Ликбез
Хотите знать, как проиграть дело в суде? О, это целая наука. Азы мастерства изложены в данном пособии.
Итак: судиться может каждый. Нет более доступного вида деятельности для каждого современного человека, чем занятие юриспруденцией. Благо, для ведения судебного спора необходим минимум навыков: умение писать, читать и, собственно, спорить.
Оттачивать мастерство судебной тяжбы необходимо последовательно, шаг за шагом. Для начала, чтобы довести навыки до автоматизма, настоятельно рекомендуется обращаться в суд по каждому факту нарушения ваших прав. Ведь где только не ущемляют наши права! На ногу в общественном транспорте наступили. Продавщица в супермаркете хмуро взглянула. Соседка громко дверью хлопнула. Если все-таки эти нарушения покажутся не достойными вашего внимания, создайте необходимую ситуацию сами. К примеру, встретив соседку на лестнице, спросите у нее, почему ночью она так громко пела. Да еще баритоном? Если она в недоумении ответит, что ночью ее не было дома, она только утром приехала с дачи, смерьте ее презрительным взглядом и попрощайтесь, загадочно пообещав: «Встретимся в суде».
Обращаясь в суд, не поддавайтесь на провокацию рекламы юридических услуг, не обращайтесь к помощи специалиста. Это может разрушить все ваши планы. Если вы все же не решитесь полностью отказаться от помощи профессионала, примите некоторые меры предосторожности. Не выбалтывайте юристу сколько-нибудь значимую для дела информацию – пусть помучается. Ведь не зря ему уплачено. Говорить с юристом лучше на отвлеченные темы. К примеру, о мировом финансовом кризисе, о нежелании панд размножаться в неволе. Имеет смысл укрыть от недремлющего ока юриста хотя бы половину документов, относящихся к делу.
Заключив договор с юристом, покажите ему, что вы не лыком шиты и способны эффективно его контролировать. Лучше всего ежедневно, без предупреждения, являться к нему в офис и обсуждать как предстоящее дело, так и свое душевное состояние. В течение полутора-двух часов, удобно устроившись в кресле, объясняйте ему, как вы переживаете за дело и давайте рекомендации, о чем он должен говорить в суде. Желательно раз за разом освещать вашу спорную ситуацию с разных точек зрения, выясняя все возможные варианты развития судебного процесса. Скажите юристу, что вы тоже читали закон, знаете все его тонкости и устройте научную дискуссию, предложив правоведу собственное толкование права. Пусть не расслабляется. Если через пару часов от начала визита юрист начнет суетиться и заявит, что ему надо бежать в суд, отпустите его – а вдруг это правда. Но обязательно заверьте, что, несмотря на занятость, вы выкроите время и завтра беседу непременно продолжите.
Если для вас, как и для большинства разумных граждан, участие в деле юриста – такая же блажь, как покупка золотого колье для йоркширского терьера, смело действуйте самостоятельно.
Подавая иск по почте, для начала забудьте приложить к нему необходимые документы. Суд оставит иск без движения и предложит в определенный срок эти документы предоставить. Не поддавайтесь на провокацию. И тогда иск вам будет возвращен. Все. Своего вы добились, на этом можно поставить точку, вполне обоснованно сделав вывод о недоступности правосудия для простого народа.
Если же вы – не сторонник полумер, решительно действуйте дальше. Приложите все требуемые документы и вынудите суд принять иск.
Правда, это еще полдела. Самое главное начнется в судебном заседании. Можно, к примеру, начать перебивать судью, на вопросы суда отвечать сидя. Имеет смысл на вопросы суда отвечать вопросами: «А что? Зачем Вы лезете в мою жизнь?» и т.п. Можно рекомендовать громко комментировать ответы и пояснения противной, в прямом смысле, стороны. Результативен и такой способ, как переход на личности соседки и ее близких (матери, отца и др.) Тут главное – никак не отреагировать на предупреждение суда о недопустимости такого поведения. В этом случае судебные приставы, скорее всего, перекроют вам доступ к правосудию, а вы легко отделаетесь административной или уголовной ответственностью.
Другой способ более трудоемкий, но не менее эффективный. Тут следует проявить творческие способности и начать излагать свое дело суду издалека. Настоятельно рекомендуется способ от общего к частному. Например, сначала на множестве примеров изложите своё понимание единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, и только потом, подготовив аудиторию к осмыслению происходящего, начните изложение вашего конфликта с вредной соседкой, поющей по ночам. Пусть вас не смущает, что судья время от времени украдкой посматривает на часы, а то и прямо предлагает перейти ближе к делу. Ваши пояснения должны быть изложены как можно полнее. Для правильного решения суд должен обладать всей полнотой информации, а вы – единственный ее источник. Не смущайтесь. Уместно пройтись по темной личности соседки, подробно рассказав все, что вам удалось узнать о ней от соседей и сослуживцев. О доказательствах не беспокойтесь. Суду надо – пусть он их и добывает.
По ходу дела заявляйте ходатайства о назначении разных экспертиз. К примеру, графологической, автотехнической, генетической и ряда других. Попутно попросите суд сделать запросы в различные организации: ЖЭК, психоневрологический диспансер, ГИБДД, Сбербанк и штаб Единой России. На просьбу суда пояснить, для чего требуется проведение экспертизы и направление запросов, отвечайте четко и ясно: «Для установления истины по делу». Скорее всего, суд вам откажет. Проявите характер. Немедленно заявите отвод судье. Мотивируйте отвод предвзятым отношением к вам. Разумеется, в отводе вам тоже откажут. Зато вы лишний раз сможете убедиться, что в суде правды не добьешься.
Особое внимание уделите прениям. Не поленитесь, не пожалейте времени и вновь повторите все, сказанное вами ранее. Подробно проанализируйте сказанное вашей соседкой, раскритиковав в пух и прах ее хиленькие доводы. Заявите, что судебное заседание подтвердило вашу правоту и вы, несмотря ни на что, верите в справедливое и положительное решение суда. В конце речи не грех пустить слезу в расчете на гуманистические основы российского правосудия.
После оглашения решения, которым вам непременно откажут в иске, торжествуйте: вы добились своего, убедились в несправедливости правосудия и окончательно потеряли веру в человечество.
Впрочем, ограничивать этим этапом ваши возможности не обязательно. Тогда следующий шаг – обжалование судебного решения. Тут, правда, есть несколько тонкостей. Самое главное – не уложиться в десятидневный срок, а направить кассационную жалобу, к примеру, через месяц. Тогда вам гарантированно откажут. В самой жалобе ни в коем случае не указывайте основания для отмены судебного решения. Ограничьтесь указанием на то, что из квартиры соседки по-прежнему по ночам слышно пение, а решение суда вообще незаконное и ни в какие рамки не лезет.
Такой подход поможет вам убедиться, что правосудие у нас – несправедливое, а участие представителя в деле и вовсе от лукавого. Ведь даже вы, человек грамотный, кровно заинтересованный в исходе своего дела, знающий всю подноготную своей соседки, не смогли выиграть дело. Что уж говорить о профессионале, который вооружен лишь знанием законов, а сам в глаза не видел вашу соседку и понятия не имеет, на что она способна?
P.S. Кстати, рекомендую игнорировать законодательство об авторских правах и перепечатывать это пособие без указания автора. Буду рада видеть вас в суде и предоставить возможность изучить прочитанное на практике.
Удачи вам!
- Информация о материале
В нынешние времена всемирного коллапса экономики (именуемого всем надоевшим словом «кризис») проблемой многих юридических и физических лиц стало погашение кредитов, а особенно валютных. Многие СМИ уже неоднократно рассказывали о том, как через суд добиться возврата вклада из проблемного банка. И немало наших читателей именно в суде нашли свою правду и вернули сбережения. Теперь — очередь валютных заемщиков. Нынче наступает крайне интересная пора – вполне вероятно, что в ближайшее время появится целый вал судебных исков о признании недействительными договоров, которыми оформлены кредиты. Банкиры, понятное дело, будут против. Будут говорить о том, что принятые судами решения о расторжении кредитных договоров являются незаконными, а потому будут и апелляции, и кассации. Но у заемщиков все же есть немало шансов выиграть дело против банка и выйти из кредита с немалой экономией.
За этот кризисный год умелые юристы успели изобрести несколько теоретических схем законного избавления от выплаты кредитов, и некоторые из них уже полным ходом используются на практике. Итак, представим вашему вниманию три подобные схемы.
Схема №1. Банкротство физлиц
Еще 14 мая 1992 года был подписан Закон Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом». Его действие распространяется лишь на юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Чтобы им воспользоваться, заемщику нужно самостоятельно предпринять лишь три шага.
1. Оформиться частным предпринимателем и найти арбитражного управляющего.
2. Заключить соглашение с другим частным предпринимателем, например, о предоставлении консультативных услуг.
3. Впоследствии отказаться его выполнять из-за нехватки средств и подать заявление в суд с просьбой признать себя банкротом и назначить конкретного арбитражного управляющего — распорядителем имущества заемщика, продажа которого и должна удовлетворить требования кредиторов. Проверив несостоятельность заемщика выполнить соглашение с другим частным предпринимателем, суд признает его банкротом как физическое лицо-предпринимателя. Но из-за той же нехватки средств заемщик не может выполнять и кредитное соглашение с банком, потому суд признает его банкротом в целом как физическое лицо, и именно это позволяет не возвращать кредит.
Однако 27 марта народным депутатом Украины Валерием Писаренко был внесен проект закона № 4273 (принятый за основу, но до сих пор не принятый в целом) о внесении изменений в некоторые законы Украины (касательно банкротства физического лица). Этим проектом закона, в частности, предусмотрен запрет становиться предпринимателем на протяжении 5 лет после признания физического лица банкротом. Тем не менее, 21 сентября 2009 г. Хозяйственный суд Харьковской области впервые признал банкротом физическое лицо (по вышеизложенной схеме) — пенсионерку Татьяну Осипову, сдававшую в аренду офис и освобожденную от долга банку на сумму в 300000 грн. На это решение Морским транспортным банком подана апелляция, сейчас находящаяся в производстве.
Схема №2. Кризис как форс-мажор
Некоторые специалисты предлагают такой вариант избавления от тягостного валютного кредита как признание кризиса форс-мажорным обстоятельством, однако, такая позиция пока не нашла своей реализации на практике. В частности, в письме Высшего хозяйственного суда Украины № 01-2.2/279 от 9 сентября 2001 года под форс-мажорными обстоятельствами понимают события общественной жизни, которые стороны сами на диспозитивных основаниях определяют в договоре как право на освобождение от дальнейшего выполнения обязательства, если такие события будут происходить в период действия договора. Однако, к сожалению, без указания в кредитном договоре финансового кризиса как форс-мажорного обстоятельства эта схема не заработает.
Поэтому здесь можно посоветовать лишь попытаться внести такое изменение в кредитный договор, уповая на невнимательность юриста банка.
Схема №3. Валюта – вне закона
20 августа 2009 г. было вынесено первое (прецедентное) решение Хозяйственного суда Донецкой области по иску ООО «Отель «Централь» (г. Донецк) к ОАО «ВТБ Банк» (в лице Донецкого филиала). А 14 сентября 2009 г. Донецкий апелляционный хозяйственный суд подтвердил решение первой инстанции.
Это дело представляет интерес в двух аспектах.
Во-первых, судом был признан недействительным кредитный договор на сумму около $19 млн, заключенный между сторонами в июне 2007 года. Кроме того, согласно положениям части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Украины недействительность основного обязательства тянет за собой недействительность договора по его обеспечению. Таким образом, ипотечный договор и договор залога имущественных прав также были признаны недействительными. В обосновании этой части решения суд исходил из следующего. Выплата кредита и процентов осуществлялась в иностранной валюте — долларах США. То есть, средством платежа по договору был доллар США. Согласно статье 99 Конституции Украины, денежной единицей Украины является гривна. А из содержания статьи 524 ГКУ следует, что при заключении кредитного (или другого подобного) договора допускается лишь определение эквивалента обязательства в иностранной валюте, а не уплата ею.
Пунктом 1.4 Положения «О порядке выдачи НБУ индивидуальных лицензий на использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа» (утвержденного постановлением правления НБУ от 14.10.04 №483) под использованием иностранной валюты как средства платежа понимают использование иностранной валюты на территории Украины для исполнения каких-либо денежных обязательств или оплаты покупаемых товаров. Такая индивидуальная лицензия у сторон отсутствовала, что противоречит предписаниям вышеуказанного Положения, а также нормам ч. 4 ст. 5 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля», предусматривающей наличие индивидуальной лицензии, в частности, при осуществлении выплат в иностранной валюте.
Во-вторых, суд в данном конкретном случае почему-то не применил правовые последствия признания кредитного договора недействительным, поскольку в исковых требования этого сделать не просили! Поэтому «прецедентное» восторжествование справедливости может еще и не обернуться своей материализацией в реальности. Хотя в целом все должно закончится двусторонней реституцией.
Итак, при использовании такой схемы нужно заранее проверить, отсутствует ли у банка индивидуальная (не путать с генеральной, которая есть у всех!) лицензия на использование иностранной валюты как средства платежа на территории Украины. И если таковая отсутствует, а платежи все же осуществляются не в гривнях, а в иностранной валюте — смело подавать в суд о признании кредитного договора недействительным (смотрите пример искового заявления на стр. 11), не забыв в исковом заявлении попросить суд применить правовые последствия недействительности договора.
Таким образом, вы будете обязаны вернуть полученные от банка деньги (разумеется, в гривнах, по курсу НБУ в день заключения договора). Банк, в свою очередь, должен будет вернуть вам уплаченные вами проценты (разумеется, в долларах США, поскольку платили вы именно в иностранной валюте). Кстати, в случае, если вы брали кредит не недавно, а лет так 5 назад, да и еще платили по аннуитетной системе (т.е. равными платежами на протяжении всего времени), то в итоге может оказаться так, что вы ничего не будете должны банку. Предположим, вы взяли в кредит $25000 и должны были платить по $540 ежемесячно на протяжении 10 лет. Как известно, при системе аннуитет проценты и тело кредита распределяются на усмотрение банка, ведь для заемщика главное, чтобы сумма платежа оставалась одинаковой. Банкам же выгодно, чтобы заемщик вначале погашал проценты, а уже под конец срока кредита выплачивал сам кредит. Соответственно, вы выплачивали банку по $400 на проценты, и лишь $140 – уходило на тело кредита. Соответственно, за 5 лет вы заплатили $8400 тела кредита, и $24000 – процентов. В случае, если вы выигрываете суд, то вы остаетесь должны банку 25000 – 8400 = $16600 (если по курсу 5,0грн\\1 у.е, то это составит 83000 грн), а банк вам должен будет вернуть $24000, что по нынешнему курсу составит 192000 грн. «Просто фантастика!», - скажете вы и будете правы, поскольку мы предположили идеальный вариант. Однако то, что банковскую систему затрясет даже от исков 1\\10 части заемщиков, тоже верно.
Однако не стоит забывать, что по этому делу еще не сказали свое слово Верховный Суд Украины, Министерство юстиции и Нацбанк Украины. Однако никто не мешает вам, дорогие читатели, отправиться в суд прямо завтра.
Галина Палийчук, Сергей Козлов
Комментарии специалистов
Секретарь Комитета ВР Украины по вопросам правосудия Анжелика Лабунская:
– Меня очень беспокоит беспрецедентное решение Донецкого суда, которое разрешило не возвращать заемщикам долларовые кредиты российскому «Внешторгбанку». Такое решение может подорвать работу всего банковского сектора. Поэтому требую от Комитета по правосудию определенной реакции на такие действия донецких служителей Фемиды. Получается, что судьи теперь уже не только вмешиваются в работу избирательных комиссий, но и банков. А это не допустимо.
Народный депутат Украины, экс-глава ВХСУ Дмитрий Притыка:
– Подобных решений я не могу понять, поскольку считаю, что, если ты взял в банке кредит, то должен его возвращать. Возможно, будут изменены условия возврата, но отдавать деньги нужно обязательно. Я не знаю всех обстоятельств «донецкого» дела (между отелем «Централь» и «ВТБ банком» - Ред.), возможно, в договоре о предоставлении кредита была допущена какая-то ошибка – отсутствовала запятая или какое-то слово, к чему придрался суд. Но это – чистейшей воды формализм, который не должен влиять на суть дела. В данной ситуации суды должны поддерживать банки, иначе те попросту обанкротятся. Из-за чего тысячи людей не получат свои депозиты.
Народный депутат Украины Анатолий Кинах:
– Уже прошло больше года с того момента, как в стране разразился социально-экономический, финансовый и банковский кризис. Но до сих пор правительство не выработало антикоррупционной программы, не провело совместно с Нацбанком грамотной денежно-кредитной и курсовой политики. Отчего проблемы финансовой и банковской системы углубляют кризисную ситуацию в Украине. Не найден ответ на вопрос: что делать людям, которые после заверений отдельных политиков взяли долларовые кредиты по курсу 5,5 грн., а теперь, после стремительного обесценивания гривны должны выплачивать банкам кредит, покупая доллары по курсу 8 грн. и более? В России, к примеру, заемщикам разрешили выплачивать кредиты по курсу, который был установлен на момент подписания договора с банком. В Украине этого нет, поэтому люди доведены до отчаяния. А все из-за непродуманной антикризисной политики государства. Это привело к возникновению такого судебного решения, которое я не поддерживаю, так как считаю, что оно способно породить хаос в банковско-финансовом секторе и еще больше углубит банковский кризис. Такие вопросы нужно решать комплексно на уровне государства.
Глава правления Международной лиги защиты прав граждан Эдуард Багиров:
– Я двумя руками «за» такое решение, поскольку люди не виноваты в том, что так резко вырос курс доллара. Но, как юрист, понимаю, что это решение Донецкого суда будет отменено кассационной инстанцией. Поскольку в договоре банка с заемщиками четко прописаны обязательства кредиторов и заемщика. И суд не может обязать банк изменить условия договора.
Начальник отдела департамента финансового законодательства Минюста Людмила Кравченко:
– Рассматриваемое решение довольно странное, и кассация скорее всего его оменит. И тем не менее. Когда банки выдавали кредиты, почему они не вспомнили о третьей статье Закона «О платежных системах», где сказано, что единственным законным платежным средством на территории Украины является гривня, а также в этой связи и о Конституции, Хозяйственном и Гражданском кодексах? Все потому, что они зарабатывали деньги, так что сейчас поздно об этом говорить.
Руководитель судебной практики ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Алексей Филатов:
– На сколько можно судить по информации из открытых источников, решение Хозяйственного суда Донецкой области оставлено в силе постановлением апелляционного суда. С учетом этого, решение вступило в законную силу. Как усматривается из текста решения суда, в его основу положен вывод о том, что для выдачи кредита в иностранной валюте ВТБ или заемщик должны были получить индивидуальную лицензию НБУ. По мнению суда, генеральной лицензии НБУ, которая есть у ВТБ, недостаточно.
Следствием недействительности договора является двусторонняя реституция. Это означает, что стороны должны вернуть друг другу все полученное по договору. Таким образом, заемщик обязан вернуть ВТБ сумму «тела» кредита, а ВТБ заемщику – сумму уплаченных заемщиком процентов и других платежей по договору. То же самое касается недействительности договора залога – если предмет залога передавался во владение банка, банк должен вернуть его заемщику.
В Украине судебный прецедент формально не является источником права. На правовую оценку фактов, которую суд дал в одном деле, нельзя ссылаться в другом деле. В то же время, хозяйственные суды ориентируются на практику Высшего хозяйственного суда. Насколько известно, ВТБ обжалует решение Хозяйственного суда Донецкой области в кассационном порядке. Остается подождать решения ВХС по этому делу.
Реквізити суду, позивача (позичальника) та відповідача (установи банку)
ПОЗОВНА ЗАЯВА
про визнання кредитного договору недійсним
«__» __ 2008 року між мною Позичальником ____, та _____ (надалі за текстом — Банк) укладено кредитний Договір № __ від __ року. Зазначений Договір укладений сторонами із визначенням його змісту на основі стандартної форми, запропонованої Банком для будь-яких клієнтів-фізичних осіб. На час укладання кредитного Договору мною Банку була достовірно надана інформація про мій фінансово-майновий стан та відповідно до умов надання кредитних коштів мною була надана довідка про отримання доходу у національній валюті України за шість місяців, що передували місяцю отримання кредиту.
Відповідно до п. ___ кредитного договору Банк зобов’язався надати Позичальникові кредитні кошти шляхом перерахування з позичкового рахунку на поточний (картковий рахунок) Позичальника № __ у Банку з «__» __ _ року і терміном погашення по «__» __ __ року включно невідновлювальної кредитної лінії у сумі __ доларів США _центів. Відповідно до п. _ Позичальник зобов’язується сплатити відсотки за користування кредитом у розмірі __ % річних, що нараховується на фактичний залишок заборгованості за кредитом, за фактичний період користування кредитними коштами. У п. _ кредитного договору зазначено, що Позичальник зобов’язується щомісяця в термін до _ числа кожного місяця здійснювати погашення заборгованості по кредиту у складі щомісячного ануітетного платежу, розмір якого за цим Договором становить __ доларів США __ центів.
Правовідносини, які виникають із кредитного договору, за суттю є зобов’язаннями, в якому одна сторона (боржник) зобов’язана вчинити на користь другої сторони (кредитора) певну дію, або утриматися від певної дії, а кредитор має право вимагати від боржника виконання його зобов’язань. Чинний Цивільний кодекс України розрізняє валюту зобов’язання та валюту виконання зобов’язання. Відповідно із ст. 99 Конституції України грошовою одиницею України є гривня.
Ст. 524 ЦК України передбачено, що зобов'язання має бути виражене у грошовій одиниці України — гривні. Сторони можуть визначити грошовий еквівалент зобов'язання в іноземній валюті. Відповідно до ст. 35 ЗУ «Про НБУ» гривня, як національна валюта є єдиним законним платіжним засобом на території України, який приймається усіма фізичними і юридичними особами без будь-яких обмежень на всій території України за всіма видами платежів, а також для зарахування на рахунки, вклади, акредитиви та для переказів.
Режим здійснення валютних операцій на території України, загальні принципи валютного регулювання, повноваження державних органів і функції банків та інших фінансових установ України в регулюванні валютних операцій, права та обов'язки суб'єктів валютних відносин, порядок здійснення валютного контролю, відповідальність за порушення валютного законодавства передбачені Декретом КМУ «Про систему валютного регулювання і валютного контролю», який з урахуванням припису ст. 4 ЦК України є одним із джерел регулювання правовідносин у валютній сфері.
Надання Банком Позичальникові грошових коштів (кредиту) у вигляді відкличної невідновлювальної мультивалютної кредитної лінії та проведення позивачем дій відносно виконання своїх обов’язків в іноземній валюті (в тому числі, оплата процентів за користування кредитом, різного роду комісій) за своєю правовою природою є валютною операцією. Одночасно, ст. 5 Декрету КМУ «Про систему валютного регулювання і валютного контролю» передбачено, що валютні операції проводяться на підставі відповідної ліцензії НБУ. Відповідно до ст. 2 ЗУ «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» ліцензування, в тому числі, банківської діяльності, професійної діяльності на ринку цінних паперів, діяльності з надання фінансових послуг, здійснюється згідно з законами, що регулюють відносини у цих сферах.
Статтею 5 Декрету КМУ «Про систему валютного регулювання і валютного контролю» передбачено, що на здійснення валютних операцій НБУ видає генеральні та індивідуальні ліцензії. Генеральні ліцензії видаються комерційним банкам та іншим фінансовим установам України, національному оператору поштового зв’язку на здійснення валютних операцій, що не потребують індивідуальної ліцензії, на весь період дії режиму валютного регулювання. Індивідуальні ліцензії видаються резидентам і нерезидентам на здійснення разової валютної операції на період, необхідний для здійснення такої операції.
Згідно із п.п. в), г) ч.4 ст.5 Декрету КМУ «Про систему валютного регулювання і валютного контролю» індивідуальної ліцензії потребують, в тому числі, операції щодо: надання і одержання резидентами кредитів в іноземній валюті, якщо терміни і суми таких кредитів перевищують встановлені законодавством межі; використання іноземної валюти на території України як засобу платежу або як застави. Таким чином, враховуючи вищевикладене, надання та одержання кредиту в іноземній валюті, використання іноземної валюти, як засобу платежу можливо при дотриманні суб’єктами господарських відносин імперативних вимог законодавства, щодо одержання відповідної індивідуальної ліцензії.
Відповідно до частини 5 статті 5 Декрету Кабінету Міністрів України «Про систему валютного регулювання і валютного контролю”, пункту 1.10 Положення «Про порядок видачі Національним банком України індивідуальних ліцензій на використання іноземної валюти на території України як засобу платежу» одержання індивідуальної ліцензії однією із сторін валютної операції, означає також дозвіл на її здійснення іншою стороною або третьою особою, яка має відношення до цієї операції, якщо інше не передбачено умовами ліцензії.
Грошові зобов'язання можуть бути виражені в іноземній валюті лише у випадках, якщо суб'єкти господарювання мають право проводити розрахунки між собою в іноземній валюті відповідно до законодавства, положення, щодо обов’язкового вираження зобов’язань в грошовій одиниці України (гривні) також передбачені статтею 524 ЦК України.
Крім того, на день укладання кредитного Договору іноземний курс валюти становив 1 USD = __,__ грн., та на сьогоднішній день становить 1 USD = _,__ грн. Отже, існує істотна зміна становища, щодо виконання боргових зобов’язань за кредитним Договором. Тобто з підвищенням курсу іноземної валюти, сума боргу значно зросла, яку мені необхідно сплачувати, в зв’язку із чим значно погіршився мій фінансовий стан.
Згідно ст. 3 ЦК України загальними засадами цивільного законодавства є, зокрема, справедливість, добросовісності та розумність. Отже, подальше виконання кредитного договору на умовах, що діють на даний час є порушенням одного із принципів цивільно – правових відносин, які закріплені у ст. 3 ЦК України – принципу справедливості. Такі умови кредитного договору є несправедливими, так, як всупереч принципу добросовісності його наслідком є істотний дисбаланс договорених прав та обов’язків на шкоду Позичальника, споживача кредитних послуг. Несправедливістю є, зокрема, умови кредитного Договору в частині надання кредиту в доларах США, що передбачає згідно умов кредитного договору у випадку погашення кредиту та сплати відсотків за користування кредитом у доларах США, що є способом зловживання правом, коли всі ризики знецінення національної валюти України шляхом порушення вимог закону Банк покладає, як суб’єкт підприємницької (господарської) діяльності, виключно на Позичальника за кредитним Договором та споживача кредитних послуг, що є грубим порушенням ч. 3 ст. 13 ЦК України.
Таким чином, використання Банком долара США, як предмету кредитування за споживчим кредитом, є внесення в кредитний Договір пункт, що значно погіршує становища позичальника, як споживача порівняно з Банком в разі настання певних подій, що дає право для Позичальника відповідно до статті 18 Закону України «Про захист прав споживачів», суб'єкт підприємницької діяльності, що надає послуги, не повинен включати у Договори із споживачем умови, які є несправедливими. Умови договору є несправедливими, якщо всупереч принципу добросовісності його наслідком є істотний дисбаланс Договірних прав та обов'язків на шкоду споживача. Таким чином, кредитний договір має бути в цілому на вимогу споживача визнаним недійсним.
Згідно із статі 215 Цивільного кодексу України підставою недійсності правочину є недодержання в момент вчинення стороною (сторонами) вимог, які встановлені, зокрема, ч.1 статі 203 Цивільного кодексу України, зміст правочину не може суперечити цьому Кодексу, іншим актам цивільного законодавства, а також моральним засадам суспільства. Відповідно до ст. 236 ЦК України правочин, визнаний судом недійсним, є недійсним з моменту його вчинення.
На підставі викладеного та керуючись положеннями ст.ст. 3, 15, 21, 110, 119-120 ЦПК України, Конституцією України, ст. ст. 3, 4, 13, 203, 215, 236, 524, 548 Цивільного кодексу України, Законами України «Про заставу”, «Про іпотеку”, «Про національний банк України”, «Про ліцензування певних видів господарської діяльності”, «Про банки та банківську діяльність”, «Про захист прав споживачів»
Прошу:
1. Прийняти позовну заяву до свого розгляду відповідно до статі 110 Цивільного кодексу України та Постанови N 5 від 12.04.96 Пленуму Верховного Суду України: «Відповідно до Закону «Про захист прав споживачів” споживачі за власним вибором звертаються до суду за місцем свого проживання, або за місцем знаходження Відповідача, або за місцем заподіяння шкоди, або за місцем виконання Договору. Жоден із цих Судів не вправі відмовити у прийнятті позовної заяви або переслати її до іншого Суду з мотивів непідсудності.
2. Визнати недійсним кредитний Договір № ___ від «__» _______ року, укладений між _________________ та ___________________________.
Перелік документів, що додаються до позовної заяви (ксерокопія паспорту, ксерокопія ідентифікаційного коду, дві копії позовної заяви, ксерокопія кредитного Договору, ксерокопія довідки про заробіток за останні шість місяців, ксерокопії довідок про сплату за кредитним Договором).
- Информация о материале
Еда, продаваемая в кулинарных отделах супермаркетов, — спасение для многих вечно спешащих, засиживающихся на работе допоздна тружеников: купил — и не надо ничего готовить. Вот только после поедания таких «быстрых» блюд можно надолго загреметь в больницу с отравлением. Поэтому «Новая» решила выяснить, из чего готовят аппетитные салатики и закуски, выставленные в супермаркетах.
Майонез из малярного ведерка
Менеджер рекламного агентства Марина Хомешкина — после того как откушала салатик, купленный в близлежащем супермаркете, — попала в больницу с пищевым отравлением. Уверенность в том, что причиной отравления стал именно покупной шедевр, а не что-либо другое, появилась благодаря его специфическому аромату. Девушке сразу не очень понравился запах, но поскольку в состав кушанья входили экзотические фрукты, она подумала, что это они так странно пахнут. Однако, судя по всему, в блюде присутствовали не только экзоты, но и испорченные продукты.
К сожалению, с любителями готовой еды такие неприятные случаи происходят довольно часто. Но, несмотря на негативный опыт, эти люди продолжают оставаться клиентами «ядовитых» отделов.
А ведь не секрет, что во многих супермаркетах отдел кулинарии — последняя инстанция для большинства несвежих продуктов. И дело не в том, что сам салат может быть приготовлен несколько дней тому назад. Все намного проще — его изначально готовят из второсортных продуктов не первой свежести.
Если покупателю очень повезет, то блюдо будет состоять из некондиционных овощей и фруктов, прибывших из собственного овощного отдела. Ну не выбрасывать же их?! «Основная масса салатов, которые заправляются майонезом, делается из просроченных продуктов, — убеждает «Новую» экс-продавец одного из столичных отделов кулинарии сетевого супермаркета Алина. — Я бы не была в этом так уверена, если бы два месяца не проработала продавцом в этом отделе. Меня удивило то, что на салаты идут как горошек, кукуруза, маринованные грибы с истекающим сроком годности, так и подгнившие овощи. При этом гниль никто не вырезает, а крошит в блюдо».
Заправляют салаты майонезом или сметаной. Хотя иногда распознать, что это за заправка, сложно, так как доставляется она в магазин в белом ведерке из-под краски. Тем не менее по вкусу это нечто действительно напоминает майонез, правда, очень жидкий. Но все дело в том, что готовили его не на крупной фабрике, а в небольшом цеху, где не то что о ГОСТе, но и о простейших технических условиях приготовления забывают.
Как рассказал «Новой» технолог небольшого предприятия по изготовлению майонезов, ныне уже мало кто придерживается классической рецептуры. Дешевле и удобнее состряпать майонез не из яиц, подсолнечного масла и горчицы, а из воды и разнообразных добавок.
Увы, мясо в салаты тоже идет древнее. Так, для оливье используют просроченную «свежую» курицу, которую отваривают в рассоле с луком: он немного впитывает в себя аромат тухлятины. Задержавшиеся на вертеле куры гриль в дальнейшем идут для начинки в блины, котлеты, плов. Иногда эти блюда готовят из фарша. Что лучше: просроченное мясо или фарш, сделанный непонятно из чего? Вопрос сложный... Ведь на приготовление этой субстанции идут даже шкурки и мелкие кости.
Испытание пробой
Но учитывая, что в отделы кулинарии выстраиваются очереди, потребителям приходятся по вкусу эти «шедевры».
Всеукраинская общественная организация «Качество жизни» протестировала кулинарные отделы крупных отечественных супермаркетов: «Країна Магелан», «Велика кишеня», «Фуршет», «Ашан», «Рейнфорд», «Фуршет Гурман», «О'кей», «Караван», «МегаМаркет», «Сильпо» и «Билла».
Для проведения испытания пригласили профессиональных дегустаторов — преподавателей соответствующих специальностей Киевского национального торгово-экономического университета, а также представителей самих сетей. Специалисты оценивали блюда по таким показателям, как соответствие названию, внешний вид, запах, цвет, вкус и консистенция продукта.
Для того чтобы добиться наиболее правдивых оценок, инспекторы этой организации сделали закупку трех товаров из каждого супермаркета. Приобретали знакомые с детства блюда: салат оливье, котлету из рубленого мяса и пирожок с мясом.
Наименее вкусная еда — в супермаркете «Билла». Хорошие результаты в тестировании показала «Країна Магелан». Довольно высокие оценки от инспекторов получили «Фуршет» и «Ашан».
Вместе с тем эксперты остались недовольны качеством абсолютно всех салатов, поскольку они были приготовлены на основе майонеза, а он, напомним, скоропортящийся продукт. Особенно это важно, если салаты продают в жаркое время года. Самая низкая оценка за закуску досталась «Билле» (1,67 балла). И пусть та же «Країна» стала победителем этого тестирования, но набрала всего 3,79 балла из возможных 5. Как говорится, до технологического идеала этим салатам еще ой как далеко!
Оценки за мясные изделия — ненамного лучше. Минимум набрала котлета из сети «Велика кишеня» (2,29), максимум (3,02) — «Рейнфорд». Кулинары из «Сильпо», видимо, зазевались, и котлета очень сильно подгорела, а вот в супермаркете «Велика кишеня» мясное изделие, наоборот, оказалось сырым.
Меньше всего претензий было к мучным изделиям, которые продавались в «Сильпо» (за них специалисты поставили оценку в 3,73 балла). Первое место с конца — у пирожков из «Каравана» (всего 2,35 балла).
Эксперты сошлись во мнении, что все оцениваемые образцы не имеют ничего общего со своим названием. Иными словами, внешний вид котлет не вписывается в стандартную рецептуру приготовления котлет «по-домашнему». А пирожки по своей форме тоже не соответствуют стандартным изделиям с названием «пирожки печёные».
Тараканы в нагрузку
Оставляет желать лучшего и то, как выглядят сами кулинарные отделы. Для всех потребителей важно не только то, из чего готовят салаты, но и санитарные условия помещения, в котором это происходит. Инспекторы общественной организации обратили внимание на правильность раскладки продукции, насколько аккуратно она была упакована. Как-то не хочется, чтобы вокруг блюда с салатом летали мухи, ползали тараканы. Но такие неприятные моменты все же были в супермаркетах «О'кей», «Билла». Магазин «Сильпо» от низкой оценки не спасли чистые витрины и специальная форма сотрудников, потому что были грязными столы, где готовилась пища: они были усыпаны крошками и кусочками еды. Негативно повлияли на общую оценку и старые, грязные, беспорядочно разбросанные ценники.
Не особенно приятно оказалось делать покупки в «МегаМаркете»: чистота отдела и его витрин явно не внушала доверия. За неряшливость снизили оценку «Ашану»: в отделе обнаружились единственные щипцы для всей продукции.
Наиболее высокий балл за чистоплотность получил супермаркет «Країна», расположенный в ТЦ «Магелан».
Не забыли эксперты и продавцов. Их внешний вид должен соответствовать определенным требованиям. Помимо того что работники кулинарии должны быть чисто одеты, иметь бейдж с указанием имени и фамилии, названия предприятия и должности, а также обуты в сменную закрытую обувь.
Из-за того что продавец постоянно контактирует с едой, его волосы должны быть убраны под головной убор. Возможно, есть среди потребителей любители вылавливать чужие волосы из салата, но таковых очень немного!
С предъявленными требованиями лучше всего справились супермаркеты «Країна», «Фуршет Гурман» и «Велика кишеня». Неприветливыми с покупателями были продавцы в «Рейнфорде» и «О'кей». Забыли убрать волосы под головной убор работники «Биллы», «Ашана» и «Сильпо».
Перед тем как что-либо купить, продавцам задавали несколько контрольных вопросов. Интересовало потребителей качество и свежесть продукции. Также просили что-то порекомендовать.
В супермаркетах «Країна», «Ашан» и «МегаМаркет» сотрудники были компетентны и предоставляли хорошие ответы. Хотя и были приветливы с покупателями работники «Биллы», «Сильпо», «Каравана», все же они не смогли достойно ответить на поставленные вопросы. Продавец из «О'кей» предпочел согнать злость на покупателях, поэтому отвечал на вопросы грубо и резко. В «Фуршете» продавец и вовсе не стал отвечать на вопросы покупателей, лишь сообщил, что он из другого отдела, потому ничего не знает. А вот в «Рейнфорде» заявили, мол, у нас все вкусно — сами выбирайте.
Огорчило экспертов то, что ни в одном супермаркете работники не смогли назвать точную дату изготовления продукции. Ответы сотрудников супермаркетов ограничивались общей фразой: «Она свежая!»
Немногословными были и ценники. На этих, так сказать, маленьких билбордах следует поместить всю информацию о продукте: дату его изготовления, срок реализации, состав. Помимо этого, они должны быть расположены так, чтобы покупатель мог легко прочесть все надписи. «Велика кишеня» и «Фуршет» достойно выдержали эти испытания. А вот у остальных на ценниках информации в полном объеме не было.
Сегодня в связи с кризисом нераспроданной еды в магазинах остается все больше и больше. Однако выбрасывать ее никто не спешит, еду подмарафечивают и пускают по второму кругу. Так что нам с вами самим выбирать: травиться сомнительной пищей или готовить самому.
Максим Папуша, глава Киевской организации «Союза потребителей Украины»:
«Салаты опасны для здоровья!»
— В последнее время все чаще и чаще к нам обращаются люди с жалобами на продукцию из кулинарных отделов супермаркетов. Причем сетуют не просто на вкусовые качества — потребители ею травятся. Поэтому мы решили сделать контрольные закупки в некоторых супермаркетах и проверить их на микробиологию. Именно этот показатель отвечает за безопасность. Итак, в салатах оливье и «селедка под шубой», купленных нами в супермаркете «Рейнфорд», были обнаружены бактерии кишечной палочки. В таких же салатах из супермаркета «Эко» проблемы были аналогичными.
После исследований сложилось впечатление, что супермаркеты работают по принципу безотходного производства. И в кулинарных отделах готовят салаты из всего того, что не продалось. Это и испорченная селедка (она отправляется в «шубу»), и несвежий майонез.
Является ли продукция, производимая в этих магазинах, безопасной, обязана проверять санитарная служба. Но, судя по всему, этим никто не занимается.
Александр Ладыгин, председатель совета Всеукраинской общественной организации «Качество жизни»:
«На котлеты было страшно смотреть!»
— Мы проверяли органолептические данные. Задача выловить котлету, у которой имеются проблемы с микробиологией, перед нами не стояла: для этого есть санстанция, общество по защите прав потребителей. Как показало наше исследование, сегодня кулинарией занимаются люди, которые не имеют ни специального образования, ни навыков работы в этой отрасли. К примеру, что может быть общего у строителя и повара? Ничего. Поэтому и блюда, которые они готовят, не соответствуют предъявляемым нормам. В итоге наши дегустаторы иногда, глядя на ту же котлету, не хотели ее пробовать. На нее было страшно смотреть — не то что есть. Понятно, что специалисты ее пробовали, но и оценки потом выставляли соответствующие.
Мы были шокированы и низким уровнем поваров. Для начала хочу сказать, что салаты сразу заправлялись майонезом, однако этого не должно быть. Салаты заправляются непосредственно перед подачей на стол или в общепите. Не должны они стоять заправленными по нескольку часов, а то и дней! А в заправленном виде, по мнению специалистов из Торгово-экономического университета, салат должен храниться не больше 6 часов.
- Информация о материале
Чаще всего мошенники просто вытягивают из своих клиентов деньги. Сколько получится. Однако фишка не только в этом. Почти во всех письмах потенциальную жертву просят прислать личные данные - имя, фамилию, адрес проживания и т. п. А при дальнейшем общении - копии документов (паспорта или водительского удостоверения).
На одном из англоязычных сайтов, посвященных борьбе с интернет-мошенничествами, опубликовано любопытное интервью с бывшим «нигерийским спамером», который, в частности, объясняет, что аферисты со всеми этими бумагами делают. Схема проста. Для облапошивания «клиента» требуется счет в банке (куда деньги-то переводить?), а также масса прочего антуража - документы «родственников» или адвокатов миллионеров и т. п. Так вот, с одними «клиентами» дело ведется с помощью подложных документов, выправленных на имена предыдущих жертв. Либо в дело идут реальные копии документов, опрометчиво высланные по просьбе аферистов. Эдакое перекрестное мошенничество. Известны, впрочем, случаи, когда аферисты, получив личные данные жертвы, по подложным платежкам опустошали ее же банковские счета.
Но и это еще не все. Многие отвечают на «нигерийские письма» просто по приколу или из любопытства - что дальше-то будет? И даже чтобы попрактиковаться в английском. Это не лучшая идея. Адрес, с которого пришел хоть какой-то ответ, спамеры-аферисты сразу же включают в базу как «живой» и могут продать «коллегам». Как минимум спама будет приходить гораздо больше. Как максимум, кроме безобидного в общем-то письма, могут прислать опасный вирус или совершить «фишинг-атаку» с целью завладеть вашими персональными данными, включая логин-пароль. Ну а добраться потом до ваших банковских счетов или «электронных кошельков» - лишь дело техники. Особенно если вы делаете покупки через Интернет или пользуетесь системой управления своим счетом через Интернет (которая есть сейчас уже почти у всех российских банков).
Куда жаловаться
Понимаем, что традиционный совет - идите в милицию - не многих устроит. Однако если вас развели на деньги даже виртуальные мошенники - вам именно туда.
Если же вы просто хотите наказать международное лохотронное зло, можете обратиться в международные организации (конечно, на английском языке). Жалобы на интернет-аферистов онлайн принимает организация под названием Internet Crime Complaint Center.
Кстати, обратиться к родной милиции с недавнего времени также можно виртуально - через «Общественную приемную МВД России в Интернете» - слева ссылка «Сообщить в правоохранительные органы»). Компьютерными аферами, как и всеми вообще видами IT-преступлений, в России занимается Управление «К» МВД России. Написать туда можно все по той же указанной выше ссылке.
Как себя обезопасить
- Если вы участвуете в интернет-форумах или тому подобных открытых сетевых тусовках или сервисах, заведите для этого отдельный почтовый ящик с отдельным паролем.
- Не высылайте персональную информацию, а уж тем более копии каких бы то ни было документов и номера банковских счетов по запросу организаций, в которые вы не обращались.
- Место спаму в корзине. Поверьте программам-фильтрам, которые именно туда обычно и рекомендуют все «нигерийские письма» отправлять.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Почему аферами в Интернете «заправляет» Африка?
История «нигерийских писем» (по имени родины этого вида мошенничества) или «аферы 419» (по номеру статьи нигерийского законодательства, предусматривающей ответственность за такие преступления) ведет начало еще с 80-х годов прошлого века. Сначала «нигерийский спам» распространялся по обычной почте, а с развитием Интернета у мошенников появились практически неограниченные возможности. При этом большинство пойманных с поличным в разных западных странах аферистов-спамеров действительно оказывались уроженцами Нигерии или соседних стран.
Не удивляйтесь: «нигерийская мафия» на Западе, и особенно в США, считается «компьютерно продвинутой». Она замешана и во многих других видах интеллектуальных мошенничеств - с кредитными карточками и т. п.
«Нигерийцев» ловят всем миром, ими занимаются ФБР и Интерпол, в некоторых странах, например, в США, даже созданы специальные программы по борьбе с ними. Но все это сильно напоминает борьбу с сомалийскими пиратами: чем упорнее их ловят, тем они активнее действуют. Проблема еще и в том, что в странах типа Нигерии постоянно происходят какие-нибудь перевороты и крайне развита коррупция. Впрочем, такие «черные дыры» на нашей планете можно найти не только в Африке...
В России «нигерийские письма» появились еще в начале 2000-х, однако, по мнению многих пользователей Интернета, сейчас наблюдается «вторая волна».
6 признаков «нигерийской» аферы
1. В письме фигурируют астрономические суммы денег, которые просто потрясают воображение.
2. От вас требуются персональные данные: полное имя, адрес, телефон и т. п.
3. Адрес отправителя и обратный адрес (тот, на который уйдет ваше ответное письмо) обычно не совпадают. Адрес отправителя может оказаться реальным адресом уважаемой организации, а обратный адрес зарегистрирован на публичном бесплатном почтовом сервере.
4. В самом письме нет никаких упоминаний о том, что вы должны за что-то заплатить. Вам только предлагают миллионы. В крайнем случае речь идет о мелких суммах типа $150 - 250 за перевод или услуги банка.
5. Как правило, вас просят хранить конфиденциальность и никому не сообщать о содержании письма - чтобы «завистники» не присвоили ваш выигрыш.
6. Письмо на английском или очень ломаном русском (английский, впрочем, иногда не лучше).
КСТАТИ
Как следует из интернет-откровений бывших мошенников, на несколько тысяч разосланных «нигерийских писем» обычно откликаются с десяток человек. Однако при современном уровне развития интернет-технологий разослать за день несколько тысяч однотипных посланий не проблема.
ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ
По словам главы Бюро специальных технических мероприятий МВД России Бориса Мирошникова, в 2009 году количество преступлений в области информационных технологий в России увеличилось в два раза. Сказался экономический кризис, в результате которого, по словам Мирошникова, «огромное количество специалистов, не найдя применения своим способностям, ударилось в мошенничество».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Лондон? Это на Украине?
За время подготовки материала мой почтовый ящик пополнился новой порцией финансовых предложений.
Особое внимание привлекло письмо от Алекса Уильямса, адвоката из Лондона, излагающего достаточно традиционную для «нигерийских писем» историю про невостребованное миллионное наследство, которым адвокат горит желанием поделиться за помощь в его обналичивании. Вот только электронный адрес «лондонского адвоката» оказался... украинским. «Алекс Уильямс», видимо, так торопился поделиться миллионами, что совершил и еще одну промашку - гиперссылка в рекламе, прилепленной к письму (некоторые почтовые интернет-сервисы крепят такие ссылки автоматом), прямиком вела - не смейтесь! - на сайт города Одессы. И то верно, где еще жить лондонским адвокатам, раздающим чужие наследства? С нетерпением жду ответа с объяснениями от «мистера Уильямса» - телефончика он, увы, не оставил...
Тот факт, что многие «нигерийские письма» приходят с почтовых сервисов, популярных и в странах СНГ (например, gmail.com), наводит на размышления: сколько еще «мистеров Уильямсов» на самом деле живут в Житомире или Урюпинске?
Впрочем, по мнению зарубежных специалистов, и импортные интернет-мошенники в последнее время перемещают свое внимание с США и Великобритании на Китай, Индию, а также Россию и страны СНГ, где с ними борются менее активно...
- Информация о материале
Порядок пересечения государственной границы гражданами Украины урегулирован Постановлением Кабинета Министров Украины № 57 от 27 января 1995 года "Об утверждении Правил пересечения государственной границы гражданами Украины". Так, при пересечении границы, должностные лица государственной пограничной службы выясняют, наличие любых обстоятельств, в связи с которыми гражданину Украины может быть временно отказано в выезде из Украины. Согласно п. 8 указанного Постановления, такими обстоятельствами, в частности, являются невыполненные договорные обязательства, а также уклонение от выполнения обязательств, возложенных на гражданина судебным решением.
Аналогичное положение также содержится в Законе Украины "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины", где в ст. 6 указано, что гражданину может быть отказано в выдаче паспорта, в частности, если действуют неурегулированные договорные обязательства - к выполнению обязательств, или решение спора по согласованию сторон в предусмотренных законом случаях, или обеспечение обязательств залогом, если другое не предусмотрено международным договором Украины. При этом, как указано в этом же Законе, паспорт у такого гражданина может быть временно изъят, тем не менее такое временное задержание или изъятие паспорта осуществляется судом, органами прокуратуры, внутренних дел, Службы Безопасности, Государственной пограничной службы Украины, военными комиссариатами, и консульской службой Украины.
С целью выполнения решений судов и на выполнение пункта 2 Указа Президента Украины "О дополнительных мерах относительно повышения эффективности выполнения решений судов" от 24.03.2008 N 261/2008, а также с целью усовершенствования механизма взаимодействия органов государственной исполнительной службы и органов Государственной пограничной службы Украины, Министерством юстиции Украины и Администрацией Государственной пограничной службы Украины издано Письмо от 27.05.2008 г. N 25- 32/463, N 25- 5347. В этом письме более детально урегулирован порядок такого ограничения для граждан Украины. Так, наличие у лица невыполненных обязательств, возложенных на него судебным решением, является основанием для ограничения его в праве выезда за границы Украины, причем вопрос о таком ограничении решается судом. Поэтому для ограничения гражданина в выезде за границу недостаточно лишь существования кредита или невыполненных других договорных обязательств. В частности, если лицо имеет непогашенный кредит, то это не является основанием для того, чтобы его ограничили в выезде за границу. Для этого банку необходимо обратиться в суд с требованием о погашении кредита и подать заявление об обеспечении иска на основании ст. 151, 152 Гражданского процессуального кодекса Украины. Лишь на основании решения суда, которое вступило в законную силу (или постановления об обеспечении иска, при этом согласно ст. 153 ГПК Украины, такое постановление выполняется немедленно), государственный исполнитель, на которого возложено принудительное выполнение решения суда, может обратиться к Администрации Государственной пограничной службы Украины (01034, г. Киев, ул. Владимирская, 26) на имя Главы Государственной пограничной службы Украины или его первого заместителя - директора Департамента охраны государственного границы. При этом Администрация Государственной пограничной службы Украины не позднее следующего дня после поступления указанного постановления суда принимает его к выполнению, о чем сообщает письмом в соответствующий орган государственной исполнительной службы. Поэтому фактически лицо может узнать о наличии таких ограничений лишь во время пересечения границы. Тем не менее, информация о таких ограничениях готовится Отдельным центром управления рисками Государственной пограничной службы Украины (контактный телефон (044) 239-85- 86) и непосредственно осуществляется Отдельным отделом обработки данных ЦП ГАИС "Гарт" Государственной пограничной службы Украины (контактный телефон (044) 239-84- 36). Поэтому, если у Вас возникли сомнения о возможном применении к Вам указанных ограничений, перед планированием путешествия советуем позвонить по телефону к указанным органам и проверить наличие таких ограничений.
Кроме того, Национальный банк Украины в Письме от 03.11.2009 г. N 49- 012/2687-20491 рекомендовал банкам одновременно с представлением исков о взыскании кредитной задолженности одновременно обращаться с заявлением о применении мероприятий обеспечения иска. А потому, если Вы имеете непогашенный кредит и есть основания для опасения, что банк мог воспользоваться этим своим правом, советуем Вам обратиться в указанные выше органы и проверить наличие ограничений для выезда за границу.
- Информация о материале
Я пообщался с человеком, который разбирается во многих схемах мошенничества. Он анонимно рассказал мне о "внутренней кухне" мошенников и всех раскладах таких SMS-лохотронов.
Оговорюсь сразу – он НЕ мошенник, просто хорошо разбирается в теме.
- Расскажи о схеме такого мошенничества. Как они обычно регистрируются? Как получают короткий номер, как с ними рассчитывается контент-провайдер?
Схем регистрации приема оплаты посредством SMS несколько, но в целом всё происходит по следующей схеме:
Регистрируется фирма-однодневка (в основном ЧП на физлицо, которым выступает «дроп» - человек, документы которого используют для регистрации банковских счетов, фирм, и т.д.).
После этого фирма подписывает договор с контент-агрегатором об аренде премиум SMS-номера. В большинстве случаев для этого не нужны дополнительные документы, это можно сделать с помощью партнерских программ контент-агрегаторов.
Кроме этого, фирма может зарегистрировать префикс у контент-агрегатора с использованием знакомств и даже подкупа сотрудников агрегатора (такой способ тоже имеет право на жизнь :))
- Что такое антиабузный SMS-биллинг?
Антиабузный билинг – это SMS-биллинг, который игнорирует жалобы абонентов (о некорректных сервисах, спаме, вирусах и т.д.). Некоторые нечистые на руку контент-провайдеры предлагают такие услуги партнёрам. Хотя при этом у многих антиабузных биллингов существуют свои правила: жесткий запрет на детское и зоо порно, запрещается указывать неверную цену за отправку SMS (например, нельзя писать абоненту в соглашении, что SMS стоит 2 рубля, если его реальная стоимость – 30 рублей).
Абуз [от англ. abuse – оскорбление, злоупотребление] – служба, принимающая жалобы на спам, попытки взлома, незаконный контент, мошенничество и т.д. На слэнге «абуз» означает непосредственно жалобу клиента.
SMS-биллинг [от англ. billing - выставление счёта] – в данном случае услуга, позволяющая зарабатывать на платных SMS-сообщениях.
- Чем отличаются разные виды траффика - с одноклассников, с вконтакте, с троянов?
Да практически ничем. Разве что с одноклассников и вконтакте траффик можно сгонять с некоторой целевой аудитории (например, спамить только питерских девочек возрастом от 6 до 22 :))
Траффик [от англ. traffic - уличное движение] – в данном случае сайты, на которых пользователи подхватывают SMS-блокиратор и затем вынуждены отправить платный SMS.
- Какие вообще доходы у тех, кто пишет SMS-трояны?
Если ты говоришь о вирусах, похожих на тот, который подхватил ты, я бы не называл его SMS-трояном; давай называть его так, как это семейство вирусов называют их создатели - "блокираторы". Что касается доходов, они разные. Я, к примеру, знаю о случаях заработка в районе 100-200 у.е. в день.
- "Разводы" с троянами ведь не вчера появились, верно? Почему ситуация с ними обострилась лишь сейчас?
В сети появилось слишком много ламеров и жадных личностей. Если бы они не спамили бесконтрольно народ, не ломали бы сайты и не заражали бы всех подряд, тема жила бы еще долго.
Кроме того, ситуация обострилась еще по нескольким причинам:
-некоторые агрегаторы вообще не контролировали то, чем занимаются их суб-конттент-провайдеры;
-вполне возможно, что это – нюансы передела рынка контент-агрегаторов в СНГ и некоторые компании делают таким образом небольшое западло своим конкурентам.
- Российский МТС ввёл предварительные SMS с тарификацией, которые отправляются пользователю, чтобы тот подтвердил списание денег. Это надёждые меры против мошенничества? Или показуха?
Бесспорно, это позволит уменьшить количество отправленных SMS на номера/префиксы мошенников. Но есть куда более действенные методы, которые позволят уменьшить SMS-фрод на 85-90%. Я на днях общался с человеком, который причастен к внедрению этой антифрод-фичи. По его словам, это лишь первые шаги, будут куда более интерестные штуки.
Фрод [от англ. fraud - обман, мошенничество] – различные схемы «лохотронов».
- Почему контент-провайдер может покрывать SMS-мошенников?
Контент-провайдер может покрывать мошенников по нескольким причинам: либо он не хочет признать факт мошенничества из-за того, что перед оператором отвечает именно контент-агрегатор (а штрафовать оператор умеет...), либо же просто не хочет утратить доход.
Но, как правило, контент-агрегаторы не особо покрывают мошенников – репутация и прямые контракты с оператором важнее.
- Как можно побороть такое SMS-мошенничество? Кто и что должен для этого сделать?
Первые шаги уже сделаны:
- абоненты сотовой связи теперь знают об SMS-мошенничествах;
- операторы ужесточили проверки SMS-сервисов;
- операторы жестко наказали рублем контент-агрегаторов и провайдеров, которых уличили во фроде;
- операторы запускают антифрод-схемы предоставления SMS-сервисов;
- Можешь спрогнозировать, какие новые лохотроны придут на смену SMS-блокираторам?
Я предлагаю вернуться к этому вопросу немногим позже.
- Информация о материале
Страница 175 из 186
