Мошенничают банковские служащие не так редко, как хотелось бы клиентам банков. «Деньги» проанализировали самые распространенные способы обмана банковских клиентов и спросили у юристов – как этого можно избежать.

На самом деле мошенничество на уровне рядовых и почти рядовых банковских служащих существовало всегда. Но вопиющих масштабов оно достигло во время кризиса. Чего стоит, к примеру, ограбление отделения КредитВестБанк его же руководителем. Или скандальный побег директора Миргородского отделения «Райффайзен Банка Аваль» со средствами, привлеченными под видом банковских вкладов.
Но намного чаще встречаются более банальные нарушения…

Кредитные аферы

Сейчас кредитование практически свернуто, но до кризиса оно процветало. Получить кредит на бытовую технику или электронику можно было, не имея ни копейки денег в кармане, а лишь паспорт, справку о присвоении идентификационного номера и полчаса свободного времени для похода в магазин. Именно здесь, вдали от руководства, кредитные менеджеры совершали самые дерзкие аферы.
Чаще всего пострадавшими выступали клиенты, которые действительно единожды оформляли там кредит – вот тогда мошенники и получали их данные и копии документов. Но вместо одного кредита у заемщика откуда ни возьмись появляются еще несколько.
Самое интересное, что при расследовании подобных случаев выяснялось, что зачастую заемщики сами ставили подписи на дополнительных кредитных договорах, просто подписывая все, что подсовывал кредитный менеджер.
Реже «липовые» кредиты оформляются по утерянным или украденным документам. Куда чаще – по документам, доступ к которым организуется на регулярной основе. Например, управляющий партнер юридической компании «Можаев и партнеры» Михаил Можаев рассказал «Деньгам» об еще одной схеме с фиктивными кредитами. Сотрудники турагентства «сливали» данные своих клиентов знакомому банковскому служащему, который оформлял на них беззалоговые кредиты.
«Люди прилетают из загранотпуска и спокойно ходят на работу три-четыре месяца. А потом получают письмо из банка, что у них есть задолженность по якобы полученному ими кредиту, которую необходимо погасить», – рассказывает г-н Можаев.

Чужие займы

Что же делать ставшему «заемщиком не по своей воле»? Необходимо сразу же написать заявление на имя председателя правления банка. В случае отсутствия мгновенной и положительной для клиента реакции – сразу же обратиться в правоохранительные органы. «При наличии заявления в адрес банка мы сами готовим соответствующие официальные обращения в правоохранительные органы. В тех случаях, когда процедуры банка позволяют сразу определить, что речь идет об оформлении кредита по поддельным документам, банк старается минимально привлекать пострадавшее лицо», – рассказывает заместитель директора департамента безопасности «Альфа Банка» Сергей Досенко.
Если кредит был оформлен полностью без участия пострадавшего, доказать невиновность будет довольно просто. Достаточно провести графологическую экспертизу. Ведь подписи на всех банковских документах поддельные.
А вот в случае с фальшивыми потребкредитами, оформленными в магазине, где заемщик опрометчиво подмахнул подсунутые ему кредитные договоры, ситуация намного сложнее. Ведь доказать то, что клиент подписал договоры не по своей воле, практически невозможно.
Разумеется, мы не рассматриваем случаи, когда заемщик по собственной воле сознательно и добровольно, за вознаграждение, передавал свои личные документы мошенникам для оформления кредита.

За Вами должок

Начальник рекламного отдела Алла два года назад оформила кредитную карту в одном из крупнейших розничных банков – чтобы приобрести ноутбук. В течение нескольких месяцев девушка рассчиталась за покупку и забыла о займе. По прошествии года с момента закрытия кредита Алле позвонили и сообщили о том, что у нее есть задолженность перед банком – около 1000 грн. Поначалу она решила, что это какая-то ошибка. Но звонки продолжались.
В итоге Алла не выдержала и пригрозила, что напишет заявление председателю правления банка. Через несколько дней девушке снова позвонили. Человек представился сотрудником службы безопасности банка и поинтересовался, не писала ли Алла заявление. Услышав «нет», человек даже не попрощавшись, положил трубку. Получается, что Алла напугала мошенника и не стала платить то, что не положено.
Такие истории не редкость: клиент пребывает в уверенности, что полностью закрыл кредит. Но через несколько месяцев ему сообщают о задолженности. В такой ситуации главное – не полениться и лично разобраться в ситуации.
Если долг фиктивный, то мошенники либо присылают платежки со своими реквизитами, либо диктуют номер счета, куда должны быть зачислены деньги. Такое несоответствие легко выясняется при визите в отделение банка или при звонке в колл-центр.
Правда, если в махинации принимает участие руководитель отделения, тогда докопаться до правды будет сложнее. В таком случае надо для начала написать заявление на имя председателя правления банка. В идеале у заемщика на руках должны быть квитанции о погашении кредита. Так доказать свою правоту будет легче. Но практика показывает (как в случае с Аллой), что порой достаточно одной угрозы «настучать» высокому начальнику – и мошенники «испаряются».

Надо ж дать

После сворачивания кредитования кредитные специалисты стали чаще промышлять выпрашиванием взяток за выдачу кредита. Схема работала просто и привычно – если заемщику кредит таки выдавали, то кредитный специалист оставлял себе «гонорар», если нет, тогда он просто возвращал деньги. Платить взятку за кредит или нет – это каждый решает сам.
В кризис взятки стали требовать не только за выдачу кредита, но и за выплату депозита. Финансовый аналитик Владимир имел счет в одном из «проблемных» банков. Весной 2009 года ему срочно понадобились деньги, и он начал обивать порог отделения. Через неделю ему позвонил руководитель отделения и предложил за 10% выплатить вклад траншами по 30% в месяц. Так как вкладчик остро нуждался в деньгах, он согласился на предложенную схему, хотя и понимал, что это незаконно.
«Это однозначно преступление. Однако за него может ответить только должностное лицо. Насколько я знаю, плата за возврат вклада часто применяется в банках, где введена временная администрация. Так вот, ответственность должен понести временный администратор, так как он имеет административно-распорядительные функции», – комментирует адвокат, партнер юридической компании «Тарасов и партнеры» Александр Субботин.
Но привлечь к ответственности виновного будет крайне сложно. Ведь они, как правило, действуют через посредников, и связь доказать почти нереально. «Для начала стоит обратиться в службу безопасности банка. Хотя, если руководитель банка в доле, то служба безопасности, конечно, не поможет», – говорит г-н Субботин.
Если взятку у клиента вымогает должностное лицо (к ним относятся, в том числе, и начальники отделений), можно смело обращаться в ОБЭП. Михаил Можаев объяснил корреспондентам «Денег», как правильно действовать в такой ситуации. Во-первых, необходимо спокойно предварительно договориться об условиях передачи взятки (дате, месте, времени, сумме). Сразу после этого отправиться в территориальные органы внутренних дел или прокуратуру. А там уже предложат линию поведения для фиксации факта получения взятки.
«При этом клиент освобождается от уголовной ответственности за дачу взятки в силу ч. 3 ст. 369 УК Украины. Если же клиент даст взятку и добровольно не сообщит об этом до возбуждения уголовного дела в отношении него, то уголовной ответственности де-юре не избежать», – предупреждает юрист. Случается, что человек, который берет взятку, уже находится в оперативной разработке, то есть каждое его преступное действие фиксируется для уголовного дела. Таким образом, клиент, который дал взятку и не обратился в органы, сам того не подозревая, в дальнейшем становится участником уголовного процесса.

Правила безопасности

Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо придерживаться элементарных правил. «Клиент банка должен помнить, что любая банковская операция, совершенная им в отделении, должна завершаться выдачей документа, который однозначно свидетельствует о том, что деньги были внесены, получены, переведены», – говорит заместитель председателя правления Диамантбанка Валерий Олейник. Такими документами являются квитанция, мемориальный кассовый ордер, слип POS-терминала, чек банкомата. Платежные документы нужно хранить не менее трех лет.
Если клиент понимает, что его хотят обмануть, нужно попытаться выяснить, втянуты ли в эту аферу высокопоставленные лица банка, советует Артем Мурга. Если это мошенничество на уровне простых сотрудников, тогда надо обращаться к их руководству.
Если же афера прокручивается с участием наивысшего банковского руководства, клиенту прямая дорога в правоохранительные органы. Однако перед этим стоит предварительно подумать о фиксации действий злоумышленников. Это могут быть показания свидетелей, документы, аудиозаписи. «Идти в милицию лучше, имея хоть что-то, а не просто слова, тогда перспектив схватить преступников за руку будет больше», – подчеркивает Александр Субботин.
И непременно нужно направить жалобу в Нацбанк. «Хотя многие в это не верят, но Нацбанк тщательно отрабатывает такие обращения. Если по одному банку идут постоянные жалобы, НБУ реагирует на такую информацию», – говорит Артем Мурга.
Чтобы не попасть:
- внимательно читайте все подписываемые документы;
- собирайте и сохраняйте до трех лет все подтверждающие финансовые документы (перечень см. ниже);
- контролируйте факт внесения платежей;
- не предоставляйте свои персональные данные тем, кто не имеет права их требовать.

Вот мои документы

Документы, подтверждающие совершение банковских операций

 

Банковская операция

 Документ, который должен получить клиент

 Внесение платежа по кредиту через кассу банка

 Квитанция о внесенном платеже, где должна быть указана сумма погашения и остаток задолженности

 Внесение платежа по кредиту через платежный терминал

 Чек, где указана сумма внесенного платежа

 Закрытие кредита

 Квитанция о последнем внесенном платеже, где должно быть указано, что кредит погашен полностью.
Справка с подписью начальника отдела о том, что кредит погашен полностью

 Открытие банковского вклада

 Договор банковского вклада, где должна быть указана сумма вклада, срок и годовая ставка доходности.
Квитанция о внесение на счет суммы вклада

 Пополнение банковского вклада

 Квитанция о внесении на счет суммы пополнения

 Пополнение текущего/карточного счета через кассу банка

 Квитанция о внесении на счет суммы пополнения

 Пополнение текущего/карточного счета через платежный терминал

 Чек, где указана сумма пополнения

 Денежный перевод

 Квитанция о зачислении средств для осуществления банковского перевода

 Снятие денег через банкомат

 Чек, где указана сумма снятия

Для VIP

В редакцию обратился вкладчик ПриватБанка Георгий Дракин, который в течение уже более четырех лет пытается в судебном порядке взыскать свои деньги. Об истории, случившейся в 2006 году, писали много, так как масштабы аферы просто поражают воображение. 18 млн грн, привлеченные руководителем одного из днепропетровских отделений банка под видом банковских депозитов, исчезли без следа вместе с мошенником.
Стоит отметить, что среди пострадавших простых вкладчиков нет. Почти все, кто попался на удочку мошенника, потеряли довольно крупные суммы (в районе $100 тыс.) Кстати, именно это сыграло с клиентами злую шутку. К вкладчикам с крупными суммами в отделении было особое отношение – их приглашали в отдельный кабинет, усаживали в кресло, предлагали кофе. И деньги они несли не в кассу (якобы чтобы не стоять в очереди), а передавали непосредственно в руки начальнику отделения. После чего он выдавал клиентам какие-то платежки.
Как выяснилось, это были не квитанции, а мемориальные ордера, которые на самом деле не могут быть подтверждением внесения денег в кассу, так как являются документами для внутренних операций банка. Естественно, зачисление средств никак не отражалось ни в банковских документах, ни в базе данных. А договоры, выданные вкладчикам, не имели ничего общего со стандартными банковскими договорами вклада.
Так как мошенник испарился в неизвестном направлении, люди, потерявшие свои деньги, начали требовать их с банка. На данный момент продолжаются судебные разбирательства по этому делу. В ПриватБанке нам сообщили, что сами с нетерпением ждут развязки. И если суд признает, что банк должен возместить ущерб пострадавшим, «вклады» будут выплачены за счет банка. Но так как пока ситуация не имеет однозначного решения, финансовое учреждение не будет брать на себя чужие обязательства.
Итого
Чтобы избежать мошенничества, надо внимательно читать документы, предлагаемые на подпись, нужно требовать документального подтверждения банковских операций и хранить эти документы в течение трех лет.

15 марта ряд интернет-СМИ сообщили о следующем трагикомическом происшествии: житель Азейбарджана Рамиз Джабраилов (1955 г.р.) пришел в свой ЖЭК за справкой. По неизвестным причинам ему отказали в выдаче необходимого документа, отчего он пришел в ярость. Вернувшись домой, он вооружился двумя ручными гранатами. Спустя некоторое время Джабраилов вновь появился в ЖЭКе и пригрозил взорвать учреждение.  

Не исключено, что в скором будущем подобные манеры посещения ЖЭКов переймут и украинцы. Мы все больше жалуемся на ЖЭКи,  в то время как цена на коммунальные услуги постоянно растет. Абсолютно непонятно, что все же входит в обязанности жилконтор. Ведь надоело платить за холодные батареи и прохладную воду вместо горячей, платить за переполненные мусорные баки во дворах, обшарпанные подъезды, которые, судя по отчетам, регулярно ремонтируют, и еще много за что ...

Что нужно знать перед ответственным общением с жилконторой? Все нюансы работы ЖЭКов регламентирует Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугахГосжилкоммунхоз). Первый приказ - Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий № 927/11207 от 25 августа 2005 года. Второй - Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов, сооружений, придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений № 1046/9645 от 21 августа 2004 года. », а также два приказа Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (бывший

Официально перечень услуг, которые ЖЭК обязан предоставить жильцам, утвержден постановлением Кабинета Министров от 12 июля 2005 года. В него входят:
1. Уборка лестничных клеток.
2. Уборка придомовой территории.
3. Вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов.
4. Уборка подвалов, технических этажей и крыш.
5. Техническое обслуживание лифтов.
6. Обслуживание диспетчерских систем.
7. Обслуживание систем тепло- и водоснабжения, систем водоотвода и канализации в доме.
8. Обслуживание вентиляционных шахт в доме.
9. Обслуживание систем противопожарной сигнализации и дымоотвода.
10. Текущий ремонт инженерных систем здания и «элементов внешнего благоустройства» - заборы, лавочки и т.п.
11. Ремонт детских площадок.
12. Подготовка домов к осенне-зимнему периоду.
13. Энергообеспечение лифтов.
14. Обслуживание и ремонт квартирных счетчиков воды и тепла.

На эти цели и идет квартплата. Поэтому, если с вас требуют деньги за внеочередной вывоз мусора или новое, посаженное во дворе дерево, значит, кто-то на вас пытается заработать, и это незаконно.

Что же относительно дополнительных услуг, то на сегодняшний день тарифицирована 31 услуга по документальному обеспечению населения и 46 сантехнических, электротехнических и ремонтно-строительных услуг. Все эти услуги дополнительные, то есть не входят в квартплату, соответственно предоставлять их бесплатно коммунальщики не будут.

Коммунальщики говорят, что работают по фиксированным тарифам, но стоимость может изменяться в зависимости от сложности работ. При этом услуги предоставляются на договорных условиях после их оплаты, а льготным категориям и малообеспеченным горожанам, как правило --  бесплатно. Есть опасения, что в связи с официальным введением прайсов на услуги жэка, появится и широкий список льготников. А значит, за них придется платить простым горожанам.

Что почем

Документальные услуги

  • Выдача справок и копий для арендаторов и собственников нежилых помещений -  87,25 грн.
  • Составление сметы на ремонт квартиры - 300,15 грн.
  • Составление сметы на перестройку и ремонт нежилых помещений - 1888,13 грн.
  • Рассмотрение заявлений граждан по взаимным претензиям  - 126,18 грн.
  • Обследование техсостояния квартиры с составлением акта в  случае затопления соседом - 133,51 грн.
  • Изготовление копии техпаспорта квартиры - 62,94 грн.
  • Вывоз твердых бытовых отходов из частного сектора - 40,1 грн. за кубометр

Сантехнические услуги

  • Отключение и повторное включение воды - 50,93 грн.
  • Замена умывальника - 105,1 грн.
  • Замена унитаза - 204,63 грн.
  • Замена ванны - 262,41 грн.
  • Ремонт трубопроводов - 79,4 грн. за погонный метр
  • Очистка квартирной канализации - 31,88 грн.

Электротехнические услуги

  • Замена розетки - 19,61 грн.
  • Замена выключателя - 19,61 грн.
  • Прокладка кабеля - 25,36 грн.
  • Установка люстры - 66,41 грн. 

Ремонтно-строительные работы

  • Ремонт дверей со снятием с петель - 234,62 грн.
  • Остекление окон и форточек - 61,77 грн.
  • Врезка замков - 59,47-79,59 грн.
  • Замена паркета - 139,5 грн. за кв. м
  • Покраска стен - 44,8 грн. за кв. м
  • Поклейка обоев на стенах - 47,58 грн. за кв. м

Тем, кто не желает мириться с беззаконием коммунальных служб, совет один – подать заявление в ЖЭК с требованием предоставить калькуляцию реально предоставленных вам услуг за последний месяц. Оплатить следует, согласно упомянутого постановления Кабмина, только эти услуги. А если калькуляцию вам предоставить отказываются, просто не платите квартплату и подавайте на ЖЭК в суд.

Алгоритм общения с ЖЭКом:
1. Если ЖЭК, по вашему мнению, предоставляет услуги ненадлежащего качества или вообще не предоставляет, не жалейте времени, сил и бумаги и «закидывайте» ЖЭК жалобами и заявлениями. Обязательно регистрируйте или отправляйте с уведомлением!
2. Можете оформить акт-претензию о ненадлежащем предоставлении услуг. Представитель ЖЭКа должен явиться по вашему вызову в течение двух последующих рабочих дней. Но акт будет действительным и без присутствия коммунальщиков, если его подпишут, как минимум, три потребителя. Например, сам жалобщик и два соседа.
3. В случае, если ваши обращения и акты составлены правильно, то есть указано, с какого по какое число конкретная услуга не предоставлялась, то ЖЭК обязан произвести перерасчет квартплаты.
4. Если ЖЭК этого не сделает, можете обращаться в контролирующие органы: антимонопольный комитет, управление по защите прав потребителей. Если результата не добьетесь - обращайтесь в суд. Здесь как раз и пригодятся все копии документов.

Ниже представлены образцы необходимых заявлений для общения с ЖЭКом.

 

Образец заявления о вызове представителя ЖКС для составления акта-претензии



___________________________________
(должность, ФИО)
___________________________________

___________________________________
(ФИО заявителя)
___________________________________
Адрес ____________________________
___________________________________
Телефон ___________________________




ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу в 2-х дневный срок направить уполномоченного представителя для оформления и подписания акта-претензии в связи с
__________________________________________________ ___________________________________
указывается услуга (-ги), которая не предоставлялась или предоставлялась (-ись) некачественно
__________________________________________________ ___________________________ в период с ____________________________ по ____________________________________ .



«_____» ___________ 20_____ г. ___________________________________
(подпись заявителя)


АКТ-ПРЕТЕНЗИЯ

г. _______ «____ »___________________ 200__ г.
(дата составления)

Согласно с Договором (ами) №___________________________________________

ПОТРЕБИТЕЛЬ(И)____________________________________ _______________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
высказывает (ют) претензии ИСПОЛНИТЕЛЮ по поводу качества предоставления услуг по __________________________________________________ ___________________________ __________________________________________________ ___________________________________
(виды услуг, которые не предоставлялись или предоставлялись некачественно)
за отклонение __________________________________________________ ____________________
__________________________________________________ _________________________________
(виды, показатели нарушений согласно условиям Договора)
срок нарушений __________________________________________________ _____________
с «_____»___________200__г. по «____»____________200__г.

срок нарушений __________________________________________________ _____________
с «_____»___________200__г. по «____»____________200__г.

В связи с вышеизложенным, ИСПОЛНИТЕЛЬ должен обеспечить соответствующий уровень предоставления услуг, произвести перерасчет размера платы за не предоставленные или некачественные услуги и уплатить неустойку ПОТРЕБИТЕЛЯМ в соответствии с условиями Договора.

Другие условия:
__________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __

Настоящий акт составили:

со стороны ИСПОЛНИТЕЛЯ

___________________________________
__________________________________
(должность, подпись, Ф.И.О.) со стороны ПОТРЕБИТЕЛЯ

_____________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
_____________________________________
(адрес, телефон)
Потребитель*
___________________________¬__________
(подпись, Ф.И.О.)
_____________________________________
(адрес, телефон)
Потребитель*
___________________________¬__________
(подпись, Ф.И.О.)
_____________________________________
(адрес, телефон)


* информация о двух других потребителях, которые могут поставить свои подписи под актом претензией, заносится в данный документ лишь в том случае, если представитель поставщика услуг не прибыл в установленный срок либо отказался подписать акт-претензию. В качестве потребителей-свидетелей могут выступать другие потребители, проживающие в этом доме.

Снежная зима и морозы стали для коммунальщиков и «Укравтодора» очередной «неожиданностью», а для автолюбителей – экзаменом на экстремальное вождение. В последнее время многие из нас занимались каждодневным «бобслеем», проходя на своем авто трассу по ледяному желобу в миллиметре от бортов припаркованных машин. «АЦ» пытается разобраться, каким образом можно апеллировать к дорожникам и коммунальщикам, случись что с авто по причине их бездеятельности.

Ответственные люди

Вначале рассмотрим ответственность сторон. За состояние дорог общего пользования (внегородских) у нас отвечает Государственная служба автомобильных дорог Украины (корпорация «Укравтодор»). В ее ведении находятся региональные службы автомобильных дорог, ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины», куда входят ДП облавтодоров и т. п. Схема довольно сложная, если учесть, что, например, облавтодоры, занятые уборкой трасс, вывозом снега, расчисткой ото льда, являются подразделениями ГАК «Автомобильные дороги Украины». При этом ответственность за заказ тракторов, грейдеров, грузовиков и людей несет областная служба дорог. Впрочем, в конечном итоге все замыкается на «Укравтодоре».

За состояние дорог и придомовых территорий в населенных пунктах отвечают местные коммунальные службы, жаловаться на которые можно в горадминистрацию и Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.). Обращаться в последнюю инстанцию, конечно, можно, но, по мнению людей бывалых, не очень эффективно. Перспективнее бороться непосредственно с жэками и кооперативами. Согласно Приказу Госкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 76 «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17 мая 2005 года уборка и вывоз снега, обработка придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями является составляющей услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий. Берем базовый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» и действуем в строгом соответствии со ст. 18 «Оформление претензий потребителей к исполнителям». Выйдя на улицу, вдохнув свежий морозный воздух и в очередной раз удивившись нетронутому льду, следует вызвать либо мастера, либо главного инженера жэка для составления акта о непредоставленных услугах. Акт адресуется начальнику жэка, а копия направляется в территориальное подразделение жилищно-коммунальной инспекции. По пункту «снег» жэки обязаны чистить «под скребок» проезды и тротуарные дорожки, заготавливать, завозить посыпочные материалы и обрабатывать ими дороги. Поэтому в претензии следует также потребовать пересчитать тариф, если такая услуга не предоставлена. В случае отказа представителя жэка подписывать документ достаточно будет, чтобы это сделали два жителя дома. Но возмещение ущерба за «поскользнувшуюся» машину отсудить у жэка нереально – даже крупные страховщики в порядке регресса не берутся судиться с ними.

 Если дорога находится между территориями, за которые ответственны разные организации, ее уборкой обычно никто не занимается.

Суд да дело

Теперь от общих проблем можем перейти к частным, когда, например, обледенелый участок дороги стал причиной ДТП. «Согласно «Единым правилам ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правилам пользования ими и охраны», утвержденным Постановлением Кабмина № 198 от 30 марта 1994 года, дорожники обязаны, кроме прочего, анализировать состояние аварийности на дорожных объектах, обнаруживать аварийно опасные участки и места концентрации ДТП. Кроме того, эти правила предписывают им вместе с ГАИ принимать участие в осмотре мест ДТП для определения дорожных условий, при которых оно случилось, и устранять обнаруженные недостатки», – комментирует партнер юридической компании «Эйдиком» Алена Воронцова. Это, естественно, теория.

Нас же интересует возможность компенсировать материальные убытки, нанесенные в связи с дорожными условиями. Итак, при наличии у водителя полиса КАСКО юристы советуют предпринять попытку отнести ДТП, произошедшие в результате, например, обледенения участка дороги, к случайностям, что подпадает под действие договора. Для этого нужно зафиксировать на фото дорогу, а также вписать замечания о ее состоянии в протокол ГАИ о ДТП и проконтролировать, чтобы в разделе «Состояние дороги» инспектор не поставил прочерки. «Контрольный выстрел» – сообщить о ситуации в оперативный штаб «Укравтодора», но так, чтобы ваш сигнал был зафиксирован. Впрочем, в нынешней ситуации на рынке автострахования добиться выплат нелегко вне зависимости от причин ДТП. Тем не менее, побороться стоит.

Если автомобиль не застрахован, можно вступить в неравный бой с коммунальщиками или дорожниками (в зависимости от ситуации) самому. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу иск подается либо по месту нахождения ответчика, либо по месту происшествия. Если речь идет о загородной аварии и о причинении вреда имуществу, судиться придется со службой автомобильных дорог в той области, где случилось событие. С коммунальщиками судиться ближе, только взять с них, как правило, нечего.

«Владельцу автомобиля необходимо будет доказать (описать в иске с приложением подтверждающих документов) не только факт виновности дорожников или лиц, которые непосредственно несут ответственность за конкретный участок дороги, в нанесении ущерба автомобилю, но и причинно-следственную связь между этими событиями. Для этого среди прочего необходимо знать, в каком состоянии дорога должна быть, когда должен проводиться ее плановый ремонт, как обязаны реагировать дорожники на незапланированные повреждения дороги (например, поставить соответствующие предупреждающие знаки) и т. п. Доказательству подлежит и размер нанесенного ущерба. Для этого проводятся соответствующие экспертизы», – говорит управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и партнеры» Михаил Можаев. По его словам, пострадавшему нужно обратиться к юрлицу, ответственному за состояние дорог, для получения этих документов или же объяснений. В случае непредоставления таких документов уже в судебном порядке необходимо будет заявить ходатайство об их истребовании от ответчика.

Но это еще не все. Прежде чем судиться с уважаемыми людьми, автолюбителю нужно доказать, что он свято выполнял все Правила дорожного движения. «Иначе взыскать возмещение причиненного ущерба будет проблематично. Другое дело, когда водитель не мог избежать нарушения, ибо это в дальнейшем повлекло бы более значительные повреждения имущества или гибель людей. Но здесь все точки расставит соответствующая экспертиза», – отмечает г-н Можаев. «Даже вынужденное нарушение водителем ПДД (выезд на встречную полосу, объезд препятствия и тому подобное) не освобождает его от ответственности. А если по маршруту следования установлены предупредительные знаки, обеспечение безопасности проезда возлагается, согласно ПДД, на водителя», – дополняет Алена Воронцова.

Наказать можно!

В конце прошлого года прокуратура Донецкой области возбудила уголовное дело против должностных лиц ГП «Донецкий облавтодор». Проверки показали, что ответственные за ремонт, эксплуатацию и обслуживание дорог не всегда обеспечивают их надлежащее состояние. В результате транспортными прокурорами внесено 14 представлений и предписаний, возбуждено 10 административных производств. Но речь по большей части шла о правильности разметки, ремонтно-строительных работах и т. д.

Задать вопросы и предъявить претензии чиновникам «Укравтодора» можно на их же сайте или на горячую линию в Киеве (044) 287-11-40, 287-42-18.

Ситуация «работник-наниматель» в Украине достойна сожаления. В условиях «тотальной» безработицы потенциальный работник согласен на все условия, выдвигаемые нанимателем: от «поработай неделю-месяц на испытательном сроке (бесплатно)» до «на оплачиваемый больничный и отпуск не рассчитывай». К сожалению, многие граждане Украины соглашаются на такие предложения, мол, какая-никакая зарплата будет, а то, что в конвертах, так это не важно (до пенсии еще далеко). Правда, поработав месяц-два, понимают, что джентльменские соглашения с нанимателем до добра не доводят, попытка отстоять хотя бы обещанное, заканчивается увольнением по-американски: «Ты уволен!», в лучшем случае тебе отдают то, что ты успел «наработать», в худшем – ты уходишь ни с чем, понимая, что тебя снова «развели» в правовом государстве. Так вот, работники, напоминаем вам о том, что Кодекс законов о труде в Украине никто не отменял. Этот нормативный правовой акт служит основным (после Конституции) источником ваших прав и обязанностей нанимателя.

Прием на работу

Итак, все по порядку – прием на работу. Во-первых, чтобы быть действительно работником, то есть приобрести все права (и обязанности), гарантированные трудовым законодательством, вам необходимо заключить с нанимателем трудовой договор. В соответствии со ст. 21 КЗоТ под таким договором понимается соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом (иными словами — нанимателем), по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а наниматель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Во-вторых, устраиваясь на работу, вам следует знать, что не всегда между работником и нанимателем трудовой договор заключается письменно. Допустим, получение нанимателем вашей трудовой книжки, сопровождающееся изданием приказа (распоряжения) о зачислении на работу и соответствующей записи в трудовой рассматривается как трудовой договор, заключенный в устной форме. Такое правило предусмотрено ст. 24 КЗоТ. В большинстве же случаев трудовой договор оформляется в виде документа, в котором отражены стороны-участники (вы и наниматель), ваши права и обязанности, а также права и обязанности нанимателя и пр. Именно для обеспечения вашей собственной безопасности и четкой регламентации того, что вы должны и что должны вам, хотелось бы порекомендовать заключение письменного трудового договора. Кстати, уже упомянутой статьей предусматриваются ситуации, при которых трудовой договор должен иметь письменную форму. К таким ситуациям, в частности, относится и требование работника заключить с ним договор в письменной форме.

Поэтому, если вам при приеме на работу сообщают, что никаких договоров с вами подписывать не будут, у вас есть все основания настаивать на заключении соглашения с нанимателем в письменной форме. Такой договор заключается (как правило) в двух экземплярах, один остается в вашем личном деле у нанимателя, второй выдается вам на руки.

Обратите внимание, что ст. 24 КЗоТ предусматривается возможность считать трудовой договор заключенным и в том случае, когда ни приказа, ни распоряжения о зачислении вас на работу не было, но фактически к работе вас допустили. Существование именно этой нормы позволяет недобросовестному нанимателю «использовать» вас в качестве работника, не создавая вам никаких гарантий, а для себя – обязанностей. Поэтому, если у вас сложилась такая ситуация, требуйте у нанимателя, чтобы он принял вашу трудовую книжку и сделал там соответствующую запись о приеме на работу. Кроме того, трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше пяти дней (ст. 48 КЗоТ). В свою очередь Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников предусматривается, что запись о принятии на работу осуществляются нанимателем после издания приказа (распоряжения), однако не позднее недельного срока.

Испытательный срок

Далее, как правило, каждый наниматель, принимая на работу, говорит об испытательном сроке. Здесь следует обратить особенное внимание на то, что обещания нанимателя, дескать, поработай две-три недельки, а потом посмотрим, не имеют юридической силы.

Практический смысл испытательного срока сегодня почему-то трансформировался и стал противоречить законодательству. Давайте разберемся. Наниматель, «провозглашая» испытательный срок, преследует цель посмотреть, как работает кандидат на должность, и при возможности не заплатить, если кандидатура оказалась неподходящей. Так вот, напоминаем: «При заключении трудового договора может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника работе, которая ему поручается. Условие об испытании должно быть предусмотрено в приказе (распоряжении) о приеме на работу. В период испытания на работников распространяется законодательство о труде» (ст. 26 КЗоТ). В свою очередь, ст. 27 КЗоТ определяет максимальные испытательные сроки – 3 месяца и 6 месяцев (в отдельных случаях по согласованию с профсоюзом). В том случае, если работник устраивает нанимателя, то по окончании испытательного срока он продолжает работать на общих основаниях. Если же в течение испытательного срока установлено несоответствие работника, то в течение оставшегося срока испытания наниматель вправе расторгнуть трудовой договор с соблюдением общих требований трудового законодательства (читай: с выдачей трудовой книжки и расчетом). Так что, соискатели, напоминайте нанимателю о действующем законодательстве и требуйте оформления с вами трудовых отношений с первых дней работы. Кстати, если вам по такой причине откажут в трудоустройстве – требуйте отказ, оформленный в письменной форме, с которым, между прочим, можно сходить в суд.

Порядок увольнения

Работник, которого, скажем, уволили на незаконных основаниях, вправе обратиться в суд с иском о восстановлении на работе и (или) взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. Доказательством того, что работник действительно находился в трудовых отношениях с нанимателем, будет служить трудовая с соответствующей записью и трудовой договор (если таковой заключался).

Важно знать и то, что фраза нанимателя «Ты уволен» может иметь место только в случаях, предусмотренных ст. 40 КЗоТ — скажем, если обнаружено несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе, или систематического невыполнения работником без уважительных причин условий трудового договора, или в случае прогула и пр. Причем все такие деяния работника должны быть выявлены комиссиями и четко зафиксированы в специальных актах (если же работник является членом профсоюзной организации, то порядок увольнения усложняется еще больше). Несоблюдение названной процедуры – это основание для восстановления на работе в судебном порядке с оплатой вынужденного прогула. Единственная ситуация, когда законодательством нанимателю предоставлено право уволить «невинного» работника, – это сокращение численности штата работников, ликвидация организации, причем, об этом работника нужно письменно уведомить в срок, установленный законодательством.

Между прочим, если вас увольняют по собственному желанию (по инициативе работника), то никакие обещания типа «расчет – на следующей неделе» или «придете за трудовой послезавтра» не имеют под собой законных оснований. Так, ст. 47 КЗоТ предусматривает, что наниматель обязан в день освобождения работника от работы (увольнения) выдать работнику должным образом оформленную трудовую книжку и провести с ним расчет. Это же положение дополняет п. 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников: «При задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя, работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула». Таким образом, работник, не получивший трудовую и расчет в день увольнения имеет право в судебном порядке взыскать с нанимателя средний заработок за то время, которое трудовая книжка удерживалась у нанимателя. Средний заработок исчисляется, исходя из заработка за последние два календарных месяца работы. В том случае, если работник отработал менее двух месяцев, исчисление производится из расчета среднего заработка за фактически отработанное время (см. Постановление Пленума ВСУ от 6 ноября 1992 г. № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров»).

Как правильно уйти в отпуск

И напоследок о приятном – к вопросу об отпусках. Многим гражданам, как это ни странно, не удается пойти в отпуск (кроме как за свой счет), а о компенсации за неиспользованный отпуск все дружно забыли. К вашему сведению, право на отпуск гарантируется всем трудящимся. Статья 74 КЗоТ определяет, что гражданам, находящимся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также работающим по трудовым договорам у физического лица, предоставляются ежегодные отпуска с сохранением на их период места работы и заработной платы. Иными словами это означает, что где бы вы ни работали, вы имеете полное право уйти в отпуск с сохранением вашей зарплаты и, понятное дело, вашего места работы.

Миф о том, что для «похода» в отпуск нужно проработать у нанимателя минимум год, беспочвенен. Ежегодный основной отпуск предоставляется в количестве не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, отсчитывающийся со дня заключения трудового договора (ст. 75 КЗоТ). В свою очередь, ст. 79 КЗоТ устанавливает правило, согласно которому ежегодный отпуск полной длительности в первый год работы у данного нанимателя предоставляется работникам по окончании шести месяцев непрерывной работы на данном предприятии, учреждении, организации. Если же работник отработал менее чем полгода у нанимателя (непрерывно), то право на отпуск у него сохраняется, правда, время «на погулять и отдохнуть» предоставляется пропорционально отработанному времени. Кроме того, работнику позволено заменить часть ежегодного отпуска денежной компенсацией. И, наконец, то, о чем наниматели удачно забыли, а работники (к радости нанимателей) не знали, — это правило, согласно которому в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей (ст. 83 КЗоТ).

Как видно из приведенного перечня прав работника и обязанностей нанимателя, Закон стоит на стороне работника, поэтому не стесняйтесь реализовывать свои трудовые права, в первую очередь, право на «оформленное» трудоустройство.

Считается, что лихие 90-е на рынке недвижимости уже давно миновали. Сейчас некоторые риэлторы называют наш рынок «почти цивилизованным». Но спокойствие это только кажущееся. Видимость мирного рынка создается исключительно потому, что тема стала избитой и мои коллеги уже не раздувают обычный «отъем» квартиры до уровня сенсации.

Между тем, мошенники разных мастей с успехом продолжают свою деятельность. Вот только одна из недавних историй отъема жилья мошенниками. Рассказал нам ее директор агентства недвижимости «Спектр» Аркадий Кязимов. Начиналась эта история достаточно банально. Семья – муж и жена с двумя детьми, искала квартиру, для того чтобы снять ее на лето. Квартиру нашли по частному объявлению. Вскоре после этого хозяева квартиры уехали в отпуск, и арендаторы зажили счастливой семейной жизнью.Только вот понятия семейного счастья у них явно отличались от общепринятых. Уж очень много приходило в квартиру гостей. Причем гости приходили и по одному и семьями. Долго не задерживались. Но за иной вечер таких гостей набиралось по несколько человек.Буквально через месяц арендаторы съехали, а их место заняла другая семья, которая активно стала обживать квартиру, а через некоторое время они даже взялись за ремонт. Соседи не преставали удивляться активности новых поселенцев, недоумевая, зачем вкладывать столько денег в ремонт съемного жилья.

Но больше всех удивились владельцы квартиры, которые вдруг перестали получать арендные платежи. Но это были еще цветочки. А вот когда они вернулись из отпуска, их ждали уже «ягодки». Вместо арендаторов в квартире их встретили «хозяева», которые попросили реальных владельцев квартиры удалиться «с их площади». Все дальнейшее напоминало немую сцену из «Ревизора». Если бы все это не было так грустно, то перипетии переговоров и всего дальнейшего разбирательства можно было бы назвать классической комедией положений: когда никто из собеседников не понимает, о чем говорит другой. Когда первый шок прошел, выяснилось, что квартира по документам действительно принадлежит новым «хозяевам». И они ее честно купили у «владельцев» - у той самой семьи с двумя детьми.

В конце концов к делу подключилась милиция. Только тогда и выяснилось, что счастливая семейка семьей вовсе и не была. А на самом деле являлась компанией талантливых жуликов. «Муж» и «жена» взяли детей в аренду, разыграли семейный спектакль и, подделав документы на квартиру, в отсутствие хозяев продали ее. Судебные разбирательства по этой истории тянулись несколько лет. Настоящие хозяева снимали в это время жилье. Закончилось все относительно благополучно - квартиру им вернули. Правда, с учетом потерянных за аренду денег, средств, потраченных на съем временного жилья, и расходов на адвокатов их потери составили несколько тысяч долларов. А вот покупатели потеряли все - и деньги и квартиру. Мошенники же исчезли бесследно. И вполне возможно, занимаются сейчас следующей аферой.

По мнению Аркадия Кязимова, эта история достаточно типична для сегодняшнего рынка недвижимости. Типична и по способу отъема жилья (при помощи подделанных документов), и по ошибкам владельцев, которые предпочли сдавать квартиру самостоятельно. Как считает Аркадий Кязимов, мошенники сейчас способны подделать любые документы – от свидетельства о праве собственности на квартиру, до паспортов – благо сегодняшний уровень техники позволяет сделать это без особых усилий. Аналогичный случай, связанный с подделкой документов, нам рассказала генеральный директор «Консультационного центра по долевому строительству и недвижимости» («КЦДСиН») Анна Максимова. В этой истории была подделана доверенность. Мошенники сначала приватизировали, а затем и продали квартиру… мертвеца. Понятно, что в этом случае без помощи работников паспортной службы не обошлось. Но покупателям от этого не легче. Ведь они в итоге потеряли и квартиру и деньги. Есть один момент в этой истории, который, по мнению Анны Максимовой, оказался решающим – деньги были переданы мошенникам до регистрации договора, а доверенность вообще никто не проверял. Между тем, сделки по доверенностям специалисты считают самыми рискованными. Вариации квартирных мошенничеств с недействительными, поддельными, отмененными доверенностями практически неисчерпаемы. И как считает Анна Максимова, если в сделке или в цепочке присутствует хотя бы одно звено, где задействована доверенность, то вся цепочка требует профессиональной и очень пристальной проверки.

Такого же мнения придерживается и генеральный директор корпорации «Юринфо-Недвижимость» Павел Штепан. Наиболее распространенным способом квартирного мошенничества он считает подделку документов, а наиболее распространенным видом - кражу аванса при заключении сделки. Этот способ можно с относительной натяжкой назвать «мелким мошенничеством», по крайней мере, по сравнению со стоимостью жилья. Пострадавшие в этих случаях покупатели квартир теряют от 30 до 70 тысяч рублей. В зависимости от изобретательности мошенников варианты отъема денег могут варьироваться. Но сама схема подобного мошенничества изумительно проста: покупатель смотрит квартиру, которая предлагается по сравнительно низкой цене, соглашается. Заключает договор о покупке, согласно которому он должен внести аванс. Вносит аванс. А вот дальше ничего не происходит. К тому времени, на которое назначено подписание основного договора, мошенники успевают скрыться. Как правило, действуют они либо на арендованных квартирах, либо по поддельным паспортам. И порой на одной квартире могут «заработать» до 5-6 авансов. Главное в этих историях – это профессиональный подход мошенников к поиску, мягко выражаясь «доверчивого покупателя». Ну а истории связаны одним общим моментом – все такие квартиры продаются «очень срочно» (по очень объективной причине!) и "потому так дешево". В общем, вечная история про бесплатный сыр в мышеловке.

В принципе наш рассказ о мошенничестве на рынке недвижимости можно было бы на этом и закончить, если бы не одно «но». По свидетельству Павла Штепана, «сейчас каждая десятая сделка на рынке недвижимости является проблемной». То есть по количеству нарушений законодательства в сфере недвижимости мы возвращаемся в те самые лихие 90-е, о которых наши сограждане успели позабыть. К сожалению, данные, предоставленные нам корпорацией «Юринфо-Недвижимость», подтверждаются и обращениями граждан в наше общественное движение «За безопасность граждан на рынке недвижимости». Причем нас, например, настораживает тот факт, что характер обращений за последние годы практически не меняется. Горожане упорно наступают на один и те же «грабли» - небрежно относятся к документам на жилье, паспортам, доверяют проведение сделок с недвижимостью «симпатичным» людям, подписывают документы, практически не глядя.

И как следствие подобного отношения к дорогостоящей недвижимости на рынке появился новый способ «законного изъятия денег у населения».

Как нам сообщили в корпорации «Юринфо-Недвижимость» за последние годы появилась прослойка адвокатов, специализирующихся на таком изъятии. Они раскапывают дела, совершенные с теми или иными нарушениями, находят «пострадавших» и возбуждают дела о признании сделок недействительными. Цель таких действий это не защита людей, которые, так или иначе, потеряли свое жилье, а вымогательство денег у покупателей. При этом статья 302 ГК о добросовестном приобретателе не действует, поскольку в суде, как правило, удается доказать, что квартира бывшим владельцем утрачена «помимо его воли». В связи с этим специалисты корпорации "Юринфо-Недвижимость" и общественного движения «За безопасность граждан на рынке недвижимости» напоминают горожанам, что любая сделка с недвижимостью должна проводиться в строгом соответствии с законами, а истории покупаемых квартир обязательно должны досконально проверяться. В противном случае, вы рискуете оказаться тем самым фактически "крайним" покупателем, который в любой запутанной квартирной истории и платит за все.

До обретения независимости донышко мусорного ведра хозяйки обычно застилали газетами. А с более близким знакомством с цивилизованными привычками капиталистов на смену печатным изданиям пришли специальные полиэтиленовые мешки — и сразу стало намного удобнее. Со временем спектр производителей, выпускающих такие пакеты, представленный в нашей стране, стал настолько широким, что порой разобраться, что лучше взять, довольно непросто. Поэтому «Новая» и решила выяснить, каким пакетам отдавать предпочтение в той или иной ситуации.

Что для вас важно, когда застилаете мусорное ведро пакетом? Правильно, чтобы он не порвался. Поэтому именно для проверки прочности пакетов в Научно-исследовательском центре «Тест» отобрали 16 марок пакетов для мусора наиболее ходового размера 35 литров: «Копейка», «Скарбничка», «Фрекен Бок», «Добра господарочка», domi суперпрочные, FBI сверхпрочные, Nicols морской аромат, Paclan classic, «Помічниця», «Чисто», «К-стиль», «Мелочи жизни», JGM, Сlever и Oli. Единственным исключением оказались 30-литровые пакеты ТМ «Гемопласт» и ароматизированные 40-литровые Nicols — у этих двух марок 35-литровых пакетов попросту не оказалось. Специалисты «Теста» обратили внимание на упаковку и маркировку изделий.
Менее всего информации было найдено на упаковке JGM — на этикетке нашлось место только для марки и размера изделия в сантиметрах. И все. ТМ «Скарбничка», Nicols, Oli и «К-стиль» «забыли» написать, из какого материала произведена их продукция. Не были указаны условия хранения пакетов ТМ «Помічниця» и «Гемопласт». Довольно интересным оказалось сравнение украинской и российской аннотаций к пакетам ТМ «Мелочи жизни» и «Копейка»: в русском варианте срок годности не ограничен, а вот в украинском — почему-то три года.
Потом мусорные пакеты подвергли практическим испытаниям. На «выносливость» изделий влияют два показателя: толщина слоя и ширина шва. От первого зависит себестоимость пакета. Так, если пленка 6—8 мкм — это недорогие изделия, 8—9 мкм — уже средняя ценовая категория, 9 и выше — прочные и дорогие. Толщину в 9 мкм смогли продемонстрировать ТМ «Фрекен Бок», «Гемопласт» и Nicols. У «Доброй господарочки» толщина составила 11 мкм. Суперпрочными являются пакеты domi и FBI, чья толщина соответственно 20 и 19 мкм. Толщина слоя остальных опытных образцов составила 9 мкм. А вот чтобы пакет был действительно прочным, ширина шва, которым склеивают дно, должна составлять примерно 1 см. Если этот показатель ниже, он может не выдержать нагрузки и порваться. А вот если ширина достигает 1,5 см, это свидетельствует о расточительности производителей, которые не умеют экономить. К таковым можно отнести ТМ «Добра господарочка» и «Помічниця». Двухсантиметровыми оказались швы и у изделий JGM.
Кроме того, пакеты проверили на прочность. В них нагрузили 5 кг мусора с довольно острыми краями. С этим «добром» полиэтиленовому изделию пришлось провисеть 10 минут, при этом постоянно легко раскачиваться. Такую нелегкую проверку вынесли все изделия. Дальше нагрузку увеличили до 7,5 кг. И тут из строя первыми вышли пакеты ТМ Oli. Третий этап — вес в 10 кг, но уже без острых краев. На этом этапе «сдались» пакеты ТМ «Помічниця», «Чисто», «Мелочи жизни», clever, Oli и JGM. Полностью выдержали проверку 10-килограммовым грузом пакеты марок «Фрекен БОК», «Гемопласт», «Добра господарочка», «Копейка», «Скарбничка», domi, FBI, Nicols, Paclan и «К-стиль».