Ликбез
Что бы там не говорили, но у нас самые благодетели это банки. Сами подумайте, во всем мире кредиты выдают только под проценты. В нашем гражданском кодексе записано, что кредит - это выдача денег не время и за вознаграждение. Но украинские банки, понимая все тяжести и заботы украинских заемщиков, активно выдают кредиты под «0%». Приходит заемщик в банк, а ему сразу «Берите, берите это все бесплатно, мы Вам еще должны, что Вы у нас беспроцентный кредит получили». Не жизнь, а мечта заемщика. Если бы не одно но.
Как не сложно догадаться, беспроцентный кредит можно получить только на отдельные товары и только в отдельных торговых сетях или автосалонах. При этом может возникнуть ряд обстоятельств непреодолимой силы, которые никак не позволяют клиенту воспользоваться бесплатным кредитом:
- модель товара, на который распространяется нулевая ставка, сейчас не на складе, но, есть в продаже немного другая модель, но она уже под кредит с процентами. Или другой вариант, на основании проверки документов потенциального заемщика, скоринговая система не разрешает ему получить беспроцентный кредиты, так как у него низкая платежеспособность, но при этом он может получить процентный кредит:
- беспроцентный кредит распространяется только на товар со спец ценой. Не сложно догадаться, что в цену включены все проценты за кредит несколько лет вперед.
Ремарка: действительно может улыбнутся удача. Торговые сети согласны банку уступить торговую скидку при распродаже старых моделей или залежалого товара. В этом случае цены на кредитный товар и товар для прямых продаж одинаковые.
- кредит беспроцентный, но при получение кредита необходимо уплатить комиссию за оформление кредитного счета и потом при погашение кредита за каждый платеж уплачивается комиссия за обслуживание этого счета. Сумма комиссия эквивалентна ставке по кредиту.
- комиссия не удерживается, но за оформление кредитного счета взимается фиксированная плата и потом, ежемесячно нужно платить за сопровождение этого кредитного счета. Как правило, фиксированная сумма берется по средней величине кредита. Поэтому, чем больше размер, кредита, тем ниже его стоимость для заемщика.
- нет комиссии, нет дополнительных платежей за оформление кредита, но при этом заемщик выплачивает кредит по четкому графику, где указана сумма каждого платежа. Сложив все эти платежи замечаешь, что сумма значительно превышает сумму покупки товара. Проценты по кредиту включены в сумму ежемесячных платежей.
- нет комиссии, нет дополнительных платежей за оформление кредита, и сумма ежемесячных платежей рассчитана правильно, но погашать кредиты можно только через кассы банка или его терминалы, при этом банк изымать плату за внесение денег в банк в размере ставки по кредиту.
- нет комиссии, нет дополнительных платежей, сумма ежемесячных платежей рассчитана правильно, нет комиссии за внесения денег на кредитный счет, но есть комиссия за зачисления денег на кредитный счет в размере ставки по кредиту.
- нет комиссии за открытие, за перечисление денег, за сопровождение кредитного счета, за зачисление денег на счет, правильно рассчитаны ежемесячные платежи по погашению кредита, но заемщик обязательно должен застраховать свою жизнь в отделенной страховой компании. При этом страховые платежи должны уплачиваться ежемесячно, в случае неуплаты, банк автоматически начисляет высокий штраф на сумму кредита
И записки на манжетах:
— информация о «0%» за кредит пишется на видном месте и разделе, платежи по кредиту. А информация о комиссии скромно записана в разделе права и обязанности заемщика.
— информация о комиссии и дополнительных платежах записывается в дополнительном соглашение, которое подписывается уже после всех документов. При этом в кредитном договоре, есть оговорка, что в случаи не подписания дополнительного соглашения, кредитный договор не действительный
— комиссия за открытие счета рассчитывается на сумму кредиты плюс десятикратную учетную ставку НБУ
— комиссия или очень низкие проценты рассчитываются не на сумму кредита, а на сумму товара, который покупается в кредит. Особенно, это популярно, если заемщик обязан уплатить не менее 50% стоимости товара своими средствами
— штрафные санации из расчета 1% за один день (типа 360% годовых) в случае, если заемщик не погасил кредит в четко оговоренную дату или тоже самое, если он погасил досрочно
— пеня, если кредит погашается в оговоренный срок, но в вечернее время, то есть после 15.00
— обязательные ежемесячный платеж за аренду автостоянки (реально никто там машину не держит), но согласно условиям кредитного договора машина находящаяся в залоге обязана на ночь хранится на четко оговоренной стоянке
— штраф и пеня, если заемщик пропустил день и не показал залоговую машину специалисту банка.
Талант людей не имеет границ. А выдумка еще больше. Только отдельные банки без разных там изысков пишут просто и понятно: Автокредиты 23-26%, потребительские кредиты 36-49%, ипотечные кредиты не выдаем.
- Информация о материале
Идея отъема денег у доверчивых граждан при помощи мобильного телефона зародилась, видимо, вместе с появлением сотовой связи. Чем шире раскидывали свои сети операторы и чем прочнее «мобильник» входил в повседневную жизнь, тем изощреннее становились схемы мошенничества. Один из первых способов не отличался техническим изыском, но был точно выверен психологически. Абоненту звонил неизвестный и сообщал, что его родственник (сын, муж, сестра и т.д.) попали в сложную ситуацию, для разрешения которой требуется передать крупную сумму денег в определенном месте и в определенное время. Многие в панике бросались выполнять требования вымогателей и только потом убеждались, что с их родственниками, якобы попавшими в беду, все в порядке. Другой «древний» способ также более-менее у всех на слуху. Абоненту звонил лжеведущий известной музыкальной радиостанции и бодрым голосом поздравлял с выигрышем ценного приза.
Чтобы получить приз, необходимо было в течение минуты позвонить на радиостанцию. Дозвонившегося поздравляли, он передавал приветы, заказывал песню. И тут же ему сообщали, что он не просто выиграл мобильный телефон, а его сразу же подключат. Для этого и нужно-то всего лишь срочно купить карту пополнения счета и сообщить ее данные диджею. Обрадованный обладатель приза платил деньги и приходил через несколько дней за подарком на радиостанцию, где узнавал, что стал жертвой мошенников. (Другой вариант той же истории - оплатить налог на выигрыш, переведя деньги на указанный счет...)
За несколько лет тотальной «мобилизации» схемы отъема денег стали изящнее, а мошенники - технически подкованнее. Впрочем, все их «трюки» по-прежнему основаны на доверчивости и невнимательности людей. Мы рассмотрим 15 относительно распространенных способов мошенничества «новой волны».
1. Блокирование компьютера при помощи вируса
Эта схема стала настоящим хитом минувшей зимы. Компьютер - настольный или мобильный - поражает вирус Trojan.Winlock и его модификации (Trojan.Winlock.origin и прочие). При этом пользователи, пытаясь включить свой аппарат, видят на экране сообщение о том, что работа компьютера заблокирована, а для снятия ограничения необходимо отослать SMS на определенный номер и получить код доступа. Как правило, отправленное сообщение проблем не решает, а со счета абонента снимается несколько десятков рублей. Как не допустить подобного развития событий? Рекомендации банальны. Не скачивайте и не устанавливайте на свой компьютер незнакомые программы, плагины, драйвера и т.п. Перед установкой любой программы нужно обязательно ознакомиться с пользовательским соглашением, даже если оно написано мелким шрифтом белыми буквами на белом фоне. Регулярно обновляйте свою антивирусную программу, а если у вас ее до сих пор нет, не пожалейте нескольких сотен рублей - купите и установите.
Что делать, если беда уже случилась? Ни в коем случае не спонсируйте мошенников, отсылая SMS. Крупнейшие разработчики антивирусных программ весьма оперативно отреагировали на новый вызов и предлагают эффективные решения по борьбе с Трояном-вымогателем (см. «Полезные ссылки»).
2. Фантастические сервисы
Один из популярных видов мошенничества связан с предложением сервисов типа: «Программа для чтения его/ее SMS-ок»; «Программа прослушивания ее/его телефона»; «Контроллер телефонов»; «Мобильный детектор»; «Мобильный локатор» и пр. Как видно из названий, мошенники предлагают абонентам читать чужие SMS-сообщения, отслеживать историю звонков другого абонента или перехватывать электронные письма и т. д.
Для получения информации нужно установить на телефон java-приложение, отправив SMS на короткий номер. В лучшем случае в ответ доморощенный пинкертон получит благодарность за платеж и java-игру, не имеющую ничего общего с информацией, которую хотел получить. Как заявляют специалисты, ни одно java-приложение в принципе никогда не может узнать, какие SMS, от кого, кому и когда отправляются и, тем более, не имеет возможности скрыто пересылать их на сервер или телефон стороннего абонента.
Также важно помнить, что любые попытки получить доступ к личной переписке или переговорам без санкции суда - незаконны, ибо нарушают конституционные права человека.
Что касается услуги «Мобильный локатор», то клиенты сотовых операторов действительно могут отслеживать
местонахождение других абонентов с помощью мобильного телефона, но заказывается подобная услуга напрямую
у оператора связи, а не у стороннего провайдера (например, у «МегаФона» есть подобный сервис). В любом случае добавить кого-либо в свой список поиска и в дальнейшем определять его координаты можно только с согласия искомого абонента.
3. Неверная информация о цене услуги
Один из наиболее распространенных видов мошенничества связан с некорректным предоставлением информации о цене при рекламе услуги. Рекламный баннер сообщит вам, что услуга стоит 10 рублей, а сноска мелким шрифтом - это плата за один запрос, одни сутки пользования услугой и т.д. По факту же плата будет списана сразу за несколько десятков запросов, за месяц пользования услугой, то есть реальная стоимость SMS, которую вы отправляете на короткий номер, может составлять несколько сотен рублей. Как не попасться на такой трюк? Очень просто. Потратьте время и, перед тем как пользоваться платными сервисами и отсылать сообщения на короткие номера, внимательно ознакомьтесь с правилами предоставления услуги. Иначе придется потратить деньги почем зря.
4. Принудительное списание средств со счета
На этот способ вместе с предыдущим, по данным экспертов, приходится 60% рынка мобильного мошенничества.
Абонента без его согласия подписывают на постоянной основе на тот или иной сервис с помощью платных сообщений. Иногда согласие может требоваться, но мошенники намеренно вводят в заблуждение относительно стоимости услуги. К примеру, человек получает SMS следующего содержания: «Для получения новостей на бесплатной основе, отправьте HJHKJ на номер XX» или «Подпишись на получение бонуса, отправь jkj на номер 4545, SMS бесплатно». Как с этим бороться? Если не вы инициировали запрос, просто не отвечайте.
У данного способа есть и другой вариант. Заказав всего одну картинку или мелодию у провайдера, абонент получает сомнительный бонус - регулярную подписку несущественного содержания. Она приходит на телефон в виде входящего тарифицируемого SMS-сообщения, которое оплачивает получатель. От навязанной услуги можно отписаться, но это действие, естественно, влетит в копеечку. Притом контентпровайдер формально закон не нарушает. Дело в том, что, заказав услугу впервые, абонент автоматически соглашается с условиями договора об обслуживании (так называемый договор оферты). Этот документ размещен где-нибудь на «задворках» сайта компании. Но кто же будет читать нудные тексты ради одной понравившейся картинки?
5. Сайты-двойники
Эту схему называют «фишинг». Мошенники создают фальшивые сайты, которые внешне в точности копируют
популярные ресурсы («В Контакте», «Одноклассники», Mail.ru), а затем заманивают на них пользователей. Для этого они могут использовать рассылку электронных или SMS-сообщений, которые выглядят так, будто они отправлены администрацией интернет-ресурса. Другой вариант направить на фальшивый сайт - заразить компьютер вирусом, который будет автоматически перенаправлять пользователя.
Перейдя по ссылке, человек попадает на поддельный сайт (но выглядит он точь-в-точь как настоящий), где ему предлагается ввести учетные данные. Дальнейшее использование конфиденциальной информации зависит от фантазии и возможностей мошенников. Пользователю, например, могут сообщить, что его аккаунт заблокирован, а для разблокировки необходимо отправить SMS на короткий номер. Или рассылать от его имени разнообразный спам (см. ниже). Как с этим бороться? Всегда проверяйте ссылку, по которой собираетесь перейти. А вводя логин и пароль, убедитесь, что в адресной строке браузера действительно значится правильный адрес сайта, а не поддельный.
6. Несогласованные SMS-рассылки
Отправители таких рассылок проявляют фантазию и представляются знакомыми, знакомыми знакомых, администрацией сайта, техподдержкой какой-либо компании или оператора связи. Самыми правдоподобными выглядят сообщения с реальных адресов друзей и знакомых (см. пункт 5), в которых они просят поддержать их в каком-либо конкурсе или викторине, проголосовать путем отсылки SMS. Другие варианты сообщений, не связанные с друзьями и знакомыми, но требующие ответа путем отсылки SMS: «Здравствуйте. Напоминаем Вам, что все icq номера, которые не прошли активацию, будут сегодня удалены с сервера без возможности восстановления. Статус Вашего icq номера: НЕ АКТИВИРОВАН. Для активации отправьте SMS на номер YYYY с текстом ХХХХХХ. В ответном сообщении Вы получите подтверждение активации»; «Вам поступило анонимное SMS. Для получения отправьте бесплатное SMS-сообщение с текстом ХХХХ на номер YYYY»; «Вас подписали на услугу «Секс-знакомства». Если это ошибка, отправьте на номер YYYY техкод ХХХХ»; «Вам поступил бонус, для получения отправьте SMS на номер XXXX». Отправленное в ответ сообщение вы обязательно оплатите, однако стоит ли говорить, что бонуса вы не получите.
7. Жизнь без спама
Еще одна вариация: на ваш телефон начинают приходить многочисленные рекламные SMS. Затем приходит сообщение, в котором мошенники предлагают избавиться от назойливого спама путем отписки от рекламной рассылки. Для этого необходимо отправить «бесплатное» SMS определенного содержания (чаще всего просто набор цифр) на один из коротких номеров и перейти по полученной в ответ ссылке, чтобы исключить номер из списка рассылки рекламных сообщений. Чтобы избежать нежелательных расходов, сотовые операторы рекомендуют отписываться от предложений, присылаемых вам различными компаниями, где вы оформляли дисконтные карты, оставляли контактные данные с согласием получать информацию рекламного характера и т.п. либо самостоятельно, либо с помощью оператора, позвонив в центр поддержки клиентов.
8. Многоразовая тарификация сервиса
После отправки SMS на короткий номер абоненту шаг за шагом предлагают продублировать запрос. Цель - передать как можно больше оплаченных сообщений. Например: «Ваш запрос принят, если Вам исполнилось 18 лет, отправьте SMS с кодом Hhkj на номер XXXX»; «Подтвердите совершеннолетие, отправьте 456 на номер XXXX»; «Запрос принят. Вы действительно хотите получить доступ к ресурсу? Для подтверждения отправьте hХХyf номер XXXX » и т.д. Каждое такое отправленное сообщение платное, поэтому при столкновении с подобной многоразовой авторизацией лучше всего отказаться от заказа услуги.
9. Вредоносные программы для телефона
При скачивании посредством мобильного телефона небольшого бесплатного приложения на wap-сайте (слайд-шоу, java-игра, клиент ICQ и т.п.) абонент нажимает подтверждение установки, после чего специальная встроенная программа автоматически отправляет с телефона SMS. В ответ приходит ссылка, перейдя на которую можно загрузить интересующий контент. Как правило, эти SMS уходят на номера с высокой стоимостью, о чем абонента предупреждают в правилах. Там же, в правилах, содержится предупреждение о самой регистрации и о том, что нажимать подтверждение больше одного раза не надо. Правда, эта информация находится не на виду.
10. Суперработа
Экономический кризис породил новый вид мошенничества. Предприимчивые граждане размещают объявления или рассылают SMS-сообщения с предложением стабильной работы с жильем и высокой зарплатой. Правда, для получения конкретной информации необходимо отправить SMS (которое будет иметь повышенную стоимость) или позвонить на короткий номер (к которому подключен платный автоответчик). Чаще всего мошенники действуют под видом крупных и известных рекрутинговых компаний, бесплатно информирующих соискателей. Отправив SMS на предложенный в объявлении номер, вы, скорее всего, получите данные о вакансиях, размещенных в Интернете в свободном доступе.
11. «Акции» оператора
Абоненту приходит SMS-сообщение об акции, проводимой его сотовым оператором. Счастливчик до конца недели (месяца, года, жизни) может бесплатно звонить по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (по указанному в сообщении номеру) «оператора» коды нескольких карт оплаты. После выполнения этих условий выясняется, что оператор никаких акций не проводил, а деньги с карт оплаты ушли на счета мошенников. Поэтому прежде чем включаться в сомнительную акцию, необходимо перепроверить информацию в своей сотовой компании.
12. Лжезвонок из технической службы
На мобильный телефон поступает звонок и абоненту от имени технической службы оператора сообщается, что происходит перенастройка сети. Для этого необходимо перенастроить телефон на новые параметры - набрать комбинацию цифр и знаков. Их могут продиктовать или прислать в SMS. После выполнения предложенных действий, мобильник не получает никаких новых параметров, а со счета списываются деньги. Формально абонент совершает перевод добровольно, поэтому вернуть потерянные средства юридически невозможно. Как заявляют операторы связи, на подобные предложения следует всегда отвечать отказом, ведь любые настройки сети они стараются проводить незаметно для абонентов и тем более не вовлекают их в этот процесс.
13. SMS-просьба
Абоненты сотовых операторов получают сообщение следующего содержания: «У меня проблемы, позвони Х ХХХ ХХХХХХХ. Если номер не отвечает, положи на него деньги и перезвони». Несмотря на примитивность метода, он действует, и некоторые, особенно пенсионеры, пополняют неизвестный счет, думая, что помогают кому-то из близких людей.
14. «Верните чужое»
Абоненту приходит SMS о поступлении средств на его счет, переведенных якобы с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после этого звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом». Прежде чем проявлять великодушие и возвращать «чужие» деньги, нелишне проверить свой баланс и убедиться, что он действительно пополнился на указанную сумму.
15. Долг поневоле
Человеку по почте может прийти письмо на официальном бланке любого сотового оператора. В послании сообщается, что гражданин задолжал компании определенную сумму денег (чаще всего в пределах 1000 рублей) за пользование услугами связи. Притом человек мог никогда и не быть абонентом данного оператора. Тем не менее в письме строго говорится, что долг надо погасить, иначе компания взыщет причитающуюся сумму через суд. Сообщаются и реальные реквизиты для перевода денег. Как объясняют связисты, в этой схеме мошенничества задействованы сотрудники дилеров. Сначала они продают сим-карту, не требуя у покупателя паспорт, а затем вносят в договор личные данные граждан, полученные довольно распространенными, но не вполне законными способами. В итоге дилер повышает продажи, а покупатель сим-карты может спокойно ею пользоваться и, не заботясь о состоянии счета, уходить «в минус». Временные сотрудники дилеров, получив доступ к персональным данным, могут и сами приобретать сим-карты таким образом. Правда, сейчас большинство тарифов не позволяют бесконечно жить в долг, поэтому данный способ теряет актуальность, хотя и применяется. Если же вам пришел счет за номер, который вы не приобретали, нужно обратиться непосредственно к оператору. Если проверка установит, что счет не имеет отношения к абоненту, то договор признают фиктивным, задолженность по нему ликвидируют, а недобросовестный дилер-продавец понесет наказание.
Они борются
Операторы сотовой связи пытаются бороться с мобильным мошенничеством. Они выявляют и штрафуют нечистоплотных контент-провайдеров, ужесточают требования к партнерам, информируют абонентов о способах защиты. Так, «БиЛайн» открыл специальный интернет-сервис www.safe.beeline.ru по противодействию мошенничеству. На нем, в частности, размещена информация о стоимости услуг партнеров. Компания «МТС» ввела услугу «Инфоконтент», позволяющую абонентам самостоятельно получать информацию о стоимости контентных SMS/MMS-номеров и стоимости GPRS-трафика с помощью бесплатного SMS-запроса (и это помимо информации на сайте оператора). Нужно отправить бесплатное SMS-сообщение со знаком «?» на короткий номер услуги. В ответ вы получите информацию о точной стоимости услуги и реквизиты компании, ее предоставляющей. МТС также включила дополнительную защиту от мошенничества по отдельным коротким номерам, которые вызвали наибольшее число жалоб абонентов. При отправке SMS на данные номера перед списанием средств абонент получает ответное бесплатное SMS с предложением подтвердить свое желание воспользоваться услугой и достоверной информацией о ее стоимости.
Более того, в марте 2010 года МТС вводит в действие новую платформу для работы с короткими номерами MSDP (Mobile Service Delivery Platform). Функционал платформы позволяет оператору полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг. Внедрение новой системы контроля позволит МТС производить точечные отключения мошеннических сервисов без нарушения работы добросовестных провайдеров.
«МегаФон» в ближайшее время тоже планирует запустить сервис, предупреждающий абонентов о стоимости отправляемых на короткие номера SMS. Кроме того, разрабатывается услуга, позволяющая через USSD-запросы получать данные контент-провайдера, за которым закреплен короткий номер.
Тем временем мошенники, без сомнения, не остановятся на достигнутом и будут внедрять новые схемы изъятия денег у абонентов, ведь, по самым скромным подсчетам, они ежегодно обманывают россиян на 1 млрд рублей.
Не все коту масленица!
Считается, что мобильных мошенников чрезвычайно трудно привлечь к ответственности. Но судебная практика свидетельствуют, что это не совсем так. Коллеги из МТС поделились с «Нашими деньгами» конкретными примерами.
· В Уфе вынесен приговор двум мобильным аферистам, которые на протяжении нескольких месяцев в 2008 году наживались на доверчивости местных пенсионеров. Мошенники представлялись по телефону сотрудниками милиции и предлагали пенсионерам срочно собрать и передать им деньги, чтобы освободить от уголовной ответственности родственника этих людей, якобы только что на машине насмерть сбившего другого человека. Уфимский суд признал одного из двоих обвиняемых виновным в совершении 18 эпизодов преступлений и назначил ему 4 года 10 месяцев отбывания наказания в колонии строгого режима. Второй, совершивший 9 эпизодов, осужден на 4 года.
· В Австралии начался судебный процесс над тремя компаниями, которые рассылали абонентам SMS-сообщения с приглашением на свидание. Мошенники использовали следующую схему. На сайте знакомств была заведена анкета привлекательной девушки, желающей познакомиться и завести отношения с молодым человеком. Злоумышленники просматривали анкеты всех пользователей, посетивших страничку. Если в личных данных был указан мобильный телефон, то пользователю от имени девушки отправлялось SMS с приглашением на свидание. При этом нигде не указывалось, что ответное сообщение стоит до 5 долларов. В суд на мобильных мошенников подало Австралийское управление по СМИ и коммуникациям.
- Информация о материале
Как нынче юристы защищают вкладчиков и должников. Год назад, весной-2009, в Украину пришла пора юристов. У клиентов банков возникло столько проблем в общении с финучреждениями, что в одиночку справится с ними они уже не могли. Часть юристов гордо назвала себя антиколлекторами и ринулась в бой за защиту попранных прав банковских клиентов. «Изначально антиколлекторы помогали заемщикам оспаривать одностороннее повышение ставки по кредиту, в переписке и переговорах с банками относительно реструктуризации кредитов, а также в изъятии депозитов из проблемных банков», — говорит управляющий партнер юркомпании “Алексей Пуха и Партнеры”. Год спустя юристы продолжают помогать вкладчиками и заемщикам банков, но круг их возможностей заметно расширился. Теперь они готовы добиваться расторжения и признания недействительными кредитных договоров, отменять отдельные невыгодные заемщику нормы договоров, переводить кредиты из валюты в гривню по курсу 5 грн./$ и даже признавать физлиц банкротами. Все эти «изобретения» появились в ответ на нашу с вами потребность защититься от банковского произвола. «Клиенты банков намного чаще стали обращаться к юристам. В основном это заемщики, которым сложно гасить кредиты. Многие прижаты к стенке и готовы отдать авто или жилье банку. В таком случае мы помогаем вести переговоры. Но главное, что банки поняли, что есть противостояние и готовы разговаривать», — адвокат из антиколлекторской компании «ТРИ-ЭС» Сергей Довженко.
Чего добились антиколлекторы
ВОЗВРАТ ДЕПОЗИТОВ. Классика антиколлекторского жанра не теряет актуальности. Нынче проблемных банков стало меньше, но деньги выбить из них все также трудно. «Родовид Банк» платит по 1000 грн., а «Надра Банк» и вовсе не платит. Понятное дело, что законность таких действий под вопросом и можно смело идти в суд. Но победа в суде — только полдела, если не четверть. Главная «мигрень» вкладчика — исполнительная служба, которая, как и банки, не спешит выполнять решения суда. «Вкладчику нужно отслеживать сроки исполнения решения суда. Можно буквально каждую неделю ходить в исполнительную службу, и если они затягивают сроки исполнения, давить на них, направляя жалобы в прокуратуру, в Министерство и Высший совет юстиции. С помощью такого давления мы ускоряем получение вкладчиком денег», — говорит представитель антиколлекторской компании «Се-ВикС» Игорь Мельник.
Реструктуризация кредитов
Если весной прошлого года банки активно предлагали заемщикам реструктуризацию, то в этом году получить кредитные каникулы было сложно даже тем, кто в них остро нуждался. Оказалось, что и тут юристы могут подсобить. «По закону дать заемщику кредитные каникулы — это добрая воля банка, а не обязательство. Тем не менее в Едином госреестре судебных решений есть решение суда, которым банк обязали предоставить клиенту рассрочку по уплате тела кредита», — говорит адвокат из антиколлекторской компании «Три-Эс» Сергей Довженко.
Перевод кредитов в гривню
Пересчет кредита по курсу на момент выдачи кредита (то есть по 5 грн./$) — мечта всех валютных заемщиков, ведь платежи по кредиту уменьшились бы минимум в 1,5 раза! Но банкиры с самого начала кризиса настаивали на пересчете долга по текущему рыночному курсу (7,5—8,5 грн./$), да еще и под рыночную ставку (25—30%, вместо прежних 15—17%). А это невыгодно — платежи, наоборот, вырастут в 1,5—2 раза! Но оказалось, что банк можно через суд заставить пересчитать кредит в гривню по 5 грн./$.
К уже знакомым читателям аргументам (см. «Сегодня» от 28 октября 2009 г.), что единственным законным средством платежа является гривня, и расчеты в инвалюте в стране запрещены, антиколлекторы добавили еще один. «Юристы добиваются признания валютного кредитного договора мнимой сделкой, то есть когда под видом одной сделки заключается совершенно другая. Например, банк дает заемщику валютный автокредит, но переводит автосалону выданные в кредит деньги в гривне. По закону такую сделку можно отменить или изменить ее условия. С таким аргументом заемщики добиваются пересчета кредита», — рассказывает Игорь Мельник.
Долой кредитный договор
За последний год юристы и антиколлекторы набили руку в признании недействительными и расторжении кредитных договоров. В первом случае стороны возвращают друг другу все, что было уплачено до заключения договора, и выходит так, что проценты по кредиту, которые были уплачены заемщиком за время кредита, покрывают часть остатка его долга, и ему придется меньше платить банку. При этом недействительными признаются договора залога и поручительства, так что имущество может остаться у заемщика. Во втором случае ситуация как бы замораживается на момент принятия решения суда, и заемщику нужно больше платить, при этом кредитное жилье или авто остается в залоге и может быть продано. Правда, юристы говорят, что первая схема применяется реже — суды реже удовлетворяют иски о признании договоров недействительными, так как считается, что это навредит банкам.
Чаще получается признать недействительными отдельные нормы договора. По словам управляющего партнера юркомпании «Алексей Пуха и Партнеры» Алексея Пухи, отменить или изменить можно нормы договоров, посвященные процентным ставкам, комиссионным банка, третейской оговорке, порядку погашения кредита, штрафных санкций. При этом суд может обязать банк принять более выгодную формулировку. Сергей Довженко, например, рассказал «Сегодня» о решении суда, где со ссылкой на незаконность расчетов в валюте заемщик оспорил законность только одного пункта договора, где в долларах была прописана сумма кредита. «Заемщик потребовал пересчитать кредит в гривню по курсу на момент оформления. Суд удовлетворил его иск, причем другие нормы договора, в том числе низкая «валютная» ставка, остались прежними», — говорит юрист.
Банкротство заемщика
Самая громкая и скандальная схема начала набирать обороты в начале прошлого года, а уже в сентябре стало известно, что суд огласил первого украинца-банкрота (им стала пенсионерка из Харькова). Напомним, что стать банкротом в Украине простой гражданин не может — только предприниматель (см. «Сегодня» от 12 августа 2009 г.). Поэтому с начала 2009 года антиколлекторы активно продвигали возможность уже после получения кредита зарегистрироваться как СПД и только потом начать процедуру банкротства и тем самым освободиться от кредитного ярма (при этом, правда, все имущество заемщика продается для расчетов по долгам).
По словам председателя Центра Банкротства Анатолия Родзинского, в 2009 году в судах было больше 1200 дел о банкротстве физлиц-предпринимателей, которые являются должниками банков, во всех регионах Украины. А вот сегодня в Украине уже завершается полное освобождение первых банкротов от претензий банков. Так что, несмотря на нарекания и критику (мол, законно и без проблем обанкротить можно только гражданина, который был предпринимателем на момент получения кредита), эта схема работает.
Почем нынче защита
Час работы юриста — 200—1000 грн.
Подготовка иска — 500—1500 грн.
Участие юриста в судебном заседании — 200—1200 грн.
Досудебное урегулирование спора — 800—2000 грн.
Полное ведение дела в суде первой инстанции (районный суд) — 3—10 тыс. грн.
Оспаривание решений в вышестоящих инстанциях (апелляция и кассация) — 2—5 тыс. грн.
Помощь в исполнительной службе — 1—3 тыс. грн.
Вознаграждение юриста в случае выигрыша — 5—20% суммы.
Как видите, цены кусаются. Причем большая часть платежей (за подготовку иска, за представительство в судах и т.д.) уйдет юристу в карман безвозвратно, независимо от того, добьетесь ли вы правды суде или нет. Так что с небольшими (до 50 тыс. грн. или эквивалент в валюте) вкладами к юристам обращаться не стоит. Лучше обратиться в одну из общественных организацией, где дают бесплатные юридические консультации. То же самое и по кредитам: прежде чем соглашаться на судебные тяжбы с помощью антиколлектора, хорошенько просчитайте, потянете ли вы такие расходы.
Как не стать жертвой антиколлектора
Вместе с юристами в антиколлекторы ринулись и неумехи, которые обещают людям золотые горы, а на самом деле тянут из них деньги и не дают результатов. Чтобы не потратить время и деньги, следуйте нашим советам:
Не обращайтесь к тем, кто активно рекламируется. Антиколлектора лучше искать среди тех юристов, которые дают комментарии в прессе (журналисты обычно обращаются к опытным экспертам), а также участвуют в интернет-форумах;
Проверить «профессионализм» антиколлектора сложно: специальной корочки нет, даже адвокатское удостоверение юристу иметь необязательно. Выбрать законника поможет интернет и «сарафанное радио» — поспрашивайте знакомых, может среди их знакомых найдутся хорошие юристы;
Остерегайтесь тех, кто предлагает решить любые проблемы в кратчайшие сроки или за минимальную плату. «Цена за услуги юриста не должна отличаться от средней по рынку. Если она очень низкая, это означает, что вашим делом будут заниматься спустя рукава», — говорит Алексей Пуха;
Нехорошо, если уже при первой встрече юрист говорит вам, что он точно вам поможет. Хороший юрист прежде, чем сделать такое заявление, должен проанализировать документы;
Очень хорошо, если юрист предлагает клиенту заключить договор. Анатолий Родзинский, например, советует платить юристам не за процесс, а за результат. «Лучше всего, если заключается договор, в котором четко прописан результат, который юрист обязуется достичь и его обязательство вернуть полученные деньги, если результат не достигнут», — говорит эксперт.
- Информация о материале
Задержан рейс, утерян багаж, продано билетов на рейс больше нормы -- к сожалению, это реалии авиаперевозок. Бороться с авиакомпаниями за свои права можно, но проще изучить меры предосторожности и максимально обезопасить себя от возможных неприятностей.
Студентка Анастасия Турчина, возвращаясь из Европы, где проходила летнюю практику, прилетела в Украину с огромной задержкой. Анастасия летела из европейской столицы регулярным рейсом. "Зарегистрировавшись и получив посадочный талон, я спокойно ожидала объявления о посадке на самолет. Однако вместо посадки было объявлено о задержке рейса. Сначала на час, потом на два… В итоге рейс был задержан на семь часов!" -- рассказала Анастасия. По ее словам, авиакомпания не побеспокоилась о своих пассажирах -- за все семь часов ожидания им не предложили ни напитков, ни питания. Хотя должны были.
По словам вице-президента Международных авиалиний Украины (МАУ) по сервису и логистике Антона Борисюка, в случае задержки рейса, в зависимости от длительности, компании обеспечивают зарегистрированных пассажиров прохладительными напитками, питанием, а в случае длительной задержки и при возможности -- гостиницей. "Некоторые категории пассажиров -- пассажиры бизнес-класса, пассажиры, теряющие стыковки для дальнейшего полета, пассажиры с детьми и т. д. -- отправляются на рейсах других авиакомпаний, если такие рейсы есть в расписании", -- рассказал г-н Борисюк.
Стоит отметить, что Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа (документ имеется в приложении к статье на сайте www.dengi.ua) довольно жестко регламентируют права и обязанности авиакомпании в случае задержки рейса. Например, пассажир имеет право отказаться от полета, требовать у авиаперевозчика полного возврата денег за билет и компенсацию за задержку, если она превысила разумные сроки. Увы, в Правилах не написано, какие сроки являются разумными. Сумма компенсации рассчитывается исходя из стоимости перевозки, она также может включать в себя расходы пассажира, которые связаны с задержкой рейса и подтверждены документами (чеками). Однако сумма компенсации не может превышать стоимость билета или его неиспользованной части.
По словам юрисконсульта юридической компании "Шмаров и Партнеры" Евгения Бондаренко, в большинстве случаев задержки рейсов или их отмена происходят как следствие обстоятельств непреодолимой силы, иными словами -- форс-мажора. "К таковым можно отнести метеорологические условия (большинство задержек. -- Ред.), войну, неурегулированность международных отношений и прочее. В этих случаях перевозчик вообще может отменить или отложить рейс без предварительного уведомления пассажира", -- объясняет г-н Бондаренко.
Впрочем, обычно авиакомпании все-таки заботятся о своих пассажирах. Например, судовой механик Игорь Стахурский, который в силу своей профессии и по условиям контракта часто летает, чтобы добраться до места отправления своего судна, неоднократно сталкивался с отменой авиарейса по погодным условиям. При этом, по его словам, пассажирам перезванивали заблаговременно и сообщали время вылета, чтобы они не сидели зря в аэропортах.
"В случае отмены рейса -- например, по погодным причинам -- пассажиру могут быть возвращены деньги или предложено улететь следующим ближайшим рейсом этой или другой авиакомпании", -- пояснил г-н Борисюк.
Больше не летают
В общем, при неблагоприятных метеоусловиям или поломке самолета пассажир может рассчитывать на то, что доберется в нужный пункт назначения -- хоть и с задержкой, или ему вернут деньги за билет. Гораздо хуже пассажирам авиакомпании-банкрота, особенно если о своем банкротстве перевозчик объявил неожиданно, как, например, австрийско-словацкая авиакомпания Sky Europe. О своем банкротстве компания объявила настолько внезапно, что многих ее пассажиров эта новость застала в аэропортах. Пассажирам, даже прошедшим регистрацию, сообщили об отмене вылетов и предложили добираться до места назначения своим ходом. А это, мягко говоря, незаконно. По словам старшего партнера ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Романа Марченко, если пассажир купил билет, то он, по сути, заключил договор с авиакомпанией на перевозку. И имеет полное право взыскать с перевозчика, который не выполнил свои обязательства, стоимость билета, а также компенсацию за моральный ущерб. "Когда же авиакомпания объявляет о своем финансовом крахе и прекращает выполнять рейсы, то следует понимать, что добиться какой-то компенсации вряд ли удастся. Ведь есть более крупные кредиторы, чем пассажир", -- пояснил г-н Марченко. Впрочем, по словам юриста, довезти таких пассажиров обычно берутся другие авиакомпании, чтобы не подорвать доверие к авиации как таковой.
Багажная эпопея
Игорь Стахурский неоднократно оказывался без багажа. "То не успели перегрузить, поскольку время между рейсами было меньше 40 минут. И я, уйдя в рейс, получил свой багаж аж через месяц. То просто потеряли и доставили мне через сутки", -- рассказал г-н Стахурский. А однажды судовой механик получил поврежденный чемодан и потребовал от авиакомпании компенсировать ущерб. В качестве компенсации авиакомпания купила Игорю новый чемодан. "Но это в Европе. От авиаперевозчиков постсоветских стран сложно чего-то добиться", -- отметил Игорь.
Условия перевозки багажа также описаны в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. По этому документу, отмечает Евгений Бондаренко, ответственность перевозчика ограничивается:
-- $20 (их эквивалентом в другой валюте) за один килограмм (включая вес сумки, чемодана или упаковки) уничтоженного, утраченного или поврежденного багажа;
-- $400 (их эквивалентом в другой валюте) на одного пассажира за ручную поклажу, которая не сдается в багаж и находится под контролем пассажира на протяжении полета.
"В случае с ручной поклажей нужно учесть следующее: она на протяжении всей перевозки находится именно под охраной и под ответственностью самого пассажира. А поэтому предъявлять претензии перевозчику стоит только в том случае, когда есть реальная возможность доказать тот факт, что ущерб ручной клади нанесен его служащими или агентами и вины пассажира в этом нет", -- подчеркнул г-н Бондаренко.
Если же такая неприятность, как утрата или повреждение багажа, все-таки произошла, следует сразу же обратиться к представителю перевозчика и составить соответствующий акт, а после этого не позже, чем в течение 7 дней, выставить претензию. "Иначе с компенсацией ущерба впоследствии наверняка возникнут проблемы", -- резюмировал г-н Бондаренко.
Перепродажа
Еще одна неприятность, которая может настичь пассажира, -- это "перепродажа" билетов на рейсе (когда билетов больше, чем мест в самолете). Особенно часто такое случается под Новый год, когда все устремляются на отдых. И тот, кто подошел к стойке регистрации в последних рядах, может остаться без посадочного талона.
Антон Борисюк заверил, что случаи "перепродажи" бывают нечасто. "Как правило, глобальные дистрибьюторские системы бронирования билетов застрахованы от таких ситуаций, хотя даже в очень совершенных компьютерных системах иногда происходят сбои", -- рассказал он. При этом г-н Борисюк отметил, что, по статистике, "перепродажи" чаще происходят на регулярных рейсах. "В этих случаях, согласно украинским и международным нормам, пассажирам предлагают отправку к месту назначения ближайшими рейсами других авиакомпаний, выплату компенсации либо ваучер на скидку при приобретении другого билета или на повышение уровня обслуживания до бизнес-класса, в случае если в будущем пассажир купит билет экономкласса на рейс этой авиакомпании", -- пояснил вице-президент МАУ по сервису и логистике. Впрочем, иногда "перепродажи" случаются на чартерных рейсах, но это, как правило, следствие ошибок туроператоров. Они же и предпринимают соответствующие меры.
Судиться смысла нет?
Судиться с авикомпанией за принесенные ею неудобства можно. Однако перевозчик хорошо защищен законодательными актами и любую свою промашку легко может свести к форс-мажору. "По всему выходит: раз уж такие правила игры установлены законодательством, то предъявлять иски хоть и можно, но бесперспективно", -- резюмировал Евгений Бондаренко. Возможно, выгоднее и проще урегулировать проблему в досудебном порядке -- получив от авиакомпании компенсацию.
И еще нужно помнить, что пассажир чартерного рейса защищен от произвола перевозчиков значительно хуже, чем летящий регулярным рейсом -- согласно все тем же Правилам воздушных перевозок.
ИТОГО: В случае если обидела авиакомпания, лучше действовать теми методами, которые описаны в Правилах перевозок. Потому что максимум, что можно отсудить, -- это стоимость неиспользованного по ее вине авиабилета. Регистрацию на рейс лучше проходить в числе первых -- тогда меньше шансов пострадать при "перепродаже" билетов.
Ознакомиться с Правилами перевозок можно в приказе Государственной службы Украины по надзору за соблюдением безопасности авиации №186 от 14 марта 2006 г. " Про затвердження Правил повітряних перевезень вантажів".
- Информация о материале
Повышенная активность сотрудников ГАИ на фоне высоких штрафов в последнее время вызывает жесткое противодействие со стороны водителей. Если еще пару лет назад автолюбители плохо знали свои права и зачастую слепо выполняли все указания гаишников, то сегодня автомобилисты осознали, что любая ошибка обойдется в немалую сумму — от 85 до нескольких тысяч гривен. Теперь они начали активно изучать законодательство и оспаривать админпостановления по нарушению ПДД.
Однако у повышения гражданской активности есть и обратная сторона медали — начитавшись сообщений на интернет-форумах, отдельные водители решили, что можно нарушать и, пользуясь лазейками в законодательстве, уходить от ответственности. Но, следуя советам бывалых, автомобилисты нередко без повода конфликтуют с инспекторами, что часто приводит к усугублению ситуации. Например, представитель власти всегда может дополнительно наказать излишне строптивого водителя, вынося решение о наложении максимального наказания — за превышение скорости выписать штраф не 255, а 340 грн. Кроме того, некоторые действия водителя могу расцениваться инспектором ГАИ как неповиновение требованиям сотрудника милиции, за что автомобилиста могут и вовсе задержать, а автомобиль отправить на штрафплощадку.
Мы собрали ряд универсальных рекомендаций по общению гаишниками, которые помогут и защитить свои права, и предотвратить конфликты.
Остановка по требованию
Общение с инспектором на дороге практически во всех случаях начинается со взмаха жезлом и указания места, где водитель должен остановить свой автомобиль. За невыполнение этого требования предусмотрено наказание по ст. 122-2 КУАП — штраф от 153 до 187 грн. либо лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев. Однако существует ряд тонкостей, которые можно использовать в качестве аргумента против такого наказания.
Во-первых, водитель должен остановиться там, где ему укажет инспектор, однако в строгом соответствии с ПДД. То есть только в крайнем правом ряду либо на обочине, но только если это действие не создает аварийной ситуации для других участников дорожного движения. Приведем пример из практики: водитель движется по 6- или 8-полосной дороге в крайней левой полосе на высокой скорости, а инспектор скомандовал остановиться. Такие действия, как резкий удар по тормозам и маневр вправо, создадут проблемы для автомобилей, которые движутся сзади и по соседним полосам, поэтому скорость нужно снижать плавно, а маневрировать очень осторожно. Ничего страшного в том, что вы остановитесь за 150—300 метров от инспектора, нет — он обязан в этом случае пройтись пешком либо подъехать к месту остановки на своем транспортном средстве. Аналогично стоит поступать и в том случае, если инспектор дает команду остановиться в неположенном месте, например, на мосту или сразу за закрытым поворотом — водитель просто обязан протянуться дальше, чтобы не нарушить ПДД и не создавать аварийной ситуации.
Также добавим, что гаишники, согласно инструкции МВД №1111 от 2009 года, должны стоять так, чтобы их можно было увидеть заранее, а ночью место дислокации должно быть освещено. Если сотрудники ГАИ инструкцию нарушают, например, инспектор резко выскочил из-за кустов ночью и взмахнул палочкой поздно, это также может быть уважительной причиной, по которой вы не смогли выполнить требования ПДД.
Документы для инспектора
Остановившись по требованию сотрудника милиции, водитель имеет права не выходить из машины, а ждать, пока сотрудник ГАИ не подойдет к нему сам. По требованию гаишника, водитель обязан выйти из авто только в случае если у инспектора есть достаточные основания предполагать, что тот находится в нетрезвом состоянии (несвязная речь, нечеткий взгляд, запах алкоголя изо рта, нездоровый цвет лица). Отметим, что вы имеете полное право знать причину, по которой вас остановили, потребовать у инспектора показать удостоверение сотрудника милиции и переписать данные из него и номер нагрудного жетона.
Сотрудник же ГАИ не имеет права останавливать просто так: основанием может быть нарушение ПДД, оперативно-розыскные мероприятия (инспектор должен сказать, какие именно, например, похожая машина в угоне) либо видимая невооруженным глазом техническая неисправность (например, негорящие фары ночью или проблемы с номерным знаком).
В соответствии с требованиями пункта 2.1 ПДД водитель должен иметь при себе права с талоном к ним, техпаспорт и полис (сертификат) "автогражданки"). Если владелец автомобиля не вы, то дополнительно нужна нотариально заверенная доверенность. Однако можно обойтись и без нее, в случае если есть договор аренды автомобиля. В случае если автомобиль принадлежит юридическому лицу, необходима доверенность, заверенная печатью фирмы, либо путевой лист с печатью и штампом врача о предрейсовом медосмотре. В правом нижнем углу лобового стекла обязательно должен быть закреплен талон техосморта — за его отсутствие предусмотрен штраф в размере 170—255 грн.
Отдельно стоит рассказать о полисе обязательного страхования гражданской ответственности. В ПДД этот документ находится в перечне обязательных, однако в ЗУ «О дорожном движении» сказано, что требовать его инспектор ГАИ имеет право лишь в случаях, предусмотренных законодательством. По словам замглавы Департамента ГАИ Сергея Будника, такими основаниями может быть лишь техосмотр, регистрация авто, а также полис нужно предъявить в случае ДТП. для оформления материалов дела. Во-всех же других случаях, требование показать полис является незаконным, однако иметь при себе вы его обязаны. Напомним, что отмечены факты, когда за отсутствие страховки гаишники забирали авто на штрафплощадку — теперь такие действия признали незаконными.
Гаишник вытравил водителя газом
На интернет-сервисе YouTube выложена видеозапись конфликтного общения сотрудника ГАИ Севастополя с нарушившим скоростной режим водителем красного «Шевроле Авео». Водитель написал в комментариях под видео, что его остановил инспектор, обвинил в превышении скорости и потребовал документы: водительское удостоверение, талон, техпаспорт и страховой полис. Автолюбитель с обвинениями не согласился, из машины не вышел и сквозь приоткрытое стекло заявил, что предоставит документы только после того, как увидит заполненную шапку протокола с номером ТС и видеозапись нарушения. После долгих переговоров инспектор остановил двух свидетелей, попросил еще раз передать документы и после очередного отказа достал баллон и распылил слезоточивый газ сквозь боковое стекло. Естественно, что атаку «Тереном 4-М» организм автомобилиста не выдержал — пришлось выйти. Автомобиль задержали и отправили на штрафплощадку, а на водителя составили админпротокол. Естественно, чтобы вернуть машину, ему пришлось заплатить штраф, услуги эвакуатора и потерять несколько дней.
В данной ситуации действия инспекторов были абсолютно оправданны. Водитель, во-первых, не выполнил законные требования сотрудника милиции, во-вторых, за рулем мог представлять повышенную опасность. В-третьих, у инспектора не было возможности убедиться в том, что автомобилем управляют законно (за рулем мог оказаться угонщик). По словам опрошенных нами столичных юристов, этот водитель отделался легким испугом — сотрудники ГАИ имели право прострелить колеса, разбить стекла и, вытащив водителя, доставить его в ближайшее отделение милиции. А в случае сопротивления еще и завести уголовное дело.
Как себя вести, если произошла авария
Увы, от дорожных аварий не застрахован даже самый дисциплинированный водитель. Однако после того, как ДТП произошло, водитель находится в состоянии шока и часто совершает ошибки во время оформления аварии, которые потом приводят либо к большому штрафу, либо к лишению прав.
Первые минуты. Выйдя из автомобиля, первым делом убедитесь в том, что во втором автомобиле не пострадали люди — в этом случае срочно нужно оказать первую помощь, вызывать «скорую», а если это невозможно, зафиксировать положение автомобилей на бумаге и везти пострадавшего в больницу.
Во всех случаях не помешают показания свидетелей — попросите таковыми быть прохожих, других водителей, причем, если они не могут ждать приезда ГАИ, стоит хотя бы взять их контакты. В крайнем случае, свидетельские показания могут дать пассажиры вашего авто, однако суд относится к их показаниям критически.
Приезд ГАИ. Если вы чувствуете, что ваши показания могут сыграть против вас либо сотрудник ГАИ на вас давит, требуйте переноса рассмотрения дела на основе ст. 268 КУАП, согласно которой вы имеете право на юрпомощь, сбор и предоставление доказательств. Показания вы можете дать через несколько дней, воспользовавшись помощью адвоката.
Однако во время оформления ДТП проверьте схему и укажите на ней все детали, которые могут иметь значение. Если сотрудник ГАИ что-либо не внес, водитель имеет право написать замечания прямо на схеме. Так, обязательно необходимо зафиксировать тормозной путь либо причину, по которой он не виден: следы смыл дождь либо авто оснащено АБС (она исключает юз, следовательно, следов тормозного пути быть не может).
Медобследование. Если инспектор предлагает поехать к врачу для установления вашей трезвости, не отказывайтесь — эти доказательства нужны для суда. Но необходимо настаивать на том, чтобы такую процедуру прошли все участники ДТП.
Судебное разбирательство. Отметим, что протокол ГАИ, составленный сотрудниками ГАИ на месте происшествия — приговор не окончательный. На суде можно представить доказательства, например, улики или показания свидетелей, которые докажут вашу невиновность.
Другое дело, когда ваша вина очевидна. В этом случае нужно искать смягчающие обстоятельства. Суд принимает во внимание и положительную характеристику личности водителя (например, с работы), и отсутствие других нарушений в течении года, и раскаяние водителя, и добровольное возмещение ущерба. В ходе заседания сразу просите о том, чтобы судья ограничился штрафом. И напротив, когда все говорит против водителя, но он отрицает вину, не предоставив доказательств в свою пользу, его могут лишить прав или назначить общественные работы.
Нетрезвые обвинения
Обвинения в нетрезвом вождении является одним из самых серьезных — за такое правонарушение предусмотрен штраф в размере 2550—3400 грн. либо лишение прав сроком от 1 до 2 лет, либо 40—50 часов общественных работ, а в отдельных случаях за пьянку могут арестовать на 7—10 суток.
Отметим, что в скором времени начинается сезон поминальных дней, а выпить символические 50 г на могиле предков у нас считается чуть ли не обязанностью — часто водителей ловят на выезде с кладбища. Защититься от обвинений вполне реально, однако нужно знать несколько основных нюансов.
Во-первых, тот факт, что вы немного выпили, еще не является преступлением. Запрещено лишь управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, а это — превышение содержания алкоголя в крови больше, чем на 0,2 промилле (до 80 грамм для человека, весом около 90 кг). Во-вторых, письменное признание того, что вы хоть немного пили, является доказательством вины — делать нельзя ни в коем случае. Зато от предложения дыхнуть в «трубочку» (прибор «контроль трезвости») можно отказаться — его применение запрещено законодательством, а новые электронные приборы еще не закуплены. А вот против поездки к врачу для контроля отказываться нельзя — равносильно признанию.Тем более, что у врача каких-либо приборов тоже нет и состояние водителя он определяет на глаз - как правило, на незначительный запах внимания не обращают, если у водителя не нарушена координация движения.
Техосмотр на дороге
Претензии к техническому состоянию автотранспортного средства сотрудниками ГАИ могут предъявляться лишь в том случае, если неисправность видна невооруженным глазом — согласно ст. 121 КУАП, за такое нарушение ПДД предусмотрен штраф в размере 340—425 грн. Однако в ПДД есть перечь неисправностей, при которых водитель имеет право ехать к месту стоянки и ремонта на небольшой скорости, например, если не горят лампочки, не работают дворники, то есть штрафовать за такое инспектор не должен. Если же подобные претензии предъявляют, укажите в протоколе на то, что у инспектора при себе нет приборов, которые могут проверить исправность. Например, инспекторы для проверки ручного тормоза часто просят заехать на небольшой подъем и отпустить педаль тормоза — мол, если ручник неисправен, авто покатится. Но с такого рода тестами можно не соглашаться: нет доказательств, что этот подъем имеет уклон именно 16 градусов, как тэто указано в ПДД.
Отдельная тема — переоборудование авто для работы на газу, если водитель не успел поменять техпаспорт. Инспектор часто угрожают отобрать техталон и выписать штраф за то, что в техпаспорте не написана фраза «установлено ГБО» (газобаллонное оборудование). Однако ни в одном законодательном акте не прописано, что водитель именно обязан производить замену техпаспорта в этом случае, а доказательством законности переоборудования являются документы с лицензированной СТО, которая производила работы: протокол испытаний ГБО, акт о переоборудовании.
В каких случаях разрешена эвакуация
Законодательство разрешает инспекторам ГАИ временно задержать транспортное средство путем блокировки колес или с помощью эвакуатора только в том случае, если он существенно препятствует дорожному движению либо у него обнаружены технические неиправности, при которых его эксплуатация запрещена (например, неиправность тормозов, рулевого управления, течь топлива), либо водитель не может управлять автомобилем по состоянию здоровья. А вот за неправильную парковку, если она не мешает движению других автомобилей, забирать «железного коня» права никто не имеет. Интересно, что если в момент погрузки автомобиля автовладелец появился, забирать машину не имеют права — могут лишь составить протокол.
Согласно ст. 265-2 КУАП, «автомобиль может быть временно задержан на срок до решения дела об административном правонарушении, но не более чем на 3 дня с момента такого задержания. По окончании трехдневного срока автомобиль должен быть возвращен владельцу независимо от стадии решения дела об административном нарушении». Интересно, что в постановлениях Кабмина указано, что вернуть авто должны бесплатно, правда, это требование игнорируют, прикрываясь фразой о том, что водитель платит не за возврат авто, а за услуги по его эвакуации.
Добавим, что часто водителя пытаются заставить доставить авто на штрафплощадку самостоятельно за мелкие нарушения, например, отсутствие страховки. Делать это вы не обязаны, как и отдавать ключи от машины — инспектор имеет право лишь вызвать эвакуатор.
Как в 4 шага оспорить штраф ГАИ
Если вас пытаются оштрафовать несправедливо, либо наказание, по вашему мнению, неадекватно нарушению, воспользуйтесь следующим алгоритмом.
1. Переносите рассмотрение дела
Достаньте чистый лист бумаги и напишите на имя инспектора, который вас остановил, ходатайство о переносе дела. В нем обоснуйте свою позицию тем, что в ст. 268 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к админответственности на юрпомощь, сбор и предоставление доказательств. А согласно ст. 33 КоАП, при выборе наказания за админнарушение должна учитываться личность правонарушителя, его финансовое положение. То есть, вам нужно время, чтобы взять характеристику личности с работы и проконсультироваться с юристом.
2. Указывайте замечания в протоколе
В соответствующей графе протокола об админнарушении водитель имеет право подать свои объяснения по сути нарушения. Здесь нужно написать все аргументы в связи с несогласием по поводу штрафа. Обязательно следует указать свидетелей, в том числе и пассажиров своего автомобиля, которые могут подтвердить невиновность. Также проследите, чтобы в незаполненных графах протокола стояли прочерки (можно в виде буквы Z) — во избежание дописок. Обязательно напишите в пояснении, что свою вину не признаете и согласно ст. 268 КоАП Украины просите отложить рассмотрение дела. В течение 3-х месяцев вас обязаны вызвать повесткой в ГАИ для разбирательства.
3. Проверьте протокол и постановление
Обратите внимание на графы для свидетелей — прямо в них напишите, что свидетели отсутствуют. Кроме того, не ставьте своей подписи в пункте, где сказано, что вам сообщили о всех ваших правах. Сотрудник ГАИ обязан выдать на месте копию протокола, а если на месте выносится постановление об административном правонарушении — копию постановления. Не выдали документы? Это является грубым нарушением со стороны инспектора — сообщите о нем на горячую линию (телефон указан на борту патрульной машины).
4. Жалуйтесь начальнику ГАИ либо в суд
Вы имеете право в течение 10 дней обратиться с жалобой к начальнику подразделения инспектора, который вынес протокол либо в районный суд по месту вынесения постановления либо месту жительства. Отметим, что если вы не уложились в этот срок, то сроки для обжалования можно восстановить, предоставив доказательства уважительной причины, например, больничный лист.
В жалобе следует указать все аргументы относительно «неправоты» гаишника, подкрепив их ссылками на ПДД или другие законодательные акты (лучше попросить подготовить документы профессионала-юриста), также следует обязательно подтвердить свое мнение доказательствами — показаниями свидетелей, фото- и видеоматериалами.
- Информация о материале
Сегодня процесс размещения денег на депозит в украинских банках напоминает лотерею. Во-первых, клиенты банков не знают, куда будут вложенные их деньги, а точнее, какие проекты будут кредитованы банком. Банк, пользуясь этим, может реализовывать любые проекты: например, банк может выдать деньги на строительство космодрома для марсиан. Как Вы думаете, кредит, выданный на такие цели, окупится? Правильно - нет, а следовательно, зная о том, куда банк собирается вложить деньги, и на какие цели, вкладчик бы не понес туда свои деньги.
Сегодня получить информацию от банка о том, куда он собирается вкладывать деньги, практически не реально. Вы скажете, что всем об этом знать не обязательно. Правильно, но например, в США есть специальные финансовые аналитики, которые знают, на что банк будет тратить деньги вкладчиков, и именно они помогают людям выбирать банки для инвестиций. Однако в нашей стране банки не предоставляют информации даже профессиональным участникам рынка, и посему любые прогнозы в отношении банков являются гаданием на кофейной гуще, конечно если аналитик не имеет доступ к правлению банка. Однако на практике в Украине достоверно узнать о том, куда банк вкладывал Ваши деньги можно только после его банкротства.
Во-вторых, клиенты банка рискуют не получить свои сбережения в срок. Мораторий на досрочное расторжение договоров вклада действующий на территории Украины изрядно затянулся. В эпоху кризиса главным критерием для вкладчика есть доступность его накоплений, поскольку любые незапланированные затраты, такие как болезнь родственника и судебные издержки, требуют немедленного доступа к деньгам, а сделать это в Украине увы невозможно. Сегодня есть тысячи примеров того, когда банки не возвращали денег людям, находившимся в самых затруднительных положениях.
В приватных беседах финансисты советуют держать дома наличные деньги из расчета одного-двух годовых бюджетов семьи, поскольку наличные деньги в эпоху кризиса гораздо надежнее любой кредитной карточки самого крупного банка.
В-третьих, в Украине все четче прослеживается тотальный заговор против потенциальных вкладчиков банков. Он заключается в том, что банкиры и их хозяева знают, что на руках у населения находится от 30 до 50 миллиардов долларов США. Желание вытащить эти деньги у людей велико. Банкиры на всех уровнях призывают граждан проявлять сознательность, размещать деньги в банках и делать это обязательно в национальной валюте. При этом они скромно умалчивают, что деньги скорее всего пойдут на поддержание ликвидности банка, а говоря по-простому, на выплату депозитов тем, кто положил их туда раньше Вас. При этом нет ни какой гарантии, что Вы заберете свои деньги из этого банка через год, поскольку механизмы контроля за Вашими деньгами в банке отсутствуют, а вкладчики, забравшие свои деньги из банка, их туда не понесут и вот почему…
Сегодня экономически невыгодно держать деньги на депозите в банке.
В период кризиса люди не склонны к накоплению, а скорее даже наоборот склонны изымать накопленное, чтобы пережить трудные времена. Реальная безработица в Украине скоро достигнет 45-50%. Ведь разве можно назвать работающим человека, у которого долг по заработной плате составляет 3-6 месяцев или выплаты идут в размере 50% от оклада. Более того, нет никакой финансовой выгоды от размещения денег на депозит в банке, ни в одной валюте, более того, проценты по вкладам не перекрывают даже инфляции.
К сожалению, инфляция в Украине давно вышла за рамки так называемой официальной статистической цифры. Лично я не знаю, где люди из Министерства статистики покупают продукты, чтобы говорить, что инфляция в 2009 году будет 14%. Лично я, пройдясь по магазинам и подсчитав уровень подорожания товаров, пришел к выводу, что к первому июня инфляция на некоторые товары народного потребления будет превышать 30% рубеж. И это только продукты питания, а если вспомнить о том, как подорожала электроника или машины эконом-класса 2010 года выпуска, то станет ясно, что если деньги не приносят Вам более 60% в год, то значит, Вы значительно теряете в их покупательной способности, разместив их на депозит в банке под 17 – 20 % годовых.
Но есть еще и инфляционные риски. Например, если Вы положили в июне месяце 2008 года в банк на депозит 4 500 гривен (эквивалент 1000 у. е.) под 17% годовых (самая высокая ставка, которая была на тот момент), то в июне 2009 вы получите 765 гривен процентов, и с учетом основной суммы вклада на руках у Вас будет 5 265 гривен. Если бы Вы в июне месяце 2008 года послушали Лупоносова А. В. и купили доллары, а потом просто положили их к себе под подушку, то через год Вы бы с удивлением заметили, что Ваши доллары принесли Вам 56,25% годовых. Да просто лежа под подушкой, Ваши доллары превратились в 8 000 гривен, и принесли 56,25 % годовых. И это при том, что реальный курс доллара в Украине уже должен был быть 15 гривен за доллар, однако наше правительство привлекло силовые рычаги и доллар встал у нас как вкопанный на отметке в 7,91 гривен за доллар, при этом 1 литр бензина стоит уже 8,40, а товары доражают со скоростью звука.
Если бы я перевел свои 4 500 гривен в доллары и положил бы эти деньги в банк «Надра» (любой проблемный банк), под 12% годовых (именно столько давали в 2008 году), то скорее всего 56,25% доходности получил бы банк, я бы сидел с заблокированным депозитом, но с чувством выполненного долга. Я же играл в рулетку, под названием депозит в банке и даже мог заработать 12% годовых.
Одним словом, как не крути, но сегодня размещение денег в банке не выгодно ни в экономическом аспекте, ни в психологическом. Процент по депозиту в банке не компенсирует даже инфляции, не говоря о других рисках, таких как возможное банкротство банка или задержка выплаты по окончанию срока депозита.
А есть ли альтернативы?
Если у Вас на руках сумма, которая не превышает годового бюджета Вашей семьи, держите ее дома, целее будет и еще не раз скажите мне спасибо, доставая из заветного чулка сотню другую долларов на непредвиденные расходы.
Если у Вас есть значительная сумма денег, которой хватит на вожделенную покупку, то смело покупайте. В период кризиса цены падают. Например: уже сегодня можно купить квартиру за 50% от ее цены в 2008 году. Тоже касается услуг по ремонту квартиры или покупки мебели. Одним словом, чем больше свободных денег у Вас сейчас, тем больше товаров можно купить сегодня по более низким ценам. Однако пик кризиса еще не прошел, и процесс удешевления будет продолжаться.
И самое лучшее, это открытие собственного дела. Рабочая сила готова работать за копейки, крупные предприятия стоят без заказов, а вот мелкий бизнес имеет все шансы на успех. `
В любом случае если хотите потратить свои деньги сами, делайте это! Сейчас самое время это делать! А если хотите чтобы Ваши деньги потратили за Вас банкиры, идите и открывайте депозитный счет в банке, под 17% годовых. Может быть, их Вам даже вернут через год, но как показывает практика, домашний чулок тоже может давать 59% прибыли, так зачем тогда нужен банк?
- Информация о материале
Страница 170 из 186
