Если у заемщика есть несовершеннолетние дети, иждивенцы, какие-то обстоятельства, которые могли бы смягчить решение суда, то говорите о них. Суд сам не догадается", - предупреждает судья Киевского апелляционного суда Антонина Пикуль.

В общем, если решение судиться с банком все же принято, стоит, как минимум, проконсультироваться о перспективах выигрыша с профессионалами. Нормальный адвокат, видя, что дело не имеет под собой достаточных оснований, за него просто не возьмется. "Бывали случаи, когда мы просто разводили руками и говорили своим клиентам, что можем потянуть время -- и больше ничего", -- говорит адвокат, партнер юридической фирмы "Тарасов и партнеры" Александр Субботин.

Стоит также изучить основные ошибки других заемщиков, которые ввязались в судебный процесс и в итоге потеряли деньги, время и хорошую кредитную историю.

Где спорить будем?

Свои иски заемщики, согласно ст. 109 Гражданско-процессуального кодекса, подают по месту расположения банка-кредитора или его филиала. Поменять суд можно только в том случае, если подается иск о защите прав потребителя (например, если банк не проинформировал заемщика о размере комиссионных, повышении ставки, ввел в заблуждение недобросовестной рекламой и прочее). В этом случае, можно подать иск по месту жительства истца или по месту исполнения договора.

А вот банк, согласно ГПК, должен подавать иск только по месту жительства заемщика или его поручителя. Именно поэтому некоторые банки в кредитных договорах прописывали "своего" поручителя с минимальной долей ответственности, чтобы потом вести судебный процесс в нужном, "прикормленном" суде.

Если банк навязывает в кредитном договоре "подставного" поручителя, от такого кредита лучше отказаться сразу. Если суд по поводу давно взятого кредита неизбежен, и банк явно склоняет дело к рассмотрению у вполне конкретного судьи, нужно этого избежать чего бы то ни стоило.

Не давите на меня!

Случаи неправомерного давления на заемщика, разглашения сведений о нем, неправомерного изъятия залога, проникновения в жилые помещения и т.д. могут квалифицироваться согласно следующим статьям Уголовного Кодекса Украины:

Стаття 162. Порушення недоторканності житла.

Стаття 182. Порушення недоторканності приватного життя.

Стаття 186. Грабіж.

Стаття 189. Вимагання.

Стаття 190. Шахрайство.

Стаття 191. Привласнення, розтрата майна або заволодіння ним шляхом зловживання службовим становищем.

Стаття 192. Заподіяння майнової шкоди шляхом обману або зловживання довірою.

Стаття 355. Примушування до виконання чи невиконання цивільно-правових зобов'язань.

Если кредитор или коллектор предпримут действия, которые могут быть квалифицированы в соответствии с этими или какими-то иными статьями УК, то положение заемщика может измениться принципиально. И грамотный адвокат сумеет использовать происходящее в его интересах.

При исполнении решения суда о выплате задолженности можно привести доказательства тяжелого материального положения должника, что даст суду основания применить ст. 217 Гражданского процессуального кодекса Украины "Визначення порядку і строку виконання рішення суду, забезпечення його виконання". В частности, таким образом можно получить значительную рассрочку по выплате.

Фиксируем переговоры

Ошибка: Отсутствие документального подтверждения досудебных переговоров с банком.

Заемщица Наталья (настоящее имя изменено) неоднократно обращалась в банк с просьбой реструктуризировать ее кредит. Сотрудник банка обещал на словах, что ее просьба будет в скором времени рассмотрена и просил хотя бы частично погашать кредит.

Наталья ежемесячно вносила 20--50% ежемесячного платежа. Через год банк, так и не оформив реструктуризацию, подал на заемщицу в суд. При этом выяснилось, что все платежи, которые совершала Наталья, засчитывались не в счет оплаты процентов и тела кредита, а в счет начисленных пеней и штрафов за просрочку. В суде ответчица не смогла доказать, что обращалась в банк за реструктуризацией, но ей отказали. Ведь она не писала соответствующего заявления, а банк не ответил ей официальным отказом.

Комментарий юриста: "Зачастую ошибки во взаимоотношениях банк-клиент совершаются гораздо раньше судебного разбирательства, еще на стадии переговоров. Очень важно письменно закреплять обращения в банк о реструктуризации или отсрочке выплат по кредиту. И требовать ответ от банка в письменной форме. Не имея на руках этих документов, сложно будет доказать, что заемщик пытался найти выход из сложившейся ситуации, а не скрывался от банка", -- говорит адвокат, генеральный директор юридической компании "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец.

Как не допустить ошибки: Написать заявление о реструктуризации кредита в двух экземплярах. Один оставить себе (с входящим номером и отметкой банка). Добиться подписания с банком письменного соглашения о реструктуризации кредита (дополнения к кредитному договору).

Читаем документы

Ошибка: Подписание документов без предварительного чтения

Валерий потерял работу, из-за чего у него возникли трудности с выплатой автокредита. Он сообщил об этом в банк. Менеджер попросил Валерия приехать в отделение, чтобы обсудить ситуацию. На месте ему предложили сразу же провести ежегодный осмотр предмета залога, для чего взяли ключи от автомобиля. Потом дали подписать акт оценки, который, как выяснилось позже, оказался актом приема-передачи. В документе мелким шрифтом значилось "Я добровольно передаю банку автомобиль NNN для продажи его третьим лицам". Валерий прочел это примечание уже после того, как подписал документ. В итоге его автомобиль был отогнан на охраняемую стоянку банка.

Комментарий юриста: "Если подпись уже поставлена, необходимо максимально быстро написать заявление на имя начальника отделения банка и в головной офис в следующей формулировке: "Требую немедленно вернуть принадлежащий мне автомобиль NNN. Запрещаю продавать его третьим лицам". Важно, чтобы эти письма были зарегистрированы и получили входящий номер. Если это не подействует, придется обращаться в суд. Главное, не подписать еще и договор поручения банку, который позволит ему осуществить сделку без присутствия заемщика", - говорит адвокат, управляющий партнер юридической фирмы "Можаев и Партнеры" Михаил Можаев.

Как не допустить ошибки: Читать документы перед подписанием. Не передавать ключи от автомобиля сотруднику банка. Осмотр залога должен всегда проводиться в присутствии автовладельца.

Участвуем в процессе

Ошибка: игнорирование звонков банка-кредитора и повесток в суд

В связи с просроченной задолженностью по кредиту банк подал иск в суд на Татьяну. Заемщица решила на судебный процесс не являться, чтобы затянуть рассмотрение дела. На звонки и письма банка тоже не реагировала. Через восемь месяцев суд принял решение в пользу банка в отсутствие ответчика. Решением предписывалось досрочно погасить всю сумму долга с начисленной за этот период пеней и штрафами, которые составили еще 30% суммы основной задолженности. Решение суда Татьяна не обжаловала, так как посчитала, что "суд все равно станет на сторону банка".

Комментарий юриста: "Не являясь на заседания суда, заемщик, конечно, может затянуть рассмотрение дела на 2--3 заседания. Но при этом он лишает себя возможности объявить свою правовую позицию в суде. В том числе и заявить об исковой давности. В делах данного типа срок исковой давности по телу кредита и процентам составляет 3 года, а по неустойке -- всего год. Но, согласно нынешнему законодательству, срок исковой давности применяется сугубо по заявлению заинтересованной стороны. То есть, если заявления от заемщика не будет, то суд удовлетворит все требования кредитора. Хотя их можно было существенно уменьшить", -- говорит партнер юридической фирмы "Тарасов и партнеры" Александр Субботин.

Как не допустить ошибки: Реагировать на звонки и письма банка. Участвовать в судебном процессе, в том числе подавать отводы судьям (если есть подозрения в том, что они не объективны) и обжаловать судебные решения в вышестоящих судах.

Боремся за залог

Ошибка: Добровольная передача залога банку

Заемщик Василий в связи с потерей основного источника доходов оказался не в состоянии выплачивать ипотечный кредит. Он обратился к своему кредитному менеджеру, который устно заверил клиента, что, в случае добровольной передачи залоговой квартиры банку, заемщик полностью закроет все свои обязательства по кредиту. Василий, по простоте душевной, переписал свое жилье на банк. Но через год он получил вызов в суд. Банк требовал выплатить остаток долга по кредиту плюс проценты, штрафы и пеню. Сумма иска превышала исходную сумму долга на момент передачи недвижимости банку.

Комментарий юриста: "Очень часто стоимость предмета залога не покрывает задолженности перед банком. При этом, сотрудники банка могут умышленно вводить заемщика в заблуждение, обещая полное "закрытие" кредита. В итоге даже после передачи залога банку, проценты и штрафы за просрочку по кредитному договору продолжают начисляться. Поэтому я не советую соглашаться на такие предложения. В любом случае, нужно требовать от банка письменное подтверждения того, что кредит полностью погашен", -- говорит адвокат, генеральный директор юридической компании "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец.

Как не допустить ошибки: Искать покупателя квартиры самостоятельно, а не отдавать ключи банку. После погашения кредита требовать справки из банка о полном погашении задолженности.

Считаем деньги

Ошибка: Не анализировались начисленные банком штрафы и пени

Рассмотрев спор между банком и заемщиком о погашении просроченной задолженности, суд обязал Сергея выплатить банку 28 523 грн. После принятия решения заемщик еще раз сел с калькулятором и пересчитал проценты и штрафы, исходя из размера штрафа, указанного в договоре. Выяснилось, что банк начислил ему лишние 5000 грн. Но так как пережить новое судебное разбирательство заемщик был морально не готов, ему пришлось выплатить всю сумму, которую насчитал банк.

Комментарий юриста: "Не стоит вести себя пассивно в споре с банком. Нужно обязательно перепроверять все суммы, которые требует оплатить кредитор. Крайне важно, чтобы весь пакет документов был подан на предварительном заседании. Иначе суд может и не принять к рассмотрению дополнительные аргументы. Также старайтесь соблюдать все процессуальные сроки. Любая задержка играет на руку другой стороне", -- советует адвокат, управляющий партнер юридической фирмы "Можаев и партнеры" Михаил Можаев. Кстати, если заемщик уличит банк в просчетах, он может требовать снижения суммы иска на основании того, что сотрудники банка умышленно старались ее увеличить.

Как не допустить ошибки: Перепроверять все расчеты, которые банк прилагает к делу. Заемщик должен сам рассчитать сумму иска, исходя из условий своего кредитного договора, и подать свои расчеты вместе с банковскими. Если банк навязывает лишние платежи, можно предать это огласке, обратившись в СМИ.

Расходное дело

Расходы на ведение судебного дела

Госпошлина (оплачивается только в том случае, если заемщик является истцом) -- 1% суммы иска (минимум 51 грн, максимум 1700 грн).

Услуги юриста:

Подготовка документов -- 300--700 грн.

Посещение судебных заседаний -- 100--200 грн/час.

Основные ошибки, которые допускают заемщики в спорах с банками

1. Полагаются на устные договоренности с банком.

2. Не глядя, подписывают документы, которые дает сотрудник банка.

3. Не участвуют в судебных слушаниях.

4. Не сообщают суду о своих обстоятельствах (материальные проблемы, несовершеннолетние дети, болезнь/смерть кормильца).

5. Не проверяют расчеты банков.

6. Не придают значения оформлению документов, которые подаются на рассмотрение суда.

7. Пренебрегают процессуальными сроками.

8. Забывают о возможности снизить сумму иска, используя сроки исковой давности. Не пользуются своим правом просить у суда снижения суммы начисленных штрафов или реструктуризации задолженности.

9. Начинают заведомо бесперспективный судебный процесс.

Если заручиться поддержкой хороших юристов и самому вести себя грамотно, можно, как минимум, сократить потери при судебной тяжбе по кредиту.