Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения — от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни гривен, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов. Говорить об этом в открытую решились не все наши консультанты (исключение — народные депутаты, обладающие статусом неприкосновенности, те, кто уже ушел из системы, и смельчаки, которых единицы). Остальные просили не афишировать их: за выступление в СМИ с информацией о коррупции сегодня могут запросто уволить с работы.

Выписка «нужных» лекарств 

Суть такой махинации проста — больному выписывают, помимо основных препаратов, которые входят в стандартную схему лечения, несколько дополнительных, без которых можно обойтись. Заподозрить махинацию можно, если врач посылает вас в конкретную аптеку.

От покупки «нужного» лекарства врач получает процент от аптеки. «Это от 5 до 20%, — говорит семейный врач Дмитрий. — Я, к примеру, сотрудничаю таким образом с двумя фирмами. Получаю 10% за лекарство по 50 грн. — это 5 грн. и 20% за лекарство по 80 грн. – это 16 грн. В месяц мой выторг — в пределах 300— 400 грн.».

То же самое касается так называемых БАДов (биологически активных добавок), которые некоторые врачи предлагают в качестве дополнительного лечения. Но БАДы не лечат! Эти препараты не прошли официальные исследования и их эффективность не имеет задокументированных результатов. Говорить пациенту, что без этого «лекарства» выздоровление будет не полноценным – это пиар БАДов, не больше. «Для лечения угрозы прерывания беременности «по стандартам» назначаются препараты прогестерона, витамин Е, спазмолитики, — рассказывает акушер-гинеколог Сергей Бакшеев. — А один из моих знакомых врачей (доцент кафедры акушерства и гинекологии) к этому стандартному лечению добавляет БАДы (на основании кошачьего когтя и т. д.) на сумму от 400 грн., имея откат с этих препаратов 15—20%. Таким образом, пациентки платят не 100 грн. за стандартную терапию, а 400».

Подделка справок 

Вторая распространенная схема, которую практикуют рядовые медработники, — продажа справок. «К примеру, больничный на неделю в Киеве стоит 150—300 грн. — говорит Дмитрий. — Имеется в виду, конечно, липовый больничный, когда человек хочет, скажем, отдохнуть. Кроме того, ко мне обращаются родители за подделкой справки о сделанных прививках ребенку. Такой документ стоит по Киеву 300—400 грн. Доход от этой «подработки» больше, чем от выписки лекарств — за месяц получается от 800 до 1200 грн».

Подделывают и более сложные документы, к примеру, о непригодности к службе в армии. В этом случае в долю входят несколько врачей, соответственно, и стоит такой документ дороже — от нескольких сотен у.е. до нескольких тысяч. Очень популярны также липовые справки о беременности и подтверждении побоев. Стоимость $300—500.

Отдельно стоит сказать об оформлении инвалидности. «Это очень длительный процесс, поэтому и затраты немаленькие, — рассказывает участковый терапевт Геннадий. — Чтобы получить такой документ, нужно пройти несколько циклов обследований и подтвердить свою профнепригодность. Если человек действительно болен, ему, как правило, дают группу, но временную (на 2—3 года). Затем свой статус нужно подтверждать, иначе с инвалидности просто снимают. Для этого проходят более дорогостоящее обследование или как минимум надо заплатить взятку. Суммы таких поборов в регионах разные и колеблются от пары сотен до тысячи долларов».

Взятки за операции 

Этот вид коррупции — хлеб для хирургов. «Если это какая-то срочная операция, то она делается, как правило, без обсуждения оплаты. Хотя и в таком случае родственникам говорят до операции, что бесплатно оперирует только дежурная бригада, но можно «попросить» и хорошего хирурга уделить вам внимание за деньги. Либо после операции говорят, сколько нужно за нее заплатить. Если же предстоит любая плановая операция, мы без конверта не оперируем, — признается хирург одной из киевских больниц Алексей. — Стоимость несложной операции — минимум 600 у.е. Деньги делятся на бригаду: львиная доля — хирургу, что-то анестезиологу, что-то медсестре».

Дерибан благотворительных взносов 

Характерен для медиков уровнем повыше — главврачей, а также главных бухгалтеров. Для того чтобы понять, как делят благотворительные деньги, вспомним, что в каждом государственном лечебном учреждении сегодня официально существуют т. н. больничные кассы, в которые каждый больной, при обращении за какой угодно медпомощью (от консультации терапевта до сложной хирургической операции), вносит определенную сумму денег. Сколько именно нужно заплатить, подсказывают врачи: сумма колеблется в районе 200 — 600 грн., и если вы заплатите меньше, отношение к пациенту со стороны медперсонала будет соответствующее. Цель благая – использовать полученные взносы на зарплату сотрудникам, закупку аппаратуры, ремонт и т. п. Однако в реальности деньги часто уходят не по назначению, а в карман главврачу, главбуху и дальше по вертикали. И это помимо «взноса» в карман врачу (от $100), скажем, за хорошую палату — с холодильником и одним соседом.

Нецелевое использование средств 

Если четыре предыдущие схемы умело вуалируются, из-за чего редко становятся предметом расследований госслужб, то, начиная с этого уровня, шило в мешке становится утаить все сложнее. Речь идет уже не о тысячах, а о десятках и сотнях тысяч гривен. К примеру, в начале 2010 года Контрольно-ревизионное управление официально заявило, что выявило нарушения в финансово-хозяйственнй деятельности Киевской больницы скорой помощи на сумму 718,87 тыс. грн.

Схемы тут используют самые разные. Например, проводят махинации с выплатой зарплат: должны платить из одного фонда, а платят из другого, из которого идут меньшие отчисления государству, в результате часть сэкономленной суммы уходит в карман. Или вводят в штат лишние должности. К примеру, для работы нужно 6 машинистов по стирке белья, а вводят 17. На их зарплату уходит 226 тыс. грн. Это уже трактуется как растрата.

Откат на закупке 

Эта схема используется уже не медиками, а медицинскими чиновниками. Откат — это получение чиновником, связанным с закупками, взятки за то, что он заказывает за государственные деньги определенный товар. Как правило, товар в несколько раз более дорогой, чем его аналог, присутствующий на рынке, или вообще не очень-то и нужный медикам. Взятку дает фирма, заинтересованная в продаже этого товара.

Пример закупки не очень подходящего товара — машины скорой помощи. «Вот нам закупили десять новых машин скорой помощи — фургоны, рассчитанные на четырех человек – водителя, врача, фельдшера и медсестру. А кто-то спрашивал у практиков, нужно ли нам такое количество? И нужны ли нам именно такие машины? Нет, — сокрушается врач киевской неотложки Александр Синельников. — Но если бы спросили, то узнали бы, что нам больше нужны не фургоны, а легковые машины, ведь в девяти вызовах из десяти помощь больному может оказать и один врач. И чтобы побыстрее добраться до больного, ему нужна шустрая легковушка. Так работают во многих странах Европы, например, во Франции, где я стажировался. В итоге наше учреждение вынуждено кормить не только врача, но и раздутый штат водителей, фельдшеров и медсестер, а также покупать бензина в два раза больше, чем это было бы нужно для легковушек».

Если машины скорой помощи хоть и не совсем подходят, но используются, то множество закупленного оборудования вообще простаивает. Еще в 2008 году на расширенной коллегии Минздрава была озвучена информация, что, согласно проведенной инвентаризации, выявлено нового медоборудования, которое не используется, на сумму свыше 130 млн грн. Именно схемы коррупционных закупок наиболее ощутимо грабят наше здравоохранение. По неофициальным данным, из того, что выделяет государство на здравоохранение, чиновники умудряются положить каждую третью гривню себе в карман.

Продажа запрещенных средств 

Факты мошенничества часто фиксируются и в фармакологическом бизнесе. На сегодняшний день в аптеке без рецепта можно приобрести практически любое лекарство, за исключением разве что психотропных и наркотических препаратов. «Эти препараты отпускаются строго по специальным рецептурным бланкам №3, на которых должен присутствовать штамп медицинского учреждения, личная печать и подпись врача. Но, несмотря на это, такие препараты большими партиями попадают в незаконный оборот наркорынка, — рассказывает заведующая одной из аптек г. Киева Ангелина. — Причины этого нужно искать не в аптеках, а на верхушке фармбизнеса или у производителей и оптовиков. В аптеках действуют более примитивные схемы: некоторые препараты в больших дозах обладают наркотическим действием, но продавать мы их обязаны, просто по одной упаковке в руки. И любителям кайфа несложно пройтись по нескольким аптекам и купить нужную дозу. Например, в состав сиропов, которые широко применяются для лечения верхних дыхательных путей входят псевдоэфедрин или кодеин. В концентрациях, превышающих суточную дозу, они действуют как наркотик. Еще одна уловка фармбизнеса — продажа рецептурных средств лицами, не имеющими на это лицензии. В первую очередь это касается интернет-аптек. Некоторые из них реализуют запрещенные препараты, причем без рецептов».

Псевдодиагнозы

Вопрос лечения несуществующих болезней, безусловно, является чистой коммерцией в медицине. «В последнее время ко мне на консультацию обращается все больше пациентов, чтобы выслушать второе мнение, — говорит врач-гинеколог Сергей Бакшеев.— Все они, как правило, приходят с «псевдодиагнозами» — микоплазменной или урепалзменой инфекцией, хламидиозом, поставленными только на основании сомнительных анализов. Дело в том, что эти микроорганизмы обитают в минимальном количестве почти в каждом организме, и высокочувствительные методы их улавливают. Но это не повод лечить человека курсом тяжелых антибиотиков стоимостью от 400 до 1500 грн.».

Статистика 

Официальные данные о коррупции в медицине нам предоставили в Департаменте общественных связей МВД. В течение 2009 года в учреждениях и организациях здравоохранения раскрыто 319 преступлений. Из них 218 — тяжкие и крайне тяжкие (неоказание медицинской помощи, стерилизация, аборты без показаний, лечение без лицензии и т.д.). Больше всего преступлений касаются сферы служебной деятельности — 241, из них 130 связаны со взятками. Кроме того, выявлено 58 фактов присвоения и растраты госимущества.

Коррупция стимулируется сверху 

В последние годы в украинской медицине наблюдается тенденция принуждения к коррупции рядовых медиков со стороны руководства. К примеру, в мае 2009 года ужгородские акушеры — представители коллектива Ужгородского городского перинатального центра (УГПЦ) — открыто заявили прессе, что главврач заставляет их брать от пациентов взятки и отдавать ему 20 тысяч долларов ежемесячно. Кроме того, как сообщил заместитель главного врача УГПЦ по медицинской части Анатолий Куцина, акушеры были обязаны отдавать главному врачу по 500-1000 долларов ежемесячно каждый. Заведующий первым родильным отделением Иван Палюк также добавил, что главный врач УГПЦ пригрозил каждому увольнением за неповиновение. Скандал закончился возбуждением уголовного дела против главного врача ужгородского роддома и назначением на это место нового руководителя.

Ситуация повторяется в других городах и сегодня. К примеру, как шепотом сообщила нам стоматолог одной из киевских поликлиник, ее ежемесячная такса заведующей стоматологическим отделением составляет 2000 грн. «Если бы я не дала согласия на это, меня просто не взяли бы на эту работу, — признается она. — Более того, если я перестану добывать деньги для руководителя, меня сразу уволят». Механизм отработан: при устройстве на работу врача заставили подписать заявление… на увольнение. Только без даты. Ее поставит главврач – когда надо будет.

Состояние медицины Киева вообще представляет собой яркий пример того, что способна сделать коррупция со здравоохранением. «На сегодняшний день столичная медицина, когда-то одна из лучших в стране, полностью развалена, — говорит Кирилл Куликов, народный депутат Украины, член комитета Верховной Рады по вопросам бюджета, экс-глава украинского Интерпола. — И дело тут не в рядовых медиках – те мелкие благодарности, которые им дают больные, лишь помогают им хоть как-то выживать. Главные коррупционеры сидят в киевской мэрии. Мне известен человек, обязавший каждую столичную больницу еженедельно заносить ему чемоданчик с выручкой, которую врачи вынуждены требовать у больных. Можете представить себе, через какие унижения вынуждены идти люди в белых халатах. В любой нормальной стране этот чиновник уже давал бы показания прокуратуре (у нас его только недавно уволили — Авт.)».

5 ножей в спину коррупции 

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью (напомним, что зарплата украинских медиков — порядка 1200—1500 грн./мес.).

3. Больничным кассам — кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет сдавать в налоговую. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно — использование протоколов лечения (см. «нож» №1).

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список «рецептурных» препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек.

Постановление Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года "Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере" вызвало много шума. Профсоюзы один за другим прогнозируют затруднительное будущее положение работников на предприятиях, утверждая, что теперь последние массово будут переходить на режим неполного рабочего времени, который позволит максимальную загрузку работника (как за полный рабочий день) при минимальной оплате (почасовой). Соответственно, такая ситуация не могла не спровоцировать исследования наличия действительных оснований для волнения профсоюзов.

Прежде всего следует заметить, что Постановление Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года "Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере" касается исключительно минимальной заработной платы. При этом, согласно статье 94 КЗОТ Украины, оплата труда осуществляется в зависимости от профессиональных качеств работника, результатов его работы и т.п. и не ограничивается максимальным размером. Значит, установление минимального уровня заработной платы совсем не означает, что исключительно этим размером будет ограничиваться оплата труда.

Кроме того, установление почасовой оплаты труда не является основанием для сокращения нормальной продолжительности рабочего времени, о чем прямо указано в упомянутом Постановлении № 330 с 05.05.2010 года.

Более того, согласно статье 10 Закона Украины "Об оплате труда" размер минимальной заработной платы устанавливается в законе о Государственном бюджете Украины (или путем внесения изменений в указанный акт) с учетом предложений представителей профсоюзов и пересматривается в зависимости от изменения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. При этом, статья 2 Постановления Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года определяет, что минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях в случае установления в коллективных договорах или по согласованию с профсоюзными комитетами.

То есть, волнение профсоюзов не обоснованы, учитывая следующее:

- почасовая оплата труда на предприятиях внедряется по согласованию сторон (Приказ Минтруда № 69 с 16.04.1999 года), в коллективном договоре (что предусматривает участие профсоюзов в переговорах) или за другим согласованием с профкомом (статья 97 КЗПП Украины);

- Постановление Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года "Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере" не предопределяет ограничения размера оплаты труда на уровне установленного размера минимальной заработной платы.

При этом нельзя не отметить, что право введения неполного рабочего времени уже давно регламентировано статьей 32 КЗПП Украины, которая разрешает работодателю такие изменения в случае организации производства и работы, о чем работник должен быть сообщен не позднее чем за два месяца, а в случае отказа продолжить работу на новых условиях работник может быть уволен на основании пункта 6 статье 36 КЗПП Украины.

Таким образом, возможность установления неполного рабочего времени работодатель действительно имеет, тем не менее следует учесть, что предоставлено ему такое право еще с 27.05.1988 года и Кодексом законов о работе Украины, а не Постановлением Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года.

Приближается долгожданная пора – пора отпусков. Все устали от ежедневных подъемов, поездок в переполненном общественном транспорте и мыслей о пляже и ничегонеделании. Поэтому, как только наниматель дает вам свое «добро» на долгожданный отдых, вы с легким сердцем и пустым карманом стремитесь поскорее выехать из надоевшего города. Причем это в лучшем случае. Бывает, когда наниматель сообщает, что отпуск вы не заслужили, так как работаете всего несколько месяцев, а отпуск «по закону» полагается только через год. Для предотвращения подобных казусов каждому гражданину Украины следует знать, что приятному слову «отпуск» посвящены не только ваши мечты, но и определенные акты отечественного законодательства.

Прежде всего, разумеется, речь идет о Конституции Украины, КЗоТ и ЗУ «Об отпусках». Статья 45 Основного Закона страны гарантирует отдых каждому, кто работает. Такое право работника обеспечивается, кроме еженедельного отдыха и т.п., оплачиваемым годовым отпуском. Понятно, что в развитие названного положения КЗоТ предусматривает целую главу, посвященную отдыху в целом и отпускам в частности. Так, ст. 74 КЗоТ предусматривает, что гражданам, находящимся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также гражданам, работающим «на ЧП» (у физического лица-предпринимателя), предоставляются ежегодные (основные и дополнительные) отпуска с сохранением на их период места работы (должности) и заработной платы.

Кстати, и ст. 2 ЗУ «Об отпусках» предусматривая аналогичное положение, запрещает замену отпуска денежной компенсацией (исключение, конечно, составляет желание работника). Этим же законом в ст. 3 устанавливаются виды отпусков, о некоторых из которых вряд ли всем известно. Вообще различают ежегодные отпуска, дополнительные в связи с учебой, творческие, социальные и отпуска без сохранения заработной платы. В нашем же контексте ежегодных отпусков законодательство выделяет основной отпуск, дополнительный за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, дополнительный за особенный характер труда, другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством.

Основные отпуска

Безусловно, основная масса трудящегося населения заслужила ежегодный основной отпуск, продолжительность которого не может быть менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, который отсчитывается со дня заключения трудового договора (ст. 75 КЗоТ). Сразу же хотелось бы предупредить читателя, что указанные положения не запрещают пойти в отпуск, отработав у нанимателя менее года. Таким работникам отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени (ст. 79 КЗоТ).

Закон об отпусках конкретизирует длительность ежегодных отпусков для отдельных категорий работников (ст. 6). Скажем, промышленно-производственному персоналу угольной, металлургической, электроэнергетической промышленности, работникам, занятым на открытых горных работах и др. предоставляется ежегодный основной отпуск длительностью 24 календарных дня с увеличением за каждые два отработанных года на 2 календарных дня, но не более 28 календарных дней. А вот для граждан, занятых на подземных горных работах, карьерах, рудниках глубиной 150 м и ниже, ежегодный отпуск составляет 28 календарных дней независимо от стажа работы. Если же работник трудится в рудниках глубиной до 150 м, он заслуживает 24 отпускных дня с увеличением на 4 дня при стаже работы на предприятии 2 года и более.

Или, к примеру, инвалидам I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск длительностью 30 календарных дней, а инвалидам III группы — 26 календарных дней. Если же вы работник, не достигший 18 лет, то для вас отпуск составляет 31 календарный день. Кстати, самое «привилегированное» положение занимают руководящие работники учебных заведений и учреждений образования, научно-педагогические работники и научные работники, время «на отдохнуть» для которых предусмотрено в количестве до 56 дней (в порядке, предусмотренном Кабмином).

Дополнительные отпуска

Для некоторых граждан ст. 76 КЗоТ предусматривает так называемые дополнительные отпуска, порядок предоставления которых регулируется ст.ст. 7, 8 ЗУ «Об отпусках». Так, заслуживают отпуск до 35 дней работники, занятые на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов (работа с вредными и тяжелыми условиями труда). Следует отметить, что конкретная длительность такого отпуска устанавливается либо в коллективном договоре, либо в трудовом, в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях. Работники с ненормированным рабочим днем получают отпуск длительностью до 7 календарных дней (согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных коллективным договором, соглашением).

Статья 8 Закона об отпусках определяет, кому именно предоставляются ежегодные дополнительные отпуска за особый характер труда. Если характер вашей трудовой деятельности связан с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется, например, в условиях повышенного риска для здоровья, закон дает вам право отдохнуть от такой работы до 35 календарных дней. Понятно, что если вы решите, что, работая офисным секретарем или курьером, вы «повышенно» нервничаете, и потребуете дополнительный отпуск, то наниматель, отказывая вам в такой просьбе, будет абсолютно прав. Дело в том, что список «заслуживших» и число дополнительных дней установлены Постановлением КМУ от 17 ноября 1997 г. № 1290 (с посл. изм.). К примеру, труд кочегара паровоза отнесен к работе, связанной с повышенным нервно-эмоциональным напряжением, поэтому этой категории работников предоставляется дополнительно 7 календарных дней. В свою очередь, водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий, в том числе заказных, также добавляют 7 дней. А вот, скажем, диктору телевидения и диктору радиовещания центрального телевидения и центрального радиовещания «приходится гулять» 18 дополнительных дней.

Что делать, если проболел весь отпуск

Если вдруг вы умудрились заболеть во время долгожданного отпуска, не грустите о «пропавшем» отдыхе. Ваша «неприятность» предусмотрена ст. 78 КЗоТ. Самое главное — не лениться, а сходить в поликлинику и получить «больничный», т.е. листок нетрудоспособности за определенный период. Такой документ, подтверждающий дни вашей временной нетрудоспособности, а также дни отпуска в связи с беременностью и родами в дни вашего долгожданного отпуска не засчитываются. Иными словами, отпуск может быть продлен на количество дней вашего больничного. Однако чтобы избежать увольнения за прогул и дальнейшего судебного процесса, связанного с восстановлением на работе, сообщите нанимателю о вашей болезни и о желании продлить отдых.

Между прочим, праздничные и нерабочие (но не выходные!) дни (ст. 78-1 КЗоТ) при определении длительности ежегодных отпусков не учитываются, так что не давайте нанимателю повода «одурачить» себя.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Возвращаясь к праву на отпуск, следует отметить, что определяющим в вашем желании уйти отдохнуть является стаж работы. Если вы пришли в организацию и, к примеру, до «летнего сезона отпусков» не успели отработать календарный год, не спешите отчаиваться и продолжать «пахать». На вашей стороне ст. 79 КЗоТ, предоставляющая право на ежегодный и дополнительный отпуска полной длительности в первый год работы, если работник отработал у данного нанимателя непрерывно шесть месяцев. Если вы отработали менее чем полгода, как уже говорилось, отдохнуть вы можете в течение времени пропорционально отработанному.

Кстати, если вы имеете право на дополнительный отпуск, то отдельно его «отгуливать» совсем не обязательно. Главное, чтобы длительность ежегодного основного и «премиального» отпусков не превышала 59 календарных дней, а для работников, занятых на подземных горных работах – 69 дней. Ежегодные основные и дополнительные отпуска предоставляются работнику с таким расчетом, чтобы они были использованы, как правило, к окончанию рабочего года.

И напоследок. Если вы собрались увольняться (а не вас увольняют за нарушение трудовой дисциплины) и отгулять положенный отпуск, то наниматель обязан предоставить неиспользованный отпуск с последующим увольнением. В таком случае, датой увольнения будет являться последний день отпуска (ст. 3 ЗУ «Об отпусках»). При отсутствии желания «отгулять» наниматель обязан при окончательном расчете выплатить работнику и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Как рассчитывают отпускные

Отпускные начисляются из расчета среднедневного заработка за последние 12 месяцев. Предположим, вы получали 3000 гривен в первые 6 месяцев работы и 4000 грн. – за последующие 6 месяцев. Итого за год вам заплатили 42 тысячи гривен. Делим годовую зарплату на число месяцев в году (12), получается 3500 гривен. Потом эту сумму нужно разделить на среднемесячное число календарных дней в году - 29,6 (эта цифра устанавливается законодательно).

Получается:

3500: 29,6 = 118,24 гривны вы получаете за каждый отпускной день.

Если вы берете полный отпуск - 24 дня, ваши отпускные составят:

118,24 х 24 = 2837,76 грн.

Банки умудряются даже депозитные договоры выписать так, чтобы у вкладчика было минимум прав.

Банк не имеет права менять ставку по депозиту в одностороннем порядке. Это запрещено Гражданским кодексом.

Сергей Кушеленко был очень доволен – депозитные ставки валятся, а в одном надежном, как ему казалось, банке он нашел годовой вклад в долларах под 10%. Несколько тысяч долларов перекочевали в банковскую кассу, а на руках у Сергея остался договор вклада и приходный ордер банка. Дома довольный инвестор обнаружил, что он подписался под документом, которым разрешил банку менять ставку в любое время по собственному усмотрению. Причем банк не обещал, что сполна отдаст вкладчику проценты в случае досрочного изъятия депозита по причине снижения ставки. Теперь Сергей рассчитывает только на порядочность банкиров. «Надежда на то, что они не стали снижать ставки быстрее, чем будет укрепляться гривня или падать учетная ставка НБУ», – говорит он.

Удивляться происходящему не стоит: кризис идет к концу, депозитные ставки падают, банки выглядят все надежнее, держать сбережения «под матрацем» резона нет. Вкладчики несут деньги в банки, а банки снижают ставки по депозитам. И еще банкиры уверены, что ставки продолжат снижаться дальше. В том числе – по уже внесенным вкладам.

А единственный документ, который гарантирует заемщику возврат его средств и неизменность обещанных процентов – депозитный договор. Именно поэтому его стоит крайне внимательно читать.

Ставка неизменна?

Как банк может заманить клиента высокой доходностью, а потом понизить ставку? А очень просто. В одном из депозитных договоров мы нашли следующую формулировку: «Банк имеет право изменять процентную ставку, уведомив об этом вкладчика не позже, чем за пять дней». При этом «уведомлением вкладчика» считается размещение соответствующей информации на досках объявлений в отделениях и на сайте банка.

Честно? Конечно, нет! Законно? Тоже нет. «Условие депозитного договора о праве банка в одностороннем порядке изменить процентную ставку по вкладу является ничтожным (недействительным). Недействительность подобных положений договора предусмотрена ч. 4 ст. 1061 Гражданского кодекса Украины. Ничтожность говорит о том, что подобное условие не порождает каких-либо юридических последствий для сторон», – говорит партнер ЮК Jurimex Богдан Шаповал.

Незаконно также одностороннее изменение процентной ставки в связи «с изменением ситуации на финансовом рынке», снижением учетной ставки НБУ или по другим причинам. Ассоциированный партнер, адвокат ЮФ «Можаев и партнеры» Андрей Чернышенко утверждает, что изменение процентной ставки, прописанной в договоре, возможно лишь в случае заключения нового договора. «Объявления на сайте банка (не каждый пользуется Интернетом), в отделениях (человек может уехать, быть в длительной командировке) и так далее не могут вносить изменения в договор и влиять на депозитную ставку», – говорит эксперт.

В общем, юристы убедили нас, что эти пункты договора не только незаконны, но и не имеют юридической силы. Но для верности можно потребовать исключить их из договора. И настаивать на формулировке: «Процентная ставка является фиксированной на протяжении всего срока привлечения средств». Скорее всего, сотрудники банка откажутся что-либо менять в договоре. Что ж, тогда придется пойти в другой банк. Благо их у нас много и все принимают вклады. Настоять на своем может разве что VIP-вкладчик – если банк в нем реально заинтересован.

А вот если договор предполагает автоматическую пролонгацию без подписания нового договора, тогда банк имеет право пересмотреть ставку в соответствии с тарифами, действующими на момент продления вклада.

Есть еще один сравнительно чистый юридический способ снижения ставки – если в договоре указано, что вкладчик «заранее согласен с тем, что….». Такой пункт означает, что банк заранее получил согласие вкладчика и изменение не является односторонним. Эта формулировка активно используется банками в кредитных договорах, встречается уже и в депозитных. Как поступать в таких случаях? Вкладчик решает сам.

Спишем под шумок

В договоре еще одного банка нас насторожил пункт, который предполагает автоматическое списание средств со счета клиента в случае возникновения задолженности по кредиту в этом же банке. Если честно, даже если человек не собирается копить долги – все равно, от такой нормы в договоре становится как-то неуютно.

В целом данная оговорка отвечает условиям действующего законодательства, а именно ч. 2 ст. 1071 ГК Украины, в соответствии с которой денежные средства могут быть списаны со счета клиента без его распоряжения в случаях, установленных договором между банком и клиентом», – говорит партнер ЮФ ILF Алексей Харитонов.

Речь идет о договорном списании денежных средств, то есть без подачи клиентом платежного поручения, осуществляемое банком в порядке, предусмотренном в договоре, заключенном между ним и клиентом (п. 1.38 Закона Украины «О платежных системах и перечислении денежных средств в Украине» от 05.04.2001г. № 2346), объясняет юрист.

Чтобы не попасть в эту ситуацию, просто не нужно брать кредит и оформлять депозит в одном и том же финансовом учреждении. Если же речь идет о кредите под залог вклада, тогда придется мириться с такой ситуацией.

Штрафы и комиссии

Очень болезненно банкиры относятся к досрочному расторжению депозитных договоров. Поэтому особое внимание надо обращать на ставку, по которой банк будет пересчитывать проценты в случае досрочного изъятия вклада. Хорошо если это 50–70% номинальной ставки. Но намного чаще встречаются условия, где проценты пересчитываются под весьма символичные 2%, 1% или даже 0,001% годовых.

Но и это не самое страшное. В депозитном договоре одного из банков мы нашли пункт о том, что банк имеет право взимать комиссию в размере 1% сумы вклада при расторжении депозитного договора в течение первого месяца. Это кроме того, что начисленные проценты пересчитываются по сниженной ставке. Еще один банк в случае досрочного расторжения требует с клиента компенсацию в размере 15% годовых за количество календарных дней нахождения денег в банке.

Бывает и так, что банк навязывает клиенту бесплатную карту, на которую потом перечисляет проценты и вклад (по окончании срока), а за обналичивание средств в банкомате также нужно платить комиссию. Это уменьшает реальную доходность по сравнению с декларируемой! Поэтому стоит интересоваться величиной комиссионных за выдачу наличных при закрытии вклада.

Честно предупреждают

Какие банки первой десятки предусматривают в своих договорах возможность пересмотра депозитной ставки:

• Ощадбанк

• «Форум»

• «Финансы и Кредит»

• Правэкс-банк

 

Интересные пункты

Какие пункты в депозитных договорах могут быть опасны*

Условия договора
Чем грозит вкладчику
«При досрочном расторжении договора вкладчик обязан уведомить банк за 10 дней (при любой сумме вклада)»
Не удастся немедленно снять деньги при досрочном расторжении договора вклада
«Банк имеет право изменять ставку по вкладу в случае изменения учетной ставки НБУ или изменения ситуации на рынке»
Банк может снизить ставку в любое время
«При выплате процентов и суммы вклада вкладчик выплачивает банку комиссию в размере 1%»
Ставка по вкладу снижается против обещанной
«Банк имеет право списывать средства со счета клиента в счет оплаты услуг банка»
Без комментариев
«Банк имеет право списывать средства со счета клиента в случае просрочки по кредиту»
Банк получает право залога по вкладу
«Вкладчик берет на себя риск неполучения корреспонденции банка об уменьшении процентной ставки, если она отправлена почтой»
Банк имеет право снизить ставку, не уведомив клиента

В депозитных договорах встречаются нормы, снижающие доходность против обещанной. Читайте внимательно!

Правильно отказывать -- настоящее искусство. Особенно сложно говорить "нет" тем, от кого зависит работа, карьера, заработок. "Деньги" выяснили, как сделать так, чтобы отказ не только не повредил отношениям на работе, но и укрепил их. Перед тем как озвучить отказ, стоит подумать, не лучше ли выполнить просьбу. Если решение принято, отказ должен быть аргументированным, вежливым, но категоричным.

Программист Олег Каплуненко столкнулся с такой ситуацией: директор компании решил, что никто не сможет продать программный продукт лучше, чем его же разработчик, то есть Олег. Поэтому обратился к нему с просьбой взять на себя функции "продажника".
"Я просто сказал, что в этом деле не компетентен. Я -- не менеджер по продажам, а сапоги должен делать сапожник", -- говори Олег. Программист предложил самостоятельно подыскать подходящего человека на эту роль и "поднатаскать" его. В итоге между директором и Олегом не только не возникло конфронтации, но, наоборот, возрос уровень доверия и уважения.

Если же с просьбой обращается коллега, лучше честно сообщить причину отказа. Конечно, если она достаточно веская и нет причин ее скрывать (скажем, речь не идет о чем-то глубоко личном или о третьих лицах). В отдельных случаях безопаснее переложить ответственность за отказ на другого ("начальник завалил меня работой"). А еще лучше на обстоятельства ("завтра подменить тебя не смогу -- меня не будет в городе"). При этом не лишним будет посокрушаться на сей счет, чтобы у просящего не осталось сомнений в том, что ему отказывают не по собственной воле.

"Я бы с радостью, но…"

Один из беспроигрышных вариантов, если просителем выступает начальник, -- показать план своей работы на ближайшее время и предложить шефу самостоятельно определить, в ущерб чего будет исполняться просьба.
"Когда мне поручают нечто, что я сделать не в состоянии, хотя бы по причине нехватки времени, прошу начальника определить приоритеты. После этого, как правило, оказывается, что дело можно запланировать на другое время", -- делится опытом начальник отдела маркетинга коммуникационной компании Виктор Меренга.

Если этот прием не действует, г-н Меренга предлагает руководителю кандидатуры тех, кому это можно перепоручить.
"Есть общий метод под названием "махровый формализм", -- рассказывает начальник отделения коммерческого банка Иван Рогун. В рамках этого метода поручения начальства принимаются и выдаются только в письменном виде и с подписью.
"Можно пользоваться таким приемом: да, выполню, но соответствующий приказ, пожалуйста, составьте. Начальники в таком случае предпочитают дать задание кому-либо другому, нежели утруждать себя составлением подобных бумажек", -- уверяет сотрудник банка. Правда, применить этот способ лучше в крупных и забюрократизированных структурах.

Не откажите, господин начальник

С неудобными просьбами сталкиваются не только подчиненные, которых донимают начальники, но и руководители, к которым обращаются сотрудники. Стоит ли отказывать в таком случае?
"Если подчиненный пришел с деликатным вопросом или серьезной проблемой, значит он просит принять участие в своих делах не руководителя лично, а компанию, в которой они оба работают", -- говорит директор рекрутингового агентства "Снайпер" Алена Лукина.
В такой ситуации лучше пойти навстречу просящему и заполучить крайне лояльного сотрудника. Если же руководитель по тем или иным причинам не может выполнить просьбу подчиненного, можно воспользоваться тактикой "это не от меня зависит".

При этом шеф не отказывает, а говорит подопечному, что он должен посоветоваться с вышестоящим начальством. А спустя некоторое время с огорчением сообщает, что "он сам бы с удовольствием согласился, но начальство несогласно".
В любом случае начальнику желательно избегать конфликтных ситуаций и, кроме того, отказывать вежливо. Особенно если с просьбой приходит ценный специалист. Даже если в итоге ему предстоит услышать отказ, лучше озвучить его после веских аргументов и нескольких хвалебных фраз ("Мы вас очень ценим", "Ваш вклад в работу компании значителен").

Напоследок -- универсальный совет. Кому бы и при каких обстоятельствах не пришлось отказывать, для начала стоит поставить себя на место просящего и посмотреть на ситуацию с его колокольни. В таком случае, даже категоричное "нет" будет звучать максимально вежливо и необидно.

Не хочу, не буду!

Основные ошибки, которые совершают "отказники"

• Отказывают слишком агрессивно

• Спешат сказать "нет", вместо того чтобы подготовить просящего к отказу

• Не аргументируют отказ

• Не предлагают альтернативу

• Отказывают слишком завуалировано

Да, нет, подумаю…

Специалист по логистике Маргарита Крылова страдает от собственного неумения сказать "нет": "Еще в школе у меня списывали все, кому не лень. Я постоянно оставалась дежурной или выполняла поручения классного руководителя". 

Приемлемые способы отказа

Способ

Воплощение

Честно озвучить причину отказа

«К сожалению, я не смогу это сделать, потому что…»

Предложить альтернативу

«Сегодня у меня совершенно нет времени, зато, думаю, смогу выполнить вашу просьбу завтра»

Посетовать на отсутствие знаний/умений/компетенции/полномочий, необходимых для выполнения просьбы

«Вряд ли компания получит желаемый результат, если переводчиком на переговорах буду я, инженер третьего разряда», «Согласно должностной инструкции, у меня нет полномочий выполнять эти функции»

Переложить ответственность за отказ на третье лицо/обстоятельства

«Я бы с радостью, но мой непосредственный руководитель этого не одобряет», «Я бы рад раньше выйти из отпуска, но в авиакассе мне не хотят менять билеты»

Теперь Маргариту эксплуатируют на работе. Если нужно выйти в выходной день -- звонят ей. На переговоры со вздорными клиентами -- тоже она. Кроме этого, она подстраховывает опоздавших на работу коллег, обучает новичков и отвечает на звонки в отсутствие офис-менеджера.
"Про себя проклинаю и начальство, и сослуживцев, а вслух сказать "нет" боюсь. Ведь у меня такая хорошая репутация. И начальство меня ценит, и коллеги", -- оправдывается г-жа Крылова и продолжает разрываться на части.

"Маргарита боится разрушить созданный ею идеальный образ безотказного сотрудника. И, надо сказать, не зря. Ведь он приносит ей неплохие дивиденды: и руководитель доверяет, и коллеги души не чают", -- комментирует психолог Ольга Антоненко.
Но нужно знать и меру. "Безотказность не является синонимом профессионализма. А хорошее отношение со временем трансформируется в паразитизм. Человек, который делает все, что попросят, редко вызывает уважение. Поэтому на некоторые просьбы все же стоит отвечать отказом", -- уверяет г-жа Антоненко.

Быть или не быть

Чтобы понять, какие просьбы стоит выполнять, а на какие наложить категоричное вето, надо ответить (прежде всего, себе) на несколько вопросов.
Вопрос первый: "кому это надо?". "Если от того, будет ли исполнена просьба или нет, зависит работа всей компании, ее однозначно стоит выполнить. Даже если это не входит в ваши обязанности", -- говорит консультант рекрутингового агентства HRCT Наталья Воскобойникова. В частности, это касается ситуаций, когда компания имеет шанс заполучить важного клиента, выиграть тендер или, напротив, рискует потерять крупную сумму денег.

Начальство, как правило, не забывает тех, кто не подвел в трудную минуту. Переводчик Кристина Малышева, выполнив однажды просьбу руководителя, на долгие годы заработала благосклонность начальства и регулярные премии. "К нам внезапно приехал представитель поставщика всемирно известной компании. А секретарь в тот день заболела. И шеф, кроме услуг переводчика, попросил меня выполнять еще и секретарскую работу: принести кофе, организовать обед в ресторане, забронировать гостиницу", -- рассказывает Кристина. Сначала она была возмущена, а потом поняла всю сложность ситуации для фирмы и согласилась. Теперь ни капельки не жалеет. Но такой хеппи-энд возможен только в тех случаях, когда руководство действительно ценит своих сотрудников.

Вопрос второй: "могу ли я отказать просящему?". В некоторых компаниях просьбы начальства не обсуждаются. Хотя в таком случае непонятно, почему они называются просьбами.
Вопрос третий: "что я получу, выполнив просьбу?"/"что я потеряю, не выполнив просьбу?". Как уже говорилось, человек, который готов пойти навстречу другим, получает из-за своей безотказности и много хорошего -- благодарность, доверие и, что немаловажно, возможность озвучить встречную просьбу. И, напротив, жестко и категорично отказывая ближним, человек теряет хорошее отношение к себе. Если же сотруднику ничего из вышеперечисленных "пряников" от просителя не светит (или не нужно), можно смело отказывать.

И четвертый вопрос, ответ на который может перечеркнуть все предыдущие: "что я потеряю, выполнив просьбу?". Если на кону оказывается качество выполнения собственных обязанностей, личные деньги, здоровье, семья или свобода, стоит найти корректный способ отказаться.

Вежливо, но категорично

Психологи выделают две основные ошибки отказывающих: слишком завуалированное "нет" и неаргументированность отказа.
В первом случае может возникнуть недопонимание, и просящий решит, что ему ответили согласием.
Консультанта по подбору одежды Анну Коноваленко уволили из элитного бутика за то, что она не вышла на работу в свой выходной. Об этом за несколько дней ее попросила начальница. Анна выразила свое нежелание столь неоднозначно, что директор приняла это за согласие.
Консультант по подбору персонала рекрутингового агентства "Амплуа Персонал" Андрей Машков считает, что лучший способ отказать в просьбе -- честно сказать "я не буду этого делать". Чтобы у просящего не оставалось иллюзий и ложных надежд.

"Для особо трепетных особ стоит еще сообщить мотив своего отказа. Объяснить, что это не личное, а исключительно желание хорошо сделать свою работу. Так как если будешь делать работу других, то кто же сделает твою?" -- советует г-н Машков.
Неаргументированный отказ создает у просящего впечатление, что ему отказывают просто так. А это может привести к конфликту. Если просящим оказывается начальник, упор в аргументации стоит делать на благе компании. Это не только сглаживает отказ, но и характеризует "отказника", как профессионала.

Сделки с недвижимостью имеют одну особенность: они не заканчиваются с подписанием договора купли-продажи. Продавец и покупатель пожали друг другу руки риелтор получил комиссионные. Казалось бы, все довольны. Но это еще не конец. Покупателю в эту квартиру надо еще вселиться и прописаться, и желательно, чтобы была она в таком состоянии, в каком он ее видел. При нынешнем раскладе, однако, этого никто гарантировать не может.

...Тамара купила квартиру через солидное агентство недвижимости, заплатив 10% комиссионных, и благополучно в нее вселилась. Она и сейчас говорит, что чувствовала себя очень защищенной. Неприятности начались позже. Бывший хозяин не хотел выписываться. Первые полгода Тамара дважды в неделю звонила ему и просила выписаться. Потом девушка решила, что пора подавать в суд.

Ответ на первое исковое заявление с указанием места прописки истца (г. Львов) затерялся. Она написала новое заявление и указала место фактического проживания (купленная квартира). На него последовал отказ. Судья разговаривать не захотела, мол, я не могу консультировать вас, потом придет ответчик, надо будет и ему объяснять. Но, взглянув мельком, поинтересовалась: «Справка из ЖЭКа есть о том, что бывший хозяин там не проживает?». В ЖЭКе потребовали заявления двух свидетелей. Стоит ли говорить, что соседи девушку не знали и свидетелями быть не захотели. Путем неимоверных усилий Тамара все-таки нашла свидетелей и принесла заявления в жилконтору. Далее все развивалось по закону снежного кома. В ЖЭКе потребовали, чтобы свидетели явились лично. Они не могли или не хотели. Дело с судом заглохло.

Два года спустя бывший хозяин внезапно выписался сам, добровольно. Так что можно считать, что Тамаре повезло.

Автору данной публикации однажды пришлось выступать в качестве свидетеля в процессе по поводу непроживания человека по месту прописки. Мы ходили в суд четыре раза. То не являлся ответчик, то судья болела, то была в отпуске. Ответчица мотивировала неявку болезнью мужа. Так вот, когда слушание, наконец, состоялось, судья принимает решение вызвать в качестве свидетеля мужа. Дело длилось бы еще очень долго, но ответчица решила сама выписаться. Почему же договор купли-продажи, засвидетельствованный нотариусом, в котором указаны сроки выписки и освобождения квартиры, не является обязательным? Об этом я спрашиваю у заслуженного юриста Украины Сергея Пересунько.

Бывший хозяин не выписывается, потому что знает, что за это ему ничего не будет, и потому, что он связан с теми, кто должен проследить, чтобы он выписался, говорит правовед.

Юрист Елена Литвиненко допускает возможность, что покупательница не выполнила все условия, например, не выплатила полностью всю сумму, поэтому возникли проблемы с выпиской. В ответ на мои возражения говорит, что договоренности могли быть устными. «В любом случае, суд учтет такую вероятность», – говорит она.

Замдиректора одного из агентств недвижимости, попросивший не называть его фамилию, говорит, что обычно часть денег задерживают до выписки. Действие это противоречит законодательству, но другого способа гарантировать покупателю выполнение всех условий договора купли-продажи нет. Кстати, бывший хозяин может не только не выписаться или не освободить квартиру, но и снять полы, окна и т. д. Насколько это помогает, судите сами. В случае с Тамарой агентство задержало 500 долларов, но эта сумма оказалась мизерной по сравнению со стоимостью сделки. Спустя год Тамаре ее вернули в агентстве. Еще риелторы советуют выяснять, с какой целью продается квартира, и обращать внимание на личность продавца.

...Когда я покупала свою квартиру, я выбирала хозяина так, как выбирала мужа. От некоторых вариантов пришлось отказаться, потому что владелец не внушал никакого доверия.

Эта тактика полностью оправдалась. Бывший хозяин моей квартиры полгода снимал жилье, но проданную жилплощадь освободил в срок. Даже без залога.