Наши корреспонденты побывали в гостях у руководителя научно-производственного предприятия «Эколог», которое вот уже более десятка лет специализируется на выпуске самых разнообразных видов спецсредств, Виктора Лавриненко. Наш собеседник с радостью поделился уникальными разработками предприятия, поведав немало полезной информации для собственников оружия.

- «Эколог» - немного необычное название для предприятия, выпускающего газы раздражающего действия?
- Начну с того, что наше предприятие возникло на базе Всесоюзного научно-исследовательского института аналитического приборостроения, специализирующегося в области экологического и научного приборостроения. Лаборатория, в которой мы работали, занималась изготовлением газовых смесей, которые использовались в качестве средств поверки и калибровки для метрологического обеспечения газоаналитических измерений.
С распадом СССР потребность в подобных смесях резко снизилась. Для того чтобы выжить, мы решили заняться производством газовых баллонов, потому что в Украине этим вопросом никто не занимался. Предприятие было создано для обеспечения силовых структур подобной продукцией. Название предприятия на тот момент уже было. И мы решили не менять «коней на переправе». Символично также то, что предприятие имеет замкнутый цикл производства, поэтому отходов у нас практически нет.
- Правда ли то, что НПП «Эколог» изобрело первый патрон с резиновой пулей?

- В 1995 году наше предприятие совместно с СП «Шмайсер» разработало и запустило в производство первый на постсоветском пространстве пистолетный патрон с эластичной пулей. СП «Шмайсер» выпустило пистолет, НПП «Эколог» - патроны к нему.
- Какое, на Ваш взгляд, наиболее оптимальное оружие самообороны?

- На сегодняшний день существует  очень обширная гамма различных средств самообороны. Самым эффективным, на мой взгляд, является газовый баллон. Объясню почему: является доступным в приобретении, прост в использовании, эффективен. В том числе и против собак. Газовый баллон при определенных навыках и умении в использовании в экстремальных ситуациях надежно защищает обороняющегося, при этом не наносит травм как людям, так и животным.
Что касается травматического оружия и револьверов под патрон Флобера, прежде всего, нужно понимать, что это довольно опасное оружие. К сожалению, нашему населению, которое практически никогда не имело оружия, кроме охотничьего, сложно переступить эту грань. Обывателю очень сложно почувствовать себя сознательным владельцем оружия.
- Какие виды газовых баллонов существуют на данный момент. Их отличия, и какие навыки нужны для эффективного использования этих изделий?

- Жаль, что подобных вопросов люди задают очень мало. Газовые баллоны делятся на два основных вида: струйные и аэрозольные. Нужны обязательные знания при пользовании газовыми баллонами, впрочем, как и в обращении с любой вещью в нашем обиходе -  будь то утюг или пылесос. К сожалению, при использовании газовых баллонов аэрозольного типа, многие не знают, что минимальный эффект действия таких баллонов наступает на расстоянии 90-120 см. На этом расстоянии струя приобретает форму аэрозоля и обеспечивает эффект. Эффективным расстоянием для применения является расстояние в 2.5 метра. Спецсредство применяется на улице или в больших закрытых помещениях. Струйные баллоны можно использовать и в небольших помещениях. Срок годности для каждого типа баллонов разный и обязательно должен быть указан на изделии.
Если ситуация критическая и Вам приходиться применять газовый баллон аэрозольного типа в закрытом помещении, необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание, только после этого нажимать на кнопку. На какое-то время Вы можете обезопасить себя. Газовые баллоны позволяют вывести из строя противника на 3-10 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы уйти от нападающего. Время, на которое человека выводит из строя баллончик, варьируется от состава препарата, который используется. А также зависит еще и от того, находится ли нападающий в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психологической устойчивости, болевого порога, и других индивидуальных особенностей человеческого организма.
- Что делать, если газовый баллон использовали против вас?

- Первое и самое главное - ни в коем случае нельзя тереть глаза и участки кожи,  пораженные препаратом, что рефлекторно очень хочется сделать. При трении процесс восстановления пор кожи, глаз и слизистых оболочек будет проходить гораздо медленнее.
Если Вы находитесь на открытой местности, просто развернитесь лицом к ветру. В помещениях можно использовать вентилятор или кондиционер. Лучше всего использовать влажные салфетки на водной или спиртовой основе. Легкими касаниями «промачивать» лицо. Но, ни в коем случае не втирать в него препарат на пораженных участках.
- Какие авторские разработки и ноу-хау используются на вашем предприятии?
- Возвращаясь к теме газовых баллонов, хочу с гордостью сказать, что НПП «Эколог» - единственное предприятие в Украине, которое производит струйные газовые баллоны на основе натурального перца. Действие его практически ничем не отличается от действия синтетических аналогов, но во всех развитых странах давно перешли на натуральные компоненты.
 Также хочу отметить, что при испытании патронов с эластичной пулей мы столкнулись с проблемой налета пластизоли после стрельбы. Другими словами, пуля из пластизоли (основной материал для патронов, предназначенных для стрельбы из травматического оружия) после выстрела оставляет «след» на канале ствола, так как пластизоль и подобные ему материалы достаточно эластичны, а скорость пули высокая. Из-за этого, скорость пули снижается уже после 40-50 выстрелов. В результате происходит сужение диаметра канала ствола, что может привести к задержкам при стрельбе или гораздо более серьезным последствиям. Например, пуля может застрять в канале ствола и при следующем выстреле может произойти разрыв гильзы в патроннике, что опасно для самого стрелка. Механические способы снятия такого налета дорогостоящие, могут привести к повреждениям канала ствола и просто неудобны – ведь не каждый может позволить себе приобрести токарный станок. Основатель НПП «Эколог» Белаш Николай Павлович разработал жидкость, состав которой позволяет эффективно бороться с данным налетом.
Справка:
«Научно-производственное предприятие «Эколог» организовано в 1991 году.
Николай Павлович Белаш (01/08/1944 – 21/06/2004) - лидер, который собрал вокруг себя единомышленников и специалистов, направил их силы на создание спецсредств для правоохранительных органов, которые не имели аналогов отечественного производства. В 1995 году предприятие выпустило гранату со слезоточивым газом, а в 1997 -м открыло серийное производство первых в мире патронов «Терен-3» с резиновой (пластизолевой упругой) пулей не смертельного действия. Под данный вид патронов был разработан пистолет «АЕ-790G», из которого можно вести огонь в полуавтоматическом режиме.
Кроме того, предприятие разрабатывает и выпускает спецсредства индивидуальной самозащиты для гражданского населения, изготавливает аксессуары для ухода за оружием. Вся продукция прошла санитарно-гигиеническую экспертизу. Основные ее виды сертифицированы.
На сегодняшний день в каталоге - несколько десятков наименований: аэрозольные баллоны со слезоточивым и раздражающим веществом различных модификаций; патроны для газовых и сигнальных пистолетов и револьверов калибров 8 и 9 миллиметров; патроны с эластичной пулей ударно-травматического не летального действия для пистолетов и револьверов; патроны не летального действия для гладкоствольных ружей 12 калибра. Для спецподразделений правоохранительных органов производятся светозвуковые и газовые специальные устройства мгновенного распыления (гранаты).
Для ухода за оружием выпускаются средства для чистки и смазки стволов в различных упаковках.
Постоянными потребителями продукции ООО «НПП «Эколог» являются силовые структуры Украины (СБУ и МВД), а также торговые организации, специализирующиеся на продаже оружия и боеприпасов гражданскому населению. ООО «НПП «Эколог» имеет тесные партнерские отношения с предприятиями Украины, России, Венгрии, Германии, Канады, Мексики. Продукция экспортировалась в Молдову, Беларусь, Азербайджан и др. страны. Проводятся совместные разработки по выпуску новых видов изделий. ООО «НПП «Эколог» - постоянный участник отечественных и международных профильных выставок.

Более половины нашей потребительской продовольственной корзины составляют молочные продукты. Молоко украинцы любят и этим мало отличаются от европейцев. Но у тех 80% молока производится на товарных фермах, а у нас — в частном секторе. Причем дедовским способом, используя табуретку, ведро и корову. Зато так получается настоящее молоко. Но доступно оно только сельским жителям.

Украинское молоко отличается от европейского по микробиологическим показателям, по жирности, по белку. Молокозаводы же выпускают продукцию, далекую от молочной. И свои секреты ревностно охраняют. Технологии у них секретнее военных тайн. Молокопродукты, правда, получаются такие, что на европейский рынок их не пропускают. Единственный импортер такой продукции — Россия. И то она время от времени ограничивает (а то и запрещает) ввоз украинских молочных продуктов.

На наших предприятиях вместо молочного сырья все больше используют растительные жиры и другие пищевые добавки растительного происхождения. При этом на этикетке продукта информация о таких добавках не указывается или делается таким мелким шрифтом, что покупатель не может оценить качество товара и сделать сознательный выбор.

Сегодня уже с уверенностью можно говорить о повальной фальсификации нашей молочной продукции. Настоящего масла в стране уже давно нет, а есть лишь так называемые спрэды. С научной точки зрения — это эмульсия на основе воды и растительных масел. Как правило, у нас используют в качестве заменителя дешевое пальмовое масло.

Изготавливать же в наших условиях настоящее масло и сгущенное молоко просто нерентабельно. Иначе масло будет стоит вдвое дороже того, что продают под его видом в магазинах, а сгущенка — раза так в четыре.

Наши «изобретатели» научились ловко подделывать молоко. На заводе оно смешивается и фильтруется. На сепараторе отделяют сливки. Из них производят сметану, сыр и мороженое. Также собирают молочный белок, казеин. А в обезжиренное молоко добавляют соевое или пальмовое масло. Потом это «молоко» разводят всякой «химией».

Отходы, молочные осадки и сыворотку тоже перерабатывают и вливают в молоко. Чтобы оно сохранялось дольше, добавляют консерванты. В итоге из литра цельного молока молокозавод получает 2,5 л. Разливает его в пакеты и отправляет в магазины.

Оптом литровый пакет молока 2,5% жирности стоит 4–4,5 грн. Магазины делают еще 10–20% наценки. Если бы производители разливали в пакеты натуральное молоко, себестоимость одного литра составляла бы 5 грн. И с учетом всех наценок, транспортных расходов пакет молока продавался бы за 10 грн.

Предприятие должно отмечать на упаковке состав продукта. На пакете ненастоящего молока должно быть написано, что это «молочный напиток» или «молоко восстановленное». Так делают, например, в России.

Если раньше лидером фальсификаций было сливочное масло, то в последнее время эту позицию уверенно заняло сгущенное молоко. Чтобы снизить себестоимость продукта, недобросовестные производители заменяют дорогие компоненты дешевыми: животный жир — пальмовым, кокосовым или подсолнечным маслом, молочный белок — сывороткой.

Производители псевдосгущенки и не скрывают, из чего она сделана: перечень входящих ингредиентов указан на баночке, но очень мелким шрифтом. Этикетка дается крупно: «СГУЩЕНКА С САХАРОМ», а внизу еле видно: «Продукт молочно-растительный сгущенный». Правда, продукт, состоящий на 90% из растительных добавок правильно назвать растительным сиропом, а не сгущенкой.

С 1 ноября 2008 года вступил в действие национальный стандарт «Продукты пищевые. Маркировка для потребителя. Общие правила». Согласно ему наименование продукта должно наноситься на упаковку одинаковым шрифтом с его собственным названием и торговой маркой, а цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону этикетки. Но это не в интересах производителей — покупателя труднее ввести в заблуждение.

С каждой баночки фальсификата молочники получают более гривни прибыли. Средний молокозавод на «сгущенном молоке» за месяц работы имеет 2–3 млн экономии. Молочники оправдываются тем, что им не хватает молока для производства продукции в нужных объемах.

С целью повышения качества отечественных изделий из молока Верховная Рада внесла изменения в Закон «О молоке и молокопродуктах». Новые нормы содержат запрет на использование растительных жиров, белков, консервантов и стабилизаторов при производстве традиционных молокопродуктов.

Но ожидаемый эффект новый закон вряд ли принесет — переработчики не готовы отказываться от самого популярного немолочного ингредиента в сливочном масле и сыре — пальмового масла.

В предыдущей редакции закона молочными считались продукты, в которых доля молочного сырья составляла не менее 50%. Из новой редакции этот числовой показатель вообще исчез, и получается, что подобное разграничение фактически отсутствует.

При этом зафиксирована вполне прогрессивная европейская норма о запрете использования при производстве традиционных молочных продуктов компонентов немолочного происхождения: растительных жиров, консервантов и стабилизаторов. И в то же время отмечается, что можно использовать пищевые добавки, которые ни полностью, ни частично не заменяют составляющих молока.

Независимые эксперты признают, что и в фруктовых наполнителях для йогуртов и десертах молочнокислые бактерии зачастую также заменяют «химией» — консервантами и стабилизаторами.

Предложенные законодателями новшества проблему с качеством и безопасностью молочной продукции на самом деле не решают. Главная проблема молочного рынка сегодня: как обеспечить потребителя продукцией высокого качества, если перерабатывающие предприятия изначально вынуждены закупать низкокачественное молочное сырье у индивидуальных хозяйств. Ужесточение контроля над качеством продукции, зафиксированное в законе, малоэффективно.

Чтобы закон реально заработал, в нем нужно было бы, прежде всего, ужесточить механизм контроля и предусмотреть варианты наказаний (штрафных санкций) для нарушителей. Целесообразным было бы ужесточение контроля используемого переработчиками сырья и конечной готовой продукции.

В последнее время на украинском рынке резко возросло количество так называемых сырных продуктов. Такой маркетинговый прием позволяет продавать «сырный продукт» по цене натурального сыра. Естественно, заработок при этом оказывается значительно выше. Однако далеко не все производители и импортеры рассказывают потребителям о том, что их продукт содержит растительные жиры.

Экономика производства натурального твердого сыра с сырным продуктом несравнима. Чтобы получить 1 кг сыра требуется 11,5 л молока. И в этом случае переработчику только за сырье (молоко) нужно заплатить порядка 40–45 грн. С учетом затрат на производство, персонал и наценки розницы конечная цена взлетает до 90–95 грн/1 кг сыра.

Чтобы удешевить свою продукцию, некоторые сыроделы заменяют от 55 до 70% животного жира пальмовым маслом. Рентабельность производства таких продуктов получается вдвое выше (более 20%), чем в среднем у традиционного сыра.

Ежегодно легально в Украину завозятся сотни тысяч тонн пальмового масла! И около 70% его используется в молочной отрасли. Опасность производства фальсифицированного и некачественного молока усиливается тем, что молочные продукты занимают до 60% в украинской потребительской продовольственной корзине.

При таких объемах потребления этот экзотический продукт станет национальным — вместо сала. Статистика говорит, что если по норме потребительской корзины каждый украинец съедает 2 кг сала в год, то пальмового масла уже — 8 кг.

У пальмового масла самое высокое содержание насыщенных жирных кислот, таких как в жирах животного происхождения. Избыток их вреден для нас. А вот содержание полезных жирных кислот («Омега-3»), которых не хватает в нашем рационе, и которые недополучает организм, в пальмовом масле мало или практически нет совсем.

Пальмовое масло в рационе лучше заменить другими растительными маслами, в которых низкое содержание насыщенных жиров, достаточно жирных кислот («Омега-3») и мононенасыщенных жиров: это соевое масло, льняное масло, рапсовое и подсолнечное.

К фальсифицированным молокопродуктам помалу привыкают. Молодежь уже не знает вкуса настоящих молочных продуктов. Только люди старшего поколения помнят и вкусное молоко пятипроцентной жирности, жирный и обезжиренный творог и кефир, масло из холодильника, которое не сразу и намажешь, потому что твердое.

В каком случае заемщику стоит отказаться от подписания договора кредита с банком.

 

Игорь Приходько

Директор департамента анализа и управления рисками, "Астра Банк "

Когда берешь деньги в кредит, необходимо знать, на каких условиях будешь их возвращать. Условия описаны в кредитном договоре. Поэтому:

надо внимательно читать договор;

если в договоре что-то непонятно, просить кредитного менеджера разъяснить, что имеется в виду в рамках существующего контекста;

следует обращать внимание на периодичность оплаты по кредиту, составляющие платы по кредиту (проценты, комиссии, условия, которые касаются страхования имущества и прочее) – все это влияет на размер выплат.

Надо внимательно смотреть на выписанные в договоре права банка относительно изъятия залога, требований досрочного погашения кредита, изменения процентной ставки. Если есть внутренние сомнения в выполнении всех условий кредитного договора, несогласие с каким-то пунктом, и банк не идет на его изменение, возможно, лучше отказаться от подписания кредитного договора.

 

Светлана Фридрихсон

Начальник управления развития кредитных продуктов департамента управления продуктами розничного бизнеса VAB Банка

В настоящий момент все возможные "подводные камни", которые могут возникнуть в процессе кредитования, достаточно жестко отрегулированы законодательно. Так, например, финансовым учреждениям запрещено повышать процентную ставку по кредитному договору в одностороннем порядке и требовать досрочного погашения кредита, если клиент не согласен с предложением банка об увеличении ставки. Также банк обязан предоставить клиенту расчет совокупной стоимости кредита, с полным разъяснением всех статей расходов, связанных с оформлением кредита, и так далее.

Обладая полной информацией, которую ему обязан предоставить банк, заемщик сам определяет, подходят ли ему условия кредитования. Однако чтобы их адекватно оценить, надо прочитать кредитный договор в полном объеме. Особое внимание следует уделить разделу, посвященному обязательствам заемщика – за их нарушение могут применяться те или иные виды штрафных санкций, вплоть до требования погасить кредит досрочно.

Подписывая договор кредита, потенциальный клиент должен понимать, что всю историю выполнения им взятых на себя обязательств по займу банк передает в бюро кредитных историй, что тоже обычно прописано отдельным пунктом кредитного договора. И от выполнения заемщиком обязательств по одному конкретному договору будет зависеть его возможность получать кредиты в будущем, причем как в данном банке, так и в любом другом финансовом учреждении страны.

 

Максим Кошевцов

Руководитель индивидуального бизнеса, "Всеукраинский Банк Развития"

На этапе оформления займа особое внимание следует уделить условиям кредитования банка, а также кредитному договору. Рекомендуется получить подтвержденную информацию о расходах, связанных с обслуживанием счетов заемщика при ипотечном кредитовании. Иначе неожиданно для вас, могут возникнуть дополнительные расходы при сделке или дополнительная комиссия банка, иногда довольно существенная.

Второй момент, который хотелось бы отметить, - это возможность досрочного погашения кредита. У большинства банков существует практика установления комиссий за досрочное погашение в первые 1-3 года пользования кредитом. В этот период, досрочное погашение кредита, как частичное, так и полное, либо не допускается, либо предусматривает уплату дополнительных сборов в размерах, которые оговариваются в кредитном договоре.

Третий, и один из самых важных нюансов, на который следует обратить внимание в кредитном договоре - пересмотр процентной ставки по кредиту без весомых причин.

Хотелось бы уделить особое внимание кредитным договорам на покупку недвижимости на первичном рынке. В случае приобретения недвижимости на первичном рынке (то есть в доме, который еще не введен в эксплуатацию), в соответствии со стандартным договором, банк берет в залог имущественные права на будущую квартиру. Если по каким-либо причинам объект не сдается в эксплуатацию, и заемщик не получает квартиру, отвечать перед банком все равно придется, несмотря на то, что обязательство было обеспечено залогом.

 

Роман Пила

Заместитель руководителя службы продаж по направлению наличного кредитования, "Плюс Банк"

Все банковские кредитные договора являются стандартными и, как правило, не могут быть изменены в части пунктов, с которыми не согласен заемщик. Каждый пункт банковского кредитного договора предусматривает определенные условия, согласно которым должны действовать стороны. Обычно банки всесторонне защищают свои интересы в договорах и прописывают разные варианты, которые возможны в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения заемщиком всех пунктов.

Поэтому нужно внимательно ознакомиться со всеми условиями договора кредита, следует особое внимание обратить на штрафные санкции, которые банк вправе применять при ненадлежащем выполнении своих обязательств заемщиком, а также изучить пункты, касающиеся ставки по договору: фиксированная эта ставка или плавающая, и при каких условиях может быть изменена. При заключении кредитных договоров, при которых присутствует залог и обязательное страхование залогового имущества, следует внимательно изучать условия и права банка при окончании срока действия страховки во время действия кредитного договора.

 

Максим Жирко

Начальник управления развития продуктов и систем индивидуального бизнеса, банк "Форум"

Для потенциального заемщика совет - читать ВЕСЬ кредитный договор. Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:

финансовую сторону вопроса - размер процентной ставки и комиссий, возможность и порядок их изменения, порядок оплаты кредита и начисленных процентов, штрафные санкции по договору;

права и обязанности заемщика;

права и обязанности банка;

"прозрачность" и понятность текста договора.

 

Потенциальному заемщику желательно ознакомится с шаблоном кредитного договора и выяснить ответы на все интересующие его вопросы по договору еще до подачи документов на рассмотрение и принятия решения банком о предоставлении кредита. Так не возникнет ситуации, когда в спешке оформления сделки кредитный договор подписывается "не глядя".

В 2009 году свет увидел сериал «Теория лжи». Его главный герой со своей командой являются живыми детекторами лжи. По микровыражениям лица они могут определить говорит ли человек правду или что-то скрывает. Этот сериал мог бы стать очередной заурядной картиной, снятой исключительно для любителей фэнтази, если бы не одно но – основан он на реальных событиях. Самым что ни на есть настоящим является и главный герой фильма, только в реальной жизни зовут его не доктор Кэл Лайтман, а Пол Экман. В настоящем он профессор психологии Калифорнийского Университета, а по совместительству научный консультант сериала. Идея многосерийной картины взята из жизни этого человека, который на протяжении многих лет изучает мимику, язык тела, жестов, позы и др. Проще говоря, в основе сериала лежит тонкая наука кинесика (англ. kinesics), изучающая знаковое беззвучное невербальное общение людей.

Но не стоит думать, что специалисты, которые могут безошибочно распознать ложь, живут только в США или развитых европейских странах. Как оказалось, группа специалистов, изучающих кинесику проживает в Кременчуге, и даже иногда они проводят специальные тренинги, как распознать лгуна.

12 июня как раз прошел один из таких тренингов группы «Game» под руководством Игоря Дидуха. Мне удалось связаться с кинесиком и расспросить об его удивительном умении.

– Правда ли что по мимике и жестам человека можно определить врет ли он?

– Да. Одним из индикаторов лжи являются телодвижения, но при этом их следует рассматривать только в совокупности с другими показателями. Мимика и жесты – лишь одни из многих показателей. Так, например,  следует уделять внимание и содержанию речи, то как человек говорит и о чем конкретно.

– Какие самые распространенные жесты и мимика выдают лжеца?

– (Улыбается) В мире нет универсального жеста, про который можно сказать "ВРЁТ, ТОЧНО!!!" - так все было бы слишком просто.

– Можно ли научиться распознавать ложь и сколько времени уходит на обучение?

– Можно, и всё зависит от: настойчивости и индивидуальных способностей человека. В вопросе обучения на первое место выходят внимательность и умение быстро анализировать, сопоставлять данные из разных источников.

– Насколько правдив сериал «Теория лжи»? Возможно ли простому человеку добиться такого же мастерства в распознавании лжи?

– Главный герой сериала является проекцией реального человека Пола Экмана, который начинал свою практику с психотерапии, его исследованиями заинтересовались разные структуры, и карьера резко изменилась. По его системе работает всего около 500 человек в мире. Это очень сложная программа обучения, как говориться: «Москва не сразу строилась».

Но сразу хочу уточнить, Экман является лишь одним из многих учёных, занимающихся вопросом психологии лжи.

– Сколько стоит ваш тренинг, и как часто вы проводите занятия?

– Занятия проходят примерно раз в месяц, так как это только одно из наших направлений деятельности. Стоимость зависит от продолжительности проекта обучения, на сегодняшний день он состоит из 3-х частей, где участники тренинга получают возможность опробовать на практике знания. Стоимость такого тренинга около 200 грн.

– Что самое сложное в распознавании лжи?

 
 

– Это вообще достаточно нелегко, но возможно. Скажу скорее, что самое важное – все ставить под сомнение!

– Насколько помогает в жизни умение распознавать ложь?

– У меня, например, случаи были разные, как приятные, так и не очень. Достаточно нелегко бывает видеть ложь везде: на работе, в отношениях... Никогда не забуду, как прочитал на лице близкого мне человека то, о чём она на самом деле думала... и это сильно отличалось от её слов.

Но ложь – часть нашей жизни, и я считаю, что лучше я буду знать насколько я могу доверять человеку в той или иной ситуации. Но при этом всегда у человека должен быть выбор. Иной раз мне хочется плюнуть на все техники и анализ, ведь "Незнание - блаженство". При этом лучше иметь возможность проверить, чем просто верить. Как говориться: доверяй, но проверяй.

И сейчас раскрою небольшой секрет: нет лучше способа раскусить лжеца, чем убедить его, что ему верят.

– Как давно вы изучаете ложь?

– Несколько лет.

– Что можете посоветовать людям, которые хотят изучить эту своеобразную науку?

– Быть аккуратными и беспристрастными. В основном люди, которые приходят к нам, хотят получить ответы на важные для себя вопросы. И вот эта самая важность может сыграть с вами злую шутку: эмоции всё равно, что занавес на сцене, когда их много – теряется ясность представления настоящего. Больше слушайте, и верьте людям на слово, хотя бы иногда.

Интересно знать

Специалисты утверждают, что:

– Человек, чья деятельность тесно связана с общением, в среднем сталкивается с ложью около 200 раз за день;

– Чаще всего ложь носит безобидный характер: это некое хвастовство, проявления гордыни, желание выделиться из толпы…;

– Бегающие глаза во время важного разговора, влажные ладони, легкая нервозность или нарочитая веселость… – специалистами доказано, что в большинстве случаев эти показатели являются стереотипами лжи, и на самом деле изобличают волнение, например, во время собеседования;

– Один из самых незамысловатых способов уличить лжеца – задать ему прямой вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Лгун постарается уйти от прямого ответа;

– Кинесики считают глаза – частью тела, которая никогда не лжет. Нужно лишь уметь, правильно прочитать, что они говорят;

– Правдивый рассказ сопровождается жестикуляцией, которая ритмически ложится на слова и усиливает смысл. В обратном случае - жестикуляция находится под контролем;

– Если хотите раскусить лжеца, обращайте внимание на то, не меняется ли его голос во время беседы. Не характерные для обычного разговора нотки вашего собеседника, выдают его ложь;

– Чаще всего люди лгут по телефону;

– Правдивый человек во время разговора использует множество лицевых мышц, а лжец улыбается одними губами - глаза не отражают его эмоций.

Да, я знаю, что я уже не первый, и даже, пожалуй, не тысяча двадцать четвертый, однако кому-то все-таки необходимо это сделать. Я прекрасно понимаю, что тема уже всем надоела, однако все равно каждый день я встречаю инстеричные крики. В конце концов, я не виноват, что у людей в голове насрано, однако так или иначе – мне с этим жить, и было бы куда приятнее существовать в мире, где большинство хотя бы понимает, о чем речь и почему те или иные вещи существуют именно так, а не иначе.

Именно поэтому я попытаюсь в простой и доступной форме объяснить массовому читателю обо всех основных заблуждениях относительно проблем авторского права, которые существуют в нашем мире. Ведь без понимания основ любой разговор на эту тему превращается в вялотекущий срач, просто в силу того, что стороны разговаривают на разном языке. Я опишу проблему не с точки зрения эмоционального потребителя или жадного производителя, а с точки зрения рыночной экономики и законодательства. Как обстоят дела в этом секторе, многие представляют себе достаточно туманно.
Материал будет построен по схеме диалогов. Все вопросы взяты из открытых источников, я эти глупости не придумываю – люди действительно думают именно так и спрашивают именно это. Может быть, кто-то узнает себя.

Прошу прощение за несколько фривольное вступление, далее все будет более формально и структурировано. Итак, краткое содержание для тех, кто хочет искоренить в себе ростки безграмотности и приобщиться к большому и светлому миру разбирающихся в данном вопросе.
1. Информация должна распространяться бесплатно!
2. Пиратство – это не воровство.
3. Я купил товар – диск (книгу, кассету) а значит, могу делать с ним все, что хочу.
4. Я физически могу скопировать информацию – значит, по закону, мне никто не может это запрещать.
5. Я лучше куплю то же самое у пиратов – они успешно конкурируют с правообладателями за счет более низких цен.
6. Кто сказал, что я принимаю условия лицензионного соглашения?
7. Почему это так дорого стоит? Я считаю, что оно должно стоить дешевле.
8. Я не желаю платить за некачественный товар.
9. Почему бы не перейти на систему пожертвований? У Radiohead же получилось!
10. Что же все-таки делать с засильем некачественного контента?
11. Я считаю, что распространяя контент бесплатно, я помогаю правообладателям увеличивать продажи. Все от этого только выигрывают.
Q: Информация должна распространяться бесплатно!
A: Аргументация встречается самая разнообразная. Кто-то считает, что потребление информации является неотъемлемой частью естественной человеческой жизнедеятельности. Кто-то считает, что бесконтрольное потребление информации стимулирует развитие общества. Кто-то просто говорит, что за «воздух» (то есть за нематериальные сущности) платить как-то западло.
Начнем с того, что сам посыл данного утверждения сродни социалистическому принципу «от каждого по потребности, каждому по труду». Как говорится, вопросы веры мы здесь не рассматриваем, а потому обратимся к объективной стороне.
Объективная сторона заключается в том, что человек или группа людей затрачивают определенное время и определенные усилия на то, чтобы создать информационный продукт. Качество продукта пока оставим в стороне – о нем будет отдельный разговор. Основное сейчас то, что человек трудится, чтобы получить какой-то продукт. Следовательно, по законам рыночной экономики, за исключением отдельных частных случаев, данный продукт принадлежит ему, и он имеет полное право распоряжаться его дальнейшим существованием. Одним из вариантов является продажа законного права пользования продуктом за определенные деньги. Это и называется «лицензированием», и именно об этом пойдет речь в дальнейших вопросах.
Человек, который считает, что вся информация безусловно должна распространяться бесплатно и быть доступна любому человеку, покушается на основы рыночной экономики. Фактически, он заявляет, что результаты деятельности человека могут быть отчуждены от него в пользу другого лица просто так. То есть речь в данном случае уходит от проблемы копирайта к проблеме пользы и вреда рыночной экономики как таковой, а политические споры мы не рассматриваем – это к политологам.
Q: Пиратство – это не воровство.
A: Естественно, пиратство (а точнее, контрафакция, как более общее понятие) – это не воровство. Потому что, если бы это было воровством – то сажали бы по статье «воровство», а не «нарушение авторских и смежных прав». Убийство точно так же не является воровством, как и контрафакция. И изнасилование не является воровством. И подделка документов – тоже не воровство. Однако все это – противоправные деяния, за которые в соответствии с законом человек несет ответственность в случае наличия у него вины. Юридическое понятие вины включает в себя положение о том, что для ее наличия, человек должен знать о том, что его деяние несет противоправный характер, или, по крайней мере, иметь возможность это узнать. То есть прочитать закон. А незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает.
Q: Я купил товар – диск (книгу, кассету) а значит, могу делать с ним все, что хочу.
A: Если вы купили диск (пустой) – вы, действительно, можете делать с ним все, что вашей душе угодно. Можете, например, выбросить его с балкона, или запихнуть в микроволновку. Можете мыться с ним в душе и петь ему колыбельные на ночь. Потому что вы купили товар, и дальше вы можете распоряжаться им в рамках закона.
Однако, покупая диск с информацией (музыкой, фильмом, книгой) вы большую часть своих денег тратите, как не странно, не на физический носитель, а выплачиваете в соответствии с лицензионным договором, который предоставляет вам легальный доступ к информационному объекту, защищенному законом об авторском праве. То есть покупая диск, вы получаете право слушать музыку, читать книгу и смотреть фильм. Информация товаром не является, об этом – смотрите мой предыдущий топик, а потому отношения тут возникают не товарно-денежные, как при покупке батона хлеба, а лицензионные, которые регулируются совершенно другими механизмами.
Любое сравнение диска с музыкой с батоном хлеба является признаком человека безграмотного, который вообще не понимает, о чем речь.
А с диском, вы по-прежнему можете делать что хотите. И утрата оригинального носителя не должна лишать вас доступа к лицензируемому контенту, ведь именно его вы оплачиваете, а вовсе не стоимость тиражирования. Это первая серьезная проблема современного института авторского права – отсутствия возможности доказать наличие лицензии при отсутствии физического подтверждения.
Q: Я физически могу скопировать информацию – значит, по закону, мне никто не может это запрещать.
A: Я физически могу подойти к вам ночью и пырнуть вас заточкой под ребра. Что будет со мной потом – это отдельная статья (105, если я не ошибаюсь), однако физическая возможность (особенно в том случае, если вы слабее меня) у меня имеется. Почему же тогда мне запрещают убивать слабых?
Возможность бесконтрольного тиражирования информации – это реальная проблема правообладателей, с которой они безуспешно борются. Потому как эффективные механизмы оказываются неудобными для потребителей и снижают продажи, а удобные неэффективны и также снижают продажи. Нынешнее состояние дел – это определенный паритет между удобством и продажами. Как только паритет кого-то перестанет устраивать (не на уровне выкриков «копирайт должен умереть», а на более серьезном) – равновесие сместится. И оно постоянно смещается, но проблема в настоящий момент не решена, и решена еще долго не будет.
Следует помнить, что лицензионным соглашением вы получаете доступ к контенту. И физическое наличие у вас контента не дает вам автоматического права им пользоваться. Простая аналогия – водительские права. Вы можете владеть сколь угодно большим количеством автомобилей (иметь их в собственности), но ездить на них, да и даже поставить на учет, не сможете.
Q: Я лучше куплю то же самое у пиратов – они успешно конкурируют с правообладателями за счет более низких цен.
A: Заявлять, что производители лицензионного контента конкурируют с пиратами – все равно, что говорить, будто производители упаковок Tetra Pak конкурируют с молочными фермами. Они продают совершенно разные вещи.
Первые торгуют лицензиями на доступ к защищенному контенту, причем именно эта стоимость (в которую включены всевозможные прибыли всех сторон) на 99% определяет стоимость диска в магазине, так как затраты на тиражирование ничтожны. Вторые торгуют тем самым «товаром» — дисками, собственная стоимость которых – 10 центов. Стоимость диска у пиратов – 100 рублей, прибыль пиратов в процентах можете посчитать сами. Поверьте, что она на порядки ниже, чем прибыль правообладателей.
Пираты не предоставляют самого главного – легального доступа к информации, а конкуренция возможна только между структурами, которые производят одинаковый по своим потребительским свойствам продукт. Легальность – одно из потребительских свойств любого информационного контента. И даже если с точки зрения конечного потребителя пиратский и лицензионный диск выглядят совершенно одинаково, с юридической точки зрения это ошибочно. А так как мы стремимся жить в правовом государстве – то законы неплохо было бы знать.
Q: Кто сказал, что я принимаю условия лицензионного соглашения?
A: Устанавливая, например, программу, вы ставите галочку «я принимаю условия лицензионного соглашения». Аналогично, вы «подписываете» лицензионное соглашение в момент покупки диска, причем физическим эквивалентом договора является кассовый чек. На диске сзади написано, кстати, что фонограмма предназначена только для частного прослушивания, а незаконное тиражирование запрещено. Полностью восстановить лицензионное соглашение можно, только зарывшись в законодательство, и эта третья проблема правообладателей – в доступной и понятной форме донести до людей, на что они имеют право и почему. Эта проблема в настоящее время не решена вовсе, о чем свидетельствует, например, этот материал.
Q: Почему это так дорого стоит? Я считаю, что оно должно стоить дешевле.
A: Потому что правообладатель считает, что именно столько оно должно стоить. И у него, замечу, на это есть полное право.
Регуляция рыночных цен происходит за счет механизма, который в народе называется «голосование рублем». Хороший товар покупается, и производитель может увеличивать цены. Плохой товар не покупается, и производитель вынужден цены сбрасывать. Однако пиратство не является частью рыночного механизма саморегуляции цен (точно так же, как, например, коррупция, которая, тем не менее, на цены влияет, причем нередко очень весомо). Пиратство вообще к рыночной экономике отношения не имеет, это проблема государства и исполнения законодательства.
Потребитель получает доступ к контенту на основании договора лицензирования, который осуществляется по принципу публичной оферты. То есть потребителю предлагается перевести на счет производителя определенную сумму денег для получения доступа к нужной ему информации. Для осуществления рыночного механизма регуляции потребителю следует не принимать подобные предложения от производителей некачественного контента. И здесь мы подошли к четвертой проблеме правообладателей – не предоставление ознакомительного доступа к лицензируемому контенту. Хотя, например, тот же самый last.fm предоставляет такую услугу, что дает надежду на скорое разрешение проблемы.
Q: Я не желаю платить за некачественный товар.
A: Это ваше право. А обязанность правообладателя – максимально сообщить вам о потребительских свойствах товара, о чем я написал чуть выше.
Однако, есть проблема оценки качества. Приведу простой пример.
Вы заходите в магазин и видите большой и красивый торт. Торт вкусно пахнет, срок годности не истек, да и стоит гуманно, и вы его покупаете. Придя домой, вы пробуете его и с ужасом понимаете, что он совершенно безвкусный. Это проблема качества? Да. Вернет ли вам кто-нибудь деньги за невкусный торт? Сомневаюсь. По крайней мере, мне не известно прецедентов в этой области.
Проблема оценки качества информации – одна из фундаментальных проблем человечества в целом. Ваша оценка будет показателем качества статьи лично для вас, а оценка сообщества – для сообщества в целом. При этом оценка сообщества может вообще не кореллировать с оценкой каждого человека индивидуально, но будет выражать интегральное мнение большинства.
Там, где качество является субъективной оценкой, материальная оценка качества невозможна. А при отсутствии формальных критериев – невозможно вести бизнес.
Качество книги, например, определяется пропечатанностью букв и прочностью страниц, а вовсе не качеством текста. Качество диска – отсутствием трещин и сбалансированностью. Но все эти вещи к качеству информации отношения не имеют вовсе.
Q: Почему бы не перейти на систему пожертвований? У Radiohead же получилось!
A: К сожалению, есть одна нехорошая тенденция, которая объясняет засилие торрентов и наличие этой статьи. Если потребитель может не платить, то он платить не будет.
Система пожертвований хорошая для начинающих музыкантов, писателей, поэтов и независимых (indne-) творческих коллективов, так как дает им очень удобный механизм обратной связи, а возможностей у них достаточно мало. Бизнес на основе пожертвований сделать очень тяжело, и есть мнение, что вообще невозможно.
Начнем с того, что никто не знает, будет ли система пожертвований работать вообще, и если будет – то кто всплывет «наверх». Если у кого-то есть интересные мыли на эту тему – прошу поделиться в комментариях, это интересный момент для обсуждения.
Q: Что же все-таки делать с засильем некачественного контента?
A: Воспользоваться рыночными механизмами регуляции контента – не покупать его. Не слушать, не читать, не смотреть и не платить за него свои деньги. До тех пор, пока некачественный контент распространяется нелегально – производители считают его востребованным и продолжают продавать. Как только он станет невостребованным – он исчезнет, но непонятно, что займет его место.
Для любителей качественного контента предлагаю просто искать его не в массовой культуре, а в тех самых инди-производителях. Массовый контент призван удовлетворять потребности массового потребителя, а если у вас потребности выше – логично, что он вас не удовлетворяет.
Q: Я считаю, что распространяя контент бесплатно, я помогаю правообладателям увеличивать продажи. Все от этого только выигрывают.
A: Я считаю, что производитель контента сам должен решать, каким образом он должен распространяться, ибо таково его законное право.
Многие компании попустительствуют нелегальному распространению своего контента, считая, что это поднимает его продажи. Это их право. Некоторые запрещают – это тоже их право. Однако, отбирать у производителя контента его право определять его жизненный цикл, даже с благими для производителя целями, вы права не имеете.
Спасибо за внимание,  если вы хотя бы это прочитали — это уже большое дело. Многие даже не пытаются разобраться в сути вещей, которые их окружают.

«Укрметртестстандарт» протестировал продукты наших супермаркетов: «натуральные» соки и сухофрукты оказались напичканы синтетическими красителями, а сгущенка - пальмовым маслом.

Знаете ли вы, что съели сегодня на завтрак вместе с сырком или любимым йогуртом? А чем накормили ребенка, приготовив ему бутерброд с колбасой? Вопрос не о том, как называются продукты из нашего холодильника, а в том, из чего они сделаны. Увы, этикетки не говорят всю правду. 

Растительное масло в молоке

В почти четверти из 26 образцов молочных продуктов 12 фирм были найдены отклонения от норм! А ведь мы считаем такую еду полезной и натуральной. Конечно, нельзя по этим данным судить обо всем рынке молочных продуктов, но они хотя бы дают понять, что у нас есть весьма серьезные проблемы.
В 7 йогуртах обнаружили консерванты: бензойную и сорбиновую кислоты. И если первая образуется естественным путем и допустима для молочки, то вторая вносится искусственно. 
Но еще хуже, что исследователи нашли растительные жиры: в йогурте «Щодня» с клубничным плодово-ягодным наполнителем - 95% и в ароматизированном клубничном йогурте «Веселе лiто» - 50%. Это типичный пример фальсификации продукта. Да, растительные жиры не вредят здоровью, но ведь пострадал кошелек покупателя, который не должен платить за продукт, в котором почти нет молока.
- Мы все устали от продуктов, неизвестно из чего сделанных, - отмечает начальник лаборатории сертификации пищевой продукции Татьяна Шатаева. - Вот зачем в молоко добавлять кальций или в творожок - сухое молоко? Это говорит о том, что сырье, из которого они изготовлены, не обеспечивает нормальной пищевой ценности, и тогда производитель использует добавки и заместители. Вы покупаете мороженое, где указано - жира 15 граммов. Наверное, вам интересно, это молочный или растительный жир? А производителю выгодно скрыть от вас эту информацию, он хочет получить большую прибыль при маленьких затратах. Государство хоть и должно защищать потребителей, но еще долго не сможет этого делать. У нас есть минимальные стандарты качества пищевых продуктов, но нет методик оценки качества, например, по массовой доле белка. Поэтому мы не может требовать от производителя указывать долю растительного и животного белка в продукте. 
 - В первом квартале мы проверили около 55 тысяч различных игрушек, из них почти 60 процентов забракованы. Они отличались резким запахом, острыми, режущими краями металлической фурнитуры, низкой прочностью, трещинами и заусеницами, из-за чего дети могут пораниться, - рассказал замначальника лаборатории испытания игрушек «Укрметртестстандарта» Сергей Каспаров. - Все потому, что игрушки завозятся преимущественно с оптовых рынков Черновцов, Хмельницкого, Одессы, где и в помине нет ни сертификатов качества, ни сопроводительных документов.

Игрушки и одежда: дешево, но сердито

Не лучше ситуация с недорогой одеждой и бельем для детей. Вещи браковались из-за наличия синтетических волокон (а их вообще быть не должно), причем этикетки на них зачастую говорили про 100-процентное содержание хлопка. Это одно из самых распространенных нарушений при производстве детской одежды. Кроме того, производители часто меняют качественные красители на менее дорогие и стойкие. Удешевляют продукт и за счет упрощения технологии, например, сажают каблук туфельки не на все гвозди. В результате обувь быстро теряет прочность и изнашивается. 
Образцы для испытаний закупались не только на рынках, но и в крупных магазинах столицы. Выходит, ни таможня, ни Комитет по защите прав потребителей, ни другие инстанции не в состоянии оберегать внутренний рынок от некачественных товаров и подделок.
 Где же система дает сбой? Почему у нас на прилавках магазинов некачественные товары? Почему никого за это не наказывают? Вопросов много, и, увы, ответов на них найти практически невозможно. Государство не в состоянии защитить наши права на здоровые и безопасные условия жизни, гарантированные Конституцией...

Надо всего лишь наказывать

- Никто не знает, что сейчас происходит на рынке продуктов питания Украины, сколько там фальсификата и некачественной продукции. Исследования не проводили несколько лет из-за отсутствия бюджетного финансирования. Вообще наш закон о качестве и безопасности продуктов не выполняется, - возмущается начальник Научно-исследовательского центра испытания продукции «Укрметртестстандарт» Владимир Семенович. 
- То есть на производителей некачественной продукции управы нет?..
- Сейчас - нет. Поэтому нам срочно нужен закон об ответственности производителей, поставщиков и дистрибьюторов, как в Европе. Бизнес везде хочет вложить цент, а получить 10 евро. Но в европейских странах нет такого изобилия фальсификата, как у нас. Там если обнаруживают некачественную сфальсифицированную или небезопасную продукцию, сразу же всем торговым компаниям страны сообщают о находке. Производитель обязан отозвать всю свою продукцию из торговых точек и выплатить крупный штраф. Затем инспектора контролируют каждую партию его продукции, дабы убедиться, что он действительно исправился. Если поймают на выпуске некачественного продукта повторно, сразу отзывают лицензию и запрещают заниматься производством продуктов питания навсегда! А у нас найдут фальсификат - штраф выпишут мизерный, который тому заводу - как комариный укус. Его хозяева предписания контролеров проигнорируют и снова гонят низкокачественный продукт, зная, что никто им не помешает. 
Сейчас мы можем положиться только на себя. Вообще многое, если не все, упирается в культуру потребления, которой украинцы, увы, не могут пока блеснуть. В стремлении сэкономить мы готовы поступиться качеством. Поэтому у нас все еще популярны рынки с дешевой продукцией сомнительного происхождения и качества. 
Между тем дело уже сдвинулось с мертвой точки. Госпотребстандарт и МВД решили вместе бороться с производством фальсификата и ввозом в Украину некачественных товаров. В ближайшие дни эксперты этих служб соберутся за круглым столом, чтобы разработать стратегию противодействия недобросовестным производителям и продавцам.

Другое мнение

Не надо пугать людей страшными названиями

Валентина КУЛЬЧИЦКАЯ, специалист по гигиене питания, ведущий научный сотрудник Института экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя:
- Как известно, даже яд может быть лекарством, если его правильно дозировать. Использование искусственных пищевых добавок - наша плата за цивилизацию. Без этого жить уже не получится. Нельзя паниковать по поводу каждой буквы Е на этикетке. Под этими цифрами часто скрываются самые обычные добавки, например, та же лимонная кислота. А когда речь идет о бензойной кислоте, надо помнить, что этот натуральный консервант в изобилии находится в ягодах (например, в бруснике до 0,20% и клюкве до 0,06%). Мы же не говорим, что из-за этого бруснику и клюкву есть нельзя... Поэтому вопрос не в том, какие добавки обнаружены при проверке продуктов питания, а в их количестве и оценке, насколько это опасно.

На заметку

Где помогут отстоять права

Центр потребительских инициатив

01033, Киев, ул. Саксаганского 30а, оф. 8. Тел. 0(44) 287-24-85.

Всеукраинская общественная организация «Ассоциация потребителей «Гражданский контроль качества, стандартов, безопасности продукции»

01133, Киев, а/я 59.

Тел.: 0(44) 229-61-54, 0(44) 228-81-85, 0(44) 587-53-34.

Всеукраинская общественная организация «Союз прав потребителей»

Киев, просп. Победы, 131, студия 3. Тел.: 0(44) 219-04-50(51)

Портал потребителя

Городская или районная СЭС.

Эксперты рекомендуют покупать товары только в проверенных местах, обязательно требовать чек и внимательно изучать этикетку. Если не указаны данные о производителе, его торговый знак, адрес, телефон, состав продукта, комплектность, сведения о правилах эксплуатации, от покупки лучше отказаться, даже если цена вам кажется привлекательной.

Компетентно

Вреда нет, но и пользы тоже

- Растительное масло здоровья не испортит ни детям, ни взрослым. Другое дело, что растущий организм, потребляя неполноценные продукты, недополучает те питательные вещества (микро- и макроэлементы), которые есть в натуральных молочных продуктах. В первую очередь речь идет о кальции, который участвует в формировании костей и зубов и лучше всего усваивается именно из молока, - отмечает семейный врач Лариса Бартосик. - Насколько мне известно, в разных продуктах допустимо разное содержание консервантов. В йогуртах они нужны, чтобы ягодный наполнитель не спровоцировал брожение. От одного стаканчика йогурта с консервантом плохо не станет. Беда в том, что современные продукты уже не делают без пищевых добавок. И никто не в состоянии посчитать общую ежедневную «химическую» нагрузку на организм. Поэтому всем родителям я рекомендую ограничивать потребление готовых продуктов и полуфабрикатов. Не кормите детей сосисками и колбасой, лучше отварите курицу или телятину. Ограничивайте количество конфет и газировки (детям до 7 лет она вообще не рекомендуется).