Ликбез
История с уплатой страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения, так и не достигла своего хэппи энда, по крайней мере, для последних.
Попытка предыдущего Премьер-министра обязать субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения, доплатить указанные выше взносы, более того размера, который отчисляется из единого (фиксированного) налога, через постановления Кабинета Министров Украины, была неудачной.
Причин тому было несколько. Прежде всего, как говорится, потому, что «подошли не с той стороны». Постановление от 14 апреля 2009 года № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения» было принято с превышением Кабинетом Министров Украины своих полномочий, а сами положения Постановления противоречили ряду норм, в частности, Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», Указа Президента Украины № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
Во-вторых, повлияли политические изменения в стране. Как следствие, Кабинет Министров Украины в новом составе отменил указанное Постановление своим Постановлением от 24 марта 2010 года № 278 «О внесении изменений, отмене и признании утратившими силу некоторых актов Кабинета Министров Украины».
Но радость заинтересованных предпринимателей была не долгой. Приняв во внимание опыт предшественников, новый Кабинет Министров Украины подошел к решению данного вопроса более подготовленным. Так появился проект Закона Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который 8 июля 2010 года был принят под № 2461-VI, а впоследствии и подписан Президентом Украины.
Данным Законом в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» были внесены изменения, согласно которым физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), и члены семей указанных лиц, принимающих участие в осуществлении ними предпринимательской деятельности, на период действия законодательных актов по вопросам особого способа налогообложения, все же, обязаны уплачивать страховые взносы в порядке, определенном настоящим Законом.
При этом сумма страхового взноса устанавливается указанными лицами самостоятельно для себя и членов их семей, участвующих в осуществлении такими лицами предпринимательской деятельности и не находятся с ними в трудовых отношениях. При этом сумма страхового взноса с учетом части фиксированного или единого налога, которая перечислена в Пенсионный фонд Украины, должна составлять не менее минимального размера страхового взноса за каждое лицо и не больше размера страхового взноса, исчисленного от максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, налогооблагаемого дохода (прибыли), общего налогооблагаемого дохода, с которого уплачиваются страховые взносы.
Данный Закон вступил в силу со дня его опубликования, то есть с 17 июля 2010 года.
Оглядываясь назад, когда предыдущая попытка не была удачной, и частным предпринимателям удалось добиться правды, в том числе, через обжалование в суде незаконного постановления Кабинета Министров Украины, может возникнуть надежда, что и на этот раз всё может оказаться ложной тревогой. Но следует учитывать, что на этот раз уже не те обстоятельства и другая ситуация. Теперь избежать уплаты сбора в Пенсионный фонд упрощенцам, скорее всего, не удастся и размер минимальной доплаты, в зависимости от ставки налога, будет колебаться от 210 грн. до 287 грн., а для плательщиков фиксированного налога – от 284 до 283 грн.
Если страхователи несвоевременно или не в полном объеме уплатят страховые взносы, к ним будут применяться финансовые санкции, предусмотренные Законом. Суммы же страховых взносов своевременно не начисленных и/или не уплаченных страхователями в сроки, определенные статьей 20 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в том числе исчисленные территориальными органами Пенсионного фонда в случаях, предусмотренных той же статьей, считаются просроченной задолженностью по уплате страховых взносов (недоимка) и взимаются с начислением пени и применением финансовых санкций.
В течение десяти рабочих дней со дня получения требования об уплате недоимки страхователь обязан уплатить суммы недоимки и суммы финансовых санкций, размер которых устанавливается Законом. Тем же Законом предусмотрена возможность согласования недоимки либо обжалования требования, но если начисление имеет под собой законные основания, то такое обжалование лишь отсрочит уплату.
Конечно, возникает вопрос, возможно ли избежать уплаты этого сбора, но, к сожалению, легальных способов в настоящее время не усматривается, а занижение (сокрытие) доходов может привести к привлечению к ответственности и применению соответствующих санкций. Да и само занижение доходов не очень спасает, ведь до минимального размера надо будет доплачивать в любом случае.
Напоследок, хочется отметить, что в этот раз совсем без ошибок тоже не обошлось. Принимая Закон от 8 июля 2010 года № 2461-VI, в части внесения изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», были нарушены требования ст. 1 Закона Украины «О системе налогообложения». Этой статьей предусмотрено, что поправки в данный закон, другие законы Украины о налогообложении относительно предоставления льгот, изменения налогов, сборов (обязательных платежей), механизма их уплаты вносятся в этот закон, другие законы Украины о налогообложении не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Как отмечалось выше, закон № 2461- VI, оказывающий влияние на частных предпринимателей и облегчающий их карманы, вступил в силу со дня опубликования, т.е. с 17 июля 2010 года. Очевидным является нарушение норм Закона «О системе налогообложения».
К сожалению, исправить данную ситуацию у рядового гражданина – субъекта предпринимательской деятельности, в частности, путем обжалования положений Закона в суд, не будет процессуальной возможности. В данном случае усматривается коллизия норм права.
Как вариант, при обжаловании в судебном порядке требования по уплате недоимки, возникшей за 2010 год, можно апеллировать к нормам Закона Украины «О системе налогообложения» и ссылаться на то, что в соответствии с предписаниями данного закона, Закон «О внесении изменений в законы Украины «О Государственный бюджет Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в части общеобязательного пенсионного страхования, должен вступить в силу с начала нового бюджетного года, а, следовательно, отсутствуют основания для начисления и взыскания недоимки, финансовых санкций. Но практика суда нередко зависит от политики государства в целом, поэтому делать какие-либо выводы в данном случае рано.
- Информация о материале
В период экономических кризисов и высокой безработицы число жертв мошеннических схем категории "work-at-home" многократно возрастает, информирует нас Federal Trade Commission (FTC). Есть все основания поверить экспертам федерального агентства. Если в 2006 году в FTC поступили 4004 жалобы, связанные с "work-at-home" scams, то в прошлом году их оказалось почти вдвое больше - 7955.
С момента моего личного негативного опыта с мошенниками утекло много воды. В те годы преступники ловили на удочку простаков большей частью через газетные объявления, почтовые рассылки или прикрепленные к столбам листовки.
Сегодня эти средства также используются, однако главным орудием проходимцев стал интернет.
«Учитывая недоверие сограждан, - говорит в интервью газете USA Today Луис Грейсман, директор FTC по маркетинговой практике, - мошенники стараются убедить нуждающихся в работе людей в своей стопроцентной порядочности. Когда почти 10% работоспособных американцев долгое время не могут трудоустроиться, найти среди них доверчивых людей не представляет труда».
Грейсман и его ведомство стараются быть объективными: далеко не все предложения работы на дому - мошеннические схемы. Осторожность, однако, не помешает. Тем паче, что методы обмана значительно усовершенствовались. «Многие американцы верят в неограниченные возможности интернета, в его способность предоставить им новые возможности заработать деньги, - говорит Алисон Саузвик, пресс-секретарь Better Business Bureau (BBB). - Мошенники знают, что обычные схемы надувательства вызывают подозрения, а вот за полезную информацию, связанную с трудоустройством, они денег не пожалеют. Скажем, за продажу рекламы Google или Twitter".
Чета Брайан и Сюзан Рейд, о которых рассказывает USA Today, стали жертвами одной из весьма распространенных в наши дни «информационных» схем обмана. Компания Search Profit System разместила на интернете объявление, в котором, всего за $1.95, предлагалась информация о различных способах получения стабильного дохода. Брайан и Сюзан с радостью перевели Search Profit System указанную выше сумму. Однако ни на их электронный, ни на их домашний почтовый адрес никаких материалов не поступало. Зато они обнаружили, что компания Search Profit System сняла с их кредитной карты $50. Как так? Оказалось, что на сайте фирмы (ее второе название - Money Mastery) меленьким шрифтом было написано о необходимости отказаться в течение 24 часов от подписки на информацию по зарабатыванию денег с помощью мировой сети. Иначе стоимость подписки менялась.
Среди обманутых Search Profit System оказалось множество людей: они, как и супруги Рейд, потеряли по $50, не получив ничего взамен. Попытки вернуть деньги ничем не увенчались. После получения жалоб от десятков обманутых клиентов, представители отделения BBB в Юте обратились к менеджменту Search Profit System за разъяснениями. «А мы не причем, - заявили представители фирмы, наш продукт распространяет подрядчик - компания Mars Hill Media».
Ни в BBB, ни в FTC отговоркам Search Profit System не поверили. За плутовство придется отвечать. «Мы хотели бы предупредить всех, кто ищет работу через интернет, - заявили в FTC, - если в объявлении говорится о необходимости заплатить за информацию вперед, существует большая вероятность того, что вы имеете дело с мошенниками».
Как пишет USA Today, среди часто применяемых схем "work-at-home" можно назвать обучение обработке и рассылке счетов за оказанные медицинские услуги - medical billing. Газета рассказывает об одном таком мошеннике - владельце компании EDI Healthclaims Network Честере Маззони. За получение специальной «лицензии» и обучению «биллингу» этот господин просил $5-$6 тыс. Маззони и его подельник Лео Лепо обещали своим клиентам заработок до $1200 в месяц и постоянную клиентуру. Чтобы убедить сомневающихся, им представляли сотрудников фирмы под видом бывших учащихся EDI Healthclaims Network. Как может догадаться читатель, после уплаты денег и т.н. обучения (на самом деле процесс «обучения» был фикцией), выпускники «курсов Маззони» ни клиентов, ни работы не получали.
В ходе проведенного расследования инспекторы FTC выяснили, что «курсы обучения биллингу» были ни чем иным, как способом финансирования других бизнесов мошенника. Администрация FTC передала дело в суд, потребовав взыскать с него и других соучастников его аферы $17 млн. Получить эти средства с мошенников не удалось. Маззони объявил себя банкротом. По словам федерального прокурора Стивена Детелбаха, жертвами этого человека оказались тысячи американцев. Единственное, что может их утешить, так это 5-летний срок лишения свободы, который грозит Маззони. Он уже признал себя виновным, а оглашение приговора намечено на август с.г.
Эксперты предупреждают: если вам попалось на глаза объявление об обучении medical billing для работы в домашних условиях, отнеситесь к такой рекламе очень осторожно. Даже если предложение и не является мошенническим, имейте в виду, что для небольшой компании, решившей заняться medical billing, места на рынке практически нет. Многие медицинские офисы занимаются этой деятельностью самостоятельно или обращаются за содействием в устоявшиеся на рынке бизнесам, а не в мелкие домашние конторы.
Администрация FTC указывает на другие мошеннические схемы, которые традиционно вызывают подозрение. Среди них: сборка изделий, рассылка корреспонденции, переадресовка товаров (reshipping).
Варианты обмана при схеме сборки товара следующие. Вам могут прислать на дом вами же оплаченные компоненты, а затем просто откажутся принимать изделия, сославшись на низкое качество. Но чаще всего, заплатив регистрационный сбор и перечислив деньги за детали, вы их никогда не увидите.
Рассылка корреспонденции нередко является схемой вовлечения в мошенническую сеть других людей. Например, вам предлагают $500 в неделю за рассылку корреспонденции. Вы отправляете по адресу, указанному в интернетовском объявлении, $50 и в ответ получаете листовки, которые следует наклеить на уличные столбы. В листовках вам предлагают указать свой домашний адрес, по которому заинтересованные в работе люди должны были отправлять вам конверты со своим обратным адресом. Таким образом, в схему вовлекаются новые жертвы мошеннической схемы.
Мошенники, предлагая работу на дому, нередко стараются выведать у людей их персональную информацию. Для этого «соискателя» рабочего места просят указать в присланной бумаге номер Social Security и другие данные.
Если вы рассматриваете предложение работы на дому, эксперты BBB рекомендуют обратить внимание на следующие моменты, которые должны вас насторожить:
- фирма-работодатель предлагает вам перечислить определенную сумму авансом за документы, которые она должна вам выслать
- фирма-работодатель обещает вам солидную зарплату за работу, не требующую опыта и квалификации
- фирма-работодатель гарантирует получение прибыли
Перед тем, как принять предложение от компании, следует проверить на веб-сайте BBB - http://www.bbb.org/ или генеральной прокуратуры вашего штата, не было ли жалоб на данное предприятие.
- Информация о материале
О необходимости регистрации авторских прав и получении свидетельств на них приходится слушать достаточно часто. В практике нашей компании так же встречаются случаи, когда клиент приходит и просит зарегистрировать что-то ним созданное, и очень для него ценное.
Стараясь быть максимально честным перед клиентом я прежде чем взять деньги за оформление заявки на регистрацию очередного «дизайна интернет-сайта интернет-магазина» всегда стараюсь объяснить, что регистрация авторского права никакого правового значения не имеет.
Основной функцией у такой регистрации является получение соответствующего свидетельства и торжественное водружение его на видное место в коридоре где оно должно искриться в лучах прожекторов. Но при этом никакой юридической нагрузки такое свидетельство не несет. Обидно то, что в 9 случаях из 10 мне просто не верят, и идут регистрировать к другим.
Читая последний шедевр от украинского Верховного Суда под названием «О применении судами норм законодательства в делах о защите авторского права и смежных прав» среди интересных новел (а Верховный часто отмечается тем, что увековечивает непонятно что) нашел и то рациональное зерно, которым можно ещё раз объяснить о том, что такое регистрация авторского права.
Но обо всем по порядку.
Итак, статья 11 Закона об авторском праве и смежных правах содержит такое, казалось бы, ясное правило: авторское право на произведение возникает вследствие факта его создания.
Для тех, кто с ночного поезда второе предложение той же статьи провозгласило, что для возникновения и реализации авторских прав не требуется регистрация произведения или какое-то другое специальное его оформление.
Казалось бы, все, баста! На этом месте можно закрывать тему и начинать говорить о пиве и том, все ли матчи сборной Украины по футболу можно смотреть лицам младше 21.
Но, как показывает практика, вопрос регистрации авторского права иногда может собой затмить игру наших дровосеков с футбольными мячами!
Дело в том, что часть пятая той же статьи 11 Закона об авторском праве внесла сумятицу в не одну светлую голову. Там сказано, что субъект авторского права для удостоверения авторства (авторского права) на опубликованное или не опубликованное произведение, факта и даты такой публикации может зарегистрировать свое авторское право.
О том, что слово «может» не всегда означает «должен» для нашего человека пока не понятно. Если честно, достаточно прочитать первые 5 страниц проекта Налогового кодекса чтоб понять откуда истоки у этой национальной особенности украинского характера. Более того, практически любой госорган при минимальном столкновении с авторскими правами потребует свидетельство о регистрации “шоб було” (потому что так учили – чем больше бумажек попросишь, тем легче даются слова «до свидания, приходите в следующем году»).
Но вот появилось постановление Верховного Суда (который раньше вообще уклонялся от вопросов интеллектуальной собственности), о выходе в свет которого я уже успел рассказать выше. Искренне надеюсь, что оно поможет более авторитетно объяснять, о чем говорится в статье 11 Закона об авторском праве, более четко.
Итак, Верховный Суд в пункте 4 своего постановления указал, что регистрация авторского права не носит правоустанавливающий характер.
Иными словами, согласно постановлению Пленума Верховного Суда сам факт наличия у меня свидетельства об авторском праве не свидетельствует о том, что это право у меня есть.
Здесь можно добавить ещё и то, что этот же вопрос когда-то разжевал Высший хозяйственный суд в одном из своих постановлений. В частности Вышка сказала, что:
- во-первых, регистрация авторского права является правом владельца авторских прав, а не обязанностью (это и так понятно – об этом прямо сказано в законе). Это значит, что я хочу регистрирую, а хочу не регистрирую, и никто не может меня заставить это делать;
- во-вторых, что важно – регистрация авторского права не определяет ни фактической даты создания произведения, ни объема правовой охраны. В некоторых случаях свидетельство о регистрации авторского права может содержать данные о публикации произведения, но никак не о дате создания;
- в-третьих – во время рассмотрения заявки на регистрацию авторского права никакие экспертизы не проводятся. Иными словами, свидетельство о регистрации авторского права говорит не о том, что у обозначенного в нем человека есть авторские права, а о том, что этот субъект просто правильно оформил заявку на регистрация авторского права, занес её в правильное окно и заплатил в кассу правильную сумму денег;
- и четвертое, и, как по мне, самое главное – зарегистрированное авторское право не имеет никаких преимуществ перед незарегистрированным. В этом свете напротив свидетельства ставится большой знак вопроса.
В принципе, этого достаточно для того, чтоб усвоить: регистрация авторского права и получение свидетельства об этом имеет больше психологическое, чем правовое значение. Судя по всему, как указывалось выше, основной функцией свидетельства на регистрацию авторского права является его висение на гвоздике в красивой рамке под стеклом и у всех на виду (вариант для продвинутых – разместить на сайте). Ведь и на самом деле, никакого юридического значения свидетельство о регистрации авторского права не несет, а значит нет никакой необходимости в её проведении.
Однако, любовь к бумажке с гербовой печатью в обществе столь сильна, что даже суды часто относятся к свидетельству о регистрации авторского права примерно так же, как благочестивый индус относится к любой коровьей ферме. Хотя, как показано выше, нельзя исключать ситуации, когда можно попасть к судье который уже успел с этим вопросом разобраться.
- Информация о материале
Заядлые путешественники знают: туристические поездки - это не всегда только приятные эмоции. Иногда возможны сюрпризы в виде укуса обезьяны, отсутствия мест в оплаченном отеле, задержки самолета и прочих "приятностей". "Деньги" выяснили, как справиться с наиболее часто встречающимися туристическими форс-мажорами.
Hotel не захотэл
Самые банальные туристические неприятности, которые нередко происходят с украинскими путешественниками: забыли встретить в аэропорту, не поселили, поселили, но не туда, задержали рейс, не хватило мест в самолете, не покормили и так далее. Как показывает опыт, в таких ситуациях отстоять свои права относительно легко.
"Если авиакомпания перепродала билеты на рейс, задержала самолет, на стыковочном рейсе "забыла" пассажиров - все эти вопросы нужно решать непосредственно с ней", - уверяет директор туркомпании "Ева-тур" Ирина Давиденко. Ирина аргументирует: заказывая билет у той или иной авиакомпании, человек автоматически становится ее клиентом. Поэтому всяческих компенсаций нужно требовать именно от перевозчика. "Пассажиры должны, к примеру, знать, что если рейс задержали на пять-шесть часов, то авиаперевозчик обязан их покормить. А если туриста куда-то не довезли, он может рассчитывать на финансовую компенсацию. Причем приличные компании сразу же отдают деньги", - уточняет она. Ирина вспоминает историю о том, как одна туристка по вине авиаперевозчика опоздала на стыковочный рейс Амстердам-Киев (она летела из Гаваны в Амстердам, а из Амстердама в Киев). "Тех, кто опоздал, отправили в Киев на несколько часов позже. И тут же на месте выдали компенсацию в размере €400 каждому", - рассказывает Ирина Давиденко.
То есть если у туристов возникают какие-либо проблемы с перелетом, нужно тут же обратиться в представительство авиакомпании. Такие представительства, как правило, есть в аэропортах.
Хотя если рейс чартерный, за все ответить должен туроператор, кстати, мобильными телефонами его представителей и в Украине, и в стране назначения нужно запастись заранее. "Компания, которая организовывает тур, должна дать туристам номер телефона принимающей стороны, которая решает все проблемы на месте", - уточняет Ирина Давиденко. Если турфирма не выдала такой телефонный номер, не стоит стесняться его попросить.
Точно так же нужно терзать фирму, которая организовывала поездку, ежели путешественников не поселили в отель или поселили, но не в тот.
Впрочем, порой можно справиться и без помощи компании-организатора. Сергей, начальник службы безопасности крупного производственного предприятия, говорит, что однажды в одном из отелей Мармариса (Турция) их поселили не в тот номер. "Мы с женой заказывали себе номер с видом на море, доплачивали за него. А нас поселили в номер чуть ли не с видом на стройку. Я очень интеллигентно объяснил администратору, что у нас в ваучере записано "вид на море" и нас тут же переселили", - делится Сергей. Он говорит, что, судя по его личному опыту, а также опыту его друзей, подобные ситуации - не редкость. "Они просто селят в номер подешевле. Если туристы не возмущаются, просто перепродают более дорогой номер другим туристам. На этом зарабатывают те же администраторы. Если попадаете в такую ситуацию - отстаивайте свои права", - советует опытный турист.
Брысь, зараза!
Что там случаи с непоселением в отеле или задержкой рейса! Циркулируют и куда более пугающие туристические байки.
Финконсультант Юлия Вишневская рассказала "Деньгам" историю своих знакомых, которые осенью прошлого года отправились в Индию (Гоа) и по приезду заболели тропической лихорадкой. "Это была компания из пяти человек, но только двое заразились. Причиной стали комары - переносчики тропической лихорадки, которые в этот период сильно активизировались. Уже в самолете двум ребятам стало плохо, а дома болезнь совсем их одолела - высокая температура, мышечные боли, рвота. В результате они пролежали в больнице больше трех недель", - делится г-жа Вишневская.
Юлия говорит, что ее знакомые путешественники не делали себе никаких прививок перед поездкой, поскольку кто-то им сказал, что Гоа - одно из самых "незаразных" мест в Индии. "Думали, что с ними такого случиться не может. И, к сожалению, ошиблись", - подытоживает финконсультант.
Те, кто любит всяческую экзотику, должны знать - практически все неевропейские страны, помимо красивой природы и достопримечательностей, могут одарить туристов разными болячками.
Например, есть зараза под названием "японский энцефалит" (острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением нервной системы. Симптомы - сильные головные боли и лихорадка. - Авт.). Заразиться этим можно вовсе не в Японии, а в Непале, Китае, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Поэтому тем, кто намерен отправиться в эти страны, врачи рекомендуют делать прививки от страшного недуга. Стандартный график вакцинации - это три дозы, которые вводятся по схеме: первый, седьмой, тридцатый дни (ускоренный вариант - первый, седьмой, четырнадцатый дни). Сделать все прививки следует за десять дней до отъезда.
"На самом деле, если говорят, что в той или иной стране есть какая-то болезнь, вовсе не обязательно делать прививки. Все зависит от региона страны и сезона", - отмечает Алла Трикоз, менеджер департамента выездного туризма компании "Киевский спутник". Например, говорит Алла, взять ту же Бразилию. Если ехать, скажем, в Рио, то прививки от желтой лихорадки, которая "обитает" в этой стране, не нужны. А вот желающим отправиться в Амазонию - в обязательном порядке. "Информацию о прививках должна дать туркомпания", - говорит Алла Трикоз. Если же туристы путешествуют сами, то нелишним будет позвонить в посольство и узнать там, нужно ли делать какие-либо вакцинации.
Кус-кусь
Некоторые путешественники специально выбирают себе маршруты, на которых можно повстречать всяких-разных животных - от насекомых и птичек до львов и крокодилов. Но даже самые, на первый взгляд, безобидные зверушки способны покалечить туриста.
Юлия Вишневская, друзья которой вернулись из Индии с тропической лихорадкой, рассказала еще один туристический "жутик". Дело было в той же Индии, которая, как известно, славится огромным количеством буддистских и индуистских храмов.
Подруга Юлии, любительница достопримечательностей, отправилась на очередную экскурсию. "Возле храма дрались две обезьяны, и одна из них рыкнула на мою подругу и неожиданно укусила ее за ногу", - вспоминает Юлия. Г-жа Вишневская говорит, что подруга жутко испугалась и тут же начала расспрашивать местных жителей, в какую больницу можно прямо сейчас обратиться для быстрой обработки раны. "О страховке она даже не вспомнила, ей нужно было срочно что-то делать. Местные жители ей показали больницу, где ей сделали укол, а потом еще в течение какого-то времени делали компрессы. К счастью, все обошлось", - радуется Юлия. На самом деле подруга Юлии Вишневской поступила очень правильно - сразу же нашла больницу, где ей помогли. Дело в том, что милая обезьянка могла болеть бешенством (к слову, зараза это распространена в Индии, Вьетнаме, Таиланде, Китае, некоторых странах Южной Америки). А ежели человека кусает бешеная зверушка, то чем быстрее ему обработают рану, тем меньше шансов заразиться.
Не стоит думать, что только экзотические страны опасны для здоровья туристов. Получить укус какого-нибудь существа можно и на пляже старушки Европы. Шесть лет назад киевлянка Елена Соболева отдыхала с семьей в Черногории на самом популярном тамошнем курорте - Будва. В первый же день отпуска отдых был испорчен: Елена пошла купаться, и возле самого берега ее ужалила водоросль. "Сначала появилась красная сыпь, затем началась аллергическая реакция, вплоть до затрудненного дыхания, рана начала очень чесаться, а потом начался воспалительный процесс. Заживала рана где-то два-два с половиной месяца, а шрам остался до сих пор, хотя прошло уже шесть лет", - рассказывает Елена Соболева.
По словам Елены, дать какой-то совет в подобной ситуации очень тяжело, ведь эту водоросль невозможно увидеть и как-то от нее защититься. Если подобное произошло, главное - вовремя обратиться к врачу, а не ждать, пока само пройдет.
А еще все же стоит обращать внимание на разнообразные значки и таблички вдоль пляжей. К примеру, на многих курортах Греции есть предостережения по поводу морских ежей. Поэтому купаться там желательно в резиновых тапочках (стоят несколько евро и продаются буквально на каждом углу). Пренебрежение этим простым правилом чревато веселеньким букетом неприятностей: ежовые иглы практически невозможно вытащить (они известковые и крошатся), а еще они содержат слабый, но вызывающий очень болезненную реакцию яд. Кстати, ежей также можно встретить в Египте и на всех средиземноморских побережьях.
В конечном итоге по отношению к любой незнакомой морской живности есть одно простое и невероятно действенное правило - не трогай, держись на расстоянии.
Дело рук самих утопающих
Любителям понырять, то есть дайверам (особенно начинающим), "Деньги" настоятельно рекомендуют "не углубляться". Другими словами, не погружаться слишком глубоко. Напомним историю, описанную в "Деньгах" в №19 от 8 февраля 2007 года (доступно на www.dengi.ua).
Опытный дайвер (тридцать пять погружений) Ольга рассказала: "Одно из прекрасных погружений в Дахабе (Египет) чуть не закончилось для меня трагически. Погружаются в Каньон обычно до 30 м, однако перед погружением инструктор почему-то спросил, все ли были на глубине 40 м. Как правило, при спуске я не слежу за компьютером, и в тот раз было так же. Вдруг стало очень уж темно, но я списала это на плохую погоду". По словам Ольги, на максимальной глубине с нее слетела ласта, и когда она остановилась, чтобы найти ласту, поняла, что у нее закружилась голова, ей стало трудно дышать.
"Я уже почти потеряла сознание, когда мой напарник вернулся за мной и потащил наверх. Поднявшись метров на пять, мне стало легче. Посмотрев на компьютер, я увидела, что опустилась до 51 м. Очевидно, это был азотное отравление", - делится она. Ольга советует никогда не верить на слово даже самым убедительным инструкторам, контролировать глубину погружения самостоятельно и постоянно следить за показаниями компьютера. А тем, кто только хочет стать дайвером, Ольга рекомендует получить предварительную консультацию у врача. Ведь основная помеха для занятий дайвингом - проблемы с сердечно-сосудистой системой. "Тем, кто перенес воспаление легких, тяжелый бронхит и другие болезни, связанные с дыхательными путями, нырять не рекомендуется", - добавляет она.
Ныряние в состоянии алкогольного опьянения или даже на следующий после распития день строго-настрого запрещено: последствия могут быть крайне печальными, вплоть до летального исхода. Не рекомендованы погружения и тем, кто страдает клаустрофобией или приступами паники - под водой они могут чувствовать себя крайне некомфортно.
Смотрите телевизор
Бывший главред московского журнала SmartMoney, а ныне топ-менеджер одного из российских инвестбанков Леонид Бершидский описал в своей колонке для российского Forbes просто-таки феерическую историю. В мае нынешнего года он отправился отдыхать в Бейрут (когда-то этот город называли Парижем Ближнего Востока) - аккурат накануне вспышки гражданской войны. А когда там все заполыхало всерьез, выбираться из Ливана в мирную Сирию ему пришлось через блокпосты противоборствующих группировок и с риском для жизни. Что тут скажешь: странный, конечно, выбор места для отдыха. Тем более что неинформированным человеком Леонида ну никак нельзя назвать.
Подстелем соломки!
Что нужно сделать ради безопасного и комфортного отдыха:
- запастись номерами мобильных телефонов представителей туроператора, украинского консульства в стране пребывания (список есть на сайте "Денег");
- иметь помимо предусмотренных "карманных сумм" хотя бы одну кредитку с неприкосновенным запасом;
- перед поездкой договориться с родственниками иили друзьями о схеме действий в случае ЧП: оставить информацию о своем маршруте и местах проживания (включая телефон и электронную почту отеля), о способах экстренной связи, о процедуре срочной отправки денег;
- еще до поездки ознакомиться с перечнем рисков, характерных для данной страны (необходимость в прививках, криминогенная ситуация, сезонные ухудшения погоды, политические кризисы, обострение террористической угрозы);
- мыть руки, овощи, фрукты бутилированной водой, не употреблять молочные продукты (это касается уж совсем экзотических стран). Но даже в странах поцивилизованнее пить только бутилированную воду и ее же использовать при чистке зубов;
- не трогать диких животных;
- не хранить наличные в одном месте, распределить их в разные карманы и сумки;
- сделать копию своего загранпаспорта, приглашения, ваучера - всех бумаг. Еще лучше отсканировать эти документы и отправить копии себе на электронный адрес, чтобы в любой точке мира, где только есть Интернет, можно было их получить и распечатать;
- носить документы при себе, защищать от влаги;
- если есть возможность - сдавать документы на хранение в сейф на ресепшн отеля (сейфам в номерах доверять не стоит);
- не сдавать в багаж ценные вещи, особенно технику, электронику, а уж тем более - документы;
- в странах с криминогенной обстановкой следить, чтобы фото- и видеотехнику не украли.
Дарина Веретенко, заместитель генерального директора компании "Технологии Управления Спайдер Украина" и опытная путешественница:
- Самое первое, что хотелось бы посоветовать, - тщательно выбирать провайдера услуг. Мы путешествовали по "нестандартным" странам - были в странах Африки и Латинской Америки, причем заказывали туры за границей. Один раз это была чешская компания, один раз - английская. И вот с персоналом английской турфирмы были неприятности.
Посередине Африки, в Малави, проводник нас бросил. Перед этим пообещал поездку в национальный парк, въезд в который якобы стоит $100. Собрал деньги.
Мы сели в автобус, проводник сделал вид, что тоже садится. Но ехал он обычно в кабине с водителем, поэтому в салоне мы его видеть не могли. А когда автобус километров через пять застрял на плохой дороге, оказалось, что проводника с нами нет. Водитель сказал, что и не будет, но больше ничего не объяснил. Мы вернулись к месту старта и даже сумели беглеца поймать. Он объяснил свое поведение тем, что поссорился с хозяином, то есть с директором английской турфирмы. Тот, дескать, не заплатил за работу, поэтому проводник таким образом решил свою проблему и посоветовал нам решать наши проблемы с хозяином. В группе было много мужчин, так что доллары ему вернуть все же пришлось - под нажимом. Потом мы на него еще и заявление в полицию написали.
Поэтому хорошо бы, чтобы компания-провайдер предоставляла несколько проводников на выбор и о каждом рассказала, кто он, как долго он работает, какие группы водил.
А тогда дело усугублялось еще и тем, что для путешествия по Малави у нас не было визы. Перед выездом в Африку (планировалось сухопутное путешествие по нескольким странам) представитель турфирмы нам говорил, что в Малави виза не нужна. Мы поверили. А на границе оказалось, что нужна. Мы все же вышли из положения - пообещали оформить визы, как только приедем в столицу страны, в течение трех дней (там к этому относятся попроще, чем в Европе).
Так что перед выездом обязательно надо уточнять такие вопросы в посольстве. И вообще перепроверять всю предоставляемую оператором информацию, особенно внимательно проверять билеты. Раз я не проверила билеты, полученные от провайдера, и оказалось, что на одной странице указана одна дата вылета, а на другой - другая. Пришлось, ссылаясь на то, что на одной странице написана нужная дата, убеждать перевозчиков отправить меня в желаемый срок. Тем более что летела группа, а ошибка была только в одном билете.
Чтобы путешествие прошло с минимальными потерями, нужно придерживаться элементарных правил "туристической безопасности" - не кормить крокодилов с руки, не кушать грязные овощи и фрукты, не задираться с местными жителями.
- Информация о материале
Многих будущих автовладельцев от покупки машины отпугивает не столько ее цена на базаре, сколько стоимость оформления в ГАИ. Дело в том, что за право стать автовладельцем в нашей стране нужно выложить немаленькую сумму. Во-первых, нужно заплатить 3% от признаваемой государством цены в Пенсионный фонд. Например, если автомобиль в ГАИ оценили в 80 тыс. грн. («Дэу Ланос» в нормальной комплектации), в пользу пенсионеров нужно отдать 2,4 тыс. грн. Во-вторых, нужно заплатить транспортный сбор (54—540 грн.), в-третьих, — за услуги банка (0,5% от предыдущих платежей), в-четвертых, выложить 300—500 грн. за полис ГО. На этом фоне услуги МРЭО (порядка 700 грн.) выглядят, как издевательство (за что берут такие деньги?). А при покупке залогового авто нужно выложить еще и за нотариальное оформление сделки, юрэкспертизу, оценку, расходы за операцию с реестрами и еще 2—3 придуманных банком платежа.
Если автомобиль старше 8 лет ввозится из-за рубежа, то возникают вопросы с его растаможкой и уплатой повышенного акциза и транспортного сбора — размеры этих платежей могут быть выше, чем стоимость самого автомобиля: например, если купить Volvo 940 в идеальном состоянии в Германии за 2—3 тыс. евро, то для его легализации в Украине нужно отдать порядка 50 тыс. грн.
Так и хочется плюнуть на все эти платежи и придумать какую-то хитрую схему, которая позволит «ездить и так». Тем более, что интернет и автопресса заполнены объявлениями о продаже «машины по доверенности», на авторазборках предлагают «привезти тачку под документы», а знакомые и вовсе говорят, что «дядя сестры кума» работает в ГАИ и может помочь с легализацией за символические $10 тыс. В такие моменты люди забывают народную истину о том, что «дешевая рыбка — плохая юшка», и идут на поводу у различного рода дельцов-мошенников. «Сегодня» при помощи юриста Донецкой коллегии адвокатов Марины Гавяды выяснила, каких автосделок и в каких случаях стоит остерегаться.
Машина под выкуп
Стандартная ситуация — на рынке или в газете появляется хороший автомобиль по приемлемой цене, но денег на него не хватает, банк кредит наличкой не дает, а родственники и знакомые занять тоже не могут. Продавец же торопит — «Бери машину сейчас же, а то на нее у меня очередь из десяти человек стоит».
Потенциальный покупатель загорается и теряет бдительность. Вот тут-то мошенник и начинает психологическую атаку — «Давай денег сколько есть, я напишу доверенность и будешь кататься на ней до полной выплаты. А потом оформим на тебя». Покупатель соглашается, и они идут к нотариусу для оформления доверенности. Однако после выплаты продавец не спешит снимать машину с учета, а ликвидирует доверенность у нотариуса (имеет на это право) и заявляет об угоне.
Не рискуйте с такой схемой, особенно если авто стоит дороже $4 тысяч. Любые договоренности фиксируйте письменно, а возвращая деньги, берите расписки. Если уже попались на уловку, пишите в милицию встречное заявление о мошенничестве.
Риски с «генералкой»
Продавец предлагает купить машину по генеральной доверенности. Мол, снять/поставить на учет в ГАИ дорого, так давай оформим документы у нотариуса и сэкономим на налогах и МРЭО. А потом в любой момент сам снимешь с учета. Отличие этой схемы от предыдущей в том, что машина по обычной доверенности отдается под выкуп, а по гендоверенности выдается сразу вся сумма.
Как и в предыдущем случае, продавец может отозвать доверенность в любой момент, а нотариус не имеет права отказать в такой операции. После этого начинается «развод» с подачей заявления на угон — как с этим бороться, мы уже описали. Однако даже если вам продает авто не мошенник, есть риск, что владелец автомобиля умрет. В этом случае право собственности переходит на его наследников, а управлять автомобилем по документу, выписанному умершим человеком, нельзя.
Единственным выходом, если вы уже попали в такую ситуацию, является обращение к наследнику владельца. Однако он должен вначале оформить авто на себя, после чего опять снять с учета и продать (подарить) его вам. Естественно, процесс этот очень долгий (минимум полгода) и затратный (двойное оформление).
Машина под бумаги
Допустим, у вас есть старая иномарка, которая постоянно нуждается в ремонте, а приводить ее в полный порядок слишком дорого. На авторазборках часто предлагают не тратиться на «клячу, которую проще пристрелить, чтобы не мучилась», а снять с нее идентификационные таблички и переставить на свежепригнанную из Германии в отличном состоянии, продав остатки на металлолом.
При проверке во время техосмотра любой гаишник способен увидеть следы от замены номерных деталей и отправит машину на штрафплощадку за незаконное переоборудование и незаконный ввоз — авто просто конфискуют как контрабанду.
Перед проведением работ лучше всего обратиться в ГАИ с заявлением, что авто нуждается в замене кузова, после чего получить на разборке чек о том, что они продают уже растаможенный кузов либо его элементы, и легализовать замену в ГАИ — при этом в техпаспорт вписывают новый номер кузова и цвет.
Занижение стоимости
При оформлении ГАИ авто эксперт-оценщик по каталогам определяет рыночную стоимость авто, с которой нужно заплатить 3% в пользу Пенсионного фонда. У автомобилиста есть сооблазн дать оценщику взятку, чтобы тот подсчитал по более выгодному тарифу.
Со сменой власти в ГАИ начались чистки, во время которых такого рода факты вскрылись практически во всех МРЕО и часть сотрудников ГАИ была уволена (особенно сильный скандал разгорелся во Львовской области), а против некоторых грозят возбудить уголовное дело, привлекая автовладельцев в качестве соучастников (дача взятки — тоже преступление).
Факт взятки доказать не так уж и просто, даже если сотрудник ГАИ дал показание, что автовладелец действительно заплатил деньги за выгодное оформление. Поэтому проще всего — просто отрицать такие обвинения, а на тот факт, что авто стоит дороже, чем его оценили, всегда можно ответить, что с тех пор его несколько раз ремонтировали, мол, цена, естественно, выросла.
Машины-двойники
На протяжении нескольких лет в Украине существовала популярная схема легализации нерастаможенных авто посредством изготовления на них документов-копий на зарегистрированный в базе ГАИ автомобиль. Продавцы реализовали такие машины по доверенности со словами «не для продажи» и уверяли, что если лишний раз в МРЭО не заезжать, никто ничего не заподозрит.
Владелец одного из двойников Леонид Ш. рассказал нам, что на деле его останавливали «кобровцы» 10—12 раз за несколько лет и каждый раз с ухмылкой говорили, что хорошо знают все такие машины, намекая на взятку — за три года так пришлось отдать более $3 тыс. откупных и сильно понервничать — за такие действия могут завести уголовное дело.
Если решились купить машину по доверенности, то, чтобы не попасть на двойника, обратитесь для оформления к своему нотариусу, а не навязанному продавцом, и убедитесь в том, что доверенность внесли в реестр (мошенники выдают доверенности на ворованных бланках). Обязательно, чтобы документ выписывал владелец, а не его представители. А если двойник все-таки попался, его лучше продать по запчастям.
- Информация о материале
Ранее "Дорожный контроль" неоднократно приводил примеры грамотных жалоб на действия сотрудников ГАИ. Как правило, такие документы составляются в порядке Закона Украины "Об обращении граждан".
Этот закон позволяет любому гражданину обратиться в органы государственной власти с заявлением о нарушении законодательства и получить ответ. Но часто, прокуратура и ГАИ отправляют водителям отписки. Мол "была проведена проверка и в действиях сотрудников Госавтоинспекции нарушений найдено не было".
Кроме этого, бывает так, что автомобилистов приглашают в отделения и проводят профилактические беседы с целью убедить больше не писать подобные заявления.
Чтобы не дать государственным органам власти использовать накатанную схему "отмазок", "Дорожный контроль" разработал новый механизм правильного написания обращений.
Так, в Украине существует такой замечательный нормативно-правовой акт как Закон Украины "Об информации". Согласно ст. 32 этого Закона, каждый гражданин может письменно или устно обратиться в органы власти с вопросом касающегося их деятельности и вам обязаны предоставить ответ.
Как это работает на практике. Если вы увидели факт нарушения закона инспектором ГАИ пишите не жалобу, а информационный вопрос.
Например, ГАИшник остановился под знаком "остановка запрещена". Составляется документ с вопросом "почему инспектор ГАИ во время несения службы нарушает ПДД?" или "Расположен ли патрульный автомобиль ГАИ с нарушением ПДД?" и т.д.
Такой запрос поставит руководство ГАИ в тупик. Ведь вы не просите наказать ГАИшника, вы просто задаете вопрос, потому стандартную схему "в действиях сотрудников нарушений не найдено" применить уже не получится.
Приведем пример такого информационного запроса.
Последние несколько месяцев в городе Киеве на перекрестке бульвара Перова и проспекта Алишера Новои систематически дежурят патрули ГАИ, которые фиксируют скорость транспортных средств.
Во первых, данная дорога достаточно широкая и ограждена отбойником, потому какой то острой необходимости в фиксации скорости нет. Кроме этого, ГАИшники стоят таким образом, что их абсолютно не видно с дороги. Патруль появляется в поле зрения только уже перед самим перекрестком.
Очевидно, что ГАИшники просто устроили себе кормушку для зарабатывания денег.
По этому поводу "Дорожный контроль" составил вот такой вот информационный запрос.
Самое главное то, что вопросов можно задавать неограниченное количество. И чем больше тем лучше. Причем грамотнее указывать в документе например не десять вопросов, а писать десять обращений где будет по одному вопросу.
Например, вчера 5 июля возле бульвара Перова на въезде из прилегающей территории спрятался патрульный автомобиль ГАИ д\\н 2146.
В данном случае инспектор нарушил ПДД, распоряжение МВД №466 и Инструкцию ГАИ №111.
Потому составляем три информационных запроса.
Также, советуем отправлять информационный запросы по одному случаю в разные дни, чтобы их расписали на разных людей, с целью получить противоречивые ответы, а потом их использовать в дальнейших разбирательствах.
Подавая информационный запрос вы автоматически снимаете с себя статус жалобщика и выступаете просто в качестве интересующегося работой ГАИ гражданина.
В этой ситуации у ГАИ есть три варианта: ответить как положено; не ответить по сути вопроса; проигнорировать запрос.
В каждом из вариантов Госавтоинспекция находится в проигрышной позиции. Если ответ будет по сути, то тем самым ГАИ признает факт нарушения законодательства. А если вам не отвечают на запрос - то это уже нарушение ст. 5 Закона Украины "О борьбе с коррупцией", согласно которой органом государственной власти запрещено отказывать гражданам в предоставлении информации.
Любой ответ ГАИ на подобные информационные запросы является 100% основанием для заявления в прокуратуру и иска в суд. Причем если вы написали 5 запросов по одному факту, то вы можете написать 5 заявлений в прокуратуру и 5 судебных исков.
Если учитывать, что каждая фотография патрульного автомобиля ГАИ дает возможность задать три вопроса, то десять автомобилей ГАИ даст возможность написать 30 судебных исков или 30 жалоб в прокуратуру.
Главное в этом процессе - количество. Чем больше тем лучше. Пускай руководство ГАИ 24 часа в сутки занимается исключительно составлением ответов на ваши информационные запросы.
Отметим, что эту схему можно применять везде и во всех сферах. Например, так можно издеваться на судьями, которые принимают незаконные решения.
- Информация о материале
Страница 164 из 186
