Ликбез
Пробелы в действующем правовом регулировании зачастую становятся преградой для реализации заинтересованными лицами своих законных прав. Подтверждением тому может послужить предусмотренный законодательством порядок регистрации прав на недвижимое имущество.
В условиях захлестнувшего страну финансового кризиса, а также всё более нестабильной экономической ситуации, Верховная Рада попыталась использовать нормотворческие рычаги с целью увеличения капиталооборота в экономике страны и минимизации рисков, связанных с коммерческой деятельностью. Проявлением указанной попытки стало внесение в конце 2008 года ряда изменений в законодательные акты, в том числе и Закон Украины «Об ипотеке», потому как ипотека, среди других способов обеспечения выполнения обязательств, получила наибольшее распространение.
В первую очередь следует обратить внимание на положительные моменты указанных изменений.
Так, Законом Украины «Об ипотеке» предусмотрено, что ипотекодержатель может в случае нарушения ипотекодателем основного обязательства, обеспеченного ипотекой, удовлетворить требования путем принятия в собственность предмета ипотеки.
В соответствии с внесенными дополнениями в статью 37 указанного закона, для регистрации права собственности ипотекодержателя на недвижимое имущество, которое является предметом ипотеки, правовым основанием помимо договора об удовлетворении требований ипотекодержателя, включена соответствующая оговорка в ипотечном договоре.
Это положение в полной мере является логичным и справедливым, поскольку на стадии заключения основного соглашения и договора о его обеспечении стороны имеют возможность предусмотреть помимо самого предмета обеспечения обязательства также и порядок его реализации в случае нарушения обязанной стороной основного обязательства.
Однако на практике становится проблематичной последующая реализация предусмотренных положений оговорки в ипотечном договоре об удовлетворении требований ипотекодержателя.
Примером указанных «трудностей» является регистрация права собственности на недвижимое имущество ипотекодержателем, которое приобретено в силу предписаний указанной оговорки в ипотечном договоре, в результате ненадлежащего исполнения ипотекодателем основного обязательства, обеспеченного ипотекой.
В соответствии со статей 181 Гражданского кодекса Украины в понятие «недвижимого имущества» включаются:
- земельные участки;
- объекты, размещенные на земельном участке, перемещение которы является невозможным без обесценивания и изменения назначения (здания, сооружения и т.п.).
Из этого следует выделить в отдельную категорию недвижимого имущества земельные участки, поскольку регистрация на них права собственности по договору об удовлетворении требований ипотекодержателя или соответствующей оговорке в ипотечном договоре сложностей не вызывает - всё прописано в специальных актах земельного законодательства, а также разъяснениях Минюста и Госкомзема.
Помимо норм указанного Закона Украины «Об ипотеке», договор ипотеки является основанием для перехода прав на недвижимое имущество также в силу статьи 19 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений».
Статья 126 Земельного кодекса Украины относит к документам, которые удостоверяют право на земельный участок, гражданско-правовое соглашение по отчуждению, заключенное в порядке, установленном законом. Эта норма кодекса имеет отсылочный характер к специальному нормативному акту, в данном случае Закону Украины «Об ипотеке». При этом, на государственном акте ипотекодателя о праве собственности на земельный участок нотариус, который удостоверяет (выдаёт) документ, и орган, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их ограничений, делают отметку об отчуждении земельного участка с указанием документа, на основании которого состоялось отчуждение.
С целью реализации законодательных положений, Минюст внес соответствующее дополнение в п. 62 и п. 103 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утверждённой приказом от 03.03.2004 № 20/5. Теперь право собственности на недвижимое имущество может быть подтверждено, в частности, ипотечным договором, который содержит оговорку об удовлетворении требований ипотекодержателя; и в инструкции продублировано положение Закона о том, что ипотечный договор с оговоркой об удовлетворении требований ипотекодержателя является правовым основанием для регистрации права собственности ипотекодержателя на недвижимое имущество – предмет ипотеки.
Иначе обстоят дела с регистрацией прав собственности на здания и сооружения регистрация прав на которые в соответствии с заключительными положениями Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» отнесены к компетенции коммунальных предприятий бюро технической инвентаризации.
В отношении порядка регистрации указанного имущества Минюст принял совершенно противоположное, относительно предыдущего, решение. Так, в 2005 году приказом № 49/5 внесены изменения во Временное положение о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, которыми ипотечный договор был исключен из перечня правоустанавливающих документов, на основании которых проводится регистрация прав собственности на объекты недвижимого имущества. При этом, в указанном перечне остаётся договор об удовлетворении требований ипотекодержателя.
В соответствии с положениями Закона Украины «Об ипотеке», оговорка об удовлетворении требований ипотекодержателя в ипотечном договоре приравнивается по своим правовым последствиям к договору об удовлетворении требований ипотекодержателя, однако указаная оговорка в договоре по своей юридической природе является иным документом.
Более того, основной преградой для регистрации органами БТИ права собственности ипотекодержателя является то, что ни договор об удовлетворении требований ипотекодержателя, ни оговорка в ипотечном договоре не являются документами, которые четко фиксируют факт перехода права собственности, в сравнении с тем же договором купли-продажи или дарения. Эти положения лишь формулируют отлагательные условия, при наступлении которых в будущем возможен переход прав собственности.
При этом, следует обратить внимание на то, что органы регистрации прав не наделены полномочиями по установлению юридических фактов (например, нарушений ипотекодателями положений ипотечных договоров), в том числе относительно перехода прав собственности.
Поэтому, попытки регистрации права собственности за ипотекодержателями в большинстве случаев заканчиваются отказом БТИ.
Из указанной ситуации есть два выхода:
- дополнительно заключить нотариально удостоверенный договор об удовлетворении требований ипотекодержателя, который в соответствии с приложением к Временному положению о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество является правоустанавливающим документом, или
- обратиться в суд с административным иском к БТИ об обязательстве проведения государственной регистрации права собственности на основании предусмотренной законом соответствующей оговори в ипотечном договоре.
Необходимо обратить внимание на порядок обращения в суд ипотекодержателя за защитой своего права. Как показывает практика, является ошибочным обращение в суд с иском о признании права собственности на основании договора об удовлетворении требований ипотекодержателя или соответствующей оговорки в ипотечном договоре. Об этом указал в определении от 28.01.2009 г. Верховный Суд, ссылаясь на то, что отсутствуют предусмотренные законом основания для признания права собственности на предмет ипотеки, поскольку в соответствии со статьей 36 Закона Украины «Об ипотеке» в судебном порядке разрешаются только иски об обращении взыскания на предмет ипотеки.
Возможно в будущем этот порядок судебной защиты может измениться, поскольку Законопроектом № 0866 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и соответствующего внесения изменений в статью 334 Гражданского кодекса Украины предусматривается возникновение права собственности приобретателя недвижимости со дня государственной регистрации этого права соответствующим органом по месту нахождения недвижимого имущества.
Принимая во внимание изложенное, приходим к выводу о том, что уже на этапе заключения ипотечного договора с соответствующими положениями, необходимо не только учитывать предписания соответствующих законов, но и оценить с практической стороны возможность реализации указанных положений договора.
- Информация о материале
Мечтали ли Вы когда-либо о своем бизнесе? Конечно, да. Иметь такую компанию как Google или Apple хочет каждый. Вы еще сидите возле компьютера, а не в своем кресле руководителя? Почему? В чем причина? Вас что-то останавливает. Вы просто пока не уверены в своих силах и думаете что старт своего дела – очень сложный процесс. Да, построить собственный бизнес нелегко. Но большинство Ваших убеждений по поводу его нереальности - ложные. Не верите? Тогда читайте дальше.
Первый миф. Большинство людей отказываются от начала своего бизнес пути только из-за отсутствия стартового капитала. Мол, многие говорят: "для начала собственного бизнеса необходимы инвестиции". Но на самом деле это всего лишь банальная отговорка. Такое мнение - глубочайшее заблуждение. Если у Вас имеется знакомый бизнесмен, то спросите, каков был его стартовый капитал. В 90 процентах случаев названая сума не превышает вашу сегодняшнюю заработную плату.
У Вас нет собственного капитала? Проявите находчивость и сообразительность, чтобы достичь желанного результата. Начните с малого и развивайтесь шаг за шагом. Наверняка, так будет намного легче в финансовом плане. Вы начали свой бизнес с нуля и достигли успеха. Став состоятельным человек, наверняка вложите свою прибыль в следующее дело. Бизнес имеет свои законы и правила. Освоив их один раз, Вы постоянно будете двигаться вперед. Практика свидетельствует – при наличии большого финансового ресурса на этапе запуска, он становится успешным только в 10 процентах.
Но с чего начинать? Ведь понятно, что с абсолютно пустыми карманами свое дело не запустишь. Деньги – это ресурс. Но почти любой ресурс можно заменить. Деньги тоже имеют своих заменителей. Например – ваше время. С помощью полной отдачи и огромных усилий можно многого достичь.
Второй миф. Для начала своего дела нужно разработать детальный бизнес план. Многие профессора экономических университетов рекомендуют расписывать много сценариев развития и планировать финансовые прогнозы. Статистика показывает, что на разработку детального и совершенного бизнес плана уходит в среднем шесть месяцев. Тенденции на рынке меняются очень стремительными темпами, и вы не знаете в какой мере ваши продукты или услуги будут востребованы через пол года. Этих шесть месяцев гораздо лучше пустить на развитие своей продукции и попытки ее продать – то есть вывести себя на рынок. Есть один совет, который помог многим богатым людям: составьте список из пяти – десяти пунктов чего вы хотите достичь и как быстро с минимальными затратами можно все реализовать. Очень много компаний занимаются интернет - технологиями. Но сколько из них становятся такими грандами как Google. Будьте реалистичными при оценке своих возможностей.
Вместо написания детального плана с нереальными проектами сосредоточьтесь на выяснении тех пяти или десяти пунктов, а затем начните фактическое строительство компании. Каждые три месяца пересматривайте их, решайте, что вам нужно добавить к ним или изменить. Бизнес-план должен быть руководством, а не Библией. Это вполне естественно, что бизнес-структурам нужно эволюционировать, чтобы быть в курсе всех рыночных тенденций.
Третий миф. Новая компания должна предоставлять самый инновационный продукт. Это хорошая идея, но совсем необязательная. Лучше сосредоточьтесь над вопросом - кто реально купит мой товар. Предприниматели зачастую большие мечтатели и изобретатели. Именно из-за этого очень много обанкротились. Они упустили момент, что новая продукция вовсе не означает популярная и покупаемая продукция. Для своего первого бизнеса использовать инновационный подход, как минимум риск. То, что Вам действительно нужно сделать, то это хорошенько изучить рынок. Знание всех его тенденций и "болячек" - первый шаг к получению доходов и наложению обратной связи с клиентов. Нужно найти своих "потенциальных покупателей". Ведь все успешные компании, большие и маленькие, ориентированы на своих клиентов. Учтите, вам нужно принять во внимание, чего хочет клиент, и развивать бизнес на основе его пожеланий.
Просчитайте время, которое пройдет до Вашей первой продажи. И учтите период на доработку и усовершенствование. Однако не запинайтесь сразу на доведении продукции до идеала. Это невозможно. Много предпринимателей до такой степени улучшали свою продукцию, что когда были готовы к ее выпуску - то уже не имели средств. Нужно выводить ее на рынок и исправлять дефекты уже в процессе. Таким образом, вы получите обратную связь с рынком, который как никто лучше расскажет вам о сильных и слабых сторонах вашей продукции. Будьте уверены – рынок точно поначалу не согласится с ее совершенством.
Во многих случаях качество выполнения ваших работ намного важнее, чем его новизна.
Четвертый миф. Став шефом, я спихну всю самую трудную и нежеланную работу на подчиненных. Это самая распространенная ошибка. Люди думают, что будучи босом можно в любое время уйти с работы или взять отпуск. Теоретически это так. Но на практике все выгладит с точностью наоборот. У новоиспеченного шефа появляется намного больше работы и забот. Даже дома начальника не покидают мысли о заключении следующего договора или получении денег от инвесторов.
Очень важный момент. При рождении новой компании необходимо сразу установить в коллективе "рабочую культуру". Поверьте, босс будет первым человеком в офисе не только по статусу, но и по времени пребывания на рабочем месте. Если шеф кого-то просит задержаться на рабочем месте или выйти на работу в выходной, то правильным решением будет его присутствие в офисе в это же время.
Пятый миф. На старте своего дела нужно "выбросить" много денег. Деньги действительно необходимы, когда вы начинаете бизнес. Но нужно сократить их расходы по максимуму и обдумывать приобретение каждой вещи по несколько раз. Рассмотрим самый популярный пример. Очень много предпринимателей тратят огромные сумы на хорошие офисы и дорогое оборудование. Им хочется иметь такие условие, какие были при работе в большой корпорации. Начинающие бизнесмены считают, что клиенты и потенциальные работники будут воспринимать их намного серьезнее при наличии крутого офиса. На самом деле - очень обманчивое мнение. Известные предприниматели заключают многомиллионные сделки и имеют высококвалифицированный штат сотрудников при очень небогатом оборудовании.
Найдите для своего дела недорогой офис с доступным расположением, где не нужно оплачивать стоянку или подстрижку газонов. Оградите себя психологически от ненужных расходов. Задайте себе вопрос: нужна ли мне в офис стол из красного дерева или кофеварка за тысячу долларов? Можно ли поначалу обойтись без кондиционера?
Вот Вам еще один пример свести расходы к минимуму. В одной из американских компаний вместо покупки дорогих кожаных кресел использовали их аналоги из старых автомобилей. Фирма экономила по 50 тысяч долларов в месяц, используя Skype для междугородных телефонных разговоров. При командировках ее сотрудники селились в отеле по двое и по-трое в один номер. Всю документацию по максимуму компания ведет в электронном виде для экономии чернил и бумаги. Если сложить все "не выброшенные" деньги, то получиться огромная сума.
Запомните самое главное: любые затраты в конечном результате должны принести намного больше прибыли.
Шестой миф. Чтобы достигнуть успеха в бизнесе - нужен опыт. Начиная свое дело и уходя с прежней работы, вы попадаете в так званые "золотые наручники". Ваша зарплата становится больше. В то же время приходит осознание большой ответственности и понятия - все зависит только от Вас и никто другой вместо Вас этого не сделает. Предприниматели зачастую достигают успеха, потому что не имеют другого выхода. Ими двигало правило: надо приложить максимуму усилий, чтобы не остаться голодным. Такое давление очень сильно помогает в приближении бизнесмена к успеху.
Бытует такое мнение, что нужно сначала поработать в подобном бизнесе несколько лет, чтобы иметь опыт запустить его самостоятельно. Но фактически опыт может негативно повлиять на процесс становление новой фирмы. Люди, которые уже работали в подобных структурах, зачастую лишены новых идей и очень скептически относятся к их появлению. А высокомерие и наивность для начинающего предпринимателя очень важны. Слишком большой опыт заставляет смотреть на новые тенденции скептически и не позволит их воплощать. Посмотрите, сколько успешных людей начинали свой бизнес без опыта - Бил Гейтс построил Microsoft, Марк Цукеберг запустил Facebook. Поэтому не давайте своему юному возрасту, отсутствию образования или опыта отбить у вас желание иметь свой бизнес.
Запуск нового бизнеса – очень захватывающее, но почти всегда сложное приключение. Чтобы стать следующим Уорреном Баффетом, Билом Гейтсом, Карлосом Хелу или просто осуществить мечту о создании собственного малого бизнеса, концентрируйте ваше внимание и энергию на ее осуществления. Работайте больше и тяжелее, нежели все вокруг. Пройдите все испытание временем. Но никогда не останавливайтесь. Ведь желание и труд – все перетрут.
- Информация о материале
Праздники — самое «продуктивное» время для продавцов супермаркетов. В праздничной суматохе намного проще, чем в обычные дни, нажиться на спешащих к праздничному столу людях. «Сегодня» предлагает несложные, но действенные советы, как не оказаться обманутым.
Глава киевского отделения всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины» Максим Папуша говорит, что обсчет, обвес, продажу залежалого товара под видом свежего сейчас «наряжают» в новые одежды, и даже подкованные завсегдатаи попадаются. «Чаще всего люди жалуются нам на просроченные продукты. Практически в каждом магазине есть товары с истекшим сроком годности или переклеенной этикеткой, — говорит он. — При наличии чека восстановить справедливость легко. Когда наши представители приходят с чеком в магазин, обычно деньги возвращают сразу или меняют товар на годный. Нет — подаем в суд. Сейчас рассматриваются 15 исков по поводу некачественных и даже опасных продуктов — это поддельная красная рыба, крупы с крысиным пометом, салаты с кишечной палочкой.
А вот доказать, что вас обвесили на рынке, сложнее — в супермаркетах контроль жестче. По-прежнему процветает мошенничество, например, обвинение покупателей в воровстве. Правда, для этого необходим сговор между кассиром и охранником. Кассир специально не проводит по кассе 1—2 единицы дорогого товара (коньяк, мартини, кофе, колбаса, икра), затем покупателя останавливает охрана и просит сверить чек с покупками. Далее жертву обвиняют в хищении, заводят в подсобку и ставят перед выбором: либо мы вызываем милицию, либо вы платите «штраф» в размере 2—3-кратной цены товара. Но тут главное — не нервничать: по закону в том, что неоплаченный товар оказался в тележке, виноват кассир, а не покупатель, если он, конечно, не спрятал покупку, а выложил его на кассе.
В ответ на претензии охранников оставайтесь на месте, а не идите с ними в подсобку, где с вами могут сделать все что угодно, даже подложить товар в карман или сумку! Возле самой кассы требуйте вызвать милицию. И помните: охрана не имеет права применять силу, если вы на них не нападаете, обыскивать вас и ваши вещи. Если клиент ведет себя решительно, злоумышленники тушуются. После этого вы либо платите за покупку ее цену, либо возвращаете ее продавцу и уходите».
Основные способы обмана покупателя
По мелочи
Как обманывают. На переднем плане выставляют товар с истекающим сроком годности, свежий прячут в глубине полок
Как бороться. Смотреть на дату выпуска, выбирать товар не в первом ряду, а в глубине. Хлеб брать не с ближайшего стеллажа, а с самого дальнего
Как обманывают. Под товаром располагают ценник от такого же товара, но меньшего веса или объема (например, на полке стоят бутылки пива объемом 0,5 л, а ценник — для бутылок 0,33 л, которые расположены рядом)
Как бороться. Обращать внимание на информацию на ценнике
Как обманывают. Палка копченой колбасы, провисевшая в торговом зале 2—3 дня, теряет в весе 20—30 г — это значит, что покупатель переплачивает 1—3 гривни на палке, в зависимости от цены
Как бороться. Взвесить колбасу или фрукты на контрольных весах. Если вес существенно меньше, чем указанный на ценнике, попросить продавца перевесить. Обычно продавцы беспрекословно подчиняются просьбе, если откажут — требуйте вызвать администратора
Как обманывают. Продавцы не вычитают вес поддона и упаковочной пленки расфасованных товаров — в итоге покупатель получает на 5—10 г меньше продукта
Как бороться. Доказать свою правоту намного сложнее, чем в предыдущем случае, но также можно требовать перевесить товар, вычтя вес упаковки
Как обманывают. Замороженные продукты, особенно морепродукты, продаются «в глазури» из льда, после разморозки товар теряет до 20% веса
Как бороться. Не вестись на якобы низкую цену и покупать такую же рыбу без «глазури». Это все равно выгоднее, чем более дешевая рыба, но во льду
Как обманывают. Псевдоакции: товар со скидкой, два по цене одного, три по цене двух. Нередко скидка символическая, а срок годности дешевого товара подходит к концу
Как бороться. Посмотреть, когда истекает срок годности товара и решить, успеете ли вы съесть, например, три шоколадки, которые спустя три дня окажутся просроченными.
Традиционный развод
Как обманывают. Если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. С выдавленной маркировкой такой вариант не проходит
Как бороться. Стараться покупать молокопродукты с выдавленной, а не нарисованной датой изготовления, если ее нет — смотреть, не вздулась ли упаковка со сметаной или йогуртом
Как обманывают. Переклейка этикеток, причем иногда даже старую этикетку не отрывают, а клеят сверху новую
Как бороться. Осматривать товар: сыр и мясо не должны быть обветренными, заплесневелыми
Как обманывают. При расфасовке рыбы, мяса, сыра в пленку и непрозрачные пластиковые поддоны вниз нередко кладут кожу рыбы с чешуей, мясо с костями или сало, а то и откровенную тухлятину, заплесневелый сыр и края головок, которые надо обрезать в отходы, а сверху все это Прикрывают аппетитными кусочками. Фрукты и овощи фасуют вперемешку — снизу подпорченные, сверху кондиционные;
Как бороться. Желательно не покупать нарезку в поддоне — лучше взять кусочек и порезать самому, заодно будете уверены, что вес точный
Как обманывают. Просроченную сырокопченую колбасу моют мылом или порошком, полукопченую колбасу протирают подсолнечным маслом
Как бороться. Вымытая или протертая маслом колбаса неестественно блестит и имеет несвежий запах, понюхайте ее
Как обманывают. Просроченное мясо вымачивают в уксусе и пускают в фарш, вареную колбасу с истекшим сроком годности, крабовые палочки, кальмары и майонез — в салаты
Как бороться. Мясо желательно покупать на рынке, а не в супермаркете, а фарши и салаты готовить дома
Как обманывают. На ценнике, прикрепленном к полке с товаром, указана более низкая стоимость продукта, чем та, что занесена в память кассового аппарата
Как бороться. Обнаружив, что в чеке указанная стоимость выше, чем на ценнике, требуйте продать товар по более низкой цене либо вернуть деньги. Если устроить скандал, привлечь внимание покупателей, можно еще и получить небольшой подарок либо бесплатно дисконтную карточку супермаркета
Как обманывают. Если клиент берет много товара и невнимателен, кассир может пробить один и тот же товар дважды
Как бороться. Сверяйте чек с ассортиментом покупок, не отходя от кассы. Обнаружив несоответствие, можете требовать либо возврата денег, либо выдачи оплаченного продукта.
Экзотика
Как обманывают. Из бутылки с дорогим импортным пивом сотрудники магазина могут выпить содержимое и налить воды, чаю, из кокоса — через дырочку выпить молоко, из коробочки с мини-шоколадками, печеньем вытянуть 1 или несколько штук
Как бороться. Не поленитесь положить на весы набор мини-шоколадок, потрясти кокосовый орех (в нем должна плескаться жидкость), перевернуть вверх дном бутылку с пивом, проверить, не сочится ли из-под крышки жидкость.
Колбаса без кишоболочек и рыба нетто
Как же отвечают нечестные продавцы за обман покупателей? Начальник отдела контроля продовольственного рынка Киевского управления по делам защиты прав потребителей Ольга Котехова разъяснила нам, что на госуровне торговлю контролирует Госпотребстандарт. В его подчинении находятся 25 облуправлений и отдельно киевское. Проверки бывают двух видов — плановые и внеплановые. Первая проводится раз в год, причем руководителей проверяемого магазина, супермаркета или рынка за 10 дней до ревизии о ней предупреждают. Это требует закон «Об основных положениях госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности», принятый в 2007 году, до этого о дате проверки не сообщалось.
Но даже зная, когда придут контролеры, многие торговые точки не устраняют нарушения! В основном это, по словам Котеховой, наличие на прилавках просроченных продуктов и завышение их веса. В последнем случае применяется нехитрый, но эффективный прием: перемаркировка. Например, производитель поставляет филе семги (в рознице стоит 120—130 грн./кг) в вакууме и указывает на ней вес нетто — 385 г. В магазине товар перевешивают с упаковкой, получается 390 г, и этот вес указывают на бирке, наклеенной поверх заводской. Итого на 100 кг продукта выходит около 1,5 кг (200 грн.) «из воздуха». Контролеры наказывают за это «стрелочников»-продавцов штрафом в размере... 34—255 грн.
Внеплановые проверки проводятся внезапно, по жалобам покупателей. Контролерам, мягко говоря, не рады, но вынуждены их пускать в магазин, иначе штраф в размере 1—10% доходов за предыдущий месяц — это минимум несколько тысяч гривен. Факты обсчета и обвеса подтверждаются в основном в небольших магазинах, где используют стрелочные весы. «В супермаркетах электронные весы показывают точно. Но мало кто из покупателей знает, что выбрав, допустим, палку сырокопченой колбасы, он имеет право потребовать у продавца обрезать веревочку с биркой, кишечную оболочку (хвостики) и металлические пломбы. И только после этого продавец должен ее взвесить и выбить новый чек. Можно таким образом сэкономить до 3 грн. на палке, ведь, провисев несколько дней в торговом зале, колбаса еще и усыхает на 20—30 граммов», — поясняет Котехова.
Мы решили проверить это на практике. Взяли висящую в супермаркете палку колбасы за 32,5 грн. Прошли в колбасный отдел и попросили перевесить, обрезав лишнее. Продавец согласилась. После обрезки колбаса стала стоить на 2,5 грн. меньше!
Впрочем, на качество еды и обвес покупатели жалуются мало — за 2009 год отделом рассмотрено всего 98 жалоб, 80% подтвердились. Для сравнения: на качество промтоваров и услуг жалоб около тысячи. Но это лишь значит, что многие обманутые на 2—3 гривни или купившие тухлятину граждане не хотят тратить время, силы и нервы на поиски справедливости. Бывают и курьезные жалобы типа «я купил 100 г колбасы к водке, съел, отравился, прошу принять меры». На них тоже обязаны реагировать: отобрать в магазине пробу, проверить в лаборатории. Если окажется, что продавали просроченный товар — предпринимателя штрафуют на 200% стоимости остатка продукции. Например, просроченная сметана стоит 5 грн., ее выявлено 50 баночек — значит, штраф 500 грн.
Как нас дурят «базарные бабы»
Многие люди покупают продукты на рынке — там и дешевле, и свежее, чем в супермаркете. Но смотреть надо в оба, чтобы не обвесили и не обсчитали. Опытные покупатели утверждают: если свежесть продукта определить еще можно, посмотрев на него, пощупав, понюхав и даже попробовав, то обвешивают сплошь и рядом. Но способы обвеса новые, потому что контроль стал жестче. Как рассказали нам в администрации одного из рынков Киева, подпиленные, высверленные гири и весы со скрученными стрелками практически ушли в прошлое — слишком просто попасться. Теперь используют сильные магниты от динамиков старых радиоприемников. Магнит заворачивают в тряпку, мол, чтобы прилавок протирать, или кладут в пустую пачку из-под сигарет и помещают рядом с чашкой весов. Если на нее положить весовой товар, чашка опустится к магниту и тот ее чуть притянет к себе, накрутив таким образом 100—150 г. А захочет кто-то проверить весы — магнит убирают, и они показывают точно. К чашке электронных весов крепят крючок с леской, которую продавец незаметно тянет вниз, увеличивая вес.
Теперь о том, что не стоит покупать вообще. Игнорируйте золотистую копченую скумбрию и ставриду и якобы смаленое соломой сало — и то, и другое намазано «жидким дымом». Воздержитесь от приобретения подозрительно дешевой ветчины или буженины в вакуумной упаковке — они не только изготовлены из импортного мяса, часто выращенного на гормонах, но нередко еще накачаны специальным безвредным гелем, который увеличивает вес на 20—25%, а потом при нарезании куска вытекает. Не берите и мороженую рыбу — ее не только могли замораживать несколько раз, но и льда на ней намерзло до 20% веса. В «домашнем» молоке может быть антибиотик левомицетин, чтобы не кисло. Продавцы творога, бывает, крошат на старый кусок нарезанные кусочки свежего, якобы для пробы, поэтому просите отрезать на пробу от целого, тогда узнаете правду.
Мерчандайзинг — законный «развод»
В супермаркетах также применяют научно разработанные приемы, подсознательно вынуждающие людей приобретать больше товаров, даже если они не очень нужны. Этим занимаются мерчандайзеры (от английского merchant — торговец). Многолетние исследования показали: больше денег оставляет в магазине тот, кто дольше по нему ходит. Отсюда два основных и, казалось бы, взаимоисключающих приема мерчандайзинга: первый — заставить покупателя дольше ходить по залу и второй — когда наплыв людей, вынудить их быстрее выбрать товар и пройти к кассе. Первая задача решается просто — порядком размещения продуктов. Именно поэтому три группы повседневных товаров — хлеб, мясо и молоко — чаще всего расположены в противоположных углах торгового зала. По этой же причине не всегда удается быстро найти секцию, где продается мука, сахар или соль: подходы к ним заставлены чипсами, консервами, спиртным, конфетами. В поисках хлебушка человек идет сквозь ряды разнообразной снеди с красочными этикетками, к которым рука так и тянется. Многие видели на полках с пивом якобы забытые покупателями пакетики с орешками, кальмарами или таранью или коробку конфет рядом с шампанским. На самом деле это оставленные продавцами напоминалки, которые часто срабатывают.
Чтобы ускорить (или замедлить, когда людей в торговом зале мало) поток покупателей, используют музыку. Вечером и утром в магазинах играют медленные, спокойные мелодии, настраивающие человека на лирический лад, а вот в часы пик ставят быстрые хиты, транслируют шутки и анекдоты. Под бодрую музыку клиент не только берет с полок больше товара, но и меньше задумывается над выбором — какая бутылка пива или коробка конфет оказались ближе, ту и берем и бегом дальше, ведь у кассы очередь. Особенно это увеличивает продажи перед праздниками.
Прячут и едят в магазине
Впрочем, покупатели тоже выдумали массу способов, как взять продукт и не заплатить. Об основных приемах покупательского жульничества нам рассказал топ-менеджер крупной всеукраинской сети супермаркетов. По его оценкам, так «уходит» до 1% товара. «Когда в конце 90-х появились магазины самообслуживания, воровали массово, особенно «мелочь», которую можно продать: шоколадки, дорогое спиртное, икру, картриджи к дорогим бритвам.
Как-то перед Новым годом зашли в магазин две шикарно одетые дамы в шубах, набрали полные тележки снеди, расплатились, а под шубами были пришиты... карманы из дамских чулок, в которые они под завязку набили баночек с черной и красной икрой. Но их подвела жадность: охрана заметила, что подруги брали икру, а в тележках ее не оказалось. Был скандал, вызвали милицию, возбудили уголовное дело за кражу. Но с тех пор и у нас, и в других сетях икра оплачивается сразу при покупке, а не на кассе.
Для борьбы с несунами привлекли в охрану бывших милиционеров, спецов по карманникам, платили им хорошую зарплату, ребята ее отрабатывали с лихвой. Сейчас поставили видеокамеры, и воришки обмельчали: в основном это мальцы, ворующие жвачки и шоколадки; пенсионеры и безработные, норовящие стащить какой-то деликатес, а то и сырок. Ловим их ежедневно, обычно отбираем товар, вора фотографируем и отпускаем. Фото выдаем охране по всем магазинам сети. Есть люди, съедающие товар в магазине, таких уличить сложнее всего.
Попадаются и продавцы-воры. Самый простой прием — приезжает их родня или знакомые, набирают полные тележки, а дорогие позиции (коньяк, виски, колбасы) кассир «забывает» пробить через кассу. Охрана имеет право сверить содержимое тележки с чеком и, если нарушение налицо, увольняем кассира по недоверию. Это клеймо на всю жизнь».
- Информация о материале
Понятно, что в условиях, когда экономическая ситуация в мире крайне нестабильна, а кушать несмотря ни на что хочется, все больше людей ищут способ дополнительного источника доходов.Причем желательно такого, чтобы сидеть дома, особо сильно не напрягаться, а получить побольше. Проблема лишь в том, что большинство из этих так называемых способов «быстрого заработка» связаны с высоким риском.
10. Дневная игра на бирже.
На каждого гениального финансиста, благодаря которому дневная игра на бирже кажется легкой и привлекательной, можно найти восемь-девять умных и способных парней, которые потерпели фиаско.
Как говорится, против статистики не попрешь, а она говорит о том, что трейдеры, выходящие и выходящие с рынка по нескольку раз в течение дня, пытаясь как можно больше заработать на меняющейся разнице курсов, в долгосрочной перспективе получает меньше, чем среднестатистический инвестор, который правильно выбрал момент входа и терпеливо ждал, пока цена акций достигнет нужного уровня. Сюда стоит добавить, что игра на бирже занятие крайне нервное и сложное. Чаще всего в результаты вы получаете меньше денег, чем если бы вы их отдали людям, которые занимаются биржевой торговлей профессионально, и после этого не забивали бы себе голову всякими котировками.
9. Перепродажа недвижимости.
Наверняка вы не раз видели сообщения, предлагающие уникальные возможности по быстрому обогащению, которыми можно воспользоваться, посетив обучающий семинар и заплатив за это некую сумму денег. На Западе с большой долей вероятности это будет семинар, обучающий тонкостям быстрой перепродажи недвижимости. И похоже, что эта техника действительно работает. По крайне мере для того парня, который проводит семинар, и получил с вас за это деньги.
8. Игра на FOREX.
Для начала стоит сказать, что игра на FOREX довольно рискованное предприятия, в котором вы зарабатываете деньги благодаря тому, что кто-то другой их теряет. А теперь представьте каковы ваши шансы выиграть у людей, которые таким образом зарабатывают себе на жизнь и изначально располагают значительно большим капиталом, нежели ваш. В довершении скажем, что лишь 15% игроков на бирже FOREX могут похвастаться прибылью.
7. Опросы онлайн.
Тот, кто хоть раз пользовался поисковиком Google и разгребал завалы спама, приходящего на электронную почту, знает об удивительной возможности заработать 10, 20 и даже 50 долларов в час за простое участие в опросах. Надеемся, что вы не поверили в эти обещания, поскольку ожидать, что вам будут платить такие деньги за работу «не бей лежачего», для которой не требуется ни навыков ни таланта было бы слишком самонадеянно.
6. Предложения по высокодоходному инвестированию.
Вы уже догадались? Ну конечно же речь идет о финансовых схемах типа «пирамида». После «МММ» и недавно раскрытой аферы Медоффа суть ее работы понимают даже детсадовцы и бабушки-«божий одуванчик». Компания обещает вам просто невообразимый доход и даже первое время исправно его выплачивает. Но делает это за счет новых вкладчиков, несущих свои кровные, в надежде быстро разбогатеть. Система прекращает свое существование после того, как поток вкладчиков иссякает и обещанный высокий доход становится нечем выплачивать.
5. Экономика онлайн-игр.
Многопользовательские онлайн-игры уже концу 2009 года будут представлять собой индустрию развлечений, приносящую 10 млрд. долл.дохода. Если вы довольно много времени проводите в той или иной многопользовательской ролевой игре, вам может показаться, что на продаже внутриигрового имущества за реальные деньги можно неплохо подзаработать. Достаточно вспомнить о знаменитой покупке в 2007 году персонажа из игры World of Warcraft за 10 тыс. долл.
4. Ведение собственного блога.
Да, некоторые блоги приносят своим владельца неплохой доход от рекламы. Проблема в том, что над большинством из них работают профессионалы и они публикуют действительно сенсационные сообщения или могут себе позволить заполучить комментарии по тому или иному событию от известных людей. Так что если ваши размышления на тему захвата планеты зелеными человечками не прокомментирует генсек ООН, ловить вам нечего.
3. Участие в медицинских экспериментах за деньги.
Участие в медицинских экспериментах в качестве подопытного кролик действительно может неплохо оплачиваться. Однако стоит понимать, что в результате вы можете получить не только деньги, но и целую кучу проблем со здоровьем, которое потом никакими деньгами не вернешь. Вам же не хочется всю оставшуюся жизнь работать на лекарства, как тем шестерым лондонским бедолагам, на которых в 2006 испытывали средство от артрита и которые получили повреждение внутренних органов?
2. Азартные игры.
В случае с азартными играми есть две проблемы. Во-первых классическая математическая задача о разорении игрока говорит нам о том, что любой игрок с ограниченным капиталом (в данном случае вы) проиграет все до копейки сопернику, обладающему неограниченным капиталом (казино). А вторая проблема заключается в том, что по статистике обычные азартные игрок в год спускает на ветер 50 тыс. долл., а вероятность того, что он покончит жизнь самоубийством у него выше в 20 раз, по сравнению с «неигроком». В совокупности эти два факта позволяют говорить о том, что попытка заработать на азартных играх равносильна выкидыванию денег в мусорную корзину.
1. Помоги умирающему миллионеру из Нигерии.
Знаменитый «способ мошенничества № 419». Вежливая вдова миллионера из Нигерии или его духовник или соратник по борьбе, преследуемый властями, присылает вам на электронную почти трогательное сообщение с просьбой помочь вывести из страны честно нажитые миллионы. В замен вы получите часть этого состояния, а все, что от вас требуется — выслать честному нигерийцу немного денег на текущие расходы и взятки нужным людям.
- Информация о материале
Не секрет, что множество ДТП вызвано плохим, а порой просто отвратительным состоянием автомобильных дорог и улиц, нарушением правил, норм и стандартов их содержания. Что удивительно, при этом общее количество ДТП при плохих дорогах, как правило, сокращается. Причин тому две. Во-первых, наблюдая на дороге «кошмар», состоящий из асфальта, льда, песка, воды, многие автовладельцы начинают пользоваться общественным транспортом – жалко машину убивать. Во-вторых, та часть граждан, которая все же решилась сесть за руль, значительно снижает скорость движения – кто враг своему здоровью? Однако в процентном отношении среди всех видов ДТП количество аварий «из-за дороги» резко возрастает. За последние две недели в протоколах ГАИ участились формулировки – «не справился с управлением», «развернуло», «вынесло на встречную полосу» и т.д. Кто же в ответе за такие ДТП?
Мы опустим вопросы страхования ответственности владельцев транспортных средств, здесь и так все понятно. Обратим лишь внимание на тот факт, что за вред, причиненный автомобилю или здоровью гражданина в силу неудовлетворительного состояния проезжей части дороги, отвечать должно то предприятие, «в ведении» которого находится эта самая дорога. Известно, что за состояние столичных дорог Украины отвечает «Киевавтодор». Вот к нему и следует предъявить иск о возмещении материального вреда, причиненного вследствие ДТП.
Правда, следует учитывать и тот факт, что между «Киевавтодором» и, скажем, ЖЭКами иногда «случается» несогласованность в действиях. Убирая снег на тротуаре, коммунальные службы просто-напросто «перемещают» его на проезжую часть улицы. Поэтому, если не дай Бог, вам не повезло, и день начался с ДТП из-за «каши» на дороге, то, вызвав ГАИ, предложите им (или сделайте это самостоятельно) вызвать и представителей коммунальных служб, в обязанности которых входит обеспечение безопасного состояния конкретной дороги. Их «мнение» (коммунальщиков) фиксируется в специальном акте обследования и состояния дороги, который, в свою очередь, приобщается к админпротоколу. Кроме того, помните, что при составлении протокола, сотрудники ГАИ всегда принимают во внимание состояние дорожного покрытия, о чем делается соответствующая отметка.
При походе в суд к исковому заявлению обязательно приложите справку ГАИ, копию админпротокола и акта, составленного коммунальщиками, акт осмотра транспортного средства, заключение о стоимости восстановительного ремонта, копию квитанции об оплате заключения о стоимости восстановительного ремонта и иные документы, имеющие значение для определения размера денежного возмещения.
Кроме того, на прошлой неделе народный депутат Анатолий Гриценко зарегистрировал законопроект, направленный на защиту участников дорожного движения от необоснованного привлечения их к административной ответственности. Законопроект «О внесении изменений в статьи 122 и 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях» зарегистрирован в понедельник. Как отмечено в пояснительной записке к нему, в случае, когда нарушения правил дорожного движения были вызваны нарушением правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог и улиц, административная ответственность участников дорожного движения наступать не должна. Авторы законопроекта акцентировали внимание на том, что предложенный ими нормативный документ защитит права водителей и пешеходов от бездеятельности организаций, ответственных за состояние дорог, улиц и дорожных знаков, напомнив, что «статья 140 КУоАП предусматривает административную, а статья 288 УК Украины - уголовную ответственность для них».
В свою очередь, руководитель пресс-службы департамента ГАИ - Нина Хмелевская, наоборот, уверена, что менять ничего не надо: «В ЗУ «О дорожном движении» сказано, что водитель должен выбрать безопасную скорость, в зависимости от состояния дороги и погодных условий. Поэтому если случилось ДТП, значит, он уже нарушил и должен быть наказан. Также если водитель считает, что в ДТП виновата яма или лед, он может указать это в протоколе о ДТП, приложить фото ямы, вызвать на место аварии представителя дорожной службы. Суд разберется, кто виноват». По мнению же начальника «Киевавтодора» Георгия Глинского, если закон примут, то дорожники фактически окажутся «крайними»: им не выделяют достаточно средств на ремонт и содержание дорог и улиц, а хотят, чтобы они отвечали, если «из-за ямы» случится ДТП.
- Информация о материале
Экономисты утверждают, что прежде, чем начать кредитование физических лиц, банки станут кредитовать более привлекательный для них сегмент - корпоративный.
И только когда денег у банков станет больше, они возобновят кредитование такого высокорискового сегмента, как мелкий бизнес и физические лица.
Украинцев уверяют, что банки понемногу восстанавливаются после кризиса. Первый признак оживления - начало кредитования физлиц. Финансовые аналитики прогнозируют, что массово потребительские кредиты банки начнут выдавать уже в июле, а ипотечные - к концу года.
Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко отмечает, что ипотечные кредиты уже сейчас появляются, но о массовом кредитовании говорить еще рано.
Сейчас готовы выдать клиентам ипотечный кредит на вторичное жилье 13 украинских банков. Под 25-30% годовых в гривне, на срок не более 10 лет. А первоначальный взнос должен составлять почти половину стоимости жилья.
Например, Укрсоцбанк начал давать кредиты покупку жилья на первичнои и вторичном рынке сроком на 20 лет под 29,25% годовых при первоначальном взносе от 40% стоимости недвижимости. Universal Bank - под 25,95% и 30%-м взносе на те же 20 лет.
Много ли найдется у нас людей, готовых платить такие непомерные проценты? На это может пойти разве что сумасшедший!
А без массового кредитования населения существенного роста спроса на жилье быть не может. Значит, и цены будут благополучно стремиться к уровню, на котором спрос подкреплен финансовыми возможностями потребителей, не требующих кредитных ресурсов.
Но финансовые возможности населения купить квартиру, не прибегая к кредитным ресурсам, - дело весьма отдаленного будущего. А вот сделать ипотеку дешевле - гораздо реальнее.
Согласно данным аналитического обзора состояния российского ипотечного рынка, подготовленного компанией «Кредитмарт», среднерыночная ставка в России по ипотечным рублевым кредитам в январе 2010 года составила 17,71%, а в долларах - 13,61%. Средний срок предоставленных рублевых кредитов увеличился с 12 лет до 15,6, валютных - с 5 лет до 8,6.
Так, с 1 февраля 2010 года Райффайзенбанк снизил ставки по всем программам ипотечного кредитования: на покупку недвижимости на вторичном рынке процентные ставки снижены с 15,5 до 14,5% годовых (с 18,5 до 17,5% без заключения договора страхования). Ставки по кредитам на покупку недвижимости под залог имеющейся квартиры - с 16 до 15% (без договора страхования с 19 до 18%).
Снизил ставки и Альфа-Банк. Для Москвы и Подмосковья в среднем на 3,6% в рублях и на 1,4% в долларах; в остальных регионах ставки снижены в среднем на 1,5% в рублях и на 0,7% в долларах.
Кроме того, в целях повышения доступности ипотеки, Госдума России 19 февраля текущего года приняла законопроект, разрешающий секьюритизацию ипотечных кредитов с первоначальным взносом в 20% вместо нынешних 30-40%.
Понижение ставок по ипотеке однозначно резко увеличит спрос на жилую недвижимость, считают специалисты Knight Frank. А учитывая, что нового жилья высокой степени готовности на рынке становится все меньше, повышение спроса неминуемо приведет к росту цен.
- Информация о материале
Страница 173 из 186
